Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Рисование пластилином техника. Научно-исследовательская работа «Использование техники пластилинографии для развития творческих способностей обучающихся объединения «Колорит

Пластилинография – источник творческого развития ребенка.

« Истоки способностей и дарования

детей на кончиках их пальцев.

Другими словами, чем больше мастерства

в детской руке, тем умнее ребенок».

В.А. Сухомлинский

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие движения пальцами и руками,

посредством скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы. Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти рук и поэтому развитие мелкой моторики ладоней и рук напрямую связано формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления. Развитие мелкой моторики необходимо еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будут требоваться тонкие, координированные движения кистей и пальцев для того, чтобы писать и рисовать, а также выполнять множество различных бытовых, учебных и производственных действий.

Одним из способов развития и тренировки моторики является изобразительная деятельность. Намечаются новые пути в развитии изобразительной деятельности, которые позволяют отойти от традиционных штампов работы, направленных на овладение детьми только лишь определенных навыков в рисовании и лепке. Внедрение новых методов работы дает толчок развитию как личности ребенка в целом, так и развитию его творческого потенциала.

В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которым самостоятельно применены усвоенные знания, умения и навыки. Таким образом, творчество – создание на основе того что есть, того, чего еще не было. Творчество – это работа, исходящая от сердца. В прямом смысле это относится работы с пластилином, ведь каждая частичка этого материала, прежде чем стать мазком картины, согревается теплом рук ребенка. Именно поэтому наибольшие возможности для развития творческих способностей дошкольников предоставляют нам занятия пластилинографией. Данная техника хороша и тем, что она доступна детям, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит новизну в деятельность детей, делает ее увлекательной и интересной.

Пластилинография («графия» - создавать, изображать; «пластилин» - материал, используемый в работе) – это создание лепной картины, на которой изображаются выпуклые, полуобъемные объекты на горизонтальной поверхности. Пластилинографию иначе называют «Живопись с помощью пальцев», такой вид живописи очень благоприятно влияет на развитие костно-мышечного аппарата ребенка, сенсорной чувствительности, зрительно-моторной координации, произвольного внимания и на психику ребенка, так как успокаивает и расслабляет его.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно. Освоение технике «пластилинография» предполагает реализацию трех этапов:

1 этап – подготовительный, на котором педагог учит детей правильно использовать материал, раскрывает изобразительные возможности пластилина. В младшем дошкольном возрасте вводится рисование пластилином. Взрослый знакомит детей с простыми приемами изображения: нажим, размазывание (ягодки, снег, бусы и т д.).

2 этап – основной, продолжение освоения доступных приемов; создание условий для самостоятельного применения накопленного опыта. В средней группе обогащаем рисование пластилином как оригинальный способ рисования, сочетающий цветовые и рельефные возможности. На этом этапе знакомим детей с приемами лепки круговыми и прямыми движениями, сплющивание. Знакомим пластинографией шариковым способом (грибы, цветы, листья).

3 этап – обобщение полученных знаний, умений и навыков. На этом этапе дети комбинируют известные способы деятельности с новыми, ищут альтернативные решения.

В старшем дошкольном возрасте дети всеми доступными для них нетрадиционными приемами изображения, составляют более сложные рельефные композиции, используют в работе засушенные плоды, цветы, травинки. Для придания объема и фактурности – ракушки, бусинки, камешки и др. Детей знакомят с витражным способом обратной пластилинографии, учат получать «эффект мраморности», «мерцание цвета», делать пластилиновый фон. На этом этапе широко применяются модели, схемы алгоритмы, а показ взрослого в основном отсутствует. Детям предлагаются следующие темы: «Пейзаж», «Натюрморт», «Любимый мультфильм» и другие.

В процессе обучения детей пластилинографии не следует ставить перед ними очень сложные задачи, чтобы не испугать. Важно подкреплять их уверенность в собственных силах и поощрять даже за небольшие успехи. Творчество должно доставлять дошкольникам радость общения, познания труда игры и отдыха. Опыт совместной работы помогает устанавливать взаимоотношения со сверстниками, формирует чувство ответственности друг перед другом.

Основной формой обучения детей рисованию пластилином является занятие. Очень важно проводить занятия в игровой форме, так как это обеспечивает динамичность процессу обучения и максимально удовлетворяет потребность детей в поведенческой и речевой самостоятельности. Занятия составляются с учетом возрастных, психологических и познавательных особенностей ребенка. На каждом занятии педагог решает не только практические, но воспитательные и образовательные задачи, что позволяет развивать личность ребенка. Дети учатся познавать мир и осознавать себя и свое место в нем, единство человека и природы, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Структура занятий может быть гибкой и изменяться от целей и задач, но включает 3 части: вводную, основную и заключительная.

Вводная часть начинается с организационного момента. Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей и объясняется новый материал. Во вводной части используются разные приемы: чтение художественной литературы, обыгрывание персонажей, подвижные или пальчиковые игры.

В основной части объясняются и показываются приемы рисования пластилином. И дети самостоятельно выполняют задания, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому. При необходимости можно помочь советом или провести индивидуальную работу. Работа с пластилином трудоемкая, требует усилий, поэтому детям необходим отдых в процессе ее выполнения в виде физкультурных минуток и разминок.

Очень важна заключительная часть, в ней подводится итог занятия. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия - важное условие развития изобразительного творчества. Художественная деятельность ребенка станет еще более успешной, если взрослые будут оценивать ее положительно, не сравнивая работы детей между собой, а отмечая индивидуальную манеру выполнения. Детям это нравится и позволяет ребенку осмыслить результат своей деятельности, учит задумываться над тем, что у него не получилось.

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии: от разнообразия типов нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до богатства цветного колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, ярко и богато.

Пластилин – материал объемный, а значит, имеющий вес. Поэтому для работы надо использовать не тонкую бумагу, а плотный картон, чтобы не происходило деформации основы при выполнении приемов придавливания, примазывания, сглаживания поверхностей создаваемых объектов. Фоном для работы может служить подмалевок, выполненный акварелью или гуашью. В этом случае, чтобы выглядело аккуратно и со временем не появились жирные пятна от пластилина, надо покрыть лист прозрачным оракалом. А можно затонировать лист тем же пластилиновым тонким слоем. Можно в качестве фона использовать глянцевый цветной картон. Для того, чтобы работу долго сохранить ее покрывают лаком. Для обратной пластилинографии используют любую прозрачную основу: оргстекло, пластик, крышки от пластиковых контейнеров, упаковок и др. Ребенку нужно объяснить, что работу начинают с верхней части, чтобы ладошки не касались уже покрытых участков.

Занятия пластилинографией способствуют не только овладению практическими навыками, но и учат любоваться природой, бережному к ней отношению, помогают проникнуться любовью к самому неприметному цветочку. Дети уже никогда равнодушно не сорвут, не затопчут, не причинят вреда всему живому сами, но и остановят от неразумного шага других.

Рисование пластилином очень интересный, привлекательный для детей продуктивный вид деятельности, который открывает большие возможности для выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Литература:

  1. Давыдова Г.Н.Пластилинография – 2. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008.
  2. Доронина Т.Н. Развитие детей в изобразительной деятельности. – «Детство-ПРЕСС», 2005.
  3. Казакова Т.С. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ под редакцией Р.Г. Казаковой. М., 2004.
  4. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М., 2008.
  5. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись.- «ТЦ СФЕРА», 2010.

Светлана Грибанова

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, рельефными.

Лепка всегда привлекает малышей. А пластилинография интересна вдвойне, ведь ребенок и не подозревает, что пластилином можно рисовать. Таким образом, при помощи взрослого ребёнок знакомится с новой техникой, развивает свои творческие способности и мелкую моторику.

Обучать пластилинографии нужно в порядке повышения уровня сложности: начинать с простых картинок в младшем возрасте и постепенно переходить к созданию более сложных.

Техника лепки из пластилина очень проста. Просто нужно отрывать небольшие кусочки от общего куска нужного нам цвета и скатывать из них небольшие шарики, которые затем успешно приклеиваются на подготовленный заранее фон с нарисованным на нем нужным контуром. Шарики выкладываются на поверхность основы и немного прижимаются пальцем. Это очень удобная техника, так как является многоразовой, ведь исправить ошибки на шаблоне не составит никакого труда.

При создании пластилиновых картин следует придерживаться следующей методики. В работе лучше всего использовать яркий, в меру мягкий материал, способный принимать заданную форму. Это позволит еще не окрепшим ручкам дошкольника создавать свои первые рисунки.

Чтобы дети лучше усвоили и закрепили навыки, обучение следует проводить поэтапно: сначала важно научить надавливать на пластилин, затем размазывать его от центра к краям контура и в дальнейшем сочетать оба приема.

Основными целями и задачами обучения детей данной технике являются:

Формирование навыков работы с пластилином, пробуждение интереса к лепке;

Освоение новых приемов работы с пластилином и создание с их помощью сюжетных картин;

Обучение умению ориентироваться на листе бумаги;

Развитие мелкой моторики;

Ознакомление с окружающим миром;

Развитие эмоций и фантазии

Развитие пространственного мышления и творческих способностей;

Воспитание у детей художественного вкуса;

Развитие моторики пальцев рук детей.

Пластилинография способствует, в первую очередь, снятию мышечного напряжения и расслаблению, развивает детское воображение, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности. При успешном овладении методикой рисования пластилином можно выполнять коллективные работы, создавать картины, оригинальные подарки для родителей и друзей.

Во избежание деформации картины, в качестве основы следует использовать плотный картон;

Предотвратить появление на картоне жирных пятен, поможет нанесенная на нее клейкая пленка (скотч);

Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести контур рисунка под пленку (скотч);

Покрытие пластилиновой картинки бесцветным лаком продлит ее "жизнь".

(используем лак для волос)

Материалы для создания пластилиновой картины:

Картон с контурным рисунком, покрытый скотчем

Набор пластилина

Салфетка для рук

Стеки, зубочистки

Бросовый и природный материалы

Доска для лепки

Лак для волос

Дети научатся нетрадиционным техникам работы с пластилином - размазывание,

Выкладывание картинки пластилиновыми шариками

Катание шариков

Рисование картин шариками

Рисование полосками пластилина

Рисование по контуру

Работа с затвердевающим пластилином

Размазывание с объёмным эффектом

Работа с пластилином, сам процесс лепки помогают ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развить гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев (что в свою очередь способствует речевому развитию). Малыш постепенно и незаметно для самого себя овладевает искусством планирования и учится всегда доводить работу до конца.

Пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев, творческих способностей дошкольников любого возраста.

Детям моей группы очень нравиться рисовать пластилином, они постепенно справляются с этой сложной техникой. Вот некоторые наши работы.

"Животные жарких стран"

"Подводный мир"


"Пожарная машина"

"Снеговик"


"Фигуристка"

"Кот в сапогах"

"Незнайка"

Публикации по теме:

"Зимний лес"Рисование методом тычка. Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело,.

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования. Сложное слово ГРАТТАЖ, они пока не запомнили, но это дело времени.

Нетрадиционная техника рисования – рисование салфетками Нетрадиционное рисование позволяет не ограничивать проявления творческих способностей.

В настоящее время большой популярностью среди детей, родителей и педагоговпользуются так называемая нетрадиционная или неклассическая техника.

Актуальность батика в современном обществе. Батик – это волшебство… Роспись по ткани является одним из древнейших методов её украшения.

С пластилином с самого раннего детства знаком каждый из нас. Пластилин — мягкий и податливый материал, притягивающий к себе каждого малыша.

Из пластилина лепятся самые различные штучки — от простых колбасок и шариков до более сложных деталей.

Видя, как чудно можно изменять форму с помощью пластилина, малыши приходят в восторг и готовы заниматься длительное время, в то время, как родители могут делать свои повседневные дела по дому.

Однако не всем известно, что с помощью пластилина можно не только лепить разные фигурки, но и создавать самые настоящие картины. Изображения на таких картинах получаются выпуклыми и невероятно красивыми.

Такая техника создания получила название пластилинография. Занятие пластилинографией очень увлекательно не только для детей, но также и их родителей или просто взрослых людей, которые не безразличны к творчеству из пластилина.

Для детей же пластилинография полезна еще и для развития у них интеллектуальных способностей, творчества и воображения, моторики рук.

Только ли в этом мы видим пользу для дошкольников от занятий Пластилинография?

Пластилинография и ее роль в развитии дошкольника

В момент изготовления пластилиновой картины мальчишки и девчонки обретают полезные навыки:

  • ориентировка в горизонтальной плоскости;
  • познание с окружающим пространством;
  • умение работать с пластилином;
  • интерес к занятию лепкой и творческой деятельностью;
  • формируется эмоциональное восприятие и развивается фантазия;
  • появляется и усовершенствуется художественно-эстетический вкус;
  • и, наконец, развиваются творческие способности и пространственно-образное мышление.

У дошколят раннего дошкольного возраста формируется самостоятельность в процессе пластилинографией. А дошкольники постарше получают значительный социальный опыт, что очень важно для социализации и адаптации в детском коллективе.

Можно также отметить, что пластилинография является эффективным средством для снятия эмоционального напряжения.

Составляющие пластилина

Пластилин для лепки изготавливают из сухой глины и парафина. Сначала парафин растапливается, и затем в него добавляется глина, а также вещество озокерит, который помогает полученной массе высохнуть.

Озокерит — это что-то, напоминающее пчелиный воск. Иногда добавляют езерин, который получают из озокерита. Либо добавляют животный жир, вазелин или другие подобные вещества.

Чтобы пластилин получался разноцветным также добавляют пигменты.

История появления пластилина

О пластилине было известно еще в средневековье. Наши прародители лепили сначала из обычной глины или воска. Но глина приставала к рукам, а воск расплавлялся, лепить из них было очень неудобно.

Но люди догадались, что эти два вещества можно соединить, и тогда получится материал, который не будет прилипать к рукам, но будет мягким при повышенных температурах.

Таким образом появился первый настоящий пластилин.

Какой пластилин сегодня?

Сегодняшний пластилин не намного отличается от первого изобретения. Он остается мягким, не засыхает и не становится твердым, а также имеет разные цвета. И хотя в коробочке может быть всего 6 или 8 цветов пластилина, но его можно искусно соединять друг с другом, получая интересные цвета и оттенки.

В настоящее время изготавливается два вида пластилина. Пластилин с добавлением воска, и пластилин парафиновый.

Пластилин бывает твердый, средней твердости и мягкий. Твердый пластилин плох для работы, так как его очень трудно размять даже взрослому, не говоря уже о ребенке. И такой пластилин очень крошится.

Средней твердости пластилин легко разминается при температуры помещения, хорошо держит форму. С этим пластилином работают чаще всего, когда делают фигурки.

Мягкий пластилин удобнее для малышей, так как он легко лепится, детальки без труда формируются и долго держатся.

В настоящее время для самых маленьких «лепунов» можно приобрести пластилин — тесто. В его состав входят только натуральные компоненты: мука пшеничная, красители. Он с приятным запахом, не прилипает к рукам, не пачкает одежду, оставляя жирные следы. Вот только хранить его долго не рекомендуется, потому что фигурки, изготовленные из пластилина теста, очень быстро высыхают и становятся хрупкими, крошатся.

Как выбирается пластилин подходящего качества?

Качественный материал:

  • режется пластмассовым стеком без усилий;
  • при длительном держании в ладошках делается мягким и податливым;
  • не крошится и не плавится;
  • легко скатывается между ладошками, не прилипая;
  • если нужно снять с какой-либо плоскости, то легко удаляется стеком;
  • одним кусочком без труда прилепляется к разным материалам и не отпадает;
  • при нахождении на воздухе не теряет свои свойства;
  • не марает руки и хорошо отмывается теплой водой.

Разновозрастные особенности пластилинографии у детей

Для детей разного возраста используются разные шаблоны для пластилинографии. И они очень отличаются.

Например, малышам 3-4 лет под силу лишь размазывать пластилин по поверхности, скатывать из него маленькие колбаски и шарики. Если потребуется, то они могут сплющить из шариков лепешечки. В силу своих возрастных особенностей они уже способны научиться крепить пластилиновые детальки между собой.

Для того чтобы малыш мог самостоятельно выполнить что-то из пластилина, шаблон для него подбирается попроще. К примеру, это может быть лужайка и солнце с лучиками. Малыш легко справится с таким сюжетом.

Сначала он размажет травку по нижнему краю поверхности, затем голубое небо. А затем скатает шарик, расплющит его, и получится солнышка. А тоненькие колбаски он прикрепит к желтой лепешечке, и получится солнышко с лучиками.

Шаблон можно усложнить немного и предложить дошкольнику сделать цветочки, скатывая шарики и колбаски, прикрепить их на травке.

В среднем дошкольном возрасте можно предлагать шаблоны пластилинографии с изображением времени года. Здесь уже можно пофантазировать с дошкольниками, провести наблюдение. Что и в какое время года можно изобразить на картине.

Например, зимой можно сделать снежинки, зеленые елочки, покрытые белым снегом. В другое время года также можно изобразить деревья. Только осенние деревья можно покрыть не зелеными, а разноцветными листочками.

Дошкольникам 5-6 лет уже можно предлагать шаблоны пластилинографии с усложненными композициями, обилием различных элементов. Можно уже обучать детей делать оттенки. Пластилиновые картины детей старшего дошкольного возраста представляют собой сюжетные линии с одним или несколькими персонажами.

Что можно использовать в процессе пластилинографии?

Для выполнения пластилинографии можно использовать разные мелкие предметы: нитки, бисер, крупа, семена и даже макаронные изделия.

Попробуем изготовить вместе с детьми пластилиновую картину своими руками Это будет веселый процесс, позволит отлично провести время с детьми. Ну а сами дети познакомятся с новой техникой использования пластилина.

Отмечу, что на сегодняшний день существует две техники пластилинографии.

Картины из пластилина для детей: способ №1

Приготовим следующие материалы:

  • коробочку пластилина;
  • лист картона, который станет основой для картины;
  • место для пластилинографии — прямоугольный лист фанеры без острых углов, чтобы избежать поцарапывания ребенка;
  • карандаш.

Изготовление картины будет поэтапным:

Из картона нужно вырезать основу квадратной или прямоугольной формы (как вы желаете).

Нарисуйте на подготовленной основе картины из пластилина контур рисунка простым карандашом. Рисунок должен зависеть от возраста ребенка. Трехлетнему ребенку достаточно яблочка или груши. Старшим детям задания можно усложнить благодаря различным деталям.

Ну а теперь приступим к лепке из пластилина картины. Разомните хорошенько пластилин и, отщипывая небольшие кусочки, наносите его на основу и растирайте, как будто закрашиваете контуры рисунка.

Покрывайте пластилином всю поверхность основы, соблюдая при этом контуры элементов. Выравнивать контуры можно ножичком, лучше, если это сделает взрослый.

Для придания объемности можно использовать один интересный прием: скатайте небольшой шарик из пластилина и, придавив его подушечками большого и указательного пальца, положите полученный плоский кружок сверху на рисунок. Украсьте таким образом грушу. Затем в центре каждого кружочка можно сделать точку зубочисткой.

Используйте для украшения картины и скрученный в трубочку пластилин. Интересный звездообразный эффект получается, если в пластилин вдавливать колпачок от фломастера.

Вот так легко получаются очень нарядные детские картины из пластилина.

Объемные картины из пластилина: способ №2

Для изготовления этой поделки понадобятся те же материалы, что и в предыдущем мастер-классе картины из пластилина. Но у нас будет использована другая техника — аппликация.

Нарисуйте на основе контур выбранного рисунка, например, как у нас жираф, солнце с облаком и цветок.

Начинается самый кропотливый момент: из пластилина разного цвета нужно слепить немалое количество маленьких шариков. Выбирайте те цвета, которые характерны для предметов, составляющих будущую картину.

По контуру изображенных предметов начните вместе с ребенком выкладывать шарики соответствующих цветов.

Например, солнышко вырисовывается шариками из желтого пластилина, тучка — белого, жираф — коричневого, оранжевого и кирпичного, цветок — из фиолетового, желтого, салатового и зеленого пластилина. Кстати, если нужного оттенка пластилина нет, смешивая несколько цветов, вы получите желаемый цвет.

Муниципальное образовательное учреждение

Детский (подростковый) центр «Агнес»

Детский подростковый клуб «Импульс»

Мастер-класс

«Пластилиновая живопись»

(2-ой год обучения)

Разработал: Соколова Надежда Ивановна

Педагог дополнительного образования

Клуб «Импульс»

Нижний Новгород

Тема: Пластилиновая живопись

Пояснительная записка

Рисование пластилином — все чаще встречающийся новый вид живописи и этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. Каждое новое творческое начинание для человека — это не просто умение, навыки, опыт: это еще и способ развития мыслительной активности, согласно взаимосвязи “рука — мозг”.

Факторы для развития художника — это постоянная практика, совершенствование мастерства, смелый эксперимент, поиск и творческий подход в процессе деятельности. Совокупность этих качеств, при изготовлении пластилиновых рельефных работ, может способствовать созданию новых, неповторимых произведений искусства.

Чем же интересна эта техника? Во-первых, своей новизной. С другой стороны, такой материал позволяет находить новые решения в изображении. Материал доступный, пластичный, клейкий, мягкий, держит форму. И самое главное: этот материал позволяет переносить часть себя на полотно своих работ, передавать часть своего тепла.

Ее основа - сочетание твердых поверхностей и пластилина, создание изображения нанесением пластилина на поверхность по особой технике, использование нехарактерных для живописи вспомогательных материалов.

Работа в технике пластилиновой живописи очень интересна. Она развивает моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами.

Цель: научить приемам работы в технике пластилиновая живопись.

Задачи:

  • Дать понятие «пластилиновая живопись»;
  • Научить приёмам работы с пластилином;
  • Научить передавать форму, цвет, объём с помощью пластилина;
  • Развить навыки и умения работать с пластилином и стеками;
  • Развить пространственное мышление и творческие способности;
  • Воспитать у детей художественный вкус;
  • Воспитать познавательную активность, интерес и инициативу;

Оборудование для педагога д/о: карандаш простой, ластик, пластилин, шприц, стеки, карточки с примерами техник, примеры работ в данной технике;

Оборудование для учащихся: карандаш простой, ластик, альбомы, картон, пластилин, шприц, стеки, дощечка для работы с пластилином;

Литература:

1. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей- Скрипторий,2003

3. Яковлева Т.Н. Пластилиновая живопись. Методическое пособие - Сфера,2010

4.Лыкова И.А.Я леплю из пластилина - Мир книги «Карапуз»

5. Интернет источники: http://novorozhdennyj.ru/igra_dla_detey/plastilinovaya-zhivopis-iz-shprica / novorozhdennyj.ru; http://stranamasterov.ru/node/507129

Тип занятия: мастер-класс

Ход занятия

Немного истории

Метод рисования пластилином появился относительно недавно, но сразу обрел свою популярность не только среди детей, но и взрослых. Считается, что такой вид рисования был придуман англичанином Джеймсом Мэем, благодаря какому была создана популярная в Великобритании цветочная выставка из пластилина. Чуть позже методикой рисования пластилином воспользовалась художница из Канады - Барбара Рейд, проиллюстрировав детскую повесть.

Техника создание картин из пластилина определяется понятием "пластилинография" появилось не так давно, оно имеет два смысловых корня: "графия" - создавать, изображать, а первая половина слова "пластилин" подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Принцип данной техники заключается в создании лепной картины с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности.

Виды пластилина:

Выпускаются следующие виды пластилина; парафиновый, восковой, флуоресцентный. При работе с пластилином необходимо учитывать его свойства: мягкость, пластичность, клейкость, способность размягчаться под воздействием тепла, непрочность, способность сохранения придаваемой формы, водонепроницаемость.

Техники и приемы рисования пластилином

1 способ: передача фактуры

Пластилиновая живопись дает огромный простор для фантазии художника от типа нанесения пластилиновых мазков и их фактуры до выбора цветового колорита, который визуально выглядит необыкновенно свежо, сочно и богато.

Поверхность мазков из пластилина может выглядеть по-разному. Сама фактура может напоминать шёлк, стекло или керамику, если постараться сделать ее гладкой и блестящей. Для этого нужно перед заглаживанием пальцами пластилиновой поверхности слегка смачивать пальцы в воде. Но только слегка, чтобы картонная основа ни в коем случае не размокла. Можно сделать поверхность картины немного шероховатой. Для этого используются различные способы нанесения на поверхность пластилинового изображения рельефных точек, штрихов, полосок, извилин или каких-нибудь фигурных линий.

Работать можно не только пальцами рук, но и стеками. Это специальные вспомогательные инструменты.

Передача фактуры

2 способ: работа на стекле, выполненная с помощью контура или шаблона.

Подготовим стекло протрем его салфеткой - обезжириваем, чтобы не было следов от пальцев. Иначе в этих местах будет плохо ложиться тушь. Подложив эскиз под стекло аккуратно как можно точнее переведем рисунок с помощью туши или при помощи маркера. Надо учитывать, что он при этом получится в зеркальном отражении. Туши надо немного подсохнуть. Во время этой паузы можно заняться подготовкой материала: подобрать цвет пластилина и намешать его оттенки для рисунка. Раскладываем получившиеся кусочки и анализируем на сколько удачно они сочетаются между собой и оттеняют друг друга. Процесс заполнения поверхности очень кропотливый и если одним большим куском заполнить сразу большую часть рисунка, работа теряет свой необычный облик, красоту. Поэтому, желательно накладывать пластилин очень маленькими с горошинку кусочками, при этом каждая последующая с чуть измененным оттенком. Затем постепенно разминать их пальцем по поверхности. Учитывайте, что при растирании пластилина получаются порой необыкновенные разводы, которые только еще больше придают красоту и порой подчеркивают форму. Следите за контуром рисунка и не выходите за его пределы. Бывает и так, что был нанесен неудачно подобранный цвет, его легко убрать стеком и нанести новый. Практика выполнения таких работ показала, что лучше начинать заполнять поверхность стекла с основных элементов, а затем - фон.

Вместо эскиза можно использовать шаблон - открытку или цветную картинку. Подкладываем ее под стекло и аналогично выполняем работу. Цвета и контуры уже есть на рисунке.

Шаблон и начало работы на стекле

Готовая работа

3 способ: граттаж.

На картон наносится тонкий слой пластилина, выравнивается стеком или ножом, а рисунок процарапывается зубочисткой, иглой, стеком, как в технике граттаж.

4 способ: работа, выполненная с помощью «горошин»

Берется картон, наносится контур рисунка. Смешиваются нужные цвета пластилина. Из пластилина катаются горошинки и выкладываются узором на грунтованную или чистую поверхность картона, заполняя весь рисунок.

«Горошины»

5 способ: пластилиновая живопись «из шприца».

Понадобятся: - пластилин - альбомные листы - медицинский шприц (без иглы) - емкость с горячей водой. Теперь нам нужно сделать жгутики. Для этого разбираем шприц (вытаскиваем поршень из цилиндра). Из кусочка пластилина делаем "колбаску" и помещаем ее в цилиндр шприца, вставляем поршень на место и немного придавливаем пластилин. То же самое проделываем с пластилином другого цвета. Теперь шприцы с пластилином кладем (горизонтально) в емкость с горячей водой на 2-3 минуты (чтобы пластилин стал мягким). Затем берем шприцы из воды, надавливаем на поршень и выдавливаем жгутики. Раскладываем жгутики на картон в соответствии с рисунком.

Живопись «из шприца»

6 способ: работа на картоне, выполненная при помощи «мазков».

На картон наносим рисунок. Мазки начинаем накладывать с задних планов. Скатываем жгутики потолще, размазываем пальцем к середине, затем заполняется центр элемента рисунка. Мазки накладываем как в масляной живописи. Используем смешенный пластилин для большей цветовой гаммы.

7 способ: рельеф.

Наносим рисунок на картон. Вылепляем фон из пластилина, используем технику «мазки». Лепим нужные нам детали и выкладываем нашу композиция. В данном случае - это цветы.

Этапы выполнения работы «Домашнее чудо», с использованием разных техник.
1 этап.

Рисуем эскиз.

2 этап.

Выполняем фон. Фон лепим в технике «мазки». Стараемся передать светотени. У нас на картине свет падает слева. Смешиваем нужные цвета пластилина. Мы брали белый+синий в разных пропорциях. Получился светло голубой, голубой и темно голубой. Выполняем вертикальную плоскость. Мазки наносим вертикально. На горизонтальную плоскость мазки наносим горизонтально, цвета берем на тон светлее (добавляя больше белого).

Пластилинография как нетрадиционная техники лепки для дошкольников.

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора. На самом деле тренировка пальчиков - это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат. В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом, быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Главное в работе с пластилином - не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это - залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы.

Лепить из пластилина, как уже было сказано, лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты.

Виды лепки в детском саду.

Во время занятий лепкой в детском саду существуют определенные задачи для воспитателей:

    воспитание детского творчества,

    обучение детей изобразительным и техническим умениям,

    развитие интереса к этому виду деятельности.

Виды лепки в детском саду: предметная; сюжетная; декоративная.

    Предметная лепка: п редназначена для воссоздания отдельных предметов. Дети с увлечением лепят фигурки людей и животных. Только быстрее всего они овладевают изображением предметов растительной и конструктивной формы. В связи с этим фактом перед воспитателями детского сада появляется задание обучить детей способности изображать ключевую форму предметов в лепке и наиболее яркие, свойственные им признаки.

    Сюжетная лепка: сопровождается большим объемом работы, потому что необходимо вылепить каждый отдельный предмет, включенный в композицию, придать ему нужное положение на подставке или без, после чего дополнить лепку некоторыми деталями.

    Декоративная лепка. Знакомство малышей с народным прикладным искусством является одним из способов эстетического воспитания, в процессе познания различных его видов, в частности и мелкой декоративной пластики народных умельцев, дети могут приобрести много полезных навыков. Хорошо и с удовольствием малыши лепят бусы и другие украшения для кукол, изготавливают декоративные сосуды: подставки для яиц, солонки и вазы для небольших весенних цветов, подносы и стаканы для ручек и карандашей. В процессе работы над декоративной пластинкой дети обучаются правилам обращения с инструментом, различным приемам лепки, а что более важно - красивому декоративному наполнению пространства.

«ПЛАСТИЛИНОГРАФИЯ»

Пластилинография - это нетрадиционная техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объёму (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.

Материал для работы: пластилин; цветной картон; маркеры; стержни от шариковой ручки; стека; фоторамки.

Возможные задачи:

    совершенствовать зрительное восприятие.

    способствовать познавательно-творческому и сенсомоторному развитию:

    развивать восприятие формы, фактуры, цвета, веса, пластичности материала;

    развивать мелкую моторику кисти руки, синхронизацию действий обеих рук;

    развивать фантазию, воображение, пространственное мышление;

    формировать эмоционально-волевую сферу детей, развивать навыки самоконтроля за выполняемыми действиями.

    способствовать социализации детей: развития у них трудовых навыков планирования работы по реализации замысла, умения предвидеть результат и достигать его.

Виды пластилинографии:

1. Прямая пластилинографии – изображение лепной картины на горизонтальной поверхности.

В данной технике работы работают в основном все дети, начиная с раннего возраста . Для раннего возраста можно подготовить контурный рисунок более простой, без мелких деталей, а в старшем возрасте дети могут нанести самостоятельно более сложные композиции, с мелкими деталями. Рисунок заполняется более мягким пластилином, например восковым. Он хорошо размазывается и прекрасно смешивается. Такую технику нужно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае необходимо предварительно оклеить поверхность скотчем. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

2.Обратная пластилинография – изображение лепной картины с обратной стороны прозрачной поверхности или витражная.

Данный вид пластилинографии используется на стекле, изображение получается с другой стороны, поэтому называется обратная пластилинография. Так как на стекле детям дошкольного возраста работать нельзя, можно использовать пластик или оргстекло.

Перенесите рисунок на поверхность при помощи маркера, а затем заполните элементы рисунка пластилином. Для этого нужно подобрать по размерам кусочек пластилина и хорошо размять его в руках, а затем размазать по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. По контуру полученную работу можно оклеить полосками, чтобы получилась аккуратная рамка, или вставить в готовую рамку.

3. Модульная пластилинографии – изображение лепной картины с использованием различных элементов - валиков, шариков, дисков.

Д
анная техника более сложная, так как необходимо владение всеми приемами лепки. Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона и заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав краям нужную форму при помощи стеки.

4. Мозаичная пластилинографии – изображение лепной картины с помощью шариков из пластилина.

Т
акая техника наиболее простая
, так как элементы все одинаковые – пластилиновые шарики. Необходимо лишь красиво сочетать цвета и аккуратно заполнить пространство, не выходя за контур

5. Контурная пластилинографии – изображение предмета при помощи жгутиков.

Д
анная техника больше походит для старшего возраста , так как требует усидчивости и кропотливой работы. Контурный рисунок заполняется жгутиками, которые предварительно раскатываются самим ребенком или заранее готовятся воспитателем. Для этого необходимо поместить пластилин в шприц, а шприц поместить в горячую воду, чтобы пластилин подтаял. Через 2-3 минуты можно выдавливать пластилин, так можно подготовить совершенно одинаковые жгутики, которыми впоследствии заполняется пространство.

6. Многослойная пластилинография – объемное изображение лепной картины с последовательным нанесением нескольких слоев .

П
реимущества данной техники в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет. Такая техника подходит для изображения неба, гор, лес и других пейзажных сюжетов, когда один слой сверху закрывается другим. Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стеки.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков, таким образом добиваясь 3-Д эффекта.

7. Фактурная пластилинография - изображение больших участков картины на горизонтальной поверхности с более выпуклым изображением (барельеф, горельеф, контррельеф)

Барелье́ф (фр. bas-relief -низкий рельеф) Барельеф - распространённый вид украшения архитектурных сооружений, разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф). Картину можно сделать рельефной разными способами – формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, которые будут выступать на поверхности. Контррельеф (от лат. contra - против и «рельеф») - вид углублённого рельефа, представляющий собой «негатив» барельефа. Такой вид углубленного рельефа можно добиться при помощи валиков с нанесенным рисунком. Необходимо раскатать пластину, предварительно выровнять ее при помощи скалки, а затем нанести узор валиком или штампиком. Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.