Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Формирование личности в различных видах деятельности. Формирование личности ребенка Формирование личности ребенка в разных видах деятельности

«Особенности формирования личности и основных видов деятельности ребенка 4-го года жизни (2-я младшая группа)»

Четвертый год жизни характеризуется двумя качественно новыми чертами. Одна связана с формированием личности ребенка, другая – с формированием его деятельности.

С возрастом малыш в числе знаний приобретает и знания о самом себе (о том, что у него есть имя и др.).

Элементы самосознания у ребенка трех-четырех лет проявляются в не всегда удачном противопоставлении себя окружающим. Поэтому конец третьего и частично четвертого года жизни называют «кризисным» возрастом, которому свойственны вспышки негативизма, упрямства, неустойчивость настроения.

Однако «кризис поведения» вовсе необязателен. Леонтьев А.Н. писал: «Неизбежны не кризисы, а переломы, качественные сдвиги в развитии… Кризиса вовсе может не быть, потому что психическое развитие ребенка является не стихийным, а управляемым процессом – управляемым воспитанием».

Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре, рисовании, конструировании приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке), возводить постройки, выполнять определенную роль в игре и т.д. Преднамеренность, произвольность действий, т.е. подчинение их ориентирующему образу, важны не только для умственного, но и для нравственного развития. Ведь первые этические представления тоже складываются в процессе усвоения ребенком соответствующих образцов.

Но преднамеренность, произвольность поведения ребенка на четвертом году жизни только формируется. Поэтому его деятельность носит неустойчивый характер. Малышу трудно, например, при неожиданных изменениях обстановки удержать в сознании цель деятельности. Отвлекаемость детей велика и на занятиях, в игре, в быту. В педагогической литературе приводятся факты, свидетельствующие, что младшие дошкольники отвлекаются в течение одной игры иногда до 12-13 раз.

Преднамеренность, произвольность деятельности предполагает наличие умения ее планировать. Но оно более характерно для среднего и старшего дошкольного возраста. А в младшем это умение проявляется в виде элементов: из игрового материала ребенок выбирает 2-3 предмета, нужных для начала игры, не заботясь об остальном; выбирает роль, которая ему нравится, не думая о взаимодействии с партнером. Поэтому, чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле восприятия детей. Цель деятельности, которую ставит педагог, должна увязываться с быстрым получением результата. Например, увидев снег на веранде, воспитатель с огорчение спрашивает: «Как же мы будем играть?» И тут же предлагает: «Давайте подметем!» Маленькими метелочками и веничками дети сметают снег, а потом играют, сидят на скамеечках.

На устойчивость деятельности, результативность и качество «работы» положительно влияет предложение детям значимого в их глазах мотива деятельности. Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Мотив общественной пользы для ребенка еще малоэффективен, но он охотно «трудится» для близкого человека: воспитателя, мамы, бабушки и др., для любимой куклы.

В заключении необходимо подчеркнуть, что особое внимание при воспитании детей четвертого года следует обратить на развитие самостоятельности как черты характера; на развитие эмоций и поддержание благоприятного эмоционального микроклимата в группе и семье; на развитие речи и мышления детей.

Самостоятельность – одна из важнейших черт личности. С появлением тенденции действовать по принципу «я сам» при правильном воспитании заметно меняется отношение ребенка к людям; у него начинают устанавливаться с окружающими гуманные отношения, поскольку малыш способен уже выполнить поручение взрослого, помощь сверстнику.

Уровень развития самостоятельности у детей четвертого года жизни таков, что ребенок может выполнять задание, знакомое по прошлому опыту, действуя известным ему способом в знакомых (или несколько измененных) условиях.

Таким образом, самостоятельность младшего дошкольника важна не столько для усвоения нового, сколько как стимул для применения и совершенствования уже приобретенных умений. Поэтому самостоятельность будет проявляться в том случае, если ребенок владеет способом выполнения той или иной задачи. При этом необходимо опираться на эмоционально-волевой компонент самостоятельности и формировать желание сделать, выполнить. Не менее важны доброжелательность, сочувствие – ведь самостоятельность тесно увязывается с общением, взаимопомощью. Без опоры на эмоционально-волевой компонент самостоятельность никогда не станет чертой личности.

Самостоятельность и подражательность – противоположные свойства, но вместе с тем между ними существует взаимосвязь: подражание облегчает в младшем дошкольном возрасте формирование самостоятельности.

Дети трех-четырех лет, повторяя слышимый образец, способны улучшить произношение звуков в слове; относительно точно они воспроизводят в игре те действия окружающих, которые видели в жизни; к концу третьего года они способны копировать буквы, а на четвертом году слова, правда, располагая их в беспорядке по листу бумаги. Ребенок второй младшей группы способен подражать не только отдельным действиям, но и поведению воспитателя и других детей. Поэтому внимание детей обращают преимущественно на положительные стороны их поведения, а не на проступки.

С помощью подражания навык формируется медленнее; но этот путь обучения позволяет одновременно воздействовать на группу детей. Кроме того, он более динамичен: прямое копирование образца, свойственное младшему дошкольнику, в дальнейшем сменяется продуктивным подражанием. Однако, воспроизводя образец, т.е. действуя по подражанию, дети не всегда осознают, в каком порядке им показывали предметы, какое действие за каким они выполняли. В результате затрудняется перенос навыка в самостоятельную деятельность, а когда ребенок попадает в новые или частично измененные условия, навык легко разрушается. Следовательно, очень важно показ образца сочетать с непосредственной помощью ребенку, с объяснениями, вопросами; словесно регулировать знакомые детям движения, действия. Желательно также время от времени варьировать в деталях условия, в которых осуществляется деятельность детей, чтобы формируемый стереотип действий, поведения носил динамический («гибкий») характер.

Разнообразные чувства, сопровождая психические процессы, происходящие в организме ребенка, а также его поведение, способствуют формированию разнообразных черт характера, в том числе нравственных черт. На четвертом году жизни у малыша развиваются сложные нравственные чувства, проявление которых в соответствующей обстановке может характеризировать уровень его нравственной воспитанности. К ним относятся следующие чувства:

  • любовь к близким, желание сделать для них что-то хорошее, приласкать, пожалеть. Привязанность к воспитателю, желание слушаться его, сделать ему приятное. Чувство симпатии к сверстникам, дружелюбное к ним отношение, способность к сопереживанию, готовность откликнуться на просьбу воспитателя, помочь товарищу, утешить его;
  • стремление быть хорошим, добрым, подражать положительному в поведении других. Способность стыдится своих плохих поступков;
  • жизнерадостность (не плакать из-за пустяка), уверенность в своих силах, желание делать все посильное самому, стремление преодолевать небольшие трудности (например, в одевании, уборке игрушек);
  • любовь к животным, растениям, желание заботиться о них, ухаживать за ними.

Ребенок четвертого года жизни может обладать чувством юмора. (Такие дети, как правило, мягки и доброжелательны по отношению к окружающим). Чувство юмора надо развивать и использовать в целях нравственного воспитания. Следует учитывать при этом, что в младшем и среднем возрасте дети легче всего воспринимают комическое в поведении животных (особенно детенышей), сказочных персонажей, сверстников и труднее в поведении взрослых, которые являются для них образцом.

Плохое поведение у детей младшего дошкольного возраста часто возникает при смене привычных условий жизни, например, при поступлении в детский сад. Облегчает привыкание наличие у ребенка навыков самостоятельности и самообслуживания. Но даже в этих случаях могут в разной степени и по-разному проявляться нарушения эмоциональной сферы.

Восприятие и как деятельность, и как психический процесс развиваются рано. К моменту поступления детей во вторую младшую группу уровень развития восприятия достаточен, чтобы оно могло служить основой для дальнейшего воспитания и обучения. Совершеннее становится восприятие картин, иллюстраций. Ребенок воспринимает содержание картины, где персонажи объединены одним или двумя-тремя однородными действиями (типа дети идут на праздник, один держит флажок, другой шар, а третий бьет в барабан).

Зрительное и другие виды восприятия нередко сопровождаются у ребенка пояснениями, оценочными суждениями. Во второй младшей группе, опираясь на сравнительно развитые зрительное и слуховое восприятие детей,

становится возможным более системно работать над звуковой культурой речи; обогащать словарь за счет слов, различающихся по смысловым оттенкам (насыпал, высыпал, рассыпал т.д.); проводить дидактические игры на группировку и различение сходных предметов; расширять ознакомление детей со свойствами предметов и материалов; рассматривать картины сюжетного содержания; рассказывать сказки, читать произведения художественной литературы.

Важной задачей является обогащение, уточнение и закрепление представлений детей о цвете, форме предметов, о разных параметрах величины и некоторых пространственных ориентирах, а также активизация соответствующего словаря.

Нужно также научить детей способам зрительного и тактильно-двигательного обследования и узнавания предметов. Чтобы узнать предмет, ребенку четвертого года жизни требуется значительное время: при рассматривании на это уходит примерно 8 сек., при ощупывании – 40. На пятом году жизни это время уменьшается вдвое.

Во второй младшей группе детей учат сравнивать предметы. Но следует учитывать, что в этом возрасте сравнение осуществляется без анализирующего рассматривания объектов и потому обнаруживаемые им отношения весьма скудны, ребенку трудно отличать существенное от несущественного. Он больше описывает предметы, чем сравнивает. Это свидетельствует о том, что в организации восприятия ведущая роль должна принадлежать воспитателю.

Эффективность восприятия ребенком предметов и их свойств зависит от ряда условий. Одно из них – наличие наблюдаемых объектов в непосредственной близости от детей. Не менее важно и то, рассматривается ли предмет изолированно (например, наблюдение живого объекта) или на фоне других предметов (экскурсия по групповой комнате).

Учитывая выше изложенное, занятия и игры целесообразнее проводить за столами или на знакомой детям территории (участок, групповая комната). Все, необходимое для развертывания сюжетно-ролевых и других игр, должно по возможности находиться в поле зрения детей.

Об уровне и характере мыслительных процессов ребенка младшего дошкольного возраста в науке существуют противоречивые мнения. Но неоспоримо положение, выдвинутое еще Сеченовым И.М., что в три-четыре года ребенок, пусть несовершенно, пытается анализировать то, что видит вокруг себя; сравнивать предметы друг с другом и выводить заключение об их взаимных зависимостях. В быту и на занятиях, в результате наблюдений за окружающим, сопровождаемых объяснениями взрослого, дети постепенно получают элементарные представления о природе и быте людей. Ребенок стремится и сам объяснить то, что видит вокруг. Правда, понять его порою бывает трудно, поскольку, например, следствие он зачастую принимает за причину факта и т.д.

Сравнивают, анализируют младшие дошкольники в наглядно-действенном плане. Но у небольшой части детей начинает проявляться способность решать эти задачи по представлению.

Человеческое мышление характеризуется способностью к абстрагированию и обобщению. На четвертом году жизни дети несколько чаще, чем раньше, пользуются в разговоре родовыми понятиями типа игрушки, одежда, а главное, включают в каждое из них большее число конкретных наименовании. Однако отношения общего к частному и частного к общему понимаются ребенком своеобразно. Так, например, слова посуда, овощи являются для него лишь собирательными названиями для групп предметов, а не отвлеченными понятиями, как это бывает при более развитом мышлении. Описанные факты определяют и направления работы с детьми:

  • на занятиях с помощью дидактических игр ребенка подводят к пониманию несложных логических связей, лежащих в основе объединения предметов под общим названием;
  • вне занятий организуют игры и упражнения, в которых детям нужно просто припомнить, какие предметы обозначает то или иное собирательное существительное.

Развитию речи благоприятствует разнообразие поводов и форм общения ребенка с окружающими. Учитывая основные направления развития ребенка на четвертом году жизни, особое внимание уделяют формированию потребности и умения высказываться самостоятельно. В этих целях ребенку помогают усвоить правила общения; поддерживают стремление общаться с окружающими, разговаривать с игрушкой; желание что-то сообщить, объяснить, поддерживают хорошее настроение, проявления нравственных чувств, т. е. опираются на эмоциональный компонент самостоятельности, поскольку без этого не возникают активные и положительные в речевом отношении высказывания.

Постепенно у детей формируют умение обратиться к взрослому: что-то спросить, передать на словах. Они должны также освоить правила общения: научится здороваться, прощаться, благодарить за услугу, обращаться по имени-отчеству к воспитателю, няне, просить разрешения выйти из комнаты; не перебивать разговор, не кричать в групповой комнате и на прогулке. Разговоры о произведениях художественной литературы начинают привлекать детей на пятом году жизни. Чтобы подготовить их к этому, нужно уже во второй младшей группе включить в общение реплики-воспитания о прочитанных ранее эпизодах из рассказов, сказок, «к месту» рассказать короткие стихи, потешки. Дети и сами должны научиться читать стихи, петь на прогулке песни.

Из всего многообразия личностных контактов младших дошкольников привлекает возможность обратиться к воспитателю по поводу радостных переживаний, за одобрением, с целью сообщить что-то о себе, о своей жизни, задать взрослому вопросы о нем самом.

В трехлетнем возрасте у детей имеются предпосылки для контактов друг с другом. Облегчает возможность контактов то, что ребенка знакомят со сверстниками, помогают овладеть способами общения. Находясь в кругу товарищей, дети быстро улавливают суть разговора, включаются в него, используя адекватные речевые формы, например императивную.

Сопровождение речью игровых действий в девяти случаях из десяти происходит с помощью коротких простых фраз, так как ребенку бывает трудно параллельно осуществлять деятельность двух видов: игровую и речевую.

К моменту поступления ребенка во вторую младшую группу у него уже сформированы предпосылки, облегчающие усвоение звуков родного языка и правильное произношение слов. Речевой слух ребенка достигает известного совершенства уже в раннем возрасте. Сравнительно легко малыш воспринимает ритм слова, ударение.

Проблема формирования словаря имеет много аспектов. Остановимся на главных. Установлено, что на третьем году узнавание отдельных групп предметов (овощи, фрукты и др.) в 1,5 раза безошибочнее, чем их название. Еще в большей мере это относится к словам, обозначающим отношения, в частности пространственные.

Высказывания ребенка по поводу наблюдаемых им предметов преимущественно носят характер простого перечисления: «Вот мальчик, девочка, а это кошка, а это машина». Это свидетельствует о том, что младший дошкольник в первую очередь узнает и называет предметы (причем в центре восприятия оказывается человек). Установить отношения между ними, т.е. проанализировать ситуацию, ему значительно сложнее. Высказывания более сложные по содержанию и по форме, например с элементом противопоставления («У рыбок есть хвост, глаза, рот, а носа нет»), с перечислением действий предметов или их признаков, еще довольно редки.

Грамматический строй речи дети осваивают достаточно быстро.

Гвоздев А.Н. считал, что особенно бурно протекает этот процесс во второй половине третьего года жизни ребенка. В этот период дети усваивают служебные слова (союзы и предлоги), важные для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения. Вместе с тем можно отметить много грамматических ошибок, в частности в падежных и родовых окончаниях слов.

Воображение проявляется в процессе деятельности ребенка с предметами, в движениях, в играх. Возбудителями фантазии являются ситуации, предметы, действия. (Элементы замысла частично предваряют действия лишь в среднем дошкольном возрасте).

У детей третьего года жизни воображение развито еще слабо. Однако малыша можно легко уговорить действовать с предметами, перевоплощая их (например, использовать палочку как термометр); участвовать в воображаемой ситуации. Это объясняется тем, что ребенок верит взрослому, подражает ему, действуя по указанной и показанной программе. При этом ему доставляет радость простое выполнение, копирование действий.

На четвертом году жизни ребенка указанная особенность сохраняется. Вместе с тем, благодаря развитию самостоятельности (включая ее эмоциональный компонент), воображение начинает принимать и качественно иные формы. Так, ребенок способен уже «вообразить» какую-то ситуацию, если инициатива взрослого завуалирована, а его собственная выступает достаточно ярко.

Учитывая особенности воображения и связанного с ним восприятия действительности, необходимо рекомендовать следующее:

  • обогащать представления детей об образе (деталях внешнего вида, поступках, эмоциональных проявлениях) путем показа характерных игрушек, действий; инсценирования сказок и рассказов;
  • если ребенок проявляет «критичность» и не включается в игровую ситуацию, побуждать его к участию не прямо, а посредством усиления эмоциональности, выразительности действий;
  • не выходить из рамок заданного детям образа, ситуации до конца игры, занятия и в соответствующих случаях проводить с этих позиций оценку работ и поведения детей.

На четвертом году жизни у ребенка несколько увеличивается продуктивность непроизвольного запоминания. Но большинство младших дошкольников рассказывают о том, что вспоминается само собой, и не делают активных попыток припоминания. Вместе с тем во второй младшей группе перед ребенком впервые начинают ставить задачи запомнить стихотворение, имена взрослых, детей, расположение игрушек, правила поведения.

У ребенка четвертого года жизни внимание носит в основном непроизвольный характер. Устойчивость его зависит от характера деятельности. На устойчивость внимания отрицательно влияет импульсивность поведения ребенка, желание получить понравившийся предмет немедленно; тотчас ответить, сделать.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада: Пособие для воспитателя дет. сада / Гербова В.В., Иванкова Р.А., Казакова Р.Г. и др.; Сост. Лямина Г.М. – М.: Просвещение, 1981. – 147 с.
  2. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: 1961. – 48 с.
  3. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М.: 1959. – 414 с.
  4. Нравственное воспитание дошкольников // Под ред. В.Г. Нечаевой. – М.: 1972. – с 15
  5. Практикум по возрастной и педагогической психологии // Под ред. И. В. Дубровиной. – М.: 2001. – 225 с.

Ребенок - существо социальное, для которого среда выступает не только условием развития, но и его источником. С окружающим миром ребенок входит в бесконечное число отношений и в результате развивается. Эти отношения ребенка с окружающим миром осуществляются через взрослого как посредника (схема 5.25).

Под руководством взрослого дошкольник овладевает новыми видами деятельности (игра, продуктивные виды деятельности), вступает в новые формы общения (внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное). Все это имеет важное значение для тех качественных изменений в психическом развитии ребенка, которые происходят в дошкольный период. В этот период складываются психологические механизмы личностного поведения.

Еще в возрасте 2-3 лет ребенок отделяет себя от других, осознает собственные возросшие возможности. Но особенно отчетливо это проявляется к концу старшего дошкольного возраста, когда происходит открытие своей внутренней жизни и развивается самосознание (схема 5.26).

САМООЦЕНКА дошкольника (схема 5.27) формируется, с одной стороны, под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка; а с другой стороны, под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности:

  • ? в рисовании ребенок оценивает себя правильно;
  • ? в грамотности переоценивает;
  • ? в пении недооценивает.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оценивает взрослый, как бы он это ни делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего дети осознают те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы (см. схему 5.27). Как взрослый оценивает ребенка и сверстников? Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный, а низкая самооценка. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок, и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Схема 5.25

Формирование личности дошкольника

Схема 5.26

Развитие самосознание дошкольника


Схема 5.27

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей

воспитания (по М.И. Лисиной)


Подмечено:

  • ? дети, выделяющие свое Я через деятельность- завышают свою самооценку;
  • ? дети, выделяющие свое Я через сферу отношений - самооценку чаще занижают;
  • ? дети, имеющие разный статус, положение в группе - по-разному оценивают себя. «Непопулярные» дети себя переоценивают.

Взрослый должен:

  • ? помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;
  • ? помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

Дети с высокой самооценкой:

  • ? в группе чувствуют себя увереннее;
  • ? активнее проявляют свои интересы;
  • ? ставят перед собой более высокие цели.

Однако завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности. Помогая ребенку повысить свою самооценку, взрослый тем самым помогает ему приобрести уверенность в себе и популярность в группе.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребенка, его представления о себе окажутся искаженными. В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

?? Ситуация. Одни родители своих детей систематически недооценивают. Другие же, наоборот, переоценивают.

> В какой зависимости находится развитие самооценки ребенка?

Решение. Заниженная оценка оказывает отрицательное действие

на точность определения детьми результатов своих действий, часто влечет за собой недоверие, споры и даже отказ от деятельности.

Завышенная оценка оказывает двойное действие на поведение дошкольника:

  • ? искажает представление ребенка в сторону преувеличения результатов его действий;
  • ? мобилизует силы ребенка, стимулирует уверенность в достижении высоких результатов.

В образовании объективных представлений ребенка о себе важны точные оценки взрослого.

Формирование личности дошкольника происходит по следующим направлениям: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения. В этом процессе большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является образцом для подражания. К старшему возрасту формируется общественно значимое «надо». Напомним, что в младшем возрасте было личностное «хочу».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

?? Ситуация. В начале дошкольного периода возникает соподчиненность мотивов. Формируется сам механизм соподчинения и усвоения ребенком новых, более высоких мотивов деятельности.

> Одинаково ли у всех детей проходит этот процесс?

Решение. У разных детей появляются доминирующие установки: у одних - престижные (эгоцентрические); у других - альтруистические; у третьих - направленные на достижение успеха.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений, дошкольники осваивают и новые мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

  • 1) мотивы поощрения, награды;
  • 2) мотивы, связанные с наказаниями;
  • 3) мотивы, связанные с запретами.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы. Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Среди разных мотивов в поведении детей выделяются различные доминирующие мотивы, эгоистичные, коллективистские и связанные с содержанием деятельности, Среди социальных мотивов - мотив достижения успеха.

Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение ведут к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели (схема 5.28)

Схема 5.28

Целенаправленность действий дошкольника


  • ?? Ситуация. Миша (5 лет) начал лепить зайчика, но увидев, что Коля рисует, переключился на рисование. В другой ситуации Миша начал рисовать машинку, но в процессе рисования его цель изменилась и он нарисовал кораблик.

> С чем связаны такие действия Миши?

Решение. С тем, что Миша не умеет удерживать цель деятельности. Ему еще предстоит этому научиться под руководством взрослого.

ЧУВСТВА дошкольника непроизвольны. Они быстро вспыхивают, ярко выражаются и быстро гаснут. Бурное веселье нередко сменяется слезами. Вся жизнь ребенка раннего и дошкольного возраста подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может.

Настроение ребенка во многом зависит от взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Если взрослые внимательны к ребенку, уважают его как личность, то он испытывает эмоциональное благополучие: проявляются и закрепляются положительные качества ребенка, доброжелательное отношение к другим людям.

Если взрослые приносят ребенку огорчения, то он остро переживает чувство неудовлетворенности, перенося на окружающих и на игрушки негативное отношение.

Чем младше дошкольник, тем в большей степени слиты характеристики объекта и субъективного переживания. Например, врач, делая укол и причиняя боль, для ребенка является «плохой тетей».

Развитие эмоций, чувств ребенка связано с определенными социальными ситуациями. Нарушение привычной ситуации (изменение режима, уклада жизни ребенка) может привести к появлению аффективных реакций, а также страха. Неудовлетворение (подавление) новых потребностей у ребенка в кризисный период может вызвать состояние фрустрации. Фрустрация проявляется как агрессия (гнев, ярость, стремление напасть на противника) или депрессия, пассивное состояние. Когда ребенок начинает рисовать себя в трудных ситуациях или просто рисует страшные сны - это сигнал неблагополучного эмоционального состояния.

В дошкольном возрасте начинают развиваться высшие чувства - моральные эстетические, интеллектуальные. Складываются вычшие чувства на основе понятий «Плохо - хорошо», «красиво - некрасиво», и на основе познавательных потребностей.

Характерна слитность чувств:

ХОРОШИЙ - значит ДОБРЫЙ (моральные переживания);

ХОРОШИЙ - значит КРАСИВЫЙ (эстетические переживания);

ХОРОШИЙ - значит ИНТЕРЕСНЫЙ (интеллектуальные переживания)

При обучении анализу чувств и их оцениванию происходит дифференциация:

Нравственные чувства - гордости, стыда, дружбы и доверия развиваются на основе имеющейся ситуации в семье и деятельности ребенка. Когда пятилетняя девочка, говорит доктор Б. Спок, одевается в мамино платье, ее привлекает не платье - она хочет выглядеть, как мама, и чувствовать себя, как мама.

Высокий уровень социальных чувств у дошкольников, по данным Т.Д. Марцинковской, положительно коррелирует с высоким уровнем интеллекта.

?? Ситуация. У бабушки с дедушкой на даче летом были две внучки-дошкольницы, которые часто выражали свою любовь к ним. Но большее чувство любви и нежности девочки выражали своим родителям.

> Стоит ли бабушке ревновать внучек к их родителям?

Решение. Бабушка должна понимать, что дошкольницы проявляют большую любовь к своим родителям, какими бы они ни были. Это чувство проявляется в их рассказах о маме и папе, в их рисунках и приготовленных для них подарках.

?? Ситуация. У Димы (3,5 года) появился братик Алеша, к которому он начал ревновать маму. Это стало проявляется в том, что он перестал сам одеваться, чтобы привлечь внимание мамы, хотя уже делал это хорошо, и т.п.

> Как уменьшить чувство ревности Димы?

Решение. Доктор X. Дж. Джайнот рекомендует в период ожидания ребенка как бы предвидеть в разговоре с сыном (дочерью) проявление чувства ревности: «Братик не только принесет нам радость, но и потребует забот. Ты можешь подумать, что мама забыла о тебе, станешь ревновать ко мне. Тебе покажется, что я люблю только братика, а тебя разлюбила. Если тебе такое придет в голову, обязательно скажи мне об этом. Ты поймешь, что я люблю тебя». Обделен- ностью вниманием мамы может страдать и папа. Ситуация требует к себе особого внимания.

?? Ситуация. В экспериментах установлено, что у дошкольников часто появляются зависть и злорадство. В игре, например, неожиданно ребенок может крикнуть: «Не попадешь, не попадешь. Мимо!»

> Какова роль взрослого в такой ситуации?

Решение. Борясь с завистью ребенка, взрослый должен помочь завистнику занять достойное место среди товарищей, удовлетворить потребность быть наравне с другими.

Эстетические чувства у детей, посещающих детский сад, при активном участии родителей быстро развиваются: дошкольники предпочитают красивые игрушки, одежду, картинки. У них появляется интерес к стихам, сказкам, музыке. Движения под музыку развивают чувство ритма.

К 5-6 годам дети овладевают навыками рисования, лепки, аппликации. Растет их наблюдательность и самостоятельность в художественном творчестве.

Развитие эстетических чувств во многом определяется художественными способностями тех, кто воспитывает детей. Взрослый может обучить ребенка тому, чем сам владеет. Поэтому детский сад с его возможностями предпочтителен в период дошкольного детства.

?? Ситуация. На даче при организации конкурсов среди 5-6-летних детей по изготовлению «тортов», «красивых столов» было проявлено большое художественное творчество. Судьям было трудно распределять призовые места между детьми.

> Какие ситуации могут возникать при распределении призовых мест?

Решение. При распределении призовых мест возникают обиды, так как каждый из участников конкурса считает свою работу самой лучшей. Поэтому приходится работу каждого выделять с хорошей стороны, учитывая индивидуальность ребенка, и всем присуждать призовые места.

Интеллектуальные чувства - удивление и любознательность возникают сравнительно рано, когда ребенок вместе со взрослыми строит башни из кубиков, удивляется их необычности, стройности и устойчивости («не падает»), удивляется тому, что велосипедист может проехать по вертикальной стене в цирке. В цирке вообще присходит множество удивительных вещей. Чувство удивления способствует развитию чувства любознательности. «Это действительно интересно»,- говорит взрослый и задает проблемные вопросы.

С большим успехом дошкольники решают изобретательские задачи в детском саду (см. приложение 3).

Праксические чувства у детей возникают в практической деятельности. Успешность и неуспешность ребенка в практической деятельности, во многом зависит от взрослых, их реакций.

?? Ситуация. Дети по-разному реагируют на деятельность, которая сопровождается разными успехами. Возникают разные чувства. У одних - чувство однообразия, они отказываются выполнять работу. У других - чувство трудности и неудачи, в результате отрицательное отношение к деятельности. У третьих - чувство беспомощности («не буду пробовать...»).

> Как поступать взрослому в данной ситуации?

Решение. Взрослый должен учитывать, что у детей по-разному происходит развитие способностей к деятельности. Давая задание нужно как бы «примерить» его к возможностям ребенка (задание должно быть выполнимым). Затем следует обеспечить появление положительных эмоций и успешный результат. Неприятные же переживания, связанные с деятельностью, могут сохраняться долго. Дети, чувствовуя неуверенность в своих силах, будут отказываться от любой деятельности. В таких случаях взрослый должен помочь ребенку ответить на вопросы, почему не получилось и что надо сделать, чтобы получилось?

Обеспечивая успех деятельности, можно вызвать положительные праксические чувства. Это важно для развития ребенка, его самооценки, мотивов его действий, отношения к сверстникам и т.д.

с нравственным развитием ребенка. Требования, нормы и идеалы, соединяясь с эмоциональной сферой, становятся органической частью личности (схема 5.29).

Схема 5.29

Эмоциональная сфера ребенка

Например, воспитатель в детском саду может:

А. Потребовать немедленно Б. Рассказать детям, какую радость

привести в порядок вызовет у малышей, которые

помещение после игры придут после них в чистую комнату

Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий.

1 .В процессе общения ребенка со сверстниками. При недостаточных эмоциональных контактах в дошкольных учреждениях может быть задержка эмоционального развития, которая может сохранится на всю жизнь. Воспитатель должен стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с каждым ребенком.

Взаимоотношения с другими людьми, их поступки - важнейший источник чувств - радости, нежности, сочувствия, гнева и др.

Чувства, возникающие у ребенка по отношению к другим людям, легко переносятся на персонажей художественной литературы - сказок, рассказов. Переживания могут возникать и по отношению к животным, игрушкам, растениям. Ребенок сочувствует, например, сломанному цветку.

В семье ребенок имеет возможность испытывать целую гамму переживаний, поэтому так важны доброжелательные взаимоотношения.

Неправильное общение в семье может привести:

  • ? к односторонней привязанности, чаще к матери. При этом слабеет потребность в общении со сверстниками;
  • ? к ревности при появлении второго ребенка в семье, если первый ребенок чувствует себя обделенным;
  • ? к страху при выражении взрослыми отчаяния по малейшему поводу, угрожающему ребенку. И в обычной ситуации может возникать волнение. Страх может быть внушен ребенку, например страх темноты. Если ребенок испугался темноты, то потом темнота сама по себе будет пугать его.
  • 2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием музыки.
  • 3. При соответствующем возрасту виде деятельности - в игре, насыщенной переживаниями.
  • 4. В процессе выполнения совместных трудовых занятий (уборка участка, групповой комнаты), когда развивается эмоциональное единство группы дошкольников.

В зависимости от сложившейся ситуации любые качественно разнообразные чувства и эмоции (любовь, ненависть, радость, гнев) могут быть положительными, отрицательными, ориентировочными.

В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение.

акциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени - с речью.

Экспрессивная сторона эмоций и чувств ребенка становится иной. Ребенок усваивает «язык» чувств. Он выражает свои переживания с помощью мимики, улыбок, жестов, позы, движений и др. Дошкольник учится словами объяснять свое состояние («Я обиделся», «Я скучаю», «Я радуюсь»). Заметим, что и взрослому порой делать это трудно.

?? Ситуация. Угрюмые, раздражительные дети растут, как правило, в семьях, где родители по каждому поводу делают замечания, то и дело в чем-то обвиняют его.

> Будет ли ребенок стремиться вести себя по-другому?

Решение. Ребенок, которого наказывают, испытывает чувство беспокойства, унижения. Возникает чувство мстительности. Вести себя по-другому он не будет, у него нет навыков положительного поведения и соответствующих положительных чувств. Но постоянный страх перед наказанием способствует развитию пессимизма в личности ребенка.

?? Ситуация. В жизни дошкольника есть и радости, и огорчения.

> Нужно ли стараться, чтобы в жизни ребенка были одни радости?

Решение. Нет, не нужно. Должны быть и радости, и огорчения для мобилизации своих сил. Ребенок должен быть готов к такой жизни, какая она есть. При всех огорчениях у ребенка должно быть сформировано общее бодрое, жизнерадостное настроение. Внимание и оптимизм - главные источники, поддерживающие детскую радость.

Задание. Понаблюдайте за дошкольником.

  • 1. Что приносит ребенку радость:
    • ? в совместной деятельности с родителями;
    • ? совместной деятельности со сверстниками;
    • ? индивидуальной деятельности.
  • 2. Что приносит огорчения:
    • ? в семейных отношениях;
    • ? совместной деятельности с родителями;
    • ? индивидуальных занятиях,
    • ? задайте вопрос ребенку: «Что приносит наибольшие огорчения?» Воля. Психологи И. Раншбург и П. Поппер так выстраивают цепь

событий во взаимоотношениях между взрослым и ребенком.

Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка. С помощью языка он может сформулировать цель своих действий (спланировать их последовательность), соотнести с нравственными категориями. Произвольное действие вначале распределяется между взрослым и ребенком. Слово, выражающее просьбу, принадлежит взрослому. Овладев языком, ребенок уже сам себе отдает команды для осуществления действия. Протягивая руку к огню, говорит себе: «Нельзя» и убирает руку.

?? Ситуация. Развитие у ребенка самоконтроля связано с усвоением им языка.

> Когда слово, побуждающее ребенка к действию, приобретет сигнальное значение?

Решение. Слова «надо» и «нельзя», побуждающие ребенка к действию, приобретают сигнальное значение тогда, когда взрослый подкрепляет слово поощрением (хорошо, правильно) или порицанием (так нехорошо). У ребенка вырабатывается внутренняя цензура, с требованиями которой он начнет соотносить свои действия.

Если же взрослый говорит «нет», а ребенок убегает, не убрав игрушки, и такое невыполнение требования остается без последствий, то положительной привычки у ребенка не выработается.

Недостатки самоконтроля у дошкольников обусловлены:

  • ? слаборазвитым понятийным мышлением (не могут предвидеть всех последствий своего поведения и осознанно соотнести с ним свои действия);
  • ? тем, что основы нравственного поведения только усваиваются.

Ирина Куриленко
Воспитание ребёнка в различных видах деятельности.

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

тема : Воспитание ребёнка в различных видах деятельности .

Формирование нравственных качеств у детей требует от родителей повседневного труда, такта, выдержки, единства требований. Воспитание ребёнка , в частности воспитание послушания , формируется в деятельности путём упражнения в хороших поступках.

Как показывают психолого-педагогические исследования, сильные эмоциональные побуждения рождаются у детей в практической деятельности , в различных жизненных ситуациях . В деятельности накапливается нравственный опыт ребёнка .

Игра, труд, общение ребёнка имеют большую роль в его психическом развитии. Воспитывать ребёнка – значит руководить его деятельностью , общением, подкреплять активность, успех.

Игра – ведущая деятельность ребёнка дошкольного возраста. она является самостоятельной деятельностью , средством воспитания и формой организации жизни детей. Известно, что ребёнок большую часть времени играет.

Совместные игры родителей с детьми помогают :

Установить контакт,

Взаимопонимание,

Добиваться выполнение требований без особого нажима.

Родители, которые относятся к игре безучастно, равнодушно, лишают себя возможности :

Сблизится с ребёнком ,

Узнать его внутренний мир.

Родители часто недооценивают роль игры, относят её к забавам и шалостям ребёнка . Они стремятся с ранних лет готовить детей к школе, много читают им без учёта возраста, увлекаются ранним обучением. Подчиняя игру лишь задаче познавательного развития ребёнка , они покупают игрушки для более старшего возраста. в результате маленький ребёнок , обладая фантазией, большим количеством игрушек, не умеют играть.

Обучать ребёнка игре должны взрослые.

Сюжетно-ролевая игра очень популярна и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Для ребёнка очень важны одобрение родителей, их участие в игре.

Родители не играют с детьми по разным причинам :

- «прячутся» за свой возраст,

- ссылаются на занятость : считают, что на совместную игру уходит много времени.

Часто у взрослых бытует мнение, что для ребёнка полезнее посидеть у телевизора, у компьютера, послушать сказки в записи, поиграть в компьютерные развивающие игры и т. д. А в игре ребёнок может :

Что-то сломать, порвать, испачкать,

Раскидать игрушки, «потом убирай за ним, а знания он и так получит в детском саду» .

Важно найти силы, время, желание научить ребёнка играть :

Можно наблюдать за его игрой, задавать вопросы, подбирать игрушки;

Следует обучать детей способами игрового воспроизведения действительности ;

Ненавязчиво вмешиваться в игру, побуждать ребёнка действовать по определённому сюжету, обращать внимание на то, кто что делает. Например, произносить диалоги с воображаемым собеседником, проводить с детьми игры имитационного характера, обращаться к ребёнку через роль , поощрять самостоятельную выдумку, инициативу.

Для 3 – 4 летних детей надо создавать разнообразные игровые ситуации : «Мишка заболел» , «Поедим на дачу» и др. Родителям следует :

Обращать внимание на разговор персонажей;

Сводить к минимуму число сюжетных игрушек;

Использовать предметы-заменители;

Действовать с воображаемыми предметами.

Ребёнок 5 лет также нуждается в игре со взрослым. Когда дети находятся в данном возрасте, то родителям рекомендуется :

Направлять игру детей, не разрушаю её;

Сохранять самодеятельный и творческий характер;

Сохранять непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 5 – 6 лет можно использовать косвенные методы :

Наводящие вопросы,

Подсказки,

Введение дополнительных персонажей, ролей.

По мнению специалистов, достаточно играть с ребёнком всего 15 – 20 минут в день. С детьми 4 – 5 лет необходимо играть не реже 1 – 2 раза в неделю.

Не упускайте возможность формировать у детей игровые навыки :

Во время прогулок,

Семейных праздников,

Повседневных домашних дел.

Насколько богатой и разнообразной будет сюжетно-ролевая игра ребёнка , в значительной мере зависит от взрослых.

Помимо игровой деятельности развитие и воспитание ребёнка осуществляется в труде. Посильный труд неоценим для формирования личности ребёнка .

Игра и труд – важнейшие средства нравственного воспитания , формирования положительных взаимоотношений между детьми, первых общественных качеств. Это практическая деятельность , оставляющая ребёнку удовлетворение , радость.

Положительное отношение к деятельности (в том числе и трудовой) формируется у ребёнка в семье двумя путями :

Во-первых, это сознательное, целенаправленное воспитание , когда родители формируют у ребёнка любовь труду , полезные навыки и привычки;

Во-вторых, это происходит путём подражания ребёнка трудовым занятиям родителей, его воспитывают сами условия жизни семьи : быт, традиции, интересы и потребности, стили взаимоотношений родителей.

Воспитание , в том числе и трудовое, должно строиться прежде всего на положительных примерах и фактах, ярких и убеждающих. Необходимо вовлекать детей в понятные для них воспитательно -ценные семейные проблемы, приучать к самостоятельной трудовой деятельности . Следует давать ребёнку знания о том , кто кем работает, сформировать уважение к труду, его результатам.

Основные методы и приёмы, необходимые для руководства разными видами труда детей в семье :

Определить цель труда (если ребёнок сам решает , что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить цель либо внести другое предложение);

Помочь ребёнку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чём её значение;

Учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д.);

Показывать и объяснять (или напоминать, как лучше сделать работу, советовать, как успешнее выполнить поручение, обязанность;

Пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

Выяснить, что уже сделано и что ещё можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

Вспомнить вместе с ребёнком основные «трудовые правила» (каждый должен старательно работать, необходимо помогать старшим, младшим и др.);

Поощрять самостоятельность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

Систематически проверять вместе с ребёнком ход и результаты работы, оценивая её, уделяя особое внимание проявлению терпения, самостоятельности, инициативы, настойчивости в достижении цели;

Привлекать ребёнка к труду взрослых , подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него) ;

Организовать совместную работу со старшими и младшими членами семьи, вместе обсудив мотив и предполагаемый результат намеченного дела, определить долю работы каждого, посоветовать, как помочь младшему брату или сестре, напомнить правила поведения и взаимоотношений во время общего труда (проявление личной старательности, добросовестности, дружелюбия) ;

Использовать поощрение, научить ребёнка выполнять требования, проверять, оценивать и обсуждать результаты труда и вклада каждого в общее дело;

Пробуждать инициативу и находчивость, задавая вопросы (что и как лучше сделать, наталкивать на самостоятельное принятие решения;

Поставить ребёнка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильное решение (например, можно идти играть, но сначала нужно закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню);

При воспитании трудовых потребностей у ребёнка взрослым стоит помнить, что :

Удовольствие, достигнутое трудовым усилием, формирует потребность;

У ребёнка должны быть постоянные трудовые поручения;

Особенно важно вовремя и правильно оценить труд ребёнка (перехваливание или предъявления необоснованно высоких требований к труду ребёнка имеет отрицательное действие);

Необходимо оценивать результат труда и отношение к делу, а не самого ребёнка ;

При оценки труда ребёнка важно помочь ребёнку понять , что он сделал хорошо и в чём ошибся;

Оценивая труд надо учитывать индивидуальные особенности ребёнка ;

Важно соблюдать такт в общении с легко возбудимыми, ранимыми, застенчивыми детьми.

Дети испытывают потребность в совместной деятельности с родителями . Источник радости таится не в самом труде, но и в том общении, которое несёт труд или какая-либо деятельность .

Развитие и воспитание ребёнка вне деятельности невозможно .

Игра - ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Предметом игровой деятельности является взрослый человек как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми, использующий в своей деятельности определенные правила. Главное изменение в поведении состоит в том, что желания ребенка отходят на второй план, и на первый план выходит четкое выполнение правил игры.

Структура сюжетно-ролевой игры: В каждой игре свои игровые условия - участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы.

Тема; - сюжет - та сфера действительности, которая отражается в игре. Сначала ребенок ограничен рамками семьи и поэтому игры его связаны главным образом с семейными, бытовыми проблемами. Затем, по мере освоения новых областей жизни, он начинает использовать более сложные сюжеты - производственные, военные и т.д. .

Кроме того, игра на один и тот же сюжет постепенно становится более устойчивой, длительной. Если в 3-4 года ребенок может посвятить ей только 10-15 минут, а затем ему нужно переключиться на что-то другое, то в 4-5 лет одна игра уже может продолжаться 40-50 минут. Старшие дошкольники способны играть в одно и то же по несколько часов подряд, а некоторые игры у них растягиваются на несколько дней.

  • - роль (главная, второстепенная);
  • - игрушки, игровой материал;
  • - игровые действия (те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком) .

Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность - режут хлеб, трут морковку, моют посуду. Они поглощены самим процессом выполнения действий и подчас забывают о результате - для чего и для кого они это сделали.

Для средних дошкольников главное - отношения между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 5-летнвй ребенок никогда не забудет "нарезанный" хлеб поставить перед куклами и никогда не перепутает последовательность действий - сначала обед, потом мытье посуды, а не наоборот.

Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется. Игровые действия постепенно теряют свое первоначальное значение. Собственно предметные действия сокращаются и обобщаются, а иногда вообще замещаются речью ("Ну, я помыла им руки. Садимся за стол!").

Роль игры в развитии психики ребенка:

  • 1) В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  • 2) Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - "хочу" начинает подчинятся "нельзя" или "надо".
  • 3) В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  • 4) Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  • 5) В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

В развитии игры выделяются 2 основные фазы или стадии. Для первой стадии (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия. На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека .

Научными исследованиями доказано, что существует прямая зависимость между физическим, умственным и нравственным развитием человека. Физическое воспитание тесно связано с совершенствованием органов чувств, зрения, слуха, что в свою очередь оказывает глубокое влияние на умственное развитие и формирование характера человека .

Физическое воспитание тесно связано с трудовым и нравственным воспитанием ребенка. Активность в трудовой деятельности во многом зависти от состояния его здоровья, и наоборот. Игры также содействуют развитию и укреплению таких его нравственных качеств, как воля, дисциплинированность, организованность и т.д. Нельзя не отменить также связи физического воспитания с эстетическим. Все, что является здоровым в широком смысле слова, является и прекрасным. Красивое тело, ловкие движения, правильная осанка, походка - все это признаки здоровья и следствие правильного физического воспитания.

Осуществление индивидуального подхода к детям во время всех видов их деятельности необходимо рассматривать как определенную взаимосвязанную систему.

Первым звеном этой системы является изучение особенностей каждого ребенка и индивидуальный подход в физическом воспитании.

Знание физического состояния и развития детей имеет очень большое значение при проведении процедур закаливания, которые должны осуществляться систематически, на строго индивидуальной основе.

В процессе правильного физического воспитания при условии индивидуального подхода к каждому ребенку у всех детей пробуждается интерес к выполнению культурно-гигиенических навыков, к прогулкам на свежем воздухе, занятиям физкультурой .

Решая задачи физического воспитания дошкольников, воспитатель должен осуществлять повседневный контроль, своевременно применять профилактические игры, соблюдать необходимые гигиенические требования при организации жизни детей и проведения занятий.

Особенности организма дошкольника требуют внимательного отношения к его физическому развитию. Ребенок растет - прорезываются все молочные зубы и происходит первое «округление», т.е. увеличение массы тела опереживает рост тела в длину. Быстро прогрессирует психическое развитие ребенка, речь, память. Ребенок начинает ориентироваться в пространстве. В течении первых лет жизни быстро растут и развиваются опорно-двигательный аппарат, пищеварительная и дыхательная системы. В течении 2-3-го годов жизни рост в длину преобладает над увеличением массы тела. В конце периода начинается прорезывание постоянных зубов. В связи с быстрым развитием мозга быстро развиваются умственные способности .

Таким образом, физическое воспитание обеспечивает охрану и укрепление здоровья, развития двигательных умений, культурно-гигиенических навыков, закаливание организма, любовь к чистоте, опрятности, приучает ребенка к режиму, повышает работоспособность, снижает утомленность.

Дошкольный возраст - это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит. Даже фантазию он может расценивать как реальность.

Умственное воспитание формирует систему представлений об окружающем мире, интеллектуальные умения и навыки, развивает интерес и способности.

В нравственном воспитании у ребенка формируются моральные нормы, свой опыт поведения, отношение к людям. Интенсивно формируются нравственные чувства. Нравственное воспитание оказывает существенное влияние на формирование воли и характера ребенка.

Трудовое воспитание знакомит детей с трудом взрослых, с профессиями. Детей обучают доступным трудовым умениям и навыкам, воспитывают в них любовь и интерес к труду. Трудовая деятельность дошкольника формирует у него упорство, настойчивость, сообразительность.

Важнейшей составной частью развития дошкольника является эстетическое воспитание. Свойственный дошкольнику этап чувственного познания окружающего мира способствует формированию эстетических представлений о мире, природе людях. Эстетическое воспитание способствует развитию творческих способностей детей, формирует эстетический вкус и потребности.

Игра является важнейшей деятельностью дошкольника, т.к. игра - лучшее средство удовлетворения его интересов и потребностей, реализация его замыслов и желаний. В своей игре ребенок как бы отражает то, что будет в его жизни, когда он станет взрослым. Содержание игр формирует добрые чувства, смелость, решительность, уверенность в себе.

К концу дошкольного периода ребенок владеет необходимыми качествами и свойствами личности для того, чтобы приступить к систематическому овладению общественно-историческим опытом человека. Для этого необходима специальная учебная деятельность.

В решении задач трудового воспитания принцип индивидуального подхода приобретает особо важное значение, потому что пробелы в трудовом воспитании ребенка неблагоприятно сказываются на его нравственном облике, волевых качествах, интерес к занятиям.

Правильная организация трудового воспитания ребенка с самого раннего детства служит надежной основой для его дальнейшего развития. В организации трудового воспитания детей младшего дошкольного возраста в подборе методов и наиболее эффективных приемов работы индивидуальный подход является закономерностью. И начинать его нужно с изучения индивидуальных особенностей всей детей группы, в данном случае - с изучения уровня трудовых навыков. Очень важно знать эти особенности, т.к. завышенные требования приводят к тому, что дети устают, теряют уверенность в свои силах и в связи с перегрузкой возникает негативное отношение к любому трудовому процессу.

Необходимо согласовывать требования к ребенку со стороны детского сада и семьи, чтобы они были едиными. Соблюдение этого условия во многом обеспечивает успех в правильном трудовом воспитании.

Для осуществления индивидуального подхода к детям в процессе трудового воспитания педагог должен хорошо знать не только практические умения и навыки каждого ребенка, но и его нравственные качества.

Изучение индивидуальных особенностей детей в трудовой деятельности показывает, с одной стороны, большое разнообразие их как в отношении интереса к различным видам труда, так и в уровне развития умений и навыков; с другой стороны, в индивидуальных проявлениях замечается не только разное, но и много общего.

Знание и учет индивидуальных особенностей детей всей группы дает возможность лучше организовать коллективную работу. Таким образом, осуществлению индивидуального подхода к старшим дошкольникам во многом помогает определенная организация их в процессе коллективного труда.

Индивидуальные проявления в трудовой деятельности - очень характерные качества, которые показывают не только отношение ребенка к труду, его умения и навыки, но и уровень нравственной воспитанности, его «общественное» лицо - готовность помочь товарищам, трудиться не только для себя, но и для других.

Задание 1. Познакомьтесь с особенностями организации всех видов детской деятельности. Проанализируйте качество их организации по следующим направлениям:

Ø качество оснащения педагогическими средствами;

Ø достаточность оборудования, игрушек и т.д;

Ø соответствие современным требованиям (развитие личностных структур, личностно – ориентированный подход к детям, поддержка и развитие субъектной позиции каждого ребёнка, введение в мир культуры и др.).

Баллы за задание №1. .

Методист по педагогике

количество баллов подпись

Задание 2. Заполните таблицу:

Сделайте вывод о качестве организации детской деятельности_______________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Баллы за задание №2. Максимальное количество баллов – 5 .

Методист по педагогике ______________________________________

количество баллов подпись

Задание 3. Изучение организации двигательного режима в разных возрастных группах.

Ø Познакомьтесь с двигательными режимами в разных возрастных группах. Проследите изменения от группы к группе (проанализировать программу, по которой работает базовое дошкольное учреждение).

Ø Проанализируйте условия, созданные в разных возрастных группах, физкультурном зале, на участке для двигательной активности детей.

Ø Сделайте зарисовки наиболее целесообразной организации двигательной среды.

Ø Понаблюдайте физкультурные мероприятия, организованные в различных возрастных группах (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и индивидуальные занятия по развитию движений на прогулке, коррегирующая гимнастика после сна, физкультурный досуг). Сделайте вывод об их эффективности.

Ø При обсуждении каждого из просмотренных организованных физкультурных мероприятий отметьте:

Как соблюдаются гигиенические условия при проведении работы по физическому воспитанию;

Какое оборудование используется и насколько педагогически оправдано;

Какова структура различных форм работы по физическому развитию;

Сделайте заключение об особенностях методики проведения физкультурных мероприятий в каждой возрастной группе;

Как обеспечивается дифференциация и индивидуализация обучения;

Учитывается ли полностью биологическая потребность детей в движении;

Как воспитатель создаёт оптимальный психологический климат для каждого ребёнка;

В чём проявляется творчество, индивидуальность воспитателя.

Ø Составьте конспекты физкультурных мероприятий и подготовьтесь к их проведению в следующие дни практики.

Примерный график выполнения задания 3:

№№ выхода Дата Содержание работы Анализ и оценка деятельности
1. Анализ двигательного режима, условий. Просмотр утренней гимнастики.
2. Самостоятельное проведение студентом утренней гимнастики. Просмотр физкультурного занятия.
3. Самостоятельное проведение другим студентом утренней гимнастики. Просмотр работы по физическому воспитанию на прогулке.
4. Самостоятельное проведение студентами утренней гимнастики и физкультурного занятия по подгруппам..
5. Просмотр физкультурного досуга (2 пол.дня) и коррегирующей гимнастики после сна.
6. Самостоятельное проведение физкультурного досуга (2 пол.дня) и коррегирующей гимнастики после сна.

¨ Наблюдение за организацией и проведением двух занятий с подгруппой детей (анализ занятий с приложением конспектов);



¨ Наблюдение за организацией и руководством сюжетно-ролевой игрой дошкольников (анализ);

¨ Организация и проведение прогулки с детьми (возможно проведение в паре);

¨ Участие в организации и проведении вечера развлечений для детей (возможно проведение в паре).

Сделайте общий вывод о качестве развития личности дошкольников в разных видах деятельности: ________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________