Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Древнее искусство вырезания из бумаги в китае. Как сделать китайское вырезание из бумаги

Вырезание узоров из бумаги - «Цзяньчжи» - один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая, который недавно был отнесен ЮНЕСКО к числу мирового культурного наследия. Искусство вырезания из бумаги имеет долгую историю, оно возникло во времена династий Шан или Чжоу и передавалось из поколения в поколение до наших дней. Основным сюжетом этих простых и безыскусственных произведений из бумаги является труд и жизнь простого народа. Узоры из бумаги, создаваемые в уезде Аньсай провинции Шаньси широко известны во всем мире.

Вырезание из бумаги - один из самых популярных видов народного творчества в Китае. По данным археологов оно берет свое начало в VI в., но многие считают, что на самом деле его история началась на несколько сотен лет раньше. Сначала вырезанные узоры использовали в религиозных ритуалах или для украшения интерьера.

В древние времена китайцы часто вырезали из бумаги изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах. Подобный обычай до сих пор можно встретить в некоторых местах за пределами Китая. Изображения, вырезанные из бумаги, обычно обладают символическим значением, поэтому они стали частью религиозных ритуалов. Кроме того, эти оригинальные узоры были найдены в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

В настоящее время бумажные узоры используются прежде всего для украшения интерьера, ими декорируются стены, двери, окна, колонны дома, зеркала, лампы и фонари. Они также используются для украшения подарков, а иногда сами служат подарком. Раньше в народе такие вырезанные из бумаги узоры служили образцами для вышивки и орнаментов лаковых изделий.

Вырезание из бумаги выполняется только вручную. Вырезание бывает двух видов: первый - вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз), мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ - вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В деревне вырезанием из бумаги занимаются в основном девушки и женщины. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка, кроме того, это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами тогда чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских.

Глядя на эти ажурные фигурки и картины, трудно поверить, что они вырезаны из бумаги. Это традиционное декоративно-прикладное искусство Китая цзяньчжи (剪紙 / jianzhi).

С древности создателей бумажных узоров вдохновляли на столь изящное творчество китайские народные традиции, фестивали, свадебные церемонии, семейные праздники и другие события. Числу сюжетов цзяньчжи практически нет предела: это и персонажи китайского гороскопа, и экзотические цветы, и орнаменты, и иероглифы, и сцены повседневной жизни.

В наши дни вырезанные из бумаги узоры и картины широко применяются для декорирования интерьера, особенно во время празднования китайского нового года. Это популярное украшение для новогодней ели и традиционный дизайн поздравительных открыток.

Китайские иероглифы - один из самых распространенных сюжетов цзяньчжи. В особо торжественных случаях в качестве подарков преподносятся целые пожелания, вырезанные из бумаги. Эти произведения искусства ставятся в рамки и хранятся в семье в качестве сувениров.

История цзяньчжи

Самые первые картины цзяньчжи появились примерно в первом столетии нашей эры, вскоре после изобретения бумаги во время правления династии Хань.

Первоначально вырезанные из бумаги узоры использовались для декорирования ворот, окон, фонарей и перегородок внутри дома. Очень часто они служили образцами для вышивания, а также использовались в религиозных ритуалах. Китаянки охотно украшали свои прически орнаментами, вырезанными из бумаги или из золотой и серебряной фольги.

Порою в высших слоях общества статус женщины принято было оценивать на основе ее мастерства в цзяньчжи.

В 8-9 веках нашей эры цзяньчжи распространилось в западной Азии, а в 16 веке это искусство появилось в Турции. В результате все искусство в целом обогатилось местным колоритом разных стран. Например, китайский стиль вырезания называется цзяньчжи, японский - монкири, в Мексике его называют papel picado, что переводится как «бумага в дырочку», а в немецкоязычных странах Европы - «шереншнитте» (Scherenschnitte).

Как научиться вырезать фигуры из бумаги?

Вам может показаться, что научиться вырезать такие замысловатые узоры просто невозможно. Откроем маленький секрет: все узоры представляют собой комбинацию всего лишь пяти основных фигур. Это листок ивы, полумесяц, капля воды, солнце и зуб пилы. Научившись вырезать эти простые фигуры, можно переходить к более сложным.

Для создания декоративного узора вам понадобятся бумага и острые ножницы. Для проработки мельчайших деталей картины иногда используется нож. В Китае чаще всего вырезают цзяньчжи из красной бумаги, ведь красный цвет символизирует процветание и благополучие. Но можно использовать и бумагу любого другого цвета: золотую, зеленую или голубую.

Помните, что цзяньчжи - это увлечение, которое требует усидчивости и терпения, а также развивает мелкую моторику рук. Но зато в награду за свою усидчивость вы получите отличное украшение, сделанное своими руками.

Искусство китайской художественной вырезки из бумаги называется - "цзяньчжи" (jianzhi) .
В народе эти узоры из бумаги прозвали «оконными цветами» («оконные узоры»)
(Надо отметить, что в Китае в старину окна делали не из стекла, а из бумаги).

"Цзяньчжи" включено в список Всемирного нематериального культурного наследия.

Вырезание аппликаций из бумаги является одним из самых распространенных видов народного творчества и имеет древнюю историю.
Искусство вырезки из бумаги, создание бумажных узоров возникло в Китае еще при династии Хань , т.е. примерно в 200 году до нашей эры.



В древности, красиво вырезанные узоры, приклеенные к вискам красавиц, дополняли женские наряды того времени.

Известные древнейшие образцы узоров из бумаги были обнаружены в Турфане, Синьцзян - Уйгурского автономного района.
Они относятся к эпохе Тан. В древности фигурки, вырезанные из бумаги, широко использовались в религиозных обрядах.
Вырезанные из бумаги животные и фигурки людей хоронили вместе с усопшими или просто сжигали на похоронах, чтобы с дымом они ушли вместе с покойником в загробный мир.
Кстати, этот обычай до сих пор сохранился в некоторых местах Китая.
Но уже при династии Цин в случае проведения торжества, на свадьбах или просто в праздничные дни возрастал спрос на вышивки и бумажные вырезки и аппликации.

В настоящее время во многих старинных сооружениях можно увидеть много различных разноцветных узоров и изображения, выполненные по дереву, деревянную мебель, расписанную лаком.
Так вот, установлено, что они были сделаны на основе бумажных вырезок и аппликаций. А делали это так: рисовали нужный орнамент, вырезали из бумаги образец, а затем по нему резали или вышивали, или просто приклеивали его и раскрашивали.

В Поднебесной традиционно вырезанием узоров из бумаги занимались крестьянки-вышивальщицы, использовавшие их в качестве шаблонов.

Под умелыми и ловкими руками женщин появлялись вырезанные из цветной бумаги изображения различных зверушек, причудливых растений, прекрасные узоры и орнаменты.
В китайских деревнях после уборки урожая, женщины в часы досуга собирались вместе и вырезали различные композиции из бумаги. Для каждой девочки было просто необходимо научиться искусству бумажной вырезки.
Уровень мастерства вырезки показывал, насколько умелые у девушки руки. Однако, по мере общественнного развития, многие перестали заниматься вырезкой, так появились мастера, которые рассматривали это искусство в качестве профессии.

В канун Праздника Весны, в соответствии с народной традицией, люди наклеивают на окна, двери и рабочие места разнообразные красивые вырезки из бумаги, что придает окружающей обстановке еще более радостную атмосферу праздника.

Во время свадебных церемоний на двери, окна, дверцы шкафов и даже над кроватью новобрачных приклеивают вырезанный из бумаги иероглиф «двойное счастье».
Вот на картинке - "двойное счастье" счастливого красного цвета.


Это придает торжеству еще большую атмосферу радости и счастья.
"Денежный" символ (к успеху в бизнесе).

Как говорят мастера "цзяньчжи", в изготовлении аппликаций нет ничего сложного. Если немного попрактиковаться, то картинку из бумаги можно вырезать всего за несколько минут.
А делается это так: сначала берется цветная бумага, наносятся на нее контуры узора, затем вырезается острыми на концах ножницами или специальными ножами.


В Китае многие любители – умельцы даже не делают никаких рисунков, а прямо по памяти ловко и быстро вырезают бумажные орнаменты.

Китайские мастера в своих бумажных прямо таки «произведениях искусства» иногда не очень строго придерживаются реалистичного изображения, а создают причудливые линии контура или орнамент, придавая своим работам неповторимость.

Есть еще другой способ вырезки, когда можно сразу изготовить до десятка одинаковых аппликаций.
Этот способ тоже совсем не сложен. Берутся тонкие листы цветной бумаги, кладутся на специальную доску, сверху на них накладывается трафарет и все вырезается острым ножом.
После вырезки остается лишь разделить сложенные листочки.
Иногда вырезки из бумаги могут состоять из нескольких фрагментов, составляющих целую композицию. Например, в центре окна располагается центральный узор, а по углам приклеиваются угловые аппликации,
а над окном прикрепляется свободно подвешенная аппликация, которая колышется от легкого ветерка.
Вырезка из бумаги делается исключительно вручную и бывает двух видов: первый, когда вырезают при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги (обычно не более 8 листков за один раз).
Мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства. Второй способ: вырезают при помощи ножа.
Сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на состав рыхлого клея, сделанного из пепла и жира животных.
Потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу.
Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу несколько узоров.

В Китае "цзяньчжи" делятся на одноцветные и разноцветные, а по тематике - на южный и северный стили.

Разноцветные (раскрашенные) вырезки.

Между этими двумя стилями существует большая разница. Даже в аппликациях сделанных в разных провинциях Китая имеются отличия.
Вырезки, сделанные в северном Китае отличаются размашистыми линиями, их тематика достаточно обширна. Южные вырезки более тонкие, им присущ южный китайский колорит.
Так, например, в провинции Шаньдун издавна было принято вырезать из бумаги различные изображения животных и растений. А в провинции Фуцзянь бумажные аппликации отличаются своим особым стилем.
В горных районах, таких как Наньпин, и др., большинство аппликаций – это изображения диких и домашних животных.
В районах морского побережья, вырезки в большинстве своем, представляют собой изображения морской флоры и фауны.
А в местности Путянь, в основном, вырезают красивые узоры и цветы.
Также издавна славится своими уникальными аппликациями провинция Аньхой.
В последнее время аппликации, именно этой провинции часто экспонируются на выставках не только внутри страны, но и за рубежом. Они даже публикуются в журналах и демонстрируются по телевидению.
Не только в деревнях, больших городах Китая, и даже в столице, во многих домах и даже в витринах магазинов можно увидеть красивые бумажные аппликации красного цвета.
Ведь в Китае именно красный цвет символизирует счастье, успех и благополучие. С давних времен красный цвет ассоциируется с праздниками, свадьбами или другими торжествами.

В настоящее время в Китае по-прежнему работают мастерские по изготовлению бумажной вырезки.

Национальные общества по развитию искусства бумажной вырезки проводят регулярные выставки и «круглые столы» по обмену опытом, издают книги, посвященные этой тематике.


Сегодня искусство бумажной вырезки уже превратилось из прикладного в самостоятельное направление народного творчества.
Непрестанно расширяется и тематика композиций.


Неслучайно, что и другие виды творчества почерпнули много уникального и полезного в искусстве бумажной вырезки, например,
картинки-комиксы, проекты сценографии, журнальные и газетные заголовки, книжная иллюстрация, кинематограф.

Огромная картина выполненная в технике “цзяньчжи” с пионом в центре была представлена посетителям в государственном парке пионов города Лоян, расположенном в китайской провинции Хэнань.
В центре картины вырезан цветок пиона диаметром 1, 5 м, по краям около ста маленьких пионов, а также десять не похожих друг на друга драконов.


Произведение из бумаги мастер Ли Цзинчжу (64 года) - вырезала пять лет.

Длинная вырезка из бумаги «Гармоничный Китай» была показана в Фуянском педагогическом институте провинции Аньхой.

Длина данной вырезки – 223 м.
Она состоит из 3 частей: «Радостная встреча Олимпиады», «Традиционная добродетель» и «Национальное единство».
Мастера искусства "цзяньчжи" из города Фуян трудились над вырезкой более 2 лет.

Платье современного дизайнера, сделанное из "цзяньчжи"

Работы известной мастерицы Ма Гоюй

Цзяньчжи - это,художественные вырезки - один из видов древнего традиционного народного декоративно-прикладного искусства Поднебесной . Полюбуйтесь, какой это потрясающий вид творчества, который можно запросто применять в скрапбукинге:


Тонкий, изящный стиль искусства вырезания узоров из бумаги «Цзяньчжи» в городе Хайлунь провинции Хэйлунцзян, популярен среди мастеров Китая и за рубежом. В 1993 году город Хайлунь был назван Министерством культуры КНР «Родиной народного искусства вырезания узоров из бумаги».

Культурный мир Поднебесной, эксклюзивен тем, что многие течения в искусстве, были придуманы и достигли триумфа исключительно в Китае.

Исследователи считают, что свое начало этот вид творчества берет от эпохи правления династий Шан и Чжоу. Где - то VI столетие, и все же существует мнение, что Цзяньчжи ведет свою историю с ещ более давних времен.

Сначало искусство вырезки использовалось в религиозных целях, бумажные фигурки сопровождали умершего в мир иной. Временами их предавали огню, во время похоронного обряда. Также античные предки народов Китая, использовали бумажные фигурки, как дар Богам.

После искусство Цзяньчжи перестало быть обрядовым, но фигурки из бумаги остались популярными у китайского народа.

Чтобы сотворить из бумаги шедевр искусства, уходит много времени, Цзяньчжи это отчетливость контуров. Появившись в давние времена, этот вид бумажного творчества, держался в семейном секрете и передавался по наследству. Чаще всего вырезкой из бумаги занимаюстся в сельской местности.

В наше время бумажные узоры применяются в интерьере, для декорирования различных предметов обстановки. Вырезками украшают подарки. В старые времена, данные вырезки использовались как примеры для орнаментов и вышивки. Существует два вида вырезок в этом творческом направлении: №1 – вырезка ножницами, применяют сразу несколько листов бумаги (но не выше 8 листов за раз), специалисты приклеивают их на бумагу, при содействии острого ножа создают безупречные узоры; №2 – создание узора ножом, сперва складывают бумагу в несколько слоев, укладывают на клей, изготовленный из пепла и животного жира, затем скрупулезно вырезают по ней рисунок, вертикально удерживая нож.

Современные китайские мастера Цзяньчжи

Чжанпуская продолжательница искусства вырезки из бумаги- Линь Тао

Год рождения 1903 г. С 16 лет Линь Тао обучалась искусству Цзяньчжи.

Старушка Линь Тао при помощи ножниц и бумаги создает прекрасный, полный радости ми. Ее искусство приобрело широкую популярность. Несколько ее работ вошли в книгу «Полное собрание китайского народного искусства. Орнамент», от из-ва «Изобразительное искусство» провинции Цзянсу. В этой книге о Линь Тао сказано следующее: «У нее удивительно богатое воображение, прирожденное чувство и способность управлять красотой орнамента... ее произведения представляют собой вершину китайского народного искусства вырезок из бумаги». Специалисты из Нанкинского художественного института, посетившие Чжанпу с этнографической экспедицией, с восхищением заявили: «Она китайский Пикассо из народа!»

В 2004 г. ЦХИ отозвался о ее даре так: «Она талантливый представитель продолжателей китайского народного искусства вырезок из бумаги в приморских районах». Кроме того, этот институт организовал выставку ее работ в Музее изобразительных искусств Китая под названием «К матушке - реке – жизнь и творчество талантливого продолжателя искусства китайских народных вырезок из бумаги». В последствии сюжет этой выставки был охвачен в фильме «Исчезающая матушка-река», снятый совместно Центральным художественным институтом и представительством ЮНЕСКО в Пекине, для включения в Реестр объектов мирового культурного наследия.

Испытав на своем веку беды и радости, мастерица считает: «Самая большая радость – это быть вместе со всеми членами семьи».

Ее соседи, обращаются к ней за вырезками изображающими цветы, драконов и феникса, уток-мандаринов, символы счастья и радости, добавляя их к основным подаркам к празднкам. Когда ее просят, Линь Тао передает азы своего мастерства молодому поколению. Практически во всех средних и начальных школах есть группы искусства, Цзяньчжи в которых талантливая мастерица читает лекции.

Вряд ли кто даст ответ на вопрос: как нигде не обучавшаяся данному виду творчества, мастерица, добилась таких потрясающих результатов.

Творения этой удивительной мастерицы, смотрятся оживленно, «До тех пор, пока буду в состоянии держать в руках ножницы, я намерена ежедневно и из года в год воспевать эту счастливую жизнь в своем вырезках из бумаги!» – говорит Линь Тао.

Китайские штучки (Из истории силуэтов)





«Художественное вырезание из бумаги – традиционный для многих народов вид искусства. Его изобретение связано с изобретением бумаги, которое произошло, согласно легенде, в Китае, во II веке до н. э. Тогда стоимость бумаги была очень высока, поэтому искусство художественного вырезания было доступно немногим, им занимались в императорских дворцах и домах придворной знати. Самые ранние из известных нам случаев проникновения китайских бумажных вырезок в страны Азии и Европы датируются VII веком. Первоначально они попали в Японию, а затем распространились по Шёлковому пути по всему евразийскому материку. Ныне многие из старинных образцов хранятся в различных музеях мира».
В 1950-х годах, вернувшись в Ленинград из поездки в Китай, театральный художник Рыков А. А. привёз замечательную по разнообразию коллекцию китайских вырезных картинок.
Позже эта коллекция была передана в Центральный государственный Архив литературы и искусств, где мне и посчастливилось с нею ознакомиться. Когда Лариса Сергеевна Георгиевская, директор ЦГАЛИ, разложила на столе папки с картинками, я была поражена и очарована. «Живые» «тен-чжи», как значилось на одной из папок, выглядели в тысячу раз прекраснее, чем фотографии в интернете и разительно отличались от виденных мною ранее: здесь были и большие, похожие на кружево, и маленькие – такие, к которым прикоснуться позволяешь себе, только затаив дыхание.
(Поясню для непосвящённых: все работы, выполненные в технике вырезания из бумаги, называются классическим силуэтом. (Так же, например, как вся поэзия в мире, независимо от жанра и стихотворного размера, называется поэзией). От аппликации и коллажа силуэты отличаются тем, что, картина, вырезанная из одного листа, неважно какого размера, и взятая за один край, не разваливается на отдельные части).
Теперь вернёмся к колекции тен-чжи из фондов ЦГАЛИ СПб.
Один набор выполнен из точайшей, почти невесомой бумаги, и изображает, вероятно, маски богов и героев.
Рядом с большими работами соседствуют крошечные изображения животных и бытовые сценки. Однотонные силуэтики из немелованной бумаги испещрены прорезями, насечками и наколками.
В Китае первоначально вырезание из бумаги являлось развлечением исключительно императорского двора – из-за чрезвычайной дороговизны материала. Бумажными силуэтными изображениями придворные красавицы украшали причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.
Позднее вырезание распространилось во всех слоях населения и стало главным атрибутом китайского театра теней.
Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались «китайскими тенями».

Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.), его становление происходило в эпоху Пяти династий (907 - 960 гг.), во времена династии Сун (960 - 1279 гг.) он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вначале вырезались из бумаги, а позже из конской, коровьей и ослиной кожи. «Сценой» теневого театра служит экран - прямоугольная деревянная рама в виде окна, обтянутая белой материей, за которой актеры поют и управляют бамбуковыми палочками фигурками-персонажами. С помощью света, направленного на экран, на нем отражаются эти очень выразительные фигурки-персонажи, наделенные и романтикой, и комизмом.
Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае. Техника изготовления плоскостных кукол в нём не изменилась.
Искусство китайской художественной вырезки из бумаги называется - тен-чжи, "цзяньчжи", а народ называет вырезки «оконные цветы» или «оконные узоры».

В настоящее время в музеях Поднебесной хранится различная деревянную мебель, расписанную лаком, покрытая разноцветными узорами и изображениями, которые делали и делают на основе бумажных вырезок: сначала рисуется нужный орнамент, из бумаги вырезается образец, по которому выполняется вышивка, или вырезку наклеивали и раскрашивали на поверхности мебели.
В деревнях женщины собирались на посиделки и вырезали различные композиции из бумаги. Каждой девочке было необходимо научиться искусству бумажной вырезки – по готовым работам судили, насколько девушка умела, и терпелива, и по таким работам выбирали невест.

«Из старинных трактатов известно, каким образом происходил процесс вырезания изображения на пергаменте: он укреплялся за 4 угла посредством игл на кожаной подушке или деревянной доске. В качестве инструментов использовались ножницы, острые ножи для заточки перьев, специальные режущие перья, пуансоны, а также штампы и шаблоны. Скорее всего, ножницами вырезались основные контуры, нож был нужен для внутренних отверстий. Вероятно, работа с бумагой проводилась аналогичным образом, к тому же вырезать отверстия в бумаге гораздо легче, чем в пергаменте. Причём нередко мастер вырезал изображение сразу на нескольких листах, сложенных в стопку, получая таким образом серию одинаковых сюжетов» .
Вырезание из бумаги обычно выполняется вручную. Такое вырезание бывает двух видов: первый – вырезание при помощи ножниц, используя сразу несколько листков бумаги, мастера клеят их на бумагу и при помощи острого ножа доводят узор до совершенства; второй способ – вырезание при помощи ножа, сначала бумагу несколько раз складывают, кладут ее на рыхлый клей, сделанный из пепла и жира животных, потом тщательно вырезают на бумаге узор, держа нож в руке вертикально, и обрабатывают его по заготовленному образцу. Преимущество второго способа состоит в том, что он позволяет одновременно вырезать сразу от нескольких одинаковых картин до десяти и больше.
В современном Китае бумажные вырезки остаются неизменным атрибутом не только украшения жилища, но и всех государственных и бытовых праздников. В некоторых районах вырезанные из бумаги фигурки животных и людей до сих пор сжигают на похоронах или укладывают рядом с покойным, чтобы они сопровождали его в загробном мире.
На свадебных церемониях украшают дома новобрачных, приклеивая вырезанные картинки и иероглифы на двери, окна, мебель и обязательно над кроватью – иероглиф «двойное счастье».
Бумажные узоры не только используются для украшения подарков, они сами служат подарком.
Картины в стиле тен-чжи вырезают уличные художники, вместе с этим искусство вырезания - почётный вид декоративно-прикладного искусства Китая.
Тен-чжи изучают в школах и вузах, а в регионах, где такие картины являются брендовой сувенирной продукцией, мальчиков и девочек приобщают к вырезанию с 5 лет, обучая будущих мастеров в специальных школах.
Традиции вырезания из бумаги настолько сильны, что официальным дизайнером Пекинской Олимпиады была бабушка Ли – народная мастерица, радовавшая гостей и победителей игр своим искусством.

Часто ли вы покупаете цветную бумагу и ножницы не для ребенка, а для себя? Нам, европейцам, кажется странным, что такие простые предметы нужны не для урока труда в детском саду, а могут стать материалами для создания настоящих произведений искусства. Самые древние традиции искусства вырезания из бумаги принадлежат китайской цивилизации: вырезание узоров из бумаги – "цзяньчжи" – один из видов традиционного народного декоративно-прикладного искусства Китая. Он даже был отнесен ЮНЕСКО к числу объектов мирового культурного наследия. И как всякое народное рукоделие - оно имеет долгую историю и является отражением различных пластов традиционной китайской культуры.

То, что традиция вырезания из бумаги появилась в Китае – не удивительно, ведь и основной исходный материал для этого вида декоративно-прикладного творчества - бумага - была изобретена именно здесь.

Кстати, даже китайские исследователи до сих пор не могут прийти к единому мнению касаемо времени возникновения этого вида искусства. До недавнего времени считалось, что бумага была изобретена Цай Лунем в 105 году н.э. Однако, во время недавних раскопок в Центральном и Западном Китае были найдены образцы бумаги, датируемые более ранним периодом - эпохой правления династии западная Хань (202-16 гг. до н.э.). Самые ранние описания фигурок, вырезанных из бумаги, относятся к 386-581 годам н.э., однако сейчас установлено, что сходная техника вырезания узоров и изображений из кожи и фольги (серебряной и золотой) существовала задолго до изобретения бумаги. Вот такое это древнее искусство!

Тем не менее. уже к VI веку в Китае сложилась целая культурная традиция вырезать из бумаги причудливые фигуры и картины, которая так и так и называется "цзяньчжи". По-китайски это слово пишется 剪纸 и состоит из двух иероглифов: 剪 (цзянь) - "резать, вырезать" и 纸 (чжи) - "бумага". По современной классификации, все работы, выполненные в технике цзяньчжи, называются "силуэтом". Это означает, что изображение непременно вырезано из одного цельного листа бумаги, и, взятая за один край, не распадается на части (в отличие от коллажа или аппликации).

К XIII веку искусство цзяньчжи стало очень популярным по всему Китаю, приобрело свою уникальную стилистику, которая сохранилась неизменной до наших дней. "Как долго...", – скажете вы, но в те времена и новости, и привычки распространялись довольно медленно, тем более, в стране, где к традициям относятся с особым почтением и неохотно меняют их на новые.

Первоначально, из-за невероятной дороговизны бумаги, вырезание узоров было прерогативой преимущественно состоятельных людей и знати. Не гнушались им и в императорском дворце. А первыми сюжетами были символы богатства и благополучия, изображения растений и животных, богов и духов, а небольшими бумажными изображениями придворные красавицы украшали свои причёски, а также наклеивали картинки на лица, у висков.

Часто вырезанные узоры, которые потом использовались в религиозных ритуалах: так в древние времена китайцы часто вырезанные изображения разных предметов или фигурки людей и клали их в гроб вместе с телом покойного либо сжигали на похоронах, узоры использовали в качестве украшений жертвенных даров на церемонии почитания богов и предков.

Когда бумага стала дешевле (а значит – доступна для большинства населения) искусством цзяньчжи стали заниматься все слои китайского общества. Поменялись и сюжеты - самой популярной темой простых и безыскусственных произведений из бумаги теперь является труд и жизнь простого народа, а ажурные вырезанные фигурки стали все чаще использовать для украшения интерьера и предметов мебели. Так фигурки, вырезанные из бумаги разной плотности и цвета - традиционное украшение китайских ширм. Да и вы сами наверняка встречали в китайских ресторанах украшения, искусно вырезанные из красной бумаги.

Неудивительно, что за такую длительную историю существования и развития в искусстве вырезания из бумаги цзяньчжи сформировалось несколько направлений - "оконные узоры" (или как его еще называют "оконные цветы"), праздничные украшения, трафареты, образцы для вышивок, ритуальные предметы, символы-благопожелания на разные случаи жизни и многие другие. Самое распространенное – "оконные узоры". И на то есть веская причина – в Китае очень распространена традиция накануне праздника Весны (китайского Нового года) наклеивать на окна бумажные вырезки с пожеланиями счастья и благополучия, символами наступающего года и т.п.

Причем – традиция это очень древняя: обычай наклеивать на окна изображения божеств, духов и героев народных легенд уходит корнями в глубокую старину. Как и требования к технике исполнения: "оконные цветы" – даже самые тонкие и ажурные – вырезаются так, чтобы в линиях не было разрывов. Считается, что именно такое изображение гарантирует его владельцам плавную течение жизнь, без кризисов и потрясений, что, по китайским поверьям – неизменный атрибут счастья.

Есть у бумажных силуэтов и другое применение – они стали главным атрибутом китайского театра теней.
Кстати, именно в таком виде искусство цзяньчжи и проникло в Европу. Знакомство европейцев с китайским театром теней и вырезанием из бумаги произошло одновременно, поэтому в Европе, вплоть до XVIII века, силуэтные изображения назывались "китайскими тенями".

Китайский театр теней появился при династии Тан (618 - 907 гг.) и к XIII веку он достиг полного расцвета и распространился по всему Китаю. Фигурки в китайском театре теней вырезались из плотной бумаги (позже из кожи), сценой служила прямоугольная деревянная рама, обтянутая белым шелком или тонкой слюдяной бумагой (ее получали, пропитывая обычную бумагу квасцами – получался материал, очень напоминающий современную кальку), за которой двигались бумажные фигурки, закрепленные на тонких бамбуковых палочках, освещенные источником света. Тени проецировались на экран и фигурки оживали. Китайский театр теней популярен и почитаем и в современном Китае.

Современные мастера цзяньчжи создают в этой технике даже пейзажи. Автор: Ma Zhiyuan,

Цзяньчжи, выполненные настоящими мастерами, настолько тонкие и ажурные, что даже не верится, что это произведение рук человеческих. Но, тем не менее, вырезание из бумаги выполняется только вручную, при помощи особых очень тонких острых ножниц и ножа. Обычно ножницами вырезали внешние контуры рисунка и крупные детали, обычно складывая несколько листков бумаги (до 8 штук) вместе. Дело в том, что для вырезания используется особый сорт бумаги, выполненный из очень тонких нежных волокон. Чтобы хотя бы отдаленно иметь представление о материале, возьмите самую нежную дорогую 3-4-слойную туалетную бумагу и разделите ее на слои – во из таких вот тончайших листков и вырезаются контуры. Представляете, какая это кропотливая работа, требующая невероятной аккуратности и мастерства.

Мелкие детали вырезают специальными острыми ножами: для этого листы бумаги стопкой наклеивают на специальную мягкую подложку, изготовленную из смеси пепла и животного жира и по консистенции напоминающую воск, и тщательно вырезают узор, держа нож в руке вертикально. Так мастер может одновременно выполнить несколько копий изображения.

Кстати, обратили внимание – цзяньчжи на фото выполнены в основном из бумаги красного цвета? Он традиционно считается в Китае символом праздника. Но бывают и цветные изображения – для их выполнения на листы бумаги сначала наносят рисунок особыми минеральными и растительными красками, потом все также складывают их стопками по несколько штук и вырезают изображения. И хотя в этом случае вырезанный узор не всегда точно совпадает с нарисованным, такое расхождение придает работам особый колорит.

И в наши дни вырезанные из бумаги изображения являются одними из самых популярных декоративных изделий ручной работы в Китае, в первую очередь благодаря своей доступности - чтобы создать такую фигуру из бумаги или приобрести ее, требуется совсем немного денег.

Многие женщины в сельских районах занимаются вырезанием фигур из бумаги в свободное от работы время. Раньше овладеть этим мастерством обязана была каждая девушка - это было одним из важных критериев выбора невесты. Но профессиональными мастерами чаще всего были мужчины, так как раньше только мужчины имели возможность заниматься этим ремеслом в специальных мастерских. Да и в наши дни это искусство очень высоко ценится, а мастера цзяньчжи входят в ассоциации профессиональных художников, наряду с мастерами живописи.