Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Которым человек получает большую часть. Сколько же людей способна выдержать планета Земля

Итак, память – это уникальное свойство нервной системы, присущее высшим живым организмам. Возможности человеческой памяти к запоминанию теоретически ничем не ограничены. Рассмотрим один простой арифметический пример. Центральная нервная система человека состоит из 2 частей – головного и спинного мозга. Нервные клетки первого, которые называются нейронами, осуществляют все его функции. Головной мозг взрослого человека насчитывает до 20 млрд нейронов, которые связаны между собой, а число этих связей в коре головного мозга поистине безгранично. Математик ХХ века Джон фон Нейман подсчитал, что человеческая память может хранить в себе до 1020 единиц информации, то есть объем знаний, содержащийся в миллионах книг крупнейших библиотек мира! Но на самом деле мы знаем, что феноменальная память, дающая возможность запоминать и, главное, помнить огромные числа, гигантские тексты, множество лиц и имен, отличает лишь немногих представителей человеческого рода.

Известны примеры феноменальной памяти в древнем и современном мире – Гай Юлий Цезарь, Александр Македонский, персидский царь Кир, которые помнили в лицо и по имени каждого из своих воинов, начиная с простых пехотинцев и заканчивая высшими чинами. Феноменальны у некоторых людей и различные виды памяти. Например, всемирно известна музыкальная память юного Моцарта: в 14 лет он запомнил наизусть только один раз услышанную в Риме «Мизерере» и дома записал без единой ошибки. Следует сказать, что ноты этого музыкального произведения хранились в большой тайне.

Зрительная память французского живописца Гюстава Доре помогала ему делать точные копии картин, которые он видел только 1 раз. Тактильная память скульптора Лины По помогала ей, уже ослепшей, лепить замечательные произведения из глины, на ощупь воссоздавая все увиденное прежде. В книге рекордов Гиннеса приводятся такие интересные факты: гениальные немецкие математики Лейбниц и Эйлер могли цитировать наизусть «Энеиду» Вергилия, а итальянский дирижер Артуро Тосканини по памяти записал Квартет № 5 Раффа и др.

Но можно подумать, что великие люди должны быть великими во всем, даже в памяти. Однако есть примеры более близкие любому читателю этой книги. Отечественный психолог А. Р. Лурия описал феноменальную память московского репортера С. В. Шерешевского, который мог в течение нескольких секунд запомнить цифры, слова и образы в любой последовательности и любом количестве, а затем – через месяцы и даже годы – воспроизводить запомненное с минимальными ошибками. Наш современник, 40-летний американец Марк Юмайл (штат Пенсильвания, США) запомнил 12887 знаков числа? после запятой, а 59-летний японец Акира Харагучи – 83 431 знаков числа? (мировой рекорд запоминания).

Рекорды запоминания позволяет ставить обычным людям способность к запоминанию зрительных образов. Ее еще называют фотографической или эйдетической памятью. Именно благодаря ей поставил свой рекорд Акира Харагу-чи, благодаря ей же английский поэт Дж. Г. Байрон помнил наизусть все свои произведения. Однако фотографическая память, как говорят ученые-психологи, не экономична. Она является одной из начальных фаз развития памяти и с возрастом заменяется словесно-логической формой.

Забывание информации начинается сразу же, как только мы ее получили, например увидели или пощупали что-то. Ученые экспериментально доказали, что даже увиденные на несколько десятков миллисекунд образы запечатлеваются в памяти, которая называется сенсорной. Но тут же, если человек пытается воспроизвести запомненное, число образов уменьшается до 70 % от увиденного, а через 250 миллисекунд вся информация испаряется из сенсорной памяти. Таким образом, последняя не способна удерживать объекты сколько-нибудь значительное время. За это отвечают кратковременная и долговременная память.

Прежде чем «отправиться» на хранение в копилку долговременной памяти, информация остается некоторое время в кратковременной памяти. Для последней действует закон, получивший название «7 ± 2», что означает следующее: в ее объеме может храниться одновременно от 5 до 9 единиц информации. Группируя ее по разным признакам, мы можем укрупнять единицы информации и запоминать ее в большем объеме, чем просто несколько слов, цифр или звуков. Но в кратковременной (первичной) памяти она хранится очень недолго – около 20 секунд. Затем информация сортируется и перенаправляется на забывание или в долговременную память, которая позволяет сохранять ее в течение всей жизни.

Психологи считают, что долговременная память имеет различные разновидности. Так, например, одну из них называют оперативной (или рабочей) памятью: в ней достаточно недолгое время (не более 20 секунд) хранится актуальная в данный момент информация.

Переход информации в долговременную память происходит в течение так называемого периода консолидации, который составляет от 15 минут до 1 часа. Если в течение этого времени вы сосредоточены на информации и внимательны, тогда она перейдет в долговременную память в полном виде; если же нет – процесс запоминания значительно осложнится. В связи с этим одним из «бытовых» советов мнемотехники (искусства запоминания) является заучивание информации перед сном. Во время сна, как объясняют психологи, она беспрепятственно переходит из кратковременной памяти в долговременную, потому что никакие посторонние дела и объекты не занимают мозг, тогда он может структурировать и классифицировать ее по своему усмотрению.

Человеческий мозг принято представлять себе в виде огромного, но практически пустого хранилища: считается, что используется по назначению лишь 10 % клеток-нейронов.

Считается, что в мозге человека хранится все, что с ним когда-либо происходило в жизни, а также и то, что происходило с его далекими предками (так называемая генетическая память). Бытует мнение, что эту информацию можно извлечь из памяти человека под влиянием, например, гипноза.

Действительно, мозг человека хранит информацию очень долго, даже когда ему кажется, что он все забыл. Об этом говорят экспериментальные исследования, использующие магниторезонансный томограф для наблюдения за работой мозга: список из 16 слов давался для запоминания группе испытуемых. Через некоторое ученые просили людей вспомнить, было ли то или иное слово в списке. Интересно, что мозг реагировал не только, когда испытуемый действительно узнавал слово, но и тогда, когда испытуемый слова не вспоминал. Однако в эксперименте речь идет о простейших единицах информации (словах) и достаточно незначительном (по сравнению с периодом человеческой жизни) промежутке времени. А что же происходит в памяти с более сложной информацией?

По словам доктора медицинских наук К. В. Анохина, информация в памяти не остается неизменной. Она словно перемещается по структурам мозга, запоминаясь в одних его отделах и вспоминаясь в других. Более того, информация словно «перезаписывается» в памяти несколько раз: сначала – через 6–8 часов, а затем через 17–18 часов. Сложный механизм мозга часто не срабатывает или срабатывает неверно, поэтому информация «на входе», то есть то, что человек запоминает, отличается от того, что получается «на выходе», и иногда очень сильно.

Эксперименты по исследованию механизмов памяти проводились еще с конца XIX века. В начале XX века психолог Ф.Ч. Бартлетт (Кембридж), опираясь на разработки Г. Эббингауза (Германия), в частности на его «кривые забывания», проводил интересный опыт. Он предлагал группе лиц посмотреть на картину, где было много различных деталей, а затем через определенные промежутки времени (несколько дней, 1 неделя, 2 недели и т. д.) просил воспроизвести увиденное словами (результаты таких «воспоминаний» записывались на пленку). Эксперимент по «последовательному припоминанию» дал очень интересные результаты: словесные копии одной и той же картины отличались друг от друга; причем, чем больше времени прошло, тем больше было расхождений с оригиналом.

Результаты исследования он описал в работе «Человек запоминает»: «Запоминание в повседневной жизни очень редко представляет собой точное повторение оригинала …». Английский ученый объяснил это тем, что прошедшие события мы вспоминаем совсем в иной ситуации и с определенной целью: чтобы прошлый опыт помог нам справиться с сегодняшними проблемами. Бартлетт также описал характерные для процесса забывания тенденции, повторяющиеся из эксперимента в эксперимент: «… опускать побочные детали или связывать их таким образом, что они просто кажутся чем-то вроде инвентарного списка предметов; большое количество неточностей, касающихся относительно расположения предметов; сильную тенденцию помещать один или два предмета где-то посередине и в конечном счете опускать остальные; большую путаницу и забывание в отношении качеств предметов, в особенности цветов, размеров и форм; большую вероятность того, что названия и имена будут забыты, а фразы – изменены; не меньшую вероятность того, что необычные и странные взаимоотношения, например то, что наковальню держат и бьют ею по камню, сохранятся на короткое время, но в конце концов или полностью исчезнут, или примут форму, более соответствующую нормальной практике…». Иначе говоря, все не нужные и не важные с точки зрения человека данные стираются из воспоминаний, а сохраняется лишь некая исходная схема события или образа.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock

Достаточно ли у Земли ресурсов для жизнеобеспечения стремительно растущего людского населения? Сейчас оно составляет более 7 миллиардов. Каково же предельное число жителей, при превышении которого устойчивое развитие нашей планеты станет уже невозможным? Корреспондент взялась разузнать, что на этот счет думают исследователи.

Перенаселенность. При этом слове современные политики морщатся; в дискуссиях по поводу будущего планеты Земля его часто называют "слоном в комнате".

Нередко о растущем народонаселении говорят как о самой большой угрозе для существования Земли. Но верно ли рассматривать эту проблему в отрыве от других современных глобальных вызовов? И так ли уж угрожающе много людей живет на нашей планете сейчас?

  • Чем болеют города-гиганты
  • Сева Новгородцев о перенаселении Земли
  • Ожирение опаснее, чем перенаселенность

Понятно, что Земля в размерах не увеличивается. Пространство ее ограничено, да и ресурсы, необходимые для поддержания жизни, конечны. Еды, воды и энергии может просто не хватить на всех.

Выходит, что демографический рост представляет собой реальную угрозу благополучию нашей планеты? Вовсе необязательно.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Земля-то нерезиновая!

"Проблема состоит не в количестве живущих на планете людей, а в количестве потребителей и в масштабе и характере потребления", - утверждает Давид Сэттертвейт, старший научный сотрудник лондонского Международного института по вопросам экологии и развития.

В поддержку своего тезиса он приводит созвучное высказывание индийского лидера Махатмы Ганди, который считал, что "в мире достаточно [ресурсов], чтобы удовлетворить потребности каждого человека, но не всеобщую жадность".

Глобальный эффект от увеличения городского населения на несколько миллиардов может оказаться гораздо меньшим, чем мы предполагаем

До недавних пор число живущих на Земле представителей современного вида человека (Homo sapiens) было относительно невелико. Всего 10 тысяч лет назад на нашей планете обитало не более нескольких миллионов человек.

Лишь в начале 1800-х годов людское население достигло миллиарда. А двух миллиардов - только в 20-е годы ХХ века.

В настоящее время население Земли составляет свыше 7,3 млрд человек. По прогнозам ООН, к 2050 году оно может достигнуть 9,7 млрд, а к 2100 году предположительно превысит 11 млрд.

Народонаселение стало стремительно расти лишь в последние несколько десятилетий, так что у нас пока нет исторических примеров, опершись на которые мы могли бы сделать прогнозы относительно возможных последствий этого роста в будущем.

Иначе говоря, если верно, что на нашей планете к концу века будет жить уже более 11 млрд человек, наш нынешний уровень знаний не позволяет нам сказать, возможно ли устойчивое развитие при таком населении - просто потому, что в истории не было еще прецедентов.

Впрочем, мы сможем лучше представить себе картину будущего, если проанализируем, где в ближайшие годы ожидается самый значительный прирост населения.

Проблема не в количестве людей, живущих на Земле, а в количестве потребителей и в масштабе и характере потребления ими невозобновляемых ресурсов

Давид Сэттертвейт говорит, что в основном демографический рост в следующие два десятилетия будет происходить в мегаполисах тех стран, где уровень доходов населения на нынешнем этапе оценивается как низкий или средний.

На первый взгляд, увеличение числа жителей таких городов, пусть даже на несколько миллиардов, не должно иметь серьезных последствий в масштабах всей планеты. Связано это с исторически низким уровнем потребления среди горожан в странах с низким и средним уровнем доходов.

Выбросы диоксида углерода (CO2) и других парниковых газов - это хороший показатель того, насколько высоким может быть потребление в том или ином городе. "О городах в странах с низким уровнем доходов мы знаем, что выбросы диоксида углерода (углекислого газа) и его эквивалентов составляют там меньше тонны на одного человека в год, - говорит Давид Сэттертвейт. - В странах же с высоким уровнем доходов значения этого показателя колеблются в пределах от 6 до 30 тонн".

Жители более экономически благополучных стран загрязняют окружающую среду в гораздо большей степени, чем люди, живущие в бедных странах.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Копенгаген: высокий уровень жизни, но небольшие выбросы газов с парниковым эффектом

Впрочем, существуют и исключения. Копенгаген - столица Дании, страны с высоким уровнем доходов, а Порто Аллегре находится в Бразилии, где уровень доходов выше среднего. В обоих городах высокий уровень жизни, однако выбросы (в расчете на душу населения) относительно невелики по объему.

По словам ученого, если мы посмотрим на образ жизни одного отдельно взятого человека, разница между богатыми и бедными категориями населения окажется еще более значительной.

Есть много городских жителей с низкими доходами, чей уровень потребления так низок, что на выбросы парниковых газов он не оказывает практически никакого влияния.

По достижении населением Земли численности в 11 млрд дополнительная нагрузка на ее ресурсы может оказаться сравнительно небольшой.

Однако мир меняется. И вполне возможно, что в мегаполисах с низким уровнем доходов выбросы углекислого газа в скором времени начнут расти.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Люди, живущие в странах с высоким уровнем доходов, должны внести свой вклад в сохранение устойчивого развития Земли при растущем населении

Озабоченность вызывает и стремление жителей бедных стран к образу жизни и потреблению на уровне, который считается сейчас нормальным для государств с высокими доходами (многие скажут, что это было бы в некотором роде восстановлением социальной справедливости).

Но в таком случае рост городского населения принесет с собой и более серьезную нагрузку на экологию.

Уилл Стеффен, почетный профессор Феннеровской школы окружающей среды и общества при Государственном университете Австралии, говорит, что это соответствует общей тенденции, проявившейся в последнее столетие.

По его словам, проблема состоит не в росте населения, а в росте - еще более стремительном - мирового потребления (которое, разумеется, по миру распределено неравномерно).

Если так, то человечество может оказаться в еще более затруднительном положении.

Люди, живущие в странах с высоким уровнем доходов, должны внести свой вклад в сохранение устойчивого развития Земли при растущем населении.

Только при условии, что более богатые сообщества будут готовы снизить свой уровень потребления и позволить своим правительствам поддержать непопулярные меры, мир в целом сможет сократить негативное влияние человека на глобальный климат и более эффективно решать такие задачи, как экономное использование ресурсов и переработка отходов.

В проведенном в 2015 году исследовании журнал Journal of Industrial Ecology попробовал посмотреть на экологические проблемы с точки зрения домохозяйства, где в центре внимания - потребление.

Если мы станем следовать более разумным потребительским привычкам, состояние окружающей среды может существенно улучшиться

Исследование показало, что на частных потребителей приходится более 60% выбросов парниковых газов, а в использовании земли, воды и других сырьевых ресурсов их доля составляет до 80%.

Более того, ученые пришли к выводу, что нагрузка на окружающую среду отличается от региона к региону и что в расчете на домохозяйство она выше всего в экономически благополучных странах.

Диана Иванова из Научно-технического университета норвежского города Тронхейм, которая разработала концепцию для данного исследования, объясняет, что в нем была изменена традиционная точка зрения на то, кто должен нести ответственность за промышленные выбросы, связанные с производством потребительских товаров.

"Мы все стремимся переложить вину на кого-нибудь другого, на государство или на предприятия", - отмечает она.

На Западе, к примеру, потребители часто высказывают мнение, что Китай и другие страны, производящие потребительские товары в промышленных количествах, должны нести ответственность и за выбросы, связанные с производством.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Современное общество зависит от промышленного производства

А вот Диана и ее коллеги считают, что равная доля ответственности лежит на самих потребителях: "Если мы станем следовать более разумным потребительским привычкам, состояние окружающей среды может существенно улучшиться". Согласно этой логике, необходимы радикальные перемены в базовых ценностях развитых стран: акцент должен переместиться с материальных благ на такую модель, где самое важное - это личное и общественное благополучие.

Но даже если в массовом потребительском поведении и произойдут благоприятные перемены, вряд ли наша планета сможет долго поддерживать население в 11 млрд человек.

Поэтому Уилл Стеффен предлагает стабилизировать население где-то в районе девяти миллиардов, а затем начать постепенно его уменьшать за счет сокращения рождаемости.

Стабилизация численности населения Земли предполагает как сокращение потребления ресурсов, так и расширение прав женщины

В действительности существуют признаки того, что некоторая стабилизация уже происходит, даже если по статистике население продолжает расти.

Прирост населения замедлялся начиная с 60-х годов прошлого века, и исследования уровня рождаемости, проведенные Департаментом ООН по экономическим и социальным вопросам, свидетельствуют, что в целом по миру уровень рождаемости в расчете на одну женщину упал с 4,7 ребенка в 1970-75 годах до 2,6 в 2005-10 гг.

Однако чтобы произошли какие-то действительно значимые перемены в данной области, понадобятся столетия, считает Кори Брэдшоу из Аделаидского университета Австралии.

Тенденция к росту рождаемости укоренилась так глубоко, что даже крупная катастрофа не сможет кардинальным образом поменять положение вещей, полагает ученый.

По результатам исследования, проведенного в 2014 году, Кори сделал вывод: даже если население Земли завтра сократилось бы на два миллиарда за счет повышенной смертности или если бы правительства всех стран, по примеру Китая, приняли непопулярные законы, ограничивающие количество детей, то к 2100 году количество людей на нашей планете в лучшем случае осталось бы на нынешнем уровне.

Стало быть, необходимо искать альтернативные способы сокращения рождаемости, и искать безотлагательно.

Если некоторые из нас или все мы увеличим потребление, то снизится верхний предел для приемлемой (с точки зрения устойчивого развития) численности населения Земли

Один относительно простой способ - повысить статус женщин, прежде всего в том, что касается их возможностей образования и трудоустройства, считает Уилл Стеффен.

Фонд ООН в области народонаселения (ЮНФПА) подсчитал, что 350 млн женщин в беднейших странах не собирались рожать своего последнего ребенка, однако у них не было возможности предотвратить нежелательную беременность.

Если бы удовлетворялись основные потребности этих женщин в плане личностного развития, проблема перенаселения Земли из-за чрезмерно высокой рождаемости не стояла бы столь остро.

Следуя этой логике, стабилизация численности населения нашей планеты предполагает как сокращение потребления ресурсов, так и расширение прав женщины.

Но если население в 11 млрд неустойчиво, сколько же людей - теоретически – наша Земля способна прокормить?

Кори Брэдшоу считает, что практически невозможно указать конкретное число, поскольку оно будет зависеть от технологий в таких областях, как сельское хозяйство, энергетика и транспорт, а также от того, сколько людей мы готовы приговорить к жизни, полной лишений и ограничений, в том числе и в пище.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Трущобы в индийском городе Мумбаи (Бомбей)

Довольно распространенным является мнение, что человечество уже превысило допустимый предел, учитывая тот расточительный образ жизни, который ведут многие его представители и от которого они вряд ли захотят отказаться.

В качестве аргументов в пользу этой точки зрения приводятся такие экологические тенденции, как глобальное потепление, сокращение биовидового разнообразия и загрязнение мирового океана.

На помощь приходит и социальная статистика, согласно которой в настоящее время один миллиард людей в мире фактически голодает, а еще миллиард страдает от хронического недоедания.

В начале ХХ века проблема населенности связывалась в равной степени и с женским плодородием, и с плодородностью почв

Самый распространенный вариант - 8 миллиардов, т.е. чуть больше нынешнего уровня. Самый низкий показатель - 2 миллиарда. Самый высокий - 1024 миллиарда.

И поскольку предположения относительно допустимого демографического максимума зависят от целого ряда допущений, трудно сказать, какой из приведенных подсчетов ближе всего к реальности.

Но в конечном счете определяющим фактором будет то, как общество организует свое потребление.

Если некоторые из нас - или все мы - увеличат потребление, то верхний предел для приемлемой (с точки зрения устойчивого развития) численности населения Земли снизится.

Если же найдем возможности потреблять меньше, в идеале не отказываясь от благ цивилизации, то тогда планета наша сможет содержать больше народу.

Допустимый предел народонаселения будет зависеть также и от развития технологий, сферы, в которой сложно что-то прогнозировать.

В начале ХХ века проблема населенности связывалась в равной степени как с женским плодородием, так и с плодородностью сельскохозяйственных земель.

В своей книге "Тень будущего мира", изданной в 1928 году, Джордж Книббс предположил, что если население Земли достигнет 7,8 млрд, от человечества потребуется гораздо более высокая эффективность в обработке и использовании земель.

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption С изобретением химических удобрений начался стремительный рост населения

А спустя три года Карл Бош получил Нобелевскую премию за вклад в разработку химических удобрений, производство которых стало, надо полагать, важнейшим фактором в том демографическом буме, который случился в ХХ веке.

В отдаленном будущем научно-технический прогресс может значительно поднять верхнюю планку допустимой численности населения Земли.

С тех пор как люди в первый раз побывали в космосе, человечество уже не довольствуется наблюдением звезд с Земли, а всерьез рассуждает о возможности переселения на другие планеты.

Многие видные ученые-мыслители, включая физика Стивена Хокинга, заявляют даже, что колонизация иных миров будет иметь решающее значение для выживания человека и других представленных на Земле биологических видов.

Хотя в рамках запущенной в 2009 году экзопланетной программы НАСА и обнаружено большое количество сходных с Землей планет, все они слишком от нас удалены и мало изучены. (В рамках этой программы американским космическим агентством был создан оснащенный сверхчувствительным фотометром спутник "Кеплер" для поиска подобных Земле планет вне Солнечной системы, так называемых экзопланет.)

Правообладатель иллюстрации Thinkstock Image caption Земля - наш единственный дом, и нам нужно научиться жить в нем экологично

Так что переселение людей на другую планету - это пока что не выход. В обозримом будущем Земля будет единственным нашим домом, и мы должны научиться жить в нем экологично.

Это предполагает, конечно же, общее сокращение потребления, в частности, переход на образ жизни с низкими выбросами CO2, а также улучшение положения женщин по всему миру.

Только сделав какие-то шаги в этом направлении, мы сможем примерно подсчитать, сколько же планете Земля под силу содержать народу.

  • Прочитать на английском языке можно на сайте .

У каждого найдутся свои маленькие хитрости, которые помогают запоминать больше и лучше. От детского подкладывания книги со стихами под подушку до рисования скетчей своих мыслей. Наука же описывает ряд общих черт того, как человеческий мозг принимает новую информацию.

1. Мы лучше запоминаем то, что видим

Мозг задействует 50% своих ресурсов для анализа увиденной информации. Другими словами, половина его мощности отводится обработке зрительных процессов, а оставшаяся часть делится среди остальных способностей организма. Причём зрение напрямую влияет на другие чувства. Прекрасный тому пример - испытание , в котором 54 любителей вина попросили продегустировать несколько образцов виноградного напитка. Экспериментаторы подмешали безвкусную красную краску без запаха в белые вина, чтобы выяснить, смогут ли участники обнаружить подвох. Они не справились, и красное зашло вместо белого на ура.

Зрение - настолько важная часть того, как мы интерпретируем мир, что оно может подавлять остальные чувства людей.

Ещё одно неожиданное открытие , связанное со зрением, заключается в том, что мы видим текст в качестве отдельных изображений. В то время как вы читаете эти строки, ваш мозг воспринимает каждую букву в виде картинки. Это факт делает чтение невероятно неэффективным по сравнению с получением информации из изображений. При этом двигающимся объектам мы уделяем большее внимание, чем статичным.

Изображения и анимация способны ускорить ваше обучение. Добавляйте каракули, фотографии или вырезки из газет и журналов к своим заметкам. Используйте цвета и диаграммы, чтобы проиллюстрировать новые знания.

2. Мы помним общую картину лучше её частностей

Изучая множество новых понятий, нетрудно утонуть в нарастающем потоке данных. Для того чтобы избежать перегрузки, необходимо оглянуться назад и обрисовать общую картину. Вы должны уяснить, как свежие знания вписываются в единый пазл, как они могут быть полезны. Мозг лучше усваивает информацию, если он проводит связь между ней и чем-то ранее познанным в рамках одной структуры.

Для лучшего понимания приведём метафору. Представьте, ваши извилины - шкаф со множеством полок. По мере того, как вы раскладываете по шкафу всё большее количество одежды, вы начинаете её разделять по разным признакам. И вот обновка (новая информация) - чёрная кофта. Её можно отправить к другим вязаным вещам, положить к зимнему гардеробу или определить к тёмным собратьям. В реальной жизни ваша кофта найдёт своё место в одном из этих уголков. В вашем мозге знания связываются со всеми остальными. Вы без труда вспомните информацию позже, ведь она уже пронизана нитями того, что крепко засело в вашей голове.

Держите в поле зрения большую схему или списки заметок, объясняющие целую картину того, что вы изучаете, и всякий раз добавляйте туда новые элементы на протяжении всего нелёгкого пути.

3. Сон сильно влияет на память

Исследования показали , что полноценная ночь сна между зубрёжкой и экзаменом существенно улучшает результаты. В одном из экспериментов проверялись двигательные навыки участников после их интенсивного обучения. И те испытуемые, кто спал 12 часов до проверки, показали куда лучшие результаты, чем те, кого тестировали каждые 4 часа бодрствования.

Дремота также добавляет положительный эффект. В стенах Калифорнийского университета выяснилось , что студенты, которые кемарили после решения сложного задания, выполняли следующие задачи лучше, чем те, кто не сомкнул век.

wernerimages/Shutterstock.com

Важно знать, что сон хорош не только после, но и до обучения. Он превращает мозг в сухую губку, готовую впитывать в себя каждую каплю знаний.

4. Недостаток сна пагубно влияет на обучаемость

Недостаточная осведомлённость о сне и недооценка его важности самым неблагоприятным образом сказываются на «гибкости» ваших извилин. Наука ещё очень далека от детального описания всех целебных функций отдыха, но она чётко представляет, к чему ведёт его нехватка. Дефицит сна заставляет голову снижать обороты, действовать без здравого риска по шаблонным схемам. К тому же увеличивается шанс получить физическое повреждение из-за усталости всех «винтиков» организма.

Что касается обучения, недостаток сна сокращает способность мозга принимать новую информацию на 40% . Так что незачем мучить себя ночами с низким КПД, лучше отдохнуть и проснуться во всеоружии.

Результаты исследований Гарвардской медицинской школы содержат интересные цифры: ограничение сна в первые 30 часов после усвоения чего-то нового может свести на нет все достижения, даже если вы отлично выспитесь по прошествии этих суток с хвостиком.

Нормализуйте объём и периодичность сна во время обучения. Так вы будете намного более внимательны и сможете избежать провалов в памяти.

5. Мы сами учимся лучше, когда даём уроки другим

Подтверждением этому служит очень показательный эксперимент . Учёные разделили участников на две равные группы и выдали им одинаковые задания. По легенде половине испытуемых чуть погодя предстояло донести полученные знания до других людей. Нетрудно догадаться, что будущие «учителя» показали более глубокий уровень усвоения. Исследователи воочию убедились в силе «ответственного умонастроения», которое и дало столь эффективный результат.

Подходите к обучению с позиции «наставников». Так ваше подсознание заставит мозг различать тонкости схожих определений, тщательно разбирать материал и копаться в нюансах.

6. Мы лучше учимся по тактике чередования

Зачастую повторение кажется единственно верным способом заучить информацию или отточить навык. Такой метод не раз применялся вами при зазубривании стихотворения или броске в створ ворот с одной руки. Однако не столь очевидная тактика чередования может дать больший эффект.

Так, в одном эксперименте участникам показывали картины, написанные в разных художественных стилях. Первой группе последовательно демонстрировали по шесть примеров каждого стиля, а второй - вперемешку (разные школы в случайном порядке). Победили последние: они вдвое чаще угадывали принадлежность к стилю. Любопытно, что 70% всех испытуемых до начала исследования были уверены, что последовательность должна дать фору чередованию.

Не стоит зацикливаться во время тренировки только на пенальти. Изучая иностранный, смешивайте запоминание слов с прослушиванием речи в оригинале или письмом.

«Путешествия на компьютере» - Что означало сиё послание? 30. Правильный ответ: Пробел. Путешествие во времени. Правильный ответ: С помощью глаз. Путешествие второе: перечислите носители информации, созданные в XX веке. С помощью какого органа чувств человек получает наибольшее количество информации? Правильный ответ: Для переключения режима ввода прописных и строчных букв.

«Веб-квест» - Web-квесты. WEB- квесты. WEB – квест: "Прокурор общественной жизни". Internet – уроки с использованием web- квестов. Женитьба. Цели: Направления исследования. Образовательный Web - квест. Какое образование получил сатирик? Веб-квест (webquest). Какое влияние оказало творчество Салтыкова – Щедрина на развитие русской литературы?

«Турнир по информатике» - Выбери тему. Веришь – не веришь. История информатики. Ада Лавлейс. 7. Джордж Буль. Внимание - знание. Компьютерные жаргонизмы. Там же. В 1946 году. В 1982 году. 3. Кто считается автором самого древнего алгоритма: а) Герон; б) Евклид; в) Пифагор. Алгол. 2.

«Игры 2009» - Цены и страны. Game Live Cycle Management – управление ценой игры в течение продаж. ? Рынок разработки в Восточной Европе. Casual Games 1.0. Падение курса рубля и гривны скорректировало рост рынка. Выход: Авансирование участников партнерских программ (NevoSoft, Alawar). Casual Game =. Что сделали раньше?

«Кроссворд» - Какие программы вы можете использовать для создания кроссворда? Достоинства метода: Возможность многократного использования. Создание кроссворда в MS PowerPoint. Достоинства метода: Возможность многократной распечатки. Возможность размещения большого по размерам кроссворда. Создается для работы не только на бумаге, но и в электронном виде.

«Кто хочет стать отличником» - Вопрос. B: Атом составына электроннар кер?. B: Вопрос 2. Как называется человек на компьютерном языке? C: пациент. D: заказчик. B: килобайт. C: счёты. B: клиент. А:

Всего в теме 23 презентации