Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Когда ребенок начинает смеяться в голос? Первый смех ребёнка: когда начнется и как развеселить малыша Во сколько начинает смеяться новорожденный.

Дети смеются буквально с рождения, но далеко не сразу они начинают понимать юмор, адекватно воспринимать его и сами шутить так, чтобы всем остальным было тоже смешно. Как относиться к детскому юмору? Как шутить с ребенком, чтобы не обидеть? И как научить его самого остроумно и метко шутить, чтобы не обидеть окружающих?

Черепушка катится по дороге и кричит: «Я колобок» - отличная детская шутка! Но такие редко встречаются, и их можно считать вершинами детского остроумия. Все остальные смешны взрослым только потому, что их очень мило и забавно произносят собственные дети. А взять любимый детьми «туалетный юмор» - тушите свет: хочется спрятаться куда-нибудь, когда твой ребенок это произносит, а совсем не смеяться.

Когда у детей появляется чувство юмора? Однозначного ответа на этот вопрос, похоже, нет ни у одного детского психолога. Некоторые склоняются к мнению, что ребенок умеет шутить уже в два года, хотя это само по себе кажется смешным.

Однако довольно быстро дети начинают воспринимать юмор родителей и других близких людей. Хотя они часто пытаются удостовериться, что папа с мамой действительно шутят, задавая свой любимый вопрос: «Это что, шутка?».

Как научить ребенка правильно воспринимать юмор? Один из способов - «подсказывать» детям: вместо шуток, произносимых с непроницаемо серьезным выражением лица в английском стиле, практиковать «азиатский» подход, мимикой давая понять, что «сейчас будет смешно».

Научить детей воспринимать «чужой» юмор, когда шутят не родители и не бабушки с дедушками, сложнее. Здесь в первую очередь на помощь приходят книги. Читать с ребенком надо как можно больше. В хороших добрых детских книжках много понятного и взрослым, и детям, доступного, качественного юмора. Что читать? «Денискины рассказы», «Пеппи Длинныйчулок», рассказы Носова, Остер - например «Сказка с подробностями», из нового «Манюня» Наринэ Абгарян.

Но важно не просто читать, что-то пробубнив ребенку на ночь, а с выражением, меняя голоса героев, делая акценты на нужных местах. Наутро, собираясь в сад или школу, неплохо бы обсудить прочитанный накануне сюжет, поведение и характеры героев, разыграть небольшие сценки по ролям, найти параллели с реальной жизнью. Для умения хорошо и тонко шутить нужна эрудиция. А это могут обеспечить в основном только книги.

Однако одно дело понимать юмор других, и совсем другое дело - шутить самому. С этим не всегда все благополучно и, конечно, главное в этом деле - на какой высоте расположена планка комичного. Если опустить ее до уровня большинства российских комедийных шоу, многие дети «возьмут высоту» уже в начальной школе. Если же поднять ее до уровня лучших британских стендапов - даже приблизительный срок, когда ребенок станет так виртуозно шутить, назвать не удастся.

Как научить ребенка шутить? Юмористам в первую очередь необходимы богатое воображение и смекалка, умение быстро соображать и находить самые разные, невероятные связи и ассоциации между предметами и явлениями. Есть много игр и упражнений, развивающих эти навыки, поэтому надо просто чаще тренироваться и обязательно смеяться вместе с ребенком.

Придумывайте смешные рифмы к словам, разыгрывайте помощью игрушек веселые истории, лепите из пластилина смешных зверьков, делайте аппликации чудесатых существ, сочиняйте анекдоты, играйте в «Крокодила», он же «Сиреневая корова»: цель изобразить первому игроку загаданное, чтобы второй игрок отгдал слово по жестам.

И главное - относитесь к детскому юмору деликатно, с глубоким пониманием . В легкой форме останавливайте шутки ребенка, если его юмор кого-то обижает. Самим взрослым не следует подтрунивать над малышами, высмеивать их неловкие действия или внешность. Это относится и к другим людям - никогда не высмеивать недостатки. И не стоит перебарщивать с юмором - когда его слишком много в общении с детьми, они перестают видеть грань и начинают откровенно дурачиться.

А в целом смейтесь как можно больше и как можно искреннее. Смех укрепляет здоровье, придает уверенности в себе и вносит в жизнь позитив, гармонию и красоту!

Через неделю моей дочке исполнится 4 месяца. Она уже многое умеет: хорошо держит головку, научилась переворачиваться со спины на живот, пытается садиться, улыбается и вовсю разговаривает на своем младенческом языке. Иногда кроха выражает радость взвизгиваниями или ухмыляется своему отражению в зеркале. Но я очень жду, когда же она начнет заливисто хохотать! Ведь сын знакомой, по ее словам, умеет это делать с 2 месяцев, ее ровесница и соседка по роддомовской палате тоже уже вовсю гогочет. И, как водится, сравнив достижения своей малышки в этой области с откликами других мамочек о развитии их чад, я немного занервничала и решила разобраться.

Чтобы понять, когда дети начинают смеяться и что есть причина их смеха, я обратилась к специализированным сайтам и родительским форумам. В большинстве источников пишется о том, что это происходит на 3-5 месяце развития ребенка. Выражение положительных эмоций становится осмысленным, кроха достаточно четко осознает источник удовольствия. В первые разы, услышав своей хохот, младенец может испугаться, а затем поймет, что эти звуки издает он сам и с готовностью будет продолжать тренироваться.

Однако встречаются в форумах и блогах и отзывы мамочек, дети которых либо значительно опережают сверстников в демонстрации чувств, либо серьезно отстают от указанных временных рамок.

Некоторые хвастают, что их чадо могло смеяться чуть ли не с первых недель жизни. Мне кажется, они все-таки выдают желаемое за действительное. Конечно, новорожденные начинают улыбаться уже в роддоме, однако ученые утверждают, что это бессознательная, рефлекторная и физиологическая реакция на удовлетворение основных потребностей в еде, тепле и ласке. Это явление называется эндогенная (спонтанная, «гастрическая») улыбка, она появляется во время подремывания у груди и часто сопровождается хаотическим движением глазных яблок. Ее можно спровоцировать, погладив губки или щечки малыша.

Первое же осознанное выражение положительных эмоций появляется на втором месяце жизни в ответ на воркующий голос, ласку на лице и нежные прикосновения матери. И эта неумелая улыбка так прелестная и трогательна, что рождает в вашей душу волну нежности и мгновенную ответную реакцию. Причем сначала более вероятным поводом появления признаков удовольствия являются звуковые сигналы и эффекты, а после 6 недель - визуальные образы. Поскольку эти ощущения вызывают уже внешние события, то такая улыбка называется экзогенной, она становится социальной по типу вызвавшей ее причины.

Момент, когда дети начинают смеяться, для родителей очень трогательный и незабываемый. Чаще всего это случается в начале 4 месяца. Необходимо обязательно поддержать первые робкие попытки веселья, почаще давать повод для потех и хохотать вместе. Это важно, поскольку чувство юмора прививается в младенчестве, и, оказывается, ему можно научить.

Если в семье принято много шутить, рассказывать забавные случаи, то ребенок усвоит именно эту манеру общения и поведения. И, скорее всего, будет расти жизнерадостным оптимистом.

Тем не менее, и в семьях, где царят более сдержанные отношения, можно способствовать раннему развитию положительных эмоций и их открытому проявлению с помощью частых разговоров с малюткой с использованием разных интонаций и выражений лица, игр и фокусов, подобранных в зависимости от возраста.

Совсем крохотных ребятишек веселят прятки (закрывать свои или детские глазки ладошками и говорить «ку-ку»), покачивания на коленях с потешками («По кочкам, по кочкам», «Ехали мы, ехали», «Еду-еду, к бабе, к деду» и множество других присказок), гримасы, щекотки и подбрасывания. Можно подуть на личико или животик младенца, слегка прикусить за пальчики или бочок. Удивительно, но грудничков могут рассмешить длинные, незнакомые слова (специальные термины или иностранные выражения), не характерные для речи близкого окружения.

Детей постарше забавляют игры с неправильно одетыми вещами (мамин халат на папе или рубашка на ногах), предметами, используемыми не по назначению (зубная щетка вместо вилки или кастрюля вместо шапки).

Если до достижения годика малыши реагируют именно на внешние раздражители, то после они радуются уже тому, причиной чего стали сами, например, произнося вновь изобретенные слова или подражая близким и знакомым.

Развитие юмора у дошколят – творческая и трудоемкая задача для родителей. Больше дурачьтесь, не бойтесь быть смешными сами: поскользнитесь и упадите понарошку, уроните что-нибудь, «потеряйте» какую-нибудь безделицу и с выражением крайней озабоченности ищите ее по всей квартире. Помогут совместный просмотр мультфильмов и комедий, специальная детская литература, постановка костюмированных сценок с масками. Развлекают детей и игры «испорченный телефон», «закончи стишок», ассоциации, забавные кроссворды и так далее.

Однако не нужно относиться к воспитанию чувства юмора слишком серьезно, будьте естественны, поскольку дети хорошо понимают фальшь. Не стоит и насильно из спокойного отпрыска делать весельчака, у него могут быть совсем другие таланты, ведь все мы очень разные.

И в противном случае, не тревожьтесь, если являетесь родителями излишне хохотливого чада, не одергивайте его понапрасну и не корректируйте его поведение. Вообще, даже среднестатистический ребенок смеется гораздо чаще, чем взрослый - около 300 раз в день, поскольку в этом возрасте эндорфин (гормон, отвечающий, в частности, за формирование положительного настроя), вырабатывается в большем количестве. Консультация специалиста и оценка нервной системы необходима лишь в случае, если чрезмерная пылкость в выражении радостных чувств сопровождается частыми перепадами настроения и общей эмоциональной возбудимостью.

Итак, теперь я знаю, когда дети начинают смеяться, и в запасе у нас еще есть время для развития этого чрезвычайно важного социального навыка. Но в глубине души я очень надеялась, что когда допишу статью, мое сокровище обрадует меня нежным девичьим хихиканьем или заразительным хохотом, но либо я слишком быстро справилась, либо наш срок все-таки еще не подошел. Однако, думаю, это обязательно случится в самое ближайшее время!

"Много ли шутят в вашей семье?" - этот вопрос я часто задаю и взрослым, и детям. И вот что интересно. Родители обычно отвечают утвердительно, а вот от детей чаще приходится слышать, что... никто не шутит. Ну, в крайнем случае, гости. Преобладающее мамино настроение называлось "грустным", "серьезным", даже - сердитым. И почти никогда - "веселым".

А чего нам веселиться?

ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, с какой стати, если в жизни одни сплошные проблемы... Особенно часто слышишь такие возражения от родителей болезненного ребенка или ребенка с тяжелым характером.

Но, встав на такую позицию, семья загоняет себя в замкнутый круг, ведь мрачность и уныние только усугубляют ситуацию.

У унылого человека нет сил ни на что. В том числе и на борьбу со злом. Поэтому в унылой, мрачной атмосфере пышным цветом расцветают гнев и зависть, ревность, обиды и многое-многое другое.

А ведь дети самой природой созданы для радости! Их ничего не стоит рассмешить. Ведь даже законченные маленькие меланхолики, попадая в компанию, где царит доброжелательное веселье, на глазах расцветали и становились гораздо общительней и открытей. Смеясь, детям гораздо легче расстаться и со своими обидами, и со страхами, и с капризами. Смех защищает человека, делает его сильнее и неуязвимее. Особенно это важно сейчас, когда так возросли детские неврозы, а значит, наши малыши особенно нуждаются в психологической поддержке.

"Фыфки" для детей и взрослых

У ВЗРОСЛЫХ и у детей разные представления о смешном. Из-за чего порой и происходят недоразумения. Над чем обычно смеются дети, когда смотрят мультфильмы? Персонаж мультика упал в лужу, сел мимо стула, врезался в фонарный столб и расплющился в лепешку... Взрослые досадливо морщатся, слыша детский смех в этих, по сути, малоприятных моментах. Некоторые мамы даже упрекают свое чадо в жестокости.

Но в действительности это проявление не жестокости, а неразвитости чувства юмора. Детей смешит неожиданность ситуаций. Сострадать же другим они еще не научились. Поэтому задача взрослых - научить детей отграничивать просто смешное от смешного с привкусом садизма.

В сущности, мы, взрослые, смеемся над такими же недоразумениями, только они облечены в более сложную форму. Скажем, мы не будем смеяться над тем, как два героя пятятся по сцене, якобы не замечая один другого, и, в конце концов, сталкиваются спинами. Но киносюжет, когда герой, попав по ошибке в чужую квартиру, укладывается в чужую постель, где его обнаруживает хозяйка, вот уже много лет подряд вызывает смех и у нас.

При чтении книжек дети тоже частенько пропускают мимо ушей пассажи, которые вызывают улыбку у взрослых. Зато покатываются со смеху, когда литературный герой допускает в речи оговорки или неправильно произносит какие-либо слова. Да неужели вас самих в детстве не смешили "фыфки" и "хыхки" из рассказа В. Драгунского?

Но задумаемся, что собой представляет "игра слов", на которой построено множество смешных каламбуров, литературных эпиграмм, анекдотов и проч. Что это, как не те же "фыфки", только для взрослых?!

Вообще чувство юмора формируется у детей довольно поздно. И его, как и многое другое (например, эстетический вкус или грамотность), нужно развивать. Вы, наверное, обращали внимание на то, что так называемые детские анекдоты обычно кажутся взрослым глупыми. И наоборот, наши шутки зачастую вызывают у детей недоумение. Это обусловлено и различиями жизненного опыта, и возрастными особенностями, от которых во многом зависят наше мышление и эмоции. Отчасти поэтому родителям и детям не очень легко бывает найти общую почву для шуток. Но искать необходимо, иначе общение выродится в нудные нотации, от которых ребенок будет мысленно отгораживаться.

Культура комиксов

РАЗВИТИЕ чувства юмора во многом зависит от уровня культуры в обществе. Если в нем верхом остроумия считаются комиксы и примитивные сценки, когда за кадром в нужных местах звучит дружный смех, то ребенок может и не продвинуться дальше первой ступеньки. И, повзрослев, будет заливисто смеяться, глядя, как оператор прокручивает назад кино- или видеопленку и люди на экране пятятся задом.

Помнится, путешествуя по Германии, мы с моей коллегой впервые столкнулись с такой реакцией взрослых людей с научными степенями и высоким социальным статусом. Поначалу это нас ошарашило и даже шокировало. Но потом, увидев, что так по-детски реагируют на перемотку пленки не только немцы, но и многие другие граждане "цивилизованного мира", мы привыкли и больше не удивлялись.

А собственно, чему тут удивляться, если в Европе и Америке уже несколько поколений вырастает на комиксах? Есть серии, которые издаются без перерыва на протяжении 80 лет! В последние годы наши дети зачастую воспитываются на тех же западных мультфильмах, фильмах, телепередачах, что и их западные сверстники. И в плане развития чувства юмора они подотстали по сравнению со школьниками 80-х. Но пока, по-моему, мы еще не догнали "цивилизованный мир".

Очень пагубно сказывается на детях и увлечение "черным" юмором, который теснейшим образом связан с "культурой комиксов". Сейчас, к сожалению, иные первоклашки легче и охотнее заучивают что-нибудь типа "Девочка в поле нашла пулемет, больше в деревне никто не живет", чем стихи Пушкина или Барто. А родители поощряют это увлечение, покупая детям соответствующие сборники анекдотов и прочую "методическую литературу".

"Черный" юмор - особенно санкционированный авторитетными взрослыми: родителями и учителями - размывает границы добра и зла. Смех имеет свойство заглушать страх. Да, в каких-то случаях это бывает полезно. Но далеко не всегда. Если садизм, хулиганство, издевательства перестают казаться страшными и даже приобретают ореол привлекательности, можно с уверенностью сказать, что смех сослужил нам плохую службу. А именно это происходит, когда ребенок напитывается "черным" юмором.

Смех сквозь слезы

ПОРОЙ взрослые общаются с ребенком исключительно в юмористическом, ироническом ключе. Причем ирония вовсе необязательно бывает обидной для ребенка. Просто в кругу, в котором вращаются эти люди, принято над всем подтрунивать.

И вот малыш, который, естественно, копирует поведение папы и мамы, с пеленок привыкает к тому, что ни о чем на свете не стоит говорить всерьез. Но тонкая ирония почти никому из детей недоступна просто в силу их возраста. Поэтому она вырождается у них в демонстративность, ерничанье, а порой и в откровенную дурашливость.

В результате у ребенка куча проблем в школе, он превращается в шута, на которого все показывают пальцем. А родители, не понимая, что они сами все это спровоцировали, разводят руками: дескать, в кого он у нас такой? "Достучаться" до вечно ерничающего человека бывает чрезвычайно трудно, ибо приходится ломать стереотипы, усвоенные чуть ли не с пеленок и потому накрепко впечатавшиеся в подсознание.

Когда все не всерьез, человека ничто не может пронять. У него нет глубоких чувств, он отгораживается от переживаний - как от чужих, так и от своих. Совсем отгородиться ему, конечно, не удается - он же все-таки человек, а не кукла Петрушки, и запертые внутри эмоции начинают бурлить. А поскольку они как следует не осмыслены, не отрефлексированы, в душе поселяется хаос. Человек перестает понимать сам себя, невротизируется и от страха ерничает еще больше.

Если ребенок не понимает шуток

НЕ НАДО приучать ребенка смеяться над собой. Лучше побольше фиксируйтесь на достоинствах и хороших поступках детей, повышая их самооценку, вселяя в них уверенность. И когда дети психологически укрепятся, они сами дозреют до того, чтобы посмеяться над своими промахами.

Скорее всего, поначалу это будет что-то несущественное, какой-то пустяк, но не следует торопить события. Положитесь на детское чутье. Ребята лучше вас знают, где у них "больные мозоли", и если не хотят, чтобы на них наступали, значит, время еще не пришло.

Скажем, ребенок страшно застенчив и при встрече с чужими совершенно теряется. Ну, какой смысл над этим смеяться? Малыш и так переживает из-за своей робости, а вы еще подливаете масла в огонь. Вы лучше помогите ему избавиться от застенчивости (естественно, не шутками, которые он справедливо воспринимает как издевательство!). А потом, когда ребенок станет общительней, можно будет и подтрунить над его былым недостатком. Но опять же не просто так, "из любви к искусству", а возвышая ребенка в собственных глазах. Подчеркивайте важность того, что он смог себя преодолеть. Не уставайте повторять, что это удается далеко не каждому.

Ни в коем случае не следует подтрунивать над внешностью детей. Неудачная шутка может запасть человеку в душу и ранить его навсегда.

Крайне осторожно следует обращаться с курносым носом, обилием веснушек или оттопыренными ушами, чтобы не породить у ребенка трудноискоренимые комплексы. Физические недостатки устранить сложно, часто невозможно, и смеяться над ними - самая настоящая подлость. Строго следите за тем, чтобы в вашей семье никто не позволял себе потешаться над внешностью друг друга.

Тем более что дети, над которыми смеются дома, не преминут отыграться на ком-нибудь, кого они считают более слабым. Например, на младшем брате или на девочке-заике из детсадовской группы.

Чтобы научить ребенка понимать шутки, пробудить у него чувство юмора, вовсе не обязательно штудировать сборники анекдотов. Вполне достаточно обычных детских мультфильмов и юмористической классики для детей: рассказов Носова, Драгунского, повестей Линдгрен и т. п.

Хотя, на мой взгляд, в дошкольном и младшем школьном возрасте гораздо важнее другое. Важно не задавить природную жизнерадостность, в той или иной степени присущую каждому малышу. А для этого необходимо, прежде всего, следить за своим выражением лица и тоном. Чем "труднее", чем болезненнее ребенок, тем больше в его квартире должно звучать смеха и веселых голосов, ибо для него это самое лучшее лекарство.

Чувство юмора, чувство комичного... Далеко не все люди имеют такой дар при рождении. Намного легче в жизни человеку, обладающему этим чувством, чем тому, который его лишен! Оказывается, воспитывать у детей эту способность, как любую другую, можно и нужно с самого детства.

Что делать, когда вашего ребенка дразнят на улице или в садике, и он из-за этого страдает, плачет, злится? Надо научить его, чтобы он улыбался в ответ обидчику или придумал что-то смешное, свое, изменить его отношение к самому себе. И тогда чужие насмешки будут восприниматься совсем не так болезненно.

Улыбка во весь рот

Первую улыбку-гримаску у своего малыша вы можете увидеть уже в первые дни жизни ребенка. Но психологи и педиатры эти улыбки называют «спонтанными» или «физиологическими», тем самым подчеркивая, что психологического содержания они еще не имеют. Настоящая улыбка появляется к концу периода новорожденности (второй месяц) в ответ на улыбку мамы, ее ласковые слова. Не пропустите этот момент! Старайтесь поддерживать такое общение. Ребенок поймет, что с помощью улыбки может продлить контакт с вами, и все чаще начнет пользоваться этим надежным средством.

«Чтобы засмеяться, смешное нужно суметь увидеть», - пишет исследователь природы комизма и смеха В. Пропп. Чтобы рассмотреть смешное, необходим жизненный опыт, пусть даже совсем крохотный. Смешное возникает из неожиданности, тогда, когда нарушается привычный ход событий. Даже трехмесячные крохи вполне способны на проявление такого чувства юмора. Например, их могут смешить длинные, непонятные слова (научные термины или иностранные названия), не свойственные для речи близких. Конечно, произойдет это только в том случае, если беседы взрослых для крошки - привычная и обязательная часть его жизни.

Итак, совет такой: если хотите, чтобы чадо отличалось тонким чувством юмора, говорите с ним побольше обо всем на свете с самого раннего возраста. И всегда с радостью встречайте его улыбку.

Что же еще вызывает смех у младенца? Разнообразные «фокусы» с появлением и исчезновением: мамино лицо исчезает за ладонями или спинкой кровати, а затем появляется: «Ку-ку!» Включается и выключается фонарик: «Есть огонек, щелк - нет огонька!». Вызовут смех всякие «захватывающие дух» игры: качание на коленях с паданием в «ямку», подбрасывания, щекотания. Но не только вы можете рассмешить своего ребенка, он и сам в состоянии организовать себе веселье. Например, двадцать раз «уронив» ложку, которую ему торжественно вручили, чтобы учился кушать самостоятельно.

Ребенок постарше, даже не научившийся еще толком и говорить, уже может пользоваться чувством юмора в своем поведении при общении с другими людьми. Вот пример полуторагодовалого малыша. Бабушка протирает пыль, ребенок сидит за столиком с рисованием. Но это занятие сейчас не так уж увлекает его. Он тянет ручки к бабушкиной тряпке, мол, я тоже хочу вытереть свой столик. Но бабушка другого мнения: «Подожди у тебя еще чисто». Мальчик на мгновение замер, а потом, лукаво глядя на бабушку, раз провел кисточкой по столу, потом еще раз. «Ну как, а теперь?» Бабушке ничего не оставалось сделать, как засмеяться вместе с малышом и вручить ему тряпку. В этом случае она по достоинству оценила изобретательность и чувство юмора внука.

Вот и еще совет для родителей, которые хотят взлелеять в детях это чувство: цените шутки малыша даже в том случае, когда они добавляют вам хлопот.

Ехал Ваня на ремне

Чувство комичного проявляется и в том, что дети подшучивают друг над другом, строят гримасы, говорят несуразности. И какое большое удовольствие получают они при этом! Так, один малыш любил говорить своей матери: «Надень шубу, надень шапку, надень перчатки и садись пить чай», - и каждый раз сам громко смеялся своей шутке.

Изобретая шутку, дети чувствуют, что «переворачивать» по своей прихоти мир не только не страшно, а весело и очень забавно. Для ребенка придумывание всяких несоответствий, несообразностей - это своеобразные «игры разума», ведь на самом деле он отлично знает, «как правильно».

Обращайте внимание на шутки своего ребенка, непременно цените их даже в том случае, если они кажутся вам не вполне удачными. Поддерживайте игру в словотворчество.

Дошкольники любят слушать сказки и стихи, где встречаются так называемые «перевертыши». Сколько радостного веселья доставляет ребятам стихотворение К. Чуковского «Путаница», где поросята мяукают, кошки хрюкают, а горящее море тушат «пирогами, и блинами, и сушеными грибами». Или «Ехал Ваня на ремне, вел старушку на коне, а собачка в это время мыла фикус на окне». Чувство комичного проявляется у детей и в их собственной творческой деятельности: в сочиненных ими дразнилках, считалках, в перефразировании известных стихов, песенок. Мальчик Коля 3-х лет перефразировал песенку, которую поют дети, играя в горелки. Вместо «птички летят - колокольчики звенят» он повторял «птички звенят - колокольчики летят» и звонко смеялся при этом.

Особенностью чувства юмора у дошкольников является то, что они воспринимают лишь внешнюю сторону комического. Им нравится буффонада, комизм голосовой, комизм жестов, а при восприятии комических литературных произведений они находят смешное во внешних ситуациях (например, в обрисовке внешности персонажей).

Чувство юмора во многом зависит от жизненного опыта ребенка. Из-за бедности своего опыта дети 4-6 лет, в отличие от более старших ребят, вместо того чтобы смеяться в комических местах, часто испытывают страх и беспокойство за любимого героя, боятся, что с ним произойдет несчастный случай, что он погибнет.

Большое влияние на развитие чувства юмора у детей оказывают забавные игрушки, восприятие ими веселых рассказов, смешных картинок, а также шутки и юмор окружающих ребенка взрослых. Одна мама оттопыренные ушки своего любимого чада, шутя, называла «ангельские крылышки», и ребенок в ответ на это мило улыбался. Конечно, чувство юмора играет решающую роль в развитии оптимизма и жизнерадостности ребенка.

Неприкосновенность чувств

Вот что ни в коем случае нельзя подвергать осмеянию, так это человеческие чувства. Нельзя смеяться, когда ребенок говорит, что ему обидно, больно, тоскливо, грустно.
Нельзя смеяться, когда, например, шестилетний дошколенок рассказывает вам о своей влюбленности. Нельзя стараться с помощью юмора и иронии обесценить его переживания. Иногда взрослые делают это, руководствуясь благими мотивами: отвлечь от переживаний, уменьшить боль. На самом деле такое поведение взрослых для ребенка выглядит как уход от его проблем, нежелание говорить с ним о том, что его волнует.

Нельзя высмеивать детей (как и взрослых), когда у них что-то не получается. Некоторые родители прибегают к такому приему, чтобы вызвать у ребенка желание совершить усилие. Это ложный путь, и эффект тут достигается за счет страха перед унизительными словами взрослого.

Относитесь с юмором к себе и своим недостаткам, тогда ребенок, скорее всего, переймет ваш стиль.

В заключении хочется посоветовать.

Во-первых, хорошо шутить легче человеку начитанному, эрудированному, с богатым словарным запасом и хорошо развитой речью. Поэтому нужно с ребенком много читать, обязательно просить его пересказывать прочитанные рассказы или события из жизни.
Во-вторых, нужно развивать у ребенка наблюдательность, внимание к деталям, а также память, фантазию и воображение.
В-третьих, учите ребенка находить в любых событиях что-то положительное, а иногда и комичное.
Наконец, нужно поощрять ребенка высказывать собственное мнение, точку зрения, не боясь при этом показаться смешным или глупым.
Умение посмеяться над собой и с юмором относиться к жизни - очень ценное качество.
И, конечно, самая лучшая проверка чувства юмора человека - способность смеяться не столько над другими (это дело нехитрое), сколько над собой.

Новорожденный плачет и кукситься гораздо чаще, чем улыбается. Возникающая у ребеночка улыбка – это лишь ее подобие, именуемое «желудочной» улыбкой. Такова рефлекторная реакция малыша на то, что он сыт, чист, ухожен и у него ничего не болит. Настоящую улыбку, вызванную положительными эмоциями, мама увидит лишь через несколько недель, к этому времени маленький человечек научиться проявлять эмоции.

Первая улыбочка новорожденного ребенка не эмоциональная, а желудочная

Улыбка – показатель правильного развития

Зрение новорожденного ребенка обладает дальнозоркостью. Первые несколько дней жизни малыш видит лишь очертания предметов, тени от них, ваше движение и свет, но разглядеть лицо мамы он не в состоянии. Пройдет месяц, прежде чем кроха сможет ясно увидеть вашу теплую улыбку и попробует ее повторить. Психологи озвучивают срок в три недели, указывая на развитие в сознании младенца «комплекса оживления». Начиная с этого возраста, малыши реагируют на происходящие вокруг них события. Повышается двигательная активность, появляются первые звуки.

Если вы спросите, когда ребенок начинает улыбаться, и его эмоция осознанна, то тут следует учесть срок родов. Недоношенные крохи начинают проявлять свои позитивные эмоции позже тех, кто появился на свет в положенное время. Подойдя к возрасту в 8-9 месяцев, детки переживают определенный психологический «кризис». Хорошо понимая, кого они видят, малыши реагируют положительно на тех, кого знают, и могут заплакать, если им улыбнется незнакомый человек. Видя такую реакцию, вы получаете однозначный ответ на вопрос о том, когда ребенок начал осознанно улыбаться.

Когда проявляется настоящая улыбка?

Маму, конечно же, волнует, через какое время ее сокровище сможет ответить ей настоящей, выражающей его чувства, улыбкой. Формирование упомянутого «комплекса оживления» завершается к 2 месяцам, а к 4 месяцам он приобретает ярко выраженное обозначение. Кроха встречает улыбающейся мордашкой родных людей, так реагируя на приятные ему слова и поведение окружающих его взрослых. Многое зависит и от вашего общения с сыном или дочкой. Проверяя уровень развития вашего малыша, педиатр обязательно понаблюдает за его инициативностью по проявлению «комплекса оживления». Кстати, чтобы на нашем лице появилась улыбка, задействуются 17 лицевых мышц.



К двухмесячному возрасту у ребенка появляется осознанная улыбка, когда ему радостно и хорошо

Зрение младенца приходит в норму к 6-8 неделям, тогда он уже умеет фокусировать внимание, а значит, образы становятся четкими и понятными. Следующий этап развития приходится на срок от 5 до 12 недель, в этом промежутке у крохи появляется реакция на знакомые лица и голоса. Малыш учится определять одушевленные и неодушевленные предметы, он понимает, что видит человека, и знает, где стоит кресло. Такое разграничение педиатры относят к правильному темпу умственного развития. Вместе с телом растет и мозг маленького человека. Появляются следующие способности:

  • распознавание проявляемых взрослым человеком эмоций;
  • идет передача нервных импульсов в некоторые отделы мозга;
  • происходит расслабление и напряжение мышц лица.

Если кроха не улыбается, это еще не говорит об отставании в развитии. Невропатологи и педиатры объясняют неулыбчивость младенца: неумением держать головку, нежеланием идти на контакт с другими людьми, отсутствием концентрации внимания на непродолжительное время.

Возникшие проблемы легко корректируются, если ими заниматься с раннего возраста и с помощью специалиста.

Как малыш учится смеяться?

Теперь, видя сияющее от удовольствия личико крохи, родители ждут-не дождутся его первого смеха. Обратимся к выводам неврологов, дающим понять, когда ребенок начинает смеяться, к какому возрасту. Происходит это к 20-30-й неделе, при условии нормального развития грудничка. Специалисты указывают и на индивидуальные особенности, не связывая сроки появление первого смеха с интеллектуальными способностями маленькой личности. Некоторые «хохотушки» принимаются смеяться в голос уже в 3 месяца, а сосредоточенные «умники» всего лишь сдержанно хихикают. Ответить, когда ваш ребенок начал смеяться в голос, можете только вы.



Малыш заливается смехом просто так? Не беда, просто ему весело!

Тональность смеха зависит и от родительского примера. Припомните, как вы сами смеетесь, и поймете, что кроха подражает вам. Темперамент родителей впитывается крохой, отсюда и заливистый смех, и тихий, сдержанный смешок. Пример взрослых – важный фактор, определяющий умение малыша смеяться. Учтите, что улыбка и смех помогут дочке или сыну легко общаться с ровесниками.

Помогите крохе: больше разговаривайте с ним, не скупитесь на эмоции, обнимайте, целуйте. Развивайте положительное мышление вашего сокровища, читая ему веселые рассказы, стихи, слушайте вместе с ним приятную, радостную музыку.

Видите, что ровесники вашего маленького сына уже безудержно хохочут, а вашему ребенку улыбаться не хочется, не переживайте и не загружайте себя вопросами «почему» и «отчего». Просто ваше чадо развивается индивидуально, как и положено отдельной личности. Наступит время, когда ребеночек начнет смеяться громко и от души. Приглядитесь к нему, и если услышите, что некоторые его улыбки сопровождаются звуками «гху», «аха», «кхы», значит, все у него в порядке, и заливаться смехом он будет не хуже, чем его сверстники, надо только немного подождать. Причин для волнения нет и в том случае, если кроха смеется без повода. Поддержите его желание и похохочите вместе с ним.

Как вызвать у младенца улыбку?

Копировать и подражать – главные действия, которые дети предпринимают, чтобы влиться в мир взрослых. Семья, в которой часто улыбаются и смеются, отличный плацдарм для проявления у ребенка улыбки. Психологи предлагают два несложных правила, которые помогут вашему чаду научиться выражать такие положительные эмоции, как радость и удовольствие.

Первое правило

Никто не научит вашего ребенка улыбке, если вы сами не займетесь этим. Специалисты единогласно советуют родителям проявлять много положительных эмоций, общаясь со своим маленьким сокровищем. Постоянно показывайте ему, как для вас радостно и ценно, что он есть в вашей жизни. Дарите ему ответные чувства, агукайте и смейтесь, и ребенок улыбку запомнит и повторит.



Смейтесь вместе с малышом, играйте с ним, но помните, что ребенок должен быть сытым и довольным. Тогда малыш ответит вам своим чистым детским смехом

Пусть он еще не говорит, но у вас есть эффективный инструмент, которым вы можете обмениваться с ним, посылая замечательные эмоции: улыбайтесь, если вас встречает ребенок с улыбкой. Глядя на счастливо улыбающееся чадо, мама испытывает благотворное волнение, приводящее к выработке у нее эндорфина, гормона счастья. Очевидно, что такие эмоции полезны и малышу, и маме.

Второе правило

Ухищрения, на которые идут мамы и папы, чтобы лицезреть улыбающееся или смеющееся чадо, составляют 2-е правило. Папа строит забавные рожицы, мама распевает веселые песенки, бабушка мягко щекочет кроху. Прекрасно, если все эти действия производятся в правильное время, и они действительно помогают. Голодный или сонный кроха вряд ли ответит вам взаимностью. Совсем неуместно «скакать» перед ним, если его мучают колики. Развлекайте ваше сокровище, если оно сыто, умыто, и благодушно расположено к вашим веселым упражнениям.

Всего два простых правила, а сколько пользы они несут развивающейся личности. Душевная гармония крохи способствует правильному функционированию нервной системы. Позитивные эмоции, которые вы ему даете, формируют в нем радостное восприятие огромного мира. Счастливый и любимый малыш растет крепким, здоровым и добрым. Улыбайтесь чаще, чтобы настроить кроху на жизнерадостный лад.



Первые звуки, издаваемые ребенком, напоминают гуление

Как эмоции рождают слова?

Оценивая уровень развития новорожденного, педиатр обязательно проверяет его речевые навыки. Важнейший показатель – возраст, в котором малыш пробует произносить первые звуки (рекомендуем прочитать: ). Верным признаком формирования речи педиатры считают .

Первые его проявления должны начинаться в 2 месяца. Первоначально кроха издает отдельные звуки: «а-а» и «у-у». Постепенно они переходят в слоги типа «да-да», «аа-гу», что, собственно, и называют гулением. Врачи определяют их как вокализацию.

Испытывая радостные эмоции от общения с взрослыми, кроха невольно начинает добавлять к улыбке агуканье. Впервые произнеся какой-либо звук, ребенок пробует его «на вкус», агукая сам себе. Подрастая, он пытается воспроизводить другие звуки, услышанные им. Иногда гуление получается похожим на пение. Отлично, если гуление подкрепляется двигательной активностью и широко распахнутыми глазками. Такая реакция свидетельствует о полноценном развитии крохи.

Положительные эмоции, гуление, речь – это неразрывная цепочка, характеризующая нормальное развитие психики маленького человека. Неоценимо участие родителей, способных дать своему сокровищу массу позитивных эмоций. Казалось бы, всего лишь приятный разговор, теплая улыбка, а у крохи происходит сложнейший процесс превращение в настоящего человека.