Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Проба на золотых изделиях с профилем женщины. Виды клейма на золотых изделиях в россии и мире

Серебро относится к числу благородных металлов, которым не страшны окисление или коррозия. В периодической системе Д.И. Менделеева серебро обозначено как Ag (от латинского Argentum) и числится под номером 47. Это металл серебристо-белого цвета, для которого характерна высокая пластичность.

Чистое серебро достаточно мягкое, поэтому оно не подходит для производства посуды, ювелирных и иных изделий. Чтобы серебро не гнулось и не ломалось, в него добавляют другие металлы. Так как с момента начала производства серебра количество таких примесей было различным, появилась необходимость ввести понятие «проба».

Проба показывает, какое количество серебра содержится в конкретном сплаве. Например, проба 800 означает, что в 1000 г сплава содержится 800 г серебра и 200 г примесей. В дальнейшем эта информация используется для того, чтобы применять серебряный сплав конкретных проб для производства тех или иных изделий. Например, проба 800 больше подходит для изготовления столовых приборов, в то время как 925-я проба применяется для ювелирной продукции (подробнее об этом ниже). Также пробой называют клеймо, проштампованное на серебряном изделии.

Виды проб серебра

В качестве основного элемента серебряного сплава обычно используют медь. Содержание в сплаве меди делает его более прочным, но в то же время изделие становится желтым и со временем темнеет на воздухе. Чем больше в нем меди, тем интенсивнее происходит потемнение серебра.

В приведенной ниже таблице представлены наиболее распространенные пробы серебра в метрической системе проб. Эта система действует в России и странах СНГ, в Германии, Франции и тех государствах, которые подписали Конвенцию по контролю и клеймению изделий из драгметаллов.

Характеристики проб серебра

Это высокопрочный сплав, для которого характерны хорошие литейные свойства. Однако серебро этой пробы подвержено быстрому окислению (темнеет на воздухе) и из-за большого содержания меди отливает желтизной, из-за чего его используют для изготовления столовых приборов, но не для ювелирной продукции. Его также называют желтым серебром.

Присутствие лишних 30 г серебра в каждом килограмме сплава делает его более пригодным для изготовления украшений. Из-за низкого содержания серебра украшения такой пробы стоят дешевле, однако и свойства их оставляют желать лучшего. Они также быстро окисляются.

Серебро этой пробы прекрасно подходит для столовых приборов, но для драгоценностей серебряный сплав по-прежнему содержит слишком много меди. Хотя в сравнении с 800-й пробой такое серебро не имеет характерного желтого оттенка, однако оно со временем теряет свою красоту и с трудом поддается механической обработке.

Серебро этой пробы, именуемое также стандартным или стерлинговым, более всего распространено в производстве ювелирных изделий. Это связано с тем, что большое количество серебра в сплаве делает его достаточно пластичным и красивым, чтобы создавать изделия самой причудливой формы. При этом присутствие 75 граммов меди не придает серебру желтого оттенка и в то же время делает сплав более прочным, чем чистое серебро. Серебро 925-й пробы могут путать с золотом, поскольку ювелирные изделия из серебра этой пробы часто покрывают позолотой. Чтобы избежать путаницы, достаточно знать, что у золота такой пробы не существует.

Серебро указанной пробы считается высококачественным и применяется для ювелирной продукции. Поскольку оно очень мягкое, из него получаются украшения и предметы декора, требующие тончайшей художественной работы. Расплатой за такое количество серебра в сплаве становится то, что готовые изделия легко поцарапать и повредить. Чтобы продукция получалась более прочной, ее эмалируют.

999-я проба . Поскольку чистое серебро слишком мягкое и подвергается деформации в процессе использования, из него не делают ювелирных изделий. В обиходе серебро наивысшей пробы применяют в производстве припоев, а также для изготовления деталей разнообразных приборов. Его же можно найти и в банках в виде серебряных слитков. В некоторых странах, например в Японии, чистое серебро используют в магических ритуалах.


В метрической системе измерения существуют и другие пробы (см. таблицу ниже). Например, в советское время была распространена с характерной формой клейма в виде бочонка. Ее использовали для изготовления украшений, посуды, подсвечников и изделий для проведения различных ритуалов. Сегодня эта проба не применяется.

Серебряный сплав низкого сорта, в котором присутствует менее 80% серебра (пробы ниже 800-й), называют техническим. Обычно его используют в промышленности, например для производства плат.

Другие системы проб

В каталоге продукции нашего сайта присутствуют , которая может просто озадачить. Неужели возможно создавать изделия, где в килограмме сплава всего 84 грамма серебра? На самом деле эта проба указана в другой системе измерения. До 1927 года в России существовала так называемая золотниковая система проб, измеряемая в золотниках. Если перевести ее в метрическую систему, то 84-я проба будет соответствовать 875-й пробе серебра (см. таблицу ниже).



Разновидности серебра

Еще в древности было замечено, что от состава серебряного сплава зависят не только его качества, но и внешний вид. Так появились различные виды сплавов, а также разные способы обработки готовых изделий, которые пользуются большой популярностью при производстве серебряной продукции.

Черненое серебро

В Древней Руси еще до наступления нашей эры открыли способ чернения серебра, когда изделия покрывали красивыми черными узорами. Смешивая в определенных пропорциях серебро, медь, свинец и серу, получали так называемую чернь. После гравировки серебряного изделия его нагревали до тех пор, пока чернь полностью не растворялась и не чернела. В результате получалось интересное сочетание темных и светлых оттенков.


Вначале черненое серебро использовали в основном для создания оберегов и эликсиров, но с расцветом чернения в XVII веке стали появляться гравюры, портсигары, посуда и прочие изделия, иметь которые считалось очень модным. Особенностью черненого серебра является его прочность. Изделия из него не нуждаются в чистке.

Оксидированное серебро

Соединение серебра с серой также приводит к потемнению благородного металла, но у такого сочетания есть свои особенности. Если черненое серебро представляет собой прочное соединение, то об оксидированном серебре сказать этого нельзя. Эффект потемнения здесь создается с помощью специальной пленки, которую легко повредить в процессе чистки изделия. Поэтому нужно внимательно осматривать изделие при покупке, чтобы не купить оксидированное серебро вместо черненого.

Стоит заметить, что тот и другой способ обработки серебра имеет свою ювелирную ценность. В частности, оксидирование позволяет играть с оттенками черного и даже фиолетового цветов, придавая изделию не только эффект старины и благородства, но и делая его более колоритным. После полировки выпуклые части оксидированного серебряного изделия становятся блестящими, а вогнутые - темными.


Обычно оксидированное серебро применяют при создании ювелирной продукции небольшого размера. Это могут быть сережки, цепочки или браслеты ручной работы, а также изделия, нуждающиеся в реставрации. Поскольку по цене черненое и оксидированное серебро практически не отличаются, покупатель решает сам, какому материалу отдать предпочтение.

Матовое серебро

Матовое серебро отличается благородным видом и устойчивостью к потемнению. Естественный блеск серебра убирается с помощью специального оборудования вроде пескоструйного аппарата, а также травлением в определенных растворах.


Позолоченное серебро

Напыление на серебро тонкого слоя золота придает серебряному изделию не только роскошный вид, но и увеличивает его химическую стойкость. Столовые приборы из позолоченного серебра подходят для соленой и кислой среды, где обычное серебро вступит в химическую реакцию.


Существуют и другие разновидности серебра, полученные с помощью разных техник и веществ.

Подлинность серебряных изделий

На рынке существует довольно много поддельных серебряных изделий, на которых могут стоять «фирменные» клейма (пробы). Большая востребованность такой продукции связана с тем, что многие покупатели не имеют представления, как должна на самом деле выглядеть проба. Наличие такой пробы они уже считают достаточным основанием, чтобы поверить в подлинность продукции. В то же время для мастеров подделок постановка клейма не является особо большой проблемой. Вот только профессионал всегда сумеет отличить фальшивое клеймо от настоящего.

Поддельные пробы

Чтобы определить подлинность того или иного клейма, нужно как минимум знать специфику самого процесса подделки. Поддельные изделия зачастую выполняют из мягких металлов, поэтому клейма имеют более мягкие контуры.

При определении подлинности пробы на антикварном серебряном изделии нужно учитывать особенности производства. Мошенники зачастую не берут во внимание, что та или иная проба использовалась только в конкретные годы выпуска, а также ставилась в определенные . Например, в России на серебре ставили клеймо с изображением женской головки в кокошнике, цифрового знака пробы и буквы госинспекции. Вначале лицо женщины было повернуто влево, но с 1908 года его развернули в противоположную сторону. Также в разные годы клейма на продукции ставили в разных местах.



Кроме этого в разных странах действуют свои стандарты, которые также нужно учитывать при работе с пробой. Например, имеют свои особенности по сравнению с или российскими клеймами.

Одним из частых приемов производителей фальшивок является перенос подлинного клейма с одного предмета на другой. В частности, его могут взять с ложки и припаять к дорогому старинному серебряному предмету. Профессионалы при этом искусно прячут место пайки под гравировкой. И все же при детальном рассмотрении следы пайки можно обнаружить, особенно если подышать на это место.

При тщательном рассмотрении изделия под лупой можно также заметить разницу в износе клейма и самого изделия, что тоже говорит о подделке.

В то же время качественные фальшивки могут определить только профессионалы с помощью специального оборудования. Оно позволяет обнаружить как нехарактерный для того или иного периода производства состав сплава, так и отсутствие защиты. Информация о степенях защиты содержится в технической документации к клейму и находится под охраной государства.

Как определить подлинность серебра

Подлинность серебряного изделия должен определять эксперт, особенно если речь идет об антиквариате. Однако в домашних условиях всегда можно провести простые опыты, которые позволят заподозрить фальшивку.

Если серебряное изделие магнитится, то перед вами подделка, так как серебро не магнитится никогда. В то же время отсутствие взаимодействия с магнитом не доказывает его подлинности, так как некоторые металлы и сплавы также не магнитятся.


Явным признаком подделки может служить и наличие другого металла под серебром. Достаточно сделать царапину острым предметом, чтобы выяснить это.


Если изделие не стало горячим при опускании на несколько секунд в горячую воду, значит, в нем есть металлы с низкой теплопроводностью. Серебро нагревается мгновенно, так как имеет высокую теплопроводность.


Если серебряная вещица испачкала руки, в ней содержится много цинка. Ушлые продавцы в таких случаях любят придумывать разные оправдания, например, что на человеке, которому испачкало руки серебряным амулетом, лежит порча.


Стоит присмотреться и к качеству самого изделия. Например, если речь идет о серебряной цепочке, то у фирменной вещи тщательно проработана каждая деталь. В то же время в подделке обычно мелкие элементы низкого качества или укрупнены для упрощения производства. На поддельных изделиях могут плохо закрываться замки, а отдельные элементы иметь неровные края или неправильную форму. Также возможны разрывы звеньев, разная их длина и форма.


Особенностью домашних методов определения подлинности серебряного изделия является то, что их нельзя назвать достоверными. С их помощью можно только заподозрить подделку, но нельзя доказать оригинальность изделия, поэтому всегда лучше обратиться за помощью к экспертам.

Проба – это процент содержания золота или серебра в драгоценном металле, обозначенный цифрами. На каждом ювелирном изделии стоит клеймо, в котором указана проба.


375 проба – 37,5% содержание золота (золото, серебро, медь)
500 проба – 50% содержание золота (золото, серебро, медь)
585 проба – 58,5 % содержание золота (золото, серебро, медь, палладий, никель)
750 проба – 75% содержание золота (золото, платина, серебро, медь, палладий, никель)
999 проба – 99,9 содержание золота (золото).


Золото - металл мягкий и дорогостоящий. Поэтому ювелирные изделия изготавливают из сплавов золота с другими металлами – это намного практичнее. Чем больше содержание золота, тем мягче сплав, тем больше на поверхности украшений появляется царапин и вмятин в процессе носки украшений. Такие изделия быстро теряют вид и практически не блестят. Это необходимо учитывать при выборе любых изделий из благородных металлов.

Состав сплавов влияет и на цвет полученного металла. Если много меди, то золото имеет красноватый оттенок. Никель отбеливает, серебро – желтит. Интересен факт, что содержание золота в ювелирном изделии должно несколько превышать объём устанавливаемой пробы, чтобы её подтвердить в Пробирной палате.

На каждое украшение ставится государственное пробирное клеймо. Вероятность подделки в этом случае фактически равна нулю. Покупателю необходимо только знать, как именно выглядит подлинное государственное клеймо, и проверить его наличие перед покупкой.

На клейме должен быть код пробирной палаты, цифровое обозначение пробы, а также специальный знак пробирного удостоверения. Сегодня на клейме в виде знака изображена женская голова в профиль в русском национальном головном уборе – кокошнике. Также изображена русская буква – это шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Пробы других благородных металлов:

Серебро – 800, 830, 875, 925, 960, 999
Платина – 850, 900, 950
Палладий – 500, 850.

Согласно действующему законодательству пробированию подвергаются все промышленно выпускаемые сплавы, содержание благородных металлов в которых свыше 30%. На таких изделиях в обязательном порядке должно быть нанесено государственное клеймо с соответствующей пробой.

Каратная система
В Европе и США используется другая система обозначения содержания золота – каратная. Караты показывают количество частей чистого золота из 24 частей сплава.
Проба 9 карат – это 9 частей золота из 24-х (375 проба)
Проба 10 карат – это 10 частей золота из 24-х (500 проба)
Проба 14 карат – это 14 частей золота из 24-х (585 проба)
Проба 18 карат – это 18 частей золота из 24-х (750 проба)
Проба 24 карат – это 24 частей золота из 24-х (чистое золото).

Каратная система проб используется сегодня по всему миру. Если покупать ювелирное украшение за пределами СНГ, то проба почти всегда будет обозначена в каратной системе.
До каратной системы в Западной Европе действовала лотовая проба (12 лотов = 750 проба).

спец предложения для вас


Из истории пробирования в России

Первое московское клеймо на драгоценном металле, обнаруженное на территории России, относится к 1651 году. Клеймо представляло собой изображение двуглавого орла и дату, обозначенную славянскими буквами. Это были ещё не полноценные в современном понимании пробы, поскольку они не отражали содержание драгоценного металла в сплаве. Но такое клеймо было свидетельством того, что металл соответствует образцу, признанному законом.

В те времена эталоном считались «любские талеры» или «ефимки» – это были привозные европейские монеты, которые переплавлялись в ювелирные украшения. В конце 17 века в России появился «левок» – клеймо, которое свидетельствовало о низкопробном образце золота.

Государственное клеймение в России было официально узаконено в 1613 году для серебра, в 1700 году - для золота. На других металлах клеймо не ставили.

Во всех городах России в 18-19 веке ставили клеймо с изображением:
- герба города, год в щитке различной формы;
- начальных букв имени и фамилии ювелира (именник пробирного мастера);
- клейма мастера, изготовившего изделие;
- двух цифр, обозначающих пробу (число золотников в лигатурном фунте).

Все мастера и ювелиры на фабриках были обязаны ставить свои клейма-именники и представлять изделия государственному пробиреру.

1 января 1899 года в России ввели единообразное клеймо. Изображение представляло собой женскую голову в кокошнике, с инициалами управляющего пробирным округом. Иногда ставились цифры – золотниковая проба (72 золотника=750 проба). Такой вид клейма в разных вариантах просуществовал вплоть до 1927 года, после чего систему проб и клеймирования изменили. Вместо женской головы в кокошнике появилась голова рабочего с молотом, а сама проба стала обозначаться числом тысячных долей золота в сплаве, как это делается в настоящее время. В систему добавились платиновые и палладиевые пробы. В клейме появился шифр пробирного учреждения (буква греческого алфавита).

С 1958 года на советских пробирных клеймах стали изображать серп и молот на фоне пятиконечной звезды. А шифр пробирной инспекции стали обозначать русскими буквами.

С 1994 года в России введены пробирные клейма, которые действуют в настоящее время. Клейма с серпом и молотом ходили вплоть до 2000 года.

Сегодня на клейме изображена женская голова в кокошнике в профиль, направленная вправо. Также изображена русская буква – шифр пробирной инспекции. Для каждой из 18 пробирных инспекций предназначена своя буква.


Рассматривая сокровища в витринах ювелирных магазинов, миллионы покупателей задают себе вопрос – какую пробу выбрать? Какая лучше?

Если у вас нет цветовых предпочтений, то выбирать изделие нужно по трём основным критериям: практичность, эстетическая привлекательность, стоимость.

Самая распространенная проба золота – 583-я. Цвет такого металла может варьироваться – это напрямую зависит от процента содержания в сплаве различных металлов. К примеру, если сплав золота 583-й пробы состоит из 58,3% – золото, 36% – серебро, 5,7% – медь, то в таком случае металл отличается зеленоватым оттенком. Та же самая 583-й проба с содержанием 18,3% – серебро, 23,4% – медь, имеет уже розовый оттенок. Если же в этом сплаве 8,3% – серебро, а 33,4% – медь, то золото будет иметь явные оттенки красного.


В целом, золото 583-й пробы считается самым практичным, поэтому пользуется повышенной популярностью. 50% процентное содержание золота в сплаве делает изделия прочными – такие украшения меньше царапаются и не деформируются.


Чего не скажешь о золоте 958-й пробы. Такой сплав не отличается прочностью, поэтому не пользуется высоким спросом у покупателей ювелирных украшений. В этом сплаве, также, в незначительном количестве содержится серебро и медь. Металл получается ярко-жёлтого цвета – практически чистое золото. Часто используется при изготовлении свадебных колец. Но из-за повышенной мягкости поверхность таких украшений требует регулярной полировки.


Сплав 750-й пробы состоит из 3-х компонентов – золото, медь, серебро. Иногда в качестве лигатуры включается немного родия, палладия, никеля и цинка. Цвет металла может быть самым разнообразным – от желто-зелёного оттенка до красноватого и белого. Сплав очень техничный и идеально подходит в качестве основы для ювелирной эмали. Почти всегда украшения из золота 750-й пробы отличаются благородными оттенками и оригинальным изысканным дизайном, поскольку выпускаются не очень большими партиями.

Сплав золота 375-й пробы состоит из компонентов: 37,5% – золото, 10,0% –серебро, 48,7% – медь, 3,8% – палладий. Широко используется при производстве обручальных колец.

Белое золото

Белого золота, по сути, не существует. Это обычное золото с разным содержанием металлов в сплаве.

Белое золото 585-й пробы:
23,7-28,7% – серебро, 13,0-18% – палладий, 17% – никель, 8,7% – цинк, 16% –медь.
Белое золото 750-й пробы: 7,0-15,0% – серебра, 14% – палладий, 4% – никель, 2,4% – цинк, 7,5-16,5% – никель, 15% – медь.


Белое золото пользуется высокими спросом у любителей ювелирных украшений, и является прекрасным компаньоном для бриллиантов.

Серебро

В России законодательно разрешены к использованию следующие пробы серебра: 800, 830, 875, 925, 960, 999.

Серебро 875-й пробы - самое практичное и распространённое. Именно из такого сплава производится большая часть серебряных украшений. Сплав содержит 81,5% чистого серебра. Остальное приходится на медь, которая эффективно препятствует окислению металла. Серебро 875-й пробы менее подвержено потемнению, чем серебро 830-й и 720-й пробы.


Из серебра 916-й пробы изготавливают предметы для сервировки стола. Сплав 960-й пробы используется при изготовлении особо филигранных изделий.

Чтобы защитить серебряные и латунные изделия от окисления, их поверхность нередко покрывают тонким слоем золота 999-й пробы (золочение) или серебра 999-й пробы (серебрение).

Платина и палладий

В ювелирном деле сплавы платины и палладия используются в очень незначительных количествах.

Платиновый сплав успешно заменяется сегодня белым золотом. Некоторые ювелирные изделия изготавливают из двухкомпонентного сплава 950-й пробы, в составе которого вместе с платиной присутствует медь и иридий.

Палладий до сих пор не признали в качестве самостоятельного металла для производства ювелирных украшений. Тем не менее, у палладия вполне прекрасная перспектива, поскольку он дешевле платины, имеет насыщенный белый цвет, прекрасную способность к механической обработке и устойчивый блеск.


Что такое именник на золотом изделии, как выглядит именник и какую информацию об изготовителе (ювелирном заводе или частном ювелирном предприятии) содержит?

Именник – это оттиск на ювелирном изделии (будь-то золото или другой драгоценный металл), которое ставит производитель. Именник содержит информацию о производителе (индивидуальный код), годе выпуска изделия и территориальной инспекции, к которой относится изготовитель. Рядом с именником обязательно должно стоять клеймо .

Код года выпуска : каждой букве соответствует определенный год.

А - 2001 год
Б - 2002 год
В - 2003 год
Г - 2004 год
Д - 2005 год
Е - 2006 год
З - 2007 год
И - 2008 год
К - 2009 год
Л - 2010 год

Код Государственной Инспекции Пробирного надзора : в регионе деятельности которой находится производитель. По букве, обозначающей территориальную государственную инспекцию, легко можно определить, где было произведено украшение.

Перечень шифров государственных инспекций пробирного надзора


Наименование ГИПН
Почтовый адрес
Шифр
1
Верхневолжская 157940, п. Красное-на-Волге Костромской обл., ул. Красная пл., 7
В
2 Волго-Вятская
603006, г. Нижний Новгород, ул. Грузинская, 416
Г
3 Восточносибирская
660021, г. Красноярск, ул. Ленина, 126
Я
4 Дальневосточная 680009, г. Хабаровск, ул. Промышленная, 20
Ю
5 Донская 344018, г. Ростов-на-Дону, пр-т Буденновский 104/91
К
6 Забайкальская 670031 Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Терешковой, 9
Ж
7 Западная 236040, г. Калининград, Гвардейский пр-т, 15
Ф
8 Западносибирская 630005, г. Новосибирск, ул. Фрунзе 57/2
Н
9 Поволжская 450076 Башкортостан, г. Уфа, ул. Зенцова, 47
П
10 Подмосковная
540170 Бронницы Московской обл., Комсомольский перю, 53
Б
11 Прикаспийская 367026 Дагестан, г. Махачкала, пр-т Калинина, 42
З
12 по Республике Саха
677027 Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Октябрьская, 30
Д
13 Северная
162340, г. Великий Устюг Вологодская обл., ул. А.Угловского,1
А
14 Северо-Западная 195272, г. Санкт-Петербург, пл. К.Фаберже, 8, корп.2
Л
15 Уральская
620089, г. Екатеринбург, ул. Чайковского, 75
С
16 Центральная
103104, г. Москва, ул. М.Бронная,18
М

Код изготовителя – это индивидуальный шифр изготовителя, который регистрируется в инспекции Пробирного надзора в обязательном порядке.

Все организации (заводы) и индивидуальные предприниматели (частные ювелиры) должны иметь свои уникальные именники, формы которых регистрируются и утверждаются Министерством финансов Российской Федерации (Пробирной палатой) ежегодно.

Основные требования, предъявляемые Пробирной службой к именникам: соблюдение форм и размеров, четкий контур установленного образца, читаемые буквы. Если изготовитель нарушил стандарты, госинспекция имеет право отказать в регистрации такого именника.

В наши дни, ювелиры используют метрическую и каратную систему проб золота. В царской России и в СССР до 1927 года, применялась старая система золотниковых проб.

Метрическая проба золота

Метрическое измерение проб это точная и удобная система. Она показывает, сколько частей золота находится в 1000 весовых частей драгоценного сплава. Например, в 1000 граммах ювелирного сплава 585 пробы содержится 585 грамм чистого золота.

Каратная проба золота

Каратная система это метод измерения проб золота в каратах. Она действует во многих западных странах. По этой системе самая высокая проба золота соответствует 24 каратам. Например, метрическая проба 585 это зарубежное золото 14 карат.

Золотниковая проба золота

Золотниковая система это старый русский метод измерения проб золота в золотниках. По ней, содержание чистого золота в сплаве определялось количеством золотников. Максимальная царская проба золота равнялась 96 золотникам. Сегодня, числовое значение 56 золотников (56 проба) соответствует 585 пробе золота.

Ювелирные пробы и клейма

Пробой ювелирного изделия называется количественное содержание металла в сплаве (т.е. сколько содержится чистого драгметалла в 1000-че единиц сплава, который Вы держите в руке). Например – в цепи весом 1 кг, имеющим пробу 585, содержится 585 граммов чистого золота! Остальное – медь, серебро и проч -. по вкусу.(415 грамм). Клеймо, которое у нас в России ставит Палата пробирного надзора, (а не сам мастер, как думают некоторые), подтверждает, что Вы держите в руке изделие именно 585 пробы, в котором именно 585 частей чистого (999 пробы) золота. Мастер (или фирма) ставит на изделие свой именник, на котором отображены малозначащие для покупателя символы.(На новых, недавно изготовленных изделиях, важна первая буква именника – она означает год изготовления: А – 2001, Б – 2002 …Ж –отсутствует, З – 2007, вторая буква “М” – Москва, далее буквы – код мастера или фирмы).

Очень важно знать! При покупке ювелирных изделий обязательно убедитесь в наличии двух клейм – именника и пробы. Они должны быть четко пропечатаны и именник должен находится только слева либо сверху от пробы. Отсутствие именника при наличии пробы может означать следующее:

1. Проба фальшивая и металл не является драгоценным - самый плохой вариант, который встречался в былые времена.

2. Проба фальшивая, но металл соответствует заявленной пробе – очень частый вариант, означающий, что мастерская работает “в темную”.

3. Проба настоящая, изделие привезено из-за границы и имеет еще какое-то заграничное клеймо (которое хорошо читается), тогда нашего (росcийкого) может не быть. С этим все в порядке. Конечно, можно нарваться на изделие, где и именник и проба будут выглядеть как настоящее, а металл будет подделкой либо покрыт тонким слоем драгметалла – во избежание этого необходимо плотно общаться с продавцом и взять у него все необходимые товарные чеки и сертификаты. Неплохо так же самому рассмотреть именник и пробу в сильную лупу. Имейте ввиду, что некоторые импортные позолоченные изделия имеют клеймо, показывающее пробу именно этой позолоты, (покрытия), а не того, из чего сделано само изделие. На такие изделия в России пробу не ставят. Эти украшения могут стоить очень дорого и ввести покупателя в заблуждение по поводу того, из чего они сделаны.

Импортные ювелирные изделия, (не прошедшие клеймение в России), имеют так называемые “каратные” пробы (см.таблицу переводов ниже). По опыту видно, что эти изделия очень редко бывают поддельными (т.е. сделанными из фальшивого металла), однако сам драгметалл (золото), может быть такого состава, что при той же 585 пробе (14 карат) имеет температуру плавления, близкую к температуре плавления самого легкоплавкого припоя. Это создает большие трудности при ремонте, и неопытный ювелир может изделие испортить.

О подделке серебряных изделий можно сказать следующее: подделывают эти изделия крайне редко, т.к. стоимость серебра не высока, и если даже стоит фальшивая проба или просто цифры типа “916” или “925”,без всякого именника – этому, в подавляющем большинстве случаев, можно верить. Иногда изделия из недрагоценных металлов серебрят, а хозяин думает, что все изделие серебряное (часто это относится к столовым изделиям из мельхиора).

В настоящее время многого серебряных изделий, изготовленных большими партиями, покрывают слоем родия, либо чистого серебра для предотвращения потускнения. Это очень хорошо, но если изделие ремонтировать –покрытие может сойти и вещь будет блестеть не так интенсивно, появятся пятна. Покрытие придется восстанавливать. До 1927 года в России существовала золотниковая проба. Подделок изделий с золотниковой пробой я не встречал (хотя они, конечно, есть). Номинал пробы легко переводится в современную по таблице. Старайтесь не покупать ювелирные изделия с рук, особенно у незнакомых людей! В этом случае я рекомендую вместе с продавцом сходить в ближайший ломбард и попытаться сдать изделие под залог. Если принимают, спросите у приемщицы, настоящая ли проба и что там за именник. После этого отказывайтесь от залога под предлогом что “надо подумать” и решайте с покупкой.

Что ставится на ювелирных изделиях, какие клейма и как они расшифровываются.

Возьмите любое современное ювелирное украшение, разверните его и посмотрите внутреннюю сторону. Что Вы там увидели? Правильно – какие-то непонятные значки и цифры. Мы постараемся сейчас помочь Вам с расшифровкой их. Итак, что же наносится на ювелирные изделия? Как правило, это как минимум два клейма – Государственное пробирное клеймо и Клеймо изготовителя. Рассмотрим каждое из них.

1. Государственное Пробирное Клеймо наносится Государственными Инспекциями пробирного надзора в виде специального знака. Так называемая «проба». Она может наносится как механическим способом, как в старые добрые времена, в виде чеканящего оттиска, так и новомодными – электроискровыми и лазерными способами. Это клеймо означает, что это ювелирное изделие проверенно Государственной Инспекцией пробирного надзора, инспекция подтверждает, что проба ювелирного изделия не ниже указанного на клейме.

С 1958 года знаком удостоверения в Советском Союзе был серп и молот на фоне пятиконечной звезды, с 1994 года введен знак удостоверения – женская голова в кокошнике в профиль, повернутая направо. Ниже приводим образцы пробирных клеймений, в зависимости от металла и варианта знака удостоверения:

ИЗДЕЛИЯ ИЗ ЗОЛОТА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ СЕРЕБРА


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПАЛАДИЯ


ИЗДЕЛИЯ ИЗ ПЛАТИНЫ


Начиная с 1927 г. в Советском Союзе на основе драгоценных металлов были установлены следующие пробы сплавов:

пробы для изделий из сплавов на основе золота - 375, 500, 583, 750, 958;

пробы для изделий из сплавов на основе серебра -750, 800, 875, 916, 925; 960;

пробы для изделий из сплавов платины - 950;

пробы для изделий из сплавов палладия - 500, 850.

На иностранных ювелирных изделиях наносится проба в соответствии каратности, где принято, что 1000 метрических проб соответствуют 24 каратам. Чтобы вычислить метрическую пробу из каратной нужно следовать следующей формуле:

K = 24m/1000 (K-проба в каратах, m-метрическая проба)

В соответствии с этим самые распространенные иностранные пробы:

· 18 карат – 750 проба

· 14 карат – 583 проба

· 9 карат – 375 проба

Буквы перед цифрами W (White –белое золото) Y-(Yellow – желтое золото)

2. Именник – это оттиск клейма изготовителя, он ставится на всех ювелирных изделиях из драгоценных металлов, он должен быть заключен в единый контур.

первый символ – это код года:

А - 2001 год

Б - 2002 год

В - 2003 год

Г - 2004 год

Д - 2005 год

Е - 2006 год

З - 2007 год

И - 2008 год

К - 2009 год

Л - 2010 год

второй символ - это код инспекции пробирного надзора, в районе деятельности которой находится изготовитель:

Инспекции пробирного надзора

Территориальная принадлежность

Символ на клеймах

Верхне-Волжская

Костромская обл., р/п Красное-на-Волге,

В

Волго-Вятская

г. Нижний Новгород

Г

Восточно-Сибирская

г. Красноярск

Я

Дальневосточная

г. Хабаровск

Ю

Донская

г. Ростов-на-Дону

К

Западная

Каланинградская обл., пос. Янтарный

Ф

Забайкальская

г. Улан-Удэ

Ж

Западно-Сибирская

г. Новосибирск

Н

Поволжская

г. Уфа

П

Подмосковная

Московская обл., г. Бронницы

Б

Прикаспийская

г. Махачкала

З

Саха

г. Якутск

Д

Северная

Вологодская обл., г. Великий Устюг

А

Северо-Западная

г. Санкт-Петербург

Л

Уральская

г. Екатеринбург

С

Центральная

г. Москва

М

последние символы – это код производителя

3. Ярлык - это прямоугольный лист бумаги, являющийся официальным документом. Для ярлыка предусмотрены следующие размеры: 25х35 и 25х50. На ярлыке содержится информация по изделию. Крепиться ярлык при помощи нити и пломбы, наличие которой необходимо.

На лицевой стороне ярлыка располагаются следующие реквизиты:

наименование и товарный знак (торговая марка) предприятияизготовителя;

юридический адрес предприятияизготовителя;

наименование изделия;

артикул;

наименование и проба драгоценного металла;

масса изделия;

цена за грамм;

цена изделия;

№ ОСТ 117300295 (допускается перенос этого реквизита на оборотную сторону).

На обороте ярлыка:

размер (кольца, цепи, браслета);

наименование материала вставки;

технические характеристики вставок (в том случае, если в изделии присутствуют бриллианты и изумруды);

номер технических условий (на бриллианты и изумруды);

штамп ОТК;

месяц и год изготовления (реквизит наносится при необходимости).

По закону за все, что написано на ярлыке, изготовитель (продавец) несет ответственность!

Несколько слов о формировании рыночной цены на драгметаллы. Она определяется ценой на Лондонской бирже и измеряется в тройской унции (31,1 г.) чистого (999,9 пробы) металла. Цену на сегодняшний день в рублях за 1 грамм чистого металла, если это интересно, можно посмотреть на внизу страницы. Обычно она соответствует оценочной (скупочной) стоимости золота (в пересчете на соответствующую пробу) в ломбардах и скупках и колеблется в пределах 5 – 20 рублей за грамм. Продажная цена готового изделия колеблется от цены скупки до бесконечности (стоимость камней в изделии мы не рассматриваем). Следовательно, если Вам кто-то предлагает купить золотое изделие ниже скупочной цены с рук, значит изделие либо фальшивое, либо краденое, либо принадлежит неблагонадежному человеку. Во всех случаях - это неприятно и следует крепко подумать! Так же скупочная цена золота в ломбарде поможет Вам правильно купить изделие у нормальных людей или в магазине. Следует прибавить к скупочной цене торговые надбавки (которые бывают очень высокими), рейтинг фирмы-изготовителя и примерную стоимость камней (вставок).