Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Сюжетно-ролевые игры для девочек: семья (дочки-матери). Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери Конспект по ролевой игре дочки матери

Традиционная игра в дочки-матери популярна среди детей дошкольного возраста. Нередко к ней подключаются даже мальчишки, видя, с каким воодушевлением играют сверстницы. Она воспитала много поколений и даже стала объектом внимания детских психологов.

В игру «Дочки-матери» играли еще наши прабабушки. Это теперь куклы для девочек умеют говорить, двигаться, носят модные вещи и шикарные прически. Тогда же игрушки были проще, но суть игры в дочки-матери оставалась неизменной.


Психология игры в дочки-матери
Детская игра «Дочки-матери» – миниатюрная модель семейных отношений. Согласно ее сюжету, дети примеряют на себя роли родственников, как малышей, так и взрослых. Если вы понаблюдаете за процессом игры, то сможете понять, как малыш видит и чувствует себя в семье.
Анализ психологии детской игры даст вам полезную и часто неожиданную информацию о вашем чаде. Как кроха понимает требования и запреты в семье? С кем из родственников он себя ассоциирует? Чем для него являются семейные отношения?
Чтобы выяснить все это, можно «подсмотреть» один из эпизодов игры в куклы вашей дочери (сына) с другими малышами. Нередко ребята разыгрываются сценки, посвященные какому-либо событию из жизни семьи. Ваша задача – быть внимательной и не вмешиваться в действие игры.
Проанализируйте то, что вы увидели. Отмечайте важные детали: кого играет ваша дочь? какие манеры этого родственника она копирует? Если это один из родителей, то как он относится к ребенку? Что поощряет, а что запрещает и как? Повышает ли голос на куклу-ребенка? За что хвалит?


Интерпретация детской игры в куклы
Наблюдения за игрой в дочки-матери позволит вам увидеть отношения с ребенком со стороны. Конечно, реальные факты в таком «зеркале» искажены детским восприятием, но основная идея прослеживается. Эмоции в игре могут быть утрированы, но они имеют место в детском сердце в действительности, только выражены не столь ярко.
Нельзя сказать, что игра в семейные отношения полностью однозначна. Не все, что вы увидите, стоит воспринимать на собственный счет. Очень часто дети путем игры рассказывают о том, чего бы им хотелось. Поэтому вы можете увидеть желаемое вместо действительного.


Игра как способ «достучаться» до ребенка
Как утверждают психологи, игра в дочки-матери – это не только возможность понять детские переживания. Это не просто источник знаний, но и средство, которое может повлиять на картину семьи в понимании крохи.
Допустим, вы поняли из игры, что ребенок считает ваши запреты слишком строгими, а когда вы не выполняете его капризов, начинает обижаться. Предложите в таком случае сыграть малышке «маму», а на себя (свою куклу) возьмите роль дочери.
В таких амплуа можно воплотить показательный эпизод, когда малыш больше всего упрямится. Например, поход в магазин. Действуйте так, как ведет себя ребенок в реальности, чтобы он понял, каково это – быть на месте родителя в такие моменты. Игра «наоборот» даст ребенку понять, каких действий вы ожидаете от малыша, и поможет в игровой форме достичь компромисса.
Психология игры в дочки-матери очень проста: в сюжетно-ролевой игре малыши воплощают то, как они видят семейные отношения. Наблюдая и анализируя процесс игры в куклы, вы сможете лучше понять ребенка. Более того, с помощью игры родители могут корректировать восприятие и поведение крохи в разных бытовых ситуациях.

МАДОУ Д/С ОВ » Радуга» город Новый Уренгой.

Сюжетно-ролевая игра в младших группах «Дочки-матери»

Описание: Данный материал будет полезен и интересен воспитателям младших групп.

Цели:

— учить детей принимать на себя роль мамы и папы;
— учить играть небольшими группами, объединив их в один сюжет;
— воспитывать у детей активность в игре, творческую инициативу, умению правильно распределять роли;
— формировать навыки общения в процессе игровой деятельности;
— формировать через игру культурно-гигиенические навыки;
— познакомить с планом — сюжета.

Предварительная работа: чтение стихов, беседы о маме и папе, игры с куклами, рассматривание иллюстраций на тему заботы мамы и папы о ребёнке.

Оборудование: атрибуты для игры «Дочки-матери».

Ход занятия:

Куклы посажены так, чтобы каждый мог взять. Столы расставлены к стенкам. На одном столе расположен в коробках каждый вид предметов отдельно: простынки, пододеяльники, подушки, чашки, ложки, тарелки. На другом столе коробка с заменителями еды.

Воспитатель: Ребята, у меня есть волшебная палочка, при помощи нее сегодня вы превращаетесь в мам и пап. А это ваши детки (указывает на куклы).

Воспитатель машет палочкой и говорит: «Раз, два, три, по кругу покружись и превратись в маму(папу)». Дети кружатся.

Воспитатель: Ваши дети сейчас в детском саду и вы приехали их забирать.

Воспитатель: Итак, мамы и папы, куда мы приехали?

Дети: В детский сад.

Воспитатель: Для чего мы приехали в детский сад?

Дети: Забрать своих детей домой.

Воспитатель: Мамы и папы вас радуют вкусным ужином, играют с вами, укладывают спать. А как вы порадуете своих деток?

Дети: Накормим, чаем напоим, поиграем, спать уложим, колыбельную споем.

Воспитатель: Что у вас будет в квартире, чтоб ребенку было удобно?

Воспитатель обращается к разным детям.

Воспитатель: Ну что мамы и папы, забирайте своих деток домой, а после выходных ждем вас снова в нашем детском саду.

Дети берут кукол.

Воспитатель: Мамы и папы, покажите мне, где у каждого из вас в группе расположен дом.

Дети встают на разные места, расположенные в группе.

Воспитатель: Ваши мамы заботились о вас, угощали вас вкусненьким. А ваши дочки и сыночки голодные сидят. Давайте для них приготовим кушать.

Дети накрывают на стол, готовят кушать, кормят детей. Строят кроватку, стелют постель. Укладывают детей спать, поют колыбельную.

Воспитатель помогает развернуть игру, наладить взаимоотношения между теми, кто выбрал определенные роли, помогает реализовать в игре впечатления, полученные детьми ранее.
После того, как дети укладывают кукол спать, воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Дети встают в круг.

Хороводная игра «Наша кукла»

Наша кукла погуляла,
А потом домой пришла.(Дети ходят по помещению.)
Обувь и одежду кукла
Быстро в шкаф убрать смогла (Имитируют движения.)
В ванной ручки кукла мыла (Имитируют движения.)
Вытирала их потом.
На диване посидела,
Наблюдала за котом.(Садятся на ковер и имитируют наблюдение)
За столом она поела,(Имитируют движения.)
Наступило время спать.(Кладут ручки под щечку.)
И, надев пижаму, кукла (Имитируют движения.)
Быстро прыгнула в кровать. (Ложатся на ковер, закрывают глаза.)
Кукла, спи и отдыхай,
Баю – баю, баю – бай (Лежат на ковре некоторое время удобной для них позе.)

Воспитатель: Выходной день заканчивается, пора деток вести в детский сад.

Дети будят кукол, умывают, одевают и ведут в детский сад. Воспитатель помогает.

Воспитатель принимает кукол в детском саду.

Воспитатель: Здравствуйте, добро пожаловать в детский сад. Как отдохнули? Как провели время? Кушали ли детки? Как поспали?
Дети рассказывают.

Воспитатель: Мамы и папы, пора превращаться обратно в деток.

Воспитатель машет волшебной палочкой и приговаривает считалку, дети кружатся.

Воспитатель: Дорогие мои, вы снова дети. Понравилась вам игра? А что больше всего понравилось?

Дети делятся впечатлениями.

Воспитатель: : Вы сегодня хорошо играли, разные комнаты строили. Кормили ваших деток. На мягких, удобных кроватях укладывали их спать. Теперь надо все это убрать, давайте вместе уберем.

Дети вместе с воспитателем наводят порядок.

Наши бабушки в свое время использовали в качестве воображаемых деток самодельные игрушки или свертки тряпок. Современные девочки имеют возможность играть целыми кукольными семьями, кормить игрушечных малышей, возить их в маленьких колясочках. Но суть игры «дочки-матери» осталась прежней.

В сюжетно-ролевых играх ребенок имеет уникальную возможность реализовать себя, как активный участник происходящей деятельности, кроме того в игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая проблема в общении.

Как играть в «дочки-матери»

1. Распределите роли - решите, кто будет играть роль мамы, а кто дочки. Полезно поменяться с ребенком местами, так вы сможете больше понять, с какими трудностями сталкивается ребенок, а он, в свою очередь, сможет почувствовать ответственность, которую на себя берут родители.

2. Подготовьте игровые атрибуты: посуду, бытовую технику, мебель - товары для детей можно купить или соорудить из подручных средств.

3. Позвольте ребенку проявить фантазию в выборе сюжета игры, которая может отразить реальные ситуации повседневной жизни.

Варианты игры «дочки-матери»

1. Девочка играет с куклами и сама придумывает различные ситуации. Она - мама, куклы - дочки. Такая игра развивает способность заботиться о близких, отвечать за свои поступки, быть самостоятельной.

Играя с куклами, ребенок старается скопировать действия близких и родственников. В зависимости от места действия и ситуации, меняются ее настроение, голос, прическа. В этой ситуации дайте ребенку полную свободу.

2. Играют несколько девочек. Каждая из них должна вообразить себя мамой, бабушкой, дочкой или папой. Например, «мама» отводит «дочку» в садик, сама идет на работу, «бабушка» остается дома. Вечером они собираются вместе, пьют чай, беседуют. Потом с работы приходит папа и рассказывает, как прошел его день. Это сценка из нашей жизни, только в роли детей она немного приукрашена и упрощена.

3. Играют девочки с мальчиками. Мальчишки - это непоседы, которые любят поспорить, поэтому девочкам придется научиться не обращать внимания на непослушание. Игра дает возможность ребятишкам стать значимыми в кругу сверстников, почувствовать себя взрослыми.

Польза игры «дочки-матери»

1. В игре «дочки-матери» дети сами создают систему семейных отношений, переигрывают конфликты по отношению к близким и родственникам, поэтому наблюдение за такой игрой всегда дает вам полезную информацию о том, какой видит вашу семью сын или дочь.

2. Вы можете исправить недочеты в своем поведении, наблюдая за тем, как ребенок исполняет вашу роль. Очень важно сделать это вовремя, ведь поведение родителей детьми воспринимается как норма.

3. Мальчикам нравится играть роль отца - они «ходят на работу», «ездят за рулем», «строят дом» - так они начинают усваивать, что папы сильны и несут ответственность за свою семью.

4. Вы можете использовать «дочки-матери» в качестве психологического тренинга. Если малыш очень застенчив - предложите ему поиграть в эту игру. Но не руководите игрой, выберите роль дочки - это поможет ребенку обрести уверенность в себе.

5. Вы должны быть на одном уровне с ребенком - не бойтесь - это позволит вам установить отношение доверия. Малыш почувствует в вас надежного друга, а не просто взрослого.

Сюжетно-ролевые детские игры знакомят кроху с миром людей, их взаимоотношениями изанятиями. В ней дети примеряют на себя разные социальные роли, формируют для себя шкалу ценностей, учатся выстраивать отношения с окружающими.

Надежда Рогожина
Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Цель : формирование ролевого взаимодействия.

Задали :

1. Учить отражать в сюжетно -ролевой игре разнообразные бытовые сюжеты . 2. Развивать умение определять тему, сюжет , распределять роли, включаться в разные ролевые диалоги.

3. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми.

Предварительная работа.

Беседы : «Моя семья» , «Как я маме помогаю» , «Кто, кем работает?» .

Рассматривание сюжетных картинок , фотографий по теме.

Чтение художественной литературы : Н. Забила «Ясочкин садик» , А. Барто «Машенька» , Б. Заходер «Строители» , «Шофёр» , Д. Габе из серии «Моя семья» : «Мама» , «Братик» , «Работа» , Е. Яниковская «Я хожу в детский сад» , А. Кардашова «Большая стирка» .

Ход игры:

В. -Сегодня мы поиграем в игру «Семья» . Недаром говорится в народе : «Вся семья вместе и душа на месте» .

Как вы думаете, что такое семья? Кто есть в семье?

Какие обязанности у папы?

Какие обязанности у мамы?

Что делает их ребенок?

В. - Ребята, как вы думаете с чего мы начнем играть (Ответы ребят)

В. - Правильно, Илья!Для начала распределим роли :

В. - Ребята,как вы считаете,что делает утром мама?

Д. - готовит завтрак

В. - Сегодня мама решила испечь на завтрак пирожки, а кто у меня будет помощником?.

В. - Что мы должны сделать, чтобы начать печь пироги?

Д. - Помыть руки и надеть фартуки.

В. - Посмотрите у меня есть кастрюля. А что нужно положить что бы испечь пирожки?

Д. - Муку, масло, молоко, яйца, соль, сахар и дрожи.

В. - Глеб и Илья возьмите продукты и принесите их нам. (Дети приносят) Молодцы ребята.

В. - Сначала мы наливаем молоко в кастрюлю, кладем масло, масло у нас растапливается и кладем дрожи, яйца, соль, сахар, а в последнюю очередь муку вот и мы с вами и замесили теста.

В. - Теперь я вам раздам по кусочку теста, а вы с помощью скалки будете раскатывать теста. Даша, а ты какие любишь пирожки?

Д. - С рисом и яйцом

В. - Илюша а ты с чем любишь пирожки?

Д. - С повидлом.

В. - Ребята, а в этих тарелках находиться разная начинка для пирожков. И с рисом и яйцом, и с повидлом.

В. - Ой а куда же мы будем класть пирожки? На чем будем их выпекать?

В. - Здорово придумали, пусть это будет противень, как у мамы на кухне. Складывайте свои пирожки на противень.

Дети продолжают печь пирожки и складывать их на противень.

В. - С чем ты, Настя, печешь пирожки, а ты Коля (Ответы детей)

В. - Много у нас пирожков получилось, не осталось ни одного свободного места. Надо наши пирожки в духовку ставить, пусть пекутся. А где же у нас духовка будет?

Ответы детей.

В. - Ксюша, включай духовку.

Ксюша «включает» духовку.

В. - Кто хочет поставить противень в духовку?

Ответы детей.

В. - Осторожно, Настенька, духовка нагрелась – не обожгись.

В. - Пока у нас пирожки пекутся мы с вами накроем стол. Стелем скатерть, раскладываем чайную посуду. Ставим чашки, блюдца и салфетки. Как у нас вкусно пахнет?

В. - Игорь, посмотри пирожки уже зарумянились?

Д. - они готовы. Я сейчас их вытащу из духовки.

В. - Осторожно, горячо! Угощайтесь! Приятного аппетита.

Д. - Спасибо.

В. - Вот это чей пирожок? Даши?

В. - расставляйте стульчики и садитесь за стол. Приятного вам аппетита.

В. - Артем какой у тебя пирожок?

Д. - Румяный, хрустящий.

В. - Даша у тебя с чем пирожок?

Д. - С повидлом.

В. - Даша собери посуду и положи ее в мойку и помой ее. А ребята помогут Даше.

Воспитать девочку женственной, нежной и гармоничной девушкой - задача не из простых. Предлагаем вам несколько отличных игр, в процессе которых вы сможете привить дочери важные для любой женщины качества.

Сюжетно-ролевые игры

Такие игры воспроизводят ситуации из «взрослой жизни». К ним относятся «магазин», «поликлиника», «чаепитие» и другие. Создать подходящий антураж помогают игрушки и подручные средства.

Самая популярная сюжетно-ролевая игра у девочек «дочки-матери». В процессе игры дети воссоздают систему семейных ценностей, исполняя роли разных членов семьи.

Для чего? Становясь в игре мамой, девочка примеряет на себя не только её действия (например, заботу о малыше), но и чувства: любовь, нежность, ласку, строгость. Так девочка начинает готовиться к главному периоду в своей жизни - материнству.

Игры на развитие эстетического вкуса

Девочки обожают примерять мамину одежду и пользоваться «взрослой» косметикой. Почему бы простое переодевание не превратить в тренировку чувства стиля. Предложите подобрать к платью подходящие туфли, сумку и аксессуары. Расскажите, когда нужна праздничная причёска и вечерний макияж, и попробуйте вместе сделать и то, и другое.

Для чего? Такие игры идеально подходят для воспитания женственности. Но главное, чему учится девочка в такой игре - это самопринятие. Важно донести, что она хороша такая, какая есть. А одежда — лишь намёк на то содержание, которое скрыто внутри будущей женщины.

Игры юных мастериц

Шитьё, вязание, вышивка - это далеко не полный список игр подобной тематики для девочки. Если малышке близка тема рукоделия, позаботьтесь о том, чтобы у неё было всё необходимое: иголки, нитки, ножницы, ленты и лоскутки.

Обеспечьте безопасность: играет ли девочка одна или в компании таких же «храбрых портняжек», обязательно контролируйте процесс рукоделия, чтобы дети не поранились об острые ножницы и иголки.

Для чего? Кроме развития мелкой моторики, такие игры тренируют усидчивость и аккуратность. Известно, что императрица Александра Фёдоровна, растившая четырех дочерей, учила девочек, как надо правильно наряжать фарфоровых кукол и ухаживать за их гардеробами. Совсем маленькими цесаревны были приучены матерью шить, вышивать, вязать спицами.

Игры для формирования правильной самооценки

В основном это импровизированные постановки со сказочной тематикой. Ими могут быть, как ролевые игры, так и игры-имитации, где в роли героев выступают не дети, а куклы.

Поиграйте с девочкой в игру «Дворцовый переполох». Главная героиня, конечно, принцесса, которой необходимо решить серьёзную проблему, возникшую у её подданных. Что это будет - систематические нападения дракона и нехватка шоколадных конфет в королевстве - решать вам.

Задача взрослых - делать поправки в поведении царственной персоны, разъяснять, что её способности и возможности не ограничиваются сменой дорогих платьев и диадем. Настоящая принцесса должна быть мудрой и доброй, уметь искать компромиссы. На помощь придут волшебные сказки, в которых коронованные особы отличаются перечисленными качествами, заслуживая любовь и уважение окружающих.

Для чего? У ребёнка формируются лидерские качества и высокая самооценка. Девочка ощущает себя достойной всего самого лучшего - любви, заботы, счастья, благополучия. При правильном подходе ваша дочь учится быть сильной и слабой одновременно: не хвататься за всё самой, уметь распределять обязанности. А кроме этого, посредством игры можно привить хорошие манеры.

Музыкальные игры

Те, в которых нужно слушать музыку, петь или танцевать. Японец Масару Ибука, автор нашумевшей книги «После трёх уже поздно», убеждён, что ребёнок, воспитанный мамой, которой медведь на ухо наступил, тоже вырастет без слуха. А потому, чтобы ваша дочь не стала такой родительницей, включайте ей музыку с самого рождения.