Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сценарий театрализованная игровая программа осенние причуды. Сценарий театрально-фольклорного представления

    Осень

    А теперь давайте поиграем!

    Игра «Гроза»

    Игра «Отгадай»

    Игра «Хозяюшка»

    Игра «Дружный хор»

    По одному игроку от команды выходят из зала. Каждой команде предлагается по слогу слова «листопад». По сигналу все одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик». Задача вернувшихся игроков — угадать слово.

    Игра «Склад»

    «Склад» — стулья, поставленные в ряд, — находится в 10 шагах от места расположения команд. Задача команд — вещи со «склада» перевезти в свой «магазин». У носильщиков завязаны глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выиграет тот, кто сделает это быстрее всех, не перепутав при этом стулья своей и чужих команд.

    1-й скоморох:

    Осень:

    И за это — уваженье,

    Принимайте угощенье!

Просмотр содержимого документа
«Игровая программа "Осенины" »

Игровая программа «Осенины»

Зал украшен осенними листочками. Звучит фонограмма «Осень постучалась к нам…»

Выбегают скоморохи.

1-й скоморох:

Добро пожаловать, гости званые и желанные!

2-й скоморох:

Милости просим на осенины!

1-й скоморох: Всех приглашаем!

2-й скоморох: Душевно встречаем!

Звучит фонограмма танца «Листья желтые». Дети исполняют танец с зонтиками.

1-й скоморох:

Ой, ребята, тише, тише!

Что-то странное я слышу:

Кто-то в гости к нам спешит

И как будто бы... шуршит.

Кто бы ни был, заходите

Да ребят повеселите!

Выходит Шуршик с корзинкой в руках.

Шуршик:

Меня к вам направила осень.

Просила доставить она

Загадки, подарки и скоро

Надеется быть здесь сама.

2-й скоморох:

Корзину с подарками видим.

А кто же ты сам-то такой?

Поверь, мы тебя не обидим.

Как звать тебя, гость дорогой?

Шуршики :

Я по листве осенней мчался,

И каждый листик мне шуршал,

А старый дуб до слез смеялся

И шуршиком меня назвал.

1-й скоморох: Ты знаешь, Шуршик, что Осень прислала в этой корзине?

Шуршик:

Там загадки не простые, там загадки, как живые.

1-й скоморох:

Что ж, давайте посмотрим! Достает из корзины кленовые листики с загадками.

В сенокос горька, а в мороз сладка, что за ягодка? (Рябина)

Под землей птица гнездо свила, яиц нанесла. (Картофель)

Сидит девица в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

В золотой клубочек

Спрятался дубочек. (Желудь)

Сидит - зеленеет, падает - желтеет, лежит - чернеет. (Лист)

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд в шапках молодцы стоят. (Грибы)

2-й скоморох: Молодцы, ребята, справились с загадками! Осень прислала вам целое ведро желудей, и мы сейчас узнаем, кто из вас самый ловкий.

Дети встают в круг. Шуршик встает в центре круга и раздает желуди.

Проводится игра «Подбери желудь»

Шуршик:

Желудь на пол положи,

Себя в пляске покажи.

Кончит музыка играть,

Надо быстро желудь взять.

1-й скоморох:

Вы загадки отгадали, замечательно играли,

А Осень что-то не идет - дорогу, видно, не найдет.

Давайте дружно позовем!

Приди к нам Осень мы все ждем!

Ребята зовут Осень. Звучит фонограмма входит Осень с букетом из листьев.

Осень: Добрый день, мои друзья!

Заждались, пойди, меня?
Лето красное стояло,
Долго власть не уступало.
Но всему приходит срок –
Я явилась на порог.

Осень : Ребята, а вы знаете какие-нибудь народные приметы, пословицы, поговорки?

    Гром в сентябре предвещает (сухую осень);

    Если осенью березы желтеют с верхушки, следующая весна будет

    (ранняя, а если снизу – поздняя) ;

    Осенью птицы летят низко (к холодной, высоко – к теплой зиме);

    Осенний иней (к сухой и солнечной погоде, к теплу);

    Чем больше муравьиные кучи (тем суровее будет зима);

    Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо (морозы наступят не скоро);

Осень : Молодцы! Много вы знаете народных примет, пословиц и поговорок.

А теперь давайте поиграем!

Игра «Гроза»

От каждой команды приглашают по одному участнику. На них надевают осеннюю одежду (куртку, шарф, берет, перчатки), в руки дают зонтик. Под музыку участники ходят по кругу. По хлопку Осени каждый из них снимает с себя одну вещь и кладет на то место, где застал его хлопок. Когда игроки снимут 3-4 вещи, раздается сигнал «Гроза». Выигрывает тот, кто быстрее наденет свои снятые вещи.

Игра «Отгадай»

Приглашаются по одному представителю от каждой команды. Участникам завязывают глаза. На ощупь, на вкус, по запаху они должны определить, что дают им в руки: патиссон, чеснок, репу, укроп, петрушку, мяту, лук, кабачок, морковь.

Игра «Хозяюшка»

Из предложенных овощей и фруктов ребята должны приготовить украшения для салата.

Игра «Дружный хор»

По одному игроку от команды выходят из зала. Каждой команде предлагается по слогу слова «листопад». По сигналу все одновременно начинают петь свой слог на мелодию песни «В траве сидел кузнечик». Задача вернувшихся игроков - угадать слово.

Игра «Склад»

«Склад» - стулья, поставленные в ряд, - находится в 10 шагах от места расположения команд. Задача команд - вещи со «склада» перевезти в свой «магазин». У носильщиков завязаны глаза. Переносить можно только по одному предмету. Выиграет тот, кто сделает это быстрее всех, не перепутав при этом стулья своей и чужих команд.

1-й скоморох:

Дорогая Осень, дети для тебя приготовили танец.

Звучит фонограмма. Дети исполняют танец «У околицы».

Осень:

Все вы здорово играли, да ещё и станцевали

И за это - уваженье,

Принимайте угощенье!

Осень дарит ребятам угощения.

Елена Валюгина
Сценарий праздника «Осенины»

Сценарий праздника : «Осенины »

Цель : Формирование познавательного интереса к истории своей страны, формировать у детей патриотические чувства. Воспитывать у детей уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору.

Задачи :

Приобщать к культуре и традициям через знакомство с народной музыкой.

Продолжать работу над развитием музыкальных и творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Помочь детям поверить в себя, преодолевать стеснительность, формировать чувство собственного достоинства.

Вызывать эмоциональный отклик на происходящее, активизировать детей в высказывании своих мнений.

Расширять и обогащать социально – нравственный и эмоциональный кругозор детей

Приобщать к историко-культурному наследию.

Предварительная работа :

Наблюдения за сезонными изменениями в природе осенью .

Рассматривание картин об осени известных художников.

Знакомство с осенними народными праздниками , русским народным творчеством, стихами, рассказами, народными приметами, песнями хороводами.

Ход праздника

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» входит Хозяюшка, кланяется.

Хозяюшка : (обращается к гостям) : Здравствуйте, люди добрые! Рада видеть вас всех в добром здравии! Прошла осень – все овощи собраны , погреба убраны, можно и повеселиться.

В старые времена был такой обычай у русских людей : как заканчивались полевые работы, и был собран урожай, коротали осенние вечера вместе , устраивали посиделки.

И я вас пригласила сегодня к себе в горницу на посиделки.

На завалинке, в светелке,

Иль на бревнышках каких -

Собирали посиделки

Пожилых и молодых.

Дети в русских народных костюмах входят в зал под музыку выстраиваются полукругом и выполняют танцевальные движения : девочки – пружинку, руки полочкой; мальчики вертушку, руки на поясе.

Дети : Не мало ли вас,

Не надо ли нас,

Здравствуйте!

Хозяйка : Здравствуйте, здравствуйте, гостьюшки мои дорогие!

Давно я вас жду-поджидаю,

Праздник без вас не начинаю .

Проходите, милости прошу.

Добрый гость всегда в пору.

Ребёнок : Ноги пляшут, руки машут

Язык песенку поёт.

Осенины мы встречаем

Щедру осень провожаем

Щедру осень провожаем

Оспожинки припеваем!

Хозяйка : Приглашаю всех попеть да поплясать осень провожать .

Песня : «Тётушка осень »

Хозяйка : Доброе начало – половина дела. Много у меня гостей, много и новостей.

Ребёнок : Спасибо хозяйка – гостю почёт и хозяину честь.

Хозяйка : Проходите, рассаживайтесь поудобнее – посидим. О том о сём поговорим. Посидим рядком, поговорим ладком. Хочу я спросить вас, гости дорогие : сколько времён года вы знаете?

Дети : Четыре. Зима, весна, лето, осень .

Хозяйка : Верно. У каждого времени года свои месяцы, у каждого месяца свои приметы, да своё название. Сентябрь в народе называют «ревун» , «хмурень» , «листопадник» . В сентябре лето кончается, осень начинается . В сентябре лес реже и птичий голос тише. А ну – ка, кто знает поговорки о сентябре.

Дети :

В сентябре одна ягода, да и та - горькая рябина.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

Холоден сентябрь, да сыт.

Хозяйка : У сентября есть брат – октябрь. В народе называют «грязник» . Быстро тает октябрьский день - не привяжешь за плетень.

В октябре до обеда осень , а после обеда зима.

Дети :

В октябре на одном часу и дождь, и снег.

В октябре ни на колесах, ни на санях.

Октябрь землю покроет, где листком, где снежком.

Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь капустой.

Хозяйка : У октября брат – ноябрь. Называется «полузимник» . А что вы про ноябрь знаете?

Дети :

В ноябре зима с осенью борется .

Ноябрь – ворота зимы.

В ноябре снега надует - хлеба прибудет.

Ноябрьские ночи до снега темны.

С ноября зима куёт морозы.

Хозяйка : Много же вы знаете про осень , да только все приметы грустные вспомнили, а ведь есть и радостные, весёлые.

Ребёнок : Осень щедрая на урожай , да на подарки. Осенью не зевай всё в корзинку собирай.

Хозяйка : Всё верно, ребятки. Русский народ наблюдательный, давно заприметил, что у каждого овоща осенью своё время , свой праздник .

Луков день - в этот день убирали весь лук.

Куприянов день - убирают картофель, морковь, свёклу.

На Никиту убирают репу.

А что же мы сидим, сложа руки. Сложа руки снопа не обмолотишь, выходите петь песню.

Песня с инсценировкой : «Урожайная»

Хозяйка : Хорошо вы поёте, а вот как вы будете урожай заготавливать, мы сейчас посмотрим.

Посмотри-ка, ребятки, тут неубранные грядки.

Мы ложки возьмем и всю картошку соберем.

Игра «Перевозка овощей»

Хозяйка : Молодцы. А мы праздник продолжаем стихи о осени читаем .

Ребёнок : Золотые, тихие

Рощи и сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды.

И не видно радуги,

И не слышен гром.

Спать ложится солнышко

Раньше с каждым днём.

Ребёнок : Опустел скворечник,

Улетели птицы,

Листьям на деревьях

Тоже не сидится.

Целый день сегодня

Всё летят, летят.

Видно, тоже в Африку

Улететь хотят.

Ребёнок : Как хорошо в гостях у осени

Среди берёзок золотых.

Подольше б золота не сбросили,

Стоял бы лес, багрян и тих.

Почаще б солнышко усталое

Гостило в золотом лесу,

Чтоб защитить от ветра шалого

Лесную позднюю красу.

Ребёнок : Скоро белые метели

Снег поднимут от земли.

Улетают, улетели,

Улетели журавли.

Не слыхать кукушки в роще,

И скворечник опустел.

Аист крыльями полощет –

Улетает, улетел!

Ребёнок : Лист качается узорный

В синей луже на воде.

Ходит грач с грачихой черной

В огороде по гряде.

Осыпаясь, пожелтели

Солнца редкие лучи.

Улетают, улетели,

Улетели и грачи.

Хозяйка : Начинает холодать.

Журавли желают детям :

«Не скучать, вам! Не скучать!»

Песня : «Журавли»

Хозяйка : Русский народ придумал много загадок. А вы, ребятки, не зевайте и загадки разгадайте.

Ребёнок : Стоит Ермошка на одной ножке, на нём сто одёжек не сшиты, не кроены, весь в рубцах. (Капуста)

Ребёнок : Сидит, красна девица в темнице, а коса на улице. (Морковь)

Ребёнок : У кого одна нога, да и та без сапога. (Гриб)

Ребёнок : Тронешь пальцем – гладко, а откусишь сладко. (Яблоко)

Ребёнок : В золотой клубочек спрятался дубочек. (Жёлудь)

Хозяйка : А теперь скорей сюда,

Для вас занятная игра.

Не будем лениться,

Будем веселиться!

Игра : русская народная игра «Плетень» («Золотые ворота» )

Хозяйка : Снова нас баян зовёт – становитесь в хоровод.

Хоровод : «Калинушка»

Хозяйка : Я поняла, что вы любите осень , знаете стихи и песни. Даже осенью , когда кругом ненастно, хмуро, вам скучно не бывает.

Молодцы, и у меня для вас сюрприз.

Есть в корзиночке моей

Угощенье для детей.

Угадаете – вам приз,

Из муки большой сюрприз.

Это к чаю подойдет,

Так и просится к нам в рот.

Это сладость, объеденье.

Очень вкусное (печенье) .

Румяные кольца на нитке висят.

Румяные кольца во рту захрустят.

Ванильные, с маком висят, как игрушки,

Печеные, круглые, вкусные (сушки) .

Самый главный на столе,

Всех накормит он в семье.

По кусочку нарезай

Пышный, круглый (Каравай)

Вот он каравай душистый,

С хрусткой корочкой, витой,

Вот он теплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

Мы у большого каравая -

На стол поставим сладкий чай.

Веселый праздник урожая -

С гостями радостно встречай.

Чаепитие

Вот и месяц показался.

Спасибо хозяюшка вам!

А нам всем пора по домам. До свидания!

Под музыку «Коробочка» русскую народную мелодию дети и родители покидают зал.

Театрализованная программа в центре детского творчества. Сценарий «Календарный год: страницы старого времени»

Ведущий 1: Добрый вечер, дорогие друзья! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии!
Ведущий 2 : Начинается Родина с памяти,
С почитанья истоков своих,
С герба, гимна, российского знамени,
С уваженья заветов святых.
Ведущий 1: Начинается с русской истории,
Что описывал Нестор-монах,
Благовеста с степными просторами,
Шапки той, что носил Мономах.
Ведущий 2: Начинается Родина с Пушкина,
Чудных сказок, что прелесть одна.
Деревень, с их кривыми избушками,
Где жива все еще старина.
Ведущий 1: Сегодня мы с вами окунёмся в далёкое и прекрасное прошлое нашего русского народа. Удивительная простота и мудрость царили в жизни русского крестьянина. Диву даёшься, сколько опыта, мастерства, тайны в ведении дома, хозяйства.
Ведущий 2: У наших предков все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией. Среди них был главный праздник, обладавший, с точки зрения крестьян, наибольшей сакральной силой, - Пасха. Праздники великие: Рождество, Троица, Масленица, Иванов и Петров дни и малые праздники, еще их называли полупраздники, были связаны с началом разного рода крестьянских работ: первый день сева зерновых, заготовка на зиму капусты и другие.
Ведущий 1: Новый год в старинные времена начинался осенью, 1 сентября. Это время нового урожая, свершённых дел, осенних заготовок, шумных свадеб и, наконец, отдыха большой трудолюбивой семьи.
Ведущий 2: Мы с вами окунёмся в те далекие времена, которые сохранились в сознании современных людей в лишь виде старинных обрядов, традиций, примет и суеверий. Вашему вниманию будет предложено 8 сезонных праздников, которые по прошествии времени затерялись на страницах истории нашего народа. Итак, мы начинаем!.
(звучит фонограмма, выходит Большуха)
Большуха:
Я – весёлая Большуха,
Наедуха, Припасуха.
Охраняю ваше жито,
Всё присмотрено, сокрыто.

Со мною поворотило лето на осень. Подул ветер-осенщик, принес с собой осенину – пасмурную, холодную погоду. А уж дождь полил – все лужи налил. Солнце взялось «засыпаться». Журавли на юг потянулись. «Колесом дорога», – кричат дети, чтобы те вернулись весной обратно. Осенняя пора богата на приметы да праздники. Веселья не счесть!
Мой любимый Луков день. Выходи – кому не лень!
(звучит фонограмма «Во саду ли, в огороде…», выходит творческая группа, Луков день)
Историческая справка.
Мы предлагаем познакомиться с замечательным осенним народным праздником, который отмечался 20 сентября и назывался он Луков день. Объясняется название просто - именно с этого дня начинали собирать лук с грядок и заготавливать его на зиму.
Отмечался этот праздник широко, хлебосольно. Ведь лук-батюшка весь год семью кормил. Его ели с хлебом, с солью, квасом, со сметаной, из лука пекли пироги, варили каши.
Известны были и целебные свойства лука. Им лечилась вся крестьянская семья от мала, до велика. Недаром же о нём говорили: «Лук да баня всё поправят» С помощью лука лечили раны: прикладывали испечённую луковицу да приговаривали: «Изведи лук от семи недуг».
Девушки ополаскивали волосы настоем из луковой шелухи. Говорили: « От луковой то шелухи и косы туги».
Сценка.
Марфа: Марьюшка, Дуняша, идите скорее сюда! Маманька сказала срочно лук собрать, да на зиму погадать.
Дуняша: Дедуля всё приглядывал за лучком, не позволил ни разу попробывать нового урожая.
Марьюшка: Да ты что, Дуняша! Разве можно лук срывать. На семью беду накличешь!
Мы все луком дорожим.
С колотушкой сторожим.
Кто поближе подойдёт
По шеям перепадет!
Марфа: Ох, сестрички! До вечера не управиться! Как ни тяжела работа, а сарафан новый охота!
Дуняша: А мне папанька новые ленты обещал! По весне обещали на улицу отпустить – всех красивей окажусь!
Марьюшка: В город на продажу повезём, пряников тульских накупим! «Луком торговать - мочалом подпоясываться». Наплетём косы долгие, будет в кармашке – денежка, а в дому здоровье, ведь лук – от семи недуг!
Марфа: Вторые осенины-
День луковой слезины.
Дёргай лук в корзины.
Сколь самородков тут!
Дуняша: От золота ревут!
Славен репчат лук от семи недуг!
Марьюшка: К нему банный жар,
Да медовый пар.
Выйдешь ал, как мак.
Вместе: Хорошо-то как!
Марфа : Праздник лука продолжаем и к частушкам приступаем!

Праздник лука наступает,
Веселись честной народ.
Славить лук – любимый овощ,
Я готова круглый год.
* * *
В огороде всё в порядке,
Уродилось ой – да как!
Репа с голову – большая,
А лучок как мой кулак.
* * *
Лук – народный наш целитель,
Самый ценный в мире друг.
Если только заболеешь,
Вмиг излечит от недуг.
* * *
Продаются витамины,
Жёлтые, в таблетках,
А у нас хранятся дома
«Витамины» в сетках.

В праздник лука каждый год.
Веселится весь народ!
Урожай как соберём –
И танцуем и поём!
* * *
Говорят, что спелый лук
Помогает от недуг,
А я съела целый пуд,
Но а ноги не идут.
* * *
Каждый вечер я съедаю
Луковицу целую.
Оттого я не болею –
Даже зубы белые.
* * *
В огородике у нас,
Вроде всё в порядке.
Зеленее всех стоят
Луковые грядки.
* * *
Ой, лук, мой лучок,
Ты весёлый мужичок!
Чистим – улыбаемся,
Слезами умываемся.

Большуха: Ох, и озорные девчонки! Работницы да модницы! На осенины собирайтесь с луковыми косами своими.
(звучит фонограмма «Летят утки», творческая группа, «Осенины»)
Сценка (парни и девушки, снопы, хоровод)
Арина: Утро раннее просыпается и река долгая пробуждается! Мы к реке пришли встречать тебя, Осеница. К нам плывёт Осенина, встретим хлебом-солью, киселём, да кашей овсяной!
Голос за кадром: Осеница я – царица!
И по злату мастерица
Я с высоким колосочком,
Я с широким снопочком.
Прихожу я с ливнем
С хлебом обильным!
Татьяна: Благодарим тебя, Осенинушка, за закрома полные, за урожаи богатые, за сено душистое, за скот добрый!
Арина: Как прекрасно бабье лето! Сколько радости, тепла нам дарит! Петрушка, ты что такой развесёлый?
Петрушка: Весь урожай с отцом и братьями убрали. Уродилась пшеница на славу! Удачный годок – молодцу каждому в урок! Мы на базаре первые, в хлеву полно живности, как же не радоваться?
Татьяна: А давайте хоровод водить, Осенинку славить!
Хоровод

Ваня: Славим Осенины, прославляем труды рутинны. Хоть и тяжела работа, да богат наш двор! С урожаем и свадебку справим, правда, Катерина?
Катерина: Хватит, Ванечка, болтать, давайте Сноп наряжать!
Вася: Аринка, туже вяжи! Крепче будет сноп - твёрже будет год!
Татьяна: Сноп красивый, удался! Понесём в дом: на радость, на счастье, на здоровье, на богатство!
(уходят)

Большуха: Вот такая моя осень прекрасная, богатая, задорная, удачливая. Первые зазимки начинаются осенью, торопится моя сестрица Коляда зимушку пригласить, люд честной заморозить. Встречаем коляду, посмотрим, чем похвалится.

(звучит фонограмма, выходит Коляда)

Коляда: Я – Колядка, Коляда во дворы к вам пришла. Про зимовье расскажу, путь народный покажу!
Здравствуй, сестрица милая, соскучилась я по тебе, давно не виделись. Уж первые зазимки в окно смотрят! Пора люду честному с тобою прощаться, в зиму ножками обращаться.
Большуха: Ну, прощай дорогая! До скорой встречи. Пойду, отдохну и тебя на двор призову.
Коляда: А ты, сестрица, не спеши. На санях тебя Катерина-саннница отвезёт
(звучит фонограмма «Как на тоненький ледок…», творческая группа, Екатерина-санница)

Историческая справка.
Давным-давно, когда еще не было машин, люди ездили на лошадях, запрягая их летом в телегу, а зимой - в сани. Издавна народ приметил, что лошадей запрягали в сани зимой в одно и то же время - 7 декабря, и назвал этот день днем Екатерины-санницы.
В этот праздник устраивались большие народные гуляния, но главное действие этого дня – Первое катание на санях.
Вся молодежь в этот день устраивала веселые Екатерининские гулянья, каталась на больших санях с гор, балагурила и устраивая на гладких дорогах санные гонки.
Взрослые устраивали «Санные гонки» на спор, в это время всех детей запирали в избах, чтоб во время гонок не попали под копыта лошадей.
Всей деревней, стар и мал, собирались на горе или на пригорке крестьяне, чтобы посмотреть на молодых мужиков и парней, оценить лошадей, поболеть за своих.
Люди верили, что скатываясь человек, освобождается от душевного груза, снимает с себя ношу тяжелых раздумий, обретает спокойствие.
Девушки и парни особенно ждали Катерину Санницу. Молодые люди специально заранее готовили для своих девушек саночки. Скатиться с любимой девушкой на санках с горы не просто радостно, но и означало, что и их судьбы непременно покататься по жизни вместе. Саночки обязательно разукрашивались, расписывались цветами, всевозможными орнаментами.
Сценка (звучит фонограмма «Метелица»)
Глаша: Настасья, милая! Веселье-то какое!
Катерина-санница,
Девица-красавица,
Запорошила дорожки,
Настасья: Разукрасила окошки,
Радость детям подарила,

И на санках прокатила.
Митяй: Догоняй, Мишатка. Скорее всех девчонок наших прокатим. Как порадовала нас Санница, сколько снега настелила.
Мишатка: Итак, Митяй, тороплюсь. Сани новые боюсь сломать!
Настасья: Глаша, посмотри как снег искриться. Вдоволь сегодня нагуляемся. Горки белые открыла Катеринушка. Теперь гулянья на весь день продлиться!
Митяй: Присаживайтесь, девочки. Для вас старались. Санный путь открыт. С горы лететь велит.
Настасья: Глашенька, посмотри!
У Катеринушки-сударушки
Расписны резные санушки,
Белогривые лошадушки,
Слуги верные - ребятушки.
Глаша: Вот сани-самокаты
Разукрашены богато,
Разукрашены, раззолочены,
Сафьяном оторочены!
Митяй: Посмотрим, друзья, какой лён в будущем году уродиться – прокатим Катеринушку!
Мишатка: Ура, долог будет- лён Катеринушке поклон.
Глаша: Споём песенку, ребятки, да прокатимся!

Звучит фонограмма «Ах, мамочка»
Говорила мама мне
Про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я,
Я её не слушала,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем я в полюшке
Повстречала Колюшку,
Ах, мамочка, зачем.

Шила платье белое
И завивку делала,
От любви кружилась голова.
Hо подружка Зиночка
Перешла тропиночку,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем на просеке
Улыбнулась Костеньке,
Ах, мамочка, ох.

Были ночи с ливнями,
Были ночи длинные,
А потом западала листва.
И осенним вечером
Городскую встретил он,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем с Серёженькой
Села под берёзонькой,
Ах, мамочка, зачем.

Бусы в магазине я
Покупала синие
И платок зелёный, как трава.
Ставила я шанешки
И топила банюшку,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка, на саночках
Каталась я не с тем,
Ах, зачем под яблонькой
Целовалась с Яшенькой,
Ах, мамочка, зачем.

Говорила мама мне
Про любовь обманную,
Да напрасно тратила слова.
Затыкала уши я,
Я её не слушала,
Ах, мама, мама,
Как же ты была права.

Ах, мамочка на саночках
Каталась я не с тем,
С Коленькой и с Яшечкой,
С Мишечкой и с Сашечкой
Ах, мамочка, зачем.

Коляда: Спасибо Катерине-саннице за веселье и санный путь. А теперь, дорогие друзья, отгадайте загадку:
Крупу в кастрюлю насыпают,
Водой холодной заливают
И ставят на плиту вариться.
И что тут может получиться? (ответ: каша)
Пожалуйте на Бабью кашу, молодёжь.

(звучит фонограмма «Угощенье», творческая группа, Бабьи каши)
Историческая справка.
Уж так любили на Руси это незатейливое блюдо, что даже праздник специальный придумали «Бабьи каши». Праздник этот имеет очень древние корни и восходит к почитанию богинь-матерей. . Отмечался он на следующий день после Рождества, то есть 8 января.
Каша на Руси испокон веков занимала важней¬шее место, она явля¬лась основным блюдом, как богатых, так и бед¬ных людей. Уж сколько пословиц и поговорок придумал русский народ о каше: Густая каша семьи не разгонит. Нет щей, так каши больше лей. Кашу маслом не испортишь.
Без каши не обходился ни один праздник. Будь это рождество, крестины, родины или похороны. Но 8 января в день «бабьих каш» особо почитали крёстных матерей и повивальных бабок.
Для нас сейчас «повивальная бабка» - старинное непонятное слово а между тем на селе повивальные бабки или повитухи были очень уважаемы, так как именно они помогали появлению в семье самого главного богатства - новой человеческой жизни. Ведь пока рождаются дети, будут и те, кто помогает им появиться на свет.
Но почему же праздник повитух и рожениц назывался Бабьими кашами? Дело в том, что именно вечером этого морозного дня благодарные крестьяне с жёнами и детьми приходили к повивальным бабкам, приносили подарки и угощения: домашнее пиво, наливку, пироги, блины.
В этот день местная повитуха собирала у себя всех детишек, которым помогла появиться на свет, и щедро делилась с ними сладкими угощениями. И конечно же знаменитой «бабкиной кашей.»
Сценка.
Алёнка: Здравствуй, Марина. Пойдём к бабуле нашей, навестим, поклонимся.
Марина: Конечно, милая Алёнка. Вот какой богатырь у меня прошлой осенью народился. В том заслуга нашей бабули.
Алёнка: Все, кто деточек родили,
В этот вечер приходили,
Собирались без затей,
Принося с собой детей.
Марина: Все вопросы обсуждали:
Беды, радости, печали,
Как кормить и чем поить,
От болезней, чем лечить
Повитуха: Проходите, гости дорогие. Рада вас видеть. Ждала, ждала, с самого утра. Кашей вас сейчас угощать буду. Каша добрая, здоровая.
Алёнка: Бабуля, прими мою кашку!
Повитуха: Нет, не возьму – счастье твоему дому!
Марина: А мою покушай!
Повитуха:
Алёнка: Спасибо за твои пожелания! Садись, отдохни, родная. А мы тебе частушки споём про твою кашку славную.
Посвятим частушки наши
Мы сегодня славной каше
Пшенной, манной, овсяной
Крупяной и овощной.

Варись, варись кашка
В голубенькой чашке
Варись побыстрее
Булькай поскорее.

На Руси поесть любили
И особо каши чтили
Пшенные, овсяные
Гречневые, манные.

Очень всем полезны каши
Пшенная, перловая
Потому что в этих кашах
Силушка пудовая.

Каждый день с утра пораньше
С дочкой кашу мы едим
Чтоб на личике прекрасном
Не возникло бы морщин.

У меня фигурка тонка
И высокий каблучок
Я не буду есть конфеты
Дайте каши мне горшок.

Лучше лука и моркови
Нет на свете овощей
Все добавим это в кашу
Ешь скорее, не болей.

Коляда: Времена года – как люди, разные. Вот и наша Зима-красавица порой шаловливая и озорная, порой печальная и тихая, словно сон, подошла к концу.
Весна с улыбкой шлет привет
Проснувшейся природе;
Всё после зимних бурь и бед
Вздохнуло на свободе.
Придёт мой брат-близнец Овсень! Он весной заведует.
(звучит фонограмма, выходит Овсень)
Овсень: Как два сокола летели - Овсень и Коляда!
Там весна - здесь зима!
Как они летели - все люди глядели.
Как они садились - все люди дивились.
Как они вспорхнули - все люди вздохнули...

Здравствуй, милая сестрица. Весну привёл для люда. Посмотри как веселятся теплу и желают обновления.
(звучит фонограмма «Выход на заклички», творческая группа, Зазывание весны)

Историческая справка.
В первый весенний день - 1 марта, который по новому стилю приходится на 14 марта, древние славяне встречали Новый год. После принятия христианства, этот праздник стал отмечаться, как день преподобной мученицы Евдокии.
С этого дня можно было начинать новый цикл полевых работ, заниматься другими сельскохозяйственными работами.
На Первом Вселенском соборе в Никее в 325 году было принято решение о перенесении начала Нового года с 1 марта на 1 сентября.
20 декабря 1699 года именным Указом Петра I было установлено, что празднование Нового года в России переносится с 1 сентября на 1 января.
Сценка.
Нюша: Полюшка, угощай парней печеньем.
Полюшка: Нюша,Федот, Гриша, угощайтесь. Смотри, какие маманька напекла вкусные печенья. Здесь и козочка, и свинья. Ведь сам Овсень въезжает на свинье править весной.
Гриша: Федот, посмотри вокруг. Ох, и весело сегодня в деревне. Куда ни посмотри – хороводы да пляски.
Федот: Да, Гришка, торопится люд начать полевые работы. Устали сидеть, зёрнышки последние домалывать.
Гриша: Скоро и скот на волюшку выгонять. Вдоволь наелись зимою, пора и честь знать зимушке!
Давайте хороводы водить. Мы с Нюшей сделали Овсеня, давайте с нами весну закликать, на порог её впускать.
(звучит фонограмма «Весенний хоровод»), после уходят.
Овсень: Скоро, скоро тепло придёт. Выйдет честной люд в поле широкое, развернёт работы свои полевые. Помогу всем, чем смогу. Весна красна! Что ты нам принесла? Красное летичко.
Весна красна! На чем пришла? На чем приехала? На сошечке, на бороночке. Будем ждать первых всходов.
(звучит фонограмма «Всходы», творческая группа, День всходов)
Историческая справка.
2 мая праздновали на Руси День всходов. К этому времени снег с вершин уже сошёл, холмы согрелись в лучах солнца, покрылись цветами, стали «красными», то есть красивыми. Празднование начиналось на вершинах гор и холмов. В этот день благодарили Мать-Сыру- Землю за первые ростки на полях. Ещё несколько дней назад земля была пуста – и вот уже всё оживает прямо на глазах, а с вершины холма это особенно хорошо видно. Всё начинает расти, цвести, благоухать совершенно особым весенним запахом, поют соловьи. С каждым днём всё вокруг зеленеет, свежеет, распускается, оживает… Да и как по-другому, ведь весна на дворе? Весна пришла на Русскую Землю!
Сценка.
1-я девушка: Как красиво всё кругом! Побежали, душечка, на горку, посмотрим зелёные поля.
2-я девушка: Какой простор открывается! Слышишь соловьи заливаются – свой день прославляют, соловьиный?
1-я девушка: Отправимся к реке. Я с собою каштан прихватила.
2-я девушка: Завернём его в белый носовой платок, да целый год будем жить зажиточно.
Для заговора применяют грецкий орех, фундук или каштан. На барыш-день, 15 мая, с утра его заворачивали в белый носовой платок, обматывали прочной суровой ниткой, чтоб платок не развернулся, привязывали к деревцу или камню на берегу, чтоб не унесло течением, и опускали в ручей или реку, сказав:

1-я девушка: «Орех – не голыш, не мышь, не камыш, на веревке повисишь, до заката поторчишь, плыви и думай про барыш».
Вечером орех доставали и прятали в сундук, приговаривая:
2-я девушка: «И ночью и днем – пекись о барыше моем. На весь год – мне достаток и доход».
1-я девушка: Посмотри, девушки гуляют. Побежим к ним?
Хоровод «Я на горку шла» (уходят)
Овсень: Близится лето золотое. Вот и Ярило к на спешит.
(звучит фонограмма, выходит Ярило)
Ярило:
Просыпайся земля-матушка,
Отмыкайся для зерна!
Не устанешь, наша ладушка,
Целый год кормить сполна!
Я – Ярило - не жалею
Подарить тебе добра.
И мужик тогда сумеет
Жита урожай собрать.
Он скотинушку согреет,
Даст травы ей и воды,
Злые звери присмиреют, -
Будем сыты тоже мы.
Взгляда моего, Ярилы,
Ждут-пождут уж целый год,
Набралися вешней силы,
Пусть любовь тогда цветёт!
Я пришёл к честному люду с теплом, добром, полным закромом.
(звучит фонограмма «Кумление», творческая группа, Завивание берёзы)
Историческая справка.

С древних времен на Руси девушки завивали берёзы: в Семик завивали, на Троицу - развивали. Сначала выбирали одно или три деревца, концы веток загибали, переплетали между собой в кольца, плели из веток косы, вплетали в них ленты, бусы, цветные нитки, пояса; иногда соединяли верхушки двух берёз, и получались «ворота» (арки). На берёзки развешивали вышитые полотенца, платки, цветы, ленты, свои серьги. Вокруг деревца водили хороводы, пели; рядом стелили скатерти, раскладывали праздничную еду. Обязательно приносили яичницу, крашеные в зелёный или жёлтый цвет яйца, пироги, творог со сметаной, каравай и козули (печенье с дыркой посередине), квас. Считалось, если вместе с завивание загадать желание, то оно обязательно сбудется.
Сценка.
Вера: Улица широкая разукрашена
Ветками зелеными,
Лентами алыми,
Гудками да волынками,
Ксения: Молодцами, молодицами,
Да и красными девицами.
Выходите, гости добрые,на улицу.
Поплясать, поиграть, повеселиться.
Лада: Березка, березка,
Завивайся, кудрявая!
К тебе девушки пришли,
К тебе красные пришли,
Вера: Пироги принесли со малинкою.
Завивайся, березонька,
Завивайся, кудрявая!
Мы пришли к тебе приехали,
Ксения:С лентами алыми, пирогами горячими,
С песнями звонкими, с плясками веселыми.
Прими, березонька, наши подарки.
Девушки наряжают березку в ленты и вешают печенье, пироги кладут под березу.
Лада:
Ты, березка, белая, Девица красная,
Веточки зеленые заплети, заплети.
Нам веночки девичьи подари, подари.
Девочки берут под березкой веночки, мальчики садятся на пенечки и берут лежащие рядом музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки и др.).
Вера:
Пойдем, девушки, завивать веночки, завьем веночки, завьем зеленые.
Стой, мой веночек,
Всю недельку зелен.
А я, молодешенька,
Весь год веселешенька.
Исполняется хоровод «Завивание берёзы»
Ярило: Яркое лето, жаркое солнце. Подарит прохладу Аграфена Купальница.

(звучит фонограмма «Выход на Аграфену», творческая группа, Аграфена Купальница)
Историческая справка.

Все традиции этого замечательного летнего праздника были связаны с купанием, мытьем в бане и сбором целебных трав. Во многих районах России только с Аграфены начинали купаться в открытых водоемах, и именно в этот день множество обрядов было связано с водой.
Самый распространённый из купальских обычаев - обливание водой всякого встречного и поперечного. Так, в Орловской губернии деревенские парни одевались в старое и грязное и отправлялись с вёдрами на речку, чтобы наполнить их самою мутною водою, а то и просто жидкой грязью, и шли по деревне, обливая всех и каждого, делая исключение разве что для стариков и малолеток.
Но более всего, разумеется, доставалось девушкам: парни врывались даже в дома, вытаскивали девушек на улицу силой и здесь окатывали с ног до головы. В свою очередь и девушки старались отомстить парням. Кончалось тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, устремлялась на речку отмываться.
Обязательным событием этого дня был сбор лекарственных растений. Травы и коренья для знахарских целей начинали собирать именно в день Купальницы.
Известно, в июле в огороде пусто, а поле густо! Собирай, не ленись! Разнотравье такое, что глаз не нарадуется! Считалось, что к этому дню лютые травы и коренья в соке, а травы лучистые в силе. Травы и цветы, собранные и высушенные на Аграфену Купальницу, берегли, считая их более ценными, нежели собранные в другое время. Ими окуривали больных, боролись с нечистой силой, употребляли для любовных приворотов и отворотов.

Марьюшка: Приехала Купаленка
На семидесяти тележках.
Дуся: Привезла нам Купаленка
Добра и здоровья,
Богатства и почестей.
Бежим, Дуся, в баньку. Девочки с утра воды приготовили, да веники разные.
Тятенька много с братцем с самого утра наготовили. (бегут)
Варя: Прибежали, девочки? А мы вас ждём-поджидаем! Будем на суженого гадать! Выбирай веник, только глаза закрывай!
Марьюшка: Какой веник выберешь, такой и муж достанется. Лохматый выберешь – жених богатый будет, средний- среднего достатка, а галик – за бедняка пойдешь!
Дуся: Ой, девочки! Не прогадать бы!
Варя: Много интересных традиций связано с днём Аграфены купальницы. Но самое главное значение дня - это подготовка к празднику Ивана Купалы, который начнётся вечером этого дня и продлится всю ночь и весь день.
Дуся: И поговаривают, что некоторые даже видели как на телеге, выстланной скошенной травой, украшенной букетами цветов, едет, обмытая росами, рассветом - заряницей привечаемая, ветерком светлокрылым лелеемая, красавица Аграфена с Иваном Купалой повидаться.
Хоровод Аграфены (уходят)

Ярило: Загадочна Купальская ночь. Девушки да парни смелые ищут заветные цвет папоротника, ждут долгожданное счастье. Клонится лето к своему закату.

Выходят Ярило, Коляда, Овсень, Большуха.

Большуха: Мудрее жили наши предки
И отмеряя жизни век,
Цифирью пользовался редко
Считая время человек.
Овсень: Не скажет, жонку обнимая,
Склонясь с ретивого коня:
"Должно, вернусь шестого мая.
Так поджидай-ка уж меня."
Ярило: Иные времени отметы,
Что соблюдали прежде встарь:
Забытый ныне, был при этом
Другой, народный календарь.
Коляда: Там дни, как люди - не безлики, -
Имели стать и имена.
В них ветра вой и солнца блики,
И мудрость вещая видна.

МОУ Белышевская школа

С.Белышево

Конкурсная программа 1-4класс

«Осенины»

Составила мероприятие:

Учитель начальных классов

Кострова Людмила Витальевна

Конкурсная программа для учащихся начальных классов «Осенины».

Цель : Развитие творческих способностей, познавательной активности детей, умения логически мыслить.

Задачи : Расширять знания об осени, овощах, грибах, лекарственных растениях;

Способствовать созданию празднично - соревновательного настроения участников конкурсной программы;

Воспитывать интерес, бережное отношение и любовь к природе.

Оборудование и материалы : повязка на глаза и овощи в мешочке. Кроссворды, картинки или фотографии грибов, раскраски. Маски по сказке «Репка». Листья деревьев. Презентация, музыка. Жетоны, которые раздаются детям за правильные ответы.

Ход мероприятия :

Лето давно прошло. Наступила осень.Осенью в старину на Руси был такой праздник Осенины (или встреча осени). И мы решили устроить конкурсную программу в честь осени.

В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет, снизу метет.

Сегодня мы свами отправимся по станциям и будем, выполнят задания.

    Станция «Стихотворная или Музыкальная» - дети рассказывают стихи на осеннюю тематику (1 класс), исполняют частушки (3 класс).

    Станция «Урожайная» - определить на ощупь овощи и фрукты, за каждый правильный ответ – 1 балл.

Станция «Кроссвордная» - отгадать кроссворды, за каждый правильный ответ 1 балл. (Приложение 1)

для 1 и 2 классов

Вопросы к кроссворду:

  1. Бываю горький, бываю сладкий.

Расту спокойно я на грядке.

Напоминаю цветом светофор,

Но только я не помидор.

    Щеки розовые, нос белый,

В темноте сижу день целый.

А рубашка зелена,

Вся на солнышке она.

    Хотя я сахарной зовусь,

Но от дождя я не размокла.

Крупна, кругла, сладка на вкус,

Узнали вы, кто я? Я …

    Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные, вот такие круглые.

Летом зеленеют, к осени краснеют.

    Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

    Без окон, без дверей,

Полна горница людей.

    Черна и горька растет в земле.

    Расту в земле на грядке я,

Красная, длинная, сладкая.

    На грядке повалился на бочок

Солидный, круглолобый …

    Маленький, горький, белый –

Луку брат.

для 3 - 4 классов –

«Овощи, фрукты, ягоды»

Ответы: Морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста, апельсин, мандарин, лимон, яблоко, виноград, слива, арбуз, кукуруза, перец, гранат, груша, картофель, свёкла, ананас, вишня, дыня, черешня, клубника, банан, манго.

    Станция «Грибная» -

Для 1 – 2 классов игра: “Съедобный-несъедобный”

Грибы знаете? Собирать умеете? Съедобный от несъедобного отличаете?

Сейчас проверим. Я буду называть грибы. Если он съедобный громко хлопайте, а если несъедобный – топайте. Потренируемся!

Потопали! Похлопали! Дружнее! Веселее! Похлопали! Потопали! Отлично!

Теперь будьте внимательны.

Масленок
-Моховик
-Поганка - топать
-Боровик
-Дождевик
-Волнушка
-Хлопушка. Нет такого грибочка.
-Шампиньон.
- Лисичка.
-Подберезовик.
-Сыроежка.
-Свинушка (топаем)
-Груздь.
-Рыжик.
-Чижик – нет такого.
-Опёнок.
-Слоненок – нет такого.

Для 3-4 классов отгадать, что за гриб и показать картинку + презентация .

Праздник Осени у нас, и светло, и весело
Вот какие украшенья Осень здесь развесила!
Каждый листик золотой – маленькое солнышко,
Соберу в корзинку я, положу на донышко.

Смотрите сколько листьев у нас, они не простые, а с вопросами.

    Под деревцем, под осинкой

Стоит мальчик с пальчик,

На нем сер кафтанчик,

Красная шапочка (Подосиновик).

    Зашел мужик в сосняк,

Нашел слизняк,

Бросить жалко, съесть сыро (груздь).

    Этот гриб живет под елью,

Под ее огромной тенью.

Мудрый бородач – старик,

Житель бора – (боровик).

    Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети.

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

    Из-под снега прямо,

Смятая панама –

Вылезает старичок по прозванию ()

Под землей не усидел,

Знать, весною много дел! (сморчок)

    На земле лежит лепешка,

От дождя она растет, лишь дотронешься немножко,

Ее сразу разорвет!

Пых! И вырвался костер

Дымным облаком из спор! (дождевик)

    Ножка белая, прямая,

Шляпа красная такая.

А на шляпке, на верхушке,

Беленькие конопушки (мухомор).

    Стоит Лушка -

Белая рубашка,

А шляпа надета

Шоколадного цвета (белый гриб).

    Не спорю, не белый –

Я, братцы, попроще …

Расту я обычно

В березовой роще (подберезовик).

    Рыженький Ванек,

Крепкий паренек, спрятался за пень,

А шапка набекрень (рыжик)

    Семь сестричек – лесовичек

Платья сшили к лету

Разные по цвету:

У каждой сестрички

Свой вкус и привычки (сыроежки)

    В шляпе розовой, мохнатой,

Но не выглядит растяпой.

Будто плюшевое ушко,

Для соления (волнушка).

    Выросли в подвале,

Света не видали,

Но в салат попали (шампиньоны).

    Посмотрите-ка, ребята: тут

Лисички, там опята

Ну, а это на полянке ядовитые (поганки)

    Станция «Игровая».

Инсценировка сказки «Репка». Ведущий рассказывает сказку, а действующие лица выполняют действия.

Чтобы сказку здесь сыграть, нужно роли всем раздать.

Кто загадку разгадает, роль он тут же получает.

Работящий, хоть и сед, догадайтесь, это… (дед). (Ведущая одевает на участника инсценировки бороду и шапку)

А у деда есть подружка, очень милая… (старушка) (Одевает платок и фартук)

Раскрасавица, не злючка, проживает с ними… (внучка) (Одевает наушники, слушает плеер)

А у внучки есть дружок, очень шустренький… (щенок) (Одевает маску собаки)

Растянулась на окошке и мурлычет сладко…(кошка) (Одевает маску кошки)

Растет в огороде, хоть нынче не в моде.

Круглая, да крепкая, жёлтая… (репка). (Привязать к талии макет репки)

А про кого же мы еще забыли?

Ну, конечно же, про мышку. (Мышка наряжается в маску).

Раздаются роли.

Для 1 – 2 классов, поворачиваются вокруг себя.

Для 3 - 4 классов:

Репка – разводит руки, приседает и говорит «Оба-на!»

Дед – дед вытирает пот со лба и говорит «Ух, ты!»

Бабка – показывает «класс», говорит «Вот так то»

Внучка – машет ручкой и говорит «Всем, привет!»

Жучка – лает

Кошка – мяукает

Мышка – пищит

    Станция «Лекарственная» - определить, о каком лекарственном растении идет речь.

    Корень мой народ недаром

Называет «золотым».

Помогает всем настойка,

И здоровым и больным.

Если силы на исходе – 30 капель натощак,

И усталость, и сонливость одолеть мне так, пустяк.

Если заболел всерьез, то не лей напрасно слез,

По рецепту докторовпринимай мою настойку –

Будешь весел и здоров! (радиола)

    Собирать мою кору нужно раннею весною.

Останавливают кровь при кровотеченьях мною.

Чудодейственный отвар может пить, и млад, и стар.

Ну, а осенью подарок – кисти ягод огневых.

Рвите на зиму, ребята, много витаминов в них (калина).

    Семена мои целебны,

При гастритах пьют настой.

Корни убивают яды

И снимают в почках боль.

У меня одна беда: зацветаю я когда,

то цветов моих краса всем бросается в глаза.

И в букеты рвут меня, я боюсь их, как огня!

Я прошу вас, пощадите и за зря меня не рвите! (пион).

    Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой? (Валериана, сердечные болезни)

    У каких растений в качестве лекарственного сырья используют цветы или соцветия? (Липа, календула, ромашка, пижма, кукурузные рыльца, первоцвет весенний, тмин песчаный)

    У каких растений в качестве сырья используют корни и корневища? (Валерьяна, девясил, женьшень, радиола розовая, лопух, солодка)

    У каких растений в качестве лекарственного сырья используются плоды? (Боярышник, шиповник, рябина, смородина, облепиха, калина, малина).

    Какие ядовитые растения являются одновременно лекарственными? (Белладонна, дурман обыкновенный, болиголов пятнистый, ландыш майский)

    Это прозвище недаром у красивого цветка.
    Капля сочного нектара и душиста и сладка.
    От простуды излечиться
    Вам поможет… (Медуница)

    Почему в бане парятся березовым веником? (Листья березы убивают болезнетворные микробы).

    Необычные листья этого дерева выделяют фитонциды, убивающие микробы, лечат от цинги. Используются для успокаивающих ванн. Назовите его…(Сосна).

    Сок этого растения используют вместо йода, для выведения бородавок, настоем из листьев умываются, моют голову. (Чистотел).

    Листья и корни этого растения используют от боли при ушибе. (Лопух, подорожник).

    Станция «Цветочная» - собрать или раскрасить картинку и назвать цветы.

    Станция «Лиственная» – определить, каким деревьям принадлежат листья.

    Станция «Развлекательная» - конкурс для капитанов, с завязанными глазами, собрать разбросанные на полу шишки, кто больше.

Подведение итогов, награждение команд – победителей.

Приложение 1

Управление образования города Оренбурга

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» города Оренбурга

Номинация «Сценарий игровой театрализованной программы»

«Встреча Осени»

(игровая театрализованная программа)

возрастной адресат программы: 7-10 лет

Кононова Зоя Владимировна

педагог дополнительного образования

отдела «Празднично-игровые программы»

Оренбург

2015

Содержание

    Пояснительная записка:

Цель, задачи сценария;

Место проведения;

Аудитория;

Адресность;

Действующие лица;

Оборудование;

Реквизит;

Фонограммы;

    Сценарий игровой театрализованной программы «Встреча Осени».

    Список литературы.

Приложение 1 «Игры».

Приложение 2 «Костюмы».

Приложение 3 «Реквизит».

1. Пояснительная записка

Цель: приобщить детей к русским народным традициям игровыми методами.

Задачи:

Вовлечение детей в вымышленную игровую ситуацию;

Развитие навыков игрового общения в коллективе;

Нравственное воспитание учащихся средствами досугово-игровой деятельности.

Место проведения: актовый зал школы.

Аудитория: учащиеся начальной школы.

Адресность: учителя, педагоги – организаторы, педагоги УДО.

Действующие лица:

    Скоморох Прошка.

    Скоморох Антошка.

    Красна девица Алена.

    Красна девица Елена.

    Матушка Осень.

Необходимое оборудование

Аудиоаппаратура: MD , микшерный пульт, усилитель, 5 радиомикрофонов,

колонки.

Реквизит:

2 бутафорских снопа из поролона,

20 – 24 колоса из поролона,

2 атласные ленты разного цвета,

Бутафорские «снежки» - 20 штук,

Веревка или гирлянда длиной 1,5-2 м.

Фонограммы:

Фанфары в русском народном стиле;

Инструментальная композиция «Троицкие хороводы»;

Минусовка песни «Пришли скоморохи»;

Русская народная песня «Коробочка»;

Минусовка песни « Я с комариком плясала»;

Инструментальная композиция «Русские наигрыши»;

Минусовка песни «Мамашка моя»;

Минусовка песни «Тройка»;

Минусовка песни «Ярмарка»;

Минусовка песни «Пчелка»;

Минусовка песни «Ежик с барабаном»;

Инструментальная композиция «Прощальная».

В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте души, правде, храбрости, трудолюбие, верности. Знакомя детей с поговорками, сказками, загадками, пословицами, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Русские народные праздники - это кладезь фольклора, традиций, обрядов, ритуалов.

Фольклор (в переводе с английского - народная мудрость, народное знание) - народное художественное творчество: песни, сказки, танцы, драматические произведения, а также произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Жизнь народа всегда была неотделима от природы, подчинена ее ритму, смене времен года. Переход солнца с зимы на лето, конец зимы и начало весны, цветение трав, сбор урожая - все это праздновалось. Отдать дань предкам, заручившись их поддержкой в личных и профессиональных делах, считается главным смыслом праздника.

Данный сценарий написан для творческого объединения «Веснушки» по общеобразовательной дополнительной программе «Праздники русского народного календаря» для проведения осеннего праздника в начальной школе, с учетом особенностей детей данного возраста. Роли могут исполнять как взрослые - педагоги, так и дети - учащиеся. Программу лучше проводить на заранее организованной площадке, в актовом зале или школьной рекреации, чтобы хватило места для проведения эстафеты и танцев. Также надо заранее подготовить реквизит и костюмы. Желательно при этом воспользоваться помощью родителей, вовлекая их в подготовительный этап организации программы.


2. Сценарий игровой театрализованной программы

«Встреча Осени»

(Звучит русская народная музыка. С разных сторон из-за кулис выбегают скоморохи Антошка и Прошка).

Прошка . Добрый день, люди младые!

И сурьезные, и озорные!

Милости просим всех на встречу осени!

Антошка. На встречу осени приглашаем!

И девчонок, и мальчишек душевно встречаем!

Прошка. Меня зовут все Прошкой!

Антошка. А я скоморох Антошка!

Прошка. Хотим с вами познакомиться!

(Игра на знакомство).

Антошка . Эй, господа! Пожалуйте сюда!

Мальчишкам-молодцам, красным девицам – наше почтенье!

Прошка. Ну-ка, детишки! Открывайте кошельки!

Выворачивайте карманы, доставайте пятачки!

Антошка. За свои полтинники и гривны сейчас увидишь дела дивные!

Прошка . За медный пятак развеселим вас и эдак, и так!

Антошка. Довольны будете здорово! Удовольствия - три короба!

Прошка. Подходите, подходите, и глаза свои протрите!

Девчонки-вертушки, веселые болтушки!

Мальчишки драчливые,

Ученики ворчливые!

Все разные собрались на праздник наш

И всем еще раз:

Вместе. Наше почтение!

Антошка. А чтобы нам как-то ужиться,

Надо всем нам подружиться!

Прошка. А для этого за нами повторяйте!

Антошка. Да соберитесь уже – не зевайте!

(Игра с залом «Приветствие»).

Прошка. А вот к нам помощницы пожаловали!

(Звучит музыка, выходят Алена и Елена, исполняют движения из кадрили и кланяются.)

Алена. Здравствуйте, скоморохи,

Не хороши, не плохи!

Елена . Здравствуйте, мальчишки,

Здравствуйте, девчонки!

Алена. Хлопайте звонко!

Топайте громко!

Мы Красны Девицы Алена и Елена…

Вместе. Вас приветствуем!

Елена. Готовы ли вы Осень встречать?

Нашу дорогую Матушку Осень привечать?

(Прошка отвечает, как докладывает, приставив руку к виску.)

Прошка. Жатву закончили, урожай собрали,

Нашу кормилицу Осень всей деревней встречали!

Антошка. Не встречали, а встречаем,

Готовимся, традиции вспоминаем.

Алена. А про народные традиции мы вам расскажем,

Осенние обряды ребятам покажем.

Прошка. А мы поможем!

Прошка. В осеннее ненастье шесть погод на дворе,

Сеет, веет, крутит, рвет,

Сверху льет и снизу метет!

Алена. Первый месяц осени – сентябрь – в народе называют - Хмурень, Ревун.

Елена. Говорят, сентябрь холоден, да сыт.

Антошка. И хоть погода меняется, а урожай собирать надо, ведь сентябрь – время сбора урожая.

Прошка. К приходу Матушки Осени надо собрать с огорода все овощи.

Алена. А ребята нам помогут. Загадки отгадают, ответы назовут - овощи с грядок соберут.

(Загадки про овощи).

Антошка. Мы пшеницу жали,

Все поле пожали,

На гумне стогами,

На столе пирогами.

Елена. По традиции последние несжатые колосья специально перевязывали лентой и приговаривали: «Дай Бог, чтобы на другое лето был хороший урожай!»

Алена. А последний сноп жали молча. Этот сноп наряжали в сарафан и несли на пир честной. И мы сейчас пожнем последний сноп.

Антошка: А ребята нам опять помогут!

(Эстафета «Последний сноп»)

Елена. Октябрь – средний месяц осени, когда природа готовиться к приему зимы. Из-за осенних дождей в народе его именуют Грязником или Подзимником. В октябре начинали рубить капусту, и даже в честь капусты праздник придумали – Капустники называются. По нынешний день с восьмого октября начинаются на Руси веселые Капустники – вечеринки в честь капусты.

Алена. Нарядно одетые девушки обходят с песнями все дома своей деревни, и помогают хозяевам рубить капусту, а хозяйка дома обязательно печет пироги с капустой и угощает всех гостей.

Прошка. А давайте представим, как это было, и поможем порубить капусту для засолки.

Антошка. Вставайте со своих мест и повторяйте движения за нами!

(игра-танец «Мы капусту засолили»)

Елена. Ноябрь – ворота зимы и сумерки года. По народным приметам

его называют Студень.

Алена. Ноябрьские ночи особенно темны до первого снега.

Антошка. Снег – это хорошо, это весело. Эй, Прошка, а не сыграть ли нам в снежки?

Прошка. Антошка, я думаю, что многим нравится играть в снежки.

Эй, ребятки - быстрые пятки, кто хочет ловкостью да меткостью похвалиться?

(игра «Снежки»)

Алена. Ну, вот мы с вами все осенние месяцы перебрали,

русские народные традиции вспомнили.

Прошка. А вот и Матушка Осень пожаловала!

(звучит торжественная музыка, выходит Матушка Осень)

Осень. Здравствуйте, мои друзья! Всех вас рада видеть я!

Всех люблю и уважаю, к осеннему столу приглашаю!

Ждет Вас урожай богатый,

Да только не быть ему без дождя, ребята!

Дождик землю питает,

Овощи да фрукты поливает.

Без дождя какая осень, скажет каждый садовод,

И в Сентябрь урожайный дождик мигом все польет.

А для этого ладоши приготовьте поскорей,

Дружно громко, очень звонко скажем вместе: «Дождик, лей!»

(Музыкальная игра «Кап-кап!»)

Осень. За то, как встретили меня, вам спасибо говорю!

Что вы запомнили, сейчас проверить я хочу!

Если вы время не теряли зря,

Хором мне сейчас ответите, друзья!

Как называли в народе месяц Сентябрь?

(Дети дают ответ - Хмурень, Ревун)

Прошка. А что делали в этом месяце?

(Дети отвечают – собирали урожай, жали пшеницу)

Осень. Как называли Октябрь – месяц?

(Дети отвечают – Грязник, Подзимник)

Антошка. Чем занимался народ в это время?

(Дети отвечают - Заготовкой капусты на зиму)

Осень. А как же назывался Ноябрь?

Елена. И как проводили люди это время?

(Дети отвечают – Студень, люди готовились к зиме)

Осень. Молодцы! Какие вы внимательные!

А теперь, если вам понравился наш праздник,

помашите левой рукой!

Алена. А если очень понравился – помашите правой рукой!

Прошка. А если наш праздник вам понравился очень-очень

и вы долго будете его вспоминать – похлопайте в ладоши!

(Дети хлопают в ладоши)

Осень . Всех вас, друзья мои, я благодарю!

И позвольте мне, ребята, дать дорогу Сентябрю!

Алена. А за ним Октябрь хмурый непременно вслед придет,

И ноябрьское ненастье к нам прибудет в свой черед!

Елена. Через Зиму и Весну, через Летнюю пору,

Снова в гости всех вас ждем в новом, будущем году!

(Исполнители кланяются, машут руками и уходят за кулисы)

Конец.


3. Список литературы

1. К истокам народных традиций: Сценарии и программы, построенные на обычаях, обрядах, празднествах // Сценарий и репертуар, 2003, вып. 5. - С. 2-86.

2. Панфилов В. Осенины: Сценарий народного праздника Рождества Пресвятой Богородицы // Сценарий и репертуар, 2005, вып. 22. - С. 53-73.

3. Народные праздники. Ищук В. В., Нагибина М. И. Ярославль - 2000

4. Князева О.М., Маханева М.Д., Программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» издательство Детство-пресс, г. Санкт- Петербург, 2002 г.

5. Бердникова Н.В. «Веселая ярмарка». Народные и календарные праздники для детей 3-10 лет / Н.В. Бердникова.- Ярославль: Академия развития, 2005. – 368 с.

6. Интернет-ресурсы: uchkopilka.ru.

Приложение 1

ИГРЫ

Игра на знакомство « Имена мы называем!»

Ведущий читает стихи, а ребята должны выполнять действия, о которых говорится в строчках стихотворения.

Имена мы называем,

В зале кто сидит, узнаем!

Ну-ка, Насти и Алеши,

Громко хлопайте в ладоши!

Ксюши, Сони, Тани, Вани –

Вы потопайте ногами!

Поднимите руки выше –

Лизы, Даниилы, Миши!

А Никиты, Коли, Ани –

Нам кивнули головами!

Помашите нам скорей –

Те, кого зовут Андрей!

А Сережи, Васи, Маши,

Паши, Вовы и Наташи –

Повертите головой…

Как вас много! Боже мой!

Тех, кого мы не назвали,

Хором просим, чтоб вы встали!

И теперь на 1, 2, 3 –

Свое имя назови!

Игра с залом «Приветствие»

Ведущие по очереди произносят и показывают жестами действия, дети должны все за ними повторить.

Помахали правой рукой! (Машут правой рукой)

Помахали левой рукой! (Машут левой рукой и т. д.)

Взялись за левый локоть соседа справа и помахали левой рукой,

Взялись за правый локоть соседа слева и помахали правой рукой,

Скорчили рожицы соседу справа, слева,

Погладили по голове соседа справа, слева,

И дружно, громко сказали: «Какие мы молодцы!»

Загадки про овощи

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

Сладка, а не сахар,

С хвостом, а не мышь.

(Репка.)

Как на нашей грядке

Выросли загадки

Сочные да крупные,

Вот такие круглые.

Летом зеленеют,

К осени краснеют

(Помидоры.)

Сидит малыш на грядке –

Весь в заплатках.

Кто не взглянет –

Всяк заплачет.

(Лук.)

Красная мышка с белым хвостом,

В норке сидела под зеленым листком.

(Редис.)

Неказиста, шишковата,

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

"Ну, рассыпчата, вкусна!"

(Картошка.)

Лоскуток на лоскутке –

зелёные заплатки,

Целый день на животе

нежится на грядке.

(Капуста).

Лежат на грядке

Телятки гладки.

Зеленые, округлые

И очень вкусные.

(Огурцы.)

Эстафета «Последний сноп»

Участники: 2 команды по 10-12 человек.

Реквизит: 2 бутафорских снопа из поролона, 20 – 24 колоса из поролона, 2 атласные ленты разного цвета.

Ведущие делят ребят на две команды по 10-12 человек и выстраивают в две колонны. Каждой команде нужно собрать бутафорский сноп из поролоновых колосьев и перевязать его лентой. Ребятам раздают по одному колоску, и они по очереди подбегают к снопу и вставляют колоски в специальные пазы, собирая, таким образом, сноп. Детям, бегущим последними в колонне, раздают по одной яркой ленте, и они перевязывают сноп. Команда, первой перевязавшая сноп, выигрывает.


Игра – танец «Мы капусту засолили!»

Под музыку ведущий показывает движения, а ребята повторяют за ним.

В такт ведущий имитирует движения «собирания капусты» - делает двумя руками собирательные движения в одну сторону, потом в другую. Следующее движение имитирует процесс «нарезания» капусты – руки согнуты в локтях, кисти прямые, руки двигаются от плеча вниз – сначала в одну сторону, затем в другую.

Затем показывается движения «посолки» - посолили с одной стороны, затем с другой, и «складывания в бочку» - руки согнуты в плечах, имитируются движения складывания капусты.

Игра «Снежки»

Участники: 2 команды по 7-8 человек.

Реквизит: бутафорские «снежки» - 20 шт., веревка или гирлянда длиной 1,5-2 м.

Задание : 2 помощника натягивают гирлянду, команды становятся по - разную сторону гирлянды. Задача участников перекидать со своей территории «снежки». Победителем становится команда, на чьей территории наименьшее количество «снежков».

Игра - песня «Дождь идёт»

Ведущий просит после каждой строчки громко и дружно говорить « кап-кап-кап», а во время припева – повторять каждую строчку.

Показался дождь из тучи – кап-кап-кап!

Настроенье стало лучше – кап-кап-кап!

И повсюду застучало – кап-кап-кап!

И повсюду зазвучало – кап-кап-кап!

Дождик лей – дождик лей!

Не жалей – не жалей!

Дождик лей – дождик лей!

Веселей – веселей!

Мы дождя – мы дождя!

Не боимся – не боимся!

Под дождём – под дождём!

Веселимся – веселимся!

Вот за тучей раздаётся – бум-бум-бум!

Не иначе гром смеётся – бум-бум-бум!

Гром ребята не боятся – бум-бум-бум!

В непогоду веселятся – бум-бум-бум

Приложение 2


Фрагмент выступления программы. На сцене все исполнители.

Скоморох и Матушка Осень.


Коллектив «Веснушки»


Матушка Осень

Приложение 3

Реквизит

Колосья и снопы


Технология изготовления: стебель колоса – прочная проволока, обмотанная лентой. Сам колос вырезан из поролона и окрашен гуашью. В основе снопов тоже поролон, обшитый атласной тканью.

Снежки

Технология изготовления: Чтобы получить снежок, нужно смять пакет в ладони до получения ровного круга и замотать его скотчем. Следует заранее сделать много таких мячиков. Ими можно весело кидаться, они совершенно безопасные, легкие. Варианты изготовления: из ваты, из поролона и др.