Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Формирование высокого гражданского и патриотического сознания. Формирование патриотического сознания учащихся

Ключевые слова: социальный опыт, . Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи волнует сегодня и государство, и общество, и систему образования.

Социально-экономическое развитие России на рубеже столетий сопряжено с кризисными явлениями в жизни общества. Происходит переоценка ценностей; снижается общая и духовная ; при ориентации на идеи глобализации не учитывается самобытность цивилизационных процессов в многонациональной и многоконфессиональной стране.

Все это осложняет процесс социализации подрастающих поколений, требует особого внимания к преодолению барьеров социализации. В этих условиях актуализируется значение образования как ведущего культурного института общества, сферы обеспечения культурой, гражданской идентичности обучающихся, формирования их мировоззрения, жизненных установок, ценностных ориентаций, патриотического сознания. Д.И.Фельдштейн обратил внимание на то, что сейчас настало время не обычных перемен, а глобальных преобразований, имеющих историческое значение.

Приобретает особое значение «проблема человека как реального субъекта исторического процесса, способного к устойчивости, активной действенности, к решению сложных объективно вставших перед ним нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей и одновременно способного к сохранению лучших человеческих качеств, человеческого потенциала». Среди всех изменений, переживаемых российским обществом сегодня, самая опасная для становления нравственных ценностей растущего человека - превращение в общество потребления.

При этом деформируются ценности личности: эгоистическая установка, стремление к обогащению любой ценой, оценка человека не по личностным достоинствам, а по тому, чем он обладает. Высказанная в своё время Л.С. Рубинштейном справедливая мысль о том, что «ценности - это не то, за что мы платим, а то, ради чего живём», в понимании граждан потребительского общества трансформируется, потому что жить они начинают ради обогащения, собственного удовольствия, наслаждения. Утверждение в обществе подобных ценностей не может не сказаться на личностной направленности новых поколений.

По исследованиям, проведенным институтом психологии РАО, если в 1993 году 58% детей подросткового возраста характеризовалось альтруистической направленностью, то в 2011 году такой тип направленности отмечен только у 16% . Сегодня приходят в школу дети, совсем не похожие на первоклассников пяти, десятилетней давности. Они по-иному воспринимают мир, по- иному относятся к сверстникам. Ссылаясь на исследования психологов, Д.И. Фельдштейн приводит такие показатели проявления эмоционального отношения: сострадать другим детям мальчики могут только до 8 лет, девочки до 9-10 лет; сорадоваться мальчики могут до 7 лет, а девочки вообще не могут.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего, высшего образования ориентируют на «формирование российской идентичности,…создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную идентификацию посредством личностно значимой деятельности». Характеризуя личность выпускника, стандарт на первое место ставит - «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [там же]. Как решить эти непростые задачи? Что может стать источником формирования гражданской идентичности, патриотического сознания растущих поколений?

Понимают ли педагоги, воспитатели сущностный смысл понятия «гражданская идентичность»? Обратившись к этимологии данного слова, убеждаемся, что в русском языке есть адекватный анализ - «причастность»! И становится ясным, что гражданская идентичность - это причастность к делам класса, школы, вуза, заботам своей семьи, города, села, своей малой Родины. Это участие в реальной, социально и личностно значимой деятельности по изучению и сохранению культурных традиций родного края, благоустройству и защите окружающей среды, волонтёрской деятельности, направленной на поддержку тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Со-причастность, со-участие - это и есть источник социального опыта личности, способствующий осознанию своего места и своей роли в том или ином сообществе.

Обеспечить сопричастность позволяют два принципа воспитания: принцип опоры на личный, субъектный опыт детей, молодёжи (т.е. принцип персонификации) и принцип обеспечения эмоционального переживания: переживания интереса и удивления, сочувствия и сострадания, гордости причастности к происходящему событию, способности сорадоваться успехам других. Одно из знаменательных событий, вызывающих чувство причастности, гордости за страну - празднование Дня Победы. Страна готовится отметить 70-летие Великой Победы. Обычно в эти дни военкоматы направляют ветеранов Отечественной войны в учебные заведения, чтобы с ними встретились, их почтили учащиеся, студенты.

Жаль, что иногда эти встречи носят число официальный характер, потому что не вызывают эмоциональный отклик юных поколений. Так случилось, что в муниципальную гимназию г. Балашихи военкомат никого не прислал, и предложили учащимся: пусть, кто может, придёт на праздник со своими бабушками, дедушками - участниками Великой Отечественной войны. Торжественно проходили они за руку или под руку со своими родственниками, причём многие пришли с прадедушками и прабабушками. После короткой торжественной части гимназисты, учителя и гости, все вместе пели песни военных лет. Это создавало атмосферу сопричастности, на лицах многих блестели слёзы.

Но самым отрадным было узнать от родителей многих учащихся, как изменилось в семье отношение детей к старшему поколению. Что произошло? Школьники встретились с героическим прошлым своего народа, общаясь не с далёкими от них, заслуженными, но незнакомыми участниками войны, а с близкими людьми, которых теперь воспринимали по- другому, прониклись уважением к тем заслуженным ветеранам, что живут рядом с ними. Познание и признание величия истории страны через своей семьи - персонифицированный путь сохранения исторической памяти.

Хорошо, если в эти торжественные дни всенародного праздника, посвящённого семидесятой годовщине победы в Великой Отечественной войне, в каждой образовательной организации вспомнят о том, что и в родном коллективе трудятся или трудились раньше ветераны ВОВ, что они есть среди родственников учащихся, студентов. Вспоминается диалог из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»: « - Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? - Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего - живу нормально. - Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся. - Кто испортится, люди? - Да. - А почему? - Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать».

Этот эпизод обращает наше внимание на силу семейных традиций в сохранении исторической памяти, передачу ценностей духовной культуры от поколения к поколению. Но мы переживаем сегодня последствия кризиса семьи как социального института и, как следствие - проблемы семейного воспитания. Тем ответственнее задача образовательных организаций -восполнить детям, молодёжи недостаток семейного тепла, обогатить социальный опыт гуманных, доверительных отношений между поколениями. Без чего затруднительно становление гражданской идентичности.

Социальный опыт, влияющий на развитие патриотического сознания, связан со всеми сторонами жизни человека: с его отношением к настоящему и прошлому Родины, с бережным отношением к природе, с утверждением ценности познания, с принятием и пониманием другого: другой национальности, этнической группы, другой культуры.

Патриотическое сознание связано и с бережным отношением к чистоте русского языка. Когда мы задумывается о связи языковой культуры с особенностями социальных отношений, вспоминаются мудрые слова К. Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Бережное отношение к русскому языку имеет особое значение в многонациональной России, потому что он служит средством единения в полиэтнической среде, условием социальной адаптации в пространстве миграционным процессов.

Сегодня как нельзя актуально звучат слова И.Бунина: «И нет у нас другого достояния! Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья наш дар бесценный - речь!». Принцип опоры на субъектный опыт личности актуализирует региональный подход к процессу патриотического воспитания. Одна из его задач - воспитание уважения к событиям истории России. И эта задача решается тем успешнее, чем ближе исторический материал к истории республики, региона, родного города. Пример тому - опыт учителя истории Камчатского Края Л.В. Тимофеевой. Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2011 года городу Петропавловск-Камчатский было присвоено почётное звание «Город воинской славы» в ознаменование ратного подвига горожан в период русско-турецкой войны 1853-1854г.г. Л.И.Тимофеева разработала учебно-методическое пособие «Петропавловская оборона - август 1854 года».

Благодаря учебному материалу пособия школьники, знакомясь с событиями Крымской войны, воспринимают не только горечь поражения России в этой войне, но и гордость причастности к воинской славе своего города. Во вступительной статье к пособию Л.В. Тимофеева пишет: «Чувству Родины, скорее всего, нельзя научиться, но нельзя не прививать его. Все мы понимаем, что научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя…Педагог может и не знать, получился ли из его ученика патриот, гражданин. А вот побудить его к поклонению отчей земле, задуматься о её судьбе, привить тягу к общенациональной памяти, изучении. Духовных, исторических ценностей России - может». И должен, - добавим мы,- опираясь на социальный опыт, сформировавшийся в активной социально ценной деятельности.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,[Текст] М., «Просвещение», 2011.

2. Тимофеева Л.В., Петропавловская оборона - август 1854/учебно-методическое пособие серии «Дни воинской славы России», часть3, Петропавловск-Камчатский, 2012 3. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно- временной ситуации ХХ1 века/ доклад на общем собрании РАО, ноябрь 2012. itiprao.ru/indexphp?id=380&opt (дата обращения 5.03.2015) 4. www.tyy.name/cy.htm (дата обращения 3.03.2015) - В защиту русского языка.

Зарецкая И.И. Доктор педагогических наук, профессор

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г.Москва

УДК 316.3: 124.5

ПАТРИОТИЗМ И ПАТРИОТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ЭВОЛЮЦИИ

Александр Анатольевич Юрманов, соискатель, ассистент кафедры «Безопасность жизнедеятельности и инженерная защита окружающей среды»

Забайкальский институт железнодорожного транспорта Иркутского государственного университета путей сообщения г. Чита, Россия

Для нынешнего этапа развития российского патриотического сознания характерно постепенное смещение от эмоциональных к рациональным компонентам. Вместе с тем наряду с рациональным патриотизмом в нём выявляется существование и воспроизводство разных форм иррационального патриотизма как проявлений негативной эмоциональной реакции на происходящее в стране. В результате российское патриотическое сознание предстаёт как весьма неоднородное и во многом противоречивое явление.

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое сознание, рациональный патриотизм, «оптимистические» и «пессимистические» формы иррационального патриотизма.

Сегодня очевидно то, что среди исторически возникших и перманентно существовавших духовных, идеологических ценностей российского общества наиболее жёстким, беспрецедентным попыткам переосмысления и смысловым деформациям на рубеже тысячелетий подвергся патриотизм. Стремление преодолеть и уйти от сложившегося и реально существовавшего в СССР советского патриотизма определило появление в общественном сознании начала 1990-ых гг. сниженных трактовок патриотизма, обусловивших толкование его либо как чего-то низменного (патриотизм как инстинктивная привязанность, берущая начало в территориальном инстинкте животных), либо как своего рода рудимента и пережитка советской патриархальной коллективности, либо как консервативной изоляционистской тенденции в развитии социума. В результате в обществе возобладали призывы «преодолеть» и «забыть» о патриотизме как существенном «тормозе» в развитии индивидуальных личностных начал и проведении модернизационных процессов в стране. Дальнейшие события рубежа тысячелетий показали всю пагубность подобных трактовок и установок. В результате отношение к патриотизму становится диаметрально противоположным - он начинает рассматриваться как одно из важнейших эффективных механизмов и средств интеграции и консолидации отечественного социума и преодоления существующих в нём кризисных явлений и процессов.

Для современной России, по мнению исследователей, характерен этап вхождения в своеобразный «консервативный» цикл развития, о чём свидетельствует, помимо прочего, нынешняя ориентация правящей элиты именно на государственный патриотизм и связанное с этим развёртывание различных общественных дискуссий (в том числе о национальных ценностях, национальных интересах, о специфике российской истории и российской государственности, об особом месте России и её миссии в мире, о формуле общенациональной идеи и др.) . Всё это вкупе обусловило беспрецедентный интерес к особенностям современного состояния, условий и факторов развития патриотизма и патриотического сознания в российском обществе, их научной рефлексии. В данной работе нам хотелось бы рассмотреть некоторые стороны внутренней эволюции патриотического сознания в современной России и произошедших в нём изменений.

Патриотизм, представляя собой структурно и содержательно весьма сложное образование, выступает как результат эволюции высокоразвитого, активно рефлектирующего самосознания и проявляется «в виде органического триединства: (а) переживания любви к своему отечеству, его народу, языку, искусству и культуре в целом, осознание которого формирует (б) совокупность взглядов и представлений, оформляющих собственно идею Отечества, а также ценностных ориентаций и установок, требующих (в) своего реального воплощения в разнообразной социальной деятельности» . Отсюда в структуре

патриотического сознания выделяются три тесно взаимосвязанных уровня - эмотивный (уровень патриотических чувств), рациональный (уровень патриотического самосознания как совокупности соответствующих идей, взглядов, концепций) и конативный (уровень патриотических установок и поведения). Исходя из этого следует расценивать как неправомерные и, безусловно, односторонние обнаруживаемые в научной литературе попытки редукции и весьма упрощённой трактовки патриотизма как явления либо лишь только сугубо эмоционального, либо, напротив, рационального, либо деятельностно-волевого.

Патриотизм формируется в процессе социализации индивида и начинается с естественной бессознательной привязанности человека к отчему дому и родному краю благодаря восприятию непосредственной территории своего проживания, её природных особенностей, быта, образа жизни, особенностей национальной культуры, искусства, что сопровождается возникновениием целой гаммы сложных эмоций, чувств, переживаний, настроений, способствующих освоению и закреплению в сознании индивидов патриотических стереотипов, идеалов, установок, ориентаций, традиций и т.п. Последние в формирующемся патриотическом сознании личности усложняются и дифференцируются во времени под воздействием личностной рефлексии, эволюционируя постепенно от изначально наиболее сильной и вещественно-конкретной любви к так называемой «малой» родине (местного патриотизма) к любви к «большой» родине (страновому, общенациональному патриотизму)

Свою полноту и завершённость патриотизм способен обрести только тогда, когда на основе совокупности чувств к «малой» и «большой» родине (к отечеству) возникает патриотизм как система особых теоретических построений (идей, взглядов, убеждений), реализующихся через политические, правовые и иные идеологические формы, и проникнутые этими чувствами и идеями соответствующие действия, поступки людей, отражающие определенный уровень развития их патриотического сознания. С данных позиций формирование патриотизма предстаёт как процесс постепенной генерализации, последовательного расширения в патриотическом сознании объёма представлений и стереотипов о своём родном крае и отечестве (отчий дом - отчий край - отечество; родители -род - народ), движения от разнообразия патриотических чувств к их разного уровня рационализации.

Лабильный, подвижный характер структур патриотического сознания детерминирует различную направленность его эволюции. В нём под влиянием различных жизненных обстоятельств способен возобладать и стать доминантным любой из его структурных уровней. Исследования нынешнего состояния российского патриотического сознания показывают, что для его эволюции характерно постепенное смещение от эмоциональных к рациональным компонентам. Существование рационального патриотизма сегодня строится на анализе конкретных реальных процессов и тенденций, на позитивном отношении к ним. При этом он опирается не на абстрактный и слепой оптимизм, а на критическую оценку реальности, не переходящую в пессимизм. Данная разновидность патриотизма, на наш взгляд, сегодня наиболее субъективно и объективно оправданна, поскольку предполагает конструктивный подход к разделению ответственности за происходящее в России, в том числе и личную долю этой ответственности для каждого россиянина.

Однако наряду с рациональным патриотизмом в определённых сегментах российского общества выявляется существование и воспроизводство так называемого иррационального патриотизма как ответной не рациональной, а эмоциональной реакции на неудовлетворённость разными сторонами происходящих в стране процессов.

Результаты исследований состояния российского патриотического сознания позволяют зафиксировать в нём наличие целого ряда конкретных форм иррационального патриотизма . Анализ данных форм представляются весьма необходимым и актуальным, поскольку позволяет «заглянуть» в патриотическое сознание в ситуации утраты им своих рациональных оснований, а такая ситуация, несомненно, является тревожной и во многом опасной не только для внутренней эволюции патриотического сознания, но и для развития социума в целом.

На наш взгляд, данные формы по своей направленности и содержанию можно разделить условно на «оптимистические» и «пессимистические». К числу первых можно отнести такие формы иррационального патриотизма, как оптимистическая и ностальгическая.

Оптимистический патриотизм проявляется в ситуации, когда, несмотря на негативные оценки многих происходящих в стране явлений и преобладание негативных эмоций, восприятие и образ Родины всё же остаётся достаточно позитивным. Ведущим субъективным основанием подобного оптимизма выступает уверенность в том, что всё негативное в настоящем есть не более чем временное, преходящее явление, и питающая его надежда на возможное, даже быть может очень скорое улучшение ситуации. Убеждённость в подобном развитии событий порождает в сознании индивидов идеализированный образ более «светлого» будущего, что, естественно, компенсирует негативные эмоции, связанные с «несовершенным» и «плохим» настоящим. Воспроизводство оптимистического патриотизма, таким образом, связано, прежде всего, с вытеснением негативных эмоций, обусловленных фрустрированным мироощущением и мировосприятием, и поддержанием образа принципиально иного, «улучшенного» образа отечества.

По своей направленности своеобразным антиподом оптимистическому патриотизму выступает такая форма иррационального патриотизма, как ностальгический (или ретроспективный) патриотизм. Для его носителей основным способом избегания и устранения негативных эмоций в восприятии сегодняшней Родины предстаёт перманентная ностальгическая устремлённость в прошлое. В отличие от оптимистического патриотизма, основанием для его воспроизводства выступает обращение и педалирование на таком позитивном образе России, который был когда-то в отечественной истории на определённом этапе её экзистенции. Ностальгический (ретроспективный) патриотизм базируется на странном, хаотичном смешении фрагментов реминисцентных образов СССР, императорской России и даже Московской, и Киевской Руси, которые обрели в рамках данной формы иррационального патриотизма возможность своего «посмертного существования» (Ж. Бодрийяр). Подобная оптика делает доминантным для пат

ЖОВТУН ДМИТРИЙ ТИМОФЕЕВИЧ - 2015 г.

  • ИСТОРИКО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПАТРИОТИЗМА КАК ФЕНОМЕНА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    КАПЦЕВИЧ ОЛЬГА АЛЕКСАНДРОВНА - 2014 г.

  • ТЕМА: «Развитие у учащихся патриотического сознания, формирование нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения в МБОУ СОШ№1 ЗАТО Озерный»

    Патриотическое воспитание очень широкое направление в деятельности школы. Что же входит в это понятие? Среди национальных ценностей патриотизм стоит на 1 месте. А рядом такие понятия, как духовность, нравственность, гражданственность.

    Поэтому закономерно, что вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

    Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

    Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

    В нашей школе эта работа базируется на 4 школьных проектах:

    - «Я- гражданин России»

    - «Здоровье на «5»»

    - «Традициями сильны»

    - «Мы- звезды»

    До введения ФГОС 2 поколения в практику школьного образования ,наша школа уже имела опыт организации внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся. В настоящее время происходит совершенствование этой деятельности.

    На наш взгляд проблема воспитания духовно-нравственных ценностей стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за того, что молодое поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы, зачастую путая их.

    В основе гражданского образования в нашей школе лежит проблема формирования законопослушного гражданина, развития у учащихся чувства гражданственности. . Оно подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

    Как внедрить духовно-нравственные ценности в сознание современного молодого человека и каким должен быть набор этих ориентиров - сегодня нет однозначного ответа.

    В послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В.В.Путин обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы не можем представить нашу страну. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА О МЛАДШИХ И СТАРШИХ; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА В РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией»

    Для полноценного духовно-нравственного развития учащихся необходима собственная гражданская позиция педагогического коллектива школы.

    Мероприятия деятельности ( экскурсии, уроки мужества, проекты, вахты памяти, концерты к знаменательным датам, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, КТД и другие) организуются в нашей школе в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования .

    В ситуациях, когда школа, учитель формирует толерантное, гуманное отношение к людям, а дома ему говорят, что человек человеку волк, мы с Вами должны быть Волшебниками , чтобы суметь переубедить, перетянуть одеяло на себя. А поэтому особое внимание должно уделяться формам проведения таких мероприятий как: диспуты, круглые столы, встречи с интересными людьми, игры, соревнования, инициатива должна идти от самих детей. В противоположном случае мы только будем убеждать учеников в том, что все, что они слышат из уст учителя ничего общего не имеет с действительностью. Ведь патриотизм - это чувство, а заставить чувствовать нельзя.

    Для формирования нравственной и гражданской позиции школьников считаем необходимым соблюдение следующих условий:

    1. В школе воссоздаются элементы взрослой

    гражданской жизни (например: школьное самоуправление )

    2. Основные элементы школьной жизни приводятся в соответствие с

    демократическим ценностями. (выборы Президента)

    3. Гражданское образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с дивизией, учреждениями культуры, образования и др.

    Проект «Я - гражданин России» является для нашей школы приоритетным.

    Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я - гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении мы ищем новые формы работы и совершенствуем уже имеющиеся.

    Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

    Всё это определяет актуальность разработки и реализации школьной программы патриотического воспитания « Я - гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

    В рамках реализации проекта «Я - гражданин России»в школе прошло много мероприятий.

    Так, 26.10.2013г. коллектив учителей и учащихся школы принял участие в межмуниципальном фестивале народного творчества «Юность комсомольская моя!»Выступление стало не только яркой демонстрацией творческих талантов, но и наглядным примером единения, общности взглядов представителей разных поколений, успешного симбиоза учителей и учеников всех трех ступеней!

    Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны, Тверской области, гербом Озёрного, традиционно входит в содержание патриотического воспитания. Так 1-4 классах прошли тематические классные часы «Государственная символика» . В 6-9 классах учителями истории подготовлены интеллектуальные игры, викторины на тему «Конституция РФ-главная книга страны», «Символы Твери».

    Учащиеся 1-8 классов участвовали в конкурсе рисунков «История герба и флага Тверской обл.», учащиеся 5-11 классов - в конкурсе сочинений .

    В честь празднования дня РВСН учащиеся 5-х кл. с кл. руководителями посетили музей Боевой славы дивизии, поздравляли на дому ветеранов ВС.

    Формировать политическую и правовую культуру, гражданскую позицию учащихся помогают проведение выборов на пост президента РМиД, деловая игра «Я - будущий избиратель», тематические классные часы в 1-11 классах «Главные выборы страны»,встречи с председателем ТИК ЗАТО Озерный Шитиковой Е.П. по основам избирательного права.

    По итогам школьного проекта учителем истории Свириной Л.В.был подготовлен и проведен тематический вечер«Россия-Родина моя» .

    С 13 января по 8 марта 2014 года в школе реализовывался проект «Традициями сильны».

    В рамках реализации проекта проведен цикл мероприятий

    Так, 15 февраля в актовом зале школы прошла встреча с земляками-участниками войны в Афганистане. Учащимся 5-11 классов и педагогам школы выпала возможность встретиться с участниками афганской войны, теми,кто с достоинством и честью прошел огонь боев. Тех из «Афганцев»,которые по причине болезни не смогли прийти- ребята чествовали на дому. Учащиеся 8 «А» класса подготовили видеопрезентацию о тех годах, со сцены звучали проникновенные стихи и песни в исполнении учителей и школьников, педагога доп. Образования Семенова С.Н.,танцы,тронувшие сердца,подготовленные Гуревич М.Л.. Встреча оставила неизгладимое впечатление в сердцах всех присутствующих.

    В преддверии Олимпиады в Сочи, в школе впервые проводились Малые Олимпийские игры среди учащихся среднего звена. Участников приветствовала богиня правосудия Фемида. Тренер-преподаватель ДЮСШ Мочалова И.Л. рассказала об истории Олимпийских игр, звучал Олимпийский гимн. Неделю участники соревновались в личном и командном первенстве. В день закрытия Олимпиады в Сочи-были подведены итоги и вручены награды победителям и участникам.

    За учащимися МБОУ СОШ №1 закреплено 20 ветеранов ВОв , детей войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, проживающих на территории ЗАТО Озёрный и 22 педагога-пенсионера школы , не работающие в данный момент. Так же в рамках акции «Спешите делать добро» посильная помощь оказывается вдовам ветеранов, детям войны, не закреплёнными за школой и проживающими на территории ЗАТО Озёрный и п. Выползово.

    В течение года школьники организовывали поздравления к праздникам, оказывали посильную помощь в бытовых вопросах, собирали информацию о своих прадедах-участниках Вов в рамках акции «Спасибо деду-за Победу!», участвовали во время каникул в работе поисковых групп. В дар школьной музейной экспозиции учащимся Царевым Д. были переданы предметы, найденные на местах боев во Ржевском районе, а Карпешиным М. переданы боевые и юбилейные награды его прадеда.

    3 года в каждой параллели начальной школы в рамках ФГОС 2го поколения работает кружок «Я-гражданин России»,на занятиях которого дети овладевают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

    Воспитатели 2-й смены пришкольного оздоровительного лагеря главной целью в работе ставили воспитание патриотизма через уважение к историко-культурному наследию своей малой родины. Воспитанники приняли активное участие в мероприятиях, посвященных Дню города. Увлекательно прошла экскурсия «Улицы нашего городка», после которой каждый отряд создал презентацию о памятных местах Озерного.

    Председателем ТИК Шитиковой Е.П. проведена викторина о государственных символах. Учитель музыки Шорина Т.А. на протяжении всей смены вела кружок фольклорной песни. Ребята окунулись в атмосферу народных песен и танцев.

    В рамках исследовательской работы в этом учебном году мы планируем пополнить школьную музейную экспозицию материалами из истории улиц Озерного, и о наших земляках-воинах-интернационалистах.

    Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе . А самое главное, патриотическое воспитание должно проводиться совместно с семьей и через семью . Наша школа - это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей. Папы и мамы проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, спортивные соревнования, становятся членами жюри в смотрах-конкурсах учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет развить у школьников патриотическое сознание, сформировать нравственную и гражданскую позиции, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи .

    Мы работаем и применяем 3-мерный подход: (Схема: линейность-системность-воссоздание реальности).

    1)Линейность - важные темы или линии, позволяющие развить чувство патриотизма у ребят. Человек научиться любить свое Отечество тогда, когда научится любить и ценить себя, свой род, свою семью, школу, окружающий мир, городок. В преддверии 70-летия Великой Победы особое внимание уделяем теме Вов. Работа проводится от малого к большому, от простого- к сложному.

    2)Системность: А именно: какая-то линия или тема прорабатывается во всех классах. Например: «Подвиг народа бессмертен»

    Все эти темы отрабатываются из года в год, и к 11 классу учащиеся осознанно, глубинно знают эту тему.

    В науке считается, что только те знания запоминаются, которые были повторены не менее 7 раз.(5-11кл). А мы не только запоминаем, но и расширяем знания учащихся, учитывая возрастные особенности.

    3)Воссоздание реальности: Наукой доказано, что человек применяет только 30% знаний. А наша задача, чтобы чувство патриотизма не только осознавалось разумом, но принималось душой, когда эмоции проходят через сердце и остаются там. Для этого по отдельным линиям проводятся тематические мероприятия.

    В целом решению многих аспектов поставленной проблемы помогает программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. В рамках программы духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из граней личности гражданина и патриота.

    Таким образом, основной целью развития у учащихся патриотического сознания и формирования нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения, в нашей школе ставится раз-витие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур-ных традициях многонационального народа Российской Фе-дерации.

    У нашего будущего-лица наших учеников!!!

    Токмакова Светлана Юрьевна

    Учитель истории МБОУ Яснинская СОШ №2

    Оловяннинского района

    Забайкальского края

    Развитие патриотического сознания и гражданского достоинства подростка

    Патриотизм – это не значит только одна любовь к Родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлимости от родины и неотъемлимое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.

    А.Н.Толстой

    Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех сферах его деятельности. Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотического сознания и гражданского достоинства, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика.

    По мнению современных ученых и педагогов, патриотизм имеет три составляющие: глубинное чувство принятия страны; чувство своей принадлежности и чувство причастности (свой личный вклад) к делам страны, своей малой родины, родной школе, классу, семье.

    Любовь к Родине - чувство во многом, как говорил русский философ Иван Ильин, инстинктивное. Поэтому нужно пробуждать в молодом человеке дремлющий патриотизм. Чувство патриотизма нельзя привить в принудительном порядке. Ни полюбить, ни разлюбить Родину по приказу невозможно. Это сложная и длительная работа. Главная цель деятельности – воспитание гражданина-патриота. В современных условиях развития общества сложно привить любовь к своему отечеству, помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу народа и страны, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.

    При этом необходимо учитывать, что люди приходят к пониманию патриотизма по-разному: один через природу или искусство родной страны, другой - через ее историю, третий - через религиозную веру, а кто-то через службу в армии. Наверное, сколько людей - столько путей. Трудно, но учитель должен находить патриотическую тропиночку к каждому сердцу. В первую очередь сам учитель должен быть искренним и убежденным патриотом и уметь не проповедовать любовь к Родине, а увлекательно исповедовать и доказывать ее своими делами, полными энергии и преданности.

    К.Д.Ушинский считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».

    Реализуя государственную программу «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» коллектив школы разработал целевую программу «Я гражданин России». Патриотическое воспитание школьников, организуемое в школе как один из аспектов целостного воспитательного процесса, призвано:

    1. формировать у детей гражданского отношения к себе, своей семье, школе, Отечеству, планете Земля;
    2. формировать у подрастающего поколения верности Родине, готовности к служению Отечеству и его вооружённой защите;
    3. изучать историю и культуру Отечества и родного края;
    4. физически развивать учащихся, формировать у них потребности в здоровом образе жизни;
    1. консолидировать и координировать деятельность школы, семьи, общественности, жителей посёлка в патриотическом воспитании детей.

    Комплекс программных мероприятий предусматривает охват патриотическим воспитанием всех категорий граждан нашего поселка. Однако приоритетным направлением программы является патриотическое воспитание подрастающего поколения – детей и молодежи. При этом главный акцент делается на работу в школе, как интегрирующего центра совместной воспитательной деятельности школы, семьи и общественных организаций.

    Программа включает в себя следующие направления:

    1. «Связь поколений»
    2. «Растим патриота и гражданина России»
    3. «Мой край родной»

    В ходе реализации мероприятий программы патриотического воспитания молодежи используются разные формы работы, это встречи с ветеранами войны и тружениками тыла, конкурсы патриотической песни, классные часы, акции, соревнования, вечера Памяти, митинги и т.п.

    Воспитание гражданственности и патриотизма происходит в первую очередь на уроках общественных дисциплин. В преподавании истории учителя ориентируются на объективность трактовки исторических событий с позиции гражданственности, исторической преемственности, уважения к своим предкам вне зависимости от их мировоззрения и идеологии.

    Рассказывая на своих уроках о высокоморальном поведении, стараюсь обращаться непосредственно к духовному миру подростков. Подростки очень чувствительны к такому обращению, они открываются, становятся чуткими, впечатлительными, более близкими к учителю. Повествуя подросткам о вершинах человеческого благородства – о подвигах героев Великой Отечественной войны, наших земляках, участниках той войны, которые, отдавая жизнь во имя свободы и независимости Родины, выражали презрение к врагу, в страшных муках сохраняли гражданскую гордость и ощущали свое моральное, духовное превосходство над врагом, я пытаюсь заставить подростков обратиться именно к себе, задуматься над вопросом: "На что способен я?". Каждый ребенок пытается почувствовать и понять, что он сын великого племени и в то же время сын великого народа, имеющего за собой величавую и трагическую историю, перенесшего великие страдания и крушения и выходившего из них не раз к подъему и расцвету... Мы должны прочувствовать слова А.С.Пушкина: «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие. И еще: Клянусь вам моею честью, что я ни за что на свете не согласился бы переменить Родину, ни иметь другую историю, чем история наших предков, какую нам послал Господь». Ведь только через собственное осознание красоты и величия гражданского подвига и происходит понимание и воспитание патриотизма. Рассматривая события военной истории нашего государства, стараюсь сделать так, чтобы каждый ребенок научился переживать успех своей армии как свой личный успех, чтобы его сердце сжималось от ее неудачи, а ее вожди становились его героями. Обращаясь на уроках истории к образам великих предков, их деяниям и нравственным примерам мы постигаем дух России. Мы понимаем, насколько важна и целесообразна деятельность педагогов по воспитанию у учащихся положительных качеств личности на примере жизни и деятельности этих людей. Беседы с участниками войны, чтение писем с фронта и воспоминаний участников боев, наряду с рассказом учителя, накладывают на подростков особый отпечаток.

    С 1985 г учащиеся нашей школы ухаживают за могилой гвардии майора С.М.Медведева, погибшего от ран, полученных в годы войны. Долгие годы школьники вели переписку с его женой и однополчанами. По инициативе детей к 65-летию Великой Победы, при поддержке администрации нашего поселения, силами самих ребят был заменен памятник на могиле воина. То желание, интерес, стремление принести пользу, которое проявляют ребята, осуществляя эту работу, это лишь небольшой пример того, как через соприкосновение с судьбой отдельно взятого человека происходит формирование у подростков чувства любви к родному краю, гордости за свое Отечество. В этом и заключается сила положительного примера. А когда она сочетается с любовью к Родине, когда мотивами поведения человека, его действий становятся благородные цели, она умножается во сто крат.

    Через изучение героического прошлого нашей Родины, подвожу учащихся к пониманию того, что патриотом является тот, кто болеет душой за бедственное положение страны, кто стремится участвовать в решении ее современных проблем вместе с народом.

    Для чего необходимо прививать современной молодежи любовь к Родине? С какого возраста необходимо это делать и нужно ли это? Над этими вопросами стоит всерьез задуматься, ведь именно от того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализироваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее нашей страны. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

    Библиографический список

    1. Андреева И.Н. Формирование культурных ценностей молодёжи в сфере досуга
    2. Капустина З.Я. Воспитание гражданственности в условиях обновляющейся России./ Педагогика. 2003.- №9
    3. Лутовинов В.И. Современное понимание гражданско-патриотического воспитания российской молодежи./ Молодежь и общество.- 2007. - №3

    Ушинский, К. Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. – М., 1974. Т.2. – с.160. Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания школьников. Однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается школьными стенами. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества, такие как: средства массовой информации, общественные организации, учреждения культуры и спорта, религиозные организации, учреждения здравоохранения, правоохранительные органы, военные организации, учреждения социальной защиты населения, корпоративные объединения, кровнородственные, диаспорные связи и отношения. Все это необходимо учитывать педагогам в процессе воспитания учащихся. Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.

    Это формирование у молодого поколения и у самих себя патриота, готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей, воспитание чувства гордости к малой родине, тем местам, где мы живем, учимся, растем, воспитание гордости за свой народ, за тех людей, кто защищал наше Отечество.

    Поэтому в нашем понимании гражданско - патриотическое воспитание, это не только военно-патриотическое, а и художественное, экологическое, туристко - краеведческое, спортивно-оздоровительное развитие творческих детских инициатив.

    И сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.

    Воспитание школьников в духе боевых традиций старшего поколения, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувство любви к Родине, родному краю, гордости за свое Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических навыков и волевых качеств, готовности к защите Родины.

    На всех стадиях формирования гражданских качеств личности решающее значение имеет педагогическое управление. Следовательно, важнейшая цель патриотического воспитания – учить миру. А это значит:

    Помочь детям увидеть, что можно изменить мир: семью, школу, микрорайон, страну, регион, прекрасную и богатую нашу планету к лучшему;

    Вовлекать детей и молодежь в поиск путей и средств решения проблем, участие в работе по улучшению жизни для всех.

    в современных условиях нет задачи важнее, чем задача формирования патриотизма. Вместе с тем нет задачи и сложнее. Но сложно не означает невозможно, поэтому каждому воспитателю (мастеру, классному руководителю), заболевшему этой проблемой, целесообразно продумать собственную идеологию воспитания чувства любви к Родине. Предлагаю в ее основу положить примерно следующие размышления.

    Академик Д. С. Лихачев писал: «Патриотизм - это благороднейшее чувство. Это даже не чувство - это важнейшая сторона и личной, и общественной культуры духа...». Иными словами, между культурой и патриотизмом есть диалектическая взаимосвязь: формируя патриота, мы формируем культурного человека. Чем выше культурный уровень, тем богаче чувство патриотизма.

    В словаре русского языка С.И.Ожегова понятие «патриотизм» рассматривается как преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу. Очевидно, патриотизм в нашем понимании этого слова, должен лежать в основе воспитательной работы, проводимый как классными руководителями, заместителем директора по воспитательной работе, старшими вожатыми, так и педагогами в целом.

    Патриотизм, любовь к своей Родине, своим истокам должен формироваться с самого раннего детства, а в школе развиваться целым комплексом мероприятий.

    Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным состоянием личности, характеризует высший уровень её развития и проявляется в её активно-деятельностной самореализации на благо Отечества.

    Патриотизм олицетворяет любовь к своему Отечеству, сопричастность с его историей, культурой, достижениями,

    Гражданско-патриотическое воспитание школьников в последние годы приобретает особенно актуальное значение, так как в результате порождённых социальной ситуацией противоречий, сложившихся сегодня в нашем обществе, прежняя система патриотического воспитания претерпела множественные

    Изменения: в сознании школьников появились пробелы.

    В такой ситуации, как никогда, актуальной для любого человека

    Становится задача гражданско-патриотического воспитания с самого раннего возраста. Очевидно, что значительную помощь в решении этой задачи должна оказывать школа.

    Успешное решение этой задачи требует глубокого осмысления российскими школьниками всего происходящего, выработки активной жизненной позиции и повсеместного вовлечения их в полноценную практическую деятельность в интересах общества и государства. Это предполагает необходимость формирования у

    Подрастающего поколения, за которым будущее страны, высоких нравственных, морально-психологических и деятельностных качеств. Среди них важное значение имеют патриотизм, гражданский и воинский долг, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.

    Молодое поколение является стратегическим ресурсом государства и одновременно одним из важных субъектов его социально-экономической политики. От того, как сегодня обучена и воспитана молодежь, сможет ли выпускник школы социализоваться, то есть найти своё место в жизни, зависит будущее страны. Вспомним слова Некрасова: «…А что такое ГРАЖДАНИН? Отечества достойный сын!...»

    В результате различных проявлений социально-экономического кризиса в стране с начала 90-х годов было упущено такое важнейшее направление, как воспитание гражданственности и патриотизма.

    Патриотизм - это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

    На макроуровне патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей.

    В современном мире любому обществу нужны здоровые, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы работать, учиться на его благо и в случае необходимости встать на его защиту.

    Для этого необходима комплексная, системная и постоянная работа по патриотическому воспитанию.

    Патриотическое воспитание – многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов и организаций по формированию у молодежи высокого патриотического сознания, повышенного чувства верности своему Отечеству, готовности к его защите. Сегодня мы, работая над системой гражданско-патриотического воспитания, рассматриваем её именно в аспекте социализации личности, которая направлена на воспитание:

    активной жизненной позиции;

    Политического самоопределения;

    Грамотности;

    Культуры общения.


    РЕФЕРАТ

    Формирование государственно-патриотического сознания - важнейшая нравственная и государственная задача таможенных органов

    Введение

    Продолжающееся реформирование в сфере образования специалистов таможенного дела требует дальнейшего совершенствования работы с кадрами, подготовки персонала новой формации, способного обеспечить деятельность на качественно новом уровне.

    Патриотизм как идея и движущая сила общества и государства рассматривались мыслителями в глубокой древности. Разнообразные аспекты данного социокультурного феномена раскрываются в трудах Платона, Аристотеля, Цицерона и др.

    Появление «российской национальной идеи» связана с именами В.С. Соловьева, Н.Ф. Федорова, Ф.М. Достоевского, Н.А Бердяева и многих других русских философов, писателей и общественных деятелей. В трудах данных авторов сосредоточена мировозренческая позиция как социокультурная модель «Патриотической идеи».

    Исходя из выводов отечественных мыслителей, можно констатировать, что патриотическая идея рассматривается как явление культуры, как мировоззренческая концепция, отражающая национальное своеобразие познания общественной действительности, сущности и предназначения человека и гражданина. Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности - в идеологии, политике, культуре, экономике и т.д.

    Патриотизм является глубоким и возвышенным чувством любви к Родине, одной из основополагающих нравственных ценностей, которой должен постоянно придерживаться сотрудники таможенных органов.

    Воспитание - работа творческая. Она не знает универсальных средств на все случаи жизни, требует постоянного поиска, умения поспевать за жизнью. Внутренний мир молодых людей психологически необычайно сложен и в такой же мере подвижен, изменчив. Здесь требуется активная помощь со стороны опытных наставников. Добиться, чтобы такая помощь пришла своевременно, а главное была с интересом и благодарностью воспринята, бывает довольно трудным и довольно тонким делом. Ведь для того чтобы привить такие качества как патриотическое сознание, верность конституционному долгу, ответственность за исполнение должностных обязанностей и постоянная готовность к защите экономических интересов Российской Федерации требуются определенные навыки. Данные качества просто необхдодимы современным представителям таможенных органов.

    Цель данной работы - изучение принципов развития в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

    ·утверждение в обществе, в сознании и чувствах граждан социально значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям,

    ·создание и обеспечение реализации возможностей для более активного вовлечения граждан в решение социально-экономических, культурных, правовых, экологических и других проблем;

    ·воспитание граждан в духе уважения к Конституции Российской Федерации, законности, нормам общественной и коллективной жизни, создание условий для обеспечения реализации конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и служебного долга;

    ·привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

    ·привлечение традиционных для России религиозных конфессий для формирования у граждан потребности служения Родине, ее защиты как высшего духовного долга;

    ·формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

    1. Понятие патриотического сознания

    .1 Патриотизм как важнейший этический принцип

    этический патриотический воспитание духовный

    Патриотическое сознание является важным компонентом духовной жизни современного российского общества. В научных исследованиях последних лет уделяется достаточное внимание проблемам проявления российского патриотизма и формирования патриотического сознания российских граждан в условиях новой социально-экономической ситуации. Однако изложение природы патриотизма, анализ новых элементов его содержания с учетом современных изменений, происходящих в российском обществе, нуждается в дальнейших разработках. Патриотическое сознание и патриотические идеи являются важными компонентами любой социальной системы, на различных исторических отрезках времени. С их помощью можно оценить социальные качества и свойства личности. Вследствие этого необходимо признать, что разработка научно обоснованного подхода к формированию патриотического сознания является одной из задач отечественной науки в период эволюции Российского государства и общества в целом.

    В патриотическом сознании российских граждан можно выделить следующие особенности:

    .проявление любви к своей Родине;

    .отношение к истории Отечества, исторической памяти;

    .отношение к культурным традициям и обычаям своего народа;

    .готовность к самопожертвованию для защиты своего Отечества.

    Патриотическое сознание молодых россиян как неотъемлемой части граждан России в последнее время подвергалось значительным испытаниям, что связано, прежде всего, с модификацией самого понятия Родины. Считает себя патриотами и просто любит Родину гораздо большее число молодежи, чем осознает, что надо подкреплять эту любовь конкретными делами, что подтверждается социологическими исследованиями.

    По результатам опроса, проведенного среди московских студентов в 2013 году в Москве, считают себя патриотами 57% опрошенных, не считают 22%, затруднились ответить 21%. При сравнении с результатами опроса 2009 г. (считали себя патриотами 69% молодых москвичей, а не считали себя таковыми и затруднились ответить в общей сложности 31%), прослеживается тенденция к снижению уровня патриотического сознания молодого поколения россиян, происходит принижение и подрыв чувства Родины, а само понятие Родины уходит на задний план.

    Таблица 1.1. Показатели опроса среди московских студентов за 2009 и 2013 гг.

    ГодСтуденты которые считают себя патриотамиСтуденты которые не считают себя патриотамиСтуденты, которые затруднились ответить200969%31%201357%22%21%

    Чувство любви к Родине всегда опирается на знание ее истории, без которой нельзя понять современности, осознать роль и место своей страны в мире. Историческая память - это сознательное обращение к прошлому, со всеми его плюсами и минусами, негативным и позитивным содержанием. Именно историческая память народа переносит социально-духовный импульс прошлого в настоящее, запечатлевая в общественном сознании, в чувствах и установках миллионов людей идеалы самоотверженного служения и преданности своему Отечеству, формируя их духовность и патриотизм, жизненный смысл и ценности. Известный русский философ И. Ильин подчеркивал, что «патриотизм может жить и будет жить лишь в той душе, для которой есть на земле что-то священное, которая живым опытом испытала объективность и безусловное достоинство этого священного - узнала его в святынях своего народа»

    Патриотическое воспитание позволяет:

    а) гражданину:

    ·обрести духовность как мотивационно-ценностное ядро жизнедеятельности; воспитать высшие, социально опосредованные чувства;


    ·сформировать опыт поведения как обязанность служения Отечеству; определить вектор ценностей в системе «личность - коллектив - общество - государство», смысложизненные позиции в отношении служения Отечеству;

    ·сформировать положительные личностные качества.

    б) коллективу:

    ·сплотиться по целям, мотивам и результатам деятельности;

    ·обрести общность интересов в системе жизнеобеспечения;

    ·развить механизмы взаимовыручки и сотрудничества.


    в) государству:

    ·сохранить и обеспечить воспроизводство культуры и политической

    ·стабильности;
закреплять нравственные и правовые основы

    ·социальной согласия и справедливости;
соеденить взаимодополняемость

    ·национального толерантности;


    ·укрепить национальную безопасность;


    ·сохранить целостность государства, его державного начала, принципы

    ·государственности, конституционного строя;


    ·обеспечить защиту государственных интересов России.

    Структуру патриотического сознания условно можно разделить на два уровня - чувственный и рациональный.

    Рациональный уровень патриотического сознания связан со знанием человеком истории своей страны, культуры своего народа, его обы - чаев и традиций, в понимании действительности, в достоверном обобщении исторических фактов. Рациональный уровень представляет собой ком - плекс взглядов, представлений, идей, направлен - ных на истолкование и объяснение таких высоких нравственных понятий, как чувства долга, чести, мужества, героизма, которые лежат в основе фе - номена патриотизма.

    Чувственный уровень патриотического сознания основывается на эмоциональном отношении человека к Отечеству, его истории, культурным традициям своего народа. Отношение к Отечеству, всегда оставаясь универсальной ценностью, сохраняет индивидуальность в своих конкретных проявлениях. Именно в отношении к отечеству человек идентифицируется как гражданин. При этом идея Отечества превращает все многообразие исторических событий в непрерывность ациональной культуры.
    Рациональный и чувственный уровни патриотического сознания тесно связаны с эмоциональной сферой человека и являются основой для проявления в различных критических моментах жизни таких специфических человеческих качеств как долг, честь, мужество, героизм.
    Чтобы проанализировать структуру и специфику патриотического сознания, необходимо рассмотреть эти нравственные чувства более подробно.

    Понятие долга относится к категории морали, и обозначает нравственные обязанности личности (группы лиц, народа), выполняемые в соответствии с требованиями совести. Категория долга тесно связана с другими понятиями, которые характеризуют моральную деятельность личности, такими, как ответственность, самосознание, совесть, мотив.

    Понятие чести относится к категории этики, выражает моральную самооценку и общественное признание деятельности личности, ее социально-нравственные ценности в соответствии с благородными делами и поступками. В понятии чести выражена общественная оценка человека, признание его достоинства.

    Мужество - морально-психологическое качество личности, проявление которого характеризуется стойкостью, храбростью, смелостью и самообладанием прежде всего в экстремальных и конфликтных ситуациях. Мужество является не только индивидуально-психологическим качеством, но и социально-психологическим состоянием коллектива.

    Героизм - совершение выдающихся по своему общественному значению действий, отвечающих интересам общества и государства, требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к самопожертвованию. Таким образом, нравственные чувства, такие как долг, честь, мужество, героизм всегда высоко ценились в российском обществе. Историческая память народа навсегда запечатлела имена своих героев, их поступки, которые в сложные моменты для Отечества становятся примером и образцом для подражания, формируя высокий уровень патриотического сознания граждан. И хотя сегодня многие молодые россияне не до конца осознают, что любовь к Родине необходимо подкреплять конкретными делами и поступками, все большее их число относит себя к патриотам, что свидетельствует о начале подъема уровня патриотического сознания современной молодежи России.

    1.2 Конституционный долг гражданина РФ

    Патриотизм всегда находитсвое выражение в чувстве долга перед Родиной. В зависимости от конкретныхусловий жизни людей, характера их деятельности долг принимает различные формы.

    Обязанности по отношению к Отечеству выражает патриотический, гражданский долг; к вооруженной защитестраны - воинский, к товарищам - товарищеский долг. В каком бы виде долг нивыступал, он всегда связан с общественными интересами, с нравственнымиценностями и поступками. Высокое чувство долга помогает каждому из нас устоятьот соблазнов, от неверного шага, сохранить совесть и достоинство. «У нас увсех, - отмечал видный русский писатель И.С. Тургенев, - есть один якорь, скоторого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга».

    Выполнение долга показывает истинное лицо человека, раскрывает нравственные качества личности, характеризует его гражданскую позицию. Недаром в народе говорят: «Попробуй исполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть».

    Быть верным конституционному долгу - значит всеми своими делами и поступками соответсвовать конституции РФ, исполнять должностные обязанности возложенные сверху.

    Согласно Статье 59 Конституции РФ:

    Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

    Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

    Как было упомянуто выше, защита отечества является долгом и обязанностью каждого человека. Что касается сферы профессиональной деятельности таможенных органов, то их же долгом и обязанностью является защита экономических интересов Российской Федерации. Работники данной сферы деятельности должны иметь качества необходимые для выполненеия возложенных на них функций и задач. Таможенники играют очень важную роль в защите экономических интересов страны, это становится явным если взглянуть на задачи которые они выполняют:

    обеспечение соблюдения таможенного законодательства, защита интересов и прав государства, физических и юридических лиц при производстве таможенного контроля и оформления;

    осуществление контроля за перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ;

    физический досмотр товаров и транспортных средств лиц, пересекающих государственную границу РФ;

    борьба с контрабандой и незаконным оборотом наркотиков, вооружения или боеприпасов, оружия массового поражения, культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу РФ (ст. 188, 189, 190 УК РФ);

    борьба с уклонением от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ);

    осуществление мбр предупреждения по борьбе с нарушением таможенных правил и правонарушениями, совершаемыми участниками внешнеэкономической деятельности;

    проверка правильности предоставления таможенных преференций - транзитных и налоговых льгот;

    контрольные функции на объектах хозяйствования и на транспорте;

    организация и проведение оперативно-розыскной деятельности;

    организация службы таможенной охраны.

    2. Воспитание патриотических качеств на практике

    .1 Общие сведения о программе патриотического воспитания

    Наиболее результативно и качественно работа по патриотическому воспитанию в 2013 году была организована в Дальневосточном, Приволжском, Северо-Западном, Северо-Кавказском, Сибирском, Центральном, Уральском, Южном таможенных управлениях, Домодедовской и Центральной базовой таможнях.

    Качественному выполнению в 2013 году плана реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в Федеральной таможенной службе способствовали:

    ·комплекс организационно-методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания;

    ·организация массовой патриотической работы при активном участии средств массовой информации, ветеранских организаций, работа с молодым поколением и шефская помощь детям, оставшимися без попечения родителей;

    ·повышение интереса молодежи к физической культуре, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества;

    ·активизация творческого потенциала таможенников, направленного на повышение культурного уровня должностных лиц и членов их семей.

    Ход выполнения плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в Федеральной таможенной службе (далее - план реализации) свидетельствует о большой многогранной работе, проделанной руководством, кадровыми подразделениями, ветеранскими организациями таможенных органов, по совершенствованию действующей системы патриотического воспитания российских таможенников, увеличении числа проводимых мероприятий патриотической направленности и количества их участников.

    .2 Информационное обеспечение в области патриотического воспитания

    Одной из социальных целей информационно-разъяснительной работы, проводимой таможенными органами через собственные издания и путем взаимодействия со средствами массовой информации, является укрепление доверия общества государственной политике в области таможенного дела. Позитивное общественное мнение - значимый фактор успешного осуществления государственного управления в таможенной сфере.

    В целях осуществления прямого диалога таможенных органов с общественностью на регулярной основе обеспечено выступление в СМИ руководства ФТС России и структурных подразделений центрального аппарата ФТС России. Ими проведено 42 пресс-конференций и подходов к прессе, дано 46 теле и 29 радиоинтервью. Сотрудники пресс-службы ФТС России подготовили и направили в СМИ 693 пресс-релиза по актуальным вопросам деятельности таможенных органов, выступили с 58 теле- и 653 радио - комментариями, дали 356 ответов на запросы информации редакций СМИ. Аналогичная работа проводится региональными таможенными органами.

    При проведении ФТС России информационно-разъяснительной работы во взаимодействии со СМИ в 2013 году особое внимание уделено освещению таких вопросов, как совершенствование таможенного администрирования, внедрение информационных таможенных технологий, подготовка к проведению XXII Олимпийских и XI Паралимпийских зимних игр в г. Сочи, участие таможенных органов в организации XXVII Всемирной летней Универсиады в г. Казани, обеспечение уплаты таможенных платежей при таможенном транзите, международное таможенное сотрудничество, деятельность кинологических подразделений, противодействие коррупции, введение уголовной ответственности за нарушение валютного законодательства, деятельность правоохранительных подразделений таможенных органов.

    В 2013 году по итогам конкурса «Таможенный Олимп - 2013» в номинации «Лучшее СМИ, освещающее таможенную проблематику» победителями определены ИА «Интерфакс» и РИА «Новости», а также медиагруппа «Южный регион», ТК «Волга», ИП «Байкал 24», радио «Дорожное радио», ОАО «Издательская компания «Золотой Рог».

    Сотрудниками Управления по связям с общественностью во взаимодействии с видеостудией Центральной базовой таможни подготовлены 3 видеофильма, которые демонстрировались на церемонии вручения Общероссийской общественной премии «Щит и Роза» в Государственном центральном концертном зале «Россия» 28 февраля 2013 года и на XIV Международной выставке «Таможенная служба - 2013» 23-24 октября 2013 года.

    Большое внимание пропаганде таможенной службы, освещению будней таможенных органов, опубликования исторических материалов, связанных со становлением и развитием таможенной службы уделяется в регионах.

    Информация о деятельности таможенных органов, направленная на обеспечение экономической безопасности государства, успешную реализацию таможенного законодательства и повышению престижа таможенной службы освещается в местных СМИ и на официальных сайтах.

    Так, в 2013 году подготовлено и выпущено на телеканалах «Россия», «НТВ», «Пятый канал», «100-ТВ», «РЕН-ТВ», «Телеком», «Каскад» и других, радиоканалах «Радио Балтика», «Радио Россия», «Авторадио», «Дорожное радио», «Радио Маяк» и других радиостанциях 134 телесюжета и 733 радиосюжета о деятельности таможенных органов Северо-Западного таможенного управления. В региональных печатных изданиях подготовлено и опубликовано 110 материалов.

    В целях обеспечения доступа граждан и организаций к информации о деятельности таможенных органов Дальневосточного федерального округа, в том числе к информации о проводимой работе по патриотическому воспитанию, на официальном сайте Дальневосточного таможенного управления (www.dvtu.customs.ru) размещен раздел «Культурная и социальная жизнь» с подразделами: Конкурс «Патриот России» и «Творчество».

    При подготовке материалов, размещаемых на официальных сайтах и направляемых для опубликования в местные СМИ, широко использовалась информация о проводимых мероприятиях по празднованию государственных праздников, памятных дат и дней воинской славы России, юбилейных дат образования таможенных органов Дальневосточного региона.

    В ноябре 2013 года ТРК «День» выпущен фильм, посвященный 20-летию Самарской таможни. С этой целью ДЛСО была проделана объемная работа по подготовке материалов и организации съемок.

    Центральной базовой таможней в рамках проекта «Во славу отцов. На благо Отечества» на основании распоряжения руководителя ФТС России 
А.Ю. Бельянинова создан 50-ти минутный видеофильм к 85-летию В.К. Боярова «Кто Вы? Наш генерал…». За короткий период был разобран и изучен личный фото-архив В.К. Боярова, отсняты интервью с его сослуживцами и соратниками, с Н.И. Рыжковым и Е.М. Примаковым, в которых отражены этапы становления таможенной службы, ее роль и место в экономическом пространстве российского государства. По оценке ветеранов таможенной службы, ветеранов специальных служб и лично Виталия Константиновича Боярова данный видеофильм - уникальный документальный материал, который должен быть востребован в деле патриотического и нравственного воспитания должностных лиц таможенной системы.

    Таким образом, проводимая работа по информационному обеспечению в области патриотического воспитания способствует повышению престижа профессии таможенника, улучшению имиджа таможенной службы России.

    2.3 Работа по повышению культурного уровня и духовного потенциала должностных лиц таможенных органов и членов их семей

    Итоги выполнения плана реализации подтверждают возросшую активность участия должностных лиц таможенных органов в культурно-массовых мероприятиях, проводимых во всех регионах страны.

    В Федеральной таможенной службе отработана стройная система организации и проведения смотров-конкурсов самодеятельного художественного творчества.

    В 2013 году в Федеральной таможенной службе в период с 25 мая по 30 ноября проведен 18-й смотр-конкурс самодеятельного художественного творчества.

    Заключительный гала-концерт 18-го смотра-конкурса проводился 29 ноября 2013 года на базе Северо-Западного таможенного управления в г. Санкт-Петербург. Его участниками стали 230 лауреата смотра-конкурса, 18 творческих коллективов из 39 таможенных органов страны.

    Символично, что гала-концерт, приуроченный к 360-летию со дня подписания царем Алексеем Михайловичем Указа, утвердившего Таможенный устав - основу для создания единой государственной системы взимания таможенных сборов - состоялся именно в Северной столице России. Местом проведения концерта был выбран созданный в 1756 году Александринский театр - архитектурное творение великого зодчего Карла Росси.

    Открывая гала-концерт, с приветственным словом к его участникам и зрителям - представителям ФТС России, таможенных органов СЗТУ - обратился первый заместитель руководителя ФТС России генерал-полковник таможенной службы В.М. Малинин. Отметив историческую значимость момента, он сказал, что таможенники - разносторонне одаренные люди: умеют не только работать, но и обладают удивительными талантами. Это в очередной раз продемонстрировал 18 смотр-конкурс самодеятельного художественного творчества на котором было представлено 40 номеров в различных номинациях: хоровое пение, сольный вокал, фольклорные ансамбли, танцевальные коллективы, инструментальный и оригинальный жанры, художественное чтение.

    Вместе с тем в таможенных органах продолжался поиск новых форм повышения культурного уровня и духовного потенциала должностных лиц таможенных органов.

    Должностные лица таможенных органов приняли активное участие в VIII Всероссийском фестивале народного творчества воинов Вооруженных Сил Российской Федерации, других силовых структур, ветеранов войны и военной службы, членов их семей «Катюша» (далее - Фестиваль). Фестиваль проводится в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» и при поддержке Управления культуры Министерства обороны Российской Федерации.

    Финал Фестиваля состоялся 31 октября 2013 года в Центральном академическом театре Российской Армии. Победителями Фестиваля стали Николай Самулеенков (Смоленская таможня), занявший 1 место, Народный самодеятельный коллектив, ансамбль казачьей песни «Славичи» (Курская таможня) - 1 место, Ирина Шарко (Миллеровская таможня) - 2 место.

    Должностные лица таможенных органов принимают активное участие в мероприятиях, проводимых в регионах.

    Народный самодеятельный коллектив ансамбль народной песни «ВРАДОСть» (Ярославская таможня) на ряду с профессиональными артистами участвовал в проведении праздника «Широкая масленица» на Красной площади г. Ярославля - главного города Всероссийской масленицы.

    Сибирским таможенным управлением и Главой Новосибирской Митрополии Русской Православной Церкви подписан План мероприятий по реализации Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Федеральной таможенной службой. В целях духовного просвещения личный состав таможенных органов Управления периодически встречается с пастырями, участвует в совместных с Русской Православной Церковью мероприятиях. Так, например, представители Читинской таможни приняли участие в Забайкальских Рождественских образовательных чтениях «Русь Святая: история, современность, будущее» и «Роль средств массовой информации в формировании духовных ценностей современного общества».

    В 2013 году самодеятельный народный коллектив Самарской таможни вокальный ансамбль «Самарочка» вел активную творческую деятельность как на концертных площадках Самары, так и за ее пределами, а в апреле стал лауреатом VI Городского фестиваля «Самарская вишня 2013».

    Должностные лица Выборгской таможни 19 ноября 2013 в составе вокального ансамбля «Гвардия» городской ветеранской организации ветеранов вооруженных сил и труда приняли участие в общегородских мероприятиях, посвященных Дню ракетных войск и артиллерии, проходившем в здании администрации г. Выборга, где чествовали ветеранов Великой Отечественной войны, ракетчиков и артиллеристов.

    В Калининградской областной таможне на День ветерана таможенной службы была подготовлена развлекательная программа. На празднике состоялись спортивные состязания, в числе которых были представлены стрельба из пневматического пистолета и баскетбол, был организован конкурс на звание «Лучшая хозяйка», проведены шуточные соревнование «Летние лыжи». Победители награждены памятными медалями и дипломами Совета ветеранов.

    апреля 2013 дети должностных лиц Карельской таможни приняли участие во Всероссийском фестивале-конкурсе «Хрустальные звёздочки», организованном Федеральной службой судебных приставов. Дети таможенников выступили достойно, завоевав среди 56 участников 1 место в номинации «Танец» за феерично исполненный танец «джайф», а также 1 место за профессионально исполненную «Прелюдию» на аккордеоне в номинации «Инструменталисты» и 2 место в этой же номинации за игру на народном инструменте кантеле. Таможенники привели на конкурс своих подшефных - слабовидящих детей из школы-интерната №23 г. Петрозаводска, которые приняли участие в номинациях «Танец» и «Инструменталисты».

    В июле осуществлен выезд должностных лиц Минераловодской таможни и членов их семей к историческим местам Карачаево-Черкесского заповедника, Аланские городища - древние исторические поселения аланов (Карачаево-Черкесская республика).

    Должностными лицами Северо-Осетинской таможни в рамках соглашения между ФТС России и Православной Церковью в 2013 году организована и проведена встреча с Отцом Тимофеем, а также осуществлен паломнический выезд к мощам Феодосия Кавказского в г. Минеральные Воды (Ставропольский край).

    Таким образом, в таможенных органах России уделяться большое внимание культурно-массовым мероприятиям, их подготовке, патриотической насыщенности, привлечению должностных лиц всех категорий от рядового инспектора до начальника регионального таможенного управления.

    Заключение

    Основой патриотического воспитания должностных лиц и работников таможенных органов Федеральной таможенной службы является формирование высокого патриотического сознания, чувства верности своему государству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите экономических интересов Отечества, направленное на развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины.

    Патриотическое воспитание должно опираться на глубокое изучение духовной жизни граждан, определение «опорных точек» их внутреннего мира (жизненных планов, потребностей, интересов), анализ сложившегося опыта, их ценностных ориентаций, отбор информации патриотического характера, проблем, задач, выявление группы эмоционально-ценностных стимулов (оценки, чувства, идеалы, убеждения, эмоционально-значимые дела, эпизоды в жизни личности и др.) и адекватных этим ценностям форм поведения.

    Как и всякая целенаправленная деятельность, работа по патриотическому воспитанию периодически должна подвергаться анализу, с тем, чтобы дать ответ на вопросы: достигнуты ли ожидаемые результаты, правильно ли определены направления и приоритеты, насколько оправдались усилия руководителей - воспитателей, органов воспитательной работы, что изменилось в поведении, поступках сотрудников, в их отношении к служебному долгу; какие меры оказались неэффективными, какие мнения и настроения преобладают среди сотрудников, как они влияют на результаты служебной деятельности, дисциплину и соблюдение законности.

    Таким образом, проводимые мероприятия способствуют развитию служебно-прикладных видов спорта в таможенных органах Российской Федерации. Спортивный дух, стремление к новым победам создают благоприятную атмосферу в таможенных коллективах, делая их более дружными и сплоченными.

    Результаты работы по реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в 2013 году свидетельствуют о том, что в Федеральной таможенной службе патриотическое воспитание имеет устойчивый и системный, развивающийся характер.

    В большинстве таможенных органов с должной ответственностью относятся к вопросам совершенствования системы патриотического воспитания. Расширяются масштабы, формы и методы проводимых мероприятий, активнее привлекаются к участию в этой работе молодежные и ветеранские организации.

    Список использованных источников

    1.Падерин А.А. Роль современной исторической науки о Великой Отечественной войне в духовном воспитании молодежи. // Война и мир: роль духовной культуры в воспитании патриотического сознания. Материалы научно-практической конференции. - Москва, 20013. - С. 29-39.

    2.Яновский Р.Г. Патриотизм: О смысле созидающего служения Человеку, Народам России и Отечеству/ Инт соц. полит. исследований РАН. - М.: Книга и бизнес, 2012. - С. 423.

    .См. Сергеев В.В. Роль культуры в формировании интернационального, гражданского, патриотического сознания // «ПОИСК» Вып. XI. - М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2012. - С. 100-115.

    .См. Ксенофонтов В.Н., Ксенофонтов В.В., Сергеев В.В. Художественное творчество и нравственные ценности личности в духовной жизни москвичей (в контексте духовной безопасности). - М.: Серебряные нити, 2011. - С. 46.

    .Отчёт Федеральной таможенной службы о ходе выполнения плана реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в 2013 году (Сайт федеральной таможенной службы #"justify">6.Кузнецова А.В., Кублицкая Е.А. Гражданский патриотизм - основы формирования новой российской идентичности. - М.:РИЦ ИСПИ РАН, 2009. - С. 58.

    7.Конституция Российской Федерации

    8.Пилипенко В.Ф. Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник. - М.: ПЕРСЭ-Пресс, 2010.