Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Шведская семья: правда и вымысел. «Шведскую семью» надо было назвать «испанской

Шведы не знают, что такое "шведская семья"

"В ГОРОДЕ Стокгольме, на самой обыкновенной улице, в самом обыкновенном доме живет самая обыкновенная шведская семья по фамилии Свантесон. Семья эта состоит из самого обыкновенного папы, самой обыкновенной мамы и трех самых обыкновенных ребят — Боссе, Бетан и Малыша"
Астрид Линдгрен, "Карлсон, который живет на крыше"


КТО придумал, будто шведские семьи — это когда при одном муже две жены или при двух мужьях — одна жена, или семья из двух мужей и двух жен, все живут вместе и дети общие? Я спрашивал шведов, и они удивленно вскидывали брови, хмурились, переспрашивали, не понимая, а потом смеялись: "Это в России так про нас говорят? Ну и ну… Конечно, у мужа может иметься любовница, а у жены — любовник. Но чтобы семьей… и чтобы это считалось привычным делом и не осуждалось обществом — такого не бывает. Группенсекс — бывает. Но, насколько нам известно, это есть и у вас. С таким же успехом можно сказать "американская", "голландская", "французская" семья. Конечно, лет 30 назад то, что вы имеете в виду, может, и было в моде, но сейчас — исключено."

Вместе — дружная коммуна

ВПРОЧЕМ, раскрепощенная и незакомплексованная Швеция во все времена отличалась свободой нравов и демократичностью во взаимоотношениях полов. С высокой степенью уверенности шведов можно назвать пионерами европейской сексуальной революции. Масла в огонь подлил вышедший в 60-х годах шведский фильм "Желтое любопытство", пестревший откровенными эротическими сценами.

Недавно скандальный режиссер Лукас Мудиссон, главная надежда современного шведского кино, решил обратить свой взор на эпоху 70-х и рассказать о некой коммуне под названием "Вместе". Швеция, середина 1970-х. Десять лет сексуальной свободы заметно отразились на эволюции нравов в стране, "изнасилованной" экономическим чудом. Мудиссона можно было бы обвинить если не в эпигонстве, то во всяком случае во вторичности, ведь всего двумя годами ранее Ларс фон Триер снял "Идиотов" и, что называется, закрыл тему. Однако швед в отличие от датчанина избрал совсем другую интонацию, предложив вместо радикального экстремизма сентиментальный пастиш, ностальгирующий по безрассудству и обретению нового необычного опыта.

ИЗВЕСТНЫЙ шведский журналист Пер Далберг, работающий на "Радио Швеции", поведал о своем опыте проживания в такой коммуне.

— В Швеции действительно нет такого устоявшегося понятия, как "шведская семья" — в том смысле, который вы подразумеваете. В 50-е годы существовало обозначение "женат или замужем по-стокгольмски". Тогда люди жили вместе, не расписываясь, и это не считалось официальным браком. Далее, в 60-70-е годы, "левые", тесно связанные с движением хиппи, внесли новый оттенок в так называемое совместное проживание. Они искали альтернативу нормальной гармоничной семье. Это было "красное" социалистически-коммунистическое движение, в то время очень популярное не только в Европе и Скандинавии. Прямой вызов ячейке буржуазного общества и его благополучию — нормальной семье, где папа — глава, то есть так называемому патриархату. Мы были в то время детьми, подростками, и даже в школе это влияние было заметно. Почти все, что было мужским, — считалось негативным, над мужским началом смеялись, издевались. Кстати, многие из моих друзей узнали себя и свое детство в фильме "Вместе". Я тоже жил в коллективе или коммуне, называйте как хотите. Это было в городе Карлстад. Мы спали вместе на одной кровати, хотя каждый имел свою комнату. И, естественно, ничего странного, если я "был" в понедельник с Сусси, а во вторник с Анной. Главное — обоюдное желание.

Мы питались кашами, недорогой пищей, не хотели работать, жили на социальное пособие, у нас даже был свой автомобиль "Форд". Это считалось "Свободой". Неизбежный побочный эффект — буйный расцвет венерических заболеваний в то время. Многих одно это разом вернуло в "нормальное русло". Еще одна деталь, круто повлиявшая впоследствии на возврат к патриархальности семьи, — несколько другая свобода, экономическая: введение в середине 80-х оплачиваемых страховкой свободных рабочих дней по уходу за ребенком для отца. Три месяца для папы, при этом нас еще и активно призывали воспользоваться этой возможностью. Постепенно уравнивание прав женщины и мужчины в Швеции пошло именно таким курсом, чтобы оба могли и работать, и детям внимание уделять.

Хотя пожить "шведской семьей" в нашем представлении было бы наверное интересно...

0 Как говорит мой товарищ - "Хорошие и плодотворные отношения с женщинами, залог здоровой и продолжительной жизни ". Именно поэтому он предпочитает встречаться сразу с несколькими барышнями. Перефразируя Мумий Тролля "Пьёт других девчонок сок ", чтобы это ни значило, но я догадываюсь конечно. Большинству мужчин грезится тёмными ночами, что у них несколько женщин сразу, и это далеко не шутки. Ведь в народе подобные отношения издавна получили своё наименование, это Шведская семья , что значит вы можете прочесть немного позже. Чтобы разобраться в этом запутанном выражении, и в других, не менее любопытных словечках, предлагаю добавить сайт сайт в свои закладки.
Однако, прежде чем я продолжу, строго рекомендую посмотреть ещё парочку моих новостей по тематике секеса . Например, что значит Орг@зм , как понять слово Доминант , кого называют Би , что означает Бум-Бум и т. п.
Итак, продолжим, что значит Шведская семья?

Шведская семья - так говорят, когда три человека разного пола живут вместе, как одна дружная и крепкая ячейка общества, и между ними имеется интимная связь


Происхождение выражения Шведская семья восходит к 70-м годам 20-го века. Причём он возник исключительно на территории СССР . Тогда на Западе был самый разгар с*ксуальной революции, и в Советский Союз дошли отголоски этого странного безумия. Люди, которые побывали в "загранке", передавали из уст в уста удивительные сведения, о жизни семейных пар в Европе. Особенно советских людей поразила шведская молодёжь, которая селилась коммунами, и предавалась свальному греху в невиданных у нас масштабах. Кроме того, нашим согражданам пришлась по душе группа "ABBA ", которая состояла из двух пар, и исполнявшая романтические любовные серенады.

Сегодня нам известно, что только в республиках бывшего СССР используется выражение Шведская семья, значение его не известно, как на западе, так и на востоке. Правда, в 50-х годах прошлого века в повседневную речь европейцев попал похожий фразеологизм - "Шведский грех " (swedish sin). В то время чопорная Европа с подозрением относилась к экспериментам шведов на ниве с*ксуального просвещения школьников, а так же довольно смелым фильмам шведских же кинематографистов.

Забавно, что практически никто из ныне живущих граждан Швеции "ни ухом ни рылом" про это крылатое выражение, и про его популярность среди русских. На самом деле у шведов имеется понятие об этом явлении, но они его называют по-гречески "poly " (много). Именно таким образом "шведский союз с*ксуального просвещения", который был основан аж в 1933 году обозначает романтические отношения включающие трёх и более лиц. Правда в наше время подобный вид "извратов" практически не распространён, а "близкие соседи" пошли гораздо дальше, и используют иные формы взаимодействия полов, например "сербу", "самбу", "шельвбу", "дельсбу", и кроме того "бонусные " и так называемые "большие" семьи.

Прочтя эту статью, вы узнали, что значит Шведская семья , и что сегодня подразумевают под этим загадочным выражением.

Шведская семейная жизнь глазами русской женщины

Немного о Вере (так ее называют все шведские знакомые, соседи и сослуживцы, сократив для простоты красивое поэтическое имя Венера). Когда четыре года назад я узнала, что моя институтская подруга вышла замуж за шведа и носит теперь звучную шведскую фамилию, я сначала изумилась: «Ну, подруга...». Потом судорожно стала вспоминать, какие ассоциации у меня связаны со Швецией. В голову пришло только поэтическо-историческое: «Ура, мы ломим! Гнутся шведы...». И еще: «Разбит, как швед под Полтавой...».

Впрочем, когда я узнала, что другая моя всегда утверждавшая, что она - закоренелая «холостячка» и ее судьба - жить только для ребенка, выходит замуж за финна, я уже ничему не изумлялась, вполне конкретно поняв одно: жизнь в любом возрасте может круто измениться, она полна сюрпризов и неожиданностей. И это - замечательно, если люди находят друг друга и становятся счастливыми.

Особенно меня порадовали подлинно высокие отношения российской тещи со шведским зятем. Венерина мама не понимала не только шведского, но и школьного английского, на котором поначалу (пока в совершенстве не выучила шведский) общалась с мужем ее дочь. В свою очередь Уве, спокойнейший и вежливейший человек, истинный скандинав, не понимал ни слова по-русски. Так что теща с зятем только самым милейшим образом постоянно улыбались друг другу. И никаких избитых анекдотичных проблем не тему «теща-зять». Идеальная ситуация!

Решив рассказать читателям о жизни в Швеции, автор выбрала самую близкую и понятную для каждого тему - тему семьи. Итак, какая она, шведская семья? Чему можем поучиться у них мы, а чему - они у нас?

Большинство шведских семей - самбу

Шведская семья - это не то, что вы подумали... Большинство мужчин и женщин в Швеции живут в незарегистрированном браке, это так называемые «самбу». (Дословный перевод - «совместнопроживающие»). Почему? Во-первых, права и обязанности у «самбу» точно такие же, как и у законных мужа и жены. Во-вторых, официальный развод (его процедура) стоит д
овольно дорого и затягивается, как правило, надолго, если в семье есть совместные дети. А так - никаких проблем! Дело решается быстро и без нервных затрат.

Женщина в Швеции социально защищена, что предоставляет ей возможность выбирать спутника жизни неоднократно, причем, без ущерба (так думают сами шведы) для детей. Вопрос, с кем жить, с папой или мамой, решают сами дети. А чаще всего живут, например, две недели у папы и две недели у мамы, или с мамой, но субботу и воскресенье гостят у папы. Или наоборот. Вопрос решается индивидуально в каждой семье и при обоюдном согласии находится оптимальный вариант, удобный для всех.

Папа и мама снимают отдельно квартиры с расчетом на количество детей, т.е. чтобы у каждого ребенка была своя комната. Это может быть двух, трех, четырех, пятикомнатная квартира, желательно, в одном районе - для удобства общения. Арендуемые квартиры - собственность государственная. Практически никто не имеет своей (кооперативной или выкупленной у государства) квартиры.

Никому из шведских женщин неизвестно такое понятие, как «доказательство отцовства ребенка». Все папы алименты платят исправно. Если женщина из другого государства замужем за шведом, она может запросто обратиться с вопросом об алиментах на ее ребенка в специальную комиссию, представитель которой пишет письмо в другую страну родному папе ребенка и в мягкой форме спрашивает: «Имеете ли вы возможность выплачивать алименты на своего ребенка, проживающего ныне в Швеции? Если нет, то эту обязанность берет на себя Швеция». А если место жительства родного папы неизвестно, вопрос решается еще быстрее и все с тем же результатом. Вот так просто! Пособие на ребенка до 18 лет, плюс алименты, плюс скидка в оплате квартиры (если доход на каждого члена семьи не соответствует стандарту) - жить можно!

Когда в первый раз я встретила шведку, у которой четверо детей, и все имеют разных пап, я была шокирована. Оказалось, это явление вполне распространенное и никаких отрицательных эмоций у окружающих не вызывает.

Наш сосед решил проблему перемены семьи быстро и просто. Он взял подушку и одеяло и перешел в дом соседки, где и проживает поныне. Никаких особых толков это не вызвало. Бывшие и нынешние жены или самбу встречаются на совместных семейных праздниках. Все довольны и счастливы! Или это только так кажется?

ОТШЛЕПАЛА МАМА — ЗВОНИ В ПОЛИЦИЮ

Дети в Швеции - класс привилегированный. Здесь начисто искоренены телесные наказания. Когда однажды в магазине, еще в первый месяц моего пребывания в Люлео, я слегка пришлепнула своего Мишу (прим. ред.: сын автора статьи от первого, российского, брака), который что-то просил купить, все, кто видел это, посмотрели на меня с ужасом, а бедный мой Уве (прим. ред.: шведский супруг автора статьи) моментально покраснел, вывел меня на улицу и сказал: «Никогда так не делай!»

Оказывается, все дети в Швеции знают наизусть телефон полиции, по которому они могут обратиться за помощью в случае, если терпят хотя бы малейшее насилие со стороны родителей.

Дети имеют свои отдельные комнаты, в которых они являются полными хозяевами, т.е. творят, что хотят. Так, например, в комнате пятилетнего мальчика я видела разбросанные повсюду игрушки, книжки, игры в таком изобилии, что ногу некуда было поставить. На мой вопрос, кто все это будет убирать, мама ответила: «Когда совсем не останется свободного места, он сам поймет, что все игрушки надо собрать». В комнатах подростков - та же картина, только вместо игрушек - диски, кассеты, банки и бутылки из-под «Кока-Колы» и прочее. В комнате младшего сына моего мужа (12 кв.м.) собирались каждый вечер подростки в количестве пяти-шести человек. Чем они занимались, сказать не могу, ибо родители в комнаты детей-подростков не заглядывают. Одно условие соблюдаться должно строго - тишина в доме после одиннадцати часов вечера.

А вот еще один из примеров: сын спрашивает отца, может ли он и его друзья, одному из которых уже 18 лет и у него есть водительские права, воспользоваться машиной. Ответ папы: «Да, пожалуйста. Ключи на столе. Но к пяти утра машина должна стоять на месте, потому что мне с утра на работу». (Кстати, водительские права, вернее, деньги на их получение - самый распространенный подарок к восемнадцатилетию). И куда, думаете вы, отправилась компания? В другой город, за 100 километров, только потому, что одной из девушек понадобилось переменить кофточку. И это при всем при том, что бензин в Швеции очень дорогой.

Субботними вечерами родители развозят своих детей-подростков на вечеринки, а потом ждут звонка до двенадцати часов ночи, когда их можно забрать обратно. И никакого неудовольствия: у детей должна быть личная жизнь, так считают шведы. Помимо вечеринок, развозят папы и мамы детей и в спортивные секции. Спортом занимаются практически все девочки и мальчики (хотя спортивные секции платные, и удовольствие это дорогое). Самые популярные виды спорта: футбол, хоккей, слалом, плавание.

Ну, а кто занимается хозяйством: стирает, готовит еду и т.д.? Вся работа по дому демократично разделена между мужем и женой. Но более типичная картина семейной жизни такова: мужчина готовит еду, а женщина занимается ремонтом машин. Процесс мойки посуды облегчен до предела и не требует затрат сил и времени, достаточно нажать кнопку посудомоечной машины, а они, машины, есть практически во всех домах. Стиральная машина-автомат тоже делает свое дело, ну а приготовить еду из продуктов-полуфабрикатов несложно. А такое занятие, как глажение белья - чуть ли не изжитое явление. Гладится самое необходимое - то, что «на выход». Кстати, когда я сказала своим знакомым шведам, что женщины в России гладят постельное белье и все интимные детали туалета (простите, трусы, например), то вызвала тем самым недоуменный вопрос: «А зачем? И как же они (русские женщины) успевают все это делать?».

ПОЗНАКОМЛЮСЬ С ЖЕНЩИНОЙ. ЖЕЛАТЕЛЬНО — ИЗ РОССИИ

В последние годы стали распространенными смешанные браки. Особенно популярны среди свободных шведов-мужчин женщины из России и Тайланда. (Тайланд - самое популярное место отдыха у тех, кто имеет на это средства). И все чаще мелькают в газетной колонке «Служба знакомства» объявления такого рода: «Молодой, без вредных привычек... (и т.д.) познакомится с женщиной... (и т.д.), желательно из России».

С установлением дружественных отношений и все расширяющегося совместного сотрудничества наши красавицы активно покоряют сердца шведских мужчин. Только в Люлео с населением 80 тысяч человек проживают около ста женщин из России, с большей половиной из них я знакома. Правда, назвать счастливыми могу только некоторых из них.

Большинство русских женщин обрели шведских мужей или самбу благодаря «Международной службе знакомства», интернету и всевозможным посредникам. Одна из немногих счастливых женщин откровенно рассказала мне, что за знакомство со шведом она заплатила посреднику две тысячи долларов, но в выборе своем, слава Богу, не ошиблась и счастлива по-настоящему.

В чем причина? Почему не состоялись в большинстве своем шведско-русские семейные пары? Вопрос для размышлений. Отношение шведских женщин к русским женщинам настороженное, во всяком случае, оно остается таковым до момента более близкого знакомства и личного контакта с каждой конкретной представительницей России. Чем это вызвано?

В одной из местных газет я прочитала статью, автор которой, призывая к активному сотрудничеству с Россией, в конце восклицает: «Не пора ли нам перестать бояться России? Сначала атомной бомбы боялись, теперь проституции боимся...». Ну, а как не бояться, если это стало настоящим бедствием для северной Швеции? Завладев территорией Норвегии и Финляндии, этот «бизнес» начал активно развиваться и здесь. Обеспокоены власти, полиция, народ, ибо проникновение проституции автоматически влечет за собой проникновение наркотиков и дешевой водки сомнительного производства и качества.

Как бороться с этим явлением? По этому поводу разгорелась активная дискуссия на страницах газет. Мужчины разводят руками. А большинство шведок осуждают не женщин из России, а шведских мужчин. Что называется, есть спрос - есть предложение. Вот почему отношение к тебе, приехавшей из России, поначалу настороженное: а не из тех ли ты из самых?

У СУПРУГОВ — РАЗНЫЕ КОШЕЛЬКИ

Коснусь материальной стороны семейной жизни. Чтобы жить не хуже соседей (а к этому стремятся все, ибо существует стандарт, которому нужно соответствовать), работать надо и мужу, и жене. В большинстве семей заведено так: супруги имеют свои, отдельные, счета в банке. Питание, телефон, электроэнергия оплачиваются совместно. Что касается всего прочего (одежды, косметики и другого), то каждый снимает деньги со своего счета. Вполне нормальным явлением считается, например, когда в ресторане муж и жена получают отдельные счета от официанта и расплачиваются каждый из своего кошелька.

Что касается материального содержания детей, то оно полностью прекращается, как только они (дети) уходят из семьи и начинают жить самостоятельно. А происходит это рано, как правило, когда подростки достигают восемнадцатилетнего возраста. Они арендуют небольшие квартиры, иногда объединяясь попарно, чтобы меньше платить за жилье. Нет денег - обращаются за материальной помощью в соответствующую социальную службу (если, например, подросток еще учится в гимназии, это 10-11 класс в русской школе) или берут деньги в долг у государства, а выплата этого долга растягивается на 10-20 лет, в зависимости от дальнейшего материального положения.

А родители? В лучшем случае могут одолжить деньги, но при этом обговаривается день возврата долга. Не вернешь вовремя - в следующий раз не получишь. Вот такова она, в общих чертах, стандартная шведская семья. Что в ней хорошо, а что плохо - вопрос спорный. Что касается моей шведско-русской семьи, то она живет на 90 процентов по русским традициям. Ну никак я не хочу становиться шведкой! Но лучшее, на мой взгляд, из шведской семьи я к сердцу приняла.

Вера Аспенфьелль

«Шведская семья» - этот будоражащий воображение советского человека термин возник на территории Советского Союза в 70-х годах прошлого века. Тогда на волне сексуальной революции с Запада до СССР докатились слухи о совместно проживающих в так называемых коммунах, по-шведски - коллективах, представителях левой шведской молодежи. Вероятно, свою лепту в создание легенды внесла и восхитительная группа АББА, состоящая из двух пар и поющая сладкие песни о любви.

Понятие «шведская семья» закрепилось только на пространствах бывшего СССР и не известно больше нигде в мире. (В лексикон англоязычных стран в 1950-х годах вошло другое выражение: swedish sin - «шведский грех», происхождение которого связывают с достижениями Швеции в области сексуального образования школьников и смелыми экспериментами шведских кинематографистов.) Cами шведы до сих пор остаются в полном неведении относительно имеющихся в России представлений о шведской семье, что, конечно, не означает, что о таком виде совместного существования не знают в Швеции. «Поли» (от греческого poly - много) - так, согласно определению Шведского союза сексуального просвещения, основанного еще в 1933 году, называются «сексуальные и/или романтические отношения, включающие более двух лиц». Впрочем, в современном шведском обществе «поли» представлены довольно слабо. В Швеции образца XXI века куда большее распространение получили такие формы семейной жизни, как «самбу» и «дельсбу», «сербу» и «шельвбу», а также «большие» и «бонусные» семьи.

Мамы разные нужны. И папы тоже

Несмотря на существующее разнообразие, подавляющее большинство шведских семей выглядит все же весьма традиционно: мама, папа и пара ребятишек. При этом примерно треть родителей предпочитают не оформлять свои отношения официально. Таких здесь называют «самбу» - дословно «проживающие вместе». Типичным (для эмансипированного шведского общества) представляется и распределение обязанностей по дому и уходу за детьми. Папы стараются активно помогать мамам, но львиная доля домашних дел по-прежнему ложится на женские плечи. Что касается декретного отпуска (480 дней), то по шведскому законодательству родители сами могут решать, в каких пропорциях распределять его между собой, за исключением 60 дней, которые обязательно должен использовать один из родителей, де-факто отец. В среднем шведские мужчины проводят с ребенком даже больше зарезервированного времени, около 20% декретного отпуска. По этому показателю шведы уступают только исландцам. В перспективе, как надеются и правые, и левые, папы и мамы будут делить отпуск по уходу за ребенком поровну. К этой точке зрения, судя по недавнему опросу общественного мнения, проведенному шведским телевидением, склоняются 7 из 10 взрослых граждан.

Отличительная черта современного шведского общества - существование параллельно с традиционными семьями разнообразных нестандартных форм совместного проживания. Эта постмодернистская вариативность находит отражение в шведском языке. Среди устоявшихся новых терминов фигурируют, например, «бонусные родители» - так называют мам и пап, воспитывающих детей от предыдущего брака (их становится все больше, как и «бонусных детей»).

Вместе с тем встречаются и более сложные варианты, для которых пока не существует общепринятых названий. Так, недавно в одну из центральных газет обратилась шведка (назовем ее Анна) с предложением совместными усилиями найти определение для того вида семьи, частью которой она оказалась. Дело в том, что отец ребенка Анны до знакомства с ней уже имел сына от другой женщины. Через некоторое время, встретив новую любовь, он расстался с Анной. По всей видимости, и новая любовь длилась не слишком долго, так как вскоре, подарив даме очередного симпатичного мальчугана, «благородный рыцарь» вновь отправился на поиски приключений. Любопытно, что каждая покинутая женщина помогала своей подруге по несчастью, и в результате все три мамы и их дети стали добрыми друзьями. При этом папа, будучи настоящим шведом, не забывал о своих отпрысках и частенько навещал их и, соответственно, бывших подруг.

Анну более всего заботил вопрос, как ей называть мам братьев ее ребенка. Так и не найдя ответа в словаре шведского языка, женщина предложила свой вариант для описания отношений такого рода - «большая семья».

Надо сказать, что такие стихийно складывающиеся «большие семьи» и в самом деле не являются чем-то необычным для шведского общества, в котором стремление к индивидуальной свободе и независимости сочетается с взаимной ответственностью и традиционной способностью преодолевать и даже предупреждать конфликты, руководствуясь принципом «дай жить себе и другим людям». В этом смысле столь удивительное для стороннего наблюдателя разнообразие форм шведского общежития, возможно, лишь отражение столь же разнообразных вариантов решения практических проблем и организации жизни.

Один из таких вариантов - коллективные дома, которые в современной Швеции все более популярны. В отличие от своих предшественников 1970-х годов, сегодняшние коллективисты предпочитают обитать в отдельных квартирах обобществляя лишь некоторые обязанности по дому. Существуют разные типы коллективного проживания: для тех, кому за 55, для взрослых без малышей, для смешанных по возрастному составу групп. Основная цель - помочь друг другу в решении бытовых проблем, сократить расходы и при этом найти новых друзей и знакомых. Для Швеции, лидирующей в мире по числу семей или, как говорят статистики, домашних хозяйств из одного человека (более 45%), этот вопрос весьма актуален.

Один, совсем один?

В иностранных СМИ нередко пишут о распространенном среди шведов одиночестве, ведущем к алкоголизму и самоубийствам. Статистика, однако, опровергает эту версию. Согласно данным Организации экономического сотрудничества и развития, реальный уровень самоубийств в стране не превышает средних показателей по Европе, а по потреблению алкоголя шведы входят в число наименее пьющих в мире. Более того, результаты большинства международных исследований по измерению счастья и удовлетворенности жизнью выводят шведов в число наиболее счастливых и удовлетворенных.

Чем же можно объяснить этот парадокс одиноких и счастливых? Во-первых, количество настоящих «синглов» в Швеции меньше, чем об этом говорит статистика. Дело в том, что к одиноким принадлежат и те, кто предпочитает поддерживать тесные отношения друг с другом, живя порознь. Таких здесь называют «сербу». А ведь есть еще и дельсбу - те шведы, которые живут то вместе, то отдельно, делая задачу статистиков и вовсе невыполнимой.

Кроме того, вопреки устоявшемуся мнению, что в Швеции скучно, большинство шведов, причем во всех возрастных группах, ведут активную социальную жизнь. Непосвященные не всегда это замечают, поскольку в этой стране не только работа и учеба, но и отдых и общение проходят по расписанию. А уж посещение различных кружков и клубов по интересам вообще можно считать национальным видом спорта - в этом смысле Швеция образец современного сетевого общества. Добавьте сюда регулярные многочасовые вылазки на природу, так называемые народные школы, где можно научиться чему угодно в любом возрасте, и вы поймете, что у шведов на сведение счетов с жизнью просто нет времени.

И все же. Многочисленные письма «синглов» в прессу, где они делятся наболевшим, свидетельствуют, что проблема одиночества реально существует. Симптоматично, что в современном шведском языке слово «один», отягощенное неприятной коннотацией, стало все чаще заменяться позитивным «сам». Например, звучат такие варианты: «я сам отправился в отпуск» или «я сам живу в своей квартире». Появилось даже понятие «шельвбу» - «живущий сам по себе». Однако сути дела это не меняет.

Если посмотреть, о чем пишут одинокие или, если хотите, самостоятельные шведы, то можно увидеть, что практически каждый из них говорит о чувстве неуверенности и даже страха - страха сделать неправильный выбор, лишиться части своей свободы и прочее. Список причин, вызывающих глубокие переживания и беспокойство, длинный.

С подобными настроениями сталкиваются сегодня все секуляризированные общества, где почти безграничная вера в знания, технологии и возможности человека полностью контролировать свою жизнь привела к возникновению очевидного противоречия между стремлением к абсолютной безопасности (в Швеции психологи уже сравнивают гипертрофированную потребность в защищенности с наркозависимостью) и невозможностью обеспечить ее на практике. На фоне растущего информационного потока это порождает всё новые формы фобий. В шведском обществе проблема, возможно, усугубляется особенностями национальной системы, которая, как здесь говорят, опекает человека от колыбели до могилы. Система помогает избежать многих неприятностей в жизни, но одновременно делает людей менее уверенными - в том числе в формировании и развитии личных отношений.

Шведская семья - так традиционно в разговорной речи обозначается форма полиамории , при которой три человека обоих полов (один мужчина и две женщины либо двое мужчин и одна женщина) живут вместе, в одном доме. Большинство европейских языков используют термин французского происхождения - ménage à trois (букв. «хозяйство на троих»).

Шведская семья не равнозначна групповому браку и вовсе не подразумевает групповой секс между участниками (см. триолизм). Отношения между лицами одного пола могут быть различны - нейтральные, платонические, сопернические (см. любовный треугольник), это может быть форма гомосексуальной привязанности и т. д.

История возникновения термина «шведская семья» доподлинно неизвестна. Хотя он существует только на территории бывшего СССР , представление о Швеции как о стране с сексуально раскрепощенными жителями, с легкостью идущими на разнообразные эксперименты, широко распространено и на Западе, в частности в США, несмотря на то что подобного рода семейные традиции крайне редко встречаются в довольно консервативном шведском обществе.

Шведские семьи в искусстве

Шведские семьи выведены во многих классических произведениях литературы («Зависть » Олеши) и кино, включая кинофильмы:

  • «Третья Мещанская » Абрама Роома .
  • «Жюль и Джим » Франсуа Трюффо
  • «Бутч Кэссиди и Санденс Кид » Дж. Р. Хилла
  • «Ретро втроём » Петра Тодоровского
  • «Мечтатели » Бернардо Бертолуччи

Известные исторические примеры

  • Русский поэт и публицист Николай Алексеевич Некрасов , писательница и мемуаристка Авдотья Яковлевна Панаева и её муж журналист и писатель Иван Иванович Панаев ;
  • Русский советский поэт Владимир Владимирович Маяковский , литератор Лиля Юрьевна Брик и её супруг, литературный критик Осип Максимович Брик ;
  • Британский дипломат Уильям Гамильтон , его жена Эмма Гамильтон и вице-адмирал Горацио Нельсон ;
  • Герцогиня Девонширская Джорджиана Кавендиш , её супруг 5-й герцог Девонширский Уильям Кавендиш (англ. ) и леди Элизабет Фостер ;
  • Британский политик, финансист и промышленник Генри Монд (англ. ), его жена Эми Гвен Уилсон и английский писатель и драматург Гилберт Каннан (англ. );
  • Шведский король Густав III , граф Адольф Фредрик Мунк и королева Швеции София Магдалена ;
  • Французский писатель Шарль Виллер (англ. ), немецкая женщина-учёный, доктор философии Доротея фон Родде-Шлёцер и её муж бюргермейстер Любека Матеус Родде;
  • Скрипачка Ольга Рудж (англ. ), американский поэт Эзра Паунд и его жена Дороти Шекспир;
  • Французский поэт Поль Элюар , его жена Елена Ивановна Дьяконова и немецко-французский художник Макс Эрнст ;
  • Английский писатель Олдос Хаксли , его первая жена Мария и Мэри Хатчинсон;
  • Английская поэтесса Эдит Несбит , её муж банковский клерк Хьюберт Бланд и его любовница Алиса Хоатсон;
  • Американский психолог, изобретатель и автор комиксов Уильям Марстон , его жена Элизабет Марстон и его любовница журналистка Оливия Бирн;
  • Немецкие философы Фридрих Ницше , Пауль Рэ и их общая подруга писательница Лу Саломе ;
  • Швейцарский психиатр Карл Юнг , его жена психиатр Эмма Юнг (англ. ) и его пациентка, а затем психоаналитик, помощница и любовница Тони Вольфф (англ. );
  • Американский писатель и художник Генри Миллер , его вторая жена Джун Эдит Смит и её любовница Джин Кронски;
  • Швейцарский теолог Карл Барт , его жена Нелли Барт и любовница Шарлотта фон Киршбаум .

Напишите отзыв о статье "Шведская семья"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Шведская семья

Наполеон взял пастильку, положил ее в рот и посмотрел на часы. Спать ему не хотелось, до утра было еще далеко; а чтобы убить время, распоряжений никаких нельзя уже было делать, потому что все были сделаны и приводились теперь в исполнение.
– A t on distribue les biscuits et le riz aux regiments de la garde? [Роздали ли сухари и рис гвардейцам?] – строго спросил Наполеон.
– Oui, Sire. [Да, государь.]
– Mais le riz? [Но рис?]
Рапп отвечал, что он передал приказанья государя о рисе, но Наполеон недовольно покачал головой, как будто он не верил, чтобы приказание его было исполнено. Слуга вошел с пуншем. Наполеон велел подать другой стакан Раппу и молча отпивал глотки из своего.
– У меня нет ни вкуса, ни обоняния, – сказал он, принюхиваясь к стакану. – Этот насморк надоел мне. Они толкуют про медицину. Какая медицина, когда они не могут вылечить насморка? Корвизар дал мне эти пастильки, но они ничего не помогают. Что они могут лечить? Лечить нельзя. Notre corps est une machine a vivre. Il est organise pour cela, c"est sa nature; laissez y la vie a son aise, qu"elle s"y defende elle meme: elle fera plus que si vous la paralysiez en l"encombrant de remedes. Notre corps est comme une montre parfaite qui doit aller un certain temps; l"horloger n"a pas la faculte de l"ouvrir, il ne peut la manier qu"a tatons et les yeux bandes. Notre corps est une machine a vivre, voila tout. [Наше тело есть машина для жизни. Оно для этого устроено. Оставьте в нем жизнь в покое, пускай она сама защищается, она больше сделает одна, чем когда вы ей будете мешать лекарствами. Наше тело подобно часам, которые должны идти известное время; часовщик не может открыть их и только ощупью и с завязанными глазами может управлять ими. Наше тело есть машина для жизни. Вот и все.] – И как будто вступив на путь определений, definitions, которые любил Наполеон, он неожиданно сделал новое определение. – Вы знаете ли, Рапп, что такое военное искусство? – спросил он. – Искусство быть сильнее неприятеля в известный момент. Voila tout. [Вот и все.]
Рапп ничего не ответил.
– Demainnous allons avoir affaire a Koutouzoff! [Завтра мы будем иметь дело с Кутузовым!] – сказал Наполеон. – Посмотрим! Помните, в Браунау он командовал армией и ни разу в три недели не сел на лошадь, чтобы осмотреть укрепления. Посмотрим!
Он поглядел на часы. Было еще только четыре часа. Спать не хотелось, пунш был допит, и делать все таки было нечего. Он встал, прошелся взад и вперед, надел теплый сюртук и шляпу и вышел из палатки. Ночь была темная и сырая; чуть слышная сырость падала сверху. Костры не ярко горели вблизи, во французской гвардии, и далеко сквозь дым блестели по русской линии. Везде было тихо, и ясно слышались шорох и топот начавшегося уже движения французских войск для занятия позиции.
Наполеон прошелся перед палаткой, посмотрел на огни, прислушался к топоту и, проходя мимо высокого гвардейца в мохнатой шапке, стоявшего часовым у его палатки и, как черный столб, вытянувшегося при появлении императора, остановился против него.
– С которого года в службе? – спросил он с той привычной аффектацией грубой и ласковой воинственности, с которой он всегда обращался с солдатами. Солдат отвечал ему.
– Ah! un des vieux! [А! из стариков!] Получили рис в полк?
– Получили, ваше величество.
Наполеон кивнул головой и отошел от него.

В половине шестого Наполеон верхом ехал к деревне Шевардину.
Начинало светать, небо расчистило, только одна туча лежала на востоке. Покинутые костры догорали в слабом свете утра.
Вправо раздался густой одинокий пушечный выстрел, пронесся и замер среди общей тишины. Прошло несколько минут. Раздался второй, третий выстрел, заколебался воздух; четвертый, пятый раздались близко и торжественно где то справа.
Еще не отзвучали первые выстрелы, как раздались еще другие, еще и еще, сливаясь и перебивая один другой.
Наполеон подъехал со свитой к Шевардинскому редуту и слез с лошади. Игра началась.

Вернувшись от князя Андрея в Горки, Пьер, приказав берейтору приготовить лошадей и рано утром разбудить его, тотчас же заснул за перегородкой, в уголке, который Борис уступил ему.
Когда Пьер совсем очнулся на другое утро, в избе уже никого не было. Стекла дребезжали в маленьких окнах. Берейтор стоял, расталкивая его.
– Ваше сиятельство, ваше сиятельство, ваше сиятельство… – упорно, не глядя на Пьера и, видимо, потеряв надежду разбудить его, раскачивая его за плечо, приговаривал берейтор.
– Что? Началось? Пора? – заговорил Пьер, проснувшись.
– Изволите слышать пальбу, – сказал берейтор, отставной солдат, – уже все господа повышли, сами светлейшие давно проехали.
Пьер поспешно оделся и выбежал на крыльцо. На дворе было ясно, свежо, росисто и весело. Солнце, только что вырвавшись из за тучи, заслонявшей его, брызнуло до половины переломленными тучей лучами через крыши противоположной улицы, на покрытую росой пыль дороги, на стены домов, на окна забора и на лошадей Пьера, стоявших у избы. Гул пушек яснее слышался на дворе. По улице прорысил адъютант с казаком.
– Пора, граф, пора! – прокричал адъютант.
Приказав вести за собой лошадь, Пьер пошел по улице к кургану, с которого он вчера смотрел на поле сражения. На кургане этом была толпа военных, и слышался французский говор штабных, и виднелась седая голова Кутузова с его белой с красным околышем фуражкой и седым затылком, утонувшим в плечи. Кутузов смотрел в трубу вперед по большой дороге.
Войдя по ступенькам входа на курган, Пьер взглянул впереди себя и замер от восхищенья перед красотою зрелища. Это была та же панорама, которою он любовался вчера с этого кургана; но теперь вся эта местность была покрыта войсками и дымами выстрелов, и косые лучи яркого солнца, поднимавшегося сзади, левее Пьера, кидали на нее в чистом утреннем воздухе пронизывающий с золотым и розовым оттенком свет и темные, длинные тени. Дальние леса, заканчивающие панораму, точно высеченные из какого то драгоценного желто зеленого камня, виднелись своей изогнутой чертой вершин на горизонте, и между ними за Валуевым прорезывалась большая Смоленская дорога, вся покрытая войсками. Ближе блестели золотые поля и перелески. Везде – спереди, справа и слева – виднелись войска. Все это было оживленно, величественно и неожиданно; но то, что более всего поразило Пьера, – это был вид самого поля сражения, Бородина и лощины над Колочею по обеим сторонам ее.