Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Когда ползают новорожденные. Когда ребенок начинает ползать

Проводя параллель между животным миром и миром людей можно сделать заключение, что человеческий детеныш, пожалуй, самое беспомощное создание в мире. Связанно это со способностью человека к прямохождению, а именно с особенностями строения позвоночника, ведь, чтобы заслужить такую привилегию ходить прямо необходимо иметь хорошо развитую мускулатуру и навыки которые развиваются постепенно в течение первого года жизни. В период развития малыша этап, когда ребенок начинает ползать, является одним из самых важных для укрепления мускулатуры спины и развития его мозговой деятельности. Именно ползание позволяет ребенку делать новые открытия, и само-совершенствоваться в своих достижениях.

Многие родители совершают ошибку, ограничивая дитя в его стремлениях ползать, мотивируя тем, что это опасно и пересаживают в ходунки, тем самым создавая дополнительную нагрузку на осанку и тазобедренные суставы. Несомненно, стремление к тому, чтобы ребенок поскорее начал , это хорошо, но и пропускать этап ползания, ни в коем случае не следует.

Рефлекс ползания, отмечается у новорожденных сразу после рождения. Если перевернуть ребенка на животик и предоставить ему под пяточки опору в виде своих ладоней, он начинает отталкиваться и продвигаться вперед. Такие движения еще не осознанны и производятся рефлекторно без участия мозговой деятельности. К трем, четырем месяцам такой рефлекс исчезает .

После трех месяцев дети проявляют способности к самостоятельному переворачиванию со спины на живот, в этот период многие уже начинают , что способствует развитию мускулатуры спины и брюшных мышц. Период, когда дети начинают ползать напрямую зависит от того , и проявлять интерес к окружающему миру.

Первые попытки могут проявляться в пять шесть месяцев. С каждым месяцем мышцы все больше развиваются, самостоятельно перебирать в руках предметы и дотягиваться до игрушек происходит развитие синхронизации движений и активное развитие моторики. Движения становятся все более осознанными, а не произвольными. К семи месяцам малышу становиться не достаточным, ограниченное пространство и он проявляет первые попытки передвигаться по-пластунски. Полноценное же ползание на четвереньках у большинства детей начинается в 8-9 месяцев.

Различают следующие этапы ползания

До того, как ребенок начинает полноценно передвигаться на четвереньках, ему необходимо пройти несколько этапов, которые способствуют закреплению приобретенных навыков.

  1. Ползание на животе. На этом этапе малыш передвигается за счет подтягивания туловища, опираясь на руки. Основная нагрузка идет на сгибающие мышцы рук и локтевые суставы.
  2. Промежуточный этап, в котором участвуют ноги, которые до этого являлись просто балластом. Ребенок начинает по-очереди подтягивать к рукам сначала одну потом вторую ногу стоя на коленках и опираясь на ладони. В этот период многие дети начинают передвигаться задом наперед, отползая в обратном направлении, или совершать неуверенные, но правильные движения, с задействованием перекрестных движений ног и рук.
  3. Третьим этапом можно назвать уверенное передвижение на четвереньках, когда движение одной руки вперед сопровождается перекрестным движением ноги, при этом все движения производятся четко и слажено.

Какие можно применять упражнения

В ребенке природой заложено стремление к развитию и познанию окружающей среды, это то, что заставляет малыша преодолевать трудности и неустанно тренировать свое тело. Чтобы помочь ему поскорее научиться ползать, можно выполнять с ним некоторые упражнения направленные на улучшение координации движений и умения управлять своим телом.

Упражнения на развитие мускулатуры рук

  • Очень полезна ходьба на руках. Для этого выкладываем малыша на сгиб своего локтя, фиксируя другой рукой, и держим под небольшим уклоном над столом. Ребенок начинает искать опору руками, передвигая ладонями.
  • Малыша выкладываем на живот, яркую игрушку подвешиваем на уровне чуть выше его глаз. Малышу, для того, чтобы до нее дотянуться, придется делать упор на одну руку, а второй захватить игрушку.

Занятие на фитоболе

  • Выкладываем малыша на мяч, спинкой вверх, придерживая за подмышки. Легко покачиваем мяч взад – вперед, при этом спинка малыша начинает немного выгибаться, укрепляя мышцы необходимые для процесса ползания.
  • Не меняя положения на мяче, перехватываем ребенка за стопы одной рукой, и придерживаем спинку второй. На пол выкладываем игрушку, и опускаем ребенка на мяче так, что бы он пытался дотянуться до нее, передвигая ручками.

Упражнение ходунки

Это упражнение способствует закреплению навыков ползания на коленях. На открытом пространстве, лучше на полу выкладываем высокий валик или подушку. Укладываем ребенка грудью на подушку, а колени в согнутом состоянии ставим на пол. Становясь с противоположного конца подушки, понемногу подтягиваем ее к себе, при этом малыш вынужден передвигать коленями, поспевая за своим туловищем.

Упражнение лучше делать на нескользкой поверхности или надеть защитные наколенники для ползания.

Провоцируем малыша к ползанию

Нежелание ребенка ползать можно объяснить природной апатичностью, или неблагоприятной обстановкой в семье. В то же время данное действие является естественным процессом на пути к становлению личности и, ограничивая ребенка в возможностях проявить свои способности, мы наносим непоправимый вред его развитию .

Для того чтобы у ребенка была возможность безопасно ползать, почаще выкладывайте его на ровное открытое пространство, лучше пол, покрытый теплым пледом или одеялом, который не собирается в ком при движении. Для стимуляции ползания необходимо заинтересовать его яркими предметами, игрушками, главное, что бы объектов желания не было слишком много.

Сконцентрируйте его внимание на чем-то одном, провоцируя к ползанию.

Если игрушек будет слишком много, ребенок может просто растеряться, и остаться на месте, созерцая их на расстоянии.

Хорошо действует метод собственного примера, покажите, как легко можно передвигаться по пространству стоя на четвереньках. В то же время можно посмотреть на мир глазами ребенка, а заодно и приметить небезопасные в процессе такого вида передвижения предметы, которые вы раньше не замечали.

При каждом новом продвижении крохи, одобряйте его словами и всячески подбадривайте, это, несомненно, придаст ему уверенности и рассеет все страхи, если таковые имелись.

Каждый этап развития малыша приносит в его жизнь интересные навыки и открывает новые способности. Родители с нетерпением ждут момента, когда их дети начнут ползать на четвереньках.

Новорожденные дети рождаются с рефлексом, суть которого в том, что малыш совершает ползающие движения, лежа на животе, и отталкивается пяточками от ладони взрослого. Разумеется, это нельзя назвать ползанием. Это всего лишь рефлекс, который угаснет через 4 месяца.

Когда дети начинают ползать, на четвереньках или другим способом, зависит от их физической подготовленности. Начинается весь процесс примерно в 5 месяцев. Ребенок уже сам переворачивается на животик, с удовольствием озираясь вокруг.

Когда начнет упираться ладошками и ногами, если придерживать его за подмышки, тогда можно уже выкладывать грудничка и на пол для ощущения им пространства (некоторые педиатры советуют начинать это делать и в 4 месяца). В 5-6 месяцев следует чаще выкладывать чадо на живот. Из этого положения он быстрее научится всем необходимым двигательным навыкам.

Период Развитие ползания
6 месяцев Происходит подползание - этап, подготавливающий ползание. Малыш уже встает и имеет опору на ручки. Приподнимая тело, он пытается подползти к интересующей игрушке.

Важно помочь малышу, создав опору у его ножек: маме следует подставить ладони или подложить валик.

6-7 месяцев Дети уже начинают ползать боком, задом или по кругу. Осваивают активные самостоятельные перевороты с живота на спину.
7 месяцев Следует начать обучать малыша преодолению небольших возвышений. Для этих целей подойдет плоская подушка.

Чтобы обучение проходило весело и интересно, родителям стоит подобрать подходящие игры и упражнения.

8 месяцев Малыш активно ползает в любом направлении, легко доползает до игрушки, находящейся на расстоянии. Может заползти на возвышение - подушку или небольшую горку.

Важно соблюдать правила:

  1. Проводить ежедневные упражнения, способствующие развитию ползания.
  2. Давать свободу малышу. Он должен длительное время находиться на полу, а не в манеже и кровати.
  3. Своевременно посещать ортопеда и невролога.

Какой должна быть поверхность для ползания, меры безопасности

Когда дети начинают ползать, важно подготовить для них твердую рабочую поверхность (кровать и диван для этих целей не подходят). Малыш, ползающий на четвереньках, может легко травмироваться, поэтому также необходимо подумать и о безопасности.

Меры предосторожности:

  • Родителям необходимо следить за температурой в помещении. Она не должна превышать 23 градуса. По полу не должен дуть холодный воздух, однако следует помнить о систематическом проветривании и увлажнении (норма – не меньше 30%).
  • Одежда должна быть удобной. Важен комфорт и свобода движений. Не следует перегревать ребенка, надевать на него несколько кофт и ползунков.
  • В целях безопасности необходимо убрать с пола все провода, прикрыть розетки. С нижних полок следует убрать опасные предметы, а с верхних - неустойчивые, те, которые могут легко упасть, например, при ударе или пошатывании.
  • Требуется осуществлять постоянный контроль над тем, чтобы малыш не добрался до различных химических жидкостей, мисок животных, горячих кружек, косметики.
  • Нельзя оставлять маленького ребенка одного в комнате. Если взрослому необходимо отлучиться (пусть даже на минуту), следует поместить малыша в кроватку или манеж.
  • Родителям не следует панически бояться грязи и микробов с пола. Малышу важно привыкать к ним, вырабатывать иммунитет. Однако соблюдать правила элементарной чистоты, безусловно, необходимо. На ковре не должно быть крошек, пятен и шерсти животных.

У некоторых детей просто нет возможности овладеть навыком ползания, потому что они все время находятся в кроватке, манеже или на руках. Такие дети чаще всего сразу встают на ноги. Специалисты в области ортопедии считают, что это неблагоприятно сказывается на опорно-двигательном аппарате.

Способы и этапы ползания у мальчиков и девочек

Овладение навыком ползания зависит от нескольких критериев – это и физическая подготовленность ребенка, и доношенность (недоношенные дети обычно начинают ползать примерно в 10 месяцев), а также степень развития нервной системы. Считается, что девочки начинают ползать немного раньше мальчиков.

На самом же деле освоение навыка ползания происходит у всех постепенно и поэтапно:

  • В 3 месяца

Ребенку становится интереснее лежать на животе. Он уверенно держит головку, смотрит на окружающее вокруг пространство.

  • В 4 месяца

Кроха уже может с помощью рук приподняться, лежа на животе, поворачиваться во все стороны. Если взрослый поставит его на ножки, кроха, пусть и неуверенно, упрется ими в поверхность.

  • В 5 месяцев

Малыш начинает освоение метода ползания по-пластунски, а также пытается пробовать садиться.

  • В 6-7 месяцев

Малыш становится все более активным, хорошо освоил перевороты с животика на спинку, становится на четвереньки, продолжает освоение навыка ползания. Различают несколько видов ползания, и каждый ребенок выбирает тот, который ему наиболее удобен и интересен.

Ползание на животе

Ребенку легче всего начать учиться ползать именно с этого способа. Уже в возрасте 3-х месяцев многим становится интересно лежать на животике и смотреть на окружающий мир.

Малыш делает непроизвольные ползающие движения, пытается двигаться к интересующим предметам. Однако в этом возрасте у него пока не получается приподняться, и он автоматически прижимается животом к полу. В такой манере ползания не получится передвигаться в быстром темпе, и чаще всего детки ползут не вперед, а назад.

Способ очень полезен для укрепления мышц шеи и спины, для улучшения работы желудочно-кишечного тракта, учитывая, что трехмесячные иногда страдают от коликов. Ползание на животе – эффективный метод избавления от подобных неприятных ощущений.

По-пластунски

Ползание по-пластунски отличается движением ног. Ребенок лежит на животе с широко расставленными ногами. Затем он сгибает их в коленях, отталкивается от пола и, выпрямив ножки, продвигается вперед. Также он задействует руки, приподнимаясь на них и подтягивая туловище.

Такой способ передвижения важен для развития, так как улучшает координацию движений крохи и является профилактикой заболеваний, связанных с тазобедренными суставами.

На четвереньках

Когда ребенок становится способен передвигаться на четвереньках, значит он уже умеет и сидеть, потому что именно из этого положения удобнее всего начинать ползание. Специалисты указывают, что данный способ является самым сложным, так как от малютки требуется удерживание своего туловища в приподнятом положении. Он должен уметь и держать равновесие, и координировать свои движения.

На первых этапах освоения передвижения на четвереньках малыш будет просто стоять на месте, качаясь назад и вперед. Освоившись, он станет способен передвигаться очень шустро по комнате, быстро и осознанно достигать желаемый объект.

Такое ползание полезно по следующим причинам:

  • Формирует изгибы позвоночника.
  • Учит малыша правильному распределению нагрузки на тело во время движения.
  • Учит ребенка управлению своим телом.

Перекрестное ползание

Когда дети еще только начинают ползать на четвереньках, они передвигаются с помощью одной руки и параллельной ей ноги. Со временем они достигают нового этапа в развитии ползания, который называется перекрестным.

Такой вариант ползания является самым быстрым и технически сложным. Ребёнок уже умеет чередовать руки и ноги и ползет, используя противоположную руке ногу. В таком положении малыш может устойчиво стоять на коленке и руке, когда поднимает противоположные.

Техника позволяет передвигаться максимально быстро по прямой линии и учит удерживать равновесие.

Упражнения, помогающие освоить ползание

Известный доктор Комаровский считает, что навык ползания придет сам и не нужно учить ребенка сидеть, ползать и ходить. Главное -выполнять гимнастику и закаливание.

Не все специалисты с этим согласны, однако выполнять элементарные общеукрепляющие упражнения нужно всегда. Они минимально помогут развить навык ползания, чтобы в дальнейшем крохе было проще.

Упражнения на фитболе

Для развития двигательной активности малыша очень полезны упражнения на фитболе.

Рассмотрим некоторые из них:

  1. Покачивание. Необходимо положить грудничка на животик и слегка покачать. Затем повторить то же самое на спинке. Важно, чтобы перед занятиями прошло около часа после приема пищи.
  1. Упор ручками. Малыш лежит на животике, взрослый придерживает его за ноги и толкает мяч вперед. Как только ручки ребенка приблизятся к полу, он произвольно разожмет кулачки и выставит их вперед. Это упражнение полезно тем, что развивает у крохи реакцию и опору на ладони, а это очень важно в ползании.
  1. Упор ногами. В этом упражнении малыш точно так же лежит на животике, а взрослый, придерживая его рукой, толкает назад. Необходимо, чтобы малыш коснулся пола всей ступней.

Специалисты советуют поместить мяч в кроватку, где лежит малыш. Он сможет отталкиваться от него ступнями. Такой способ отлично стимулирует сгибание и разгибание ножек.

Гимнастика для ручек

Когда ребенок начинает ползать на четвереньках, важно, чтобы весь его организм был хорошо физически подготовлен. Именно поэтому необходимо заранее укреплять и ручки крохи, подготавливая их к ползанию.

  • Малыш лежит на твердой поверхности на спине. Мама вкладывает в ладошки крохе большой палец. Когда он крепко ухватится за него, нужно плавно поднимать и опускать его ручки.
  • Далее мама разводит руки крохи в стороны и скрещивает их на груди. Можно выполнять это упражнение как в комплексе с предыдущим, так и отдельно.
  • Интересное упражнение «Бокс». Маме необходимо вставить в ладошки малыша большой пальчик, и вытягивать попеременно его ручки вперед (как будто «боксирует»). Начинать стоит с медленных вытягиваний и постепенно переходить на быстрые.
  • Последнее общеукрепляющее упражнение - это полное приподнимание малыша за ручки. Делать это необходимо плавно, медленно. Затем точно так же спокойно опустить на место.

Упражнения на перевороты

Такое упражнение важно для тех малышей, которые еще не совсем освоили перевороты. Также оно полезно для укрепления всех мышц туловища.

Мама крепко держит малыша за кисть, вложив свой палец в его ладонь. Правой рукой мама держит левую ножку ребенка и поворачивает его руку, помогая перевернуться. Для заинтересованности можно положить рядом любимую игрушку, к которой малыш будет стараться повернуться сначала с маминой помощью, а потом и самостоятельно.

Упражнение «достань погремушку»

Родители кладут ребенка на животик на твердую поверхность. Перед ним находится любимая погремушка, но положить ее следует так, чтобы он не смог сразу схватить ее. Если несколько попыток малыша безуспешны, родителям стоит подать ему погремушку и переключиться на другую деятельность. Через некоторое время стоит повторить упражнение снова.

Врачи-педиатры отмечают, что именно яркие любимые игрушки являются отличным стимулом для развития навыка ползания у детей. Ведь так хочется достать заветную вещицу, но для этого приходится потрудиться и освоить навык ползания.

Упражнение с валиком

Для выполнения этого упражнения необходимо сформировать валик и подложить ребенку, лежащему на животике, под грудь. В этом положении голова и руки будут свисать с валика, а живот и ножки - лежать на твердой поверхности. Крохе будет интересно играть со своими игрушками из этого положения, поворачивать головкой во все стороны и общаться с родителями.

Упражнение не только помогает освоить навык ползания, но и отлично укрепляет вестибулярный аппарат.

Упражнение «лягушка»

Ребенка необходимо положить на спину. Мама должна сгибать ножки малыша в позу «лягушка», затем разгибать.

Важно следить за общим эмоциональным состоянием малыша. Не стоит выполнять упражнение, если он надрывается от плача.

Следующий шаг: мама переворачивает ребенка на живот и делает опору для ножек из своих ладоней. Он отталкивается и проползает вперед.

Перед ним стоит положить разные яркие игрушки, которые привлекут внимание и дадут стимул к желанию подползти к ним.

Интерес крохи к упражнениям будет только расти, если подобрать подходящие стихотворения и эмоционально рассказывать их. Пение песен также может увлечь ребенка так, что он сам начнет издавать веселые звуки, пытаясь подпеть родителям.

Наглядный пример

Какие бы упражнения не придумывали родители, самым наилучшим способом для развития ползания является наглядный пример. И маме, и папе стоит наглядно показать малышу, что же это такое – «ползать». И крохе будет веселее на этом трудном этапе. Он станет активно играть с любимыми родителями, пытаясь повторять их движения.

Родительский контроль также позволит избежать неприятностей, если малыш вдруг споткнется или захочет схватить опасный объект.

Для деток постарше, которые уже немного умеют ползать, родители могут создавать различные препятствия в виде подушек, сложенных валиков, проходов под стульями. Как только папа весело проползет по таким препятствиям, сын или дочь незамедлительно захотят последовать за ним.

Укрепляющий массаж

В совокупности с различными упражнениями стоит обязательно делать общеукрепляющий массаж. Чтобы этот процесс не вызывал у малыша слез и истерик, маме нужно заранее найти разные стишки и, разминая определенную часть тела, проговаривать подходящие веселые слова.

Начинать и заканчивать массаж следует с легких и плавных поглаживаний. Однако перед тем как начать проводить такие процедуры, следует проконсультироваться с врачом.

Перед проведением массажа и упражнений должно пройти не меньше получаса после кормления.

Многим детям педиатры назначают специальный, лечебный массаж. Придется ответственно пройти полностью весь курс. Зато после него даже пассивные и физически слаборазвитые дети начинают активно ползать.

Когда пора вставать на ноги?

Все дети разные, и возраст, когда ребенок самостоятельно встанет, может быть совершенно разным: от 8-ми месяцев до года. Специалисты утверждают, что не стоит слишком усердно проводить различные упражнения, способствующие тому, чтобы малыш начал ходить. Как только организм крохи будет готов, он сможет встать сам.

Многие родители задаются вопросом, когда же их дети начнут ползать на четвереньках, волнуясь и ища различные способы для скорейшего достижения желаемой цели. Важно не переусердствовать и грамотно выполнять простейшие общеукрепляющие упражнения.


Когда дети начинают ползать на четвереньках, можно начинать постепенно учить вставать на ноги

Ползание – важный этап в развитии малыша. Это физическое укрепление, воспитание целеустремленности и настойчивости. Родителям нужно обязательно помогать, поощрять и способствовать развитию этого навыка.

Видео: как научить ползать ребенка

Как научить ребенка сидеть, ползать и переворачиваться:

Упражнение которые научать ребенка ползать:

Ребенок пополз - и это важное событие в его жизни. Это умение является первым навыком, позволяющим самостоятельно перемещаться в пространстве.

Этап ползания необходим детскому организму для развития костно-мышечной системы, подготовки ее к вертикальной нагрузке, которая придет на смену ползанию. В этом материале мы расскажем, когда и как малыши начинают ползать, и о том, какие эффективные упражнения помогут родителям стимулировать ребенка на ползание.


Нормы и сроки

Новорожденный не обладает опорно-двигательными навыками, за исключением безусловных рефлексов, к которым относятся хватание, выпрямление тела «в струнку» при проведении вдоль позвоночника, раскидывание ручек в стороны и отталкивание ножками от плоскости при вертикальном положении. Лишь спустя несколько недель после рождения малыш начинает совершать первые более-менее осознанные движения.



Сначала он учится держать голову, приподнимать верхнюю часть тела на руках в положении лежа на животе. Потом осваивает перевороты. Далее приходит желание сидеть и ползать - иногда одновременно, иногда по очереди, причем в любой последовательности.

По сути ребенок в своем развитии в течение первого года повторяет в ускоренном режиме весь ход эволюционных изменений, которое претерпело человечество. Разница в том, что человечеству, чтобы встать на две нижние конечности, потребовались десятки тысячелетий, а отдельному человеку - вашему малютке - природа отвела на это только первые 12 месяцев его жизни.



В среднем педиатрические нормы указывают, что ребенок начинает ползать в 5-9 месяцев. Разброс возраста такой большой, потому что все малыши очень разные. И ползание в пять месяцев, и освоение нового метода передвижения тела в пространстве в 8 месяцев - это совершенно и неоспоримо является нормальным явлением.

Даже если малыш совсем отказывается ползать (есть и такие карапузы) это не считается отклонением в программе роста и взросления малютки и не должно вызывать большой тревоги у матери и отца.


Для того чтобы поползти, ребенку предварительно нужно укрепить мышцы живота, груди, шеи. Малыш, который не научился уверенно держать голову, поднимать торс на ручках и переворачиваться на бок, на спинку, на живот, не сможет ползать по причине незрелости мышечных групп, ответственных за процесс ползания. Только тогда, когда мышцы и связки готовы к освоению нового этапа, малыш с радостью воспримет гимнастику, упражнения и другие родительские действия, направленные на стимуляцию ползания.



В отношении норм следует отметить, что они довольно усредненные и настолько общие, что с трудом применимы к отдельно взятым малышам. Не стоит переживать, если ребенок опережает их или отстает. Развивается каждый грудничок по своей сугубо индивидуальной программе.

Что влияет на сроки?

Ребенок может не демонстрировать никакого желания ползти после полугода, и причин тому может быть достаточно много. Обязательно нужно учитывать индивидуальные «обстоятельства». А они могут быть следующими:

  • ребенок родился недоношенным;
  • у малыша имеются установленные и диагностированные неврологические нарушения;
  • малыш ведет малоактивный образ жизни;
  • у крохи наблюдается врожденный меланхолический или флегматичный тип темперамента (активные и порой даже беспокойные сангвиники и холерики начинают перемещаться раньше и охотнее, им все интересно, тогда как флегматику интереснее полноценное питание и здоровый продолжительный сон);
  • у ребенка есть проблемы с лишним весом: мальчики и девочки, масса тела которых превышает допустимые возрастные значения, вообще с трудом и гораздо позже ровесников осваивают новые двигательные умения;
  • у ребенка должна быть подходящая «среда обитания»: если его постоянно ограничивают пределами кроватки или манежа, стимула для ползания попросту не будет;
  • у ребенка есть проблемы со зрением: слабовидящие дети не могут соотносить расстояния между предметами и видеть удаленные цели, а потому ползание не стимулируется.




Этапы развития навыка

Умение сидеть или ходить почти у всех деток выглядит одинаково. И только ползание - прекрасное «пространство» для выражения индивидуального стиля: все дети, если внимательно понаблюдать, ползают по-разному, так, как им удобно. Развивается навык поэтапно, и на каждом этапе этот индивидуальный стиль будет четко прослеживаться.

Навык формируется по своим законам вне зависимости от стиля ползания младенца. Рассмотрим основные стадии приобретения навыка.


На животе

Ползти на животике малыши обычно начинают в первую очередь. Такой способ не требует от младенца больших физических нагрузок, при нем задействованы мышцы живота и спинки.

По-пластунски проще всего осваивать новый способ, поскольку в этой позе младенец чувствует себя в безопасности. Его равновесию и положению в пространстве ничего не угрожает. К тоже же всегда можно расслабиться и полежать в привычной позе - на животике, если устанешь продвигаться вперед.

Сроки начала этого этапа - самые ранние. В среднем малыши осваивают перемещение на пузе в 5-6 месяцев. На начальном этапе ребенку нужны довольно сильные мышцы ручек, ведь после переворота на животик им нужно научиться отталкиваться от плоскости при помощи рук.


На этом этапе у малышей редко получается целенаправленное ползание по направлению вперед. Чаще всего карапузы веселят родителей своими попытками перемещаться по-пластунски в сторону или назад. Это считается совершенно нормальным, никаких корректив в такое ползание вносить не следует.

На животе с участием ног

Примерно через месяц после освоения перемещения на животе ребенок начинает понимать, что для того, чтобы достигать цели перед собой, нужно двигаться в ее направлении, ведь движение назад или вбок не приближает заветную игрушку ни на йоту. Тогда большинство детей начинают задействовать ноги - ими отталкиваются. Получается поступательное движение корпуса вперед, но пока еще кроха находится на животе.



По мере совершенствования умения отталкиваться ногами одновременно или попеременно формируется вполне полноценный навык ползания вперед на животе, кроме того, ребенок начинает понимать, что согнутые ножки поднимают его над плоскостью, и он учится вставать на четвереньки. Базовые (весьма условные) сроки начал этапа - 6-8 месяцев.


На четвереньках

Как только малыш научится переносить вес тела на ноги и руки, он начнет вставать на четвереньки и раскачиваться. При этом он будет падать, больно биться подбородком и носом, а потому уже на этой стадии родители должны позаботиться о том, чтобы в доме было место для ползания - с мягким напольным покрытием, которое будет смягчать неудачи.

Заставить ребенка ползти на четвереньках насильно невозможно. Инстинкт самосохранения четко подсказывает карапузу, что при отсутствии ощущения равновесия никуда перемещаться не надо. Поэтому раскачиваться на четвереньках кроха будет столько, сколько нужно для укрепления мышц конечностей, ведь именно на них теперь приходится основная нагрузка. В среднем период стартует с 7-9 месяцев. Продолжительность его сугубо индивидуальна.

На четвереньках с перестановкой

Это заключительный этап, на котором малыш, научившийся оценивать свой вес и балансировать на четырех точках опоры, начинает переставлять конечности, одновременно распределяя вес на остальные три-две конечности. Сначала малыши переставляют руки, подтягивая за ними ножки, потом осваивают синхронную перестановку руки и ноги.

С этого момента ребенок напоминает пресловутый «электровеник», который тут, там и в соседней комнате умудряется присутствовать практически одновременно. Этот период потребует от родителей особой заботы о безопасности малыша. Он уже добирается до запретных ранее ящиков, полочек, кухни, плиты и мусорного ведра. Будьте бдительны.


Пол ребенка и ползание

Нередко на форумах в интернете можно встретить заявления мам о том, что девочки начинают ползать раньше мальчиков. Обвинять малышей мужского пола в лености и неактивности не совсем правильно - мышечная система и мотивация у них развиваются ничуть не медленнее, чем у девочек.

Скорость освоения двигательных навыков, по мнению официальной медицины, от половой принадлежности ребенка не зависит. Мнение мам - не более, чем их личное наблюдение за ограниченной группой детей - за своим ребенком, соседским и чадом подруги. В рамках глобальной статистики определенного преимущества в физическом развитии у девочек не наблюдается. Детки и того, и другого пола, обладают равным потенциалом, при условии, что состояние их здоровья, вес и социальные условия, в которых они живут, также примерно равны.



Если ребенок не хочет ползти

Есть дети, которые очень расстраивают своих родителей тем, что категорически не хотят ползать. Они могут перемещаться альтернативными способами - например, подпрыгивая из положения на четвереньках, или перекатываться с боку на бок, пока не «докатятся» до цели. В первую очередь у родителей могут появиться мысли о возможных патологиях развития.

Не стоит паниковать. Понаблюдайте за своим чадом более внимательно. Если он в своих перемещениях использует в равной мере конечности с правой и левой стороны, если во время движения даже без ползания ребенок одинаково координирует движения правой и левой руки и обеих ножек в равной мере, то волноваться, скорее всего, не о чем.



Если не наблюдается судорог, парезов, «подволакивания» отдельных конечностей или полной их неподвижности, волноваться не нужно. Будет достаточно создать правильные условия, помочь ребенку заинтересоваться ползанием, чтобы он мог освоить этот навык самостоятельно.

Нужно ли учить ребенка ползать? Если отсутствие соответствующего навыка мешает именно родителям жить спокойной жизнью, то можно воспользоваться комплексом специальных упражнений при проведении ежедневной гимнастики. Главное не давить на малыша, не заставлять его что-либо делать насильно. Попытки обучить ползанию не должны превратиться в навязчивую идею, в конце концов есть дети, которые минуют этап ползания – садятся, а потом поднимаются на две ноги.


Другая крайность - постоянные попытки ползти. Некоторые родители жалуются, что малыша совершенно невозможно переодеть, поскольку он даже минуту не может полежать в покое и так и норовит уползти. Иногда ребенок и вовсе демонстрирует странное поведение - просыпается ночью и сразу начинает ползти по кроватке, пока не упрется в ограждение. Это связано с перевозбуждением нервной системы. Такому малышу смогут помочь расслабляющий релаксационный массаж перед сном, купание в прохладной ванне.

Гимнастику и упражнения для легко возбудимого ребенка нужно дозировать по времени и степени физических нагрузок, и проводить занятия исключительно в первой половине дня, чтобы до ночного сна у малыша было время успокоиться и расслабиться.

Гимнастика и упражнения для ползания

Гимнастика полезна всем малышам. Она улучшает кровообращение, стимулирует развитие костной и мышечной систем, связок, положительно сказывается на развитии речи и состоянии нервной системы. Если ребенок не ползает, хотя, по мнению мамы, ему давно уже пора это делать, можно стимулировать приобретение навыка, добавив к ежедневной зарядке особые упражнения.

Нужно отметить, что эти упражнения являются активными, то есть в их выполнении участвует и ребенок. К тому же без должной мотивации ползать чадо не станет, как ни старайтесь - нужно позаботиться о том, чтобы у вас в распоряжении были интересные и яркие предметы, игрушки, которые и станут тем самым стимулом, который заставит ребенка начать перемещаться по новым правилам.


Мы приведем несколько полезных и простых упражнений, направленных на укрепление мышц рук, ног, живота и спины, а также способствующих развитию вестибулярного аппарата, что требуется для начала ползания.

«Охотник»

Для этого занятия вам понадобится детский развивающий коврик с дугой для игрушек. Если его нет, сделайте такой самостоятельно из кусков яркой ткани. Для дуги используйте толстую проволоку, обшитую поролоном и тканью. Упражнение предназначено для самых маленьких - от 5 месяцев. Положите ребенка на коврик на живот и к дуге привяжите игрушку небольшого размера так, чтобы она была хорошо видна ребенку, но недоступна.

Придерживайте ребенка ладонью за грудную клетку, пока он одной рукой будет пытаться достать игрушку. С каждым днем поддержка должна становиться все меньше. Важный момент - игрушку нужно подвесить так, чтобы, потянувшись, ребенок все-таки смог ее достать. Упражнение стимулирует развитие рук и шеи, позволяет крохе ощутить перенос веса на одну конечность, что немаловажно для ползания.


«Путешественник на шаре»

Для этого упражнения вам понадобится гимнастический мяч. Положите чадо на фитбол сначала на спину, покатайте его вперед-назад и вправо-влево. Потом поверните ребенка на живот и повторите покачивания. Перед мячом положите игрушку или интересный для малыша предмет, придерживайте лежащего на животике малыша за стопы и голени. Он будет тянуться к игрушке, перебирая руками поверхность фитбола.

Ваша задача - держать ножки, чтобы малыш не упал с мяча головой вниз. Упражнение завершается тогда, когда ребенок достал игрушку. Потом перенесите ее дальше и повторите упражнение еще раз.



«Тачка»

Это популярное и знакомое многим упражнение, которое вызывает у детей настоящий восторг. Задача мамы - держать ребенка за ножки, задача ребенка - переступать ручками по полу. Движение вперед будет напоминать тачку, отсюда, собственно и название. Главное не делать резких поступательных движений вперед, иначе ребенок может потерять равновесие и сильно удариться головой о пол. Упражнение подходит для детей старше 7-8 месяцев.


«Лягушонок-путешественник»

Это упражнение является усовершенствованной версией известного упражнения «Лягушка». Положите ребенка на живот. Слегка разводите его ножки, сгибая в коленях, это будет напоминать движения прыгающего лягушонка. Завершите упражнение созданием опоры для ребенка из собственных ладоней. Отталкиваясь от них, кроха по инерции сможет проползти свои первые сантиметры по направлению к интересной игрушке, которую мама заблаговременно поставила впереди. Упражнение подходит для самых маленьких - от 5,5 месяцев.


«Танцы на четвереньках»

Если ребенок уже встал на четвереньки и никак не может решиться переставить руки, чтобы поползти, помогите ему, завершая ежедневную гимнастику веселым подвижным упражнением. Включите ритмичную музыку, встаньте с малышом рядом на четвереньки и слегка покачайтесь в таком положении, желательно в одном ритме с крохой. А потом демонстративно делайте «шаг» рукой вперед. Не сегодня, так через несколько занятий малыш обязательно решится повторить это движение вслед за вами.

По поводу личного примера можно сказать многое. Но будет достаточно, если мы напомним, что ребенка до года личный пример - лучший учитель. Будет это выглядеть комично и нелепо, но маме и папе, не исключено, придется провести несколько дней, перемещаясь на четвереньках по квартире. Поверьте, после увиденного малыш с большой охотой начнет повторять за старшими такие непонятные, но очень забавные движения.


Маме, которая твердо намерена обучить ребенка ползанию, следует взять на заметку несколько полезных советов, проверенных на тысячах маленьких представителей совершенно разных поколений.

  • «Это мое!». Каждый ребенок - жуткий собственник. Даже если ваше чадо готово отдать вам последнюю погремушку, малыш все равно собственник и жадина. Это свойственно всем детям. Пользуйтесь этим. Позовите в гости друзей с ползающим или ходящим ребенком, запустите гостя в детскую и предоставьте право играть с любыми игрушками, которые он видит. Ваш сын или дочка поначалу будет наблюдать за тем, как чужой мальчик или девочка берет его вещи, а потом обязательно предпримет попытку добраться до захватчика и отобрать свое обратно. Возможно, не в первый визит гостей и не во второй. Но он обязательно поползет, чтобы забрать свои игрушки. Это факт.



Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания у детей первого года жизни, что называется «правильным ползанием», как помочь малышу научиться ползать.

Когда ребенок начинает ползать

В первой статье цикла о развитии ползания у малышей мы разберемся с вами:

— что такое «правильное ползание» и чем оно отличается от рефлекторного ползания и подползания,

— когда появляется ползание у младенца и какое оно бывает (пошаговый календарь развития ползания у малыша),

— от чего зависит полноценное развитие ползания у ребенка,

— в чем его значение ползания в развитии младенца.

Во втором полугодии первого года жизни развитие движений и овладение ползанием – одна из ведущих линий в развитии крохи. Ползание особенно активно развивается у малышей в возрасте 6-9 месяцев.

Когда ребенок начинает ползать: что такое «ползание»

Малыш не сразу начинает ползать. Сначала малыш ползает по-пластунски или на животе, это движение может появиться и в 6 месяцев, и раньше. Но это не есть ползание. Это движение называется «подползание».

«Правильное ползание» — это ползание на четвереньках, а не подтягивание на руках. Если ребенок только подтягивается на руках и не встает на четвереньки, то его ножки в движении не участвуют и в дальнейшем отстают в развитии.

В правильном ползании одновременно перемещаются разноименные ручки и ножки ребенка (правая нога и левая рука, затем левая нога и правая рука), что развивает мозг малыша и требует хорошей координации движений и чувства равновесия.

Именно такое передвижение малыша и называют «ползание». И именно такое ползание исключительно полезно для общего развития ребенка.

Значение ползания для развития ребенка

Почему же ползание так важно для малыша и почему нам — взрослым — важно создать для развития ползания все условия:

Первое. Ползание в возрасте 6-10 месяцев укрепляет мышцы рук, ног, спины, брюшного пресса, шеи. Ползание по своей сути – это первая форма самостоятельного передвижения малыша. Научившись ползать, малыш начинает сам садиться и вставать, ходить с опорой, переступать вдоль барьера в кроватке, менять свою позу.

Замечено, что детки, которые своевременно начинают ползать и ползают активно, как правило, потом легче и быстрее научаются садиться и вставать (обратите внимание: не «сидеть», а «садиться и вставать», это более важное движение для ребенка), ложиться, вставать и опускаться, держась за опору, стоять.

Второе. Ползание положительно влияет на формирование правильной осанки и является профилактикой плоскостопия. Поэтому важно, чтобы ребенок научился ползать раньше, чем сидеть или вставать на ножки.

Третье. В ползании ребенок становится более самостоятельным и активным, знакомится со свойствами и качествами предметов, расширяется его жизненный опыт и кругозор, формируется ориентировка в окружающей его среде. Это содействует хорошему психическому развитию ребенка. Кроме того, ползающий ребенок становится намного более активным, учится достигать желаемых целей.

Согласно исследованиям Т.Л. Богиной здоровье ребенка определяется его двигательной активностью. Среди детей с нарушениями здоровья 50% имеют низкую двигательную активность, 30% отстают в развитии основных движений. Причем двигательная активность влияет не только на физическое развитие ребенка, но и на его общее развитие.

Чем разнообразнее движения младенца, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в мозг малыша, тем лучше он будет развит и интеллектуально в том числе (Щелованов Н.М., Кистяковская М.Ю.)

Четвертое. В ползании активно и гармонично развивается мозг малыша и взаимодействие правого и левого полушария мозга. Т.к. в ползании одновременно двигаются разноименные руки и ноги ребенка (он переставляет правую руку одновременно с левой ножкой, а левую руку вместе с правой ногой). Именно поэтому ползание не просто для ребенка, так как требует хорошей координации движений.

Как видим, ползание – это то движение, которое жизненно необходимо младенцу для его гармоничного развития. Когда же и как появляется ползание в жизни ребенка и почему многие детки сейчас не ползают, а сразу встают на ножки и начинают ходить?

Когда ребенок начинает ползать: календарь развития ползания

У младенца первых месяцев жизни наблюдается так называемый «рефлекс ползания» . Иногда Вы можете видеть в ютубе и в соцсетях сообщения о том, что вот они – современные детки – уже ползают, хотя недавно из роддома. Это не ползание! Это лишь рефлекс, который есть у любого здорового малыша.

В чем проявляется этот рефлекс ползания? Если новорожденного положить на животик (с третьего – четвертого дня жизни), то в таком положении он начнет как бы ползти, то есть делать ползающие движения телом. Если к его подошвам поставить ладонь, то младенец рефлекторно от нее оттолкнется ножками и ползание усилится. Координации движений ручек и ножек у младенца при этом не наблюдается.

Такой ползающий рефлекс используют для развития мышц, разгибающих ноги, у деток от полутора до 3 месяцев.

Ползающий рефлекс наблюдается в первые месяцы жизни малыша и существует до четвертого месяца жизни ребенка, затем он должен исчезнуть.

Как же появляется настоящее ползание у ребенка? Этот процесс занимает несколько месяцев.

К концу первого полугодия жизни (в возрасте 5 месяцев) малыш может длительно лежать на животе, опираясь ладошками; крепко упираться ногами при поддержке подмышки. А также переворачивается со спинки на живот.

На шестом месяце жизни развивается подползание – подготовительное к ползанию движение.

Что такое «подползание» — давайте уточним значение этого слова. Ребенок в этом возрасте может расставить выпрямленные ручки (если они уже окрепли) и опираясь на ладони, приподнять свое тело. Если он видит впереди себя интересную игрушку, то он пытается подтянуться на руках поближе к этому заинтересовавшему его объекту. Чтобы помочь подползанию ребенка можно создать опору для его стоп. Например, подставить под его стопы свою ладонь как опору. Или использовать валик, скатанный из одеяла.

В возрасте с 6 месяцев в положении на животе малыш высоко поднимает голову, поворачивает ее в стороны, опирается на вытянутые ручки, легко переносит центр тяжести с одной руки на другую, тянется к игрушке. Встает на четвереньки.

В 6-7 месяцев малыш переворачивается с живота на спину и немножко проползает вперед, вбок или даже назад. Он настойчиво пытается приблизиться к понравившейся ему игрушке.

Это базовые предпосылки для дальнейшего развития ползания.

Если ребенок в 5-6 месяцев много лежит на животике, он быстрее научится ползать, а затем и вставать и сидеть. Движения ползания обычно впервые возникают у ребенка, когда он, лежа на животе, пытается достать лежащую перед ним игрушку.

Это важно знать: Ползание полезнее чем сидение. Ведь, сидя, ребенок быстро устает. В положении «сидя», уронив игрушку, уже не может ее достать, уже не хочет во время бодрствования лежать на животе и требует его посадить.

К 7 месяцам малыш уже может ползать. Сначала малыш чаще всего ползет назад или по кругу. Тогда нужно поманить его игрушкой, скоро он научится и ползанию вперед, а также заползанию на возвышение и сползанию с него. Учите в возрасте 7 месяцев малыша заползать на небольшое возвышение (плоскую подушку из поролона на полу) и сползать с нее. Игры для этого Вы найдете в продолжении этой статьи (см. ссылку в конце этой статьи).

В 8 месяцев ребенок ползает много, быстро и в разных направлениях. В 7-8 месяцев малыш доползает до игрушки (находящейся от него на расстоянии 1-2 метра) сразу или с кратковременным отдыхом – отвлечением. Ползет он любым способом (конечно, наиболее полезно ползание на четвереньках), меняя направления ползания.

С 8 месяцев малыш уже ползает не только по ровной поверхности, но и может заползти по ступенькам маленькой детской горки на небольшую высоту или заползти на плоскую подушку, лежащую на полу.

Обратите внимание: эти нормы ориентировочны и рассчитаны на детей, с которыми ежедневно или хотя бы систематически занимаются гимнастикой дома и для которых дома созданы все условия для развития ползания. Например, может быть такая ситуация: ребенку никогда не давали возможности ползать на полу, он был постоянно в кроватке, в манеже или на руках у взрослых. Гимнастики с ним не делали. У малыша также не было возможности потренироваться в заползании на плоское возвышение. Такой малыш абсолютно здоров от рождения, но не сможет, естественно, влезть на горку в 8-9 месяцев как это сказано выше, т.к. просто не имеет опыта таких движений! Он не сделает этого не потому что у него есть проблемы и ему нужны лекарства, а потому что с ним просто этим никто не занимался. Скорее всего, такой малыш сразу перейдет к вставанию и ходьбе, минуя этап ползания. Что делать в таком случае? Гимнастика и двигательные игры помогут дать этому малышу необходимый и жизненно важный для него опыт движений и двигательной активности. И он быстро всему научится с Вашей помощью.

В связи с этим примером появляется такой вопрос: возникает ли ползание само по себе как результат созревания головного мозга ребенка или требует нашей помощи в развитии? Давайте с этим разберемся. Это очень важно понять, ведь часто по умению ползать сравнивают детей как по показателю их уровня развития. А это не так!

Когда ребенок начинает ползать: надо ли учить малыша ползать и делать гимнастику?

В течение долгого времени люди полагали, что овладение ребенком движениями на первом году жизни – это результат исключительно созревания его мозга. И взрослым достаточно только обеспечить питание и гигиенический уход за младенцем.

Однако изучение М.Ю Кистяковской развития движений у детей первого года жизни доказало, что темп и последовательность развития движений зависят от условий жизни ребенка и взаимодействия с ним окружающих его людей.

Мы учим ползанию ребенка и проводим с ним специальную гимнастику не ради факта «пополз или не пополз», а ради гармоничного и полноценного физического и общего развития ребенка и профилактики серьезных заболеваний в будущем.

У детей с которыми с рождения взрослые систематически занимались гимнастикой, наблюдается более хорошая осанка, хорошая координация движений, быстрота, ловкость не только в подвижных играх, но и в бытовых действиях, быстрое овладение всеми основными видами движений (бег, ходьба, прыжки, лазание, катание, бросание и ловля, метание). Плохое развитие мышц в младенческом возрасте приводит к нарушениям осанки, плоскостопию и другим проблемам в здоровье ребенка в дальнейшем (Голубева Л.Г.)

Как мы видим, развитие ползания и его совершенствование у малыша будет во-многом зависеть от нашей правильной тактики воспитания крохи, от того, занимались ли взрослые с ребенком ежедневной гимнастикой, создали ли дома условия для ползания, правильно ли общались с малышом.

Когда ребенок начинает ползать: индивидуальные различия в ползании

Если малыш к шести – семи месяцам научился становиться на четвереньки, то обычно он сразу начинает ползать, опираясь на ладони и колени («правильное ползание»). Если же малыш еще не встал на четвереньки, то сначала он поползет на животе, и только потом освоит ползание на четвереньках.

Обычно дети в 8 – 9 месяцев уже ползают на четвереньках, но есть дети которые вообще не ползают на четвереньках, а сразу подтягиваются, встают на ножки, передвигаются вдоль опоры и начинают затем ходить.

Все дети ползают и начинают ползать по-разному. Некоторые малыши начинают сначала ползать взад или вбок, и им потребуется несколько дней или недель чтобы начать ползать вперед. Другие детки скользят на ягодицах или на коленях с опорой на ладони, и только затем переходят к ползанию на четвереньках. Или не переходят. Есть дети, которые начав ползать по-пластунски, так и не переходят на ползание на четвереньках и сразу же начинают вставать и ходить.

Обычно если с малышом занимаются дома систематически гимнастикой и дома есть условия для ползания, то он овладевает ползанием на четвереньках без проблем и активно ползает. Ведь наиболее полезно для малыша сначала начать ползать, а затем уже вставать на ножки.

Сроки овладения ползанием никак не влияют на сроки овладения ходьбой. Активно ползающий ребенок может пойти поздно. А мало ползающий малыш может начать ходить рано.

Многие детки не ползают только потому что у них нет такой возможности! Они постоянно в коляске, кроватке или в манеже или на диване, огороженном стульями для безопасности, и у них нет возможности попрактиковаться в умении вставать на колени и руки и попробовать координировать свои движения и подползти к интересному для них объекту. Такие дети сразу же встают на ноги и начинают ходить.

ЭТО ВАЖНО ЗНАТЬ: Нужно помнить, что для ребенка полезнее, когда ползание появляется раньше ходьбы и сидения. Если ребенок без ползания начинает сидеть и ходить, то его мышечный аппарат еще не готов к удерживанию тела в вертикальном положении. В результате возникают ассиметричные нагрузки на суставно – связочный аппарат и создаются тем самым предпосылки к нарушению осанки в дальнейшем.

В целом в физическом развитии ребенка первого года жизни действует одно главное правило: важнее и целесообразнее чтобы ребенок сначала овладел моторными функциями (это перемещение тела в пространстве, и ползание относится как раз к моторной функции), и только затем – статическими функциями (сохранение одного положения тела в течение нескольких секунд, например, сидение в неподвижной позе). Поэтому важнее учить детей не сидеть, а ползать, а затем — садиться; учить не стоять, а вставать.

Когда ребенок начинает ползать: какие факторы влияют на ползание малыша и его развитие

Какой должна быть поверхность для ползания

Чтобы шестимесячный ребенок начал ползать, нужно предоставить ему как можно большее пространство для исследования (пол). Если пол холодный, то можно постелить на него большое теплое одеяло. Для ползания нужна твердая большая поверхность (не стол, не кроватка и не мягкий диван). Если ребенок большинство времени проводит на руках у взрослых или в кроватке, он не будет стремиться ползти, хотя здоров. Именно в этих случаях обычно ребенок без ползания сразу встает на ножки и начинает ходить, что неблагоприятно для развития опорно – двигательного аппарата.

Чтобы вызвать стремление ползти кроме твердой большой поверхности вокруг ребенка должны быть яркие привлекательные игрушки. Но их не должно быть слишком много, чтобы внимание ребенка было сконцентрировано на достижении желанной для него цели.

Как правильно использовать игрушки для развития умения ползать

Для развития ползания используют игрушки, отвечающие трем требованиям :

1) они новые или явно привлекательные для малыша,

2) игрушка должна быть устойчивой,

3) игрушка должна быть удобна для захватывания ручкой ребенка.

На какое расстояние от ребенка класть игрушки:

а) Сначала игрушки кладут на такое расстояние, чтобы, вытянув руки, ребенок почти касался их кончиками пальцев.

б) Если ребенок уже немного ползает, то игрушку можно положить на более далекое расстояние (1 метр), далее расстояние можно будет постепенно увеличивать (до 2 метров).

Чтобы ребенок пополз к игрушке нужно обратить его внимание на игрушку, например, пошевелить ей или позвучать. Иногда приходится на глазах ребенка чуть придвинуть игрушку к малышу, чтобы он начал к ней стремиться.

Как помочь ребенку, если он «не хочет» ползти к игрушке. Иногда несмотря даже на большое явное желание малыша поползти к игрушке, он никак не может начать ползти. Или ползет не вперед, а назад от игрушки или вбок. Тогда нужно помочь ребенку. Мы подставляем ладонь к его стопам (к подошвам) так, чтобы он мог оттолкнуться от нашей ладони. Когда ребенок оттолкнется и немножко подползет к игрушке, чуть-чуть отодвиньте игрушку. Если ребенок и при опоре не отталкивается на Вашу ладонь, то согните его ножки в тазобедренном суставе и отведите в стороны (положение «лягушечка»), ножки немного согнуты и подставьте ладонь. Малыш оттолкнется от ладони. И так повторите 2- 3 раза, после чего дайте малышу возможность получить радость от достижения игрушки и ее обследования.

После того, как малыш дополз до игрушки, пусть он вдоволь с ней позанимается как хочет и насладиться результатом своих усилий.

Нельзя для развития ползания использовать катающиеся игрушки (мяч, тележка, машинка), т.к. они далеко укатываются от малыша от прикосновения его ладошки. А нам нужно, чтобы ребенок смог после ползания насладиться исследованием достигнутой им цели – желанной игрушки. Такие катающиеся игрушки типа мяча можно использовать только тогда, когда ребенок уже ползает, и мы хотим активизировать это уже освоенное ребенком движение.

— Нужно знать, что ребенок поползет не сразу. И не надо от него этого сразу же ожидать. Сначала он пытаясь достичь игрушку может даже поползти назад, а не вперед, и лишь после нескольких попыток сообразит, как ему двигаться вперед и координировать движения рук и ног.

Если ребенок ползает к игрушке на животе, то можно «подсказать» ему другой способ – четвереньки. Подведите свои руки под животик малыша и приподнимите его так, чтобы он встал на четвереньки. Помогите ему поползти вперед, показывая игрушку чуть впереди. Иногда для этого используют широкое полотенце, подведенное под живот малыша.

Как можно побудить ребенка ползать к игрушке? Пример игры — занятия

Мне задали этот вопрос на одной из встреч с читателями сайта, поэтому я отвечаю на него подробно и даю подробную инструкцию о том, как это можно сделать.

Вся игра займет примерно 3 минуты за один раз. Ее можно повторять ежедневно с разными игрушками и новыми предметами.

Очень важно: во время игры в поле зрения ребенка должна быть только демонстрируемая игрушка. Все остальные предметы и игрушки уберите подальше так, чтобы малыш их не видел. Также проследите, чтобы в глаза ребенка не бил свет от лампы или от солнца при взгляде на игрушку. И постарайтесь сделать так, чтобы ничего его не отвлекало от игрушки.

Первая часть игры- занятия. Демонстрация игрушки.

Положите малыша на животик. Поставьте на расстоянии 20-30 см от него игрушку – например, неваляшку. Она и яркая, и привлекательная, и звучащая, и двигающаяся! Покачайте неваляшку, чтобы она начала звучать и пропойте песенку. Например: «Та-та-та, та-та-та! Вот какая красота! Та-та-та! Та-та-та! Дотянись-ка до меня» (слова песенки – В. Ветрова). Потом покажите, как неваляшка ходит: «топ-топ-топ», как она поет «ля-ля-ля», как она качается «кач-кач-кач». Если у вас другая игрушка – устройте подобную демонстрацию с ней.

После этого сделайте небольшую паузу.

Вторая часть. Захватывание игрушки ребенком.

Скорее всего, Ваш малыш потянется к этой игрушке во время демонстрации или после нее. Похвалите его за это, погладьте, скажите ободряющие слова. Если малыш потянулся к игрушке, но не смог дотянуться – то придвиньте игрушку поближе к малышу. И вновь повторите небольшую демонстрацию – например, покачайте наваляшку. Пусть малыш снова к ней потянется и так продолжайте. Когда малыш сможет взять игрушку – дайте ему поиграть с ней и порадоваться достижению.

Повторяйте с разными игрушками, и Ваш малыш начнет проявлять активность и поймет, что он может использовать ползание для достижения желанных целей. Постепенно увеличивайте расстояние до игрушки, чтобы малыш смог ее достичь способом не просто дотягивания или подползания, а настоящего ползания.

Если Вы делаете с малышом ежедневную гимнастику (о ней — в продолжении этой статьи), то поставьте свою руку как опору для ножек малыша, он оттолкнется от руки и продвинется вперед к игрушке. Это движение ему уже знакомо по упражнению «Лягушечка». В дальнейшем малышу уже не будет требоваться опора, и он научится ползать уже без Вашей помощи.

Когда нужно обратиться за консультацией к неврологу

Если ползание и его предпосылки вовремя не появилось у малыша, то нужно знать, какие особенности развития малыша требуют консультации у невролога:

— Если ребенок не поворачивается со спины на живот в 5 месяцев,

— Если у ребенка слабая опора на руки в положении на животе, а в вертикальном положении тела он опирается на передний край стопы (встает на кончики пальчиков на опоре на ножки).

— Если ребенок не встает на четвереньки, не сидит с опорой на руки к 7 месяцам,

— Если ребенок не ползает на четвереньках, неустойчиво сидит, не встает у опоры в 9 месяцев,

— В случае повышенной утомляемости ребенка.

В продолжении этой статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

"Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей"

Кликните на или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

После того как ребенок научился самостоятельно держать голову и переворачиваться, он старается освоить новые навыки. Кто-то пытается встать на четвереньки для того, чтобы . Кто-то вначале учится садиться.

Учимся сидеть

С каждым месяцем мышцы спины, шеи и пресса становятся крепче, и постепенно у ребенка появляется желание поменять наскучившее горизонтальное положение тела. Как правило, это происходит в возрасте 5-7 месяцев. К возрасту 8 месяцев самостоятельно и уверенно сидеть могут уже 90% детей.

Как понять, что малыш готов к тому, чтобы сесть? Протяните ему руки. Если он, держась за ваши ладони, подтягивается вперед, напрягая мышцы пресса, это означает, что начало положено. Некоторые родители, чтобы ускорить процесс, начинают «присаживать» ребенка: сажают или на мягкую поверхность, придерживая руками. Делать это можно только после того, как малышу исполнится полгода.

Сидя в первый раз, ребенок будет падать, но постепенно научится опираться на руки, а к 7 месяцам – сидеть без опоры и даже поворачиваться, чтобы достать любимую игрушку. В один прекрасный день малыш наклонится вперед и попытается удержать равновесие, опираясь на обе руки, это будет сигналом того, что скоро ваш ребенок .

Учимся ползать

Каждый ребенок уникален, поэтому возможна ситуация, когда вначале он научится ползать, а не сидеть. После того, как он освоит перевороты и будет приподниматься на руках, чтобы видеть вас, наступит день, когда малыш встанет на колени и начнет отталкиваться.

Обычно дети в возрасте 6-7 месяцев. Кто-то вначале задом, кто-то на животе. Каждый выбирает наиболее удобный ему способ. Первые попытки всегда медленные и неуверенные. К 9-10 месяцам ребенок научится перекрестному ползанию, чередуя левую ногу и правую руку с правой ногой и левой рукой. К году он окончательно освоится и наберет приличную скорость движения.

Чем вы можете помочь малышу? Не держите его все время в манеже или кроватке, уже с 4 месяцев выкладывайте ребенка на пол или на диван, раскладывайте перед ним игрушки. Тогда у него появиться стимул – добраться до них. Усложняйте задачу по мере необходимости, подкладывая на пути ребенка преграды в виде подушек или одеял.

Все дети развиваются по-разному, не стоит переживать, если ребенок знакомых уже вовсю ползает, а ваш в этом же возрасте еще нет. Однако стоит забеспокоиться, если малыш не начнет передвигаться накануне своего первого дня рождения.