Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Период младенчества. До какого возраста ребенок считается грудным? Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) - Библиотека - Доктор Комаровский Грудные малыши

Впервые взяв своего новорожденного ребенка на руки, мир новоиспеченной мамы переворачивается с ног на голову. Этот крошечный комочек – настоящий человек в миниатюре, он еще так неумело открывает глазки и смотрит на мир вокруг. Бытует мнение, что в течение первых недель ребенок плохо видит и практически не слышит ничего вокруг. Насколько верно это утверждение, и когда грудничок начинает видеть и слышать после рождения, рассмотрим в нашей статье.

Умение видеть и слышать: когда проявляются способности малыша

Зрение новорожденного ребенка в первый месяц жизни претерпевает целый ряд изменений. Малыш рождается со зрением, называемым периферическим. Периферическое зрение дает возможность видеть те области, которые расположены по бокам от младенца. Постепенно ребенок овладевает способностью фокусировать свой взгляд на точке, расположенной по центру его поля зрения.

К концу первого месяца жизни зрение развивается до следующего уровня:

  • малыш способен останавливать свой взгляд на предметах, находящихся вблизи на расстоянии до 30 см;
  • родители могут заметить, что моментами глаза малыша будто “разбегаются”, время от времени ребенок может косить глазами;
  • младенец предпочитает рассматривать контрастные узоры, но больший интерес у него вызывают черно-белые картинки;
  • ребенок с удовольствием рассматривает человеческие лица.

Ребенок, которому от роду всего несколько дней, очень чувствителен к яркому свету. Его зрачки имеют очень маленький размер, это предусмотрено самой природой, – так внутрь глаза не проникает избыток световых лучей. По достижению двухнедельного возраста зрачки уже начинают постепенно расширяться. Это дает младенцу возможность воспринимать уже более широкий спектр света и теней.

Новорожденный ребенок видит окружающую его обстановку с определенными особенностями:

  • в первые недели после рождения грудничок еще не задерживает свой взгляд на предметах более чем на 5 секунд;
  • новорожденный может “скашивать” взгляд по той причине, что использование двух глаз одновременно – умение, которое постигается в течение ближайших 6 месяцев. Грудному ребенку на первых порах еще трудно контролировать свое зрение;
  • после 4 недель жизни малыши начинают видеть лучше и способны хорошо сфокусировать свой взгляд на ярком предмете, но лишь ненадолго, больше “скользя” глазами по его поверхности.

Сетчатка также ежедневно тренируется и развивается, и по мере “взросления” этой светочувствительной ткани улучшается способность ребенка определять более сложные узоры.

Особенности слуха у новорожденных

Первая проверка слуха у грудничка будет проведена еще в роддоме, сразу после появления на свет. Отвечаем на вопрос, когда начинают слышать новорожденные дети, – здоровый малыш начинает слышать голоса и звуки в первые дни своего рождения. Более того, детки не только слышат то, что их окружает, но и способны запоминать некоторые из звуков.

Интересный факт! Если во время беременности на последних сроках вы читали вслух сказки, то после рождения, услышав вновь именно эти истории, ребенок может “вспомнить” их, успокаиваясь и прислушиваясь к вашему голосу.

Развитие слуха грудного ребенка к концу первого месяца жизни:

  • слух младенца полностью развит;
  • малыш способен распознавать некоторые из звуков;
  • ребенок поворачивает голову в сторону знакомого голоса или источника звука.

В первый месяц жизни младенец будет прислушиваться к человеческим голосам с большим вниманием. Можно заметить, что если обратить к малышу свою речь, “агукать” с ним, он повернется к вам, чтобы вы были в его поле внимания и будет внимательно слушать ваш голос. Именно поэтому, задаваясь вопросом, через сколько дней дети начинают видеть и слышать, будьте уверены – грудной ребенок видит и слышит вас с самого рождения.

Любимые предметы – привлекаем взгляд крохи

Больше всего младенцу нравится разглядывать предметы, расположенные прямо перед ним на расстоянии 20-38 см. Это могут быть погремушки разных цветов, либо развешенные вдоль бортиков кроватки картинки. Чтобы наладить с грудничком контакт и помочь ему в умении фокусировать взгляд, можно практиковать простые и полезные упражнения.

  • Учим удерживать взгляд на предмете. Для развития данного умения нужно осторожно поворачивать голову малыша из стороны в сторону, при этом удерживая его взгляд обращенным на ваше лицо. Обязательно сопровождайте упражнение эмоциями – улыбкой, подмигиванием, напеванием.

На заметку! Данное упражнение можно проводить также с использованием игрушки. Покажите ребенку предмет яркого цвета (оранжевый, красный), и медленно перемещайте его влево-вправо или сверху вниз. Предмет должен быть довольно крупным по размеру. Игрушку держите на расстоянии, на котором ребенок может сфокусировать свой взгляд. Со временем движение предмета можно убыстрять и использовать более мелкие предметы для упражнения.

  • У детей 2-3 недель жизни лучше получается фокусировать взгляд на предметах в вертикальном положении. Почаще носите ребенка на руках, пусть даже в первое время вам будет казаться, что малыш ничего вокруг не рассматривает. Грудничку нужно время, чтобы он сосредоточился на предмете. Не торопясь, дайте младенцу время рассмотреть яркие предметы в обстановке.
  • Тренируйте зрение ребенка с помощью игрушек разных цветов, показывайте ему изображения простых лиц, яркие контрастные полосы, круги, клеточки. Органы зрения малыша развиваются очень быстро, и совсем скоро он сможет уловить разницу между красным, голубым и желтым цветами.

К концу первого месяца жизни ребенок сможет ненадолго фокусировать взгляд на предметах, удаленных от него на расстояние в 90 см. В это время самое время повесить над кроваткой весёлую подвеску или поющую карусель – они, несомненно, привлекут внимание малыша.

ГРУДНОЙ РЕБЁНОК, ребёнок с момента рождения и до конца 1-го года жизни. В этом возрасте выделяют также период новорождённости, который длится 3 недели (у недоношенных - четыре) и заканчивается исчезновением так называемых пограничных (транзиторных, адаптивных) состояний.

Характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и массы тела. Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см, масса тела - 3,0-3,5 кг. Рост здорового ребёнка увеличивается в течение 1-го года жизни на 25-30 см, а масса достигает 10 кг и более. Грудной период характеризуется постепенной адаптацией организма ребёнка к условиям окружающей среды, заключающейся в интенсивном росте и совершенствовании функций всех органов и систем. Температура тела у грудного ребенка на 0,3-0,4° выше, чем у взрослого человека.

Функциональная недостаточность желудочно-кишечного тракта делает грудного ребенка более предрасположенным к острым и хроническим расстройствам питания и пищеварения в результате нерационального вскармливания, воздействия инфекций и других факторов.

Особенности сосудистой системы и терморегуляции предопределяют так называемую термолабильность и возможность развития гипертермических реакций. Анатомо-физиологические особенности кожного покрова грудного ребенка определяют более выраженную активность течения инфекционных и аллергических заболеваний. Подкожно-жировая клетчатка у грудных детей интенсивно нарастает в течение всего этого периода.

В грудном возрасте нередко возникают диатезы.

Для грудного ребенка характерны пониженная возбудимость и быстрая утомляемость коры головного мозга; часто наблюдаются физиологическое косоглазие и нистагм. К концу 1-го месяца нистагм исчезает, движения глаз становятся координированными, ребёнок фиксирует яркие предметы.

С 7-8 недели ребёнок поворачивает голову или глаза на звук (резкий звук вызывает вздрагивание и мигание). Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м месяце жизни здоровый ребёнок достаточно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. В первые месяцы жизни грудные дети реагируют на сильные запахи. Постоянная и чёткая дифференцировка нескольких запахов возникает к 4-му месяцу жизни.

Окружность головы, при рождении составляющая 34-35 см, увеличивается к году до 47 см. Большой родничок у новорождённого может увеличиваться в размерах после рождения, но затем уменьшается и полностью закрывается к 9-18 мес. Малый родничок обычно закрывается к 3-4-му месяцу жизни.

Нормально развивающийся здоровый грудной ребенок в возрасте 2 месяцев следит глазами за двигающимся предметом, улыбается в ответ на улыбку, гулит, лёжа на животе, поднимает голову и приподнимает грудь; начинает удерживать предметы всей рукой. В 3 месяца он улавливает направление звука, переворачивается со спины на бок, свободно держит голову; тянет предметы в рот, забавляется с игрушками. В 4 месяца реагирует на незнакомое лицо; поворачивается со спины на живот, берёт и удерживает предметы. В 6 месяцев ребёнок переворачивается с живота на спину, сидит без поддержки, пытается ползать, поднимается на ноги при подтягивании за руки, делает первые попытки переступать, берёт предметы одной рукой, произносит слоги «ба», «ма» и т. п. В 7 месяцев он рассматривает своё изображение в зеркале, поднимает и тянет в рот бутылочку, ползает, самостоятельно сидит, встаёт на колени; появляются повторения слогов «ба-ба-ба», «ма-ма-ма» и т.д. В 9-10 месяцев поднимается и стоит без опоры; ходит с поддержкой, открывает и закрывает дверцы, берёт мелкие предметы двумя пальцами. С 10 месяцев произносит слова «мама», «баба», выполняет простые требования, понимает запрещение. К 1-му году жизни ребёнок обычно ходит без поддержки, произносит 8-12 слов.

Органы пищеварения грудного ребенка приспособлены главным образом к перевариванию молока. Полость рта относительно мала, язык велик и почти полностью заполняет её. Жевательные мышцы развиты хорошо, что облегчает ребёнку акт сосания. Отделение слюны околоушными, подчелюстными и подъязычными слюнными железами происходит рефлекторно под влиянием различных раздражителей. Количество слюны увеличивается в возрасте 3-6 месяцев. В 6-8 месяцев у детей появляются первые молочные зубы. К концу 1-го года жизни у ребёнка прорезаются 8 зубов. Ёмкость желудка у новорождённого составляет 30-35 мл, увеличиваясь к году до 250-300 мл. На секреторную активность желудочных желёз оказывает влияние характер вскармливания ребёнка. В первые часы (от 3 до 19) после рождения кишечник освобождается от первородного кала (мекония). У детей 1-го месяца опорожнение кишечника происходит 5-7 раз в сутки, со 2-го месяца реже - 3-6 раз, к году - 1-2 раза. Испражнения здорового грудного ребенка жёлтого цвета с кислым запахом (при искусственном вскармливании - более светлого цвета и с резким запахом).

Органы дыхания грудного ребенка несут повышенную нагрузку, так как потребность в кислороде у него больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в минуту у детей в возрасте от 2 недели до 3 месяцев - 40-45, от 4 до 6 месяцев - 35-40, от 7 до 12 месяцев - 30-35.

С момента рождения ребёнка прекращается плацентарное кровообращение, лёгкие расправляются и наполняются кровью, а зародышевые кровеносные пути (боталлов проток, овальное отверстие и остатки пупочных сосудов) закрываются. Пульс у детей при рождении около 120-140 ударов в минуту, в 6 месяцев - 130-135 и к году - 120-125.

Таким образом, к 12 месяцам жизни основные функциональные системы ребёнка являются достаточно зрелыми для обеспечения его нормальной жизнедеятельности.

Лит.: Анатомо-физиологические особенности детского возраста. М., 1960; Руководство по неонатологии / Ред. Г. В. Яцык. М., 2004; Физиология роста и развития детей и подростков: [В 2 т.]. 2-е изд. М., 2006.

Г. В. Яцык, А. А. Степанов.

Новорожденным считается младенец с минуты появления на свет до конца четвертой недели. С рождением ребенка возникает много трудностей, которые любящим родителям приятно решать. В самые первые дни молодые мама и папа обычно немного растеряны, хотя они готовились к появлению нового члена семьи: читали литературу по уходу за малышом, изучали все о новорождённых, интересовались психологией и воспитанием.

Развитие грудничка в первые недели и месяцы зависит от его доношенности или не доношенности. Основные параметры – рост и вес – зависят от возраста матери и отца, их состояния здоровья и условий жизни. Доношенный ребенок развивается в утробе матери 40 недель. Весят такие младенцы в норме от 3,2 до 3,5 кг, хотя разброс может быть достаточно большой – от 2,5 до 4,5 кг. Рост тоже колеблется от 47 до 54 см.

Сразу после рождения в организме ребенка происходит перестройка органов и их функций в связи с изменением среды обитания – от внутриутробной жизни, к жизни во внешнем мире. В первые несколько дней он может потерять от 5 до 8% веса. Это нормально, так как через неделю масса восстановится, и в течение первого месяца вес ребенка увеличится примерно на 0,7 кг.

В течение первых недель температура нестабильна и зависит от обстановки. Поэтому необходимо строго следить и поддерживать комфортные условия для малыша, чтобы ему не было жарко или холодно. В первый день может быть легкое вздрагивание и тремор рук и ног, которые быстро проходят. Малыши прекрасно реагируют на источники яркого света и громкого звука. У них уже развиты чувство обоняния и слух. Временами может быть снижен мышечный тонус и угнетены отдельные рефлексы. Это зависит от того, какими были роды. Через несколько дней все приходит в норму.

Строение тела младенца

Поначалу у младенца сохраняется та поза, которая была в утробе матери. Тело малыша выглядит пухлым за счет равномерно расположенного подкожного жирового слоя и слабо развитой мускулатуры. Руки и ноги равны по длине и гораздо короче туловища. У позвоночника пока еще нет физиологических изгибов, он не выгибается, а ребра прикрепляются к нему под прямым углом, грудная клетка по форме напоминает бочку. Открыт родничок между косточками лба и темени.

Дышит новорождённый неравномерно: не слишком часто и неглубоко. Нормальный пульс от 120 до 140 ударов повышается, когда малыш кричит.

Расположенный горизонтально желудок пока маленький, а для кишечника характерно недоразвитие нервных окончаний, нежная слизистая оболочка, большое количество кровеносных капилляров, нехватка кишечных желез. Стенки кишечника обладают высокой проницаемостью. В полости рта недостает слюны, а слизистая оболочка полости рта плохо защищена. Зато уже есть все обязательные для пищеварения ферменты. С первых часов желудочно-кишечный тракт и дыхательная система малыша заселяются необходимыми микроорганизмами.

Нормальный стул новорожденного ребенка устанавливается к 5-му или 6-му дню жизни. Первые 2 дня малыш мочится несколько раз, затем увеличивает суточное количество мочеиспусканий до 20 раз.

Огромное значение для поддержания функций организма младенца имеет баланс воды. Из воды состоит большая часть его тела, но равновесие непрочное и легко нарушается. Ребенку в сутки требуется около 180 г воды на 1 кг веса, которую он получает из материнского молока.

Различные отделы нервной системы младенца развиты по-разному, но в основном все готовы функционировать. Зрительные и слуховые анализаторы сформированы гораздо лучше, чем двигательные. Уже на первых днях жизни младенец умеет останавливать взгляд на ярком пятне, на лице матери. Он прислушивается к звукам и даже издает отдельные слабые звуки.

Двигается младенец нескоординированно, потягивается. Руки и ноги беспорядочно перемещаются, целиком не могут выпрямиться. Пальцы сжимает в кулачки.

Сколько должен весить младенец

Чтобы ребенок с первых дней полноценно развивался, следует учитывать многие факторы, а важнейшим из них является вес. Если вес изменился даже на 100 г в одну или другую сторону, – это показатель, что есть нарушение здоровья.

Прибавление веса ребенка до его рождения зависит от рациона и образа жизни матери. Если новорожденный весит больше или меньше нормы (3,2 – 3,5 кг), то это может означать сбой в его здоровье. Лишний вес сигнализирует о возможном сахарном диабете. А при недостатке веса есть вероятность, что у младенца слабый иммунитет или недостатки развития. Большую роль при определении фактора веса играет наследственная предрасположенность. Если родители и другие детки в семье крупные, то рождение малыша с весом выше нормы естественно, и не должно вызывать тревогу.

Осмотр доктора-неонатолога

В роддоме ежедневно врач-неонатолог проводит осмотр малыша. Чтобы удостовериться, что у младенца нет проблем со здоровьем, а развитие его организма соответствует норме, доктор должен осмотреть у карапуза каждый миллиметр тела.

  • Врач фиксирует внимание на позе ребенка, на цвете его кожных покровов, на интонациях голоса. Его интересует, как тот краснеет или кряхтит. Затем, тщательно ощупывая голову, изучает родничок и швы между косточками.
  • При осмотре рта доктор должен исключить незаращение нёба, имея которое, малыш поперхнется или захлебнется в процессе кормления.
  • Неонатолог проводит рукой по ключицам, проверяя, нет ли у младенца перелома. Вовремя обнаруженная травма, полученная в процессе родов, фиксируется повязкой и быстро лечится.
  • Врач проверяет грудную клетку, ручки и ножки. Он должен убедиться, что нет вывиха тазобедренного сустава или косолапости.
  • При осмотре половых органов проверяются яички и анус, спрашивает, какает ли малыш.
  • Доктор проверяет сердечную деятельность и работу легких.
  • Прощупывая живот младенца, определяет объем печени и селезенки.

Важно также изучить мышечное возбуждение и физиологические реакции.

Своевременно выявленные недостатки гораздо легче поддаются лечению.

Надо ли пеленать новорожденного ребенка

Пеленание малыша в настоящее время вызывает множество споров среди родителей и докторов. Есть большое количество доводов за и против. Многие считают, что это полезно для младенца, другим пеленки усложняют уход. Только сами родители решают этот вопрос для себя положительно или отрицательно.

Обычай заворачивать грудничков в первые месяцы жизни появился давно и сохранился до сих пор у многих народов, особенно в холодных местностях. В старину это выручало семьи из-за отсутствия детской одежды.

Доводы родителей за пеленки:

  • Пеленание способствует приспособлению младенцев к окружающему миру.
  • Ребенок ощущает себя защищенным, будучи укутанным в полотно, быстрее успокаивается и засыпает.

Доводы против:

  • Пеленание снижает моторику ребенка, что служит причиной запаздывания в развитии двигательных навыков: такие детки позднее начинают самостоятельно передвигаться и вставать на ноги. Однако они быстро настигают в развитии своих сверстников.
  • Если туго пеленать ребенка, то может нарушиться кровоснабжение.
  • Малыши сами неодобрительно воспринимают пеленки.
  • Для этой процедуры требуется определенная сноровка: не у всех родителей сразу получается.
  • Привыкшему к пеленкам малышу через некоторое время сложно будет отвыкать от них.

Заменой пеленания некоторые считают использование слинга. В нем ребенок чувствует себя в положении «колыбелька», как в пеленках, и успокаивается.

Традиции ухода за новорожденными выработаны веками, поэтому практиковавшееся в старину пеленание окружает огромное количество мифов. Например, считается, что у выросшего без пеленок малыша будут кривые ножки и спинка. Это утверждение не соответствует истине, напротив, тугое пеленание может привести к искривлению тазобедренных суставов. Необходимо помнить, что при пеленании нельзя выпрямлять ребенку ноги.

Следующий миф утверждает, что без пеленок младенец беспорядочно дрыгает ногами, руками, и может нанести себе какие-нибудь повреждения. Если своевременно стричь ноготки, а еще лучше, надевать на руки специально сшитые варежки, неприятностей можно избежать.

Вскармливание грудного младенца

Вскармливание новорожденного обеспечивает его организм полезными веществами, необходимыми для роста и правильного развития. Кормят обычно женским грудным молочком или его заместителями − молоком животного происхождения, или сухими смесями. Пищеварительная система младенца пока несовершенна, и умеет усваивать исключительно жидкие субстанции.

По тому, сколько младенец получает женского молока, можно выделить 3 вида кормления:

  • грудное (полностью женское молоко),
  • искусственное (только молочные смеси),
  • смешанное (материнское молоко и смеси).

Современные ученые утверждают, что предпочтительно для ребенка грудное вскармливание. Хотя реклама детского питания гарантирует его пользу и высокое качество, но ни одна смесь пока не может повторить по содержанию женское грудное молоко. Наиболее высококачественное детское питание, разработанное безупречными производителями, включает в себя около 40 полезных элементов, а в женском молоке их содержится больше 400. Вскармливание сухими смесями лишает младенца самых важных веществ, которые только из материнского молока он может получить, – гормоны, побуждающие развиваться желудок, кишечник, нервную систему.

В некоторых случаях есть смысл перевода ребенка на кормление смесями. Серьезной причиной является заболевание матери, вынужденной принимать препараты, вредные для ребенка, а также расстройство гормонального фона, из-за которого перестает вырабатываться молоко. В таких случаях замена вида вскармливания оправдана.

Не являются серьезными причинами для замены натурального молока на искусственное:

  • детские колики;
  • усиленное образование газов (можно устранить другими способами);
  • если младенец икает;
  • жидкий стул или долгое отсутствие его;
  • малыш плохо набирает вес (маме кажется, что у нее не хватает молока);
  • недомогания мамы, связанные с простудными заболеваниями.

В наше время созданы лекарственные препараты от простуды, которые разрешается принимать кормящим. Заразить ребенка практически невозможно, ведь он приобретает иммунитет вместе с молоком матери.

Не следует торопиться с решением ввести прикорм, лучше посоветоваться с теми, кто разбирается. Есть средства для усиления лактации, применяя которые, можно продлить получение ребенком полезных веществ, содержащихся в грудном молоке. Все ведущие специалисты единодушно признают грудное вскармливание наиболее подходящим и полностью соответствующим потребностям младенцев.

Преимущества грудного вскармливания:

  • Ученые утверждают, что новорожденные дети, получавшие грудное молоко, имеют коэффициент интеллекта выше, чем находившиеся на искусственном кормлении.
  • В момент кормления малыш контактирует с мамой, что тоже стимулирует развитие его мозга.
  • Кормление грудью не только насыщает ребенка, но и удовлетворяет его эмоциональные потребности в общении с близким человеком. Такие дети реже вступают в конфликты с родней, легче понимают родителей, лучше общаются в группе, приспосабливаются к социуму.
  • У мамы при кормлении грудью уменьшается риск заболеть раком яичников или раком молочной железы.
  • Способствует борьбе с послеродовой депрессией, стабилизируя гормональный фон женщины.
  • Служит естественным контрацептивом (при грудном кормлении вероятность забеременеть очень мала).

Искусственное вскармливание грудного ребенка

Если нет молока у матери и невозможно найти кормилицу, не следует выбирать козье или коровье молоко. Лучше перейти на адаптированные молочные смеси, которые легче усваиваются грудничком. Желательно начинать их использование, начиная с полугодовалого возраста.

При выборе адаптированной смеси для малыша, учитывается возраст, указанный на упаковке, а также дополнительные качества продукта, например, отсутствие лактозы или содержание пробиотиков, улучшающих работу кишечника. По этому поводу необходима консультация с педиатром.

Гигиена новорожденного

Младенец имеет очень чувствительную кожу, требующую скрупулезной заботы. Она должна непрерывно оставаться сухой и опрятной. Необходимо менять подгузники после каждого сна, кормления или проверять, если малыш беспокоится. Рекомендуется использовать подгузники высокого качества, которые отлично впитывают влагу, чтобы попка младенца не ощущала сырости, а всегда была сухой.

В первые недели советуют очищать кожу с помощью влажных салфеток, на упаковке которых обязательно должно быть помечено, что они предназначены для чувствительной кожи. Необходимо каждый раз проверять все складочки: они тоже должны всегда быть сухими и чистыми.

Следует аккуратно обрабатывать пупок новорожденного так, как научили в роддоме. В течение первых дней после выписки, нет необходимости ежедневно купать младенца. Достаточно раз в 3 дня ненадолго бережно окунать его в воду и слегка поливать водой, используя для этого собственную руку. Заменить купание на первых порах может протирание отдельных частей тела малыша мягкой влажной салфеткой или ваткой. Чистый младенец будет чувствовать себя комфортно и меньше капризничать. Многие дети после купания спят гораздо лучше и меньше беспокоят маму.

Особенности гигиены новорожденной девочки заключаются в том, что подмывание проводится только под слабой струей воды, слегка раскрывая при этом большие половые губы, чтобы избежать скопления в них остатков кала и мочи.

Упражнения для грудничков

Гимнастика для новорожденных, если она правильно подобрана и соответствует возрасту и индивидуальности, может положительно повлиять на развитие многих органов и систем организма ребенка. Двигательная активность малыша, разнообразие его движений, создают благоприятные условия для правильного развития даже головного мозга за счет улучшения тока крови, ускорения обменных процессов и углубленного дыхания.

Физические упражнения оказывают благотворное влияние на аппетит и сон ребенка. Во время зарядки усиливается приток крови к мышцам и косточкам, что ускоряет их рост.

Чтобы не нанести вред маленькому человеку, у которого еще не сформированы мышцы, кости, связки довольно нежные и хрупкие, надо учитывать его возрастные и индивидуальные особенности. Первые упражнения обычно показывает доктор.

Выполнять зарядку следует ежедневно в одно и то же время, тогда младенец быстро привыкнет к режиму. Приступать к гимнастике следует, если ребенок сыт, спокоен, у него хорошее настроение. Нежелательно делать ее сразу после кормления, чтобы избежать срыгивания.

Польза от зарядки увеличится, если ребенка полностью раздеть. Однако помещение должно быть теплым и проветренным, а летом можно это делать на свежем воздухе.

Чтобы только что родившийся малыш рос и развивался в комфортных условиях, необходимо соблюдать правила ухода за ним. Тогда жизнь с новым членом семьи будет в радость.

В этой статье:

Первый год жизни ребенка называют грудным возрастом. Это связано с тем, что на протяжении данного времени ребенок обычно находится на грудном вскармливании. Кроме того, первый год – время стремительного роста и физического развития малыша. Только за первые шесть месяцев кроха удваивает свой вес, а за год увеличивается в полтора раза!

Именно поэтому развитие грудного ребенка требует предельного внимания со стороны родителей и специалистов. И если последние досконально знакомы с нормами и отклонениями в развитии, то первые чаще имеют мало информации по данному вопросу. Попробуем это исправить. Каждой маме следует знать, как должен развиваться ее ребенок!

Физическое развитие грудничка

Грудной младенец имеет особенно интенсивный обмен веществ. Данная активность способствует высокому темпу физического развития малыша. Это притом, что у грудничков сформировались еще не все системы, принимающие участие в обмене веществ. К ним относятся нервная, сердечно-сосудистая, дыхательная, выделительная и пищеварительная системы.

В связи с этим маленькие дети нуждаются в
оптимальном уходе, учитывающем их физиологические возможности. Новорожденные плохо защищены от инфекций, так как у них еще не выработался иммунитет к инфекционным заболеваниям. Необходимо оберегать детей грудного возраста от контактов с больными и регулярно делать им профилактические прививки.

За год ребенок не только увеличивается в росте и весе, но и начинает говорить, ходить, обзаводится зубами, переходит на новую пищу. Все это отражается на психике малыша. Чтобы все процессы прошли беспроблемно, необходимо правильно организовать внешнюю среду, взаимоотношения с близкими людьми, а также уход.

Улучшить обмен
веществ может калорийное питание. Однако пищеварительная система грудничка не отличается зрелостью, а ферментный аппарат – активностью, что еще раз подтверждает необходимость кормления грудью.

Пищеварительный аппарат вследствие своего несовершенства становится слабым местом детского организма, способствуя регулярным расстройствам пищеварения и стула, которые могут появиться даже после малейших нарушений вскармливания, а также из-за простого ОРЗ или аллергии на ряд продуктов.

Развитие рефлексов

Жизнедеятельность новорожденного малыша осуществляется посредством безусловных рефлексов, а грудничка – условных рефлексов. Самыми первыми вырабатываются рефлексы на звуки и изменение пространственного положения, позже – тактильные и зрительные. Спустя небольшой промежуток времени ребенок начинает поворачивать головку, а потом всем телом тянуться к источнику звука или новому предмету.

Условно-рефлекторные связи напрямую связаны с функциональным созреванием коры головного мозга, а нервная
деятельность – с факторами внешней среды, преимущественно с поведением родителей. То есть нервная система малыша развивается тем быстрее, чем больше внимания от родителей получает ребенок. Маме и папе рекомендуется не только разговаривать с крошкой, а еще петь песни, держать его на руках, ходить по помещению, выполнять гимнастику и массажик, играть в пальчиковые игры и погремушками.

Общение – самый мощный стимул для развития малыша. Известно, что дети из домов ребенка, лишенные эмоционального контакта с родными, развиваются хуже сверстников, живущих в семьях.

Развитие грудничка в первые месяцы жизни

В течение первых месяцев после рождения наблюдается прогрессирующее созревание центральной и периферической нервной системы малыша. Быстро развивается и растет скелетная мускулатура, вместе с тем увеличивается и двигательная активность ребенка, что приводит к ускоренному физическому и умственному развитию.

В этом возрасте
ребенка нельзя ограничивать в движении, которое непосредственно влияет на развитие. Тугое пеленание – это один из главных ограничителей, как, впрочем, и тесная одежда.

Грудничок нуждается в движении, являющемся проявлением его жизнедеятельности и развития. Всего несколько месяцев отделяет малыша от хаотичных и неосознанных движений до поддерживающих определенную позу и обеспечивающих передвижение в пространстве.

Первый день рождения большинство деток отмечают, твердо стоя на ногах. На то, как быстро и уверенно кроха встанет на ножки, большое влияние имеет деятельность коры головного мозга, связанная с общением с людьми. Так что, дорогие родители, старайтесь общаться с малюткой как можно больше и того же требуйте от бабушек и дедушек. Причем общение не должно строиться на сюсюканье. Ваш сын или дочь – это настоящий человек, пусть и маленький. Разговаривайте с ним соответствующим образом!

Головной мозг
новорожденного очень мал, но вот его кровоснабжение достаточно велико, и именно оно обеспечивает быстрый рост мозговой ткани, регулярно насыщая ее кислородом. В течение первого года жизни вес мозга увеличивается более чем в два раза. При этом в мозговой ткани содержится много жидкости, чего не стоит бояться, а стоит, наоборот, успокоиться, поняв, что склонность к судорожным состояниям связана именно с этим фактом.

В 2-3 месяца новорожденный может рассматривать игрушки, следить за яркими движущимися предметами, поднимать грудь и голову, лежа на животе, моргать при быстром приближении предмета, имитировать мимику взрослых, самостоятельно поворачиваться на бок и переворачиваться со спины на живот и обратно, улыбаться.

Развитие ребенка в 4-5 месяцев

С четырех месяцев ребенок может недолго сидеть без посторонней помощи, легко переворачиваться и хорошо держать голову. Висящие над головой игрушки он уже не просто рассматривает, а хватает ручками и тянет к себе, ощупывая, стуча, пробуя на вкус.
Также у малыша начинает развиваться речь – пока с громких «разговоров» в виде несвязного лепета, который постепенно перейдет в слоги, а со временем и в слова.

К пяти месяцам кроха начинает различать синий, зеленый и красный цвета. Чадо начинает пробовать самостоятельно садиться, а также стоять при помощи родителей. Движения рук и ног становятся все более координированными. Малыш перестает промахиваться, начинает долго держать в руках игрушки, подражать звукам и певуче гулить.

Развитие малыша в 6-8 месяцев

С полугода ребенок самостоятельно сидит, поднимается на локтях, ползает, ест из ложки, берет пищу губами. С восьми месяцев у малыша
появляется желание ходить, что он регулярно пробует делать. Именно поэтому родителям следует быть очень внимательными, чтобы кроха ненароком не упал и не ушибся.

В это же время ребенок радует родителей ладушками, которые «были у бабушки», активно повторяет любые другие движения руками. Кроха самостоятельно ест хлеб, печенье, пьет из бутылочки или поилки.

Ребенок в 9-12 месяцев

В 9-10 месяцев многие детки уже не просто уверенно стоят на ногах, но и начинают ходить. Сначала со взрослыми и при помощи всяческих приспособлений, а потом и самостоятельно. Кроме того, малышам нравится выполнять ритмичные приседания, удерживаясь за диван, журнальный столик или стул.

Обогащается мимика, жестикуляция ребенка, повышается стремление во всем копировать окружающих. Игры приобретают смысл, показывая наличие развивающегося интеллекта. У малыша появляется желание в игровой форме решать трудные ситуации и задачи, например складывать кубики в сортер, вкладывать стержень в кольца от пирамидки.

В год дети прекрасно ходят, держат чашку и начинают говорить первые слова. К этому времени самое сложное остается позади, а интересное – впереди. Родителям годовалого малыша предстоит узнать и научиться очень многому и приятному. Чего мы им и желаем!

- период новорождённости.

Со 2-го месяца начинается второй период жизни - период , продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.

Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 сантиметров. Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см. Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см. Во вторую четверть года рост увеличивается на 2 - 2,5 см в месяц, в третью - на 2 см и в четвёртую - на 1,5 сантиметров. Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-го месяца жизни масса ребёнка увеличивается на 600 - 700 грамм, на 2-м месяце - на 800 - 1000 г. Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы - 600 г, для 2-го - 500 г. К 5 - 6 мес Г. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

У Г. р. (особенно в зимнее время) в возрасте 2 - 3 мес может развиться