Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Конспект организации совместной деятельности детей старшая группа. Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми в старшей группе на тему: «Страна дружбы

Старший дошкольный возраст - это благодатное время для активного развития образного мышления. У детей совершенствуется речь. Воспитанники могут регулировать интонацию и выразительность речи. Они активно занимаются словотворчеством. Лексика у детей становится богаче, улучшается связность речи. Дети с удовольствием пересказывают рассказы, стихи и сказки. Сюжеты детского словотворчества детализированы. Дети уже могут анализировать, обобщать. Находить причинно-следственные связи событий. Воображение, произвольное внимание, речь, образ Я - на подъеме.

Учитывая все психологические и физиологические данные детей старшего возраста необходимо создать все условия в ДОУ для развития творческой личности.

Данный конспект рассчитан для педагогических работников ДОУ и родителей, которые желают научить детей сочинять и разыгрывать сказки.

Конспект
совместной деятельности детей (старший возраст) и взрослого.

Вечер. За окном дождь. На улице холодно, а в группе тепло и уютно. Осталось 3 - 5 человек. Игры все переиграны, картинки все раскрашены, скучно, уныло. Но мы не унываем и на «Вечерние посиделки приглашаем». В гости к нам сказка пришла и свой сказ начала. Дети у нас фантазеры и мы с удовольствием сочиняем сказки, а потом их разыгрываем в лицах или как кукольный спектакль. Куклы есть фабричные, а мы делаем свои «на скорую руку», по сюжету только, что родившейся сказки.

Тема: «Вечерние посиделки»

Цель: развитие творческих способностей у детей.

Задачи:

Познавательные:

· Учить детей сочинять сказки;

· Учить создавать персонажей собственных сказок «на скорую руку».

Развивающие:

· Развивать в детях фантазию и речь;

· Развивать ручную умелость.

Воспитывающие:

· Воспитывать умение поддерживать совместную беседу (не перебивать друг друга, не повышать голос).

· Воспитывать творческую активность у детей.

Материалы: пластилин, стеки, дощечки, салфетки, листы бумаги А-4, геоконт (развивающая игра В.В. Воскобовича), пряники и чай (по усмотрению педагога).

Предварительная работа: чтение детям сказок народов мира, обсуждение сказочных героев, беседы на злободневные для детей данного возраста темы.

Ход совместной деятельности

Дети сидят с педагогом за столом, пьют чай с пряниками, ведут непринужденную беседу. Однако, как только начинается творческое рождение сказки, про чай и пряники все забывают.

Педагог: Чудесный вечер! Я точно знаю, что в такие вечера, как сегодня к добрым людям приходит в гости сказка.

Дети, а вы любите сказки? (дети отвечают)

Как обычно начинаются сказки? (жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; давным-давно и т.д.)

А мы начнем сказку со слов… (дети предлагают)

Итак, «…Жили-были…», а кто жил?

Дети: Медведь! (один из примеров)

Педагог: Медведь в нашей сказке какой? Что он любит? Какие у него могут быть проблемы? Или наоборот, какая радость у медведя?

Дети придумывают и проговаривают жизнь сказочного героя. Педагогу желательно записать за детьми весь ход сказки. Это поможет в дальнейшей игре в театрализованную сказку с использованием, созданных только, что кукол. Однако сказка у детей получается «живая» и во время игры сюжет сказки может кардинально измениться, дополниться деталями и даже дополнительными героями (невидимыми и из числа имеющихся в группе игрушек). Сказка в сердцах детей может жить не один день и будоражить их воображение. Желание создать еще кукол - персонажей появится у детей неоднократно.

Педагог: Есть ли у медведя друзья? Какие они? Как эти друзья проявляют себя в общении с медведем? (дети отвечают)

По началу, дети могут и затруднятся придумать историю друзей медведя. Педагогу рекомендуется подсказать детям, направить сюжет сказки по более интересному пути.

Педагог: Однажды медведь пошел в чащу леса по грибы, по ягоды, а там… (дети придумывают)

В сюжете сказки появляется отрицательный или терпящий бедствие персонаж. В дальнейшем детям предлагается придумать, как спасти или победить этого героя.

Испытания для медведя и его друзей должны быть сложными, но решаемы. Испытания могут быть волшебными, а могут интегрированными в различные образовательные области (ради всестороннего развития детей педагог должен заранее запланировать задачки, игры, конкурсы и сделать демонстрационный и раздаточный материал для них).

Например:

Дети: Медведь собирал ягоды и нечаянно наступил на ногу злому Эльфу. Эльф как раз в это время охотился за бабочками. Эльф разозлился и решил превратить медведя в игрушечного медвежонка.

Педагог: Медведь просил прощения у Эльфа, но Эльф не простил и, взмахнув волшебной палочкой, стал проговаривать заклинание. Но мы, ребята, можем остановить Эльфа своими волшебными словами. Если быстро проговорить все цвета радуги, то заклинание будет не действительно! Поможем медведю!

Дети: Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый!

Педагог: Эльф еще сильнее разозлился. Позвал других Эльфов. А что Эльфы задумали против медведя (дети отвечают).

Педагог: Но и с этой бедой мы справимся. Нам на геоконте (развивающая игра В.В. Воскобовича) надо резиночками выложить геометрическую форму с 3 углами (дети выкладывают).

Но Эльфы не унимаются.

Выложите волшебный цветок (дети выкладывают).

Дети: Ослабели Эльфы и призвали на помощь великана. Но, наши звери не из пугливых. И самый смелый зверь в нашей сказке - заяц. Заяц подпрыгнул высоко, высоко, выше великана. Не ожидал такого поворота бедный великан, да как закричит: «Ой, ой спасите!»

Педагог: Эльфы удивились трусливости великана и растерянные вдруг исчезли, а медведь и его друзья…

Дети придумывают следующее развитие сюжета, или вообще завершают сказку, обязательно счастливым концом. Добро должно победить! А зло отступить.

Педагог: Какими словами обычно заканчиваются сказки?

«И жили они вместе долго и счастливо…»

«Ни в сказке сказать ни пером описать…»

«Тут и сказке конец, а кто слушал молодец!»

«Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Пришло время создавать кукол.

· Детям предлагается слепить головки сказочных героев и просто столбик.

· Лист бумаги смять в комок, аккуратно развернуть. Еще раз смять листок бумаги в комок и развернуть.

· Головку насадить на стеку с одной стороны, а с другой стороны надеть лист бумаги. Лист бумаги проткнуть стекой точно посередине.

· Чтобы бумага не слетала со стеки закрепить бумагу с изнаночной стороны пластилиновым столбиком.

· Вставить стеку в оставшийся пластилин и руками из бумаги сформировать платье для куклы (замять сгиб листа с торцов, так, чтобы получились ручки).

Кукол «на быструю руку» многие дети ухитряются сделать в процессе театрализации.

Во время театрализации педагог следит за сюжетом сказки, однако дает детям возможность проявить самостоятельность в совместном творчестве.

Название: Конспект совместной деятельности детей старшей группы и взрослого «Вечерние посиделки»

Должность: педагог дополнительного образования по изобразительной деятельности
Место работы: МБДОУ «ЦРР – детский сад № 138»
Месторасположение: г. Воронеж

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная.

Тип: интегрированное.

Образовательная область: «Познавательное развитие» .

Интеграция образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» ,

«Художественно - эстетическое развитие» , «Речевое развитие» , «Физическое развитие» .

Формы организации детей: коллективная.

Цель: формировать математические представления у детей старшего возраста.

Задачи:

Обучающие задачи:

  1. Формировать умение ориентироваться относительно себя (слева, справа) .;
  2. Закрепить умение группировать предметы по определённым признакам (форме и цвету размеру) ;
  3. Закрепить знания о числах в пределах 8;
  4. Закрепить навыки порядкового счёта, умение отвечать на вопросы «Сколько?» , «Который по счёту?» .
  5. Совершенствовать умение находить место числа в ряду.
  6. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги.

Развивающие задачи:

7. Развивать внимание, логическое мышление, речь, цветовое восприятие, мелкую моторику рук, усидчивость, глазомер, память.

Воспитывающие задачи:

8. Воспитывать активность, находчивость;

9. Воспитывать желание помогать героям сказки.

Методические приёмы:

  • информационно-рецептивный (рассматривание; беседа, чтение художественной литературы, показ воспитателя, просмотр презентации с играми на интерактивной доске) .
  • репродуктивный (закрепление знаний и навыков детей)
  • исследовательский (развитие у детей познавательной активности)
  • эвристический (самостоятельность в выполнении задания)

Материал и оборудование:

Технические средства обучения:

Интерактивное оборудование, презентация «Рукавичка» .

Раздаточный материал:

Трафарет рукавички, цветные мелки, звёздочки.

Ход занятия:

На слайде зимний лес со словами «В гостях у сказки» .

Воспитатель: Друг на друга посмотрите,
Крепко за руки взялись
Влево –вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь!

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки?

Слайд №2. Картинка с названием сказки «Рукавичка» .

Сегодня к нам в гости пришла сказка «Рукавичка» .

Слайд №3. Картинка – дед идёт по зимнему лесу, рядом бежит собачка.

Слайд №4. Картинка – утерянная рукавичка деда, лежащая на снегу.

Воспитатель: Смотрите-ка ребята, мышка бежит, хочет в рукавичке поселиться. А на рукавичке замочек. Давайте поможем мышке открыть замочек.

Слайд №5 Задание: «Четвёртый лишний» .

На слайде: мяч, яблоко, телевизор, солнце.

Воспитатель: Смотрите-ка ребята, лягушка прискакала, тоже хочет в рукавичке поселиться. Проситься лягушка жить вместе с мышкой. А мышка говорит, что надо справиться с трудным заданием. Давайте поможем лягушке справиться с заданием.

Ребёнок на интерактивной доске убирает картинку - телевизор.

Слайд № 6. Задание: «Скажи, что слева, что справа?» .

На слайде: ёлочка посередине. Слева гриб, справа шишка.

Воспитатель: вот лягушка справилась с заданием. Заходи лягушка в рукавичку.

Воспитатель: Скачет зайчик, увидел рукавичку, просится в ней жить. А лягушка ему в ответ: «Я пущу тебя, Заяц, в рукавичку жить, если ты справишься с заданием. Ребята, давайте поможем зайчику!

Слайд № 7. Задание: «Что любит зайка?» .

На слайде: капуста, морковь, банан.

Воспитатель: ну вот вы и помогли зайчику. Пустила его лягушка в рукавичку жить.

Воспитатель: Тут лиса мимо пробегала, увидела рукавичку и просится жить. А заяц ей говорит: «Пустим тебя в рукавичку жить, если ты справишься с заданием. Ребята, давайте поможем лисичке!

Ребёнок на интерактивной доске убирает картинку – банан.

Слайд №8. Задание: Сравни».

На слайде: 6 звёздочек, 7 снежинок.

Воспитатель: посчитайте, сколько снежинок? Сколько звёздочек? На сколько снежинок больше, чем звёздочек? Как сделать равенство?

Ребёнок на интерактивной доске убирает лишнюю картинку- снежинка.

Воспитатель: помогли вы дети лисичке и пустили её звери к себе в рукавичку.

Физминутка:

Маша варежку надела – Сжать пальцы в кулачок.

Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, Все пальцы разжать, кроме одного.

В свой домишко не попал.

Маша варежку сняла

Посмотрите – ка. Нашла! Разогнуть оставшийся согнутый палец.

Ищешь, ищешь не найдёшь

Здравствуй, пальчик, как живёшь? Сжать пальцы в кулачок.

Отдохнули, ребята, а теперь опять в сказку пришли.

Живут звери, не тужат, между собою дружат. Да тут к ним волк пожаловал. Тоже проситься пожить в рукавичке. А звери говорят: справишься с заданием – будешь с нами жить. Поможем волку ребята?

Слайд №9. Задание: «Найди ошибку» .

На слайде: 1 2 3 4 8 5 6

Воспитатель: ребята, перед вами цифры. Надо найти ошибку.

Ребёнок на интерактивной доске убирает карточку с цифрой 8.

Воспитатель: помогли вы ребята и волку. Пустили звери волка в рукавичку.

Воспитатель: А вот и кабан – клыкан бежит. Он тоже хочет жить в рукавичке.

Но звери пустят кабана, если он справиться с заданием. Хотите помочь кабану?

Слайд № 10. Задание: «Какой карандаш длиннее?» .

На слайде: жёлтый длинный карандаш, фиолетовый короткий карандаш.

Воспитатель: ребята, надо определить: какой карандаш длиннее?

Ребёнок на интерактивной доске убирает картинку с фиолетовым карандашом.

Воспитатель: пустили звери жить кабана в рукавичку.

Воспитатель: Тут к ним медведь пожаловал. Не пускают его звери в рукавичку, слишком медведь большой. Но медведь проситься. Давайте поможем ребята ему.

Слайд №11. Задание: «Назови, который по счёту?» .

На слайде: барабан, машинка, кукла, мяч, воздушный шар.

Воспитатель: ребята вы сможете назвать какой по счёту мяч? А кукла? А воздушный шар?

Дети по очереди отвечают.

Воспитатель: помогли вы ребята и медведю. Стали звери жить вместе. В тесноте, да не в обиде.

Слайд №12. Картинка собачка, которая нашла рукавичку.

Молодец собачка! Нашла деду рукавичку. Ребята, а давайте мы подарим деду свои рукавички! (дети раскрашивают рукавички цветными мелками) .

Слайд №13. Картинка: дед с лошадкой.

Воспитатель: Ребята, дедушка благодарит вас за такие прекрасные рукавички!

Слайд №14. Заключительный. «Спасибо за внимание!» .

Я хочу спросить у вас – отвечайте сей же час

Понравилась вам сегодня сказка?

Отвечай-ка посмелей
На вопросы побыстрей.
По какой сказке мы путешествовали?
Что мы делали?

Как мы помогли лисичке?
Как мы помогли мышке?
Вам понравилось путешествие?

Кому понравилось поднимите жёлтый кружок, кому не понравилось - красный. Вы сегодня хорошо отвечали на вопросы, выполняли задания, помогли героям сказки, поэтому они вам дарят всем звёздочки!

Сказке конец - делу венец!

Организация: МБДОУ Д/с № 29 «Алёнушка»

Населенный пункт: Пермский край, г. Чайковский

«Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,

приобретают способность сами ставить вопросы

и получать на них фактические ответы,

оказываясь на более высоком умственном

и нравственном уровне в сравнении с теми,

кто такой школы не прошел.»

К. Е. Тимирязев

В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления образования, усиливается его культурологический, развивающий, личностный потенциал. Различные формы детской деятельности активно внедряются в образовательный процесс. Здесь нельзя не упомянуть Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Дошкольное образование направлено на поддержку инициативы детей в различных видах деятельности. Одним из таких является познавательно-исследовательская деятельность (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

Исследования вызывает огромный интерес у детей, и предоставляют им возможность найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Воспитателю необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности дошкольников. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детского сада.

Статья направлена на знакомство дошкольников со свойствами воды, развитие навыков проведения лабораторных опытов.

В ходе организации совместной познавательно – исследовательской деятельности успешно интегрируются программные задачи образовательных областей: познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического, физического развития.

Цель: развитие у детей 5 – 6 лет исследовательских способностей.

Задачи

Образовательные:

Расширять знания детей о воде, её свойствах (жидкая, без цвета, запаха, вкуса), формах и видах (родники, реки, моря, озера, океаны и т.д.);

Формировать представления о пользе воды для человека и живых организмов.

Развивающие:

Развивать связную, грамматически правильную речь детей в процессе совместной деятельности;

Развивать умственные и мыслительные способности (анализ, сравнение, обобщение);

Развивать любознательную, активную, инициативную и уверенную в себе личность.

Воспитательная:

Воспитывать эмоциональный отклик детей на результаты исследовательской деятельности.

Воспитывать умение работать в группе.

Целевые ориентиры :

Ребенок овладевает знаниями о воде, её свойствах, формах и видах;

Дошкольники имеют представления о пользе воды для человека и живых организмов;

У детей развита связная и грамматически правильная речь, достаточно хорошо выражают свои мысли и желания, складываются предпосылки грамотности;

Развиты умственные и мыслительные способности, дошкольники могут анализировать, сравнивать и обобщать;

Дети проявляют любознательность, активность, инициативность и уверенность в себе;

Эмоционально проявляют свои чувства на результаты исследовательской деятельности;

Дошкольники способны договариваться и умеют работать в группах.

Оборудование :

● музыкальный центр,

● игрушка-Капелька,

● глобус,

● картинки с изображением водопада, водолаза, водорослей,

● три стаканчика: 1 – с водой, 2 – лимоном, 3 – пустой на каждого ребёнка,

● чайная ложка на каждого ребёнка,

● листы бумаги на каждого ребёнка,

● цветные карандаши для зарисовки опыта.

Предварительная работа:

● наблюдения на прогулке после дождя за росой, лужами, цветами (где быстрее сушится земля: на солнце или в тени?), сырым кукольным бельём, развешанным на верёвочке на улице;

● загадки о воде;

● чтение стихов о воде;

● беседы о воде;

● дидактическая игра «Подскажи словечко»;

● словесная игра «Море волнуется»;

● рисование «Осенний дождь», «Цветные льдинки», «Капель», «Ручейки».

  1. Мотивационно-стимулирующая часть.

Методы и приёмы:

● Слушание музыки «Шум моря»;

● Вопросы к детям;

● Активизация словаря;

● Рассказ воспитателя;

● Показ игрушки-Капельки;

● Чтение стихотворения о воде;

● Совместное размышление;

● Рассматривание глобуса;

● Загадывание и отгадывание загадок;

● Уточнение вопросов;

● Побуждение детей к высказываниям.

1. Слушание музыки.

Звучит музыка шума моря (воды или крана с водой).

Воспитатель обращается к детям:

- Ребята, послушайте и определите, что это за звуки? (включить музыку моря)

Предполагаемые ответы детей:

- Это звуки воды?

- Шум моря.

- Да, это журчит вода.

2. Беседа педагога с детьми.

- Сегодня речь пойдёт о воде.

- Путешествовать в Царство Воды с нами будет водяной человек-Капелька.

Воспитатель показывает Капельку:

- Эта капелька путешествует по всему свету.

- (Показ глобуса) Много видела, много знает о воде интересного. На глобусе вода обозначается голубым цветом или синим.

3. Художественное слова.

Воспитатель читает стихотворение о воде:

Вы слыхали о воде, говорят она везде.

В луже, море, океане и в водопроводном кране.

4. Беседа.

- Так ли это? Как вы думаете?

Кому нужна вода?

Предполагаемые ответы детей:

- Людям.

- Растениям.

- Животным.

- Всему живому.

Воспитатель выслушивает ответы детей, подтверждает:

- Конечно же, вода нужна всему живому. Без воды не было бы жизни на нашей планете «Земля». Поэтому её надо беречь.

5. Рассматривание глобуса.

Воспитатель подходит к столу, на котором находится глобус. Предлагает детям рассмотреть глобус и высказать свои предположения о том, что может делать вода.

Воспитатель: Вода – это основа жизни.

Вопросы к детям:

- Как вы думаете, ребята, что может делать вода?

Предполагаемые ответы детей:

- Течь, бежать, капать, литься, бушевать и т.д.

6. Отгадывание загадок.

Воспитатель предлагает детям послушать загадки и отгадать их:

Дети, Капелька приготовила для вас загадки.

  1. Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды

Жить нельзя нам без …(воды)

  1. Как называется поток воды, который падает с высоты? (водопад)
  2. Как называют человека, который в специальном костюме спускается на дно водоемов и изучает его? (водолаз)
  3. Как называются растения, которые растут в аквариуме, на дне рек, морей, океанов (водоросли)

7. Вопросы к детям.

Воспитатель предлагает детям послушать еще раз слова: водоросли, водолаз, водопровод и ответить на вопрос: что у них общего? (Общая часть «водо» ).

Ребята, а у нас в группе, где находится вода? (в кране, чайнике).

II. Организационно-практическая часть.

Методы и приёмы:

  • Путешествие на самолёте;
  • Вопросы к детям;
  • Предполагаемые гипотезы детей;
  • Экспериментальная деятельность.
  1. Путешествие в лабораторию.

Воспитатель: - Ребята, Капелька приглашает нас переместиться в «Волшебную лабораторию» на самолете (завели моторчики, расправили крылья, полетели у-у-у).

Прибыли на первую станцию «Волшебной лаборатории».

  1. Опыт № 1

Воспитатель: - Давайте пройдем с вами в умывальную комнату. Я открою кран, а вы по очереди попробуйте удержать воду.

- Что не можете? Не получается? Почему?

Вода жидкая течет.

Воспитатель: Я для вас приготовила сюрприз. Посмотрите, у меня на столе разные виды сосудов (стаканы, баночки, плошки, колбочки и т.д.).

- Я в них налью воды. Что вы видите?

- Вода вытекает из сосудов? Нет? А что же с водой случилось?

- Вода приобрела форму сосуда.

Вывод: вода может течь, бежать. Вода – жидкая. Вода – приобретает форму сосуда.

3. Опыт № 2

Воспитатель приглашает детей на вторую станцию «Волшебной лаборатории».

Воспитатель: - Давайте тихо присядем за столы. Ребята, перед вами 3 стаканчика: в 1- вода, 2 – лимон, 3 – пустой.

- Капелька предлагает попробовать воду (один глоточек).

- Есть вкус у воды? (У воды нет вкуса).

- Понюхайте воду.

- Есть ли запах у воды? (У воды нет запаха).

- А какого цвета вода? (Вода бесцветная, прозрачная).

- Капелька предлагает налить чуть-чуть воды в стакан, где находится лимон. Ложечкой помешайте и попробуйте. Что скажите? (Вода кислая).

Вывод: если в воду что-нибудь добавить, вода меняет вкус.

- Давайте проверим.

4. Опыт № 3

Воспитатель предлагает детям в пустой стакан положить сахар, добавить воды, попробовать.

- Вода поменяла вкус? Какая стала? Сладкая, т.е. вывод сделан у нас с вами правильно: если в воду что-нибудь добавить (лимон, сахар, соль), вода меняет вкус.

5. Опыт № 4

Воспитатель: Ребята я для вас еще приготовила один сюрприз, но с ним я буду работать сама, т.к. вода у меня горячая. В стакан положу обыкновенный пакет с чаем, налью кипятка, помешаю ложечкой, что получилось? (Вода поменяла цвет).

Вывод: вода может менять цвет.

  1. Контрольно-оценочная часть.

Методы и приёмы:

  • Рассказы детей;
  • Побуждение детей к высказываниям;
  • Продуктивная деятельность.
  1. Разговор о воде.

Воспитатель предлагает детям рассказать Капельке, что мы узнали о воде.

Дети рассказывают:

- Вода без цвета, запаха, вкуса.

- Вода меняет запах, вкус.

- Вода меняет цвет.

- Вода жидкая.

2. Творческое задание

Воспитатель: - У каждого из вас есть листочки. Вечером мы зарисуем этот эксперимент, а дома расскажите родителям, что вы сегодня узнали о воде.

А сейчас у нас готова заварка – приглашаю всех пить чай.

Список использованной литературы:

  1. Горбатенко О.Ф. «Дошкольник Система экологического воспитания в Д/с», 2008 г.
  2. Горькова А.Г., Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию», 2011 г.
  3. Обухова Л.А. «Экологические загадки, стихи, игры», 2009 г.
  4. Рыжова Л.В. «Методика детского экспериментирования» 2014 г.
  5. Костюченко М.П. «Исследовательская деятельность на прогулках» 2014 г.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми

в старшей группе

в рамках недели толерантности

Сказка о дружбе

Цель : Воспитывать нравственные качества : терпеливость, внимательность, сочувствие, умение сопереживание, ценить дружбу и друзей .

Задачи :

1. Образовательные :

активизировать словарный запас по теме;

закреплять умение употреблять в речи простые распространённые предложения с несколькими однородными членами;

закреплять умение употреблять в речи сложноподчинённые предложения с союзом “для того, чтобы”;

2. Развивающие :

развивать навыки работы дошкольников в коллективе,

развивать мелкую моторику.

развивать логическое мышление;

развивать речевое и слуховое внимание;

развивать зрительное восприятия;

развивать речевую память;

развивать интонационную выразительности речи;

развивать двигательную сферу (общую моторику, зрительно-моторную координацию) .

3. Воспитательные :

воспитывать культуру речевого общения,

воспитывать способность сопереживать;

воспитывать толерантное отношение к людям .

Оборудование : Метелка из прутьев, верёвка 1,5.-2 метра, пословицы и поговорки о дружбе .

Предварительная работа : заготовить веник из прутиков.

Работа с родителями : нарисовать несколько пословиц о дружбе вместе с детьми дома.

Словарная работа : Дружба , согласие, терпимость, одолевать, досуг, связанный, поучительная история, милосердный, лукавый, ленивый, жестокие, злые, добрые, трудолюбивые

Ход занятия :

Ребята сегодня я вам расскажу одну сказку , для этого надо вам сесть на стульчики в круг.

Рассказать детям сказку Л . Н. Толстого "Отец и сыновья " адаптированную (Трифоновой А. Е.)

Жил в одном городе отец и было у него три сына, если вы думаете, что сказочную сказку расскажу , нет, это не совсем сказка , а поучительная история о том как отец научил сыновей дружить .

Отец имел тех сыновей, которые постоянно ссорились, ругались, дрались. Решил отец показать пример дружбы и стал думать о том, как же это сделать. Тут мама рассказала ему о том, что она, когда подметает, собирает веник из прутиков, одним прутиком не подмести пол.

Позвал отец своих сыновей, дал по прутику и говорит: «Сломайте прутик!». Легко сломали прутики сыновья. Взял отец веник, связанный из прутиков и дал сыновьям сломать, как не старались, не сломался веник ни у младшего не у среднего. Взял тогда старший сын веник, как ни старался, не сломал его. Отец и говорит им: «Если будете в согласии, мире, дружбе жить никто вас не одолеет, как веник связанный вместе, а будете порознь из-за ссор, как прутики,- так вас любой сломает, обидит, даже ребенок.

Ребята, мы с вами прослушали сказку, как вы думаете, братья помирились?

Чему хотел научить отец своих сыновей? Почему?

Теперь я вам предлагаю посмотреть, как я сломаю прутик, все прутики не будем ломать. Легко сломался прутик?

Теперь как отец в сказке свяжем веник дружбы из прутиков , а вязать мы будем, называя положительные качества.

Игра "Скажи наоборот"

Правила простые: я называю, какими братья были, а вы - какими стали после урока отца. За каждое качество добавляем прутик к венику.

Злые - добрые

Ленивые - трудолюбивые

Лукавые - честные, справедливые

Лживые - верные, правдивые

Жестокие -Милосердные

Кто поможет мне связать "веник Дружбы " веревочкой, вязать надо, наматывая веревку вокруг. Давайте теперь попробуем его сломать. Никак не получается.

Физкультминутка (речь с движением) :

Эй, ребята, что сидите?

На разминку становитесь! (Встают в круг)

Справа друг, и слева друг. (Повернувшись к соседу (парами) дают сначала правую руку потом левую друг другу)

Вместе все - веселый круг! (Поворачиваются в круг лицом)

Под веселые напевы

Повернемся вправо-влево. (Держась за руки поворачиваются вправо, потом влево)

Руки вверх! Руки вниз! (Поднимают руки вверх, опускают вниз руки согнувшись в поясе)

Вверх! И снова наклонись! (Поднимают руки вверх, опускают вниз руки согнувшись в поясе)

Головою вправо, влево! (Поворачивают голову вправо потом влево)

Руки вверх! Перед собою! (Поднимают вверх вытянутые руки, опускают перед собою)

Топни правою ногой! (Топают левой ногой)

Вправо шаг! На месте стой! (Отставной шаг вправо и останавливаются)

Топни левою ногой! (Топают левою ногой)

Влево шаг. И снова стой! (Отставной шаг влево, останавливаются)

Повернись направо к другу, (Поворачиваются парами лицом друг к другу (стоя в круге)

Правую дай другу руку. (Дают правую руку друг другу)

Левую дай другу руку. (Дают левую руку друг другу)

Повернемся снова в круг (Поворачиваются в круг лицом, не держась за руки)

Шаг назад и два - вперед! (Делают шаг назад и два вперед),

Влево - вправо поворот! (Поворот вправо, поворот влево)

Покружимся, повернемся, (Покружиться на месте и повернутся в круг)

Снова за руки возьмемся. (Берутся за руки, стоя в круге)

И на стульчики вернемся. (Садятся на свои места)

Настоящая дружба — это, прежде всего , уверенность в том, что человек, которого ты считаешь своим другом, поможет в трудную минуту, будет держать в тайне то, что ты ему сказал . Настоящий друг никогда не посоветует ничего плохого, и будет стараться сделать все, чтобы тебе было лучше.

Вот по этому люди и сочиняют пословицы и поговорки о дружбе .

Посмотрите на рисунки, которые вы нарисовали к пословицам о дружбе дома с родителями , а вы сможете найти рисунок к каждой поговорке?

Игра - соревнование командами :

Давайте выберем двух капитанов, а они возьмут себе в команду двух человек. Не расстраиваетесь, кто не попал в команду, мы сможем поиграть в эту игру много раз и вечером и завтра.

Правила простые я каждой команде называю пословицу, а они ищут ее на рисунках, объясняя, как они догадались, что именно эта пословица нарисована. И, конечно, кто будет искать, определяет капитан команды. Всем понятны правила? Тогда начнем.

Пословицы :

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Верный друг, лучше сотни слуг.

Старый друг лучше новых двух.

Друг не гриб в лесу не найдешь.

Человек без друзей - что дерево без корней.

Без друга в жизни туго.

Гроза грозись, а мы друг за друга держись.

Крепкую дружбу и водой не разольешь.

Был бы друг, найдется и досуг.

В конце проводиться небольшая беседа

Как вы думаете, ребята, легко ли быть другом, и что для этого нужно?

Какой хороший урок мы получили, послушав сказку ?

Что вместе с друзьями и близкими человеку не страшна никакая напасть и беда. Что мир и добрые поступки объединяют людей, а злые, завистливые превращают в одинокие прутики, которые легко сломать.

Дружба нужна нам не для того, чтобы чем-то заполнить время, а для того, чтобы утверждать в человеке и, прежде всего, в самом себе добро.

Теперь ребята посмотрим мультфильм про то, как тигренок нашел друзей, и называется он "По дороге с облаками" (1984г) (

Конспект

совместной образовательной деятельности

в старшей группе

«Уроки дружелюбия»

Цель: психолого-педагогическое сопровождение эмоционально – нравственного развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

педагогические
1. Раскрыть сущность понятия «дружба».

2. Побуждать детей быть доброжелательными.
3. Учить образовывать и применять в речи: синонимы, сравнительные обороты, развивать связную речь.
4. Продолжать узнавать героев знакомых сказок.
психологические
1. Учить детей дифференцировать эмоции по мимике.

2. Побуждать детей к определению эмоционального содержания музыки.
3. Побуждать к оказанию помощи.
4. Развивать мимические и пантомимические способности детей.
5. Обучить приемлемому способу выражения негативных чувств.
6. Развивать мышление, воображение, восприятие, внимание.

Материалы: обруч, «цветы настроения» (радость, грусть, злость), домик, атрибуты сказочных героев (Зайчик, Карабас-Барабас, Аленушка, Буратино), конструктор, воздушные шары, цветные ладошки, муз. сопровождение, волшебная палочка.

Предварительная работа: беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций о дружбе, коммуникативные игры, слушание музыки, работа с пиктограммами, продуктивная деятельность.

Ход занятия

Дети заходят в группу. Здороваются. В центре лежит большой обруч.

В. Ребята, сядьте вокруг обруча, как вам удобно. Представьте, что мы не знаем друг друга. Давайте познакомимся. Меня зовут Марина Альбертовна. Я очень люблю детей, поэтому работаю в детском саду. Здравствуй! (Пожимает руку ребёнку справа). Теперь, твоя очередь знакомится с соседом. (Дети по кругу знакомятся и пожимают руки). Познакомились.

В. Как поздороваться всем вместе. Что нужно сделать? Взяться за руки. Возьмитесь и поздоровайтесь. Мы дружно взялись за руки, и у нас получился круг Дружбы.

Поговорим о дружбе. Катя, расскажи стихотворение.
«Жить на свете очень туго без подруги или друга.
Без тебя и твой щенок нестерпимо одинок!»
Расскажите, что значит дружить? Желающие ответить поднимите руку. (Играть вместе, не ссориться, делиться игрушками, помочь что-то сделать, вместе рисовать, смотреть мультфильмы, гулять, замечать настроение друга, не бросить в беде).
Люди говорят: «Друг в беде не бросит, лишнего не спросит. Вот, что значит настоящий, верный друг!»

Друг – он какой? (Внимательный, вежливый, ласковый, весёлый, доброжелательный, заботливый, хороший, любимый, преданный, верный, честный, справедливый). Кто твой друг? (Спрашивает детей)

(Появляется Фея под музыку).

Ф. Здравствуйте! Я Фея. Приглашаю Вас в сказочную страну. Сначала пойдём на поляну, где растут Цветы настроения. (Подводит к цветочной поляне).

Ветер раздул лепестки. Помогите вернуть их на место. Но для этого нужно определить настроение у цветка.
Какое настроение у этого цветка? (весёлое, радостное, праздничное, приподнятое, светлое, игривое, лучезарное). А у этого? (злое, мрачное, гневное, яростное, тяжелое, сердитое, свирепое, агрессивное). У этого? (грустное, печальное, тоскливое, плаксивое, тревожное, слезливое). Подбирайте лепестки похожие на настроение цветка. (Звучит спокойная мелодия). Проверьте, всё ли получилось правильно.
При необходимости спросить: «Что здесь не так? Исправьте ошибку».

Ф. Молодцы, навели порядок на цветочной поляне.

Сейчас пойдём на музыкальную поляну. Её хозяйка Ольга Петровна.
О.П. Под музыку вы покажете своё настроение. (Звучит весёлая музыка). Кого вы изображали под эту музыку? Какое было настроение? (Весёлое, бодрое, радостное, игривое, хорошее, приподнятое).
Слушайте следующую музыку. (Звучит «сердитая» музыка) Какая музыка по настроению? (злая, страшная, сердитая, яростная, гневная, жуткая, сокрушительная). Кто мог появиться под эту музыку? Что вы почувствовали? (Мне стало страшно, я испугался, захотелось спрятаться)

Слушайте дальше. (Звучит грустная мелодия) Какое настроение вызвала эта мелодия? (Грустное, печальное, тревожное, тоскливое, жалобное) Что захотелось сделать под эту музыку? (Погрустить, помечтать, заплакать, пожалеть, успокоить кого-нибудь)

Понравились музыкальные задания? И мне понравилось, как вы их выполняли.

Ф. Скажите, у каких людей больше друзей: у плаксивых, злых, недовольных или у жизнерадостных, доброжелательных и весёлых? Почему?

Приглашаю вас на поляну сказок, где я узнаю, какие вы друзья. Садитесь.
(Сцена у «Сказочного домика»).
Из домика выходит зайчик: «Ой-ой-ой, была у меня избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Выгнали меня из избушки. Мне негде жить!»

Ф. Ребята, знаете, кто выгнал зайчика из избушки? (Лиса) Нельзя оставлять зайчика в беде. Как ему помочь? (Дети советуются в кругу и сообщают зайчику решение построить домик из конструктора. Строят дом.) Ребята, пригласите зайчика жить в новом доме. И скажите, что вы рады были ему помочь.

З. Спасибо! Выручили из беды. Вы настоящие друзья.
(Из домика выходит злой Карабас-Барабас)
КБ. Все куклы разбежались из моего театра. Мне не с кем ссорится, некого бить. Скучно! Теперь вы будете дружить со мной!

Ф. Кто это? (Это Карабас-Барабас).

Вы будете дружить с Карабасом-Барабасом? (Нет. Не будем) Почему? (Он злой, страшный, обижает кукол, бьет их кнутом).
Ф. Бедный Карабас-Барабас. Никто не хочет дружить с ним. Я знаю, как помочь ему. Научим Карабаса-Барабаса избавляться от злости с помощью воздушного шарика и он станет добрее. Надувая шарик, представьте, что выдуваете в него все свои обиды и злость, что мешает вам радоваться. (Фея раздает детям и герою шарики, которые они надувают) Ваши обиды пропадут, когда шарик сдуется.
(Все сдувают шарики)

КБ. Спасибо вам! Вы настоящие друзья. Помогли мне стать добрым. Теперь у меня хорошее настроение, вы мне очень нравитесь. Вы самые добрые, замечательные, симпатичные, милые дети! Будете теперь дружить со мной? Ура! Я рад. До свидания.

(Из домика выходит Алёнушка)
А. Ой, горюшко, мое горюшко. Мой братец Иванушка заколдован: попил из копытца и стал козлёночком.
Ф. Как зовут эту девушку? (Сестрица Алёнушка)
А. Чтобы его расколдовать, надо пословицы о дружбе до конца рассказать. А я не помню. Помогите, пожалуйста.

Ф. Поможем Алёнушке?

А. Назвался другом помогай …… (в беде)

Крепкую дружбу и топором….. (не разрубишь)
Сам погибай, а товарища…. (выручай)
Верный друг лучше сотни…. (слуг)
Дружба заботой, да подмогой ….. (крепка)
Спасибо! Выручили. Вы настоящие друзья! (Алёнушка уходит)
(Приходит радостный Буратино, звучит веселая музыка)

Б. Здравствуйте! Узнали меня? Как меня зовут? (Буратино)

Говорят, что вы всем помогаете! Я хочу найти таких друзей! Будете дружить со мной?
Давайте встанем в круг и весело потанцуем. Кто-то из вас будет показывать движения, а остальные будут их повторять. (Дети играют) До свидания! Я к вам ещё приду!

Ф. Мне понравилось с вами играть, вы дружные и отзывчивые ребята.

Покажите мне ваши руки, я хочу прикоснуться к вашим ладошкам волшебной палочкой и вы тогда не забудете, что такое настоящая дружба. (Прикасается к ладоням детей).
В. Ребята, давайте подарим Фее на память разноцветные ладошки.
Готовые ладошки дети прикрепляют магнитами к маленькой доске.

Ф. Фея благодарит ребят и прощается с ними: Давайте улыбнемся друг другу самой доброй улыбкой. До свидания!»

В. Споём песню о дружбе нашим гостям! (Дети поворачиваются лицом к гостям).