Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Широкая масленица занятие в старшей группе. Интегрированное занятие «Масленица

Света Шабанова
Конспект занятия по теме: «Масленица»

Цели и задачи :

1. Познакомить с праздником Масленицей .

2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.

3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.

4. Активизировать активный словарь.

5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.

6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм речи, творческое воображение.

7. Приобщать детей к русской истории.

8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Логопед : Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Логопед : Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Логопед : Правильно, этот праздник называется Масленица , и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице , об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Логопед : Масленица – один из самых радостных и светлых праздников. Масленица - это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую неделю , и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и тепла.

Логопед : Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Логопед : Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Логопед : Масленица всегда была шумной , весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились , катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица ! Давайте и мы с вами поиграем!

Подвижная игра : «Весна, весна красная»

Весна, весна красная водят хоровод

Приди весна с радостью

С радостью, с радостью,

С великой милостью!

Со льном высоким останавливаются, руки

поднимают вверх, встают на

С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз

С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки

Логопед : Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем?»

Игра : «Что за чем, и перед чем?»

Логопед : Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда) . А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе !

Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу , строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу , наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - Заигрыш.

Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали блины . Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж- ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.

Среда - Лакомка.

Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми, лакомились блинами и другими масленичными яствами . В этот день зятья - папы - приходят на блины к тещам - маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед : Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице ! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки :

Что на сковородку наливают

Да вчетверо сгибают? (блины)

Отгадать легко и быстро :

Мягкий, пышный и душистый,

Он и чёрный, он и белый,

А бывает подгорелый (Хлеб)

В печь сперва его сажают,

А как выйдет он оттуда,

То кладут его на блюдо.

Ну, теперь зови ребят!

По кусочку все съедят. (Пирог)

Кольцо не простое,

Кольцо золотое,

Блестящее, хрустящее,

Всем на загляденье.

Ну и объеденье! (Бублик)

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука)

В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.

В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)

Я пузырюсь и пыхчу,

Жить в квашне я не хочу,

Надоела мне квашня,

Посадите в печь меня. (Тесто)

Наша толстая Федора

Наедается не скоро.

А зато когда сыта,

От Федоры – теплота. (Печь)

"Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Стены позолочены.

Ставни заколочены.

Ходит дом ходуном

На столбе золотом" (Колос)

Логопед : Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день,гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега , кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Логопед : Давайте и мы с вами поиграем в снежки!

Подвижная игра «Снежок»

Раз, два, три, четыре, загибают пальчики

Мы с тобой снежок слепили лепят снежок

Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,

сжимают руки, гладят ладошки

И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем

Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый

Два – поймаем, «ловят» снежок

Три – уроним «роняют» снежок

И сломаем! топчут снежок ногами.

Пятница - Тещины вечерки.

На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек) блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке. Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы узнать : добрая ли хозяйка из нее выйдет.

Суббота - Золовкины посиделки.

В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их угощением. Велись разговоры о житье-бытье, мирились, если до этого в ссоре находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед : Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица !

Игра с мячом : «Назови ласково»

Логопед : Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Воскресенье - прощенный день или проводы.

Это были проводы Масленицы . В поле или на ледяных горках разводили костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз-брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили : "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и обид, все равно говорили : "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица .

Логопед : Вот так проходила Масленица на Руси ! Вам понравилось? Что нового вы узнали?

Воспитатель высшей квалификационной категории Папушина Галина Алфеевна г.Вологда 2016год. Муниципальное дошкольное образовательное учереждение «Детский сад №60 «Родничок» .

Программное содержание:

Образовательные задачи:

Дать детям знания о русском народном празднике Масленица. Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы-как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи:

Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь.

Воспитательные задачи:

Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительно отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Место проведения-музыкальный зал

Интегрируемые образовательные области: «Познание» , «Коммуникация» ,» Социализация»,» Музыка»,» Безопасность».

Предварительная работа:

Беседы на тему «Широкая Масленица» ;

Подборка родителями иллюстраций, картинок, фотографий по теме «Масленица» ;

Составление родителями картотеки пословиц, поговорок, примет, небылиц, загадок, частушек, закличек;

Заучивание небылиц, закличек, пословиц, поговорок;

Русские народные игры;

Прослушивание русских народных песен;

Методы и приемы:

Доклады детей;

Встреча с интересными людьми – Москивитиной Людмилой Евгеньевной – поваром детского сада;

Совместная деятельность детей и взрослых;

Работа в парах.

Используемый материал:

Презентация детей на тему «Масленица» .

Для экспериментирования: мутовка, венчик, электромиксер, миска, мука, яйцо, молоко, соль, сахар.

Словарная работа: закличка, чучело, мутовка, теща, зять.

Оформление зала: русская изба.

Ход занятия: (1 слайд)

Ребёнок:

Что за праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горки вниз бегут,
Смех не умолкает.

Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.

Дети: -Масленица.

Воспитатель: -Масленица-один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта. Масленица имела другое название. Как называли Масленицу? (Проводы зимы) . А проводы зимы и встреча весны – всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека – помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

Почему праздник назвали Масленица? (Потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.)

Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко – круглое, золотистое, горячее.

На блины да на угощение звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой. Как вы думайте почему? (ответы детей) .

(2 слайд)

Воспитатель: - Раньше на Руси сёла и города к Масленице преображались: ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками. Масленицу играли всем миром: взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках. Дети, скажите, а как сейчас встречают Масленицу? (ответы детей) .

Воспитатель: -В Масленичную неделю каждый её день имеет название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Доклады детей: (3 слайд)

Начинается Масленица в понедельник, который называется встреча. С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей. Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу: «Масленица, красная краса, русая коса! Приезжай ко мне в тесовый дом душою потешиться, умом повеселиться, речью насладиться..» . После заклички ребята сбегали со снежных горок радостно кричали: «Приехала Масленица! Приехала Масленица!» .

Воспитатель: -Любит ещё Масленица, чтобы в её честь песни пели величальные да хороводы водили. Ведь когда хоровод водят, в круг становятся, а круг- тоже символ солнышка.

Игра «Золотые ворота» .

Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх) . Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот» , нужно воспользоваться считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами» . Хоровод нельзя разрывать! Все хором произносят слова:

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первый раз прощается,

Второй раз воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех, которые оказались внутри «ворот» . Тех, кого поймали, тоже становятся «воротами» . Игра идёт до двух последних не пойманных игроков.

(4 слайд) .

Вторник назывался – заигрышь.

С утра молодые люди катались на санках, и ели блины. Звали родных и знакомых: «У нас горы готовы и блины испечены – просим жаловать» . Больше всего любили катание с ледяных горок: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Игра «Малечена-калечина» .

Игроки выбирают водящего. Каждый игрок получает небольшую палочку (примерно 20-30 см длиной) , и все хором говорят следующие слова:

Малечина-калечина,
Сколько часов
Осталось до вечера,
До зимнего?

Произнеся «До зимнего?» , игроки должны поставить палочку на ладонь или

любой из пальцев руки. Когда все поставили палочки, водящий начинает считать до десяти. Выигравшим считается тот, кому удалось дольше всех продержать палочку. Во время игры водящий может давать игрокам различные указания: повернуться, пройтись, присесть так, чтобы палочка не упала.

(5 слайд)

Среда называлась-лакомка. В этот день хозяйки действуют по поговорке: «Что есть в печи-все на стол мечи» . Тещи приглашали зятьев на блины. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.»

Воспитатель: -Дети, вы знаете, кто такая тёща? А зять?

Воспитатель: -Гости в этот день ели блины и рассказывали небылицы.

А потешьте нас небылицами (дети) :

*Два жадных медвежонка
Сидели на суку.
Один держал кастрюлю,
Другой месил муку.

Раз! Ку-ку! Два! Ку-ку!
Оба шлепнулись в муку.
Оказались не в муке,
А у бабки в твороге.

*Федул, что губы надул?
Мальчик. Да кафтан прожег
Девочка. Так зашей!
Мальчик. Иглы нет.

Девочка. А велика ли дыра?
Мальчик. Да один ворот остался.

(6 слайд)

Ребёнок-Четверг называется разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки. Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни) .

(7 слайд)

Воспитатель: -Но главным действом этого дня были соревнования в силе и ловкости, кулачные бои, конные бега, петушиные бои, снежные крепости. С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь.

Игра «Петушиный бой»

Участники делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов: прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры. Дети перед началом игры договариваются, как они будут держать руки: на поясе, за спиной, скрестно перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Правила: 1. Играющие должны одновременно приближаться друг к другу.

2. Руками толкать друг друга нельзя.

Чаще всего в паре один играющий выходит из игры, один остается победителем. Победители из разных пар могут объединиться и продолжать игру.

Бой петухов может проходить и в другой позе, например в присяде, руки играющие держат на коленях.

(8 слайд)

Ребёнок- Пятница называлась тещиными посиделками-были гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

(9 слайд)

Ребёнок -А Субботу называли золовкины посиделки. Родственники собираются на чаепитие с блинами, а заодно поют песни, озорные частушки, танцуют.

Воспитатель:

В Маслену неделю полагалось:
Есть-до икоты,
Орать-до хрипоты,
Петь-до надсаду,

Плясать-до упаду!
А давайте и мы с вами спляшем!
Общая пляска.

(10 слайд)

Ребёнок -Последний день Масленицы называют-Прощеное Воскресение.

В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело-символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Все просят друг у друга прощения. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

Воспитатель:

(11 слайд)

В последний день делали соломенное чучело, украшали его, а потом сжигали, чтобы оно унесло все болезни и несчастья.

Когда горела Масленица, замечали, как идет дым. Если он поднимался столбом вверх, то предвещал хороший урожай. Если дым стелился по земле-это был признак неурожая.

Пепел же от чучела развевали над полями – «на богатый урожай» .
Сжигали Масленицу под словами:
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
В небе птички летят, колокольчики звенят.

Солнышко, посвети, ясное, посвети!

(12 слайд)

Воспитатель: -Чем богаче Масленицу отпразднуют, тем богаче год будет. Давайте вспомним какие поговорки придумал русский народ:

Блины брюхо не портят.
-Не все коту масленица.
-Масленица идет, блин да мед несет.
-Без блинов не Масленица, без блинов не именины.

Блин добр не один.
-Первый блин комом, а второй с маслом, а третий с квасом.

Воспитатель: А всего милее Масленице

Угощенье-блины вкусные,

Блины вкусные, румяные,

С яйцом, с маслом, со сметаною.

Ребята, вы давно блинов не ели, вы блинчиков захотели?

Встреча с интересными людьми-Людмилой Евгеньевной Москвитиной. Рассказ о приготовлении теста для блинов.

Экспериментирование: Дети готовят тесто (работа в парах) : смешивают муку, яйцо, соль, сахар и взбивают мутовкой. Приготовленное тесто Людмила Евгеньевна уносит на кухню.

Воспитатель: -А пока блины пекут, послушаете, какие заклички кричали дети, чтобы встретить Весну (дети) :

*Нам наскучила зима!
Прощай, прощай, Масленица!
Приди, весна, с солнышком!

*Наступит Весна,
Прогреется земля,
Весной долгие дни-
Не наскучат они.

*С крыши капели- грачи прилетели.
Воробьи чирикают-они весну кликают.

*Весна благодатная, долгожданная,
Весна красная, приди, весна ясная,
С солнцем горячим, с дождём обильным,
Принеси урожай в наш счастливый край!

В конце занятия повар- Людмила Евгеньевна вносит блины и угощает детей и гостей.

Интегрированное занятие-развлечение для младших и средних групп детского сада, тема: «Масленица»

Цели:

Познакомить детей с народным праздником Масленица.
Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания.
Учить детей вручать и принимать подарки вежливо, используя речевые обороты.
Упражнять в словообразовании.
Развивать глазомер, мелкую и общую моторику.
Воспитывать интерес к праздникам и традициям своего народа.

Оборудование:

Семь кругов, вырезанных из бумаги в виде блинов.
Листы бумаги в форме сковороды с незакрашенным кругом в середине.
Цветные карандаши.
Листы бумаги с нарисованной снежной крепостью в одной части и снежками в другой.
Круги и полоски из бумаги желтого цвета, оборудование для аппликации.
Шарф для завязывания глаз, колокольчик.
Аудиозаписи: народные, П.Чайковский - Времена года, Февраль: Масленица.

Предварительная работа:

Дети подготавливают и приносят для своего соседа по парте маленькие подарочки: яблоко, ручку, заколку, блокнот, мыльные пузыри и т.п.
Разучивание считалки «Едет масленица дорогая»

Ход занятия:

Масленица - веселый народный праздник, который появился очень давно,
но так полюбился людям, что его празднуют до сих пор. Масленица продолжается целую неделю - семь дней. Во время масленичной недели празднуют окончание зимы. Люди, уставшие от снега и холода, радуются солнышку, которое начинает греть все больше и больше. Проводам зимы и посвящен этот праздник.

Название «Масленица» возникло потому, что на этой неделе мясо уже не ели, а масло и другие молочные продукты еще можно было кушать.

Семь дней продолжается Масленичная неделя. И всю неделю пекутся вкусные блины, ведь они так похожи на солнышко, по которому все соскучились за время зимы. Вот у нас здесь есть блины-солнышки. Их столько. сколько дней длится Масленичная неделя. Догадались, сколько здесь блинов-солнышек? Тоже семь. Каждый блинок расскажет про свой день и свою забаву вам предложит.

«Первый блин»

Начинается празднование в первый день недели - понедельник, его называют «встреча». В этот день делают куклу-чучело и строят снежные горки, и, конечно же, начинают печь блины.

Рисование «Испеки блин на сковороде»

Вот вылили на сковороду блинное тесто белого цвета, а вы уж, постарайтесь, испеките его до готовности - раскрасьте так, чтобы было похоже на готовый вкусный блинчик.

Детям предлагается лист бумаги в форме сковороды. Нужно раскрасить круг в центре (блин) и нарисовать на нем круги.

«Второй блин»

Вторник называют «заигрыши». В этот день строят ледяные и снежные крепости для игр.

Дидактическая игра «Попади снежком в ледяную крепость»

Постарайтесь бросить снежок точно в крепость.
Дети проводят карандашом линии от снежков к крепости.

«Третий блин»

Среда называется «лакомка». В этот день приходят в гости на блины.

Аппликация «Солнышко»

Блин действительно похож на солнышко. А вот, если приделать к нему лучи, сходство станет еще большим.

Детям предлагается сделать «лучи» из полосок бумаги желтого цвета, приклеивая их на концах к лицевой и обратной стороне круга - «солнца».

«Четвертый блин»

Четверг - «разгул», самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются,
песни поют, начинают колядовать. Колядовать - значит ходить по дворам,
петь веселые песни и желать здоровья и благополучия хозяевам.

Динамическая пауза «Перезвон»

Сейчас поиграем в народную игру «Перезвон». В эту игру с давних-предавних времен играли именно на Масленицу.

Играющие встают в круг. Считалкой выбирается водящий.

Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,
Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.

В середину круга выходят двое: один с колокольчиком, другому завязывают глаза.

Все кто в круге поют:
Дили-динь, дили-дон!
Ах, откуда этот звон?
Били-бим, били-бом!
Мы его сейчас найдем!

Участник с завязанными глазами должен по звуку колокольчика найти и поймать участника с бубенцом. После того, как участник с колокольчиком пойман, он становится «жмуркой» и ему завязывают глаза, а предыдущий «жмурка» становится обычным участником и встает в круг.

«Пятый блин»

Пятница - «вечерки». Теперь уж папа бабушку вечером к себе приглашает, блинами угощает.

Масленичные блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдешь праздника и краше!

Словесная дидактическая игра «Какие бывают блины»

Обыкновенный блин можно назвать разными необыкновенными словами. слушайте внимательно. подсказывайте старательно:
На тарелке он один - называем просто... (блин).
Много испекли их мы - тогда назовем... (блины).
Испекли для дочек - назовем... (блиночек).
Будет кушать их сынок - назовем тогда... (блинок).
Огромный, как домище - назовем... (блинище).

«Шестой блин»

Суббота - «посиделки». Ходят друг к другу в гости, дарят подарки. В этот день сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.

Дидактическое упражнение «Вручи подарок»

Вы приготовили друг для друга маленькие подарочки. Подарите их своему соседу по парте. Да не просто отдайте в руки, а скажите добрые слова. И не забудьте поблагодарить за полученный подарок.

Посмотрите, как мы с Галиной Владимировной (помощник воспитателя) обменяемся подарочками:
- Галина Владимировна, примите, пожалуйста, от чистого сердца, этот подарочек.
- Спасибо большое! Светлана Алексеевна, мне очень приятно и вам вручить этот скромный подарок, примите его пожалуйста.
- Благодарю вас, мне очень приятно получить от вас подарок.

«Седьмой блин»

Последний день Масленицы - «проводы».
Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.
А еще последний день Масленицы называют «прощеное воскресенье». Ведь последний день недели - воскресенье. А прощеным его называют, потому что в этот день все друг у друга прощения просят за то что совершили, за ошибки, за все то, что могло обидеть человека.

Как на масленой неделе
Из печи блины летели!
С пылу, с жару, из печи,
Все румяны, горячи!
Масленица, угощай!
Всем блиночков подавай.
С пылу, с жару – разбирайте!
Похвалить не забывайте.

А теперь пора и настоящих масленичных блиночков попробовать. Тщательно вымойте руки и принимайтесь за угощения. А блины-то на Масленицу пекут вкусные, просто объедение. Недаром этот праздник ласково называли Масленица-объедуха.

Дегустация блинов под музыку.

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ НА ТЕМУ: "МАСЛЕНИЦА" В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
 Цели и задачи:
1. Познакомить с праздником Масленицей.
2. Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
3. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
4. Активизировать активный словарь.
5. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
6. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением, темп и ритм
речи, творческое воображение.
7. Приобщать детей к русской истории.
8. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Воспитатель: Ребята! Отгадайте загадку!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Холод, зиму провожают,
А весну с теплом встречают!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами
поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми
встречали этот праздник.
Воспитатель: Масленица – один из самых радостных и светлых праздников.
Масленица ­ это праздник издревле любимейший на Руси. Длится Масленица целую
неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают
солнце, приглашают гостей и потчуют их. В старину на Руси в Масленицу славили
языческого бога солнца Ярилу, и этот праздник знаменовал собой приход весны и
тепла.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете что же является символом весны, солнца в этом
празднике? Нет? Тогда отгадайте!
1

Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный
И с вареньем, и с медком,
Со сгущенным молочком!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю
неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались
блинами. Самое главное ­ это блины! Блин ­ символ солнца. Такой же круглый и
горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на
расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают
задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных
балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами
поиграем!
Подвижная игра: «Весна, весна красная»
Весна, весна красная водят хоровод
Приди весна с радостью
С радостью, с радостью,
С великой милостью!
Со льном высоким останавливаются, руки
поднимают вверх, встают на
носочки
С корнем глубоким приседают, руки опускают вниз
С хлебами обильными! Бегут по кругу, взявшись за руки
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте,
вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за
чем, и перед чем? »
Игра: «Что за чем, и перед чем? »
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем
выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после
2

вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед
пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый
день на масленичной неделе!
Понедельник - Встреча.
Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день
встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу,
наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми
были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.
Вторник - Заигрыш.
Дети и взрослые ходили от дома к дому, поздравляли с Масленицей и выпрашивали
блины. Все ходили друг к другу в гости, пели песни, шутили. В этот день начинались
игрища и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снеж­
ные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки.
Среда - Лакомка.
Начинали кататься с гор взрослые. С этого дня по деревне катались на тройке с
бубенцами. Родственники навещали друг друга семьями, ходили в гости с детьми,
лакомились блинами и другими масленичными яствами. В этот день зятья ­ папы ­
приходят на блины к тещам ­ маминым мамам, нашим бабушкам. Логопед: Давайте
мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к
масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
3

Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
4

Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за
средой? (Четверг)
Четверг - широкий, Разгуляй­Четверток.
В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до
вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Строили снежный городок
и брали его боем. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все
угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили
хороводы. В этот день начинали колядовать.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежок»
Раз, два, три, четыре, загибают пальчики
Мы с тобой снежок слепили лепят снежок
Круглый, крепкий, очень гладкий показывают руками круг,
сжимают руки, гладят ладошки
И совсем, совсем не сладкий! грозят указательным пальцем
Раз – подбросим, подбрасываем воображаемый
Снежок
Два – поймаем, «ловят» снежок
Три – уроним «роняют» снежок
И сломаем! топчут снежок ногами.
Пятница - Тещины вечерки.
На тещины вечерки зятья (наши папы) угощали своих тещ (наших бабаушек)
блинами. А девушки в полдень выносили блины в миске на голове и шли к горке.
Тот парень, которому девушка понравилась, торопился отведать блинка, чтобы
узнать: добрая ли хозяйка из нее выйдет.
5

Суббота - Золовкины посиделки.
В этот день молодожены приглашали к себе в гости родных и потчевали их
угощением. Велись разговоры о житье­бытье, мирились, если до этого в ссоре
находились. Вспоминали и умерших родственников, говорили о них хорошие и
добрые слова. Невестка дарит золовкам (сестрам мужа) подарки. В этот день
сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают
по полю, чтобы был хороший урожай. Логопед: Давайте немного поиграем, у нас
ведь Масленица!
Игра с мячом: «Назови ласково»
Воспитатель: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин –
блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)
Воскресенье - прощенный день или проводы.
Это были проводы Масленицы. В поле или на ледяных горках разводили костры,
чтобы лед растопить, холод уничтожить, и сжигали куклу с песнями. Пепел раз­
брасывали по полю, чтобы на следующий год собрать богатый урожай. В прощенное
воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели
раньше. Говорили: "Прости меня, пожалуйста". "Бог тебя простит", - отвечали на
это. Потом целовались и не вспоминали об обидах. Но если даже не было ссор и
обид, все равно говорили: "Прости меня". Даже когда встречали незнакомого
человека, просили у него прощения. Так заканчивалась Масленица.
Воспитатель: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового
вы узнали?
6

Ирина Сидоренко
Конспект занятия «Масленица» в старшей группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» ДО №2 Всеволожского района Ленинградской области

Конспект занятия

Масленица

Подготовила : воспитатель Сидоренко Ирина Евгеньевна

Область : Познавательное развитие знакомство с окружающим миром.

Образовательные задачи : Дать детям знания о русском народном празднике Масленица . Знакомить детей с историей возникновения и традициями празднования Масленицы - как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины . Учить понимать народные потешки, заклички.

Развивающие задачи : Развивать познавательный интерес к традициям своего народа. Развивать внимание, память, связную речь, обогащать словарный запас речи.

Воспитательные задачи : Воспитывать чувство патриотизма, развивать интерес и уважительное отношение к русским народным праздникам, традициям и обычаям.

Используемый материал : иллюстрации к празднику Масленица , иллюстрации с изображением народных гуляний; репродукции картин художников – И. Суриков «Взятие снежного городка» , Н. Кустодиев «Масленица » ,

Б. Кустодиев «Масляничное гуляние » , К. Юон «Зима. Ростов Великий» , «Весенний солнечный день» С. Михеев «Госпожа чесная масленица » . Аудиозапись «Звон колоколов» .

Словарная работа : балаган, потеха, скоморох, чучело, тесовый дом, закличка.

Ход занятия:

Ребята, посмотрите на картины и расскажите, что вы на них видите. (Ответы детей) .

Почему так люди веселятся, я вам сейчас расскажу.

Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют его в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. В Масленицу долг каждого человека - помочь прогнать зиму, разбудить природу. Люди, забывали про холода, зимние морозы, про тоску и печаль, и веселились от души.

В этот праздник не скучают,

Все в веселье превращают.

Печь на улице стоит,

Выпекать блины велит.

С маком, творогом, капустой,

Чтобы было очень вкусно,

К самовару подходи –

Ароматный чай бери.

Масленицу назвали так , потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины . Всю неделю положено есть блины. Блины нельзя заменить пирожными или конфетами, потому что блины похожи на солнышко - круглые, золотистые, горячие.

К блинам и оладьям полагалась особая еда : сыр, масло , рыба, творог.

На блины да угощенье звали дорогих гостей. Чем больше гостей, тем больше счастливых дней в году. Масленицу ласково называли объедалой, круглой, румяной, широкой и белой.

Села и города к Масленице преображались : ледяные горки, снежные дворцы и крепости, качели, балаганы для скоморохов, циркачей, площадки для медвежьей потехи и кулачных боев, столы под открытым небом с разнообразными кушаньями и напитками.

Масленицу играли всем миром : взрослые ходили в гости друг к другу, дети забавлялись катанием на санках, все вместе смеялись на представлениях, катались на тройках и, конечно же, объедались блинами.

В масленичную неделю каждый ее день имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день полагается делать.

Начинается Масленица в понедельник , который называется встреча.

С понедельника начинали печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Праздник открывали дети. Они зазывали и приветствовали Масленицу :

Как вставала я ранёшенько,

Убиралася быстрёшенько :

Пришла к нам Масленица ,

Принесла блинов да маслица !

После заклички ребята сбегали со снежных горок и радостно кричали : «Приехала Масленица ! Приехала Масленица

А еще в этот день дети обходили соседей, поздравляли с наступлением Масленицы и просили угощение : Если хозяева подавали мало, дети их дразнили :

Паршивые блины, по аршину длины! -

и убегали.

К первому дню праздника изготовляли из тряпок и соломы чучело Масленицы .

Больше всего любили катание с ледяных горок : кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу .

Во вторник - заигрыши.

С утра молодые люди катались на санках, ели блины. Звали родных и знакомых : «У нас горы готовы и блины испечены - просим жаловать» .

Среда - лакомки. В этот день зять приходил «к тёще на блины» . Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг назывался разгуляем. Масленица набирала полную силу. В этот день гуляли с утра до вечера, плясали, водили хороводы, пели частушки.

Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивали катание на лошадях «по солнышку» (по часовой стрелке вокруг деревни) .

Но главным действом этого дня было взятие снежного городка. Из снега строили городок с башнями и воротами. Мальчишки делились на две группы : конники и пехота. Первая ватага атаковала город, а вторая защищала его.

Пятница - тещины вечерки - была гостевым днем. В этот день зятья угощали своих тещ блинами. С почестями тещу и ее родню приглашали к обеду.

Суббота - золовкины посиделки. Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.

Последний день Масленицы - Прощеное Воскресенье. В последний день Масленицы сжигают соломенное чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Все просят друг у друга прощения. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое : «Бог простит» . Уходит Масленица , а вместе с ней и зима. Весна вступает в свои права.

На санках вывозили соломенную куклу больших размеров. Это Зима. Её устанавливали в центре площади и прощались с ней шутками; песнями, танцами, ругая ее за морозы и зимний холод, и благодарили за веселые зимние забавы.

Слайд 16,17

Ты прощай, прощай,

Наша Масленица .

Ты прощай, прощай,

Наша широкая.

Ты пришла с добром,

Со блинами, пирогами

Да со оладьями.

Мы катаемся с горы

От зари и до зари,

А сегодня, в воскресенье,

Наше кончилось веселье.

Прощай, прощай,

Наша Масленица !

После этого чучело поджигали под веселые возгласы и песни.

А сейчас мы поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно»

Игра «Гори, гори ясно»

Вопросы к детям.

Почему праздник назывался масленицей ? Что готовили хозяйки? Почему пекли блины? Как по-другому называли праздник масленицу ? Как люди праздновали этот праздник? (Рассказ 2-3 детей) .

Знакомство с весенними закличками.

Воспитатель : Сейчас, ребята, послушайте, какие заклички кричали дети, обращаясь к солнышку :

Красное, разожгись!

С весной красною вернись!

Красно-солнышко,

В дорогу выезжай!

Зимний холод прогоняй!

Солнышко-колоколнышко,

Ты пораньше взойди,

Нас пораньше разбуди :

Нам в поля бежать,

Нам весну встречать!

Обсудить смысл закличек.

Предложить детям несколько раз проговорить их, обращая внимание на интонацию речи, и правильное звукопроизношение.

Публикации по теме:

«Масленица». Конспект развлечения на основе русского фольклора в старшей группе МБДОУ Д/С №93 «Улыбка» Воспитатель: Кириллова Г. Т. Высшая квалификационная категория г. Владимир Ведущий: Всех гостей и детей поздравляет.

Конспект интегрированного занятия «Кукла «Масленица» в подготовительной группе Цель: научиться выполнять народную обрядовую куклу на основе традиционной технологии Задачи: познакомить обучающихся с русскими обрядами.

Конспект интегрированного занятия-развлечения для старшей группы «Масленица» Цель: - Познакомить детей с народным праздником Масленица. - Совершенствовать навыки рисования карандашом и наклеивания. - Развивать глазомер,.

Конспект интегрированного занятия во второй младшей группе. Тема: «Масленица» Цель: Создать условия для знакомства детей с народными традициями.