Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Декоративное оформление швейных изделий. Окончательная отделка плечевых изделий Декоративная отделка швейных изделий

Разделы: Коррекционная педагогика

1. Рефлексия настроения и эмоционального состояния

Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению.

Мода хоть и мимолётна, но успевает зафиксировать определённые моменты социального развития.

Габриель Тард

Цель урока: познакомить учащихся с историей моды от каменного века и до нашего времени.

Задачи:

  • Формировать представление о способах отделки изделия, ее назначении.
  • Учить применять отделку, в соответствии с видом, формой и цветом изделия.
  • Развивать наглядно-образное мышление, познавательную активность.

Средства обучения: стенд «Виды отделки»; образцы выполненных цветов.

Раздаточный материал: ткань, технологические карты, инструктаж по ТБ.

Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока: изучение нового.

2. Оргмомент

«Свиток»

Прочтите зашифрованные в этом свитке название словарных слов, которые будут звучать на протяжении всего занятия.

Ключ. Ищите буквы русского алфавита.

Словарь: отделка, цветок, мода, красота.

3. Устный фронтальный опрос с элементами демонстрации

(На столе стоит зелёный сундучок)

Нынче к нам на наш урок
Поутру невесть откуда,
Глянь-ка, прислан сундучок –
Чудо, цвета изумруда
И окован серебром…
Гляньте: грамотка на нем!
Мы сейчас ее прочтём.
(достаю грамоту и читаю).
Здесь дружок таится клад,
И сокровища лежат.
А какие угадай,
А потом и открывай!

– Давайте подумаем, что за сокровища в нём лежат?
Сундук-то старинный… Может, мы найдём в нем кружева белоснежные или яркие вышивки?
Итак, открываем короб! Вот так славный товар! Ах, так что же это? Ваша задача, определить к какой вид отделки на этом изделии?
(Учитель достаёт поочерёдно изделия, дети называют виды отделки.)
Народные умельцы творят своими руками чудеса!

– Тема сегодняшнего занятия «Декоративное оформление швейного изделия». В ходе предыдущих уроков вы познакомились с элементами отделки на изделиях, а сегодня во время практической работы выполните простейшее оформление изделия – съёмный цветок – брошь. Тема эта выбрана не случайно. Мы с вами в предыдущих классах шили фартуки, ремонтировали одежду, т. е. выполняли заплаты, немного вышивали. Эту тему мы как-то, так или иначе, затрагивали. Давайте вспомним:
– Какие виды отделки используются при изготовлении фартука? Для оформления блузки, салфетки, скатерти, подушки?
– А можно ли применять эти отделки при изготовлении юбки, платья?
– Можно ли выполнить заплату в виде аппликации?

Вывод: Мы вспомнили виды отделки, Таким образом, один вид отделки можно использовать в различных изделиях.

– А сейчас перенесёмся в прошлое.

– Украшение на одежде известны от каменного века и до нашего времени.

Стремление к красоте – одно из тех свойств, которые во все эпохи было присуще человеку. Красивая внешность помогала ему ощутить себя нужным и желанным в кругу тех людей, с которыми он общался. Недаром во всех религиях мира люди наделяли своих богов вечной молодостью и красотой. И из века в век одним из важнейших элементов внешней красоты служила одежда .

Одежда – совокупность изделий (чаще тканые или вязаные из различных материалов), которые люди надевают на себя для прикрытия тела.
Одежда бывает природного происхождения (у первобытных племён одежда изготавливается из листьев растений). Следует отметить, что одежда традиционно соответствует полу носителя одежды. Поэтому чаще всего по одежде можно опознать мужчину или женщину

Самыми древними видами «одежды» являются раскраска и татуировка, которые выполняли те же защитные функции, что и одежда, покрывающая тело. Раскраска тела также защищала от воздействий злых духов и от укусов насекомых.

Возникновение одежды и моды. Одежда - одно из древнейших изобретений человека. Материалом для одежды, кроме шкур, были листья, трава, древесная кора. Охотники и рыболовы использовали рыбью кожу, кишки сивуча и др. морских животных, птичьи шкурки. Одежда из шкур до изобретения ткачества была основной одеждой первобытных народов. С появлением ткачества, одежда изготовлялась из ткани.

Вначале 11 века ткани были уже более высокого качества. Рыцари той эпохи носили длинные кольчуги и поножи с наколенниками. Носили плащи с вышитым гербом. Молодые дама носили длинные платья с длинными прилегающими рукавами, украшенными несложными цветными узорами.
Туфли делались из мягкой кожи и вышивались.

Распространённой мужской одеждой в ту эпоху была свободная, открытая у шеи туника, в талии перехваченая тонким кожаным поясом. Узкие чулки-штаны шились, но форме ноги. Туфли из мягкой кожи имели острые носы, иногда дюйма на два длиннее ступни. Женщины носили довольно широкое, до пола, нижнее платье с узкими рукавами. Верхнее платье этого фасона имело сзади небольшой шлейф и иногда подбиралось спереди как для удобства ходьбы, так и для того, чтобы можно было видеть богатую ткань, из которой сшито нижнее платье. Широкого покроя длинный свободный плащ из богатой ткани с завязками из лент на плечах набрасывался поверх наряда. Туфли делались из мягкой кожи.

Костюм 13 века изображённого на рисунке мужчины может служить примером экстравагантности моды. Это широкое мешковатое одеяние было как длинным, так и коротким. На рисунке представлен короткий вариант. Длинные рукава заканчивались у запястий очень широкими манжетами. Высокий, до затылка, воротник застёгивался спереди у подбородка. Туника перехватывалась в талии разукрашенным кожаным поясом. Это было время абсурдной моды на башмаки с длинными острыми носами (так называемые "пулен", или "краков"). Чтобы иметь возможность ходить, их приходилось подвязывать к колену золотой цепочкой.
У женщин были в ходу простые облегающие нижние одежды, состоящие из цельнокроеной юбки и застёгивающеюся спереди корсажа с круглым вырезом у шеи. Рукава были узкими, длиной до запястий, и от запястья до локтя декорировались пуговицами. На уровне бёдер надевался обруч. Верхнее платье часто оторачивалось по краю мехом. Волосы были полностью скрыты расшитым золотом и жемчугом чепчиком.

В конце XIV века итальянские щёголи одевались столь экстравагантно, что их наряды больше походили на маскарадные костюмы. Короткий и без застёжек широкий колет ("дублеты" – слева) открывал грудь. Рукава с буфами наверху плотно облегали руку ниже локтя. Поверх узких, иногда двуцветных чулок-штанов надевались короткие верхние штаны. Носили также чулки длиной три четверти. Носки башмаков стали тупыми и широкими, задники низкими, и по бокам отворачивались в стороны. Талию охватывал вычурный кожаный пояс, на котором носили кошелёк с кистями и меч. Касторовые шляпы ярких цветов продолжали оставаться элементом высокой моды.
Башмаки имели тупые носы и низкую пятку. В моде были круглые шапочки, их носили представители большинства сословий. Тёплый плащ или накидка являлись необходимым дополнением костюма.

В середине XVI века придворные носили колеты с прокладкой, высоким воротом и прорезями, через которые проглядывали белые буфы рубашки. Прорези обшивались драгоценными камнями и узорной каймой. Талию охватывали два белых кушака, с одного из которых свисал украшенный золотом кинжал. Ноги короля облегают белые чулки-штаны, причём левый чулок у колена украшен королевской подвязкой. Широкая верхняя куртка красного бархата оторочена соболем и богато расшита золотым шнуром. На Генрихе золотая цепь с драгоценными камнями, в руке кожаные перчатки.
Королева Джейн Сеймур изображена в типичном для этого времени головном уборе, напоминающем покатую крышу. Низкий квадратный вырез красного бархатного платья украшен лентами с жемчугами и рубинами. Разрез юбки вниз от талии в форме перевёрнутой буквы V открывает расшитую нижнюю юбку, подходящую по цвету к длинным, с прорезями, фальшивым рукавам. Широкие обшлага откинуты и подколоты к локтю. Колоколообразная форма юбки достигалась иногда за счёт гофрирования ткани, из которой шилась нижняя юбка. Украшения состоят из колец и великолепных серёг.

Уже в конце XVI платье дамы имеет длинный облегающий лиф. Глубокое декольте отделано кружевными оборками. Прямые рукава доходят до локтя и оканчиваются широкими кружевными манжетами-оборками. К выходным нарядам обязательно надевались высокие, до локтя, перчатки из шелка или мягкой тонкой кожи
Посмотрев на офицера 1678 г. сзади, мы увидели бы "жюстокор" во всю его длину. Этот камзол не имел воротника и застёгивался спереди на пуговицы и вычурные петли. Рукава слегка расширялись и оканчивались отложными манжетами. От правого плеча до левого бедра через грудь и спину офицера перекинута длинная расшитая перевязь, поддерживающая шпагу. Она также украшена петлями из лент, известными под названием "узелки для шпаги". Талию охватывает шёлковый кушак с кистями на концах. Очень распространены были широкие, доходящие до колена штаны. На ногах носили башмаки с квадратными носами и длинным язычком от подъёма до щиколотки, которые застёгивались с помощью ремешков и пряжки. Все следовавшие моде дворяне носили парики. Широкие поля фетровой шляпы спереди высоко поднимались.

Платье дамы из узорного муслина, во французском стиле, прямое, подпоясано у талии. На плечах у дамы треугольный муслиновый платок. Удлинённый перед платья собран на ленту так, что его можно подвязывать вокруг талии. Рукава завершаются плиссированными оборками. Шляпа – огромный "гриб" из белого муслина.
На нем фрак с фалдами "с расщепом"; спереди полы срезаны выше линии талии под прямым углом. Галстук с кружевной отделкой на концах держит высокий отложной воротник. Жилет прямой, до талии. Брюки у колен поддерживают петли из лент. Черные жокейские сапоги доходят до колена.

Платье молодой дамы справа отделано рюшем. Колоколообразная юбка сильно расширена книзу, верхняя юбка представляет собой несколько соединённых вместе длинных басок.
На второй даме сильно приталенное верхнее одеяние. Платье отделано галуном, юбка, очень широкая внизу, имеет колоколообразную форму. Нижняя юбка, до пола длиной, окаймлена по подолу оборкой. Чепчик дамы украшен цветами и лентами.

На девочке вельветовое платье, отделанное мехом; лиф имеет укороченную талию. Юбка застёгивается на три металлические или янтарные пуговицы. Воротник образует мыс сзади и по бокам у плеч и украшен шёлковыми воротничком. Рукава до локтя широкие, со складками, потом сужаются и прилегают к запястьям. Туфли по цвету соответствуют платью.

Мода конца 19 века отличалась страшной расточительностью. Предпочитали шифон, крепдешин, кружева и другие просвечивающиеся материалы. Нижнюю юбку шили всегда из шелка и во время ходьбы она издавала лёгкий шелест. Кружева, вышивки, блёстки, сутажи, воланы, рюш, плиссе – все это служило для украшения одного платья.

Дама наряжена в дневное платье с лифом, который драпируется вокруг тела так, что создаётся V-образная конструкция. Юбка очень узкая. Рукава короткие, с отложными манжетами, украшенными длинными, доходящими до локтя кружевными оборками. На голове у дамы декорированная вертикально поставленными перьями шляпа с невероятно большими полями.
На её спутнике однобортный дневной фрак, застёгнутый спереди на две пуговицы. К жёсткому отложному воротничку повязан галстук. Брюки сужаются книзу. На голове у мужчины шёлковая шляпа, на руках мягкие перчатки, в руке трость.

В середине пятидесятых годов пиджаки были однобортными, длинными почти до колена, с узкими лацканами, застёгивались спереди посередине.. Узкие брюки-"дудочки", обычно светлые, кончались у щиколотки. Туфли были объёмными, на микропористой подошве.
У женщин прилегающий, расширяющийся от талии и доходящий до бёдер жакет с узким стоячим воротничком. Приталенный, с длинными, до запястья, рукавами жакет застёгивался спереди посередине на три большие пуговицы. Юбка до середины икры длиной плотно облегала фигуру. Шляпки теперь обычно были маленькими и крепко сидели на голове. На руках носили перчатки, в руках – сумочки. Костюм дополняли чулки светлых тонов и неустаревающие туфли на высоком каблуке.

В конце 70-х годов, как и в шестидесятые годы вошли в моду синие джинсы и больше из неё не выходили. Хотя джинсы носят уже сотню лет или даже дольше – они появились во Франции, затем попали в Америку, где их использовали как шахтёрскую, рабочую, детскую одежду.
На мужчине джинсовый костюм, состоящий из брюк и рубашки. Справа на рисунке молодая девушка-панк ("панкетта") с соответствующей причёской – ярко-рыжий "ирокез" (выбритые виски, стоящие торчком волосы посередине головы) и эпатажная раскраска на лице. Куртки панков обычно кожаные, часто с многочисленными металлическими застёжками, кнопками; под куртки надевались майки или сетки. Высокие зашнурованные ботики иди ботинки на "платформе" надевали короткие, по щиколотку, носки. Панки любят экзотическую и этническую бижутерию. Татуировка на лице и руках была модной как среди мужчин, так и среди женщин. В качестве дополнительного украшения вокруг бёдер часто повязывали патронташи.

В восьмидесятые годы, укороченные юбки стали международной модой.
Справа "урезанный силуэт, разработанный плотно обтягивающий фигуру джемпер с высоким воротом и длинными рукавами. Мини-юбка, прямая и узкая, с боковыми карманами, доходит до середины бедра. На узкой талии затянут широкий пояс. Аксессуары состоят из длинных, много выше запястья, контрастного цвета перчаток и большой плоской круглой шляпы. На ногах колготки темно-телесного цвета и туфли па высоком каблуке.

С 2000 по 2010 год

В наши дни очень широко используются различные отделки, о которых было сказано выше.
Отделки дополняют и украшают изделия, подчёркивают те или иные фасонные линии, иногда отделочные функции в них сочетаются с чисто утилитарными (отделка пуговицами, застёжкой-молнией, и т.п.). Сейчас в качестве отделок используют чаще всего всевозможную фурнитуру (пуговицы, “молнии”, пряжки и т.п.) и разные отделочные матери алы (тесьму, шнур, сутаж, ленты, кисти, кружева, шитье), а также цветы, трикотаж, натуральные и искусственные меха и кожу. Широко применяется отделка платьев различными аппликациями, мережками, вышивкой, которую выполняют шерстяными и шёлковыми нитками, бисером, стеклярусом. Наконец, большое распространение имеет ещё одна группа отделок, выполняемых из основной или отделочной ткани. Это всевозможные канты, бейки, воланы, рюши, жабо, отделочные строчки, заутюженные сборки, плиссе, рулики, фестоны, буфы, защипы, мелкие складочки и т.д.

Весенняя коллекция 2011 года

5. Физкультурная пауза

Выполнение 4-5 упражнений на расслабление, коррекцию осанки, гимнастики для глаз.

«У женщин есть только одна возможность быть красивой, но быть привлекательной есть сто тысяч возможностей!», хотелось бы начать практическую работу с этих мудрых слов Монтескье.

Речь сегодня об отделке:
В ней очень часто моды суть.
Не бойся пробовать, рискнуть.
Отделка может быть различной:
Быть постоянной, съёмной быть.
И наш костюм весьма обычный
Отделка может изменить.

– Вспомните, о чём мы говорили на прошлых уроках? (Мы изучали тему «Отделка лёгкой одежды»)
Чему мы учились на этих уроках? (На уроках мы учились кроить и обрабатывать рюшу, волан, оборку)

– Чтобы проверить, насколько вы усвоили понятия этой темы, давайте вспомним математику, заполним таблицу и узнаем опорные слова, применяемые в отделке.

А Б В Д Е Ж К Л О Ж П Р Ц И Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
7 8 9 10 11

45 – 44 = ? 26 – 20 = ? 2 + 4 = ? 5 + 6 = ? 7 + 3 = ? 17 – 15 = ? 37 – 36 = ? 7 – 4 = ? 4 + 6 = ? 19 – 15 = ? аппликация

П А Б К Р С И Ч З О У Х Г Н
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

13 – 3 = ? 17 – 14 = ? 8 + 2 = ? 47 – 42 =? 19 – 15 = ? 28 – 26 = ? оборка

7. Практическая работа

– Предлагаю сделать цветы из самых неожиданных материалов. Вы будете изготовлять разные цветы «розы» из ткани. Можете украсить этими аксессуарами причёску, можете платье.

Цветы могут являться отделкой в течение всего года: это дни рождения, разного рода годовщины, торжественные встречи, выпускные вечера и, естественно, ни одна свадебная церемония не обходится без присутствия цветов. Свадебный букет невесты, венок, украшающий изящно убранную головку невесты.

Инструктаж по технике безопасности.

– Давайте повторим, какие основные правила безопасной работы вы должны всегда и везде соблюдать.

  • Во время выполнения ручных швейных работ игла должна находиться…
  • Булавки вкалываем в ткань в направлении…
  • Во время работы электрическим утюгом, стоять на…
  • Во время работы ножницы должны находиться … с…

– На сегодняшнем уроке я предлагаю сделать цветок розу (групповая работа).

1 – вариант роза «медуза» – II гр. и III гр.
2 – вариант роза «бутон» – I гр.

– На первом уроке мы с вами выполним первый этап изготовления цветка.

– У вас имеются инструкционные карты по изготовлению цветка, на которую вы будете опираться во время работы.

I гр. – работает самостоятельно.
II гр. – работает по готовому крою.
III гр. – работают с готовыми квадратами.

8. Итог урока

– Чему вы научились на уроке?
– Что у вас получилось?
– Что запомнилось на уроке больше всего?

  • Представление своих работ.
  • Оценивание работы.

– На следующем занятии мы с вами продолжим изготовление цветов. Занятие хочется закончить словами:

Могут руки людей сделать чудо любое:
И по белому полю могут выткать цветы,
И по синему небу вышить солнце златое,
Чтобы стало больше на земле красоты.
Я возьму в руки нить и простую тряпицу,
И немножко фантазии и волшебства –
И сошью я такое, что вам и не снится.
Только чтобы жила на земле красота!

– Очень надеюсь, то, чему вы сегодня научились пригодиться вам в вашей жизни. Не бойтесь творить, тянитесь к прекрасному. У вас все получится!

В практике моделирования одежды широко применяют различные отделки, которые не только украшают изделие, но усиливают и обогащают его композицию. Отделки могут быть использованы для выделения формы изделия или ее части, членения формы на части, объединения частей формы или нескольких различных самостоятельных форм, организации зрительного движения в определенном направлении на поверхности формы.

Отделки обогащают художественно-образный замысел костюма. Одни виды отделок одновременно имеют декоративное и конструктивное значение, другие - декоративное и утилитарное.

Материалы и формы отделок могут быть самыми разнообразными. Все многообразие их можно подразделить на семь групп:

1) отделка, получаемая в результате выполнения всех видов вытачных рельефных швов, складок, буф, драпировок, сборок, плиссе, гофре, отделочных строчек;

2) отделка деталями, выполненными из ткани изделия или отделочной ткани: оборки, рюши, воланы, бейки, канты, окантовочные швы, рулики, банты, галстуки, хлястики, клапаны;

3) отделка специальными отделочными материалами: кружево, тесьма, шнур, сутаж, бахрома, лента, цветы;

4) отделка фурнитурой: пуговицы, пряжки, декоративные кнопки, блочки, хольнитены, застежки-молнии;

5) отделка вышивкой, аппликацией, эмблемами

6) отделка другими материалами: мех и кожа натуральные и искусственные, трикотаж, замша, спилок, бархат, кружевное полотно, ткани;

7) отделка деталей изделия печатным рисунком.

Отделки 1-й группы имеют широкое распространение и применяются в разных видах одежды. Им уделяют большое внимание в процессе создания проекта модели, так как они могут явиться средством создания формы, членения формы на части, связи формы. Они неразрывно связаны с конструкцией изделия и в значительной степени определяют расход материала на изделие. Отделки этой группы лаконичны, сравнительно стабильны. Некоторые виды отделок, такие, как рельефы, складки, отделочные строчки, применяют постоянно.

Они имеют не только декоративное, конструктивное назначение, но и утилитарное.

Так отделочная строчка наряду с подчеркиванием края детали, шва, закрепляет край, шов и обеспечивает сохранение их формы; складки обогащают форму изделия, обеспечивают свободу движения в нем.

Вертикально расположенные рельефы, вытачные рельефные швы, складки, отделочные строчки придают деталям четкость, стройность. Драпировки, буфы, сборки неразрывно связаны с мягкой формой изделия или его части, причем драпировки, буфы могут явиться центром композиции изделия. Наиболее выразительны отделки этой группы на гладкокрашеных тканях, причем для драпировок, буф, сборок ткани должны быть пластичные, но не вялые; для рельефов, складок, вытачных рельефных швов ткани могут быть разной толщины, но достаточно плотные.

Отделки 2-й группы украшают форму, создают зрительное движение на ее поверхности (оборки, воланы, рюши), выделяют форму (кант, окантовка, бейка). Некоторые виды отделки имеют декоративное и утилитарное назначение. Так, окантовка края является средством декоративного оформления и средством его обработки, закрепления; рулик, бант - средствами скрепления деталей изделия.

Отделки этой группы могут применяться в изделиях взрослого и детского ассортимента из гладкокрашеных тканей и тканей с печатным рисунком.

Механизация процесса изготовления беек и окантовочных швов сделали его нетрудоемким, доступным при массовом изготовлении одежды. Бейки и окантовочные швы широко применяют при изготовлении детской одежды, одежды для отдыха, они придают изделиям декоративность, разнообразие, свежесть.

Отделки 2-й группы не влияют на конфигурацию и размер основных деталей изделия, поэтому широко могут быть использованы при проектировании одежды на одной конструктивной основе, что при минимальных затратах дает возможность резко повысить разнообразие моделей.

В 3-й группе отделок наибольшее распространение имеют тесьма и кружево. Отделочная тесьма в зависимости от ее вида может применяться в изделиях широкого ассортимента, придавая детской одежде, одежде для отдыха и спорта декоративность, национальный колорит; нарядной одежде - праздничность; повседневной одежде - четкость, строгость, формоустойчивость краев.

Тесьмой можно подчеркнуть конструктивные членения, выделить форму края. Отделочная тесьма может заменить дорогостоящую вышивку. Окантовка деталей тесьмой менее трудоемка, чем тканью.

Отделка 4-й группы - фурнитура - является элементом застежки и выполняет важную утилитарную роль, от нее зависит удобство пользования одеждой. Наряду с этим, фурнитура выполняет и декоративную роль, особенно это относится к повседневной одежде, одежде для спорта и отдыха. В этой группе наиболее распространенным видом отделки являются пуговицы, которые могут быть выполнены из разных материалов, разной формы и цвета. Материал пуговиц, их форма и цвет должны соответствовать назначению изделия, форме и линиям его членения, цвету и виду материала.

Отделки 5-й группы наиболее декоративны. Вышивка может быть ручная и машинная, выполненная нитками, стеклярусом, бисером, блестками-пайетками. Она может применяться в изделиях разного назначения, являясь с давних времен отделкой одежды разных народов. Вышивка вносит в одежду элемент народности, придает ей нарядность, торжественность и даже строгость. Вышивка может быть центром композиции изделия. Вид вышивки определяется назначением изделия. В настоящее время в массовом производстве одежды в основном применяется машинная вышивка. Вышивка бисером, стеклярусом, блестками-пайетками применяется ограниченно и только в нарядной одежде.

Аппликация может быть выполнена на спецмашине зигзагообразной строчкой, клеевым способом и сваркой. При выполнении аппликаций сваркой рисунок, изготовленный на пленке, приваривают к материалу. Разработка технологии клеевого способа значительно сократила время выполнения этого вида отделки и открыла широкую возможность применения его в массовом производстве детской, подростковой одежды и одежды для отдыха. Рисунок аппликации и эмблемы должен соответствовать назначению изделия, возрасту потребителя.

Эмблемы широко распространены в спортивной одежде, одежде для отдыха, детской и подростковой одежде.

Отделки 6-й группы применяют в нарядной, спортивной и повседневной одежде. Отделки из других материалов, кроме декоративного, имеют и утилитарное значение. Так, применение в меховом пальто планки и манжет из кожи повышает износоустойчивость изделия, применение трикотажной отделки в изделии из искусственной кожи повышает воздухопроницаемость изделия, обеспечивает большую свободу движения. Съемные детали из отделочных материалов позволяют одно и то же изделие носить в разных вариантах.

Отделка деталей печатным рисунком (6-я группа отделок) с переводом его парафазным методом может успешно применяться при изготовлении изделий из светлых синтетических тканей, особенно из тканей, содержащих ацетатные волокна, где вследствие большой осыпаемости срезов и повышенной раздвигаемости нитей затрудняется применение отделок других видов.

Применение в одном изделии нескольких видов отделки требует их согласования, чтобы не нарушить целостности композиционного решения.

Тесьма, декоративные канты, ткани в полоску и в клетку, сетка, шифон и другие материалы могут стать эффектной отделкой вашей модели.

Фольклорные мотивы

Вариант 1

Очень простой способ декорирования изделия - использование готовой тесьмы или ленты. Современный рынок предлагает огромный ассортимент этих материалов. Цветовой и стилевой диапазон их очень широк.

Использовать тесьму или ленты можно по-разному, например, настрочить одну на другую внахлест на 3 мм (илл. 1). При этом можно чередовать разные виды тесьмы или тесьму другого цвета (илл. 2, 3). Желательно использовать более широкую, поскольку это сделает процесс менее трудоемким (потребуется меньше соединительных швов).

Если ткань обладает высокой осыпаемостью на срезах, то рекомендуется припуски стачного шва заутюжить. В этом случае припуски шва можно оставить достаточно широкими. Если припуски стачного шва разутюжить, то их ширина должна быть меньше, чем в первом варианте. Важно правильно подобрать тесьму по ширине. Если она будет узкая, например 0,5 см, то припуски шва нужно будет подрезать до 0,3 см. Не для каждого вида материала подойдет такой минимальный припуск на шов. Нити материала могут высыпаться из швов.

Если ткань толстая, плотная с низкой осыпаемостью, то рекомендуется использовать второй вариант обработки - стачной шов вразутюжку (илл. 6), толщина шва в этом случае будет минимальной.

После соединения тесьмы (лент) полученную деталь следует приутюжить, слегка оттягивая швы, если они будут стянуты строчками. После этого деталь подрезается по срезам, если потребуется.

Игра полос

Практически в любом швейном изделии из ткани в полоску можно наблюдать так называемую «игру полос», когда отдельные детали выкроены под разными углами к направлению нитей основы. Благодаря этому можно получить интересные визуальные эффекты (илл. 7, 9-12).

При работе с тканью в полоску очень важны:

■ точность кроя;

■ совмещение полос рисунка при стачивании деталей.

Совмещением полос можно пренебречь, только если ткань с неявной и мелкой полосой (т.е. не требующей подгонки рисунка).

Рассмотрим различные варианты.

Вариант 1

Первый вариант представлен на илл. 7. Этот декор состоит из 4-х деталей в виде прямоугольных треугольников. Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл. 13. При выкраивании деталей обязательно нужно учесть последующее совмещение полос рисунка ткани.

Если точность кроя и подгонка полос рисунка произведены верно, то далее остается только стачать детали между собой, совмещая полосы (илл. 8). Можно предварительно сколоть детали булавками.

Вариант 2

Второй вариант - аналог первого, отличие только в расположении полос в деталях кроя (илл. 9). Схема выкраивания деталей и рекомендуемое расположение их на ткани показаны на илл.14.

Вариант 3

На илл. 10 представлен декоративный элемент из шести деталей. Это комбинация трех деталей из варианта 1 (илл. 7) и трех деталей из варианта 2 (илл. 9).

Вариант 4

На илл. 11 приведен декоративный элемент из четырех деталей. Это комбинация двух деталей из варианта 1 (илл. 7) и двух деталей из варианта 2 (илл. 9).

Вариант 5

На илл. 12 представлен декоративный элемент, состоящий из четырех прямоугольников.

При стачивании деталей обязательно совмещать полосы. При необходимости сколоть детали булавками (илл. 16). Швы разутюжить.

Урок геометрии

Рассмотрим обработку еще двух декоративных элементов, выполненных также из ткани в полоску.

Для изготовления декора, представленного на илл. 17, нам потребуются:

1. Полоса из основной ткани, выкроенная под углом 45 градусов к направлению нитей основы. Длина зависит от размера декоративного элемента. Ширина детали в крое 3 см. В готовом виде ширина полосы составит 1,5 см. Не рекомендуется делать ее уже, так как она должна закрыть необработанные срезы других деталей.

2. Несколько квадратов, выкроенных из основной ткани. Их размеры и количество зависят от размера готового декоративного элемента. В данном случае выкроено 6 квадратов с длиной стороны 6,5 см (илл. 18).

Заутюжить припуски по 0,75 см по продольным срезам полосы. Ширина ее в готовом виде составит 1,5 см.

Заутюжить каждый квадрат пополам (илл. 19). Важно соблюсти при этом одинаковое направление полос рисунка ткани на всех квадратах. Из получившегося прямоугольника нужно сделать треугольник, отгибая верхние углы к середине нижних срезов (илл. 20). Приутюжить.

На основной детали наметить положение декоративного элемента. Начертить одну линию - это середина расположения декора.

Настрочить заготовленные треугольники на основную деталь, прикладывая их необработанными срезами к намеченной линии. Ширина шва настрачивания 0,5 см (илл. 21). Приутюжить.

Поверх срезов настроченных треугольников настрочить подготовленную полосу, прокладывая строчки в край по ее сгибам (илл. 22). Приутюжить.

Оригинальная оборка

Для этого декора (илл. 23) нам потребуются:

1. Готовая отделочная тесьма (либо полоса, выкроенная из основной ткани). Ширина этой детали должна быть не менее 1 см (чтобы закрыть необработанные срезы оборки).

2. Широкая оборка из основной ткани, выкроенная вдоль или поперек нитей основы (в зависимости от расположения полосы). Длина оборки зависит от модели (длина оборки в крое должна быть в три раза больше длины готового декора). Ширина оборки зависит от модели, в нашем случае – 4 см.

Обработать нижний срез оборки узким швом вподгибку с двумя строчками («американка»). Застрочить на изнаночную сторону припуск шириной 0,5 см, прокладывая строчку на расстоянии 0,1 см от сгиба (илл. 24). Подрезать припуск близко к строчке (илл. 25). Еще раз подогнуть на изнаночную сторону и застрочить припуск низа (илл. 26). Приутюжить.

Если боковые срезы декора в дальнейшем войдут в швы изделия, то обработка боковых срезов оборки не требуется. Если боковые срезы оборки не войдут в швы, то их (боковые срезы) следует обработать тем же способом, что и срез низа оборки.

На оборке наметить положение встречных складок. Заложить складки и застрочить их припуски по разметке, прокладывая строчку застрачивания по припуску верхнего среза оборки.

На основной детали наметить положение декора двумя параллельными линиями. Одна линия - линия прикладывания верхнего среза оборки, вторая -линия прикладывания верхнего края тесьмы.

Наложить подготовленную оборку на основную деталь, совмещая верхний необработанный срез с намеченной линией. Настрочить швом шириной 0,5 см (илл. 27).

Настрочить готовую тесьму по краям на основную деталь, закрывая верхний необработанный срез оборки (илл. 23). Приутюжить.

Декоративные припуски

Этот элемент (илл. 28) прост в изготовлении и выглядит довольно эффектно. Его можно применить при изготовлении юбки, платья, блузки. Ткань при этом может быть как костюмная, так и легкая плательная, например, шифон.

Можно использовать и трикотаж. Важно, чтобы основной материал был двухсторонний или изнаночная сторона была декоративная.

Боковые и верхние срезы деталей нужно обработать так, чтобы они аккуратно смотрелись как с лицевой стороны, так и с изнаночной. Например, для тонких плательных и блузочных тканей можно использовать шов «американка». Для более плотных тканей нужно подобрать другие способы обработки (например, окантовать).

Патронташ

Декоративный элемент в виде патронташа (илл. 29) периодически возвращается в моду. Он широко используется в одежде в стиле «милитари».

Сначала нужно определиться с размером готового патронташа. В нашем случае его размер 12 см х 6 см. Нам потребуется 1 деталь со сгибом по боковой стороне. Длина детали в крое должна быть больше длины готового декора: 16 см + один припуск 0,7 см = 16,7 см. Ширина:6 см + два припуска по 0,7 см = 7,4 см. Раскроить 1 деталь со сгибом.

Сложить деталь лицевой стороной внутрь и обтачать ее срезы швом шириной 0,7 см, оставляя технологическое отверстие для вывертывания (илл. 30). Вывернуть деталь на лицевую сторону, выправить шов обтачивания без образования канта (т.е. враскол); приутюжить, заутюживая припуски отверстия (илл. 31). Проложить строчку по всему контуру детали (швом шириной 0,1 см), застрачивая сгибы отверстия.

На основной детали разметить положение декора и строчек настрачивания. На детали патронташа также разметить положение строчек настрачивания (илл. 32). Расстояние между строчками настрачивания на основной детали 1,5 см, на патронташе - 2 см (для объема).

Наложить патронташ на основную деталь и настрочить, совмещая линии разметки на деталях (илл. 33). Декор готов.


...

Техники шитья заключают в себе несколько способов отделки изделий. Используется отделка для того, чтобы обработать край изделия либо украсить изделие. В процессе шитья отделка обычно бывает завершающим этапом пошива изделия. Однако в некоторые виды отделки делаются на промежуточной стадии шитья, например, складки, защипы, буфы и подрезы. Дальше мы расскажем об основных видах отделки. Вы узнаете о технике шитья, которая поможет вам шить прекрасные вещи.

Отделочные строчки

Отделочные строчки это распространенная отделочная техника шитья. Отделочные строчки выполняются с лицевой стороны изделия. Желательно применять нитки контрастного цвета. Выбор стежков для отделочных строчек обширный, каждая современная швейная машина имеет множество вариантов стежков.


Что необходимо помнить, когда выполняете отделочные строчки.

1. Предварительно нанести на лицевую сторону контур отделочной строчки.

2. Аккуратно выполнять строчку строго по контуру

3. Шов должен быть непрерывным. Если контур шва меняет свое направление, необходимо остановить швейную машинку. Не вытягивая иглу из изделия, поднять лапку швейной машины и повернуть изделие в нужном направлении. Опустить лапку швейной машины и строчить дальше по контуру.

Отделка изделия косой бейкой в шитье очень часто применяется для обработки края горловины, проймы и края изделия. Косая бейка это полоска ткани шириной от 2,5см и более, которые выкраиваются под углом 45градусов к долевой нити. Чтобы раскроить косую бейку, необходимо взять квадрат ткани и расчертить его по диагонали. Вырезать полоски ткани и стачать их между собой по краям, сложив лицевыми сторонами вовнутрь. Пришивается косая бейка к нужному краю изделия обтачным швом . Существуют уже готовые, сделанные на фабрике, косые бейки. Они продаются в бобинах, и вы можете приобрести готовую бейку нужной вам длины.

Для того чтобы украсить изделие декоративными складками или защипами. Необходимо их сделать на ткани до того, как вы выкроите детали изделия. Декоративные складки и защипы обычно делаются по долевой нити ткани. Cкладки имеют ширину до 2,5см. Защипы имеют ширину до 0,3см.

Как сделать отделочные складки и защипы? Сначала разметьте на ткани складку или защип наметайте или закрепите булавками, прогладьте утюгом, а затем прострочите. Ткань готова для кройки изделия.

Кружево это изящный и, пожалуй, самый простой вид отделки края изделия. Для того чтобы пришить кружево к краю изделия, сделайте сгиб края на изнаночную сторону шириной 0,2in/0,5см. К загнутому краю приложить кружево с лицевой стороны и все приметать нитками. Затем аккуратно прострочить.

Оборки

Оборки выкраиваются из ткани под углом 45 градусов к долевой нити. Ширина оборки зависит от модели, но обычно варьируется от 1. 5см до 30см. С одной стороны оборка обрабатывается отделочным швом, а с другой пришивается к изделию обычным стачным швом. Шов должен быть с изнаночной стороны. Для того чтобы оборка ложилась волной перед строчкой ее необходимо присборить наметочным швом.

Воланы похожи на оборки, но более пышные. Это достигается тем, что выкраивают волан на ткани по кругу. Причем чем меньше диаметр круга, тем волан более пышный. Обрабатываются и пришиваются к изделию воланы таким же образом, как и оборки.

Рюши

Рюши это присборенные полоски ткани, которые выкраиваются на ткани под 45 градусов к долевой нити. Рюши в отличие от оборок обрабатываются с обоих краев полоски ткани. Затем рюши настрачиваются на изделие в нужном месте. Ширина рюшей обычно 3,5-4см.

Буфы можно сделать вручную или на машинки. Чтобы сделать буф на машинке вам понадобиться специальная лапка для буфа, которая при строчке собирает ткань в гармошку. Сначала на детали размечают сетку буфа. Сшивают точки пересечения таким образом, чтобы на лицевой стороне образовались аккуратные сборки. Существуют несколько разновидностей буфов: простой ручной, буф со шнуром и вафельный.

Подрезы

Подрезы могут быть выточкой и одновременно стильной отделкой изделия. Выкраивают одну сторону подреза длинней, чем другую, чтобы придать объемность и сделать складку. Затем обе части сострачиваются стачным или настрочным швами .

Надеемся, что эти техники шитья помогут вам в создании и отделке своих неповторимых изделий.


    Классификация видов отделки швейных изделий.

    Поверхностная отделка материалов и изделий с использованием клеевых материалов.

    Химические методы придания деталям одежды различных поверхностных эффектов.

    Отделка деталей швейных изделий из термопластичных материалов сварными строчками и швами.

    Химические методы объемной отделки одежды.

    Химическая технология получения аксессуаров одежды.

    Гардеробная отделка швейных изделий.

    Потребительские свойства швейных изделий неразрывно связаны с колористическим и художественным оформлением материалов и деталей одежды.

Отделка деталей, узлов, изделий направлена на повышение художественной выразительности одежды и придание ей товарного вида (лекция 1). Эта группа методов химической технологии стала формироваться значительно раньше остальных.

Украшения появились раньше костюма. Сначала человек стал разрисовывать себя материалом, добытым из земли, растений, животных. Позднее индейцы стали наносить на тело орнамент в виде татуировки, которая уже долго держалась на коже.

Выразительность своего тела некоторые народности подчеркивали искусственной деформацией (увеличением или уменьшением) его отдельных частей, что можно считать толчком к деформации материалов, используемых при изготовлении одежды. Т.о., все приемы украшения тела человека: рисунок, цвет, деформация его частей, навесные украшения, существовавшие до появления одежды, перешли на одежду.

Одежда, и в частности ее отделка, пережили ряд этапов своего исторического развития. В настоящее время ассортимент отделок одежды очень велик.

Все виды отделки по способу их изготовления условно можно разделить на 3 группы:

    Поверхностная отделка;

    Объемная отделка;

    Дополнительные аксессуары (съемные отделочные детали).

К поверхностной относятся отделки, выполненные непосредственно на поверхности деталей одежды, пространственная форма материала изделия при этом не изменяется.

Объемная отделка обеспечивает объемную форму изделия и его отдельных деталей за счет изменения пространственного расположения материала изделия. Объемную отделку можно условно разделить на подвижную и неподвижную. Неподвижная отделка – это такая объемная форма, которая не изменяется и обычно закреплена с помощью дополнительных материалов (ниток, прокладок, клеев): буфы, защипы, декоративное выстегивание. Подвижная объемная отделка предусматривает некоторую свободу изменения первоначальной формы: драпировки, складки и т.п.

Различают отделку, выполненную преимущественно механическим способом, т.е. достигнутую физическими воздействиями (ниточное, заклепочное соединение, тепловая обработка), и отделку, операции которой связаны с воздействием химических препаратов и процессов (рис.1).

    Клеевой способ изготовления отделок (аппликаций, эмблем) заключается в том, что полотно, предназначенное для получения отделочных элементов, соединяют и прессуют с клеевой паутинкой, клеевой сеткой или пленкой на прессе или утюгом, используя фторопластовую пленку в качестве проутюжильника. После этого вырезают или вырубают (в зависимости от имеющегося оборудования) деталь отделки заданной конфигурации, которую прикрепляют к деталям путем тепловой обработки.

В изделиях из х/б тканей материал для аппликации дублируют полиэтиленовой пленкой на прессе при температуре 1205 0 С, давлении 0,050,01 МПа и времени воздействия 355 с.

Для прикрепления аппликации к основному материалу может быть использован клей БФ-6: деталь аппликации из ткани увлажняют, дают слегка подсохнуть, наносят два слоя клея, давая каждому слою подсохнуть. Накладывают аппликацию поверхностью на лицевую сторону детали и склеивают на прессе или утюгом (температура прессующей поверхности 150-180 0 С, утюжильной 160-190 0 С, давление 0,01-0,05 МПа, время прессования 20-90 с в зависимости от вида ткани).

Термоклеевая вышивка выполняется на вышивальном п/а в виде заготовок-вышивок, лицевая сторона которых получена шелковыми нитками, а изнаночная сторона – клеевой нитью. Заготовка-вышивка делается на специальной термостойкой тканевой подложке, которая при приклеивании полностью разрушается. Остатки разрушенной структуры вспомогательной подложки удаляются. Приклеивание заготовки производят на деталях кроя или на готовых изделиях с помощью пресса или утюга при температуре 150-170 0 С и давлении 0,02-0,05 МПа в течение 5-50 с.

Клеевые вышивки, аппликации устойчивы к х/ч и стирке.