Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Игры для классификации предметов (с презентацией). Занятие «классификация предметов по признакам с применением технологии триз (теории решения изобретательских задач) Упражнения на классификацию предметов по разным признакам

Дидактическая игра для детей дошкольного возраста «Грузы в фургонах».

Игра предназначена для воспитателей детей дошкольного возраста и родителей. Игру можно использовать с детьми 2-7 лет для закрепления и обобщения полученных знаний.

Цель: учить детей классифицировать предметы по разным признакам.

№1 «Каждый фургон везет груз своего цвета».

Играть могут четыре ребенка 2-3 лет.

Задачи: закреплять умение различать и запоминать 4 основных цвета.

Для игры взять фургоны и грузы красного, желтого, зеленого, синего цвета.
Установка. Фургоны приехали на склад. В каждый фургон нужно загрузить предметы того же цвета, что и сам фургон.
С учетом возраста детей добавляем грузовики и предметы другого цвета.

№2«Фургоны везут предметы природного и рукотворного мира».

Могут играть 10 детей 3-4 лет.
Задачи: учить различать предметы природного и рукотворного мира.
Для игры на два фургона любого цвета закрепить карточку с изображением дерева (природный мир) и руки человека (рукотворный мир).
Установка. В фургон с деревом загрузить предметы, относящиеся к природному миру, а в фургон с руками человека загрузить предметы рукотворного мира.
Побеждает участник, загрузивший все предметы правильно и объяснивший свой выбор.

№3. «Фургоны везут предметы определенной группы».

Могут играть 10 детей 3 - 7 лет.
Задачи: учить детей объединять предметы по общему признаку, запоминать обобщающее слово.

Вариант №1
Установка: (в качестве примера).
Красный фургон везет одежду;

Синий – обувь;
Зеленый – цветы;
Жёлтый – овощи;
Розовый – фрукты; и т.д.
В этом случае закрепляем знание цветов радужного спектра и понимание обобщающего слова.
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно подобравший предметы к обобщающему слову.

Вариант №2.
На каждый фургон прикрепляем карточку с изображением объекта перевозки (цветок, животное, насекомое и прочее).
Побеждает ребенок, быстро загрузивший фургон и правильно назвавший обобщающее слово.


№4. «Фургоны везут определенное количество грузов».

Могут играть 10 детей 4 - 7 лет.
Задачи: закреплять счет в пределах 5 и 10 и способствовать запоминанию цифр от 0 до 9.

Для игры взять все фургоны и все карточки с предметами.

Установка.

Вариант №1.
Взрослый говорит:
Красный грузовик везет 1 предмет;
Желтый – 2;
Красный - 3; и т.д.
Побеждает ребенок, загрузивший правильное количество предметов.

Вариант №2.
На каждый грузовик прикрепляется карточка с числом от 0 до 10. Дети должны загрузить нужное количество предметов.
Побеждает ребенок, загрузивший нужное количество предметов.

№5 «Фургоны движутся в определенном порядке».

Задачи: закреплять умение порядкового счета, понятия "влево", "вправо".
Играют дети 4-7 лет.
Для игры берем только фургоны.

Установка: Фургоны поедут по дороге в колонне по одному влево (вправо).
Первым в колонне находится красный фургон, вторым – зеленый и т.д.
После выполнения задания ребенок отвечает на вопрос: «На каком по счету месте стоит фургон такого-то цвета?»

№6. «Фургоны везут предметы, в названии которых есть определенный звук».

Могут играть 10 детей 5 - 7 лет

Задачи: учить различать звуки.
Вариант №1.
В красном фургоне везут грузы, название которых начинается на звук А;
В синем – У;
В желтом – О; и т.д.

Вариант №2.
Установка:
В красном фургоне везут грузы, в названии которых есть звук А:
В синем фургоне везут грузы, в названии которых есть звук У;
В желтом фургоне везут грузы, в названии которых есть звук О; и т.д.
Побеждает ребенок, правильно подобравший картинки, сумевший четко артикулировать заданный звук в слове.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида детский сад «Ручеёк» муниципального образования город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию и группировку для построения количественной модели натурального числа для детей 5-7 лет.

Вечкилева Людмила Петровна

Воспитатель МБДОУ «Ручеёк»

Город Ноябрьск

Использование заданий на классификацию

и группировку для построения количественной модели натурального числа

Проблемаразвития умственных способностей ребёнка в процессе его воспитания и обучения в детском саду является сегодня одной из самых актуальных. Для детей 3-5 лет характерным является наглядно-действенное мышление, опирающееся на развитую сенсорику, реализующуюся в процессе действий с предметами. Но математика имеет дело с абстрактными понятиями (число, множество, величина и т. д), а не с конкретными предметами. Поэтому возникает проблема: как на занятиях по математике использовать модели изучаемых понятий и главное научиться самому строить модели какого-либо понятия и таким образом получать представление об основных свойствах и отношениях математических понятий. Решение этой проблемы позволит сформировать у ребёнка умение воспринимать и строить абстрактный образ, т.е. модель, характеризующую часть или все объекты из объёма данного понятия. Через объяснение способов деятельности с моделями изучаемых объектов у ребёнка в дошкольном возрасте складываются словесно-логические и рассуждающие формы мышления. Развиваются умения сравнивать, анализировать, обобщать (рассуждать и делать умозаключения).

Достаточно эффективным способом формирования у детей представлений о числе является использование заданий на классификацию, в основе которых-умение выделять признаки предметов, устанавливать между ними сходство и различие, разбивать множество на классы по какому-либо признаку.

Задания на классификацию для детей средней группы

Задание 1. На фланелеграфе – несколько одинаковых по величине кругов двух цветов. Задание – разделить круги на две группы. Вопрос: по какому признаку это можно сделать?

Если дети затрудняются, можно сначала предложить им сравнить только два круга: чем они похожи (одной величины, проверяется наложением ) и чем отличаются (цветом ). Затем педагог снова предлагает детям несколько кругов,

спрашивает: как называются фигуры (круги ), чем похожи (величиной ) и чем отличаются (цветом: синие и красные ). Задание – разделить круги на две группы так, чтобы рядом оказались похожие, и рассказать, чем похожи круги в каждой группе (эти – синие, одной величины; эти – красные – тоже одной величины ).

Классификация производится по одному признаку, при этом не следует указывать детям основание классификации (по цвету): это снижает развивающий эффект задания, сводя деятельность к чисто мунипулятивной, репродуктивной.

Задание 2. На фланелеграфе те же круги, что и в первом задании, и несколько квадратов двух цветов. Педагог предлагает разделить фигуры на две группы. Возможны два варианта: по форме и по цвету. Выполняя задание дети «открывают» для себя два возможных взгляда на признаки предлагаемых предметов (форма и цвет).

Задание 3. Даны три больших круга (два красных и один зеленый) и пять маленьких кругов (три красных и два зеленых). Вопрос: чем похожи эти фигуры? (Все они круги ). Задание – разделить фигуры на две группы. (Возможны варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант классификации разбирается и объясняется ).

Задание 4. Даны два больших круга (красный и зеленый), три маленьких (два красных и один зеленый), один красный квадрат. Вопрос: какая фигура лишняя и почему? (Лишняя фигура – квадрат, потому что все остальные фигуры – круги ). Задание – круги разделить на группы. (Возможные варианты: по цвету и по размеру; каждый вариант разбирается и объясняется ).

Задание 5. Даны те же фигуры, что и в предыдущем задании, кроме квадрата. Вопросы: что может означать число «2» (два больших круга или два зеленых круга ), число «1» (один большой красный круг, один большой зеленый круг, один маленький зеленый круг?

Чем похожи и чем отличаются?

Задания на классификацию для детей старшей группы (5-7 лет)

Задание 1. Даны: четыре больших квадрата (три красных, один зеленый), два маленьких зеленых квадрата, один маленький зеленый круг. Вопрос: какая фигура

лишняя? (Круг, остальные фигуры – квадраты ). Задание – разделить все квадраты на группы. (Два основания классификации: по цвету и по размеру ). Что могут означать числа «1», «2», «3», «4»? (Один большой зеленый квадрат, два маленьких квадрата, три больших красных квадрата, четыре больших квадрата ). Сколько всего квадратов? Сосчитаем по порядку (первый, второй… ).

Задание 2. Даны два больших желтых круга, три больших желтых треугольника, три маленьких зеленых треугольника. Задание – разделить на две группы (по разным признакам: по цвету и размеру – большие желтые фигуры и маленькие зеленые; по форме – круги и треугольники ). Что могут означать числа «2», «5», «3»? (Два больших желтых круга, пять зеленых больших фигур, три больших желтых треугольника ). Сколько всего фигур? (Одиннадцать ).

Задание 3. Фигуры предыдущего задания разделены на две группы на основании формы. Педагог показывает желтый квадрат, зеленый овал, красный круг, синий пятиугольник, предлагая выбрать те, которые можно добавить к уже имеющимся группам. Объясняя свой выбор, дети практически подходят к определению многоугольника: добавляя квадрат и пятиугольник к треугольникам, они обычно говорят: «Эти фигуры с углами, а круги – без углов».

Задание 4. Даны три больших квадрата и пять маленьких квадратов одного и того же цвета. Задание – разделить фигуры на две группы (по размеру ). Из чисел «2, 3, 4, 5, 7, 8, 10» выберите те, которые подходят к составляемым группам, и объясните свой выбор. (Три больших квадрата, пять маленьких квадратов, восемь квадратов всего, четыре – у всех квадратов по четыре угла ).

Задание 5. Даны квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, призма. Задание – найти лишнюю фигуру. (Круг – он без углов ). Теперь среди оставшихся фигур найти лишнюю. (Треугольник, у остальных фигур по четыре угла ). А как называются оставшиеся фигуры? (Четырехугольники ).

Из чисел «2, 3, 4, 5, 6» выбрать те, которые подходят к этой группе фигур. (Три четырехугольника, четыре – у каждой фигуры по четыре угла ).

Задание 6. Даны два четырехугольника и три треугольника. Дети делят фигуры на две группы на основании формы. Затем педагог показывает детям один треугольник и два четырехугольника и просит присоединить их к уже имеющимся

группам. Вопрос: к какой группе подходит число «3», а к какой число «4»? (Три треугольника. У каждого по три угла; четыре четырехугольника, у каждого по четыре угла ).

Особое внимание при выполнении заданий следует уделить неправильным ответам. Необходимо не только сказать ребенку, что его выбор неверен, но и обязательно проанализировать с ним вместе последовательность выполнения задания и вывод, который был сделан, и помочь осознать ошибку и причины ее появления. Полезны в этом смысле вопросы: «Кто понял, почему Таня предлагает такой вариант? Как вы думаете, почему Коля допустил эту ошибку? Кто догадался, о чем подумал Петя, составляя такую группу?» и т.д.

Используемая литература.

Белошистая А. «Чем похожи и чем отличаются?» Мурманский педагогический институт. Дошкольное воспитание №1,1995г.

Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

М. «Просвещение»1998.

Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: Логика для дошкольников. Академия Холдинг 2000.

Фесюкова Л.Б. От трёх до семи. Харьков «Фолио» 1996.

Метод предметной классификации применяется для исследова­ния процессов обобщения и абстрагирования. Он состоит в рас­пределении предметов по группам в зависимости от их сходства и различия. Кроме того, применение этого метода дает возмож­ность выявить особенности внимания, личностных реакций испы­туемого на свои успехи и неудачи.

Для проведения исследования необходимо иметь набор из 70 карточек, на которых изображены разнообразные предметы и живые существа. Для получения достоверных данных следует пользоваться стандартным набором карточек.

Методика классификации предметов применяется как для ис­следования взрослых, так и детей (от 6 лет). В зависимости от воз­раста испытуемого из общего набора или исключают часть кар­точек (измерительные приборы, учебные пособия), или отбирают небольшое число карточек (20 штук), которые распределяются на простые группы, хорошо известные детям.

Для наиболее простого варианта методики необходим набор из 25 картинок. Всегда в одном и том же порядке предлагаются 20 за­ранее пронумерованных картинок: яблоко, диван, коза, лошадь, стол, ребенок, велосипед, телега, сливы, женщина, пароход, шкаф, собака, арбуз, моряк, этажерка, кузнец, кошка, самолет, груша.

Перед ребенком кладут 5 непронумерованных ориентировоч­ных карточек: лыжник, кровать, грузовик, вишня, овца.

Показывают ребенку пачку картинок: «Эти картинки разло­жим по группам - что к чему подходит». Затем предъявляют ре­бенку первую картинку - яблоко: «Куда мы положим яблоко?» При затруднениях в речи ребенок может показать жестом. Если он показывает верно, экспериментатор одобряет: «Правильно, положи к вишне. Это фрукты». (Обобщающее понятие дает сам экспериментатор.) Если попытка испытуемого не удалась, экспе­риментатор объясняет сам: «Положи к вишне, это фрукты».

Затем показывают вторую картинку - диван - с тем же вопро­сом: «Куда положим диван?» При неправильном решении экспе­риментатор опять объясняет, что эту картинку нужно положить к кровати, так как это мебель.

Экспериментатор продолжает раскладывать и объяснять, давая обобщенные понятия до тех пор, пока ребенок не начнет расклады­вать сам. В протоколе отмечается номер картинки, с которой ребе­нок начинает правильно соотносить предметы по обобщенному признаку (нумерация картинок облегчает запись в протоколе).

Эти записи позволяют лучше разобраться в особенностях про­текания процессов анализа и синтеза, понять, доступно ли ребен­ку установление обобщенной связи между предметами или он объединяет их по конкретным признакам.

Поскольку обследование носит характер обучающего экспери­мента, то при анализе данных решающее значение приобретают число этапов, необходимых для усвоения принципа действия, и возможность применения этого принципа в дальнейшей работе того же рода (т. е. возможности «переноса»).

В протоколе отмечаются номера картинок, вопросы и объяс­нения экспериментатора, действия ребенка, его вопросы и выска­зывания. Этот вариант методики у детей с первично сохранным интеллектом не вызывает затруднений. В большинстве случаев после совместного разбора 2-3 (иногда I) картинок дети улавли­вают принцип классификации и дальше выполняют работу само­стоятельно без ошибок или с единичными ошибками.

Исключение предметов (четвертый лишний )

Методика предназначена для исследования умения делать обобщения и давать логическое объяснение правильности обоб­щений. В некоторых методических пособиях эту методику назы­вают упрощенным вариантом классификации предметов.

Важным условием применения методики является речевое обоснование выбора. В отношении детей с нарушениями речи до­пустим ответ одним словом, с поясняющими жестами, если это дает экспериментатору возможность понять принцип, которым руководствовался ребенок. При обследовании детей, которые из-за речевых дефектов не могут объяснить свой выбор, данный ме­тод имеет более ограниченное применение.

Для проведения эксперимента необходимо иметь набор карто­чек, градуированных по степени трудности. На каждой карточке нарисовано по четыре предмета, три из которых объединяются одним общим понятием, а четвертый предмет под это понятие не подходит. Например: карманные часы, настольные часы, будиль­ник, пятикопеечная монета; керосиновая лампа, электрическая лампочка, солнце, свечи и т. д.

Можно и самим составить наборы, но обязательно с соблюдени­ем особенностей подбора и оформления карточек (нефиксированное положение «лишнего» предмета, включение цветных рисун­ков).

Все карточки, которые будут предлагаться ребенку, заранее располагают в порядке возрастающей сложности и складывают стопкой на столе. Инструкция дается на примере самой легкой карточки: «Здесь нарисовано четыре предмета. Три предмета по­хожи, их можно назвать одним словом. А один предмет к ним не подходит. Найди какой?»

Если ребенок сразу правильно выделяет предмет, его просят объяснить: «Почему этот предмет не подходит? Как эти предметы можно назвать одним словом?» Если же ответ ребенка неверный, экспериментатор вместе с ним разбирает первую картинку, дает обозначение трем предметам и объясняет, почему надо исключить четвертый предмет.

Следующую карточку, по трудности одинаковую с первой, предъявляют ребенку с более короткой инструкцией: «Здесь тоже один предмет не подходит к другим. Посмотри, что здесь надо убрать?»

Если задание выполнено правильно, спрашивают: «Почему не подходит? Как одним словом назвать эти три предмета?» При не­правильном исключении предмета с помощью вопроса выясняют его мотивацию. Затем говорят ребенку, что он сделал неправиль­но, и повторяют на примере этой карточки подробный разбор вместе с ребенком.

В протоколе отмечаются номер карточки, вопросы и замеча­ния экспериментатора, исключаемый предмет, объяснения ребен­ка и обобщающее слово.

Дидактические игры имеют свою классификацию. Классификация дидактических игр различна. В дошкольной педагогике сложилось традиционное деление дидактических игр на игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные. (3, стр. 337) Данное деление игр можно отнести к классификации по использованию материала.

Дидактические игры так же различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей в игре, по роли воспитателя. (5)

· математические

· сенсорные

· речевые

· музыкальные

· природоведческие

· для ознакомления с окружающим

· по изобразительной деятельности

Математические игры направлены на формирование у дошкольников элементарных математических представлений. Они позволяют педагогу сделать процесс обучения детей счету (дидактические игры «Какой по счету?», «Один - много», «Чего больше?», «Назови число» и др.), решению арифметических задач (игры «Занимательные задачки», «Сколько будет?» и др.), освоения величин, простейших зависимостей и измерительной деятельности (это игры «Кто выше?», «Лесенка», «Ленточки»), восприятия детьми пространственных и временных отношений и ориентировок (дидактические игры «Который час», «Путешествие», «Когда это бывает?» и др.) более увлекательным и интересным.

Сенсорные игры направлены на обучение детей обследованию предметов, формирование представлений о сенсорных эталонах. Многие из них связаны с обследованием предмета, с различением признаков, требуют словесного обозначения этих признаков («Чудесный мешочек», «Чем похожи и не похожи», «Разноцветные дорожки», «Где, чей бантик?» и др.). В некоторых играх ребенок учится группировать предметы по тому или иному качеству («Пуговицы для кукол», «Сервиз» и др.). Дети сравнивают предметы, обладающие сходными и различными признаками, выделяют существенные из них. Таким образом дети подводятся к овладению сенсорными эталонами с помощью дидактических игр.

Речевые игры способствуют развитию речи у детей. Содержание таких игр так же разнообразно и зависит от целей, с которыми их использует педагог. «Путешествие по комнате», «Кто, что делает?», «Назови одним словом», «Скажи по-другому», «Закончи предложение», «Режим дня», «Кому угощение?», «Зоопарк», «Сравни предметы», « Разговариваем по телефону», « Что бывает…. Какое бывает…», « Что сначала, что потом», « Угадай, кто это?», «Живые слова» и др.

Музыкальные игры направлены на решение задач музыкального воспитания в соответствии с программными требованиями. В работе с дошкольниками используются такие игры, как «Кто громче?», «Какой инструмент звучит?», «Повторяй за мной», «Какая песенка звучит», «На чем играю», «Солнышко и дождик», «Кто как поет?», «Веселые нотки» и другие.

Игры природоведческого характера способствуют воспитанию у детей любви к природе. Через игру, в частности дидактические игры, ребёнок, играя, учится понимать закономерности, происходящие в природе, взаимосвязь всего в мире, многое узнает о природных сообществах и явлениях, о роли человека в природе и другое (игры «Когда это бывает», «Что сначала, что потом», «Опиши поры года», «Узнай по описанию», «Птицы перелетные -- неперелетные», «Кто, где живет?», «Парные картинки», «Составь рассказ», «Какая погода?», «Найди ошибку художника» и многие другие).

Для ознакомления с окружающим так же используются различные дидактические игры - «Кто, что делает?», «Что сначала, что потом?», «Кому, что нужно для работы?», «Режим дня», «Загадки», «Что на картинке?», «Чаепитие», «На прогулке», «В театре», «Магазин» и др.

· Дидактические игры по изобразительной деятельности были внедрены в воспитательно-образовательный процесс дошкольных учреждений сравнительно недавно, но их значение очень велико для развития дошкольников, формирования у них знаний, умений и навыков в изобразительной деятельности, декоративно-прикладной деятельности. «Раскрась по образцу», «Что нарисовано», «Дорисуй», «Собери цветок», «Нарисуй по-другому», «На что похож листочек», «Что изменилось?», «Чего не хватает?», «Что за картина?», «Чей орнамент?» - это малая часть дидактических игр, которые можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

Все перечисленные виды дидактических игр организуются педагогом в соответствии с программными требованиями.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на:

· словесные

· настольно-печатные

· с предметами и игрушками

· с картинками

· компьютерные дидактические игры

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего ми преимущественно старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевертышами, часть из которых доступна и малышам в силу образности речевого оформления, построенного на диалоге, близости по содержанию детскому опыту. Помимо речевого развития, формирования слухового внимания с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатываются быстрота реакции, умение понимать юмор. В основе словесных игр лежит накопленный опыт детей, их наблюдения. Задача этих игр состоит в систематизации и обобщении. Они применяются на этапе закрепления и повторения знаний детей («Летает - не летает», «Третий лишний», «Назови одним словом», «Кому, что нужно?» и др.).

Дидактические игры с предметами и игрушками очень разнообразны по игровым материалам, содержанию, организации проведения. В качестве дидактических материалов могут использоваться игрушки, реальные предметы, объекты природы и т.п. Чаще используются в младшем дошкольном возрасте, так как у детей данного возраста преобладает наглядно-образное мышление. Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: расширять и уточнять знания детей, развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация), совершенствовать речь (умения называть предметы, действия с ними, их качества, назначение; описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них; правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания(3, стр.336). Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли.

Игры с картинками используются во всех возрастных группах. Для игр могут использоваться разнообразные картинки, серии картин, в соответствии с программными требованиями.

Настольно-печатные игры так же разнообразны по содержанию, обучающим задачам, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы, содействуют расширению кругозора детей, развивают сообразительность, внимание к действиям товарища, ориентировку в изменяющихся условиях игры, умение предвидеть результаты своего хода. Участие в игре требует выдержки, строгого выполнения правил и доставляет детям много радости. К настольным играм относятся разнообразные игры:

· пособия, типа картинок, предметного лото, домино, тематические игры («Где что растет?», «Когда это бывает?», «Кому это нужно» и др.);

· игры, требующие двигательной активности, сноровки (Летающие колпачки», «Гусек», «Попади в цель» и др.);

· игры типа мозаики;

· настольно-двигательные игры («Бильярд», «Хоккей»);

· интеллектуальные -- шашки, шахматы, игры-головоломки.

Все эти игры отличаются от игр с игрушками тем, что обычно проводятся за столиками, требуют 2-4 партнеров.

В лото ребенок должен к картинке на большой карте подобрать тождественные изображения на маленьких карточках. Тематика лото разнообразна: «Зоологическое лото», «Цветут цветы», «Мы считаем», «Сказки» и др.

В домино принцип парности реализуется через подбор карточек при очередности хода. Тематика домино охватывает разные области действительности: «Игрушки», «Геометрические фигуры», «Ягоды», «Герои мультфильмов» и др.

В играх типа лабиринт, предназначенных для детей старшего дошкольного возраста, используются игровое поле, фишки, счетный кубик. Каждая игра посвящена какой-либо теме, иногда сказочной («Айболит», «Подвиги Персея», «Золотой ключик»). Дети «путешествуют» по игровому полю, бросая по очереди кубик и передвигая свои фишки. Эти игры развивают пространственную ориентацию, умение предвидеть результат действий.

Распространены настольно-печатные игры, устроенные по принципу разрезных картинок, складных кубиков, пазлы, на которых изображенный предмет или сюжет делится на несколько частей. Эти игры способствуют развитию логического мышления, сосредоточенности, внимания. (3)

Компьютерные дидактические игры являются средством закладки у детей основ компьютерной грамотности, ознакомления с языками программирования. Компьютерные игры применяются как дидактическое средство при обучении в самых разнообразных областях воспитательно-образовательного процесса. Таких игр множество, задача педагога - выбрать необходимую, в соответствии с поставленной задачей, возрастом ребенка и программными требованиями. Существуют даже целые программы, состоящие из дидактических игр, систематизированных по определенным программным задачам, направлениям воспитательно-образовательного процесса.

Сорокина предложила классификацию дидактических игр по характеру игровых действий:

· игры-путешествия

· игры-предположения

· игры-предположения

· игры-поручения

· игры-загадки

· игры-беседы

· подвижно-дидактические игры

Цель игры-путешествия -- усилить впечатление, придать познавательному содержанию чуть-чуть сказочную необычность, обратить внимание детей на то, что находится рядом, но не замечается ими. Игра-путешествие отражает реальные факты или события, но обычное раскрывает через необычное, простое -- через загадочное, трудное -- через преодолимое, необходимое-- через интересное. Все это происходит в игре, в игровых действиях, становится близким ребенку, радует его. В игре-путешествии используются многие способы раскрытия познавательного содержания в сочетании с игровой деятельностью: постановка задач, пояснение способов ее решения, иногда разработка маршрутов путешествия, поэтапное решение, задач, радость от ее решения, содержательный отдых. В состав игры-путешествия могут входить песни, загадки, подарки и многое другое. Сюда можно отнести такие игры, как «Путешествие в сказочный лес», «Наш поезд едет в Далекую страну», «В гости к пекарю» и др.

Игры-поручения имеют те же структурные элементы, что и игры-путешествия, но по содержанию они проще и по продолжительности короче. В основе их лежат действия с предметами, игрушками, словесные поручения. Игровая задача и игровые действия в них основаны на предложении что-то сделать: «Собери в корзиночку все предметы (или игрушки) красного цвета», «Разложи колечки по величине», «Достань из мешочка предметы круглой формы».

Игры-предположения «Что было бы..?», «Что бы я сделал...», «Кем бы хотел быть и почему?», «Кого бы выбрал в друзья?» и др. Дидактическое содержание игры заключается в том, что перед детьми ставится задача и создается ситуация, требующая осмысления последующего действия. Игровая задача заложена в самом названии, а игровые действия определяются задачей и требуют от детей целесообразного предполагаемого действия в соответствии или с поставленными условиями созданными обстоятельствами.

Эти игры требуют умения соотнести знания с обстоятельствами, установления причинных связей. В них содержится и соревновательный элемент, например, игра «Кто быстрее сообразит?» (Сорокина)

Игры-загадки - в основе этих игр лежит принцип загадывания и отгадывания загадок, игры могут быть самыми разнообразными по содержанию и организации. Как известно, содержанием загадок является окружающая действительность: социальные и природные явления, предметы труда и быта, растительный и животный мир, в них отражаются достижения науки, техники, культуры. Главной особенностью загадок является логическая задача. Способы построения логических задач различны, но все они активизируют умственную деятельность ребенка. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключения. («Отгадай загадку - покажи отгадку», «Найди, где спрятано», «Путешествие», «Сундучок с секретом» и другие).

Игры-беседы (диалоги) ? основа игр общение воспитателя с детьми, детей с воспитателем и детей друг с другом. Это общение имеет особый характер игрового обучения и игровой деятельности детей. Отличительными его чертами является непосредственность переживаний, заинтересованность, доброжелательность, вера в «правду игры», радость игры. В игре-беседе воспитатель часто идет не от себя, а от близкого детям персонажа и тем самым не только сохраняет игровое общение, но и усиливает радость его, желание повторить игру. Воспитательно-обучающее значение заключено в содержании сюжета -- темы игры, познавательное содержание игры не лежит «на поверхности»: его нужно найти, добыть -- сделать открытие и в результате что-то узнать. Ценность игры-беседы в том, что она предъявляет требования к активизации эмоционально-мыслительных процессов: единства слова, действия, мысли и воображения детей, воспитывает умение слушать и слышать вопросы воспитателя, вопросы и ответы детей, умение сосредоточивать внимание на содержании разговора, дополнять сказанное, высказывать суждение, развивает умение участвовать в беседе. Сюда можно отнести такие игры, как «Сядем рядком да поговорим ладком», «У нас в гостях Незнайка», «Расскажи о себе», «Что случилось с нами..», «Как ты провел выходные», «Где бывали, что видали» и др.

Подвижно-дидактические игры содержат в себе три вида задач: обучающую, игровую, задачу физического воспитания. В ходе таких игр решаются задачи по развитию у ребят физических качеств и умений, а так же происходит закрепление материала, полученного на других занятиях - «К названному дереву беги», «Секрет», «Путешествие», «Отгадай загадку - покажи отгадку» и другие.

Дидактические игры так же можно классифицировать по числу участников в них:

· коллективные

· групповые

· индивидуальные

Коллективные игры организуются со всей группой, групповые - с подгруппой детей, а индивидуальные с 1-3 детьми.

Мы рассмотрели основные виды дидактических игр, теперь остановимся на руководстве педагога дидактическими играми в разных возрастных группах, так как только грамотное руководство со стороны взрослого поможет осуществить задачи, поставленные игрой.

Достаточно простую, но при этом крайне эффективную систему оценки психологического состояния человека, используемую как в России, так и за рубежом, предложил наш соотечественник - ученый Сергей Леонидович Рубинштейн. Методика «классификация предметов», созданная в конце прошлого века, сохраняет статус одной из самых востребованных в современной психологии.

Личность создателя

Сергей Леонидович Рубинштейн - один из самых выдающихся отечественных ученых ХХ века в области философии и психологии. Основываясь на системе философских воззрений на психологическую природу человека, Рубинштейну удалось создать философско-психологическую концепцию человека. В ней обобщались деятельностная, поведенческая, сознательная, духовная и психологическая жизнь индивидуума.

Исследования Рубинштейна и составленные на их основе труды создали фундамент для развития психологии как в России, так и в мире. К примеру, методика «Классификация предметов» используется для оценки психологического состояния человека и в настоящее время.

К сожалению, Сергей Леонидович был вынужден преждевременно прервать свою научную деятельность - разразившаяся война против «космополитов» стала причиной его увольнения.

Одним из итогов скрупулёзной работы С. Л.Рубинштейна является система выявления психологических отклонений, под названием «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложных тестов провести анализ психологического состояния человека. Система была предложена К. Гольдштейном, а развита Л. С. Выготским, Б. В. Зейгарник и С. Л.Рубинштейном.

Развитие патопсихологии

Выделить патопсихологию в отдельную отрасль науки обязали события середины ХХ столетия. Кровопролитные войны и возникающие у участников боевых действия болезни, проявляющиеся в нарушении функций мышления, привели к необходимости поиска новых механизмов борьбы с психологическими расстройствами.

Известнейшие ученые-психологи, в том числе С. Л. Рубинштейн, помогали реабилитироваться больным в военных госпиталях. Их опытные исследования внесли неоценимый вклад в отечественную психологическую науку, а также в процесс достижения победы.

Именно в годы ВОВ были накоплены бесценные эмпирические данные, заложенные в основу патопсихологической науки, сформированной как обособленный институт знания лишь к 80-м годам, а также разработана «Классификация предметов» - методика, позволяющая путем несложного анализа выявить психологические болезни у испытуемого.

Принципы патопсихологии

Патопсихологией является дифференцированное направление клинической психологии.

  • Предмет изучения - психические отклонения и расстройства.
  • Задача - выявление причин возникновения болезни, степень ее прогрессирования и поиск способов излечения от данного недуга.
  • Методы - психологический анализ и тесты, позволяющие провести анализ психологического состояния человека, выявить навыки дифференциации, идентификации предметов, мышление.

Одной из самых распространенных среди них является «Классификация предметов» - методика, составленная С. Л. Рубинштейном для выявления психологических расстройств у человека, в частности, проблемы с логикой и умозаключениями.

Способ анализа - эксперимент. В отличие от классических инструментов психологии - тестов, эксперимент не имеет временных ограничений. Наоборот, такой показатель, как время выполнения задания, позволяет, в зависимости от степени сложности поставленной задачи, сделать достоверные выводы о психологическом состоянии испытуемого.

Значение методики «Классификация предметов»

«Классификация предметов» - методика, предназначенная для анализа концентрации внимания испытуемого, а также для оценки его общей работоспособности. В отличие от иной методики - "Исключение предметов", где акцент направлен на анализ логического мышления человека, изучение обоснованности предложенных им обобщений, т. е. путем индукции, метод классификации подразумевает дедуктивный анализ. Процедура «классификации» предметов является более трудоемкой, нежели их «исключения». В связи с этим от испытуемого требуется высокая работоспособность.

Методическое сопровождение

Сегодня в каждом первом учреждении здравоохранения, а также в детских садах и школах для изучения психологического состояния людей используется методика «Классификация предметов». Стимульный материал, применяемый для анализа - колода карт с изображениями, соответствующими психологическому состоянию и настроению больного. По разным источникам, колода должна состоять из 68-70 карт. В связи с тем, что методика регулярно усовершенствуется, вполне возможно, что их число будет постепенно возрастать или уменьшаться.

Главное условие для методического материала - использование карточек установленного образца. Изображение, основные штрихи на рисунке, его цвет и вид, а также бумага должны быть выполнены в соответствии с разработанным лабораторией экспериментальной патопсихологии Института психиатрии Министерства здравоохранения РСФСР шаблоном. Так как все указанные показатели имеют важное значение для эксперимента, итоги исследования, выполненного с использованием не соответствующих стандарту карточек, являются недействительными.

Типовые изображения карточек

Стоит отметить, что методика «Классификация изображений предметов» подвергалась модернизации - было предложено заменить изображения на карточки с соответствующими им словами. Как показал опыт, методика «Классификация слов» отличается легкостью обобщения, но трудностями в области концентрации внимания и памяти.

Список слов (примеры):

  • яблоня;


Порядок проведения

Одним из самых простых способов обнаружения психологических отклонений является методика «Классификация предметов». Инструкция к проведению исследования:

  • Этап 1. «Глухая инструкция» - испытуемому предлагают разложить карточки, предоставленные для проведения эксперимента, по группам. При этом испытатель не дает четких инструкций о том, по какому критерию следует объединять указанные на методических карточках понятия. Если испытуемый задает вопрос о том, как следует формировать группы, руководитель эксперимента должен порекомендовать ссылаться лишь на собственное мнение.
  • Этап 2. Перидическая оценка - руководитель эксперимента должен спросить у испытуемого о критериях группировки. Все высказывания необходимо регистрировать в контрольном бланке. Если формирование групп было проведено на основании правильных критериев, руководитель должен похвалить или подвергнуть критике работу испытуемого. Реакцию испытуемого также необходимо зафиксировать в контрольном бланке.
  • Этап 3. Руководитель предлагает объединить созданные группы карточек в более крупные. Критерий обобщения также остаётся за испытуемым.

Особенности детской патопсихологии

Для изучения психологического состояния детей также используется методика «Классификация предметов». «Детский» вариант порядка проведения исследования практически ничем не отличается от «взрослого». Исключение составляет лишь количество карт. Для работы с детьми, в зависимости от их возраста, необходимо удалить из колоды все карты с изображениями, неизвестными ребенку. В случае успешного прохождения испытания, в качестве эксперимента и для определения уровня его развития можно предложить добавить в каждую из групп по «взрослой» карточке, обязательно выяснив причину выбора той или иной совокупной группировки.

Однако, ввиду высоких психологических, умственных и временных затрат, указанная методика редко используется для анализа психологического состояния детей. Исключение составляют исследования для выявления шизофренических процессов. В подобных случаях добиться достоверных показателей возможно лишь путем использования данных методик в совокупности - классификации и последующего исключения предметов.

Анализ экспериментальных данных

Проблемы психологического развития с высокой степенью вероятности врачам демонстрирует методика «Классификация предметов». Интерпретация результатов свидетельствует о наличии того или иного заболевания и зависит от следующих факторов:

1. Правильность выделения классификационного признака.

2. Логичность формирования групп.

При этом стоит обратить особое внимание на обоснование выбора отнесения картинки к той или иной группировке. К примеру, некоторые испытуемые относили ложку к инструментам, так как с ее помощью женщины штопают колготки, а уборщицу - к медперсоналу, ссылаясь на стерильность.

Также следует уделить внимание упорству, с которым испытуемый доказывает свою точку зрения.

Соотнесение результатов психологических методик

Данные, полученные в результате проведения методики «Классификация предметов», принято анализировать сквозь призму данных методики «Исключение предметов», так как две указанные системы анализа психологического состояния человека направлены на изучение рациональности мышления. Полученная в результате их проведения информация демонстрирует полную патопсихологическую картину индивида.

Также использовать указанную методику возможно и с иными тестовыми и экспериментальными системами. Однако не стоит забывать, что при наличии у человека психологических заболеваний каждый из проведенных анализов потребует большого объема трудовых затрат, в связи с чем эффективность каждого последующего эксперимента будет снижаться.

Безусловно, проведение эксперимента и анализ его результатов требует соответствующих знаний и навыков. Однако если вы решили провести общий анализ психологического развития ребенка, можно также воспользоваться методикой «Классификация предметов». Безусловно, точные данные получить не удастся, но заполнить игровое время занимательными заданиями будет крайне полезно.