Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Как объяснить ребенку как беспокоятся родители. Ребёнок не уважает родителей

Как научить детей уважать родителей? Какие ошибки совершают родители в воспитании детей? Что они делают не так? Почему вместо почета и уважения родители видят эгоизм детей? Современные дети не знакомы с понятием «авторитет». Авторитет родителей уже давно разрушен. Что можно сделать?

Думаю, эти вопросы волнуют каждого, у кого есть дети. Очень часто в отношениях с детьми мы чувствуем их привязанность и любовь, но не видим уважения по отношению к себе.

Все мы подсознательно понимаем разницу между любовью и уважением, хотя бывает трудно объяснить её на словах.

Я хотела бы начать с того, что дети – это наши зеркала, хотим мы это признавать или нет, но это так. И если наши дети относятся к нам неуважительно, пренебрежительно и перестают заботиться о нас, то это только потому, что мы к ним когда-то относились точно также.

Предвижу негодование многих мам, которые готовы мне возразить – я-то, мол, всю свою жизнь посвятила ребёнку, а что в ответ?

Так кто вам сказал, что ребёнку нужно, чтобы вы ему посвящали всю себя и свою жизнь?

Давайте попробуем разобраться в понятиях «уважение» и «любовь». И как можно научить детей уважать родителей?

Что же такое уважение и любовь? Это одно и то же?

Многие знают, как ответить на вопрос:

- “Любишь ли ты?”
- “Да”.
А вот вопрос: “Уважаешь ли ты?”- многих ставит в тупик.

Проблема современного брака, как раз и заключается в отсутствии уважения друг к другу.

В основном все создают семьи по любви, но никто в этот момент не думает об уважении.

Именно наличие уважения друг к другу помогает сохранить любовь на многие годы и помогает растить детей в благоприятной атмосфере.

Любовь - чувство свойственное человеку, это глубокая привязанность к другому, глубокая симпатия. Любовь рождается в сердце, она всё принимает и всё прощает.

Уважение - позиция одного человека по отношению к другому, признание его достоинств. Уважение рождается в разуме, оно избирательно.

Это чувство предполагает справедливость, равенство прав, внимание к интересу другого человека, его убеждениям.
Уважение предполагает свободу и доверие.

В каждой культуре есть своё сложившееся представление о нем. В восточной семье женщина уважает мужчину только потому, что он мужчина, её воспитывают в уважении к мужчине и старшим.

Женщина беспрекословно должна ухаживать за мужем, слушаться его, служить ему.

В Индии большое почтение женщина показывает, когда моет ноги своему мужчине

В Египте появиться перед мужем в неподобающем виде - в старом халате и непричесанной - признак неуважения. Самым страшным проступком в египетской семье, после которого супруг имеет право выгнать жену из дома навсегда - это сказать ему, что он не обеспечивает семью. Ведь тем самым жена ставит под сомнение мужественность своего супруга.

В современной семье уважение между мужчиной и женщиной перестало занимать важное место.

Женщина совершенно не уважает мужчину и с полным правом считает, что его не за что уважать. Мужчина также не испытывает почтения к женщине. В современном браке стёрлись границы между мужчиной и женщиной, мы перестали относиться друг к другу с уважением.

Конечно, в современном мире роль мужчины и женщины сильно изменилась, и это породило пока только проблемы.
Жена перестала видеть в муже мужчину, а муж перестал видеть в жене женщину.

Если женщина не уважает мужчину, как она может уважительно относиться к сыну? Она будет его любить, но она не будет уважать в нем мужчину, потому что она не испытывает почтения к мужскому полу.

Как отец будет уважать дочь, если он не уважает свою жену?

Он будет любить дочь и будет к ней нежно привязан, но он не будет уважать в ней женщину.

Сын, видя отношение матери к отцу и другим мужчинам, будет примерять это отношение на себя и свою мужскую принадлежность, тоже самое будет происходить с дочерью.

Уважение - это почтительное отношение друг к другу, к уму и способностям, к интересам и увлечениям, к принятым решениям, желаниям.

К 3-м годам у ребёнка начинает формироваться позиция «Я сам».

Он впервые начинает проверять свои способности на выполнение тех или иных задач.

Если родители неуважительно в этот момент отнесутся к его позиции «Я сам», посмеются, не дадут что-либо сделать, подчеркнут, что он слишком мал или у него «дырявые руки», о каком уважении может идти речь?Научить детей с почтением относиться к родителям можно только тогда, когда родители будут уважать друг друга и ребёнка.

Если в семье принято подтрунивать друг над другом, язвить, отпускать колкие замечания, принижать, сомневаться в способностях, это становится нормой.

Если родители не уважают ребёнка и друг друга, то ребёнок никогда не будет уважать родителей. Он может бояться их и из страха показывать уважительное отношение, но до настоящего уважения будет далеко.

Уважать человека - это значит соблюдать его личностные границы (телефон, компьютер, ежедневник, дневник).

Родители не считают нужным стучаться в комнату своих детей, думая, что у них не может быть своих секретов. А ведь это посягательство на личную территорию.

Родители могут беспардонно прервать ребёнка, когда он занимается своими делами, потребовать, чтоб он всё оставил, только потому, что подошло время обеда, бесцеремонно переключить канал на телевизоре.

Как при таком отношении ребёнок будет уважать родителей?

Почтительное отношение к родственникам и друзьям также может служить для ребёнка примером уважения.

Если за гостями закрывается дверь, и кто-то начинает обсуждать их, о каком уважении может идти речь?

В каждой семье должны быть свои ритуалы, которые показывают уважение к праздникам и традициям.

Подать мужу первому тарелку, принести чай, когда он просматривает газеты, встретить у двери, обнять и поцеловать - это уважение. А если жена, не отрываясь от своих дел, недовольно буркнет: “Подогрей сам, ужин на столе”, - где здесь пример для уважения?

Такое же уважительное отношение должно быть и у мужа к своей жене - поблагодарить её за ужин, поцеловать, обнять, предложить свою помощь по дому.

Только такие отношения в семье будут воспитывать в ребёнке уважение к родителям.

Уважение - это такое чувство, которое меньше всего подвергается влиянию времени, в отличие от любви.

Для многих понятия любви и уважения тесно сплетены, и человек думает, что если он любит, то автоматически уважает.

Нет, это не так.

Любовь рождается чувствами и живёт в сердце.

Уважение рождается разумом, живёт в голове и подразумевает определённую дистанцию.

Подчиняясь разуму, уважение всегда находит качества, за которые можно уважать человека.
Уважение не возникает на пустом месте. Уважают всегда за что-то.
Любить можно и нужно просто так.

Мы уважаем людей за характер, за какие-то личностные качества, за достижения, за всё то, что человеку даётся в результате его собственных усилий и работы. Это то, что человек приобретает в течение своей жизни или то, что даётся ему от рождения.

Своего ребёнка нужно очень хорошо знать, уметь видеть в нём качества и черты характера достойные уважения, стараться уважительно относится к его особенностям.

Если он медлительный, то не высмеивайте это качество, оно может быть очень полезным при выполнении какой-нибудь скрупулёзной работы.

Если наоборот, ребенок неусидчивый, то это может пригодиться ему в его активной жизни.

Другая причина отсутствия уважения - неумение соблюдать границы другого человека, особенно ребёнка.

Мы воспринимаем ребёнка, как свою собственность и не хотим ничего слышать о его желаниях.

Как только стираются границы межу вами и вашим ребёнком, то ни о каком уважении с его стороны не может быть и речи.

Уважение – это, прежде всего, соблюдение дистанции и уважение личностных границ.

Уважение рождается только в определённой дистанции в отношениях.

А если вам необходимо быть максимально близко к ребёнку, у вас нет своей жизни, то ребёнок не будет вас уважать, потому что вы слишком привязаны к нему. Для возникновения уважения нужна дистанция, эмоциональная отдаленность, нужно пространство.

Подлинное уважение - не нейтральная и холодная позиция, это наличие личного пространства каждого.

Настоящее уважение в семье - это единство любви и уважения. И хотя эти понятия очень разные, они дополняют друг друга.

Любовь без уважения превращается в неуправляемое чувство, которое стремиться подчинить себе другого, лишить его свободы.

Уничтожение границ человека может иметь очень разрушительные последствия.

Без любви уважение лишается души и становится сухим соблюдением правил и формальностей.

Чтобы дети уважали родителей, надо восстановить уважение ко всем членам семьи, в том числе и к ребёнку.

Когда вы уважаете ребёнка, вы не употребляете язвительные слова, в вашем голосе не звучат презрительные нотки, ваше лицо не кривится так, как будто вы видите нечто крайне неприятное вам.

  • 3-7 лет
  • 7-12 лет
  • подросток
  • Многие бабушки и дедушки, мамы и папы последние десятилетия задаются вопросом «Что же стало с нынешним поколением? Почему молодежь не уважает взрослых?». Не приму на себя ответственность рассуждать, действительно ли это так, и был ли «раньше» среднестатистический показатель вежливости по стране или нет… Но могу с уверенностью заявить, что на одного невежливого и не проявляющего уважения ребенка, есть, как минимум один, такой же невежливый взрослый.

    Получается, что если ваш ребенок не проявляет уважения ко взрослым, то, вероятно, и вы сами не относитесь к окружающим с пиететом. Что же такое уважение и с чего начинать, воспитывая ребенка?

    Уважение – это позиция одного человека по отношению к другому, выражающаяся в признании его достоинств . Это значит, что ребенок должен видеть и уметь признавать, что каждый человек имеет достоинство, что у него самого оно есть.

    Семья

    Начинать надо с семьи. И, в первую очередь, с себя. Показывая своему чаду, что вы уважаете его и его мнение, вы делаете огромный шаг к тому, чтобы он сам с удовольствием проявлял уважение к вам. Для достижения этой цели объясняйте ребенку , что и почему вы делаете, дайте ему понять причинно-следственную связь: «Мы не шумим в комнате после 10 вечера, потому что братик/папа/бабушка/соседи спят, а мы уважаем их право на отдых», «Я прошу тебя убирать вещи на их места, потому что мы все ценим и уважаем труд друг друга».

    Помимо этого, для взаимного уважения очень важным фактором является соблюдение границ каждого из членов семьи. Если вы хотите, чтобы ребенок стучался к вам в дверь перед тем, как войти – стучитесь и в его дверь. Ребенок также, как и взрослый, имеет право на личное время и пространство.

    Проявляя уважение и заботу по отношению к вашему партнеру , вы показываете ребенку значимый жизненный урок. Наблюдая за тем, как проявляется уважение в его семье, у ребенка формируется картина того, КАК это реально работает. Родителей мальчика, наблюдающего за тем, как его отец помогает надевать пальто матери и открывает перед ней двери, вряд ли вызовут в школу из-за подножек одноклассницам и лягушек в портфеле.

    Личный пример и правила

    Немаловажно показывать на собственном примере проявление уважения и благодарности к окружающим людям.

    Научите ребенка говорить «пожалуйста» продавцу, объясните, почему необходимо говорить «спасибо» официанту, почему надо извиниться, если случайно кого-то задел или наступил на ногу. А главное, не просто объясняйте, а показывайте это на своем примере.

    Расскажите, что обсуждать людей - это невоспитанность. Если надо что-то сказать, то только тому, кому это предназначается услышать. А взрослые вообще должны быть «неприкасаемыми» в этом вопросе. И не забывайте сами выполнять эти правила.

    Составьте список того, что делать категорически запрещается: нельзя дерзить родителям, бабушкам и дедушкам, воспитателям, учителям и соседям, нельзя ругаться непристойными словами и прочее. Есть вещи, которые делать категорически нельзя, и есть те, которые делать нежелательно, - это ваш ребенок должен усвоить с раннего детства.

    Если вы требуете от ребенка того, чего сами не придерживаетесь, у него вскоре возникнет обоснованное чувство несправедливости и обиды.

    Объясните ребенку правила этикета. Со знаниями этикета не рождаются, это приходит в процессе социализации и научить этому должны родители, а не детский сад или школа, хотя, безусловно, и школа, и сад имеют колоссальное влияние. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок способен привыкнуть к некоторым простейшим правилам, таким как слова приветствия, благодарности, обращение к чужим взрослым на «Вы», правила поведения за столом, а также в общественных местах и в транспорте. Поверьте, одного – двух разъяснений будет достаточно, остальное ребенок усвоит из собственных наблюдений.

    Учите своего ребенка заботе и труду. Выделите для ребенка несколько домашних дел в соответствии с его возрастными возможностями. По мере взросления объем и сложность обязанностей слегка увеличиваются, а понимание смысла и значимости труда приходят безболезненно и сами по себе. В норме ребёнок хочет заботиться и помогать родителям, и, если родитель принимает эту заботу с благодарностью, желание ребенка усиливается. Проявите любовь и терпение к его ошибкам, и принцип взаимного уважения и благодарности не заставит себя ждать.

    Виктория Вострецова

    Сегодня на женском сайте «Красивая и Успешная» мы поговорим о взаимоотношениях родителей и детей. Как научить ребенка уважать родителей?

    Что такое уважение?

    Уважение – это отношение одного человека к другому. И его (уважение) нужно заслужить. Поэтому задача родителей — построить отношения в семье, где царят любовь и взаимоуважение.

    Я иногда смотрю один проект на ТВ «Дорогая, мы убиваем наших детей». На мой взгляд, программа хорошая, хоть многие считают, что все играют подставные люди. Подставные это герои или нет — суть не в этом. Главное то, что ведущий психолог Дмитрий Карпачов дает дельные советы и открывает глаза взрослым на многие вопросы воспитания и взаимоотношений в семье. В том числе он рассказывает о причинах, почему дети не уважают родителей.

    Так вот, ведущий часто повторяет слова о том, что если в семье возникают какие-то проблемы, значит, нужно менять не детей, а родителей.

    В одной из передач мать жалуется ведущему на то, что ее взрослая дочь совсем ее не уважает. На что ведущей ей отвечает: «А за что она должна Вас уважать?» Давайте мы с вами задумаемся, может ли дочь уважать мать с ее вечными пьянками, скандалами, орами и матюками? Ведь многие взрослые считают, что их уважать нужно только за то, что они родили детей, затем одевали их и кормили. Но разве это не обязанность родителей – заботиться о своих детях?

    Как говорят в народе: «Что посеешь, то пожнешь». Думаю, что эта пословица имеет прямое отношение к нашей теме. Хотите, соглашайтесь, хотите – нет, но дети как зеркало.

    То есть, если дети относятся к взрослым неуважительно, значит, родители к ним относились неуважительно.

    Почему дети, когда вырастают, не уважают родителей? Потому что их этому не научили! Потому что они не знают, что такое уважение!

    Боится — значит уважает

    • Мама работает – работают все! То есть, если на уборку отведено от 15 минут до получаса, то подключаются все. И только после этого начинают заниматься своими делами.

    Либо же приучайте детей к другим правилам:

    • Если родители работают, то дети в это время должны либо тоже работать, либо не мешать. То есть, научите малышей ждать, пока родители закончат свою работу.
    • Если мама устала, она должна отдохнуть, а затем поиграть с детьми.
    • Если не хочешь ждать – начни работать рядом. Если не работаешь, не мешай тем, кто сейчас трудится.

    Правило № 5. Ваш пример – заразителен

    Дети под копирку перенимают стиль отношений в семье. Если показывать уважительное отношение к другим людям, тогда и дети будут делать так же. Задайте себе вопрос, как вы относитесь к взрослым, близким, родным. Может, дети повторяют ваше отношение?

    Правило №.6. Вещи – не замена любви

    Мы сейчас так мало находим времени для своих детей. Многие взрослые стараются «откупиться» от невнимания подарками. Но вещами любовь не заменишь. Так делать не нужно. Ваши частые подарки дети начнут воспринимать как само собой разумеющееся. В будущем это аукнется враньем, истериками – так повзрослевшие дети будут добиваться того, что хотят. Родители мне должны!

    Лучше находите время, чтобы больше проводить его с детьми. Хотя бы раз в неделю должно быть совместное времяпровождение.

    Правило №7. Последнее китайское предупреждение

    Приучайте детей с самого детства слышать вас с первого раза. Это очень важно для тех, кто хочет найти ответ на вопрос, как воспитать ребенка и научить его уважать родителей. Обязательно оговорите с детьми их обязанности и правила поведения в семье. Если сын или дочь не выполняют свою обязанность, наказывать нужно сразу. Не должно быть никаких «последних китайских предупреждений». Дети должны понимать, что наказание последует сразу.

    Женский сайт сайт ни в коем случае не призывает к физическим наказаниям! По нашему мнению, наказание – это ограничение в чем-то. Например, в любимой игре или сладостях. Более подробно о том, как наказывать, мы рассказывали в статье о реальности .

    Как видите, есть много нюансов, которые нужно учитывать тем, кто хочет научить детей уважать взрослых. Переучить, перевоспитать подростка без помощи специалистов фактически невозможно. Конечно же, бывает, что и «на болоте лилии расцветают», но в большей мере все зависит от нашего общения с детьми. И только от нас зависит, подаст ли он нам в старости ту самую чашку воды.

    Доводилось ли вам слышать из уст родителей подобные фразы, адресованные ?
    "Сколько можно повторять, ты что - с первого раза не понимаешь"?
    "Я тебе сказала: это был последний раз, когда я повторила, я тебе ещё раз повторяю, что больше повторять не буду"!
    "Ну, неужели мне нужно обязательно наорать на тебя, чтобы ты слушался!? Ты меня вообще не слышишь, что ли"?

    Подобные речи сегодня совсем не редкость . Быть может, вы и сами родитель и замечали такие слова и за собой. Вы требуете, чтобы он перестал носиться по дому, но ребёнок будто не слышит вас, возразить вашему требованию нечего, но ему просто хочется бегать по дому, и он игнорирует ваши слова. Вы говорите, что пора выключать компьютер до тех пор, пока не будет сделана домашняя работа по математике, но в ответ либо молчание (и продолжение стрельбы по монстрам), либо нетерпеливое "Отстань!", а после напоминания через 15 минут возможно даже агрессивное "Ну, щааас, я же сказал!".

    Так вот, считать всё это нормой , и всплеснув руками, пожаловаться на судьбу - вовсе не нормально. Такое поведение сегодня стало совершенно обычным, но это вовсе не норма, это признак того, что как моральный авторитет вы для ребёнка полный ноль, и он выполняет ваши просьбы только в двух случаях:
    1. Они нравятся и выгодны ему самому.
    2. Он боится наказания, которое вы можете ему устроить (отшлёпать, накричать, поставить в угол).

    Полагать второй вариант за действенный воспитательный метод - ошибочно, это крайняя мера, которая никак не делает вас более авторитетным в глазах ребёнка. Вы просто воспользовались властью и физическим превосходством, но вы не стали реальным представителем "легитимной" власти в глазах своего ребёнка. Ваши слова - по-прежнему пустое место, и слушать их нужно только тогда, когда обратное угрожает наказанием.

    Здоровые отношения между ребёнком и родителем выглядят иначе. Ребёнок реагирует на слова мамы и папы всегда, если они обращены к нему. Если ему что-то не нравится, он, конечно, может возражать, но всегда повинуется. Прежде, чем высказывать свои жалобы и возражения, убеждая вас разрешить ему поиграть в мяч в квартире, он сперва останавливает игру и кладёт мяч на место. А когда вы обращаетесь к своему ребёнку по имени, в следующее мгновение вы уже видите его глаза.

    Чтобы наладить такие отношения , браться за этот воспитательный процесс лучше, как можно раньше. При этом, обязательно нужно учитывать, что ребёнок - личность ещё не сформировавшаяся, и не смущаться, что процесс приучения к послушанию на некоторых этапах так сильно смахивает на дрессировку.

    Начните с простых просьб , которые ребёнок будет выполнять с удовольствием. Сделайте из послушания игру. "Сергей, поймай мячик! Молодец! Покажи, где папа? Умница!". С самого малого возраста нужно закреплять в ребёнке логику "послушание = удовольствие, радость". Ещё раз - не бойтесь, что малыш превратится в дрессированное животное, всё это само "отпадёт", когда он повзрослеет и его разум окрепнет, станет самостоятельным. Пока же очень важно, чтобы он слушался вас беспрекословно.

    Отдельно научите чуть повзрослевшего ребёнка прибегать к вам на первый же ваш зов. Подкреплять такое поведение, опять-таки, нужно положительным стимулом. Иногда это какая-нибудь вкуснятина, иногда просто мамин поцелуй и ласка, но ребёнок должен привыкнуть прибегать к вам с радостью, тогда такое поведение закрепится и в более старшем возрасте.


    Наращивайте требования постепенно, но регулярно. Только усложнение порождает развитие. С взрослением вашего , вам постоянно придётся определять, для каких дел он уже достаточно взрослый, к чему уже готов. Завязать самостоятельно шнурки, вытереть себе нос своим личным платочком, добраться до школы без взрослых, приготовить завтрак себе и родителям, самостоятельно учиться, лишь раз в неделю приходя с отчётом, дневником и новостями школы за неделю. Но не слишком давите, если вы видите, что малыш ещё не справляется с вашими требованиям, сокращайте их. Медленное развитие в этом плане куда предпочтительнее, чем испортившиеся отношение вашего ребёнка к послушанию, как таковому, что может произойти, если попытки следовать вашим требованиям постоянно оборачиваются неудачами.

    Контролируйте выполнение данных вами заданий - всегда. При этом, не вы должны приходить каждые двадцать минут в его комнату и следить, чтобы ребёнок учился, а не зависал в социальных сетях, а сам ответственный молодой человек выполняет все задания и приходит к вам для контрольных вопросов. Приучайте ребёнка, что каждое данной мамой и папой задание стоит того, чтобы сообщить им потом о его выполнении. И не забывайте о похвале. Если вы не будете достаточным образом хвалить вашего ребёнка за послушание, то и ваше недовольство при обратном поведении не будет ничего стоить.

    Необходимо также не давать ребёнку забыть, что он не самый главный в доме. Он должен понимать, что у родителей могут быть дела, куда более важные, чем игры с ним. Если отец занят у себя в кабинете, его нельзя тревожить, если мать собирает вещи для поездки или заполняет бумаги, то она не будет с ним играть, и не будет реагировать на нытьё.

    Ну, и последнее (отнюдь не по значимости) - не девальвируйте собственных угроз. Иногда ребёнок всё равно не будет слушаться, и воспитание будет проигрывать природе. Будьте уверены в таком случае, что ваше мягкосердечие не испортит характер ребёнка. Если вы пообещали лишить его компьютера на неделю за отвратительное поведение, то придерживаться своего ультиматума придётся в полной строгости, хотя и очевидно, что вы помиритесь уже не следующий день.

    Не переживайте, вам не придётся думать , когда пора заканчивать с такой политикой отношений с ребёнком. В 12-13 лет он сам начнёт выходить из-под вашего крыла, начнётся битва авторитетов. Но она пройдёт безболезненно (относительно), если к тому моменту ребёнок будет уже научен слушаться вас, и вы будете реальным авторитетом для него (а не просто носителем ремня), тогда со временем он сможет стать вашим другом, а не подопечным и подчинённым.

    Ребёнок не уважает родителей — к сожалению так бывает.А как заставить ребёнка уважительно относиться к труду родителей по обеспечению порядка в доме? Что делать, если многие поступки ребёнка говорят о неуважении ребёнком родителей, о безответственности и невнимательности подростка и бесправности родителей? Попробуем немного пролить свет на проблему: как добиться уважения своих желаний ?

    Ребёнок не уважает родителей и перечень проблем может быть разнообразным.
    — Не делает работу по дому.
    — Ругается дома, обзывает.
    — Пачкает все в доме.
    — Пользуется без спроса одеждой и косметикой родителей.
    — Крадет деньги.
    — Не убирает за своей собакой.
    — Требует денег.
    — Принимает друзей, устраивает дома вечеринки, пока родители на работе.
    — Бездельничает: не хочет ходить ни в школу, ни на работу.
    — Вмешивается в личную жизнь родителей.

    Если перечисленное выше случается с вами, то будьте уверены, что в определенном смысле вы сами позволили, чтобы к вам так относились. Чтобы избавить вас от подобных отношений с ребенком, мы предлагаем научиться отстаивать себя .

    Для того чтобы сделать это, надо усвоить последовательность действий по

    развитию настойчивости и самоуважения .

    1. Научитесь удерживать ваши цели в сознании.

    Испытывая трудности в отношениях с ребенком, помните, что ваша главная цель — быть счастливым и видеть, что ваш ребенок — ответственный и порядочный человек.
    Однако в условиях стресса мы начинаем вести себя так, как если бы нашими целями были: «Доказать, что я прав», «Доказать, что я хороший родитель», «Что же подумают другие люди?», «Как же должно быть с точки зрения общества?», «Кто же выиграет, одержит верх?».
    Мы просим вас, несмотря на все стрессы и неудачи, помнить, к чему вы на самом деле стремитесь. То есть, прежде чем что-либо сделать или сказать своему ребенку, подумайте, ради чего вы это делаете и говорите. Что является конечной целью ваших действий? Другими словами, что вам важнее — мнение соседки или то, какие человеческие качества вы воспитаете в своем ребенке?

    2. Постарайтесь сохранять положительное представление о вашем ребенке.

    Поверьте, что ваш ребенок изначально является положительным, ответственным, хорошим человеком и что он, как и все другие, хочет в своей жизни справедливости, любви, взаимопомощи между людьми. Когда вы оказываетесь лицом к лицу с ребенком, обращайтесь к той его исходной составляющей, которая хочет всего этого.
    Все люди воспринимают мир по-разному. Есть модель восприятия через принятие, так называемая модель «к». А есть модель восприятия через отрицание — «от». Например, придя в магазин, чтобы купить нужное платье, люди, принадлежащие к первой модели, скажут, что им нужно платье определенного размера и для определенных целей. Люди, принадлежащие ко второй модели, начнут перечислять, каким это платье не должно быть — оно не должно мяться, оно не должно быть коротким и так далее.
    Мы призываем вас в общении с ребенком придерживаться первой модели. Говорите ему, каким вы хотите его видеть и чего вы хотите добиться во взаимодействии с ним.

    3. Попробуйте изменить свою установку.

    Способ вашего восприятия ситуации, в которой находитесь вы и ваш ребенок, влияет на нее. Ваша установка воздействует на ребенка в гораздо большей степени, чем его установка на вас. Возьмите же на себя ответственность за создание доминирующего настроения или атмосферы во взаимоотношениях с ребенком и не позволяйте втянуть себя в состязание, навязать себе установку «Кто же победит?», даже если это — установка вашего ребенка. Помните, что лишь сохраняя положительную установку в отношении вашего ребенка, вы окажете позитивное влияние на ту проблему, которая существует между вами.

    4. Позаботьтесь о равных взаимоотношениях.

    Обычно дети, родители которых считают себя обязанными обеспечивать их, заботиться о них, принимать за них решения, уверены, что они вправе требовать, чтобы их обеспечивали, о них заботились, им давали, и все это без какой-либо отдачи с их стороны. И если то, что предлагают им родители, не соответствует их ожиданиям, они чувствуют себя обманутыми и рассерженными.

    Если что-либо из этого соответствует отношениям, установившимся между вами и ребенком, то вам пора составить для себя Декларацию прав человека и принять решение защищать ее. Эта декларация может быть примерно такой:

    — Мой ребенок и я — как люди — имеем равные права.
    — Мой ребенок отвечает за заботу о своих нуждах и своем счастье, а я несу ответственность за заботу о своих нуждах и своем счастье.
    — Моя главная задача состоит в том, чтобы быть верным моему внутреннему Я. Поступая так, я принесу пользу и тем, кто меня окружает.
    — Наилучший родитель — не раб и не господин, но человек, обладающий теми же правами, что и другие люди.
    — Самое лучшее, что я могу дать детям, — это пример того, что вполне приемлемо проявлять заботу о своих собственных чувствах, нуждах и представлениях и быть счастливым.

    5. Определите ваши права.

    Если вы решили, что вам нужно установить более равноправные взаимоотношения со своим
    ребенком, то вы должны определить, каковы ваши права, и начать отстаивать их. При этом вы должны знать, что другие люди, когда их некоторое время обслуживают, начинают думать, что так и должно быть, что это их право, и они будут сопротивляться, если вы предложите им нечто иное. Поэтому в том случае, когда вы впервые провозглашаете свои новые права, вам, вероятно, придется переучить вашего ребенка так, чтобы он их принял.

    Это похоже на историю о том, как сын садовника и принц на протяжении многих лет играли в шашки, и сын садовника всегда делал так, чтобы принц мог выиграть. Через некоторое время оба уже считали, что принц имеет право выигрывать, а у сына садовника этого права нет просто потому, что так было всегда. Если же теперь сын садовника захотел бы установить свое право на справедливый выигрыш, то ему потребовалось бы пройти своего рода переподготовку, в то время как принц вполне мог бы воспротивиться этому, возмутиться, почувствовать, что с ним обращаются несправедливо.

    Вот несколько формулировок тех прав, которые многие родители приняли и решили отстаивать:

    — Право побыть одному.
    — Право иметь свои собственные отношения с супругой (супругом) и друзьями.
    — Право быть свободным от страха насилия.
    — Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества.
    — Право на личное время.
    — Право на уважительное обращение.
    — Право на равноправные взаимоотношения.
    — Право на нормальные, разумные тишину и спокойствие.
    — Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, и не содержать кого-то на иждивении.

    Кстати, эти права не так уж отличаются от тех, что хотят иметь дети. Обязательно убедитесь, что вы предоставили ребенку права, эквивалентные тем, которые теперь желаете иметь сами, так чтобы у вас могли быть действительно равные отношения.

    6. Не бойтесь столкновений.

    Следующее, что надо сделать после выяснения ваших прав и принятия решения отстаивать их, — проработать возможные столкновения с ребенком, которые могут последовать за этим, и преодолеть страх перед ними. Ведь дети могут заявить: «Ты не заботишься обо мне», «Я ненавижу тебя», «Я сбегу из дома» и пр. Они могут терроризировать вас молчанием или же всем своим мрачным видом показывать, как плохо с ними обращаются. Они могут закатывать истерики и ломать вещи.

    Но чем меньше вы боитесь всего этого, тем меньше вероятность того, что это случится. Так происходит потому, что всякое поведение такого рода — это шантаж, вымогательство: ребенок делает все для того, чтобы оказать на вас давление, вынудить пойти ему на уступки. Ни один нормальный ребенок не будет закатывать истерик тому, на кого они явно не производят никакого впечатления.

    Если же вы вообще боитесь столкновений с людьми, то подобные ситуации с вашим ребенком дают вам шанс освободиться от этого страха. После того как вы успешно справитесь с несколькими стычками, вы почувствуете себя увереннее и, возможно, обнаружите, что эти столкновения стали реже и слабее.

    7. Постарайтесь быть открытыми.

    Когда вами начинает овладевать неприятное переживание — страх перед общением, беспокойство по поводу его результата, неуверенность в том, что следует сделать или сказать — вы должны начать проявлять заботу о самом себе, концентрируясь на своем внутреннем «Я». Вы можете спрашивать свое «я» о том, что оно ощущает, и затем выражать эти ощущения тому, кто есть перед вами:
    — Я затрудняюсь сказать что-либо. Я просто не знаю, что сказать.
    — Я чувствую полную беспомощность в связи с этим.

    Ваша открытость — главное условие установления равноправных отношений с ребенком и благополучного разрешения проблем, относящихся к перечню событий жизни родителя.
    Теперь можно вернуться к перечню событий, относящихся к жизни родителей, и пересмотреть его. Он мог претерпеть некоторые изменения, а отдельные его пункты могли даже исчезнуть, по мере того как вы передавали своему ребенку ответственность за события его жизни. Оставьте в этом перечне только те проблемы, которые продолжали беспокоить вас в течение последних 1-2 недель после того, как вы перестали контролировать события, затрагивающие только жизнь ребенка.

    Прежде всего следует выявить все те действия, которыми вы, даже не догадываясь об этом, на самом деле провоцируете ребенка на проступки, указанные в вашем перечне. Провоцирующим стимулом является обычно та или иная форма «Ты-высказывания» или же вопрос. В качестве подкрепления выступает отрицательное внимание.

    Давайте рассмотрим некоторые конкретные способы, посредством которых вы можете провоцировать или подкреплять то самое поведение, которое вас так беспокоит.

    Если ложь ребенка была одной из ваших проблем, то, передав ребенку ответственность за пункты из перечня событий его жизни, вы, возможно, стали реже сталкиваться с ней. Причина этого состоит в том, что дети иногда говорят неправду, чтобы не спрашивать вашего разрешения на поступки, относящиеся к их жизни, потому что они опасаются вашего «нет».

    Но бывает, что, передав ребенку ответственность за пункты из перечня событий его жизни, вы тем не менее вынуждены выслушивать его ложь по самым разным поводам. Если это так, подумайте, не провоцируете ли вы эту ложь, задавая ребенку вопросы. И не подкрепляете ли вы ее, концентрируя на ребенке отрицательное внимание.

    Начните с решения не задавать ребенку каких бы то ни было вопросов по крайней мере в течение одной недели.

    Это не трудно. Нужно просто быть немного более внимательным к тому, как вы говорите с ребенком. Каждый раз, когда вам захочется задать вопрос, постарайтесь либо ничего не говорить, либо измените вопрос таким образом, чтобы его можно было выразить в форме «Я-высказывакия».

    Вместо:
    1. Сделал ли ты свою работу по дому?
    2. Сделаны ли твои уроки?

    Попробуйте:
    1. Мне бы хотелось узнать, что кухня уже вымыта.
    2. Ничего не говорите!(Этот пункт целиком и полностью относится к перечню событий жизни ребенка.)

    Когда вы перестанете задавать вопросы, количество случаев обмана, скорее всего, резко сократится.

    Если же ребенок продолжает обманывать вас, убедитесь, что, услышав неправду, вы не концентрируете отрицательное внимание на нем, но ведете себя как-то иначе. Любая ваша реакция, выражающая беспокойство или гнев, будет подпитывать привычку лгать, так что вместо этого проделайте примерно следующее.

    Произнесите просто «гм» и уйдите, чтобы заняться своим любимым делом.
    Ведите себя так, как будто слушаете не своего, а соседского ребенка, рассказывающего вам что-то во время дружелюбной беседы. При этом, даже если вы и думаете про себя, что он говорит неправду, нет никакой нужды выяснять это, и вы можете быть просто вежливыми.
    Вы можете также сказать своему ребенку: «Я чувствую себя неловко, так как мне все время кажется, что меня обманывают, поэтому я хотела бы прекратить этот разговор». Так постепенно вы научитесь отстаивать себя и улучшите свои взаимоотношения с подростком, а также повысите и его самооценку.

    Предлагаем материалы по интересующей теме:

    1. Вы считаете, что ваш ребёнок несамостоятельный?Можно ли научить самостоятельности и как избежать ошибок в развитии...