Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Возрастные особенности детей. Консультация для родителей средней группы

Источник расширения кругозора ребенка, развития его представлений о мире — наблюдения.

Поэтому важно заботиться о том, чтобы его опыт был как можно более разнообразным. Гуляйте с ребенком по городу, ходите на экскурсии. Учитывайте реальные познавательные интересы детей! Мальчиков, например, скорее будут интересовать подробности устройства автомобиля, чем домашнее хозяйство.

С четырех лет кругозор ребенка расширяется не только в ходе практических наблюдений и экспериментирования, которые доминировали в младшем дошкольном возрасте, но и через рассказ. Уделяйте достаточно времени познавательным беседам с детьми. Начинайте читать им не только художественную, но и познавательную литературу. Благодаря Вашим рассказам, просмотру познавательных телепередач, видеофильмов ребенок отрывается от мира «здесь и сейчас». Он активно интересуется животными, которых видел только по телевизору или на картинке, слушает рассказы об океане и о пустыне, о других странах и людях, которые в них живут, и т. п. Дети также с удовольствием слушают истории из жизни родителей или других людей.

Четырехлетний ребенок часто задает вопрос «почему?». Ему становятся интересны внутренние связи явлений, и прежде всего причинно-следственные отношения. Разумеется, его пониманию пока доступны лишь наиболее наглядные и несложные примеры таких зависимостей.

Отвечая на вопрос ребенка, не пускайтесь в пространные и чрезмерно научные объяснения. Постарайтесь сформулировать мысль как можно более лаконично. Иногда достаточно просто рассказать о связи одного явления с другим. Например, на вопрос, откуда взялась молния, достаточно ответить: «Тучи столкнулись друг с другом», не вводя понятие статического электричества. Но объяснение всегда должно быть правильным с научной точки зрения и содержать достоверную информацию.

Дети пробуют выстраивать и первые собственные умозаключения. Например, четырехлетний малыш стоит на диване и поочередно бросает на пол кубик, мячик, медвежонка. Затем сам спрыгивает с дивана и задает вопрос: «Так это что, все будет вниз падать, если его отпустить?»

Внимательно выслушивайте все детские рассуждения и не торопитесь вносить в них свои коррективы. В этом возрасте важна не правильность вывода, а само стремление малыша рассуждать и думать.

Проявляйте уважение к его интеллектуальному труду. Шутки и насмешливый критический тон при обсуждении мыслей ребенка недопустимы.

У некоторых детей негромкая речь «для себя», так называемое приборматывание по ходу деятельности, ярко выраженное в младшем возрасте, еще сохраняется. Это помогает малышу организовать и спланировать свою деятельность. Не следует запрещать детям негромко проговаривать свои действия в ходе работы.

Наряду с интересом к реальным причинным связям явлений ребенок четырех лет обретает способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например замок принцессы, саму принцессу и принца, события, волшебников и т. п. Игра в бытовую ситуацию — поход в магазин, посещение доктора, приготовление обеда для семьи — воспроизводит опыт ребенка и задействует его память и репродуктивное, воспроизводящее воображение, в то время как игра в волшебный сюжет требует активной работы продуктивного, созидающего воображения. Эти два вида игры не заменяют друг друга.

Читайте и рассказывайте детям сказки . Не спешите показывать иллюстрации (особенно низкого художественного качества). Пусть каждый представит себе Красную Шапочку по-своему. Пусть работает воображение детей.

В сказках даны эталонные представления о добре и зле. Такие представления становятся основой формирования у ребенка способности давать оценку собственным поступкам. В сказках должны быть отчетливо выделены хорошие и плохие действующие лица.

Дети этого возраста обожают переодеваться и наряжаться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше разнообразной одежды: перчатки, веера, бусы, браслеты и другие предметы, которые можно использовать для игры в «волшебный мир». Некоторые дети с удовольствием представляют себя эстрадными артистами, изображают пение с микрофоном и танцуют.

Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро и резко утомляется, становится более психически вынослив (что связано и с возрастающей физической выносливостью). В целом четырехлетка — жизнерадостный человек, который преимущественно пребывает в хорошем расположении духа.

Сверстник становится интересен как партнер по играм. Ребенок страдает, если никто не хочет с ним играть. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом определяется тем, какие оценки ему дадут воспитатели. Например, дети не хотят играть с девочкой, которую постоянно ругают за то, что она медленно ест, хотя это обстоятельство не имеет отношения к ее возможностям как игрового партнера.

Негативные оценки можно давать только поступкам ребенка, а не ему самому и только с глазу на глаз, а не при всех.

Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Таким образом, появляются первые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего налаживается взаимопонимание.

Участие взрослого в играх детей полезно при выполнении следующих условий:

Дети сами приглашают взрослого в игру или добровольно соглашаются на его участие;

Сюжет и ход игры, а также роль, которую взрослый будет играть, определяют сами дети;

Характер исполнения роли также определяется детьми: «Ты будешь дочка. Ты не хочешь есть суп. А я тебя буду ругать!»;

Недопустимо диктовать детям, как и во что они должны играть, навязывать им свои сюжеты.

Развивающий потенциал игры заключается именно в том, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность. В своих ролевых играх дети любят строить дом. Давайте им возможность, используя мебель и ткани, создавать домики, укрытия, пещерки.

Четырехлетние дети обожают путешествия и приключения. Совершайте с ними прогулки за пределы двора и знакомой детской площадки. В теплое время года можно устраивать маленькие походы и пикники. Расширяйте опыт ребенка за счет посильных экскурсий. Водите его смотреть здания необычной архитектуры, памятники, красивые уголки природы. Выходите, если есть возможность, к реке или пруду, наблюдайте жизнь его обитателей. Расширяйте представления детей о труде взрослых. Проводите экскурсии на стройку, в магазин, парикмахерскую, в Сбербанк, на почту и т. п.

К пяти годам многие начинают проявлять активный интерес к буквам и цифрам. Не тормозите искусственно процесс развития ребенка, однако не следует ставить задачу как можно скорее научить его читать. Занятия чтением должны согласовываться с темпом запоминания и степенью заинтересованности малыша в таких занятиях.

Правила позитивного общения с ребёнком:

  • Безусловно, принимать и уважать ребенка.
  • Если вы рассержены на ребенка, нужно выражать свое недовольство, но не ребенком в целом, а его отдельными действиями.
  • Можно осуждать действия ребенка, но не его чувства. Раз чувства у него возникли, значит, для этого есть основания.
  • Недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастает в непринятие ребенка.
  • Активно выслушивайте его переживания и потребности.
  • Будьте (читайте, играйте, занимайтесь) вместе.
  • Не вмешивайтесь в занятия, с которыми он справляется.
  • Помогите, когда он просит.
  • Поддерживайте успехи.
  • Делитесь своими чувствами.
  • Конструктивно разрешайте конфликты.
  • Используйте в повседневном общении приветливые фразы.
  • Обнимайте не менее 4-х, а лучше по 8 раз в день.
  • Радуйтесь вашему малышу!


ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА

Ребёнок заметно изменился, у него развиваются ловкость и координация движений. Дети могут вычленять в сложных объектах простые формы. У них возрастает объём памяти. Начинает складываться произвольное запоминание: ребёнок помнит поручения взрослых и запоминает небольшие стихи. Начинает развиваться образное мышление.

Им доступна сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут, способность удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие. Речь становится предметом активности детей.

Основные достижения этого возраста связаны с развитием игровой деятельности – появлением ролевых и реальных взаимодействий; развитием изобразительной деятельности, образного мышления и воображения, памяти, внимания, речи, познавательной мотивации.

Психические особенности ребёнка 4-5 лет

Непроизвольность психических процессов сохраняется уде­тей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразова­ниями являются два: в основном завершение процесса формиро­вания активной речи и выход сознания за пределы непосредст­венно воспринимаемой действительности.

Возраст 3 лет остался позади, дети стали более эмоциональ­но устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по игре. Мнение сверстника приобретает особую значимость. Поэтому желатель­но организовывать формы взаимодействия детей, предполага­ющие сотрудничество, а не соревнование. Отрицательная оцен­ка, если она неизбежна, может прозвучать только в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребен­ка, не слышит.

Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.

Средний возраст совершенно особый по отношению, как к предыдущему, так и к последующему. Самым эффективным способом сделать информацию привлекательной для ребенка четырех-пяти лет является «одушевление». В этом возрасте, как ни в каком другом, дети с удовольствием слушают волшебные сказки.

В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей до­школьного возраста:

Мышление носит наглядно-образный характер;

Дети проявляют интерес к волшебным сказкам и легче вос­принимают и запоминают информацию, если она касается кого-то живого.

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4-5 лет».

«Возраст «почемучек».

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, - когда совершенствуется его фонематический слух, цветоразличение, острота зрения, восприятие формы предметов, ориентировка в внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени.

От манипуляции с предметом дети переходят к ознакомлению с ним на основе зрительного восприятия, при этом «рука учит глаз» (движение руки по предмету определяет движение глаз) . Зрительное восприятие часто становится одним из основных процессов непосредственного познания предметов и явлений. В этом возрасте формируется умение рассматривать предметы.

Рассматривая новые предметы (растения, камни и т. д.), ребенок не ограничивается простым зрительным ознакомлением, а переходит к осязательному, слуховому и обонятельному восприятию - сгибает, растягивает, царапает ногтем, подносит к уху, встряхивает, нюхает предмет, но часто еще не может назвать его, обозначить словом. Активная, разнообразная, развернутая ориентировка ребенка по отношению к новому предмету стимулирует появление более точных образов. Действия восприятия развиваются благодаря усвоению системы сенсорных эталонов (геометрических форм, цветов спектра, величину, вес, температуру, свойство поверхности и др.). Здесь очень важно как можно больше играть с ребенком. Идете по улице и называете, каким цветом проехала машина, какой формы дом, какой снег на ощупь и т. д.

Восприятие сочетается с практическими действиями, они как бы помогают друг другу. Сенсорное воспитание следует осуществлять во всех видах деятельности : манипуляций с предметом, бытовой, трудовой, конструктивной и т. д.

Ведущее значение в развитии сенсорных процессов ребенка приобретает речь. Называя признаки предметов, ребенок тем самым выделяет их. Обогащение детской речи словами, обозначающими признаки предметов, отношения между ними, способствуют осмысленному восприятию.

Ребенок ориентируется в окружающем не только на основе восприятия. Важную роль в данном процессе начинают играть образы памяти. Память наиболее интенсивно развивается в этом возрасте. Ребенок без особых усилий запоминает множество различных слов и словосочетаний, стихотворений, сказок. Однако ребенок еще не ставит перед собой цели сознательно что-либо запомнить и не использует для этого специальных средств. Материал запоминается в зависимости от деятельности, в которую он включен.

Здесь особо следует выделить несколько видов деятельности, в которых развивается память ребенка. Это речевое общение, восприятие литературных произведений и сюжетно-ролевая игра. Поэтому как можно больше общайтесь со своим ребенком, читайте ему книжки, рассказывайте стихи.

Мышление в этом возрасте отличается качественным своеобразием. Ребенок - реалист, для него реально все, что существует. Поэтому ему трудно различать сновидения, фантазии и реальность. Он эгоцентрист, так как еще не умеет видеть ситуацию глазами другого, а всегда оценивает ее со своей точки зрения. Все окружающие предметы способны думать и чувствовать, как и он сам. Именно поэтому ребенок укладывает спать куклу и кормит ее. Рассматривая объекты, как правило, выделяет один, наиболее яркий признак предмета, и ориентируясь на него, оценивает предмет в целом. Его интересуют результаты действия, однако он еще не умеет прослеживать процесс достижения этого результата. Он думает о том, что есть сейчас, или о том, что будет после этого момента, но еще не способен понять, как было достигнуто то, что он видит.

Дети легко теряют цель. Способность к целеполаганию находится еще в стадии своего становления : дети испытывают значительные трудности при необходимости самостоятельно ставить новые цели. Они легко прогнозируют ход лишь тех событий, которые неоднократно наблюдали.

Речь начинает выполнять контролирующую функцию

Развитие речи идет в нескольких направлениях :

Совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми;

Речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления.

Рост словарного запаса непосредственно зависит от условий жизни и воспитания, индивидуальные особенности здесь наиболее заметны, чем в любой другой области психического развития.

ВАЖНО

Знакомить с новыми названиями предметов, их качеств, деталей, с обобщающими наименованиями; побуждать при сравнении пользоваться словами с противоположным значением.

Формировать умение устанавливать связи между назначением предмета и его формой, структурой, материалом, из которого он сделан; учить пользоваться предметами в соответствии с их назначением и приспосабливать вещи для разных нужд.

Средний дошкольный возраст - это период, когда начинают формироваться основные структуры личности ребенка, ответственные за его произвольное моральное поведение. В этом возрасте формирование личного отношения к соблюдению моральных норм выходит на первый план.

В этом возрасте ребенок слушает мнение других людей. Оценивает других на основе оценок старших и своего отношения к оценкам («Хороший всегда поступает правильно, а плохой - плохо» ).

К пяти годам ребенок может оценить поступок, который он совершил, с точки зрения его последствий для физического и эмоционального состояния другого человека и самого себя. Ему становится понятен смысл рассуждения : «Если я сделаю плохо другому, то будет грустно и неприятно ему и мне; если я поступлю хорошо - нам обоим будет радостно». У ребенка складываются интересы и ценностные ориентации, предпочтения определенных видов деятельности и способов поведения, характерные для мальчиков и девочек (например, «девочки играют в куклы, а мальчики в машины» и др.) .

Детям важно не быть носителем плохих качеств (они часто говорят : «Я не жадный» , а не «Я добрый» ). Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть, что терять. Если же ребенок не накопил положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно» .

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также от того, что раньше обозначалось словами «ты должен» . Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Взрослый должен объяснить, почему и что «мы сейчас должны» .

ВАЖНО

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства, распознавать связь между отчетливо выраженным эмоциональным состоянием и причиной, вызвавшей это состояние (Я рассердилась, потому что ты капризничаешь) .

«Я - хороший!» ).

Особенности возраста

Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

Повышенная познавательная активность.

Умение подчинять свое поведение правилам в игре.

Интерес к другому ребенку как к своему отражению. Чаще видит в другом отрицательные черты. Происходит рефлексия своих поступков через реакцию другого ребенка.

Появление осознанности собственных действий.

Новообразования

Контролирующая функция речи.

Появление элементов творческого воображения в сюжетно-ролевой игре.

Появление элементов произвольности.

Появление внеситуативно - личностной формы общения со взрослым.

Цели и задачи для взрослых

1. Создавать условия для развития творческого воображения.

2. Продолжать формировать умение подчинять свои действия правилам, усложняя деятельность через увеличение количества правил.

3. Создавать условия для проявление познавательной активности.

4. Способствовать проявлению эмоциональной отзывчивости.

5. Создавать условия для перехода детей от соучастия к сотрудничеству в разных видах деятельности.

Родитель - пример для подражания.

Важно!

Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я - хороший!» ).

Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты - плохой).

Отдалять от себя ребенка.

Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

Оставлять вопросы детей без ответа.

Консультация для родителей

«Возрастные особенности детей 4– 5 лет»

Цель: познакомить родителей с возрастными особенностями детей 4-5 лет, дать рекомендации по воспитанию детей.

Детям исполнилось 4 года, они перешли в среднюю группу. Мы замечаем в их поведении и деятельности много новых черт, которые проявились в интеллектуальном, физическом и эмоциональном развитии. Что же меняется в наших детях в возрасте 4-5 лет?

Игра.

Игра по-прежнему, ведущая деятельность дошкольника. В среднем дошкольном возрасте игры становятся совместными, в них включается все больше детей, появляются ролевые взаимодействия. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Игровые действия начинают выполняться не ради самих игр, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Дети уверенно действуют в соответствии со своей ролью. Детские ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок знаком по собственному жизненному опыту. В центре внимания ребенка оказываются отношения людей, связанные с конкретными предметными действиями, благодаря которым дети усваивают человеческие взаимоотношения. Преобладает однополое игровое общение. Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые сюжеты, игры в «принцесс». Мальчики интересны игры в «военных, строителей, моряков». Многие предметы в игре заменяются условными, возникает символическая игра. Например, простой кубик может представлять различные предметы, в зависимости от тематики игры. Действия в игре становятся свернутыми, короткими, уходят повторы, одно действие сменяется другим. Особая роль в игре отводится точному соблюдению правил, здесь впервые появляется лидерство.

Символической формой игровой индивидуальной деятельности дошкольников является изобразительная деятельность. В рисование постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок постепенно переходит к изображению того, что помнит, знает и придумывает сам. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения

Также появляются игры – соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. В таких играх формируется и закрепляется мотивация достижения успеха.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Восприятие.

Дети оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку - величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Разбирают и складывают трехсоставную и четырехсоставную матрешку, пирамидку, складывают разрезную картинку из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Память.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают 5-6 предметов или картинок. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение.

Мышление.

В среднем дошкольном возрасте наиболее характерно для ребенка формой мышления является наглядно-образное, которое определяет качественно новую ступень в его развитии. В этом возрасте ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах.

Наглядно-образное мышление в дошкольном детстве является основным и к старшему дошкольному возрасту становится более обобщенным. Дети могут понимать сложные схематические изображения, представлять на их основе реальную ситуацию и даже самостоятельно создавать такие изображения. На основе образного мышления в дошкольном возрасте начинает формироваться словесно-логическое мышление, которое дает возможность ребенку решать задачи, усваивать более сложные элементарные научные знания. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Примечательной особенностью детей является фантазирование. Яркость фантазий расширяет рамки умственных возможностей детей. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. К 4 - 5 годам в процесс воображения включается планирование. Ребенок планирует один шаг своих действий, выполняет его, видит результат, а затем планирует следующий шаг. Можно сказать, что изменяется системное место воображения в общей структуре сознания ребенка. Ребенок дошкольного возраста становится способен действовать в плане общих представлений.

Внимание.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная. интересная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

Речь.

Речь становится предметом активности детей, улучшается произношение звуков и дикция. Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Используют обобщенные слова, называют животных и их детенышей, профессии людей, части предметов. Пересказывают знакомые сказки с помощью взрослых. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении со взрослым становится внеситуативной. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации.

Общение со взрослыми и сверстниками.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает интерес. Детей в возрасте 4-5 лет называют любознательными почемучками, они активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. Нередко ребенок многократно обращается с одним и тем же вопросом к взрослому, чтобы докопаться до волнующей его темы. У детей этого возраста пробуждается интерес к правилам поведения, о чем говорят многочисленные жалобы воспитателю, о том, что кто-то делает что-то не правильно или не выполняет какое-то требование. На уровне познавательного общения дети испытывают острую потребность в уважительном отношении со стороны взрослого.

Активно проявляется стремление к общению со сверстниками. Характерна избирательность в общении, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел.

В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность, что оказывает влияние на развитие образа Я ребенка.

Эмоциональная сфера.

Идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими перерастает в более сложное чувство симпатии и привязанности. Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оценкам и отношению к ним взрослых. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Они радуются похвале, но на неодобрение и замечание часто реагируют очень эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4-5 лет- это не проявление индивидуальности, а особенность возраста. На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности.

Детские страхи.

В возрасте 4-5 лет многие дети боятся сказочных персонажей (Бабу Ягу, Кощея, воображаемых чудовищ). Это возрастные страхи и носят временный характер.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, ранимости, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

Что мы можем сделать для поддержки и полноценного развития ребенка в этом возрасте?

    Уделяйте время для познавательных бесед с ребенком. Читайте им познавательную литературу. Четырехлетний ребенок часто задает вопрос:"Почему? "Ему очень интересно познавать окружающий мир, обсуждать с Вами увиденное, слушать Ваши рассказы о морях и океанах, животных, истории из жизни людей.

    Отвечая на вопросы детей, не пытайтесь объяснить все научно. Постарайтесь формулировать мысль более простым языком. Например, на вопрос ребенка о том, почему бывает гроза, вы не говорите о статическом электричестве, достаточно сказать, что тучи столкнулись друг с другом.

    Дети этого возраста обожают наряжаться переодеваться. Предоставьте в их распоряжение как можно больше одежды и всяких предметов. Дети с удовольствием перевоплащаются, играют роли, представляя себя врачом, артистом, певцом. Изображают пение, танцуют, лечат друг друга.

    Сверстник становится интересен как партнер по играм. Участие взрослого полезно, если дети сами его приглашают в игру или добровольно соглашаются на его участие. Сюжет и ход игры дети определяют сами, а так же распределяют роли. Это плюс игры, что это единственная самостоятельная, организуемая детьми деятельность.

    В этом возрасте дети обожают путешествовать. Побольше гуляйте с ними за пределами садика. Водите в интересные места.

    После 4 лет ребенок начинает интересоваться буквами, цифрами. Но не загружайте сильно ребенка. Недостатки воспитания к этому возрасту оформляются в устойчивые неприятные черты характера. Оценивайте поступок ребенка, а не его личность в целом.

Памятка для родителей

Родитель – пример для подражания.

Важно!

Поддерживать высокую общую самооценку личности ребенка («Я – хороший! ») .

Отвечать на все вопросы детей полно и доступно.

Воспитывать интерес, внимание и доброжелательное отношение к окружающим.

Побуждать детей открыто и искренне выражать свои чувства.

Объяснять детям на доступном им языке моральные нормы и правила поведения.

Хвалить за проявления самостоятельности, инициативы.

Рассматривать и сравнивать различные предметы, выделяя их признаки и свойства.

Нельзя!

Давать резкие негативные оценки личности ребенка (ты – плохой).

Отдалять от себя ребенка.

Игнорировать инициативу ребенка, когда он показывает собственные достижения.

Оставлять вопросы детей без ответа.

Консультация для родителей .

« Особенности развития ребенка 4-5 лет».

У ребенка пятого года жизни появляется ряд новых черт в поведении и деятельности, которые проявляются в физическом, интеллектуальном, социально-эмоциональном развитии. Движения его становятся более уверенными и разнообразными. Ребенок испытывает острую необходимость в движении, все более активно стремится к познавательному, и это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Он уже способен анализировать объекты одновременно по 2-3 признакам: цвету и форме; цвету, форме и материалу и т.п. Внимание становится все более устойчивым. В среднем возрасте интенсивно развивается память ребенка, воображение. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями, любит играть в слова, его привлекают рифмы. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать. Становясь более самостоятельным, его общение выходит за рамки узкосемейных связей, он начинает общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь.

Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка. И так, что может уметь ребенок 4 – 5 лет?

Развитие речи ребенка 4 – 5 лет:

Правильно произносить все звуки.

Рассказывать с выражением. Поддерживать беседу.

Составлять рассказы по картинке из 5-6 предложений.

Продолжать рассказ, начатый взрослым.

Составлять рассказ о своем дне, своих занятиях.

Давать характеристику предмету, рассказывать о нем (размер, цвет, форма и т. д.) .

Элементарные математические представления:

Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными.

Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания или убывания по ширине, длине, высоте.

Различать геометрические фигуры: круг, овал, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Находить предметы в окружающей обстановке.

Ориентироваться на листе бумаги и в пространстве (справа, слева, впереди, сзади) .

Знать последовательность дней недели, части суток.

Развитие мышления у детей 4-5 лет:

Складывать разрезную картинку из пяти – десяти частей.

Находить и объяснять несоответствия на рисунках.

Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями.

Находить среди предложенных четырех предметов лишний, объясняя свой выбор.

Находить в группе лишнее и суметь объяснить, почему оно лишнее.

Определять последовательность событий.

Память у детей:

Запоминать шесть-восемь картинок в течение двух минут.

Запоминать и повторять семь-восемь слов, прочитанных взрослым один раз.

Запоминать и повторять в определенной последовательности движения, показанные взрослым один раз.

Рассказывать наизусть несколько стихотворений.

Пересказывать близко к тексту прочитанное произведение.

Сравнивать два изображения по памяти.

Уметь отвечать на вопросы взрослого по содержанию картинки.

Окружающий мир:

Название нашей страны и ее столицу, свой адрес.

Имена и фамилию своих родителей, где родители работают.

Все явления природы, и в какое время они происходят.

Элементарные правила дорожного движения.

Как различать деревья и кустарники по коре, листьям и плодам; как различать травянистые растения.

Как различать по внешнему виду зимующих птиц.

Разные профессии. Уметь ответить на вопросы: «Кто строит дома? », «Кто лечит людей? » и т. д.

Съедобные и несъедобные грибы.

Где и как выращивают овощи и фрукты.

Для чего нужны аптека, больница, школа, парикмахерская, магазин, почта.

Внимание детей:

Выполнять задание, не отвлекаясь 10-15 минут.

Удерживать в поле зрения 6-7 предметов.

Находить 5-6 отличий предметов.

Выполнять самостоятельно задания по образцу.

Находить 4-5 пар одинаковых предметов.

Повторить скороговорку сразу после того, как услышал.

Простучать по столу простой ритм, повторив его за взрослым.

Повторить за взрослым ряд слогов.

Мелкая моторика:

Завязывать узлы на толстой веревке или шнуре.

Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, закручивать крышки и т. д.

Рисовать в воздухе.

Резать ножницами.

Хлопать в ладоши тихо и громко, в разном темпе.

Воспроизводить простые движения, показанные взрослым.

Лепить из пластилина или глины фигурки животных, людей, предметы.

Повторять движения пальчиковой гимнастики.

Основы грамоты:

Произносить все звуки, говорить не торопясь, выразительно.

Использовать в речи существительные, обозначающие названия профессий, с которыми их знакомили.

Употреблять в речи простые и сложные предложения.

Пользоваться прямой и косвенной речью.

Составлять рассказ о предмете, картинке по теме, предложенной взрослым.

Образовывать из слогов слова.

Быстро и правильно играть в лексико-грамматические игры