Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Пасхальная голубка – народная тряпичная кукла. Мастер-класс

Народная кукла «Пасха». Мастер-класс с пошаговым фото.

Бузмакова Светлана Владимировна, воспитатель МАДОУ "Детский сад № 88" г. Березники Пермского края
Цель: Создание народной пасхальной куклы из ткани.
Задачи:
1. Расширять знания детей о культуре народа (традиции, праздники);
2. Развивать творческие способности ребенка через создание поделки:
3. Развивать мелкую моторику ребенка.
4. Закрепить технические навыки скручивания ткани, оформления куклы.
Описание: Мастер – класс будет интересен воспитателям, педагогам дополнительного образования и всем заинтересованным и внимательным родителям. Работу могут выполнить дети подготовительной группы с помощью взрослого.


Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились целую неделю, и люди, надевая лучшие одежды, шли в церковь, благословляли и прощали друг друга и, конечно, дарили подарки. Самым желанным и знаковым подарком в этот светлый праздник было яйцо – символ зарождения новой жизни и самой Пасхи. Яйца не только красили, но и расписывали, выводя прекрасные узоры. Вся пасхальная неделя была полна веселья и радости. Славили Иисуса Христа, и во всех православных храмах проводились священные литургии. Колокольный звон был слышен по всей округе, и каждый мог подняться на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Завораживал и очищал души тот колокольный звон, давая каждому надежду на светлую жизнь.
К Пасхе принято готовиться заранее, накануне Пасхи православные собираются на молитву в храмах и освящение пасхальной пищи. Это особые блюда, которые приготавливаются лишь раз в год – пасхальные крашеные яйца, творожная пасха и пасхальный кулич. Очень интересная пасхальная традиция – крашеные яйца. В давние времена яйцо было объектом поклонения людей. В древности многие народы полагали, что оно символизирует тайну жизни, нескончаемую цепь рождений и смертей. Сейчас красят яйца во все цвета радуги, но самый распространенный цвет – красный. Наши предки свято верили в магические силы красного цвета – символа жизни.
Близким людям дарили пасхальные угощения и подарки: специальные пасхальные сувениры – расписные вещи и предметы с пасхальной символикой и особых пасхальных кукол: Вербницу, Пасху и Пасхальную Голубку.
В старину Пасхальную куклу делали к Вербному воскресению за неделю до Пасхи. Куклу ставили на окно, показывая этим, то что ждут Светлое Воскресение, а также на стол с пасхальными дарами. Такую куклу можно было дарить вместо яйца, это значило оказывать большую честь. Куклы хранились в почетном, видном, но не доступном для посторонних людей месте. Пасхальная кукла символизирует женщину, которая идет освещать куличи и яйца. Лицо и руки куклы должны быть обязательно красного цвета, на лице золотой крест, он символизирует Христа. В руках куклы свеча и узелок, который символизирует котомку с пасочками. Пасхальная кукла это мощный оберег для Вашего дома. Обязательно сделайте себе такую куклу, она принесет Вам здоровье, чистоту мыслей, свет и процветание.

Материалы:
- квадрат красной ткани 28х28 см;
- плотная ткань, предназначенная для скрутки, размером 45х37 см;
- платок 28х28 см;
- верхняя юбка 40х17 см;
- нижняя юбка 25х30 см;
- фартук 10х15 см;
- квадрат ткани для узелка 12х12 см;
- поясок;
- тесьма, ленты, нитки, вата или синтепон;
- маленькая свечка.
Рост куклы примерно 20 см.


Складываем прямоугольник плотной ткани пополам.


Закручиваем полосу в трубочку. Складываем с двух сторон, чтобы срезы прятались внутри.



Перевязываем трубочку примерно посередине.


Конец трубочки по сгибу ткани будет низом туловища куклы, а сверху кладем комок синтепона или ваты для формирования головы.


Накрываем сверху трубочку с синтепоном квадратом красной ткани. Формируем голову и перевязываем ниткой.


Делаем руки. Внутрь подгибаем уголки ткани, затем сгибаем стороны ткани друг на друга и складываем пополам.


Делаем ладошки. Перевязываем ниткой ручки, отступив от края 1,5 см


Приподнимаем передний конец красной ткани и подкладываем к шее куклы кусочек синтепона для формирования груди.


Для большей устойчивости привязываем кукле нижнюю юбку из плотной ткани. Для этого складываем прямоугольник пополам. Нить продеваем внутри.


Прикладываем к талии куклы разрезом назад.


Стягиваем юбку по талии.


Закрепляем юбку сверху.


На верхнюю юбку настрачиваем тесьму, ленты или кружево, сшиваем боковые стороны.


Юбку надеваем на куклу, присбариваем и обвиваем ниткой по талии.


На фартук тоже можно пришить тесьму. Хорошо если фартук будет красного цвета или украшен тесьмой красного цвета.


Завязываем фартук, прячем срез под низ.



На лице куклы формируем крест из тесьмы, узкой ленточки или ниток.
Сначала завязываем тесьму сзади.


Тесьму оборачиваем через голову. Конец тесьмы отрезаем. Концы тесьмы с двух сторон прячем под нить на шее.



К верхней части головы прикладываем, привязываем или пришиваем тесьму, это будет имитацией повойника.


Повязываем голову куклы красивым платком.


В центр квадратного лоскутка кладем комочек синтепона или ваты. В мешочек можно положить сухарик или крупу: гречку, рис, пшеницу. Это символ достатка.


Завязываем ниткой узелок для куклы.


К одной руке куклы привязываем ленточкой узелок, а к другой – маленькую свечку.


Нарядная кукла Пасха готова к празднику!

Пасхальная кукла это мощный оберег для Вашего дома. Обязательно сделайте себе такую куклу, она принесет Вам здоровье, чистоту мыслей, свет и процветание.
Такая кукла-оберег была необычайно прекрасным и дорогим подарком на светлый праздник. Куклу бережно хранили. С праздником всех.

Пасхальная голубка своими руками

Куренкова Софья, 9 лет, воспитанница объединения «Родная старина» МКОУ ДОД Аннинского ДДТ
Руководитель: Фролова Ольга Игоревна, педагог дополнительного образования МКОУ ДОД Аннинского ДДТ

Мастер класс предназначен для детей и увлечённых педагогов.
Русскую народную тряпичную куклу «Пасхальная голубка» наши предки изготавливали на Пасху и дарили друг другу как символ любви ко всему на земле. Эта куколка яркая, лёгкая и простая в исполнении.
Инструменты и материалы.


- ножницы;
- цветная нить;
- лента;
- синтепон;

Треугольник и круг из цветной ткани;
- квадрат 25 на 25 см. белой ткани.

Изготовление

1. На середину белого квадрата кладём комочек набивочного материала. Формируем голову, перевязав нитками на месте шеи.




2. Формируем ручку: расправляем лоскуток с головой по диагонали, на изнаночной стороне подгибаем ткань уголочком на 1-1,5 см от края. Образовавшиеся два уголочка сворачивают, как на самолётик. Получившийся уголок складываем пополам сгибом внутрь. Нитками перематываем уголок на расстоянии 1-1,5 см от угла – это ладошка. То же проделываем со второй ручкой.


3. Внутрь заготовки вкладываем набивочный материал и формируем грудь. На месте талии перевязываем красной ниткой.




4. Цветной круг складываем в 4 раза и срезаем уголок в центре.


5. В получившийся разрез протаскиваем до талии туловище через ножки.


6. Приматываем юбку цветной нитью снизу.
7. Переворачиваем куколку и расправляем юбку.


8. На голову завязываем ленту-повойник.


9. Сверху надеваем платочек.


Пасхальная голубка готова!

Пасха дарит море света,
Ощущение тепла.
И Пасхальная голубка
Так прекрасна и легка!

Елена Швецова

Кукла «Пасхальный голубок».

Открытое интегрированное занятие для воспитанников старшей группы и их родителей по изготовлению куклы «Пасхальный голубок» в рамках реализации проекта "Кукла моя изначальная".

Разработано:

Педагогом дополнительного образования Швецовой Еленой Николаевной.

Воспитателем Ерахтиной Натальей Михайловной.

Задачи. Научить мастерить птичку из цветной ткани способом перемычной набивки. Формировать трудовые навыки – складывание, набивка, плотное завязывание нити или шнурка. Продолжать знакомить с историей и традициями игрушечного ремесла.

Технологическая карта «Птица счастья» в наглядно-методическом пособии для средней группы.

1. Расстилаем платок, на середину кладем небольшой кусок набивки.

2. Складываем платок по диагонали как косынку.

3. Туго обматываем, чтобы получилась голова птички, и завязываем.

4. Берем большой кусок набивки и подкладываем внутрь, обматываем, чтобы получились туловище и хвостик.

5. Обматываем и завязываем крылышки.

6. Захватываем кусочек ткани на голове и туго обматываем, чтобы получился клюв.

Предварительная работа. Экскурсия в музей ДОУ и знакомство с народной игрушкой; беседа о старинных детских игрушках; создание дидактического альбома «Коллекция лоскутков» или дидактической игры «Лоскуток к лоскутку»; упражнения в шнуровании и завязывании.

Базовые умения и навыки.

1. Повязывание платка или косынки в мерке «на себя» и «на кукле».

2. Обматывание вещей, предметов, растений или отдельных частей чего-либо шнурком, лентой, веревочкой, тесьмой.

3. Завязывание шнурков на обуви, одежде (например, на куртке с кулиской, шапке) и дидактических игрушках.

Взаимодействие с семьей. Предложить родителям собрать вместе с детьми коллекцию лоскутков. Напомнить о необходимости упражнять детей в самостоятельном завязывании шнурков, шарфов, ленточек на куклах и т. д.

Материал, инструменты, оборудование. Для показа детям: две-три тряпичные птички, различных по величине, пропорциям, цветовому решению; технологическая карта «Птица счастья» в наглядно-методическом пособии для средней группы. Для каждого ребенка - квадратные лоскуты или цветные платки разного размера (на выбор, набивка (вата, поролон, пряжа, стружка, мягкая солома, трав и т. д., прочные нитки или шнурки для обмотки и завязывания.

Перед занятием воспитатель показывает детям красивый декоративный платок и спрашивает, для чего и как его можно использовать.

Желательно создать игровую ситуацию, показав сказочных героев, чтобы направить мысленные поиски детей в русло народной культуры и сказочное пространство.

Игра «Волшебный платок».

Сначала воспитатель помогает детям «найти» более очевидные способы употребления платка, связанные с реальным жизненным опытом: повязать платок на голову, укутать плечи, пойти с платочком танцевать, запеленать куколку или младенца, сделать юбку, фартук, накидку, плащ. Затем поощряет идеи воображаемые, – расстелить платок как скатерть-самобранку, использовать в качестве ковра-самолета, сложить в него пожитки и отправиться в путь-дорожку.

Воспитатель приглашает педагога по изодеятельности принять участие в игре и спрашивает его о том, что еще можно сделать из платка.

Педагог по ИЗО показывает детям две-три птицы, заранее изготовленные из декоративных платков или лоскутов (очень хорошо, если тряпичные птички различны по величине, пропорциям, цветовому решению). Дети догадываются, что эти необычные птицы тоже сделаны и платков. Педагог по ИЗО сообщает детям, что сегодня они сами будут мастерить таких птичек, и приглашает их занять рабочее место.

Воспитатель проводит с детьми физкультминутку-хоровод «Птичка».



Птичка прилетела,

На дорожку села.

Птичка клюет зернышки,

Птичка чистит перышки.

По дорожке снует,

Птичка песенку поет:

У меня есть голова,

Вот и крылышки – их два.

У меня есть глазки,

Клювик, когти, лапки,

Посмотри: вот хвостик мой.

Полечу-ка я домой!

(Выполнять движения в соответствии с текстом).

Педагог по ИЗО показывает и поясняет технологию изготовления тряпичной птички, выставляет технологическую карту «Птичка счастья», советует детям еще раз посмотреть и убедиться в том, что способ работ понятен.

Самостоятельная деятельность детей.

Дети под фонограмму «Шум леса» изготавливают тряпичную птичку.

Воспитатель предлагает детям размять пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Птенчики».


Приносила пташка птенчикам букашек.

Детки в гнездышке сидят, и, конечно, есть хотят.

Получается «гнездо».

Птенчики ждали, рты раскрывали, громко кричали.

Дети выбирают платки или лоскуты по своему желанию. Для набивки берут вату, синтепон, поролон, пряжу, солому, траву или другие мягкие материалы. Делят на две неравные части – на голову и туловище. Педагог по ИЗО помогает детям выбрать материал по их умениям и способностям. Малоопытным детям советует взять платочки или лоскуты большого размера, чтобы легче было завязывать.

Внимание: для тех детей, кто не умеет завязывать нитки или шнурки, на случай предотвращения неудачи можно приготовит круглые резинки. Если педагог не успеет вовремя прийти на помощь, дети смогут зафиксировать детали птички более простым способом. И в результате получат такую же птичку, как и у других детей.


После занятия.

Оформление выставки в виде оригинального Мобиле: к самой большой птице, укрепленной под потолком, подвешиваются на разном уровне маленькие птички.

Воспитатель дарит детям испеченные птички жаворонки и предлагает поиграть с детьми в игру «Птички».

Упражнение на дыхание «Птички».

Дети делают глубокий вдох через нос, сильно выдыхают воздух, произнося «ЧИК-ЧИРИК» и заставляя птичек на Мобиле «летать»).


Птичек можно подвесить на большую ветку, размещенную в групповой комнате или холле. Во время прогулки птички могут «гулять» и «летать» вместе с детьми или висеть на нижних веточках деревьев.

Воспитатель приглашает детей и всех гостей на чаепитие.


Интеграция с разными видами деятельности. Включение тряпичных птичек в подвижные и музыкальные игры, в сценарий музыкального праздника, посвященного приходу весны.

КУКЛА НА ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО и ПАСХАЛЬНАЯ КУКЛА.

ДВА МАСТЕР-КЛАССА.

Пасха – любимый и почитаемый всеми православный праздник, он всегда был по-весеннему ярким и долгожданным! Пасхальные празднества длились целую неделю, и люди, надевая лучшие одежды, шли в церковь, благословляли и прощали друг друга и, конечно, дарили подарки. Самым желанным и знаковым подарком в этот светлый праздник было яйцо – символ зарождения новой жизни и самой Пасхи. Яйца не только красили, но и расписывали, выводя прекрасные узоры. Вся пасхальная неделя была полна веселья и радости. Славили Иисуса Христа, и во всех православных храмах проводились священные литургии. Колокольный звон был слышен по всей округе, и каждый мог подняться на колокольню, чтобы позвонить в колокола. Завораживал и очищал души тот колокольный звон, давая каждому надежду на светлую жизнь.

Благодать на колокольне –
В тишь звонят колокола,
Зорькой ранней ветер вольный
Ластит Церкви купола.
Льётся ангельское пенье,
Серебрится гладь небес,
В день Христова Воскресенья –
Мир вам, люди! Бог воскрес!

Символом новых надежд и желаний, добра к близким и совсем
незнакомым людям были не только пасхальные яйца, куличи, но и
простые куколки, сделанные своими руками. Эти куклы дарились,
освещались в церкви и, конечно, украшали дом. В разных местах
проживания делали разными кукол, но смысл, заложенный в них,
был один – нести людям радость, оберегать семью, дом и благополучие.



Очень интересна и необычна кукла на пасхальное яйцо. Эта кукла
была хранительницей некого секрета, причем, радостного, празднично
– пасхального! Внутри куклы пряталось пасхальное яичко. Такой
подарок мы сегодня с вами постараемся сделать сами. Автор
Наталья Майданик. Для изготовления понадобится:
- ткань, отбеленная льняная или х/б белая для тела куклы в виде
прямоугольника для скручивания тела, размером 32х20 см и для
ручек размером 10х14 см; размер ткани подбираться по размеру
куклы и фактуры самой ткани, - вата или синтепон для головы,
нитки «ирис» красного цвета и, яйцо, которое вкладывается в куклу.
Кукла представляет собой скрутку и делается в традиционной технике изготовления народной куклы с небольшими дополнениями.



Последовательность действий:
1. Берем ткань для тела, скручиваем в столбик, чтобы сформировать
тело куклы и сделать более округлую форму головы, мы берем
небольшой комочек ваты, вкладываем в скрутку в районе головы,
а тогда уже перевязываем шею.



Причем свернуть тело (полученный столбик) нужно так, как
показано ниже, чтобы сформировать своеобразный карман для
нашего пасхального яичка. Внимательно смотрим фото!



Закрепляем подгиб ткани и еще раз туго закрепляем нитью вокруг
шеи, чтобы получить своеобразный карман. Скручиваем ручки из
второго подготовленного прямоугольника ткани, перевязываем ладошки и вкладываем полученную «конфетку» - ручки прямо под шею куклы.



Выделяем талию и не забываем про обережный красный крестик из
красных ниток на груди и, если хотите, на лице (как у куклы мотанка).
Тело куколки готово!



Вкладываем в образовавшийся карман (в районе предполагаемых ног
куклы) приготовленное яичко и проверяем, все ли хорошо получилось.
Если яичко не помещается или, вдруг, кармашек оказался велик, то в
районе шеи, где мы фиксировали основу, можно будет, размотав нить,
чуть прибавить или убавить длину тела и, соответственно, изменить величину кармана.
Вид сбоку и спереди:






Кукла почти готова. Остается только нарядить её в юбочку или сарафан и повязать платочек и фартучек. Я украсила куклу вышивкой в народном стиле и нарядила в красную (символично для Пасхи) юбку и платок.Вид сбоку (в одежде) и вид снизу, когда в куклу уже вложено пасхальное яйцо:









Кукла на пасхальное яйцо готова!

Второй МАСТЕР-КЛАСС.
Еще одна ПАСХАЛЬНАЯ КУКОЛКА.

Сразу после Масленицы разгульной пост Великий начинался, в ожидании самого почитаемого христианского праздника – Пасхи Красной! Готовились к Пасхе загодя. И Благовещение встречали – птичек на волю выпускали. Пекли из теста жаворонков весенних - всех угощали. Другие умельцы птичек из полена стругали, а кто – из тряпицы цветной без иголки да ножниц умел мастерить. Вот и праздник! Вот и Благовещение! И Вербное воскресенье не забывали – куколок Вербниц делали. А там и Пасха не за горами. А какой праздник без подарков? Кроме пасхальных куличей и яиц крашеных-расписных, готовили и другие подарки. Кто из дерева мастерил, кто ткал - вязал, кто кукол крутил. Всё для Пасхи, всё для радости. Главное условие в изготовлении пасхальных кукол: лицо и руки делались из красной ткани, символизирующей Пасху и Возрождение. Пасхальные куклы основаны на технике скручивания ткани в трубочку – закрутку (столбушку). В руки такой кукле вкладывали мешочек с подарками и веточку вербы – символа Пасхи и Вербного воскресенья. С вербой проводились обряды для здоровья, а куклы участвовали в этих обрядах. Когда вербу приносили домой, ею "для здоровья" ударяли каждого из домочадцев, а чаще всего детей. При этом приговаривали: "Не я бью - верба бьёт, верба хлест бьёт до слёз", "Верба красна, бей до слёз, будь здоров!". А стегая ребятишек, приговаривали: "Как вербочка растёт, так и ты расти!" Считалось также,что верба наделять здоровьем, энергией людей и скот, предохранять от заболеваний и очищать от нечистой силы.
Для изготовления Пасхальной куклы понадобится:
– лоскут льняной ткани (размер зависит от высоты куклы);
– ткань (квадрат) красного цвета для тела и платья куклы, тесьма красная или золотистая для украшения, веточка вербы (желательно);
– красная прочная льняная нить (ирис);
– немного ваты для формирования округлости головы и груди куклы.



Последовательность действий:
1. Туловище куклы – столбик (скрутка) – делается из лоскута льняной ткани. Внутрь самой скрутки можно вложить трубочку из газеты, мягкой бумаги или целлофана, тогда ткани на изготовление туловища понадобится меньше. Аккуратно обернув тканью полученный столбик (скрутку), перетянем его в трех местах нитью,выделяя шею, талию, ноги.



2. В квадрат красной ткани укладываем скрутку так, чтобы выделить голову (для формирования округлости головы подложим немного ваты), перетягиваем красной нитью – это будет шея.



3. По сторонам от головы, в виде вытянутых треугольников формируется основа для скручивания рук (рукавов платья) куклы.



4. Каждый треугольник ткани поочередно подгибается внутрь и
скручиваются руки куклы. Завязываются ладошки.



5. После формирования рук (рукавов) приподнимается передняя часть куска ткани и вкладывается вата (скаточка), чтобы выделить грудь куклы.



6. Ткань опускаем, перевязывая туго талию куклы. Основа куклы готова.



7. Остается украсить куклу. Одежда её может состоять из пышной юбки, передника, сарафана, кофты и т.д. Кукла должна быть подпоясана. Тон в одежде лучше подобрать темнее или светлее основы, чтобы кукла была более выразительна. Можно нарядить в кокошник, повязать платок и т.д. В руках – мешочек с пасхальным подарком и веточка вербы. Чтобы кукла была устойчива, можно к основе приклеить кружок из картона, обтянутый красной тканью.



Теплой весны Вам и светлой Пасхи!


В далекой древности календарный год восточных славян начинался с весны. Весна была такая долгожданная гостья, что встречали ее несколько раз. Цикл весенней обрядности разделялся на два важнейших периода. Первый, ранневесенний, начинался с Масленицы проводами зимы и кликанием весны, включал в себя период Великого Поста и продолжался до Пасхи. Второй,поздневесенний, завершался Троицей.

Сидоров В.М. Начало весны, 1999г.

Встреча весны и по сей день в некоторых русских деревнях связана с множеством обрядовых песен – закличек, подготовки и проведения пахоты и сева. Заклички Весенние заклички - заклинательные песни, сопровождавшие обряд кликанья весны. Подрробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4212.htm заключали в себе заклинательную функцию, должны были способствовать наступлению весны, приближению тепла и света, пробуждение природы и ее жизненных сил. Сроки наступления весны определялись по природным приметам – таянью снега, появлению первых проталин, вскрытию реки и началу ледохода, прилету птиц.


Куинджи А.И. Ранняя весна 1890-1895 гг.

После принятия Христианства весну стали закликать в определенные дни церковного календаря, получившие в связи с этим народные названия: на Евдокию - «плющиху» (14 марта), Герасима - «грачевника» (17 марта), Алексея «теплого» (30 марта), Благовещенье (7 апреля), но чаще всего – в Сороки, в день Сорока мучеников Севастийских (22 марта).Этот праздник совпадает с днем весеннего равноденствия.


Святых Сорок Мученников Севастийских

Ранние встречи весны всегда совпадают с Великим Постом Великий Пост в церкви представляется подготовкой к встрече праздника Пасхи, символизируя внутреннее духовное очищение и воскресение души верующего. Великий Пост состоит из Святой Четыредесятницы - 40 дней, посвященных памяти молитвенного поста Иисуса Христа во время его пребывания в пустыне, Лазаревой субботы (памяти воскрешения Христом Лазаря), Вербного воскресенья (Вход Господень в Иерусалим) и шести дней Страстной недели. Особое значение имели отдельные дни и недели Поста: Чистый понедельник на первой неделе, среда или четверг (Средокрестие) на четвертой, Крестопоклонной неделе, Вербное воскресенье, Чистый четверг на Страстной неделе. Обряды, приходившиеся на завершение поста, служили средством очищения и защиты окружающего пространства и человека от нечистой силы и знаменовали собой границу между периодом безвременья - Пост - и периодом возрождения и обновления жизни и природы - Пасха. Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4060.htm - семинедельным периодом воздержания, покаяния и молитвы в преддверии празднования Пасхи. Как только отшумело масленичное веселье, отзвенели колокольчики масленичных катаний, смолкли звонкие «масленские» песни, так и прекратились молодежные посиделки, гуляния, пение песен, игра на музыкальных инструментах ипотянулись долгие дни великого поста. В деревнях говели: постились, молились, по воскресениям ходили в сельский храм к исповеди и причастию. В большинстве русских сел строго соблюдался запрет на мирское пение в Великий Пост и единственным жанром музыкально – поэтического фольклора, который мог звучать в эти дни молитвы и покаяния, были духовные стихи или божественные песни, как их иногда называют в народе.

А как же весенние заклички? – спросите Вы.Весенние заклички не считались песнями,ведь их не пели, а кричали, гукали, кликали.Одни заклички отрывистые как щебетание первых пригревшихся птиц. Другие – напевные как течение талой воды, два голоса как переплетение холодных струй. В мелодиях преобладает восхождение. Строчки заканчиваются гуканием – высоким зовущим «Гу-у!». В некоторых песнях открытое подражание голосам птиц. Кричали заклички девушки и замужние женщины молодухи, в некоторых местах дети. Во время закличек старались забраться повыше, чтобы голос разносился подальше.


Духанина А. Русский Север. Закликание весны.

Приход весны старались изобразить. На Евдокию - «плющиху» в некоторых деревнях средней полосы России приходились первые весенние заклички, по этому случаю делали соломенного коня – символ Солнца – и прикрепляли под коньками крыш. У древних славян этот день был известен как Овсень Малый – бог труда. Поэтому существовала пословица: Пришли Евдокеи – мужику затеи: соху точить, борону чинить.


Соломенный конь. (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Праздник Герасима – Грачевника Праздник Герасима – Грачевника (17марта) по церковному календарю день памяти преподобного Герасима из Ликии (V век) и преподобного Герасима - первого Вологодского чудотворца (XII век). Подробнее см.здесь http://www.ethnomuseum.ru/section62/2092/2089/4216.htm в центральной России совпадал со временем прилета грачей - первого признака весны. В народе говорили: "Увидел грача - весну встречай". Чтобы ускорить наступление тепла, в день Герасима пекли из ржаного кислого теста птичек - "грачей". Если в этот день на пахоте находили грачиное перо, его пеленали в тряпочку, как куклу, и перетягивали поясом. Такой амулет носили за подкладкой шапки, считалось, что он обеспечит своему владельцу покровительство в сельскохозяйственных работах.

Соломенный конь и «ржаные грачи» встречаются не везде, зато повсеместно на весенние заклички выпекались птички – жаворонки. Считалось, что жаворонки первыми возвращаются из-за моря, ведя за собой сорок птиц, несущих весну на своих крыльях.


Белокрылые жаворонки

В Сороки, а на Русском Севере также на Благовещение, хозяйки обычно выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну:

Жаворонки, прилетите,
студену зиму унесите,
Теплу весну принесите:
Зима нам надоела,
Весь хлеб у нас поела!

«Жаворонков» развешивали и раскладывали на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов.

В эти же дни выпускали на свободу пойманных еще по осени птиц. А вместо них дома вешали специально сделанную тряпичную птичку, также тряпичных птиц развешивали на ветвях деревьев под весенние заклички. Из чего только не делали птиц на Руси! Из тряпочек, соломы, дерева, дранок (тонких щепочек), теста. Птичек украшали цветами, зернышками, перевязывали ленточками.

Птичка. Автор И.Гаркавенко

На Сороки и Благовещенье делались куклы – Мартинички маленькие нитяные куколки . Название они свое получили от марта месяца, в котором отмечались Сороки и Благовещенье. Мартиничков вязали парами : из белых ниток – символ уходящей зимы и из красных - символ весны и жаркого солнца.

Мартиничек девушки развешивали на деревьях, где их раскачивал весенний ветер, в иных местах дети привязывали их к длинным шестам вместе с жавороками. И размахивая шестами, они бегали по деревне и закликали весну:

«Запускание жаворонков»

Но хлеб, с которым призывали весну, не обязательно имел вид птицы, в некоторых местах весну угощали караваем или пирогами. Важная роль хлеба в обрядности встречи весны сохранилась с тех давних пор, когда он являлся жертвой - угощением земле, весне или стихиям (морозу), благодаря которой земледельцы надеялись заручиться поддержкой и благосклонностью высших сил.
Особую роль в весенних ритуалах играливода и огонь, как символы пробуждения и очищения природы, поэтому обряды, посвященные встрече весны, часто имели четкую локальную привязку: берега рек, озер, около источников - и сопровождались разжиганием костров.

Кульминацией цикла весенней обрядности были Пасхальные праздники.


Пимоненко Н. Пасха в Малороссии

От Пасхи или от календарно близкого к ней Егорьева дня Егорьев день - народное название церковного праздника в честь великомученика Георгия. День памяти святого празднуется дважды: зимний в декабре, весенний в мае. В народном представлении св.Георгий - змееборец, воин, хозяин земли и покровитель скота. В день «Весенненго Егория»первый раз выгоняли скот на пастбище; к нему приурочивали позднюю пахоту и яровой сев; посадку некоторых огородных культур; найм работников. Пограничный характер этой даты предопределил большое количество ритуальных действий, осуществляя которые, крестьяне старались заручиться поддержкой вышних сил на весь хозяйственный сезон. начинался второй период весенней обрядности. С этого момента начинается важнейший для русского крестьянина календарный период. С этого времени весна вступала в свои права. Чтобы помочь весне придти, земле пробудиться от зимнего сна, и усилить вегетацию всходов, начиная с Пасхальной недели, устраивались хороводы, качели, игры с пасхальными яйцами и тому подобное, превратившиеся в 19 веке в молодежные и детские развлечения.

За неделю до Пасхи делали куколку - Пасхальную голубку , часто их делали несколько и развешивали по избе, также обязательно вешали в красном углу. Голова и руки должны были быть обязательно из красного лоскута.


Пасхальная голубка. Автор И. Гаркавенко

Кликание весны в этот период происходило иначе, чем во время поста. Веснянки и заклички пелись девушками в хороводе во время пасхальных гуляний или в первое воскресенье после Пасхи на Красную горку Красная горка - первое воскресенье после Пасхи В православной традиции праздник посвящался воспоминанию явления Христа апостолу Фоме на восьмой день после воскресения. В народе со времен древней Руси был праздником начала весны - с кострами, девичьими хороводами, ярмарками невест, обрядами закликания весны. Считался преимущественно девичьим праздником. . Красная горка – это гуляния деревенской молодежи до утра с песнями и хороводами, встреча на горе первых лучей восходящего солнца, выбор невест. Сопровождавшие хоровод весенние лирические песни, изобиловали брачной тематикой, отличались приподнятым, радостным настроением.


Красная горка в селе Усть – Цильма

На пятидесятый день после Пасхи наступала Троица - великий праздник православного календаря, когда чествуется Святая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух.

Святая Троица

На Троицу наложился языческий праздник Семик или как его называли еще - Зеленые Святки. Он знаменовал окончание весны и предвестие лета и праздновался за три дня до Троицы, открывая комплекс Троицких празднеств. В русском поэтическом творчестве Троица обыкновенно выступала в паре с Семиком:

У нас в году два праздника:
Семик да Троица,
Ай, лилё, да лилё,
Семик да Троица

Зеленые Святки своей эстетикой, театрализованными постановками не уступают зимним Святкам, ибо они отражают тождественные явления - летний и зимний солнцеворот. Период зелёных святок был насыщен обрядовыми действиями, направленными на хозяйственную деятельность человека, и прежде всего на такие важные ее сферы, как земледелие и скотоводство.

А. Грачев. Семик, или Гулянья в Марьиной роще. 1845

Семицкий обрядовый комплекс был пронизан переходной символикой, ибо он отмечал переход весны к лету. Главная функциональная роль на Семик отводилась молодежи, социальный статус которой также определялся как переходный; подобное состояние молодежи, особенно девушек, сопоставимо с состоянием природы поздней весной - природы расцветающей, но еще не плодоносящей.

В народной традиции на Троицу славили цветущую растительность. Поэтомусимволом праздника, главным атрибутом многих обрядовых действий была береза. На растущих березах обычно " авивали" ветви,переплетая их друг с другом, с травой, цветами, лентами, полотенцами.

Вью, вью я венок!
Завивайся берёзонька
Вью, вью я венок!
Завивайся кудрявая
Вью, вью я венок!
Мы покумимся кумушка
Вью, вью я венок!
Поцелуемся голубушка
Вью, вью я венок!

В некоторых местах березы срубали накануне праздника, украшали, рядили в девичью или женскую одежду и вносили в поселения, в дома, совершали с ними обходы засеянных полей, лугов, деревень, изб.

На заключительном этапе празднования Троицы совершались проводные обряды: отпевание, потопление, сжигание троицкой березки.

Помимо этого повсеместно свежей зеленью украшали поселки, церкви, дома и хозяйственные постройки; а головы людей, а местами и животных венчали, как правило, зеленые венки.


Троицкие гуляния в Омской области

Рассмотрим подробнее обряды троицко - семицкого комплекса, которые связаны с изготовлением кукол - это крещение и похороны кукушки и похороны Костромы.

Крещение и похороны кукушки - девичий и женский обряд весенне-летнего цикла, представляющий собой вариант троицкого кумления. Кумление – это обычай установления особых отношений духовного родства между представительницами женского пола на определенное время. Основа кумления - клятвенное обещание дружбы и взаимопомощи, подкрепленное обменом поцелуями, подарками, личными вещами.

Обряд «кукушечка» относится к аграрно-магическим девичьим и женским обрядам. В центре этого обряда был ритуальный предмет, который так и назывался «кукушка» -травяная или тряпичная кукла в виде женской фигуры, реже птицы или украшенного деревца.

Кукушку в народе называли вдовушкой или беззаботной матерью, что бросила свое дитя, стала беспамятлива. «Кукушка кукует – горе вещует» - говорили так, когда слышали голос кукушки. А услышав впервые по весне ее кукование, крестились, дабы оградить себя от кукушкиной доли. Никакой деревенской девушке не хотелось кукушкиной участи – остаться без своего гнезда и мыкаться всю жизнь.


Чтобы избежать этого на Троицу ладили свою кукушку, птицу-куклу. В основе «кукушечки» обычно был растительный материал: трава "кукушкин цвет" («кукушкины слезы»); цветок ириса, ветви берез, солома. Количество используемых для изготовления "кукушки" травинок должно было быть четным. В ряде мест фигуру делали из пестрого платка, кусочков материи. Куклу обязательно обряжали в яркие лоскуты и кружево, в одежду, снятую с одной из девочек-участниц, в специально сшитое платье. Последнее соответствовало девичьему наряду, бытовавшему в данной местности, непременными элементами были крест и украшения - ленты, бусы, косники; цветовая гамма костюма - розово-красная.

Кукушечка (из книги «Русские обряды и традиции» Котова И.Н.)

Обряд сопровождался похоронным шествием, оплакиванием кукушки, кумлением девушек, гаданиями и ритуальной трапезой. Основными участницами обрядового действия были молодые девушки 10-16 лет, иногда к ним присоединялись женщины, бывшие замужем не более одного года и не имевшие детей, присутствие которых в некоторых традициях считалось обязательным. В образе кукушки,также как и в образе троицкой березки, видят одно из воплощений женского божества, которое наделяет женщин, обратившихся к нему, душами-зародышами будущих детей.

Руководила ходом обряда пожилая женщина, нередко вдова. Характерной чертой обряда было шествие девушек и молодок с наряженной кукушкой по деревне. Хождение сопровождалось песнями

Во время обхода деревни собирали деньги на трапезу или с каждого жителя по яичку. Также как и другие женские обряды троицко-семицкого цикла "крещение и похороны кукушки" сопровождались обязательной ритуальной трапезой с непременной яичницей, молодежными гуляньями. Повсеместно в них участвовали парни и мужчины.

В ходе шествия кукушку обычно переносили в лес, в поле, к реке, на кладбище. Там её «крестили», чтобы она не наделала бед в жизни деревенских девушек, чтобы не накуковала одиночества. При "крещении" на кукушку вешали крест, совершали над ней троекратное крестное знамение, сами кумились с ней, окунали ее в воду, наподобие омовения при христианском крещении. Затем кукушку прятали (хоронили) на скрещенных ветвях берез или в траве:

Кукушечка-рябушечка!
Окстись! Окстись!
На все стороны,
На Божий свет!
Окстись! Окстись!

Иногда копали ямку, устилали ее лоскутками и там закапывали кукушку с песнями:

По окончании весенних праздников девушки отправлялись "смотреть" кукушку. Ее снимали с дерева, выкапывали из земли, разряжали или укладывали ее на березовый венок и этот венок несли к реке, опускали в воду кукушку с прощальной песней:

Прощай, прощай, кукушечка,
Прощай, прощай, рябушечка,

До новых до берез,
До красной до зари
До новой до травы

Это и означало прекращение установленных в ходе кумления отношений.

Троицко – семицкие праздники завершал обряд проводов весны - похорон Костромы. В фольклорных текстах термин "весна" часто использовался как эпитет Костромы: весна – Кострома. В Саратовской губернии считали, чтов лице Костромы провожают весну:

"Костромушку да наряжали,
Девки весну провожали.
Пройдет весна, да Троица
Все забавы скроются".

Исследователи обряда связывают его с символикой весны, весеннего возрождение сил природы; с магическими ритуалами, направленными на получение урожая, гдеКострома представляет собой символ плодородия.

Кострому могли изображать парень или девушка, часто это было чучело.


Фото Нистратова В. Похороны Костромы

Делали его из связанного соломенного снопа, который и обряжали. Характерной чертой наряда Костромы, человека или куклы, было полное или частичное украшение его зеленью и цветами. Кострому - чучело или человека, лежащего неподвижно, - под пение песен с поклонами укладывали в "гроб" - на носилки, доску или в корыто - и несли к реке или в лес.


Гравюра, конец XVIII века

Шествие, как правило, представляло собой инсценированную похоронную процессию.Обряд завершался ритуальным разорением и потоплением соломенного чучела, насильственным купанием ряженых, изображавших Кострому, оставлением "гроба" с Костромой в лесу. Перед уничтожением с чучела обычно снимали предметы его убранства. Заключительная часть обрядового действа сопровождалась безудержным весельем, совместным купанием, играми.

Согласно народной традиции граница между весной и летом была очень зыбкая, однако жители деревни в большинстве своемсвязывали начало лета с приходом/окончанием Троицы. Во многих местах России к Троице заканчивались все весенние сельскохозяйственные работы. С завершением троицко - семицких праздников начиналась летняя тяжелая работа, от которой зависела вся судьба крестьянского рода на весь предстоящий год.

Задание для самостоятельной работы к теме Куклы весенних обрядов

Сейчас мы с вами будем делать весеннюю птичку. В каждой деревне делали птичек по - разному. И я предлагаю вам два варианта: традиционный и осовременненый. Вы можете сделать обе птички, а можете выбрать какую - то из них.

Вариант первый

1-3. Берем квадратный лоскут ткани 7- 9 см. Складываем сначала его треугольником. Затем кладем острым углом вниз, края загнем – получится ромб.

4-5. Еще раз загибаем углы ромба в центр. Складываем фигурку пополам.

6. Ниткой несколькими витками перематываем острый конец треугольника – вот и клювик птички. Нитку затягиваем, но не обрываем.

7. Расправляем ткань. Вкладываем внутрь небольшой кусочек ветоши (синтепона, ваты). Заранее его лучше сформировать в шарик. Обматываем и закрепляем петлей, нить не обрываем.

8. Распрямляем уголки ткани наружу – получается голова птички и расправленные крылья. Снова вкладываем внутрь ткани немного ветоши. Вот и тело птички.

9. Проводим нить вдоль тела птицы и обматываем двумя витками хвостик, после проходим к голове птички наискосок, проведя нить вдоль шеи, возвращаемся к хвосту - получается крест на спине птички. Нитью стягиваем каждое крыло. Для этого той же нитью ведем от хвоста вокруг крыла, обматывая его, проводим нить вдоль хвоста и обматываем второе крыло. Закрепляем петлей на хвосте. Вот и получилась у нас птичка!

(мастер – класс взят из книги Натальи Догаевой и Елены Берстеневой «Кукольный сундучок»)

Вариант второй. Современная версия

1. Возьмём квадрат ткани или салфетки со стороной от 10 до 20 см (чем меньше квадрат, тем меньше птичка), полоску ткани для крыльев шириной 4 см, крепкие нитки для перевязки и синтепона с напёрсток.

2. Складываем квадрат по диагонали и для оформления клюва птичке перевязываем уголок примерно 1 см. Нитку не отрываем - всё перевязываем одной ниткой.

3. Помещаем под клюв синтепон, округляем тканью и фиксируем голову.

4. Оформляем крыло, присобрав его к шее, фиксируем ниткой.

5. Полоску для крыльев сужаем к центру.

6. Края крыльев разрезаем и оформляем (лучше зигзаг-ножницами). При оформлении крыльев с углов закрепляем крестообразно через шею, или другой вариант: крылья закрепляем отдельно. Хвост также надрезаем.

7. Крылья привязываем и сверху скрепляем крестообразно с телом птички.

Если птичку поместить на уровне лица ребёнка, он сможет своим направленным дыханием (подуть) приводить птичку в движение и даже вращать её в разные стороны

Этот мастер-класс и фото - из блога Зои Пинигиной .

См.здесь http://pinigina.livejournal.com/65240.html