Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Картотека "Дидактические игры по мотивам народного творчества для старшего дошкольного возраста" картотека (старшая группа) на тему. Картотека народных игр для детского сада Дидактические игры народное прикладное творчество

Тамара Иконникова

«Курочка – рябушечка».

Цель: Развивать диалогическую речь; знакомить с фольклорным произведением; соотносить предметы по цвету и величине в ходе практических действий.

Ход игры: Воспитатель читает потешку «Курочка – рябушечка»:

Курочка – рябушечка, куда ты пошла?

На речку.

Курочка – рябушечка, зачем ты пошла на речку?

За водичкой.

Курочка – рябушечка, зачем тебе водичка?

Цыпляток поить.

Курочка – рябушечка, как цыплятки просят пить?

Пи – пи – пи – пи – пи!

Воспитатель раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

“Закончи слово”

Ход игры: Воспитатель читает фольклорное произведение, делая паузу на определенной фразе, давая возможность ребенку продолжить.

«Варежки»

Цель: Подбирать пары одинаковые по цвету; закреплять знания цветов; развивать речь, память, внимание; знакомить детей с фольклорными жанрами.

Ход игры: Поставить перед ребенком две коробочки. В одной варежки разных цветов, в другой клубочки ниток таких же цветов, которыми были связаны варежки. Предложить ребенку разложить варежки парами одинаковые по цвету и найти такого же цвета клубочки ниток.

«Узнай потешку»

Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Ход игры: По содержанию картинки, надо вспомнить произведения народного творчества.

«Угадай, из какой книжки (сказки, потешки) прочитан отрывок?»

Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Ход игры: По отрывку из книги надо вспомнить произведения народного творчества.

«Подбери картинку к сказке (потешке)»

Цель: закреплять знание фольклорного произведения, развивать память, речь, внимание.

Публикации по теме:

Социально-половое воспитание в детском саду. Консультация для родителей и воспитателей Гендерное воспитание в детском саду. Биологический и социальный пол - гендер. Миллиарды людей живут на планете Земля. Мы относимся к разным.

«Этикет за столом». Консультация для родителей и воспитателей Сегодня нам хотелось бы с Вами обсудить интересную и важную тему ЭТИКЕТ ЗА СТОЛОМ ДЛЯ ДЕТЕЙ. Одна из профессиональных обязанностей воспитателя.

Консультация логопеда для родителей и воспитателей «Готовимся к обучению в школе» ГОТОВИМСЯ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ (в летний период) Консультирует логопед Педагоги нашего детского сада, как и других детских садов, уделяют.

Консультация для родителей и воспитателей «Аппликация. Нетрадиционные методы» АппликацияВ дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. В процессе изобразительной деятельности.

Предлагаю на ваш суд консультацию на тему:" Болезни и их профилактика у детей раннего возраста". Очень часто молодые родители задают вопросы.

Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет Консультация для родителей и воспитателей Изобразительная деятельность детей от двух до трех лет В период с двух до трех лет изобразительная.

Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Консультация для родителей и воспитателей Как понимать детский рисунок Понимание рисунка маленького ребенка (раннего возраста) возможно.

Дидактическая игра «Народные промыслы».

Игра проводиться по подгруппам 5-6 человек с детьми 5-7лет.

Цель игры: продолжить знакомство с разными видами народного декоративно-прикладного искусства, обогащать зрительные впечатления, формировать интерес и эстетический вкус у дошкольников.

Задачи:

Расширять представление о многообразии узоров народных промыслов России;

Совершенствовать представление о характерных элементах узора и цветосочетании народного декоративно – прикладного искусства: «Городецкая роспись», «Гжель», «Филимоновская игрушка», «Дымковская игрушка», «Хохлома»;

Воспитывать чувства привязанности к родным местам, уважительного отношения к своим национальным корням;

Развивать зрительное восприятие, память, мышление и речь.

Материал: игра проводиться в мини-музее «Русская изба». Предварительно туда вносятся игрушки, предметы, картинки с росписью народных мастеров. Также для игры можно использовать работы детей по декоративному рисованию и аппликации.

Ход игры.

Вариант Ӏ.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов двух народных промыслов. В избе выставляются предметы из одного народного промысла. Дети должны отгадать, в каком стиле оформлена изба.

Постепенно количество рассматриваемых элементов росписи народных промыслов увеличивается.

Вариант ӀӀ.

Перед началом игры педагог рассматривает вместе с детьми элементы росписи предметов одного народного промысла. В избе выставляются предметы из двух народных промыслов. Дети должны убрать из избы лишние предметы.

Постепенно количество предметов, не относящихся к демонстрируемым элементам народного промысла, могут быть увеличены.

Вариант ӀӀӀ

Перед началом игры в избе заменяется старинный предмет на современный. Например, лапти на сандалии. Дети должны угадать какой предмет заменили и назвать, что вместо этого предмета должно быть.

Для этого варианта игры детей предварительно знакомят с названиями, назначением и использованием старинных предметов (см. приложение 1).

Вариант ӀV

Перед началом игры детям читают стихи и загадки про народные промыслы России. Дети должны отгадать и найти в «Русской избе» предметы на заданную тему (см.приложение 2).

Приложение 1.

Лапти, обувь, сплетённая из лыка или берёсты (иногда для прочности вплетались и кожаные ремни). Раньше на Руси лапти служили основным видом обуви крестьянского населения.

Коромысло – толстая, изогнутая дугой, деревянная палка с крючками или выемками на концах для носки ведёр на плече. Раньше на Руси воды не было в домах и её носили их рек, озёр и колодцев. Чтобы принести сразу два ведра воды и использовали коромысло.

Прялка - приспособление, устройство для ручного прядения, приводимое в движение ножной педалью. В давние времена пряжу для вязания не продавали. Ее изготовляли сами рукодельницы со стриженой овечей шерсти. Работали на прялке так: правая рука, используя ручку, приводила в движение большое колесо. Одновременно с этим левая рука вытягивала из пучка волокон прядь и направляла ее к веретену. Если прядь подносилась к нему наклонно, то нить ссучивалась и закручивалась, если под прямым углом то наматывалась.

Половик - плетеный, тканый или сшитый из разноцветных обрезков ткани узкий длинный коврик, расстилаемый на полу.

Косоворо́тка - рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Косоворотки носили навыпуск, не заправляя в брюки. Подпоясывались шёлковым шнуровым поясом или тканым поясом из шерсти. Косоворотки шили из полотна, шёлка, атласа. Иногда расшивали по рукавам, подолу, вороту.

Сарафан - русская национальная женская одежда - платье, обычно безрукавное, которое надевали поверх рубахи. Сарафаны украшали золотными кружевом и тесьмой, пуговицами и шнурами, а также вышивкой.

Русская печь - это традиционное устройство для отопления помещения и приготовления пищи, безраздельно применявшееся на протяжении столетий почти во всех уголках мира. Знания и опыт в искусстве сооружения печей являлись мерилом зрелости и талантливости народа. Печных дел мастера всегда почитались в народе, особенно там, где жизнь протекала в суровых климатических условиях. Кроме того, печи служили не только для отопления и приготовления пищи, но и для сушки продуктов впрок.

Чугунок – металлический горшок для приготовления пищи. Чугунные горшки были круглые и по форме напоминали глиняные. Их ставили на огонь или в печку специальными приспособлениями - ухватами. В них пища готовилась быстрее и они были прочнее чем глиняные горшки.

Ухват - это приспособление, представляющее собой длинную деревянную палку с металлической рогаткой на конце. Ухватом захватывали и ставили в русскую печь горшки и чугунки. Под каждый размер чугунка был свой ухват.

Русские куклы. Раньше на Руси кукол мастерили из тряпья, соломы, лыка, мочала, деревянных ложек. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую куклу каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды. В крестьянских семьях кукла проживала со своей хозяйкой целую жизнь, была с ней и в радости, и в горе. Кукол, нарядно одетых, в праздничные дни сажали на окно или крышу дома в знак призыва солнца и весны.

Русские утюги. С древнейших времен люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она после стирки выглядела красиво и опрятно. Именно для этих целей был изобретен утюг. Вначале это был плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. А потом изобрели утюг с горящими углями внутри. В разных регионах Руси это гладильное орудие называлось «рубель», «пральник», «праник», «гранчак», «ребрак», «раскатка».

Приложение 2.

Хохлома.

В деревне Семёново - в русском краю,

Стояли избушки там в бытность свою...

И пели там птицы, кормила земля.

И жёлтая ржица ласкала поля.

Леса там родили рябину, цветы.

И люди там жили, лелея мечты.

Чтоб жизнь была краше для жителей тех-

Писали на чашах узор для потех.

Писали узоры их руки, души.

Молились в соборах, чтоб не было суши.

А в этих узорах рябиновых лоз.

Царили соборы, леса и покос.

Там музу вершил кистью русский народ.

И сказку творил, нежно вписаный плод.

Там сказка вплеталась в ковши и дома.

Вот так зарождалась у нас… (Хохлома).

______________________________

И чего здесь только нету:

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Всё вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент

Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной красоты.

Резные ложки и ковши

Ты разгляди-ка не спеши.

Там травка вьётся и цветы

Небывалой красоты.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки как листочки,

Здесь же каждый золотой.

Красоту такую люди

Называют… (Хохломой).

Гжель.

Сине-голубые розы, листья, птицы.

Увидев вас впервые, каждый удивится.

Чудо на фарфоре – синяя купель.

Это называется просто роспись… (гжель).

______________________________________

Какие розы и пионы на чашках пишут мастера.

И сине-белые бутоны прекрасны нынче, как вчера!

Чудо с синими цветами, голубыми лепестками,

Синими цветочками, нежными виточками.

На белом фарфоре, как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка растут синие цветочки.

Неужели, неужели, вы не слышали о… (Гжели).

Синяя сказка – глазам загляденье,

Словно весною капель,

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая … (Гжель)

Городецкая роспись.

Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.

Здесь такие букеты, что нельзя описать.

Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать.

Желтый вечер, черный конь,

И купавки, как огонь,

Птицы смотрят из ларца –

Чудо-роспись… (Городца).

____________________________________________

Есть на Волге город древний по названью – Городец.

Славиться по всей России своей росписью творец.

Распускаются букеты ярко красками горя,

Чудо – птицы там порхают, будто в сказку нас зовя.

Если взглянешь на дощечки ты увидишь чудеса!

Конь бежит, вся земля под ним дрожит!

Птицы яркие летают и кувшинки расцветают!

Дымковская игрушка.

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд.

_______________________________________

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы!

__________________________________

Конь домчит до карусели.

На седло залез Емеля.

Влез, встал, засвистал –

Засвистал, поскакал.

Кони глиняные мчатся

На подставках, что есть сил.

И за хвост не удержаться,

Если гриву упустил.

Посмотри, как хороша эта девица-душа.

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня так красива.

Как лебедушка плывет, песню тихую поет.

__________________________________________

Через горные отроги, через крыши деревень,

Краснорогий, желторогий мчится глиняный олень.

Вот индюк нарядный, весь такой он ладный.

У большого индюка все расписаны бока.

Посмотрите, пышный хвост у него совсем не прост –

Точно солнечный цветок, да алеет гребешок.

Филимоновская игрушка.

Есть под Тулой деревенька,

Филимоново зовут.

И живут там мастерицы,

Что добро в дома несут.

И добро там не простое,

И не злато, серебро.

Игрушкой … (Филимоновской)

Называется оно.

_____________________________

Сильно вытянуты шеи

И корова, как жираф,

И медведь, что Змей Горыныч,

Только это просто так.

Чтобы звери, птицы, кони,

Барышни, солдаты,

И коровы, и медведи

Нравились ребятам.

_______________________________________

Ой, свистулечка какая,

Утка полосатая!

Необычная, смешная

И чуть-чуть пузатая!

Подожди минуточку,

Ты откуда, уточка?

Уточка свистит моя:

Филимоновская я!

Использованная литература.

1. "Программа воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой (3-е издание М., 2005 года).

2. Ушинский К.Д. Родное слово: Книга для детей и родителей/ Сост., предисл., словарь, подгот. текста Н.Г.Ермолиной. – Новосибирск: Дет.лит.,1994.

3. http://www.metodkabinet.eu/arxiv/NP_stixi.pdf


Дидактическое пособие лепбук

«Народные промыслы»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования мы ищем новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. А использование в своей работе дидактического пособия лепбука (книжки-раскладушки с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему) - это отличный способ закрепить определенную тему с воспитанниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

В рамках программы мы проходили модуль «Народная культура и традиции». В ходе педагогического наблюдения было выявлено, что у многих ребят возникают трудности в умении узнать и назвать вид росписи, часто они не могут отличить дымковскую игрушку от филимоновской и т.д. Поэтому возникла идея создания лэпбука по данной тематике. Тема «Народная культура и традиции» очень объемная и сложная для ребят. Поэтому наш творческий коллектив группы изготовил дидактическое пособие «Наследие предков» который состоит из трех лэпбуков: «Народные промыслы», «Русский народный костюм», «Традиции русского народа».

Хочу представить вашему вниманию свой лэпбук (это уже третий лэпбук изготовленный мной лично) «Народные промыслы», в котором в доступной и интересной для детей форме, представлена информация о народных промыслах, о росписи, народной игрушке.

Данный лэпбук представляет собой книжку - раскладушку, состоящую из обложек и 4-ех страниц, причем задняя обложка так же содержит дидактический материал. Лишь бросив мимолетный взгляд на обложку без особого труда можно определить тематику данного лэпбука. Поскольку перед нашим взором представлен натюрморт из предметов посуды расписанной в стиле хохломской росписи. А в центре натюрморта наш взгляд привлекает яркий предмет, выбивающийся из общей композиции своей цветовой гаммой. Это петушок, расписанный под гжель, а вокруг него черные буквы вещают название лэпбука, которое точно отражает его наполненность.

Вот так он выглядит в закрытом виде.



Очень тщательно подбирала материал, многие игры в данном лэпбуке авторские.

Лэпбук в развернутом виде (стр. 1,2,3,)

Лэпбук в развернутом виде (стр. 4, передняя и задняя обложка)

На первой странице расположены:

Книжка – самоделка «Народные промыслы»;

Лото «Народные промыслы России»;

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Все представленные материалы на данной странице являются плодом моей работы, изготовлены и подобраны мной самостоятельно из различных источников, их еще нет нигде, кроме этого лэпбука в том виде, в каком они представлены здесь.


На страницах книжки-самоделки дети знакомятся с основными видами росписи: хохлома, гжель, городецкая роспись, дымковская и филимоновская игрушки. Книга

состоит из пяти листов, каждый лист – одина роспись. Содержание даной информации: история возникновения (основная, краткая), что представляет собой данный вид росписи, чем отличается от остальных, небольшие стихотворения о каждой росписи, картинки расписанных предметов (посуда, мебель, игрушки), а так же картинки элементов, орнаментов, узоры.





Д/и «Четвертый лишний»



Д/и – лото «Народные промыслы России»

На второй странице расположены:

Дидактическая игра – пазл «Народные промыслы»;



Дидактическая игра «Собери картинку»


Третья страница:

Доска творчества (представлены шаблоны предметов для быстрого рисования)

Дидактическая игра «Назови народный промысел»




Д/и «Назови народный промысел»

В игре предлагаются: наборы из 5-ти маленьких карточек с изображением элемента росписи (орнамента, узора) и одной большой карточки с иллюстрацией расписанного предмета по каждому виду росписи. Необходимо подобрать к каждому предмету карточки с элементами (орнаментами, узорами) входящих в этот вид росписи.

Четвертая страница:

Дидактическая игра «Назови народное искусство по узору» (набор из маленьких карточек с изображением русских красавиц одетых в наряды расписанные под хохлому, гжель, городец, дымковскую и филимоновскую росписи, а так же набор из 5-ти больших карточек с элементами (орнаментами, узорами) с помощью которых дети будут определять к какому виду росписи относится данный наряд;

Дидактическая игра «Собери матрешку» (набор карточек в которых надо к верхней части матрешки подобрать нижнюю часть, из предложенных, подходящую по узору);

Дидактическая игра «Найди лишний элемент» (набор из 10 картинок – пазлов в котором присутствует лишний элемент).




Д/и «Назови народное искусство по узору» Д/и «Собери матрешку»


Д/ и «Найди лишний элемент»

Задняя обложка:

Набор загадок и пословиц о народных промыслах;

- дидактическая игра «Собери матрешку» (по типу- разрезные картинки);

- дидактическая игра «Назови игрушку».


Д/и «Назови игрушку»


Д/и «Собери матрешку» «Загадки, пословицы»

К данному лэпбуку так же прилагается книжка – инструкция, в которой прописаны все игры, их правила и вариативность, усложнение их использования, входящие в лэпбук.



В результате у меня получилось еще одно новое пособие, не только невероятно полезное и интересное, но и универсальное, в котором поместилось очень много информации. Детям очень понравился лэпбук . Они с удовольствием отгадывали загадки, играли в разные игры, расписывали посуду, игрушки, наряды и т.д., заинтересовались народными промыслами, а так же росписью. Теперь наши ребята без затруднений могут определить вид промысла.

На основе этого лэпбука можно провести занятие. Так же рекомендую использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуальной работе с детьми, или для самостоятельной деятельности детей. Кроме того, пособие прекрасно «впишется» в предметно пространственную среду группы.

Буду рада, если моя работа поможет вам в создании своего лепбука. Желаю всем творческих идей.

Игра-путешествие по стране «Устное народное творчество»

Ведущий. Здравствуйте, гости дорогие!

Ведущая. Веселья вам да радости.

Ведущий. Давно мы вас ждем-поджидаем, праздник не на­ чинаем.

Ведущая. Припасли мы вам забавушек на всякий вкус. Кому - правда, кому - сказка, кому - песенка.

Ведущий. Удобно ли вам, гости дорогие? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Если все готовы, отправляемся в путе­ шествие по стране «Устное народное творчество».

Ведущая. Что означают слова устное народное творчество?

Ведущий. Какие сказочные, волшебные средства передви­ жения вы знаете? На чем ездил Емсля Дурачок?

Ведущая. Мы тоже будем путешествовать на печи. Кто по­ мнит заклинание?

Ведущий. Чтобы добраться до первой станции, нам тоже надо произнести это заклинание! (По щучьему веленью, по наше­му хотенью, ступай, печь, на станцию «Пословицы».)

Станция I . «Пословицы»

1-й конкурс

Ведущая. О чем бывают пословицы?

Ведущий. Какие пословицы о труде вы знаете?

(Делу время, потехе - час.

Ведущая. А о дружбе?

Все за одного, один за всех.

2-й конкурс

Учитель: В русском фольклоре много пословиц и погово­ рок. А как хорошо вы их знаете, мы сейчас узнаем. На сцену приглашаем семь знатоков пословиц. (Обращаясь к участникам.) Каждому из вас будет дана карточка с началом пословицы, а вы должны найти карточку с ее концовкой. (Выдаются половинки открыток с началом пословиц.)

Лесом шел... а дров не видел.

Под лежачий камень... и вода не течет.

Мороз невелик... а стоять не велит

Встать пораньше... да шагнуть подальше.

Лес рубят... щепки летят.

О чем эти пословицы?

Ведущий. Отправляемся на следующую станцию. Скажем заклинание.

(Ребята хором говорят заклинание.)

Станция II . «Считалки»

Ведущая. Какие считалки вы знаете?

Ведущий . Давайте вместе выучим русскую народную счи­ талку.

Начинается считалка:

На берегу села галка,

Две вороны, воробей,

Три сороки, соловей.

( С помощью этой считалки выбираются 2 ведущих.)

Ведущая. Отправляемся на следующую станцию.

( Ребята хором говорят заклинание.)

Станция III . «Игры»

Учитель. На Руси немало игр, в которые любили и любят играть дети. Давайте их вспомним и поиграем.

Дети играют в русские народные игры: «кошки-мышки»; «ручеек»; «каравай» и другие. Тихо играет пластинка с русскими народными песнями.

Станция IV . «Песни»

Ведущий. Какие русские народные песни вы знаете?

Ведущая. Какие русские народные музыкальные инстру­ менты вы знаете?

(Создаётся оркестр народных инструментов (трещотки, ложки, свистульки). Оркестр сопровождает хор, дети поют песню «Два весёлых гуся», «Посею лебеду на берегу».)

Станция V . «Скороговорки»

Учитель: Мы с вами хорошо знаем скороговорки, многие из них произносим в начале урока чтения. Вот и давайте посо­ревнуемся: кто лучше произнесет скороговорку. Каждый из вас получит скороговорку, оторвав лепесток нашей ромашки.

Вы можете потренироваться 1 минуту, а потом нужно выйти и быстро 3 раза проговорить скороговорку.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

У пеньков опять пять опят.

Слушала старушка,

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Ушел косой козел с козой.

Шел Егор через двор,

Нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок -

Сорок морок.

Станция VI . «Загадки»

Ребята загадывают друг другу загадки.

Учитель: А теперь отгадайте мои загадки.

    Кто может говорить на всех языках? (Эхо.)

    Что делает свеча, поставленная на стол? (Бросает тень.)

    Кто может ткать без станка и без рук? (Паук.)

    Что родится без костей? (Язык.)

    Кто всегда идет и с места не сходит? (Часы.)

    Одного отца и одной матери дитя, но ни одного человека
    не сын? (Дочь.)

    Москву строили, во что первый гвоздь вбивали? (В шляпку.)

    Что после семи лет козе будет? (Восьмой год пойдет.)

    Кто хозяин мельницы? (Мельник.)
    10. От чего плавает гусь? (От берега.)

Подведение итогов

В течение путешествия за каждый правильный ответ вам давался жетон.

Победил тот, кто набрал большее количество жетонов. Давайте посчитаем.

Победители награждаются книжками с русскими народными сказками

(Делу время, потехе - час.

Терпение и труд все перетрут.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

(Нет друга - ищи, а нашел - береги.

Все за одного, один за всех.

Старый друг лучше новых двух.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.)

Лесом шел… а дров не видел.

Под лежачий камень...

и вода не течет.

Мороз невелик...

а стоять не велит

Встать пораньше...

Лес рубят... щепки летят.

Сто раз отмерь... один раз отрежь.

Кот ловил мышей и крыс.

Кролик лист капустный грыз.

У пеньков опять пять опят.

Слушала старушка,

Как куковала кукушка на опушке.

Мышонку шепчет мышь:

«Ты все шуршишь, не спишь».

Мышонок шепчет мыши:

«Шуршать я буду тише».

Ушел косой козел с козой.

Все покупки у прилавка упакованы в кульки.

Шел Егор через двор,

Нес Егор с собой топор,

Шел Егор чинить забор.

На горе Арарат

Растет крупный виноград.

Хитрую сороку

Поймать морока,

А сорок сорок -

Сорок морок.

МОУ «Уразовская СОШ №2»

Игра-путешествие по стране

«Устное народное творчество»

Воспитатель:

Слесаренко Н.Ф.

Уразово 2008

Здравствуйте, дорогие читатели! Сегодня предлагаю познакомиться с развивающим лото "Народные промыслы"

Игра «Народные промыслы». Развивающая игра для индивидуальных и групповых занятий с детьми от 4 лет.

Производитель: ООО "Развивающие игры"

Цель игры . Знакомство с окружающим миром - изучение народных промыслов.

Комплектация игры : 12 листов, которые содержат 7 карт лото и 56 маленьких карточек с изображениями предметов народных промыслов.

Подготовка к игре . Перед началом игры разрежьте листы по пунктирным линиям.

Как играть

Наибольший развивающий и обучающий эффект дидактической игры достигается при участии взрослого – он объясняет правила игры, рассказывает о возможных вариантах, следит за ходом игры, руководит игрой, если в ней участвуют несколько ребят, или участвует в процессе как игрок.

Чтобы занятия были успешными, надо соблюдать несколько простых правил:

  • выбирайте игру в соответствии с возрастными возможностями ребенка - слишком простые или слишком сложные задания для него одинаково неинтересны;
  • находите подходящее время для игры, когда ребенок сыт, доволен и не занят важным для него делом;
  • игровой материал лучше не давать в свободный доступ, доставайте его только для занятий, иначе ребенок может потерять к нему интерес;
  • заканчивайте игру до того, как она наскучит.

И не забывайте создавать стимулы в игре. Самые простые из них - это похвала или маленький приз. Помните, что мотивация детей во многом зависит от вашей фантазии и творческого подхода. Не бойтесь придумывать свои, новые варианты игр, каждый раз в уже знакомой игре можно придумать что-нибудь новое. Также дайте возможность детям придумывать свои игры с карточками, играть в которые будет особенно интересно!

Игра 1. Лото «Народные промыслы»

Цель игры . 3накомство с различными народными промыслами; развитие внимания.

Игру можно проводить как дома в паре «ребёнок – взрослый», так и в группе детей (2-7 человек). Каждому из игроков достается по одной большой карте. Соответствующие им маленькие карточки-картинки переворачиваются на столе изображениями вниз и перемешиваются, или выкладываются стопкой. Ведущий достает по одной карточке и предлагает детям угадать, у кого такая карточка.

Взрослый . Посмотрите внимательно, у вас на картинках изображены элементы росписи различных народных промыслов. Давайте поиграем в лото - каждый должен собрать на большой карте все маленькие картинки, изображающие изделия этого промысла. Победит тот, кто первым соберет все свои картинки. Будьте внимательны, не спешите и постарайтесь не ошибаться! Начинаем игру. Кому нужна такая картинка? А эта картинка на что больше похожа? И т.д.

В конце игры взрослый подводит итог, называя виды промыслов. Также полезно спросить детей, какие виды промыслов они собирали - так лучше дифференцируются и запоминаются названия народных промыслов.

В дальнейшем можно предлагать детям собирать картинки к двум большим картам, что сложнее.

Игра 2. «Парные картинки»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти. Подберите по две картинки, которые изображают изделия каждого из представленных в игре народных промыслов - всего 14 карточек. Перемешайте картинки на столе, затем предложите ребенку подобрать пары похожих картинок. Когда пары подобраны, попросите вспомнить и назвать народные промыслы, изделия которых изображены на картинках. В такой игре можно играть с несколькими детьми – в этом случае подготавливаются несколько наборов пар картинок и побеждает тот, кто первым рассортирует свои картинки на пары.

Игра 3. «Мемори»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и памяти.

Подготовьте для игры маленькие карточки: сколько игроков - столько наборов карточек, перемешайте карточки и разложите на столе «рубашками» вверх, чтобы спрятать изображение (так же можно играть на полу, расположившись вокруг карточек в кружок). Взрослый объясняет детям суть игры и выдает по одной карточке-образцу (можно в качестве задания дать название промысла, но это сложнее).

Взрослый . Каждый из вас должен собрать свои картинки - всего 4 (или 5, 6, 7, 8), все изображения на которых относятся к одному из народных промыслов.

Чтобы собрать карточки, можно по очереди делать попытки - переворачивать одну из карточек и смотреть изображение на ней: если карточка подходит - игрок забирает ее себе, а если нет - снова кладет на место изображением вниз. Все игроки стараются запомнить, где какие карточки лежат. Затем следующий участник выбирает одну из карточек и т.д. В игре побеждает тот, кто первым соберет все свои карточки. Это самый внимательный игрок, он не просто пробует переворачивать и смотреть картинки, но запоминает месторасположение картинок, которые уже переворачивали и смотрели. Уровень сложности этой игры можно легко варьировать, изменяя количество карточек в игре. Например, поначалу можно предлагать игрокам собрать по 4 карточки, затем по 5-7.

Игра 4. «Угадай по названию»

Цель игры . Закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Положите перед ребенком 7 маленьких карточек, изображающих изделия разных народных промыслов. Предложите выбрать подходящую картинку по слову – названию.

Взрослый. Я буду называть народный промысел, а ты найди и покажи нужную картинку. Гжель. Правильно выбрал - молодец. Хохлома. Городецкая роспись. Верно - вот она. Каргопольская игрушка. Нет, это филимоновская игрушка, а вот - каргопольская. И т.д.

Игра 5. «Кто первый»

Цель игры . 3акрепление знаний о русских народных промыслах; развитие внимания и быстроты реакции, в игре используются все карточки - количество изучаемых промыслов по количеству игроков.

В этой игре-соревновании побеждает тот, кто быстрее всех найдет и соберет все свои карточки, для этого все карточки перемешиваются и раскладываются на столе или на полу изображениями вверх. Старт игре даётся по сигналу взрослого. В конце игры ведущий просит игроков показать свои картинки, чтобы проверить правильность выполнения игрового задания и назвать вид народного промысла.

Игра 6. «Сортировка»

Цель игры : закрепление знаний о русских народных промыслах и их названиях.

Игра проводится с одним ребенком, На столе или на полу раскладываются карточки изображениями вверх, ребенку предлагают рассортировать картинки по промыслам - выложить рядами или кучками, Когда все картинки будут рассортированы, попросите ребенка назвать виды народных промыслов.

Уровень сложности этой игры можно гибко варьировать, увеличивая или уменьшая количество карточек в игре, можно предложить ребенку рассортировать картинки, разложив их на большие карточки для лото. Такую игру можно проводить на скорость - использовать песочные часы или завести будильник на 2-5 минут.

Дополнительные игры

С игровыми карточками можно придумать много других полезных и интересных игр. Дадим несколько примеров, чтобы разбудить вашу творческую фантазию.

Игра «Картинки и названия» (развивает внимание и мышление, умение читать). Раздайте двум игрокам набор картинок (одна маленькая картинка из каждого промысла) и табличек с названиями промыслов. Попросите подобрать каждой картинке название - подложить карточку к картинке. Побеждает тот, кто первым справился с заданием.

Игра «Четвертый лишний» (развивает внимание и мышление). Выложите перед ребенком четыре карточки: три картинки с изображениями одного народного промысла, одна картинка - с изображением другого промысла. Предложите убрать лишнюю картинку. Продолжайте игру с другими карточками.

Игра «Выложи ряд» (развивает внимание, закрепляет представления о народных промыслах и их названиях). Используя маленькие карточки, предложите ребенку выложить ряд картинок под диктовку: называйте поочередно виды народных промыслов, а ребенок выбирает подходящие картинки и выкладывает их в ряд. В этой игре можно использовать разное количество картинок: по одной из каждого промысла, или по несколько из каждого промысла.

Сканы карточек