Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Осенние народные праздники на руси для детей. Русские календарно-обрядовые праздники осеннего цикла и их художественные элементы

пирамиде Кукулькана. Объект устроен так, что в дни равноденствия солнечные лучи создают на пирамиде треугольники света и тени. Чем ниже солнце, тем отчетливее контуры тени, по форме напоминают они змею. Такая иллюзия длится чуть больше трех часов, за это время нужно успеть загадать желание.

Осеннее равноденствие у славян

День осеннего равноденствия у славян был одним из основных праздников. Названия у него были разные: Таусень, Овсень, Радогощь. Обряды и ритуалы тоже совершали в разных местностях.

Овсень - название божества в мифологии, которое отвечало за смену времен года, поэтому осенью его благодарили за плоды и урожай. Справляли день осеннего равноденствия (с обрядами и ритуалами) в течение двух недель. Основным праздничным напитком был медовый, сделанный из свежего хмеля. Пирожки с мясом, капустой, брусникой - вот основное лакомство на столе.

Обрядом на осеннее равноденствие были проводы богини Живы в Сваргу - небесное царство, которое закрывалось в зимний период. Славяне в день равноденствия почитали еще и богиню Ладу. Она была покровительницей свадеб. А свадьбы чаще всего справляли после окончания полевых работ.

В день осеннего равноденствия проводили специальные осенние народные обряды. Для привлечения удачи и счастья пекли пироги с капустой и яблоками круглой формы. Если тесто быстро поднималось, значит, в будущем году должно было улучшиться финансовое положение.

Все старые вещи в этот день выносили во двор и сжигали.

Специальные обряды на осеннее равноденствие совершали с водой. Считалось, что она обладает особой силой. Умывались утром и вечером с верой в то, что детям водица сохранит здоровье, а женщинам - привлекательность.

Часто наши предки использовали деревья в осенних обрядах и праздниках. Так, дом и себя защищали ветками рябины. Считалось, что рябина, сорванная в этот день, имеет огромную энергию и не пустит дурного в дом. Девушки использовали ветки ореха. Клали вторую подушку на кровать, чтобы скорее выйти замуж, сжигали ветви ореха, а пепел развеивали на улице. По гроздьям рябин судили о зиме. Чем больше ягод, тем суровей зима.

Особым осенним обрядом на Руси было жертвоприношение. В благодарность за хороший урожай в языческие времена славяне приносили в жертву Велесу самое крупное животное. Делали это перед сбором урожая. После жертвоприношения связывали снопы и ставили "бабки". После уборки урожая накрывали богатый стол.

Православные осенние праздники, традиции, обряды

Самый большой праздник - Рождество Пресвятой Богородицы (21 сентября). Праздник совпадал со вторыми осенинами.

27 сентября - Воздвижение Креста Господня. В 4 веке мать императора Константина Великого нашла Крест и Гроб Господень. Многие тогда желали увидеть это чудо. Так и был установлен праздник Воздвижения. С этого дня начинали заготовку капусты на зиму. А молодые парни и девушки собирались на капустницы. Накрывали стол, парни присматривали невест.

14 октября - Покров Богородицы. Праздник установил Андрей Боголюбский. На Руси верили, что Богородица взяла под защиту Русь, поэтому всегда уповали на ее защиту и милосердие. В это время заканчивали работы в поле, собирали последние плоды. В Покров женщины изготавливали кукол-десятиручек, которые, как верилось, должны были помогать по дому, так как женщина все не успевала.

В третий день ноября праздновали "Казанскую". Это День иконы Казанской Божьей Матери.

Осенние приметы на Руси

11 сентября - Иван Полетний, Полетовщик. Через день приступали к выдергиванию корнеплодов, копали картошку.

24 сентября - Федора-Обдирала. Две Федоры в гору - одна осенняя, одна - зимняя, одна с грязью, другая - со стужей.

1 октября - журавлиный лет. Считалось, если в этот день журавли полетят, то на Покров будет первый мороз. Если нет, морозов не стоит ждать раньше 1 ноября.

14 ноября - Кузьминки. На Кузьминки отмечали петушиные именины. Девицы устраивали пир-беседу, приглашали парней.

В этот день совершали обряд под названием «свадьба и похороны Кузьмы-Демьяна». Девушки изготавливали из соломы чучело, наряжали его в парня и проводили шуточное венчание. Усаживали это чучело посередине избы и «женили» на какой-нибудь девушке, затем уносили в лес, сжигали и плясали на нем. Делали кукол Кузьму и Демьяна. Их считали хранителями семейного очага, покровителями женского рукоделия.

ОСЕННИЕ ПРАЗДНИКИ СЛАВЯН

Приближается осень или Матушка Осень , как ласково величали ее наши предки.

В сентябре начинается новый природный цикл, новый жизненный виток, который отмечался особыми празднествами и обрядами. Они помогали человеку перестроиться на новый ритм, войти в новое состояние, соответствующее осенней природе.

Много дел у славянина-русича по осени.

У сельского жителя одних только бытовых дел не впроворот. Урожай собрать, землю к озимым подготовить, зерно просушить, смолотить, на зиму скотине корм заготовить, дом к холодам утеплить…да много еще чего.

А еще надо обязательно отметить роженичной братчиной праздник урожая, почествовать богов плодородия, поклониться Матери Земле за земные плоды, встретить Матушку Осенину, проводить солнышко на зимний покой, а самому набраться от земли на зиму силушки.

Обережную защиту сделать от осенних простуд-лихоманок, да и прочих оберегов дома и семьи наделать перед наступлением навьего темного времени.

29 августа еще в начале XX века в некоторых деревнях проводили обряд захоронения «красного летечка» : собиралась молодежь у околицы, туда же приносили накануне приготовленную старыми людьми куклу из глины. Она была слеплена в человеческий рост и одета в холщовый саван. Две девушки в благоговейном молчании поднимали куклу на руки и несли к реке. За ними следовали остальные люди. На самом крутом берегу все останавливались и клали ношу на землю. Затем присутствующие начинали причитать над куклой. Оплакав ее как покойника, поднимали на руки и со всего размаху бросали в воду. Эта кукла и была олицетворением «красного летечка», которое провожали-хоронили по древним обрядам.

В православной традиции этот день посвящался Иоанну Предтече, в народе его называли Иваном-полетком . В этом Иване нельзя не узнать лика летнего Ивана-Купалы. Если на Купалу летнего собирали целебные травы, то на Ивана осеннего собирали целебные коренья. «На Ивана Постного собирай коренья рослые ». С этого дня перелетные птицы начинают собираться в отлет на юг. А Купалу по преданию уносят в Навь - потусторонний мир гуси-лебеди.

30 августа на полях завивали оставленные несжатые стебли и заговаривали будущий урожай.

Первые Осенины - первые заклички осени проводили первого сентября . В XIX веке в этот день с утра выходили женщины, и девушки в праздничных одеждах на берег реки. Приносили с собой на расшитом рушнике требный овсяной хлеб-коровай и овсяной кисель, с поклонами протяжно звали Матушку Осень, Мать урожая Макошь и просили принять угощение.

Осень, осень,
В гости просим!
С обильными хлебами,
С высокими снопами,
Осень, осень,
В гости просим!
С листопадом и дождём,
С перелётным журавлём!

Осень, осень,
Гости недель восемь:
Со громами сильными,
Со дождями, с ливнями.
Осень, осень,
Гости недель восемь:
С обмолоченным снопом
И румяным пирогом.

Приносили угощение-требу Осени-Макоши, осторожно с почтением опуская на воду, оставляя на берегу реки. Птиц перелетных провожали песней:

Осеница-царица,
По злату мастерица:
С пряльцем, с донцем,
С гребнем, с веретёнцем,
С высоким колосочком,
С широким снопочком;
Журавли-то — за моря!
Осеница — на поля!

Затем делили благословленный Матушкой Осениной хлеб на равные части по числу собравшихся женщин, угощались им, славили Ладу, Макошь и Рожаниц и пели песни.

С этого же дня начиналось бабье лето , которое длилось две недели. «С Ивана Постника мужик осень встречает, баба свое лето начинает . Бабье лето - это праздники, посвященные женским божествам, которые покровительствовали также женским осенним работам. Чествовались в эти дни лики Богини-Матери: Мать сыра земля, Мокошь, Лада, Мара, Рожаницы .

Возможно, рудиментом чествования Мары - темного лика Богини Осени, было проводимое девушками в XIX веке игрище. Девушки устраивали «похороны» мух и тараканов . А вместе с ними ритуально-символически «хоронили» все то, отчего хотели избавиться в себе: дурное, надоевшее, отжившее.

К этому дню старались переехать в новый дом. Устроить новоселье в первый день начала нового кологодного периода - к счастливому богатому житью! Ведь в этот день сама богиня Макошь, покровительница плодородия, изобилия и достатка сходила на землю.

Огненная седмица знаменовала начало осени. «В сентябре огонь и в поле и в доме » - гласит русская поговорка. В день первой встречи осени в домах обязательно тушили старый огонь и возжигали огонь новый живой древним способом, с помощью трения. Целую неделю чествовали люди царя-батюшку - Огонь. Приносили ему требы, старались задобрить, чтоб не жег домов, не палил овинов. Например, разводя огонь-Сварожич под овином, для просушки снопов, в него клали необмолоченный сноп ржи как жертву, чтобы огонь покушал, был сыт и не спалил бы овин.

Недолго оставалось ждать прихода зимы, с холодами, метелями. Не выжить людям в эту суровую пору без Огня-батюшки, потому загодя кланялись ему Сварожичу , благодарили за свет, тепло. Особо чествовали огонь ремесленники: кузнецы, гончары…

Множество обрядов было связано с печью, с овином и со светцом .

С сентября начинались вечерние работы-посиделки в избах, освещаемых огнем. На границе Украины и Белорусии бытовал 1 сентября интересный обряд, связанный с первым зажиганием света , он назывался "женитьбой комина ". "Комин" белили, увивали спелым хмелем, цветами. Когда зажигали лучины, то сыпали на них орехи, дынные семена, куски солонины и комья масла. В Киеве устраивали "свадьбу свечи ": ставили срубленное деревце, обвешанное фруктами, дынями и украшенное восковыми свечками.

В народном месяцеслове XIX века этот день назывался как Осенины, Щанины , так и в православных святцах днем некоего святого Семена, которого в народе называли Семеном-летопроводцем. И если, по сути, этот день посвящался Макоши-Осенине , то 2 сентября соответственно некогда посвящался Велесу . После крещения Руси его заменили на некоего святого Мамонтия, в народе прозванного Мамонтием-овчарником. Святой Мамонтий взял на себя обязанности Велеса - покровительствовал домашнему скоту, овцам и козам. В этот день, почитая Велеса Осеннего , не выгоняли скотину со двора, верили: выгонишь - беду нагонишь!

3 сентября в православных святцах посвящался деве Домне, искусственно перекрывавший день почитания славянской богини, покровительницы дома и домашнего очага. В этот день еще в начале XX века в деревнях женщины выносили из дома всякую рухлядь, веря, что это действо обеспечивало благополучие на осень. Это позабытый рудимент обряда оберега дома . В эти дни сама Макошь-Осенина помогала каждой бабе очистить и защитить свой дом. Выбрасывая и сжигая старые вещи в дни начала нового года, нового времени (год, година - время на старославянск .) освобождали место для прихода нового в свою жизнь. Иную рухлядь в виде изношенных лаптей и разбитых горшков развешивали на изгороди вокруг дома. Это древний проверенный оберег для отвода дурного завистливого глаза . Засмотрится злой человек на рухлядь, да и рассеет свое внимание, а вместе с ним и свою колдовскую силу.

4 сентября в православных святцах посвящался некоему Вавиле и… неопалимой купине. «На Вавилу вилы празднуют - впусте лежат! ». Сено в стогах, хлеб в скирдах - мужицким вилам роздых. И вновь проявляется лик Велеса . Отдыая от полевых работ, кого как ни его славить-величать песнями да игрой музыкальной. Да к тому же вспомним Вавилу былинного скомороха-волховника.

Ну, а уж о купине неопалимой и говорить нечего. Напомним: «купина» - это куст, горящий и несгораемый из ветхого завета, в коем явился Моисею его Господь. Шла неделя почитания огня - огненная седьмица . Язычники огонь славили, угощали и заклинали, а православные в этот день проводили молебны от пожаров.

5 сентября в православных святцах посвящался ветхозаветным Захарии и Елизавете. Каких только праздников не придумывали церковники, лишь бы перекрыть народную память почитания родных богов. И вновь обращаемся к ведовской родной традиции и узнаем, что этот день был счастливым для предсказаний и гаданий. А следовательно кому он был посвящен? Волховской ипостаси Велеса Осеннего и его супруги Макоши Осенине.

5 сентября ведуны и знахари гнали из деревень нечистую, темную силу, воплощенную в осенних хворях, болезнях-лихорадках. В народе ее называли Кумохой. Чтобы от нее дом и семью оберечь, поутру в этот женщины день читали заговор:

Волчьим лыком опояшу,
Пером ворона омашу,
Ступай задворьем
Без огляда - коровьем загоньем!
Петров батог на тебя держу,
Огненный шум!
Уж как в твоих следочках-то
Огонь займется,
Да бросится неясытью,
Тебе не уйти, кумоха, за лощину,
Не стать кочкой,
Болотной трясиной,
Ступай восвояси, кумоха,
Не гнети осин верха,
Не опихивай мое нутро, лихорадка,
Не обшастывай моей бытии, ломиха!

Женщины же в этот день делали оберег называемый «зимние лихоманки ». Это обережные куклы от нечисти в доме, которая является причиной болезней и разлада в доме. Зимних лихоманок-лихорадок или Трясовиц двенадцать, каждая имела свое имя и была связана с определенной болезнью (злым духом). Представляли их в облике женщин-сестер злых, безобразных, чахлых, заморенных, чувствующих постоянный голод, иногда даже слепыми и безрукими. Повелевает сестрами-лихорадками старшая сестра по имени Кумоха.

Согласно славянской мифологии, создал Лихорадок Чернобог из грязи, болотной жижи и колючек репейника. Летом богатырь Перун загоняет злых лихорадок в подземные глубины огненные, потому в это время людям они не опасны. А с началом зимы, когда Перун вместе с другими светлыми божичами уходит в небесный Ирий, Чернобог насылает их вновь на род людской. Как начинает день быть короче ночи, нужно начинать беречься их. По преданиям демоны-лихорадки залетают в дом через трубу ночью и вселяются в людей, начинают их трясти, расслаблять их суставы и ломать кости. Измучив одного, лихорадка переходит в другого.

Вот и делали, защитных обережных кукол. Сворачивали их женщины из щепок мертвого дерева и лоскутков из обязательно сношенной одежды, которую как раз собирали в день Домны. Куколок ставили на припечек или связывали шнурком и вешали около печной трубы. Считалось, что лихорадка, влетев ночью в дом через трубу, начнет осматриваться в поисках жертвы, увидит куклу, узнает в ней себя, в нее и вселится вместо кого-то из домочадцев. Отработавших свой срок куколок сжигали по весне, освобождая дом от негатива.

Изготавливая лихорадок, читали заговор, называя каждую по именам. Мастерство состояло в том, чтобы вязались куклы в ритме наговора, последний завязанный узел, совпадал с последним словом. Одевали лихорадок покрасившее, поярче, чтобы кукла точно понравилась болезни-демонице.

На следующий день 6 сентября ожидали первый утренний заморозок. День в православном месяцеслове посвящался святому Михаилу. «Заморозком Михаил землю прихватил ». Но как мы знаем праздники святого Михаила перекрывали дни почитания Перуна . Напоследок, перед уходом в светлую небесную Сваргу, Перун ударял заморозком, гнал нечисть.

8 сентября - вторая встреча осени, вторые Осенины. А также древнее празднество в честь Рода и Рожаниц . Почитание этих древнейшим богов, зародившееся еще во времена матриархата дожило в народной среде до 17 века! Род и Рожаницы были самыми ненавидимыми, самыми проклинаемыми церковниками «языческими идолами». Простые же люди чтили их так, как не чтили никаких других своих богов, ни земных, ни небесных. Их изображения вышивали на женских одеждах, рушниках, на постельном убранстве, вырезали на домашней утвари, ставнях и т.д.

Род и Рожаницы - великая животворная сила, благодаря которой земля дает урожай, рождаются дети, продолжается жизнь людского рода-племени.

Рожаницы - праматери всего живого на земле. Они царили на небе в образах двух звездных олених, порождающих всё живое на земле. Покровительствовали они и человеческому роду-племени.

Рожаницами почитали и Ладу с ее дочерью Лелей - богинь плодородия, вегетативных природных сил, покровительниц любви и брака.

Род - это Отец-Прародитель , та уравновешивающая составляющая, без которой нет гармонии в мироздании. Если Рожаницы - это женское, материнское, рождающее начало, то Род - это начало мужское, отцовское, оплодотворяющее.

К 8 сентября урожай уже был собран. В этот день всем миром устраивали пир-братчину, из муки нового урожая пекли пирог, закалывали откормленного всем миром быка, пели, плясали, устраивали потешные бои, добрые мужи мерялись силушкой, славили древних богов и предков.

По уходящему вглубь тысячелетий преданию, когда-то, в этот день, из леса к людям прибегала волшебная олениха с олененком. Ее посылали людям сами боги для торжественного пира. Она оставляла для людей своего детеныша, который и становился ритуальным угощением, а сама возвращалась в лес. Мясо олененка обладало волшебными свойствами, оно укрепляло людей, помогало пережить суровую зиму, делало их сильнее и здоровее. Но со временем размножилось племя людское, все меньше оставалось неосвоенных лесных угодий, запасов еды и воды. Ожесточились люди, все жаднее и жаднее становились. И однажды показалось им, что не хватит им мяса олененка маленького и убили не только дитя, но и мать. С те пор больше боги не посылали к людям волшебную олениху. Но в память о былом люди стали в этот день закалывать быка из собственного стада.

Этот миф восходит к временам смены эпох, перехода с охотничьего уклада жизни на скотоводческий. Люди утратили связь с дикой природой, и перешли к собственному натуральному хозяйству.

Но жертвенное мясо в этот день все равно по поверью освящалось и благословлялось богами плодородия. И съевший его приобретал силу и здоровье жертвенного животного. Лучшая часть жертвенного быка даровалась богам. А то, что искренне жертвуется богам, всегда возвращается сторицей. Поэтому магическим образом душа жертвенного быка обязательно «вернется» в следующем году, разумеется, в виде новорожденного теленка.

В тот же день женщины творили свои древние тайные обряды . Обращаясь к Рожаницам и их силе, молодки молили их о зачатии здоровых детей, о благополучных родах, матери просили наделить своих детей счастливой судьбой. Рожаницы почитались и как Доля и Недоля , наделяющих жизненными благами.

В праздник Рода и Рожаниц особенные обряды при помощи ведуний-знахарок справляли женщины, которые из-за какой-либо болезни не могли иметь детей, они просили Рожаниц об исцелении и о скором зачатии детей.

Например, заговаривали воду:

«Матушка Богородица, заступница матерей, выйди из небесных дверей, укрепи дочь Божью (имя), плод чрева и чрев плода ».

Позднее, когда праздник рожаниц был замещен церковью на праздник Рождества Пресвятой Богородицы женщины в этот день стали обращаться к Пресвятой Богородице:

«…Богорадованная…, Препрославленная Мати щедрот и человеколюбия, Всемилостивая о всем мире Ходатаица, прилежно к Твоему Божественному и пречудному образу Твоему со умилением припадающе молимся… О Пресвятая Владычице моя Богородице, надежда моя несокрушимая, прими молитвы сии с великой надеждой и верой на Твое безмерное милосердие … и даруй мне исцеление от неплодства моего и возможность зачать ребенка от мужа моего ».

Обращались женщины и к Роду небесному :

«… Как Ты дал людям Солнце и Луну, часты звезды и легкие облака, так бы, чтобы и я, дочь (имя), понесла и родила дитя. Как ты, месяц, на небе сегодня народился, так бы и чрев мой дитем зародился …».

Молили Рожаниц в этот день люди не только о прибавлении потомства, но и об умножении своих стад и об обильном урожае в будущем году. Для чего приносили им требы в дар бескровные: молоко, творог, яйца, разные плоды.

В дни празднества Рода и рожаниц в деревнях устраивали обрядовое угощение кашей из зерен первого урожая для всей округи. Кашу варили в котлах - прямо на улице. А из небольшой части зерна нового урожая женщины делали обрядовую куколку Зерновушку. Шили маленький мешочек, наполняли отборным зерном нового урожая и наряжали в куклу. Эта кукла имела и другие названия: Зернушка, Крупеничка, Горошинка. И могла выглядеть по-разному, в зависимости от местности, где её делают. Но основа у неё общая - внутри куклы зерно. Создавая куклу-оберег женщины всегда пели песню или читали заговор, молитву. К туловищу-мешочку повязывался фартучек с магическим заклинающим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце. Такую Зерновушку делали и дарили с пожеланием хорошего урожая в будущем году. Крупы насыпали обычно со значением:

Гречиха - сытость и богатство.
Рис - самое дорогое зерно, на праздник.
Перловка - на достаток
Овес - на силу.

Зерновушку бережно хранили на видном месте в красном углу избы. Она - хранила силу зерна до нового урожая. Чтобы увеличить его силу урожая, куколку зимой давали играться детям. Дети переполнены юной жизненной силой, и играя они наполняли ею зерно. Также общинную куколку, сделанную из зерна вскладчину, передавали по очереди в течении зимы из избы в избу, чтобы она каждой семье из общины принесла счастье и достаток, а каждая семья бы передала бы ей частичку своего тепла и любви. Ведь по весне первой горстью из нее будет засеваться земля.

Также в день Рожаниц такую обрядовую куколку из нового зерна делала женщина с особым заговором, если хотела детей.

Отрывок Из книги Рады (Юлии Гульц) «Славянский кологод: обряды на каждый день».

Лариса Мухина

Цель и задачи:

Создать у детей радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Познакомить с русской традицией – осенними посиделками.

Вызвать интерес к русской народной культуре, воспитывать чувство патриотизма, любви и уважения к своей Родине.

Развивать у детей музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений.

Формировать уверенность в себе и своих возможностях привлекая дошкольников к индивидуальному и коллективному исполнительству.

Предварительная работа: Беседы об осени, о русской традициях Посиделки. Знакомство с особенностями русского народного костюма. Разучивание русских народных песен, потешек, хороводов, игр.

Зал оформлен в виде русской избы.

Выходит Хозяйка:

Затоплю пожарче печку, (ходит по избе)

Скоро все придут домой.

А потом схожу на речку

За водою ледяной.

Дров березовых подбавлю

Золотых поленьев жар.

А потом на стол поставлю

Старый русский самовар!

Хозяйка, обращается к гостям:

Добрый день, гости дорогие!

Милости просим ко мне в горницу на Осенины. (осматривается)

Что-то мало гостей в моей горнице.

Позову-ка я к себе детей:

Наряжайтесь, собирайтесь, на гулянье отправляйтесь

Красны девицы, да добры молодцы!

Вам веселиться, петь да плясать.

Осенины отмечать.

Под народную музыку «Светит месяц» входит группа детей.

Хозяйка: Проходите, гости дорогие, веселья вам да радости!

Дети: Спасибо, хозяюшка!

Дети: Гости люди подневольные

Где посадят, там и сидят.

Хозяйка: Проходите, у нас для каждого найдётся и местечко и доброе словечко.

Под народную музыку «Светит месяц» входит другая группа детей.

Дети: Ехали мы мимо да завернули до дыма.

Хозяйка: Давно вас поджидаем

Праздник без вас не начинаем (садятся)

Заходят в зал девочка и мальчик под песню «Ах, вы сени!» с подносом.

(На подносе каравай и соль).

Девочка и мальчик:

Нам праздничная досталась роль.

Мы принесли вам хлеб да соль.

Хозяйка: Спасибо, детушки!

(Хозяйка благодарит, усаживает гостей.)

Хозяйка: Удобно ли вам, гости дорогие?

Всем ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило?

Ребёнок: Гостям- то, известное дело, хватило места

Да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде.

Сядем рядком да поговорим ладком.

Давайте расскажем всем, как это было раньше.

1 ребенок. На завалинках, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

2 ребенок. При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод-

Говорили,песни пели

И водили хоровод

3 ребенок: И играли, и плясали!

Ах, как песни хороши!

Словом эти посиделки

Были праздником души!

4 ребенок: Отдых- это не безделки

Время игр и новестей

Начинаем посиделки!

Открываем посиделки!

Хором: Для друзей и для гостей!

Девочка. Эй, девчата выбегайте,

Авы парни помогайте

Быстро песню запевайте

Песню шуточную-прибауточную.

Песня «Как у наших у ворот» рус. н. п.

Хозяйка: Наши посиделки посвящены осени. В старые добрые времена был такой обычай у русских людей: как заканчивались полевые работы, собирали урожай, а зерно в закрома засыпали – коротали осенние вечера вместе, устраивали посиделки. Урожай собран,самое время повеселиться да поплясать!

Танец «Ромашка-ромашка» аудиозапись

Хозяйка: Свое время люди проводили за любимым занятием: кто за прялкой сидел, кто узор на полотенце вышивал. Одни из глины посуду лепили, другие из дерева ложки да плошки вытачивали.

Работают и песню тянут, то шуткой перебросятся. И мы будем сегодня петь осенние песни, рассказывать осенние стихи.

Выходят дети.

5 ребенок. Кто же красками листочки

Так красиво расписал?

Кто же в садике дорожки

Мягко листьями устлал?

6 ребенок. - Отчего так покраснели

Листья клёнов и осин?

Отчего так вкусно ели

Птицы ягоды рябин?

7 ребенок. Потому что наступила

Осень- дивная пора!

Всё она позолотила,

Листьев целая гора!

8 ребенок. - В стаи птиц она созвала

Разукрасила леса

Королева- чудо бала-

Осень-русская краса!

9 ребенок. Пролетело лето, как большая птица

Вот уже и осень в гости к нам стучится

И листок осенний тихо и печально

Падает на землю, словно бы нечаянно.

10 ребенок. Длинноногий дождик будет слёзы лить

Тонкая рябина у окна грустить

На гроздья рябины дождинка упала,

Листочек кленовый кружит над землёй

Ах, осень, опять ты врасплох нас застала

И снова надела наряд золотой.

ПЕСНЯ «Осень милая шурши» муз. Еремеевой (стоя полукругом)

Кто же еще к нам на посиделки пожаловал? (открывает дверь).

Входит бабушка Василиса (музыка)

Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Узнала я что вы тут на посиделки собрались, вот и поспешила к вам. Сундучок свой волшебный с собой принесла. А в нем загадки волшебные! (открывает сундучок). Много ль знаете вы, дети? На эти загадки мне ответьте! Кто из вас отгадает, тот мудрым, как я станет!

1. Хлопотун Егорка взялся за уборку,

В пляс по горнице пошёл,

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

2. Вперёд идут – поют,

Назад идут – плачут. (Ведра)

3. Деревянная подружка,

Без неё мы, как без рук.

На досуге – веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот,

Нам обжечься не даёт. (Ложка)

4. И шипит, и кряхтит,

Воду быстро кипятит.

Он наелся угольков,

Вот для нас и чай готов.

Кран на брюхе открывает,

Кипяточек разливает. (Самовар)

5. Черный конь

Прыгает в огонь. (Кочерга)

6. Летом спит,

Зимой горит.

Пасть открывает.

дрова глотает. (Печь)

Бабушка Василиса: Хорошо у вас в гостях душевно, тепло,весело.

Ну, добры молодцы да красны девицы! А какие же посиделки без игры веселой! Принесла я вам молодильное яблочко, давайте с ним поиграем.

Игра: «Воевода»

Дети встают в круг. Передают яблоко под музыку друг другу со словами: «Катится яблочко по хороводу, кто его взял, тот Воевода!»

Ребенок, у которого оказалось яблоко, заходит в круг и говорит: «Я сегодня Воевода, я иду из хоровода!», останавливается напротив двух детей. Они поворачиваются спинами друг к другу. «Воевода» вытягивает руку с яблоком. Все дети говорят: «Раз, два, три! Беги!». Двое детей бегут вокруг круга наперегонки. Кто первый взял яблоко, тот «Воевода». Игра повторяется несколько раз.

11 ребенок. Одарила гостья осень

Урожаями плодов

Моросящими дождями

Кузовком лесных грибов.

12 ребенок. Как не радоваться людям

Как не веселиться?

Урожаем не бывалым

Могут все гордиться!

А теперь, ребятки, я вам загадаю загадки про наш урожай!

1. Под кустом копнешь немножко,

Выглянет на свет… (картошка);

2. Разве в огороде пусто,

Если там растет… (капуста);

3. За ботву, как за веревку

Можно вытянуть… (морковку);

4. Не пугайтесь. Если вдруг

Слезы лить заставит… (лук);

5. На грядке растут молодцы,

А зовут их… (огурцы).

В селах очень любили осенние хороводы. Давайте и мы с вами, красны девицы да добры молодцы, заведем хоровод!


Песня «Урожайная» муз. Филлипенко

Хозяйка: В давние времена хозяюшки заготавливали много капусты на зиму. Сейчас мы поиграем в игру «КАПУСТА» и пригласим ваших родителей с нами поиграть.

"ИГРА «КАПУСТА"

Все встают в круг. Хозяйка начинает передавать под музыку вилок капусты, на котором прикреплены кленовые листочки с частушками для родителей. На ком музыка остановится, тот поёт частушки, вытащив листок из капусты, а, если на детях закончится музыка они пляшут.

Частушки родителей.

Кочаны капусты зреют

Круглые на грядке.

Будет осень холоднее –

Засолю их в кадке.

Нарастёт капуста мне

Белая, кочанная.

Для салатов на столе

Самая желанная.

Порублю капусту мелко,

Да заправлю чесночком,

Ко столу подам в тарелке

С золочёным ободком.

Я капусты насолила

Угостить вас всех решила.

Ой, капуста просто мёд!

Под картошку так идёт!

Осень красная пришла

И дары нам принесла,

Соберем мы их в корзинку,

Ах, прекрасная картинка!

Хозяйка: Недаром говорится, что с песней любое дело спорится. Хороша наша капуста,так давайте о ней споем.

Песня «Капуста» рус. нар. р. п.

Бабушка Василиса: Молодцы ребята все –то знаете а как весело играете. Делу время потехе час,а давайте спляшем веселей сейчас. Я вам чудо- балалайки принесла на праздник.

Мальчик: Заиграй-ка, балалайка

Балалайка три струны

Подпевайте, не зевайте

Выходите, плясуны.

Парный ТАНЕЦ С БАЛАЛАЙКАМИ под песню «Чудо-балалайка»


(Хозяйка выносит на пирог для детей и для гостей)

Хозяйка: Вот, гости дорогие, повеселились мы с вами, много нового узнали на наших осенних посиделках. Пока вы пели и плясали я пирог вам испекла. (угощает детей пирогом)

Добры молодцы да красны девицы, угощайтесь!

Крепкого здоровья набирайтесь!

Погостить у вас мы рады,

Мы еще разок придем.

А теперь ай-да, ребята,

С пирогами чай попьем!

Спасибо, хозяюшка, за угощение,спасибо за праздник! (кланяются,

Бабушка Василиса: А я с вами тоже чайку попью

Ну а вы чего сидите?

Во все глазоньки глядите?

Ноги в руки и вперед:

Самовар давно всех ждет!

(уходят под веселую народную музыку.)

Цель : проведение фольклорного праздника «Осенние посиделки», формирование интереса к традициям русского народа.

Задачи :

  • познакомить с русской традицией - осенними посиделками - и обрядовыми действиями, сопровождающими этот праздник;
  • закреплять собирательный образ осенних народных праздников, и продолжать знакомство с фольклором;
  • вызвать интерес к русской народной культуре, народным обычаям, традициям и обрядам;
  • воспитывать у детей чувство любви к родному краю, родной природе, стремление к сохранению и приумножению природных ресурсов;
  • развивать музыкальность, творческие способности, навык публичных выступлений;
  • создать радостное настроение, вызвать положительные эмоции от праздника.

Оборудование : мультимедийный проектор, ноутбук, экран; магнитофон, микрофоны.

Оформление зала и реквизиты: оформление сцены в стиле русской избы: нарисованные печь и часть бревенчатой стены, «красный угол», кровать, лавки, стол, самовар, атрибуты крестьянского быта, дежка.

Предварительная работа : разучивание стихотворений, элементов игры на ложках, хороводов, обрядовых танцев «Прялица» и «Ох, и сеяла Ульяница ленок»; подготовка сцены; изготовление декораций и русских народных костюмов (рубахи, кушаки, сарафаны, платки).

Время реализации : 1 час.

Возраст детей: 7-17 лет.

Ход мероприятия

В горнице сидят хозяйки – Матвеевна и Еремеевна.

Матвеевна (смотрит в окно ):

Отошла пора работ -
Поле больше не зовет.

Еремеевна:

Обмолочены снопы,
Хватит хлеба до весны!
А потом еще до лета -
Хвала Господу за это!

Матвеевна.

Сколько красок за окном –
Осень радует листом!

Презентация «Осень в родном краю».

Еремеевна:

Хорошо в родном краю!
Хочешь? Песню вам спою!

Матвеевна:

Разухабилась, девица!
Знаю, петь ты мастерица!

Еремеевна:

Может, самовар поставить?
Гостю радость предоставить!

Матвеевна и Еремеевна:

Внучка! Настенька! Сюды!
Принеси скорей воды!

Танец с коромыслами.

Музыкальное сопровождение «Пошла млада за водой» .

Еремеевна:

Все же скучно нам сидеть
И в окошечко глядеть.

Еремеевна:

Нас позвали веретена,
Труд домашний и знакомый.

Матвеевна:

Может, в гости кто придет?
Пляску спляшет иль споет?

Матвеевна и Еремеевна:

Очень рады мы гостям!
Приходите в гости к нам!

Еремеевна:

Никак гомон за окном?
Песни звук доносится.

Матвеевна:

Знать, и в наш сегодня дом
Осенины просятся!

Зал исполняет русскую народную песню «Ой, цветет калина».

Еремеевна:

Вон молодцы удалые идут, девиц красных за руки ведут! Песни распевают, осень величают.

1-й молодец:

Осень, осень,
Тебя в гости просим!

2-й молодец:

- С обильными хлебами,
С высокими снопами.

3-й молодец:

- С листопадом и дождем,
С перелетным журавлем.

1-я девица :

Осень, осень,
Погости недель восемь!

2-я девица:

С громами сильными,
С дождями, с ливнями.

3-я девица:

С обмолоченным снопом
И румяным пирогом!

4-я девица:

Осень не браните,
Осень не журите!

5-я девица:

Осень славную,
Листопадную!

Хозяйки:

Осень, осень, на порог!
Осенинщикам – пирог!

Матвеевна:

Здравствуйте, гости дорогие!

Еремеевна:

Здравствуйте, работнички удалые!

Вместе:

Милости просим!

Матвеевна:

Мир вам, гости дорогие,
Вы явились в добрый час.

Еремеевна:

Встречу теплую такую
Мы готовили для вас.

Матвеевна:

Хлебосольством да радушием
Знаменит родной наш край.

Еремеевна:

Здесь для вас обряды русские
Да медовый каравай.

Матвеевна:

Вы, девицы-красавицы, присаживайтесь в девичий уголок, ближе к печке и прялке.

Еремеевна:

А вы, молодцы-удальцы, - на мужские лавки.

Хозяйки угощают гостей караваем. Гости отламывают кусочки хлеба, макают по традиции в соль и съедают.

На завалинке, в светелке
Иль на бревнышках каких
Собирали посиделки
Пожилых и молодых.

При лучине ли сидели
Иль под светлый небосвод,
Говорили, песни пели
И водили хоровод.

Хоровод «Во поле береза стояла».

Матвеевна:

Осень в этом году знатная – урожаем богата!

Еремеевна:

А у вас, гости дорогие, какие нынче урожаи?

Гости (хором):

1-й гость:

2-й гость:

Сноп от снопа – целая верста.

3-й гость:

Копна от копны – целый день езды.

4-й гость:

А как поедешь, так три дня проедешь.

5-й гость:

Так вы это не жали! У межи лежали!

6-й гость:

А вот мы-то жали, пожали! Три пуда нажали!

7-й гость:

Первый пуд – на еду,
Второй – на семена,
Третий – про запас.

1-й гость:

Что посеешь, то и пожнешь.

2-й гость:

Что пожнешь, то и смолотишь.

3-й гость:

Что смолотишь, то и смелешь.

4-й гость:

Что смелешь, то и съешь!

Матвеевна и Еремеевна .

Давайте посмотрим, какой вы урожай собрали.

Литературная композиция «Урожай».

Капуста:

А я сочная капуста,
Витаминами горжусь!
В голубцы, борщи, салаты
Я, конечно, пригожусь.
А какие вкусные щи мои капустные!

Чеснок:

Я на грядке уродился,
Весь на дольки развалился.
Не беда, что горький,
Съешьте все по дольке.
Кто здоровым хочет быть,
Должен с чесноком дружить!

Яблоко:

Я крепкое, хрустящее,
Чудо настоящее.
Желтое и красное,
Кожица атласная.
Яблочко румяное
Детям всем желанное!

Баклажан:

Мое имя – баклажан.
Фиолетовый кафтан.
Ты сырым меня не жуй,
Для икры я пригожусь!

Свекла:

Свекла для борща годится,
Покраснела, как девица.
Без нее и винегрет
Не получишь на обед.

Тыква:

Я тыква большая
И желтая вроде.
Я тыква смешная,
Расту в огороде.
Меня солнышко греет,
И дождь поливает,
А птички с утра
Песни мне напевают.

Огурец:

Я длинный и зеленый,
То свежий, то соленый.
Расту я в огороде,
Любим во всем народе.
Вот какой я молодец,
Называюсь огурец!

Груша:

Называют меня грушей.
Я скажу, а ты послушай.
Полюбите меня, дети,
Я полезней всех на свете!

Морковь:

У моркови красный носик,
Сочный, вкусный, сладкий плод.
А зеленый пышный хвостик
Украшает огород.

Помидор:

Я толстый красный помидор,
Люблю детишек с давних пор.
Я витаминов сундучок,
А ну-ка, откуси бочок!

Картофель:

Я на любом столе – любимый самый,
И в честь меня пора давать салют.
Ведь из картофеля на кухне мама
Вам приготовит сотню разных блюд.

Фасоль:

Фасоль в стручке запряталась,
Сидит там до поры.
Когда же сбросит платьице,
То станет раскрасавицей,
Румяной от жары.

Репа:

Репа - овощ не простой,
Хоть немножко горьковат.
И, как врач, он золотой -
Лечит горло у ребят.
Помогает он и взрослым
И под осень плодоносит.
Неприметный корнеплод
Что как врач у нас растет.

Колос:

Будут щи, и будет каша.
Сытно будет в доме нашем.
Но главнее в доме, знай –
Ароматный каравай!

Хозяйки:

А первый наш поклон земле-матушке за дары богатые!
А второй наш поклон люду доброму - труженику!
А наш третий поклон – Богу милосердному!

Хозяйки:

Славно вы все поработали, богатый урожай собрали.

Гости:

Наши руки никогда не знают скуки!

Еремеевна:

Вечерочки хороши,
Посиделки для души!

Матвеевна:

Много мы обрядов знаем.

Еремеевна:

А давайте Кузьминки обыграем!

Гости:

А что такое Кузьминки?

Матвеевна:

Кузьминки – один из осенних праздников, который отмечают 14 ноября. Праздник святых Кузьмы и Демьяна. В этот день не только работают, но и веселятся.

Гости:

А кто же такие Кузьма и Демьян?

Матвеевна:

В народе сказывают, что Кузьма и Демьян были замечательными мастерами – кузнецами и плотниками. Они ходили по деревням и всем помогали, а денег за это не брали. За это их и прозвали «бессребрениками». Сельские мужики твердо почитали Кузьму и Демьяна кузнецами или просто «рукоремесленниками». И за удачей в кузнечных делах уповали на содействие этих святых.

Еремееевна:

А ещё говорят, что Кузьминки – по осени поминки. В этот день на селе устраивали проводы осени и встречу зимы. После службы в храме затевали общие «ссыпины» – ссыпали ячмень, другое зерно в общий амбар, начинали варить «мирское пиво» к ближайшему престольному празднику. Вечером варили ссыпную кашу, веселились и устраивали гуляния.

Матвеевна:

А кто знает, какие блюда в этот день подавали?

Гости:

Не знаем! А какие?

Матвеевна:

Кузьминки – куриные именины. На Кузьму и Демьяна – курицу на стол! Кузьма и Демьян – большие работники – кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, а девушкам – пряжу вить.

Ребята-кузнецы:

Настала пора и нам себя показать! А что, хозяюшки, кузнецы вам не нужны?

Матвеевна и Еремеевна:

А что вы умеете делать?

Ребята-кузнецы:

А вот что! Посмотрите да вместе с нами отдохните!

Выступление ансамбля ложкарей.

Музыкальное сопровождение «Во кузнице».

После выступления кузнецы-молодцы показывают хозяйкам свою работу – подкову.

Матвеевна:

Славная работа!

Один из кузнецов кладёт подкову на дежу.

Матвеевна:

Ах, ты, молодо-зелено! Разве ты не знаешь, что мужчинам не то чтобы прикасаться к дежке нельзя, даже заглядывать в неё строго возбраняется!

Еремеевна:

Дежка в доме – предмет особый! В ней хлебушко настаивается, силу набирает!

Матвеевна:

В ней малых деток купали да от болезней излечивали.

Еремеевна:

И невесту встарь на свадьбе на дежу сажали, долю добрую ей прочили.

Матвеевна:

У нас сегодня на посиделках столько рукодельниц собралось!

Еремеевна:

Девицы-красавицы! Прям невестушки!

Матвеевна:

Пусть покажут своё мастерство!

Еремеевна:

А мы посмотрим да подумаем, которую первой на дежу в скором времен сажать будем!

Выступление ансамбля «Прялица».

Матвеевна:

Вот порадовали, красавицы!

Еремеевна:

Спасибо, рукодельницы! А за это мы расскажем вам о женской покровительницу – Параскеве Пятнице.

Ведущий:

27 октября празднуется день Параскевы Пятницы. Одну из девочек, родившуюся в 3 веке в городе Икония, нарекли Параскева. В ее Житии сказано, что родители особо почитали день страданий Господних – пятницу, поэтому и назвали дочь Параскевой, что в переводе означает «пятница». Повзрослев, Параскева дала обет безбрачия и посвятила себя служению Христовой веры.

На Руси Параскева особо почиталась женской частью населения. Ее считали суровой, твердой, волевой женщиной. Существует поверье, что Параскева ходит по земле в виде молодой девушки-крестьянки или монашки и примечает, кто как живет, как соблюдает христианские правила и обычаи. Богоотступников наказывает, благочестивых – награждает.

В народе ее считали покровительницей домашнего хозяйства, пособницей в женских заботах. В это день не работали. Нельзя было мыть голову, купать детей. Пословица предостерегала: «Кто в пятницу много смеется - тот в старости много плачет».
Параскева – грязниха, порошиха, льняниха. На Параскеву начинали мять и трепать лен.

А сейчас наши хозяюшки поделятся опытом возделывания льна и покажут обрядовый танец «Ох, и сеяла Ульяница ленок».

Исполнение танца.

Матвеевна:

Хорошо мы поработали!

Еремеевна:

Хороший урожай собрали!

Вместе:

Значит, год будет добрым и сытным!

Матвеевна:

Испекли мы, принесли
С пылу, с жару пироги!
К ним – баранки русские –
Румяные да вкусные!

Еремеевна:

- Пригласим гостей в кружок –
Съешьте свежий пирожок!
Помогите, гости, съесть
Пирогов хоть пять иль шесть!
Калачи бегут в карман –
Это вам гостинец дан!

Матвеевна и Еремеевна:

Хочешь есть пироги –
Поскорей сюда беги!

Матвеевна:

Самовар наш запыхтел, закипел,
Чай горячий и бодрящий подоспел!
И беседа хорошо ведется,
Коль седьмая чашка чаю пьется!
Чай не пил - откуда сила!
Чай попил – совсем пропал!

Еремеевна:

Чай наш крепкий, русский, сладкий,
Он дает здоровье вам!

Матвеевна:

Просим вас, гости дорогие, отведать наше угощение.

Еремеевна:

Не зря говорят: «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»

Гости:

За пирогами и чаем и мы не заскучаем!

Участники посиделок уходят со сцены под русскую народную пляску, вовлекая в нее зрителей.

Литература.

  1. И.Каплунова, И.Новоскольцева. Сборник «Как у наших у ворот».
  2. Картушина М.Ю. «Русские народные праздники в детском саду». - М., 2006.
  3. Жмулина Е.О. Фольклорный праздник «Посиделки на Покров», старшая группа.
  4. http://samarapedsovet.ru/load/doshkolnoe_obrazovanie/scenarii_igry_meroprijatija/posidelki_na_pokrov/109-1-0-79

Август- зарев, жнивень, разносол, густоед, малоруссы, поляки, чехи и словаки: серпень Народное название: зорничник (созревание нив, зорничник от зорнить=зреть) . Работы: дожинать хлеб, косить, пахать, сеять озимь, заламывать в ульях соты, отделывать овины, очищать гумны.

Ильин день 20 июля / 2 августа Пророк Илья в народном представлении ассоциировался с Перуном – громовержцем, разъезжающим по небу на огненной колеснице. В его воле дожди, грозы и засухи. Перунов день в язычестве – праздник воинов и земледельцев. Тогда для праздника, который включал в себя две составляющие части – воинскую и земледельческую, пекли огромный пирог на всю деревню, приготовляли большой кусок творога, варили обрядное пиво. В начале празднества добывали трением «живой огонь», и от него зажигали костёр из дубовых поленьев.

Илья – зачинатель жатвы. Должен быть окончен сенокос и начата жатва. После Ильи вода не годна для купания. Солнце поворачивает на осень. (рубеж: лето-осень) Жертвоприношение в виде всеобщей трапезы с закланием быка или барана.. В народе говорили: "До Ильи облака ходят по ветру, а с Ильи начинают ходить против ветру", "На Илью до обеда - лето, а после обеда - осень", "Илья Пророк - косьбе срок" Ильин День – "сердитый день". В этот день не работали."На Ильин День снопов не мечут: грозой спалит". Различали Илью Мокрого и Илью Сухого: Мокрым его величали во время молений о ниспослании дождей на ниву, а Сухим - во время молений о прекращении затяжных дождей. Если на Перунов (Ильин) День вовсе не было дождя, опасались скорых лесных пожаров.

Осенины – отмечали в разные сроки, в зависимости от климата – от первого спаса до Семёнова дня (14 сентября). Песни «проводы солнца» на вечерней заре. (их же пели на на Успение Богородицы). Устраивался пир. Угощение – магия благополучия.

праздник связан с крещением Руси в 988г. Церковь совершала обряд малого водосвятия, св. водой освящались все колодцы, водоёмы, люди смывали грехи в Иордани. Этот же Спас медовый – «подрезались» первые соты с мёдом. И маковый Спас – дохристианская обрядовая пища была с маком, созревающим к этому времени. Мак и мёд освящались в церкви. Посев озимых.

Сбор урожая овощей и плодов. Праздник благословения плодов земли, в т.ч. яблок. До этого дня их не полагалось есть. Этот день – первая встреча осени . Пожертвования для нищих (трапеза)

Успение 15 / 28 августа . Дожинки, обжинки, оспожинки. Успенщина. Праздник окончания лета, жатвы и начала осени. Пиршества, братское пиво, складчины по поводу окончания жатвенной страды, прославление тяжёлого крестьянского труда. Обжинки – последний день жатвы хлеба. Начинается соление огурцов и грибов. Поминовение усопших. начинались осенние хороводы. Начало молодого бабьего лета (до Ивана Постного)

Третий Спас 16 / 29 августа ореховый, хлебный (освящают хлеб нового урожая, пекут хлеб из муки нового урожая), холщёвый или Спас на полотне . С этого дня разрешалось собирать и есть лесные орехи нового урожая. Благоприятный день для торговли полотнами и холстами, в этот день устраивались текстильные ярмарки .