Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Необходимо защищать от негативного воздействия. Целевого расходования средств, полученных за негативное воздействие на природные ресурсы


Безопасность жизнедеятельности

На экзамене иметь: Отзыв на реферат.

Зачетную книжку со студенческим билетом.

Конспект.

1. Негативные ФАКТОРЫ, и защита от них

1.1. Система факторов влияющих на жизнедеятельность и методы защиты

1.2 Микроклимат и методы снижения неблагоприятного воздействия микроклимата.

1.3 Вентиляция.

1.4 Влияние освещенности на жизнедеятельность.

1.5 Влияние шума и вибрации на жизнедеятельность.

1.6 Защита от шума и вибрации

1.7 Влияние на деятельность человека электромагнитных полей промышленной частоты и радиоволн.

1.8 Электромагнитная безопасность и безопасность при работе с компьютером

1.9 Виды ионизирующих излучений и активность источников ионизирующих излучений

1.10 Дозовые характеристики ионизирующих излучений

1.11 Фоновое облучение человека и требования к ограничению облучения.

1.12 Вредные вещества.

1.13 Действие электрического тока на человека.

1.14 Электробезопасность

1.15 Пожарная и взрывная безопасность.

1.16 Средства коллективной защиты.

1.17 Средства индивидуальной защиты.

1.18 Основные понятия в области охраны труда

2. СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ и ОХРАНА ТРУДА В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

2.1. Система обеспечения безопасности жизнедеятельности.

2.2 Показатели негативности техносферы.

2.3 Программа действий по улучшению условий и охраны труда на 2008 - 2010 годы.

2.4 Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2.5 Гражданская оборона страны.

2.6 Основы охраны труда.

2.7 Система нормативно-правовых актов по охране труда.

2.8 Система стандартов безопасности труда.

2.9. Структура системы охраны труда

2.10. Органы управления охраной труда.

2.11. Алгоритм управления охраной труда на предприятии.

2.12. Обеспечение здоровья населения

2.13 Обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения

2.14 Обеспечение промышленной безопасности

2.15 Обеспечение экологической безопасности

2.16 Пожарная безопасность при разработке генеральных планов предприятий.

2.17 Вынужденная эвакуация людей из зданий.

2.18 Обеспечение охраны труда
1.1. Система факторов влияющих на жизнедеятельность и методы защиты

К негативным факторам, влияющим на жизнедеятельность, относят вредные и опасные факторы.

Вредный фактор – фактор, воздействие которого на человека может привести к заболеванию.

Опасный фактор – фактор, воздействие которого на человека может привести к травме.

Негативные факторы подразделяют на физические, химические, биологические и психофизиологические.

Физические факторы – движущиеся машины и механизмы, повышенные уровни шума и вибраций, электромагнитных и ионизирующих излучений, недостаточная освещенность, повышенный уровень статического электричества и другие;

химические – вещества и соединения, различные по агрегатному состоянию и обладающие токсическим, раздражающим, канцерогенным и мутагенным воздействием на человека

биологические – патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы и др.) и продукты их жизнедеятельности, а также животные и растения;

психофизиологические - физические перегрузки (статические и динамические) и нервно-психические (умственное перенапряжение, монотонность труда, эмоциональные перегрузки).

Работы, при которых опасность травм очень велика, относят к особо опасным работам. Основными видами особо опасных работ являются:

Монтаж и демонтаж тяжелого оборудования массой более 500 кг;

Транспортирование баллонов с опасными веществами;

Ремонтно-строительные и монтажные работы на высоте более 1,5 м.

Земляные работы в зоне расположения энергетических сетей;

Монтаж грузоподъемных кранов и подкрановых путей;

К наиболее травмоопасным профессиям относят: водитель (20%), слесарь (6%), электромонтер (6%), газомонтер (6%), газоэлектросварщик (4%), разнорабочий (3%).

Профессиональные заболевания возникают у длительно работающих в запыленных, загазованных помещениях, у лиц, подверженных воздействию шума и вибраций, а также занятых тяжелым физическим трудом.

Для защиты от негативных производственных факторов организуется специальный комплекс мероприятий, получивший название «охрана труда», причем защита от вредных факторов осуществляется в рамках «производственной санитарии», а защита от опасных факторов в рамках «техники безопасности».

Кроме перечисленных выше факторов на деятельность человека влияют микроклимат и освещенность.

Приведенные выше суждения позволяют составить систему факторов влияющих на деятельность человека.



Рисунок 3.1 – Система факторов влияющих на жизнедеятельность.
Методы защиты

Вредные и травмирующие воздействия, генерируемые техническими системами, образуют в среде обитания опасные зоны. Для этих зон характерны соотношения:

С > ПДК; I > ПДУ; R

Одновременно с опасными зонами в среде обитания существуют зоны пребывания человека. В условиях производства это рабочая зона и рабочее место.

Варьируя взаимным расположением опасных зон и зон пребывания человека в пространстве, можно существенно влиять на решение задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Радикальным способом обеспечения безопасности является защита расстоянием.

Защита расстоянием – это разведение в пространстве опасных зон и зон пребывания человека.

Защита временем – это чередование периодов нахождения в зоне действия опасностей и периодов нахождения в безопасной зоне.

Совершенствование источников опасности не только снижает уровни опасностей, но и, как правило, сокращает размеры опасной зоны;

Применение экобиозащитной техники использование пылеуловителей, водоочистных устройств, экранов и др. средств для изоляции зоны пребывания человека от негативных воздействий;

Применение средств индивидуальной защиты человека от опасностей предусматривает:

Постоянное ношение СИЗ повседневного использования;

Применение в чрезвычайных ситуациях СИЗ кратковременного использования).

Наличие зоны временного пребывания реализует метод защиты временем . Разнесение зоны постоянного пребывания и источника опасности реализует метод защиты расстоянием.

Варьируя взаимным расположением опасных зон и зон пребывания человека в пространстве, можно существенно влиять на решение задач по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

1.2 Микроклимат и Методы снижения неблагоприятного воздействия микроклимата

Одним из необходимых условий нормальной жизнедеятельности человека является обеспечение нормальных метеорологических условий в помещениях, оказывающих существенное влияние на тепловое самочувствие человека.

Метеорологические условия, или микроклимат, зависят от теплофизических особенностей технологического процесса, климата, сезона года, условий отопления и вентиляции.

Жизнедеятельность человека сопровождается непрерывным выделением теплоты в окружающую среду.

Тепловое самочувствие человека, или тепловой баланс в системе человек - среда обитания зависит от температуры среды, подвижности и относительной влажности воздуха, атмосферного давления, температуры окружающих предметов и интенсивности физической нагрузки организма


Q тп = f(t ос; w; φ; В; Т оп; J).

(3.1)

Параметры – температура окружающих предметов (T оп) и интенсивность физической нагрузки организма (J) – характеризуют конкретную производственную обстановку и отличаются большим многообразием.

Остальные параметры: температура окружающего воздуха (t ос), скорость окружающего воздуха (w), относительная влажность воздуха (φ) и атмосферное давление окружающего воздуха (В) - получили название параметров микроклимата.


Влияние параметров микроклимата на самочувствие человека

В естественных условиях на поверхности Земли (уровень моря) параметры микроклимата изменяются в существенных пределах.

Температура окружающей среды изменяется от –88 до +60 0 С;

Подвижность воздуха изменяется от 0 до 100 м/с;

Относительная влажность изменяется от 10 до 100 %

Атмосферное давление изменяется от 680 до 810 мм рт. ст.

Параметры микроклимата оказывают непосредственное влияние на тепловое самочувствие человека и его работоспособность.

Например, понижение температуры и повышение скорости воздуха может привести к переохлаждению организма.

При повышении температуры воздуха возникают обратные явления. Исследователями установлено, что при температуре воздуха более 30 0 С работоспособность человека начинает падать.

Для человека определены максимальные температуры в зависимости от длительности их воздействия и используемых средств защиты. Предельная температура вдыхаемого воздуха, при которой человек в состоянии дышать в течение нескольких минут без специальных средств защиты, около 116 0 С.

Существенное значение имеет равномерность температуры. Вертикальный градиент ее не должен выходить за пределы 5 0 С/метр.

Переносимость человеком температуры, как и его теплоощущение, в значительной мере зависит от влажности окружающего воздуха. Чем больше относительная влажность, тем меньше испаряется пота в единицу времени и тем быстрее наступает перегрев тела. Особенно неблагоприятное воздействие на тепловое самочувствие человека оказывает высокая влажность при t ос > 30 0 С, так как при этом почти все выделяемая теплота отдается в окружающую среду при испарении пота.

Недостаточная влажность воздуха также может оказаться неблагоприятной для человека вследствие интенсивного испарения влаги со слизистых оболочек, их пересыхания и растрескивания, а затем и загрязнения болезнетворными микроорганизмами. Поэтому при длительном пребывании людей в закрытых помещениях рекомендуется ограничиваться относительной влажностью в пределах 30...70 %.

Вместе с потом организм теряет значительное количество минеральных солей (до 1%, в том числе 0,4...0,6 NaCl). При неблагоприятных условиях потеря жидкости может достигать 8…10 л за смену и в ней до 60 г поваренной соли (всего в организме около 140 г NaCl). Потеря соли лишает кровь способности удерживать воду и приводит к нарушению деятельности сердечно-сосудистой системы.

Атмосферное давление оказывает существенное влияние на процесс дыхания и самочувствие человека. При работе в условиях избыточного давления снижаются показатели вентиляции легких за счет некоторого урежения частоты дыхания и пульса. Длительное пребывание при избыточном давлении приводит к токсическому действию некоторых газов, входящих в состав вдыхаемого воздуха. Оно проявляется в нарушении координации движений, возбуждении или угнетении, галлюцинациях, ослаблении памяти, расстройстве зрения и слуха.

Гигиеническое нормирование параметров микроклимата производственных помещений

Нормы производственного микроклимата установлены системой стандартов безопасности труда «Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны». Они едины для всех производств и всех климатических зон с некоторыми незначительными отступлениями.

В этих нормах отдельно нормируется каждый компонент микроклимата в рабочей зоне производственного помещения: температура, относительная влажность, скорость воздуха в зависимости от способности организма человека к акклиматизации в разное время года, характера одежды, интенсивности производимой работы и характера тепловыделений в рабочем помещении .

В рабочей зоне производственного помещения могут быть установлены оптимальные и допустимые микроклиматические условия.

Оптимальные микроклиматические условия - это такое сочетание параметров микроклимата, которое при длительном и систематическом воздействии на человека обеспечивает ощущение теплового комфорта и создает предпосылки для высокой работоспособности.

Допустимые микроклиматические условия - это такие сочетания параметров микроклимата, которые при длительном и систематическом воздействии на человека могут вызвать напряжение реакций терморегуляции, но которые не выходят за пределы физиологических приспособительных возможностей.

Оптимальные параметры микроклимата в производственных помещениях обеспечиваются системами кондиционирования воздуха, а допустимые параметры - обычными системами вентиляции и отопления.

Методы снижения неблагоприятного воздействия микроклимата

Методы снижения неблагоприятного влияния производственного микроклимата регламентируются «Санитарными правилами по организации технологических процессов и гигиеническими требованиями к производственному оборудованию» и осуществляются комплексом технологических, санитарно-технических, организационных и медико-профилактических мероприятий.

Рассмотрим основные методы:

Теплоизоляция;

Теплозащитные экраны;

Воздушное душирование;

Воздушные завесы;

Воздушные оазисы.

Теплоизоляция поверхностей источников излучения снижает температуру излучающей поверхности и уменьшает как общее тепловыделение, так и радиационное. Конструктивно теплоизоляция может быть мастичной, оберточной, засыпной, из штучных изделий и смешанной.

Теплозащитные экраны применяют для локализации источников лучистой теплоты, уменьшения облученности на рабочих местах и снижения температуры поверхностей, окружающих рабочее место. Ослабление теплового потока за экраном обусловлено его поглотительной и отражательной способностью. В зависимости от того , какая способность экрана более выражена, различают теплоотражающие, теплопоглощающие и теплоотводящие экраны.

Воздушное душирование . Охлаждающий эффект воздушного душирования зависит от разности температур тела работающего и потока воздуха, а также от скорости обтекания воздухом охлаждаемого тела. Для обеспечения на рабочем месте заданных температур и скоростей воздуха ось воздушного потока направляют на грудь человека горизонтально или под углом 45°.

Воздушные завесы предназначены для защиты от прорыва холодного воздуха в помещение через проемы здания (ворота, двери и т.п.). Воздушная завеса представляет собой воздушную струю, направленную под углом навстречу холодному потоку воздуха.

Воздушные оазисы предназначены для улучшения метеорологических условий труда (чаще отдыха на ограниченной площади). Для этого разработаны схемы кабин с легкими передвижными перегородками, которые затапливаются воздухом с соответствующими параметрами.
Ионный состав воздуха

Аэроионный состав воздуха оказывает существенное влияние на самочувствие работника, а при отклонении от допустимых значений концентрации ионов во вдыхаемом воздухе может создаваться даже угроза здоровью работающих. Как повышенная, так и пониженная ионизация относятся к вредным физическим факторам и поэтому регламентируются санитарно-гигиеническими нормами. Большое значение имеет также соотношение отрицательных и положительных ионов. Минимально необходимый уровень ионизации воздуха составляет 1000 ионов в 1 см 3 воздуха, из них должно быть 400 положительных ионов и 600 отрицательных.

Для нормализации ионного режима воздушной среды используются приточно-вытяжная вентиляция, групповые и индивидуальные ионизаторы, устройства автоматического регулирования ионного режима. В качестве группового ионизатора в последнее время находит применение "люстра Чижевского", обеспечивающая оптимальный состав аэроионов. На большинстве предприятий этот фактор пока не учитывается.

1.3 Вентиляция
Системы естественной вентиляции

Эффективным средством обеспечения надлежащей чистоты и допустимых параметров микроклимата воздуха рабочей зоны является вентиляция.

Вентиляцией называется организованный и регулируемый воздухообмен, обеспечивающий удаление из помещения загрязненного воздуха и подачу на его место свежего.

С точки зрения аэродинамики, вентиляция - это организованный воздухообмен, регламентируемый СНиП П-33-75 "Вентиляция, отопление и кондиционирование" и ГОСТ 12.4.021-75.

Системы естественной вентиляции.

Системы механической вентиляции.


Рисунок 7.1 – Системы вентиляции.
Естественная вентиляция

Естественной вентиляцией называется система вентиляции, воздуха в которой осуществляется благодаря возникающей разности давлений снаружи и внутри здания.

Разность давлений обусловлена разностью плотностей наружного и внутреннего воздуха (гравитационное давление, или тепловой напор ∆Р Т) и ветровым напором ∆Р В, действующим на здание.

Естественная вентиляция делится на:

Неорганизованную естественную вентиляцию;

Организованную естественную вентиляцию.

Неорганизованная естественная вентиляция (инфильтрация или естественное проветривание) осуществляется сменой воздуха в помещениях через неплотности в ограждениях и элементах строительных конструкции благодаря разности давления снаружи и внутри помещения.

Такой воздухообмен зависит от случайных факторов - силы и направления ветра, температуры воздуха внутри и снаружи здания, вида ограждений и качества строительных работ. Инфильтрация может быть значительной для жилых зданий и достигать 0,5...0,75 объема помещения в час, а для промышленных предприятий до 1...1,5 ч -1 .

Организованная естественная вентиляция может быть:

Вытяжной, без организованного притока воздуха (канальная)

Приточно-вытяжной, с организованным притоком воздуха (канальная и бесканальная аэрация).

Канальная естественная вытяжная вентиляция без организованного притока воздуха широко применяется в жилых и административных зданиях. Расчетное гравитационное давление таких систем вентиляции определяют при температуре наружного воздуха +5 0 С, считая, что все давление падает в тракте вытяжного канала, при этом сопротивление входу воздуха в здание не учитывается. При расчете сети воздуховодов, прежде всего, производят ориентировочный подбор их сечений исходя из допустимых скоростей движения воздуха в каналах верхнего этажа 0,5...0,8 м/с, в каналах нижнего этажа и сборных каналах верхнего этажа 1,0 м/с и в вытяжной шахте 1...1,5 м/с.

Для увеличения давления в системах естественной вентиляции на устье вытяжных шахт устанавливают насадки - дефлекторы. Усиление тяги происходит благодаря разрежению, возникающему при обтекании дефлектора.

Аэрацией называется организованная естественная общеобменная вентиляция помещений в результате поступления и удаления воздуха через открывающиеся фрамуги окон и фонарей. Воздухообмен в помещении регулируют различной степенью открывания фрамуг (в зависимости от температуры наружного воздуха, скорости и направления ветра).

Как способ вентиляции аэрация нашла широкое применение в промышленных зданиях, характеризующихся технологическими процессами с большими тепловыделениями (прокатных цехах, литейных, кузнечных). Поступление наружного воздуха в цех в холодный период года организуют так, чтобы холодный воздух не попадал в рабочую зону. Для этого наружный воздух подают в помещение через проемы, расположенные не ниже 4,5 м от пола, в теплый период года приток наружного воздуха ориентируют через нижний ярус оконных проемов (А = 1,5...2 м).

Основным достоинством аэрации является возможность осуществлять большие воздухообмены без затрат механической энергии. К недостаткам аэрации следует отнести то, что в теплый период года эффективность аэрации может существенно падать вследствие повышения температуры наружного воздуха и, кроме того, поступающий в помещение воздух не очищается и не охлаждается.

Системы механической вентиляции

Механической вентиляцией называется вентиляция, с помощью которой воздух подается в производственные помещения или удаляется из них по системам вентиляционных каналов с использованием для этого специальных механических побудителей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

В последние годы охране окружающей среды во всех странах мира уделяется большое внимание. Большой процент всех загрязнений водоемов приходится на синтетические моющие средства (СМС), что связано с большими темпами развития производства моющих средств. Много лет назад М.В.Ломоносов сказал: «Широко простирает химия руки свои в дела человеческие». И как он был прав! Полки магазинов так и «пестрят» бытовой химией. Бытовая химия окружает нас везде. Начиная с самого утра, заходя в ванную, мы чистим зубы пастой, моем руки, посуду, стираем, и так продолжается весь день. В число наиболее активно используемых входят и синтетические моющие средства.

3 слайд

Описание слайда:

Любое моющее средство представляет собой химический раствор сложного состава, следовательно, является химическим загрязнителем, способным вызывать острые отравления, хронические болезни, а также оказывать канцерогенное и мутагенное действие. Основу синтетического моющего средства составляют поверхностно - активные вещества – различные соли сульфокислот или эфиры полиэтиленгликолей, также различные вспомогательные вещества, улучшающие моющую способность, ферменты для удаления пятен и ароматизаторы. Они являются одним из главных факторов, оказывающих негативное воздействие на природную среду.

4 слайд

Описание слайда:

ПРИНЦИП РАБОТЫ СМС. В состав СМС входят ПАВ, которые выполняют главную работу. ПАВ имеют два полюса – гидрофильный, то есть, тот, который любит воду, и гидрофобный, то есть, тот, который отталкивается водой, но легко соединяется с её противоположностью – с жирами. Эффективность ПАВ состоит в том, что, связавшись с одним веществом, они повышают растворимость этого вещества в другом веществе, в котором ранее первое вещество не растворялось. Пример с синтетическими моющими средствами: гидрофобными группами эти средства соединяются с жирами. А гидрофильные части средств позволяют расщеплять жиры и в большей степени растворять их в воде, тогда как жиры сами по себе в воде не растворяются.

5 слайд

Описание слайда:

Российская федерация не отличается особой экологичностью подхода к производству различных химических веществ. Производство товаров бытовой химии не является исключением из этого правила. Примером может служить использование давно устаревших технологий производства стирального порошка. Такие технологии являются дешевыми, но не отвечают современным экологическим стандартам качества. Во всех развитых странах такие технологии благополучно запрещены к использованию. Производство синтетических моющих средств основано на дешевой сырьевой базе, а точнее на продуктах переработки нефти и газа.

6 слайд

Описание слайда:

Основным загрязнителем, обнаруживаемым в составе стиральных порошков, является ТПН – триполифосфат натрия. Содержание данного вещества в порошках варьирует от 10 до 30%. ТПН крайне токсичен. Основная проблема его использования состоит не только во вредном воздействии на живых организмы, но и в сложности очистки воды от содержания ТПН. Триполифосфат натрия и является тем веществом, которое провоцирует зарастание водоема. Зарастание водоема значительно ухудшает органолептические свойства воды, что снижает к минимуму возможность ее использования в питьевых целях.

7 слайд

8 слайд

Описание слайда:

Граждане Российской федерации в течение года расходуют приблизительно один миллион тонн стиральных порошков. Стиральные порошки содержат опасные для окружающей природы фосфаты, которые, попадая в водоем или водоток, заражают местную ихтиофауну и растительность, а также приводят к всплеску активности мелких водорослей, что в конечном итоге может оказаться причиной зарастания водоема. Около трехсот тысяч тонн фосфатов ежегодно поступают в водоемы и водотоки нашей страны. Все это не только негативно сказывается на состоянии окружающей природной среды, но и на здоровье населения, использующего в пищевых целях зараженную рыбу.

9 слайд

Описание слайда:

На территории соседних с Россией менее развитых государств также используются устаревшие технологии, что приводит к многократному увеличению вреда окружающей среде. Так, например, на территории Украины выброс в природу фосфатов составляет примерно двести тысяч тонн в год. Ситуацию по Московской области иллюстрирует карта сброса сточных вод.

10 слайд

Описание слайда:

Именно все вышеприведенное послужило причиной запрета данной технологии производства стиральных порошков в развитых странах мира. Существуют новейшие технологи производства стиральных порошков, которые исключают использование фосфатов. Взамен фосфатов применяются более безопасные вещества – цеолиты. Цеолиты не вступают в химические реакции с биологическими системами, что и делает их такими безвредными.

11 слайд

Описание слайда:

Необходимо знать, что фирмы, использующие бесфосфатные технологии производства порошков в родных странах, на территории Российской Федерации выпускают опасную фосфатную продукцию. Причем выпуск производится под одной и той же маркой.

12 слайд

Описание слайда:

Избегайте продукции в которой содержатся: А-ПАВ. Это самые агрессивные из поверхностно-активных веществ вызывают нарушения иммунитета, аллергию, могут поражать мозг, печень, почки, легкие, разрушая живые клетки. Фосфаты. Они запрещены во многих странах мира более 10 летУсиливают токсические свойства А-ПАВ, их проникновение через кожу и накопление в тканях одежды, приводят к обезжириванию кожных покровов и нарушению свойств крови NTA или sodium nitrilotriacetate . Возможная причина рака Sodium hypochlorite или гипохлорит натрид- ядовитое вещество.

13 слайд

Описание слайда:

Обращаться с любым стиральным порошком надо крайне осторожно. Как бы тщательно вы не полоскали одежду, часть порошка все равно остается в ткани и, надев свежую одежду, происходит контакт тела с порошком, который через поры кожи попадает к нам в организм. Люди чувствительные, и особенно дети, сразу ощущают зуд или покраснения на коже. Поэтому, при каждой стирке следует устанавливать на стиральной машине режим с дополнительным полосканием

14 слайд

Описание слайда:

Стиральный порошок должен храниться далеко от еды, посуды, детских игрушек. Насыпать порошок следует крайне аккуратно, иначе пыль порошка может попасть вам в лёгкие. Желательно при машинной стирке открывать дверь в ванную комнату, а самому выходить в другую комнату, чтобы в легкие попадало как можно меньше вредных веществ, содержащихся в порошке. Желательно после стирки проветривать квартиру. Чтобы меньше контактировать со стиральными порошками следует избегать ручной стирки. Если всё же приходится стирать руками, то стоит это делать в специальных перчатках и тщательно вымыть руки после стирки.

15 слайд

Описание слайда:

Для того, чтобы своей жизнедеятельностью перестать наносить такой смертоносный вред природе нужно узнать, что в составе синтетических моющих средств вредно не только для человека, но именно для ПРИРОДЫ? ХЛОР Разрушает белки, убивает бактерии (все, в т.ч. полезные) и микроорганизмы, разрушает структуру воды и почвы. ФОСФАТЫ (и ПОЛИФОСФАТЫ, и ФОСФОНАТЫ) Использование фосфатов уже запрещено во многих странах около 20 лет. Потому что фосфаты очень легко попадают в водоемы, где влияют на усиленное образование сине-зеленых водорослей, приводящих к отравлениям. НИТРАТЫ Как и фосфаты, вызывают бурное цветение водорослей в водоемах, что сильно обедняет воду кислородом, в результате чего гибнут флора и фауна водоемов.

16 слайд

  • § 4. Зарубежный опыт использования образовательных порталов в профессиональной деятельности работников образования 105
  • § 1. Типизация информационных ресурсов образовательного назначения 110
  • § 2. Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения 126
  • § 3. Оценка качества электронных средств учебного назначения 141
  • § 5. Из зарубежного опыта: Curriculum Online - методическая помощь учителю 187
  • Глава V
  • Глава VI
  • Глава VII
  • Глава 1 Информатизация образования: характерные особенности, цели, задачи
  • §1. Информатизация общества
  • § 2. Информатизация образования как процесс и область педагогического знания
  • § 3. Дидактические возможности информационных и коммуникационных технологий
  • § 4. Основные направления развития информатизации образования
  • § 5. Из зарубежного опыта:
  • Глава II
  • § 1. Учебное взаимодействие в информационно-коммуникационной среде
  • § 2. Структура информационного взаимодействия между компонентами учебного процесса
  • 2. Содержание учебной информации при использовании распределенного информационного ресурса некоторой предметной области.
  • Глава III
  • § 1. Использование технологии мультимедиа в образовании
  • 2. Дистанционный доступ к информационным ресурсам
  • 3. Создание информационных ресурсов
  • § 3. Технология «Виртуальная реальность»
  • § 4. Зарубежный опыт использования образовательных порталов в профессиональной деятельности работников образования
  • § 1. Типизация информационных ресурсов образовательного назначения
  • 1/1/ЕЬ-приложения образовательного назначения
  • § 2. Проектирование и разработка информационных ресурсов образовательного назначения
  • § 3. Оценка качества электронных средств учебного назначения
  • 4. Уровень интерактивности.
  • Глава V
  • § 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала
  • § 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала
  • § 1. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при изложении учебного материала
  • § 3. Использование средств информационных и коммуникационных технологий на практических занятиях
  • § 4. Использование средств информационных и коммуникационных технологий при проведении лабораторных экспериментов
  • § 5. Из зарубежного опыта: Curriculum Online - методическая помощь учителю
  • § 6. Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • Глава VI
  • § 1. Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационной деятельности и организационного управления
  • § 2. Информационное взаимодействие между организаторами учебно-воспитательного процесса и сотрудниками учебного заведения среднего уровня образования
  • § 3. Средства информационных и коммуникационных технологий в процессах автоматизации информационно-методического обеспечения и организационного управления учебным заведением
  • § 4. Зарубежный опыт использования систем автоматизации управления школой
  • Глава VII
  • § 1. Назначение кабинета
  • § 2. Оборудование кабинета
  • § 3. Организация работы в кабинете, основные виды деятельности учителя и учащихся
  • § 4. Гигиенические требования к кабинету
  • § 5. Учебно-материальная база, ориентированная на использование средств информационных и коммуникационных технологий
  • § 6. Рекомендации по технике безопасности в кабинете
  • § 7. Функциональные обязанности специалиста в области организации информатизации образования в учебном заведении
  • § 1. Методические рекомендации по организации и проведению семинарских занятий
  • § 2. Методические рекомендации по организации и проведению лабораторных занятий
  • § 3. Лабораторный практикум
  • 1. Поиск педагогической информации в сети Интернет.
  • 2. Изучение возможностей телеконференций в сети Интер­нет.
  • § 6. Возможные негативные последствия использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовании

    Использование в образовании возможностей средств техно­логий мультимедиа, телекоммуникации и «Виртуальная ре­альность» порождает ряд серьезных проблем, связанных с возможным негативным воздействием этих технологий на здоровье школьника.

    Первая группа проблем обусловлена появлением негатив­ных последствий медицинского характера, связанных с невы­полнением правил использования средств информационных и коммуникационных технологий в образовательном процессе. Вторая группа проблем связана с появлением негативных по­следствий психолого-педагогического характера.

    Педагогико-эргономические и физиолого-гигиениче- ские условия организации учебного взаимодействия при эксплуатации систем, реализованных на базе пе­речисленных выше технологий, должны опираться на ут­вержденные Министерством здравоохранения РФ, Министер­ством образования и науки РФ нормативно-методические ма­териалы. Безопасное применение этих систем предполагает неукоснительное выполнение всего комплекса требований, разработанных специалистами (медиками, физиологами и ги­гиенистами). Перечислим факторы, которые могут привести к негативным медицинским последствиям:

      нарушение эргономики рабочего места пользователя, ос­нащенного современными средствами вычислительной техни­ки, информатизации и коммуникации;

      недопустимый временной интервал использования средств вычислительной техники, информатизации и комму­никации;

      использование недопустимого объема информации (ин­формационная перегрузка и связанные с этим эмоциональное возбуждение, обманчивое повышение работоспособности не­посредственно за экраном компьютера, - они опасны как для психического, так и физического здоровья ученика и препода­вателя);

      несоответствие предоставляемой информации индивиду­альным возможностям личности.

    Анализируя перечисленные выше факторы воздействия средств ИКТ на здоровье школьника, отметим, что все нега­тивные последствия обусловлены в основном человеческими факторами и связаны с невыполнением педагогико-эргономи- ческих и физиолого-гигиенических условий организации учебного взаимодействия при эксплуатации систем, реализо­ванных на базе данных технологий.

    Учитель должен быть знаком с санитарно-гигиеническими требованиями к организации занятий с использованием сов­ременных средств вычислительной техники, средств инфор­матизации и коммуникации, которые изложены в специаль­ных нормативно-методических документах, утвержденных

    Министерством здравоохранения РФ I и Министерством обра­зования и науки РФ. Ниже приведем краткое содержание этих документов."

    Гигиенические требования к персональным электрон­но -вычислительным машинам и организации работы вклю­чают в себя следующие разделы:

        Общие положения и область применения.

        Требования к ПЭВМ.

        Требования к помещениям для работы с ПЭВМ.

        Требования к микроклимату, содержанию аэроионов и вредных химических веществ в воздухе на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

        Требования к уровням шума и вибрации на рабочих местах, оборудованных ПЭВМ.

        Требования к освещению на рабочих местах, оборудо­ванных ПЭВМ.

        Требования к уровням электромагнитных полей на ра­бочих местах, оборудованных ПЭВМ.

        Требования к визуальным параметрам ВДТ, контро­лируемым на рабочих местах.

        Общие требования к организации рабочих мест пользо­вателей ПЭВМ.

        Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для взрослых пользователей.

        Требования к организации и оборудованию рабочих мест с ПЭВМ для обучающихся в общеобразовательных уч­реждениях и учреждениях начального и высшего професси­онального образования.

        Требования к оборудованию и организации помеще­ний с ПЭВМ для детей дошкольного возраста.

        Требования к организации медицинского обслужива­ния пользователей ПЭВМ.

        Требования к проведению государственного санитар­но-эпидемиологического надзора и производственного контро­ля.

    Необходимость неукоснительного выполнения этих требо­ваний не вызывает никакого сомнения, хотя на местах, как показывает практика, их не всегда соблюдают. Поэтому сте-

    ­лог пень негативного воздействия компьютера на здоровье обу­чаемого во многом зависит от соблюдения учителями реко­мендаций физиологов и гигиенистов, выполнения норм и правил обращения со средствами вычислительной техники, информатизации и коммуникации. По этой причине учитель должен приложить максимум усилий для того, чтобы не до­пустить негативного воздействия новых технологий на физи­ческое и психическое здоровье школьника.

    Рассмотрим возможные негативные последствия психо- лого-педагогического воздействия технологий телекоммуни­кации, мультимедиа и «Виртуальная реальность» на учени­ка. К ним прежде всего следует отнести возможные негатив­ные последствия, связанные с психологическими аспектами информационного взаимодействия в сети Интернет и восприя­тия виртуальных экранных миров; а также возможные нега­тивные последствия, связанные с философскими аспектами информационного взаимодействия, реализуемого рассматри­ваемыми технологиями.

    Современных исследователей, особенно психологов, педа­гогов, медиков, настораживают, если не пугают, возможные негативные последствия, связанные с активным вторжением в естественный внутренний мир совре­менного человека неестественных, иллюзорных вирту­альных впечатлений от виртуальных сюжетов и взаимодействий. Новые технологии создают у обучаемого иллюзию реальности событий, происходящих в виртуальном мире. Синтетические образы оказывают влияние на состояние и развитие ученика. Взаимодействуя с объектами виртуально­го мира, исследуя их особенности и отношения между ними, выбирая возможные пути исследования изучаемого явления, процесса или учебного сюжета, ученик попадает в ситуации, Которые требуют от него всепоглощающего внимания, опреде­ленную невозможность отвлечения от его работы в виртуаль­ном мире. Такие факторы, как, во-первых, изолированность от окружающего реального мира (в силу особенностей исполь­зуемых при этом периферийных устройств в виде шлема, оч­ков и перчаток), во-вторых, стерео-, аудиовизуальное пред­ставление изучаемых или исследуемых явлений, объектов и, в-третьих, легкость трансформации, управления и видоизме­нения как объектов, так и условий их взаимодействия, созда­ют высокий эмоциональный фон самого информационного взаимодействия.

    Увлеченность яркими и необычными, порой призрачны­ми, впечатлениями, отличными от реальных, вполне понятна и объяснима. Однако эта увлеченность чревата многими опас­ностями. К ним следует отнести прежде всего усиливающееся отчуждение между людьми, обусловленное возможностью легкой замены партнера на киберпартнера и облегченной «коммуникации без проблем» с ним. Вызывает не меньшее беспокойство опасность предумышленного манипулирова­ния сознанием человека, выполняющего определенные дей­ствия в виртуальном мире - так называемый 25-й кадр. В процессе написания и использования программ, позволяю­щих реализовать исследования социальных, политических, физических и других явлений и закономерностей, необходи­мо придерживаться известных принципов научности и досто­верности.

    Участие ребенка в наблюдениях за сюжетами виртуальной реальности и прежде всего работающего в глобальных инфор­мационных сетях, меняет его эмоциональные ощущения и чувства. На пользователя в период «присутствия» его в вир­туальном экранном мире оказывается определенное психо­логическое воздействие, связанное с активным вторжением в естественный внутренний мир человека искусственных, ил­люзорных впечатлений от виртуальных объектов, сюжетов «экранной» реальности.

    Формирование многофункционального и информационно- емкого виртуального мира с его ирреальными и фантазийны­ми отображениями действительности, пусть даже созданными опытными и талантливыми методистами, психологами и ди­зайнерами, происходит в настоящее время лишь на базе эмпи­рики и эксперимента. Использование подобных технологий в учебном процессе должно быть направлено на раскрытие внутреннего потенциала личности без нанесения вреда здо­ровью.

    Следует также отметить и то, что в настоящее время проводятся исследования по разработке защитных при­способлений, обеспечивающих безопасность работы пользо­вателя с современными системами и комплексами для изу­чения виртуальных явлений или процессов. К ним можно отнести «экологически чистую» защиту в виде целенаправ­ленного воздействия на оператора, защиту, которая позволя­ет ему постоянно осознавать свое присутствие в мире, отлич­ном от мира реального. Поэтому еще на стадии разработки учебных систем, использующих возможности технологии

    ий, н «Виртуальная реальность», предусматривается возможность обеспечения как психологической безопасности, так и ком­фортности самого процесса информационного взаимодейст­вия пользователя с объектами виртуального мира. В процессе работы ученика с системой следует обеспечить простоту и до­ступность действий, оградить его от неприятных неожидан­ностей в ходе работы с программой, предусмотреть возмож­ность несанкционированного выхода из системы, т. е. воз­можность «возвращения в реальный мир» в любой момент времени.

    Следовательно, необходимость обеспечения психоло­гической комфортности информационного взаимодей­ствия в сети Интернет и в виртуальных экранных мирах следует считать важным аспектом безопасного исполь­зования современных технологий мультимедиа, телекомму­никации и «Виртуальная реальность».

    Особо следует обратить внимание и на философские ас­пекты реализации информационного взаимодействия с объ­ектами виртуального экранного мира, общения с ними. Суще­ственную роль при этом играет «обманчивость природы» как самих объектов, представленных технологиями мультимедиа или «Виртуальная реальность», так и взаимодействий с ними. Даже само название «Виртуальная реальность» уже наводит на мысль о неправдоподобности всего происходящего на экра­не. В современной научной литературе стали появляться ут­верждения, что если мир, сгенерированный той или иной тех­нологией с помощью компьютера, станет слишком реалистич­ным, то пользователь может в результате совсем оторваться от реального мира и перейти в некоторую субстанцию - «супер­пространство». Однако существуют и другие мнения. Напри­мер, некоторые ученые считают, что технология виртуальной реальности создает такие допущения, в которых реальности не больше, чем, например, в игре актеров театра или кино .

    Рассмотрим следующие вопросы: каким образом с по­мощью дружественного интерфейса обеспечивается комфорт­ность информационного взаимодействия? Как предотвратить вторжение во внутренний мир человека через излишне персо­нифицированный интерфейс? Как защитить ребенка от нега­тивного воздействия ненужной информации?

    Как было показано во второй главе, дружественный интерфейс разрабатывается в целях безболезненной адапта­ции обучаемого в виртуальной учебной среде. Данный подход

    позволяет ученику воспринимать компьютер в качестве помощника и компаньона. Компьютер должен реализовывать функцию исполнителя, действующего от имени пользователя в виртуальной среде. Человеко-машинный интерфейс сис­темы должен предусматривать реакцию обучаемого на дан­ное программное обеспечение, отвечать различным уровням потребностей и наклонностей пользователя. Интерактивный диалог пользователя с системой должен быть ориентирован на максимальный учет его потребностей, генерировать по­ложительные отклики на любые запросы, способствовать созданию ситуации успеха, положительному эмоционально­му настрою и, как следствие, повышению интереса к дан­ному виду деятельности. Следовательно, в целях обеспече­ния психологической комфортности информационного взаимодействия обучаемого с системой реакция системы на действия пользователя должна иметь характер помощи и поддержки.

    Работа в виртуальном пространстве локальных и гло­бальной сетей способствует изменению межличностных от­ношений между пользователями (например: учителем и уче­ником или между учениками). Некоторые исследователи находят негативные моменты в межличностной близости между собеседниками в сети, которой способствует излишне персонифицированный интерфейс I . Обращается внимание на необходимость охраны автономии личности, предотвраще­ния вторжения во внутренний мир человека. Действительно, при использовании глобальной сети учебное пространство неуклонно расширяется, становится открытым. Молодой человек с неустоявшимся характером, гибкой психикой и не до конца сформированными личностными качествами может попасть под влияние откровенных мошенников, проповед­ников новомодных религиозных сект и т. п. В этой связи следует отметить необходимость контроля со стороны пе­дагогов в школе и родителей дома за ходом работы ребенка в сети.

    Выделим еще два негативных аспекта проблемы ис­пользования ресурсов сети Интернет в школе и дома при вы­полнении домашних заданий. Первый аспект обусловлен тем, что язык большинства материалов, написанных в основ-

    а лабора ном для использования взрослыми, тяжел для понимания учениками. Второй аспект обусловлен тем, что для учащихся существует потенциальная возможность найти в Интернете материалы, нежелательные для них с точки зрения этики и морали.

    Выделим несколько способов предотвращения нежела­тельных психологических и социальных последствий работы школьников в Интернете. Этого можно достичь, во-первых, за счет контроля преподавателей за действиями обучаемых на занятиях; во-вторых, за счет создания и использования спе­циальных предупреждающих подсказок; в-третъих, за счет широкого внедрения в учебный процесс новых методических подходов, предусматривающих эффективное, персонифици­рованное управление познавательной деятельностью с по­мощью средств ИКТ. Помимо перечисленных выше способов, существуют и технологические способы защиты ребенка от негативного информационного воздействия. Перечислим не­сколько технологических способов контроля и отслеживания доступа учащихся к интернет-ресурсам:

      обеспечение так называемого «огражденного сада», в ко­тором интернет-провайдер выбирает, что включать в инфор­мацию, которая используется в школах;

      использование системы фильтров, которая позволяет учащимся иметь доступ в Интернете ко всему, что не было исключено этими фильтрами из-за своего специфического со­держания;

      обеспечение свободного доступа ко всему Интернету, но только под определенным наблюдением преподавателей, дру­гих взрослых или «префектов Интернета»;

      установление так называемой системы честности (иног­да в комбинации с такими санкциями, как исключение из системы), подразумевающей установление договоренности между учениками и учителями о том, что последние могут от­слеживать, какие сайты посещались учащимися.

    В заключение следует отметить, что каждая прикладная система, реализованная на базе технологий телекоммуника­ции, мультимедиа и «Виртуальная реальность», обладает серьезным педагогическим потенциалом. Используя эти тех­нологии, подрастающее поколение видит реальный мир не таким, каким видят его их родители. Дети видят его более многогранным и многоаспектным именно благодаря тому, что обучались они, используя безграничные ресурсы сети Ин­тернет, применяя трехмерный и интерактивный виртуаль­ный мир. Основная задача педагогов - использовать дидак­тический потенциал этих технологий в своей профессиональ­ной деятельности без нанесения вреда психике и здоровью ребенка.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

        Какие нормативные документы необходимо знать учи­телю при использовании средств ИКТ в профессиональной де­ятельности и учебно-воспитательном процессе?

        Что такое информационная безопасность?

        Как защитить права на интеллектуальную собствен­ность при размещении материалов в Интернете?

    Темы и вопросы для обсуждения

          Ребенок и виртуальная реальность.

          Цифровой мир: угроза человечеству или решение проб­лем?

    Мы живем в мире энергий. Существует сглаз и порча, которые могут попасть в ауру человека не защищенного. Существуют энергетические вампиры. Кроме того, просто негативные вибрации оказывают влияние на нас. Что делать? Нужно стать более энергетически сильным человеком и научиться защищаться.

    Во-первых нужно делать регулярные медитации по набору энергии. Они изложены в курсе исполнения желаний, поэтому на них я не стану останавливаться.

    Суть их в том, что вы представляете, как наполняетесь энергией. Во- вторых нужно использовать методы энергетической защиты. Вот некоторые из них

    Используем магические слова для энергетической защиты

    Когда кто-то вам говорит что-то негативное, произносите (3 раза):

    «Веда отвед»

    Это ведическое заклинание, которое можно также проговаривать, когда вас одолевают негативные мысли и страхи.

    Другие магические фразы:

    «с уст твоих, тебе за пазуху» - когда кто-то желает вам плохого.

    «господи, прости его, ибо он не ведает, что творит» - при негативе, обидах.

    «Возьми себе обратно» - при оскорблениях и проклятиях.

    Способы защиты и очищения своей энергетики от Елены Ясевич

    1.Перед сном визуализируйте пламя свечи, смотрите на него и проговаривайте 9 раз мантру огня, которая очистит вас от негативности: «ади чандра сурья джайя рам». Можно зажечь реальную свечку и смотреть на нее.

    2. Вечером встаньте под душем и ощущайте, как свода очищает вас от негативного воздействия.

    3.Вообразите, что вас окружает обруч из огня, диаметр которого 1 метр.

    4. Увидьте мысленно, что тот человек, который вас атакуют совершенно обнаженный. При этом будьте серьезны.

    Используем энергетические способы защиты, основанные на мыслеобразах

    1.Визуализируйте себя в центре золотой пирамиды, ее размер может быть любой, главное, чтоб вам было удобно. Пирамида излучает божественное сияние, которое не позволяет негативу в вас войти. Все отражается.

    2.Вообразите, что сверху от головы до ног стекает струящаяся энергия. Она состоит из всех цветов радуги. Эта энергия защищает вас. Растворяет все негативное воздействие.

    3. Перед выходом из квартиры, визуализируйте, как со всех сторон вас окружает хрустальный кокон, который отталкивает негатив от вас.

    Дополнительные способы защиты

    1.После неприятного разговора, подержите руки под потоком холодной воды в течение 1-3 минут. Так вы смоете негативную энергию.

    2.Возьмите спичку. И начните дышать на нее, визуализируя при этом, что на нее уходит то негативное воздействие, которое вы ощутили. Затем воткните спичку в землю тем концом, на который вы дышали.

    Дефицит и постоянная экономия бюджетных средств, уменьшение природоохранных вложений обусловливает необходимость уяснения и уточнения правовых предписаний, относящихся к регулированию соотношения получаемых за негативное воздействие на окружающую среду средств и их расходования на природоохранные нужды.

    Плата за природопользование в виде земельного, водного и иных налогов, за загрязнение природных ресурсов, окружающей среды, которые не являются "нахлебниками, золушкой у общества", должна идти на восстановление природы, а оно дотируется по остаточному принципу, становится одной из причин увеличения себестоимости продукции, ложится бременем на прибыль и внутренний валовой продукт.

    По большому счету, охрана природы, рациональность использования природных ресурсов – это не только благотворительность, а насущная необходимость, так как в экономической перспективе разрушенная и деградированная природа отомстит сторицей и воздаст должное не только настоящему, но и будущим поколениям.

    Это происходит даже сейчас, так как состояние природных объектов, природные условия жизни, труда и отдыха человека выходят, ввиду нарастающей загрязненности окружающей среды, на приоритетные места наряду с чисто экономическими показателями качества жизни.

    В данный отрезок времени и в ближайшей перспективе затраты на организацию надлежащего природопользования и охраны окружающей среды будут ложиться ощутимым бременем на экономику, увеличивая себестоимость продукции и снижая доходы от ее производства и прибыль.

    Научные заявления о диалектическом сочетании и даже единстве экономики и экологии являются абстрактными и утопическими, если не видеть противоречий между ними, не рассматривать их как антагонистическое единство и как борьбу противоположностей.

    Спад промышленного производства и последствия отмечаемого кризиса приводят к уменьшению загрязнения природной среды. Приоритетность природных факторов жизни отмечается по сравнению с остальными тем больше, чем значительнее достаток граждан, которым наряду с доходом и прибылью необходимы чистый воздух, надлежащая питьевая вода, кондиционные продукты питания, рекреационные возможности леса, земли, животного мира.

    При этом надо различать природные ресурсы восстановимые, возобновляемые, например лес, воды, животный мир (если его объекты не доведены до полного исчезновения, что также случается), и невозобновляемые, например минеральные ресурсы – газ, нефть, уголь.

    Для восстановления первых общество должно постоянно тратить свои средства, иначе скоро иссякнет питьевая вода, полезная древесина, которые без воспроизводства ускорят экологический (во многом невыдуманный) кризис. Для добычи последних нужны инфраструктура и геологоразведка (хотя и это немало), поскольку на образование новых минеральных ресурсов необходимы миллионы лет и дальнейшее развитие планеты.

    Расходование платы за загрязнение на восстановление нарушенных природных ресурсов и всей окружающей среды предусматривались в той или иной мере в ВК РФ, ЛК РФ, Федеральном законе "О животном мире", которые были приняты в 1990-х гг. Ряд обсуждаемых норм этих федеральных законов подверглись изменениям в XXI в., а некоторые были вообще исключены из текстов соответствующих кодексов и иных законов. В новых ВК РФ и ЛК РФ нормы о целевом расходовании платы за негативное воздействие на природные ресурсы отсутствуют.

    Согласно Определению Конституционного Суда РФ от 10.12.2002 № 284-0 "По запросу Правительства Российской Федерации о проверке конституционности постановления Правительства Российской Федерации “Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия” и статьи 7 Федерального закона “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации”" плата за негативное воздействие на окружающую среду признана не налогом, а сбором.

    В соответствии с и. 2 ст. 8 НК РФ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). В п. 1 гой же статьи НК РФ дается определение налога .

    Конституционный Суд РФ в Определении от 10.12.2002 № 284-0 признан платежи за негативное воздействие на окружающую среду обязательными публично-правовыми платежами за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, носящими индивидуально-возмездный и компенсационный характер, не являющимися по своей правовой природе налогом.

    Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 14.05.2009 № 8-П внесение экологических платежей связано с необходимостью возмещения вреда окружающей среде; целью экономико-правового регулирования охраны окружающей среды, направленного на обеспечение конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду, является не столько фискальный интерес государства в наполнении казны, сколько сохранение природы и обеспечение экологической безопасности.

    Финансовые и фискальные органы несут ответственность за бюджет, сохранение единого экономического пространства России и финансовой вертикали власти, управление всем полученным доходом и его распределением исходя из масштабности и актуальности представляемых перспективных и текущих публичных задач.

    Природа при этом становится падчерицей в годовых и трехлетних законах о бюджетах. С точки зрения природопользования, гарантирования экологических прав граждан, предусмотренных ст. 9, 36, 41 и 42 Конституции РФ, законодательством РФ и субъектов Федерации, это выглядит непоследовательным.

    В этом случае становятся недействующими, виртуальными предусмотренные в них права каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Уже несколько лет готовится и обсуждается детальный проект федерального закона о возмещении ущерба, причиненного загрязнением окружающей среды (в том числе прошлого экологического вреда), столкнувшийся с серьезным сопротивлением противников восстановления окружающей среды таким способом.

    Недостаточно реализованными становятся ст. 14 и 17 Федерального закона "Об охране окружающей среды", согласно которым оказываются государственная поддержка предпринимательской и инновационной деятельности, осуществляемой в целях охраны окружающей среды, посредством установления налоговых и иных льгот, предоставление льгот при внедрении нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды.

    Внедрение льгот за рациональность природопользования редко, но встречается. В подп. 1 п. 1 ст. 67 НК РФ предусматривается возможность предоставления инвестиционного налогового кредита организации, проводящей научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы либо техническое перевооружение собственного производства, направленные на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами.

    В настоящее время Росприроднадзором собирается более 10 млрд руб. штрафов, которые обезличенно поступают в государственный бюджет; сам бюджет Росприроднадзора, насчитывающего почти 5 тыс. инспекторов, других сотрудников и осуществляющего ежегодно десятки тысяч проверок, составляет 3 млрд руб.

    Таким образом, право пока не предполагает в природоресурсных законах целевое использование средств, полученных за негативное воздействие на природные ресурсы, на восстановление окружающей среды. Куда пойдет дальнейшее развитие природоресурсного, природоохранного и налогового законодательства – должны решать общество, законодательные (представительные) органы, президент, правительство.

    Гражданам, предпринимателям чистый воздух и надлежащее водоснабжение объективно нужны не менее, чем заработная плата, иной доход, прибыль. Уменьшение расходов на обеспечение устойчивого развития природопользования, облагораживание природной среды приблизят прогнозируемый экономистами, социологами, философами экологический коллапс.

    Некоторую сложность и в то же время определенную оптимальность в решение проблемы вносит распределение компетенции Российской Федерации и совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов по Конституции РФ и соответствующим ей конституциям, уставам и законам субъектов РФ.

    В ведении Российской Федерации согласно п. "е", "ж", "з" ст. 71 Конституции РФ находятся установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экологического развития Российской Федерации, финансовое регулирование, федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы.

    В соответствии с п. "д", "к" ч. 1 ст. 72 Конституции РФ природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах находятся ii совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ.

    Право способно нацелить использование платежей за загрязнение окружающей среды на реальные задачи ее эффективного восстановления. В настоящее время природоресурсное и природоохранное законодательство стоит на перепутье – прежнее, перестроечное, было ориентировано на целевое природоохранное назначение платежей; новое, особенно налоговое, – колеблется, конкурируя с природоохранным.

    Правовая база для направления платежей на восстановление нарушенной среды может быть использована для развития экологически выгодного, прагматического бизнеса в целях реализации конституционного права каждого на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

    Можно вернуться к конкретным обязанностям потребителей природных ресурсов восстанавливать потраченные или нарушенные части природы по соответствующим таксам и методикам либо в натуре. Это означало бы серьезный поворот в природопользовании и охране окружающей среды, уменьшило в ряде случаев проблемы размеров платы за загрязнение и дискуссии о ее фискальном или компенсационном характере.

    • См.: Фискальные сборы: правовые признаки и порядок регулирования / под ред. С. Г. Пепеляева. М.: Статус-Кво 97, 2003 ; Комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Часть первая / под ред. А. Н. Козырина. М.: Проспект, 2005.
    • В соответствии с Федеральным законом от 21.07.2014 № 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон “Об охране окружающей среды” и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ст. 14 Федерального закона "Об охране окружающей среды" утрачивает силу с 1 января 2015 г. – Прим. ред.