Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Россию спасут многодетные русские семьи. Русская золушка и многодетная мама Наталья Водянова

Есть еще семья в русских селеньях…

- Родных внуков у меня 86. Столько мои десять детей народили. Но в свое время я еще шестерых приемных ребятишек взял на воспитание - моих племянников, которые после смерти их отца, моего брата, осиротели. Так от них у меня еще 49 внучат. Всего 135 получается!

75-летний воронежец Василий Шишкин - родоначальник семейства, насчитывающего несколько сотен человек.

Клан Шишкиных - самый многочисленный в России. Живут они весело, смело роднятся с другими многодетными семьями и успешно выполняют, а местами перевыполняют президентский указ по рождаемости. Причем ничего не требуя взамен за свое усердие.

Бывший совхоз Воронежский имеет две достопримечательности - перепелиную птицефабрику и семью Шишкиных, в состав которой прямым или косвенным образом входит полпоселка. Здесь Шишкины - в каждой второй избе.

На крылечке возле дома Василия Шишкина, широко известного в здешних краях борца за рождаемость, гремел ведрами его младший сын Коля.

Сейчас отец приоденется и все вам расскажет, всех покажет, - улыбнулся Николай. - Мне-то дюже и похвастать нечем. Детей у меня мало, всего-то десять. Сейчас 11-го ждем с супругой.

На пороге появился коренастый, серьезный и деловитый мужчина в строгом костюме, так не сочетающимся с сельским пейзажем, хмурым утром и стадом коров, которых мимо дома Шишкиных гнал в степь пастух.

Произвести точный подсчет детей, внуков, правнуков нам с ним не удалось, сбились на втором поколении - упомнить всех по именам дедушка уже не может.

Внуки десятками появляться стали, как их всех запомнишь? - сетует Василий Васильевич. - А если имена частенько повторяются? У нас четыре Леши в роду, мал мала меньше. Только по отчеству и различаю!

Супруга деда Васи, Анна Ивановна, даже пыталась генеалогическое древо рисовать вместе со старшими внучками, чтобы фиксировать прибавления в семействе. Но прибавлений было так много, что бросили они это дело.

С моей Аннушкой я познакомился много лет назад на деревенской свадьбе. Присмотрелся повнимательнее: хороша девка - трудолюбивая, смирная, красавица. Надумал жениться. Сразу предупредил: учти, Аннушка, детей у нас будет не меньше десяти!

Вскоре на свет появился первенец Петр. Потом Елена, Александр, Людмила, Алексей, Зоя, Николай, двойняшки Галина с Ольгой и самая младшая Катя.

Я младшенькую дочку так ждал, словно она первенцем была. К жене на птицефабрику, где она тогда работала, бегал, помогал базы чистить, чтоб не перетрудилась моя Аннушка. А народилась девочка, в шутку назвал ее Екатериной десятой.

Детей Василий Шишкин воспитывал по старинке. Идеи нравственности и семейственности прививал ремнем. Как видно, метод оказался эффективным. У всех Шишкиных жизнь сложилась, семьи получились крепкие, дружные и многодетные.

У Петра и Лены по 9 детей, у Коли и Оли - по 10, у Зои 11, у Леши - 6, у Гали - четверо, у Кати - пятеро и у Люси всего двое, - пускается в подсчеты дед Василий.

Рекордсменом оказался третий сын Александр. В его семье уже 20 детей. “О нем даже в Америке заметка в журнале выходила”, - с гордостью говорит Василий Шишкин.

Правда, гордость его омрачена заголовком статьи о сыне.

Неудачное название, - жалуется дедушка. - “Самые сексуальные люди мира”. Тьфу, противно читать!

Многие дети и внуки Шишкина играют свадьбы с парнями и девушками из других мегасемей. Так Шишкины породнились с многодетными из Волгограда. “Чуть не разорились, пока свадьбу гуляли. Отметили тесным семейным кругом. В 400 человек!”

Прежде чем жениться или выйти замуж, внуки советуются с мудрым дедом. Тот некоторые кандидатуры безошибочно бракует. Зато в огромном роду Шишкиных вообще нет разводов!

Многие нам завидуют, кто-то у виска пальцем крутит - зачем, мол, столько детей рожаете, - говорит Василий Васильевич. - А мы с моей Аннушкой не знаем, что такое одиночество. Вот скоро у меня день рождения, так дом от гостей ломиться будет. Это ж настоящее счастье!

Супруга Шишкина Анна Ивановна в отличие от бодрого мужа настроена менее оптимистично. Все-таки выполнять программу-минимум по рождаемости пришлось ей, а не деду Василию. “Ой, милая, все, что Господь дает, все наше”, - улыбается она.

“Вот все сейчас твердят - рождаемость, рождаемость… А я так разумею - главное, чтобы в семье любовь была. Я свою Аннушку до сих пор люблю, хоть она у меня уже дряхленькая и старенькая. Но душа у нее такая ж, как и прежде. Ни на кого ее не променяю. И не променял бы, даже если бы Бог нам детей вообще не дал”, - говорит Василий Шишкин.

Род Шишкиных проник не только в разные уголки России, его представители уже несколько лет обживают США. Евгений (а нынче Юджин) Шишкин приехал с супругой Ольгой погостить к дедушке Васе из Вашингтона. У американских родственников жизнь, конечно, другая, более вольготная, богатая. Но детей они от этого рожать не перестали. У 30-летней пары уже пятеро ребят, на чем останавливаться они не желают.

А деда Васю Шишкина греет мысль, что жизнь прожита не напрасно, что бегают где-то на другом конце света Эшэли и Марки. Все как один - Шишкины.

Семья русских крестьян до революции

Сегодня многодетная семья, скорее, исключение, а в дореволюционной России большинство семей были многодетными. Наши бабушки и прабабушки воспитывали, как правило, не менее троих (а то и пятерых) детей. Правда, до взрослого возраста доживали далеко не все. Причин у феномена многодетности было несколько, и пресловутая неспособность к семейному планированию здесь ни при чём.

Экономическая причина многодетности


Батяня из армии вернулся


Климатические условия накладывали свой отпечаток на семейное благополучие крестьянской семьи. Одной семье было достаточно тяжело содержать престарелых родителей, поскольку имея 2.5 десятины, по данным князя Щербакова, средняя семья жила впроголодь. Поэтому родители могли быть уверены в гарантированном куске хлеба в старости только в том случае, если поднимали на ноги несколько детей - будущих своих кормильцев.

Бог дает детей - даст и на детей


Многодетность не только в крестьянских семьях


В те времена средняя продолжительности жизни была небольшой, а поэтому девушка могла выйти замуж в 13 лет, а юноша имел право жениться в 15 лет. Такие ограничения устанавливала с XVIII века «Кормчая книга» - свод церковных правил. Не стоит преувеличивать религиозные каноны, связанные с рождением детей, но в ту пору считалось, что «грешно пытаться решать за Бога кому появляться на свет». Именно этим правилом и руководствовались в русских семьях до революции.

Сыновья и дочери


Если первым ребёнком в семье была дочь, отец относился к ней равнодушно, а дома об этом говорили с сожалением. Разве бабушка прибавит: «ничего, нянька будет». А молодого отца, у которого родилась дочь-первенец, другие мужики на деревне имели право поколотить - «зачем девку родил». Бывало, что перепадало молодому отцу здорово, а он молчал, терпел, а потому, что «так издавна водится».

Основа семейного воспитания - материнство


Сегодня интересно читать «Записки русского крестьянина», в которых уроженец села Карачун Задонского уезда Воронежской губернии Столяров рассказывает о роли матери в крестьянской семье. По его словам именно мать решала все бытовые проблемы детей, в том числе и продуктовое планирование и изготовление одежды. Да и авторитета в русских семьях у матери было не меньше, чем у отца.


Шестеро по лавкам


«Было удивительно видеть, как дети жались к своей измученной матери, - писала в своих мемуарах врач Давыдова. - И она никого не забывала, каждого гладила по голове, даже старшего почти взрослого сына, который располагался чуть поодаль от стайки девочек и мальчиков. Чем младше был ребенок, тем ближе он сидел к маме. И это правило никем не оспаривалось».

Дед да бабка


Четыре поколения одной семьи


Не стоит забывать, что родители в крестьянских семьях практически всегда работали. Даже беременная женщина делала всю домашнюю работу - молотила, полола, сажала и капала картошку вплоть до самых родов. «Иныя родят в поле, иныя в тряской телеге (почувствовав приближение родов иныя бабы торопятся доехать домой). Иная баба, при начавшихся родовых схватках, бежит домой, «как овченка» - писали этнографы того времени.




История Диляра Латышина в книге «История педагогики» пишет: «В деревнях часто можно было встретить на улице едва ступающего босыми ножками ребенка в одной коротенькой рубашонке. С корочкой хлеба в руке расхаживал он под окном избы, около которого сидела с работой мать, изредка на него поглядывая».


Дети - счастье в доме


Поэтому велика в воспитании детей была роль бабушек и дедушек, которые не только присматривали за детьми, но и передавали им полезные знания. Часто происходило это через сказки, в которых шла речь об опасностях, подстерегающих в лесах и реках. Страх перед водяным, серым волком или другими «злыми героями» являлся своеобразным психологическим тормозом для вездесущего деревенского мальчишки, зачастую представленного самому себе. Зато с лет 10 его можно было встретить одного в лесу, в поле, он ходил в соседнее село и возвращался иногда поздно ночью без всякого страха.

Краткие итоги проблемного семинара по созданию альтернативного проекта форсайт «Детство 2030 плюс», который может стать судьбоносным …

C 31 по 4 апреля в Москве Ассоциацией родительских комитетов и сообществ России при поддержке православных предпринимателей был организован проблемный семинар - первый этап создания новой стратегии по возрождению крепкой, многодетной Российской семьи. Группа экспертов - представители родительских комитетов, руководители патриотических движений, педагоги, психологи, в подавляющем большинстве православные, начинали и заканчивали рабочий день молитвой. В воскресенье 3 апреля все причастились в Савво-Сторожевском монастыре, в городе Звенигороде. Единство веры не означало полного единодушия. Споры были жаркие. Разногласия выявились по взглядам на методы преодоления предполагаемых угроз и вызовов, которые ожидают Россию на пути увеличения количества многодетных семей. Все уже имели за плечами собственный опыт, у каждого своя стратегия и выработать общую было очень трудно. К общему трезвому знаменателю и соборному принятию решений приводил доктор педагогических наук, психолог, а ныне игумен Георгий (Шестун). Батюшка умело регулировал противоречия.

Особенность работы была такова - изучались опасности современного мира, рассматривались аспекты уже существующей сложившейся ситуации. Смотреть на это не хотелось, было желание спрятать голову в песок, по словам одного из участников семинара «найти свободный колодезный люк и скрыться там», но все понимали - душа не принимает мерзости, но она есть и что-то делать надо. Не искать люк, а жить и создавать благоприятную среду для жизни всех россиян. После просмотра образовательного фильма из Франции стало жутко - ведь то же ждет и Россию! Уже сейчас во французском фильме была показана молодежь, которая вышла из прикольного детства - кто что хочет, тот то и делает. Учитель не образец для подражания и непререкаемый авторитет, а всего лишь модератор, который пытается в этом разболтанном обществе «приколистов» хоть что-то предпринимать - дать немного информации, сдерживать совсем уж скотские порывы. Каждый урок проходит, как ток-шоу, на котором учитель не забывает извиняться, что ломает деткам кайф. Все французские педагоги утверждают, что идет безнравственное опустошение - для детей важны только секс, удовольствия, наслаждения! У нас в России, по мнению экспертов, это начнется в полноте в 2015 году.

Мигранты - одно из важнейших направлений работы семинара, проблема, которую надо решать незамедлительно, так как в ближайшие десять лет в нашей стране, по данным анализа миграционных потоков, обоснуются 500 миллионов (!!!) мигрантов. Даже сейчас количество и действия мигрантов вызывает протест, а в ближайшее время они хлынут в Россию со всего мира. Что будут делать 10% россиян в окружении 90% мигрантов, на которых абсолютно невозможно повлиять - рычагов влияния нет. Тогда уже открыто и безбоязненно они в Курбан-Байрам будут резать баранов на площадях, устраивать оккультные игрища у храмов в Великий Пост. Все это случится, если не будет взаимодействия культур - бережного отношения к традициям, обычаям коренного населения. Если Пост - никаких гульбищ! Уважение, конечно, должно быть взаимным, но ни в коем случае не доходить в православной стране до абсурда.

Социальные службы, чиновники сейчас заинтересованы не в помощи семье, не в исполнении своих обязанностей добросовестно, а в сохранении своего рабочего места. Им жизненно необходимо, чтобы было как можно больше социально-незащищенных детей, которых можно было отобрать. К сожалению, это реалия современной России - чиновник заинтересован в наполнении домов отобранными детьми. Если число неблагополучных семей сокращается, идет сокращение средств и чиновничьих мест. Им нужно создать неблагополучие в обществе. «Все могут сделать 10 пальцев, если вынуть руки из карманов», гласит пословица, а у нас чем хуже, тем лучше, и чиновник никогда не согласится добровольно достать руки из государственного бездонного кармана. Объем социальных проблем и задач растет с каждым годом, казалось бы всех социальных чиновников нужно уволить, как не справившихся со своими обязанностями. Но нет, они лишь продолжают подливать масла в огонь - им выгодно создание трудных условий для семьи. Сейчас они взялись выяснять, какими игрушками играют дети, что едят, пьют, как лечатся. Созданные ими правила невыполнимы! Поэтому идет увеличение статистики неблагополучных семей - надо спасать детей в детдомах и сообществах. Для этого увеличивается количество чиновничьих рабочих мест и зарплат. Чтобы разорвать этот замкнутый круг, мы должны войти в плотные договорные отношения с социальными службами, начать брать на себя часть функций. Конечно, они будут сопротивляться, но мы, используя наш главный документ - Конституцию РФ, утверждающую, что народ - это власть, должны искать реальные, законные механизмы, позволяющие разговаривать с ними на равных. Итак, нам необходимо изучить большой объем правовой информации. Сейчас мы просто не знаем своих прав, обязанностей и законов. Детям, да и взрослым, оказавшимся в трудной ситуации мы должны сами помогать, наши волонтеры должны забирать у чиновников их функции. Дела милосердия, работу социальных служб должны выполнять сами люди, а государственная служба соцзащиты должна исчезнуть. В нынешнем правовом поле есть положение об автономных некоммерческих учреждениях, которые могут получать средства на эту работу, если у них есть силы и опыт.

Западная модель образования сейчас активно навязывается нашему обществу, и главная цель этой модели - подготовка успешного в современной социальной среде человека. Основные постулаты - комфорт, карьера, возможность брать от жизни все. О спасении души нет и речи - она отсутствует, нет даже никакого морального кодекса. А ведь большинство из нас все-таки думает о душе, с надеждой, что государство будет помогать, создавать условия развития человека, но оно пока помогает облекать в форму закона грех и все греховные ценности. Как выяснилось, одна из самых заинтересованных в изменении картины старого форсайта сила - это родительские комитеты и многодетные сообщества. И им сейчас необходимо использовать все возможности закона об образовании, управляющих советов школ, и других имеющихся документов, чтобы влиять на администрацию образовательных учреждений и на систему управления образованием в целом. Искать приемлемые способы добиться того, чтобы духовные цели и ценности начинали быть главенствующими в образовательной среде. Родители, объединенные в управляющие советы, комитеты, должны сменить методы работы. Переходить от критики к выработке совместных решений - входить во все комитеты, комиссии, координационные советы, чтобы совместно с этими органами вырабатывать приемлемые решения.

И еще: нужно заниматься с родителями большой просветительской работой. Ведь прятаться от проблем - это предательство своих детей и внуков. Дети, может, как-то проживут, а внукам уже практически не выжить в той жуткой среде, которая ожидается. Они просто не смогут сопротивляться, может не хватить духовного иммунитета. Заниматься просвещением должны наиболее грамотные и активные родители. Так же участники семинара отметили, что необходимо обучение родительского сообщества культуре ведения дискуссии. И переходить от митинговой тактики - к диалогу с властью.

Так же на семинаре был рассмотрен, как один из вариантов Державный проект. Отдельная группа экспертов выясняла, каковы перспективы того, чтобы Россия стала православной державой и тогда метод «латания дыр» в законодательстве и «штопанья» ветхих законов будут не нужны. Тогда вся политика государства будет направлена на увеличение количества российских, многодетных, крепких семей.

По мнению руководителя семинара, эксперта международной методологической ассоциации Сергея Попова на поле проектирования будущего по направлению семья и детство появился новый серьезный игрок - это родительские комитеты и многодетные сообщества. Насколько этот игрок будет опытен, умел и способен изменять приближающиеся угрозы, которые обязательно придут, зависит от умения выстроить заинтересованные в этой большой игре организации, и умения грамотно и профессионально вести свою работу. Ведь ставка в игре - Россия.

Родительское сообщество должно найти внутренние резервы! Каждый родитель должен быть готовым трудиться, меняться самому, слушать других. И главное должны меняться установки россиян.

Эксперты нашли спасительную идею для России. Мы нарушили главную заповедь, данную людям, - «плодитесь и размножайтесь!» И теперь надо исправлять ошибки. Для этого необходимо: признать аборт предательством родины; каждой женщине-россиянке рожать не меньше пяти-семи детей.

Многодетные русские семьи должны стать настоящими хозяевами школы, района, города и тогда, возможно, они станут хозяевами своей страны. И Россия будет спасена.

Валерий Неталиев , председатель АРКС.

В современном мире многодетной принято считать ту семью, где растет трое или немного больше детей. Современные пары редко задумываются о рождении второго и уж тем более третьего ребенка, а как бы вы отреагировали, узнав, что в семье воспитывается девятнадцать детей?! Знакомьтесь, самые многодетные пары за всю историю человечества.

1 Детей: 69

Жившая в 18 веке, крестьянская семья Васильевых отмечена Книгой рекордов как самая многодетная семья. Федор Васильев со своей первой супругой родили и воспитали 69 детей. Всего женщина, чье имя не сохранилось в архивах, рожала 27 раз начиная с 1725 по 1765 год. Примечательный факт: после смерти супруги Васильев привел в дом вторую жену, которая родила ему еще 18 детей. Если посчитать детей с двух браков Федора Васильева, то у него было аж 87 детей. По самым скромным подсчетам у Васильева к нашим дням появилось уже около 70 тысяч потомков.

2 Детей: 58

Жительница Сан-Антонио (Чили), Леонтина Альбино родила за свою жизнь 58 детей. Своего 58-го ребенка она родила в возрасте 55 лет. Однако жизни одиннадцати детей были унесены землетрясением. По непроверенным данным, после этого у пары появилось на свет еще девять детей. Интересен тот факт, что замуж она вышла в 12 лет за 30 летнего мужчину. Еще эта женщина прославилась тем, что родила пять раз подряд тройняшек, причем все мальчики.

3 Детей: 57

На третьем месте среди самых многодетных семей находится крестьянка Кириллова. Семья проживала в 18 веке. Эта женщина за свою жизнь родила 57 детей, причем у нее принимали роды только 21 раз. Из них 4 раза она родила сразу 4 ребенка. Об этой семье было известно очень мало, даже считалось, что история приукрашена, но для одного судебного заседания были подняты документы, которые действительно подтвердили, что у семьи Кирилловых было 57 детей.

4 Детей: 53

Эта женщина родилась в 1448 году, и стала известной тем, что к 50 годам успела родить 53 ребенка. Всего она рожала 29 раз, причем один раз родила сразу 7 детей. К сожалению, из 53 детей при рождении умерло 19, возможно, для 15 столетия это было и нормой, но оставшиеся 36 детей успешно выросли и достигли совершеннолетия.

5 Детей: 39

У супругов из Англии, Уильяма и Элизабет Гринхилл, живших в 17 веке, всего воспитывалось 39 детей. Сама женщина является рекордсменкой по числу успешно прошедших родов: 37 раз она принесла по одному ребенку и один раз разродилась двойней. 39-й ребенок появился на свет, когда Элизабет исполнилось 54 года, а её супруг ушел из жизни незадолго до родов.

6 Детей: 21

18 век оказался богат на многодетные пары. Именно в этот период появился на свет младший 21-й ребенок у известного во всем мире пивовара из Ирландии – Артура Гиннеса. Десять потомков этого человека сумели дожить до зрелых лет, а трое стали продолжателями семейного бизнеса.

7 Детей: 21

Проживающее в настоящее время в Америке, семейство Крокер воспитывает 21 ребенка. Уилсон и Анна Крокеры еще с первого дня знакомства мечтали о большой семье.

8 Детей: 21

На Украине официально признана самой многодетной парой семья Намени. Эта пара, воспитывающая двадцать одного ребенка, проживает в селе Острица (Черновицкая область).

Семьи, имеющие много детей, живут в настоящем времени, какое бы оно ни было. И опыт традиционной (дореволюционной) российской семьи нынешней семье не вполне подходит. Ведь Россия была страной в основном аграрной. А сейчас большинство жителей, а значит и многодетных семей - горожане. Второй тип традиционной многодетной семьи - семья дворянская или купеческая, тоже не вполне совпадает с современным «подвидом» многодетной семьи. В чем различия дореволюционной и современной многодетной семьи?

По улице слона водили

Большинство семей в дореволюционной России были многодетными. Вспомните, сколько детей было в семье прабабушки? А прапрабабушки? Да, доживали до взрослого возраста отнюдь не все, не у всех были свои дети. Но если родители были живы и относительно здоровы, то у них редко рождалось меньше 3 (а то и 5) детей.

Родственники, соседи, знакомые - все вокруг были многодетными. И как раз обратная ситуация - малодетность - воспринималась как исключение. «Что, всего один у них сын? Так ясно, хозяин болеет (здоровье у хозяйки слабое) …» или «Рано она овдовела, детей всего двое (трое)». Теперь же на многодетных родителей нередко смотрят со смесью любопытства и испуга: экая диковина, около одной матери четверо ребятишек: «по улице слона водили»…

Вспомните семейные фото начала века: вокруг родителей сколько стояло детей? Сейчас этот жанр не в моде.

Итак, современное отношение к многодетной семье извне совершенно иное, и это не может не влиять на внутреннее самосознание членов семьи, больших и маленьких. Наверное, стоит вырабатывать толерантность, то есть устойчивость к оценкам извне - как восторженным, так и осуждающим.

Много детей - мало взрослых

В современной многодетной семье сокращена внешняя поддержка со стороны родственников. Родители нередко оказываются один на один перед «численно превосходящими силами противника». Совсем иначе было в традиционной семье. Детей тогда рождалось немало, но и взрослых было достаточно. Имелись братья-сестры отца и матери, многочисленные бабушки-дедушки-сватья-кумовья, а также бездетные тетушки.

Вывод: планируйте и старайтесь организовать помощь извне. Это не стыдно, это необходимо и нормально. А если помощников у вас все же нет - учитесь распределять собственные силы и планировать отдых. Помните, «синдром выгорания», хроническая переработка — одна из главных опасностей современных многодетных родителей.

Имеющиеся взрослые старшего поколения могут не радоваться тому, что детей много. А ведь особенно пока дети еще малы, родителям очень нужна моральная поддержка извне, одобрение значимых взрослых. Нам нужно, чтобы наших детей хвалили, одобряли сам факт их существования. Чтобы рядом, хотя бы иногда, оказывались близкие люди, которым эти дети тоже были бы интересны. Нам нужно, чтобы кто-нибудь говорил: да, вы все делаете правильно.

Вывод: вам обязательно нужна будет «группа поддержки» — взрослые люди, разделяющие ваше мировоззрение (священники, единомышленники, просто сочувствующие) и образ жизни — друзья, семьи, имеющие детей.

Сегодняшний город — не дореволюционная деревня

Большинство российских семей до революции проживало вне городской черты. Ритмы жизни, естественно, были совершенно иные. А самая энергоемкая часть дня современной многодетной мамы — прогулка — не представляла вообще для взрослых проблемы. Из-за того, что пространство не было замкнутым, меньше было и ссор между детьми.


Аргумент «у моей прабабушки было 12 и ничего» работает ограниченно. Некоторые вещи (например, степень здоровья) просто нельзя сравнивать.

В отличии от дореволюционной деревни ребенок сегодня воспринимается не как потенциальный помощник, работник (поскорее подрастай, да в работу поспевай), а как существо, в которое довольно долго надо вкладываться. Нагружая ребенка мы, родители, можем всякий раз испытывать неудобство — ведь сами-то мы росли в праздности. А в большой семье дел невпроворот, родительских рук подчас не хватает. Не делиться обязанностями по дому с детьми маловозможно (маме просто не успеть), недальновидно (родителей должно хватить надолго) и нечестно (ведь есть много такого, с чем ребенок вполне в состоянии справиться). Но привлекая детскую помощь, надо знать меру, не забывать, что это все же дети, и благодарить за участие.

Гувернантка, нянька, кучер и кухарка

В дворянской семье на каждого ребенка приходилось по несколько взрослых. И образование получали все. В крестьянской семье в образованные выбивались наиболее способные, за счет собственных усилий. Попробуем составить пропорцию, какая доля взрослого приходится на одного ребенка в современной большой семье? И другую пропорцию — какой уровень и качество образования для своих детей вы предполагаете нормальным, относительно существующих стандартов?

В современной многодетной семье количество материальных и человеческих ресурсов крестьянской семьи, а мерка — семьи дворянской. Ситуация во многом парадоксальная. В дворянской или просто семье с достатком, в которой росло много детей, много было и учителей, мамок и нянек. Работа матери, в частности образовательная, была поделена между многими взрослыми. Управляющий подсчитывал убытки и прибыль, кучер закладывал карету, повар готовил обед, горничная прибирала вещи, кормилица занималась младенцем, гувернер — детьми постарше. Теперь все эти многочисленные и плохо совместимые роли поделены между двумя взрослыми. Вывод: сознавайте свои ограничения. Особенно если у кого-то из ваших детей есть особенности развития или трудности обучения, не думайте, что вы успеете все, в том числе и качественно с ним позаниматься. Делегируйте максимум обязанностей.

Большая семья - большой образовательный проект

Если еще 100 лет назад образование получали только самые одаренные и мотивированные из детей из среднеобеспеченных слоев, то теперь образование всеобщее. И многодетные родители, в силу своего родительского профессионализма, хотят дать детям непременно самое лучшее, качественное образование с самых ранних лет.

Особенно «достается» страшим детям. А ведь если в семье растут 3-5 детей с разницей в возрасте в несколько лет, то их школьное образование может растянуться не на одно десятилетие.

Если в течении учебного года ритм жизни всей семьи ненормально высок из-за того, что вы пытаетесь посетить с каждым ребенком как можно больше занятий, то на домашний очаг сил явно хватать не будет. А что будут помнить подросшие дети? Постоянные гонки с одного занятия на другое.

«Образование любой ценой» лучше не делать девизом многодетных родителей. Мерой включенности каждой конкретной семьи в образование и развитие детей должно служить прежде всего количество сил у родителей - им нельзя надрываться ни на чем, тем более на детском образовании, а также природный уровень способностей у детей. Не стоит прыгать выше головы.

И чего это я так устала?

Существующий в обществе воспитательный стандарт малодетной семьи опрокидывается на семью многодетную. «Отчего же я сегодня так устала?» — размышляет в конце дня с трудом достигнув кровати многодетная мама. И всего-то ничего — сбегала на молочную кухню, потом в школу отвела, потом в магазин. Потом вроде ничего не делала — дома были трое дошкольников, мы тихо варили суп и убирались, потом в школу, тихий час, прогулка — в общем, всем знакомый «бесконечный список» в меру сумасшедшей городской мамаши, только помноженный на 3 или на 4. А вот попробуйте просто взять и записать на листок все дела, которые вы успели за этот день сделать. И рядом, в другой колонке — то, что вы собирались, но не успели. А теперь вставьте время, необходимое на отдых и восстановление. А также посчитайте, сколько времени вредничали и не слушались дети. Получилось? И можно ли тут не устать?

Аналогов нет

Современная многодетная семья - абсолютно новый социальный, культурный, психологический и педагогический феномен. «Спешите видеть! В истории впервые!!».


Современная большая семья живет на пепелище разрушенного в советские годы института семьи традиционной. Критерием благополучности или не благополучности нашего с вами «лонгитюдного жизненного эксперимента» видимо станет то, какими вырастут наши дети. А еще вернее - какие семьи они смогут создать. Захотят ли и они иметь большую семью? Возникнет ли новая традиция? Или нынешняя многодетная волна - лишь реакция на воцерковление?

Останутся ли наши выросшие дети в лоне церковном, захотят ли они повторить родительский путь — вот критерий нашего успеха, а не внешняя оценка или соответствие определенным образовательным стандартам.

Парадоксальность - не значит невозможность и нежизнеспособность. И если изложенные выше мысли помогут отсечь то наносное, лишнее, что мешает спокойно жить сегодня родителям больших семейств - я буду рада.