Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Закаливание детей: как и с какого возраста закалять ребенка (способы закаливания). Доктор комаровский о закаливании детей

Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня мы поговорим о том, как закалять грудничка. Ведь закаливание детей до года – это очень важный момент, который никак нельзя упускать из виду. Организм новорожденного малыша очень нуждается в поддержке. Ребенок только привыкает жить в этом мире с далеко не благоприятной экологической обстановкой. Вокруг сожительствуют миллиарды инфекций, и если не повышать иммунитет ребенка с самого рождения, он просто не сможет им противостоять. Как же закалять грудничка правильно? На что обращать особое внимание?

С чего начать закаливание ребенка?

Закаливание новорожденных можно начинать с первых же дней жизни, если педиатр не нашел никаких отклонений в смысле здоровья ребенка. И тут, конечно, больше всего возможностей открывается для детей, родившихся в теплое время года. Но и зимних детей обязательно стоит закалять, использую все доступные варианты. Все процедуры должны проводиться регулярно, каждый день, иначе положительного эффекта просто не будет. Три кита, на которых основывается закаливание детей до года, это — солнце, воздух и вода. Вот и давайте поговорим о каждом из способов конкретнее.

Закаливание воздухом

Итак, начнем с того, что температура в помещении, где постоянно находится новорожденный, должна быть не выше 22-24 градусов. И для закаливания можно постепенно понижать температуру на 1-2 градуса. В теплое время года форточку или дверь на балкон можно вообще не закрывать, в осенью и зимой – обязательно проветривать помещение несколько раз в день. Разумеется, при этом детская кроватка располагается подальше от сквозняков.

При смене подгузников или пеленании обязательно стоит оставлять малыша голеньким на несколько минут на свежем воздухе. Это самый простой и самый доступный вид закаливания детей до года. Обычно дети с удовольствием воспринимают эту процедуру, радуясь возможности свободно подвигать ножками и ручками. Если пеленальный столик стоит недалеко от окна и на малыша попадают солнечные лучи – это просто идеальный вариант для закаливания новорожденных. Конечно, в холодное время года не стоит при этом держать открытым окно. Приходится и об этом напоминать, потому что неопытные мамы могут в этом вопросе переусердствовать. Продолжительность первых таких воздушных ванн обычно составляет 2-3 минуты. Далее их можно увеличивать, постепенно доводя до 10 минут 2 раза в день (в первом полугодии жизни ребенка) и 15 минут 2-3 раза в день – во втором полугодии. Стоит напомнить, что как только малыш научится переворачиваться самостоятельно, его нельзя оставлять одного без присмотра на пеленальном столике.

Закаливание воздухом происходит и на прогулках. Все мы знаем о том, насколько прогулки важны для здоровья и развития новорожденного. Малыши обычно сразу же засыпают на улице, и здесь сон более спокойный и глубокий, чем в помещении. Начинать прогулки можно с первых же дней после возвращения из роддома. Причем зима в этом смысле – не помеха. Конечно, если на улице пурга или сильный ветер с дождем, прогулка отменяется. Но морозная тихая погода для первой прогулки новорожденного вполне подойдет. Малышам, родившимся весной и летом, в этом смысле больше повезло. Но и здесь некоторые мамы умудрятся допускать ошибки — чересчур кутают ребенка или, наоборот, одевают его слишком легко. Главный показатель здесь – это самочувствие новорожденного. Плохо, если малыш на прогулке красный и мокрый от пота или посиневший от холода, так что маме предстоит здесь выбрать золотую середину. Первые прогулки не стоит затягивать надолго, 15 минут для начала будет вполне достаточно. Постепенно время пребывания на улице увеличивается до 1-2 часов. Летом гулять можно еще дольше.

Солнечные лучи: как закалять грудничка солнцем?

Стоит напомнить, что именно на солнце в нашем организме начинает вырабатываться столь необходимый для здоровья витамин Д. Поэтому ребенку обязательно нужно бывать на солнце. Но в этом вопросе есть несколько нюансов, о которых следует знать. Во-первых, находиться под прямыми солнечными лучами ребенку крайне вредно. Гораздо лучше для малыша побыть на прогулке в тени деревьев. Если солнечные ванны малыш принимает вместе с воздушными – дома, например, на пеленальном столике или в кроватке, то надо очень внимательно следить за самочувствием ребенка. При первых же признаках покраснения, повышенной активности или раздражительности, стоит унести новорожденного в тень и напоить теплой водой. Если ребенку нравятся эти процедуры, то солнечные ванны принимают 2 раза в день – до 11 и после 16 часов. Оптимальная температура все та же – 22 градуса.

Закаливание детей до года водой

Закаливание водой – еще один прекрасный вариант укрепить здоровье новорожденного. Большинство малышей любят купаться, и с удовольствием воспринимают водные процедуры. И это вполне естественно, если учесть, что 9 месяцев они находились в водной среде внутри материнского организма. Но есть и такие дети, которые не любят купаться, их стоит приучать к водным процедурам медленно и осторожно. На самом деле, в этом вопросе много нюансов, и в ближайшее время у нас будет отдельная статья на эту тему. Так что не пропустите, чтобы узнать о ней первым.

С чего начать закаливание ребенка водой? Самые первые процедуры — это обычное подмывание теплой водой и умывание всех открытых частей тела. Температура воды при этом не ниже 28 градусов. Далее, можно приступить к обтиранию всего тела, в сочетании с массажем – легкими круговыми движениями по детскому телу — это дает прекрасный укрепляющий эффект. Вода для обтирания для начала должна быть примерно 34 градуса, постепенно её можно снижать до 23 (снижать температуру следует на полградуса в день). К обливанию же стоит переходить уже после того, как обтирания становятся привычными для новорожденного, и он переносит их спокойно. Температура воды снижается в обычном порядке — на полградуса в день. Начинать обливание стоит с ног, постепенно поднимаясь и затрагивая остальные участки тела.

Купание новорожденного – это тоже тема для отдельного разговора. Начинать купать ребенка можно после того, как зарастет пупочная ранка. Для первого купания температура воды должны быть 36 градусов. Лучше всего приобрести специальный градусник для воды. Но если его нет, можно просто опустить локоть в воду – если вы не чувствуете ни холода, ни тепла, значит вода подходящей температуры. Далее следует смотреть по реакции малыша. Если ребенок ведет себя спокойно, значит именно этот температурный режим ему подходит. Однако если ребенок явно не доволен, капризничает и плачет – попробуйте сделать воду чуть теплее или чуть прохладнее. Реакция малыша вам подскажет, какой вариант ему больше понравится. Продолжительность первых купаний составляет несколько минут. Если же ребенку нравится купаться, то можно оставлять его в ванночке подольше – до получаса.

В виде заключения

Как видим, закаливание детей до года – это не сложная, но совершенно необходимая часть ухода за новорожденным. Даже те дети, которым первые пробные занятия не приносят удовольствия, при регулярном и правильном подходе быстро привыкают. А это значит, что у родителей есть отличная возможность укрепить здоровье и иммунитет малышей.

Никто не отрицает большую пользу от закаливающих процедур. Но часто родителей пугает сама мысль о том, что ребенка надо выводить босиком на снег, каждый день обливать ледяной водой.

Принципы закаливания

Часты также заблуждения о том, что закаливать ребенка в 5 – 6 лет уже поздно. Все эти страхи беспочвенны, потому что закаливающие процедуры имеют в своем арсенале большое количество методов, от очень мягких до экстремальных.

Начинать оздоровление можно и в дошкольном возрасте. Нужно лишь знать общие правила проведения оздоровительных процедур, а также некоторые особенности, присущие каждому детскому возрасту.

Прежде, чем начинать закаливать ребенка, необходимо позаботиться о том, что будут соблюдены следующие принципы.

Правила закаливания детей 5 - 6 лет:

  • должны быть учтены индивидуальные особенности ребенка. Во-первых, его желание закаливаться вообще, а во-вторых, уровень его здоровья и возможности;
  • закаливание – не арена для демонстрации подвигов. Здесь обязательно должен соблюдаться принцип постепенности. Нельзя резко переходить к интенсивным процедурам. Постепенно нужно снижать температуру воздействия, открывать все больше частей тела, увеличивать длительность процедур;
  • необходимо организовать безопасность мероприятий. А во время проведения самих процедур важно следить за состоянием ребенка, не допускать переохлаждений и перегреваний;
  • от настроения ребенка и родителя при закаливании очень сильно зависит результат. Не стоит начинать, если настроение плохое. А чтобы создать хорошее, можно применить игровые элементы;
  • комплексный подход. Вводя новые закаливающие привычки в жизнь ребенка, необходимо также позаботиться о соблюдении режима дня, правильном питании и прочих профилактических мероприятиях, таких как массаж, физические упражнения;
  • регулярность. Закаливание должно проводиться каждый день. Для того, чтобы легче было ввести новые привычки в жизнь, удобно составить план мероприятий, куда нужно внести не только основные процедуры, но и вспомогательные, такие как, например, умывание и мытье рук прохладной водой, а также составить план увеличения нагрузки на начальном этапе.

На момент начала закаливания ребенок должен быть совершенно здоров. Нельзя вводить новые процедуры, пока болезнь не отступила полностью, особенно это касается ослабленных детей.

Перед началом введения комплекса закаливающих мероприятий рекомендуется посетить врача, чтобы он оценил общее состояние здоровья ребенка и посоветовал закаливающие процедуры, которые для него подходят.

Закаливающие процедуры могут проводиться в двух режимах:

  1. начальный. Период входа в нагрузку, когда организм постепенно привыкает к воздействию более низких температур и прочим внешним факторам. Его длительность обычно 1-2 месяца;
  2. поддерживающий. Период, когда нагрузки остаются в основном постоянными, а меняются только в зависимости от времени года.

Начальный и поддерживающий этапы могут чередоваться. Например, при большом перерыве в занятиях следует вернуться к начальному этапу, а затем опять переходить в поддерживающий.

Как начать закалять ребенка 5 лет?

Закаливать можно воздухом, солнцем и водой. Методы закаливания могут быть общие и специализированные.

Способы закаливания:

  • сон на свежем воздухе;
  • регулярные проветривания помещения;
  • одежда по погоде или чуть легче;
  • умывание и мытье рук прохладной водой;
  • прогулки.

К специализированным относятся такие мероприятия, как обливания, гимнастика, плавание и другие. Для получения хороших и стойких результатов закаливания необходимо сочетать оба способа.

Закаливание воздухом. Это самый доступный закаливающий фактор. Его можно использовать дома и на улице, в детском саду и на даче. Речь идет о воздушных ваннах. Причем летом необходимо разграничивать воздушные и солнечные ванны из соображений безопасности, так как требования к их проведению разные. Таким образом летом на улице оздоравливаться лучше в тени.

Перед проведением воздушных мероприятий в помещении его желательно проветрить. Начинать закаливание следует с температуры 21-23 градуса. И постепенно понижать до 16-18 градусов.

Чтобы закалить ребенка 5 лет на улице, начинать следует с температуры 25-26 градусов, постепенно понижая до 18 градусов. В сильно ветреную или дождливую погоду занятие лучше перенести в помещение. Также следует иметь ввиду, что начальный этап при закаливаниях на улице должен быть более растянутым во времени по сравнению с воздушными ваннами в помещении.

Закаливание солнцем. Закаливание ребенка 5 лет с помощью солнца необходимо проводить либо утром до 10:00, либо вечером после 17:00. Если в это время солнце еще очень жаркое и палящее, тогда начало закаливания лучше проводить в тени деревьев.

Время, с которого следует начинать – 10 минут. Постепенно, в течение 1 – 1,5 месяцев продолжительность принятия солнечных ванн нужно увеличить до 45-50 минут. По достижении указанной продолжительности принятия солнечных ванн можно постепенно сдвигать границы времени суток пребывания на солнце. В результате исключить стоит лишь время с 11:00 до 16:00.

Закаливание водой

Закаливание водой дает самый мощный оздоровительный эффект. При нехватке витаминов в воду для процедур можно добавлять настои трав. Способов закаливания водой довольно большой. Начать закаливать ребенка 5 лет нужно с самых щадящих: с обтираний влажным полотенцем.

Основные виды закаливания водой:

Обтирания влажным полотенцем. Процедуру лучше проводить утром по пробуждении. Проводят так: смачивают полотенце в воде, немного отжимают и конечности, затем туловище. Длительность обтирания 3-4 минуты. Начинать следует с температуры воды – 30 градусов.

Затем каждую неделю ее снижают на один градус до 19 градусов, если закаливание проводится летом и до 23 градусов, если зимой. По окончанию обтирания необходимо растереть тело сухим полотенцем до розового цвета.

Контрастное обтирание. Техника выполнения такая же, как при обычном, только используется попеременно то очень теплая, то холодная вода. Продолжительность процедуры 5 минут. Если ребенок хорошо реагирует на такие обтирания, то через 3-4 дня разницу между температурами можно увеличить на 1 градус. И довести таким образом до обтирания горячей и ледяной водой. По окончанию также нужно растереть тело сухим полотенцем.

Обливания. Подвергаться этой процедуре могут как отдельные части тела, так и все тело. Обливание можно проводить как душем, так и емкостью с водой. Начинать можно с местных или общих обливаний. Температурный режим в начале для местных процедур 28 градусов, для общих – 30 градусов.

За неделю можно уменьшать температуру на 1-2 градуса, доводя постепенно до 15 для местных и 17 градусов для общих обливаний. По окончанию процедуры растереть тело сухим полотенцем до розового цвета.

Контрастный душ. Также можно применять на отдельных участках тела или на всем теле. Голова не участвует в процедуре. Длительность контрастного душа начинают от 30 секунд и в течение месяца доводят до 3 минут. Начинают всегда подачей теплой воды и заканчивают ею же. Продолжительность подачи теплой воды всегда выше, чем холодной. Начинают с температуры 33 и 27 градусов соответственно, доводя в течение месяца до 40 и 20 градусов.

Большой выбор методов позволяет составить программу закаливания максимально учитывающую индивидуальные особенности ребенка. В зависимости от общего уровня здоровья и личных его предпочтений можно начать с самых щадящих, продвигаясь вперед малыми шагами. А можно идти более быстрым темпом, используя сразу более сильные методы.

Как правильно закаливать ребенка 5 лет?

При проведении оздоровительных процедур, необходимо соблюдать меры безопасности, чтобы не нанести вред здоровью. Чтобы правильно закалять ребенка 5 лет, нужно сначала обеспечить необходимые условия.

Схема закаливания для ребенка 5 лет:

Для правильного закаливания требуется:

  • отсутствие сквозняков;
  • проветренное помещение;
  • хорошая погода безветренная или с легким ветерком;
  • головной убор при принятии солнечных ванн;
  • заранее подготовленные полотенца, отвары, термометр.

Залог успеха при закаливании ребенка 5 лет является его хорошее настроение и готовность ощутить дискомфорт. Легче всего этого добиться, создав игровые условия. Можно придумать сюжет и обыгрывать его в закаливающих мероприятиях.

Очень легко добиться нужного настроя, сочетая принятие воздушных ванн с гимнастикой. Это могут быть простые подвижные упражнения с пользой для опорно-двигательного аппарата. Закаливание ребенка 5 лет предполагает проведение физических упражнений длительностью 25-30 минут.

С чего начать закаливание ребенка 6 лет?

Чтобы начать закалять ребенка 6 лет, подойдут все рекомендации для детей 5 лет с небольшой разницей в температурном режиме и продолжительности процедур.

Начинать закаливание в помещении с помощью воздушных ванн следует с температуры 20-22 градуса и постепенно понижать до 15-17. Для проведения мероприятий на улице начинать нужно с 24-25 градусов, понижая до 17.

Закаливание солнцем проводить согласно такой же схеме, как и для 5 лет, только продолжительность загорания в результате нужно увеличить до 55-60 минут. При необходимости обязательно пользоваться защитными кремами от солнца. Это касается южных районов страны.

За последние годы значительно выросло число болеющих детишек по причинам неблагоприятного состояния окружающей среды, плохой наследственности, некачественного уровня здравоохранения, сидячего образа жизни. Поэтому крайне необходимо повышать устойчивость организма ребенка к отрицательному воздействию факторов внешней среды путем систематического закаливания. Правильнее всего начинать легкое закаливание малышей уже с рождения, тогда к трехлетнему возрасту они будут подготовлены к увеличению продолжительности процедур. Довольно часто у незакаленного ребенка наблюдаются головные боли, головокружение, пониженное содержание гемоглобина, что может отрицательно сказаться как на физическом, так и на умственном развитии малыша. Вот почему вопрос закаливания детей 3-х лет становится чрезвычайно актуальным.

Прежде чем приступать к процедурам закаливания, необходимо проконсультироваться со специалистом на предмет того, какие именно процедуры можно использовать вашему ребенку. Кроме того, нужно обязательно следить за отсутствием отрицательных эмоций малышей, чтобы закаливание приносило детишкам радость. Считается, что одной из важнейших закаливающих процедур являются воздушные ванны. Ребенка необходимо постоянно выводить на свежий воздух, где полезно делать гимнастические упражнения или играть в подвижные игры. При закаливания детей 3-х лет важно, чтобы постоянно работал дыхательный аппарат ребенка. Сочетание воздушных ванн с физическими упражнениями – это благоприятный момент не только температурного воздействия на организм, но и попадание кислорода через кожу в кровь. Ведь общеизвестно, что в раннем возрасте очень высока проницаемость кожи. Если за окном проливной дождь или пронизывающий ветер, предварительно проведите сквозное проветривание и займитесь с ребенком физкультурой в комнате. Можно использовать бытовые кондиционеры, регулирующие автоматически температуру и влажность помещения. Воздушные ванны нужно проводить систематически, в любое время года, тогда от них будет максимальный эффект.

Третьей по значимости разновидностью закаливания считаются водные процедуры. В трехлетнем возрасте можно использовать общие обтирания, обливания. Такие обязательные процедуры, как умывание, подмывание, купание также являются водными закаливаниями. Оптимальная температура воды сначала должна быть 27°, затем постепенно ее можно снижать. Более сильное закаливающее влияние оказывает принятие душа, потому что здесь включается дополнительно механическое воздействие. Довольно распространенным и исключительно полезным считается контрастное попеременное обливание ног ребенка прохладной и теплой водой при минимальной температуре 20°.

Нетрадиционные способы закаливания детей 3-х лет, как правило, связаны с кратковременным контактом обнаженного тела ребенка с ледяной водой, со снегом, воздухом отрицательной температуры. Медицинские работники крайне негативно относятся к подобным закаливающим процедурам, потому что они могут привести к хроническим заболеваниям. Закаляйте ваших детей правильно!

Закаливающим эффектом обладает и загар, и ветер, и хождение по гальке у моря. Так или иначе, любое физическое воздействие – это часть закаливания. Однако скептики говорят, что закаливание – это ерунда: «Мы вот ребенка закаливали целый месяц, а эффекта - ноль!» Проблема в том, что родители зачастую не совсем верно улавливают суть процедур, поэтому положительного эффекта от закаливания действительно не наступает...

Почему наши дети болеют?

Конечно, виновны вирусы и микробы, ведь они являются основой ОРВИ. Но не забывайте, что «тепличные» дети, выращенные в условиях теплых шапочек, комбинезончиков и обогревателей, полов с подогревом и персидских ковров, горячей воды в ванне и душе, езды в собственных автомобилях до детского сада и обратно – болеют чаще и дольше. Их иммунитет – настоящий лентяй! Поэтому от любого сквозняка тело не умеет защититься – в результате возникают простуды.

А дети, растущие в деревне и чуть ли не до морозов бегающие босыми и полураздетыми, вечно жующие на ходу – не в пример городским неженкам, болеют мало. Все потому, что их тело привычно к смене температуры, осадкам, ветру и умеет адекватно на это реагировать.

Цель – начать закаляться!

Самое сложное – это вписать процедуры в свой ежедневный график и точно ему следовать, не пропуская их и не откладывая на потом. Закаливание – это регулярная тренировка организма, если ее прекратить – эффект быстро пропадает. Дети готовы к закаливанию с рождения, важно только выбрать постепенные методы.

Временным противопоказанием для начала закаливания является острая инфекция или обострение хронической. Но это только до момента, пока ребенок не выздоровеет.

Начать закаливать малыша можно прямо сегодня, но еще один важный принцип для любого закаливания – постепенность. Сначала можно купать малыша в теплой воде, по мере привыкания температуру можно опускать все ниже и ниже, пока ваш карапуз не начнет довольно активно плавать в холодной воде.

Бегом по полу!

Один из отличных способов закаливания – это хождение босиком по полу. «Как! - в ужасе воскликнут бабушки. - От сквозняка малыш простынет!» Однако научно доказано, что дети, которые дома ходят босиком в любое время года, болеют реже.

Это объясняется тем, что на стопах есть рефлекторные точки, связанные со слизистой носа. Если малыш не закаленный, при переохлаждении ног его слизистая становится очень чувствительна к вирусам, и ребенок заболевает. У тренированных детей она очень устойчива к простудам.

Как начать закаливать ребенка

Пусть ребенок ходит босиком по теплому полу. Чаще снимайте тапочки и носки с карапуза, пусть дома ноги отдыхают и закаляются. Это просто и полезно.

В трусиках!

В любое время года полезно приучать малыша к прохладе, и по возможности не надевать на него много одежды.

Летом многие родители позволяют малышам бегать в трусиках, а вот в остальное время года почему-то закутывают карапузов в несколько слоев одежды. Это большая ошибка! Помните: обмен веществ ребенка усилен и тепла он производит больше – поэтому там, где вам тепло, ему жарко. Укутанный и от этого вспотевший малыш заболеет быстрее, чем легко одетый и отдающий тепло окружающей среде.

Возьмите себе за правило ежедневно при температуре в комнате выше 18 градусов давать карапузу побегать или полежать голеньким минут 10-15. Если боитесь, что он замерзнет, поиграйте с ним в догонялки - это отличная игра и закаливание. С каждым днем длительность сеанса «голышковых игр» увеличивайте.

Водные процедуры

Как начать закаливать ребенка

Водные процедуры – это отличное закаливание. Начать можно с ванны и обливания ног и рук, игр с водой, а позже добавить к ним обливания из душа.

Отличные игры в теплое время года – это брызгалки: запаситесь водными пистолетами, автоматами или смастерите их сами. Дети готовы брызгаться и играть с ними часами. Зимой можно предложить малышу вылавливать из таза с прохладной водой игрушки.

Младенцев обтирайте рукавичкой из мягкой ткани, смоченной в теплой воде – это полезно для тонуса кожи и тренировки сосудов. Обычно малышам это приносит очень много радости. По мере освоения метода можно постепенно уменьшать температуру, пока не дойдете до комнатной, а потом – и холодной воды.

Состояние здоровья ребенка довольно часто совершенно не устраивает его родителей. Нет, он не то чтобы все время больной, но уж больно часто болеет. Приходит участковый врач, в очередной раз диагностирует очередное ОРЗ, назначает лечение. Лечим. Помогает. Через пару недель - опять шмыгает носом.
Условия почти идеальные - своя детская комната, игрушки, сыт, одет, обут, в доме тепло и никаких сквозняков, прекрасный детский сад... Все равно болеет. Отрицательные родительские эмоции постепенно накапливаются. Мама конфликтует с начальством в связи с получением очередного больничного по уходу за ребенком. Папе все это тоже надоело; до чего дошло - его уже в аптеке, что по соседству с домом, знают в лицо! Надо что-то делать!
А что делать? Ответ кажется очевидным - закаливать . А как? С чего начать? Что это вообще за штука такая, закаливание ?
Начнем с определения термина.
Итак, ЗАКАЛИВАНИЕ - повышение устойчивости организма к неблагоприятному действию ряда физических факторов окружающей среды (например, пониженной или повышенной температуры, воды и др.) путем систематического дозированного воздействия этими факторами.
Родители, внутренне готовые к тому, что, мол, "хватит нянчиться, пора закаливать ", искренне надеются получить в этой статье четкую программу действий - в воде какой температуры и сколько времени купать, как потом обливать, сколько секунд ходить босиком и какое количество приседаний сделать перед завтраком. Любителей программ и планирования сразу же придется огорчить: подобных сведений автор предложить не может. Наши задачи совершенно иные. Во-первых, объяснить суть закаливания , его цели и способы их достижения. Во-вторых, добиться того, чтобы, проводя над детьми эксперименты, носящие условное название "закаливающие процедуры ", взрослые отдавали отчет своим действиям.
Совершенно очевидно, что многие внешние факторы способны вызывать болезни, которые носят название "простудных заболеваний". К наиболее частым причинам "простуд" относят, прежде всего, переохлаждение как общее (плохо оделись, холодно в квартире), так и локальное (например, промочили ноги). С одной стороны, взаимосвязь "холод-болезнь" совершенно очевидна, с другой, совершенно непонятна.
Озираясь по сторонам, наблюдая за животными - собаками, что бегают по ноябрьским лужам, воронами, что сидят на проводах в лютый январский мороз - невольно начинаешь ощущать некую человеческую неполноценность, некоторую оторванность от природы. Неужели за более развитые мозги приходится расплачиваться абсолютной неспособностью жить по законам природы? Нет, вполне можно объяснить связь простуды и экстремальных физических воздействий - провалились в прорубь, например. Но почему болезнь возникать лишь потому, что дунуло из открытого окна, лишь потому, что в ботинки попал снег, лишь потому, что в школе потерял шапку и пятиминутную дорогу домой шел с непокрытой головой? Почему?
Ответы на поставленные вопросы следует искать в самом раннем детстве. Ведь новорожденный человеческий детеныш обладает врожденной способностью адаптироваться к условиям окружающей среды . Стабильность этих условий, например, постоянная и отнюдь не низкая температура воздуха, теплая вода, стерильная пища, тщательное устранение контактов с движущимся воздухом (ветер) приводит к тому, что врожденные механизмы адаптации отключаются за ненадобностью. К огромному-преогромному сожалению, именно стабильность внешних физических факторов является чуть ли не главным проявлением родительской любви. К чему это приводит? К тому, что физические факторы, для человека вовсе не экстремальные, - движущийся воздух, именуемый страшным словом "сквозняк", или температура в комнате +17 °С становятся источником повышенной опасности.
Таким образом, следует сделать очень важное заключение: новорожденный ребенок в закаливании не нуждается. Он закален самой природой, тысячелетиями естественного отбора. Следует всего-навсего так организовать уход за младенцем, чтобы не угасли природные адаптационные механизмы . Не только не избегать, но сознательно создавать контрасты температур как воздуха, так и воды, использовать все возможности для максимального по продолжительности контакта с естественными факторами природы, проще говоря, побольше гулять и в любую погоду. Не надо экстремизма! Не надо окунать детей в прорубь, не надо часами держать их на солнце и совершенно не обязательно бегать по снегу босиком.
Тем не менее, естественное воспитание, основанное на поддержании природных способностей, вступает в глубокие противоречия, как с отечественной педиатрией, так и с отечественным менталитетом. Ситуация близка к тупиковой хотя бы потому, что 99% мам и пап благополучно заболевают после того, как посидят на сквозняке или промочат ноги. Неудивительно, что эти факторы однозначно расцениваются как опасные, и ребенка от подобных угроз будут всячески оберегать.
Сама проблема закаливания возникает, как правило, именно в тех семьях, где дети желанны и любимы, где родители готовы на всяческие жертвы и личные ограничения, лишь бы ребенку было хорошо. Закаливание всегда должно рассматриваться как попытка вернуть утраченное, попытка вскочить в уходящий поезд, попытка пересмотреть традиционные родительские представления о том, что для ребенка плохо и что хорошо.
Вышеизложенное следует рассматривать в качестве некой теоретической базы, позволяющей понять, что главная задача родителей не в том, чтобы ребенка закалять. Главное сделать так, чтобы ребенок в закаливании не нуждался. Но это все теория. Имеем факт: постоянные простуды. Признаем, были не правы. Готовы исправляться. С чего начать?
Начать с того, что понять: на любого человека - неважно взрослый это или ребенок - постоянно оказывает воздействие совершенно определенная совокупность внешних воздействий. Воздействия эти условно могут быть разделены на две группы. Первая - факторы естественные (природные) - знаменитые, воспетые в песнях и сказках солнце, воздух и вода. Вторая - факторы цивилизации - место жительства, бытовая химия, учеба в школе, телевизор, одежда, транспорт и т. д. и т. п.
Возникшее вследствие неадекватного воспитания угнетение врожденной устойчивости к совершенно обычным для человеческого организма природным воздействиям, вполне может быть устранено. Для этого надо совсем не много - принципиально изменить образ жизни, сделать его естественным.
Естественный образ жизни предусматривает приоритетный контакт с вышеупомянутыми естественными факторами и максимальное ограничение контактов с "вредностями цивилизации". Именно такой способ существования пробуждает заложенные в человеке адаптационные механизмы . Логичное следствие - многократное повышение устойчивости организма , снижение, как частоты, так и тяжести болезней.
Образ жизни наших детей, особенно жителей городов, в подавляющем большинстве случаев естественным не является. Малоподвижность. Почти постоянное пребывание в помещении - школа, домашние задания, часовые бдения возле телевизора, детская комната с кучей игрушек. Кормление, несопоставимое с реальными энергетическими затратами, избыток бытовой химии.
Читатели, разумеется, вполне могут возразить - дескать, совсем не у каждого ребенка есть своя комната с кучей игрушек, и не каждые родители могут позволить себе избыток еды, и не все дети часами делают уроки. Так-то оно так. Но весь парадокс как раз и заключается в том, что не имеющие лишнего веса двоечники из малообеспеченных семей в закаливании , как правило, не нуждаются!
Рассмотрим теперь основные составляющие естественного образа жизни , весьма желательные для взрослых и абсолютно обязательные для детей, особенно в тех житейских ситуациях, когда на семейном совете рассматривается вопрос о том, что ребенка пора закалять .

    Двигательная активность. В школу пешком или, может, одну остановку подъехать на автобусе? Посмотреть кино или поиграть в футбол? Что вообще полезнее для здоровья - шахматы или теннис? В воскресенье всей семьей делаем генеральную уборку, формируя трудовые навыки, или в воскресенье всей семьей отправляемся на природу, а генеральную уборку совершаем за два вечера в будни? Надо ли отвечать на эти вопросы? Надо ли объяснять, что проявлять двигательную активность лучше под открытым небом, а не между полом и потолком?

    Одежда. Не мешает двигаться. Количество умеренное, поскольку потливость вызывает простуды чаще, чем переохлаждение.

    Питание. Аппетит как главный критерий целесообразности приема пищи вообще и как эквивалент энергозатрат в частности. Не хочет есть - значит, не потратил должного количества энергии (на поддержание температуры тела, на уже упомянутую нами двигательную активность).

Совершенно особый вопрос - посещение детских коллективов (школа, детский сад). Понятно, что воспитательнице детского сада сослаться на "плохую погоду" и не выходить из помещения проще, чем, во-первых, всех одевать-раздевать и, во-вторых, выслушивать потом от Сережиной мамы претензии - мальчик заболел потому, что было сыро.
Школа, это вообще отдельная тема. Мы все дружно смирились с тем, что школа - источник знаний. А со здоровьем как? Ведь благосостояние нашего народа не настолько велико, что у всех есть дома тренажеры, бассейны и площадки для тенниса. Остается лишь на школу надеяться. Но не тут то было...
Почему математика 4 раза в неделю, а физкультура 2? Нищие спортзалы с осыпающимися потолками, какие тренажеры, нам бы хоть пару новых волейбольных мячей! 90 минут в неделю на двигательную активность и 20 минут из этих 90 - перекличка, "равняйся", "смирно", "на первый-второй рассчитайся". Ботаника, природоведение и география, не выходя из класса. Дополнительные занятия. Количество домашних заданий таково, что добросовестное отношение к учебе способно подорвать самое крепкое здоровье.
Минуточку, воскликнет нетерпеливый читатель, у нас ведь тема "закаливание "! А закаливание тут при чем?
Очень даже при чем, поскольку именно закаливание сплошь и рядом пытаются сделать заменителем естественного образа жизни.
Классическая ситуация: славная девочка Леночка - отличница. Она много читает и любит мультики, помогает маме мыть посуду, дополнительно занимается английским языком, а по воскресеньям в дом приходит учительница музыки (в прошлом году дедушка на сэкономленную двухлетнюю пенсию купил пианино). У Леночки много игрушек и книг, хронический тонзиллит, аденоиды, низкий гемоглобин, аллергия на апельсины и шоколад. За зиму она 5 раз болела ОРЗ и 1 раз бронхитом. Леночкин папа первым сделал вывод о том, что ребенка надо закаливать и был поддержан на семейном совете (пять голосов "за", теща воздержалась). В доме даже нашлась изданная массовым тиражом брошюра "Закаливание". Начать решили с обливаний. В книжечке была таблица - с какой температуры начать и как температуру снижать. Каждый день (перед сном) Леночку обливали - начали с 34 °С, каждую неделю температуру воды снижали на 1 градус, дошли до 30 °С, но в классе у всех был грипп, а в книге написано - в случае заболевания температуру повысить, опять вернулись к 34 °С... В принципе, закаливать оказалось очень даже просто - какие-то 10 минут в день потратить на дополнительные водные процедуры.
Описанный вариант действий весьма типичен и, что самое главное, - с одной стороны, абсолютно безвреден для ребенка, а с другой - очень удобен для родителей. Ничего не меняя в целом и тратя максимум 15-20 минут в день на закаливающие процедуры , взрослые и, на первый взгляд, вполне разумные люди, пребывают в глубоком убеждении касательно того, что они ребенка закаляют .
Давайте еще раз вернемся к теоретической основе закаливания . Некий физический фактор, например сквозняк, вызывает простудные заболевания. Если же этот фактор будет постоянным, вначале кратковременным (дозированным), а затем более длительным, то организм к нему (сквозняку) привыкнет и не будет болезненно реагировать. Из теории - практический способ закаливания - сегодня посидим 20 секунд возле открытого окна, завтра минуту, послезавтра 2 минуты, в идеале через 3 месяца будем спать с открытой форточкой. Промокшие ноги - болезнь. Нальем в ванну тепленькой водички и попрыгаем перед сном 2-3 минуты. На следующий день сделаем воду чуть холоднее, а прыгать будем чуть дольше. В идеале через полгода будем бегать по лужам в тапочках.
Ребенок неделями не выходит гулять, не снимает шапочек и шерстяных носков, ест с уговорами, часами сидит возле телевизора, но перед сном его обливают (обтирают) водой и с чувством глубокого удовлетворения ложатся спать.
Именно такой теорией и именно такими практическими действиями внедряется закаливание в нашу повседневную жизнь.
В подавляющем большинстве случаев, "закаливающие процедуры" не приносят ребенку ни пользы, ни вреда, но оказывают огромную пользу нервной системе родителей. Закаливание является большим жирным крестиком на совести мамы и папы - мол, мы сделали все, что могли.
Так что не закалять ? Закалять , но правильно и понимать под закаливанием следует не кратковременные дозированные воздействия солнцем, воздухом и водой, а принципиальную коррекцию образа жизни. Начинать не с обтираний и обливаний, не с открытия форточки на 20 секунд. Начинать с решения глобальных вопросов: распорядок дня, интенсивность обучения, еда, сон, детская комната, одежда, спорт.
Раз и навсегда определить некие правила, обязательные к исполнению - гулять в любую погоду и всячески поощрять двигательную активность, никогда не заставлять есть, свести до минимума контакты с бытовой химией, предоставить возможность одеваться самому (самому определять количество вещей). Если ребенок не вылезает из болезней, определиться с дополнительными учебными нагрузками (музыка, иностранные языки). Лишние знания при дефиците здоровья не делают человека счастливым. Привести в порядок детскую комнату, выкинуть накопители пыли, каждый день - влажная уборка. Не свежий воздух дозировать, а дозировать телевизор, дозировать уроки, дозировать шашки-шахматы и крестики-нолики. Дарить не игрушки и шоколадки, дарить свежий воздух - не из окна, а в лесу, цветы - не в вазе, а в поле, воду - в реке, а не из водопровода.
Только такой образ жизни может сделать ребенка счастливым. А практическая реализация подобных действий требует от родителей не только желания, но и времени. Это гораздо сложнее и хлопотнее, чем обтирать теплой водичкой пять минут в день.
Прямая связь здоровья ребенка и возможностей родителей находить время для укрепления этого самого здоровья представляется очевидной. Но имеем, что имеем - печальную окружающую среду, низкий уровень материального благосостояния, постоянный поиск средств к существованию, дефицит здоровья у самих родителей. Легко сказать: "все свободное время - гулять". Надо ведь иметь свободное время. Легко сказать "прохладный душ по утрам". Надо ведь иметь горячую воду - без горячей воды трудно сделать прохладную, только холодная получается. Рука не поднимается проветривать комнату, в которой и без проветривания + 15 °С.
Перечень причин, мешающих закаливанию можно продолжать, но сил мириться с детскими болезнями уже не осталось, а желание делать хоть что-нибудь усиливается с каждым днем. Важный аргумент в пользу необходимости действий - болезнь ребенка, сама по себе, требует времени и немалых средств (лекарства, диета, финансовые потери в связи с невозможностью ходить на работу). Итак, конкретные рекомендации, долгожданные ответы на извечный вопрос "что делать?".
Понять, что имеется два варианта действий. Первый вариант - относительно пассивный - коррекция образа жизни. Что, как и в каком направлении корректировать мы уже определили. Сразу же заметим - подобных перемен совершенно достаточно для постепенного возврата утраченного здоровья. Второй вариант - активный. Перемены образа жизни плюс некие дополнительные мероприятия (те самые закаливающие процедуры), позволяющие вернуть утраченное заметно быстрее.
Рекомендуемая схема активного варианта действий примерно такова.
Начать с физических нагрузок. Проснуться на час раньше обычного и в любую погоду устроить пробежку. Не бег на месте в комнате, а на свежий воздух! Пробежались 5-10 минут (никуда не торопимся, спокойно, никаких рекордов на скорость и дальность), остановились, еще 5-10 минут - комплекс элементарных гимнастических упражнений (помахали руками, покрутили тазом, попрыгали, поприседали) и побежали домой. Итого - максимум 30 минут. Дома - водные процедуры, душ или из ковшика облились теплой водичкой (пока папа бегал, мама подогрела воду), почистили зубы. Позавтракали. Пошли в школу (детский сад). Постепенно увеличиваем дальность и время пробежек, усложняем гимнастические упражнения, уменьшаем количество одежды.
Описанному варианту действий помешать может только лень . Никаких других оправдательных мотивов просто не существует. Можно допустить (хотя и не очень хочется), что родители не могут позволить себе выходной на природе и прогулки с ребенком после работы. Но час в день по утрам выкроить можно и нужно. За этот час ребенок получит гармоничный комплекс воздействий - собственная двигательная активность + вода и свежий воздух. Автор гарантирует, что, найдя в себе силу воли ежедневно просыпаться на час раньше, вы уже через месяц почувствуете перемены к лучшему - не только в отношении здоровья ребенка, но и в отношении своего собственного здоровья!
При осуществлении любых закаливающих мероприятий следует неукоснительно соблюдать три главных принципа:

    систематичность - раз уж начали, не идите на попятную, не ищите повода сегодня пропустить;

    постепенность - плавное увеличение интенсивности и продолжительности воздействий;

    учет индивидуальных особенностей - возраста, психологической настроенности самого ребенка, сопутствующих болезней, бытовых факторов.

Закаливающие процедуры должны доставлять ребенку удовольствие. Всегда имеет смысл делать акцент именно на те варианты действий, к которым стремится сам ребенок. Нравится ему, например, ходить босиком. Очень хороший вариант закаливания - родителям лишь остается не забывать о постепенности и систематичности.
Обращаю внимание: закаливание помогает предотвратить лишь те болезни, которые связаны с неблагоприятным воздействием именно физических факторов окружающей среды. Закаливание ни коим образом не может уменьшить частоту инфекционных болезней - если в детском саду ветрянка или началась эпидемия гриппа - заболеет обязательно. Но именно закаливание позволяет многократно уменьшить тяжесть и продолжительность болезней, частоту и вероятность осложнений.
Еще раз подчеркиваю главное. Ребенок не нуждается в закаливании, ребенок нуждается в естественном, гармоничном образе жизни. Максимальная двигательная активность, максимально возможное пребывание на свежем воздухе, достаточный минимум одежды, чистая, прохладная детская комната - в десятки раз важнее и целесообразнее любых гимнастик, обливаний и обтираний. Справедливость именно такого положения вещей нередко постигается родителями слишком поздно, когда якобы любовь, якобы уход и якобы забота приносят плоды в виде целого букета болезней.