Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Ребенок 3 года выбивает истериками. Какие дети склонны к истерикам

Истерика — проявление отрицательных эмоций, направленное на привлечение внимания со стороны окружающих. Детская истерика-это демонстративные проявления гнева ребенка или отчаяния.

Проявление истерики у ребенка как правило связано с тем, что он не получает того, чего хочет или у него что-то не получается самостоятельно сделать. В возрасте 3 лет ребенок еще не научился сдерживать свои эмоции, у него еще плохо развита речь и он не может правильно показать свои чувства и желания.

Детские истерики достаточно распространенное явление, наблюдается у 90% детей. Истерики начинаются у некоторых детей в 9 месяцев, чаще в полтора года, а к четырем годам это уже редкое явление. Детские истерики могут быть проявлением характера малыша или как способ манипуляции.

Причины

Признаки

Очень часто детские истерики являются результатом неправильной реакции и поведения взрослых.

Если ребенку все разрешается, его очень сильно любят мама и бабушка и ничего не запрещают, у малыша складывается ощущения вседозволенности. В 3 года малыш еще не понимает, что он делает не правильно, не понимает реакцию родителей на его действия. Маленькие дети в 2-3 года часто в ответ на все свои действия видят только умиление и улыбку, если их ругают, то это происходит не всегда. Мама может быть более строгой в каких-то вопросах, а папа и бабушка позволяют абсолютно все, в результате малыш не может разобраться «что такое хорошо, что такое плохо».

Очень часто мамы обращаются к детским психологам, когда их чаду исполняется 2.5 или 3 года. В этом возрасте многие дети начинают посещать детский сад. Родители перестают узнавать своего улыбчивого и доброжелательного малыша. Некоторые дети именно в возрасте 3 лет категорически отказываются ходить в садик, расставаться со своей мамой, просыпаются ночью и плачут. Утром во время сборов в ясли, некоторые малыши начинают громко плакать, кричать, на фоне общего беспокойства может возникнуть рвота.

После того, как мама привела малыша в детский сад, он может отказаться раздеваться и идти в группу к другим детям. Вид воспитательницы для него является еще одним раздражающим фактором, и он закатывает новую истерику. Порой родители таких детей удивляются: «сколько надо сил иметь, чтобы плакать почти целый день».

Истерика у ребенка может наблюдаться десятки раз в день, это конечно сильно изматывает его и родителей. Такие дети плохо спят, просыпаются ночью и плачут. Не все мамы могут оставить малыша с бабушкой и не повести в детский сад. Родителям необходимо работать и они не знают, что делать с малышом, который не хочет ходить в детский садик, плохо спит и кушает, просыпается ночью и плачет.

Детские истерики, по мнению психологов, являются проявлением «кризиса 3 лет». В это время у малыша происходит формирование его как личности со своим обособленным «я».

Стадии

Существует три стадии проявления истерики у детей 3 — летнего возраста.

Стадия Характеристика
Стадия крика Стадия крика. Ребенок громко кричит, он еще ничего не требует, родители в первый момент детского крика сначала пугаются, а потом понимают, что это началась «очередная истерика». В стадию крика малыш может ничего не видеть и не слышать
Стадия двигательного возбуждения Малыш начинает все вокруг кидать, бросать. Если в момент истерики у него нет ничего под рукой, он начинает топать ногами, размахивать руками, биться об пол или об стену головой. В момент истерики он совершенно не чувствует боли
Стадия рыданий Он начинает громко плакать, рыдать, слезы текут по щекам «ручьем», он смотрит на всех обиженным взглядом. Стадия рыдания может длиться очень долго, если во второй стадии малыша не успокоили, то потом ходить и «всхлипывать» он может часами. Маленьким детям очень сложно справиться со своими эмоциями. Если его успокоить на третьей стадии развития истерики, то он будет уже обессилен и захочет поспать днем, будет часто просыпаться ночью

Особенности нервной системы является врожденным качеством, в раннем детском возрасте проявляется наиболее ярко. Родители должны вовремя определить склад нервной системы своего малыша, чтобы в дальнейшем правильно его воспитывать, выработать тактику своего поведения. Правильное воспитание поможет ему в дальнейшей жизни справляться с трудными жизненными ситуациями и стрессами, вырасти полноценным, успешным человеком.

Типы нервной системы

Дети со слабым типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется замедленными процессами торможения и возбуждения в головном мозге. Такие дети очень впечатлительны, всего бояться, с взрослыми и сверстниками не общительны, обидчивы. Он сильно реагирует на конфликты в семье, имеют сниженную самооценку. Дети со слабым типом нервной системы легко выходят из состояния равновесия, но они никогда не проявляют свои эмоции бурно, не кричат. В состоянии стресса полностью теряет контроль над своими действиями, становится невменяемым, непредсказуемым. Они имеют плохой аппетит, очень избирательны в еде, плохо спят, просыпаются по ночам. В воспитании родителям необходимо проявлять больше ласки и заботы, хвалить свое чадо. Вместе с детьми занимайтесь домашними делами, общайтесь как можно больше с родственниками. Если малыш просыпается ночью и плачет, надо успокоить малыша, некоторые дети спят со своими мамами;

Дети с сильным типом нервной системы. Этот тип нервной системы характеризуется уравновешенностью процессов возбуждения и торможения в головном мозге.Такие дети проявляют отрицательные эмоции только по весовым поводам, но, как правило, прибывают всегда в хорошем настроении, веселы и общительны. Родители не прилагают особых усилий в воспитании, редко возникают конфликтные ситуации. Дети очень коммуникабельны, легко сходятся в общении с взрослыми и детьми. Они быстро увлекаются различными занятиями, им не составляет особого труда понять принцип какой-то игры или дела, но разобравшись, быстро меняют увлечения. Отрицательной чертой является тот факт, что они не постоянны, не держат своих обещаний, не соблюдают режим дня, поздно ложатся, трудно просыпаются утром;

Дети с неуравновешенным типом нервной системы. Для этого типа нервной системы характерно то, что процессы возбуждения преобладают над процессами торможения. Дети такого типа нервной системы очень легковозбудимые, новое событие или игрушка вызывает у них бурную реакцию. Как правило, они имеют плохой сон, просыпаются ночью, плачут, сон их носит поверхностный характер. Среди сверстников ведут себя очень шумно, любят находиться в центре всеобщего внимания. Начав какое-то дело, они легко отвлекаются, не могут довести до конца. Не любят однообразных дел, среди ровесников пытаются занять место лидера. Со стороны взрослых такие дети не выносят никакой критики, очень болезненно реагируют на замечания, могут кричать, злиться, все бросить и уйти.Воспитание таких детей требует от родителей большого терпения. Родители должны помочь ребенку закончить игру или любое дело, научить его быть сдержанным и терпеливым;

Дети с медлительным типом нервной системы. У детей с таким складом нервной системы процессы торможения преобладают над процессами возбуждения. Такие малыши обычно радуют своих родителей хорошим сном ночью и аппетитом. До 1 года они хорошо набирают вес, иногда выше нормы. Дети спокойны, одиночество для них не мучительно, они всегда находят себе занятие. Удивляют взрослых своей рассудительностью, обдумывают поступки, предсказуемы в действиях. Ему не нравятся резкие перепады настроения других людей. Такие дети очень медлительны, но если берутся за какое-то дело, то обязательно доводят его до конца. Родителям порой бывает очень сложно понять настроение своего чада, потому что он очень сдержан в проявлениях эмоций. Основной ролью в воспитании родителей является постоянное побуждение к действиям. Необходимо выбирать подвижные игры, где надо быстро и много бегать, говорить.

К сильным истерикам склонны дети со слабым и неуравновешенным типом нервной системы.

Детские истерики у малышей до 1 года могут быть в виде длительного и истошного плача, который возникает даже при небольших погрешностях в уходе (чувство голода или жажды, мокрые пеленки, жарко в комнате, хочет спать, мучают колики), такие дети очень часто просыпаются ночью.

Годовалые малыши плачут долго, даже если все причины для беспокойства устранены. Родители в этом случае должны обратиться за помощью к детскому невропатологу, потому что такой продолжительный плач, беспокойство ночью может быть одним из симптомов повышенного внутричерепного давления.

Патология и дисфункция центральной нервной системы является не только последствием перинатальных проблем, необходимо исключить врожденные заболевания.

Тактика родителей

  • Легче предотвратить. Родители не должны дожидаться пока детская истерика получит свое полное развитие, необходимо чувствовать и предвидеть ситуацию. Вы должны вовремя отвлечь 3- летнего ребенка от раздражающей его ситуации на какой-то другой предмет или животное: «Посмотри, какая птичка, собачка!», А кто это к нам идет?». Родители должны проявлять сочувствие к отрицательным эмоциям малыша, обнять его, поцеловать, успокоить, поговорить. Метод отвлекания помогает родителям только на начальной стадии развития истерики, но если это самый разгар, то отвлечь малыша не удаться, вас не услышат;
  • Бойкотируйте истерику. Малыш должен знать, что вы не выносите истерик. Родителям необходимо сделать вид, что они не замечают истерику, ничего не видят, бойкотируйте ее. Уйдите в другую комнату, оденьте наушники, включите телевизор. Не надо кричать, уговаривать, бить по попе, просто не реагируйте;
  • Ненадолго изолируйте ребенка. Если истерика произошла в детском коллективе или в общественном месте отведите малыша в другую комнату или в отдаленное место, где нет людей, шума и игрушек. В другом месте он должен находиться столько времени, сколько необходимо для того, чтобы он успокоился. В этот момент самое главное для родителей сохранять собственное спокойствие и постараться не показывать свою раздражительность, дети очень тонко чувствуют настроение мамы или папы;
  • Не меняйте тактику. Тактика поведения родителей при проявлениях детской истерики должна быть всегда одинаковой, даже в общественном месте;
  • Поговорите со своим малышом, научитесь понимать друг друга. Попытайтесь вместе найти подходящие слова для выражения его эмоций « я рассержен», «мне не нравиться», «мне грустно». В игровой форме с малышом в возрасте 3 лет можно прорепетировать эти выражения.

Истерика у ребенка — это не повод прекратить с ним общаться в течение дня, не надо высказывать потом свое недовольство, постоянно вспоминать этот момент. Не потеряйте доверие своего малыша!

Если ребенок закатывает истерики, не слушается. Личный опыт психолога

Хороший психолог – это тот, кто прошел, пережил, осознал, преодолел и проработал те задачи, испытания и проблемы, которые дает ему жизнь.

Недавно позвонил один из моих клиентов по моей банковской деятельности, еще с тех времен, когда я работал управляющим в банке. Звонил недовольный обслуживанием в том офисе, где я когда-то был управляющим, говорил, что с моим уходом стало гораздо хуже. В таких ситуациях во мне борется два чувства. Одно говорит: «Вот видишь, какой ты молодец, значит ты хороший руководитель». С другой стороны, становится немного жалко потраченных на работу лет. Хотя клиенты иногда ошибаются, предъявляют завышенные требования к новым сотрудникам. Часто, все не так плохо, просто такое настроение у человека сегодня.

Я рассказал, что уже не работаю в банках и несколько лет занимаюсь психологическим консультированием, и наш разговор плавно перешел на тему отношений в семье между родителями и детьми. Проблема, для нашего времени, стандартная, ребенок не слушается, играет в компьютерные игры, не слушает родителей. Вопрос: что делать? Я, конечно, постарался дать рекомендации, но почувствовал, что они звучат достаточно банально и вряд ли будут полезны ему, и дадут какой-то эффект. В своей частной практике, я не работаю с детско-родительскими отношениями, поэтому этой теме большого внимания не уделил. Однако все в жизни происходит не случайно. Как в этой известной фразе Джона Дона: «…не спрашивай никогда, по ком звонит Колокол; Он звонит по Тебе». Вчера вечером, когда выдался один из немногих спокойных вечеров, когда мой старший сын не закатывал истерики, был достаточно покладистым и послушным я понял, что это знак для меня что-то понять и в своей жизни.

Старший сын и истерики

Мой первый сын – очень долгожданный ребенок в нашей семье. Больше двух лет мы с супругой, после того как решили, что уже пора, не могли зачать. Правильно питались, вели абсолютно здоровый образ жизни, серьезно занимались йогой. Молились, просили благословения у родителей, ходили к астрологам и экстрасенсам. Кажется, кто-то из астрологов сказал, что ребенка нет потому, что есть родовое проклятие. Но в какой-то момент, то ли благодаря помощи некоторых специалистов, то ли просто пришло время, чудо произошло.

Супруга превратилась в курочку-наседку, полностью посвятила себя рождению ребенка. Мы ходили на специальные курсы перед родами, в Москве есть центр, где преподают православные акушерки, которые затем помогают принимать роды дома. Роды прошли быстро, без осложнений, благодаря йоге, правильному настроению, помощи нашей акушерки и, наверняка, высших сил. Сын родился полностью здоровым и крепким, с весом 4 кг. Несмотря на бесконечные беспокойства бабушек и дедушек о том, что будут проблемы из-за недостаточного количества белков в связи с тем, что мы вегетарианцы.

После рождения мы сразу почувствовали, что парень родился требовательным и достаточно эмоциональным. А к двум годам стал жестко отстаивать свои позиции, и, в случае неудачи, переходил в истерику.

Сразу оговорюсь, бабушка у нас педиатр, поэтому не пройти всех врачей, в том числе и невролога, у нас не было шансов. Ответ такой – все хорошо, глицин, валериана; и вообще, многие дети сейчас не слушают родителей и истерят – это в пределах нормы. А то, что родители от этого «сходят с ума», ну так, что Вы хотели жизнь ведь не сахар, нужно работать над собой. Хотя как это делать не понятно.

Сейчас сыну 6 лет, ребенок закатывает истерики достаточно часто. Причем методы манипуляций с развитием сознания быстро совершенствуются. Супруга теперь уже сама пьет валерьяну. Частично снизить количество истерик помогало соблюдение режима и исключение моментов переутомления, эмоциональной перегрузки из-за высокой чувствительности нервной системы. Чаще всего, такое поведение происходит в момент, когда есть значимые взрослые. Успокаивается только после того, как разыгрываемая драма достигает кульминации. Можно все списать на характер, на особенности нервной системы, что только заводит все в тупик, из которого только один выход – это глицин, валериана и другие, более «сильные», препараты.

Можно предположить, что, наверное, ребенок имеет демонический характер или что-то в этом роде. Сейчас во время развития ведического мировоззрения – это модный термин. Этим, очень удобным, ярлыком пользуются для того, чтобы не искать причины и снять с себя ответственность. Просто характер такой, что поделаешь.

Достаточно продолжительное время я пытаюсь найти разгадку этого явления, пробовал примерять разные концепции, в первую очередь, анализировал роли: «жертва-спаситель-тиран». Можно проследить, как разыгрываются данные сценарии, однако попытки их изменить не дают стойкого результата. Такое ощущение, что какая-то сила возвращает все на свои места, и спектакль продолжается.

В литературе по психологии и психосоматике говорится о том, что ребенок может вести себя истерично от недостатка безусловной любви и внимания. Когда родители проявляют любовь и заботу только тогда, когда ребенок ведет себя хорошо. То есть родители живут по принципу: «Я хочу наслаждаться жизнью, и ты должен мне в этом помогать, а если твое поведение не дает мне наслаждаться, то я не буду тратить на тебя свое время и энергию».

Однако вниманием сын, точно, с детства не обделен, а насчет безусловной любви вопрос открытый. Проблема в том, что даже если это все верно, то где родителю взять такую безусловную любовь, если ее нет. Да и вообще, рассуждения на тему безусловной любви иногда весьма непрактичны, поскольку даже понять, что это такое бывает сложно. А уж откуда и как ее добыть – это вообще большой вопрос.

В какой-то момент мы с супругой решили проанализировать жизнь наших предков, ведь по моему опыту работы над собой и работы с клиентами именно семейно-родовые сценарии часто содержат ответы на многие вопросы, которые кажутся необъяснимыми или неподдающимися коррекции.

Оказалось, что в роду моей супруги и моем роду есть повторяющийся сценарий когда, один из родственников ведет себя жестко, требуя к себе внимания и подчинения своей воле, провоцирует конфликты. И именно так и ведет себя мой сын. Впрочем, здесь никакого инсайта нет, кроме того, что проанализировав и сравнив наши с супругой родовые деревья мы, в свое время, увидели, что встретились и полюбили друг друга совсем не случайно. Но, само по себе, это понимание еще не дает ответ на вопрос «А что теперь с этим делать-то?». Ну, тяжелая была жизнь, революция, войны. Ну, не выдержали некоторые из мужчин в наших родах и поступили предательски по отношению к женщинам. А женщины не святые, конечно, были, всю вину возложили на мужиков, не пытаясь понять и разобраться в обстоятельствах, понять и простить.

Притом, что дети, которые выросли в семьях, где были проблемы во взаимоотношениях родителей, были лишены внимания и любви, внимания даже своих матерей. Их матери, не простившие своих мужей или отцов, не смогли подарить необходимое внимание и заботу своим детям, ведь вынуждены были в одиночку решать многие бытовые и личные проблемы. Дети, не получившие опыта бескорыстной любви своих родителей, не смогли его передать в полной мере своим потомкам.

Дети, растущие в атмосфере, где мало любви, вынуждены как-то бороться за внимание со стороны окружающих. Это и становится причиной формирования характера, склонного к доминированию и отстаиванию своей точки зрения несмотря ни на что. Ведь так восполняется недостающее внимание и человек чувствует, что он небезразличен близким. Целью отстаивания своей точки зрения до последнего является защита себя. Защита, как они считают, от несправедливости этого мира. От неподобающего и неуважительного отношения к их личности. Они всегда воюют за правду, за себя и никогда не сдаются, воюют любой ценой.

Поэтому, обвинять, шестилетнего ребенка, или 80-летнюю бабушку в том, что они провоцируют конфликты, было бы не верным. Разница только в том что, если взрослый человек при желании может попробовать понять причины и скорректировать свое отношение к жизни, то ребенок с не развитым сознанием этого точно сделать не может.

Возникает вопрос, а что делать родителям, если ребенок закатывает истерики?

Можно предположить, что проработав свой родовой сценарий и уделив особое внимание жизни тех предков, которые имели негативный опыт, поможет родителям понять собственную модель поведения, запускающее именно такой сценарий взаимоотношений с ребенком. А осознание программы уже дает возможность ее изменения.

Попробую кратко сформулировать, свои предположения, что делать в ситуации, когда ребенок закатывает истерики и не слушается:

  1. Нарисовать родовые деревья супругов.
  2. Разобраться, кто из Ваших предков получил психологические травмы, связанные с недостатком внимания, чувства любви от одного из родителей или супруга. Возможно, отец стал причиной несчастий дочери.
  3. Понять, в чем причины такого поведения Ваших предков. Нужно воссоздать историческую реальность, в которой произошли эти события, тогда Вам будет проще их понять. Например, во время войны и после все мужчины много пили, пили просто, чтобы снять стресс (не судите их, не дай Бог нам жить в таких условиях), решения принятые в состоянии алкогольного опьянения, часто безответственны, в трезвом состоянии человек, возможно, так не поступил бы.
  4. Возможно, у человека просто не было выбора. Важно учитывать, что семьи не распадаются только из-за одного человека. Всегда оба супруга доводят семью до этого. Один – своими действиями, второй – бездействием или провоцированием ситуации.
  5. Попробуйте простить всех, кто причинил боль другим. Прощать нужно не просто потому, что «Бог прощал и нам завещал», прощение должно быть основано на понимании того человека его личных проблем, жизненных сложностей, непреодолимых обстоятельств с которыми он столкнулся.

Еще один инсайт, который я получил, занимаясь этим вопросом, любовь – это не только наслаждение своим сыном или дочерью, любовь – это еще и инвестирование своей жизненной энергии, сил и времени в воспитание ребенка. Это вкладывать свои силы в работу с ребенком, в том числе, когда ребенок ведет себя не так, как нам нравится. Часто, один из родителей не занимает строгую позицию по ряду воспитательных вопросов, вследствие отсутствия сил и энергии это сделать, чем провоцирует неадекватное поведение ребенка, либо наоборот: ведет себя чрезмерно жестко. Это, также, можно отнести к отсутствию необходимой энергии, желанию отгородиться от проблем. Списать все на характер ребенка, наследственность, отсутствие времени, необходимость зарабатывать. Отговорок для того, чтобы не заниматься ребенком, придумано много.

Однако, как я писал вначале, утверждать, что это эти методы сработают можно только, либо имея личный опыт преодоления ситуации, либо хотя бы опыт других людей, прошедших эту ситуацию. Ни того, ни другого в части работы с 6-летним ребенком у меня нет. Поэтому, я решил сначала сам попробовать «проработать» эту ситуацию, а через месяц сделать небольшой отчет, что получилось и насколько это эффективно.

Первое, чем могут быть вызваны эти истерики - это игнорирование личности ребенка и его потребностей со стороны родителей. То есть мамочки заняты в это время готовкой еды на кухне, глажкой, уборкой, миллионом дел по хозяйству и игнорируют потребности ребенка в любви, ласке и заботе. Такие банальности я вам рассказываю, но эти вещи происходят каждый день в жизни, когда мы, родители, не придаем этому значения, считая что ребенок одет, обут, накормлен, и этого уже достаточно.

Если мама не считает важным обнять и приласкать малыша, не дает ему любви, не целует, то ребенок чувствует себя ненужным, ощущает отсутствие контакта с мамой. И потребность получить внимание начинается с простых сигналов со стороны ребенка. Но если женщина продолжает не замечать его призывы, тогда ребенок начинает закатывать истерики.

Скорее всего, когда ребенок в первый раз закатил истерику, то он получил внимание мамы - в этот момент она встрепенулась, спохватилась, оторвалась от телефона или глажки белья и начала его успокаивать, приводить его в чувство. В этот момент у него срабатывает подсознательно: О, я получил внимание! И тогда в следующий раз, когда он почувствует недостаток родительского внимания, он тоже закатит истерику. Особенно, если своей истерикой ребенок эмоционально выведет маму из себя, и она вовлечется в его эмоции и тоже начнет кричать, плакать и истерить.

Я помню мальчика-подростка у себя на приеме, который так и говорил, что нарочно доводил маму в раннем возрасте, чтобы получить ее внимание. Если такое произошло (малышу удалось вызвать у мамы эмоции к себе и привлечь внимание), то в следующий раз он будет делать те же самые вещи, чтобы вызвать эту реакцию мамы снова.

Что делать, чтобы не было истерик? Первое и самое важное - не доводить до них, болезни всегда лучше предупредить, чем лечить. Профилактикой в этом случае будет любовь, забота и внимание просто так, в обычном режиме каждый день! А чтобы мама была ресурсной и энергетически наполненной (чтобы у нее хватало сил и душевного тепла для своих детей) - ей не нужно перегружать себя заботами по дому, нужно отдыхать вместе с ребенком, играть и наслаждаться его маленьким возрастом. В женщине должно быть чувство любви не только к ребенку, но и к самой себе. Вопрос про домашние дела нужно решать вместе с домочадцами.

Если истерики уже происходят, то маме важно не вовлекаться в процесс истерики и не становиться самой истеричной. Может быть, это покажется трудно, но нужно наблюдать за собой, своими реакциями, эмоциями и наблюдать за тем, что происходит немного со стороны. В принципе, если мама скатывается в такое же истеричное состояние, значит, она сама не далеко убежала от своего ребенка, зрелости в ней нет. Если мама не вовлеклась в негативный процесс истерик, сохраняет внутреннее спокойствие, обняла ребенка, пытается его успокоить, то ребенок постепенно почувствует это внутреннее спокойствие. И быстро придет в себя.

Опять же, если мама перегружена, переутомлена, измотана, то у нее не будет ни сил, ни энергии заниматься ребенком. Этого нельзя допускать! Если же ситуация достаточно сложная для мамы, и она никак не может решить ее, то я рекомендую поискать хорошего гомеопата, чтобы он подобрал гомеопатическое лекарство как для мамы, так и для ребенка. Нужно, чтобы он понял состояние и внутренние, подсознательные причины. В общем, здесь рекомендую прибегнуть к помощи специалиста.

Еще бывают ситуации, когда истерики закатываются ребенком в обществе, в гостях или в большом магазине. Например, ребенка завели в магазин. На уровне глаз малышей в супермаркетах обычно выставляют яркие и красивые упаковки не очень полезных продуктов или дорогих игрушек. Ребенок видит красивые упаковки и считает нужным это взять, потребовать у родителей, у него срабатывает рефлекс: Хочу, хочу! Если мама отказывает ему: Это нельзя, не надо, мы это не будем покупать, то ребенок может закатить истерику.

В этот момент у мамы два выхода: либо выбежать пулей из магазина, либо взять и купить ту вещицу, которую требует ее ребенок. Что я поняла из своего опыта мамаши: если есть возможность избегать походов в магазин с ребенком в маленьком возрасте, когда он не может контролировать свои желания, и ему трудно объяснить - что можно и что нельзя и почему, то проще оставить ребенка дома с бабушкой, родственниками, либо кому-то одному из родителей идти за покупками, а кому-то гулять с ребенком на улице. Таким образом, вы просто не даете возможности органам чувств малыша быть атакованными разными красивыми соблазнами, и так вы бережете психику свою и своего ребенка.

Если же у вас нет возможности оставить ребенка, то в таком случае вы можете сделать мелкую и безопасную покупку для ребенка, чтобы его ручки были заняты делом. Я не призываю вас скупать все на полках, что захочет малыш, но предлагаю быть гибкими и разумными, в каждый момент времени делать тот выбор, который поможет в данной ситуации.

Что еще может помочь, когда вы успокаиваете ребенка? Я где-то когда-то прочитала, что если мы смотрим на небо, то мы отвлекаемся от своих внутренних переживаний на что-то более радостное и возвышенное. А когда упираемся взглядом в землю, смотрим под ноги, то сильнее погружаемся в свои внутренние негативные переживания. Это можно использовать в общении с маленькими детьми. Я это применяла с младшей дочкой. Когда у нее было желание плакать и обижаться, я брала ее на руки или так ее ложила на свои руки, чтобы ее лицо смотрело вверх. И вы знаете, это срабатывало волшебно. Плачущее лицо моей дочки менялось и начинало смеяться, это было так интересно. Только что она плакала и обижалась, стоило ее лицо поднять к небу, она начинала тут же смеяться и в целом воспринимала мои действия как игру.

Мне было бы интересно, если бы читатели понаблюдали за своими детками, действительно ли это помогает отвлечь ребенка он слез и истерик. Я была бы признательна, если бы вы написали мне свои комментарии. Самое главное в воспитании ребенка - это безусловная любовь (без условий типа "если ты будешь хорошо себя вести, то я буду тебя любить"), этот человечек пришел в вашу жизнь, этот человечек выбрал именно вас своими родителями и самое главное, что нужно дать ему - это любовь и полное принятие его таким, какой он есть. Представьте себе, что 9 месяцев он сидел в животе мамы и получал все необходимое сразу - любовь, питание, тепло. И теперь, когда он появился на свет, его родителям просто некогда быть с ним, но он еще во многом нуждается.

Когда детки подрастают, они все меньше нуждаются в родителях. Но этот возраст от нуля до 5-6 лет - очень важный в жизни ребенка. Это основа для закладки как физического здоровья, так и здоровой психики и интеллекта. Если его достойно пройти, дальше будет все очень хорошо.

Надеюсь, моя статья была полезной для вас, я желаю всем счастья и здоровья!

Чем отличается детская истерика от простого каприза? Тем, что это неконтролируемый эмоциональный взрыв, реакция протеста, которую невозможно не заметить. Расцветом такого «особенного» поведения становится раннее детство (от 1 года до 3 лет), когда все дети в той или иной степени пробуют свои возможности, знакомятся со словом «нет», но не обладают достаточными способами выражения несогласия и средствами для достижения желаемого.

Периодически скандалят и дети постарше. Важно помнить, что истерика у ребенка – это лишь эмоциональная и поведенческая реакция, и ее не стоит бояться. Она пройдет так же, как и плач грудничка, при правильно организованных условиях и адекватном отношении родителей к малышу.

Ребенок закатывает истерики: истоки

В первую очередь нужно распознать причины, по которым ребенок бурно реагирует на что-либо, и выгоды, которые он получает, используя такое поведение.

  • Манипуляция взрослыми. Наступает момент, когда ребенок не получает желаемого или сталкивается с требованиями, которые раньше ему не предъявлялись (например, убрать за собой игрушки). Малыш начинает капризничать, а если это не помогает, пробует новый способ добиться результата: падает на пол, захлебываясь слезами и криком, закрыв глаза и размахивая руками и ногами. Родители в этот момент испытывают целую гамму чувств, от бессилия и смущения до ярости. А если сцена происходит в общественном месте, то нередко подключается и давление со стороны посторонних взрослых, и малыш добивается своего: новой игрушки, пирожного и т.д. Такая ситуация быстро закрепляется, и ребенок начинает ловко манипулировать взрослыми.
  • Нехватка внимания. В этом случае ребенок не выдвигает требований, потому что не понимает, что ему нужно, но чувствует дискомфорт. Он просто ведет себя так, что на это невозможно не отреагировать. Часто такие приступы истерики возникают в семьях, где родители слишком заняты своими делами, а адекватное, социально приемлемое поведение малыша не встречает какого-либо отклика, не замечается. Тогда, чтобы получить «свою долю» эмоционального контакта, ребенок прибегает к истерике.
  • Неуравновешенная психика малыша. Конечно, для каждого ребенка усталость, плохое самочувствие и чрезмерные эмоции могут стать причиной истерики как выплеска накопившейся энергии. Но есть дети, которые более склонны к таким приступам из-за особенностей нервной системы. Легко возбудимые, гиперактивные дети чаще устраивают истерики. Их «слабая» нервная система более чувствительна к перегрузкам, а самоконтроля не хватает. Такой ребенок может понимать, что его поведение не приведет ни к какому результату, но он не в состоянии справиться с эмоциями. Обычно после кратковременной вспышки неадекватного поведения он становится спокойным и легко возвращается к привычной деятельности, как будто сбросив с себя эмоциональный груз.
  • Страх, психотравмирующая ситуация. Это, пожалуй, самая глубокая причина истерик у детей . Стресс, вызванный потерей близкого, плохими отношениями между родителями, конфликтами в детском коллективе, переездом, возвращением к ситуации, связанной с сильным испугом, может спровоцировать истерику у ребенка.

Рассмотрим несколько типичных ситуаций истерики, чтобы разобраться в различных способах ее преодоления.

Детская истерика: что делать, если о ребенке забыли

Маленькому Саше 4 года, он довольно спокойный мальчик. Однажды родители поехали с ним в гости к друзьям, у которых недавно родился малыш. Сначала Саша вел себя хорошо, но через час «посиделок» его поведение стало меняться. Он начал ныть, цепляться за родителей, а потом устроил истерику с ужасными криками, да так, что родители не знали, куда деться от стыда.

Дети дошкольного возраста все еще остаются эмоционально зависимыми от родителей, хотя внешне производят впечатление уже подросших и самостоятельных. Очутившись среди взрослых, занятых своими делами и только что родившимся малышом, Саша остро ощутил нехватку внимания к себе, потерю своей значимости, поэтому и начал капризничать. Но его «сигналы» не были поняты, что и привело к истерике.

В такой ситуации лучше всего извиниться перед друзьями и уйти «со сцены», дав ребенку возможность успокоиться и расслабиться. Отвлечь малыша можно, предложив ему посмотреть, «что там такое за окном» или «ой, какая интересная штука тут на стенке висит…» Если у вас с собой сумочка, можно сказать таинственным голосом: «Ой, посмотри, что у меня в сумочке есть!» Обычно малыши от такой новости перестают плакать и с интересом заглядывают в мамину сумку. Позаботьтесь о том, чтобы там действительно всегда находилось что-нибудь занятное, на случай, если вспыхнет такая детская истерика… Что делать еще? Когда ребенок никак не может успокоиться, неплохо применить метод «удержания»: крепко обнимите малыша, прижмите его к себе и поглаживайте по спине. А после того как он затихнет, хорошо бы дать ему попить чего-нибудь теплого. Родителям важно помнить, что малыш, длительное время предоставленный сам себе, уставший, находящийся в непривычной обстановке, напомнит о себе самым громким способом. Поэтому в гостях не забывайте занимать ребенка чем-то интересным.

Детская истерика: что делать, если ребенок капризничает

Трехлетняя Лиза уже несколько месяцев регулярно изводит свою семью постоянными истериками, которые могут появиться на любой запрет. Причем девочка не стесняется ни посторонних, ни родных, она не реагирует на уговоры и не сдвигается с места, оповещая округу громким криком «Хочу!»

Что и говорить, поход в магазин становится для мамы девочки настоящей пыткой, чреватой ненужными покупками. Да и на улице ситуация не лучше – то чужую куклу ей подавай, то «домой не пойду»… Лиза использует классическую манипулятивную истерику, добиваясь выполнения своих требований способом, который, видимо, когда-то сработал. Самое главное в случае «магазинной истерики» – сохранять спокойствие. Нужно четко дать понять ребенку, что вам неприятно его поведение, но вы не злитесь и не собираетесь выполнять его желания только потому, что он лежит на полу. Можно вынести «нарушителя спокойствия» из магазина, лишив его любопытствующей аудитории. Нет смысла уговаривать или объяснять что-то малышу в момент истерики, он все равно ничего не услышит. Лучше обсудить его поведение после того, как он успокоится.

Если скандал вспыхнул на улице (допустим, по поводу чужой игрушки), то важно скорее переключить внимание ребенка на какой-то объект в поле его зрения. Фраза: «Ой, смотри, кто бежит!», сказанная мамой с азартом, заставит малыша на мгновение забыть о своей обиде и посмотреть туда, куда указывает мама. Если объект его заинтересовал – крику конец.

Главное – не останавливаться на достигнутом, продолжая говорить малышу что-то типа: «Ой, кошечка побежала, смотри, какая черная (рыжая, с пушистым хвостом). Как кошечка мяукает? Пойдем на нее посмотрим!»

Еще один способ отвлечь – заинтересовать действием. Допустим, можно вытащить из сумки мелки и предложить крохе порисовать на асфальте. Или молча самой начать рисовать. Скорее всего, малыш захочет поучаствовать. Рисование – это прекрасный способ «выпустить пар». Дочка не хочет идти домой? Что ж, можно сказать ей так: «Ладно, ты можешь гулять дальше, только проводи меня. Представляешь, я забыла, где наш дом! Подскажешь? Дай мне ручку». Трехлетний ребенок вряд ли усомнится в истинности маминой «забывчивости», проводит ее домой, а там уже и забудет, что скандалил.

Детская истерика: что делать, если ребенок боится

Зое недавно исполнилось пять лет, но ее родители до сих пор с ужасом готовятся к посещению детской поликлиники, когда ребенку предстоит анализ крови. С девочкой можно договориться о предстоящем событии, о том, что это необходимо, и она искренне пообещает, что будет вести себя хорошо. Но стоит ей приблизиться к кабинету, как от ее намерений не остается и следа. Каждый раз дело заканчивается скандалом, потому что Зоя сначала застывает на месте, не слушая никаких уговоров, а потом начинает активно сопротивляться и кричать...

Иногда случается так, что в детской психике запечатлевается событие, связанное с негативной эмоцией (например, страхом). При сочетании ряда условий (впечатлительность ребенка, боль, эмоциональная реакция взрослых и др.) некоторые ситуации начинают настолько пугать малыша, что приводят к истерикам. В случае с Зоей можно предположить, что причиной ее поведения в поликлинике служит именно сильный непроработанный страх, который лишь закрепляется и усиливается с каждой детской истерикой. Что делать ? В такой ситуации чувства и потребности ребенка не следует оставлять без внимания. Лучше всего Зое и ее родителям поработать с детским психологом, он составит программу коррекции поведения. Но родители и сами могут предпринять некоторые шаги.

Будьте максимально неэмоциональны во время посещения больницы (ребенок чувствует напряжение родителей), озвучивайте эмоции дочки, но не поддавайтесь им: «Да, ты не хочешь идти, ты боишься, но это надо сделать. Сейчас побоимся и перестанем». В момент истерики реагируйте на крик как на обычную реакцию, которая скоро пройдет, надо лишь немного потерпеть. Не ругайте малыша за ор, даже если вам стыдно перед окружающими. Нужно создать для ребенка такие условия, чтобы ассоциация «врач-боль-страх» разорвалась. Для этого необходимо заместить эмоцию страха к медицинским процедурам на эмоцию интереса: играть в «доктора», меняясь ролями, и проигрывая всевозможные неприятные моменты и поведение; изучать детские энциклопедии и анатомические атласы, брать ребенка с собой, когда вы проходите какие-либо осмотры, чтобы он мог наблюдать адекватную реакцию. Немного об ангелах…

Существуют ли дети, которые не устраивают истерик? Некоторые родители, наверное, могут сказать, что не сталкивались с таким поведением у собственного ребенка. Действительно, бывают такие талантливые мамы и папы, которые с легкостью регулируют процесс детского развития.

Случается и так, что сам малыш по характеру флегматичен и спокойно относится к контролю, запретам и навязыванию воли взрослого. Но чаще всего детские истерики забываются по мере того, как ребенок «перерастает» их, меняется родительское отношение к его поведению и кажется, будто истерик и не было вовсе. Поэтому постарайтесь относиться к детским истерикам не как к позору и ужасу, а как к сигналу о том, что кое-что в вашей семейной жизни или жизни малыша происходит не так, и у вас есть возможность это изменить. Вы точно справитесь!

В моей практике часто встречаются вопросы про детские истерики. Что делать, когда ребёнок закатывает истерики, почему девочка всё время плачет, как научить ребенка относи тся ко всему спокойнее? Сегодня я попытаюсь ответить всем сразу на наиболее популярные вопросы.

Как успокоить истерику , если она уже случилась?

Когда у ребенка истерика уже случилась, её можно только пережить. Уводим, чтобы успокоиться. В такие моменты у ребёнка возбуждается нервная система и нужно время для торможения. Самое важное, что вы можете сделать в этот момент — побыть с ребёнком наедине, уйти из общественных мест, просто БЫТЬ РЯДОМ.

И пробуйте проговаривать действия и чувства, ребенка и свои. Проговаривать нужно не только во время истерики, другие острые моменты, а и когда все хорошо. Это хорошая профилактика истерик. Ребёнок учится осознавать себя, чувствует вашу поддержку и понимание. Ему очень важно удовлетворение этой потребности — быть хорошим, быть понятым.

Говорить можно, например, так:

  • тебе это не понравилось;
  • тебе так понравилась машинка, что ты очень радуешься;
  • тебе понравился этот мальчик;
  • ты сейчас злишься, поэтому хмуришься или … ты дерешься.

Профилактика истерик

Бывают детки разной чувствительности. Но если спокойный прежде ребенок вдруг стал истерить — ищите причину ! Возможно, вы входите в кризис, или перестали удовлетворяться первичные потребности ребенка в защите и принятии (переезд, появление братика или сестренки, ребенка отдали в детский сад…). Важное значение играют еда и режим. Рассмотрим некоторые провоцирующие истерику моменты.

1. Еда — это важно!

Проверьте ваше меню. Часто такая легкая возбудимость связана с продуктами питания. Иногда это реакция на зерновые, особенно, пшеницу, сладкое. Старайтесь, чтобы питание ребёнка было сбалансировано.

2. Принимаете ли вы чувства ребёнка?

Проговаривание детских чувств, о котором мы говорили выше, помогает ребенку понять себя и почувствовать, что мама его принимает таким, как он есть. Я советую вам послушать 2-й выпуск моих психологических зарисовок , если вы еще не слушали. Это как раз пример того, как истерику можно предотвратить.

Пример
Вопрос: Девочка 2,6 года. Стала невыносимо капризной, хотя такой всегда была, но сейчас особенно. Очень часто плачет, горькими слезами, если в чем-то отказали. После пробуждения утром и днем по полчаса хнычет, ношу на руках, чтоб успокоилась. Как помочь ей стать спокойней, чтобы она меньше рыдала и требовала все через слезы?


Ответ:
Ребенок еще учится переживать , не умеет он это делать. Это те самые слёзы тщетности из теории привязанности Гордана Ньюфолда, замечательного практика, ориентированного на родителей. В его книгах подробно описаны слезы тщетности: что это такое, как мы их выплакиваем с ребенком, и как ребенок адаптируется к тому, что не может произойти, в том числе, если ему отказали.

Здесь бы я подумала про физиологический момент, с чем связано тяжелое пробуждение утром: есть ли аллергия у ребенка, может, что-то его беспокоит, это важно знать. Например, у моего ребенка капризность у младшего была связана с нарушением пищеварения, и пока мы эту проблему не решили, ребенок был очень капризный.

3. Смена обстановки, утрата чувства безопасности

Дети консервативны. Они привыкают к установленному порядку и любое отклонение от него ощущают как угрозу собственной безопасности. Что это может быть? Рождается , семья переезжает в другой город, мама выходит на работу, а ребёнка отдают в детский сад. Если мама вынуждена уйти — возле ребёнка обязательно должен оставаться значимый для него, любимый взрослый.

Рассмотрим пример.

Вопрос : Дочке два с половиной года. На улице-очень любит находиться с другими детьми, мама особо не нужна. Подскажите, пожалуйста, почему она не хочет ходить в садик? Истерика начинается при входе в группу.

Ответ : 2,5 года это еще очень мало. В этом возрасте самое важное в детском саду не сверстники, а воспитатель. Какие у нее отношения с воспитателем? Привязан ли ребенок к нему? Самое главное — наладить связь с воспитателем. Ребенку сложно оставаться в коллективе без мамы, ему ещё нужно сопровождение взрослого. Когда мама уходит, то её заменяет воспитатель. То есть мама как бы передает дочку другому взрослому, а не в группу детей. Слёзы — это совершенно нормальная реакция в 2,5 года при входе в группу. Чем-то ей там плохо. Она себя чувствует неуверенно, что-то не нравится.

4. Кризис 3-х лет

Кризисы — это признаки развития, перехода психики ребёнка в качественно новое состояние. Их не надо бояться, но надо быть готовым к учащению истерик или агрессии в эти периоды. И постарайтесь помочь ребёнку эти моменты пережить, окружив его пониманием.

Кризис трёх лет — это переход ребёнка к самостоятельности, возраст непослушания. Отстаивания своего Я. И он истерит или дерётся, щиплется, если отстоять себя иначе не получается.

Вопросы:

1. Дочке 3 года. Когда она боится, переживает или просто обеспокоена (находится в новом месте, читает в книге напряженную сцену и т.д.), то постоянно щипает себя или родителей. За шею и на сгибе локтя. В 2 года было то же самое, но потом прошло, а сейчас с новой силой. Не может сидеть спокойно, даже если просто радуется, подбегает и щипает родителей или просто пальцами проводит в семье локтя. Очень беспокоит этот момент.

2. Все та же дочка, очень сложно реагирует на ситуации, когда что-то идёт не по её сценарию. Раньше списывала на возраст, но прошёл уже год и адаптации не происходит. Увидела, что братик играет в ниточку, дайте мне такую же. Увидела на площадке новую игрушку, хочу такую же. Хочет чай, если мама моментально не встала — истерика . Кидается на пол, кричит. Иногда проявляет агрессию, вталкивается, бросается игрушкой, если с ней делаться. Не знаем, как донести социально приемлемое поведение.

Ответ: Хороший вопрос для такого возраста. Здесь есть два основных момента.

Во-первых, родился младший братик, когда ребенок был в кризисе. Девочке было сложно прожить благоприятно этот период, наложилась ревность. Вероятно, это повлияло на то, что адаптация затянулась на год.

Второй момент: 3 года — это еще очень мало, чтобы уметь регулировать себя. Я всех мам деток 2-3 лет предупреждаю, что до 5 лет у вас один ребенок, а после 5 лет наступает другой период. И ещё раз все изменится после кризиса 7 лет. Если у вас есть дети школьники — вы меня поймёте.

В 3 года нормально бояться новых мест, напряженных сцен в книгах, мультиках или в жизни, и переживать из-за этого. Когда ребенок щиплет себя, он помогает себе пережить напряженные ситуации.

Нужно понимать, что у дошкольника психика только формируется и ребенок в этом возрасте переживает все через тело . Это можно увидеть, когда ребенок сначала дерется, а потом сообщает, что злится. Чтобы перейти на на вербальный уровень, ребенку нужно время. Я предлагаю в минуты переживания давать больше контакта: обнимать, причем довольно сильно, плотно, чтобы она чувствовала телесность, и обязательно говорить такие слова: я с тобой, мы вместе, мы это переживем. Это по первому вопросу.

Напрямую запрещать щипаться не нужно, иначе вы закрепите это поведение . Советую поработать с этим «в обход». Всегда озвучиваем чувства переживания дочки: «Ты так переживаешь сильно, так испугалась, что даже щипаешь меня (или себя)», то есть описываем действия ребенка.

И обогащаем среду развития : игра, рисование, лепка, подвижные игры и занятия, потому, что ничто так не развивает ребенка и его ощущение себя, своего я, инициативности, . Вы знаете, я очень глубоко занимаюсь игровой деятельностью и вижу как расцветает ребёнок, когда мама начинает с ним увлечённо играть, то есть говорить на его языке. Это помогает легче пережить кризис трех лет, выйти из многих невротических состояний.

Это касается и второго вопроса. Дочка пока опирается не на себя, а на поле, которое её окружает. Как будто бы она не знает своих желаний, не понимает себя. Увидела, что братик играет с ниточкой, дайте мне такую же, увидела ложку, хочу такую же. Мама не встала, истерика. Это про двухлетку, скорее всего. Агрессия нормальна в этом возрасте. Ребёнок начинает — Мама подхватывает.

Истерики, капризы, злость ребёнка очень чувствительны для мамы. Как же иначе? Она изо всех сил хочет быть хорошей, самой лучшей, а тут…

Во-первых, важно понимать, что происходит и почему.

Вопрос: Моему сыну Олегу 2,4 г. Очень активный малыш, сорвиголова. Проблема, что часто сердится и бьет меня и папу. Говорим, что так делать нельзя, держим руку. Я сама иногда срываюсь на ребёнка , когда уже не могу сдерживаться. У меня ощущение того, что он не понимает, что нам больно, и его забавляет это. В детской группе тоже может стукнуть ребенка, при этом знает, что это плохо.

Ответ: Конечно, в этом возрасте дети дерутся, агрессируют, очень сильно сердятся и сразу бьют. Связано это с тем, что ребенок переживает еще очень сильно все телесно, не может сказать словами, что чувствует. И у меня двое таких детей было: старший кусался, младший дрался. Связано также и с незрелостью головного мозга, с тем, что плохо себя понимает, что не умеет переживать фрустрацию, не умеет сказать об этом.

Частая ошибка взрослых в том, что им кажется: достаточно и ребёнок исправится. Нет, этого не достаточно. Здесь нужно проговаривание ситуации, действий ребенка, чувств и собственных чувств и действий. Это очень важно для будущего. Важно отделять намерения ребенка от его действий. Результат наступает не сразу, но такое проговаривание помогает созревать мозгу, помогает образовываться нервным связям: ребенок научается не бить, он переводит свой индекс телесности на вербализацию. У кого есть сложности с агрессией и злостью, предлагаю пройти тренинг .

Во-вторых, нужно поработать со своими собственными срывами родителям, потому, что если еще и мы срываемся, то получается мы со своей взрослой позиции съезжаем в свою детскую позицию и ребенку уже ничем не можем помочь, нам бы кто помог в этой ситуации.

Если мама злится и агрессивно реагирует, то здесь надо маме поработать с этим, маме укрепиться. Я думаю еще, что мама злится, потому, что не знает, что происходит и на собственное бессилие реагирует злостью и агрессией.

Или мама очень устала и перегружена, тогда надо пересмотреть