Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Диагностика познавательных процессов младших дошкольников. Диагностика познавательного развития ребенка

Все познавательные процессы в младенческом возрасте выделяются из восприятия, поэтому определить уровень развития познавательных процессов можно по факту того, как ребёнок воспринимает окружающий мир. Например, следит ли за движущимися предметами, понимает ли слова (примерно с 6 – 6,5 месяцев), вызывают ли интерес окружающие звуки и т.д.

Определить уровень развития познавательных процессов детей раннего детства (до 3-х лет) самостоятельно можно из наблюдений за ребёнком и, конечно же, через игру с ним. В этом возрасте ребёнок в состоянии показывать нужные цвета, к трём годам – ориентироваться в размере предметов, поэтому здесь универсальным средством определения уровня развития познавательных процессов будет игра с пирамидкой. Ещё хорошим тестом для диагностики мышления ребёнка трёх лет являются логические кубы, а также разрезные картинки сначала из двух частей, а потом из четырёх. Ну и, конечно же, следует проверить и уровень речевого развития, хотя для этого существуют отдельные методики. В совокупности все эти задания дадут достаточно качественную оценку развития мыслительных процессов ребёнка, а в дальнейшем можно будет говорить и об уровне развития интеллекта ребёнка.

В три – четыре года познавательные процессы начинают приобретать произвольный характер. Это значит, что ребёнок уже способен поставить перед собой цель что-нибудь запомнить, или применить усилие воли, чтобы собрать картинку, или целенаправленно обратить внимание на какой-нибудь объект, исследовать его и т.д. Это получение психическими процессами произвольности заканчивает формироваться только к завершению подросткового возраста. Поэтому, осуществляя диагностику дошкольников, не следует забывать, что тестовые задания должны быть простыми и понятными для ребёнка и не должны утомлять его. Лучше всего диагностировать ребёнка в игре.

Так как проводить тесты интеллекта в этом возрасте ещё достаточно сложно, хорошим методом диагностики развития познавательных процессов является беседа с малышом, в процессе которой выявляется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседу нужно строить в спокойном, доброжелательном и доверительном тоне. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, ни в коем случае не следует выражать своё недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

Как тебя зовут?

Сколько тебе лет?

Как зовут твою маму? Как зовут твоего папу?

Как называется город (или другой населённый пункт), в котором ты живешь?

Каких домашних животных ты знаешь? А диких?

В какое время года с деревьев опадают листья?

Что остается на земле после дождя?

Чем отличается день от ночи?

Оценка результатов беседы: Ребенок получает по 1 баллу за каждый правильный ответ. В вопросах 1- 4 верными считаются правильные ответы в том числе, когда называются и уменьшительные имена и названия; в вопросе 5 — верно названы не менее 2 диких и домашних животных; в вопросе 6 - «осенью», «когда лето закончилось» и т.п.; в вопросе 7 — «лужи», «грязь», «вода», «слякоть» и т.п.; в вопросе 8 — «днем светло», «днем солнце, а ночью луна», «ночью спят» и т.п.

Итоговый уровень оценки определяется на основе суммирования всех баллов: 7 — 8 — высокий уровень; 5-6 баллов — средний; А и менее — низкий.

В более старшем возрасте дети проходят полноценные тесты интеллекта для того, чтобы определить уровень сформированности познавательных процессов. Тесты интеллекта состоят из нескольких видов заданий, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти, др.).

Если Вам интересно, то Вы можете пройти тест на определение IQ http://ru.real-iq.com/ и узнать свой уровень интеллектуального развития.

Транскрипт

1 Тема 1.2. Диагностика познавательной сферы дошкольника Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте. Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается минимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих методик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы. Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать показатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего

2 психологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста. Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте. К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты психологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок. Показатели баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отражающие достигнутый уровень развития, касаются детей пяти-, шестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-, шестилетнего возраста Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пяти-, шестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки

3 восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологического развития должен быть, соответственно, оценен как очень высокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического развития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-, четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-, шестилетнего возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти- шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-, четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. Поэтому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-, шестилетнего возраста, в словесном заключении относительно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по сравнению с детьми пяти-, шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-, шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-, шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой». Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста. В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик,

4 оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте индивидуального психологического развития ребенка (см табл. 4). МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ Описываемые далее методики позволяют оценивать восприятие ребенка с различных сторон, выявляя одновременно с характеристиками самих перцептивных процессов способность ребенка формировать образы, делать связанные с ними умозаключения и представлять эти заключения в словесной форме. Последние две характеристики в психодиагностику детского восприятия введены потому, что основная тенденция в развитии восприятия состоит именно в его постепенной интеллектуализации. Методика «Чего не хватает на этих рисунках?» Суть этой методики состоит в том, что ребенку предлагается серия рисунков, представленных на рис 1. На каждой из картинок этой серии не хватает какой-то существенной детали Ребенок получает задание как можно быстрее определить и назвать отсутствующую деталь. Проводящий психодиагностику с помощью секундомера фиксирует время, затраченное ребенком на выполнение всего задания Время работы оценивается в баллах, которые затем служат основой для заключения об уровне развития восприятия ребенка Оценка результатов 10 ребенок справился с заданием за время меньшее, чем 25 сек, назвав баллов при этом все 7 недостающих на картинках предметов

5 8-9 время поиска ребенком всех недостающих предметов заняло от 26 баллов до 30 сек 6-7 время поиска всех недостающих предметов заняло от 31 до 35 сек баллов 4-5 время поиска всех недостающих предметов составило от 36 до 40 баллов сек 2-3 балла время поиска всех недостающих предметов оказалось в пределах от 41 до 45 сек 0-1 балл время поиска всех недостающих деталей составило в целом больше чем 45 сек Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий. 8-9 баллов высокий 4-7 баллов средний 2-3 балла низкий 0-1 балл очень низкий.

6 Рис. 1. Серия картинок к методике «Чего не хватает на этих картинках»

7 Методика «Узнай, кто это» Прежде чем применять эту методику, ребенку объясняют, что ему будут показаны части, фрагменты некоторого рисунка, по которым необходимо будет определить то целое, к которому эти части относятся, т е по части или фрагменту восстановить целый рисунок Психодиагностическое обследование при помощи данной методики проводится следующим образом Ребенку показывают рис 2, на котором листком бумаги прикрыты все фрагменты, за исключением фрагмента «а» Ребенку предлагается по данному фрагменту сказать, какому общему рисунку принадлежит изображенная деталь На решение данной задачи отводится 10 сек Если за это время ребенок не сумел правильно ответить на поставленный вопрос, то на такое же время 10 сек ему показывают следующий, чуть более полный рисунок «б», и так далее до тех пор, пока ребенок, наконец, не догадается, что изображено на этом рисунке Учитывается время, в целом затраченное ребенком на решение задачи, и количество фрагментов рисунка, которые ему пришлось просмотреть прежде, чем принять окончательное решение Оценка результатов 10 ребенок по фрагменту изображения «а» за время меньшее чем 10 баллов сек, сумел правильно определить, что на целом рисунке изображена собака 7-9 ребенок установил, что на данном рисунке изображена собака, баллов только по фрагменту изображения «б», затратив на это в целом от 11 до 20 сек 4-6 ребенок определил, что это собака, только по фрагменту «в», баллов затратив на решение задачи от 21 до 30 сек 2-3 ребенок догадался, что это собака, лишь по фрагменту «г», затратив балла от 30 до 40 сек 0-1 балл ребенок за время, большее чем 50 сек, вообще не смог догадаться, что это за животное, просмотрев все три фрагмента «а», «б» и «в»

8 Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий 8-9 баллов высокий. 4-7 баллов средний. 2-3 балла низкий. 0-1 балл очень низкий Рис. 2. Картинки к методике «Узнай, кто это». Методика «Какие предметы спрятаны в рисунках?» Ребенку объясняют, что ему будут показаны несколько контурных рисунков, в которых как бы «спрятаны» многие известные ему предметы. Далее ребенку представляют рис. 4 и просят последовательно назвать очертания всех предметов, «спрятанных» в трех его частях: 1, 2 и 3. Время выполнения задания ограничивается одной минутой. Если за это время ребенок не сумел полностью выполнить задание, то его прерывают Если ребенок справился с заданием меньше чем за 1 минуту, то фиксируют время, затраченное на выполнение задания. Примечание. Если проводящий психодиагностику видит, что ребенок начинает спешить и преждевременно, не найдя всех предметов, переходит от одного рисунка к другому, то он должен остановить ребенка и попросить

9 поискать еще на предыдущем рисунке. К следующему рисунку можно переходить лишь тогда, когда будут найдены все предметы, имеющиеся на предыдущем рисунке. Общее число всех предметов, «спрятанных» на рисунках 3, составляет 14 Рис. 3. Картинки к методике «Какие предметы спрятаны в рисунках» 10 баллов ребенок назвал все 14 предметов, очертания которых имеются на всех трех рисунках, затратив на это меньше чем 20 сек. 8-9 ребенок назвал все 14 предметов, затратив на их поиск от 21 до 30 баллов сек. 6-7 ребенок нашел и назвал все предметы за время от 31 до 40 сек. баллов 4-5 ребенок решил задачу поиска всех предметов за время от 41 до 50 баллов сек. 2-3 балла ребенок справился с задачей нахождения всех предметов за время от 51 до 60 сек. 0-1 балл за время, большее чем 60 сек, ребенок не смог решить задачу по поиску и названию всех 14 предметов, «спрятанных» в трех частях рисунка. Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий. 8-9 баллов высокий 4-7 баллов средний. 2-3 балла низкий.

10 0-1 балл очень низкий. Методика «Чем залатать коврик?» Цель этой методики определить, насколько ребенок в состоянии, сохраняя в кратковременной и оперативной памяти образы виденного, практически их использовать, решая наглядные задачи В данной методике применяются картинки, представленные на рис. 4. Перед его показом ребенку говорят, что на данном рисунке изображены два коврика, а также кусочки материи, которую можно использовать для того, чтобы залатать имеющиеся на ковриках дырки таким образом, чтобы рисунки коврика и заплаты не отличались. Для того, чтобы решить задачу, из нескольких кусочков материи, представленных в нижней части рисунка, необходимо подобрать такой, который более всего подходит к рисунку коврика. Рис. 4. Картинки к методике «Чем залатать коврик?» Оценка результатов 10 баллов ребенок справился с заданием меньше чем за 20 сек 8-9 баллов ребенок решил правильно все четыре задачи за время от 21 до 30 сек. 6-7 баллов ребенок затратил на выполнение задания от 31 до 40 сек. 4-5 баллов ребенок израсходовал на выполнение задания от 41 до 50 сек. 2-3 балла время работы ребенка над заданием заняло от 51 до 60 сек.

11 0-1 балл ребенок не справился с выполнением задания за время свыше 60 сек. Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий. 8-9 баллов высокий. 4-7 баллов средний. 2-3 балла низкий. 0-1 балл очень низкий. МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ Следующий набор методик предназначается для изучения внимания детей с оценкой таких качеств внимания, как продуктивность, устойчивость, переключаемость и объем. Каждая из этих характеристик может рассматриваться отдельно и вместе с тем, как частная оценка внимания в целом. Для диагностики перечисленных характеристик внимания предлагаются различные методические приемы. В заключение обследования ребенка по всем четырем представленным здесь методикам, относящимся к вниманию, можно вывести общую, интегральную оценку уровня развития внимания дошкольника. Все частные оценки внимания, как в предыдущем случае, вносятся в Индивидуальную карту психологического развития ребенка. Методика 5. «Найди и вычеркни» Задание, содержащееся в этой методике, предназначено для определения продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают рис. 5. На нем в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок. Ребенок перед началом исследования получает инструкцию следующего содержания:

12 Рис. 5. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей от трех до четырех лет

13 Рис. 7. Матрица с фигурками к заданию «Найди и вычеркни» для детей в возрасте от четырех до пяти лет «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится». В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды. Обработка и оценка результатов При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: где S показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка;

14 N количество изображений предметов на рис. 5 (6), просмотренных ребенком за время работы; t время работы; n количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные для каждого 30- секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30. По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида (рис. 8), на основе анализа которого можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка. При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом: 10 баллов показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла. 8-9 баллов показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла 6-7 баллов показатель S находится в интервале от 0,75 до 1,00 балла 4-5 баллов показатель S находится в границах от 0,50 до 0,75 балла. 2-3 балла показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла. 0-1 балл показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла. Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так 10 баллов все точки графика на рисунке 8 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2. баллов

15 Рис. 7. Варианты графиков, показывающих динамику продуктивности и устойчивости внимания по методике «Найди и вычеркни» На графике представлены различные зоны продуктивности и типичные кривые, которые могут быть получены в результате психодиагностики внимания ребенка по данной методике. Интерпретируются эти кривые следующим образом 1 Кривая, изображенная с помощью линии типа... Это график очень высокопродуктивного и устойчивого внимания 2 Кривая, представленная линией типа Это график низкопродуктивного, но устойчивого внимания 3 Кривая, изображаемая посредством линии типа. Представляет собой график среднепродуктивного и среднеустойчивого внимания 4 Кривая, изображенная с помощью линии Является графиком среднепродуктивного, но неустойчивого внимания 5 Кривая, изображенная линией. Представляет график среднепродуктивного и крайне неустойчивого внимания 6-7 все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая баллов похожа на график все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его баллов кривая чем-то напоминает график 4 3 балла все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5.

16 Выводы об уровне развития 10 баллов -- продуктивность внимания очень высокая, устойчивость внимания очень высокая. 8-9 баллов продуктивность внимания высокая, устойчивость внимания высокая. 4-7 баллов продуктивность внимания средняя, устойчивость внимания средняя. 2-3 балла продуктивность внимания низкая, устойчивость внимания низкая. 0-1 балл продуктивность внимания очень низкая, устойчивость внимания очень низкая. Методика «Проставь значки» Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают рис. 8 и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку. Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: где S показатель переключения и распределения внимания; N количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры. Оценка результатов 10 баллов показатель S больше чем 1,00.

17 8-9 баллов показатель S находится в пределах от 0,75 до 1, баллов показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75. Рис. 8. Лист к методике «Проставь значки» 4-5 баллов показатель S находится в интервале от 0,25 до 0, балла показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий. 8-9 баллов высокий. 6-7 баллов средний. 4-5 баллов низкий. 0-3 балла очень низкий. Методика «Запомни и расставь точки» С помощью данной методики оценивается объем внимания ребенка. Для этого используется стимульный материал, изображенный на рис. 9 Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые затем складываются в стопку таким образом, чтобы вверху оказался квадрат с двумя

18 точками, а внизу квадрат с девятью точками (все остальные идут сверху вниз по порядку с последовательно увеличивающимся на них числом точек). Перед началом эксперимента ребенок получает следующую инструкцию: «Сейчас мы поиграем с тобой в игру на внимание. Я буду тебе одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом ты сам будешь рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где ты видел эти точки на карточках». Далее ребенку последовательно, на 1-2 сек, показывается каждая из восьми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке (рис. 10) за 15 сек. Это время дается ребенку для того, чтобы он смог вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке. Оценка результатов Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которое ребенок смог правильно воспроизвести на любой из карточек (выбирается та из карточек, на которой было воспроизведено безошибочно самое большое количество точек). Результаты эксперимента оцениваются в баллах следующим образом: 10 баллов ребенок правильно за отведенное время воспроизвел на карточке 6 и более точек 8-9 баллов ребенок безошибочно воспроизвел на карточке от 4 до 5 точек 6-7 баллов ребенок правильно восстановил по памяти от 3 до 4 точек. 4-5 баллов ребенок правильно воспроизвел от 2 до 3 точек. 0-3 балла ребенок смог правильно воспроизвести на одной карточке не более одной точки. Выводы об уровне развития 10 баллов очень высокий. 8-9 баллов высокий. 6-7 баллов - средний.

19 4-5 баллов низкий. 0-3 балла очень низкий. Рис. 9. Стимульный материал к заданию «Запомни и расставь точки» Рис. 10. Матрицы к заданию «Запомни и расставь точки» Вопросы: 1. Какие методики проверяют познавательную сферу дошкольника? 2. Перечислите и дайте определения методикам.


Методика исследования внимания Структура методики 1. Исследование концентрации внимания 2. Исследование устойчивости внимания 3. Исследование распределения внимания 4. Исследование переключения внимания

1. «Найди такую же картинку» (внимание) Цель: выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости

Методики обследования памяти в дошкольный, школьный возраст, у взрослых людей ПАМЯТЬ - способность к воспроизведению прошлого опыта, одно из основных свойств нервной системы, выражающееся в способности

3.3. ОБРАЗЕЦ И ПРАВИЛО Методика направлена на выявление уровня организации действий, умения руководствоваться системой условий задачи, преодолевая влияние посторонних факторов. Материалом служат задания,

ТЕСТЫ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ http://adalin.mospsy.ru/l_03_00/l_03_05e.shtml 1. Тест на оценку устойчивости внимания На рисунке изображены 7 переплетенных линий. Это дорожки, по

ТЕСТ ТУЛУЗ-ПЬЕРОНА Стимульный материал: специальные бланки ответов. Цели исследования: - скорость переработки информации; - развитость произвольного внимания; - способность к произвольной концентрации.

Индивидуальный образовательный маршрут на 2016-2017 учебный год период действия маршрута Ф.И.О. ребенка: Огурцов Александр Иванович Группа: подготовительная группа 9 комбинированного вида Дата рождения

Диагностики по выявлению способностей учащихся. Тест «Заучивание 10 слов» Эта методика одна из наиболее часто применяемых. Предложена А.Р.Лурия. Используется для оценки состояния памяти испытуемых, утомляемости,

Игры и упражнения с палочками Дж. Кюизенера. Игровые задачи цветных палочек Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие

Общие правила 1. Обследование первоклассников лучше проводить во второй половине сентября, по окончании первичной адаптации детей к школе. 2. С первоклассниками тестирование проводится вместо уроков. Психолог

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГООБРАЗОВАНИЯ «БРАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Факультет магистерской подготовки

7 Предисловие А у тебя так бывает: сидишь перед чистым листком бумаги и хочешь что-то нарисовать? Может быть, дом, рядом сад, а вокруг большие старые деревья. А перед домом машину. В твоём воображении

ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ РАВЕНА (ТЕСТ РАВЕНА) Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной

Картотека дидактических игр по ФЭМП для подготовительной группы Аннотация Формирования элементарных математических представлений осуществляется под руководством педагога в результате систематически проводимой

Прогрессивные матрицы Равена (тест Равена) Методика предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной

Диагностические материалы Задание 1 «Раскрашивание фигур» (методика Н.Я. Чутко) Назначение задания: выявить умения классифицировать наглядный материал (геометрические фигуры) по самостоятельно найденному

Играем дома вместе с блоками Дьенеша Педагог-психолог Сергеева О.С. Логические блоки придумал венгерский математик и психолог Золтан Дьенеш. Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 объемных, неповторяющихся

Развитие сенсорики 1-3 года Какого цвета предметы? Предложите ребенку рассмотреть картинку. Попросите показать на картинке предмет красного, синего, зеленого, желтого, белого, черного цвета. Что одинакового

Культурно-свободный тест на интеллект (CFIT) Предложен Р. Кэттелом в 1958 году Предназначен для измерения уровня интеллектуального развития независимо от влияния факторов окружающей среды (культуры, образования

Тема: «Внимание к вниманию» Подготовила: дефектолог Каргина Наталья Ивановна Краснокаменск Мастер - класс Тема: «Внимание к вниманию». Цель: Создание условий для повышения профессиональной компетентности

Развитие внимания у детей дошкольного возраста Внимание необходимо детям в процессе познания мира, позволяя им сосредоточиться на определенных объектах. Эта и другие особенности психики помогают из потока

Методы определения готовности ребенка к обучению в школе. 1. Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний. Назначение: выявляет сформированную систему знаний и представлений об окружающем.

Внимание. Задание 1. «Найди шарфик непохожий на остальные» Обратите внимание ребёнка на картинку с шарфиками. Попросите его найти и обвести тот шарфик, который отличается от всех, не такой как все. Больше

СЕНТЯБРЬ понедельник вторник среда четверг пятница 1 неделя «Встреча с Гномиком» - развивать представления детей о пространственном расположении частей своего тела. восприятия и внимания.(тема на несколько

«УТВЕРЖДАЮ» Руководитель школьного отделения 2 ГБОУ Школа 2121 Калмыкова Т.П. Информационно аналитическая справка психолога Зиганшиной Р.Р. по результатам диагностики готовности к школе первоклассников

Развивающая игра «Палочки Кюизенера» Знакомство с миром чисел посредством палочек Кюизенера Счетные палочки Кюизенера интересны тем, что с ними можно работать как в горизонтальной, так и в вертикальной

Как развивать внимание детей Внимание - это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора нужной информации и отбрасывания лишней. Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью,

Эмпирическое исследование внимания младших школьников Жарикова Л.И., Трубникова К.А. Алтайский государственный педагогический университет Барнаул, Россия Empirical research of attention of younger school

Занятие 1 2, стр. 1. 1, стр. 1. Бланк 1 «Найди закономерность». 2, стр. 1. Задание 1: перенеси каждую фигуру на новое место. Занятие 2 2, стр. 2. 1, стр. 2. 2, стр. 2. Задание 1: дорисуй у каждой ѐлки

Игры для развития внимания и памяти у детей старшего дошкольного возраста. Для развития внимания полезно проводить хорошо известные воспитателям упражнения: «Найди отличия», «Найди предмет, не похожий

Методика 1 «Мотивационная готовность ребенка к школе» Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух; способность к самоконтролю.

Приемы развития познавательных функций в старшем дошкольном возрасте Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания

ТЕСТ НА ИНТЕЛЛЕКТ (CFIT), или Как найти единственно правильное решение в сложной ситуации 1 Предложен Р.Кэттеллом в 1958 году Аббревиатура CFIT расшифровывается как Culture Free Intellect Test. Английское

Приложение 1 к адаптированной образовательной программе для детей с задержкой психического развития Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы педагога-психолога Протокол обследования

Советы родителям Сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста в условиях современного детского сада отводится довольно много времени, хотя казалось бы зачем? Ведь уже с рождения ребенок обладает способностью

В профессиональную копилку воспитателям детских садов УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ Упражнение 1 (для детей 3-4 лет) Цель учить выделять в предмете признак формы, развивать

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 6-7 ЛЕТ Любимова М.М. 1. СЛОЖИ (разрезная картинка) Задание направлено на выявление уровня развития интереса к познавательным задачам, установление

Пояснительная записка Одним из основных направлений дошкольной подготовки является математика. Содержание программы направлено на всестороннее развитие личности, формирование умственных способностей ребенка.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 25 г. Липецка Тема: «Развитие графических навыков у дошкольников» Липецк Цели: 1. Развитие внимания к речи воспитателя.

Муниципальное автономное учреждение центр дополнительного образования города Славянска-на-Кубани МО Славянский район Ф.И.О ребенка Объединение Руководитель РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ Диагностико-развивающие занятия

Методика «Домик» Н. И. Гуткина Методика «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

План-конспект урока для детей с ОВЗ по формированию элементарных математических представлений. Тема: «Геометрические фигуры». Цель: Закрепить представления о геометрических фигурах. Задачи: 1. Образовательные:

Мастер-класс для родителей средней группы «Внимание! Память! Мышление» Автор: Спасенникова И.П., воспитатель средней группы МКДОУ детский сад «Ёлочка» 19 мая 2017 года Цель: осуществление педагогического

Психологическая инерция замыкания Головоломка «9 точек 4 линии» Условие задачи Нужно соединить нарисованные девять точек четырьмя прямыми линиями, не отрывая ручки от листа бумаги. Эта задача является

Основные геометрические фигуры и понятия, навыки рисования геометрических объектов, логические задачи, развитие пространственного воображения Уважаемые родители и педагоги! Предлагаем вашему вниманию книгу

Серия дидактических игр 1 этап - игры направленные на развитие умения произвольно распределять и переключать внимание с одного объекта на другой в результате сознательных усилий воли. «Найди отличия» Обучающая

Дидактические игры для развития творческого воображения 1. Дидактическая игра «Пифагор» («Мозаика»). 2. Необходимо сложить из отдельных элементов (геометрических фигур, сделанных, например, из бумаги,

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ Любимова М.М. Для проведения обследования предлагаются следующие задания 1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (методика А. А. Венгер). Задание направлено на

Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности. К тому же далеко не все дети имеют склонности и обладают математическим складом ума, поэтому при подготовке к

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД 7 «СОЛНЫШКО» Приложение к проекту «Вот мы взяли краски в руки» ЧИСТООЗЕРНОЕ 2012 Приложение 1 МЕТОДИКА «ДОРИСОВЫВАНИЕ ФИГУР» О.М.

Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста Понятие «развитие математических способностей» является довольно сложным, комплексным и многоаспектным. Оно состоит из взаимосвязанных

Отчёт об адаптации и готовности к школе учеников 1 класса В сентябре-октябре 2017 года была проведена диагностика учащихся 1 классов с целью выявления особенностей протекания адаптационного процесса у

Памятка для родителей по развитию наглядно-образного мышления и тренировки моторики рук. Образное мышление - основной вид мышления детей дошкольного возраста. Уже в среднем дошкольном возрасте в результате

1 ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ВНИМАНИЕ есть сосредоточенность на чем-либо. Оно связано с интересами, склонностями, призванием человека, от его особенностей зависят такие качества личности, как наблюдательность,

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Настоящая рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы «От рождения до школы», /под ред. Н.Е.Вераксы, М. А. Васильевой, Т.С. Комаровой, 2014г. /

Приложение 1 к адаптированной основной образовательной программе для детей с тяжелыми нарушениями речи Контрольно-измерительные материалы Контрольно-измерительные материалы педагога-психолога Протокол

«Влияние игр на развитие психических процессов: памяти, внимания, мышления» Воспитатели: Козлова Е.В Марунич Н.М. В дошкольном возрасте игра ведущий вид деятельности ребенка Психическое развитие дошкольника

Беседа с ребенком. Цель: выявление общей осведомленности ребенка, установление эмоционального контакта. Вопросы: 1) Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла) 2) Когда ты родился? Сколько тебе

Психологическая готовность к школе В психологической готовности к школе традиционно выделяют три основных аспекта: эмоциональный, социальный, интеллектуальный. Эмоциональная зрелость ребѐнка предполагает,

Задание 1. «Отыщи поросят» Внимание. Внимательно посмотрите на картинку. Отыщите всех поросят на полянке. Каждого поросёнка, которого найдёте, зачеркните карандашом. (вписать цифрой число зачёркнутых поросят)

Тематическая консультация с элементами мастер класса для родителей группы детей с ОВЗ на тему: «Развитие механизмов внимания, памяти, мышления у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи» Цель.


Прежде чем излагать конкретные методики психодиагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления и речи - у дошкольников, рассмотрим понятие «стандартизированный комплекс психодиагностических методик», которое уже встречалось и будет еще неоднократно упоминаться в тексте.
Под стандартизированным комплексом психодиагностических методик для детей определенного возраста понимается ми-нимальный по числу включаемых в него методик набор, необходимый и достаточный для того, чтобы разносторонне, во всех существенных качествах и свойствах оценить психологию детей данного возраста, определить уровень психологического развития ребенка в целом и по отдельным качествам и свойствам. Под словом «стандартизация», включенным в название комплекса, понимается возможность получения с помощью всех этих мето-
1 Методы психодиагностики детей до трёхлетнего возраста здесь не рассматриваются по двум основным причинам. Во-первых, таких методик сравнительно мало, и из них трудно составить комплекс, который бы охватил все стороны психологии ребёнка и одновременно соответствовал названным выше требованиям. Во-вторых, многие из таких частных методик детально изложены в рамках специальных пособий (например, в кн.: Урунтаева Г.А., Афонъки-на ЮЛ. Практикум по детской психологии. М: Просвещение, Владос, 1995).
62
дик одинаковых по природе и сравнимых показателей, которые позволяют определять уровень развития у данного ребенка отдельных познавательных процессов, сравнивать между собой степень развития у него же разных познавательных процессов и следить за развитием ребенка из года в год. Кроме того, стандартизация предполагает использование для всех методик единой оценочной шкалы.
Большинство описываемых в этом разделе методик (это относится не только к диагностике дошкольников, но и детей любого возраста, а также взрослых людей) позволяет получать по-казатели психологического развития, выражаемые в стандартизированной, десятибалльной шкале. При этом показатели, находящиеся в пределах от 8 до 10 баллов, в большинстве случаев свидетельствуют о наличии у ребенка выраженных способностей или задатков к их развитию. Показатели в пределах от 0 до 3 баллов - о том, что у ребенка имеется серьезное отставание в психологическом развитии от большинства других детей. Показатели, оказавшиеся в пределах диапазона 4-7 баллов, - о том, что данный ребенок по уровню развития соответствующего пси-хологического качества находится в пределах нормы, т.е. мало отличается от большей части остальных детей его возраста.
Там, где установить стандартную систему оценок было трудно (в основном это касается методик, предполагающих развернутую качественную характеристику изучаемого психологического свойства), предложены иные, нестандартные способы оценки. Эти случаи особо оговариваются и соответствующим образом аргументируются в тексте.
К каждой из представленных в комплексе методик после ее подробного описания, предваряемого краткой инструкцией1, даются способ оценки полученных результатов, процедура и условия выводов об уровне развития ребенка на основании полученных данных. Текст всего стандартизированного комплекса методик завершается представлением Индивидуальной карты пси-
1 Все методики представлены и описаны так, чтобы, пользуясь текстом книги, по ним можно было проводить практическую психодиагностику, оценивать результаты, делать необходимые заключения, выводы и практические рекомен-дации.
63
Часть I. Психологическая диагностика
хологического развития ребенка, в которую вносятся все показатели, полученные по частным психодиагностическим методикам при комплексном обследовании данного ребенка. В эту карту в течение нескольких лет можно вносить данные, касающиеся повторных и последующих психодиагностических обследований этого же ребенка, и таким образом следить за тем, как из года в год или из месяца в месяц психологически развивается ребенок.
Показатели - баллы и характеристика на их основе уровня психологического развития ребенка, использованные в описываемых методиках, как абсолютные, т.е. непосредственно отра-жающие достигнутый уровень развития, касаются детей пяти-шестилетнего возраста. Если ребенку столько лет, то по полученным им показателям прямо можно делать заключение об уровне его психологического развития. Эти же показатели применимы и к детям более раннего возраста, однако в этом случае они могут быть только относительными, т.е. рассматриваться в сравнении с уровнем развития детей пяти-шестилетнего возраста.
Поясним сказанное на примере. Допустим, что ребенок пяти-шестилетнего возраста в результате его психодиагностики по методике оценки восприятия под названием «Чего не хватает на этих рисунках?» получил 10 баллов. Его уровень психологичес-кого развития должен быть, соответственно, оценен как очень вы-сокий. Если же по данной методике тот же ребенок получит 2-3 балла, то из этого следует, что его уровень психологического раз-вития низкий. Однако, если по той же самой методике 2-3 балла получает ребенок трех-четырехлетнего возраста, то о нем уже нельзя будет просто сказать, что его уровень развития низкий. Таким он будет только по отношению к детям пяти-шестилет-него возраста, а по отношению к сверстникам может оказаться средним. То же самое можно сказать и о высоких показателях. 6-7 баллов для ребенка пяти-шестилетнего возраста действительно могут означать среднюю оценку, но те же баллы, полученные ребенком трех-четырехлетнего возраста, могут свидетельствовать о высоком уровне психологического развития данного ребенка по отношению к основной массе сверстников. По-этому всякий раз, когда психодиагностике подвергаются не дети пяти-шестилетнего возраста, в словесном заключении относи-
64
Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста
тельно уровня их развития должна содержаться фраза: «...по срав-нению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Например: «По уровню развития памяти данный ребенок находится в среднем диапазоне по сравнению с детьми пяти-шестилетнего возраста». Необходимость делать такую оговорку отпадает только в том случае, если при пользовании данной методикой установлены соответствующие возрастные нормы. Тогда вместо слов «по отношению к детям пяти-шестилетнего возраста» необходимо говорить: «по сравнению с нормой».
Относительная форма оценки на первых этапах применения психодиагностических методик не только неизбежна, но и весьма полезна, так как позволяет сравнивать между собой показатели уровня психологического развития детей разного возраста.
В предлагаемом комплексе психодиагностических методик, кроме того, для многих психологических свойств имеется не одна, а несколько методик, оценивающих эти свойства с различных сторон. Сделано это не только для получения надежных результатов, но и по причине многогранности самих диагностируемых психологических явлений. Каждая из предложенных методик оценивает соответствующее свойство со специфической стороны, и в итоге мы имеем возможность получить комплексную, разностороннюю оценку всех психологических особенностей ребенка. Соответствующие свойства, предлагаемые для них методики и получаемые показатели представлены в Карте ин-дивидуального психологического развития ребенка (см. табл. 4).

Много написано о том, как важно уметь отпускать, завершать старое-отжившее. Иначе мол, новое не придет (место занято), и энергии не будет. Почему же мы киваем, читая такие мотивирующие на уборку статьи, но по-прежнему все остается на своих местах? Находим тысячи причин отложить отложенное на выброс. Или вовсе не начинать разборы завалов и кладовок. И уже привычно ругаем себя: «Захламилась совсем, надо взять себя в руки».
Уметь легко и уверенно выбросить ненужные вещи - становится обязательной программой «хорошей хозяйки». И часто - источником еще одного невроза для тех, кто почему-то не может этого сделать. Ведь чем меньше мы делаем «как надо» - и чем лучше умеем слышать себя, тем счастливее живем. И тем правильнее это для нас. А значит, давайте разберемся, так ли необходимо расхламляться лично вам.

Искусство общения с родителями

Родители часто любят поучать своих детей, даже тогда, когда они становятся уже достаточно взрослыми. Они вмешиваются в их личную жизнь, советуют, осуждают… Доходит до того, что дети не хотят видеться с родителями, поскольку надоели их нравоучения.

Что делать?

Принятие недостатков. Дети должны понять, что родителей перевоспитать не удастся, они не изменятся, как бы вам этого не хотелось. Когда вы смиритесь с их недостатками, вам будет проще общаться с ними. Вы просто перестанете ждать иного отношения, чем было прежде.

Как не допустить измен

Когда люди создают семью, никто, за редким исключением, и не думает о том, чтобы заводить отношения на стороне. И все же по статистике семьи чаще всего распадаются именно из-за измен. Примерно половина мужчин и женщин изменяют своим партнерам в рамках законных отношений. Словом, количество верных и неверных людей распределяется 50 на 50.

Прежде чем говорить, как уберечь брак от измен, важно понять

Дыхание: теория и практика

Теория

Важно понимать, что естественное дыхание человека это спокойное, размеренное и глубокое дыхание животом. Однако под давлением современного скоростного ритма жизни человек ускоряется так, что становится в буквальном смысле «не продохнуть». Иными словами, человек начинает дышать часто и поверхностно, словно задыхаясь, и при этом задействовать грудную клетку. Такое грудное дыхание является признаком тревоги и часто приводит к синдрому гипервен гиляции, когда кровь перенасыщается кислородом, что выражается в противоположном ощущении: вам кажется, что не хватает кислорода, от чего вы начинаете дышать ещё более интенсивно, тем самым попадая в порочный круг тревожного дыхания.

Релаксация: теория и практика

Теория

Частые, длительные, интенсивные эмоциональные переживания не могут не сказываться на нашем физическом самочувствии. Та же тревога всегда проявляется в виде мышечного напряжения, которое, в свою очередь, подаёт мозгу сигнал о том, что пора тревожиться. Этот порочный круг возникает из-за того, что психика и тело неразрывно связаны. Будучи «воспитанными» и «культурными» людьми, мы подавляем, а не проявляем (не выражаем, не высказываем) эмоции, в силу чего возникающее мышечное напряжение не расходуется, а накапливается, что ведёт к мышечным зажимам, спазмам и симптомам вегетососудистой дистонии. Расслабить напряжённые мышцы, как ни парадоксально, можно посредством короткого, но достаточно интенсивного напряжения, способствующего более качественному расслаблению мышц, в чём и состоит суть нервно-мышечной релаксации.

Слайд 2

Слайд 3

Анализ результатов:

Найдены все недостающие детали на всех картинках – высокий уровень наблюдательности Замечены недостающие детали от0 до 2 картинок – низкий уровень Выделены недостающие детали от 3 до 6 картинок – средний уровень

Слайд 4

2. Методика «Найди и вычеркни» (детский вариант корректурной пробы методики Бурдона)

Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания. Ребенку показывают бланк, на котором в случайном порядке даны изображения простых фигур: грибок, домик, ведерко, мяч, цветок, флажок.

Слайд 5

Бланк для детей 3-4 лет

  • Слайд 6

    Бланк для детей 4-5 лет

  • Слайд 7

    Инструкция:

    «Сейчас мы с тобой поиграем в такую игру: я покажу тебе картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых тебе предметов. Когда я скажу слово "начинай", ты по строчкам этого рисунка начнешь искать и зачеркивать те предметы, которые я назову. Искать и зачеркивать названные предметы необходимо до тех пор, пока я не скажу слово "стоп". В это время ты должен остановиться и показать мне то изображение предмета, которое ты увидел последним. После этого я отмечу на твоем рисунке место, где ты остановился, и снова скажу слово "начинай". После этого ты продолжишь делать то же самое, т.е. искать и вычеркивать из рисунка заданные предметы. Так будет несколько раз, пока я не скажу слово "конец". На этом выполнение задания завершится».

    Слайд 8

    В этой методике ребенок работает 2,5 мин, в течение которых пять раз подряд (через каждые 30 сек) ему говорят слова «стоп» и «начинай». Экспериментатор в этой методике дает ребенку задание искать и разными способами зачеркивать какие-либо два разных предмета, например звездочку перечеркивать вертикальной линией, а домик – горизонтальной. Экспериментатор сам отмечает на рисунке ребенка те места, где даются соответствующие команды.

    Слайд 9

    Обработка и оценка результатов

    При обработке и оценке результатов определяется количество предметов на рисунке, просмотренных ребенком в течение 2,5 мин, т.е. за все время выполнения задания, а также отдельно за каждый 30-секундный интервал. Полученные данные вносятся в формулу, по которой определяется общий показатель уровня развитости у ребенка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости: где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребенка; N– количество изображений предметов на рисунке, просмотренных ребенком за время работы; t – время работы; n – количество ошибок, допущенных за время работы. Ошибками считаются пропущенные нужные или зачеркнутые ненужные изображения. В итоге количественной обработки психодиагностических данных определяются по приведенной выше формуле шесть показателей, один – для всего времени работы над методикой (2,5 мин), а остальные – для каждого 30-секундного интервала. Соответственно, переменная t в методике будет принимать значение 150 и 30.

    Слайд 10

    По всем показателям S, полученным в процессе выполнения задания, строится график следующего вида:

    на основе анализа графика можно судить о динамике изменения во времени продуктивности и устойчивости внимания ребенка

    Слайд 11

    При построении графика показатели продуктивности и устойчивости переводятся (каждый в отдельности) в баллы по десятибалльной системе следующим образом:

    показатель S у ребенка выше, чем 1,25 балла –очень высокий уровень показатель S находится в пределах от 1,00 до 1,25 балла – высокий уровень показатель S находится в интервале от 0,50 до 1,00 балла- средний уровень показатель S находится в пределах от 0,24 до 0,50 балла – низкий уровень показатель S находится в интервале от 0,00 до 0,2 балла – очень низкий уровень

    Слайд 12

    Устойчивость внимания в свою очередь в баллах оценивается так:

    все точки графика на рисунке 7 не выходят за пределы одной зоны, а сам график своей формой напоминает кривую 1 – очень высокий уровень. все точки графика расположены в двух зонах наподобие кривой 2 – высокий уровень. все точки графика располагаются в трех зонах, а сама кривая похожа на график 3 – средний уровень. все точки графика располагаются в четырех разных зонах, а его кривая чем-то напоминает график 4 – низкий уровень. все точки графика располагаются в пяти зонах, а его кривая похожа на график 5 – очень низкий уровень.

    Слайд 13

    3. Методика «Проставь значки»

    Тестовое задание в этой методике предназначено для оценки переключения и распределения внимания ребенка. Перед началом выполнения задания ребенку показывают бланк и объясняют, как с ним работать. Эта работа заключается в том, чтобы в каждом из квадратиков, треугольников, кружков и ромбиков проставить тот знак, который задан вверху на образце, т.е., соответственно, галочку, черту, плюс или точку.

    Слайд 14

    Бланк к методике «Проставь значки»

  • Слайд 15

    Ребенок непрерывно работает, выполняя это задание в течение двух минут, а общий показатель переключения и распределения его внимания определяется по формуле: где S – показатель переключения и распределения внимания; N – количество геометрических фигур, просмотренных и помеченных соответствующими знаками в течение двух минут; n – количество ошибок, допущенных во время выполнения задания. Ошибками считаются неправильно проставленные знаки или пропущенные, т.е. не помеченные соответствующими знаками, геометрические фигуры.

    Слайд 16

    Оценкарезультатов 10 баллов – показатель S больше чем 1,00. 8-9 баллов – показатель S находится в пределах от 0,75 до 1,00. 6-7 баллов – показатель 5" располагается в пределах от 0,50 до 0,75. 4-5 баллов – показатель S находится в интервале от 0,25 до 0,50. 0-3 балла – показатель S находится в пределах от 0,00 до 0,25. Выводы об уровне развития 10 баллов – очень высокий. 8-9 баллов – высокий. 6-7 баллов – средний. 4-5 баллов – низкий. 0-3 балла – очень низкий.

    Слайд 17

    Диагностика памяти1) Обследование памяти по временным характеристикам

  • Слайд 18

    Диагностика кратковременной памяти

    Запоминание картинок и предметов Ход проведения: Разложить перед ребенком на столе 5-6 картинок или настоящих предметов (игрушек). Дать 30 секунд, чтобы запомнить. Потом ребенок должен по памяти перечислить, какие предметы (или их изображения) разложены на столе.

    Слайд 19

    Как вариант данной методики: изменить расположение каких-то предметов, убрать или заменить какой-либо предмет, после чего попросить ребенка определить, что изменилось.

    Слайд 20

    Рисование по памяти

    ребенку предъявляется для запоминания на 1 минуту несложная картинка, затем взрослый ее убирает, и малыш должен нарисовать картинку по памяти. Как вариант данного задания: дорисовать по памяти недостающие части, детали рисунка.

    Слайд 21

    Слайд 22

    Слайд 23

    Слайд 24

    Слайд 25

    Исследование долговременной памяти

    В этих заданиях также определяется запас знаний ребенка, его эрудиция.

    Слайд 26

    Слайд 27

    Слайд 28

    Слайд 29

    Слайд 30

    Слайд 31

    2) Исследование памяти по преобладающей активности анализаторов

  • Слайд 32

    Исследование двигательной памяти

    Взрослый просит ребенка повторить за ним определенную последовательность движений, например, дотронуться левой рукой правого уха, улыбнуться, присесть и т.д. Или скопировать определенное положение пальцев.

    Слайд 33

    Слайд 34

    Слайд 35

    Обследование слуховой памяти

    Методика «10 слов» предложена А.Р. Лурия предназначена для диагностики слуховой памяти Материал для проведения методики: лист бумаги, ручка, 10 слов для запоминания.

    Слайд 36

    Инструкция состоит из нескольких этапов. Первое объяснение: «Сейчас я прочту 10 слов. Слушать надо внимательно, Когда закончу читать, сразу же повтори столько, сколько запомнишь. Повторять можно в любом порядке, порядок роли не играет. Понятно?» Экспериментатор читает слова медленно, четко. Когда испытуемый повторяет слова, экспериментатор ставит в своем протоколе крестики под этими словами. Второе объяснение: «Сейчас я снова прочту те же самые слова, и ты опять должен(на) повторить их-и те, которые уже назвал(а), и те, которые в первый раз пропустил(а), - все вместе, в любом порядке». Экспериментатор снова ставит крестики под словами, которые воспроизвел испытуемый.

    Слайд 37

    Затем опыт снова повторяется 2, 4 и 5 раз, но уже без инструкций. Экспериментатор просто говорит: «Еще раз». Если испытуемый называет какие-либо лишние слова, экспериментатор обязательно записывает их рядом с крестиками, а если слова эти повторяются, ставит крестики и под ними. В случае если ребенок пытается вставлять в процессе опыта какие-либо реплики, экспериментатор его останавливает. Никаких разговоров во время этого опыта допускать нельзя.

    Слайд 38

    После пятикратного повторения слов экспериментатор переходит к другим экспериментам, а в конце исследования, т. е. примерно спустя 50-60 мин, снова просит воспроизвести эти слова (без напоминания). Чтобы не ошибиться, эти повторения лучше отмечать не крестиками, а кружочками.

    Слайд 39

    Слайд 40

    По этому протоколу может быть составлена «кривая запоминания». Для этого по горизонтальной оси откладываются номера повторения, а по вертикальной - число правильно воспроизведенных слов.

    Слайд 41

    Пользуясь разными, но равными по трудности наборами слов, можно проводить этот эксперимент повторно с целью учета эффективности терапии, оценки динамики болезни и т. д.

    Слайд 42

    Исследование зрительной памяти

    Методика «Запомни рисунки» Инструкция: «На этой картинке представлены 9 разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

    Слайд 43

    Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

    Слайд 44

    Слайд 45

    Оценка результатов 10 баллов - ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек. 8-9 баллов - ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек. 6-7 баллов - ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек. 4-5 баллов - ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек. 2-3 балла - ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек. 0-1 балл - ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

    Слайд 53

    2) Методика «Небылицы»

    оцениваются элементарные образные представления, ребенка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными, их образом жизни, природой. С помощью этой же методики определяется умение ребенка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

    Слайд 54

    Вначале ребенку показывают картинку, изображенную ниже. В ней имеются несколько довольно нелепых ситуаций с животными. Во время рассматривания картинки ребенок получает инструкцию примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, все ли здесь находится на своем месте и правильно нарисовано. Если что-нибудь тебе покажется не так, не на месте или неправильно нарисовано, то укажи на это и объясни, почему это не так. Далее ты должен будешь сказать, как на самом деле должно быть». Время показакартинки и выполнения задания 3 минуты. За это время ребенок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так и как на самом деле должно быть.

    Слайд 55

    Слайд 56

    Оценка результатов 10 баллов - такая оценка ставится ребенку в том случае, если за отведенное время (3 мин) он заметил все 7 имеющихся на картинке нелепиц, успел удовлетворительно объяснить, что не так, и, кроме того, сказать, как на самом деле должно быть. 8-9 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но от одной до трех из них не сумел до конца объяснить или сказать, как на самом деле должно быть. 6-7 баллов - ребенок заметил и отметил все имеющиеся нелепицы, но три-четыре из них не успел до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 4-5 баллов - ребенок заметил все имеющиеся нелепицы, но 5-7 из них не успел за отведенное время до конца объяснить и сказать, как на самом деле должно быть. 2-3 балла - за отведенное время ребенок не успел заметить 1 -4 из 7 имеющихся на картинке нелепиц, а до объяснения дело не дошло. 0-1 балл - за отведенное время ребенок успел обнаружить меньше четырех из семи имеющихся нелепиц. Замечание. 4 и выше балла в этом задании ребенок может получить только в том случае, если за отведенное время он полностью выполнил первую часть задания, определенную инструкцией, т.е. обнаружил все 7 нелепиц, имеющихся на картинке, но не успел или назвать их, или объяснить, как на самом деле должно быть. Выводы об уровне развития 10 баллов - очень высокий. 8-9 баллов - высокий. 4-7 баллов - средний. 2-3 балла - низкий. 0-1 балл - очень низкий.

    Посмотреть все слайды