Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Чтение сложных слов. Когда учить ребенка читать

Время чтения: 8 минут

Дети должны получать определенные навыки и знания от родителей. Все мамы и папы должны знать о том, как научить ребенка читать правильно в домашних условиях по букварю или используя другие методики. Это умение поможет малышу легче воспринимать окружающий мир, адаптироваться в школе, получать знания по другим предметам. Есть разные методы обучения детей чтению. Узнайте об их особенностях.

Как правильно и быстро научить ребенка читать

Некоторые родители полагают, что заниматься с малышом должны только специалисты, но это мнение ошибочно. Зная несколько секретов, проявив настойчивость и терпение, вы научите кроху азам быстрого чтения самостоятельно в домашних условиях. С такими навыками малышу будет гораздо проще адаптироваться в обществе, он значительно быстрее освоит программу школьного обучения.

Когда учить ребенка читать

Раньше этот навык прививали малышам только в школе, в крайнем случае, в детском саду, т.е. не раньше пятилетнего возраста. Сейчас времена изменились и детей начинать обучение рекомендуется чуть ли не с первого года жизни. Как родителям убедиться в психологической и физической готовности малыша заниматься:

  1. Хорошим признаком будет то, что чадо в раннем возрасте интересуется детскими книжками.
  2. Малыш должен владеть речью, понимать значения простых слов, уметь формулировать предложения, выражать мысли фразами, воспринимать информацию и звуки фонематическим способом.
  3. Дитя знает базовые направления (вверх-вниз, влево-вправо), может ориентироваться в пространстве.
  4. У крохи хороший слух, нет серьезных проблем с произношением и других отклонений в развитии. Если есть дефекты речи, запишитесь к логопеду на прием.

По какой азбуке учить

Как правило, для занятий используется классический букварь и некоторые другие материалы: плакаты, кубики, карточки. Многие родители, испробовав современные методики, возвращаются к тому, чтобы научить чтению обычным способом. Можете приобрести букварь, разработанный Натальей Жуковой. Эта педагог предлагает способ обучения, сочетающий в себе классические и оригинальные подходы.

Основные правила техники чтения

Стоит отметить, что некоторые действия родителей способны на всю жизнь убить в человеке интерес к книгам. Как правильно научить ребенка читать:

  1. Никогда не заставляйте. Старайтесь заинтересовать ребенка, рассказывая интересные истории. Читайте ему вслух, подавайте собственный положительный пример, так вы быстрее научите его. Не заставляйте ребенка и не ругайтесь, если он делает ошибки. Хвалите малыша за успехи.
  2. Сначала учите воспринимать звуки, а лишь потом переходите к буквам алфавита.
  3. Занимайтесь освоением слогов. Так выучить буквы будет проще.
  4. Регулярно повторяйте пройденный материал. Лучше делать это в игровой форме, не устраивайте тестов, потому что это может быть обидно.
  5. Сначала учите простейшие слова с повторяющимися складами (ма-ма). Затем можно переходить к более сложным заданиям. Подойдет схема слог-буква (ко-т, до-м). Когда малыш освоит технику чтения слов, научите элементарным, а потом сложным предложениям. Самыми последними вводите упражнения с й, ь, ъ. Это очень простой механизм для того, чтобы овладеть навыком чтения вслух.
  6. На прогулке просите малыша произнести, что написано на вывесках, рекламных щитах, так вы быстрее научите его читать.
  7. Выбирайте игры на знания отдельных букв. Купите кубики с алфавитом.
  8. Не учите названиям букв («эр», «эс»). Он может коверкать слова потом.
  9. Занимайтесь каждый день, чтобы научить читать. Не бросайте уроки, даже если вы считаете, что малыш уже все умеет.

Методика обучения чтению дошкольника в домашних условиях

Есть разные схемы занятий с детьми, предложенные специалистами. Родителям рекомендуется детально изучить особенности каждой из методик, выбрать предпочтительную и заниматься только по ней. Если вы будете использовать несколько схем занятий, то можете попросту запутать малыша, отбить у него желание учиться. Ознакомьтесь с несколькими популярными способами раннего обучения.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог предлагает начинать изучение с письма. Мария Монтессори советует детям рисовать прописные буквы. Должны использоваться такие методики, как обводка, штриховка. Потом нужно переходить к изготовлению букв из объемных материалов, к примеру, пластилина. Рисунки и макеты нужно составлять, складывать буквы, а уже на последнем этапе произносить слоги.

Методика Николая Зайцева

Один из популярнейших способов обучения, обеспечивающий быстрый результат. Прекрасно подойдет активным детишкам. Обучение ведется по кубикам со складами. Есть такие, на которых одна буква, и те, на которых две. Они разноцветные. Кубики с гласными звуками золотистые. Те, на которых звонкие склады, серого цвета и называются железными. Деревянные кубики коричневого цвета содержат глухие слоги, а белые и зеленые – знаки препинания. У всех них для простоты восприятия разное наполнение, вес и размер.

Все занятия с кубиками по методике Зайцева проводятся только в игровой форме. В комплекте идут таблицы со складами, которые должны быть всегда на виду, и примеры специальных упражнений. Склады нужно собирать по определенным принципам, петь, имитировать звуки животных. Игры вы можете придумывать и самостоятельно, вместе с малышом, опираясь на то, что будет ему интереснее.

Методика Глена Домана

Направлена на осваивание не звуков и слогов, а сразу целых слов. Они написаны на специальных карточках с картинками. Родители должны показывать каждую из них ребенку по 15 секунд, громко объясняя значение. Первые занятия должны быть очень короткими, не дольше 5-10 минут. Преимущества эффективной методики Домана:

  • подходит детям с рождения;
  • можно использовать индивидуальный подход, формировать определенный словарный запас;
  • всесторонне развивает;
  • материал можно сделать и самостоятельно.

Не лишена система Домана и ряда недостатков. Педагоги выделяют такие ее минусы и недочеты:

  • процесс обучения пассивный;
  • не воспринимается детьми старше трех лет.

С чего начинать учить ребенка читать

Обязательно подберите подходящие пособия для занятий. Используйте книги, плакаты, карточки и кубики. Этапы обучения:

  1. Познакомьте малыша с открытыми гласными. Произносите их и пропевайте.
  2. После начального этапа перейдите к звонким согласным.
  3. Запомните глухие и шипящие звуки. Только после этого вы можете переходить к обучению чтению по слогам. Запоминание букв, а не звуков, может вызвать сложности в будущем.
  4. Научите малыша составлять слоги из двух гласных. Он должен понимать, как соединяются звуки.
  5. Перейдите к слогам, в которых первая буква согласная, а вторая гласная. Это будет просто.
  6. Складывайте слоги с шипящими.
  7. Перейдите к закрытым складам (гласная-согласная).

Обучение ребенка чтению в игровой форме

Развлекаясь, малышу проще всего привить интерес к книгам. Есть много игровых методик, направленных на проработку техники чтения:

  1. Учите вместе короткие стишки, рассказывающие о буквах.
  2. Смастерите буквы самостоятельно. Чтоб выучить алфавит, собирайте их из подручных материалов: пластилина, счетных палочек, спичек. Можете вырезать их из картона и обклеить цветной бумагой.
  3. Создайте альбом, в котором каждая страница станет «домом» для буквы. Вклеивайте туда картинки со словами, которые с нее начинаются.
  4. Выберите изучаемую букву. Бросайте крохе мяч и называйте слова. Если в них он услышит нужный звук, пусть поймает мяч, а если нет – отобьет.
  5. Сделайте круглые карточки со слогами и поиграйте в «Магазин». Каждый склад – монетка. Покупатель дает одну из них и заказывает у продавца тот товар, который с этого слога начинается (ба – банан, ку — кукла).
  6. Напишите склады на карточках крупными жирным шрифтом. Разрежьте каждую по горизонтали и перемешайте. Пусть дитя соберет все половинки и прочтет слоги.
  7. Дайте малышу длинное слово. Пусть найдет в нем несколько маленьких.
  8. Сделайте карточки со слогами. Показывайте ребенку рисунок с изображением того или иного слова. Пусть составляет его из слогов.

Как учиться читать по слогам

Специалисты рекомендуют начинать делать это сразу, ребенку еще не обязательно даже знать все звуки. Тогда процесс обучения пойдет значительно быстрее. Используйте игровые методики, разные вспомогательные материалы. Если малыш уверенно составляет склады, переходите на этап собирания слов. Запомните, как правильно научить ребенка читать по слогам. Занятия должны проходить в последовательности, которая описана ниже.

Уроки чтения по слогам

Процесс должен быть последовательным. Из каких этапов состоит обучение чтению по слогам:

  1. Сначала составляйте простые слова из повторяющихся слогов (па-па). Следите за произношением.
  2. Переходите к легким и понятным словам из трех-четырех букв (ле-с, по-ле).
  3. Процесс усложняется. Научите ребенка читать слова из трех и более слогов (ко-ро-ва). Желательно заниматься с картинками.
  4. Переходите к чтению простых предложений (ма-ма мы-ла ра-му).

Как научить ребенка читать не по слогам

Объединение складов в слова занимает у детей много времени и внимания. Родители должны научить ребенка бегло читать, произносить слоги слитно, хорошо усваивать текст и воспринимать его целиком. Для этого есть такие методики:

  1. Чтение на скорость. Выбирайте тексты, подходящие по возрасту ребенку, и засекайте, сколько он сможет прочесть за минуту. Потом пусть перескажет краткое содержание текста.
  2. Перемешайте слова в предложении и пусть ребенок составит его правильно. Начинайте с простых примеров.
  3. Ролевое чтение. Выберите детскую сказку. Пусть ребенок озвучивает одного героя, а вы другого. Читайте по ролям. Это поможет малышу выбирать правильную интонацию, держать ритм, делать паузы в нужных местах, понимать смысл.
  4. Сложные слова. Ежедневно давайте малышу прочесть 2-3 раза порядка 30 слов, в которых много трудных сочетаний согласных звуков.
  5. Развивайте боковое зрение и логическое мышление, тренируйте память, правильное произношение, скорость чтения.
  6. Устраните логопедические и другие проблемы.

Как научить ребенка читать по букварю Жуковой

Эта книга предлагает сочетание традиционных и современных методик. Уже на третьем задании ребенку предстоит чтение слогов. Порядок знакомства с буквами автор предлагает свой, а не традиционный алфавитный. В книге есть подробные инструкции по проведению уроков, поэтому даже родители без педагогического образования легко смогут организовать занятие. Чтобы научить ребенка читать в домашних условиях, применяется такая схема:

  1. Знакомство с гласными и согласными.
  2. Учимся читать по слогам.
  3. Осваивание закрытых складов.
  4. Переход от простых слов к сложным.

Видео

На долгом и занимательном пути развития ребенка и становления его, как личности, умение разговаривать и облачать мысли в верно подобранные слова является, пожалуй, одним из самых необходимых навыков. От этого многое зависит в будущем: как ребенок будет общаться с людьми, сможет ли находить с ними общий язык....

Но это все потом, а сейчас, когда малыш уже давно гулит и агукает, родители так сильно ждут, когда он скажет свое первое слово и гадают на ромашке: каким оно будет? «Мама»? «Папа»? Или даже «Кыся»?

Все родители желают, чтобы их ребенок как можно быстрее заговорил, но у всех детей это происходит по-разному. В силах мамы и папы повлиять на речевой процесс и помочь ребенку начать говорить.

Основные стадии развития речи

Первая

Первые звукосочетания малыш начинает издавать в раннем возрасте, когда ему исполняется 2-3 месяца. Ему даже удается отличать голоса, но вот общие звуки дети воспринимают, как умиротворяющую мелодию. Это считается первой стадией развития речи.

Вторая

К 5-7 месяцам бормотание ребенка становится более отчетливым, украшается эмоциями, потому что наступает вторая стадия.

Третья

Наконец, третья стадия приходится на возраст с 7-9 месяцев. Малыш в этот период начинает произносить короткие слова, сложенные из слогов: «ма-ма», «ба-ба».

Осмысленная речь

Восторг родителей, услышавших такие свершения, малыш не воспринимает, как данность. Осмысленность речи появляется у него в возрасте около года, когда словарный запас пополняется уже несколькими «конструкциями» из 3-10 примитивных слов.

Если с ним в это время заниматься, то в 2 года малыш будет способен не только пополнить словарный запас, но и называть предметы, действия и даже говорить о собственных ощущениях.

Когда нужно начинать?

Считается нормальным, если ребенок не очень хорошо говорит в 2 - 2,5 или даже в три годика. Научить ребенка разговаривать — это означает видеть явный прогресс в развитии речи: новые звуки, попытку повторения слов, знание того, что означают конкретные предметы.

Девочки в этом смысле гораздо быстрее начинают радовать родителей своими звуковыми успехами, а мальчишки отстают от них на несколько шагов. Все потому, что слабый пол созревает намного раньше, чем сильный — и это природный закон выживания.

В тех семьях, где родители говорят на двух и более языках, малыш, скорее всего, начнет разговаривать еще позже. Сами посудите, каково ему «переварить» и применить в действии сразу два потока информации!

Как научить малыша говорить?

Начинаем с рождения

Нельзя пытаться начинать учить ребенка говорить только тогда, когда ему исполнится годик. С самого рождения мама должна принимать активное участие в формировании его речи: говорить с ним, петь, улюлюкать, агукать, при этом показывая малютке свою артикуляцию.

Рассказываем обо всем вокруг

Когда он подрастет, вы должны постоянно разговаривать с малышом: обо всем и постоянно, чтобы он сначала научился понимать интонацию, потом ритм, затем смысл слов. Также давайте ребенку возможность ответить вам пусть даже и на непонятном, гулящем языке. Такой смешной на первый взгляд диалог помогает ребенку учиться разговаривать.

Комментируйте действия, которые вы выполняете: Смотри, мама берет кастрюльку», «Гляди, мама наливает тебе молоко!», «Сейчас я буду тебя переодевать». «Рассказывайте» малышу свой жизненный опыт, чтобы он понимал, о чем идет речь.

Произносим слова и звуки четко и внятно

Малыш должен видеть ваше лицо, когда вы к нему обращаетесь. Слова, брошенные на бегу, тут не помогут. Произносите слова четко, а ударные гласные протягивайте: ка-роо-вааа. Смело тяните губы в трубочку и округляйте рот, чтобы малыш понял, как нужно произносить звуки.

Переходим на новый уровень

В возрасте полутора лет переходите на обычный «голосовой режим», при этом продолжая четко проговаривать звуки. Сложные слова при этом не стоит заменять простыми, пусть ребенок пополняет свой словарный запас.

Также не стоит обобщенно называть какие-то предметы: шапкой именовать и шляпу, и косынку, и каску. Вы не облегчаете ему этим «жизнь», а затрудняете процесс познания мира.

Не оставляем без внимания глаголы с прилагательными

Берите во внимание глаголы, не останавливаясь на пополнении словарного «существительного» запаса. Тучка, дождик, собачка должны присутствовать в разговоре, но наравне с «идет», «летит» и «бежит». При этом предложения должны быть максимально простыми: машинка едет, солнышко светит.

К этим правилом добавьте и необходимость накопления определений, чтобы малыш мог сказать, что солнышко на улице золотое, а лето жаркое. Правильным также будет противопоставлять слова друг другу: бабочка порхает, а жучок ползет.

Так вы обогатите словарь малыша и систематизируете все в голове ребенка, чтобы он вовремя смог «выудить» из библиотеки необходимое слово.

Играем со звуками и слогами

Думая о том, как научить ребенка говорить, чаще играйте со слогами и звуками, ведь все это можно совмещать с текущими делами: едете в автобусе - играйте в слоги, идете на прогулку - пойте песни.

Когда малыш станет старше, увеличьте нагрузку и начните ту же забаву, только со словами: что бывает твердым? (камень), что можно назвать зеленым? (траву).

Развиваем мелкую моторику

Мелкая моторика рук тоже должна постоянно развиваться, ведь руки по утверждениям врачей считаются вторым органом речи. Массируйте пальцы ребенка, играйте с ними в потешки, ладушки, сороку-ворону.

Немногим позже, когда малыш станет старше, перейдите на игру разными предметами - резиновыми, деревянными, колючими, шершавыми, гладкими, чтобы он изучал их своими руками.

Смело давайте годовасику макароны и фасоль, занимайтесь с ним лепкой из пластилина, собирайте мозаику и обязательно рисуйте. Все это поможет ребенку не только научиться говорить, но и делать это правильно.

Способы, помогающие детской речи быстрее развиваться

Игры с использованием языка

Хорошая забава — игра с языком, которой необходимо заниматься вместе с ребенком.

  • язычок гулять собрался (при этом нужно открывать рот);
  • потом он умылся (языком проводите по верхним зубам);
  • решил причесаться (надо высовывать и прятать язычок);
  • назад оглянулся (облизывайте губы);
  • в сторону повернулся (поворачивайте язык то к левой, то к правой части рта);
  • шлепнулся вниз, повис (опустите язык);
  • вверх полез и в домике исчез (поднимите язык и спрячьте го во рту).

Песни с играми

Мама и папа поют песню, при этом изображая звуками все, что в ней происходит: цоканье копыт, звук мотора, мычание коровы. Потом повторяют тоже самое с малышом.

Скороговорки

Когда детки плохо выговаривают звуки ж, с, щ и прочие, помогите ему скороговорками.

Например, такими:

  • «У ежа ежата, у ужа ужата»;
  • «В грозу от груза развалился кузов»;
  • «У осы не усы, не усища, а усики»;
  • «Шесть мышат в шалаше шуршат».

Проблемы с речью: когда идти к логопеду?

Размышляя о том, как научить ребенка говорить, необходимо осознавать одну важную деталь: вы должны быть ответственным и внимательным родителем. Чем больше вы говорите с ним, тем больше ребенок запоминает слов, а его речь развивается гармонично.

Почему нельзя пытаться самостоятельно корректировать дефекты детской речи?

Однако не всегда малыш проговаривает буквы хорошо, а родители, желая помочь ему, пытаются откорректировать эти дефекты самостоятельно. Делать этого категорически нельзя!

Подобные логопедические занятия вредят малышу, а их последствия не в силах исправить и опытный специалист. То же самое относится и к логопедическому массажу, из-за неправильных движений которого происходит спазм нервных окончаний.

В каких случаях нужна помощь специалиста?

Обращаться за помощью к специалисту стоит в том случае, если ребенок в 3 года вообще не говорит или заикается. Также насторожить родителей должен факт того, что малыш говорил, а потом вдруг прекратил разговаривать.

Наконец, если в пять лет ваше чадо все еще неверно произносит звуки, помощь логопеда ему просто необходима!

Как найти хорошего логопеда?

Чтобы найти профессионала своего дела, лучше воспользоваться услугами «сарафанного радио» - спросить о хорошем логопеде у знакомых и друзей. Если же вы решили обратиться сразу в клинику, то посмотрите на отзывы в Интернете и попросите дипломы и сертификаты заведения — так же, как и диплом врача.

«Медвежья» услуга непрофессионала приведет к тому, что ребенок не только не научится говорить, но и его речь впоследствии вообще нельзя будет исправить.

И, напоследок стоит сказать, что речь любого малыша напрямую зависит от того, сколько времени родители уделяют занятиям. Научить ребенка говорить можно только разговаривая с ним. Потому, приложив к достижению заветной цели необходимые усилия и свободное время, вы достигнете на пути развития речи вашего карапуза больших и радостных успехов!

Всесторонне развитый ребенок является мечтой каждого современного родителя. Особенно важно для мам и пап, чтобы их кроха научился рано читать. Ведь многие школьные учреждения ждут первоклассников, которые уже владеют навыками чтения, а также умеют считать и писать.

Сегодня разработано множество методик и систем, которые помогают родителям самостоятельно научить ребенка читать. Но многие родители теряются и не знают, в каком возрасте начинать обучать малыша навыкам чтения и какую методику для этого выбрать. Рассмотрим все по порядку.

Когда учить ребенка читать

Мало кто из взрослых задумывается над тем фактом, что чтение является достаточно сложным процессом, который заключается не только в выучивание букв, умение образовывать из них слоги или даже воспроизводить длинные предложения.

Суть обучения чтению заключается в том, чтобы малыш умел осознанно воспринимать и воспроизводить текст.

В связи с этим, ответ на вопрос о том, когда разрешается учить ребенка читать типа «Чем раньше, тем лучше» является неправильным. Невропатологи предупреждают родителей, что раннее обучение малыша чтению в некоторых случаях может ему навредить. Ведь нервная система и мозг человека развивается постепенно. Если начинать принудительно влиять на отделы головного мозга ребенка, которые еще физиологически не готовы функционировать в полную силу, то возможно развитие невроза, бессонницы и других психологических проблем.

Каждый из родителей может самостоятельно определить физиологическую готовность своего маленького чада к чтению:

  1. У малыша развита и полностью сформирована речь. Он не только говорит сложными предложениями, но и в состоянии составить небольшой связный рассказ.
  2. У ребенка полностью развит фонематический слух. Малыш без труда может самостоятельно определить звук в начале, в конце и в середине слова.
  3. Ребенок уже правильно произносит все звуки, а также у него нет нарушения ритма речи, мелодики и других логопедических проблем.
  4. У крохи полностью сформировалась пространственная ориентация.

Педагоги и психологи рекомендуют родителям начинать обучать чтению детей не раньше 5 лет. В данном возрасте мозг ребенка способен без труда освоить любые знаковые системы. Но, каждый малыш индивидуален, и в практике существуют случаи, когда дети начинают самостоятельно читать и в более раннем возрасте.

Методики раннего обучения чтению

Сегодня разработано множество методик, которые помогают малышам быстро научиться читать с помощью родителей. Рассмотрим наиболее актуальные из них более детально:

Правильно учить ребенка читать: методика Зайцева

Суть данной методики, которая успешно используется уже более 20 лет, заключается в том, что малыши изучают сразу не звуки и буквы, а склады. Статичные кубики Зайцева способствуют освоению крохой именно фонетического состава языка. Данный дидактический материал включает 12 групп. Кубики могут быть золотыми, деревянными и железными, внутри которых находится разнообразный наполнитель. В игровой форме ребенок учится различать согласные и гласные звуки, а также твердые, мягкие и глухие звуки. В набор для раннего обучения чтению включаются не только кубики Зайцева, но и специальные таблицы, которые показано размещать чуть выше роста ребенка на стене, и аудиокассеты.

Родители в процессе обучения чтению должны не проговаривать склады, а петь.

В методике Зайцева данный прием называется «попевки». При этом следует использовать таблицы, которые способствуют более активному запоминанию материала. В результате систематических занятий дети могут легко запомнить около 246 складов русского языка.

Следует отметить, что методика Зайцева больше актуальна для «леворуких» детей, которые быстро и легко воспринимают склад и слово целиком, а также для детей с психически-эмоциональными нарушениями. При этом скорость обучения ребенка зависит от его возраста. Если малышу больше трех лет, то через полгода он сможет научиться читать. При этом заниматься с малышом следует не меньше двух раз в неделю. Длительность занятия 15-30 минут.

Педагоги не считают методику Зайцева идеальной для ребенка и отмечают в ней как плюсы, так и минусы. Положительной стороной методики являются такие моменты:

  • ребенок в игровой форме запоминает сочетание букв и ему не нужно думать, как прочитать склад;
  • на кубиках Зайцева изображены правильные сочетания букв, которые в дальнейшем помогут ребенку писать грамотно;
  • система Зайцева не привязана к какой-либо возрастной категории;
  • ребенок может самостоятельно играть кубиками Зайцева, обучаясь раннему чтению;
  • кубики Зайцева положительно влияют на развитие органов чувств и мелкой моторики.
  • Данная методика отличается и некоторыми негативными явлениями:
  • ребенок, выучившийся читать по данной методике, часто проглатывает окончания и ему трудно понять состав слова, так как он изучал сразу склады;
  • трудности в первом классе с фонематическим разбором слова, так как в методике Зайцева звуки отмечаются совсем другими цветами;
  • непоследовательность метода;
  • дорогие пособия и длительная подготовка к началу занятий.

Правильно учить ребенка читать: методика Глена Домана

Суть данной популярной методики американского ученого заключается в том, что малыш не запоминает звуки или склады, а автоматически осваивает целые слова. Для этого используются специальные карточки, с изображением слова и предложения. Родители показывают малышу определенную карточку в течение 15 секунд и громко называют ее значение.

Занятия по данной методике должны осуществляться регулярно и первоначально длиться около 5-10 минут. В результате малыш не только быстро научится читать, но у него будет развиты интеллектуальные способности, фотографическая память, внимание и умение концентрироваться на определенном объекте. Плюсы данной методики следующие:

  • методику можно использовать с самого рождения крохи;
  • занятия смогут самостоятельно организовать родители, без привлечения специалистов;
  • дидактический материал можно сделать самостоятельно;
  • малыш получает всестороннее развитие, так как карточки разнообразной тематики.
  • Педагоги определяют следующие недостатки данной методики:
  • ребенок в ходе обучения занимает пассивную позицию;
  • малыш не учится самостоятельно читать, а только слушает информацию и ее анализирует;
  • невозможно проявить креативность в процессе обучения;
  • процесс обучения однотипный: нужно ежедневно демонстрировать малышу разнообразные карточки;
  • дети, которые старше трех лет, не очень охотно воспринимают данную методику.

Правильно учить ребенка читать: система развития Павла Тюленева «МИР»

Данная методика сегодня актуальна для многих родителей, особенно книга автора «Читать раньше, чем ходить». Педагог и новатор уверен, что малыш может с легкостью к году складывать буквы в слова, а к двум годам - бегло читать. Для этого с крохой нужно заниматься с самого рождения, а именно демонстрировать карточки с буквами, громко их озвучивая.

Особенно важны первые четыре месяца ребенка, когда его мозг активно воспринимает любые графические изображения.

При этом важно, чтобы в поле зрения малыша не попадали какие-либо игрушки или отвлекающие внимание посторонние предметы. Таким образом, для ребенка создается благоприятная развивающая среда, которая содействует активному обучению в будущем чтению. Автор методики предлагает родителям пропустить образную и сенсорно-моторную стадию развития крохи.

Правильно учить ребенка читать: классический способ обучения - Букварь

Данное пособие отличается разнообразными картинками и изображениями на страницах любимых героев. Принцип этой традиционной методики заключается в том, что малыш учится соединять в слоги отдельные звуки, а полученные слоги - в слова. При этом ребенку предоставляются специальные предложения на различные сочетания гласного с согласным звуком и наоборот. Важно, чтобы в приобретенном родителями букваре не были сразу представлены все буквы алфавита, а потом подана информация о соединении их между собой. Наилучшим вариантом является букварь, в котором данный процесс осуществляется параллельно. Ведь именно в ходе множества складываний ребенок учится активно читать и осознает основные его принципы.

Следует отметить, что многие родители, апробировав множество современных методик, возвращаются к традиционной методике обучения чтению. Конечно, данная методике не является легкой и простой, но она дает возможность малышу самостоятельно проанализировать полученную информацию и прочитать первые склады и слова, а потом небольшие предложения.

Легкий способ правильно научить ребенка читать

Предлагаем вам освоить самый простой способ научить читать ребенка. Данный способ состоит из нескольких этапов. Рассмотрим их более детально:

Учим только гласные буквы

Для этого родители должны подготовить специальный дидактический материал: кружочки диаметром 10 см красного цвета. На этих кружочках необходимо написать все 10 гласных букв. Данный цвет выбран не случайно, так как в звуковых схемах гласные звуки обозначаются точкой именно красного цвета. Ознакомьте малыша с каждым гласным звуком отдельно и пропойте вместе с ним его название. Кружочки с гласными звуками можно расклеить по дому и периодически просить кроху спеть песенку для того или иного звука. Через некоторое время измените местоположения кружочков.

Данный прием можно уже не применять, если кроха запомнил все песенки правильно.

Далее можно поиграть с малышом в интересные прятки с гласными звуками. Для этого, возьмите текст с достаточно крупным шрифтом или напишите самостоятельно простые слова на отдельных листах бумаги. Задача ребенка заключается в том, чтобы найти спрятанную в слове гласную букву. Благодаря этой игре малыш лучше запомнит графическое изображение буквы, а также научиться выделять букву из слова, независимо от ее цвета и размера.

Учимся читать отдельные слоги и простые слова

Когда малыш полностью выучил гласные звуки, можно перейти к процессу соединения их в слоги. При этом воспользуйтесь следующей методикой. Например, сегодня вы будете знакомить малыша с буквой Н. Следует отметить, что для малыша не важна информация о том, является ли изучаемая буква твердой или мягкой. В первую очередь обратите внимание ребенка на особенности ее графического изображения и придумайте, с какими предметами ассоциируется буква. Постарайтесь создать в голове малыша четкий образ буквы Н.

Далее приставляем изучаемую букву к готовым красным кружочкам с гласными буквами и читаем вместе с малышом образованный слог. Можно полученные слоги пропеть, произносить с различной интонацией и использовать другие приемы, чтобы малыш понял принцип образования слога. Данное занятие должно осуществляться в игровой форме и не превышать 10 минут.

После того, как кроха освоит два или три согласных звука можно учиться составлять простые слова из трех или четырех букв. Например: со+к, со+н или но+с. Для этих целей можно подготовить карточки со слогами и буквами или использовать магнитную азбуку.

Чтение сложных слов

Когда малыш научиться читать отдельные слоги и небольшие слова, можно приступать к чтению сложных слов, состоящих из 6 и более букв. Для более быстрого результата напишите знакомые слова для ребенка на листке бумаги и расклейте их по дому. Прочитайте с крохой вместе все новые слова несколько раз. Далее в течение дня в игровой форме повторяйте данные слова несколько раз. При этом можно менять месторасположение листочков со словами. Когда первую группу слов вы уже с ребенком освоили, приступайте к новым словам.

Кроме этого, повторяйте периодически ранее изученные слова.

Выше изложенный способ поможет малышу быстро научиться читать сначала слоги, а потом слова. Достаточно 15 минут в сутки уделить внимание данной методике, и ваш ребенок скоро будет читать отдельные предложения и маленькие истории.

Правила для успешного обучения чтению

  1. Обучение ребенка должно осуществляться в игровой форме, так как в данный возрастной период именно игра является активной формой познания мира.
  2. Интерес к занятиям должен постоянно поддерживаться многофункциональными пособиями и увлекательным дидактическим материалом.
  3. Эффективнее всего для малыша являются короткие занятия последовательного характера.
  4. Ваши объяснения должны быть четкими, короткими и емкими, так как дошкольник не способен воспринимать длинные и многочасовые инструкции.
  5. Начинайте малыша обучать чтению только в том случае, если его устная речь полностью развита и нет дефектов в звукопроизношениях.
  6. Структура вашего занятия должна включать не только обучающую часть, но и короткие разминки, физкультминутки, пальчиковую гимнастику и прочие мероприятия.
  7. В процессе занятия будьте последовательными, гибкими и терпеливыми.
  8. Не сравнивайте достижения своего малыша в обучении чтению с успехами других детей. Ведь для каждого ребенка характерен собственный индивидуальный темп приобретения навыков чтения, зависящий от многих факторов.
  9. Не начинайте заниматься с малышом, если у него или у вас плохое настроение. Данные занятия не будут эффективными и негативно отразятся на дальнейшем развитии малыша.

Следует отметить, что процесс обучения чтению является длительным и многогранным процессом. При этом у малыша вырабатывается собственный темп познания основ чтения.

Родители в первую очередь должны ориентироваться не на модные методики раннего обучения, а на индивидуальные особенности развития у крохи мышления, памяти и внимания. Ведь от того, насколько правильно вы будете учить ребенка читать, зависит, вырастет ли из него грамотный и вдумчивый читатель.

Нужно ли учить малыша говорить? Когда нужно начинать эту работу? Кто должен заниматься с ребенком? На эти вопросы однозначного ответа среди родителей вы не найдете. Одни родители считают, что развитие речи малыша должно проходить спонтанно, объясняя это тем, что их никто в свое время не учил говорить, а сейчас они прекрасные ораторы. Другие родители предпринимают активные меры по развитию речи ребенка начиная с младенческого возраста. Так кто же прав? На самом деле, правы и те и другие, так как развитие речи происходит спонтанно, но эффективность этого процесса во многом зависит от оказания определенных стимулирующих мероприятий, поэтому давайте разберемся, как правильно научить ребенка говорить.

Учим говорить ребенка младенческого возраста

Общение с грудничком происходит в большей мере на невербальной основе. Малыш учится распознавать и самостоятельно проявлять невербальные сигналы: мимические реакции (улыбка, поморщивание); движения головой, руками и ногами (отворачивает голову, поднимает ножки, указывает ручкой и т.д.) В то же время, начиная с 1 месяца жизни у ребенка появляются первые голосовые реакции - гуление, которое еще не является речью, а представляет собой предречевые вокализации в виде протяжных звучаний типа «а-гу». В 4 - 6 месяцев жизни малыша наступает новый период в развитии речи - «лепет», предшествующий возникновению самостоятельных слов и представляющий собой вокализации в виде повторения слогов типа «ма-ма», «ба-ба» и др.

Для того, чтобы гуление и лепет появились своевременно, нужно организовать следующее взаимодействие с ребенком. Сначала привлеките внимание малыша к своему лицу. Лицо мамы или папы должно выражать разные эмоции. Кроме этого, организуйте тесный физический контакт с ребенком: возьмите его на руки, погладьте различные части тела, прижмите к лицу и т.д. В процессе такого невербального общения оречевляйте все свои действия, а также пойте тихие песни, спокойным голосом рассказывайте истории и сказки, чтобы ребенок видел ваши органы артикуляции и ощущал вибрацию от их движений. Такие действия особенно нужны, так как, несмотря на то, что грудничок еще не понимает значений слов, он активно реагирует на интонацию взрослого и пытается подражать ей в виде элементарных вокализаций.

Существенным отличием в развитии ребенка 6 - 7 месяцев жизни является то, что он начинает сидеть, благодаря чему у него появляется возможность познавать не только те предметы, которые ему предлагает взрослый, но и те, которые находятся в поле его зрения. Чтобы их получить, недостаточно одних невербальных средств, нужно учиться их дифференцированно называть. Чтобы в активном словаре малыша появились нужные «слова», создавайте следующие условия.

  • Во-первых, вызывайте интерес у ребенка к окружающим объектам.

  • Во-вторых, обозначайте словами все окружающие объекты. На этом возрастном этапе можно использовать лепетные слова и звукоподражания: кукла - «ляля», корова - «му-му».

  • В-третьих, показывайте малышу различные действия, которые можно совершать с окружающими предметами и называйте их.

  • В-четвертых, рассматривайте с малышом картинки и иллюстрации, на которых изображены животные, игрушки и другие объекты, описывайте их.

  • В-пятых, стимулируйте малыша к повторению лепетных слов и звукоподражаний («Что это?», «Как говорит…?»).

В то же время, ребенок должен постоянно слышать правильный пример произнесения слов. Для этого разговаривайте с малышом как со взрослым: не искажайте слова, не упрощайте их, не повторяйте за ребенком неправильный вариант.

Учим говорить ребенка раннего возраста

Возрастной период от года до трех лет является самым динамичным в развитии речи и характеризуется переходом от лепетных слов и звукоподражаний, которыми ребенок обозначает практически все окружающие объекты и совершаемые с ними действия («ав-ав», «дай», «ня»), к словам и фразам так называемой «взрослой» речи. Так, в 2 года словарный запас ребенка должен составлять не менее 200 слов, а речь характеризоваться наличием простых фраз с отсутствием грамматической связи, например, «Кука бух», «Мама дяй», «Дядя би-би» и т.д. В 3 года словарь малыша составляет примерно 1200 - 1300 слов, которые активно изменяются по падежам, лицам, временам и числам. В этом возрасте ребенок правильно произносит практически все звуки речи. Исключения могут составлять шипящие и свистящие звуки, звуки [р] и [л].

Для того, чтобы речевое развитие ребенка раннего возраста соответствовало норме, нужно соблюдать ряд правил :

  1. Не ленитесь разговаривать с малышом.
  2. Произносите слова правильно, «не сюсюкайте».
  3. Читайте ему стихотворения, сказки и рассказы.
  4. Внимательно изучайте окружающие предметы и явления, обследуйте их с помощью различных анализаторов. Например, в процессе знакомства с яблоком ощупайте его, чтобы определить форму и характерные детали, попробуйте на вкус, понюхайте. При этом называйте все свои действия.
  5. Рассматривая картинки, фотографии и иллюстрации, детально описывайте все объекты, которые на них изображены.
  6. Прослушивайте аудиозаписи.
  7. Смотрите видеоролики, кинофильмы и мультфильмы. По окончании просмотра расспрашивайте малыша о том, что он увидел, объясняйте непонятные ему моменты.
  8. Организовывайте общение малыша со своими сверстниками, а также с детьми более старшего возраста, чтобы он учился взаимодействовать с ними в игре.
  9. Обыгрывайте игрушки и другие окружающие объекты. Действия с ними сопровождайте голосовыми реакциями и фразами, например, споем песенку кукле - «а-а-а», поезд едет «чух - чух, ту - ту» и т.д.
  10. Создавайте проблемные ситуации. Например, расположите любимую игрушку ребенка на недосягаемом для него уровне. Чтобы ее заполучить, малыш должен попросить вас об этом.
  11. Постоянно стимулируйте ребенка к говорению, так как должен накапливаться не только пассивный, но и активный словарь.
  12. Исправляйте произносительные ошибки малыша ненавязчиво. Привлекайте к этому процессу любимые игрушки, которые будут «помогать» ребенку находить правильное речевое решение.
  13. Применяйте упражнения по развитию мелких движений пальцев рук и органов артикуляции.

Научить ребенка складывать буквы в слова, а слова в предложения – задачка не из простых. На этом нелегком пути от родителей потребуются терпение, аккуратность и последовательность. Сегодня мы ответим на основные вопросы: как научить ребенка читать по слогам без помощи педагогов, и какие упражнения для обучения чтению дома наиболее эффективны.

Учим читать: готов ли ребенок обучаться чтению?

По мнению психологов, лучший возраст для обучения чтению – от 4,5 до 6 лет. На практике научиться читать ребенок стремится в возрасте 5 лет. Стоит помнить, что каждый ребенок индивидуален в своем развитии, и если вы не укладываетесь в общепринятые сроки, это говорит только о том, что процесс обучения следует немного отложить.

Существует целый ряд факторов, говорящих о том, готов ли ребенок в данный момент осваивать процесс чтения. Вот самые важные из них:

  • Нет проблем с произношением – у ребенка соблюден правильный темп и ритм речи, поставлены все звуки;
  • Нет проблем со слухом – ребенок не переспрашивает по многу раз, не коверкает простые в произношении слова;
  • Достаточное владение речью – богатый словарный запас, умение строить фразы и понятно для окружающих выражать свои мысли;
  • Развитый фонематический слух – ребенок может свободно различать звуки речи, воспроизводить услышанные звуки, называть первый/последний звук в слове;
  • Свободная ориентация в пространстве – ребенок четко знает понятия право/лево и верх/низ.

Внимательно наблюдая за ребенком, вы заметите момент, когда ему станет интересно складывать буквы в слова. Знакомые символы на вывесках магазинов чадо будет показывать маме и папе, а однажды попытается прочесть целиком. Разумеется, в свои первые попытки кроха наверняка прочтет слово неправильно, но это не страшно – это говорит о том, что его мозг созрел для усвоения нового навыка.

Известные методики обучения детей чтению

Методика Как действует
Обучение по методу Домана Глобальное чтение – таким словосочетанием можно охарактеризовать методику Домана. Она предусматривает обучение чтению целыми словами и опирается на особенности работы мозга малыша. Идея состоит в том, чтобы окружить ребенка написанными на ярких карточках/плакатах словами («стол», «стул», «шкаф» и т.д.). Механическая память позволяет ребенку запомнить и удерживать накапливающийся объем простых слов. Начинать следовать методике можно уже с 5-6 месяцев.
Метод чтения по слогам Традиционная методика, которая из года в год остается самой популярной у родителей, желающих научить ребенка читать в домашних условиях. Ребенок сначала складывает буквы в слоги, а затем – в слова. У детей старше 4,5-5 лет этот метод приносит быстрый результат. Материал легко закрепляется в игровых заданиях. Этот способ обучения используется в детских садах и школах, что несомненный плюс.
Метод чтения по складам В данной методике не слово дробится на слоги, а звуки соединяются в склады. Например, слово «чашка» будет читаться не «чаш-ка», а «ча-ш-ка». Склад может состоять из одной буквы, из согласной и гласной, или из согласной и твердого/мягкого знака. Несмотря на то, что методика очень распространена, есть вероятность того, что ребенку придется переучиваться в школе – ведь там используют метод чтения по слогам. Привычка дробить слова на склады может укорениться, что будет впоследствии затруднять восприятие текста и замедлять чтение.
Кубики Зайцева Методика помогает освоить азы чтения с помощью восприятия слогов. Разнообразные таблицы, красочные кубики разных цветов с наполнителями принимают активное участие в наглядном обучении соединения буквы в слоги. Большой эффективности занятия с помощью кубиков Зайцева достигают при групповом взаимодействии (в детских садах, центрах развития детей и т.д.). Рассматриваемая методика помогает получить максимальный результат за минимальное время у тех малышей, которым трудно усидеть на одном месте.

Мамам и папам, стремящимся научить ребенка читать как можно быстрее, следует быть очень деликатными в подходе к этому важному вопросу. Чтобы у ребенка не пропал интерес к чтению с первых занятий, мы предлагаем вам познакомиться с актуальными советами. Они помогут в процессе обучения привить малышу любовь к книге.

Алфавит с раннего возраста

Пусть ребенок с грудничкового возраста «впитывает» в себя, как губка, название букв в песенно-игровой форме. Короткие запоминающиеся стишки о буквах отложатся в детской памяти, и ближе к двум годам ребенок сможет вполне осознанно их рассказать. Включайте время от времени различные песенки и мини-мультфильмы про алфавит, тем более, что в такой подаче буквы запоминаются играючи.

Ненавязчивое обучение

Для дошкольника игра – это главный процесс, через который он познает окружающий мир, в том числе и при освоении навыков. Скучные занятия и зубрежка не принесут должного результата, более того, ребенок может напрочь разлюбить чтение. Преподносите информацию в теплой обстановке, терпеливо, и ребенок усвоит нужные знания в том темпе, который подходит конкретно ему.

Занимайтесь каждый день

Если вы начали делать первые шаги в чтении слогов, и они прошли безрезультатно, рано опускать руки. Можно сделать перерыв в 1-2 дня, и затем попробовать вновь. У ребенка получилось прочесть пару слогов из гласных букв? Здорово, значит первоначальные навыки чтения получены и их нужно развивать. Занимайтесь регулярно, и результат не заставит себя ждать.

Заинтересовывайте чтением

Часто трудности в обучении возникают с теми детьми, которым в детстве практически не читали, и родственники не подавали собственный пример чтения книг. Это можно исправить. В вашем доме должны появиться рассказы, сказки, детская художественная литература, интересная вашему ребенку. Сделайте семейную традицию – чтение маленького произведения перед сном. Малыш не откажется от родительского внимания, а интересная история побудит его интерес к книге.

От простого к сложному

Бывает, что ребенок знает названия букв, но не знает звуки. Ребенок не сможет освоить чтение до того момента, как он хорошо выучит произношение звуков. Занимайтесь в этом случае поэтапно:

  1. изучайте звуки;
  2. переходите к чтению по слогам;
  3. научите ребенка слитию слогов.

Только после прохождения данных трех этапов можно приступать к обучению чтения полноценных слов.

Подробное видео с советами от педагога – учимся читать:

Первые шаги к чтению: знакомство с буквами

Чтобы научить ребенка чтению, необходимо поддерживать интерес к книгам и буквам с раннего возраста. Как правило, в 2-3 года малыши начинают проявлять внимание к алфавиту. Родителям очень важно обеспечить в этот момент правильное развивающее пространство.

Визуализация

Ребенок довольно быстро запомнит буквы, если в поле его зрения будет находиться яркий плакат с русским алфавитом. Кроха показывает на букву – произнесите соответствующий звук. Возможно, что вам придется не раз возвращаться к «А» и «Б» и повторять их, но именно так малыш быстрее их запомнит. Для занятых родителей хорошим подспорьем будет интерактивное панно с буквами – оно само озвучивает ту букву, на которую нажмет ребенок.

Осязание

Для запоминания букв алфавита ребенку важно задействовать и осязание. Для развития абстрактного мышления малыша предложите ему познакомиться с буквами, слепленными из пластилина, или вырезанными из картона. Обращайте внимание на схожесть предметов и букв – турник похож на «П», а бублик – вылитая буква «О».

Чаепитие к буквами

Процесс изучения букв будет очень веселым и вкусным, если предложить ребенку съедобный алфавит. С помощью фигурных макарон можно сварить суп «Абвгдейка», а на десерт испечь собственноручно вылепленные печеньки – азбуку.

Магнитные развлечения

С помощью магнитной азбуки можно превратить процесс изучения букв в веселую и запоминающуюся игру. Например, малышей 1-2 лет можно завлечь, просто прикрепляя букву к поверхности холодильника и произнося её. «Дай мне буковку! Что это у нас? Это буква А!» Если ребенку уже есть 3 года, то ему понравится игра в «магнитную рыбалку». Нужно все магнитные буквы в контейнер, и сделать импровизированную удочку из палки и веревочки с магнитиком. Выловив «рыбку», произносите её название, проводя аналогию со словом. «Это рыбка Ж! Посмотри, как она похожа на жука!»

По клавишам

Дети очень любят повторять действия взрослых. Дайте малышу вволю понажимать кнопки в открытом текстовом редакторе – его заинтересует появление букв на экране. Покажите, как набрать самое простое слово «мама». Можно распечатать первое письмо, и вручить его ребенку. Даже если там будет совершенно немыслимое сочетание, это будет своеобразным толчком к запоминанию алфавита. Также для осваивания букв можно отдать ребенку «на растерзание» старую клавиатуру от компьютера.

Освоение принципа чтения по слогам

Обычно дети произносят каждый звук раздельно, и это понятно – им требуется время, чтобы вспомнить, как называется следующая буква. Задача родителей заключается в том, чтобы помочь малышу преодолеть это естественное затруднение.

Начать упражнения нужно со слов, состоящих только из гласных. Например, АУ, ИА и УА. К этим простым словам нужно нарисовать/подобрать иллюстрации – например, девочка, заблудившаяся в лесу («АУ!»), младенец лежащий в люльке («УА!»), и милый ослик, жующий травку («ИА!»). Попросите ребенка не прочитать надпись, а просто пропеть её. Петь можно медленно, «тянуть» слог, но не останавливаться: АААУУУ, ИИИААА, УУУААА.

На заметку! Обязательно учите ребенка распознавать восклицательные и вопросительные предложения. Выделяйте голосом момент восклицания, малыш должен различать «А?» и «А!»

Не бойтесь возвращаться к пройденному, продолжайте учить ребенка читать простейшие слоги. Когда первый звук у слога – согласный, его читать малышу сложнее. Но, тем не менее, учиться читать его тоже нужно, без этого в школе никак. Пусть ребенок «тянет» ННН и потом приставляет А, О, или У. Мальчик дает девочке конфету – НННА («НА!»). Малыш раскачивается на лошадке – НННО («НО!»). Девочка взяла маму за руку – МММА («МА!»). Обратите внимание, что первый звук ребенок может «тянуть» достаточно долго, чтобы вспомнить следующий.

Важно! Не торопите ребенка, если он задумывается при чтении трудного для него слога – когда он прочувствует принцип складывания слогов, то процесс освоения навыка пойдет значительно быстрее.

Если у малыша не получилось прочитать слово, то родитель должен сам прочитать его, потом попробовать еще раз прочитать вместе с ребенком. Затем переходите к следующему слогу. Независимо от успехов, подбадривайте и хвалите своего маленького ученика.

Большинство букварей для детей 6-7 лет предлагают учиться по слоговым таблицам. Они представляют собой перечень различных слогов, не имеющих смыслового значения, а основанных на визуализированном запоминании. Пример: на букву «Н» звуки «НА-НО-НУ-НЫ-НИ», на «М» – «МА-МО-МУ-МЫ-МИ», на «Т» – «ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ» и т.д. Безусловно, такие таблицы имеют право на жизнь, но они совсем не интересны детям. Заставлять ребенка читать различные «ВУ» и «ВА» совершенно не обязательно, вполне можно справиться и без такого устаревшего методического материала.

Совет! Ребенок не должен уставать от чтения. В первый месяц занимайтесь чтением слогов не чаще 3-4 раз в неделю. Пусть уроки идут не подряд, а через день. Со второго-третьего месяца можно учить ребенка читать ежедневно.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Навык чтения требует усердия и регулярных занятий. Чтобы обучение проходило с легкостью, рассматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, составляйте по ним истории. Больше общайтесь и разговаривайте с ребенком – это поможет ему развить мышление и связную речь.

Для открытия чудесного, интересного и огромного мира книг мы предлагаем вам игры на изучение слогов, их правильное произношение и запоминание. Упражнения в данных играх подойдут для детей от 3 до 7 лет.

Игры для изучения букв Игры на умение складывать слоги Игры на развитие навыка чтения
Создайте вместе с ребенком образы букв, с которыми он сможет поиграть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Можно самостоятельно сделать карточки с буквами и изображенными на них животными/предметами (А – АИСТ, Б – БАРАБАН и т.д.). Простая и в то же время интересная игра – «Составь слово». В основе: круги с написанными слогами и картинки, которые подсказывают ребенку, какое слово составить. Например, картинка с изображением реки. Ребенок должен выбрать два круга. На первом круге слог РЕ, на втором – КА. Картинка с изображением каши: выбираем круги со слогами КА и ША. Игра «Составь слово». Ребенку нужно составить слово из перепутанных местами слогов и букв. Например: создаем игровую ситуацию – внучка Маша решила сделать бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давай поможем Машеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, составив из перепутанных местами слогов и букв правильные слова.
Для запоминания буквы и звука рассказывайте короткие стихи-ассоциации, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-бус о-поз-дал.

На Кар-тин-ку смо-трит Кот,

На Кар-тин-ке Кит плы-вет.

О-слик ви-дит О-бла-ка,

О-тра-жа-ет их ре-ка.

Игра «Найди загаданное слово». Нужно выложить перед ребенком дорожку из разных слов. Задача читателя: выбрать то, что вы загадали. Например, среди слов: «кошка, качели, стул, морковь», найти «живое» слово – животного, овощ, предмет мебели, детское развлечение. Игровое упражнение «Прочти быстро». Ребенок должен с максимально быстрой скоростью произнести слова:

– мыла, мыла, мыла, мила, мыла;

– сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

– пила, пила, пила, липа, пила;

– соль, соль, соль, сел, соль;

– река, река, рука, река, рука.

Конструируйте с малышом буквы из подручных материалов – карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста. Игра «Слово в слове» очень интересна детям возраста 5-6 лет. Нужно найти слово поменьше в большом слове, например Э-ЛЕК-ТРО-СТАН-ЦИ-Я: КОТ, НОС, ТРОН и т.д. Игра «Назови, что видишь». Смысл игры – ребенок должен назвать на определенную букву все то, что он видит вокруг себя. Также можно называть на определенную букву животных (КОТ, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (МЯЧ, МАШИНА), или имена героев мультфильмов (КАРЛСОН, КРОШ).
Создайте альбом-раскраску, где на каждой страничке будет жить определенная буква. Для букв можно нарисовать домик, или украсить букву рисунком, начинающимся на неё (А- АСТРА, Б – БЕРЕГ и др.). Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать различные слоги на карточках из картона, и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка состоит в том, чтобы собрать карточки и прочитать написанные на них слоги. Игровое упражнение «Догадайся, что неверно». Ребенку предлагается посмотреть на картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача состоит в том, чтобы прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить её нужной буквой (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры – домино, лото с алфавитом. Лото с буквами родитель может сделать самостоятельно. Для изготовления потребуются 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок будет называть для поиска на карточках. Игры-ходилки хорошо помогают понять принцип чтения слогов. Такие игры можно приобрести или сделать самим, взяв готовые игры-ходилки за основу. В пустые клеточки надо вписать различные слоги. По ним необходимо передвигать фишку. Во время игры ребенок кидает кубик. Малыш должен читать слоги, встречающиеся на его пути. В процессе могут получиться звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Победит в игре тот, кто быстрее прочитает все слоги и доберется до финиша. Игровое упражнение «Что в тарелке». Перед едой попросите ребенка по слогам произнести, что из продуктов находится перед ним. Помогайте произносить слова с большим количеством слогов, при этом задавайте темп произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одним из интересных вариантов данной игры может быть игра в «повара». Задача ребенка – составить меню на обед из слов на выбранную букву, например «М». Если на одну букву получается мало слов, то можно предложить найти в холодильнике продукты, начинающиеся на 2 буквы и т.д.

Обратите внимание! Как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от процесса обучения и не терял интереса? Нужно заниматься с ним регулярно, но в то же время недолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить занятия в игровой форме, ребенку будет легко и не скучно познавать навык чтения.

Упражнения со словами: закрепляем навык

Как только ребенок научится сливать буквы в слоги, родителей можно поздравить с половиной пройденного пути. Теперь самое главное – закрепить полученный навык. В этом деле пойдут в ход веселые и интересные задания.

Во что играть Что делать
Кто что ест? Напишите в столбик названия животных: КОШ-КА, КО-РО-ВА, СО-БА-КА, БЕЛ-КА, КРО-ЛИК, МЫШ-КА. А справа и слева от слов нарисуйте картинки: рыбку, траву, кость, орех, морковь, сыр. Задача ребенка – прочитать слово и «накормить» с помощью стрелочек каждого питомца правильной едой.
Кто лишний? Напишите в столбик несколько слов: ГРУ-ША, ЯБ-ЛО-КО, А-НА-НАС, ПО-МИ-ДОР. Попросите ребенка зачеркнуть лишнее слово, причем обязательно объяснить свой выбор. Так можно поиграть с названиями овощей, одежды/обуви, цветов, деревьев, птиц и т.д.
Большой и маленький Напишите в верхней части листа слова ДЕ-РЕ-ВО, ГО-РА, ГРУ-ЗО-ВИК, ЖИ-РАФ, Я-ГО-ДА, КАП-ЛЯ, БУ-СИ-НА. Ниже нарисуйте две картинки – дом (большой) и цыпленка
(маленький). Пусть ребенок прочитает слова, и определит, какие из них большие и маленькие, и соединит линиями с подходящими картинками (ягоду, каплю и бусину – к цыпленку, остальные слова – к дому). Подобным образом можно делить слова на сладкие и кислые, тяжелые и легкие и др.
Кто где живет? Вперемешку запишите названия дикий и домашних животных: ВОЛК, ЛОСЬ, ЛИ-СА, КА-БАН, КО-РО-ВА, КО-ЗА, КОШ-КА, СО-БА-КА, ЁЖ. Под словами изобразите с одной стороны лес, с другой – деревенскую избушку с забором. Пусть ребенок прочитает слова и стрелочками изобразит, где живет каждый из зверей.

Формируем привычку читать книги с младенчества

В начале этой части советуем вам ознакомиться с опытом мамы. Как научить ребенка читать по слогам (видео):

Личный пример

«Ребенок учится тому, что видит у себя в дому». Известное выражение как нельзя кстати приходится к формированию у ребенка понятия о важности чтения. Если кроха будет часто видеть с книгой своих родителей, родственников, то для него чтение станет частью жизни. Пусть малыш с ранних лет знает, что чтение – это интересно, и хорошая книга вполне может заменить собой компьютерную игру или просмотр мультфильма.

Яркие иллюстрации

Выбирая книгу для начала чтения, не забывайте о том, что детям важны картинки. Благодаря выразительным, ярким рисункам следить за сюжетом ребенку будет легче и интереснее.

Регулярное чтение

Любовь к книгам формируется не в один момент. Если взрослый будет регулярно вслух читать ребенку небольшие сказки, уже спустя месяц-другой малыш будет сам проявлять больше интереса к произведениям. Первые прочитанные слова зачастую те, что изображены на обложке любимой книги.

Возможность выбора

Ребенку должно быть интересно то, что вы планируете с ним прочитать. Уже в 4 года маленький читатель способен определить, насколько ему интересна та или иная книга. В этом возрасте самое время для первого похода в библиотеку – позвольте малышу выбрать самому книгу в соответствии с собственным желанием.

Ограничение просмотра TV

Чтение, конечно же, требует от ребенка определенных интеллектуальных усилий. Чего не скажешь о телевидении – оно в прямом смысле отбирает возможность пофантазировать, предоставляя готовые образы. Совсем лишать просмотра мультфильмов не стоит, но ограничить время нахождения за экраном и строго подбирать разрешенные телепрограммы имеет смысл.