Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Формирование нервной системы ребенка. Особенности нервной системы детского возраста

Нервная система у ребенка, в особенности младше 5 лет, еще слишком слабая. Поэтому не стоит удивляться, если малыш начинает капризничать без видимой на то причины, вздрагивать от появления любого источника шума, у него трясется подбородок. Причем успокоить его оказывается очень нелегко. С чем может быть связана подобная реакция? Как лечить и укрепить нервную систему ребенка?

У детей и взрослых особенности нервной и сердечно-сосудистой системы совершенно разные. Регуляция нервных путей до 3-5 лет еще незрелая, слабая и несовершенна, но является анатомо-физиологической особенностью его организма, объясняющей, почему им быстро надоедает даже любимое занятие, игра, им крайне сложно усидеть на одном месте во время одних и тех же монотонных занятий. Так отличается нервно-психическое развитие детей.

Примерно с 6 месяцев ребенок уже становится личностью, до того дети в основном еще отождествляют себя с мамой. Общаясь с малышом и воспитывая его, родители обязаны учитывать особенности и тип нервной системы маленького человека и, конечно же, анатомо-физиологические особенности своего ребенка.

Дети-сангвиники всегда находятся в движении, они полны сил и энергии, веселые и без труда переключаются с любого занятия, которым в данный момент занимались на другое. Флегматики отличаются работоспособностью и спокойствием, однако они чересчур медлительны. Холерики энергичны, но им сложно себя контролировать. Также их непросто успокоить. Меланхоличные дети – застенчивые и скромные, обижаются даже на малейшую критику со стороны.

Нервная система ребенка всегда начинает свое развитие еще задолго до его рождения. Еще на 5 месяце его внутриутробной жизни происходит ее укрепление вследствие обволакивания нервного волокна миелином (другое название — миелинизация).

Миелинизация нервных волокон разных отделов мозга происходит в разные периоды в закономерном порядке и служит показателем начала функционирования нервного волокна. В момент рождения миелинизация волокон еще не является законченной, ведь не все разделы мозга могут еще полноценно функционировать. Постепенно процесс развития происходит абсолютно в каждом отделе, благодаря чему устанавливаются связи между разными центрами. Подобным образом идет формирование и регуляция детского интеллекта. Малыш начинает распознавать окружающие его лица и предметы, понимает их назначение, хотя незрелость системы все еще хорошо заметна. Миелинезация волокон системы полушарий считается законченной еще на 8 месяце внутриутробного развития плода, после чего она в течение многих лет происходит в отдельных волокнах.

Потому не только миелинизация нервных волокон, но и регуляция и процесс развития психического состояния и анатомо-физиологические особенности ребенка и его нервной системы проходят в процессе его жизнедеятельности.

Заболевания

Врачи утверждают, что нельзя назвать ни одного детского заболевания с отсутствием физиологических особенностей и изменений в работе сердца либо ЦНС. Подобное утверждение в особенности касается детей до 5 лет, и чем ребенок младше, тем своеобразнее проявление реакций со стороны сосудов и ЦНС.

К подобным реакциям относятся нарушения дыхания и кровообращения, амимия лицевых мышц, кожный зуд, трясется подбородок, другие физиологические симптомы, свидетельствующие о поражении мозговых тканей. Заболевания ЦНС бывают самые разные, и каждая отличается своими признаками. Лечить ее незрелость, соответственно, их тоже нужно по-разному. И помните: заниматься самолечением ни в коем случае нельзя!

  • Полиомиелит – возникает под действием фильтрующего вируса, который попадает в организм перорально. Среди источников заражения выступают сточные воды и продукты питания, среди которых и молоко. Антибиотиками лечить полиомиелит не получится, они на него не действуют. Данному заболеванию свойственна повышенная температура тела, разнообразное наличие признаков интоксикации и различных вегетативных расстройств — зуда, дермографизма кожного покрова и повышенной потливости. Прежде всего, данный вирус негативно влияет на кровообращение и дыхание.
  • Менингококковый менингит, возбудителем которого выступает менингококк, обычно встречается у детей младше 1 года – 2 лет. Вирус является неустойчивым и поэтому обычно во внешней среде под воздействием различных факторов довольно быстро погибает. В организм возбудитель попадает через носоглотку и крайне быстро распространяется на весь организм. С началом заболевания происходит резкий скачок температуры, появляются геморрагические высыпания, вызывающие зуд кожи, который не удается успокоить.
  • Гнойный вторичный менингит – встречается наиболее часто у детей младше 5 лет. Развивается данное заболевание после среднего гнойного отита стремительно, с резким подъемом температуры тела больного, беспокойством у детей, головной болью, возможен зуд. Опасно оно вероятностью проникновения вируса в оболочки головного мозга.
  • Острый серозный лимфоцитарный менингит отличается мгновенным развитием своих симптомов. Температура тела буквально за минуты поднимается до показателей в 39-40 градусов. Больной ощущает сильную головную боль, которую не удается успокоить даже таблетками, возникает рвота и кратковременная потеря сознания ребенка. Но внутренние органы болезнь не затрагивает.
  • Острый энцефалит – появляется у ребенка в случае развития соответствующей инфекции. Вирус оказывает негативное влияние на стенки сосудов, вызывая нарушения в работе сердца и другие физиологические нарушения. Заболевание протекает достаточно тяжело. Одновременно у больного поднимается температура тела, наблюдается потеря сознания, появляется рвота, кожный зуд, а также судороги, бред и другие симптомы психического характера.

Любое подозрение на какое-либо из вышеописанных заболеваний — повод срочно вызвать врача, предварительно успокоив ребенка.

Поражение системы до рождения и после

Кроме вирусных заболеваний, сравнительно часто ставится диагноз «поражение центральной нервной системы у новорожденных». Обнаружить его возможно в любой момент: и во время внутриутробного развития плода, и в момент родов. Основными ее причинами принято считать родовую травму, гипоксию , внутриутробные инфекции, пороки развития, хромосомные патологии и наследственность. Первая оценка зрелости системы, психического состояния и анатомо-физиологических особенностей ставится сразу после рождения малыша.

Такой ребенок легко возбудим, часто беспричинно плачет, когда нервничает, у него трясется подбородок, иногда мучает кожный зуд, наблюдается косоглазие , запрокидывание головы, тонус мышц и другие физиологические симптомы психического расстройства. Во время истерик ребенка практически невозможно успокоить.

Укрепляем нервы

Существует целый комплекс способов укрепления. Он представляет собой долгий, но достаточно эффективный процесс, направленный и на успокоение малыша, и на общее улучшение его эмоционального, психического и нервного состояния. И прежде всего старайтесь окружать ребенка спокойными и уравновешенными людьми, готовыми моментально прийти ему на помощь.

Вызываем положительные эмоции

Первое, с чего следует начать – учиться контролировать и регулировать детские эмоции и его анатомо-физиологическое и нервное состояние. Есть целый ряд упражнений, которые развивают мышцы ребенка и успокаивают его. К примеру, младенцу помогает катание на мяче. Желательно, чтобы во время выполнения упражнений рядом с малышом находились оба родителя. Именно совместные действия родителей придают их малышу уверенности в своих силах, в дальнейшем лишь положительно скажется на определении его места в обществе.

Расслабляющий массаж

Следующий пункт комплекса – массаж с использованием различных масел, препятствующих зуду кожи. Сеанс массажа допустимо проводить лишь высококвалифицированным специалистом,хорошо знакомым со способами влияния на анатомо-психологическое состояние и физиологические процессы в организме человека. Благотворное влияние на детскую психику оказывает тихая и спокойная музыка, в особенности произведения Моцарта. Продолжительность одного подобного сеанса массажа должна составлять около 30 минут. В зависимости от психического состояния, нервной и сосудистой системой, ребенку назначают в разных случаях от 10 до 15 сеансов массажа. Оценка его психического состояния ставится доктором индивидуально.

Правильное питание

Правильное питание детей, особенно младше 5 лет, — один из основных способов укрепления нервной и сосудистой систем ребенка. Важно исключить из рациона малыша сладкие и газированные напитки, ароматизаторы и красители, полуфабрикаты, чье качество зачастую оставляет желать лучшего. Зато обязательно употребление яиц, жирных сортов рыбы, сливочного масла, овсянки, фасоли, ягод, молочных и кисломолочных продуктов, нежирной говядины.

Прием витаминов и микроэлементов

Укреплению нервной, сосудистой и других систем и нормальному анатомо-физиологическому и психическому состоянию организма очень способствует прием витаминов. Особенно витаминизация актуальна в сезон простудных заболеваний, когда физиологические силы организма находятся на пределе. От недостатка витаминов в организме ухудшается память, настроение, общее состояние организма. Именно поэтому настолько важна регуляция количества витаминов и минералов в организме.

К примеру, дефицит кальция негативно отражается на общем состоянии. У ребенка наблюдается гиперреактивность, возможны нервные тики, судороги, кожный зуд.

Физическая активность

Регуляция работы сердечно-сосудистой и нервной системы, миелинизация нервных волокон связаны с физическими упражнениями. Они приводят организм в тонус и способствуют улучшению настроения, общего и анатомо-физиологического развития головного мозга, чем существенно уменьшают риск развития различных недугов нервной и сердечно-сосудистой систем. Лучше всего подходят плавание и йога — детям старшего возраста.

Режим дня

Еще с детства нам твердили о важности соблюдения режима дня — и не напрасно. Режим крайне важен детям. Позаботьтесь о полноценном сне ребенка, который оказывает значительное влияние на нервную и сердечно-сосудистую систему. Ложиться спать и просыпаться надо ежедневно в одно и то же время. Также насыщению организма кислородом, необходимым в анатомо-физиологическом развитии, способствуют ежедневные прогулки на свежем воздухе.

Каждый родитель должен осознавать, что нервно-психическое развитие ребенка во многом зависит от него.

Нервная система объединяет и регулирует жизнедеятельность всего организма. Высший её отдел - головной мозг является органом сознания, мышления.

В мозговой коре осуществляется психическая деятельность. В коре больших полушарий происходит установление новых, приобретаемых в течение жизни нервных связей, замыкание новых рефлекторных дуг, процесс образования условных рефлексов (дуги врождённых, т. е. безусловных рефлексов, проходят в нижерасположенных частях головного мозга и в спинном мозгу). В коре больших полушарий складываются понятия и происходит мышление. Здесь осуществляется деятельность сознания. Психика человека зависит от степени развития, состояния и особенностей нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. Развитие речи и трудовой деятельности человека тесно, связано с усложнением и совершенствованием деятельности мозговой коры, а вместе с тем и психической деятельности.

Ближайшие к мозговой коре подкорковые центры и центры мозгового ствола осуществляют сложную безусловно рефлекторную деятельность, высшими формами которой являются инстинкты. Вся эта деятельность находится под постоянными регулирующими влияниями мозговой коры.

Нервная ткань обладает свойством не только возбуждения, но и торможения. Несмотря на свою противоположность, они всегда сопутствуют одно другому, постоянно сменяются и переходят одно в другое, представляя собой различные фазы единого нервного процесса. Возбуждение и торможение находятся в постоянном взаимодействии и являются основой всей деятельности центральной нервной системы. Возникновение возбуждения и торможения зависит от воздействия на центральную нервную систему и прежде всего на головной мозг окружающей человека среды и внутренних процессов, происходящих в его организме. Изменения внешней среды или условий трудовой деятельности вызывают возникновение новых условных связей, создающихся на основе имеющихся у человека безусловных рефлексов или старых, упроченных ранее приобретённых связей, и влекут за собой торможение других условных связей, которые при новой ситуации не имеют данных для своего действия. При возникновении в какой-либо части коры больших полушарий более или менее значительного возбуждения происходит торможение в других её частях (отрицательная индукция). Возбуждение или торможение, возникнув в той или иной части коры больших полушарий, передаётся далее, как бы разливается с тем, чтобы снова сосредоточиться в каком-либо одном месте (иррадиация и концентрация).

Процессы возбуждения и торможения имеют весьма существенное значение в деле обучения и воспитания, поскольку понимание этих процессов и умелое использование их даёт возможность развивать и совершенствовать новые нервные связи, новые ассоциации, навыки, умения, знания. Но сущность воспитания и обучения, конечно, не может быть ограничена одним лишь образованием условных рефлексов, хотя бы весьма тонких и сложных. Кора больших полушарий человека обладает свойствами разностороннего восприятия явлений окружающей жизни, образования понятий, закрепления их в сознании (усвоение, память и др.) и сложных психических функций (мышление). Все эти процессы имеют своим материальным субстратом кору больших полушарий головного мозга и неразрывно связаны со всеми функциями нервной системы.

В познание законов высшей нервной деятельности (поведения) животных и человека русская физиологическая школа в лице её гениальных основоположников - И. М. Сеченова, Н. Е. Введенского и особенно И. П. Павлова с их учениками внесла блестящий вклад. Благодаря этому стало возможным материалистическое изучение психологии.

Развитие нервной системы, и в первую очередь головного мозга, у детей и подростков представляет весьма большой интерес, в связи с тем, что на всём протяжении детства, отрочества и юности происходит формирование психики человека. Формирование и совершенствование психики протекает на основе развития коры больших полушарий и при непосредственном её участии. К моменту рождения у ребёнка центральная и периферическая нервная система далеко ещё не развита (особенно кора больших полушарий и ближайшие к ней подкорковые узлы).

Вес головного мозга новорождённого относительно велик, он составляет 1/9 веса всего тела, а у взрослого это отношение составляет всего лишь 1/40. Поверхность больших полушарий у детей в первые месяцы их жизни сравнительно гладка. Главные борозды, хотя и намечены, но неглубоки, а борозды второй и третьей категории ещё не сформировались. Извилины ещё слабо выражены. Нервных клеток в больших полушариях у новорождённого имеется столько же, сколько и у взрослого, но они ещё очень примитивны. Нервные клетки у маленьких детей имеют простую веретенообразную форму с очень небольшим количеством нервных разветвлений, а дендриты ещё только начинают оформляться.

Процесс усложнения строения нервных клеток с их отростками, т. е. нейронов, протекает очень медленно и не заканчивается одновременно с завершением развития других органов и систем организма. Этот процесс продолжается вплоть до 40 лет и даже позднее. Нервные клетки, в отличие от других клеток организма, не способны размножаться, регенерировать, и общее количество их к моменту рождения остаётся неизменным на всю последующую жизнь. Но в процессе роста организма, а также в последующие годы нервные клетки увеличиваются в размерах, постепенно развиваются, нейриты и дендриты удлиняются, а последние, кроме того, по мере их развития образуют древовидные разветвления.

Большая часть нервных волокон у маленьких детей ещё не покрыта белой миелиновой оболочкой, вследствие чего при разрезе большие полушария, а равно и мозжечок и продолговатый мозг не делятся резко на серое и белое вещество, как это имеет место в последующие годы.

В функциональном отношении из всех частей головного мозга у новорождённого наименее развита кора больших полушарий, вследствие чего все жизненные процессы у маленьких детей регулируются главным образом подкорковыми центрами. По мере развития коры больших полушарий у ребёнка совершенствуются как восприятия, так и движения, которые постепенно становятся более дифференцированными и сложными. Вместе с тем всё более и более уточняются, а также усложняются и корковые связи между восприятиями и движениями, всё больше начинает сказываться приобретаемый в течение развития жизненный опыт (знания, умения, двигательные навыки и т. п.).

Наиболее интенсивно происходит созревание коры больших полушарий у детей в течение ясельного возраста, т. е. в течение первых 3 лет жизни. У 2-летнего ребёнка уже имеются все основные черты развития внутрикорковых систем, и общая картина строения головного мозга относительно мало отличается от головного мозга взрослого. Дальнейшее его развитие выражается в совершенствовании отдельных корковых полей и различных слоев мозговой коры и увеличении общего числа миелиновых и внутрикорковых волокон.

Во второй половине первого года жизни развитие условных связей у детей происходит со всех воспринимающих органов (глаза, уши, кожа и др.) всё более интенсивно, но всё же медленнее, чем в последующие годы. С развитием коры больших полушарий в этом возрасте увеличивается продолжительность периодов бодрствования, что благоприятствует образованию новых условных связей. В этот же период закладывается основа будущих речевых звуков, которые связываются с определёнными стимуляциями и являются их внешним выражением. Всё формирование речи у детей происходит по законам образования условно-рефлекторных связей.

В течение 2-го года у детей одновременно с развитием коры больших полушарий и усилением их деятельности образуются всё новые и новые условно-рефлекторные системы и отчасти различные формы торможения. Особенно интенсивно в функциональном отношении развивается кора больших полушарий в течение 3-го года жизни. В этот период у детей значительно развивается речь, и к концу этого года у ребёнка запас слов в среднем достигает 500.

В последующие годы дошкольного возраста (от 4 до 6 лет включительно) у детей наблюдается закрепление и дальнейшее развитие функций коры больших полушарий. В этом возрасте у детей значительно усложняется как аналитическая, так и синтетическая деятельность коры больших полушарий. Одновременно происходит дифференциация эмоций. В силу свойственных детям этого возраста подражания и повторения, содействующих образованию новых корковых связей, у них быстро развивается речь, которая постепенно усложняется и совершенствуется. К концу этого периода у детей появляются единичные абстрактные понятия.

В младшем школьном возрасте и в период полового созревания у детей продолжается дальнейшее развитие головного мозга, совершенствуются отдельные нервные клетки и развиваются новые нервные пути, происходит функциональное развитие всей нервной системы. При этом отмечается усиление роста лобных долей. Это влечёт за собой улучшение у детей точности и координации движений. В этот же период заметно выявляется регулирующий контроль со стороны коры больших полушарий над инстинктивными и низшими эмоциональными реакциями. В связи с этим приобретает особое значение планомерное воспитание поведения детей, разносторонне развивающее регулирующие функции головного мозга.

В период полового созревания, особенно к концу его - в юношеском возрасте, увеличение массы головного мозга незначительно. В это время происходят главным образом процессы усложнения внутреннего строения мозга. Это внутреннее развитие характеризуется тем, что нервные клетки коры больших полушарий оканчивают своё формирование, и происходит особенно энергичное структурное развитие, окончательное формирование извилин и развитие ассоциативных волокон, которые осуществляют связь отдельных областей коры между собой. Количество ассоциативных волокон особенно увеличивается у юношей и девушек в возрасте 16-18 лет. Всё это создаёт морфологическую основу для процессов ассоциативного, логического, отвлечённого и обобщающего мышления.

На развитие и физиологическую деятельность головного мозга в период полового созревания оказывают определённое влияние те глубокие изменения, которые происходят в железах внутренней секреции. Усиление деятельности щитовидной железы, а также половых желез сильно повышает возбудимость центральной нервной системы и в первую очередь коры больших полушарий. «Вследствие повышенной реактивности и создающейся неустойчивости, в особенности эмоциональных процессов, все неблагоприятные окружающие условия: психические травмы, сильные нагрузки и так далее - легко ведут к развитию корковых неврозов» (Красногорский). Это должны иметь в виду педагоги, проводящие учебно-воспитательную работу среди подростков и молодёжи.

В течение юношеского периода к 18-20 годам в основном завершается функциональная организация головного мозга, и становятся возможными наиболее тонкие и сложные формы аналитической и синтетической его деятельности. В последующие зрелые годы жизни продолжается качественное совершенствование головного мозга и дальнейшее функциональное развитие коры больших полушарий. Однако основа развития и совершенствования функций коры больших полушарий закладывается у детей в дошкольные и школьные годы.

Продолговатый мозг у детей уже к моменту рождения вполне развит и созрел в функциональном отношении. Мозжечок, наоборот, у новорождённых развит в слабой мере, борозды его неглубоки и размеры полушарий малы. Начиная с первого года жизни мозжечок растёт очень быстро. К 3 годам мозжечок у ребёнка по своим размерам приближается к мозжечку взрослого человека, в связи с чем развивается способность сохранения равновесия тела и координации движений.

Что касается спинного мозга, то он растёт не столь быстро, как головной мозг. Однако к моменту рождения у ребёнка достаточно развиты проводящие пути спинного мозга. Миелинизация внутричерепных и спинномозговых нервов у детей заканчивается к 3 месяцам, а периферических - только к 3 годам. Рост миелиновых влагалищ продолжается и в последующие годы.

Развитие функций вегетативной нервной системы у детей происходит одновременно с развитием центральной нервной системы, хотя уже с первого года жизни она в основном оформилась в функциональном отношении.

Как известно, высшими центрами, объединяющими вегетативную нервную систему и управляющими её деятельностью, являются подкорковые узлы. Когда по тем или иным причинам у детей и подростков расстраивается или ослабевает контролирующая деятельность коры больших полушарий, деятельность подкорковых узлов и, следовательно, вегетативной нервной системы становится более ярко выраженной.

Как показали исследователи А. Г. Иванова-Смоленского, Н. И. Красногорского и других, высшая нервная деятельность детей, при всём разнообразии индивидуальных особенностей, обладает некоторыми характерными чертами. Кора больших полушарий у детей дошкольного и младшего школьного возраста в функциональном отношении является недостаточно устойчивой. Чем моложе ребёнок, тем больше у него выражено преобладание процессов возбуждения над процессами внутреннего активного торможения. Длительное возбуждение коры головного мозга у детей и подростков может привести к перевозбуждению и к развитию явлений так называемого «запредельного» торможения.

Процессы возбуждения и процессы торможения у детей легко иррадиируют, т. е. распространяются по коре больших полушарий, что нарушает работу головного мозга, требующую большой концентрации этих процессов. С этим связаны и меньшая устойчивость внимания и большая истощаемость нервной системы у детей и подростков, особенно при неправильной постановке учебно-воспитательной работы, при которой имеет место чрезмерно большая нагрузка умственной работой. Если учесть, что детям и подросткам в процессе учения приходится значительно напрягать деятельность центральной нервной системы, то становится очевидной необходимость особенно внимательного гигиенического отношения к нервной системе учащихся.

мозг кровообращение моторный

ДЕТСТВО НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ.

И.А. Скворцов

Избранные главы

Детство нервной системы. - М., Тривола, 1995. - 96 с.

КАК УСТРОЕН МОЗГ?

Можно смело утверждать, что у человека нет ниодного проявления жизнедеятельности, свободного от участия нервной системы. Мозг ответственен за все: за первый крик новорожденного и стон умирающего, за взмах топора дровосека и быстрый бег виртуозных пальцев пианиста, за замирание сердца девушки, впервые спешащей на свидание, и слезы горя, за тепло доброго человеческого общения и предательский удар из-за угла, за трусость и самоотверженность, лень и трудолюбие, любовь и ненависть, за глупость самодовольного обывателя и мудрость чудака... - за все человеческое. В том числе, и за многие (если нс все) человеческие болезни и за успешное выздоровление от них.

Чем по существу отличается нормальный мозг среднего здорового гражданина от мозга гения? Может показаться странным, но никаких особенностей в строении нервной системы, присущих гениальности, пока нс обнаружено. Нс найдено в мозге специфических центров ума или таланта. Вес головного мозга взрослого человека составляет в среднем 1200-1400 г, и в этих пределах не определяется какой бы то ни было зависимости умственных способностей от веса мозгового вещества. Общеизвестно, что мозг Анатоля Франца весил 1017 г, Ю. Либиха - 1362 г, Д.И. Менделеева - 1571 г, И.П. Павлова - 1653 г, И.С. Тургенева - 2012 г. По выражению известных американских нейропсихологов Дж. Миллера, Ю. Галантера и К.Прибрама “мышление трагически невидимо”. Воистину “невидимое” создало гений Леонардо да Винчи, Моцарта, Эйнштейна. “Мысль - только вспышка света... но эта вспышка - все” (А. Паункаре).

Как же устроен мозг, озаряющий мир этой “вспышкой света”? И почему продукт деятельности мозга столь эфемерен, бестелесен, а не "вырабатывается" наподобие фарша из мясорубки?

Нервная система инервирует (или обеспечивает собой) весь организм, все его отделы. Каждый участок тела снабжен собственными нервными окончаниями, в чем легко убедиться, поколов себя иголочкой в любом, на выбор, месте. Нервные окончания и идущие от них нервные волокна доносят до нашего сознания не только сам укол, но с большей или меньшей точностью и место, где укололи. И вскоре вокруг точки укола появится покраснение кожи - это другие нервные окончания принесли приказ тонким кровеносным сосудам-капилярам - расшириться. Иными словами, иннервационное обеспечение - двустороннее: одни нервные окончания с помощью специальныхвоспринимающих клеток (рецепторов) перерабатывают различные воздействующие раздражения в нервный импульс и посылают его в качестве своеобразной “закодированной“ информации в мозг, а другие, напротив, доставляют к месту воздействия раздражения “инструкцию“мозга о том, какой должна быть реакция. Формы рецепторов, которыми располагает человеческий организм для объективного восприятия изменений, происходящих во внешнем мире и внутренней среде, весьма многообразны. Природа “предусмотрела“возможность регистрации воздействия тепла, холода, давления, механического повреждения и прикосновения; специальные рецепторы принимают информацию о положении тела в пространстве, о земном притяжении, о состоянии мышц и сухожилий, внутренних органов, сосудов и т.п. Имеются и отдельные “рецепторные органы“, предназначенные для регистрации звуковых воздействий (ухо), света и цвета (глаз), запахов (точнее сказать - концентрации взвешенных в воздухе молекул различных веществ), а также “вкусовых сигналов“(концентраций растворенных в пище и слюне молекул)

Целый ряд объективно существующих в природе воздействий и процессов человеком не воспринимаются, для них просто нс предусмотрены рецепторы. Так, мы нс видим инфракрасного и ультрафиолетового “света“не слышим инфразвука, хотя существует немало животных, способных видеть и слышать эти воздействия. Воздействие электромагнитного поля, радиации совершенно неощутимо, не имеет ни вкуса, ни запаха, не видится и не слышится, не воспринимается ни как боль, ни как тепло, но, вместе с тем, оказывает серьезное влияние на состояние организма. Общеизвестно изменение самочувствия перед грозой, причем, очень неопределенное, как бы “предчувствие грозы“,“метеочувствительности“отдельных людей и даже в газетах в разделах прогноза погоды печатаются предупреждения для лиц, предрасположенных к сердечно-сосудистым заболеваниям, в дни, которые по метеопоказателям считаются неблагоприятными. Установлено, что уровень солнечной активности также может оказывать влияние на здоровье человека, на течение некоторых хронических заболеваний.

Вместе с тем, остается неясным, каким образом все же организм воспринимает эти влияния, если никакие рецепторы к ним нечувствительны. Весьма возможно, что “рецепторами“этих влияний являются сам мозг, отдельные его образования или даже отдельные клетки или волокна.

Благодаря многообразию “информационных входов“организм человека получает весьма полную и объективную картину окружающего мира, что позволяет ему “;выбрать“оптимальный вариант реакции - внутренней, двигательной, поведенческой. В основе организации деятельности нервной системы лежит рефлекторный (или “отражательный“)принцип, т.е. любые проявления работы мозга по существу являются ответами на те или иные внешние и внутренние воздействия. Это утверждение может показаться странным. Ведь всем очевидна свобода Человека в выборе поступков,действий, их последовательности, возможность следовать своему желанию, устремлению, наконец, по собственному разумению активно внедряться в саму Природу, исправляя найденные в ней “ошибки“с беспрецедентной смелостью манипулировать ножом в живом человеческом теле. Однако противоречия здесь нет. Дело в том, что информация, которую получает нервная система от рецепторов, всегда несколько избыточна, превышает тот минимум, который необходим для организации ответной реакции; этот избыток какбы аккумулируется в определенных отделах мозга иможет быть востребован оттуда при необходимостиосуществления спонтанного, казалось бы,независимого от внешних воздействий акта.

Свободная и “независимая“активность человека на самом деле является таким же рефлексом, ответом, только не на непосредственный раздражитель или воздействие, а на “запасы“,“резервы“информационных сигналов, поступающих в разное время от разных рецепторов. В то же время от этого она не перестает быть ни свободной, ни независимой, правда, до тех пор, пока поток информации от рецепторов достаточен, а “резервы“не исчерпаны. Более 100 лет назад Н.И. Пирогов описал пациента, лишенного трех основных рецептор-ных каналов информации: зрения, слуха и кожной чувствительности. Этот человек был способен поддерживать нормал ьную деятельность сердца и дыхания, но его реакции на внешние раздражители были крайне скудны, спонтанная активность практически отсутствовала. Больной постоянно находился в состоянии, напоминавшем сон, однако, не спал. Этот пример прекрасно иллюстрирует рефлекторную природу так называемой “спонтанной“или произвольной активности человека.

Осуществление любого рефлекса - от простейшего отдергивания рук при ожоге до сложной сознательной деятельности человека - требует обязательного выполнения 4-х основных операций:

1) прием информации от рецептора,

2) расшифровка информации и программирование адекватного ответа,

3) реализация ответа путем передачи сигнала к исполнительным органам (мышцам, железам),

4) контроль за правильностью осуществления программы.

4-й этап “замыкает” круг непрерывной циркуляции нервных сигналов, формируя “рефлекторное кольцо” При этом рецепторы воспринимают не только внешние раздражения, но и ответ на них. Рецепторное наблюдение за ходом реализации запрограммированного ответа позволяет своевременно зарегистрировать отклонения от намеченного плана и внести соответствующие поправки. Таким образом, ответная реакция, ее адекватность воздействию и соответствие “замыслу” определяется сохранностью и полноценностью “работы” рецепторного звена. Вместе с тем, и прием информации и ее расшифровка в значительной степени зависят от сохранности исполнительных органов, реализующих ответную реакцию.

“Неисправность” исполнительного звена влечет за собой относительное “обеднение” рецепции, а рецепторная недостаточность снижает информационное обеспечение и эффективность процесса обработки информации. Так например, поражение мышц вследствие их травмы или паралича, вынужденное бездействие или недостаточная активность их при гипсовании конечностей, длительном пребывании в невесомости - снижает объем поступающей от мышц информации, что в свою очередь, еще более обедняет их активность и уменьшает рецепцию.

Возникает своеобразный “порочный круг” бездействующая мышца вызывает “затухание” информационного объема в рефлекторном кольце, что усиливает ее бездействие и в конечном итоге приводит к похуданию мышцы и разрушению мышечных волокон. Эта закономерность касается любого органа; неработающий орган не может существовать, он разрушается, атрофируется. Поэтому в организме не могут содержаться “ненужные” или “лишние” органы; все, что есть работает, выполняет определенную функцию, пусть даже до времени и неизвестную нам. Многообразие рецепторов, которыми располагает человек, обеспечивает ему объективную информацию об окружающем мире, процессах, в нем протекающих. “Неисправность” какого-либо рецептор-ного канала компенсируется двумя-тремя “дублирующими информационными системами” и не нарушает объективности восприятия. Так, положение тела в пространстве контролируется в основном тремя рецепторными системами - зрением, вестибулярными рецепторами внутреннего уха и рецепторами, расположенными в мышцах и сухожилиях. Нарушение правильного представления о положении тела в пространстве приводит к расстройству движений человека, неустойчивости, шаткости походки. Но, если нарушен один рецепторный канал, то нарушения координации движений не происходит, поскольку “дублирующие” рецепторные каналы сохранены.

Так, точность движений не страдает при слепоте или при нарушении чувствительности мышц и сухожилий, но при сочетании этих расстройств (что бывает относительно редко) возникает неустойчивость, затрудняется ходьба. Необходимость получения максимально полной информации о внешнем мире определяет с одной стороны разнообразие рецепторов, а с другой - формирование специальных центров по анализу каждого рецепторного канала и по сопоставлению и суммированию информаций, поступающих от “дублирующих” каналов. Поэтому нервная система состоит из важнейших образований: центральной нервной системы, представленной головным и спинным мозгом, и периферической, представленной нервами, связывающими головной и спинной мозг с различными рецепторами, а также с исполнительными органами - мышцами и железами.

В век компьютеризации, когда человечество пытается создавать по своему образу и подобию не только роботов, передвигающихся как человек, но и “думающие” машины, выполняющие сложные”мыслительные” операции, - становится особенно очевидной сложность и невоспроизводимость человеческого сознания, интеллекта, человеческой мысли. Совершенно неправы те, кто пытается противопоставлять компьютерное “мышление” интеллекту человека. Ведь компьютер - продукт человеческой мысли, по сути - сам мысль, сам - человек: так же как деревянная палка, взятая первобытным человеком, лишь удлинила его руку в борьбе с дикими животными, как ракета лишь увеличила скорость передвижения, как телескоп обострил зрение, а громкоговоритель - слух, так ЭВМ “улучшила” память человека, повысила быстроту счета, анализа множества вариантов и выбора оптимального. Сложность всего, что создал или осмыслил человек, несравнима со сложностью самого человека. Как сказал Б. Хогленд, - “Понимание атома - детская игра, по сравнению с пониманием детской игры”.

“В человеческом мозгу, даже по самым осторожным оценкам, совершается в течение одной секунды около 10 в 14 степени элементарных операций” (О. Ферстер). Все что происходит в нервной системе, от простейшего рефлекса до гениальных открытий, осуществляется нервной клеткой - рабочей или функциональной единицей мозга. Точнее - нервными клетками, их более 50 млрд., и всё в нервной системе - и головной мозг и спинной, и периферические нервы - это нервные клетки. Ничего, кроме нер вных клеток, связанных между собой множеством отростков. Так просто! И это у всех нас, людей, у гениев и бесталанных, добрых и злых, грустных и веселых, у самых лучших из нас и у “тех, кого не любим”... “Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов” (Г. Гейне).

Так ли “проста” нервная клетка? И какими “средствами”; она располагает? Нервная клетка или нейрон специально приспособлена к связи с другими нервными клетками, к приему информации, ее переработке и передаче по эстафете. Нужно сказать, что в многоклеточных организмах, к которым относится и человек, межклеточные контакты во всех органах и тканях являются необходимой закономерностью: даже такие “автономные” элементы, как клетки крови, периодически обнаруживают тенденцию к слиянию между собой - агрегации. Но лишь в нервной системе клеточные контакты строго специализированы для передачи нервного импульса, причем, передача эта осуществляется специально сформированными органами - отростками. Прием информации осуществляется множеством древообразно разветвленных отростков - дендритов (их число может достигать у каждого нейрона 1500), а распространение переработанной информации от нейрона обеспечивает один единственный отросток - аксон, длина которого варьирует в зависимости от адресата и иногда достигает нескольких десятков сантиметров. Итак, у нейрона 1500 входов и 1 выход.

Аксон одного нейрона заканчивается контактом с дендритами другого. Сам контакт называется синапсом. По сути дела, прямого контакта не образуется: между аксоном и дендритом остается очень тонкий зазор, здесь происходит химическая передача сигнала, причем, только в одну сторону, возможный возврат сигнала от дендрита к аксону синапсом блокируется. Сигнал, или нервный импульс, имеет электрическую природу, он распространяется по поверхности аксона и дендритов. Скорость распространения импульса зависит от тип а нейрона и варьирует от 0,5 до 150 м/с. Таким образом, максимальная скорость обеспечивает доставку сигнала к месту назначения за 5-10 миллисекунд, то есть практически мгновенно. Но, вместе с тем, заметьте, что эта скорость ничтожно мала по сравнению со скоростью электричества или света (примерно 1 000 000 м/с). Природа чрезвычайно экономна. При относительно небольших размерах человеческого тела (1,5-2 метра) скорость импульса до 150 м/с вполне удовлетворяет. Кроме того, и способ распространения нервного импульса весьма экономичен. Он связан с так называемыми местными токами, которые возникают при прохождении через мембрану аксона ионов калия, натрия, кальция. Перемещение различно заряженных ионов изнутри аксона в окружающую аксон жидкость или наоборот приводит к возникновению разности потенциалов между внутриаксональной и наружной средой в виде “кольца” в узком участке аксона. “Вспыхнувшая” разность потенциалов возбуждает соседний кольцевой участок аксона, и в нем также начинаются ионные токи и также устанавливают разность потенциалов, которая возбуждает следующий участок и так все дальше и дальше по аксону до синапса. Учитывая, что весь путь к синапсу импульс преодолевает за сотую долю секунды, легко представить себе с какой скоростью протекают все только что перечисленные процессы.

Тело нервной клетки, аксона и дендритов покрыто своеобразной оболочкой - мембраной. Мембрана не просто “;загородка”, отделяющая внутренности клетки от окружающего пространства, а довольно интересное образование, имеющее сложное молекулярное строение и способное к существенным перестройкам как спонтанным, так и вызванным внешними воздействиями. На наружную свою сторону, обращенную в околоклеточное пространство, мембрана “выставляет” особые “;чувствительные” молекулы, обладающие высокой способностью к образованию комплексных соединений с различными биохимическими веществами. Эти молекулы называются мембранными рецепторами, они строго специфичны, предназначены только для избирательного распознавания определенных веществ, и “безразличны” к другим, для связи с которыми мембрана может иметь отдельные рецепторы. Мембранные рецепторы способны “узнать” и заблокировать вирус или токсин, которые могли бы повредить нервную клетку. С другой стороны, рецепторы синапса соединяются с медиаторами (химическими посредниками, передающими нервный импульс от мембраны аксона одной клетки к мембране дендрита другой). Соединение рецептора с медиатором служит для нейрона своеобразным сигналом, запускающим нервный импульс или вносящим определенные коррективы в сложные процессы, происходящие внутри нервной клетки.

Всего 3-4 десятилетия отделяют нас от того времени, когда усовершенствование микроскопической техники позволило человеческому глазу разглядеть внутри клетки множество мельчайших образований, которые прежде, если и замечались, то расценивались как “соринки”, “включения”. Дальнейшее изучение позволило установить их функциональное назначение, изменения при разных рабочих состояниях нейрона или при его болезни. Уже снята на пленку интимная жизнь нервной клетки, и кисть художников, популяризаторов неврологии, нарисовала нейрон в виде сложнейшего производства: вот “кирпичный завод”, производящий “строительный материал” для обновления мембраны - “забора”, вот “;химический завод”, производящий капсулы с питанием для отдаленных отделов клетки, вот снуют по аксону почтальоны с “бандеролями” молекулярных “вестей” от синапса к телу клетки и обратно, вот “машина-мусоровоз” неторопливо ползет вдоль мембраны, собирая “обломки” отслуживших молекул, продукты жизнедеятельности и отвозя их к “перерабатывающему заводу” в котором они окончательно разрушаются до безвредных продуктов или вновь используются для сборки новых жизненно важных молекул. Напряженная работа всех внутренних элементов нейрона никогда не прекращается. А ведь нейрон “живет” с человеком всю свою жизнь. И ставшая всем известной формула “нервные клетки не восстанавливаются” означает, что к моменту рождения мозг человека содержит все нейроны, “отпущенные” ему на жизнь, новые не возникнут, нужно беречь то, что есть. Этим нервные клетки уникальны, существенно отличаются от клеток других органов, клеток, которые многократно на протяжении жизни “умирают”, делясь надвое и давая начало двум новым дочерним клеткам. В этом смысле клетки бессмертны, но как обеспечивается “бессмертие” Почему нейрон не стареет, не отравляет сам себя продуктами своей направленной деятельности? В этом случае, как и во всем, природа одним своим шагом разом решила несколько проблем. Это решение - аксональный транспорт.

Нервная клетка представляет собой единое целое- самостоятельный орган со всеми своими отростками: дендритами, вносящими в клетку информацию, и выносящим - аксоном. Длина аксона различна, но может достигать и метра, то-есть - 1000 мм, тогда как диаметр тела самого большого нейрона составляет лишь доли миллиметра. Но как бы далеко не удалялся аксон от тела клетки, он остается живой составной частью ее, нуждающейся в постоянном обновлении “отработавших деталей”, в питании. Основные “заводы” по производству “строительных материалов” и “запасных частей” для нужд самообновления располагаются в ядре нейрона и могут лишь отсюда быть доставленными аксону. Раньше предполагалось, что доставка осуществляется пассивно с затекающей в аксон внутриклеточной жидкостью. Лишь в последние десятилетия внутри аксона была обнаружена сложная система нитей, трубочек, цистерн, которая простирается вдоль всего аксона от ядра клетки и до синапса. Установлено, что вся эта сложная система, составляющая так называемый ”скелет” аксона, не стоит на месте, а с очень небольшой скоростью (около 2 мм в сутки) неуклонно движется от ядра на периферию аксона. Как будто невидимые спицы вязальщицы в теле нейрона бесконечно “вяжут” бесконечный “чулок” хитросплетения аксонального скелета. Таким образом, внешне неизменный нейрон как бы постоянно “растет” внутри себя, постоянно самообновляется, самоомолаживается, защищая себя от старения. Неторопливое движение внутриклеточного скелета сопровождается обеспечением участков аксона, мимо которых он “проплывает”, необходимыми питательными веществами и “строительными материалами” в виде молекул белков и липидов (жироподобных соединений). Это медленный аксональный транспорт. Наряду с ним, существует и быстрый, скорость которого составляет в среднем 200-400 мм в сутки, но в некоторых случаях может достигать 2000-2500 мм в сутки. Таким образом по аксону продвигаются молекулы, участвующие в обеспечении проведения нервного импульса, а также молекулы биологически активных веществ, осуществляющих химический межклеточный обменинформацией.

Таким образом, аксональный транспорт одновременно осуществляет жизнеобеспечение аксона, самообновление нейрона и, наконец, участвует в организации межклеточных контактов. Характерно, что самый быстрый аксональный транспорт в миллионы раз медленнее скорости проведения нервного импульса по нервному волокну - аксону, а самый медленный - в миллиарды. Казалось бы нервная система должна “стремиться” к возможно более скоростной доставке сигналов. Зачем ей такие “сверхмедленные” процессы? Вместе с тем, скорость необходима лишь для доставки срочных сообщений, например, приказ мышце сократиться при неожиданном повреждающем воздействии. Поддержание определенного постоянства уровня жизнедеятельности органов и тканей, включая и саму нервную систему, обеспечивается куда более медленными влияниями. Не случайно, что скорость регенерации (то есть восстановительного роста) поврежденного аксона, например, при перерезке или разрыве нерва, соответствует скорости медленного аксонального транспорта, с помощью которого, как мы уже отметили, нейрон как бы “растет внутри себя”. Можно сказать, что стабильность работы нервной системы, устойчивость ее к случайным изменениям внешней и внутренней среды обеспечивается медленными процессами, а лабильность, изменчивость, способность к быстрым перестройкам и реакциям - скоростными. Кстати, стабильность, устойчивость работы нервной системы - своеобразная завершенная “гармония” - характерна не только для состояния здоровья, именно гармоничная устойчивость болезненных состояний определяет сложность лечения заболеваний, особенно хронически протекающих.

Важнейшая функция нервной системы - регуляция работы организма в целом и его отдельных органов и тканей - осуществляется благодаря образованию регулирующих Центров, своеобразных сообществ множества нервных клеток, объединенных между собой единством своего строения, характером обмена веществ, способом образования контактов и пр. Как уже было отмечено, вся работа нервной системы основана на принципе отражения, рефлекса. Основные части рефлекторного кольца, по которому циркулирует нервная им-пульсация, не могут существовать отдельно друг от друга. Так же и центры: одни из них получают и анализируют, обрабатывают поступающую в мозг информацию, а другие на основании этого планируют, а затем организуют реализацию ответной реакции и контроль за соответствием запланированного ответа и полученного реального результата.

Высшим отделом мозга, осуществляющим анализ поступающих в организм сигналов и реализацию ответа на них, является кора больших полушарий. Кора позволяет не только зарегистрировать и принять раздражение, но и узнать, понять и осмыслить его, сопоставив с другими сигналами, полученными одновременно, и не просто дать приказ к сокращению тех или иных мышц, а сопоставить программу суммы этих сокращений, обеспечивающую не только движение, но поступки, действия, поведение человека. Кора не имеет прямой связи с рецепторами, она получает наиболее важную информацию, частично уже переработанную на уровне спинного мозга, в стволе и подкорке головного мозга и поэтому “освобожденную” от всего лишнего, содержащую наиболее значительные сведения. Такая предварительно обработанная информация доставляется по многим дублирующим каналам, так называемым анализаторным системам, что позволяет мозгу получать объективное отражение событий, происходящих в окружающей среде и в самом организме.

Мы смотрим на окружающие нас предметы, людей и узнаем их, глядя на яблоко, знаем, что это именно яблоко, из множества лиц в толпе безошибочно выбираем нашего знакомого. Что необходимо для узнавания? Во-первых, опыт (“Мы, конечно, будем согласны в том, что если кто-нибудь что-нибудь припоминает, то надобно, чтобы он знал это когда-нибудь прежде” - Платон). Во-вторых, память - способность хранить образ ранее узнанного. В третьих, способность вспоминать - воспроизводить хранимый в памяти образ. В процессе жизни образы становятся более синтетическими, связанными не с одним, а с несколькими анализаторами. Так, образ пищи для нас обычно включает и собственно вкус ее, и запах, и внешний вид. Пища теряет вкус при насморке, но становится и менее желанной, если хороша по запаху и на вкус, но мы видим, что до нас ее уже кто-то жевал. Сложная комплексность различных образов, хранимых в нашей памяти, становится вполне очевидной при неожиданных ассоциациях, которые нередко возникают у нас. Случайный запах вдруг заставляет вспомнить яркие картины из давно-давно происшедших с нами событий. Помните, в “Ловушке для Золушки” Себастьяна Жапризо? - “... Память вернулась к преступнице днем в январе... Жандарму, который конвоировал осужденную из зала суда, показалось, что она несколько успокоилась. Она угадала, что он служил в Алжире, и даже сказала, какой одеколон он употребляет, потому что когда-то у нее был знакомый, который им душился. Однажды летней ночью, в машине он сказал ей название этого мужского одеколона. Оно и умилительное и нагловатое, а в общем, как и самый запах, довольно противное: “Ловушка для Золушки” В этой увлекательной повести рассказывается о девушке, запутавшейся в сложной жизненной ситуации, совершившей преступление и потерявшей память на все прошедшие события. Случайная встреча с знакомым запахом одеколона восстановила в памяти все, что с ней произошло.

Не вызывает сомнения ассоциативная сцепленность или эквивалентность зрительного и слухового восприятия, что нашло образное воплощение в творчестве А.Н. Скрябина, М.К. Чюрлениса. Можно без преувеличения сказать, что любой зрительный образ несет в себе компоненты и обоняния, и слуха, и вкуса, и осязания и т.п.

Поэтому внезапно ослепший человек может при помощи сохранившихся органов чувств не потерять способности объективного восприятия мира и, более того, - способности зрительного воспоминания ранее видимых образов (подобно тому, как мы можем представить себе лицо знакомого человека при закрытых глазах).

Аналогично этому человек, потерявший слух, как бы сохраняет его внутри себя и может не только вспоминать ранее слышанные звуки, музыку, но и продолжать музыкальную композицию (Бетховен).

Как развивается нервная система новорожденного, что нужно знать родителям о нервной системе грудничка, что является нормой, и когда стоит насторожиться, - мы собрали интересные и важные факты о нервной системе малыша.

Нервная система ребенка начинает формироваться еще в утробе матери. С момента зачатия и до 3-х летнего возраста рефлексы малыша, реакции на окружающий мир и навыки сильно меняются. В первый год жизни мозг новорожденного удваивается по размеру, а к 3-м годам достигает 80% от взрослого объема.

Особенно важно в этот период окружить ребенка заботой и любовью, чтобы у малыша сформировались здоровые нейронные связи и он мог быстро адаптироваться к переменам в окружающем мире.

Развитие нервной системы новорожденного

В материнской утробе эмбрион получает все, что ему нужно. В период созревания зародыша в его мозгу каждую минуту рождается 25 тысяч нервных клеток. Маме важно вести , чтобы у младенца

5 фактов о нервной системе новорожденного:

  1. К концу внутриутробного периода центральная нервная система ребенка полностью сформирована, однако мозг взрослого человека намного сложнее мозга новорожденного.
  2. При нормальном внутриутробном развитии и нормальных родах ребенок рождается хотя и со структурно сформированной, но незрелой нервной системой.
  3. Только после рождения происходит развитие ткани головного мозга. Количество нервных клеток в нем после рождения не увеличивается.
  4. У новорожденного практически сформированы все извилины, но они слабо выражены.
  5. Из всех отделов центральной нервной системы к моменту завершения внутриутробного созревания наиболее зрелым оказывается спинной мозг.

Центральная нервная система регулирует деятельность всех органов и систем организма.

Поскольку она еще не зрелая, у новорожденного могут появиться различные проблемы: , нерегулярный стул, беспокойство. По мере созревания нервной системы новорожденного все нормализуется.

Здоровье ребенка после рождения:

Младенцы (от рождения до 1 года) и малыши (в возрасте от 1 до 2 лет) быстро растут.

Физическое развитие в младенчестве и детстве, подразумевает изменения в теле и работе внутренних органов, развитие рефлексов, двигательных навыков, ощущений. Ребенок знакомится с окружающим миром, изучает себя, получает новый опыт.

Первые 4 недели жизни называются неонатальным периодом или периодом новорожденности.

Он начинается с момента обрезания пуповины и длится 28 дней. Делится на ранний неонатальный (первые 7 дней жизни младенца) и поздний неонатальный период (длится с 8-го по 28-й день).

В педиатрии ранний неонтальный период считается критичным в жизни новорожденного. Организм адаптируется к окружающей среде - ребенок учится сам дышать, в кишечном тракте появляются микроорганизмы для переваривания пищи, тело и органы приспосабливаются к новым условиям терморегуляции.

В первые 7 дней жизни младенец много . Нервная система еще незрелая, поэтому процессы возбуждения практически незаметны.

В раннем неонтальном периоде у малыша могут наблюдаться следующие проблемы со здоровьем:

  • эритема, которая в виде высыпа6ний и покраснений на коже
  • половой или гормональный криз
  • транзиторная лихорадка проявляется в виде повышенной температуры, которая может держаться от 3 часов до нескольких дней.

У новорожденных появление подобных состояний считается естественным явлением, однако младенец должен находится под наблюдением врачей.

В позднем неонатальном периоде организм ребенка продолжает адаптироваться к изменениям. Пассивный иммунитет, который был сформирован еще в утробе благодаря антителам из материнского организма, защищает младенца от инфекций.

Важно в этот период создать спокойную атмосферу в доме и комфортные условия для ребенка, чтобы он набирал вес, а нервная система продолжала развиваться.

Развитие мозга плода и новорожденных также происходит быстро. Сначала развиваются нижние или подкорковые области мозга (ответственные за основные жизненные функции, такие как дыхание), затем развиваются области коры, ответственные за мышление и планирование.

Большинство изменений в мозге ребенка происходит после рождения.

При рождении мозг новорожденного весит всего 25% от мозга взрослого мозга.

К концу второго года мозг весит около 80%.

К половому созреванию, мозг весит почти 100 % от взрослого мозга.

Рефлексы новорожденных

Что умеет делать грудничок до года

  • Примерно через месяц после рождения младенец может подымать подбородок, когда они лежат на животе.
  • В течение 2-го месяца младенцы могут поднимать грудную клетку с той же позиции, в которой они лежат.
  • К 4-му месяцу младенцы могут подымать погремушки, а также сидеть с поддержкой.
  • К 5-му месяцу младенцы могут переворачиваться.
  • К 8-му месяцу младенцы могут сидеть без посторонней помощи.
  • Примерно через 10 месяцев малыши могут стоять, держась за объект для поддержки.

Разумеется, подобные критерии являются ориентировочными. Темпы физического и двигательного развития различаются у детей в зависимости от ряда факторов.

Как новорожденный воспринимает мир

Здоровые младенцы реагируют на сенсорную информацию, которая поступает из внешнего мира. Новорожденные близоруки, но острота зрения развивается быстро.

Хотя детское зрение не такое четкое, как взрослое, они реагируют на образы с самого рождения.

Младенцев особенно привлекают контрастные предметы светло-темных оттенков. Человеческое лицо также вызывает интерес. Новорожденные даже различают счастливые и грустные выражения.

Как развивается зрение ребенка в первый год жизни (видео)

Новорожденные также могут реагировать на вкусы, запахи и звуки, особенно на звук человеческого голоса. С рождения ребенок знает голос своей матери и узнает звуки историй, если она читала книги вслух, пока он еще был в утробе.

Полагаясь на зрение, запахи и звуки, ребенок с первых дней отличает родителей от других людей. Младенческие сенсорные способности значительно улучшаются в течение первого года.

Как научить новорожденного разным навыкам

Обучение - это процесс, который приводит к постоянным изменениям поведения, основанным на опыте. Младенцы учатся разными способами.

Чаще всего, процесс обучения выглядит как применение вознаграждений и/ или наказаний. Подкрепления закрепляет желаемое поведение, в то время как отрицательное подкрепление показывает, какая реакция нежелательна.

Например, ребенок, который видит, что улыбка привлекает родительское внимание, больше улыбается своим родителям.

В основном, новорожденные учатся с помощью наблюдения и подражания другим.

Например младенец учится хлопать, наблюдая и подражая старшему брату. Эта форма обучения является самым быстрым и естественным способом, с помощью которого дети приобретают новые навыки.

Неврная система грудничка: когда стоит насторожиться

Нервная система ребенка очень пластична и обладает феноменальной способностью к восстановлению - бывает, что настораживающие симптомы, обнаруженные врачом в первые дни жизни младенца, в дальнейшем бесследно исчезают.

Плохое питание, гигиена и халатное медицинское обслуживание угрожают здоровому развитию ребенка.

Родителям стоит позаботиться о полноценном питании новорожденного (отдается предпочтение грудному вскармливанию), соблюдении правил гигиены грудничка и, при необходимости, получении адекватной медицинской помощи.

Например, надлежащая вакцинация имеет решающее значение для предотвращения таких заразных заболеваний, как , и .

Название: Детство нервной системы
Скворцов И.А.
Год издания: 1995
Размер: 1.86 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский

"Детство нервной системы" под ред., Скворцова И.А., рассматривает вопросы развития нервной системы. Изложены патологические состояния нервной системы в педиатрической практике, возможности фармакотерапии в детской неврологии. Для студентов-медиков, неврологов, педиатров.

Название: Боль в спине.
Подчуфарова Е.В., Яхно Н.Н.
Год издания: 2013
Размер: 4.62 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боль в спине" рассматривает такой важный медицинский аспект неврологии, как боль в спине. В руководстве рассмотрены эпидемиология боли в спине, факторы риска, морфофункциональные основы боли в... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология. Национальное руководство. Краткое издание.
Гусев Е.И., Коновалов А.Н., Гехт А.Б.
Год издания: 2018
Размер: 4.29 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Неврология. Национальное руководство. Краткое издание" под редакцией Е.И. Гусева с соавторами рассматривает базовые вопросы неврологии, где рассмотрены неврологические синдромы (болевые, менинг... Скачать книгу бесплатно

Название: Боковой амиотрофический склероз
Завалишин И.А.
Год издания: 2009
Размер: 19.9 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Боковой амиотрофический склероз" под ред., Завалишина И.А., рассматривает актуальные вопросы данной патологии с позиции врача невролога. Изложены вопросы эпидемиологии, этиопатогенеза, клиничес... Скачать книгу бесплатно

Название: Головная боль. Руководство для врачей. 2-е издание.
Табеева Г.Р.
Год издания: 2018
Размер: 6.14 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленное руководство "Головная боль" рассматривает актуальные вопросы темы, освещая такие аспекты цефалгического синдрома, как классификация головной боли, тактика ведения пациентов с головной б... Скачать книгу бесплатно

Название: Мануальная терапия в вертеброневрологии.
Губенко В.П.
Год издания: 2003
Размер: 18.16 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Книга "Мануальная терапия в вертеброневрологии" рассматривает общие вопросы мануальной терапии, описана методика мануального обследования, клинико-диагностические аспекты остеохондроза и вертеброгенно... Скачать книгу бесплатно

Название: Неврология для врачей общей практики
Гинсберг Л.
Год издания: 2013
Размер: 11.41 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Практическое руководство "Неврология для врачей общей практики" под ред., Гинсберга Л., подробно рассматривает неврологическую семиотику и неврологические расстройства в клинической практике. Представ... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч., Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 1.7 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 2. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. является завершающим изданием двухтомника рассматривает развитие и расстрой... Скачать книгу бесплатно

Название: Детская поведенческая неврология. Том 1. 2-е издание.
Ньокиктьен Ч. Заваденко Н.Н.
Год издания: 2012
Размер: 2.51 МБ
Формат: pdf
Язык: Русский
Описание: Представленная книга "Детская поведенческая неврология. Том 1. 2-е издание" Чарльза Ньокиктьена под редакцией Заваденко Н.Н. рассматривает такие вопросы, как функциональная нейроанатомия поведения и п...