Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Теория раннего развития масару ибука. Масару ибука о раннем развитии детей Методика масару ибуки после трех уже поздно

«Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне - нужно, чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

Какая мама не хочет, чтобы ее ребенок был смышленым, творческим, открытым и уверенным в себе? Не был таким, как все, а выделялся из общей серой массы, был настоящей личностью, всесторонне и гармонично развитым?

Многие хотят. И не просто хотят, но и ищут пути реализации своих желаний. Сегодня родителям, озабоченным будущим своего чада, предлагается большой выбор различных методик раннего развития.

Все они обещают отличные результаты, один другого лучше, но, читая отзывы тех, кто использовал на практике данные методики, мы видим, что не все так радостно и однозначно.

«Мои родители лишили меня детства».

«Ненавижу музыку с детских лет».

«Ну и что, что я много знаю? Я все равно несчастен».

Однако для некоторых детей занятия по методикам раннего развития стали своеобразным трамплином для построения успешной карьеры, наилучшего развития их способностей. Где нестыковка? Ответ напрашивается сам собой - то, что работает для одних детей, вредит другим.

Как родителям сделать правильный выбор? Как отделить зерна от плевел в той или иной методике раннего развития? Как помочь, а не навредить своему ребенку?

Проанализируем наиболее популярные методики раннего развития детей с помощью знаний, полученных на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология». Начнем с методики, предложенной Масару Ибуки.

Методика Масару Ибуки

Сначала скажем немного о создателе методики. Масару Ибуки известен тем, что является одним из основателей корпорации «Сони», его инженерные идеи изменили мир и помогли Японии занять лидирующую позицию в мировой экономике. Кроме того, Масару Ибуки создал новаторскую теорию развития детей раннего возраста, открыл Японскую ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов».

Некоторым родителям может импонировать написанная доступным и понятным языком его книга «После трех уже поздно», где он излагает основные принципы раннего развития маленьких детей.

Ибуки полагает, что методики раннего развития (до трех лет) способствуют тому, чтобы дети в будущем стали прекрасными людьми и внесли достойный вклад в развитие общества, так как важнейшую роль играет воспитание, которое матери дают своим детям до трехлетнего возраста. То, что заложено в детстве, не изменить в старости.

В своих исследованиях он приходит к выводу: «Ни один ребенок не рождается гением и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни малыша (от рождения до трехлетнего возраста)».

70-80% клеток головного мозга ребенка формируются к трехлетнему возрасту, поэтому надо пересматривать порочный традиционный подход к детям, при котором основное обучение происходит тогда, когда уже поздно.

Также Масару Ибуки утверждает, что дети обладают способностью научиться чему угодно. Дети способны играючи, быстрыми темпами осваивать иностранные языки, обучаться чтению, игре на скрипке и фортепьяно.

Он пишет: «Чтобы наши детишки, подрастая, свободно говорили на нескольких языках, умели плавать, ездить верхом, писать маслом, играть на скрипке - и все это на высоком профессиональном уровне, - нужно чтобы их любили, уважали, предоставляли в их распоряжение все то, чему бы мы хотели их научить».

Ранее развитие с точки зрения системно-векторной психологии

Однако, с точки зрения системно-векторной психологии, методика Ибуки (при всей своей симпатичности и хорошем намерении) не несет обещанной пользы. И даже может навредить. Разберем отдельные ее постулаты.

Во-первых, все дети рождаются с заданными от природы способностями, которые требуют развития. Несвойственные ребенку качества ему привить нельзя. А пробуя сделать это - выращивать из птички рыбку, - мы неизменно калечим психику ребенка, создавая ему ощущение, что он неправильный, не оправдывает ожиданий, ничего не может.

Во-вторых, врожденные свойства развиваются до окончания периода пубертата (12-15 лет), а не до трех лет, проходя разные отрезки. На разных отрезках важно реализовать разные задачи. Так детям принципиально важно научиться занимать свое место под солнцем, или, выражаясь терминологией системно-векторной психологии, ранжироваться.

Мы отдаем его в маленькую «первобытную стайку», которой не известны никакие культурные нормы, в которой каждый хочет одного - получить удовольствие неважно каким способом. В этой стайке во взаимодействии друг с другом и при помощи воспитателей дети постепенно переходят на более культурные формы общения, пробуют свою силу и находят как получать то, что они хотят, не обращаясь к силовым методам.

Тут очень важно понимать, что первично развитие нижних векторов. Не искусствам и языкам должен учиться «маленький гений», он должен научиться самому главному - тому, без чего в будущем ему будет крайне некомфортно жить: он должен научиться занимать свое место в обществе.

Если же развивать верхние вектора малыша при помощи изучения языков, чтения, музыки - в ущерб нижним векторам, - то есть большая вероятность вырастить умного образованного ребенка, но неадаптанта, не умеющего взаимодействовать в обществе.

Где искать гениев?

Масару Ибуки полагает, что гениями не рождаются, гениями становятся. Талант - это не каприз природы, не наследственность, а заслуга воспитания. К примеру, талант Моцарта «развился благодаря тому, что ему с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование». Анализируя судьбы мировых знаменитостей, а также детей-маугли, Масару делает вывод: «Огромное влияние на новорожденного оказывают образование и окружающая среда».

Не отрицая последнего утверждения, системно-векторная психология показывает, что способности даны от рождения, но их развитие и реализация зависят от условий жизни ребенка, его окружения, воспитания родителей.

Например, от природы обладает ловкостью, быстротой, гибкостью, но для того, чтобы она стала балериной, ей нужно заниматься, развивать природные задатки. Лучше не отдавать ее в балерины, а (системно зная о ее врожденных задатках считать, экономить, просчитывать наперед) развивать ее математические способности, логику, учить самодисциплине.

На танцы отдавать - вредить ее психике. Она от природы «плюшечка», немного неуклюжая, медлительная, и, как ни развивай в ней гибкость, грациозность, сделать это не получится. В результате таких экспериментов ребенок заработает множество негативных якорей о том, что она «некрасивая», «толстая», «корова на сцене» и т. п. Ее сильная сторона в другом - она очень усидчивая и может стать настоящим мастером в каких-то поделках (а впоследствии в чем-то более серьезном).

Часто бывает, что родители, не дифференцирующие способности своего ребенка, ошибаются. К примеру, часто родители грешат тем, что видят то, что им хочется увидеть, а не то, что есть на самом деле.

«У моего ребенка поразительный музыкальный слух» , - говорит такой родитель. И начинает таскать малыша в музыкальную школу, нанимать репетиторов. При любых попытках ребенка «отвертеться» устраивает скандал, всяческие намеки преподавателей о безнадежности выбранного пути и просьбы «не мучить ребенка» отвергает, меняет педагогов на более сговорчивых.

А ребенок упускает время для развития тех талантов, которые у него есть, чувствует свою неполноценность, ущербность в сравнении с теми детьми, кто успешен в музыке.

«Гениальными» и рождаются и становятся. Когда способности ребенка развивают в правильном направлении, он обязательно будет успешным, талантливым.

Равные возможности для всех?

Масару задается вопросом: почему в классе есть дети особо одаренные, которые без видимых усилий становятся лидерами класса, а другие тянутся в хвосте, как бы ни старались? Почему не работает учительский постулат: «Умный ты или нет - это не наследственность. Все зависит от собственных усилий» . И отличник всегда остается отличником, а двоечник -двоечником?

Между тем не все так печально. Системный подход очень просто отвечает на вопросы Масару: дети рождаются изначально с разными природными способностями и ни о каких равных возможностях и одинаковом старте речи быть не может.

Легко дается то, что ему интересно. А тем, что ему не интересно, он заниматься просто не будет. Глупо и недальновидно требовать от него отличной учебы, пытаться запирать дома, «чтобы учился», - получите сильнейший протест, а потом побег из дома.

Анальный ребенок хочет быть лучшим из лучших и корпит над всеми науками, дается это ему с большим трудом, а берет он старательностью и усидчивостью, уроки делает долго и обстоятельно. Его нужно хвалить за отличные оценки и обращать внимание на недоделки. Так он научится достигать совершенства.

Кожный схватывает все на лету, но поверхностно, от него не нужно требовать отличной учебы - его голова устроена по-другому. Кожный ребенок будет заниматься только тем, в чем увидит для себя выгоду.

Равный старт для таких детей невозможен. Уретральный всегда маленький вождь, за ним бежит вся ватага. Кожный изначально лидер - любит и хочет организовывать. Анальный ребенок изначально - «рабочая лошадка», свое место в коллективе занимает зарабатывая себе авторитет.

Это нормально все. А чему нам нужно научиться - видеть, с каким ребенком мы имеем дело. Не надо учить анального ребенка лидерству или кожного усидчивости. Надо дать им максимально развивать врожденные качества. И тогда неизменно их ждет успех во взрослой жизни.

Готовых рецептов нет

  1. Почаще брать ребенка на руки.
  2. Не бойтесь брать ребенка с собой в постель.
  3. Музыкальное восприятие и развитие характера формируется в большей степени под влиянием привычек родителей.
  4. Не сюсюкайте с ребенком.
  5. Не игнорируйте плач ребенка.
  6. Игнорировать ребенка хуже, чем его баловать.
  7. То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.
  8. Выражение лица ребенка - зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  9. Нервозность родителей заразна.
  10. Не высмеивать своего ребенка в присутствии других.
  11. Ребенка лучше похвалить, чем отругать.
  12. Интерес - лучшее побуждение, которое нужно подкреплять.
  13. Окружайте маленьких детей лучшим, что у вас есть.
  14. Неуверенность и тщеславие матерей во вред ребенку.

«Воспитание ребенка - самая главная работа для матери и в ней не может быть легких путей. Матери должны выработать свой собственный подход к воспитанию, свободный от модных течений, штампов и облегчаемых методов».

При всем, безусловно, хорошем посыле этих рекомендаций, к большинству из этих пунктов дальше должна идти приписка: для каких именно детей это правило работает и как.

В завершение статьи хотелось бы отметить, что сегодняшние дети - наше завтрашнее общество. И менять подход к воспитанию детей - это серьезный шаг к лучшему будущему, без ненависти друг к другу, без насилия и агрессии.

Общие рецепты, применять которые каждый родитель будет как он захочет, не принесут положительного эффекта. Понимать своих детей, обеспечивать им чувство безопасности, создавать оптимальные условия для развития их природных свойств - вот гарантия того, что счастливых детей и родителей станет больше.

Продолжение следует…

Корректор: Галина Ржанникова

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

18.11.2016 14:18

Воспитание ребенка начинается с воспитания родителей.
Масару Ибука

Масару Ибука - это не учитель и не психолог. Славу японцу принесли скорее его инженерные труды, технические открытия и участие в создании корпорации Sony (он является одним из ее основателей). Однако японского инженера очень интересовали детская психология, образование и воспитание детей. Этот интерес нельзя назвать случайным. Была на то и личная причина - сын Масару перенес в детстве тяжелое заболевание, после которого стал отставать в умственном развитии. Отец так много консультировался по этой теме с педагогами и психологами, что, наконец, его взгляды сами сошлись в авторскую методику . Они же легли в основу созданной Масару Ибукой Японской ассоциации раннего развития и школы «Обучение талантов» и нашли отражение в книге .

Суть методики раннего развития Масару Ибуки

Оказывается, японские и зарубежные ученые проводили исследования, результаты которых показали, что к 3 годам развитие клеток головного мозга ребенка завершено уже на 70–80%. Таким образом, как считает Ибука, если в период с рождения до 3 лет родители не заложат в малыше прочный фундамент, на котором потом будет выстраиваться его интеллект, то после трех станет уже поздно, и ребенок не сможет физически достичь желаемых высот. Масару Ибука сравнивает этот фундамент - то есть способность мозга уловить то, что поступает из внешней среды, превратить это в образ и запомнить его - с компьютером. Невозможно получить превосходный результат, кода работаешь за плохим компьютером.

Таким образом, в основе методики раннего развития Масару Ибуки лежит его интерпретация пословицы «Куй железо, пока горячо»: «Слишком поздно ковать железо, если металл уже затвердел». Для того чтобы ребенок стал в будущем умным, способным и счастливым, нужно приложить много усилий к его развитию и воспитанию именно в его жизни. В своей книге Масару пишет: «Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

Дети, которых воспитывали по методике Масару Ибуки, рано учатся читать, хорошо плавают, владеют несколькими языками, играют на музыкальных инструментах (в частности, на скрипке), легко учатся в школе и т. д.

Основные принципы методики

    Как уже было сказано, заложить базу для последующего усвоения знаний (научить мыслить, сравнивать, оценивать, рассуждать) необходимо в первые три года жизни малыша.

    На способности и характер ребенка больше влияет не наследственность, а окружающая среда. Таким образом, родителям необходимо потрудиться, чтобы создать такую благоприятную среду. С их стороны требуется большой вклад - постоянные занятия с малышом.

    Цель методики не в воспитании гения, вундеркинда, а в воспитании счастливого человека, которому в будущем будут легко покоряться вершины.

    Воспоминания из детства оставляют глубокий след на восприятии мира малышом и его психике.

    Нельзя игнорировать негативные эмоции ребенка, его плач, и тем более ругать за гнев. Нужно разобраться, в чем причина таких эмоций. Задача родителей - устранить причину расстройства, а не загладить ее, устранив само расстройство.

    Отец должен как можно больше участвовать в жизни малыша, но важнее для него в раннем возрасте все-таки материнское воспитание. Масару Ибука пишет: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности» . Поэтому мать не должна передавать ребенку свою нервозность, неуверенность, ей не нужно непрерывно прибегать к новомодным методам воспитания. Главное для нее - понять своего ребенка и дать ему самое лучшее, то есть материнскую любовь. Также важнейшее условие в доме - гармоничные отношения между мужем и женой, ведь, как считал Масару Ибука, каждую родительскую ссору можно «прочитать» по лицу малыша.

    Присутствие в доме идет на пользу ребенку - связь поколений благотворна сама себе, а в придачу он получает новые эмоции, культуру и мудрость.

    На пользу идет и общение детей друг с другом. Это может быть игра, конкуренция, когда один тянется за успехом другого, или ссоры. Масару Ибука поощрял детские ссоры, считая их первыми уроками жизни в коллективе.

    У детей нет четкого разделения, какие задачи выполнять легко, а какие сложно. Поэтому не нужно решать за малыша, что он поймет, а что нет, навязывая ему свои взгляды. Также не нужно бояться, что его мозг «перезаполнится», потому что он априори не может «перезаполниться» - ребенок просто перестанет воспринимать информацию, когда ему надоест или он потеряет интерес.

    С ребенком нужно вести себя ласково, но строго, по мере его взросления проявляя все большее уважение к воле. Вообще, не стоит игнорировать его желания, подавлять выбор, волю - это может подорвать веру в себя и отрицательно сказаться в будущем. Лучше поощрять ребенка, помогать ему, ведь идеальное воспитание - это не принуждение к чему-либо, а собственное желание ребенка сделать что-то.

    Не нужно забывать, что вся деятельность ребенка должна быть направлена на процесс, получение удовольствия от него, а не на результат. Показывать , как играть с той или иной игрушкой, - значит, потихоньку убивать в нем желание играть вообще.

Как применять методику?

    Полный порядок в комнате, белые обои и тишина отрицательно влияют на ребенка. Лучше, если обои будут цветными, одеяло - пестрым, а на потолке наклеены, например, звезды. Это так называемые «стимуляторы» для ребенка. Такие атрибуты оказывают сильное влияние на развитие интеллекта малыша.

    Развивать тактильные ощущения. Методика Масару Ибуки в связи с этим не просто не запрещает, но и поощряет то, что родители берут ребенка на руки. Это нужно делать как можно чаще! Брать ребенка с собой в постель тоже вполне допустимо и даже полезно для него. Пусть ребенок играет с предметами с различными поверхностями (гладкой, шершавой, мягкой, грубой и т. п.).

    Главное побуждение к действию - это интерес. Родители должны заинтересовать ребенка цифрами, прежде чем учить его считать. Интерес может угасать, поэтому его необходимо постоянно подогревать. Отличный способ «подогрева» интереса - повторение. Ведь не секрет, что дети любят, когда, например, родители рассказывают им одну и ту же сказку. Их любопытство к ней не угасает.

    С раннего детства ребенка необходимо приучать к прекрасному: развивать музыкальный слух, давая слушать классические произведения, знакомить с картинами великих художников, читать художественную литературу. В будущем это сформирует его вкус.

    Также на формирование вкуса влияет выбор еды для ребенка. Масару Ибука советует максимально разнообразить ее. И совсем неважно, полезная это будет еда или нет. Ребенок должен пробовать блюда с различными специями, приправами, чтобы испытывать разнообразные вкусовые ощущения.

    Ранний возраст - отличное время для обучения ребенка иностранным языкам. К слову, и основам родного языка он учится тоже в это же время. Поэтому Ибука против родительского «сюсюканья» с малышом. Ребенок должен слышать красивую, грамотную речь.

    Не нужно покупать ребенку . Их изобилие лишь рассеет его внимание. Гораздо лучше, когда ребенок самостоятельно может собрать игрушку из деталей или когда в нее в его руках превращается абсолютно обыденный предмет.

    Малыш должен соблюдать распорядок дня. Это поможет ему развить чувство времени.

    Многие лучше развивать с раннего детства. Масару Ибука утверждает, что восьмимесячного малыша можно научить плавать, а катанию на роликовых коньках лучше начать обучать, когда ребенок сделает первые шаги. Малышу в принципе полезно выполнять физические упражнения. Среди них - ходьба. В момент ходьбы человек задействует 400 мышц из 639. Побольше гуляйте с малышом на свежем воздухе!

    Учите с ребенком ритмичные стихотворения. Детская память способна воспроизвести от 100 до 200 небольших стихотворений.

    Развитие мелкой моторики крайне важно для малыша. Пусть он занимается лепкой, аппликацией, вырезанием и т. д. Ни в коем случае не ограничивайте фантазию малыша, даже если его поделки кажутся вам «безумными».

    Как можно раньше дайте ребенку в руки карандаш.

Некоторые «но»

1) Масару Ибука не оставил практических рекомендаций или пособий с информацией о том, чем и как заниматься с ребенком. В его книге - суть, цель, главные и некоторые советы по воспитанию. Хотя сам приверженец раннего развития объяснял отсутствие готовых «рецептов» воспитания тем, что их попросту не существует, так как каждый ребенок индивидуален. И найти такой «рецепт» способно лишь чуткое материнское сердце.

2) Многие критикуют Масару за допущение в качестве наказания шлепков. Он действительно пишет, что шлепки допустимы, но лишь в том возрасте, когда еще не выработано осознание своего «Я», то есть до трех лет. В этот период такое наказание еще не способно оскорбить чувства малыша, унизить его. Однако Ибука высказывается негативно о любом унижении личности ребенка после 2–3 лет, в частности, и о применении физического наказания.

Такие зрелые способности, как мышление, потребности, творчество, чувства, развиваются после 3 лет, но они используют базу, сформированную к этому возрасту. Таким образом, если в первые 3 года не образовалась прочная база, бесполезно учить, как ее использовать. Это все равно, что пытаться достигнуть хороших результатов, работая на плохом компьютере.

Инженер по образованию, один из основателей знаменитой фирмы «Сони» Масару Ибука начал разрабатывать свою методику воспитания и обучения, когда его собственный ребенок начал отставать в развитии. Он основал Ассоциацию раннего развития и школу «Обучение талантов» и написал замечательную книгу «После трех уже поздно».

Методика воспитания и развития ребенка Масару Ибука основана на том , что все обучение ребенка нужно начинать с самого рождения, но это не значит, что грудничка нужно обучать счету или чтению. В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука делает попытку помочь родителям правильно рас познать тот период в жизни малыша, когда ребенок действительно способен правильно воспринимать даваемые ему знания.

Основу методики обучения ребенка Масару Ибука прежде всего видит в любви, т. е. в любви родителей к своему ребенку. Масару Ибука считает, что только знания, которые даются ребенку с любовью, будут хорошо восприниматься и усваиваться малышом. Вторым обязательным условием обучения Масару Ибука ставит заинтересованность, считая, что, только предварительно заинтересовав ребенка, можно его научить чему-либо.

Как это сделать? Если малыш начнет играть с цифрами, полюбит их, обучение счету пройдет легко и незаметно. Просто учиться писать неинтересно, родители должны изобрести что-нибудь, чтобы процесс выведения букв стал привлекательным. Чтобы интерес к учебе появился, он должен быть стимулирован. Например, желание что-либо писать появится тогда, когда вокруг малыша будет достаточное количество чистой бумаги, карандашей и ручек. Оно может появиться и тогда, когда рядом за столом будет кто-то ловко выводить буквы ручкой на бумаге. Очень трудно полюбить музыку, если она не окружает вас в течение всей жизни. В обучении чему-либо не должно быть никакого насилия или принуждения. Если родители будут насильно учить малыша читать или заставлять заниматься музыкой, то добьются обратного результата — сформируется стойкая нелюбовь к чтению или музыке. Для того чтобы не убить интереса к учебе, ни в коем случае нельзя ругать или наказывать за промахи в учебе. Эти неприятные ощущения могут закрепиться и перенестись на все, чему взрослые в будущем будут учить ребенка.

С другой стороны, у малыша очень часто возникает и пропадает интерес к чему-либо. В раннем возрасте очень сложно долго удерживать интерес, если дать малышу самому определять, чем заниматься, никаких результатов не добиться. Поэтому Масару Ибука советовал немного ограничивать свободу малыша при выборе области освоения знаний. Это может привести к тому, что во взрослой жизни ребенок станет легкомысленным, легковесным. Свобода нужна малышу, и все же рядом с ним должен находиться любящий и внимательный взрослый. Только взрослый поможет сделать выбор, уловив мимолетный интерес ребенка к какому-нибудь предмету. Только взрослый знает, что малыш должен попробовать себя во всем. Малыш должен получить возможность попробовать свои силы в любой сфере, а не замыкаться на чем-то одном. Невозможно наперед сказать, каких результатов, каких высот добьется малыш в этой сфере. Зато все это скажется на его интеллектуальном развитии. С другой стороны, Масару Ибука уверен: если ребенок преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе, и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

Третье условие раннего и правильного умственного развития любого ребенка — творчество, которое стимулирует развитие воображения и фантазии ребенка. Развитие интуиции Масару Ибука также считал необходимым, так как, развиваясь, интуиция обостряет и остальные чувства ребенка. По мнению Масару Ибука, режим дня для ребенка очень важен, поскольку является основой чувства времени и заменяет ребенку часы.

Автор теории очень оригинально предлагает приучать малыша к распорядку дня — через просмотр телевизионных передач. В раннем возрасте у малышей не сформировано чувство времени, часы с их стрелками нечто абстрактное. Зато просмотр одних и тех же телевизионных передач, демонстрирующихся в одно и то же время, создает ощущение периодичности, понятия времени.

Для более грамотной речи Масару Ибука советует разрешать ребенку смотреть некоторые телепередачи, так как они учат правильно говорить, защищая от появления жаргонных слов и выражений в речи ребенка. Что касается талантов, то для их развития Масару Ибука советует не ограничивать ребенка в его деятельности, так как, что бы ни делал ребенок (разбрасывал игрушки, рисовал, рвал бумагу и т. д.), это все способствует развитию его умственных способностей и творческих задатков. Масару Ибука считает, что оптимальное развитие музыкального слуха у любого ребенка возможно именно в раннем возрасте. Что касается игрушек ребенка, то на этот счет у Масару Ибука также имеется свое мнение. Оно заключается в том, что большое количество игрушек способно убить в ребенке задатки творчества и воображения. Гораздо больше пользы может принести одна игрушка или же какая-нибудь крышка от кастрюли или чайника, так как, играя с ней, ребенок будет фантазировать, включать свое воображение. Помимо всего прочего, Масару Ибука не рекомендует ограждать ребенка ото всего, что может нанести ребенку вред. По его мнению, все что ощупывает, трогает ребенок, помогает его развитию. Малыши не настолько глупы, как кажется нам, взрослым. Схватив однажды горячий утюг, ребенок поймет, что это больно, и не станет больше подходить к нему, но, пока он этого не сделает, совершенно бесполезно ему говорить о том, что к утюгу подходить нельзя и нельзя его трогать, — малыш все равно будет пытаться его схватить. В этом заключается, в общем-то, любознательность ребенка, его стремление познать новый для него предмет.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука также советует не ограничивать ребенка в его стремлении рисовать, но при этом он заостряет внимание родителей на том, что не нужно поправлять ребенка, если он неправильно взял карандаш или неправильно нарисовал что-то, и не нужно давать малышу стандартные листы бумаги: «Стандартная бумага для рисования — стандартный человек», — так говорит Масару Ибука. Он утверждает, что если не загонять ребенка в стандарты, которые приняты во взрослом обществе, такие как правильное держание карандашей, правильная цветовая гамма или бумага обычного формата, то малыш получает больше возможности для творчества и самовыражения, что, в свою очередь, положительно сказывается на его умственном и эмоциональном развитии.

Нельзя останавливать малыша в его творчестве или игровой деятельности, даже если на взгляд взрослого ребенок делает что-то неправильно (например, фиолетовых коров не бывает, ложка не лопатка, кастрюля не игрушка). Автор методики категорически против сдерживания практической деятельности ребенка, «все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки». Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать, то все равно вы тем самым помешаете развитию его творческих способностей. Родители стараются передать ребенку свой опыт, забывая о том, что учиться лучше на своих ошибках. Взрослые, как правило, ограничены рамками традиций и правил. Они стремятся навязать ребенку, как правильно, как нужно, тем самым убивая творческое начало, оригинальность мысли, без чего невозможно творчество.

В своей книге «После трех уже поздно» Масару Ибука дает несколько советов по выбору игрушек для ребенка. Он подчеркивает, что игрушки в первую очередь должны быть приятными на ощупь. Следующим критерием выбора игрушек, по мнению Масару Ибука, должен выступить интерес. Масару Ибука подчеркивает, что готовые игрушки, какими бы красивыми они ни были, очень редко нравятся детям, а если и вызывают интерес, то не на длительное время. Если малыша окружает большое количество игрушек, он не может остановить свое внимание на чем-нибудь надолго, не успевает включить фантазию — на это не остается времени, невозможно сосредоточиться. Гораздо больше ребенка заинтересует игрушка, которую можно разбирать и собирать снова. Играя с такой игрушкой, ребенок тренирует свою фантазию и свое воображение, он, что очень важно, самостоятельно воспитывает в себе целеустремленность. Дорогие игрушки взрослые покупают скорее для себя, чем для ребенка: «не крути», «не дергай», «не разбей», «с этой игрушкой так не обращаются». Очень часто взрослые подсказывают, как играть: книжка только для чтения (а ведь малыш может сделать из нее крышу для домика), кубики — только для домика... Малышу виднее, во что может превратиться кубик, деревянная палочка или ботинок.

Главное при покупке разборных игрушек — помнить, что они должны обязательно соответствовать возрасту малыша.

Для развития творческих навыков ребенка Масару Ибука рекомендует использовать такие виды занятий с ребенком, как лепка, вырезание узоров из бумаги или складывание различных бумажных фигур. При этом Масару Ибука не ограничивает возраст ребенка, т. е. не устанавливает точный возраст малыша, которому можно давать в руки глину или пластилин. Масару Ибука, наоборот, подчеркивает, что даже ребенок до года, который впервые взял в руки материал для лепки, несмотря на первоначально неосознанное его сминание, через какое-то время заметит, что форма предмета в его руке меняется. Постепенно, с этим пониманием придет и понимание причинно-следственной связи между действием и конечным результатом.

Огромное значение для развития и воспитания детей имеет занятие музыкой. С одной стороны, занятия музыкой дисциплинируют ребенка, ведь заниматься нужно ежедневно определенное количество времени, это формирует характер, волю, способность добиваться поставленной цели. Занятия музыкой позволяют формироваться лидерским качествам. В своей книге Масару Ибука писал: «Потенциальный лидер всегда остается сосредоточенным на своих мыслях и действиях, даже если вокруг него полно других детей. Эти же качества воспитываются и занятиями на скрипке».

Учить и воспитывать малыша необходимо только на высокохудожественных образах. Нужно не только давать малышу обыкновенные книжки с картинками, но и показывать репродукции великих художников, водить в музей и картинные галереи, давать прослушивать произведения великих композиторов. Формировать художественный вкус необходимо с младенчества.

Развитие интеллектуальных способностей невозможно без тренировки памяти. Только не стоит превращать развитие памяти в самоцель, развивать память нужно для того, чтобы впитывать информацию. Только делать это нужно, пока у малыша есть интерес, пока это занятие приносит удовольствие. Масару Ибука предлагает заучивать вместе с малышом большое количество небольших стихотворений. Эти стихотворения должны быть красивыми, понятными и интересными для малыша. Они должны не только тренировать память, но и формировать эстетический вкус. В раннем возрасте малыш получает удовольствие от многократного повторения, этим нужно пользоваться. Масару Ибука разработал целую методику. Вначале малышу нужно рассказать, о чем стихотворение, прочитать несколько раз, попросить повторить его текст наследующий день по памяти.

Постепенно для заучивания стихов потребуется одно-два прочтения. Автор придавал большое значение способностям детей к запоминанию информации. Слушая бесконечные повторы сказок, песен, стихотворений, малыш останавливает свое внимание на чем-то одном. Он начинает уточнять какие-то детали, задавать вопросы, просит разъяснить непонятные места, проявляет любопытство. От любопытства до интереса один шаг, а интерес рождает желание познавать (действовать), развиваться. «Младенец слушает сказки, позже он проявляет интерес к картинкам, затем к буквам и наконец хочет научиться читать», — писал Масару Ибука.

В числе игр и занятий на развитие творческого потенциала ребенка не последнее место Масару Ибука отводит ролевым играм. Это не означает, что ребенок должен играть в спектаклях или пьесах либо же просто кривляться или гримасничать. Под ролевыми играми Масару Ибука, в первую очередь, понимает возможность самовыражения ребенка с помощью движений тела и слов, т. е. свободное самовыражение.

Масару Ибука в своей книге «После трех уже поздно» обращает внимание родителей на то, что «для ребенка работа и игра — это одно и то же». Именно поэтому Масару Ибука советует привлекать ребенка для выполнения простейшей работы по дому, считая, что это полезно для развития ребенка, его интеллекта и двигательных навыков. Главное, что необходимо родителям, — это объяснить и показать малышу, как выполняется та или иная работа по дому, будь то мытье посуды или полов, протирание пыли или прополка огорода.

Однако родители должны помнить, что ребенку важен сам процесс, его не интересует конечный результат помощи. Родители же не должны настаивать на конечном результате работы малыша, только в этом случае помощь по дому принесет пользу и удовольствие.

И еще одно условие воспитание развитой, интеллектуальной личности — физическое и сенсорное развитие. Физическая нагрузка оказывает положительное воздействие на развитие и работу всех органы. Она способствует высокой стрессоустойчивости. Раннее плаванье, раннее хождение — залог будущих интеллектуальных побед малыша, они имеют такое же важно значение, как занятия музыкой или обучение иностранным языкам.

Как же на практике воспользоваться методикой Масару Ибука? Помните, что воспитывать свободным — это не значит представлять малыша самому себе. Родители должны быть всегда рядом, но не ограничивать свободу действия, творчества и фантазии малыша. «Игнорировать ребенка хуже, чем баловать», — писал великий японец. Помните, что дети не собственность родителей, у них есть своя воля, свои желания и интересы. Взрослые должны с этим считаться. Иногда лучше не заметить, чем отругать. Если малыш, пытаясь проявить самостоятельность или помочь, сделал что-то не то, лучше похвалить, чем наказать. Никогда не критикуйте и не высмеивайте недостатки малыша при посторонних людях, даже если вам кажется, что малыш ничего не понимает.

Основу всех советов Масару Ибука, данных в его книге «После трех уже поздно», составляет родительская любовь и материнская любовь в большей степени: «Отец может вырастить из ребенка гения, но только мать вырастит из него хорошего человека, органично сочетающего душевные и физические способности». Масару Ибука в своей книге дает много полезных советов для родителей, при этом он в большей степени основывается на личном опыте воспитания детей и личных наблюдениях. Конечно, с помощью советов Масару Ибука не вырастишь гения или вундеркинда, но ведь не это самое главное. Главное — вырастить из ребенка личность, индивидуальность.

На нашем ресурсе мы уже давали несколько обзоров популярных методик воспитания детей в раннем возрасте. В этой статье мы рассмотрим еще одну теорию, принадлежащую Масару Ибука – японцу по происхождению, гражданину мира по значимости его вклада в различные сферы человеческой деятельности. Вся суть концепции заключена в одной короткой фразе – «после трех уже поздно» .

Отметим, что саму теорию, ее доказательную базу и инструментарий оценили уже тысячи родителей по всему миру. Они делятся настолько фантастическими результатами работы по методике, что тем, кто только вступил в родительский клуб, сразу же хочется затестить эту систему. Давайте разбираться по порядку.

Немного об авторе теории


Родился Масару Ибука в начале прошлого века в небольшом японском городке Никко – одном из религиозных и паломнических центров страны – в семье инженера. Вопреки раннему уходу из жизни отца, выбор профессионального пути был предопределен. Масару получил образование в университете Веседа, на электротехническом факультете. Во время учебы однокурсники по-дружески называли его «гений-изобретатель». Это неслучайно! Он не раз проявлял свой талант на занятиях, а его выпускная работа была высоко оценена в рамках Парижской промышленной выставки.

Закончив университет, он занялся исследованиями, посвященными переносу и фиксации звуковых и видео-сигналов на киноленту, а также разработке кинескопов. Чуть позже решает открыть свою компанию по производству точных инструментов. Именно этот опыт послужил отправной точкой для основания бизнес-гиганта на современном мировом рынке – корпорации SONY.

Так что же могло сподвигнуть выдающегося инженера и бизнесмена обратить свое внимание на тему воспитания детей? Всему причина – личный опыт. Первому ребенку Масару Ибука был поставлен диагноз аутизм. В попытках найти эффективные способы его развития он разработал свою концепцию дошкольного обучения, основные положения которой были опубликованы в книге «После трех уже поздно» . Впоследствии это помогло ему основать национальную ассоциацию и школу раннего развития детей.

Ключевые положения методики

Суть метода строится вокруг того, что головной мозг малышей развивается очень интенсивно в течение первых трех лет жизни . Именно на данном этапе развития в голове ребенка формируется до 80% всех нейронных связей.

Крайне важно именно в этот период заложить крепкую базу для дальнейшего развития его интеллектуального, творческого и физического потенциала.

В качестве примера, Масару Ибука пишет о практике изучения японского языка представителями разных возрастных категорий. Его исследования показали, что трехлеткам для того, чтобы начать общаться на этом языке достаточно всего месяца занятий. Школьники в возрасте семи-восьми лет за этот же период способны освоить четверть от заданного объема, а способности взрослых в этом случае ограничиваются заучиванием лишь нескольких фраз.

При этом изучение языков автор считает одним из самых нужных для развития ребенка занятий . Его опыт показывает, что малыши абсолютно естественно на ряду с родным языком способны осваивать несколько иностранных. Масару Ибука был убежден, что это возможно благодаря тому, что детский мозг до трех лет не способен разделять сложные и простые задачи, а усвоение информации, какой бы сложной она не была, происходит легко и непринужденно .

Предугадывая вопрос родителей, в своей книге он писал, что перегрузить мозг невозможно . В случае форс-мажора сработает естественный защитный механизм.

Теория на практике

Конечно, в методике Масару Ибука важное место отводится родителям . Именно они несут ответственность за развитие потенциала своего чада . При этом взрослые должны понимать, что их главная задача состоит не в том, чтобы по итогу взрастить гениальную личность, а в том, чтобы создать все необходимые условия для того, чтобы ребенок смог раскрыть свои возможности, исходя из персональных интересов и увлечений. Родителям нужно лишь поддержать талант ребенка и помочь ему проявиться.

В связи с этим Масару Ибука предлагает фокусироваться родителям не на самой информации, которую они считают нужным донести, не на ее объеме и сложности для понимания, а на манеру подачи. Разберем рекомендации автора по трансляции учебного материала для малышей.

Специфика восприятия информации ребенка до трех лет

  • Малыш запоминает лишь то, что вызывает у него интерес . До трех лет именно он является ключевым аспектом познавательной деятельности. И чтобы учебный процесс был максимально эффективным, его следует постоянно поддерживать. Для этого рекомендуется использовать любимые игрушки, а также качественные, яркие обучающие пособия.
  • Ребенок очень восприимчив к ритму , что можно использовать, в том числе для изучения иностранного языка. Попробуйте вместе пропевать слова, которые необходимо запомнить, процесс точно пойдет быстрее.
  • Постарайтесь организовать учебный процесс таким образом, чтобы малыш получал максимальное удовольствие и заряд позитивных эмоций от занятия . Ведь для крох не столько важен результат, сколько сам процесс. Тогда они с большим желанием будут вовлекаться в предлагаемые вами форматы домашних упражнений.
  • Повторение – залог того, что ребенок хорошо усвоит и запомнит материал . Чем чаще, тем лучше. Ибука приводит пример, как малыши, следуя этому принципу, способны осваивать музыкальные произведения даже в полугодовалом возрасте, не говоря уже о декламации стихов и прочих произведений поэтического формата в возрасте чуть постарше.
  • Двигательная активность – залог качественной когнитивной деятельности . С самого младенчества ребенка нужно приобщать к физической культуре под присмотром специалистов, конечно. Плавание, позднее коньки, аэробика и проч. А кроме того, не стоит забывать и о ежедневных прогулках на свежем воздухе, что также позитивно сказывается на интеллекте.

Принципы взаимодействия родителей и детей

Наряду с практической стороной организации занятий с малышами, Ибука концентрирует внимание на взаимоотношениях родителей и детей в целом . Здесь он выделяет два ключевых принципа:

  1. Физическое наказание допустимо . Речь, конечно, не идет о побоях, скорее о шлепанье. К слову, именно за это он до сих пор подвергается критике со стороны родителей и профильных специалистов. Сам автор говорит о том, что в малышах в возрасте 2-3 лет начинает проявляться чувство собственного достоинства. И в ситуации, когда родители пытаются на него воздействовать через ругань и наказание, он проявляет свой характер и капризничает. Поэтому, чтобы приучить ребенка к дисциплине, начинать «правильный» воспитательный процесс нужно в возрасте до года. При этом он не должен чувствовать себя униженным или уязвленным. Масару рекомендует чаще хвалить и реже ругать.
  2. Физический контакт с матерью имеет предопределяющее значение . Масару рекомендует как можно активнее взаимодействовать с ребенком: баюкать его на руках, прижимать к себе, разрешать находиться в кровати родителей. Все это должно формировать ощущение того, что малыша любят и заботятся о нем.

Частое физическое взаимодействие с ребенком предопределяет успешность его развития
  • Прежде чем браться за воспитание детей, обратите внимание на себя.
  • Больше ходите пешком на свежем воздухе, это помогает запустить интеллектуальную активность.
  • Рисование цветными карандашами, занятия по художественной лепке, созданию фигурок из бумаги и прочих материалов позволяют раскрыться творческому началу, что предопределяет опережающее развитие по отношению к сверстникам.
  • Не заваливайте чадо игрушками. В их изобилии его внимание постоянно рассеяно, он просто не в состоянии на чем-то сфокусироваться.

У книги после «После трех уже поздно» есть продолжение. О чем оно, и как появилось на российском рынке, смотрите в видео ниже:

Заключение

Если говорить в общем, то главная концепция методики известного инженера и предприниматели, воплощенная в работе «После трех уже поздно», состоит в необходимости развития потенциала малыша таким образом, чтобы во взрослой жизни он смог по максимуму его реализовать и стать счастливой личностью. И начинать работать в этом направлении нужно как можно раньше. Для многих родителей по всему миру эта книга стала настольной. И не одно поколение, воспитанное по ней, подтвердило эффективность подходов к обучению Масару на практике. Для тех, кому оказались созвучны его идеи, предлагаем ознакомиться еще с двумя работами: «Моя теория развития младенцев. Так мы растем» и «После трех уже поздно для пап».

«С моей точки зрения, основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить его в «хороший» детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире».

(с) Масару Ибука

Масару Ибука - это прекрасный талантливый инженер, один из основателей корпорации Sony , а также организатор и руководитель действующей Ассоциации раннего развития , которая широко известна своими методиками.

Малыши, воспитанные в стиле «Ибуки» замечательно рисуют, танцуют, считают, читают, плавают, свободно владеют иностранными языками, играют и даже сочиняют симфоническую музыку. При этом, что очень важно, эти дети также прекрасно социализированы и адаптированы.

Это же и девиз, кредо, лозунг, которым руководствуются в Школе Ибуки.

Интересный девиз, неправда ли?


«После трех уже поздно»: внимаем и запоминаем

  • Ни один ребенок не рождается гением, и ни один — дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.
  • Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно все равно развалится на куски от сильного ветра или землетрясения. Развитие с самых ранних лет, и даже месяцев, это и есть такой фундамент . Его нужно делать крепким с самого начала, потому что невозможно начать строить фундамент, когда здание уже готово.
  • Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.
  • Развитие малышей часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умение рассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальных программ, и только то, как ведут себя родители, что они делают и чувствуют, как разговаривают с малышом, может сформировать личность ребенка.
  • Если родители заболеют, они, конечно же, будут делать все, чтобы не заразить своего ребенка, например, не держать его на руках слишком близко или наденут марлевую повязку. Но почему-то не все мы заботимся о том, чтобы не передать детям своих не сильно хороших качеств.

Давайте воспитывать наших детей своим собственным примером!

Масару Ибука не изобрел новых развивающих игр и игрушек, как многие другие методисты, зато дал много очень дельных советов.

1. Учите стихи наизусть. Мозг ребенка способен удержать в памяти от 100 до 200 коротких стихотворений. Чем интенсивнее используется память, тем лучше она функционирует и развивается. Способности ребенка к запоминанию нужно тренировать, пока он находит удовольствие в повторении. Известны случаи, когда двухлетние карапузы рассказывали наизусть всего Чуковского, в то время как их сверстники не могли запомнить четверостишие про плачущую Таню.

2. Берите кроху на руки. Общение, физическое соприкосновение с родителями влияет не только на интеллект малыша, но и формирует отзывчивого, восприимчивого человека. И вообще — общения, взаимодействия с родителями не может быть слишком много. Новорожденного нельзя избаловать совместным сном и лаской.

3. Разнообразьте занятия. Для ребенка полезнее пробовать свои силы в разнообразных занятиях, с возможно более широким кругом предметов, чем сосредотачиваться на чем-то одном. С другой стороны, если он преуспеет в одной области, это придаст ему уверенность в себе и он будет успешнее продвигаться в других занятиях.

4. Дайте ребенку карандаши как можно раньше. Все, что малыш делает руками — рисует, разбрасывает игрушки, рвет цветную бумагу, — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты. Но если одновременно вы будете поминутно его останавливать («Держи карандаш правильно!», «Яблоки должны быть красные»), то помешаете развитию его творческих способностей.

5. Тренируйте левую руку так же, как правую. Обратите внимание, что обезьяны свободно пользуются обеими руками для еды и игры. Человек в этом отношении менее совершенен…

6. Не покупайте малышу слишком много игрушек. Избыток игрушек рассеивает внимание ребенка. Если вы хотите развить у крохи фантазию, нестандартное мышление и изобретательность, не покупайте ему все, что он просит. В воображении малыша кусок дерева или крышка от чайника могут преобразиться в сказочный дом или корабль — это куда интереснее, чем дорогая игрушка из магазина, которую можно использовать по какому-то одному назначению. Когда вокруг ребенка слишком много игрушек, это его подавляет и ему трудно сосредоточиться на чем-то одном. Ребенок лучше всего играет с одной игрушкой, придумывая разнообразные игры с ней. Готовые игрушки редко нравятся детям, поскольку они имеют мало общего с окружающим их миром. Лучше, если ребенок сделает себе игрушку сам.

7. Больше двигайтесь. Пешая ходьба стимулирует мыслительный процесс и является отличным упражнением для интеллекта. Не зря ведь многие талантливые люди говорят, что во время прогулки в голову приходят новые идеи и вновь появляется вдохновение.

И вот что еще говорил и завещал великий Масару Ибука)

. Прежде чем воспитывать детей, нужно сначала воспитать родителей

Детям полезна ходьба. Из 639 мышц нашего тела 400 участвуют в ходьбе. Не случайно многие писатели говорят, что, когда работа у них стопорится, они совершают прогулку, в процессе которой появляются новые идеи. По всей вероятности, ходьба стимулирует мыслительный процесс.

Лепка, вырезание узоров из бумаги и складывание бумажных фигур развивает творческие задатки ребенка. Ребенок, начавший лепить в раннем возрасте, существенно опережает своих собратьев в освоении различных навыков. И дело здесь не в том, что он раньше начал практиковаться в лепке, а в том, что лепка рано разбудила его интеллектуальные и творческие задатки. Ловкость рук и самовыражение — это первые, но далеко не единственные качества, приобретаемые ребенком благодаря лепке. Малыш с любопытством изучает окружающие его предметы и особенно реагирует на те, которые дают ему, «радость достижения» и удовлетворяют его потребность в творчестве.

Когда ребенку дают стандартный лист бумаги, его тут же лишают возможности выбора. Ребенок видит огромный мир (гораздо больший, чем родители могут себе представить), когда он впервые берет в руки карандаш и обнаруживает, что он может оставлять следы на чистой бумаге. Этот огромный мир гораздо больше, чем стандартный лист бумаги. Я бы давал ребенку огромный лист бумаги, чтобы он ползал по нему, рисуя.

. Воспитывать ребенка — это значит воспитывать и самого себя.