Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Проект: Светлый праздник Пасхи. Проект "пасха" по предмету "основы православной культуры" и "изобразительного искусства" Проект на тему пасха в православной семье

Проект «Светлый праздник Пасхи». Тип проекта:  исследовательский, практико­ориентированный, игро­ролевой, творческий;  межпредметный (литература, история, художественный труд, изобразительное искусство, музыка, физкультура);  групповой;  средней продолжительности.  Участники: ученики и учителя начальных классов. Целевая группа: ­ учащиеся начальных классов и их родители; ­ учителя школы; Актуальность: духовно­нравственное воспитание тесно связано с народным искусством, с историей и бытовыми традициями. Песни, танцы, былины, сказки неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, о лучшей жизни, о добре и зле, о гармонии мира. Все эти стремления человека нашли свое выражение в традиционных народных праздниках, многие из которых, к сожалению, забыты. Как возродить народные традиции и вернуть любовь к народным праздникам? Цель проекта: больше узнать об этом празднике и о том, как его празднуют. Задачи:  познакомить детей с русским народным праздником Пасха, обрядами и обычаями связанными с этим праздником; с традиционными пасхальными блюдами;  разучить с детьми русские народные игры, песни, хороводы и стихи, связанные с этим праздником;  оформить выставку художественной литературы, детских работ, посвященных Пасхе.  Сроки реализации: в течение двух месяцев до праздника (в этом году – 4 апреля). Планируемый результат: написание сценария праздника, проведение праздника «Светлая Пасха». Этапы работы. 1. Классный час «Праздники на Руси». Совместно с учителем дети приходят к решению провести свой праздник «Светлая Пасха». 2. Учащиеся разбиваются на группы. Между группами распределяется работа, определяются сроки ее выполнения. 1 группа – находит и читает литературу о празднике, работает в интернете; 2 группа – ищет песенный репертуар, разучивает хороводы; 3 группа – ищет стихи русских поэтов о Пасхе; 4 группа – ищет игры, которые можно провести на празднике; 5 группа – ищет в литературе, что можно приготовить на Пасху к праздничному столу; 6 группа – готовит костюмы. 3. Группы собираются вместе и рассказывают, что они нашли, изучили по данному им заданию. Выбирается инициативная группа, которая на основе собранного материала пишет сценарий. Остальные дети заняты оформлением зала и другой подготовкой к празднику. 4. Сценарий написан. На уроках музыки дети учат русские народные песни, хороводы. На уроках ИЗО и труда изготавливают праздничные открытки, подарки, маски и костюмы. На уроках физкультуры разучивают русские народные игры. Дома с родителями дети готовят праздничные угощения. Распределяют роли, разучивают их. 5. Презентация – проведение праздника. В нем принимают участие сами ученики, приглашаются гости – их родители, друзья, воспитанники д/сада, жители села. 6. Самооценка проекта.  Было ли интересно работать над проектом?  Понравился ли сам праздник вам и вашим гостям?  Что могло быть сделано по­другому, если бы снова начали разрабатывать этот проект?  Чему вы научились, работая над проектом?  Чему вам необходимо еще научиться? Сценарий праздника «Светлая Пасха». 1­й ведущий. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим! Будьте здоровы и счастливы, а наша встреча пусть будет весёлой и радостной! Потому что она посвящена русскому народному празднику – Пасхе. 2­й ведущий. Праздник Пасхи богат обрядами и обычаями. В этот день старики расчёсывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть. Молодые парни и девушки взбирались на крыши домов, чтобы лучше рассмотреть, как будет «играть» и «веселиться» красно солнышко. На Руси существовало поверье, что на Пасху солнце «играет», и люди старались подкараулить это мгновение. Дети же обращались к солнцу с помощью заклички. Настя Ш. Гори, солнце, ярче, Лето будет жарче И зима – теплее, А весна – милее! В лесу вырастут грибы, В огороде – бобы, В поле – рожь и ячмень, В саду – зелёный хмель. Игра «Грачи летят». Эта игра на внимание. Все поют песенку, а как остановятся, поднимают руки вверх, машут и приговаривают: «Летят, летят!». Старайтесь не ошибаться – «лететь» следует только вместе с теми, кто на самом деле летает. Кто ошибается – тот больше не игрок. Дети идут по кругу и поют такие слова: Грачи летят, На всю Русь кричат: ­ Чу­чу­чу – Мы несём весну! (Поднимают руки вверх, показывая, как летят грачи.) Все: Летят! Летят! Журавли летят, На всю Русь трубят: ­ Гу­гу­гу – Не догнать никому! Поросята летят, Голосаты визжат: ­ Хрю­хрю­хрю – Надоело нам в хлеву! Пчёлы летят, Гудят, бунчат: ­ Жу­жу­жу – Медову несём сыту! Комары летят, Кричат, пищат: ­ Ду­ду­ду – Не уйти никому! Медведи летят, Толстопятые рычат: ­ Ру­ру­ру – Надоело нам в лесу! Синицы летят, На всю Русь кричат: ­ Дзу­дзу­дзу – Не поймать никому! 1­й ведущий. В этот день в церкви звонили в колокола. Звонили по особенному, торжественно. (Запись колокольного звона.) Этот звон, ребята, зовётся Пасхальный благовест. А сейчас послушайте стихотворение С.Есенина, которое было написано им под впечатлением праздничного колокольного звона. Оно так и называется «Пасхальный благовест». Эдик Ч. Колокол дремавший Разбудил поля. Улыбнулась солнцу Сонная земля. Понеслись удары К синим небесам, Звонко раздаётся Голос по лесам. Скрылась за рекою Белая луна. Звонко побежала Резвая волна. Тихая долина Отгоняет сон. Где­то за дорогой Замирает звон. 2­й ведущий. А сейчас послушайте церковное песнопение, которое исполняли в светлый праздник Пасхи. В церкви звучание инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, её автор – русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент – голос человека. Звучит фрагмент песнопения. 1­й ведущий. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние хороводы. И сейчас нам девочки исполнят хоровод с вербочками. Хоровод с вербой. («Солнышко встало». Муз. Филиппенко, сл. Волгиной) 2­й ведущий (показывает ветку вербы). Верба, не давшая ещё листьев, цветёт и как бы заявляет, что наша природа скоро наградит нас и всё живое на земле теплом и новым урожаем. Верба считалась целебным, наделённым особой силой деревом, поэтому существовал обычай – вербными ветками выгоняли скот на первый выпас весной. 1­й ведущий. А маленьких детей шутливо стегали веточками вербы, приговаривая: «Как вербочка растёт, так и ты расти». А тех, кто постарше, стегали посильнее, но не больно, говоря: «Верба хлёст, бей до слёз. Бьём, чтобы были здоровыми». Послушайте стихотворение А.Блока «Вербочки». Таня Р. Мальчики да девочки Свечечки да вербочки Понесли домой. Огонёчки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Ветерок удаленький, Дождик, дождик маленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Для святого дня. 2­й ведущий. Очень красивое стихотворение. Не правда ли? «Завтра встану первая для святого дня». Все ждали радостный праздник Пасхи. К нему готовились особенно: вставали рано, чтобы успеть приготовить традиционные пасхальные угощения. Ведущий подходит к праздничному пасхальному столу. 1­й ведущий. Обратите внимание, ребята, как красив и радостен наш пасхальный стол. Традиционными пасхальными блюдами были и остаются пасха, кулич, крашеные яйца. Яйца красили в разные цвета, но чаще – в красный. Перед Пасхой в магазинах продавались и по сей день продаются специальные краски для раскрашивания яиц. Ими можно было не только раскрасить яйцо в какой­нибудь один цвет, но и расписать цветами, орнаментами или нарисовать какую­нибудь картинку. На яйцах изображали Иисуса Христа, рисовали церкви. Золотой и серебряной красками писали: «ХВ», что значит «Христос воскрес». 2­й ведущий (показывает соответствующие картинки). А если на яйце была нарисована сосна – это означало долголетие и здоровье. Звезда – нравственная чистота, человеколюбие. Солнце – к урожаю. Для пасхальных яиц делали вот такие красивые, яркие, красочные подарочные подставки в виде петушков, курочек, цыплят. А у нас – яйца­зайчики. 1­й ведущий. Мы все христосуемся на Пасху, обмениваемся яичком, целуемся друг с другом и говорим: «Христос воскрес» ­ «Воистину воскрес». Этот обычай очень давний. Христос дал нам жизнь, а яйцо – это знак жизни. Ведущие обмениваются яйцами, показывают обряд христосования. Проект с открытым голосованием. Выходит ученик и читает стихотворение М. Максимовича «Христос воскрес». Никита В. «Христос воскрес!» ­ поют колокола. И весть та – радостна, светла – Над миром носится волной, И мир внимает вести той. «Христос воскрес!» ­ поёт земля, Моря и горы, и поля… Им в ответ звучит с небес: «Воистину воскрес!» 2­й ведущий. Кроме крашеных яиц главным блюдом на пасхальном столе был кулич. Куличи пекли всегда в форме цилиндра, напоминавшего церковную башенку с куполом. Считали, что если кулич удался, то в семье все будут здоровы, если же он потрескается, то кто­нибудь из родных может заболеть. 1­й ведущий. Как всякий большой праздник – Пасха заполнена различными забавами, играми. Игра «Не урони яйцо». Играющие берут в зубы ложку с яйцом и по команде идут через зал, стараясь не уронить яйцо. Победит тот, кто быстрее вернётся на место. 2­й ведущий. Что­то мы немножко притомились. Сядем рядышком на лавке, Вместе с вами посидим. Загадаем вам загадки. Кто смышлёней – поглядим! Ведущие садятся на лавку и загадывают детям загадки, которые написаны на расписных пасхальных яйцах. Наша толстая Федора Белые овечки Наедается не скоро. Сидят на свечке. (Верба.) А зато, когда сыта, От Федоры теплота. (Печка.) В одном бочонке Два разных пива Загадки в «киндерах». Не смешиваются. (Яйцо.) Мнут и катают, В печи закаляют, А потом за столом Нарезают ножом. (Хлеб.) 1­й ведущий. А сейчас вас ожидает вот что! Будет звонкая гармошка Полтора часа играть, Мы споём для вас частушки, А вам нужно подпевать. Выходят дети в русских народных костюмах, исполняют частушки. Юля Ч. Так живи, частушка, всяко! Под гармошку и струну! Надо нам, друзья, однако, Спеть сегодня хоть одну. Алёна П. Станем, девицы, рядком Да частушки пропоём! Вероника Ш. Начинаем петь частушки, Просим не смеяться: Тут народу очень много – Можем растеряться. Юля М. Мы частушек много знаем Под разлив гармошки. У нас куплетов в голове, Как в мешке картошки. Настя Ш.Вы послушайте, ребята, Нескладуху будем петь: На дубу свинья пасётся, В бане парится медведь. Таня Р. Рано утром, вечерком, Поздно на рассвете Баба ехала пешком В ситцевой карете. Аня Ш. Как по речке, по Волжанке Соловей плывёт на палке. Сел на доску тонкую – Развёл гармошку звонкую. Хором. Ох, довольно мы напелись, Дайте смену новую. Ой, спасибо гармонисту За игру весёлую! 2­й ведущий. А сейчас послушайте стихотворение, посвящённое Пасхе. «Христос воскрес». Егор Т. Повсюду благовест гудит. Из всех церквей народ валит. Заря глядит уже с небес… Христос воскрес! Христос воскрес! Люба О. С полей уж снят покров снегов, И руки рвутся из оков, И зеленеет ближний лес… Христос воскрес! Христос воскрес! Полина К. Вот просыпается земля, И одеваются поля… Весна идёт, полна чудес! Христос воскрес! Христос воскрес! 1­й ведущий. Мы думаем, что вы уже имеете представление о том, как праздновалась и празднуется Пасха. А теперь… 2­й ведущий. Подходите, подходите, Угощение берите! Чаем запивайте! Поднос с зайчиками. Вместе. Нас добрым словом вспоминайте! Игра «Чьё яйцо крепче?»

«Праздник Светлой Пасхи».

Рябкова А. М.

Сургут 2016г.

Актуальность:

Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребенка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций

Тип проекта: образовательный, творческий.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя)

Участники проекта: педагоги, специалисты ДОУ, семьи воспитанников, дети средней группы.

Постановка проблемы:

Что мы знаем?

В Пасху красят яйца

Пекут куличи

Что хотим узнать?

Зачем и почему красят яйца и пекут куличи

Узнать произведения искусства, посвященные празднику Пасхи, в какие игры играют

Цель проекта:

Знакомство детей с основами духовно-нравственных традиций русского народа и традиционного уклада жизни, с особенностями традиционной подготовки и проведения праздничных дней «Пасха. Светлое Христово Воскресенье».

Развивать интерес к русской национальной культуре.

Воспитывать патриотические чувства к традициям русского народа.

Ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи.

Развивать творческие умения необходимые в декоративно - прикладном искусстве.

Формирование интереса к русской национальной культуре у детей, воспитывающихся в семьях с иными национальными и религиозными взглядами, как к окружающей действительности, как к объекту изучения, как средству развития толерантности.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Дети: участвуют в непосредственно образовательной и игровой (самостоятельной и совместной)деятельности.

Воспитатель: организует непосредственно образовательную деятельность, совместную продуктивную и самостоятельную деятельность детей, консультирование родителей.

Родители: оказывают помощь в подготовке материала для обучения детей, закрепляют полученные детьми знания на практике.

Принципы реализации проекта

Проект разработан в соответствии с ФГОС ДО, в основе которого заложены следующие основные принципы :

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно - развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (обеспечивает становление личности ребенка и ориентирует педагога на его индивидуальные особенности, что соответствует современной научной «Концепции дошкольного воспитания» (авторы В. В. Давыдов, В. А. Петровский и др.) о признании самоценности дошкольного периода детства).

3) уважение личности ребенка;

4) реализация проекта в формах, специфических для детей данного возраста.

Кроме того, при построении проекта учитывались принципы дошкольного образования, также отраженные в ФГОС ДО:

1) полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество с семьей;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учет этнокультурной ситуации развития детей.

Значение проекта для всех его участников:

Дети: получают и закрепляют на практике полученные знания.

Воспитатель: продолжает осваивать метод проектирования.

Родители: расширяют возможности сотрудничества со своими детьми и воспитателем, подготавливают материал для обучения своих детей.

План реализации проекта

подготовительный

Подбор материалов (видео фильмы, наглядный материал, картины, открытки) совместно с родителями. Разработка НОД по теме. Планирование экскурсионных мероприятий совместно с родителями

основной

Чтение художественной литературы. Проведение НОД по теме. Беседа на тему «Что такое пасха?» Беседа на тему «Почему мы красим яйца?» Пасхальные игры «Катание яиц», «Чиж», «Летели две птички» Рисование на тему: «Украшаем пасхальные яйца». Аппликация «Пасхальный кулич» Лепка из пластилина птичек. Просмотр мультфильмов на тему «Пасха». Оформление книги «Пасха», ознакомить с произведениями искусства, посвященные празднику Пасхи, составление рассказов «Как моя семья отмечает Пасху». Оформление выставки детских работ. Проведение развлечения для детей с привлечением родителей.

Заключительный.

Подведение итогов.

http://www.infoniac.ru/news/Kak-krasit-yaica-na-Pashu.html

http://eliseyka.ru/kak-rasskazat-detyam-o-pasxe/

http://palomnic.org/oh/poet/pasha/

«Библия для детей» – издательство «Паломникъ» 2007 г.

Ожидаемый результат:

У детей и родителей формируется интерес к национальной культуре, народному творчеству, православному смыслу празднования праздника Пасхи. Дети и родители получили знания об обычаях и традициях праздника.

Познакомились со стихами, песнями, картинами, посвященными Пасхе.

Дети научились играть в народные игры, проводимые в пасхальные дни, а так же получили навыки в декоративно-прикладном искусстве.

В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи решены, дети провели окраску плоских яиц и украшение яиц методом декупажа, надеюсь, что дома с родителями повторили, то, что получили на занятии в рамках проекта.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Разработка

Творческий проект праздника Пасха

ПАСХА - христианский праздник Воскресения Христова. ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника. Основной целью проекта являлось-приобщение воспитанников детского дома к истокам русской культуры. В данном проекте реализовывались следующие задачи:

1. Закрепить знания детей по теме «Пасха»;

2. Воспитывать любовь к культуре своего народа;

3. Формирование нравственных качеств (дружелюбие, взаимоподдержка).

I. Подготовительный этап.

1.Педагог: Ребята, по традиции каждый год объединение « Кладовая радости»» поздравляет всех воспитанников, воспитателей и преподавателей с праздником Пасха. Как мы будем их поздравлять в этом году?

-Учащиеся предложили подготовить пасхальный праздник.

Педагог: Что нам для этого необходимо?

Учащиеся : Нам нужен сценарий праздника.

Педагог: Что может быть в сценарии праздника?

Учащиеся предложили, что в сценарии должна быть пасхальная сказка, подвижные игры, песни, стихи.

2.Обоснование выбора.

Учащиеся приняли решение, что праздник должен состоять из 2 частей: первая часть - стихи, сказка, песни и вторая часть – игровая программа. На празднике у нас всегда присутствуют дети из детского сада и, им будет трудно высидеть весь праздник, поэтому нужна игровая программа.

3. Сбор информации .

Перед подготовкой к празднику учащиеся вспомнили историю, традиции и обычаи праздника, просматривали иллюстрации, картинки с изображением насекомых, подбирали эскизы к костюмам, просматривали литературу по русскому народному творчеству.

Воспитанники разделились на группы: одна группа подбирала пасхальные стихотворения, другая – сценарии, третья – игры.

Ребятами были предложены следующие сценарии пасхальных сказок: «Мудрый царь», «Гуси - лебеди», «Красная шапочка» , «Почему Божию коровку зовут Божьей», «Пасхальный колобок».

Учащиеся вместе познакомились со сценариями сказок и выбирали самый лучший. Свой выбор учащиеся остановили на сценарии сказки «Почему Божию коровку зовут Божьей». Этот сценарий привлек учащихся тем, что написан в стихотворной форме. Так же учащиеся выбирали подходящие к празднику игры, стихи (стихотворения - «Есть надежда», «Пасха», «Вербочки», « Воскресение Христово», «Пасхальный благовест»; игры- «Не

Песни к празднику были предложены в сценарии, концертмейстер немного изменил слова, т.к. содержание песен подходит только для воскресной школы.

3.1.История праздника Пасхи.

ПАСХА - христианский праздник Воскресения Христова. ПАСХОЙ завершается семинедельный Великий пост, подготовляющий верующих к должной встрече праздника.

В течение всей Страстной недели предшествующей ПАСХЕ, совершались основные приготовления к празднику, в том числе уборка и побелка домов и др. (см. Страстной четверг), женщины пекли специальный пасхальный хлеб (пасху, кулич), красили и расписывали яйца, запекали поросят (на Украине и в Белоруссии). Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день ПАСХИ. Мужчины в течение Страстной недели занимались заготовкой дров для пасхального костра, запасали корма для скота и т. д. Страстная неделя - последняя неделя семинедельного Великого поста, когда, согласно Новому Завету, Иисус Христос принял крестные муки за грехи человеческого рода. Наиболее мифологически и ритуально насыщенными днями на этой неделе являются Страстная среда, Страстной четверг,Страстная пятница и Страстная суббота. В эти дни совершались поминовения умерших, а также повсеместно шло приготовление к празднованию Пасхи: хозяйки пекли пасхальные хлебы, красили яйца, запекали мясо; мужчины строили качели и карусели, заготавливали дрова и др.,)

Пасха – самый продолжительный в году праздник. Каждый день пасхальных праздников имел свой обряд.
Понедельник и вторник – "купальные". Обливали водой тех, кто проспал утренний молебен.
Среда – "градовая". "В среду на Светлой неделе не работают, чтобы хлеб градом не побило".
Четверг – Пасха усопших, поминовение почивших родственников.
Пятница – "прощённый день". Родственники и друзья просили прощения друг у друга. Тесть и тёща звали в гости молодых, обвенчавшихся до Пасхи.
Суббота – хороводница.
Воскресенье – Красная горка. Обычно играли свадьбы, гуляли молодые. Это светлая пасхальная неделя (Светлая седмица). В течение всей пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре не затворяются. По народным верованиям, на пасхальной неделе на небесах открыты ворота в рай, и всякий умерший в это время попадает прямо туда.
В празднике проходили 40 дней до Вознесения. Этим днём и заканчивались пасхальные торжества. Затем следует будничная Фомина неделя.

Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу; здесь священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.

Время пасхальной службы считалось благоприятным для совершения некоторых магических действий и гаданий, в частности для обеспечения удачи в каком-нибудь деле. Воры в эту ночь «заворовывали», т. е. старались незаметно украсть что- нибудь у прихожан, чтобы чувствовать себя в безопасности весь год; охотники при возгласе священника: «Христос Воскресе!» стреляли вблизи церковного порога в воздух, полагая, что от этого их ружья будут бить без промаха; рыбаки при тех же словах говорили: «А у меня рыба есть!», чем якобы обеспечивали себе полные сети на весь сезон, а девушки обращались к Богу с просьбой послать им женихов.

Проспать пасхальную службу было непростительным грехом. В качестве наказания таких людей на следующий день купали или обливали водой. Человеку, проспавшему пасхальную заутреню, грозило весь год быть неудачливым.

По окончании заутрени люди стремились как можно быстрее добраться (добежать или доехать) до дома,чтобы в течение года опережать остальных во всех своих делах. Впрочем, часто не заходя домой, направлялись на кладбище известить умерших родственников о Воскресении Христа и похристосоваться с ними.

Пасхальный завтрак проходил обычно в узком семейном кругу , т.к. ходить в гости в первый день ПАСХИ было непринято. Первое пасхальное яйцо часто съедали всей семьей, разделив его по числу домочадцев. Обычай делиться друг с другом пасхальной пищей получил у восточных славян широкое распространение; в частности, в первый день ПАСХИ священник и причт, а также домочадцы «молили паску», т.е. обменивались кусочками кулича или ели его сообща, разрезав на мелкие части. Обычай делиться с ближними пасхальным яйцом получает специфическое истолкование в мифологических рассказах: человек, потерявший дорогу в лесу, должен вспомнить, с кем в последний раз он делил пасхальное яйцо; после этого он сможет найти дорогу и вернуться домой.

Немало магических свойств приписывалось освященным пасхальным яйцам, их скорлупе, а также, остаткам других пасхальных блюд, например костям поросенка и др. С пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали его в огонь, надеясь, что яйцо поможет остановить пожар; с пасхальными яйцами искали заблудившуюся скотину, клали их в посевное зерно, оглаживали ими корову при первом весеннем выгоне, закапывали в поле, чтобы у льна головки были величиной с яйцо; кости поросенка также закапывали в посевы, чтобы уберечь их от града, и т. п.

В течение всей недели, начиная с первого дня ПАСХИ, священники в сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан обходили с иконами все дома в селе и служили там пасхальные молебны, за что получали вознаграждение.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами, и прежде всего - катание яиц по земле или со специальных лотков, а также «битки» - битье крашеными яйцами. В течение всей пасхальной недели (ср. одно из ее названий «звонильная неделя») любой человек мог подняться на колокольню и звонить в колокола; этому звону нередко приписывался магический смысл.

Из других пасхальных забав выделяются качели, а также молодежные хороводы, имеющие аграрно - хозяйственную («А мы просо сеяли» и др.) и любовно-брачную тематику (в последних обычно назывались будущие супружеские пары и величались молодожены, поженившиеся в течение последнего года). Обязательным для пасхальных праздников было гостевание - взаимные посещения близких родственников.

4. «Звездочка обдумывания».

Изготовление элементов костюмов («усики», «рожки»)

История праздника

Составление плана праздника

Продумывание костюмов для персонажей сказки

Праздник Пасха

Выбор сценария сказки, распределение ролей

Продумывание декораций и реквизит к

сказке

Подбор пасхальных игр, стихотворений, обдумывание сувениров

Репетиции

План праздника.

1. Вступительное слово.

2. Пасхальная сказка (песни исполняются по сценарию)

3.Игровая программа (частично рассказываются традиции и обычаи праздника).

4. Заключительное слово ведущего.

Подбор стихотворений, игр, сувениров.

«Есть надежда».

Из страны далекой

Ласточки летят,

Весело щебечут,

Людям говорят:

«Люди, пробудитесь!

К нам весна идет!

А с весной и Пасха

Радость нам несет!

Радость, что из гроба

Наш Спаситель встал!

Детям он и взрослым

Избавленье дал!»

«Он воскрес из мертвых!»-

Вся земля поет, И опять на землю

Скоро он придет!

Воспевайте, люди:

«Наш Христос воскрес!»

Есть спасенье людям

И надежда есть!

Пасхальные игры:

Игра «Не урони яйцо».

Дети встают в две колонки, у каждого свое пасхальное яйцо. Первому участнику дают ложку, на которую надо положить яйцо. Дети должны нести яйцо на ложке, обойти стул, вернуться и отдать ложку следующему. Чья команда справится первая и не разобьет яйцо, тот и победил.

Дети встают парами, у каждого яйцо. Дети должны прокатить яйцо по горке так, чтобы оно не разбилось и укатилось дальше соперника.

Игра «Верба хлест».

Дети стоят в кругу, водящий стоит за кругом с веточкой вербы. Водящий ходит вокруг круга и ударяет каждого по спине веточкой вербы, все приговаривают:

Верба хлест бьет до слез,

Верба бела бьет за дело,

Верба синя бьет не сильно,

Верба красна бьет напрасно.

Кого последним коснулись вербой, выходит из круга и встает спиной к водящему. После слов «Раз, два, три беги», они бегут вокруг круга. Кто первый поднимает вербу, тот становится водящим.

Игра «Горелки».

Играющие встают парами друг за другом. Впереди всех на расстоянии двух шагов стоит водящий - горелка. Играющие нараспев говорят слова:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу,гу,убегу.

Раз, два, не воронь,

А беги, как огонь!

Сувениры: крашенные яйца.

Распределение ролей.

Божья коровка - Козлова Яна

Стрекоза – Скударнова Валентина

Пчела – Арапова Екатерина

Комар – Рыбаченко Шарип

Гусеница – Пономарева Екатерина

Майский жук - Крапивин Михаил

Бабочка – Гончарова Диана

Страничек - Пирожков Дмитрий

Бабушка – Татьяна Юрьевна

Мальчик – Пятаков Никита

При распределении ролей учитывались не только пожелания детей, но и индивидуальные особенностей и возможности ребенка (проигрывались роли).

Сценарий праздника.

Мы нынче сказку новую начнем,

В день светлый Воскресения Христова.

Как вешний ветер, словно майский гром

Звучит над миром это наше слово:

Христос Воскрес! Своею смертью смерть поправ,

И убежала, скрылась без оглядки.

Вы, взрослые, детьми сегодня став,

Послушайте, что скажут вам ребятки.

Вы вспомните себя в семь - восемь лет,

И Бабушку с вязанием уютным.

На ваш вопрос ее простой ответ

Напомнит наша сказочка кому-то...

Мальчик (сидит на кровати):

Бабушка, пусти меня гулять!

Видишь, как на улице привольно?

Бабушка (вяжет):

Нет, мой милый, лучше лечь в кровать,

И, хотя совсем уже не больно,

Все ж ты, светик, видно: не здоров.

Лучше не сердить нам докторов!

Мальчик (показывает на окно):

А ребятки бегают по лужам,

Корабли из щепочек пускают

Я же, как на грех вот, занедужил...

Здесь сидеть? Тоска, тоска такая!

Вот как Божия Коровка на стекле.

Что с того, что здесь она в тепле?

Разве тут ей, в доме, веселее?

Ей бы только выбраться скорее!

Бабушка (отвлекается от вязания):

Да, мой милый, лучше б ей на волю,

Полетела б с ветром в чисто поле!

А скажи-ка, милый мой касатик,

Как Коровку Божией назвали?

Мальчик (пожимает плечами):

Я не знаю, Бабушка, а ты?

Может быть, не ест она цветы?

Бабушка (бабушка откладывает вязание, встает и укрывает мальчика одеялом):

Ты ложись, укройся потеплее,

Глазки закрывай свои скорее,

"Божия Коровка в светлом сне

Пусть придет со сказкою ко мне!" -

Так скажи, малыш, и спи скорей

И проснешься много здоровей!

И мальчик уснул, сладко веки смежив,

И видит во сне он Коровкину жизнь...

Майский Жук:

Фу! Ну и имечко дано тебе: Коровка!

Мне даже называть тебя неловко.

Другое дело я вот: Майский Жук.

И именем своим всегда горжусь.

Не уступлю дорогу никому:

Мне в поднебесье тесно одному,

А тут везде толчется мошкара,

Всю ночь, почти до самого утра.

Скажу я, конкуренция такая,

Что постоянно всех других толкаю,

А то все листики съедят, все корешочки.

Я нервный! Доведут меня до точки! (топнул ногой).

Стрекоза (порхает под музыку):

Да, Майский Жук, ты прав, ты прав во всем:

Мы, например, возьмем наш водоем:

Ну разве есть красивей Стрекозы?

Она брала бы первые призы

На конкурсах всемирной красоты,

Ее бы полюбили все Цветы!

А то... Какая-то неловкая Коровка...

И шубка красная - немодная обновка!

Гусеница:

Я день-деньской без устали грызу,

И тем напоминаю я козу.

Но сходства более не видно. Молока

Не жди с вредителя зеленого листка.

Я знаю, что вредна я. Ну и что ж?

Предмет такой - простой столовый нож,

Он может даже очень вредным быть,

Им ненароком можно и убить,

А Божия Коровка - что такое?

Хорошее оно или плохое?

Комар (вскакивает на пенек и грозно) :

Ну кто "оно"? Скорее уж, "она"!

Нам, Комарам, такая злость дана,

Что крови не напившись, мы болеем,

А то, гляди, и вовсе околеем,

А Божия Коровка - есть в ней яд?

Хоть за себя-то может постоять?

Пчела (с укором):

Злословная вы братия, друзья.

Послушала совсем немного я,

И ядом отравиласьс ваших слов.

Хотя ваш разговор такой не нов:

От века осужденье слышат Пчелы,

Слова те ранят, словно бы уколы.

Вы лучше бы Коровку расспросили,

За что ей дали люди Божье имя?

Божия Коровка:

Я, Пчелка, не сержусь ни на кого,

Лишь Бога поминаю Одного,

За то, что дал Свое Святое Имя,

За то, Что навсегда и всюду с Ним я.

Историю свою, когда попросят,

Готова рассказать подряд раз восемь.

Жила-была Божья Коровка в лесу,

Господь даровал за любовь ей красу.

За нрав добродушный - веселый наряд:

По красному точечки черные в ряд.

Майский Жук (разглядывает на спине божьей коровки точечки):

Я вижу здесь семь точек,

Не восемь и не шесть.

Неужто в этом воля

Господня тоже есть?

Божия Коровка:

Да, Господь так любит семь,

Что прославил семь во всем,

И дней недели череда

Седьмым кончается всегда.

Воскресением -зовется день седьмой

И отдается, Богу, что почил от дел,

Сотворивши мир в семь дней.

В Церкви Таинств тоже столько,

А еще нужна семерка,

Чтоб была среди лугов

Радуга семи цветов.

А когда-то мир узнал:

На Кресте семь слов сказал

Бог Смиренный, Бог Распятый.

Жук, тебе тут все понятно?

Майский Жук:

Да, почти что все знакомо:

День седьмой, цветные волны

Дивной радуги-дуги,

Только вот в чем помоги:

Что за Крест? Распятый Бог? (пожимает плечами)

Божия Коровка (присаживается в круг к насекомым, а те двигаются ближе):

Мне рассказала бабушка когда-то,

А ей прабабушка поведала, ребята,

А той ее прабабка рассказала,

Что в райский сад когда-то залетала.

Там человек, Адам, ее назвавший,

Он согрешил, и стал он грешник павший,

И с Евой вместе изгнан был из Рая.

И каялся он много, умирая,

И род людской, чей праотец Адам,

Повинный смерти, стал болеть, страдать.

Тогда Господь, любя Адамов род,

Не проклял Он людей, наоборот:

Уврачевать природу всех повинных

Послал Он Своего Родного Сына.

Пчела (к зрителям):

А люди были злы, Его распяли.

Ах, если только бы они всю правду знали!

Но веры не было, была в душе лишь тьма,

Во тьме греха нельзя найти ума!

Ну, я хотя бы очень кровожадный.

Я соглашусь, что грешный. Правда, ладно.

А Бабочка - красавица? Легка,

И мухи не обидит - так кротка!

Какие у нее грехи, скажи,

Она ведь даже вовсе не жужжит!

Божия Коровка:

У нас, у насекомых, есть черты,

Что люди, среди мира суеты

Копируют. А хорошо иль нет,

На это каждый может дать ответ:

Лень, жадность, кровопийство,- это плохо,

Вертлявость и кичливость стоят вздоха,

А трудолюбие, напротив, лишь похвал.

к зрителям:

Молитесь, чтоб Господь вам даровал

Хорошее, плохого бы избавил,

И чтоб никто уж после не лукавил!

Так ты, Коровка, говоришь распяли

Христа? Я нахожусь в печали...

Божия Коровка:

Ну что ты, Бабочка!

Ведь главное - не смерть,

А как сумел Он смерть преодолеть.

Он умер и воскрес. И это чудо!

И вместе это чудо славить будем

Святая Пасха - вот какое имя

У чуда этого. И буду в нем и с ним я!

Я всем прекрасным просто восторгаюсь,

И к Пасхе слово подобрать стараюсь,

И, кажется, подходит "сказка" слово.

Тебе, Коровка, видно то не ново?

Божия Коровка:

Нет, Бабочка, ну что ты, как же можно,

На сказку Пасха вовсе не похожа:

Реальней Пасхи в жизни просто нет,

Мы ею все избавлены от бед!

И надо быть послушным, Богу верным,

А именно, грешнейшим средь других -

Не просто средь других,- средь дорогих!

Кому другой не стал любимым другом,

Тот поражен смертельнейшим недугом:

Его душа пылает пекла жаром,

И все его труды проходят даром.

Стрекоза (встает вм

Гуренко Жанна

проект представляет собой текстовый материал о православном празднике Пасхи

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области» филиал в с. Крутец

Пасха

обучающаяся 5 класса

Руководитель: Ненахова Наталья Ивановна,

Учитель ОРКиСЭ

2016 год

Введение………………………………………………………………………...3

Цель, задачи, предмет изучения, гипотеза, способы и методы изучения….……………………………………………………………………..3

Глава 1. История празднования Пасхи

1. Предыстория Пасхи…………………………………………………………4

2.С какими событиями связан праздник Пасхи..………………...…..………4

3.Когда Пасху стали отмечать как христианский праздник………………..5

4.Значение Пасхи………………………………………………………………5

Глава 2. Что предшествует празднику Пасхи

1.Пост в жизни верующих. ……………………………………………………5

2. Страстная неделя……………………………………………………............5

Глава 3. Праздник Пасхи ………………………..…………............................6

1.Пасха - семейный праздник…………………………………………………6

2.Символы Пасхи………………………………………………………………7

3.Пасха в устном народном творчестве…………………………………… 10

Заключение ……..………………………………………………………..… 10

Литература …..….…………………………………………………….……. .11

Звон в рассвете неумолкаемый.

В солнце и звоне утро.

Пасха красная. (И.Шмелёв)

Введение

Этот праздничный день всегда вызывает ощущение окончательной победы весны и пробуждения природы. К нему христиане готовятся весь год, ждут его и стар, и млад. Русские люди считают Пасху главным христианским праздником. В этот день наряжаются в праздничную одежду и обед готовят тоже праздничный. Для верующих Пасха - это окончание Великого поста, а для всех вместе, включая и неверующих,- радость встречи с родными и друзьями за особым праздничным столом, к достоинству которого можно отнести традиционные, чисто российские блюда.

Цель проекта: познакомиться с историей праздника Пасхи, традициями празднования его в России, символами Пасхи в зарубежных странах.

Задачи: 1. По разным источникам узнать об истории праздника Пасхи.

2. Проанализировать и выбрать нужную информацию и представить её в виде презентации.

Предмет изучения: христианский праздник Пасхи.

Гипотеза: мы предполагаем, что в основе праздника Пасхи лежат очень важные для христианского мира события, повлиявшие в дальнейшем на распространение христианской религии.

Способы и методы изучения: изучение и анализ разных источников литературы.

Сердца свободны от страстей...
Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!
Христос воскрес!

Жизнь Христа не закончилась Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес.

Слово “Пасха” еврейское. Пасхой называют древний праздник, посвященный исходу израильтян из Египта. Евреи называли этот праздник «Песах». В христианской церкви слово “Пасха” получило особый смысл и стало обозначать “прехождение от смерти к жизни”.

Праздник Пасхи связан с событиями Воскресения Христова. На третий день после погребения Христа ранним утром в воскресенье Мария, Саломия, Мария Магдалина и Иоанн - ученик Христа - пошли ко гробу, чтобы принести благовония, предназначенные для тела Иисуса. Подойдя, они увидели, что большой камень, заграждавший вход в гроб, отвален, а гроб пуст, на камне же сидит Ангел. Женщины очень испугались. Ангел сказал: “Не бойтесь, я знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь. Он воскрес, как сказал”. Со страхом и радостью поспешили пришедшие возвестить всех об увиденном.

А начали праздновать Пасху по установлению первого Вселенского собора с 325 года. В этот день отмечают воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи и, воскреснув, избавил людей от власти смерти.

Пасха празднуется весной. Дата меняется каждый год. Ее определяет порядок природных явлений: полнолуния и весеннего равноденствия. Как правило - это первое воскресенье после первого весеннего полнолуния. (слайд 4)

Христиане верят, что с ними однажды произойдёт то же, что произошло с Иисусом Христом. Они воскреснут. Для христиан это означает, что как Христос не остался у смерти в плену, так и все люди. Однажды Бог всех вернёт к жизни.

За семь недель до праздника православные христиане вступают в пору Великого поста.

(слайд 5)

Пост - это особое время в жизни верующих. Пост означает перемены в образе жизни. Человек в это время старается больше молиться, чаще ходить в храм, воздерживаться от некоторых видов еды и развлечений.

За неделю перед праздником верующие вспоминают события последних дней жизни Христа. Его смерти и Воскресения. Эта неделя называется Страстной. Это время

особого строгого поста, молитв и посещения храмов. Страстная

неделя (седмица) продолжается до Великой субботы. В Великую субботу прихожане идут в церковь на службу и освящение пасхальных куличей, пасхи и яиц. Люди идут в храм, чтобы встретить самый Великий праздник – праздник Воскресения Христова.

Великая Пасхальная служба начинается в ночь с субботы на воскресенье . (слайд 6)

Она звучит как гимн Светлому празднику. Многократно звучат слова “Христос Воскресе!” - “Воистину Воскресе!”. Совершается Крестный ход вокруг церкви.

Крестный ход, совершаемый в пасхальную ночь, - это шествие церкви навстречу воскресшему Спасителю. Верующие идут в ночи как мироносицы, которые первыми узнали о Воскресении Христа. (слайд 7)

Пасха – это семейный праздник. В этот день вся семья собиралась за большим праздничным столом. Звучат молитвы, зажигаются свечи. Православные христиане разговляются. (слайд 8 )

Разговляться – вкушать скоромную пищу, освященные в храмах куличи, пасху, яйца. После долгого строгого поста пасхальный стол не имел запретов. Как правило, в этот день не ходили по гостям, а предпочитали находиться в кругу семьи. (слайд 9)

А следующая за Пасхой неделя называется Светлой. В эту неделю звонят в колокола, проходят торжественные богослужения с песнопениями, православные ходят друг к другу в гости, затевают всякие развлечения.

У Пасхи есть свои символы: кулич, пасха, яйцо .

Кулич – “праздничный” вид хлеба, который выпекается в особых случаях.

Печется он в память о том, что Иисус Христос, приходя к ученикам после Воскресения, Сам вкушал с ними пищу, апостолы во время трапезы не садились на среднее место за столом, оставляя пред ним часть хлеба они верили, что сам Господь невидимо присутствует среди них. (слайд 10)

Пасха символизирует на праздничном столе ветхозаветного пасхального агнца. (слайд 11)

Яйцо – символ жизни, её возрождения. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился через Воскресение Христово. (слайд 12)

Ежегодно накануне Пасхи на каменной плите Гроба Господня возгорается Благодатный огонь, символизирующий Свет Божий. Частицы этого огня паломники потом доставляют в особых лампадах, напоминающих олимпийские, в разные страны и города . (слайд 13)

В зарубежных странах есть свои символы Пасхального празднования . Пасхальный кролик – символ плодородия и процветания. (слайд 14)

Ягненок – символизирует Агнца Божьего, то есть Христа, им украшают праздничный стол. (слайд 15)

Пасхальные свечи – символ божественного света, сияющего в мире. (слайд 16)

Пасхальные венки – символ всепобеждающей жизни на Земле . (Слайд 17)

А вот загадка.Что такое: красное катается – всему миру чудо оповещает?(пасхальное яйцо). (слайд 18)

На Пасху яйца красят чаще всего в красный цвет? Красный цвет – цвет крови, пролитой на Голгофе, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно. По древнему преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина отправилась с радостной вестью о Воскресении Христа в Рим к императору Тиберию. Она преподнесла ему яйцо и воскликнула: “Христос воскресе!” На это Тиберий ответил: “Не может человек воскреснуть, как не может это белое яйцо стать красным”. И тут же яйцо покраснело!.. Императору больше ничего не оставалось, как ответить: “Воистину воскресе”. Так Господь через чудо вразумил неверующего императора.

(слайд 19)

На Пасху яйца красят и в разные цвета и дарят со словами “Христос Воскресе!”

В ответ следует сказать “Воистину Воскресе!” и расцеловаться в знак всепрощения и любви к ближнему.

Верующие обмениваются пасхальными яйцами.

Это действие называется – христосоваться. Ничего подобного в других странах нет.

С давних времён к нам пришло 2 вида пасхальных яиц. Это – “писанки” и “крашенки”.

“Крашенки” - это яйца, которые окрашивались при помощи природных красителей (луковой шелухой, листьями березы, дуба, крапивы, еловых шишек) (слайд 20)

“Писанки” - яйца, которые красились любыми красителями, с выведением символических знаков, узоров, орнаментов . (слайд 21)

Всю пасхальную неделю верующие пребывают в торжестве и радости, ходят в гости, а также помогают больным, немощным и обездоленным.

(слайд 22)

Любимые игры –это игры с пасхальными яйцами: катание яиц, битье яиц, «крутись яйцо» и другие) (слайд 23)

Были и другие забавы - подвижные игры (эстафета с яйцом). Неотъемлемой частью праздничных забав было катание на качелях. (слайд 24)

На Пасху разрешается всем желающим звонить в колокола. Сейчас устраивают Пасхальные фестивали колокольного звона. (слайд 25)

Детвора и молодежь водили хороводы, распевали праздничные песенки, устраивали веселые гуляния.

(слайд 26)

В настоящее время почти все дети принимают участие в своих семьях к подготовке к празднику: помогают печь куличи, замешивать пасху, красить яйца, рисуют пасхальные поздравительные открытки.

(слайд 27-28)

Народ слагал о Пасхе пословицы и поговорки.

1.Дорого яичко ко Христову дню.

2.Чужая ласка - сироте Пасха.

3.Христово Воскресенье всем на веселье!

4.Он как ребенок, не позабавишь пасхальным яичком – обидится.

5.После масленицы великий пост, а за страстной - Пасха.

6.И дитя знает, что Христов день.

Вот ещё один обычай, над которым следует задуматься. Во все следующее за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью. На Пасху даже русские государи посещали тюрьмы, больницы, богадельни, пленных иностранцев и колодников и, приветствуя их: «Христос Воскрес!», наделяли одеждой, деньгами, пищей.

Заключение: Этот величайший праздник стоит особняком в ряду православных праздников. «Ныне спасение миру - миру видимому и невидимому. Христос восстал из мертвых; восстаньте с Ним и вы; Христос во славе Своей, - восходите и вы; Христос из гроба, - освобождайтесь из уз греха; отверзаются врата ада, истребляется смерть, отлагается ветхий Адам, совершается новый. Пасха, Господня Пасха! И еще скажу в честь Троицы: Пасха! Она у нас праздников праздник и торжество торжеств; столько превосходит все торжества, даже Христовы и в честь Христа совершаемые, сколько солнце превосходит звезды». (Святой Григорий Богослов)

Вывод: Значение Пасхи для христиан огромно. Может быть, именно сегодня, в наше переломное время особенно необходимо посещение бедных, больных, стариков, которых надобно угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и теперь будет в чести этот милосердный обычай.

Источники

1.А.В. Кураев. Основы православной культуры (Москва «Просвещение» 2012)

2. http://days.pravoslavie.ru/rubrics/canon416.htm?id=416

4.С.А.Шмаков. Нетрадиционные праздники в школе (Москва «Центр гуманитарной литературы» 2005)

5.А.В.Белов. Когда звонят колокола (Москва Просвещение 1988)

Проект «Светлая Пасха»

Вид проекта – познавательно-творческий.

Тип проекта – групповой, краткосрочный две недели.

Участники проекта – дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели группы, музыкальный руководитель.

Проблема. Приближается Пасха – главный православный праздник в году. Это не только конец поста и разгар весны, а еще и причина для рукодельных подарков. Так и у нас один мальчик принес в детский сад, изготовленную совместно с мамой, поделку к Пасхе в подарок для нас - воспитателей. И у детей возникли вопросы, к какому празднику подарок, что это за праздник, как его празднуют и т. п. Таким образом, с этого подарка и вопросов детей возникла идея разработки проекта по теме: «Светлая Пасха».

Актуальность. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций. Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы.

Цель: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомления с православными традициями.

Задачи:

· Способствовать формированию представлений у детей о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», его историей, обычаями и обрядами.

· Развивать интерес к культуре предков.

· Воспитывать патриотические чувства к православным традициями русского народа, к народному творчеству.

· Расширять кругозор детей, воспитывать любознательность.

· Привлечь и вовлечь родителей в воспитательный образовательный процесс для совместной работы по теме проекта.

· Создать условия для духовно-нравственного воспитания детей: пополнить методический материал, картотеки – стихи, рассказы о Пасхе, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, игры, иллюстративный материал, создание развивающей зоны к Пасхе (материал, атрибуты, иллюстрации, выставка художественно-декоративных поделок, ширма «Светлая Пасха»), создание фотовыставки «Как мы дома праздновали Пасху?»

Ожидаемый результат

· Сформированы представления у детей о православном празднике «Светлое Воскресение Христово», его историей, обычаями и обрядами.

· Сформирован устойчивый интереса к культуре предков и истории христианского праздника Пасхи.

· Принимают участие семьи воспитанников в воспитательном образовательном процессе.

· Расширение активного и пассивного словаря детей по теме.

· Созданы условия для духовно-нравственного воспитания детей: пополнены методический материал, картотеки: стихи, рассказы о Пасхе, подбор материалов, игрушек, атрибутов для игровой и театрализованной деятельности, игры, иллюстративный материал, создание развивающей зоны к Пасхе (материал, атрибуты, иллюстрации, выставка художественно-декоративных поделок, ширма «Светлая Пасха»), создана фотовыставки «Как мы дома праздновали Пасху?»

· Постановка новой задачи. Узнать, как празднуют Пасху в других странах?

Ø Выставка детских работ

Ø Выставка развивающей зоны «Светлая Пасха»

Ø Фотовыставка «Как мы дома праздновали Пасху»

Ø Театрализация «Пасхальный теремок»

Интеграция образовательных областей:

Познание → Коммуникация → Социализация → Музыка → Художественное творчество → Физическая культура → Здоровье → Безопасность → Чтение художественной литературы .

Виды деятельности, которые используются в педагогическом процессе:

· Игровая (дидактические игры, подвижные игры, игровые ситуации, народные игры);

· Коммуникативная (ситуативный разговор, беседы, рассказывание, рассмотрение иллюстраций);

· Познавательно-исследовательская (решение проблемных ситуаций, реализация проекта);

· Чтение художественной литература (чтение, аудирование, обсуждение, разучивание стихотворения, театрализованная деятельность);

· Продуктивная (рисование, лепка, аппликация , творческие задание, изготовление сувениров);

· Двигательная (подвижные игры, игровые упражнения)

· Музыкально-художественная (пение, игры с музыкальным сопровождением)

Механизм отслеживание результатов:

· Беседы с детьми.

· Выставка детских работ.

· Наблюдение.

Интегративные качества воспитанника, которые он может приобрести в ходе реализации проекта.

Физически развитый. У ребенка формированы основные физические качества и потребность в двигательной активности; соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным. Задает вопросы взрослому. Ребёнок способен самостоятельно действовать, в затруднительных ситуациях обращается за помощью к взрослому. Принимает активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый. Откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме).

Ребенок имеет представление:

о семейных традициях;

об обществе, его культурных ценностях и своем месте в нем;

о государстве, и принадлежности к нему;

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности . Умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками. У ребенка сформированы умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и др.), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Этапы работы над проектом (реализация проекта):

Подготовительный этап.

ПАСХАЛЬНЫЕ ИГРЫ

Где спрятано яичко?

Дети по очереди отыскивают заранее спрятанные старшими склеенные в форме яичек бумажные или картонные конверты с маленькими сюрпризами, конфетами, переводными картинками, открытками, мелкими игрушками.

Где яички варятся?

Дети раскладывают на столе яички. В старину их накрывали шапками, для сегодняшней игры можно взять пластмассовые стаканчики из-под йогурта. Пустые перевернутые стаканчики ставят на стол.

Один из участников на время выходит из комнаты. Его зовут обратно и спрашивают: "Где яички варятся?" Водящий указывает на один из стаканчиков и поднимает его.

Если там есть яичко, то забирает его себе как приз.

Катание яиц навстречу друг другу

Играют на гладком полу или столе.

Двое игроков становятся напротив друг друга и катят яйца навстречу друг другу. Один говорит: «Христос воскрес!», другой отвечает ему: «Воистину воскрес!».

Задача игроков – столкнуть яйца друг с другом. У кого яйцо разобьется, то проиграл и отдает его победителю.

Раскрути яйцо

Играют двое игроков. У каждого – свое яйцо. Одновременно игроки раскручивают свои пасхальные яйца на столе. У кого яйцо дольше будет крутиться – тот и выиграл. Победитель забирает яйцо проигравшего игрока.

Играть можно не только вдвоем, но и втроем, вчетвером, тогда победитель забирает уже не одно яичко, а все яйца проигравших.

Яйцо в ложке .

Каждой команде выдаются ложка и яйцо. Не выронив яйца из ложки, нужно добежать до финиша и обратно, передать ложку с яйцом другому. Какая команда справится быстрее?

Поиск яиц

С пришедшими в гости детьми можно провести такую игру: кто-нибудь из старших заранее прячет в разных местах яйца с сюрпризами - картонные, пластиковые, склеенные конвертики в форме яиц с маленькими призами (можно, конечно, спрятать и такие популярные у нынешних детей лакомства с игрушкой, как «Киндер-сюрприз»).

Если детей будет много, можно разделить их на две команды, каждая из которых будет стремиться выиграть как можно больше яиц в отведенное для этого время. Конечно, надо постараться, чтобы каждый ребенок нашел хотя бы одно яйцо и в качестве приза унес домой.

Чоканье яйцами

Это старинная русская забава.

Один ребенок держит яйцо носиком вверх, а второй – бьет его носиком другого яйца. Тот, у кого яйцо остается целым, забирает «побежденное» яйцо и продолжает игру с другими.

Катание яиц.

Старинная игра, в нее играли еще наши бабушки и дедушки. Для нее нужен лоток, который необходимо поставить с наклоном. Внизу положите одеяло или что-то мягкое, чтобы яйца не раскатывались далеко и не разбились раньше времени. Интереснее, когда играет несколько человек. Суть игры в следующем: участники по очереди пускают яйца по лотку вниз на одеяло. Если яйцо участника, скатившись с лотка, ударяет уже лежащее яйцо, значит, участник выиграл. Чтобы направить движение яйца в нужную сторону, необходимы сноровка и ловкость. Игра вызывает много веселья и смеха и доступна всем, даже самым маленьким в семье.

Катись, катись, яичко

Дети встают в круг. Водящий отдает одно деревянное яйцо любому ребенку в кругу, второе яйцо - ребенку в противоположной части круга. Со словами песенки дети начинают передавать яйца по кругу в любую сторону.

Слова песенки: Катись, катись, яичко,

По нашему кружочку.

Найди, найди, яичко,

Для себя дружочка.

С последним словом передача яиц по кругу заканчивается. Те, у кого в руках остались яйца, выходят в центр круга и отдают яички водящему. Тот говорит:

В круг, дружочки, выходите

И вдвоем для нас спляшите.

Все хлопают. Дети пляшут по одному или в паре.

В эту игру можно играть и с одним пасхальным яйцом. Тогда один ребенок пляшет.

Можно передавать яйцо, сидя за столом. Можно разнообразить задания: не только сплясать, но прочитать стихотворение, спеть песенку, загадать загадку.

Игра по типу «найди клад».

Взрослый заранее прячет в доме яйца с сюрпризами – конвертики в форме яичек, в которые вложены маленькие подарочки или сладкие призы. Если детей много, они могут разделиться на команды. Задача команд: найти как можно больше яиц за определенное время.