Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

План – конспект урока «Такие разные праздники. Конспект урока "семейные праздники" Что значит разговляться

(2мин)

Цели:

Мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания

эмоциональной обстановки.

1. Ситуация.

По электронной почте пришло письмо на английском языке от американских школьников. Прочитайте и переведите фрагмент этого письма.

(Фрагмент письма на английском языке на экране.)

Здравствуйте ребята!

Хочется больше познакомиться с вашей страной.

Расскажите о государственных символах России.

Вы готовы ответить на вопрос американских детей?

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельностимин)

Цели:

Актуализировать учебные знания и умения, необходимые для восприятия

нового материала.

1. Ответы детей (дом. задание).

Кто ответит на этот вопрос?

(Ученик отвечает у доски показывая символы РФ на экране.)

Как выглядит ваш флаг?

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что изображено на гербе России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий вопрос.)

Что можете рассказать о гимне России?

(Ответ ученика и оценка остальными детьми.)

(Следующий слайд. Ученик читает и переводит следующий текст.)

праздник. А какие еще праздники есть у вас? Спасибо. Ждем ответа.

3. Постановка проблемы. (3 мин)

Цели:

Организовать коммуникативное воздействие, в ходе которого выявляются задачи урока.

1. Как вы думаете, чем займемся на уроке?

Найдем значение слова праздник.

2. Работа со словарем Ожегова.

3. - Какие праздники знаете?

Как отмечаете этот праздник?

Как называются такие праздники? Ваши предположения.

Где можем найти точную информацию об этом?

4. Проектирование и фиксация новых знании. (7 мин)

Цели:

Сформировать представление о праздниках в России, их различиях и особенностях.

1. Первичное чтение детьми по цепочке.

Обратимся к учебнику стр.175.

5. Первичное закрепление. (7 мин)

Цели:

Зафиксировать первичные знания учащихся по теме.

1. Беседа.

Какие еще есть группы праздников?

Почему они так называются?

Теперь я вижу, что вы готовы ответить американским детям. Но ответы я предлагаю вам приготовить красочные. Создать свои странички по каждой группе праздников. У меня уже есть начало, а вы сделаете продолжение. Все необходимое есть у вас в конвертах и даже лишнее. Будьте внимательны. Приготовьте защиту своей странички.

6. Самоконтроль с самопроверкой по эталону. (8 мин)

Цели:

Проверить знания детей по новой теме, их умения группировать по общему признаку.

1. Работа в группах.

Группа «Семейные праздники».

Группа «Народные праздники».

Группа «Профессиональные праздники».

Группа «Государственные праздники».

2. Кто готов к защите своей странички?

3. Защита своих работ.

7. Реализация построенного проекта. (5 мин)

Цели:

Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

1. Объединение работ в один проект.

2. Просмотр готового проекта.

Ребята, мы в проекте упустили один очень любимый детьми праздник. Какой?

К какой группе можно отнести Новый год?

Это праздник всенародный. Его празднуют все народы и в Африке, и в Америке, и в Европейских странах. А как можете узнать дополнительно по желанию.

8. Рефлексия учебной деятельности. (3 мин)

Цели:

Оценивать результаты учебной деятельности.

Согласовать домашнее задание.

Логузов Сергей Александрович

учитель истории

ГБОУ СОШНО № 388 г. Москвы

Тема: «Государственные праздники Российской Федерации».

Цель занятия:

Формирование гражданского мировоззрения учащихся через обращение к памятным датам государства Российского, к государственным праздникам, посвященным Конституции РФ, символике РФ;

Патриотическое воспитание на основе изучения исторического прошлого России, яркие страницы которого отразились в государственных праздниках;

Основные понятия: праздник, государственный праздник, государственная символика, дни памяти, дни воинской славы.

План занятия:

I . Понятие «государственный праздник».

II . Памятные даты России.

III . Дни воинской славы.

IV . Дни памяти.

Фронтальная беседа:

1.что означает понятие «праздник»?

2.какие праздники вы знаете?

3.чем они отличаются друг от друга?

4.какие праздники являются любимыми?

I . Само слово «праздник» выражает упразднение, свободу от будничных трудов, соединенную с весельем и радостью. Праздник – есть свободное время. Праздник – день торжества, установленный в четь или в память кого-нибудь, чего-нибудь.

Праздник является особым элементом в структуре социального времени. Главная функция праздника – социокультурная интеграция той или иной общности людей. Разные праздники осуществляют разные виды интеграции.

Типология праздника разнообразна: народные (национальные); религиозные, профессиональные, международные, государственные.

Цель государственных праздников – сплочение граждан вокруг официальных лидеров на фоне знаменательных дат, событий; деть возможность почувствовать себя частицей общности «народ»; ощутить сопричастность к важным историческим вехам. Для праздников характерна обрядность.

Обряд – знаменательное действие, принятый способ совершения торжественных действий.

Какие современные обряды вы знаете? (свадебный обряд, посвящение в студенты, торжественная присяга воина)

Для государственных праздников, существующих в России сегодня характерно сочетание тех, которые остались в наследство от предыдущих периодов и новых, вызванных в жизни обретением страной суверенитета и изменением общественно-политического строя. Это восемь национальных праздников:

День независимости России – один из самых «молодых» государственных праздников в стране. В 1994 году первый президент России Б.Н. Ельцин своим Указом придает 12 июня государственное значение – День принятия декларации о государственном суверенитете России. Сам документ был подписан четырьмя годами ранее на первом съезде народных депутатов РСФСР, в условиях, когда бывшие республики советского союза одна за другой становились независимыми. Именно 12 июня страна обрела первого всенародно избранного президента.

4 ноября – День народного единства. В ноябре 1612 года бойцы народного ополчения под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского освободили Москву от поляков. В конце февраля 1613 года Земский собор избрал новым царем Михаила Романовича, первого русского царя династии Романовых.

Согласно православному церковному календарю, в этот день отмечается «Празднование Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляк (в 1612 года)».

Что вы знаете о Дне защитника Отечества, дне Победы?

Почему эти дни особо чтимы?

II .Памятные даты России.

Памятные даты – это официально установленные памятные даты, которые отмечены в истории России.

Федеральным законом от 29 ноября 2010 года №320-ФЗ ст. 1.1 установлены следующие памятные даты:

15 февраля – день памяти о россиянах, исполнявших служебный долг за пределами Отечества (15 февраля – годовщина вывода советских войск из Афганистана).

12 апреля – день космонавтики (12 апреля 1961 полет первого человека в космос Ю.А. Гагарина, 108 мин. на орбите).

22 июня – день памяти и скорби. Начало Великой Отечественной войны – 22 июня 1941 года.

29 июня – день партизана и подпольщика (партизанское движение внесло огромный вклад в Великую Победу в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. Огромную роль сыграли партизанские отряды в разгроме войск Наполеона в 1812 году).

28 июля – Крещение Руси (988 год князь Владимир крестил Русь. Киевская Русь вошла в европейскую христианскую цивилизацию).

22 августа – день государственного флага РФ (праздник был учрежден на основании Указа президента РВ в 1994г. В 1991 22 августа правительство только что созданного нового государства приняло указ о том, что за государственные флаг принято считать «полотнище из… белой, лазоревой и алой полос». Флаг стал заменой советского красного флага с серпом и молотом).

3 сентября – день солидарности в борьбе с терроризмом (в память о трагических событиях 1-3 сентября 2004 года в Беслане).

9 сентября – день героев Отечества в России (в 11769 году Екатерина II издала указ об учреждении высшей воинской награды Св. Георгия).

12 декабря – день конституции РФ (принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 года).

III . Дни воинской славы.

Дни воинской славы – военные праздники. Установлены в ознаменование побед российских войск. Которые сыграли решающую роль в истории государства.

11 сентября – день победы русской эскадры у мыла Тендра под командованием контр-адмирала Ушакова – 1790 год.

21 сентября – Куликовская битва 1380 года. Разгром Дм. Донским войска хана Мамая.

4 ноября – день народного единства и день празднования казанской иконы Божией Матери.

7 ноября – день военного парада на красной площади 1941 года в период Московской битвы.

1 декабря – день победы русской эскадры у мыса Синоп под командованием Нахимова.

5 декабря – начало контрнаступления советских войск под Москвой в 1941 году

24 декабря – взятие турецкой крепости Измаил под командованием Суворова в 1790 году.

Вспомните ещё дни воинских побед не вошедшие в этот перечень?

(27 июня 1709 – Полтавская битва, 19 ноября 1700 – Нарвское сражение, 5 апреля 1242 – ледовое побоище)

IV . Особые страницы календаря занимают дни памяти. Дни памяти устанавливаются в четь выдающихся дат и знаменательных событий в мировой истории или истории России.

27 января – день памяти жертв Холокоста (установлен Генеральной Ассамблеей ООН 1 ноября 2005 года).

Второе воскресенье сентября – день памяти жертв фашизма.

15 декабря – день памяти журналистов, погибших при исполнении служебных обязательств.

V . Подведение итогов.

Памятные даты календаря сопровождают общественную и личную жизнь человека. Мы вспоминаем о них на уроках истории. О государственных праздниках напоминают флаги на улицах города. Государственные праздники являются нерабочими днями календаря. А знание содержания праздника свидетельствует об эрудиции человека, его гражданской позиции.

Использованная литература:

1.Вилинбахов Г.В., Калашников Г.В., Шендрик А.Н. Государственные символы России., М., 2011.

2.Захарова Е.Н. Преподавание вопросов конституционного права в курсе обществознания и истории// О преподавании обществознания в 2010/2011 учебном году. Методическое пособие. Под редакцией Буряковой В.В. и Козленко С.И., М; МИОО, 2010.

3.Календарь знаменательных дат на 2011-2012 учебный год//Вестник московского образования, №14., 2011.

4.Конституция Российской Федерации.

5.Сергеева В.П. Методологические основы духовно-нравственного воспитания//Вестник московского образования, №14.,2011.

Урок по теме: «Семейные праздники»

(курс ОРКСЭ, 4 класс)

Цель : Воспитание чувств, любви и гордости за свою семью, уважения к родителям, развитие интереса к истории своей семьи и представления о ценности семейных праздников

Задачи:
1. Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников.
2. Формирование представлений о жизненном идеале семьи.
3. Сплочение классного коллектива
4. познакомить с историей возникновения семейных праздников

5.показать роль праздников в жизни семьи

Формы организации учебной деятельности : фронтальная, индивидуальная, групповая.

Технология уровневой дифференциации

Тип урока: комбинированный

Методы обучения : объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Методы познания: анализ, сравнение, моделирование, логический.

Оборудование урока : компьютер, проектор, презентация, пословицы, каравай.

    Актуализация знаний

Учитель: . Сегодня мы встретились с вами, ребята, чтобы поговорить о самом важном в жизни каждого человека - семье. Семья-это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, отношением к жизни.
Каждому человеку, маленькому и большому, нужна пища и сон, тепло и физическая безопасность. Но почему, имел все это, многие люди, в том числе и дети, очень часто страдают? Почему ребенок, имеющий абсолютно все, завидует другому ребенку, который хуже одет и менее сыт? Ответ прост: мало человеку лишь удовлетворения его естественных потребностей. Любому человеку нужно, чтобы его понимали и признавали; чтобы он чувствовал себя необходимым; чтобы его успехам радовались и в первую очередь, родные люди; чтобы он мог развиваться и реализовать свои возможности; чтобы благодаря всему перечисленному он научился уважать себя.
Благодаря чему человек, особенно маленький, может быть счастлив? В первую очередь, он счастлив тем, что у него есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом. Дом-это не только крыша над головой, это твоя семья и самые близкие тебе люди: родители, братья, сестры, бабушки и дедушки.
Чтение текста стихотворения

Ученик:
Мама, а как появилось слово «семья»?
Ведь раньше о нем не слыхала земля…
Учитель:
Еве сказал перед свадьбой Адам:
«Сейчас я тебе семь вопросов задам».
- Кто деток родит мне, богиня моя?
И Ева тихонько ответила: «Я».
- Кто их воспитает, царица моя?
И Ева покорно ответила: «Я».
- Кто пищу сготовит, о, радость моя?
И Ева все также ответила: «Я».
- Кто платье сошьет, постирает белье,
Меня приласкает, украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!
-Я… Я… - тихо молвила Ева.
Я… Я…
Ученик:
Сказала она знаменитых семь «Я»
Учитель:
Но семья - это еще и очень важная социальная единица, которая находится под охраной закона. В Статье 38 Конституции РФ четко изложено, что:
1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
2. Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей.
3. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

У каждого человека есть своя семья, свой дом. И где бы мы ни были, мы всегда помним о нем, он притягивает нас своим теплом.
Дом - это не только крыша над головой, это твоя семья, и самые близкие тебе люди, родители: сестры, братья, дедушки и бабушки.
ДОМ
- Эту букву вы все хорошо знаете. В современном русском языке она называется «дэ», в старославянском - «добро».
А внешне она на что похожа? Правильно, на дом. Русские крестьяне так и называли эту букву – «дом».

3. Работа в группах.

Следующее задание называется «Все дороги ведут к дому».
Задание:
Составить в единое целое разрезанные на две части пословицы.

Своя хатка – (родная матка.)
В гостях хорошо, (а дома лучше.)
Двор, что город, (а дом, что терем.)
Приведи Бог и (собачке свою конуру.)
Твой дом – (твоя воля.)
Дома и (стены помогают.)
Мой дом – (моя крепость.)
- Буква «О» похожа на круг, хоровод. Возьмутся люди за руки, и получится хоровод. За руки берутся дружные, любящие друг друга люди. Это вы, ваши папы и мамы, сестры и братья, ваша семья.

4.Групповая работа. Физкультминутка.
- Давайте встанем, возьмемся за руки и образуем наш классный хоровод
Учитель:- В дружной семье, надежном доме принято отмечать праздники.

5.Усвоение новых знаний

Праздник – это ….
- это веселье, торжество, которое устраивается по какому-либо поводу.
– это историческая память человечества
А какие праздники вы знаете?

Праздники

7. Усвоение новых знаний

А знаете ли вы, что есть Всероссийский праздник – День семьи, любви и верности, который отмечается в нашей стране с 2008г..

Этот праздник в России учрежден по инициативе депутатов Государственной Думы.
Идея праздника возникла несколько лет назад у жителей города Мурома (Владимирской области), где покоятся мощи святых супругов Петра и Февронии, покровителей христианского брака, чья память совершается 8 июля.
У нового семейного праздника уже есть медаль, которую вручают 8 июля, и очень нежный символ - ромашка.

6.Индивидуальная работа. Дети рисуют ромашки.

Давайте каждый из нас нарисует ромашку на листе бумаги. Центр ромашки -это Я. А в лепестках напишите имена членов вашей семьи.

Этому теплому празднику рады в любом доме, поэтому-то ему так легко шагается - выйдя из церковного календаря, он готов постучаться в каждую День памяти святых Петра и Февронии
Святые Петр и Феврония - покровители семьи и брака.
Их брак многие века является образцом христианского супружества.
Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.
Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красива, благочестивая и добрая девушка. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.
Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.
В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.
В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час - 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года. Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.
8.Первичная проверка понимания изученного

А какие праздники отмечаются в вашей семье?

–Как проходят праздники?

Дети рассказывают, показывают фотографии.

9.Подведение итогов и рефлексия

Учитель выносит каравай: - В славянских семьях есть традиция встречать дорогих гостей хлебом и солью. Каравай считался символом счастья, достатка и изобилия. Каравай выносили на рушнике - расшитом полотенце. Чем пышнее выпечен каравай, тем счастливее и богаче станут отведавшие его гости. Давайте отведаем каравай, который для нас испекли мамы.

10.Информация о домашнем задании.

Подготовить одно из предложенных заданий на выбор.

1.Написать рассказ «Самый любимый праздник нашей семьи»

2. подготовить презентацию

3.Нарисовать рисунок

Список использованных ЭОР

    Урок по ОРКСЭ (4 класс)
    Тема: Праздники народов России.
    Цели урока
     В предметной области: сформировать у младшего подростка мотивации к
    осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и
    религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним;
    сформировать представление о праздниках «Пасха», «Курбан­байрам»,
    «Рамадан­байрам», показать ценность достижения культуры для человечества.
     В сфере личностного развития обучающихся: помочь осознать смысл обычаев и
    традиций, связанных с праздником «Пасха», «Курбан­байрам», «Рамадан­
    байрам»,; дать детям эмоционально­ полноценное представление о праздновании
    «религиозных» и других праздников в России;
     В области формирования УУД:
     познавательные ­ умение выделять существенную информацию из различных
    источников;
     регулятивные – в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу и
    удерживать ее в процессе всего урока;
    понимать цель выполняемых действий
     коммуникативные – выражать свои мысли с соответствующими возрасту
    полнотой и точностью, участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
    воспитывать чувство коллективной ответственности и способствовать развитию
    коллективного творчества.
    Основные понятия: государственные, светские (общественные), семейные, школьные,
    профессиональные, религиозные праздники.
    Планируемые результаты:
    у ребят возникнет представление о разных группах праздников, освоят тему
    Методы: практические, проблемно­поисковые, методы самостоятельной работы,
    словесные, наглядные, репродуктивные, сравнение, синтез, эвристический
    Формы работы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная, групповая
    Оборудование: Необходимое техническое оборудование – компьютер,
    мультимедийный проектор; презентация урока, учебник «Основы светской этики»,

    автор М, Т. Студеникин, выступления детей о праздниках «Рамадан­байрам», «Пасха»,
    «Курбан­ байрам», « Толковый словарь» Ожегова, иллюстрации с символикой
    праздников, аудиозаписи мелодий, характерных для разных праздников, карточки для
    рефлексии.
    Ход урока
    1. Организационный этап
    Здравствуйте. Сегодня у нас очередное занятие по ОРКСЭ. К нам пришли гости,
    поздоровайтесь с ними, садитесь.
    Улыбнёмся друг другу глазами.
    Взгляд наш чистый и добрый.
    Душа открыта, сердце бьётся ровно и спокойно. И для вас уже не секрет, что
    уроки по данному предмету не столько для ума, сколько для сердца, для души.
    Откройте тетради и изобразите своё настроение в виде смайлика на полях
    тетради.
    2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учащихся к учебной деятельности.
    ­ Вы любите ходить в гости? Назовите правила поведения в гостях.
    ­ А какие вы знаете правила приёма гостей?
    ­Когда вы принимаете дома гостей?(в праздники) А в какие праздники? А какие
    вы знаете праздники нашей страны? Хотели бы вы узнать больше информации о
    праздниках, которые празднуют разные народы, проживающие в России?
    Сформулируйте тему нашего урока. (Праздники народов России)
    ­ С какой целью мы будем изучать эту тему? (Вспомним, какие праздники
    бывают, какие являются главными в каждой религии) Что бы вы хотели узнать о
    праздниках России?(Как празднуются праздники России, какие существуют
    традиции празднования)
    Запишем в тетрадь число и тему нашего урока.
    3. Актуализация знаний.
    Работа с понятием «Праздник»
    ­Какие ассоциации возникают при слове праздник?
    (Радость, угощение, подарки, веселье, отдых) СЛАЙД 2
    Праздник! Подберите прилагательные к каждой букве этого слова. (почётный,
    радостный, актуальный,задорный, добрый, необычный, интересный, коллективный)Мы
    их подбирали не случайно. Все эти прилагательные подходят к смыслу слова
    «Праздник». Они более точно характеризуют это радостное событие. Слайд 3
    Прочитаем в словаре Ожегова, что такое праздник. (Это нерабочий день, день радости,
    установленный в честь какого­либо события.)

    Для чего же нужны праздники? (ответы детей) чтобы больше узнать, для чего же нужны
    праздники, выполним сам. работу.
    Необходимо прочитать предложения на карточке и отметить те предложения, с
    которыми вы согласны. Количество предложений может быть любое
    Обучающимся выдаются карточки со следующими записями на каждой:
    “Праздники помогают нам вспомнить исторические события и лучше понять их.
    Праздники никогда не поднимают настроение.
    Праздники помогают узнать традиции своего народа.
    Праздники учат уважать культуру других людей.
    Праздники дают нам возможность испытать гордость за свою семью, свой город, свой
    народ, свою страну.
    Праздники позволяют нам вспомнить о людях, которые сделали что­то очень важное
    для семьи, города, страны.”

    (Проверка. Спросить нескольких.) _­А какое предложение осталось неотмеченным?
    . Виды праздников.
    ­ Какие праздники у вас самые любимые?
    ­Я загадаю вам загадки о праздниках, отгадки записываем в столбик в тетрадь
    Этот праздник в воскресенье.
    Ей подарим мы мозаику.
    Не у всех, а лишь у Таньки.
    Будет дома угощенье,
    В школе мы заранее
    Проявим все старание.
    Будут яйца расписные,
    Храма купола златые.
    Таня нынче с угощеньем.
    Что за праздник? (День рожденья)
    Ранцы, бантики мелькают,
    Каждый свой букет несет,
    Школа двери открывает
    Клеим, лепим, вырезаем,
    Нам в учебный новый год. (День знаний)
    Дома близких поздравляем.
    У меня в мешке подарки
    В душах свет, добро и ласка
    Карамели, шоколадки
    В этот ясный праздник... (Пасхи)
    Вокруг елки хоровод
    В нашем классе у ребят
    Что за праздник? (Новый год)
    Нынче праздник, говорят.
    Праздник добрый, школьный, славный –

    Всех учителей мы славим.
    учителя)
    Этот праздник ­ праздник весны,
    День пораженья жестокой войны,
    День пораженья насилья и зла,
    День воскрешенья любви и добра...
    (День Победы)
    Принесем подарки им
    И букет цветов вручим.
    Хвалим мы учителей.
    Что за день, скажи скорей? (День
    Настал день жертвоприношения!
    На столах напитки, угощения,
    И ходят в гости тут и там,­
    Сегодня праздник мусульман!
    Все друг друга поздравляют,
    Счастьем лишь глаза сияют!
    Что за праздник?
    Скажешь нам???
    Светлый день … (КУРБАН­БАЙРАМ)
    Названия праздников вывешиваются на доску.
    Разделим все праздники на несколько групп. Как назовём праздники, которые
    отмечают в семье? (Семейные)
    Общие для всей страны, отмечаемые всем государством (Государственные)
    Праздники, связанные с религией. (Религиозные)
    Какие праздники остались без группы? Как м­о назвать эти праздники? (Школьные)
    Названия групп в столбик, в тетради тоже записывают в столбик рядом. Слайд
    Соедините название праздника и группу, к которой он относится. (один ученик
    работает у доски) Проверим
    А какие ещё могут быть праздники? (Профессиональные, корпоративные)
    Об одном из главных государственных праздников расскажет нам Владик.

    (Слайды)
    ФИЗМИНУТКА
    А сейчас отдохнём – наша физминутка тоже связана с одним из праздников.
    А сейчас мы с вами, дети,
    Улетаем на ракете.
    На носки поднимись,
    А потом руки вниз.
    Раз, два, три, четыре
    Вот летит ракета ввысь! (стойка на носках, руки вверх, ладони образуют купол
    ракеты; основная стойка.)
    Движения под музыку.
    Религиозные праздники
    ­ С какими религиями связаны религиозные праздники?
    ­(Многие праздники связаны с той или иной религией ­ верой в Бога. В России
    проживает более 180 национальностей, имеющих свои обычаи, культуру, и разные
    религии. Самые распространенные религии в нашей стране ­ Христианство,
    мусульманство (ислам), буддизм. А в нашей Республике Башкортостан –
    Христианство и Ислам. О праздниках этих религий мы будем говорить подробнее, а
    о буддизме на следующем уроке.
    Какой религ. праздник празднуется весной и в воскресенье? В этом году он был 12
    апреля.
    Поднимите руки, у кого в семье отмечается пасха?
    ­ Что означает слова «Пасха» (избавление, переход, освобождение)
    ­ _Полина С. __________ расскажет историю этого праздника? Слайд.
    Иисус был распят на кресте, был прибит большими гвоздями к деревянному
    Кресту. Эта казнь была очень мучительной. И вот Иисус – Бог и человек
    одновременно умирает на Кресте. Его отнесли в погребальную пещеру. Вход закрыт
    огромным камнем. У входа приставлена стража. Через три дня свершилось чудо,
    Христос воскрес! Первыми о Воскресении Христа узнали жёны – мироносицы,
    пришедшие ранним утром ко гробу и увидели, что огромный камень отвален от
    пещеры. Войдя внутрь пещеры, они увидели ангела, сидящего у гроба. Ученики
    разошлись по разным сторонам, повсюду возвещая радостную весть о том, что
    больше не надо бояться смерти, её победил Христос – спаситель мира. Он воскрес
    Сам и воскресит дух каждого, кто поверит ему и будет любить людей так же,
    как любит он. Такова история праздника.

    Что предшествует пасхе?
    (За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого
    поста).
    ­ А что такое пост?
    Пост ­ это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни.
    Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм,
    воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.
    ­ Что празднуют в день Воскресения Христова?
    Православные христиане называют этот день «Великим днем­ Пасхой Христовой». Это
    самый главный день православного церковного года. В этот день отмечают воскресение
    из мертвых Иисуса Христа, победу добра над злом, света над тьмой.
    ­ Есть ли у этого праздника определённая дата?
    Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок
    природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило ­ это
    первое воскресенье после первого весеннего полнолуния
    ­Какие символы пасхи вы знаете?
    У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо.
    Кулич –« праздничный» вид хлеба, который выпекается в особых случаях.
    Пасха ­ символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агница.
    Яйцо – символ жизни, ее возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир
    заново родился через Воскресение Христово
    ­ Кто знает почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет? (возможные
    ответы детей)
    Сообщение (Настя Б)
    По преданию Мария Магдалина пришла к императору, а так как нему не принято
    было приходить без подарков, а Мария нечего не имела, она пришла с простым
    куриным яйцом. Яйцо всегда было символом жизни. Придёт час и вырвется из
    плена в виде маленького цыплёнка новая жизнь. Но когда Мария стала говорить
    императору о том, что Христос тоже вырвался из смертельных оков и воскрес, то
    император только рассмеялся, « это также невозможно, как твоему белому яйцу
    превратиться в красное» сказал император. И не успел император закончить фразу,
    как яйцо в руках Марии сало совершенно красным. Слайд
    На Пасху яйца красят в разные цвета и дарят со словами «Христос Воскресе!»
    В ответ следует сказать «Воистину Воскресе!»­ и расцеловаться в знак прощения и
    любви к ближнему. Верующие обмениваются пасхальными яйцами.

    Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.
    С давних времен к нам пришли разные виды пасхальных яиц. Это – «писанки»,
    «крашенки», « Крапанки». Слайд. Почему так называются крашеные яйца?
    «Крашенки» ­ это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей
    (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек)
    « Писанки» ­ яйца, которые красились любыми красителями, с выведением
    символических знаков, узоров,орнаментов.
    «Крапанки» ­ узоры в виде капель, точек.
    Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в
    гости,а так же помогают больным, немощным и обездоленным.
    На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, колокольный звон звучал кругом,
    поддерживая радостное, праздничное настроение. (фонограмма звона колоколов)
    Слайд.
    Групповая работа – Пасхальные игры.
    Учитель.
    Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано
    задание рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры
    приготовила нам каждая группа.
    1 группа показывает игру « Чоканье яйцами», стукнув тупым или острым концом
    крашенного крутого яйца о яйцо соперника, ­ также древняя традиция. Выигрывает
    тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
    2 группа показывает игру « Вертушка», по команде дети одновременно
    раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
    Девочки, которые посещают воскресную школу, исполнят песню о пасхе.
    ­ Какие ещё христианские праздники вы знаете? (слайды) Главные, большие
    праздники?
    Исламские праздники
    ­Какие мусульманские праздники вы знаете? (Ураза­Байрам, Курбан­ Байрам)
    ­Что вы знаете об этих праздниках?
    Один из крупных праздников ислама Рамадан – байрам (Ураза­байрам)
    отмечается в честь окончания поста в месяц рамадан. (17 июля)
    В течение месяца соблюдается строгий пост, который подразумевает под собой
    отказ от воды, еды, от того времени когда « черная нитка начинает отличаться от
    белой» до полного захода солнца. Смыслом поста является укрепление

    веры, духовный рост, переосмысление образа жизни, приоритетов.
    Накануне праздника Рамадан – байрам собираются обязательные платежи (закят)
    мусульман в пользу общины, также малоимущим членам общины раздаются ­
    продукты питания, но возможна и денежная помощь. В праздник Рамадан – байрам
    мусульмане совершают в мечети коллективную молитву. После чего верующие
    поздравляют друг друга, дарят подарки, идут в гости или приглашают к праздничному
    столу. Праздник продолжается три дня. В это время принято навещать родителей,
    старших и больных, посещать кладбища, поминая усопших.
    ­ Когда начнётся пост у мусульман? (18 июня)
    ­ Курбан­байрам (Праздник жертвоприношения) – празднуется через 70 дней после
    праздника Ураза байрам.
    История священного праздника Курбан Байрам и традиции (24 сентября)
    История праздника имеет библейские корни, когда Авраам или Ибрахим решил
    принести в жертву Богу своего сына Исаака или, согласно мусульманским источникам,
    Исмаила. Но Бог решил вознаградить Авраама за его верность и заменил
    жертвоприношение (сына на барана).
    Начинается праздник Курбан Байрам утром, с ранней молитвы. Затем верующий
    должен хорошенько вымыться, облачиться в чистую одежду и помазаться
    благовониями. Но никакой еды, пищу принимать запрещено.
    После утренней молитвы, мусульмане отправляются домой или же собираются в
    большие группы, чтобы петь песни, восхваляя Аллаха. После оды Аллаху верующие
    должны вернуться в мечети, или, выходят на улицы города, образуя огромную толпу.
    По завершении проповеди, верующие идут на кладбища, вспоминать ушедших и уже
    после начинается обряд жертвоприношения. Интересно, что перед тем, как принести
    животное в жертву, его хорошенько откармливают.
    После того, как жертвоприношение на Курбан Байрам произошло, мусульмане
    разделывают тушу специальным образом и раздают угощение. Без подарка в этот
    мусульманский праздник не остается никто: жертвенное мясо получают бедняки и все
    нуждающиеся в качестве подаяния, а лучший кусок окажется на столе и будет разделен
    между самыми близкими и друзьями.
    Какие нац. Блюда мусульманские вы знаете?
    ­ Являются ли даты празднования постоянными? (Нет, определяются по лунному
    мусульманскому календарю)
    Какие ещё мусульманские праздники знаете? (21 ­ 22 марта ­ Новруз ­ мусульманский
    праздник весны, праздник весеннего равноденствия. Сабант йуу
    (тат. сабантуй, сабан
    туе, башк. һабантуй - «праздник плуга»)

    Какие традиционные развлечения бывают на сабантуе?
    (Видео – лазание по столбу.) На каком празднике встречали вы такое же развлечение?
    (масленица)
    Народы в России живут дружно и некоторые праздники отмечают вместе, дружно. Н­р
    масленица, сабантуй.
    3. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
    . Нахождение сходства в религиозных праздниках.
    На каких традициях основаны религиозные праздники? В чём сходство?






    Соблюдают пост.
    Дата празднования подвижная. (Не всегда в одно и то же время)
    Дарит веру в победу добра над злом.
    Поминают усопших.
    Помогают малоимущим.
    Основаны на чистых, светлых порывах души.
    ­Сейчас перед вами будут рисунки, нужно объяснить, что они символизируют. И к
    какому виду праздников относятся. (4 ученика работают у доски)
    Прозвучат мелодии. Каждому ряду поочерёдно нужно узнать, на каком празднике
    можно услышать эту мелодию, песню.
    У нас на столе стоят подарки, которые сделаны своими руками. Определите по
    подарку название праздника.
    1. На уроке я работал
    2. Своей работой на уроке
    активно / пассивно
    доволен / не доволен
    я
    3. Урок для меня
    показался
    4. За урок я
    5. Мое настроение
    6. Материал урока мне
    был
    коротким / длинным
    не устал / устал
    стало лучше / стало хуже
    понятен / не понятен
    полезен / бесполезен
    интересен / скучен
    легким / трудным
    4.Рефлексия (подведение
    итогов занятия)
    Чем же был полезен материал
    данного урока? Достигли ли
    мы целей, которые ставили в
    начале урока?
    У вас на партах лежат
    листочки, отметьте в правой

    колонке свое отношение к уроку по вопросам. Подчеркните нужные слова.
    Нарисуйте своё настроение в конце урока.
    4. Дом. задание
    Приближается великий праздник в мае. Какой? К какому виду праздников он
    относится?(Государственный) Кого поздравляют в этот день? А как поздравляют?
    Сделайте и вы приятное для ветеранов –нарисуйте открытку или сделайте какую­то
    поделку и подарите этот подарок от всего сердца любому ветерану на Празднике. ­­­­­­
    ­Ребята, я желаю, чтобы в ваших душах сохранилась радость, светлое
    настроение и пусть везде вам сопутствует удача. Спасибо за урок.