Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Поэтапное развитие бальных танцев в россии. Поэтапное формирование умственных действий Поэтапное развитие

Смышленый, любознательный, всесторонне развитый малыш - вот истинная гордость каждой мамочки. Однако у каждого человека есть свой собственный уровень интеллекта, который закладывается еще в самом детстве, и степень его развития зависит не столько от генов, сколько от трудолюбия и усилий родителей, которые развивают интеллект у своего ребенка практически с первых дней его жизни.

Интеллект ребенка - это совокупность знаний и умений, способность их применять в повседневной жизни, способность усваивать новые знания и благодаря им решать любые задачи, даже самые нестандартные.

Не думайте, что малыш сразу после рождения ничего не понимает в этом мире - он просто воспринимает его по-иному, и первые его соприкосновения с нашим мирком - эмоциональные. Ребенок спокоен только тогда, когда он чувствует мамино тепло рядом со своим телом, когда он пьет мамино молоко и чувствует её любовь и заботу. Он начинает ощущать запахи, и его слуху предстают множество незнакомых звуков. В эти моменты ребенку необходимо обеспечить безопасность его мирка, быть всегда рядом, улыбаться малышу, согревать его своим теплом, говорить с ним. Если в этот период ребенок плачет, это не значит, что он капризничает - это первый признак того, что у ребенка рушится защитный «купол», что он не чувствует рядом мамы. Нормальное развитие интеллекта у детей начинается именно со столь раннего периода, когда ребенок уверен в своей безопасности и растет эмоционально здоровым малышом.

Когда малыш научился более-менее осознанно двигать ручками и ножками, и у него уже имеется хватательный рефлекс, то органом познания мира становится рот, поэтому всё, что ни попадает на глаза ребенка или в его руки немедленно будет отправлено в ротик, чтобы попробовать на вкус, получить новые ощущения. Чем больше маленький человечек почувствует в своей жизни, чем больше в нём любознательности, тем лучше разовьется его интеллект. В это время вокруг ребенка должны быть те предметы, которые он может безопасно попробовать, и даже если он захочет потянуть в ротик уголок одеяла, собственный палец, резиновую игрушку или погремушку, то вы должны изначально обеспечить безопасность этих предметов, то есть купить такие, которые не предоставляют угрозы для жизни малыша: достаточно большие предметы (чтобы ребенок не смог их проглотить), изготовленные из нетоксичных материалов.

Ребенок всесторонне развивается, учится слушать, нюхать, все разглядывает, трогает и щупает, поэтому не запрещайте ему дотрагиваться до тех или иных вещей, знакомиться с тактильными ощущениями, слушайте вместе музыку, которая его будет успокаивать или наоборот веселить.

Развитие интеллекта у детей от 4-х до 6-ти месяцев

Уже до того, как малышу исполнится полгода, его можно назвать самым искренним и любознательным ученым, потому что всё новое, что попадается ему в руки, будь то погремушка, одежда или любые другие предметы, они сразу же будут исследованы всеми известными малышу на этот момент способами: он попробует их на вкус, будет сильно-сильно сжимать в своих ручках (заметьте, что в это время забрать что-либо у ребёнка просто невозможно), бить о стены, о перила кроватки, возможно, даже об себя, рассматривать со всех сторон - в общем, предмет будет исследован всесторонние с неподдельным интересом. К тому же, он уже начинает узнавать близких ему людей в лицо, он им улыбается, издает приветственные звуки, агукает, радостно шевелит ручками и ножкам, когда увидит маму.

Удовлетворяйте познавательные рвения ребенка, предоставляйте ему интересный материал, покупайте различные игрушки, обязательно разных цветов, и когда даете их малышу, называйте, что это за игрушка и какого она цвета. Можно позволить малышу игрушку звучащую или с двигающимися деталями, например, машину с двигающимися колесами или игрушку с кнопочками. Уже в полгода развитие интеллекта у детей начинает приобретать ощутимые формы - ребенок может догадаться, что колесики у машинки можно крутить или что нужно нажать на кнопочку, чтобы игрушка заиграла. Скорее всего, это произойдет в ходе эксперимента, но главное, чтобы малыш запомнил результат и в следующий раз провел те же операции ради получения желаемого итога. Обязательно хвалите малыша за любой прогрессивный шаг, даже за то, что он просто нажал на кнопочку, ведь для него ваша поддержка и познание этого мира является сейчас главными составляющими в жизни.

Развитие интеллекта у детей от 6-ти до 9-ти месяцев

Развивать интеллект у такого малыша намного интереснее, потому что даже в столь раннем возрасте уже просматривается его склонность к музыке , к рисованию , к конструированию, что является основой того или иного типа интеллекта. Когда малыш умеет самостоятельно сидеть, ему легче дотянуться до детальки конструктора или сесть именно там, где ему будет лучше видно маму, чтобы разговаривать с ней на одном лишь им ведомом языке.

В зависимости от того, к чему склоняется ваш ребенок, ваши действия должны быть направлены на развитие того или иного навыка. Так, например, если вы заметили, что ребенок просто обожает разбирать пульт от телевизора, тянется к папиному ящику с инструментами - самое время купить ему лего крупных размеров. Обязательно начните конструирование с кубиков, с пирамидок, с матрешек, показывайте ему различные комбинации, и не ругайте за то, что купленная сегодня игрушка завтра будет разобрана - возможно, в вашей семье растет будущий конструктор.

Рассказывайте малышу сказки, купите ему пальчиковые краски, слушайте с ним музыку и внимательно отмечайте про себя те занятия, которые нравятся ребенку больше всего. Сделайте его любимое занятие основным, но не забывайте и об остальных, чтобы ваш малыш был всесторонне развит. Если вы видите, что малышу нравится музыка, почаще прослушивайте с ним разные песенки, произведения, читайте сказки на ночь, чтобы ваш голос лился для него как музыка. Причем можете читать не только сказки, но и более взрослую литературу, чтобы уже с пеленок у ребенка зарождался эстетический вкус и грамотность.

Если вы видите, что ребенок не выпускает из рук карандаши и фломастеры, предоставьте ему поле деятельности - на стене повесьте большой чистый лист бумаги самого большого формата и рисуйте там вместе с ним. Купите ему пальчиковые краски, потому что он еще не сможет правильно управляться кисточкой, а вот ручками и ножками с удовольствием будет пачкать всё вокруг.

Если же вы видите, что ребенок заинтересован больше не эстетическими занятиями, а подвижными играми, всюду ползает и активно передвигается, то сделайте ему препятствия на пути, чтобы ему было и интересно, и для ума полезно: положите на пол надувной матрас, накидайте подушек и сделайте из них горы, постройте шалаш из одеял - да это же будут настоящие аттракционы для ребенка, где он научится преодолевать трудности, находить правильные решения, самую короткую дорогу к вам.

Развитие интеллекта у детей от 9-ти до 12-ти месяцев

Ближе к годику ребенок уже способен отличать предметы по их качествам или свойствам. Конечно, всё это лишь начало абстрактного мышления, однако ребенок уже способен отличить животных (и пускай для него все те, кто с хвостом называются единым словом «кися», но это значительный процесс в восприятии), родных и близких, он знает примерно до 10-ти слов и умело и правильно ими пользуется.

На этом этапе жизни позволяйте ему пользоваться даже теми вещами, которые вам, возможно, кажутся сложными для него. Если ребенок плачет при виде мультиков, а во время фильма замирает, значит, ему это нравится, и это именно его развитие, не стоит его замедлять лишь из тех соображений, что ребенок еще не дорос.

  • Делайте ребенку массаж и почаще прикасайтесь к нему, чтобы помимо вашего тепла он еще и познавал своё тельце через ваши прикосновения.
  • С первых дней жизни малыш различает красный, белый и черный цвета, так что дайте ему возможность видеть их и различать - повесьте над кроваткой игрушки разных геометрических форм и цветов, чтобы ребенок замечал некую разницу между ними.
  • С самого рождения говорите с малышом, читайте ему, корчите ему рожицы , показывайте свои части тела и отождествляйте их с его ручками, ножками, пальчиками. Даже если малыш еще только научился фокусировать свой взгляд, в его маленькой головушке всё равно укладывается вся сказанная вами информация, и чем чаще вы будете её повторять, тем быстрее он её запомнит.
  • Если ребенок сыт и спокоен, оставьте его хотя бы на минутку одного, чтобы он без вас осмотрелся вокруг и выбрал ту игрушку или предмет, который ему приглянется, а вы понаблюдайте , что он будет с ним делать.
  • Танцуйте вместе с малышом, пейте колыбельные , даже если вам «медведь на ухо наступил». Для вас главное - развитие у детей чувства ритма, понимание мелодии, а не доскональное изучение нотной грамоты.
  • Если вас интересует раннее развитие интеллекта у детей, то старайтесь не ограничивать их в движениях, в познании, откажитесь от пеленания в пользу свободных вещей, создайте детям условия для работы моторики , для прикосновения ручками и ножками к различным предметам.
  • Пустышку давайте ребенку в крайних случаях, чтобы он мог попробовать все на вкус и познать предмет более детально. Однако следите за тем, чтобы вокруг малыша не было мелких, грязных и острых предметов , чтобы все, что он берёт в ротик, имело познавательный, а не опасный характер.
  • Даже если вы думаете, что в данный момент малыш не сможет понять того, что вы говорите, всё равно общайтесь с ним, объясняйте малышу все об окружающих вещах, называйте всё вслух, охарактеризуйте предметы , и чем чаще вы это делаете, тем больше запоминает ребенок.
  • Обязательно покупайте малышу развивающие игрушки , однако не увлекайтесь ими, чтобы детская комната не пестрела ими. Если таких игрушек будет слишком много, то ребенок будет относиться к ним лишь как к ярким предметам, и процесс интеллектуального развития может пойти не так быстро, как вам хотелось бы. Каждая игрушка должна развивать разные способности.

Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Положение человека в системе органического мира

ЦАРСТВО Животные

ПОДЦАРСТВО Многоклеточные

РАЗДЕЛ Двухсторонне-симметричные

ТИП Хордовые

ПОДТИП Позвоночные

ГРУППА Челюстноротые

КЛАСС Млекопитающие

ОТРЯД Приматы

ПОДОТРЯД Обезьяны

СЕКЦИЯ Узконосые

НАДСЕМЕЙСТВО Высшие узконосые или Гоминоиды

СЕМЕЙСТВО Гоминиды

РОД Человек

ВИД Человек разумный (Homo sapiens).

За истекшее время были сделаны выдающиеся открытия, в результате которых обнаружены многочисленные костные остатки ископаемых существ – промежуточных между обезьяним предком и современным человеком, которые позволяют считать, что формирование человека разумного как биологического вида происходило в четыре этапа:

1.Предшественники человека (парапитеки, дриопитеки, рамапитеки,

австралопитеки)

2.Древнейший человек (человек умелый, человек прямоходящий-

питекантроп, синантроп, гейдельбергский

человек и др.)

3.Дрейние люди (неандертальцы)

4.Человек современного типа (кроманьонец)

Поэтапное развитие человека разумного

Схема (№ 1) поэтапного развития человека разумного приведена ниже. Справа отмечены этапы развития (I , II , III , IV). Слева - эры и периоды развития жизни на земле. На каждом этапе дано время (в тыс. и млн. лет). Стрелками обозначены переходы от одного этапа к другому. Автором даны подробные описания каждого этапа.


Homo sapiens sapiens-

Ч Человек разумный разумный 40-50 тыс.лет

Е Современный человек

Р Первые современные люди около 100 тыс.лет IV

Т. Homo (кроманьонцы)

р Древние люди 300 тыс.лет

И (неандертальцы) III


II Homo erectus-человек прямоходящий

Древнейшие люди 1,5-1,9 млн.лет

П (питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек и др.)

т Homo habilis- 3 млн.лет II

Р Человек умелый

П Австралопитеки 10-12 млн.лет

Горилла,шимпанзе Рамапитеки 12-14 млн.лет

I

Л. 25 млн.лет Дриопитеки Гиббоны Орангутанги



Т Проплиопитеки


п 30 млн.лет Парапитеки

Е 150 млн.лет Насекомоядные

Схема 1. «Родословная» человека разумного

Предшественники человека.

Около 150 млн. лет назад на Земле царствовали гигантские, покрытые чешуей рептилии, именуемые динозаврами. А у подножия деревьев охотились за насекомыми и прятались от грозных ящеров маленькие, мохнатые зверьки, которые и были древнейшими предками человека. Они были теплокровными.

Примерно 30 млн. лет назад выделилась группа небольших животных, которые жили на деревьях и питались растениями и насекомыми – парапитеки.

Около 25 млн. лет назад появились дриопитеки – древесные обезьяны. Территория на которой они обитали – Юг Азии, Европа, Африка. Ископаемые остатки почти не сохранились, но по фрагментам челюсти (которая была найдена в 1856 году во Франции и имела возраст 15-18 млн. лет) видно, что коренные зубы как у человека, клыки как у обезьян.

На Севере Индии были обнаружены ископаемые остатки человекообразных обезьян, названных рамапитеками (по имени индийского бога Рамы). Рамапитеки жили во второй половине третичного периода – 12-14 млн. лет назад. От них сохранились тоже лишь зубы да обломки челюстей, но судя по строению зубов, они более сходны с человеком, чем с человекообразными обезьянами. Жили рамапитеки на деревьях, возможно иногда спускались и совершали «пробежки» по земле.

Происхождение человека от обезьян, которые вели древесный образ жизни, предопределило строение человека разумного, что в свою очередь явилось анатомической основой его способности к труду и следовательно к дальнейшей социальной эволюции. Хватательные движения конечностей сформировали соответствующее строение кисти (большой палец руки противопоставлен остальным и находится под углом 90 градусов), а также развитие плечевого пояса, которое сформировалось когда животные совершали движения с размахом 180 градусов (с ветки на ветку). Грудная клетка становится широкой и уплощается в спинно-брюшном направлении (у наземных животных она уплощена с боков!), сохраняется ключица (у бегающих наземных животных она не развита). Для довольно быстрого перемещения по ветвям дерева необходима достаточно высокая степень ориентации в пространстве, которая зависит от развития головного мозга (ведь ему приходится быстро и много перерабатывать различной информации). В свою очередь, при передвижении по деревьям, необходимо точно определить расстояние до ближайшей точки опоры, что приводит к появлению бинокулярного зрения. Жизнь на деревьях способствовала ограничению плодовитости, следовательно за детенышем (реже двумя) велся тщательный уход. И последнее – жизнь в стаде гарантировала защиту от врагов. Таковы доказательства, что человек разумный произошел от древесных форм обезьяноподобных предков.

Хотелось бы вернуться к человекообразным обезьянам. 30 млн. лет назад от группы парапитеков отделились предки (проплиопитеки) гиббонов и орангутангов. Между собой у них много общего, хотя если сравнить их с человеком - больше отличий, чем у человека и шимпанзе. Это говорит о том, что они отделились от «человеческой» ветви намного раньше. В свою очередь гориллы и шимпанзе отделились от группы дриопитеков примерно 25 млн. лет назад, причем это две самостоятельные группы. У них сходства с человеком разумным намного больше, чем у остальных человекообразных обезьян.

Если доказано, что предками человека были древесные формы обезьян, тогда возникает вопрос: «Почему они спустились на землю? Что их заставило покинуть относительно безопасный мир, дающий к тому же достаточно пищи?» Давайте « вспомним» какие климатические условия были на Земле в те времена. Кайнозой делится на два неравных периода: третичный и четвертичный. В первой половине третичного периода были широко распространены леса тропического и субтропического типа – среда обитания древесных обезьян. Во второй половине третичного периода начинается великий процесс остепнения суши. Тропические и саванные леса, росшие некогда в умеренной зоне от Венгрии до Монголии, в связи с большей засушливостью климата сменились открытыми ландшафтами. Благодаря процессу остепнения суши, сокращения лесных площадей одни из форм человекообразных обезьян отступали в глубь лесов, другие спускались с деревьев на землю и стали завоевывать открытые пространства. Потомки последних являются люди. Беззащитные от холода и хищников, неспособные быстро бегать они смогли выжить только благодаря стадному образу жизни, а также использованию освободившихся от передвижения передних конечностей (на двух конечностях передвигаться было легче, чем на четырех). Следовательно, решающим фактором перехода от обезьяны к человеку (по Энгельсу) явилось прямохождение.

В 1921 году в пустыне Калахари в Южной Африке, в одной из каменоломен были обнаружены кости черепа неизвестного существа, Анатом Р. Дарт установил, что они принадлежат детенышу ископаемой человекообразной обезьяны, названной позднее австралопитеком (от лат. аустралис – южный и греч. питекос – обезьяна).

В последующие несколько десятков лет в Южной Африке было обнаружено большое количество скелетных остатков (черепов, челюстей, костей таза и конечностей) австралопитековых.

Австралопитековые жили не в лесу, а на открытой местности типа саванны. Они представляли собой небольшие, медлительные и беззащитные перед хищниками существа. Вот почему им было важно заблаговременно увидеть приближающегося врага. Способность вставать прямо и оглядеться оказались для них жизненно необходимой. Большое значение прямохождение имело и для охоты. Для обезьянолюдей большое значение имели глаза: высоко поднимая голову и вглядываясь вдаль, можно было узнать гораздо больше, чем обнюхивая клочок пыльной травы.

Масса австралопитековых была от 20 до 50 кг., рост 120-150 см., череп сравнительно крупный, с более укороченным лицевым отделом, клыки не выступали за уровень соседних зубов и не были велики, масса головного мозга – 550 г. Они ходили на двух ногах (о чем говорит сходство строения их тазовых костей с человеческими), а руки были свободны. Выпрямившись обезьянолюди могли защищаться от хищников, швыряя камни и размахивая палками, а также использовать природные предметы как орудия добывания пищи. Найденные в пещерах австралопитековых кости копытных животных, в особенности антилоп, говорят, что они активно охотились и употребляли мясную пищу. Переход к мясной пище сыграл огромную роль в дальнейшей эволюции приматов. Ф. Энгельс отмечал, что «… человек не мог стать человеком без мясной пищи, и если в то или иное время употребление мясной пищи у всех известных народов влекло за собой даже людоедство…то сегодня это нас не касается». В настоящее время известно, что мясная пища доставляет организму необходимые аминокислоты (например, лизин, количество которого в большинстве видов злаковых, за исключением риса, ничтожно). Для обеспечения необходимого минимума аминокислот животное было бы вынуждено непрерывно поедать растительную пищу. Такая жизнь не может способствовать совершенствованию организма и развитию разума.

В последние годы открытия в Южной Африке рассеяли сомнения относительно места австралопитековых в родословной человека. В Эфиопии в долине реки Омо экспедиция при участии Л. Лики и его сына Р. Лики (1967-1971) обнаружила остатки австралопитековых в горизонте возрастом до 4 млн. лет. В 1970 году в Кении американская экспедиция обнаружила фрагмент нижней челюсти австралопитека древности – в 5,5 млн. лет! Это пока древнейшая находка австралопитековых на земном шаре. Одна из самых интересных находок была сделана в Эфиопии (600 км. От Аддис-Абебы) в 1973-1976 годах. Это знаменитая Люси – почти полный скелет женской особи австралопитековых, возрастом 3,1 млн. лет..

Австалопитековые: люди или обезьяны? Критерий «человечности» ископаемого примата – следы его деятельности в виде орудий труда. Человек отличается от животных созданием и применением орудий труда (Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»)

Основным материалом для изготовления орудий был кремень, В природе нет другого материала, такого же распространенного и обладающего такими же ценными для первобытной техники качествами: твердостью и способностью раскалываться. Там, где кремень отсутствовал или был труднодоступен, человек изготовлял орудия из кварцита, вулканического стекла и других материалов. Так вот – орудий, изготовленных австралопитековыми, не найдено! Поэтому вывод напрашивается сам собой: австралопитековые не изготавливали орудий и следовательно еще не были пока людьми. Правда, известный палеонтолог Г. Осборн еще в начале нашего века высказал предположение, что изготовлению каменных орудий у наших предков предшествовал период изготовления орудий из дерева и костей крупных животных. Однако эти орудия, в отличие от каменных, практически не сохранились до наших дней. Поэтому настаивать на том, что австралопитековые изготавливали орудия мы не можем и соответственно считать их людьми тоже не можем.

Дошедшие до нас наиболее древние каменные орудия, изготовленные из гальки, обнаружены вместе с остатками костей человека умелого (Homo habilis) в горизонте возрастом до 3 млн. лет (1959-1960 года экспедиция Р. Лики в Олдувайском ущелье в Танзании). Это дает основание считать человека умелого творцом очень ранней культуры каменного века – галечной, или олдувайской. Человек умелый переступил порог употребления природных объектов в качестве орудий к их искусственному изготовлению. На основе этого большинство исследователей считают его древнейшим из ныне известных обезьяноподобных людей, выделившихся из животного состояния.

Тот факт, что остатки человека умелого встречаются вместе с австралопитековой обезьяной позволяет предположить, что австралопитековые являлись добычей человека умелого, подобно другим животным, разбитые кости которых залегают в том же слое, что и остатки человека умелого.

Судя по ископаемым остаткам, человек умелый мало отличался от австралопитековых. Объем головного мозга составлял 650-680 см, что всего на 150 см превышал среднюю величину объема мозга австралопитековых. Человек умелый был немного выше, его рост достигал 135-150 см, осанка была, возможно, чуть прямее. Отчетливые морфологические отличия, вызванные трудовой деятельностью, появились лишь спустя очень большой промежуток времени, накопившись через многие поколения.

Таким образом, можно предположить, что первым человеком на Земле был человек умелый, сделавший первые искусственные орудия труда.

Древнейшие люди.

Спустя более миллиона лет после возникновения первых людей типа Homo habilis на Земле появились древнейшие люди Homo erectus – человек прямоходящий. Это питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек и другие формы.

Открытие Э. Дюбуа на острове Ява в 1960-х годах питекантропа – «недостающего» звена в родословной человека – было триумфом материалистической науки. Возраст яванских питекантропов 1,5-1,9 млн. лет.

Один из наиболее известных и выразительных представителей питекантропов – синантроп, или китайский питекантроп. Остатки синантропа открыты на севере Китая у селения Чжоу-Гой-Дянь, в 50 км от Пекина. Синантропы жили в небольшой пещере, которую они занимали, вероятно, сотни тысячелетий (только за такое время здесь могли накопиться отложения мощностью до 50 метров). В отложениях найдено много грубых каменных орудий. Интересно, что орудия, найденные в основании толщи, не отличаются от других орудий, обнаруженных в ее самых верхних слоях. Это свидетельствует об очень медленном развитии техники в начале человеческой истории. Синантропы поддерживали огонь в пещере.

Синантроп был одним из самых поздних и наиболее развитых древнейших людей; он существовал 300-500 тыс. лет назад

В Европе достоверные и обстоятельно изученные костные остатки древнейших людей, близких по времени синантропу, найдены в четырех местах. Наиболее известна находка – массивная челюсть гейдельбергского человека, обнаруженная недалеко от г. Гейдельберг (ФРГ).

Питекантропы, синантропы, гейдельбергский человек имели много общих черт и представляли собой географические варианты одного вида. Поэтому известный антрополог Ле Гро Кларк объединил их под общим названием Homo erectus (человек прямоходящий).

От своих предшественников человек прямоходящий отличался ростом, прямой осанкой, человеческой походкой. Средний рост синантропов составлял около 150 см у женщин и160 см у мужчин. Питекантропы Явы достигали 175 см. Рука древнего человека была более развитой, а стопа приобрела небольшой свод. Кости ног изменились, бедренный сустав сдвинулся к центру таза, позвоночник получил некоторый изгиб, что уравновешивало вертикальное положение туловища. Исходя из этих прогрессивных изменений в телосложении и росте древнейших человек и получил свое название – человек прямоходящий.

Homo erectus еще отличался от современного человека некоторыми существенными чертами: низким покатым лбом с надглазничными валиками, массивной, со скошенным подбородком и выступающей челюстью, плоским небольшим носом. Однако, как заметил один антрополог, они были первыми приматами, о которых, увидь их, вы сказали бы: «Это не человекообразные обезьяны, это несомненно люди».

От прочих своих предшественников, человек прямоходящий более всего отличался размерами и значительным усложнением структуры мозга и, как следствие этого – более сложным поведением. Объем головного мозга составлял 800-1400 см, наиболее развиты были доли мозга, управляющие высшей нервной деятельностью. Левое полушарие было больше правого, что, вероятно обязано более сильному развитию правой руки. Эта типично человеческая черта, обусловленная производством орудий, особенно сильно развита у синантропа.

Охота – основа образа жизни человека прямоходящего. Кости животных, орудия охоты, обнаруженные на стоянках древнейших людей, свидетельствуют о том, что это были терпеливые и предусмотрительные охотники, умевшие упорно ждать в засаде у звериной тропы и совместно устраивать облавы на газелей, антилоп и даже гиганта саванн – слонов. Такие облавы требовали не только большой сноровки, но и использования приемов охотничьей хитрости, основанной на знании повадок животных. Орудия для охоты человек прямоходящий изготовлял много искуснее своих предшественников (Ашельская культура). Некоторые из оббитых им камней тщательно придавалась нужная форма: заостренный конец, режущие края по обеим сторонам, размер камня подбирался точно по руке.

Но особенно важно, что человек прямоходящий умел замечать сезонные миграции животных и охотился там, где можно было рассчитывать на обильную добычу. Он научился запоминать ориентиры и, уйдя далеко от стоянки, находить путь обратно. Охота постепенно перестала быть делом случая, а планировалась заранее древними охотниками. Необходимость следовать за кочующей дичью оказала глубокое воздействие на образ жизни человека прямоходящего. Он волей-неволей попадал в новые места обитания, набирался новых впечатлений и расширял свой опыт.

На основании особенностей строения черепа и шейного отдела позвоночника древнейших людей установлено, что их голосовой аппарат был не таким большим и гибким, как у современного человека, однако позволял издавать гораздо более сложные звуки, чем бормотание и визги современных обезьян. Можно предположить, что человек прямоходящий «говорил» очень медленно и с трудом. Главное, что он научился общаться при помощи символов и обозначать предметы комбинациями звуков. Значительную роль как средство общения между древнейшими людьми играли, вероятно, мимика и жесты. (Человеческое лицо очень подвижно, мы и теперь без слов понимаем эмоциональное состояние другого человека: восторг, радость, отвращение, гнев и т.д. – а также способны выражать конкретные мысли: соглашаться или отрицать, приветствовать, подзывать и др.)

Коллективная охота требовала не только речевого общения, но и способствовала развитию социальной организации, которая имела явно человеческий характер, так как опиралась на разделение труда между мужчинами-охотниками и женщинами-собирателями пищи.

Использование огня – огромное завоевание древнейшего человека. В пещере Чжоу-Гоу-Дянь, где найдены остатки синантропов и их многочисленные каменные орудия, обнаружены и следы огня: угли, пепел, обгоревшие камни. Очевидно, первые очаги горели более 500 тыс. лет назад. Умение пользоваться огнем позволило сделать пищу более усвояемой. К тому же жареную пищу легче жевать, а это не могло не отразиться на внешнем облике людей: зубы начали уменьшаться, нижняя челюсть уже не так выдавалась вперед, массивная костная структура, требовавшаяся для прикрепления мощных жевательных мышц, перестала быть необходимой. Лицо человека постепенно приобретало современные черты.

Огонь не только во много раз расширил источники питания, но и дал человечеству постоянную и надежную защиту от холода и от диких зверей. С появлением огня и очага возникло совершенно новое явление – пространство, строго предназначенное для людей. Собираясь у костра, несущего тепло и безопасность, люди могли изготовлять орудия труда, есть, спать, общаться друг с другом. Постепенно укрепилось ощущение «дома», места, где женщины могли ухаживать за детьми и куда мужчины возвращались с охоты.

Огонь сделал человека независимым от климата, позволил расселиться по поверхности Земли, сыграл важную роль в совершенствовании орудий труда.

Несмотря на широкое использование огня, человек прямоходящий очень долго не мог научиться добывать его, а может быть, до конца до конца своего существования так и не постиг этого секрета. «Огненные камни», например кремний и железный колчедан, среди остатков человека прямоходящего не найдены.

На этом этапе эволюции человека под контролем естественного отбора продолжают еще находиться многие физические особенности древнейших людей, связанные в первую очередь с развитием мозга и совершенствованием прямохождения. Однако наряду с биологическими факторами эволюции начинают зарождаться новые, социальные закономерности, которые со временем станут главнейшими в существовании человеческого общества.

Использование огня, охотничьи странствия, развитие способности к общению в какой-то мере подготовили распространение человека прямоходящего за пределы тропиков. Из Юго-Восточной Африки он перебрался в долину Нила, а оттуда на север по Восточному побережью Средиземного моря. Его остатки найдены еще восточнее – на острове Ява и в Китае. Каковы границы прародины Человечества, той территории, где совершилось выделение человека из животного состояния?

Прародина человечества.

В пользу африканской прародины человечества свидетельствуют многочисленные находки на юге и особенно на востоке Африки очень древних (до 5,5 млн. лет) остатков австралопитековых, человека умелого и древнейших каменных орудий. Существенное значение имеет и тот факт, что в Африке обитают наиболее близкие к человеку человекообразные обезьяны – шимпанзе и горилла. Ни в Азии, ни в Европе до сих пор не обнаружено такого полного эволюционного ряда приматов, как в Восточной Африке.

В пользу Южно-Азиатской прародины говорят находки дриопитеков и рамапитеков в Индии и Пакистане, остатки ископаемых человекообразных обезьян, близких к австралопитековым, обнаруженные в Южном Китае и на севере Индии, а также останки древнейших людей- питекантропов и синантропов.

Вместе с тем находки ископаемых остатков древнейших людей, сделанные в Германии, Венгрии, Чехословакии, свидетельствуют в пользу включения юга Европы в границы расселения древнейших людей. Об этом же говорит открытие в гроте Валлоне на юго-востоке Франции остатков охотничьего лагеря, имеющего древность до 700 тыс. лет. Огромный интерес представляет находка на северо-востоке Венгрии остатков рамапитековых обезьян, находившихся на пути гоминизации.

Итак, многие исследователи не отдают предпочтение ни одному из трех названных материков, считая, что превращение человекообразных обезьян в людей происходило в процессе их активного приспособления к самым разным и меняющимся условиям внешней среды. Вероятно, прародина человечества была довольно обширной, включала значительную территорию Африки, Южной Европы, Южной и Юго-Восточной Азии. Новые открытия костных останков наших предков постоянно заставляют расширять границы предполагаемой прародины человечества. Следует отметить, что Америка и Австралия были заселены проникшими из Азии людьми современного физического типа не ранее 30-35 тыс. лет назад.

Древние люди.

Около 300 тыс. лет назад на территории Старого Света появились древние люди. Их называют неандертальцами, так как впервые остатки людей этого типа были найдены в ФРГ в долине Неандерталь вблизи Дюссельдорфа.

Первые находки неандертальцев относятся еще к середине 19 века и долгое время не привлекали внимание ученых. О них вспомнили только после выхода в свет книги Ч. Дарвина «Происхождение видов». Противники естественного происхождения человека отказывались видеть в этих находках остатки ископаемых людей, более примитивных, чем современный человек. Так, известный ученый Р. Вирхов считал, что костные остатки из долины Неандерталь принадлежат современному человеку, страдавшему рахитом и артритом. Сторонники Ч. Дарвина доказывали, что это ископаемые люди большой древности. Дальнейшее развитие науки подтвердило их правоту.

В настоящее время на территории Европы, Африки, Южной и Восточной Азии известно свыше 100 находок древних людей. На территории СССР костные остатки неандертальцев обнаружены в Крыму, в пещере Киик-Коба и в Южном Узбекистане, в пещере Тешик-Таш.

Физический тип неандертальца не был однородным. В настоящее время выделяют несколько групп древних людей. До 30-х годов 20 века хорошо были изучены поздние западноевропейские, или классические неандертальцы. Они характеризуются низким покатым лбом, мощным надглазничным валиком, сильно выступающим вперед лицом, отсутствием подбородочного выступа, крупными зубами. Рост их достигал 156-165 см, мускулатура была необычайно развита, на что указывает массивность костей скелета; крупная голова как бы втянута в плечи. Классические неандертальцы жили 60-50 тыс. лет назад. Существует гипотеза о том, что классические неандертальцы в целом были боковой ветвью эволюции, не имевшей прямого отношения к возникновению человека современного типа.

К настоящему времени накопились богатые сведения о других группах древних людей. Стало известно, что существовала другая форма неандертальцев (ранние западноевропейские неандертальцы) имевшие более прогрессивные по сравнению с классическими неандертальцами морфологические признаки: относительно высокий свод черепа, менее покатый лоб, менее выступающее вперед лицо и др. от них, вероятно, произошли так называемые прогрессивные неандертальцы, возраст которых около 50 тыс. лет. Судя по ископаемым костным остаткам, найденным в Палестине, Иране, древние люди этого типа были морфологически близки к современному человеку. Прогрессивные неандертальцы имели высокий свод черепа, высокий лоб, на нижней челюсти – подбородочный выступ. Объем их мозга почти не уступал мозгу современного человека. Слепки внутренней полости черепа свидетельствуют о том, что у них произошло дальнейшее разрастание некоторых специфических для человека зон коры больших полушарий, а именно тех, которые связаны с членораздельной речью и тонкими движениями. Это позволяет сделать предположение об усложнении у людей этого типа речи и мышления.

Все перечисленные факты дают основание считать неандертальцев переходной формой между древнейшими людьми типа Homo erectus и людьми современного физического типа. Другие группы, видимо были боковыми, вымершими ветвями эволюции. Вероятно, прогрессивные неандертальцы были непосредственными предками Homo sapiens.

Еще в большей степени, чем костные остатки, о генетической связи неандертальцев с современными людьми свидетельствуют следы их деятельности.

По мере того как численность неандертальцев увеличивалась, они распространялись за пределы областей, где обитал их предшественник – человек прямоходящий, в края нередко более холодные и суровые. Способность противостоять Великому оледенению говорит о значительном прогрессе неандертальцев по сравнению с древними людьми.

Каменные орудия неандертальцев были более разнообразны по назначению (Мустьерская культура): остроконечники, скребла, рубила. Однако с помощью таких орудий неандерталец не мог обеспечить себя в достаточном количестве мясной пищей, а глубокие снега и продолжительные зимы лишали его съедобных растений и ягод.

Поэтому основным источником существования древних людей была коллективная облавная охота. Неандертальцы охотились более планомерно и целенаправленно и более крупными группами, чем их непосредственные предшественники. Среди окаменевших костей, найденных в остатках неандертальских костров, встречаются кости северных оленей, лошадей, слонов, медведей, зубров и мамонты.

Древние люди умели не только поддерживать, но и добывать огонь. В теплом климате они селились по берегам рек, под навесами скал, в холодном – в пещерах, которые им часто приходилось отвоевывать у пещерных медведей, львов, гиен.

Неандертальцы положили начало и другим видам деятельности, которые принято считать исключительно человеческими. У них возникло абстрактное понятие о загробной жизни. Они заботились о стариках и калеках, погребали своих умерших. С великой надеждой на жизнь после смерти они зародили живущую и в наши дни традицию провожать в последний путь своих близких цветами и ветками хвойных деревьев. Не исключено, что они сделали первые робкие шаги в области искусства и символических обозначений.

Однако тот факт, что неандертальцы находили в своем обществе место для стариков и калек, еще не означает, что они представляли собой идеал доброты и самоотверженно любили своих ближних. Раскопки их стоянок приносят немало данных, которые свидетельствуют о том, что они не только убивали, но и поедали друг друга (найдены обугленные человеческие кости, черепа, раздробленные у основания). Но каким бы свидетельством дикости не представлялся каннибализм теперь, вероятно, он не преследовал чисто утилитарную цель. Голод приводил к каннибализму очень редко. Причины его носили скорее магический, ритуальный характер. Возможно, существовало убеждение, что, отведав плоти врага, человек приобретает особую силу и мужество. А может черепа хранили в качестве трофеев или как почитаемые реликвии, оставшиеся от умерших.

Итак, неандертальцы разрабатывали разнообразные приемы труда и охоты, позволившие человеку выстоять в эпоху Великого оледенения. До полного статуса современного человека неандертальцу не хватает совсем немного. Систематики относят его виду Homo sapiens , т.е. к тому же виду, что и современного человека, но добавляя определение подвида – neanderthalensis – неандертальский человек. Название подвида указывает на некоторые отличия от полностью современного человека, теперь называемого Homo sapiens sapiens – человек разумный разумный.

Борьба за существование и естественный отбор играли заметную роль в эволюции неандертальцев. Об этом говорит низкая средняя продолжительность жизни древних людей. По данным французского антрополога А. Валуа и советского антрополога В.П. Алексеева, из 39 неандертальцев, черепа которых дошли до нас и были изучены, 38,5 % умерли в возрасте до 11 лет, 10,3 % - в возрасте 12-20 лет, 15,4 % - в возрасте 21-30 лет, 25,6 % - в возрасте 31-40 лет, 7,7 % - в возрасте 41-50 лет и только один человек – 2,5 % - умер в возрасте 51-60 лет. Эти цифры отражают огромную смертность людей древнего каменного века. Средняя длительность поколения лишь немного превышала 20 лет, т.е. древние люди умирали, едва успев оставить потомство. Особенно велика была смертность женщин, что, вероятно, обусловлено беременностью и родами, а также гораздо более длительным пребыванием в антисанитарных жилищах (теснота, сквозняки, гниющие отбросы).

Характерно, что неандертальцы страдали травматическими повреждениями, рахитом и ревматизмом. Но те из древних людей, которым удалось выжить в крайне суровой борьбе, отличались сильным телосложением, прогрессивным развитием мозга, руки и многими другими морфологическими признаками.

Хотя в результате большой смертности и малой продолжительности жизни период передачи накопленного опыта от одного поколения другому был очень коротким, влияние социальных факторов на развитие неандертальцев становится все сильнее. Коллективные действия уже в первобытном стаде древних людей играли решающую роль. В борьбе за существование побеждали те группы, которые успешно охотились и лучше обеспечивали себя пищей, заботились друг о друге, имели меньшую смертность детей и взрослых, лучше преодолевали тяжелые условия жизни.

Сразу после рождения малыш знакомится с новой для него обстановкой - запахами, звуками, ощущениями… Информация обрушивается на него в колоссальных объемах. Не случайно сама природа ограничивает восприятие ребенка в первые дни его жизни: у малыша снижены зрение и слух. Если бы все органы чувств у него работали в полном объеме, то мозг просто бы не справился с таким количеством новой информации. На этом этапе самое важное для ребенка - эмоциональная поддержка близких людей. Ученые давно установили связь между уровнем тревожности и интеллектом - чем тревожность выше, тем заметнее снижен интеллект.

Игровой практикум
Если вы хотите, чтобы с первых дней жизни ваш кроха рос умным и сообразительным, создайте для него максимально комфортную в эмоциональном плане атмосферу. Ведь от того, как быстро ваш малыш научится улыбаться, гулить, реагировать на эмоции и голос окружающих, зависит его дальнейшее интеллектуальное развитие. Чем больше положительных эмоций у малыша и сильнее эмоциональный контакт с матерью - тем смелее он будет в освоении новой информации позже.

2-й месяцВ ПОИСКАХ ОБЩЕНИЯ

На втором месяце жизни малыш уже начинает различать эмоции и настроение окружающих: улыбается в ответ на мамину улыбку, высовывает язычок, как старший брат или сестра. Общение становится для ребенка основным источником информации. Знакомьте кроху с окружающим пространством - он должен освоиться в кроватке, на пеленальном столике, в ванночке для купания…

Игровой практикум
Выполняя тот или иной ритуал - собираясь кормить малыша, проводя гигиенические процедуры, - озвучивайте свои действия. Спустя какое-товремя ребенок начнет понимать связь между словом и следующим за ним действием или явлением. Называйте предметы, которые окружают малыша. Это значительно повысит его пассивный словарный запас. Чем раньше ребенок освоит слова-действия, тем быстрее он научится понимать предметно-следственные отношения. А это одно из главнейших условий гармоничного интеллектуального развития малыша.

3-й месяцВНИМАТЕЛЬНАЯ ПОГРЕМУШКА

Ребенок требует все большего внимания к себе. Ему уже не нравится просто лежать в кроватке, а хочется, чтобы носили на руках и показывали все то, что может его заинтересовать. Это время первого внутреннего конфликта - есть желание перемещаться в пространстве, но пока нет возможности. Важно поддержать и не подавить в ребенке познавательный интерес. Ведь именно он является главным условием дальнейшего интеллектуального роста крохи. В три месяца для малыша главным источником информации становится звук: ребенок может определить, откуда идет звук, поворачивается на него, узнает голос мамы и может звуками выражать свои эмоции.

Игровой практикум
Пришло время для развития произвольного внимания. Лучший помощник в этом - погремушка. Показывайте крохе игрушку (лучше желтого цвета - он одним из первых воспринимается детьми) на расстоянии30-40 см,медленно перемещайте ее из стороны в сторону, добиваясь того, чтобы малыш следил за ней глазками. Погремите ею слева от ребенка, подождите, пока кроха повернет головку и глазами найдет источник звука. Затем повторите упражнение с другой стороны от малыша. Спрячьте игрушку у себя за спиной и снова погремите. А потом покажите игрушку ребенку. Это простое занятие помогает развитию внимания. Веселый колокольчик тоже способен подарить малышу немало приятных минут. Привяжите колокольчик к кроватке, раскачайте его, а затем возьмите кроху на руки и потанцуйте с ним - так вы будете развивать у ребенка чувство ритма. Кстати, оно формируется до года, и в дальнейшем его практически невозможно откорректировать. Не упустите время! Также для интеллектуального развития малыша в этом возрасте подойдут все музыкальные игрушки и подвесные мобили.

4-й месяцДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

С четырех месяцев кроха усваивает многие двигательные навыки: поднимает головку, лежа на животике, переворачивается со спины на живот, захватывает рукой игрушку, активно двигает ножками… На данном этапе необходимо поощрять и провоцировать любую его двигательную активность. Это позволяет ребенку осваиваться в новом пространстве и получать новую информацию. Когда кроха лежит на животике, положите перед ним игрушку, через минуту отодвиньте ее от него подальше, затем снова придвиньте. Ваше чадо обязательно попробует до нее дотянуться. Еще одним источником поступления информации, а следовательно, и интеллектуального развития на этом этапе становятся тактильные ощущения.
Игровой практикум
Познакомьте ребенка с различными по фактуре поверхностями - дерево, пластмасса, ткань, бумага… Пусть малыш ощутит разницу между гладким и шершавым, теплым и прохладным. Например, сначала дайте крохе потрогать мягкую игрушку, а затем - жесткую. Помогите ребенку перевернуться на животик и положите перед ним обе игрушки. Понаблюдайте, к какой из них он потянется. Видите, ваш малыш уже способен делать умозрительные заключения!

5-й месяцУЧИМСЯ МЫСЛИТЬ

Ребенок растет и внимательно изучает все, что его окружает. Кроха способен обращать внимание на детали - глаза, губы, нос, рот мамы. В этот период у деток начинают прорезываться первые зубки, потому, скорее всего, чадо захочет попробовать все, что попадется ему в руки, на вкус. Как губка, малыш впитывает новую информацию и запоминает ее, и в скором времени ребенок будет искать глазами те предметы, которые вы ему называли. А это уже серьезный шаг в становлении мышления.

Игровой практикум

Показывайте яркие картинки в книжках, включайте красивую приятную музыку, предлагайте для игры различные погремушки. Уберите на несколько дней привычные для малыша игрушки, заменив их на новые. А затем достаньте «хорошо забытые старые» - ребенок искренне обрадуется, увидев знакомые ему предметы. Это нехитрое упражнение способствует развитию долговременной памяти. Научите кроху простейшим манипуляциям с предметами: поднять, положить, потянуть. Опустите ребенка на животик, перед ним поместите движущуюся музыкальную игрушку. Пытаясь дотянуться до нее, малыш попытается ползти. А ползание - один из важнейших этапов развития ребенка, ведь освоение нового пространства связано с развитием мышления.

6-й месяцСАМОИНДЕНТИФИКАЦИЯ

В полугодовалом возрасте малыш начинает воспринимать себя как человека. До этого времени он идентифицировал себя с матерью - даже ее руки и ноги воспринимались им как продолжение собственного тела. Сейчас кроха словно знакомится сам с собой. И вам нужно ему в этом помочь. Познание собственного тела - важный момент в самоидентификации ребенка.

Игровой практикум

Предложите малышу для игры зеркало - дети быстро узнают в зеркале себя и искренне радуются своему отражению. Сравните свою руку и ручку крохи, сложив их вместе. Предложите ребенку потрогать ваш нос, а затем - его нос, чтобы малыш мог их сравнить. Так он сможет понять, что у всех людей естьчто-тообщее, но в то же время осознать свою уникальность. Умение сравнивать лежит в основе логического мышления, которое можно развивать у крохи еще до года.

7-й месяцОСМЫСЛЕННОСТЬ

Особенностью интеллектуального развития малыша на этом этапе является осмысленность его действий - он может стучать предметами, извлекая звуки, у него есть любимые игрушки, играя, он способен на некоторое время концентрировать свое внимание. Кроху начинают привлекать более сложные детали. Ребенок искренне обрадуется и удивится, увидев маму в новом наряде. Часто в этом возрасте малыши начинают ползать, и задача родителей - убрать из поля зрения ребенка все, что может представлять опасность.

Игровой практикум

Все новое так привлекательно для малыша. Используйте эту особенность во время игр. Подойдут игрушки для кукольного театра. Покажите крохе куклу, потом переоденьте ее в другое платье и снова покажите ребенку. Малышу наверняка понравится «фокус» с переодеванием. Умение видеть в привычномчто-тоновое способствует развитию творчества и гибкости мышления.

8-й месяцПО СЛОГАМ

Возраст7-8 месяцевпринято называть стадией предговорения: у малыша начинает формироваться пассивный словарный запас. Он реагирует на свое имя, знает и понимает значение многих слов: нет, дай, возьми… Кроха способен не просто запоминать слова, которые вы произносите, но и пытается сам повторять за вами то, что вы говорите. В этом возрасте детки могут произносить отчетливо самые разные слоги: ма, па, ба, тя… Речь напрямую связана с мышлением, поэтому необходимо всячески поощрять желание малыша говорить. Незаменимым помощником в этом нелегком процессе освоения речью станут народные потешки и прибаутки с часто повторяющимися слогами: «Гуси, гуси!Га-га-га!», «По кочкам, по кочкам» и т. д.

Игровой практикум

Чаще используйте звукоподражательные слова: «Котик говорит: «Мяу», собачка лает:«Ав-ав»,самолет летит:«У-у-у»…Эти упражнения не просто стимулируют речевую активность малыша, но и совершенствуют его память. Подуйте на листики комнатных растений или на подвешенную легкую игрушку - кроха удивится, что можно заставить предмет двигаться, не прикасаясь к нему. В скором времени ребенок сам попытается подуть на предмет. Это очень хорошее упражнение для развития и тренировки речевого аппарата.

9-й месяцМАЛЕНЬКИЙ ПРАКТИКАНТ

К девяти месяцам ребенок можеткакое-товремя самостоятельно играть, подолгу наблюдать за движущимися предметами. Он видит разницу в двух предметах, сравнивает их. Малыш уже уверенно сидит, ползает, некоторые встают на ножки, пытаются делать первые шаги. Это способствует значительному расширению кругозора. Начиная с девяти месяцев, детки делают огромный рывок в своем интеллектуальном развитии. Если до этого познание носило скорее пассивный характер (накапливался опыт), то теперь пришло время активного усвоения опыта на практике.

Игровой практикум

В разные коробки соберите однородные предметы: в одну - платки, шали, шарфики; в другую - разные плюшевые игрушки, в третью - крупные детали конструктора. Перебирая их, малыш освоит принцип тождества и разнообразия, что благоприятно скажется на дальнейшем формировании навыка систематизирования.

10-й месяцАССОЦИАЦИИ

С десяти месяцев кроха готовится сделать свой первый шаг. Его привлекает постижение пространства по вертикали: теперь малыш тянется за предметами, которые расположены выше его роста. Ребенок начинает понимать, что предметный мир не ограничивается лишь полем его зрения. Кроха знает, что в одной коробке лежат его игрушки, а в другой - книжки, начинает понимать, что мама, выйдя из комнаты, скоро вернется. Таким образом, у ребенка формируется ассоциативное мышление: малыш находит и запоминает связи между предметами и действиями.

Игровой практикум

Это лучшее время для игр с различными конструкторами: самыми простыми пазлами, вкладышами, пирамидками, кубиками. Привяжите к ножке или ручке ребенка воздушный шарик, наполненный гелием. Малыш будет долго наблюдать за тем, как движется шарик, а скоро уже будет улавливать связь между своими движениями и полетом шарика.

11-й месяцРЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Активно развивается речь ребенка. И даже если кроха все еще не порадовал вас ни одним словом, это не повод отказаться от детских книг. Не обязательно читать ребенку все, что написано в книжке, - вы можете просто показывать картинки, называя то, что на них нарисовано. Постепенно усложняйте процесс «чтения»: попросите кроху показать на картинке домик, собачку и т. д. Когда малыш показывает то или иное изображение, обязательно называйте то, что нарисовано.

Игровой практикум

Гуляя, читайте малышу стихи о природе и тех явлениях, которые он может наблюдать: снег, дождь, первый весенний цветок. Расскажите сказку. Словесная информация нужна и как способ передачи своих чувств, эмоций, наблюдений.

12-й месяцВСЕ ПОНЯТНО!

Возраст одного года в психологии называют возрастом обезьяны - малыш во всем копирует близких ему взрослых. Он хорошо понимает, что ему говорят, выполняет просьбы. Ребенок многое помнит: где оставил игрушку, какие картинки в книжке. У ребенка начинает развиваться абстрактное мышление, то есть он четко осознает, что молотком можно стучать, а со стакана – пить.

Игровой практикум

В этом возрасте как раз самое время для начала знакомства с сюжетными играми. Купите крохе детский аптечный набор, игрушечную посудку или набор «Магазин». Посредством игры малыш будет развивать свои творческие и умственные навыки. А это и является основным заданием годовалого карапуза.

Раскроем одну из самых ярких концепций управления познава-тельной деятельностью школьника - теорию поэтапного формиро-вания умственных действий. Учебная дея-тельность имеет свою структуру и содержание. Одна из главных составляющих учения - действия, без ко-торых оно совершаться не может. Умственные действия - это такие действия человека, которые он может выполнять в уме.

Они проявляются при решении познавательных задач - мыслительных, мнемических, перцептивных, вербальных и пр. Наиболее детально этот вопрос был рассмотрен П. Я. Гальпериным . Исследователь создал теорию поэтапного, или планомерного, формирования умственной деятельности.

Умственное действие состоит из нескольких частей — ориентировочной, исполнительной, контрольной и корректировочной. Сначала оно совершается во внешнем плане при работе со схемами, чертежами - материализованным его воплощением. Например, первоклассник выкладывает слово на разборном полотне, беря из кармашка буквы. Сначала он выкладывает слово целиком и только потом прочитывает его, чтение слова - это уже исполнительная часть. В следующий раз ребенок читает, не прибегая к подобной материализации.

Соответственно сведение действия только к исполнительской части неверно, поскольку в таком случае разрываются этапы его формирования. Ученые (П. Я. Гальперин, А. С. Пантина, Н. Ф. Талызина и др.) показали, что главную роль в формировании действия играет ориентировочная часть, потому что она влияет на скорость образования и качество действия.

Ориентировочная часть (далее мы станем называть ее ориентировкой) направлена на верное и эффективное построение исполнительской части и на выбор одного из вариантов исполнения. Содержание ее разнообразно. По степени достаточности ориентировочная основа действия бывает полной, избыточной, неполной. По способу получения — уже готовой (данной учителем) или самостоятельно составленной учеником.

Различают 3 типа ориентировки на основании общности, полноты и способа получения информации:

1) Состав ее неполный, а частные ориентиры выделяются учеником путем проб и ошибок. Когда меняются условия, может измениться и ориентировка.

2) Имеет все условия, чтобы действие было выполнено правильно. Однако они даются готовыми, в частном виде, подходящем для данного конкретного случая. Действие формируется быстро и безошибочно, становится устойчивым, но перенести его можно только в аналогичные условия.

3) Отличается полным составом, ориентиры представлены в общем виде, что может быть использовано в широких классах явлений. Но ориентировка составляется самим учеником с помощью общего метода, выработанного совместно с учителем. Последний тип ориентировки устойчив, безошибочен и часто переносится в другие условия.


Н.С. Пантина показала, насколько эффективен каждый тип ориентировки при обучении детей письму, проведя эксперимент по обучению по разным типам ООД. В одном классе учеников обучали по первому типу. Учитель по-казывал букву-образец, которую должны были написать учащиеся. Выделялись ее элементы, и они сообщались детям

Ученик пишет букву, видя перед собой образец. Учитель, замечая неверно написанные элементы, поправляет, говорит, как надо сделать. В данном случае требовалось 174 повторения. Научившись писать букву и, ученик затруднялся выделить ориентировочную основу действия для других букв.

При втором типе ориентировки детям предлагался образец буквы, но в их тетрадях давалось изображение ее контура точками. Все ориентиры ученик получал сразу. Для других букв они не годились. И учитель вновь давал ориентиры, которые ученик сам выделить не мог. В этом случае нужны были 22 повторения, чтобы написать бук-ву правильно. Следующая буква при таком типе ориентировки требовала 17 повторений.

При третьем типе учитель не сообщал ориентировочную основу действия, а объяснял принцип ее выделения (например, опорные точки должны быть в местах соединения), показывал на каком-либо примере. Затем ребенка учили выделять эти соединения на буквах, похо-жих по написанию друг па друга.

В этом случае важна не система частных ориентиров, а общий принцип (выделение контура), разделение последнего на части (единицы действия). Ученики сами выделяют систему опорных точек, которые и есть ориентиры, общие для написания всех букв. Дети быстро переносили эти принципы на другие буквы. В итоге правильное написание достигалось после 14 повторений (для сравнения вспом-ним, что при первом типе ориентировки таковых надо было 174), а вторая буква потребовала 8 повторений.

Три типа ориентировочной основы важны для обучения трудовым навыкам, когда действие «раскладывается»; извлекается, показывается и усваивается его структура. Таким образом, «учитель получает доступ к познавательной деятельности обучаемых».

Выделяется 6 основных этапов формирования умственных действий, связанных с интериоризацией, обобщением, сокращением и др.:

1. Формирование мотивационной основы действия.

2. Формирование схемы ориентировочной основы действия.

3. Становление материальной (материализованной) основы действия.

4. Формирование действия благодаря громкой речи, когда отпадает необходимость пользоваться ориентирами; вместо них выступают слова, в которых зафиксировано действие.

5. Действие, утверждаемое в речи про себя; сначала речь бывает не очень развернутой, а затем совсем сворачивается.

6. Действия в умственном плане; конечный продукт проявляется в знании, в свернутом виде.

Некоторые этапы составляют интериоризацию — переход внешнего действия во внутренний план, а некоторые (6-й этап) непосредственно показывают применение сформированного действия, или его экстериоризацию.

В целом обучение, построенное на основе этой теории, характеризуют:

1. Ориентация учащихся на осознание действий, производимых во вне (с наглядными материалами, материализованными объектами, схемами и пр.).

2. Возможность разбить весь учебный материал на разделы, в которых можно выделить самые общие подходы к выявлению принципов усвоения учебной программы.

3. Принципы можно усвоить, если выделить этапы формирования
практического и умственного действия.

4. Умственное действие — интеллектуальный акт, который может выполняться свернуто, в уме, во внутренней речи без опоры на практические действия, а затем проявиться вовне на другом учебном материале.

5. Одним из самых главных этапов формирования умственного действия является становление его ориентировочной основы.

6. Этап формирования ориентировочной основы умственного действия может включать 3 типа ориентировки, которые меняются в зависимости от приоритета субъекта деятельности — или учителя, или ученика.

7. На этапе формирования ориентировочной основы закладываются условия активности ученика (субъекта познания) — особенно при третьем типе ориентировки, когда учащийся сам выделяет главные ориентиры (носители) будущего знания. Учащийся понимает не только то, что надо усвоить, но и как это можно сделать.

8. Умственное действие имеет разные уровни развития, связанные с саморегуляцией ученика, определяется возможностями переноса в новые условия и степенью сокращения.

9. Управление умственной деятельностью ученика заключается в том, чтобы предоставить ему материалы для выявления третьего типа ориентировки, указать на последующие действия, позволяющие закрепить сформированное, организовать прямую и обратную связь на этапе вербального действия и его свертывания.

10. Критерием усвоения умственного действия является его экстериоризация — проявление сформированного действия в виде правила, умения применять знание на другом учебном материале.

В игре как символической форме презентации усвоенного легко и эффективно закрепляются сформированные умственные действия.

Планирование горизонта ввода конвейерного комплекса.

Трассу конвейерного подъемника выбирают таким образом, чтобы обеспечить:

Допустимый угол наклона конвейера;

Стационарность борта, в котором располагается конвейер;

Минимальное число пересечений с другими транспортными коммуникациями;

Прямолинейность при отсутствии или минимальном числе перегрузочных пунктов;

Рациональную экономическую эффективность транспорта горной массы до пункта дробления в карьере и от пункта перегрузки на поверхности;

Возможность продления трассы (в случае необходимости) при углублении карьера;

Максимальную независимость условий строительства от производства горных работ в карьере.

При проектировании реконструкции, связанной с внедрением конвейерных подъемников на карьере с железнодорожным транспортом, неизбежно пересечение коммуникаций последнего трассой конвейера, в связи.с чем усложняются условия и повышается стоимость строительно-монтажных работ.

В наиболее сложных случаях возможен отказ от расположения конвейера в открытых горных выработках из-за сложности проведения строительных работ и дальнейшей эксплуатации и переход к размещению конвейера на всей длине или частично в наклонном стволе.

В планировании горных работ при внедрении конвейерных подъемников на действующем карьере могут быть выделены три периода (рис. 1).

В первый период, предшествующий строительно-монтажным работам, необходимо создать постоянный борт по оси будущей трассы и осуществлять интенсивную (опережающую) углубку карьера в зоне установки дробильного комплекса. Ведение горных работ в той части карьерного пространства, которая не связана со строительством подъемника (рабочий борт на вышележащих по отношению к отметке установки дробилки горизонтах), следует предусматривать без интенсивной углубки, но с максимальным подвиганием фронта.

В течение второго периода - времени монтажа подъемника и сооружения для этого необходимой горной выработки горные работы практически не планируют в зоне строительства, а осуществляют только в рабочем борту карьера.

В третий период, после ввода конвейера в эксплуатацию необходимо повысить интенсивность углубки карьера, в том числе в зоне расположения дробильной установки с тем, чтобы расстояние транспортирования руды автосамосвалами от забоев к перегрузочному пункту было минимальным в течение длительного времени.

Несоблюдение этих принципов приводит к тому, что к моменту завершения строительства подъемника горные работы «отрываются» далеко вниз от отметки приемного бункера дробильного узла и эффективность использования конвейера резко снижается.

В связи с тем что угол наклона постоянного борта карьера обычно превышает угол наклона конвейера, при удлинении трассы последнего изменяется расстояние доставки горной массы автосамосвалами к подъемнику. Поэтому новое направление удлиняемой трассы следует по возможности совмещать с направлением углубки горных работ. В противном случае длина рейса автотранспорта в карьере может существенно превысить экономически целесообразное расстояние (1 - 1,5 км).

Рис. 1. Направление горных работ в карьере при строительстве конвейерного подъ-емника:

Б - борт карьера до начала строительства подъемника; К - проектируемое положение трассы подъемника; Д - горизонт установки дробильного узла; 1,2иЗ - объемы горных работ, выполняемые соответственно в первый, второй и третий периоды строительства подъемника

При необходимости, для организации строительства конвейерного подъемника, корректируют план производства горных работ.

Применительно к конвейерному транспорту особо важное значение имеет надежность транспортных схем.

Большое число схем конвейерного транспорта по принципу соединения и взаимодействия оборудования может быть сведено к четырем основным структурным схемам: последовательное соединение оборудования, параллельное соединение оборудования, с объединением грузопотоков, с разделением грузопотоков.

Обобщающим показателем надежности является коэффициент готовности, определяемый временем работы между отказами Т и временем восстановления Т В,

Транспортирующую способность конвейерной системы определяют с учетом вероятной эксплуатационной производительности Q, которая обусловливает надежность оборудования:

D = k Г Т Р Q

где Т р - планируемое время работы конвейерной линии (за вычетом регламентированных технологических и организационных простоев).

Коэффициент готовности системы конвейеров определяется показателями надежности отдельных ее узлов и агрегатов.

Для наиболее распространенной системы, состоящей из п последовательно соединенных конвейеров, коэффициент готовности:

Считается, что применительно к конвейерному транспорту экономически не оправдано резервирование оборудования.

Представляется, что для мощных конвейерных подъемников большой производительности, характеризующихся высокой капиталоемкостью, предусматривать резервную линию нецелесообразно, так как дополнительные затраты могут резко ухудшить экономические показатели использования конвейеров вообще. Однако, если допускают размеры транспортируемого куска, то в некоторых случаях следует рассматривать возможность применения двух конвейеров с узкой лентой вместо одного с широкой. При этом необходимо учитывать различный коэффициент готовности систем по вариантам (разную надежность), возможное изменение производительности конвейерного тракта, условия реконструкции при удлинении подъемников и организации новых перегрузочных пунктов, а также различие в условиях транспортирования горной массы автосамосвалами до перегрузочного пункта. Так, если имеется принципиальная возможность независимого удлинения узких конвейеров, то это улучшит условия эксплуатации автотранспорта в карьере (уменьшатся колебания в расстоянии перевозок) и благоприятно скажется на технико-экономических показателях варианта. Кроме того, наличие второй конвейерной линии позволяет сгладить негативное влияние, оказываемое на производительность автомобильно-конвейерного комплекса разницей в режимах работы конвейеров и автомобильного транспорта. Последний эксплуатируется в режиме карьера (340-350 дней в году круглосуточно) при годовом фонде рабочего времени 7300-7500 ч, а расчетное время работы конвейерной линии в году составляет 5900-6000 ч. Иными словами, при одной конвейерной линии для обеспечения ее часовой производительности необходим парк автомобилей, в 1,2-1,25 раза превосходящий среднерасчетный, установленный по условиям обеспечения заданного объема перевозок. Обычно в проектах этот коэффициент не учитывается, так как практически часть автосамосвалов, занятых, например, на перевозке вскрыши в отвал, можно направить на доставку руды к подъемнику. Однако, если принять во внимание ограничения по производительности экскаваторов и приемной способности дробильных узлов или если проектом предусмотрена конвейеризация подъема всего объема скальной горной массы из карьера, то этот коэффициент необходимо учитывать при составлении проектов.

Эффективность применения того или иного вида карьерного транспорта определяется в конечном итоге экономическими показателями - капитальными затратами на приобретение и монтаж оборудования, строительство объектов и коммуникаций, выполнение горных работ и т.д., а также эксплуатацианными расходами. Наибольшие расхождения при определении эксплуатационных расходов наблюдаются применительно именно к конвейерному транспорту. Основа расхождений заключается в использовании разных методов расчета амортизационных отчислений на реновацию (восстановление первоначальной стоимости) и ремонт ленты. Для проектных расчетов можно пользоваться следующими данными. Срок службы резинотросовых лент на конвейерах длиной до 1000 м составляет 5 лет, длиной 1000-3000 м - 6 лет. При этом ленты передвижных (забойных и отвальных) конвейеров имеют срок службы примерно на год меньше, чем на конвейрах стационарных и находящихся в галереях.

Поэтапное развитие отвалов.

Внешние отвалы и другие поверхносные сооружения размещают за конечными контурами карьера. При поэтапной разработке с длительностью каждого этапа 10-15 лет и более возможно временное складирование пород внутри перспективных контуров. Например, часть пород первого этапа размещается в зоне будущих работ второго этапа (рис. 2)


Рис. 2. Схема поэтапного размещения отвалов

/, // - соответственно первая и вторая очереди карьера; 1,2- соответственно временный и постоянный отвалы

При расконсервации бортов первого этапа временные отвалы перемещаются на постоянное место. Это позволяет уменьшить в первые годы расстояние транспортирования и высвободить значительные денежные средства, которые могут быть эффективно и длительное время использованы в народном хозяйстве. Если условный прирост средств выше затрат на дополнительное перемещение пород, то поэтапное размещение отвалов экономично. Экономия от уменьшения расстояния транспортирования пород

Рис. 3. Схема поэтапного развития постоянных отвалов

Постоянные отвалы в плане целесообразно проектировать в несколько этапов (3-5 и более) (рис. 3). На первом этапе породы складируются в несколько ярусов с отсыпкой пород на предельную расчетную высоту на ограниченной площади. На втором и последующих этапах отвалы в основном расширяют в плане. Такая схема поэтапного отвалообразования, щироко применяемая при автомобильном и конвейерном транспорте, по сравнению со схемой поярусного развития отвалов сразу на всей площади имеет следующие преимущества:

1. земли под отвалы изымаются из сельскохозяйственного пользования постепенно, что уменьшает экономический ущерб, наносимый народному хозяйству от вовлечения недр в разработку;

2. рекультивация отвалов и возвращение земель для сельскохо-зяйственного использования осуществляются раньше;

3. уменьшается расстояние перемещения пород в первые годы, что позволяет уменьшить затраты на транспортирование;

4. отодвигаются сроки переноса сооружений, попавших в зону горного отвода, что позволяет повысить эффективность использования ранее сделанных капитальных вложений на их строительство.

5. экономический эффект от поэтапного развития отвалов пропорционален объёму складируемых пород и тем выше, чем больше высота отвалов и число этапов.


Похожая информация.