Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Водные процедуры. Как закалить часто болеющего ребенка

Именно в такой ситуации родители вспоминают о закаливании и начинают обливать малыша холодной водой. Но метод не приносит ожидаемого эффекта и разочаровывает отчаявшихся мам и пап. Врачи же утверждают, что закаливание детского организма – неотъемлемая часть здоровья ребенка, но проводить его нужно правильно.

Много мифов ходит о методах и способах закаливания детей. Родителям стоит разобраться в особенностях детского организма и подобрать подходящие малышу процедуры. Не нужно забывать о правилах закаливания, без соблюдения которых все усилия будут напрасны, а состояние здоровья крохи может даже ухудшиться.

Что такое закаливание

Закаливание – повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным условиям внешней среды путем целенаправленного дозированного воздействия этих условий.

При упоминании слова «закаливание» в памяти сразу всплывает обливание холодной водой, но водные процедуры – не единственный метод укрепления иммунитета ребенка.

С чего начать закаливание ребенка

Начинать закаливание нужно с изменения образа жизни всей семьи. Ведь усиление защитных функций иммунной системы не произойдет при обливании холодной водой. Чтобы эффективно укрепить здоровье ребенка, закаливающие процедуры должны включать в себя и другие простые мероприятия.

Для этого достаточно приблизить образ жизни малыша к природному, естественному.

  • Регулярные прогулки

Ребенок должен ежедневно бывать на улице, активно играть на свежем воздухе. Это значительно укрепляет иммунитет малыша. Выбирая между прогулкой и просмотром телепередач, родители должны отдать предпочтение совместному времяпровождению на улице.

  • Не кутать!

Обратите внимание, сколько слоев одежды на вашем ребенке. Доктор Комаровский утверждает, что при температуре более 23 градусов достаточно одного тонкого слоя одежды, платья или футболки без рукавов.

Ребенок постоянно пребывает в движении и замерзает он намного реже, чем родители. Одетые тепло, в несколько слоев, малыши быстро потеют, что и вызывает развитие заболеваний.

  • Погода в доме

Одной из причин частых простудных заболеваний считается слишком сухой воздух в помещении. Пересушенные слизистые оболочки теряют свои защитные свойства и перестают противостоять вирусам и бактериям. Особенно это касается помещений с дополнительными обогревателями и теплым полом.

В домах, где постоянно работает теплый пол, влажность воздуха снижается до 20 %, при нормальных показателях в 40-60%.

Если воздух в квартире слишком сухой, стоит подумать о методах дополнительного увлажнения.

Температуру в комнате должна составлять 20-22 градуса. Соблюдение достаточной влажности и температурных условий в доме оградит малыша от многих проблем.

Правильное соотношение нагрузок, прогулок на свежем воздухе и отдыха формирует основу здоровья крохи. Важно предупредить перегрузку малыша избытком секций и повышенную психоэмоциональную нагрузку.

  • Правильное питание

Здоровое питание заключается в достаточном поступлении с пищей питательных веществ, которые участвуют в формировании защиты организма от инфекций. Нежелательно употребление тяжелой пищи, переедание и кормление ребенка через силу. Нужно соблюдать режим кормлений, питаться простой и здоровой пищей.

  • Закаливающие процедуры

Рациональное применение закаливающих процедур положительно воздействует на организм малыша, улучшается кровообращение, обмен веществ, работа нервной системы. Ребенок постепенно адаптируется к воздействию факторов закаливания, повышается способность сопротивляться инфекциям.

Закаливающие процедуры разделяют в зависимости от фактора окружающей среды, который воздействует на организм. Самыми распространенными и эффективными системами закаливания детей являются водные и воздушные процедуры, закаливание солнцем.

Правила закаливания

Ни при каких обстоятельствах закаливание не должны приносить малышу неприятные ощущения. Ребенок не должен плакать, кричать, воспринимать закаливание как испытание. Если малышу не нравится выбранный вами метод, подберите другой вариант, который принесет ребенку пользу и положительные эмоции.

  • Закаливаемся постепенно

Не нужно торопиться закаливать малыша, дайте организму крохи адаптироваться постепенно. Понемногу увеличивайте время процедуры, постепенно снижайте температуру.

  • Проводим процедуры систематически

Закаливающие процедуры будут иметь отличный результат, если проводить их регулярно. Лучше всего подобрать подходящий момент, когда малыш сыт и находится в хорошем расположении духа. Проводить процедуры следует в одно и то же время ежедневно.

  • Комбинируем факторы закаливания

Необходимо периодически менять и комбинировать закаливающие факторы. Самые полезные и доступные из них – солнце, воздух и вода. Очень действенно сочетание закаливающих процедур и гимнастики.

  • Предупреждаем переохлаждение и перегрев ребенка

Следите за состоянием и настроением малыша во время закаливания. Слишком интенсивные мероприятия могут негативно отразиться на состоянии здоровья ребенка.

  • Не закаливаться во время болезни

Перед началом закаливания стоит проконсультироваться с врачом. Если у закалявшегося ребенка нарушено самочувствие, повышена температура или проведена вакцинация, закаливание стоит пропустить.

  • Закаливаться вместе

Если традиций здорового образа жизни и закаливания придерживается вся семья, ребенок быстро адаптируется и поддерживает родителей.

  • Начинать в любом возрасте

Хотя эффективность закаливание выше при правильной организации быта малыша еще с пеленок, начинать закаливаться можно в любом возрасте.

Виды закаливающих процедур

Закаливание воздухом

Закаливание воздухом – один из самых легких и безопасных методов укрепления здоровья крохи. Именно с него стоит начинать закаливание новорожденных и малышей до года.

Проветривание

С первых дней жизни малыша нужно создавать правильные условия окружающей среды. Для новорожденных комфортной температурой воздуха в помещении считается 22 градуса. Проветривать комнату в зимнее время нужно не менее 4-5 раз в день, причем температура воздуха после проветривания должна снизиться на 1 градус.

При проведении процедуры стоит вынести в другую комнату. Ребят постарше можно постепенно приучать к открытому на короткое время окну. В теплое время года доступ кислорода должен быть постоянным, можно оставлять открытым окно даже в присутствии малыша. Но если проветривание квартиры сквозное, ребенка стоит отвести в другую комнату.

Прогулки

Первые можно совершать уже через несколько дней после выписки из роддома при условии удовлетворительного состояния малыша. Продолжительность прогулки зависит от времени года и температурных условий региона. В среднем первый выход на улицу должен длиться около 20 минут, а продолжительность прогулки постепенно увеличиваться до 1-2 часов.

Стоит отказаться от прогулки с грудничком, если температура за окном опустилась ниже 15 градусов или поднялась выше 30 градусов. Это предупредит возможное переохлаждение и перегрев ребенка.

Для определения минимальной температуры для прогулок грудничка доктор Комаровский предлагает правило: на каждый месяц ребенка прибавляем -5 градусов, но в итоге температура на улице не должна быть ниже 15 градусов.

Воздушные ванны

Самый простой способ закаливания малышей первого месяца жизни – воздушные ванны во время пеленания. Это не займет много времени, ребенка оставляют раздетым на пеленальном столике на несколько минут.

Когда малышу исполнится полгода, продолжительность процедуры увеличивается до 15 минут, а к достижению годовалого возраста – до 30 минут. Хорошие результаты приносят воздушные ванны в летнее время на улице. Для этого нужно поместить коляску с малышом в тени деревьев.

Если ребенок раньше не закаливался, начинать проведение воздушных ванн следует постепенно. Для начала достаточно оголить ручки и ножки, потом по пояс, а затем оставить ребенка полностью раздетым. Длительность первых воздушных ванн не должна превышать 5 минут. Так ребенок учится адаптироваться к изменяющимся условиям внешней среды.

Закаливание детей водой

Способы закаливания детей водой разнообразны, можно подобрать подходящие процедуры для любого возраста.

Закаливание в ванной

Даже новорожденных здоровых детей после консультации педиатра можно начинать закаливать водичкой. Для этого привычную ванну температурой 37 градусов стоит закончить прохладным обливанием заранее подготовленной водой из кувшина. Важно, чтобы вода из кувшина была на 1-2 градуса прохладнее, чем в ванной.

Затем температуру воды в кувшине нужно постепенно понижать на 1 градус каждые 3-5 дней. Но не следует обливать кроху холодной водой ниже 20-26 градусов.

Поливать кроху нужно держа на ладони спиной вверх, начиная со стоп и пяток и заканчивая спинкой вдоль позвоночника и затылком. После процедуры обсушите свое чадо полотенцем и согрейте.

Можно закаливать кроху, не доставая из ванночки. Для этого пересадите малыша в сторону и откройте кран с холодной водой. Когда температура воды в одной части ванны станет на градус ниже, чем во второй, перемещайте младенца из стороны в сторону. Таким образом, купание в прохладной воде чередуется с окунанием в теплую воду. После процедуры обсушите и согрейте малыша.

Обтирание

После достижения ребенком двухмесячного возраста можно вводить следующий метод закаливания – влажное обтирание. Проводят обтирание после пробуждения малыша, учитывая, что после еды должно пройти 60-90 минут. Температура в помещении должна держаться в пределах 20-22 градусов. В летнее время обтирание хорошо проводить на улице.

Проводится закаливающая процедура с помощью махровой рукавицы или полотенца, смоченного прохладной водой 33-35 градусов. Если ребенок с удовольствием принимает процедуру, можно сделать воду холоднее на 1 градус.

Сама процедура заключается в обтирании массажными движениями кожи ребенка. Лучше соблюдать такую последовательность: сначала обтирают ручки и ножки крохи, затем принимаются за живот, грудь и спинку малыша. Заканчивать процедуру лучше обтиранием кожи ребенка сухим полотенцем.

Для полутора годовалых детей идеальной температурой для обтирания считается 28-30 градусов. В возрасте старше 2 лет допустимо охладить воду до 24-26 градусов. Для подросшего малыша возрастом старше 4 лет при регулярном закаливании подойдет вода, охлажденная до 22-23 градусов. Закаливание старших детей, подростков проводят водой ниже 20 градусов.

Обливание

После адаптации ребенка к влажному обтиранию можно начинать закаливание обливанием прохладной водой. Процедуру проводят как во время купания в ванной и приема гигиенических процедур, так и отдельно.

Обливание ручек и ножек малыша

Если ребенок раньше не получал закаливающие процедуры, обливать нужно через 2-3 недели после адаптации малыша к обтиранию. Сперва начните обливать руки и ноги малыша водой 30-32 градусов. После процедуры разотрите кожу крохи до легкой красноты. Температура воды снижается на градус каждую неделю до достижения 20 градусов.

Важно. При проведении обливания водой ребенок должен быть согрет. Если руки и ноги малыша охлаждены, закаливание прохладной водой не имеет смысла, организм не воспринимает изменение фактора окружающей среды.

Контрастное обливание

Можно применять контрастное обливание голеней и ступней крохи. Для этого ножки ребенка поочередно поливают теплой и холодной водой. Обратите внимание, температура теплой воды должна составлять 30-32 градуса, а температура холодной воды должна колебаться в пределах 24-25 градусов и постепенно снижаться.

Одна из разновидностей контрастных процедур – использование тазиков для ног с теплой и холодной водой. Погружение ног в воду осуществляют 3-6 раз.

Ослабленные дети должны заканчивать процедуру окунанием ног в таз с теплой водой, а закаленные – в холодную воду.

Обливание ребенка целиком

После адаптации малыша к частичному обливанию можно приступать к обливанию крохи целиком. Для этого используется емкость с водой или душ. Если ребенок хорошо и давно закаливается, то возможно применение контрастного душа.

Не забывайте, что закаливание должно проходить в игровой форме и не вызывать отрицательные эмоции у малыша. В летнюю знойную погоду хорошо проводить любые методы обливания на улице.

Закаливание солнцем

Солнечные лучи сильно влияют на активность иммунной системы крохи. В небольших дозировках ультрафиолет стимулирует защитные свойства организма ребенка. Но повышенная инсоляция, особенно у детей до 3 лет, может быть опасна.

Недопустимо пребывание на открытом солнце и тем более загорание детей младше 1 года. Кожа крохи не способна вырабатывать достаточное количество защитного пигмента – меланина.

Закаливать солнцем грудничков можно только в тени деревьев. В таком случае солнечные лучи рассеваются и не оказывают вредного воздействия на кожу ребенка. Позаботьтесь, чтобы во время закаливания ребенок мог двигаться, играть с игрушками, и не забывайте одевать на голову малыша панамку.

При температуре воздуха 25-26 градусов и отсутствии ветра можно оставить кроху в трусиках и футболке из тонкой ткани. Через полчаса пребывания на улице при хорошем самочувствии ребенка оголяют на несколько минут. С каждым днем время пребывания крохи без одежды увеличивают на минуту до достижения 10 минут.

Начиная с 3 лет, можно постепенно выводить малыша на солнце. Для закаливания солнечными ваннами лучше подойдет время до полудня и после 16 часов вечера. Важно, чтобы в это время ребенок играл в спокойные игры и не перетруждался. Длительность первой процедуры закаливания солнцем не должна превышать 5 минут. Максимальная продолжительность солнечной ванны в детском возрасте не должна превышать 50 минут.

Недопустимо закаливание солнцем, если температура воздуха поднялась выше 30 градусов.

Очень действенный способ закаливания – купание в водоемах под открытым небом. В этом случае совмещаются все факторы закаливания – солнце, воздух и вода. Этот способ закаливания подойдет детям старше 3 лет.

Для начала процедур предпочтение стоит отдавать утреннему и вечернему периоду. Температура воздуха должна быть не менее 25 градусов, а воды – не менее 23. Обязательно позаботьтесь о наличии пляжного зонтика, тени, где малыш может передохнуть. Начинать закаливание нужно с 15 минут пребывания в воде.

Закаливание и возраст ребенка

Каждую маму интересует вопрос, что нужно делать, чтобы кроха рос здоровым и активным, не навредит ли метод раннего закаливания малышу. На самом деле многие опасения родителей беспочвенны, грамотное закаливание укрепит иммунитет и поможет избежать частых заболеваний.

Для детей до года идеально подходит закаливание воздухом, которое можно проводить при переодевании ребенка. Затем включайте в ежедневное принятие ванн обливание прохладной водой или применяйте влажные обтирания. Не нужно забывать про прогулки, следует правильно подбирать одежду крохе.

Для детей старше 3 лет, кроме вышеупомянутого, можно использовать контрастные процедуры и начинать применять закаливание солнцем. Хорошие результаты в этом возрасте дает комбинация и смена методов закаливания. Закаливание детей и подростков может включать полный набор укрепляющих иммунитет мероприятий.

Заключение

  • Закаливание детского организма – простой и эффективный способ тренировать защитные силы ребенка.
  • Лучше всего начинать приучать ребенка к закаливанию с первого года жизни. Но если вы упустили этот период, не отчаивайтесь – начинать закаливание никогда не поздно. Руководствуясь простыми правилами, можно легко и безопасно повысить устойчивость организма.
  • Для каждого периода жизни ребенка подойдет воздействие определенного фактора окружающей среды.
  • Укрепление иммунитета малыша должно включать в себя не только воздействие физических факторов, но и коррекцию образа жизни всей семьи. Это принесет хороший и длительный результат.

Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению "простудных" заболеваний. Причем закаливание детей дает двойной положительный результат - снижение их заболеваемости и повышение полезной занятости родителей на производстве, что имеет не только социальное, но и существенное экономическое значение. Умывание - самый доступный вид закаливания водой. Детям 4- 5 лет рекомендуется ежедневно умывать не только лицо и руки, но также шею и верхнюю часть груди. Начинать надо тепловатой водой (30-32 °С), постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана. После умывания тело растирают махровым полотенцем до легкого покраснения. Общее обливание (продолжительность от 30 сек до 2 мин) проводят после воздушной ванны. Можно также применять обливание ног. Рекомендуется контрастный метод, когда поочередно используется то горячая, то холодная вода. Обливают обычно стопу и 2/3 голени первоначально в течение 6-8 сек водой с температурой 38 °С, затем здоровых, крепких детей подвергают обливанию в течение 3-4 сек водой с температурой 18 °С, а часто болеющих, незакаленных- 28 °С. В первом случае проводят четырехразовое чередование воды, во втором - трехразовое. Затем ноги растирают полотенцем до легкого покраснения. Обливание проводят обычно после дневного сна.

Прекрасной закаливающей процедурой для детей среднего дошкольного возраста является плавание в бассейне. В последние годы доказана огромная оздоровительная роль регулярных занятий плаванием, благодаря которым в процесс дыхания вовлекается больший, чем обычно, объем легких, что повышает их жизненную емкость и способствует лучшему обогащению крови кислородом.

Такие занятия являются важным фактором профилактики заболеваний органов дыхания. Дети, с которыми систематически занимаются плаванием, становятся жизнерадостными, спокойными, имеют хорошую двигательную активность, завидный аппетит и крепкий сон. Закаливание воздухом детей среднего дошкольного возраста проводится в виде воздушных ванн, которые сочетаются с утренней гимнастикой. Ребенок занимается в легкой одежде (трусы, майка, тапочки) при температуре воздуха в комнате 18-20 °С, после чего умывается холодной водой (руки до локтей и грудь до пояса). Прохладный воздух положительно воздействует на ребенка во время ежедневных 2-3-разовых прогулок на улице при температуре воздуха не ниже -10 °С. Одно из самых эффективных закаливающих средств - солнечные ванны, которые, однако, для детей дошкольного и особенно раннего школьного возраста должны быть строго дозированы (до 1 года вообще не используются). Солнечной ванне должна предшествовать воздушная. Первоначальная длительность солнечной ванны 5 мин, каждый день она может увеличиваться на 1-2 мин.

Лучшая пора для закаливания - лето. Разумно проведенное лето помогает предохранить малыша от простудных заболеваний в холодное время года. Лучше, если отдых ребенка организуется в родных местах с привычными климатическими условиями.

Прогулки на свежем воздухе- также эффективное средство закаливания детей. Особенно полезны они в солнечную погоду в "кружевной тени" (под деревьями). Прохладная погода и дождь не должны быть препятствием для прогулок.

Каждый ребенок нуждается в максимально длительном пребывании на свежем воздухе (в зимнее время не менее 3-4 ч), конечно, при этом не следует нарушать режим. Для прогулки его надо одеть в соответствии с температурой воздуха, влажностью, силой ветра, имея в виду, что при той же температуре влажный воздух холодит больше, чем сухой, а ветер усугубляет охлаждающее действие воздуха.

Во время прогулки не следует закрывать детям нос и рот. Одежда должна быть достаточно теплой, но в то же время легкой, не стесняющей движений. Захваченные с собой на улицу игрушки, лопатки, саночки и т.д. заставляют малыша больше двигаться, бегать. Не следует прекращать прогулки во время болезни ребенка, если врач не отменил их: свежий воздух - хороший помощник в борьбе с инфекцией. Очень важно, чтобы ребенок сам стремился к свежему воздуху, солнцу, воде.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

  • * если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,
  • * если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,
  • * повышенная температура у ребенка.
  • * страх у ребенка перед закаливанием.

Закаливание проводится путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды).

Комплексное планирования повседневного закаливания:

Солнечные (воздушные) ванны Под действием ультрафиолета на кожу, в организме вырабатывается витамин Д, благодаря которому укрепляется костная система. Также солнечные ванны усиливают защитные функции кожных покровов и обмен веществ. Однако пребывание на солнце тоже нужно дозировать, т.к. может быть перегревание организма, а лучший эффект от воздушных ванн получается, когда на коже нет загара. Начинать такую закалку лучше в безветренную и в нежаркую погоду летом, примерно на 3-5 минут, постепенно увеличивая пребывание на 30-35 минут.

Прогулки на свежем воздухе Идеальный вариант для детей дошкольного возраста. С ними в детском саду нужно гулять по 2-3 раз в день от 30 минут до 2 часов. Ребенок на прогулках активен, много и с удовольствием двигается.

Закаливание горла Особенно полезно детям с частыми респираторными заболеваниями. Проводить желательно в первую половину дня с целью гигиенического эффекта и закаливания горла. Следует полоскать горло водой при температуре 33-36?, а затем после привыкания снижать на 1?, каждые 5 дней доведя до 16-18?.

Но если ребенок болен, то снижать температуру через 7 дней. Обтирание Для его проведения используют рукавичку из мягкой махровой ткани. Ее намачивают в теплой воде, затем слегка отжав, делают обтирание рук ребенка, начиная от кончиков пальцев до плеч, после обтирают грудь, потом живот, спину, ноги до паха. Оптимальное время проведения данной процедуры - перед сном. Температура воды при этом должна быть примерно 27?, то есть близкой к температуре голой кожи.

Закаливающее дыхание

Этот вид закаливания укрепляет весь дыхательный тракт. Суть же его заключается в выполнении комплекса игровых упражнений с носом.

Массаж волшебных точек ушей

Этот вид закаливания основан на стимуляции биологически активных точек, расположенных на ушной раковине и связанных рефлекторно почти со всеми органами тела. Массаж этих точек полезен, в частности, для улучшения работы органов дыхания и для защиты организма от простудных заболеваний.

Является доступным для детей всех возростов. Рекомендуется проводить в игровой форме 2-3 раза в день.

«Поиграем с ушками»

1. Организационный момент.

Воспитатель привлекает детей к игре и собирает их вокруг.

2. Основная часть.

Упражнения с ушками.

«Найдём и покажем ушки»

Дети находят свои ушки, показывают их взрослому

«Похлопаем ушками»

Ребёнок заводит ладони за уши и загибает их вперёд сначала мизинцем, а потом всеми остальными пальцами. Прижав ушные раковины к голове, резко опускает их. Пи этом ребёнок должен ощущать хлопок.

«Потянем ушки»

Малыш захватывает кончиками большого и указательного пальцев обе мочки ушей, с силой тянет их вниз, а затем опускает.

«Погреем ушки»

Ребёнок прикладывает к ушкам ладони и тщательно трёт ими всю раковину.

3. Заключительный момент

Дети расслабляются и слушают тишину.

Примечание. Количество повторений каждого упражнения зависти от возраста детей. В среднем это составляет 7-8 раз, для малышей достаточно 5-6 раз. Действия можно сопровождать стихами:

Подходи ко мне, дружок, И садись скорей в кружок. Ушки ты свои найди И скорей их покажи. А потом, а потом Покрутили козелком. Ушко кажется замёрзло Отогреть его так можно. Ловко с ними мы играем, Вот так хлопаем ушами. А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались! Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра. А раз кончилась игра, Наступила ти-ши-на!

Г имнастика после дневного сна :

Во время сна детей воспитатель готовит оптимальные условия для проведения гимнастики: снижает температуру в помещении за счет проветривания.

Проведение гимнастки желательно сопровождать плавной не громкой музыкой. Гимнастика после сна направлена на постепенный переход детей ото сна к бодрствованию. Воспитатель может, начинает проводить ее с проснувшимися детьми, остальные присоединяются по мере пробуждения.

Оздоровительная гимнастика может включать комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений осанки, комплекс дыхательной гимнастики, что очень важно для укрепления иммунитета, профилактики простудных заболеваний и заболеваний верхних дыхательных путей.

Общая длительность оздоровительной гимнастики после дневного сна должна составлять 12-15 минут.

  • 1-й комплекс «Весёлый котёнок»
  • 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища. Согнуть колени, ноги подтянуть к груди, обхватить колени руками, вернуться в и.п.
  • 2. И.П.: лежа на спине, руки в замок за голову, ноги согнуты в коленях. Наклон колен влево, в и.п., наклон колен вправо, в и.п.
  • 3. И.П.: сидя, ноги вместе, руки в упоре сзади. Согнуть ноги в коленях, подтянуть их к груди, со звуком «ф-ф» - выдох, И.П., вдох (через нос).
  • 4. И.П.: то же, одна рука на животе, другая на груди. Вдох через нос, втягивая живот; выдох через рот, надувая живот.
  • 5. И.п.: стоя, ноги врозь, руки внизу. Хлопок в ладоши - выдох; развести ладони в стороны - вдох.
  • 6. И.П.: о.с. Потягивания: достали до потолка, вернулись в и.п.
  • 2-й комплекс « Прогулка по морю»
  • 1. «Потягушки». И.п.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание, и.п.
  • 2. «Горка». И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, опираясь на кисти рук и пятки выпрямленных ног, поднять таз вверх, держать, вернуться в и.п.
  • 3. «Лодочка». И.п.: лежа на животе, руки вверх, прогнуться (поднять верхнюю и нижнюю части туловища), держать, вернуться в и.п.
  • 4. «Волна». И.п.: стоя на коленях, руки на поясе, сесть справа от пяток, руки влево, И.П., сесть слева от пяток, руки вправо, и.п.
  • 5. «Мячик». И.П.: о.с., прыжки на двух ногах с подбрасыванием мяча перед собой.
  • 6. «Послушаем свое дыхание». И.п.: о.с., мышцы туловища расслаблены. В полной тишине дети прислушиваются к собственному дыханию и определяют, какая часть тела приходит в движение при вдохе и выдохе (живот, грудная клетка, плечи волнообразно), тихое дыхание или шумное.
  • 3-й комплекс «Прогулка в лес»
  • 1. «Потягушки». И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, потягивание.
  • 2. «В колыбельке подвесной летом житель спит лесной» (орех). И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, вдох, сесть с прямыми ногами, руки к носкам, выдох, вдох, и.п.
  • 3. «Вот нагнулась елочка, зеленые иголочки». И.П.: стоя, ноги на ширине плеч, руки внизу, вдох, выдох, наклон туловища вперед, вдох, и.п., выдох, наклон.
  • 4. «Вот сосна высокая стоит и ветвями шевелит». И.п.: о.с. вдох, руки в стороны, выдох, наклон туловища вправо, вдох, выдох, наклон туловища влево.
  • 5. «Дети в беретках с ветки упали, беретки потеряли» (желуди). И.П.: о.с., руки за голову, вдох - подняться на носки, выдох - присесть.
  • 6. «Стоит Алена, листва зелена, тонкий стан, белый сарафан» (береза).

И.п.: стоя, ноги на ширине плеч, руки вдоль туловища, вдох, руки через стороны вверх, подняться на носки, выдох, и.п.

  • 4-й комплекс «Дождик»
  • 1. И.п. Сидя, ноги скрестить «по-турецки». Сверху пальцем правой руки показать траекторию ее движения, следить глазами. Капля первая упала - кап!

То же проделать другой рукой. И вторая прибежала - кап!

2. И.П. то же. Посмотреть глазами вверх, не поднимая головы.

Мы на небо посмотрели,

Капельки «кап-кап» запели,

Намочились лица.

3. И.п. то же. Вытереть лицо руками, встать на ноги.

Мы их вытирали.

4. И.П.: о.с. Показать руками, посмотреть вниз.

Туфли, посмотрите, мокрыми стали.

5. И.П.: о.с. Поднять и опустить плечи. Плечами дружно поведем

И все капельки стряхнем.

  • 6. И.П.: о.с. Бег на месте. Повторить 3-4 раза От дождя убежим.
  • 7. И,-.П.: о.с. Приседания. Под кусточком посидим.
  • 5-й комплекс «Прогулка»
  • 1. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, поднять руки вверх, потянуться, руки вперед, и.п.
  • 2. И.П.: лежа на спине, руки вдоль туловища, носки потянуть на себя, и.п.
  • 3. И.П.: сидя, ноги прямые, руки в упоре сзади, развести носки ног в стороны, и.п.
  • 4. «Пешеход». И.П. то же, переступание пальчиками, сгибая колени, то же с выпрямлением ног.
  • 5. «Молоточки». И.п.: сидя, согнув ноги, руки в упоре за спиной, пальчики на носках, удар левой пяткой об пол.
  • 6. И.П.: О.с., руки на пояс, перекат с носков на пятки.

Точечный массаж

Для повышения сопротивляемости организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей рекомендуется проводить точечный массаж особых зон грудной клетки и лица, которые являются важными регуляторами деятельности верхних органов. Точечный массаж повышает защитные свойства слизистых оболочек носа, глотки, гортани, трахеи, бронхов и других органов. Под действием массажа организм начинает сам вырабатывать «лекарства», которые намного эффективнее и безопаснее таблеток. Точечный массаж можно делать самим, а также можно научить детей.

Мария Муралева
Консультация для родителей «Закаливание детей 3–4 лет в домашних условиях»

Консультация для родителей

"Закаливание детей 3-4 лет в домашних условиях ".

Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни , несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры . Предлагаем следующее расписание.

Утром - воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.

После воздушной ванны и гимнастики - умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили - 27 градусов.

До и после умывания - полоскание горла. В первые дни теплой водой - 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее - каждые 7 дней. Если ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой - на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн - от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут - под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.

Ножные контрастные ванны - после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды - 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей - каждые 7 дней , довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.

2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.

3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий . Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.

4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.

5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того , чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам . Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе !

Специальными наблюдениями установлено, что у детей , которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста - катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде - от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить : следите, чтобы он сам поднимался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах ; вначале - правильно стоять на них, затем - ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься - по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут) .

Купание и плавание.

Купание в открытом водоеме - наиболее эффективная закаливающая процедура . Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален - не ниже 24 , в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите - не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» - сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань» . Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно) .

«Кто скорее» . Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.

«Кто выше» . Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.

«Спрячься под воду» . Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» - выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья» . Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.

«Мельница» . Грести руками в воде : одна рука гребет, другая проносится по воздуху.

«Поплавок» . Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.

«Медуза» . После того, как малыш научится делать «поплавок» , выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.

«Ножницы» . Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.

Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале - не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап - научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие, затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,- не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,- применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным : в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно - надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной - и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.

Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя .

Осторожность, постепенность, систематичность - три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка .

От трех до шести

Этот возраст называется дошкольным — раннее детство уже позади, начинается этап, предшествующий поступлению в школу.
Тем, кого родители начали закаливать с первых дней жизни, несомненно, будет легче учиться, им не придется пропускать занятия из-за частых насморков и ангин. Но и приступив к закаливанию ребенка в три-четыре года и даже в пять-шесть лет, можно успеть очень много.

В течение дня — обязательно!

В режим дня ребенка с той - же обязательностью, как еда, сон, прогулки, должны войти и закаливающие процедуры. Предлагаем следующее расписание.

  • Утром — воздушная ванна в течение 15 минут; из них 6-7 минут советуем делать гимнастику.
  • После воздушной ванны и гимнастики — умывание до пояса водой, температура которой 16-14 градусов, а если прежде водных процедур не проводили — 27 градусов.
  • До и после умывания — полоскание горла. В первые дни теплой водой — 36-33 градуса; через каждые 5 дней снижать ее температуру на 1 градус, доведя до 18-16. Эта процедура особенно полезна ослабленным, часто болеющим детям. Исходная температура воды для них та же, но снижать ее надо медленнее — каждые 7 дней. Бели ребенок заболел, полоскание не прекращают, но снижать температуру воды не следует. Лучше даже полоскать горло водой более теплой — на один градус выше, чем до заболевания.

Самое благоприятное время для солнечных ванн — от 8 до 11 часов, длительность до 30 минут, но в два приема. Полежал ребенок 5-15 минут на солнышке, потом отдохнул в тени и снова на 5-15 минут — под прямые солнечные лучи.

Закаленному ребенку можно утреннее умывание до пояса заменить общим обливанием или душем; или, встав с постели, пусть умоется и вымоется до пояса, а обливание сделайте после солнечной ванны.
Ножные контрастные ванны — после дневного сна.

Эту процедуру можно заменить обливанием ног. Начальная температура воды — 28 градусов, понижая ее каждые 8-4 дня (для ослабленных детей — каждые 7 дней), довести до 16 градусов.

Все закаливающие процедуры лучше проводить утром и днем, около 9 и 15 часов. Исследования показали, что в это время суток у детей дошкольного возраста лучше развиваются приспособительные реакции к колебаниям температуры.

Основные правила закаливания ребенка

1. Приступать к закаливанию можно в любое время года.
2. Закаливание эффективно только тогда, когда его проводят систематически; без постоянного подкрепления достигнутые результаты снижаются.
3. Нельзя резко увеличивать продолжительность и силу закаливающих воздействий. Нарушение принципа постепенности может вызвать переохлаждение и заболевание ребенка.
4. Закаливающие процедуры нельзя начинать, если ребенок болен.
5. Эффективность закаливающих процедур увеличивается, если их проводят комплексно.

6. Процедура должна нравиться ребенку, вызывать положительные эмоции.

Вместе с мамой и папой

Известно, что дети любя подражать взрослым, и будет очень хорошо, если эту способность ребенка родители используют для того, чтобы воспитать у него прочную привычку к гимнастике и закаливающим процедурам. Утреннюю зарядку дети и родители могут делать вместе!

Специальными наблюдениями установлено, что у детей, которые даже только три раза в недели (осенью и зимой соответственно одетые) выполняют гимнастические упражнения на воздухе, снижается активность бактериальной флоры носоглотки, иными словами, им начинают меньше угрожать острые респираторные заболевания.

К 4 году ребенок уже заметно выносливее, чем на третьем. Он может, например, непрерывно идти пешком от 20 до 40 минут. Приучайте его к ходьбе! Прогулка с мамой и папой за город, в парк оставит у него радостные впечатления и будет очень полезной.

Одно из самых любимых летних занятий детей этого возраста — катание на велосипеде. В 3-4 года малыши легко овладевают трехколесным, а с 5 лет и двухколесным. Длительность непрерывного катания на велосипеде — от 15 до 30 минут.

Зимой детей всегда привлекает катание с гор на санках. Очень хорошо! Пусть только ребенок, согласно известной русской поговорке, полюбит и саночки возить: следите, чтобы он сам подымался с ними в гору! Так он и не озябнет, и физическая тренировка будет эффективнее.

С 4-5 лет учите детей ходить на лыжах; вначале — правильно стоять на них, затем — ходить без палок, и, только когда они хорошо овладеют этим умением, можно вручить им палки.

Малыша 4-5 лет можно поставить и на коньки. Вначале он будет уставать уже через 10-15 минут, но чем увереннее он начнет чувствовать себя на льду, тем дольше сможет кататься — по 40-60 минут (с перерывами каждые 20 минут).

Купание и плавание

Купание в открытом водоеме — наиболее эффективная закаливающая процедура. Многие родители сейчас с успехом учат плавать в домашней ванне грудных младенцев. Детей раннего возраста обучают плаванию в бассейнах детских поликлиник. Но если ваш ребенок не стал пловцом, используйте лето, чтобы научить его держаться на воде.

Конечно, малыш может начинать купаться при температуре воздуха не ниже 25 градусов (если он закален — не ниже 24), в безветренные дни и только в чистом водоеме, с пологим песчаным берегом, где нет коряг, водорослей, камней. Научите его спокойно входить в воду, не бояться открыть глаза в воде. Пусть поиграет с мячом, пробует окунуться, а вы, стоя рядом, помогите ему сохранить равновесие. И следите — не холодно ли ему? Если появилась «гусиная кожа» — сейчас же на берег, вытереться и согреться на солнышке!

После первого знакомства с водой уже возможны игры-задания, подготавливающие к плаванию.

«Достань». Ребенок должен быстро отыскать игрушку или камень, положенный на дно (на мелководье, конечно).
«Кто скорее». Войти в воду по пояс, повернуться лицом к берегу и по команде быстро выбежать на берег.
«Кто выше». Присесть и выпрыгнуть из воды как можно выше.
«Спрячься под воду». Окунуться с головой, не зажимая носа и рта руками.

Предварительно объясните ребенку, как правильно дышать в воде. Пусть он, сделав короткий вдох, опустит лицо в воду и медленно выдыхает через рот, как будто дует на горячий чай, но так, чтобы на поверхности воды образовались маленькие пузырьки. На счет «раз» вдох над водой, на «два, три, четыре, пять» — выдох в воду. Повторив это упражнение 12-16 раз, можно приступить к следующему этапу подготовительных упражнений.

«Полоскание белья». Войти в воду, чтобы она была чуть ниже пояса, поставить ноги врозь, нагнуться, опустить руки в воду и проделать ими движения влево-вправо, вперед-назад.
«Мельница». Грести руками в воде: одна рука гребет, другая проносится по воздуху.
«Поплавок». Стоя в воде, сделать вдох, задержать дыхание, присесть, погрузившись под воду, обхватить руками колени, а подбородок прижать к груди. Вода вытолкнет ребенка на поверхность.
«Медуза». После того, как малыш научится делать «поплавок», выполнив это упражнение, развести руки и ноги в стороны.
«Ножницы». Сесть у берега в мелководье и двигать выпрямленными ногами вверх-вниз.
Если в течение нескольких дней ребенок освоится с этими упражнениями и делает их с удовольствием, попробуйте положить его грудью на резиновый круг, руки вытянуты вперед. Ударами ног по воде сверху вниз поддерживается равновесие, и ребенок плывет. Вначале — не погружая лица, потом уже выдыхая в воду, а для вдоха поворачиваясь лицом в сторону.

Следующий этап — научиться лежать на спине. Пусть стоя спиной к берегу, ребенок медленно присядет, так, чтобы подбородок касался воды, вытянутыми в стороны руками поддерживает равновесие и натает затем отклонять голову назад, погружая затылок в воду и постепенно принимая лежачее положение. Помогая себе движениями кистей рук, он будет лежать на воде.

Если это сразу не получается,— не беда, на первых порах слегка поддерживайте начинающего пловца.

Остается научиться скользить на груди. Войдя в воду, ребенок должен повернуться лицом к берегу, присесть, вытянуть руки ладонями вниз и, сделав вдох, оттолкнуться от дна. Покажите ему, как можно в положении, напоминающем стрелу, проплыть к берегу; затем научите его делать попеременные греб» руками и быстрые движения ногами.

Терморегуляционные механизмы ребенка тренируются под воздействием и сильных, но кратковременных охлаждений и относительно слабых, до более длительных. Кроме того, исследователи установили, что закаливание наиболее эффективно в том случае, когда охлаждаются не только отдельные участки тела, но и все тело. Это значит, что одни только контрастные ножные ванны или одни обливания при всей их пользе не дадут максимального эффекта. Хотите, чтобы ваш ребенок рос крепким,— применяйте весь комплекс, о котором мы рассказали!

Если вы закаляете ребенка не первый год, можно рекомендовать сочетание водных процедур с последующими воздушными ваннами сначала в комнате, а летом и на открытом воздухе. После обливания или душа не вытирайте ребенка досуха. Удалите лишь крупные капли воды легкими прикосновениями махрового полотенца. Пусть он обсохнет, оставаясь обнаженным: в результате испарения влаги происходит дальнейшее охлаждение тела.

Но допускать, чтобы ребенок дрожал, нельзя. Если ему холодно — надо сделать легкий массаж, растереть его полотенцем. В течение нескольких дней повторите обливание с последующей воздушной ванной — и ребенок привыкнет к этому, дополнительного согревания не потребуется.
Напоминаем, это процедура сильнодействующая, и начинать с нее закаливание нельзя.

Осторожность, постепенность, систематичность — три принципа, которых надо неукоснительно придерживаться, закаливая ребёнка.

При использовании материалов статьи обязательна активная гиперссылка на источник -

Как известно, закаливание - это своего рода тренировка способностей организма приспосабливаться с помощью естественных природных факторов, а именно: воды, воздуха, солнца.

Также в качестве закалки используются закаливающие диеты. Как правило, одним способом закаливаться трудно, так как наиболее благотворно на организм человека, в частности ребёнка, влияет именно синтез различных факторов. Закаливание ребёнка 4 лет также должно быть разнообразным. Главное помнить, что если Вы начинаете закалку с нуля, то делать её нужно плавно.

Одним из самых эффективных видов закаливания является закаливание водой. Укрепление иммунитета достигается холодными ваннами и купаниями, контрастным душем и влажными обтираниями. При этом закаливание ребёнка в 4 года предусматривает температуру воды около 26°С. Постепенно снижая её на градус, Вы дойдёте до 17-18°С. Продолжительность обтирания влажным полотенцем и душа не должна превышать 1-2 минуты.

Эффективно закаливание ребёнка в 4 года и в форме контрастного обтирания. При этом используется вода температурой 4-6°С и 40-41°С. Кроме того, четырёхлетнему ребёнку полезны будут полоскания рта и горла отварами лечебных трав комнатной температуры, которую следует постепенно снижать на градус.

Не менее эффективно и закаливание воздухом. Благотворное действие связано с разницей его температуры и температуры тела ребёнка. Закаливание ребёнка 4 лет таким образом, заключается в принятии воздушных ванн. В тёплое время года они проводятся на улице, в холодное - в комнате. Начинать такое закаливание нужно, раздевшись до майки, трусов и носков. Через две недели после начала можно закаливаться в одних трусах. Проводить ванны нужно через полтора часа после принятия пищи, а заканчивать за полчаса до принятия. Наилучшее время для таких процедур - это период с 9 до 12. Температура воздуха должна быть не ниже 12°С и не выше 27°С. Продолжительность процедур для четырёхлетнего ребёнка не должна превышать 40 минут.

Очень полезны для ребёнка прогулки и подвижные игры на свежем воздухе. Начиная с четырёхлетнего возраста можно начать практиковать и сон на свежем воздухе. При этом температура воздуха должна быть в пределах 20-25°С. К этому времени дети уже должны быть закалены обтираниями, холодными душами и т.д.

Продолжительность принятия солнечных ванн очерчена теми же временными рамками, что и воздушные. Однако в этом виде закаливания необходимо иметь при себе платок или панамку для покрытия головы, во избежание солнечного удара. Также важно, чтобы во время закаливания происходило облучение всех частей тела. Закаливание рёбёнка 4 лет таким способом гарантирует насыщение растущего организма столь необходимым ему витамином D.

Как Вы уже убедились, в укреплении детского организма, по сути, нет ничего сложного. Нужно лишь ответственно подходить к делу, выполняя ежедневные нормы и держа под контролем процесс. Важно знать, что начинать закалять ребёнка в любом возрасте нужно лишь тогда, когда он абсолютно здоров. Идеальным временем года для начала закаливания является лето, однако это непринципиально. Только учтите, что если Вы решили начать закалять ребёнка осенью или зимой, нужно быть крайне осторожным и особенно соблюдать плавность и постепенность. Обязательно придерживайтесь систематичности, не делая поблажек ребёнку, решившему полениться и пропустить один день обливаний или обтираний. Такой, на первый взгляд незначительный пропуск приведёт к снижению реакции детского организма на неблагоприятные условия окружающей среды.