Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Познавательное занятие дома виды в старшей группе. Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Ирина Беркалова
Открытое занятие по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Край, в котором мы живём».

Познавательное развитие : Приобщение к социокультурным ценностям.

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А.

Возрастная группа : старшая .

Тема (в соответствии с комплексно-тематическим планированием) : «День родного края» .

Тема НОД : «Край , в котором мы живём » .

Цель : создание условий для того, чтобы расширить представление детей о крае, в котором они живут .

Задачи : Формировать представление о своем крае, как части России;

уточнить знания детей о государственной символике России;

познакомить детей с понятием «неофициальные символы России» : матрёшка, берёзка, колокольчики;

расширить словарный запас;

Обобщить знания детей о растительном и животном мире родного края.

Воспитывать патриотические чувства к своей малой Родине, любовь к месту, где живешь, её природе.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская .

Формы организации : групповая , индивидуальная.

Материалы и оборудование : ИКТ, музыка М. Бернеса «С чего начинается Родина?» , игрушки-животные, картинки с растениями, листы бумаги, карандаши цв.

Предварительная работа : чтение произведений русских писателей о Родине, народе, природе, крае, городе; рассматривание иллюстраций книг, атласов, флагов, гербов страны, края, района, города; прослушивание музыкальных произведений патриотического характера; отгадывание загадок по теме.

Ход НОД:

1. Организационный момент :

Ребята, посмотрите на эту карту. Как вы думаете, эта карта какой страны? Эта карта нашей страны.

Как она называется? (Россия)

Какой город является столицей России?

Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя - Россия. Много чудесных стран на Земле, везде живут люди, но Россия - единственная, необыкновенная страна, потому что она наша Родина.

Карта может многое рассказать о нашей стране.

Россия – это большое и сильное государство, в котором много городов , озер, рек, лесов. Мы гордимся нашей великой страной.

Что такое символика России?

Что такое государственный герб? (Обратить внимание детей на патриотический уголок группы ).

Государственный герб - это , его официальный символ.

Государственный герб исполняет ту же функцию, что и название страны, её флаг и гимн, - он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Государственный герб современной России представляет собой золотого двуглавого орла на красном фоне.

Орел увенчан тремя золотыми коронами - символами государственного суверенитета нашей страны, в лапах его - скипетр (знак торжества закона) и держава (символ единения народа) .

На груди орла - щит, в красном поле которого едущий вправо для зрителя, стоящего лицом к щиту, серебряный всадник в лазоревом (синем, голубом) плаще, поражающий копьем чёрного опрокинутого и попранного конём дракона.

Что такое государственный флаг? (Предложить детям найти его в патриотическом уголке) .

Государственный флаг - это опознавательный знак государства , его официальный символ.

Государственный флаг исполняет ту же функцию, что и государственный герб, государственный гимн и название страны, - он обозначает свою страну, отличает её от других стран.

Государственный флаг России представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех равных по ширине горизонтальных полос : верхней - белого цвета, средней - синего цвета и нижней - красного цвета.

Значение цветов флага России : белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий - цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.

Звучит музыка М. Бернеса «С чего начинается родина» .

О чем поется в этой песне?

Как вы думаете, что такое Родина?

Ребенок 1 :

Малая Родина –

Островок Земли

Под окном смородина,

Вишни расцвели.

И березка белая,

А под ней скамья,

Ласковая малая

Родина моя!

Ребенок 2 :

Слышишь песенку ручья?

Это Родина твоя.

Звон дождей и шум ветвей,

И в саду смородина – Это тоже Родина.

2. Основная часть. Воспитатель рассказывает стихотворение «Родина» В. Степанова.

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой растём,

И берёзы у дороги,

По которой мы идём .

Что мы родиной зовём?

Солнце в небе голубом

И душистый, золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовём?

Край , где мы с тобой живём !

А теперь посмотрите на эту карту. Как вы думаете, что это за карта?

Как называется область, где мы живем?

Флаг Саратовской области представляет собой прямоугольное полотнище из двух горизонтальных полос : нижней - красного цвета и верхней - белого цвета с двухсторонним изображением в центре белой полосы герба Саратовской области в окружении золотого декоративного венка из дубовых, лавровых ветвей и колосьев, соединенных золотой лентой.

Герб Саратовской области окружен декоративным венком из веток дубовых, лавровых и колосьев пшеницы. Что это может значить?

(Лазоревый цвет щита обозначает речные просторы Волги и красоту малых рек, протекающих на территории области. Стерляди символизируют изобилие рыбных запасов, чистоту реки Волги и малых рек области. Дубовые ветки в декоративном венке обозначают силу, мужество и стойкость народов земли саратовской в периоды лихолетья. Лавр олицетворяет победу над врагами и славу русского оружия. Колосья пшеницы символизируют природные и растительные богатства, изобилие, хлебосольство жителей, трудолюбие народа. Золотые ленты - богатство, могущество и постоянство).

Физминутка.

Собрались все дети в круг

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

У каждого из нас есть своя малая Родина – тот уголок земли, где мы выросли, где находится наш родной дом. Родина огромна и прекрасна, и у каждого она одна, как мама. Родиной надо гордиться, любить её, заботиться о ней.

Наша малая Родина – посёлок, в котором мы живем . Как он называется?

Вам нравится наш посёлок? Чем он нравится?

Хотите посмотреть, какая она малая Родина на большой планете Земля. Подойдите к столу, на котором лежат альбомные листы и цветные карандаши.

На какой планете мы живем? (планета Земля)

Возьмите голубой карандаш и нарисуйте большой круг. Эта планета Земля. (Дети выполняют задание)

Как называется наша страна? (Россия)

Возьмите карандаш красного цвета и нарисуйте в большом круге круг поменьше. Это наша Россия. (Дети выполняют задание)

А как называется область, в которой мы живем ? (Саратовская область)

Возьмите карандаш синего цвета и внутри кругов рисуем еще один круг - это наша область. (Дети выполняют задание)

А наш посёлок находится в Саратовской области. Возьмите, зеленый карандаш и нарисуйте маленький круг - это наша малая Родина – Лысые Горы.

Посмотрите, какая она маленькая на такой большой Земле.

3. Сюрпризный момент : Обратить внимание детей на сундучок, в сундучке – клубочек.

Как вы думаете, для чего нам пригодится этот клубочек?

Этот клубочек поможет нам совершить путешествие, как в сказке.

А теперь, я предлагаю вам отправиться в путешествие по нашему посёлку.

Отправляемся вслед за клубочком и подходим к телевизору. Показ слайдов – Достопримечательности Лысых Гор.

Слайд 1- река Медведица и Лысая Гора. «Медведица одна из красивейших в области река. По старинному народному поверью она берет начало из мрачной медвежьей берлоги, отчего и получила свое название. В прежние времена река Медведица была многоводной и судоходной, по ней на баржах переплавляли зерно в другие губернии.

Лысые Горы были основаны в 1740 г. у подножья горы, от которой и получили свое название».

Слайд 2 – Герб посёлка с комментарием. «В золотом поле с лазоревой оконечностью зеленая гора, справа имеющая двойную внутреннюю кайму в цвет поля, сужающуюся и сходящуюся к вершине. В вольной части – герб Саратовской области».

Слайд 3 – Центральная площадь, ДК, здание Администрации.

Слайд 4 – Памятник погибшим воинам в ВОВ.

Слайд 5 – новый парк – аллея Славы.

Слайд 6 - стадион, ФОК.

Слайд 7 – новый строящийся храм.

Слайд 8 – страусиная ферма.

Давайте продолжим путешествие и вспомним все, что вы знаете о флоре и фауне нашего края. Кстати, что такое флора и фауна?

Мы отправляемся в природу, а значит должны быть аккуратны и внимательны. (Дети идут по дорожке за клубочком из следа в след) . А теперь давайте поприветствуем всё живое.

Физминутка

Здравствуй, небо голубое,

Здравствуй, вольный ветерок

Здравствуй, маленький дубок,

Здравствуй, солнце золотое,

Здравствуй, матушка Земля!

Здравствуй, Родина моя!

Здравствуйте мои друзья

Мы живем в родном краю,

Всех я вас приветствую!

(Дети выполняют движение в соответствии с текстом)

Игра : «Растения нашего края» .

Я вам загадаю загадки, а вы находите картинки – отгадки на столе.

На проталинке в лесу

Первым встретил я весну

Я мороза не боюсь,

Первым из земли пробьюсь. (Подснежник) .

На зелёном шнурочке

Белые звоночки

Знают даже малыши

То лесные.. (Ландыши) .

Как зовут меня, скажи

Часто прячусь я во ржи

Скромный полевой цветок

Синеглазый.. (Василёк) .

Разбежались по лужайке

Беззаботной лёгкой стайкой

Словно девочки-подростки

Белоствольные.. (Берёзки) .

Игра : «Животные нашего края» .

Дети подходят к столу, на котором разложены игрушки , изображающие животных. Отгадывают загадки и находят нужных животных.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц)

Рыжая птичница

В курятник пришла,

Всех кур перечла

И с собой унесла.

(Лиса)

Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(Лось)

Серый, страшный и зубастый

Произвел переполох.

Все зверята разбежались.

Напугал зверят тех…

(Волк)

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга.

(Олень)

Этот зверь с двумя клыками,

С очень мощными ногами

И с лепешкой на носу.

Роет землю он в лесу.

(Кабан)

4. Итог :

Наше путешествие по родному краю подошло к концу.

О чём мы с вами сегодня говорили?

Что нового вы узнали?

Что больше всего понравилось?

Что же такое Родина?

Давайте полежим на солнечной лужайке. (Дети ложатся на ковёр и закрывают глаза) .

Релаксация : Представьте себе, что вы лежите на солнечной лужайке, на которой много цветов и бабочек.

Воспитатель читает стихотворение О. Вилкова о родном крае.

Тема : Правила на всю жизнь

Цель : закрепить знания об основных правилах, по которым живут люди; дать понятие, что главное - правила не знать, а выполнять; учить быть честными и мужественными, уметь признаваться в своих некрасивых поступках, чтобы в будущем их не повторять; формировать высшие моральные качества личности: доброту, честность, мужество, стойкость перед искушениями, критическое отношение к своему «я», умение самостоятельно совершенствовать черты своего детского характера.

Ход занятия

Вы скоро расстанетесь с детским садом и будете ходить в школу, но надолго останутся в вашей памяти друзья, игрушки, вы будете помнить, как мы вас воспитывали, учили правилам, по которым нужно жить.

Какие вы запомнили правила? (ответы детей)

Чтобы вы их лучше запомнили, давайте повесим чудесные листья с правилами на дерево и вместе прочитаем вслух. (Воспитатель с детьми развешивают листья.)

Правила

Будь щедрым!

Будь бережливым!

Будь трудолюбивым!

Будь аккуратным!

Люби животных и растения!

Будь любознательным и наблюдательным!

Помогай маленьким и слабым!

Уважай взрослых!

Не обижай людей!

Будь вежливым и гостеприимным!

Будь смелым!

Будь честным!

Слушай старших!

Это у нас необыкновенный дуб. Это дуб мудрости. Посмотрите еще раз внимательно на него и запомните эти правила на всю жизнь.

Кто запомнит, тот будет умным, а кто запомнит и будет выполнять, тот будет мудрым.

Правила нужны нам не только в детском саду, но они пригодятся вам в Школе, в институте, когда вы будете взрослыми. Когда сами будете мамами и папами, вы научите этим правилам своих детей.

Ребята, а были в вашей жизни случаи, когда вы знали эти правила, но не выполняли их?

Делали вы что-нибудь плохое, заранее зная, что это нехорошо?

А потом вам было стыдно?

Кто наберется смелости и сможет рассказать всем какой-нибудь случай из своей жизни? (рассказы детей из личного опыта)

Какие вы молодцы, что не испугались признаться вслух, для этого нужен мужественный характер.

А сейчас найдите удобное место и приготовьтесь к психогимнастике.

Психогимнастика «Выйди к свету»

Представь, что ты попал в холодное подземелье. Тебе тяжело дышать, не хватает воздуха. В подземелье одиноко, неуютно. Тебе хочется скорее выйти отсюда. Но впереди нет хода. Ты идешь по длинному тоннелю, которому не видно конца. И вдруг вдали мелькнул какой-то свет. Это луч солнца проник сквозь тяжелое подземелье. Ты быстро побежал, раскидал камни, и вдруг яркое, лучистое солнце хлынуло на тебя своим светом. Теплый ветер стал трепать твои волосы. Ты вдохнул свежий воздух, радостью наполнилась твоя грудь. И ты почувствовал себя свободным и счастливым.

Ребята, что вы чувствовали в темном подземелье? (ответы детей)

Такие чувства испытывает любой человек, когда кривит душой, когда совершает плохие поступки. На душе у него так же темно, неуютно, страшно.

А какие чувства вы испытали, когда вышли на свет? (ответы детей)

Такие чувства испытывает человек, когда живет по мудрым законам жизни. Радость, облегчение, успокоение живет в его душе, когда он признается в своих ошибках.

Сейчас вы услышите отрывок из сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».

I отрывок

Однажды в зимнюю стужу двое лесорубов увидели, как с неба упала яркая звезда. В складках плаща они обнаружили не звезду, а маленького ребенка. Один из лесорубов взял дитя и, несмотря на бедность и голод, принес его к себе в дом. Вырос мальчик очень красивым, но злым, гордым и жестоким. Однажды, когда в их селение пришла женщина, он закидал ее камнями и не хотел поверить, что нищенка - его мать.

(Воспитатель демонстрирует рисунки.)

Кому понравился мальчик-звезда? Почему?

Кому понравилась нищенка?

Подарите свои сердечки тому герою, который вам нравится.

(Дети дарят бумажные розовые сердечки героям сказки.)

(Воспитатель молча анализирует ситуацию, смотрит, какие дети какому герою подарили свои сердечки. Затем выставляет две вазочки с конфетами и кусочками хлеба.)

Ребята, а герои сказки тоже хотят сделать вам подарки. Возьмите себе тот гостинец, который сами захотите, но только у того героя, который вам очень нравится. Мальчик-звезда угощает вас конфетами. А у бедной нищенки нет денег, но она хочет угостить вас хлебом.

(Дети самостоятельно берут себе гостинец, воспитатель анализирует обстановку и делает вывод, совпало ли мнение детей, когда они дарили сердечко тому, кто нравится, и когда брали гостинец у того, кто нравится. Ситуация может быть разной. Если все дети сделали свой выбор в первом и втором случае одинаково, то они не покривили душой, но могут и покривить, поэтому и разные варианты последующей беседы.)

1 вариант

Ребята, ведь вы же свои сердечки подарили нищенке, а почему же решили взять конфеты у жестокого мальчика-звезды? Понятно, вы еще дети и очень хочется конфет, трудно не поддаться соблазну. Но все равно надо учиться терпеть и не поддаваться, сохранять искренние чувства.

2 вариант

Какие вы, ребята, молодцы! Ведь конфеты вкуснее хлеба, но вы все выбрали хлеб нищенки и поступили честно, не покривили душой, у вас есть сила воли.

(Чтение II отрывка сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».)

II отрывок

Но после того, как нищенка-мать ушла из селения, мальчик-звезда вдруг превратился в чудовище. Тогда он понял, что поступил плохо, и три года искал по свету свою мать... Много злоключений испытал он, пока опять не стал красивым. Он встретил нищенку и повинился перед ней. Неожиданно нищенка превратилась в королеву. А вскоре мальчик-звезда стал властелином города. Он был справедливым, по-доброму относился к сиротам, бедным и больным.

Ребята, а теперь вам нравится мальчик-звезда? (ответы детей) У нас было условие, что гостинец можно брать у того, кто тебе очень нравится. Теперь вы, если хотите, возьмите конфеты у мальчика-звезды.

(Дети угощаются.)

Ребята, вы еще дошкольники и поступать правильно надо еще учиться. Говорить слова легко, а делать дело сложно. Но у вас чуткие, честные, добрые сердца. И старайтесь, чтобы мудрые правила жизни навсегда остались с вами. И тогда вы будете хорошими людьми.

Программное содержание познавательного занятия: учить детей избегать опасные ситуации, которые могут произойти на улице, на природе; учить использовать пряные растения в пищу; дать понятие их необходимого присутствия при приготовлении пищи; закрепить навыки правильного поведения в опасных положениях; развивать мышление и умение детей применять знания для правильного объяснения нравственных поступков; развивать тактильное восприятие; воспитывать чувство взаимовыручки.

Оборудование: карточки с изображением лекарственных, пряных и ядовитых растений; загадки о грибах и ягодах на листиках; 4 платка и 4 корзинки; бутафорские ягоды и шарики от пинг-понга; спасательный круг; энциклопедия для дошкольников; аудиозапись шума моря и любой песни о море; пряные травы (сухие и нет); сваренный суп без приправ; карта путешествия в страну «Почемучию»; стулья и конструктор для построения корабля, костюм разбойника.

Предварительная работа: рассматривание картин с изображением лекарственных, пряных и ядовитых растений с последующей беседой о них; загадывание и отгадывание загадок о грибах и ягодах; заучивание стихов и чтение художественной литературы морской тематики; нравственные беседы о правилах поведения на улице, на природе.

Ход познавательного занятия

В. Я знаю, что вы очень любопытные. Это значит, что вы готовы открывать новые земли. Вот наша волшебная карта. (Показывает на карту, дети рассматривают её.) Наше путешествие начинается из города Почемучек

Первый причал - Долина загадочных растений.

Отдать швартовы! (Ответ детей: «Есть отдать швартовы!»)

Игра « Помоги посадить растения на клумбы».

На столе разложены карточки с изображением растений. Дети разбирают «рассаду», называют её и «сажают» на клумбы (три маленьких столика). Капитан Почемучка комментирует: напоминает, какие растения нельзя собирать, показывает ядовитые, рассказывает (вместе с детьми), при каких заболеваниях можно лечиться тем или иным растением, а также рассказывает, для чего нужны пряные травы и нужны ли ядовитые растения.

В. Морское путешествие продолжается. Просьба всех занять место в каютах.

Посмотрите в карту, где мы проплываем. (Дети смотрят, находят цифру 2.) Мы проплываем мимо мыса Угадай-ка. Рыбка принесла нам загадки о лесных ягодах и грибах, которых так много растёт на этом мысе.

Капитан зачитывает загадки:

1. На полянке под сосной много ягоды лесной.

Ты под кустик загляни-ка, ждёт тебя там … (земляника).

2. Я родился в день дождливый под осиной молодой,

Круглый, гладенький, красивый, с ножкой толстой и прямой. (Подосиновик.)

Рыжие сестрички, ростом невелички. (Лисички.)

Предлагаю сделать остановку на мысе.

Игра «Собери ягоды и грибы».

На полу рассыпают грибы (из счётного материала) и ягоды (шарики от пинг-понга). Дети разбиваются на пары. Участникам завязываются глаза. Двое собирают на ощупь ягоды, двое – грибы. Пары оставшихся, разбираются с собранными ягодами и грибами.

Капитан. Мы так увлеклись сбором грибов и ягод, что заблудились. Что же делать?

Ребята рассказывают, как поступить в такой ситуации. Капитан выслушав ответы, обобщает.

Нужно поаукать, позвать на помощь, позвонить. Если никто не отвечает, надо остановиться и хорошенько подумать, вспомнить знакомые ориентиры. Лучше всего шумные: железную дорогу, судоходную реку, шоссе. Выйти к людям помогают звуки. Прислушайтесь, может быть, вы услышите, как работает трактор, идёт поезд или лает собака. Если знакомых звуков не слышно, но рядом бежит ручеёк – идите вниз по течению. Ручей выведет к реке, а река рано или поздно – к людям. Но самое главное правило – лучше в лес одним не ходить.

Звучит в записи шум моря.

Капитан. Ребята, что мы слышим? (Ответ детей.) Рядом море, мы к нему и пойдём. Вот и наш корабль. Поднимаемся на борт и отплываем.

Капитан. Человек за бортом! Ребята, надо его спасать! Бросайте спасательный круг!

Дети бросают за дверь спасательный круг на верёвке и втягивают в группу разбойника. Он снимает круг, выхватывает игрушечный пистолет и, стреляя в воздух, гоняется за детьми.

Игра «Догонялки».

Капитан. Команда! По местам!

Дети садятся на стулья.

Разбойник. Ага! Попались! Ловко я вас обманул! Всем сидеть! Руки вверх! Вы плыли через бухту Разбойников. Теперь вы все мои пленники.

Капитан. Ребята, оказывается не все люди добрые. Мы пришли на помощь разбойнику, а он оказался настоящим злодеем. Разбойник, почему ты стал таким?

Разбойник. Я рос непослушным мальчишкой, маму не слушался, часто вредничал, любил подраться с мальчишками, а девчонок всегда дёргал за косички. Однажды, когда я возвращался из школы домой ко мне подошёл незнакомый дяденька и сказал: «Хочешь, мальчик, я тебе кино про полицейских покажу и угощу тебя вкусным мороженым?» Я, конечно, сразу пошёл с этим дяденькой. Кто же откажется от угощения и кино? А за углом дома дядя запихнул меня в машину и отдал на пиратский корабль. Так я и стал разбойником. Рад бы вернуться домой, к маме, да не знаю дороги назад.

Капитан. Ребята, правильно ли поступил наш разбойник? Что он сделал не так? (Ответы детей. Он заговорил с незнакомым человеком; принял приглашение незнакомца и сел к нему в машину…) А ещё с осторожностью нужно открывать двери незнакомым людям и поздно не гулять одному на улице, особенно если темно.

Разбойник. Сколько я наделал ошибок! А все почему? Потому что не слушал маминых советов!

Капитан. Хочешь, мы отвезём тебя в город Почемучек к маме? Но только ты должен пообещать, что никогда больше не будешь разбойничать!

Разбойник. Согласен, согласен! Хочу домой! Я буду просто Васей и всегда буду слушать свою мамочку.

Капитан. Тогда в путь! Минуем бухту Разбойников и направляемся в залив Отдыха.

Причаливаем к берегу. Повар-кок приготовил суп на обед. Только он очень расстроен – суп получился не ароматный. Может мы поможем ему? Как сделать суп ароматным и богатым витаминами? (Добавить пряных растений в суп. Дети спрашивают, что из пряностей добавлялось в суп. Предлагают свои варианты.)

Капитан. Прежде, чем исправить суп, мы проверим, как вы сможете по запаху узнать пряность.

Игра «Узнай по запаху».

В киндер-сюрпризах насыпаны сухие пряности, дети должны по запаху узнать, какая пряность находится в той или иной баночке.

Игра «Узнай по внешнему виду».

Дети по внешнему виду узнают пряные растения, растущие на подоконнике, рассказывают о его пользе.

А теперь можно и суп сварить.

Игра «Варим суп».

Капитан. Подкрепились? Молодцы! А теперь нам пора возвратиться туда, откуда мы отправились – в город … Почемучек.

Разбойник. Вот мой родной город! Сейчас я побегу к себе домой, обниму мою мамочку. Вот она мне обрадуется! Но на прощанье хочу вам вот что сказать. Ребята, слушайте старших. Мамы и папы, бабушки и дедушки, ваши воспитатели – все желают вам только добра. До свидания!

Капитан. Как много в мире неизвестного.

Ребята! Это не беда!

Как много в мире интересного!

Все новое узнаем мы всегда.

Мы дать хотим один совет:

Откройте книгу просто,

И вы найдёте там ответ

На тысячи вопросов!

Дарит детям книгу «Все обо всем».

Программное содержание : закрепить знания детей о жилище, его назначении, использовании, различиях в содержании жилищ, где живет человек и где живут животные; пополнение словарного запаса детей.

Материал: магнитная доска, иллюстрации с изображением явлений природы, девочки, домика, дерева, водоема, жилища.

Составитель: Ясницкая Наталья Владимировна

Ход занятия :

Воспитатель : Ребята, сейчас я вам расскажу интересную историю, которая приключилась с девочкой Олей и ее лесными друзьями. (рассказ сопровождается показом соответствующих иллюстраций). Жила в красивом домике девочка Оля. Домик стоял недалеко от красивой полянки, а на полянке росло большое красивое дерево, а рядом с полянкой было озеро.

Оля часто приходила играть на полянку, и к ней слеталось много птичек, из-за кустов за ней наблюдали лисички, зайчики, даже медведь однажды забрел. Вот и сегодня Оля решила поиграть на полянке. Светило солнце, был хороший, светлый день. (дети добавляют свои определения). Но вот подул ветер, появились тучи, загремел гром, пошел дождь. Стало темно, все бросились прятаться в свои домики. Но было так темно, шел такой сильный дождь, что все растерялись и не могли попасть в свои домики. Давайте поможем Оле и ее друзьям.

Игра «Кто где живет»

(Воспитатель раскладывает на столе иллюстрации с изображением девочки, домика, дерева, водоема, животных и просит детей разложить всех по домикам: кто где живет)

Воспитатель: Как вы думаете, кто может жить на дереве? (птички) А как называется домик, где живут птицы? Как птицы делают гнезда, из чего? (ответы детей) Дети, а может ли дерево укрыть еще кого-нибудь? (да, в дереве может быть дупло, в нем может жить белка, дятел). А кто может жить рядом, под деревом? (муравьи, ежи, зайчики).

Проводится беседа с детьми о жилищах насекомых и зверей.

Воспитатель : Вот какое, оказывается, дерево, сколько оно приютило зверей. Да, а у нас еще есть утки, лягушка, куда же нам их поселить? (ответы детей).Вот как здорово мы помогли всем! Вы устали, давайте отдохнем.

Физминутка «Дружно встали на разминку»

Дружно встали на разминку

И назад сгибаем спинку.

Раз-два, раз-два, раз-два-три,

Да не упади, смотри.

(дети наклоняются назад, для страховки упираясь ладонями в поясницу)

Наклоняемся вперед.

Кто до пола достает?

Эту сложную работу

Тоже делаем по счету.

(наклоны вперед)

Воспитатель:

У леса на опушке,

Высоко на суку

С утра поет кукушка:

Ку-ку-ку-ку!

Внизу бежит речушка

По желтому песку,

Поет кукушка звонко:

Ку-ку-ку-ку!

Смотрите, вроде бы и солнышко появилось! А вот Оля осталась стоять под деревом. Куда же ее нам поселить? Где она жила? (ответы детей)

(Воспитатель уточняет у детей, каким должен быть дом у Оли, что в нем должно находиться, из чего строят дома).

Воспитатель: Ребята, вспомните, как мы назовем, где живут наши друзья-жилища. Давайте выучим стихотворение Л.Леонова «Кто где живет».

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая- в норе,

Жучка в теплой конуре,

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха,

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Итог занятия .

Программное содержание :

  • Систематизировать знания детей о растениях, как о живых существах, у которого есть корни, чтобы дышать, держаться, питаться; ствол, чтобы доставлять питательные вещества из земли другим органам; для их роста и развития растениям нужны почва, влага, свет, тепло.
  • Закрепить у детей представление о последовательности роста растения на примере огурца.
  • Дать знания о том, что семена растений тоже живые существа.
  • Упражнять в различении и названии деревьев (сосна, ель, осина, береза, рябина).
  • Развивать у детей умения в проращивании семени.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Словарная работа: питается, дышит, размножается, растет, семена.

Индивидуальная работа : активизировать на занятии (имя ребёнка), воспитывать самостоятельность у (имя ребёнка).

Материал :

  • карточки для игры «Живое – неживое»,
  • разрезные картинки для составления дерева (сосны, ели) для каждого ребенка,
  • карточки для игры «Что сначала, что потом»,
  • карточки для игры «Что нужно для роста и развития дерева»,
  • семена овощных культур,
  • баночки для замачивания семян,
  • ватные диски,
  • вода (для практической работы).

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня наша группа превратится в научную лабораторию, а вы в ученых. Если вы правильно отгадаете загадки, то узнаете, что мы будем изучать.

1. Загадывание загадки.

Ребята отгадайте загадку

«Что же это за девица?
Ни швея, ни мастерица
Ничего сама не шьет,
А в иголках круглый год». (Ель)

«Стоят столбы белые,
На них шапки зеленые:
Летом мохнатые,
Зимой сучковатые.
Где они стоят,
Там и шумят». (Береза)

«Никто не пугает,
А вся дрожит». (Осина)

«Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи». (Рябина)

«У меня длинней иголки,
Чем у елки,
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке». (Сосна)

Как одним словом назвать сосну, ель, березу, рябину (Деревья)

Вот сегодня мы будем продолжать изучать дерево.

А где можно увидеть все это многообразие деревьев? (в лесу)

2. Актуализация знаний с опорой на воображение и индивидуальный жизненный опыт.

Теперь я вам предлагаю лечь на ковер и закрыть глаза и расслабиться. Сейчас зазвучит музыка, вы будете ее слушать и представлять картину о зимнем лесе.

Что ты (имя ребёнка) услышала? А ты (имя ребёнка)?

Какие картинки пронеслись перед вашими глазами?

Сейчас я вас приглашаю в нашу лабораторию, садитесь за столы.

3. Закрепление знаний и изучение нового материала.

Воспитатель показывает детям игрушечную елочку.

Скажите, а это елочка живая?

Почему? (ответы детей)

А какое дерево можно назвать живым?

(дети называют признаки живого существа, воспитатель выставляет модели - дышит, питается, растет, размножается).

4. Игра: «Составь дерево»

- Молодцы, деревья вы знаете хорошо,а теперь я вас попрошу выполнить задание.

- . Для этого возьмите желтый конвертик, там находятся части растения, вот из них составьте целое дерево.

- Какое дерево получилось у (имя ребёнка), а это же дерево у кого получилось, поднимите руки.

- У тебя (имя ребёнка) какое дерево? Поднимите руки у кого это же дерево?

Назовите, из каких частей состоит дерево.

(корень, ствол, ветки, листья)

Давайте, вспомним, для чего нужна каждая часть.

(выставляются модели, дети говорят, что эта модель обозначает)

5. Физкульминутка «Елочка»

Есть в лесу три полочки
(стоя, руки опущены, ладони перпендикулярно туловищу)

Ели,
(потянуться вверх, руки поднять вверх)

Елки,
(стоя, руки опустить перпендикулярно туловищу)

Елочки,
(присесть, руки перпендикулярно туловищу)

На елях висят небеса
(руки вверх)

А на елочке – роса.
Встряхнуть кисти рук.

6. Игра «Живое - неживое»

Возьмите карточки и обведите в кружок, то, что вы считаете живыми существами.

Самостоятельная работа детей.

Назовите, что вы считаете живым на карточке.

(ответы детей)

Ребята, скажите, а деревья сразу стали такими большими?

7. Игра: «Что сначала, что потом»

Возьмите, красный конверт и выложите картинки в правильной последовательности – (имя ребёнка) будет работать у доски, потом проверим, кто, как выполнил задание.

Самостоятельная работа детей.

Проверка выполнения задания.

Теперь вы ученые экспериментаторы и вам предстоит трудная работа, пройдите в исследовательскую лабораторию.

Посмотрите, что вы видите на этом блюде?

Семена разных растений

Как вы думаете, они живые?

(Ответы детей)

Семена живые, но сейчас они спят, но если создать необходимые условия, семена проснутся.

Скажите, можем мы посадить семена в открытый грунт? Почему?

За окном зима.

Правильно, но мы можем вырастить растения у себя в лаборатории. Для этого семена нужно разбудить.

8. Практическая работа детей .

Давайте вспомним, что нужно для роста и развития живого существа.

(почва, тепло, свет, вода)

(дети называют, воспитатель выставляет модели)

Чтобы семена разбудить поместим их в волшебные баночки. Сегодня мы с вами будем пробуждать семена огурца.

Возьмите баночки и на дно положите круглый мягкий диск и увлажните его.

Семена разместите так, чтобы они не соприкасались – не мешали друг другу просыпаться. А теперь закройте баночку. Оставим семена просыпаться

9. Итог занятия .

Что вам на занятии понравилось?

Итак, ребята, занятие закончено, теперь возьмите свои волшебные баночки и подскажите мне, куда их нужно поставить?

А почему на окно?

Чтобы семена получали свет, ведь они живые существа, и им нужен свет и тепло.

Ребята, вы сегодня хорошо занимались, знаете основные признаки живых существ, правильно назвали функции каждого органа дерева, знаете, какие деревья живут в лесу. Занятие закончено, теперь возьмите свои баночки и поставьте на окно, чтобы наше растение получало свет.