Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Малые формы занятий. Формы занятий физическими упражнениями

Каждое отдельное, относительно завершенное занятие физическими упражнениями является звеном процесса физического воспитания. В целом занятия разнообразны: прогулки, утренняя зарядка, спортивные состязания, купания, туристские походы, уроки физической культуры и т. д. Однако все они строятся на основе некоторых общих закономерностей. Знание этих закономерностей позволяет педагогу в каждом конкретном случае разумно и с наибольшей эффективностью решать образовательные и воспитательные задачи.

Очень важно в педагогическом отношении ясно представлять диалектический характер взаимосвязи содержания и формы занятий физическими упражнениями. Специфическим содержанием здесь является, прежде всего, активная, направленная на физическое совершенствование практическая деятельность. Она состоит из ряда относительно самостоятельных элементов: сами физические упражнения, подготовка к их выполнению, активный отдых и т. д. Сравнительно устойчивый способ объединения элементов содержания составляет форму занятий физическими упражнениями.

В каждом случае форма должна соответствовать содержанию занятия, что является коренным условием качественного его проведения.

Форма занятий активно влияет на их содержание. Будучи единой с ним, она обеспечивает оптимизацию деятельности занимающихся. Постоянное пользование одними и теми же, стандартными формами занятий задерживает совершенствование физической подготовленности занимающихся.

Целесообразное варьирование форм, введение новых взамен устаревших дает возможность успешно решать задачи физического воспитания.

Факт активного влияния формы занятий на их содержание, а следовательно, и на результаты обязывает к самому серьезному отношению к ней. Поэтому в теории физического воспитания вопросам построения занятий физическими упражнениями всегда придавалось большое значение.

На основе государственных стандартов высшего профес-сионального образования вузы самостоятельно (с учетом содержания примерной учебной программы по физической культуре, местных ус-ловий и интересов обучающихся) определяют формы занятий физи-ческой культурой. В настоящее время используются обязательные урочные (учебные) и неурочные формы занятий.

Учебные занятия - основная форма физического воспитания. Они имеются в учебных планах вуза (учебная дисциплина «Физическая культура») на всех факультетах. Учебные занятия могут быть:

  • · Теоретические, практические, контрольные;
  • · Элективные практические занятия (по выбору) и факультативные;
  • · Индивидуальные и индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации);
  • · Самостоятельные задания по заданию и под контролем преподавателя.

Обязательный теоретический раздел программы излагается студентам в форме лекций (в отдельных случаях на групповых занятиях). Практический раздел состоит из двух подразделов: методико-практического и учебно-тренировочного. Практический раздел реализуется на учебных занятиях различной направленности, а в спортивном учебном отделении - на учебно-тренировочных занятиях.

Индивидуальные, индивидуально-групповые дополнительные занятия (консультации) проводятся по назначению и по расписанию кафедры физического воспитания для студентов, не справляющихся с зачетными требованиями, а также для желающих углубить свои знания и практические навыки.

Самостоятельные занятия могут проводиться по заданию и под контролем преподавателя, как в учебное, так и во внеучебное время.

Контрольные занятия призваны обеспечить оперативную, текущую и итоговую информацию о степени усвоения учебного материала. Контрольные занятия проводятся в течение семестра после прохождения отдельных разделов программы. В конце семестра и учебного года студенты всех учебных отделений сдают зачеты по физической культуре, а по завершению всего курса - экзамен.

Внеучебные занятия организуются в форме:

  • · Физических упражнений и рекреационных мероприятий в режиме учебного дня (утренней зарядки).
  • · Занятий в секциях, организованных профсоюзов, спортивным клубом или другими внутривузовскими организациями.
  • · Самодеятельных занятий физическими упражнениями, спортом, туризмом.
  • · Массовых оздоровительных, физкультурных и спортивных внутривузовских и вневузовских мероприятий (спортивные соревнования, физкультурные праздники).

Взаимосвязь разнообразных форм учебных и внеучебных занятий создает условия, обеспечивающие студентам использование научно обоснованного объема двигательной активности (не менее 5 часов в неделю), необходимой для нормального функционирования организма молодого человека студенческого возраста.

Неурочные формы построения занятий в физическом воспитании

Цель: Закрепление знаний и раскрытие важности неурочных форм организации занятий в физическом воспитании

Задачи:

1- дать оценку малым формам организации занятий в физическом воспитании,

2- изучить крупные формы организации занятий в физическом воспитании,

3- раскрыть соревновательные формы организации занятий в физическом воспитании.

Актуальность: Основные уроки по физической культуре в школе не обеспечивают требуемой потребности в движении, к тому же в последнее десятилетие детей практически всех развитых стран мира характеризуют как гиподинамичных, склонных к полноте, с уймой вредных привычек. Систематическое использование неурочных форм организации занятий- возможность исправить сложившуюся ситуацию.

Особенности малых форм занятий:

Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий: а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика); б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время производственной или умственной деятельности (формы: физкультминутки, физкультпаузы); в) поддержание отдельных сторон приобретённой тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (домашние занятия по школьному курсу физического воспитания и спорта).

Незначительная продолжительность занятий (от 2 – 3 до 15 – 20 минут).

Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки). Физкультпаузы).

Невысокий уровень нагрузок.

Крупные формы занятий:

1.Самодеятельные тренировочные занятия (индивидуальные или групповые).

Крупные формы занятий отличаются от малых форм большей продолжительностью (до 2 – 3 часов), более широким содержанием и более обособленной структурой. Часто это не только спортивно-тренировочные занятия, но и самостоятельные занятия по общей физической подготовке, атлетической подготовке, избирательно-кондиционной тренировке.

По содержанию они бываютоднопредметными : включающими, например, быструю ходьбу, или продолжительный бег, или ритмическую гимнастику, или ходьбу на лыжах и др.Комплексные занятия включают различные виды физических упражнений , выполняемых в одном занятии. Например, занятия, построенные по принципу многоборной подготовки, или упражнения циклического характера и спортигры, или силовые упражнения и циклические упражнения и т. п.

Выбор занятий определяется индивидуальными интересами, способностями и полученным ранее физическим воспитанием . Вместе с тем существенное влияние на выбор предмета занятий оказывают условия жизни, быта, наличия инвентаря, спортивных баз и др.

Самодеятельные тренировочные занятия требуют от занимающихся определённой «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятий, регулирования нагрузки, осуществление самоконтроля. Самодеятельные тренировочные занятия должны быть не менее, чем трёх-четырёхразовыми в течение недели, примерно часовой продолжительности каждое.

2.Физкультурно-рекреативные формы занятий. Такие формы занятийимеют характер расширенного активного отдыха , восстановление сил с помощью средств физического воспитания (от латинского recreation – отдых, восстановление). Эти занятия позволяют поддерживать нормальное физическое состояние и одновременно удовлетворять потребность в здоровом отдыхе. Они практикуются в режиме школьного дня (большие перемены с использование подвижных игр), в свободное время в домашних условиях, в выходные дни и в других ситуациях.

Пригодных для активного отдыха вариантов достаточно. Например, подвижные игры, спортивные игры по упрощённым правилам, или туристические походы: пешие, походы на лыжах, велосипедах, лодках и т.п. Основные характерные черты таких занятий: умеренность нагрузки, без ярко выраженного утомления , отсутствие жёсткой регламентации, свободное варьирование поведения.

Соревновательные формы занятий:

К ним относятся: 1) собственно-спортивные соревнования; 2) соревновательные формы занятий.

3.1.Собственно-спортивные соревнования представляют собой объективный способ демонстрации в соревновательной деятельности возможностей соревнующихся в соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде спорта .

Собственно-спортивные соревнования характеризуются:

Стремлением показать максимальный результат, победить, или занять наиболее высокое место, или решить конкретные технико-тактические задачи.

Унифицированными правилами соревнований для каждого вида спорта, где чётко обозначены способы ведения соревновательной борьбы, регулирование порядка состязания, наличием судейства.

Специфической эмоциональной напряжённостью участников соревнований

В регулярной спортивной деятельности спортивные соревнования широко развёрнуты и глубоко специализированы: контрольные, подготовительные, классификационные, отборочные, главные соревнования . Собственно соревновательная деятельность наиболее широко представлена у высококвалифицированных спортсменов, которая занимает до 10 – 15 % и более общего времени, затрачиваемого на спортивную подготовку в течение года.

Собственно-спортивные соревнования имеют общие структурные черты урочных форм занятий: вводно-организующие действия; разминка; непосредственное выступление участвующих спортсменов в соревнованиях; заключительная часть, нормализирующая послесоревновательное состояние; подведение итогов соревнований.

3.2.Соревновательные формы занятий.

В качестве одного из частных методических приёмов активизации занятий,элементы состязаний включаются уже на ранних этапах физического воспитания: старты и легкоатлетические ускорения в папах группах, с гандикапом, различные эстафеты и пр .

При использовании соревновательных форм занятий в различных сферах физкультурной практики вышеперечисленные признаки собственно-спортивных соревнований нередко частично отсутствуют, либо выражены как бы в преобразованном виде. Так в рамках общего обязательного курса физического воспитания в общеобразовательной школе и других учебных заведениях применяются контрольные или зачётные уроки, организуемые в соревновательной обстановке для выполнения учебных нормативов, контроля за степенью освоения двигательных действий. При этом соревнования имеют как бы внутренний характер – состав участников ограничивается составом классов, групп и т. п.

Своеобразны соревновательные формы занятий и в самодеятельном физкультурном движении в процессе участия в массовых соревнованиях. Для многих участников массовых стартов, участие в соревнованиях не столько способ достижения высокого спортивно-технического результата, сколько форма эмоционального насыщенного общения, здорового отдыха и развлечения. Как показывают исследования, у большинства участников массовых физкультурно-спортивных соревнований установка на высокий результат выражена слабо ил вообще отсутствует.

При организации многих массовых соревнований спортивно-соревновательное начало в них преднамеренно нивелируется или уводится кА бы на задний план, что предусматривается. В частности условиями поощрения всех участников, вне зависимости от уровня продемонстрированных результатов и другими организационно-методическими приёмами и условиями.

В этой работе представлены: методики организации и проведения утренней гимнастики до учебных занятий, физкультурных минуток, физкультурных пауз, вводной гимнастики (дыхательная гимнастика, точечный самомассаж), активных перемен, а также спортивного часа в ГПД.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ

«МАЛЫХ» ФОРМ ЗАНЯТИЙ

ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

I МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «МАЛЫХ» ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ……………………………………………………4

1.1 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДО УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ……………………………………4

1.2 ПРОВЕДЕНИЕ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ МИНУТОК………………….9

1.3 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ ПАУЗ………...11

1.4 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ВВОДНОЙ ГИМНАСТИКИ (ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА И ТОЧЕЧНЫЙ САМОМАССАЖ)……12

1.5 МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ АКТИВНЫХ ПЕРЕМЕН………..16

1.6 ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ СПОРТИВНОГО ЧАСА В ГРУППЕ ПРОДЛЁННОГО ДНЯ………………………………………………..22

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………27

Введение

В последние годы заметно возросло количество физически ослабленных детей. Кроме того, их мышечная нагрузка уменьшается в силу объективных причин: у детей в начальной школе практически нет возможности играть в подвижные игры – перемены слишком коротки, а в группе продлённого дня большую часть времени занимает выполнение домашнего задания и посещение различных кружков и факультативов. В настоящее время в школах вводятся дополнительные развивающие занятия, это и аэробика, и ритмика, и спортивные танцы. К сожалению, посещение этих занятий не является обязательным, а полностью зависит от желания родителя младшего школьника. А многие родители забывают о необходимости физического развития ребёнка, занимаясь лишь интеллектуальным развитием.

Как показывает опыт работы многих педагогов: физическая слабость ребёнка влияет на его учебную деятельность. Такие дети быстрее теряют свою работоспособность, утомляются. Итог этого – постоянный стресс у ребёнка оттого, что полученные знания не усваиваются, и он плохо учится. Именно поэтому в последнее время всё больше внимания мной и моими коллегами, учителями начальных классов, уделяется организации «малых» форм занятий физическими упражнениями.

Они являются Значительной и неотъемлемой частью процесса физического развития ребёнка, а также реализуют другие цели, как-то: восстановление работоспособности, путём улучшения мозгового кровообращения, повышение настроения ребёнка, снятие стресса и усталости.

Организация «малых» форм занятий физическими упражнениями в начальной школе сопряжена с некоторыми трудностями. Во-первых, это выбор и подготовка места для проведения, например, гигиенической гимнастики. Во-вторых, подбор стишков и рифмовок для проведения физкультминуток и физкультурных пауз, содержание которых должно быть гармонично связано с темой и удачно вливаться в структуру урока. В-третьих, подготовка к часу игры в группе продлённого дня требует наличия определённого оборудования.

В связи с вышеизложенным, я хотела бы рассмотреть в своей работе методику организации и проведения физических занятий в режиме учебного дня, а именно:

  1. утренней гимнастики до учебных занятий,
  2. физкультурных минуток,
  3. физкультурных пауз,
  4. активных перемен,
  5. спортивного часа в группе продлённого дня.

I. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ «МАЛЫХ» ФОРМ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В РЕЖИМЕ УЧЕБНОГО ДНЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.

1.1 Методика организации и проведения утренней гимнастики до учебных занятий

Утренняя гимнастика должна обязательно входить в режим дня школьника. Это важно для укрепления нервной системы и для предупреждения простудных заболеваний.

Утренняя гимнастика в начальной школе проводится за 10 – 15 минут до начала первого урока. Помимо общего оздоровления организма, утренняя гимнастика имеет ещё и воспитательное значение. Оно сводится, главным образом, к воспитанию организованности, собранности.

Утренняя гигиеническая гимнастика должна проводиться классным руководителем на открытой площадке. В случае непогоды – в рекреации, либо в классе, в месте, освобождённом от ученической мебели. Помещение обязательно нужно проветрить, а когда температура понизится на 1-2 градуса, оставить открытыми только форточки или фрамуги. Проведение утренней гимнастики не требует наличия у детей специальной формы одежды, подойдёт обычная форма для занятий на уроке физкультуры.

Хорошо проводить утреннюю гимнастику под музыку. Её нужно подбирать, учитывая темп дыхания детей, так как при слишком быстром темпе дыхание будет недостаточно глубоким, а при слишком медленном произойдёт задержка дыхания на вдохе.

Комплекс утренней гимнастики должен состоять из 8 – 9 упражнений, подобранных учителем физкультуры. Составляя этот комплекс учителю необходимо придерживаться следующих основных требований, относящихся к содержанию и характеру упражнений.

Первое упражнение – выпрямляющее позвоночник (потягивание). Оно отвечает естественному желанию утром потянуться и глубоко вздохнуть, сочетается с углубленным дыханием. При этом упражнении руки поднимаются вверх, что способствует свободному оттоку крови, одновременно позвоночник выпрямляется, а плечи отводятся назад. Благодаря этим движениям увеличивается объём грудной клетки. При глубоком дыхании, связанном с выполнением потягивания, облегчается приток к сердцу крови из вен головы, рук, стенок грудной клетки и печени. Выполняется упражнение не более 3 – 4 раз.

Второе упражнение – для развития рук и плечевого пояса. Оно включает следующие движения: движения рук назад, вперёд, вверх, вниз, в стороны, выпрямление рук в плечевых суставах. Перечисленные элементарные движения могу выполняться свободно или напряжённо, плавно или резко, быстро или медленно, симметрично обеими руками или асимметрично. При этом классный руководитель должен следить, чтобы руки младшего школьника при движении вперёд или вверх не сближались, так как это ведёт к сдавливанию грудной клетки и затруднению дыхания. Учителями физической культуры замечено, что как только внимание ребят переключается на выполнение движений конечностями, сейчас же появляются нарушения осанки: голова наклоняется вперёд, плечи поднимаются вверх, живот выпячивается, увеличивается поясничный прогиб позвоночника. Нужно постоянно напоминать занимающемуся, что все движения в утренней гимнастике выполняются при сохранении правильной осанки.

Третье и четвёртое упражнение – для укрепления мышц туловища. Применяют: наклоны туловища вперёд и назад, влево и вправо. Это наиболее сложные, но очень важные упражнения в комплексе утренней гимнастики. В выполнении этих упражнений участвуют все мышцы туловища. Упражнения проводятся в медленном темпе. В комплекс утренней гимнастики обычно включают 2 – 3 таких упражнения. Их следует давать одно за другим, не разделяя какими-либо другими движениями, так как физическая нагрузка при их выполнении не настолько значительна, чтобы прибегать к расчленению упражнений. Обычно каждое из них повторяется от 4 до 6 раз.

Пятое и шестое упражнения – для укрепления мышц ног. Оно способствует развитию мышц ног, в частности укреплению мышц свода стопы для предупреждения плоскостопия. Проводится в медленном темпе. Применяются следующие упражнения: приседания на всей ступне и на носках (6 – 8 раз), сгибание и разгибание ног в одном или нескольких суставах, круговые движения (по 6 – 8 раз для каждой ноги).

Седьмое упражнение – для усиления деятельности важнейших внутренних органов, главным образом двигательного аппарата и сердечно-сосудистой системы. При выполнении этого упражнения вводятся в быструю по темпу работу крупные мышцы тела. Используются следующие упражнения: бег, бег на месте, прыжки на месте, быстрая ходьба на месте с энергичной работой рук. Важно правильно дозировать эти упражнения, не допускать перенагрузки. Обычно они выполняются без перерывов в течение 20 – 30 секунд.

Восьмое упражнение – для постепенного перехода от возбуждённого к более спокойному состоянию. Применяется ходьба с сохранением правильной осанки в течение 2 – 3 минут.

Комплекс утренней гимнастики должен обновляться не реже 1 раза в 2 недели, так как опыт показывает, что ежедневное выполнение одних и тех же движений в течение 2 недель снижает интерес детей к ним.

При проведении утренней гимнастики не следует уделять много времени построению – оно должно быть простым и доступным, например, построение в звенья. В том случае, если класс мал, учителю нужно придумать такой способ построения, который бы позволил рационально использовать имеющуюся в распоряжении площадь. Например, построение детей в шахматном порядке, вполоборота к учителю позволяет наилучшим образом использовать малую площадь.

Классный руководитель должен продумать объяснение и показ упражнений. Объяснение должно быть понятным и кратким, показ – чётким, так как в дальнейшем (2 – 4 классы) гимнастика будет проводиться по словесному указанию педагога.

Для окончания утренней гимнастики должен подаваться звонок за 3 – 5 минут до начала первого урока.

Примерные комплексы утренней гимнастики.

Комплекс № 1.

Оборудование: мешочек из плотной материи размером не более 5 см в диаметре, наполненный горохом или гречневой крупой, плотно завязанный или зашитый.

1. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены, руки перед собой, между ладонями зажат мешочек. Отвести прямые руки через верх назад, при этом отставить правую ногу назад на носок. То же самое выполнить для левой ноги. Повторить упражнение 5 – 6 раз.

2. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки расставлены в стороны. Перекладывать мешочек из одной ладони в другую, сгибая по очереди то правую, то левую руку, и двигая только плечевым поясом.

3. И. п.: стоя, ноги врозь. Бросать мешочек вверх с поворотами туловища то вправо, то влево и ловить мешочек выпрямляясь. Повторить повороты туловища в каждую сторону по 6 – 7 раз.

4. И. п.: стоя, ноги на ширине плеч. Бросить мешочек вверх и, пока он летит, успеть, наклонив туловище вперёд, не сгибая коленей, коснуться пальцами пола, выпрямиться и поймать мешочек на лету. Повторить 7 – 8 раз.

5. И. п.: стоя, ноги врозь. Бросать мешочек то под левой, то под правой ногой и ловить его. Повторить упражнение для каждой ноги по 8 – 9 раз.

6. И. п.: стоя, ноги слегка расставлены. Бросить мешочек вверх, присесть пониже, встать и поймать мешочек на лету. Повторить 7 – 8 раз.

7. И. п.: стоя, ноги вместе, руки на поясе. Прыгать через мешочек, положенный на пол, мягко на носках, так: назад – влево – вправо – вперёд (обратно на прежнее место) и опять в том же порядке. Повторить до 16 раз.

8. Положить мешочек на темя, голову держать прямо, так чтобы мешочек не падал, пройти спокойным шагом несколько метров. В первое время ученик может придерживать мешочек рукой.

Комплекс № 2.

Оборудование: гимнастическая палка.

Построение в звенья.

1. «Подними палку вверх». И. п.: стоя, ноги вместе, в руках палка (держать за концы), руки внизу. Поднимаясь на носки, поднять палку вверх и посмотреть на неё, вернуться в исходное положение. Повторить 6 – 8 раз.

2. «Маятник». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка на плечах за головой. Повороты только плечевого пояса вправо и влево при сохранении осанки. Повторить 8 – 9 раз.

3. «Мельница». И. п.: стоя, ноги на ширине плеч, палка на лопатках. Наклониться сначала влево, затем вправо не сдвига ног с места. Повторить 7 – 8 раз.

4. «Посмотри на палку». И. п.: лёжа на животе, голова опущена, палку держать за концы на вытянутых руках перед собой на полу. Приподнимая голову и плечи, поднять палку прямыми руками, посмотреть на неё, вернуться в исходное положение. Повторить 7 – 8 раз.

5. «Подними палку». И. п.: сидя, согнув ноги в коленях, придерживая одной ногой палку снизу, другой сверху, опираться сзади руками об пол. Приподнять палку вверх, вернуться в исходное положение. Повторить 7 – 8 раз.

6. «Приседание». И. п.: стоя, пятки вместе, носки врозь, палку держать за концы в опущенных руках перед собой. Подняться на носки, присесть, поднимая руки вперёд до уровня плеч. Вернуться в исходное положение.

7. «Бег вокруг палки». И. п.: поставить палку вертикально на пол, придерживая верхний конец её одной рукой. Обежать вокруг палки в одном направлении 8 – 9 раз, затем столько же в другом.

8. И. п.: поставить палку вертикально на пол, придерживая верхний конец её правой рукой, левую согнуть в локте и отвести за спину. Спокойная ходьба по комнате широким шагом с опорой на палку, можно сочетать с глубоким дыханием.

Педагог для проведения утренней гимнастики может использовать также кегли, «султанчики», скакалки и другие предметы. Важно заинтересовать ребёнка и убедить в необходимости утренней гимнастики.

1.2 Проведение физкультурных минуток

Во время урока младшему школьнику необходим короткий перерыв. Хорошо освежает организм и быстро восстанавливает работоспособность активный отдых, то есть отдых, сочетающийся с выполнением движений.

Физкультминутка выполняется в середине практически каждого урока, на котором младшему школьнику приходится много писать (в 1 классе на уроке письма – дважды). Длится она не более 3 минут. Обычно физкультминутка не требует выхода детей из-за парт. Упражнения и текст для физкультминутки подбирает учитель в соответствии с материалом и структурой урока.

На уроках письма и чистописания можно использовать следующие физкультминутки.

Пальчики.

(Движения выполняются пальцами в соответствии с содержанием стихотворения).

Вот помощники мои,

Их как хочешь, поверни.

Раз, два, три, четыре, пять,

И считали и играли –

Пальцы все мои устали:

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик – прыг в кровать,

Этот – рядом прикорнул,

Этот пальчик уж заснул,

А другой давненько спит.

Кто у нас ещё шумит?

Тише, тише, не шумите,

Пальчики не разбудите.

(Говорить шёпотом)

Утро ясное придёт,

Солнце красное взойдёт.

(Говорить погромче)

Станут птички распевать,

Станут пальчики вставать.

(Говорить громко)

Просыпайся, детвора!

В школу пальчикам пора!

Прятки.

Ритмичное сгибание и разгибание пальцев. Усложнение: поочерёдное сгибание каждого пальца на обеих руках.

Вышли пальчики гулять.

Вышли пальчики гулять.

(Поочерёдное разгибание пальчиков из кулачков, начиная с большого пальца).

Раз, два, три, четыре, пять –

В домик спрятались опять.

(Поочерёдное сгибание пальчиков в кулачок).

Капустка.

Мы капустку рубим – рубим,

(Движения прямыми ладонями вверх – вниз).

Мы капустку солим – солим,

(поочерёдно поглаживаем пальцы).

Мы капустку трём – трём,

(потирать кулачок о кулачок).

Мы капустку жмём – жмём.

(Сжимать и разжимать кулачки).

1.3 Методика проведения физкультурных пауз

Физкультпаузы проводятся практически на всех уроках в начальных классах, деятельность на которых связана с напряжённой умственной работой или с длительным удерживанием внимания. Физкультпаузы связаны с выходом учеников из-за парт, поэтому классному руководителю необходимо продумать удобное и рациональное построение учащихся у своих рабочих мест. В небольших классах это может быть построение между партами в колонну по одному с соблюдением дистанции.

Обычно физкультпауза проводится в середине урока, однако на уроке изобразительного искусства целесообразно провести её в начале. А на уроках музыки проведение физкультпауз вообще не требуется, так как эти уроки уже насыщены движением.

Длительность Физкультпаузы может достигать 5 минут, в зависимости от общего утомления класса. Стишки и рифмовки для проведения этих упражнений подбираются классным руководителем с учётом темы, материала и структуры урока. Например, при изучении темы «Животный мир» на уроках окружающего мира можно использовать такие стишки.

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок!

Утром хомка просыпался,

За зарядку принимался.

Лапки кверху поднимал,

Тут же вниз их опускал.

Прыгал – топал, прыгал – топал,

И себе в ладоши хлопал.

А на уроках литературного чтения рационально и занимательно использовать тематические рифмовки. Например,

Мы немножко отдохнём:

Пятачок бежит с шаром.

Вини – пух присел под куст:

«Ой, никак не разогнусь!»

Взялся он за поясницу.

Вдруг к нему летит синица.

Винни помахал с азартом

И вернулся вновь за парту.

1.4 Методика проведения вводной гимнастики (дыхательная гимнастика и точечный самомассаж)

Вводная гимнастика проводится обычно учителем вначале урока. Особенно рациональна она вначале 4 или 5 урок, когда у младших школьников от естественного физического утомления начинает ослабевать концентрация внимания. Вводная гимнастика имеет своей целью активировать работу головного мозга, настроить ребёнка на дальнейшую активную деятельность на уроке. Вводная гимнастика выполняется сидя за партой. По времени комплекс вводной гимнастики занимает 2 – 3 минуты. Он включает в себя точечный массаж и дыхательные упражнения.

От правильного дыхания во многом зависит здоровье человека, его физическая и умственная деятельность. Например, специальные дыхательные упражнения, выполняемые через левую и правую ноздрю, улучшают функционирование мозга. А точечный массаж – элементарный приём самопомощи своему организму. Упражнения точечного массажа тонизируют организм ребёнка и являются профилактикой простудных заболеваний.

Во время выполнения дыхательной гимнастики и точечного массажа следует обращать внимание младших школьников на сохранение правильной осанки. Каждое упражнение комплекса повторяется по 6 – 8 раз.

Примерные комплексы

вводной гимнастики для детей начальной школы.

Комплекс № 1.

(сентябрь, октябрь, ноябрь.)

1. Соединить ладони, потереть ими до нагрева.

2. Указательными пальцами нажимать точки около ноздрей.

3. «Уколоть» большими и указательными пальцами, как «клешнёй» перегородку носа.

4. Указательными пальцами с нажимом нарисовать брови.

5. Указательными и большими пальцами «слепить» уши снизу вверх.

6. Вдохнуть через левую ноздрю (правая закрыта указательным пальцем), выдохнуть через правую ноздрю (при этом закрывается левая).

Комплекс № 2.

(декабрь, январь, февраль.)

1. Соединить ладони вместе и потереть ими поперёк до нагрева. Это упражнение положительно воздействует на внутренние органы.

2. Слегка подёргать кончик носа

3. Указательным пальцем массировать точку под носом.

4. Указательным пальцем нажимать точку у рта в местах соединения губ.

5. Растирать за ушами: «примазывать уши, чтобы не отклеились».

6. Вдохнуть, на выдохе слегка постукивать по ноздрям со звуком «м – м – м».

7. Вдохнуть через нос, выдохнуть через рот на ладонь – «сдуваем снежинку с ладони».

Комплекс № 3.

(март, апрель, май)

1. «Моем» кисти рук.

2. Указательным и большим пальцем нажимаем на ноготь каждого пальца другой руки.

3. Поглаживаем нос от ноздрей к переносице.

4. Средними пальцами надавливаем на ушные козелки.

5. Поглаживаем двумя руками шею от грудного отдела к подбородку.

6. Игра «Весёлая пчёлка». Вдох свободный, на выдохе произносить звук «з – з – з». Дети должны представить, что пчёлка села на руку, на ногу, на нос. Помочь детям направить внимание на нужный участок тела.

7. Несколько раз потянуться и зевнуть.

Кроме этих комплексов, педагог может использовать некоторые упражнения дыхательной гимнастики. Однако важно помнить, что первоначально проводится работа над развитием длительного выдоха без участия речи. При этом нужно следить за тем, чтобы дети не поднимали плечи, излишне не напрягали мышцы дыхательного аппарата, чтобы выдох был плавным, постепенным, длительным.

Вырабатывается нижнерёберное, диафрагмальное дыхание.

1. Вызывание длительного выдоха:

Ребенок дует на игрушки типа «Флюгера», «Мельница», «Бабочки», «Листики», «Снежники»...

2. Развитие дыхания:

Ребенок надувает шарики (или пускает мыльные пузыри).

3. Развитие речевого дыхания;

1) ребенок делает вдох носом, а выдох - ртом;

2) ребенок делает краткий глубокий вдох и медленный выдох:

3) ребенок делаю медленный глубокий вдох и краткий резкий выдох;

4) ребенок делает глубокий медленный вдох и выдох узкой струёй;

5) ребенок делает глубокий вдох и выдох несколькими равными порциями;

6) ребенок делает глубокий вдох и выдох двумя неравными порциями;

7) ребенок делает глубокий вдох через нос, затем задерживает дыхание и медленно выдыхает на счет до пяти (шести, семи...);

8) ребенок делает полный вдох, задерживает дыхание и делает долгий выдох;

9) на одном выдохе - усиление и ослабление звука (упр. «Гудок» - гудок приближается и удаляется: м-м-М-М-м-м).

10) на одном выдохе - усиление и ослабление звука (упр. «Вой ветра»: в-в-В-В-в-в).

11) «Погаси свечу» - ребенок делает вдох, затем секундную задержку дыхания, и несколько выдохов - толчков: фу - фу - фу - фу;

12) исходное положение - руки перед собой, вдох носом - руки разводятся в стороны, медленный выдох - руки сводятся так, чтобы встретились ладони;

13) «Комар». И.II. - руки вперед, вдох - руки медленно разводятся в стороны: («не спугни комара»), выдох со звуком в-в-в-в, в конце - хлопок в ладоши («убили комара»);

14) на одном выдохе, выдыхая толчками, ребенок должен произнести 5 потом 6 (и так до 10 звуков ф-ф-ф-ф-ф. Ладонь ребенка на животе контролирует потягивание мышц живота при произнесении звуков;

15) «Китайский болванчик». И.П. стоя, руки на ширине плеч. Вдохнуть, запрокинуть голову назад, на выдохе четко произнести: ба-бо-бэ. Принять И. П., вдохнуть, медленно наклонить голову, соприкоснувшись подбородком с грудью, на выдохе произнести: на-но-нэ. Принять И.П., вдохнуть, и, наклонив голову влево, па выдохе произнести: ма - мо - мэ. Принять И. П., вдохнуть, и, наклонив голову вправо на выдохе произнести: ка-ко-кэ.

1.5 Методика организации активных перемен

Повышенная двигательная активность – биологическая потребность детей. Она необходима им для нормального роста и развития. С другой стороны, для них невидимая работа, связанная с вынужденным сохранением положения тела, оказывается весьма значительной нагрузкой.

Выполняя учебные и трудовые задания, дети утомляются. Биологическое значение утомления двояко: охраняя, защищая организм от чрезмерного истощения физиологических систем, оно в то же время оказывается стимулятором последующего роста работоспособности. Следовательно, невозможно, да и не нужно добиваться, чтобы у детей вообще не возникало утомления – усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы утомление не наступало слишком быстро, чтобы оно не было чересчур глубоким, чтобы более эффективным был отдых. Опыт работы педагогов показывает, что решить проблему организации отдыха младших школьников и проведения динамической паузы между занятиями помогают подвижные народные игры.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желании обладать силой, ловкостью, стремление к победе.

Организовать народные игры не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Народные игры универсальны, поскольку их проведение в зависимости от погодных условий возможно как внутри школы, так и на спортивной площадке. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь младших школьников является глубокое знание и свободное владение обширным игровым материалом, а также методикой педагогического руководства. Творчески используя игру как эмоционально – образное средство влияния на детей, педагог пробуждает у них интерес, воображение, добиваясь активного выполнения игровых действий.

В ходе игры педагог привлекает внимание детей к её содержанию, следит за точностью движений, которые должны соответствовать правилам, за дозировкой физической нагрузки, делает краткие указания, поддерживает и регулирует эмоционально – положительное настроение и взаимоотношения играющих, приучает их ловко и стремительно действовать в создавшейся игровой ситуации, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели.

Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей играть активно, самостоятельно и с удовольствием. Только в этом случае активный отдых достигнет поставленной перед ним педагогом цели.

В качестве примера приведу несколько подвижных народных игр, которые без особого труда педагог может проводить как в закрытом помещении, так и на свежем воздухе.

«У медведя во бору».

Медведь , выбранный жеребьёвкой, живёт в лесу. Дети идут в лес за грибами и напевают песенку:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру,

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь, до сих пор дремавший, начинает ворочаться, потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры: медведь выходит из берлоги только после последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

Русская народная игра «Филин и пташки».

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу которых они смогут подражать. Например, голубь, ворона , галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль и др.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый игрок подражает крику и движениям той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «Филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, он должен угадать, что это за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры. Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы летят в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

Русская народная игра «Кот и мышь».

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом друг к другу, берутся за руки, образуя небольшой проход – нору. В одном ряду стоят коты, в другом – мыши. Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь может спрятаться в коридоре, образованном сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры: коту нельзя забегать в нору. Кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

Русская народная игра «Зарница».

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря – ходит сзади с лентой и говорит:

Заря - зарница,

Красная девица ,

По полю ходила .

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Ленты голубые ,

Кольца обвитые,

За водой пошла!

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игры: бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.

Русская народная игра «Блуждающий мяч».

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоянии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга и старается дотронуться до мяча рукой. Если это ему удается он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила игры: передавая мяч, играющие не должны сходить с места. Нельзя мяч передавать через одного, можно только рядом стоящему игроку. Водящему запрещается заходить в круг. Мяч можно передавать в любую сторону. Передача мяча начинается с того игрока, за которым стоит водящий перед началом игры. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

Башкирская народная игра «Стрелок».

Проводятся две параллельные линии на расстоянии 10-15 м друг от друга. В середине между ними чертится круг диаметром 2 м. Один игрок – стрелок. Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные игроки начинают перебежку от одной линии к другой. Стрелок старается попасть в них мячом. Тот, в кого он попал, становится стрелком.

Правила игры. В начале игры стрелком становится тот, кто после внезапной команды «Сесть!» присел последним. Момент броска мяча определяет сам стрелок. Мяч, брошенный мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок поймал мяч, брошенный в него, то это не считается попаданием.

Башкирская народная игра « Палка-кидалка».

Чертится круг диаметром 1,5 м. В круг кладут палку-кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха. Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет игроков. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени игрок бегут к палке . Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам прячется. Если же игрок прибежал позже, он становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовёт его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.

Правила игры. Начинать искать игроков можно, только когда палка-кидалка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.

Педагогу важно обратить внимание ребят на то, что у каждой игры есть свои правила, и выполнять их необходимо каждому играющему. При соблюдении всех правил и условий данные игры помогут педагогу интересно и эффективно организовать активные перемены для младших школьников.

Следует особое внимание уделить организации динамических пауз. Их длительность варьируется от 30 до 45 минут. В программу динамических пауз помимо подвижных игр можно включать общеразвивающие упражнения и ритмическую гимнастику. Общеразвивающие упражнения включены в программу по физическому воспитанию младших школьников, игры приведены выше, поэтому рассмотрим некоторые упражнения из ритмической гимнастики. Каждое занятие строится по схеме:

Разминка,

Основная часть,

Заключительная.

Разминка.

Ходьба по кругу, руки на поясе, следим за осанкой.

Упражнения для кистей рук, круговые движения, руки в стороны.

Ходьба на носках, кисти рук поднимать вверх – вниз.

Ходьба в полуприседе.

Ходьба с высоким подниманием бедра.

Лёгкий бег.

Ходьба обычная, упражнения на дыхание.

Основная часть.

1. «Жираф»

Движения головой:

  1. Вверх – вниз – на 8 счётов
  2. В стороны – на 8 счётов
  3. Круговые движения головой – 2 раза по 4 счёта
  4. То же самое вправо – 2 раза по 4 счёта

2. «Осьминог»

Движение плечами:

  1. Пожимание обоими плечами – на 8 счётов
  2. Каждым отдельно – на 8 счётов
  3. Круговые вращения назад – 2 раза по 4 счёта каждое
  4. Вперёд – 2 раза по 4 счёта каждое

3. Танцевальные шаги.

  1. Шаг вправо – левую ногу приставить, шаг влево – правую ногу приставить (каждое движение по 2 раза)
  2. Шаг вперёд – подскок (ноги вместе) – хлопок
  3. Шаг назад – подскок – хлопок

Упражнения повторить сначала

Заключительная часть.

Творчество детей. Изображение с помощью движений любимых животных.

1.6 Организация и проведение спортивного часа в группе продленного дня

Спортивный час в группе продлённого дня проводится после окончания учебных занятий перед самоподготовкой. Обычно он длится 45 – 60 минут. Проводится во время прогулки на свежем воздухе. В ненастье для этих целей может использоваться спортивный зал. Если отсутствует такая возможность, то час игры можно провести и в коридоре, и в холле, и даже в освобождённом от мебели классе. Главное правильно подобрать игры для каждого помещения. Педагогу следует также иметь в виду, что любые комнатные игры при благоприятных погодных условиях можно проводить на воздухе и это всегда полезнее для здоровья детей. И, наоборот, многие из игр, которые рекомендуются на площадке, могут быть в непогоду перенесены в помещение, если есть просторный зал.

Не следует на каждом занятии давать детям только новые игры. Две – три новые игры, и то если они просты и доступны, максимум того, что можно предложить детям на одном занятии. Когда дети усвоят несколько новых игр, надо их повторять, чередуя с другими, известными ранее, а не переходить полностью к новым.

Составляя программы подвижных игр для ГПД, педагог должен предлагать ученикам первой сравнительно простую игру, которая поможет сразу вовлечь всех детей в активную деятельность, создать весёлое, бодрое настроение. За ней следуют игры с более сложными правилами. Подвижные игры чередуются с малоподвижными, шуточными, играми на внимание, комическими соревнованиями. Цель всех игр и упражнений – снять утомление у детей, активизировать мыслительную деятельность, сконцентрировать внимание, восполнить энергетический потенциал

Также важно учитывать, что по степени подвижности детей можно разделить на три группы: с большей подвижностью, средней и малой. Педагог должен достаточно объективно оценить индивидуальную подвижность учащегося, наблюдая за ним в часы самостоятельной деятельности. Дети с большей подвижностью отличаются неуравновешенным поведением. Важным для таких детей является внесение осмысленности в их двигательную деятельность. При бесцельном беге на прогулке в ГПД, следует напомнить ребёнку сюжеты игр в автомобиль, самолёт, поезд и т.д. Детям со средней двигательной активностью не требуется особого внимания педагога – их деятельность саморегулируема. Малоподвижного ребёнка нужно вовлекать в активную двигательную деятельность на протяжении всего учебного дня.

В этой игре, в которую можно играть как на улице, так и в помещении, каждый ребёнок найдёт подходящую ему роль. Малоподвижные дети для начала станут «пеньками», а затем, разогревшись, будут и водить с удовольствием.

Башкирская народная игра «Липкие пеньки».

Три-четыре игрока садятся на корточки как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки. Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пеньки должны постараться коснуться пробегающих мимо. Осаленные становятся пеньками.

Правила игры: пеньки не должны вставать с мест. В этой игре, при правильном разделении ребят на группы, малоподвижные дети будут сдерживать подвижных, а те в свою очередь активизировать первых.

Башкирская народная игра «Юрта».

В игре участвуют четыре группы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором висит платок. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:

Мы, веселые ребята.

Соберемся все в кружок.

Поиграем и попляшем.

И помчимся на лужок.

На мелодию без слов играющие переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.

Правила игры: с окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа, первой построившая юрту.

Эта игра подходит для проведения в тесном помещении, поэтому в неё с удовольствием играют дети в непогоду.

Русская народная игра «Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди на расстоянии двух шагов стоит водящий – горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори, три ясно. Чтобы не погасло .

Стой подоле. Гляди на поле,

Едут там трубачи. Да едят калачи.

Погляди на небо: Звезды горят,

Журавли кричат: – Гу, гу, убегу.

Раз, два, не воронь, А беги, как огонь!

После последних слов дети, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горелка старается запятнать одного из них. Если бегущие игроки успели взять друг друга за руки, прежде чем горелка запятнает одного из них, они встают впереди первой пары, а горелка вновь горит. Игра повторяется. Если горелке удается запятнать одного из бегущих в паре, то он встает с ним впереди колонны, а тот, кто остался без пары, горит.

Правила игры: горелка не должен оглядываться. Он догоняет убегающих игроков сразу же, как только они пробегут мимо него. При переутомлении можно провести малоподвижные игры. Например,

«Море волнуется раз».

Для игры выбирают «морского царя». Дети хором говорят слова:

Море волнуется раз,

Море волнуется два,

Море волнуется три,

Морская фигура на месте замри.

После последних слов дети замирают в той позе, которую они выбрали для того, чтобы изобразить морское животное. «Морской царь» обходит свои владения и если замечает игрока, который пошевельнулся, уводит его к себе в «дом». Если места для проведения очень мало, то подойдут игры с фиксированным положением тела. Например,

«Заводила».

Для игры выбирают заводилу и все вместе становятся в круг. Затем приглашают в круг водящего, который стоял в стороне и не знает, кто заводила. Водящий идёт по кругу и старается угадать, кто заводила. Как только он становиться к заводиле спиной, тот сразу же делает какое-либо движение, которое повторяется всеми детьми. Водящий может угадывать трижды и если не угадает, то играющие выбирают нового заводилу и водящего. Если же водящий находит заводилу, то заводила становится водящим.

Правила: дети не должны всё время смотреть на заводилу, водящему не разрешается долго смотреть на одного и того же игрока, заводилы не должны копировать движения друг друга.

Заключение

В этой работе я образно рассказала, что для того, чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволяют размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести своему организму пользу. Систематическое проведение утренней гимнастики не только поможет организму настроиться на дальнейшую активную деятельность, но и сыграет огромную роль в воспитании привычки к здоровому образу жизни. Активные перемены помогут ученикам отдохнуть от учебной деятельности с пользой для организма, а преподавателю - сплотить коллектив детей, изменить статус некоторых ребят в коллективе.

Список литературы

  1. Буевич Ю. В. «Приглашаем за здоровьем», - журнал «Начальная школа», № 6, 2006.
  2. Горбунова Л. А., Использование фольклорных материалов при снятии умственного напряжения в процессе обучения младших школьников, - журнал «Начальная школа», № 2, 2001.
  3. Демидова Е. В. Физкультурно-оздоровительная работа в условиях прогимназии, - Краснодар, 2001.
  4. Исаева С. А. Организация переменок и динамических пауз в начальной школе. – Айрис-пресс, Москва, 2004.
  5. Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продленного дня. – «Просвещение», Москва, 1983.
  6. Митина Е. П. Здоровьесберегающие технологии сегодня и завтра, – журнал «Начальная школа», № 6, 2006.
  7. Пичугин С. С. Народные игры в организации и проведении динамической паузы, - журнал «Начальная школа», № 8, 2005.
  8. Узорова О. В., Нефёдова Е. А. Физкультурные минутки. – Астрель, Москва, 2006.
  9. Утробина К. К. Занимательная физкультура. – ГНОМ и Д, Москва, 2004.
  10. Щелчкова Л. А. Наша программа «Здоровье», - журнал «Начальная школа», № 10, 2000.

1. Особенности малых форм занятий:

Относительно узкая направленность деятельности занимающихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий: а)умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, вводная гимнастика); б)текущая оптимизация динамики оперативной работоспособности во время производственной или умственной деятельности (формы: физкультминутки, физкультпаузы); в) поддержание отдельных сторон приобретённой тренированности и создание предпосылок повышения эффективности основных занятий (домашние занятия по школьному курсу физического воспитания и спорта).

Незначительная продолжительность занятий (от 2 – 3 до 15 – 20 минут).

Отсутствие или невыраженность структуры построения занятий, то есть подготовительная, основная и заключительная части занятия кратковременны и ограничены по содержанию, а иногда и не выражены (например: оздоровительный бег, гигиеническая гимнастика, физкультминутки). Физкультпаузы).

Невысокий уровень нагрузок.

2. Утренняя гигиеническая зарядка – одна из наиболее распространённых и популярных форм физкультурных занятий в режиме повседневной жизнедеятельности. Её главное назначение – оптимизировать переход от продолжительного отдыха (сна) к повседневной жизнедеятельности. Основу утренней гигиенической зарядки составляет своего рода разминка. Она ориентирована на постепенную общую активизацию функций организма, преодоление инерции покоя, включение в повседневные дела в состоянии нормального тонуса и с хорошим настроением. Параллельно в рамках этой формы занятий можно отчасти решать и такие задачи, как формирование и сохранение нормальной осанки, поддержание достигнутого уровня развития двигательных качеств и общей тренированности.

Примерная схема комплекса для утренней гигиенической гимнастики:

1) «выравнивающие» упражнения (например: плавные потягивания с выпрямлением конечностей и туловища, лёжа в постели или стоя);

2) упражнения, нефорсированно активизирующие кровообращение преимущественно в крупных мышцах нижних конечностей и тазовой области (например, неторопливые приседания, ходьба или бег на месте);

3) наклоны, повороты, вращения туловища, выпады с сопутствующими движениями руками, постепенным увеличением амплитуды и темпа движений;

4) упражнения общего или частичного воздействия с выраженными но не предельными мышечными усилиями (например, отжимания в упоре лёжа, сидя на полу – поднимание и опускание ног, упор присев – упор лёжа и т. д.);

5) серия «растягивающих» движений (например, поочерёдные маховые движения руками и ногами с увеличением амплитуды до максимальной);

6) упражнения циклического характера, активизирующие функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем в рамках аэробного режима (например, серийные подскоки ли бег в течение 3 – 5 минут; ЧСС – 140 – 150 уд/мин.);

7) заключительная серия движений (успокаювающе-переходная). Например, ходьба в убывающем темпе с акцентированными дыхательными движениями.

Упражнения можно выполнять без предметов, либо с предметами: гантелями, резиновыми амортизаторами, скакалками, эспандерами. Ориентировочная продолжительность всей зарядки около 10 – 15 минут. В зависимости от самочувствия занимающегося и характера предстоящей основной деятельности допустимо варьировать виды упражнений и нагрузки в упражнениях.

При относительной стандартизации зарядки в рамках определённого периода (например, месяца) она приобретает и значение своего рода функциональной пробы, выявление реакции на которую может служить одним из простых и вместе с тем информативным способом повседневного самоконтроля.

Наиболее распространённые малые формы в школьном физическом воспитании и в сфере производственной физической культуры – вводная гимнастика, физкультминутки, физкультпаузы. Их отличительные особенности обусловлены тем, что они органически встроены в структуру учебного и трудового процесса и подчинены закономерностям его оптимизации.

3. Вводная гимнастика – обычно представляет комплекс из 5 – 8 относительно несложных гимнастических упражнений без снарядов. Комплекс упражнений выполняется в течение 5 -7 минут непосредственно перед началом уроков или рабочих операций. Это своего рода разминка, которая сокращает период врабатывания и способствует выполнению последующих рабочих операций. В зависимости от особенностей трудовой деятельности комплекс упражнений вводной гимнастики специализируется.

4. Физкультминутки и физкультпаузы кратковременные сеансы физических упражнений , вводимых преимущественно в качестве факторов активного отдыха (обычно с музыкальным сопровождением) в интервалах, специально выделяемых для этого в процессе труда или в школе на уроках. Выполнение упражнений в физкультминутках и физкультпаузах предотвращает снижение уровня оперативной работоспособности (прежде всего по механизму активного отдыха), особенно когда начинается сказываться текущее утомление .

Продолжительность физкультпауз 5 – 7 минут. Необходимо варьировать применяемые физические упражнения в физкультпаузах в зависимости от характера и условий трудовой деятельности. Так, при тяжелом физическом труде включаются менее интенсивные упражнения, чем трудовые двигательные действия. Это могут быть упражнения на растягивание и расслабление мышц, а также различные дыхательные упражнения. При невысокой интенсивности в трудовых действиях в качестве средств активного отдыха оправданы более интенсивные двигательные действия.

Физкультминутки на уроках проводятся под руководством учителя в основном в младшем школьном возрасте. Они состоят из 3 – 5 упражнений, выполняемых сидя за партой и 3 – 5 упражнений, выполняемых стоя у парты. Количество повторений каждого упражнения 6 – 8 раз.

Под формами занятий физическими упражнениями понимают способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (вза­имодействия) преподавателя (тренера, судьи) и занимающихся, а также соответствующими условиями занятий.

Урочные формы - это занятия, проводимые преподавателем (тренером) с постоянным составом занимающихся. К ним отно­сятся:

1) уроки физической культуры, проводимые преподавателями по государственным программам в образовательных учреждени­ях, где физическая культура является обязательным предметом (школа, колледж профессионального образования, вуз и т.п.);

2) спортивно-тренировочные занятия, проводимые тренерами, с направленностью на совершенствование занимающихся в из­бранном виде спорта.

Неурочные формы - это занятия, проводимые как специалис­тами (организованно), так и самими занимающимися (самостоя­тельно) с целью активного отдыха, укрепления или восстановле­ния здоровья, сохранения или повышения работоспособности, развития физических качеств, совершенствования двигательных навыков и др. К ним относятся:

1) малые формы занятий (утренняя гимнастика, вводная гимнас­тика, физкультпауза, физкультминутка, микропауза), используе­мые для оперативного (текущего) управления физическим состоя­нием. В силу своей кратковременности эти формы, как правило, не решают задач развивающего, тренирующего характера;

2) крупные формы занятий, т.е. занятия относительно продол­жительные, одно- и многопредметные (комплексные) по содер­жанию (например, занятия аэробикой, шейпингом, калланети-кой (см. главу 24), атлетической гимнастикой и др.). Эти формы занятий направлены на решение задач тренировочного, оздоро-вительно-реабилитационного или рекреационного характера;

3) соревновательные формы занятий, т.е. формы физкультур-но-спортивной деятельности, где в соревновательной борьбе определяются победитель, место, физическая или техническая под­готовленность и т.п. (например, система официальных соревнова­ний, отборочные соревнования, первенства, чемпионаты, конт­рольные прикидки или соревнования и др.).

Для урочных форм занятий характерно то, что деятельностью занимающихся управляет педагог по физической культуре и спорту, который в течение строго установленного времени в специально отведенном месте руководит процессом физического воспитания относительно постоянной по составу учебной группой занимаю­щихся (класс, секция, команда) в соответствии с требованиями педагогических закономерностей обучения и воспитания. При этом строго соблюдаются частота занятий, их продолжительность и вза­имосвязь.


По признаку основной направленности различают уроки общей физической подготовки (ОФП), уроки профессионально-прикладной физической подготовки (ППФП), спортивно-тренировочные уроки, методико-практические занятия.

Уроки ОФП используются практически для всех возрастных групп. Их основная направленность - это всесторонняя физичес­кая подготовка занимающихся. Для уроков характерны разнообра­зие средств и методов, комплексность, средние и умеренные на­грузки на организм.

Уроки профессионально-прикладной физической подготовки про­водятся в основном в средних и высших учебных заведениях. Их основная направленность - формирование ведущих для конкрет­ных профессий двигательных умений и навыков, а также разви­тие физических качеств.

Спортивно-тренировочные уроки являются основной формой занятий со спортсменами всех разрядов и служат подготовке их к соревнованиям.

Методико-практические занятия проводятся в основном в сред­них специальных и высших учебных заведениях. Их основная на­правленность - операциональное овладение методами и способа­ми физкультурно-спортивной деятельности для достижения учеб­ных, профессиональных, жизненных целей личности.

По признаку решаемых задач различают следующие типы уро­ков:

1) уроки освоения нового материала. Для них характерны ши­рокое использование словесных и наглядных методов, невысокая «моторная» плотность; 2) уроки закрепления и совершенствования учебного материала;

3) контрольные уроки предназначены для определения уровня подготовленности занимающихся, проверки усвоения ими зна­ний, умений и навыков и т.п.; 4) смешанные (комплексные) уроки направлены на совмест­ное решение задач обучения технике движений, воспитания фи­зических качеств, контроля за уровнем физической подготовлен­ности занимающихся и др.

По признаку вида спорта различают уроки гимнастики, легкой атлетики, плавания и т.д.

Как уже говорилось выше, в массовой физкультурно-спортив­ной практике применяются малые, крупные и соревновательные формы занятий неурочного типа.

Для малых форм занятий характерны:

1) относительно узкая направленность деятельности занимаю­щихся по сравнению с урочными и крупными формами занятий. Поэтому здесь решаются лишь отдельные частные задачи: а) умеренное повышение тонуса и ускорение врабатывания систем организма при переходе от состояния покоя к повседневной деятельности (формы: утренняя гигиеническая гимнастика, ввод­ная производственная гимнастика); б) текущая оптимизация ди­намики оперативной работоспособности во время работы и про­филактика ее неблагоприятных влияний на организм (формы: физкультпаузы, физкультминутки, микропаузы активного отды­ха); в) поддержание отдельных сторон, приобретенной трениро­ванности и создание предпосылок для повышения эффективнос­ти основных занятий (домашние задания по школьному курсу физического воспитания и в спорте);

2) незначительная продолжительность занятий (от 2-3 до 15- 20 мин);

3) низкий уровень функциональных нагрузок.

К крупным формам занятий неурочного типа относятся:

1) самостоятельные (самодеятельные) тренировочные занятия. Они требуют от занимающихся определенной «физкультурной грамотности», особенно методического характера, для правильного построения занятия, корректного регулирования нагрузки, осуществления самоконтроля; 2) занятия, связанные с решением задач оздоровительно-реабилитационного или рекреационного характера.

К ним можно от­нести занятия аэробикой, шейпингом, калланетикой, ушу, тур­походы, ходьбу на лыжах, массовые игры и т.п.

К соревновательным формам организации занятий относятся:

1) собственно спортивные соревнования, предполагающие максимальную реализацию возможностей занимающихся. Для них присущи: четкая регламентация предмета, способов и условий состязаний официальными правилами, регулирования порядка состязаний, наличие судейства и др.;

2) соревновательные формы занятий (например, контрольные уроки, зачеты, сдача нормативов и др.).

В зависимости от численного состава занимающихся физичес­кими упражнениями различают индивидуальные и групповые формы занятий.

Занятия неурочного типа в отличие от урочного осуществля­ются на основе полной добровольности.

Планирование физического воспитания - это предварительная разработка и определение на предстоящую деятельность целевых установок и задач, содержания, методики, форм организации и методов учебно-воспитательного процесса с конкретным контин­гентом занимающихся.

По срокам планирования различают следующие его виды:

перспективное, текущее (этапное) и оперативное.

Перспективное планирование - это планирование на длитель­ный срок (например, в общеобразовательной школе на несколь­ко лет с распределением программного материала по годам обу­чения).

Текущее планирование охватывает этапы работы (например, в общеобразовательной школе - это планирование на учебную чет­верть).

Оперативное планирование осуществляется на ближайшее вре­мя (на предстоящее занятие).

Планирование требует глубоких разносторонних профессиональ­ных знаний и практического опыта, всегда предполагает творчес­кий подход, так как оно не определяется жесткими рамками ме­тодических предписаний.

Требования к планированию в физическом воспитании * 1. Целевая направленность педагогического процесса.

2. Всесторонность планирования задач педагогического процесса.

4. Конкретность планирования.

Методическая последовательность планирования. При разработ­ке любого плана рекомендуется придерживаться следующей после­довательности основных операций.

1. Прежде чем приступить к планированию, надо иметь определенные сведения о контингенте занимающихся

2. Определяются и конкретизируются цели и задачи учебно-воспитательного процесса применительно к конкретному контин­генту занимающихся и конкретным условиям ведения занятий.

3. Устанавливаются исходя из поставленных задач нормативы и требования, которые должны быть выполнены занимающимися на соответствующих этапах.

4. Определяются разделы программы занятий и расчет учеб­ного времени на прохождение, разработку теоретического и прак­тического содержания программы.

5. Устанавливается рациональная последовательность прохож­дения учебного материала (теоретического и практического) по периодам, этапам, отдельным занятиям и уточняются намечае­мые нагрузки по объему и интенсивности.

6. Определяется общая организация работы по реализации пла­на. Подбираются методы и формы занятий для решения постав­ленных педагогических задач.

7. В заключение приступают к сводному текстуально-описатель­ному либо табличному оформлению плана.

Характеристика основных документов планирования в физичес­ком воспитании. Основными документами планирования в физи­ческом воспитании являются: учебный план, учебная программа, план-график учебного процесса, рабочий (тематический) план, расписание занятий, планы-конспекты занятий. Все документы планирования в логическом и содержательном отношениях связа­ны между собой. Каждый последующий, более частного характера документ разрабатывается в соответствии с предшествующим.

По своему функциональному назначению все документы пла­нирования делятся на три типа.

1. Документы, определяющие основную направленность и со­держание учебного процесса в общеобразовательных школах, кол­леджах профессионального образования, средних и высших спе­циальных учебных заведениях. К ним относятся учебный план и учебная программа. Эти документы являются государственными и обязательными для выполнения.

2. Документы, определяющие порядок организации процесса физического воспитания (план-график учебного процесса и рас­писание занятий).

3. Документы методического характера, в которых преимуще­ственно отражена методика физического воспитания (рабочий план и план-конспект занятия).

Педагогический контроль - это система мероприятий, обеспе­чивающих проверку запланированных показателей физического воспитания для оценки применяемых средств, методов и нагрузок.

На основе анализа полученных в ходе педагогического контро­ля данных проверяется правильность подбора средств, методов и форм занятий, что создает возможность при необходимости вно­сить коррективы в ход педагогического процесса.

В практике физического воспитания используется пять видов педагогического контроля, каждый из которых имеет свое функ­циональное назначение.

1. Предварительный контроль проводится обычно в начале учебного года (учебной четверти, семестра); 2. Оперативный контроль предназначен для определения сроч­ного тренировочного эффекта в рамках одного учебного занятия (урока) с целью целесообразного чередования нагрузки и отдыха.

3. Текущий контроль проводится для определения реакции орга­низма занимающихся на нагрузку после занятия; 4. Этапный контроль служит для получения информации о ку­мулятивном (суммарном) тренировочном эффекте, полученном на протяжении одной учебной четверти или семестра.

5. Итоговый контроль проводится в конце учебного года для определения успешности выполнения годового плана-графика учебного процесса, степени решения поставленных задач, выяв­ления положительных и отрицательных сторон процесса физи­ческого воспитания и его составляющих. Методы контроля. В практике физического воспитания приме­няются следующие методы контроля: педагогическое наблюдение, опросы, прием учебных нормативов, тестирование, контрольные и другие соревнования, простейшие врачебные методы (измере­ние ЖЕЛ - жизненной емкости легких, массы тела, становой силы и др.), хронометрирование занятия, определение динамики физической нагрузки на занятии по ЧСС и др.

Основным методом контроля за усвоением знаний является уст­ный опрос, требующий ответов в виде: 1) рассказа (например, о значении занятий физическими упражнениями); 2) описания (например, внешней формы и последовательности движений, со­ставляющих двигательное действие); 3) объяснения (например, биомеханических закономерностей конкретных движений); 4) по­каза вариантов выполнения физического упражнения или его от­дельных компонентов.

Осуществляя физическое воспитание, необходимо системати­чески проверять, оценивать и учитывать состояние здоровья за­нимающихся, уровень их физического развития, результаты спортивной деятельности, прилежание, поведение.

Различают следующие виды учета: предварительный (до начала организации педагогического процесса), текущий (непре­рывный в процессе работы, от занятия к занятию) и итоговый (по завершению периода работы, например, учебного года).