Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Значение аппликации для развития детей. Развитие творческих способностей дошкольников с помощью аппликации Как влияет аппликация на развитие ребенка

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 20 «Золотой Ключик» Воспитатель: Айдинян Анна Артуровна Стаж работы 1.5 года Тема «Нетрадиционная аппликация как средство развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» год Дети младшей возрастной группы от 3 до 4 лет 1

2 Самообразование Тема «Нетрадиционная аппликация как средство развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста. Задачи: -Овладение методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации, совершенствование пропаганды среди родителей; -Осуществление систематической работы с детьми; -Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов в аппликации. Изучение темы Аппликация (от лат. applicatio прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом. Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков женщины в свободное от работы время занимались различными видами рукоделия. Желание женщин приукрасить себя и свое жилище послужило толчком к изобретательству и выдумке. Сложно сказать, когда конкретно зародился тот или иной вид рукоделия, поскольку текстильные изделия тех времен почти не сохранились. Но можно точно сказать, что аппликация (или нашивание) различных лоскутов тканей, кожи и других материалов, а также наклеивание всевозможных материалов, таких как: крупы, семечки, скорлупа ореха, яичная скорлупа, любых природных материалов пришла к нам с Востока и из Византии. Самая древняя аппликация, датированная 980 г. до н.э. была найдена в Египте. А в скифских курганах(100 год до н.э. 200 год н.э.) обнаружены фрагменты стеганых одеял с элементами аппликации. У разных народов аппликация выполняется из самых разнообразных материалов. Делали аппликации из бересты, войлока, ткани, кожи и бумаги. С годами различные виды аппликаций видоизменились, следуя за своей эпохой, направлением моды и появлением современных материалов. Стали применяться различные красители и лаки, что позволило продлить жизнь изделиям. 2

3 Аппликация (от лат. applicatio прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом. Для аппликации можно использовать самые разные материалы: бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу. Аппликация - одно из самых любимых занятий детей. Малышам нравится что-то вырезать из бумаги или ткани, клеить, раскрашивать и в итоге получать творение, сделанное своими руками. Раньше считалось, что аппликация недоступна для детей второго-третьего года жизни. Эта деятельность предусматривает работу с мелкими плоскостными изображениями и формами, владение умением составлять из частей целое изображение, владение навыками намазывания, наклеивания и т. д. Деятельность, в общем-то, действительно, нелёгкая. Но нелёгкая не значит бесполезная. Учёные исследовали оптимальные возможности детей первых лет жизни. Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с готовыми плоскостными формами и изображениями обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети данного возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга. Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов. При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая не спелая ягода, растения в разное время года), разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т.п.). Занимаясь аппликацией, дети узнают разные материалы (бумага, крупа, глина, ракушки и др.), знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Дети усваивают также опыт работы с некоторыми орудиями человеческой деятельности (карандаш, клей, кисть, краски, ножницы). Все эти действия способствуют умственному развитию детей. Для создания аппликации необходимо применить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть умениями лепить, вырезывать, рисовать предмет той или иной формы и строения, а также овладеть навыками обращения с ножницами, с карандашом и кистью, с клеем и пластилином. Правильное владение этими материалами и инструментами требует известной затраты физических сил, трудовых навыков. Усвоение умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитывается умение трудиться, добиваться получения желаемого результата. Итак, аппликация: Развивает художественное воображение и эстетический вкус. Развивает конструктивное мышление зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое. Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы: ткань, крупа, сухоцветы, соломка. Помогает выучить цвета и формы. Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное. Вот несколько нетрадиционных техник аппликации, которые можно использовать в работе с детьми. 3

4 Обратная аппликация Это аппликация наоборот. Она выполняется на гладкой и прозрачной поверхности пластмассы или стекла, и ее изнанка становится лицевой стороной. Самое главное сделать на бумаге хороший четкий рисунок, который подкладывается под перевернутую крышку. Чтобы он не смещался, его нужно прикрепить к крышке двумя горошинками белого пластилина. Черным пластилином выкладывается контур будущего рисунка, а открытые участки последовательно заполняются цветным пластилином. Перевернутое гладкой стороной к себе изделие представляет собой удивительный рисунок для картины или панно. После окончания аппликация закрывается кружочком цветного картона. Выполнить такую аппликацию можно несколькими методами: с выкладыванием контура из жгутиков, мозаикой из пластилиновых шариков Рекомендуется проводить такие занятия с детьми от 3 лет. Мозаика Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ это выполнение мозаики из вырезанных или рваных частей бумаги, разноцветной яичной скорлупы. Выполняется двумя способами: из отдельно вырезанных разноцветных мелких фигур (квадраты, треугольники, трапециевидные части, полосы) и путем прорезания нескольких слоев основы в узорной форме, меняя затем детали по цвету в прорезях фона и скрепляя их клеем. Продумайте рисунок, обозначьте его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпьте рисунок тем цветом, который вам необходим для создания вашей задумки. Аппликации из ваты и тополиного пуха Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли (декоративный вид живописи, выполняемый в разных оттенках какого-либо одного цвета чаще серого). Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения лучше выбирать с пушистой фактурой. Например: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме. С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака простор для фантазии весьма широк. Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков. Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз. 4

5 Аппликация из конфетти Описание работы: 1. Нарисуйте, например, контур бабочки. 2. Предложите ребенку кисточкой, а если у него нет навыка работы с ней, то губкой, нанести клей по всей поверхности рисунка. 3. Дайте густо посыпать весь лист бумаги конфетти. 4. Стряхните лишнее с листа бумаги (можно просто перевернуть лист "вниз головой"). 5. Вместе удивитесь возникшей перед вами бабочкой. Как вы поняли, работать в этой технике можно с детьми любого возраста. Аппликация из паралона Паралон красят краской. Затем рвут на мелкие кусочки. Поролон можно заменить зеленой бумагой или ватными шариками. После этого рисуют на бумаге простым карандашом то, что хочется сделать вам или детям. Смазывают клеем и приклеивают поролон. Можно не рисовать карандашом, например, дерево, а дать ребенку самому проявить воображение или складывать дерево на клей из кусочков сразу. Аппликация из изоленты Предложите детям сделать аппликацию с помощью изоленты. Например, дорогу для машин. Покажите, как пользоваться скотчем-изолентой и безопасными ножницами. И снова фантазируйте! Необычный способ рисования получится, если аппликацию из изоленты раскрасить красками, а после того как краска высохнет, изоленту аккуратно снять с рисунка. С помощью этой нетрадиционной техники рисования можно рисовать как абстрактные картины, так и обычные. Аппликация из песка или соли Работать с песком одно удовольствие, а готовые картины получаются просто шикарными. Наборы для аппликаций из цветного песка продаются в любом канцелярском магазине или в отделах для детского творчества. Но можно попробовать сделать цветной песок своими руками. Детям любого возраста нравится возиться с песком: сыпать его, выбирать цвета, разравнивать, а главное стряхивать. Почему же, хотя бы изредка, не пойти им навстречу? А, если, к тому же, вы разрешите детям покрасить песок или соль вместе с вами, им это доставит несказанное удовольствие! Аппликацию песком или солью можно начинать делать с детьми от 2-2,5 лет. Для начала выбирайте простые аппликации с небольшим количеством деталей, постепенно усложняя рисунок и увеличивая число мелких деталей. техника «посыпание» и техника «вдавливание» Аппликацией из крупы "посыпание" аппликация из крупы, выполненная на основе контурного рисунка (шаблона). 1. Рисуем простым карандашом на цветном картоне или находим изображение с четким контуром (контурный рисунок) и распечатываем его на цветной бумаге. Какой рисунок подойдет? 5

6 Фрукты или овощи, стилизованные цветы, животные и птицы любая картинка с достаточно крупными деталями, которая интересна и понятна малышу. 2. Крупа подойдет любая. В первый раз лучше сделать самую-самую простую аппликацию, из одного вида крупы. Например, цыпленка из пшена. В этом случае рисунок полностью намазываем клеем ПВА и посыпаем пшеном (пшено немного прижимаем пальцами, чтобы лучше держалось). Крупа должна лежать в один слой. Глаз можно сделать из гречки, клюв и лапки - просто нарисовать (или сделать из фасоли, как на фото). Для сохранности крупяного слоя аппликацию можно сверху дополнительно промазать клеем. Затем можно переходить к аппликациям из разных круп. Принцип простой: для каждой детали мы используем разный по цвету или фактуре материал. Клеем намазываем сначала одну деталь, засыпаем ее крупой, затем другую и т.д. Например, облака хорошо получаются из риса, солнце из пшена, небо из манки, земля из овсянки и фасоли. При необходимости крупу можно покрасить (гуашью или акварелью) Способы окраски крупы На широкой тарелке рассыпать пшено, взять кисточку, обмакнуть в гуашь с водой и покрасить ее. Затем осторожно пересыпать крупу на целлофан тонким слоем и просушить. Такая крупа пачкает руки при работе, зато аппликация получается яркая и неповторимая. Рис насыпать в несколько стаканчиков, добавить в каждую емкость воды и гуашь разного цвета, чтобы получился густой раствор. Оставить на ночь. Утром воду вылить, а крупу рассыпать на полиэтиленовые пакеты, чтобы хорошо просохла. Хранить удобнее всего в маленьких баночках изпод детского питания, витаминов или детского пластилина. Такая покраска риса не окрашивает руки ребенка, но и цвета получаются менее насыщенными. Манку практичнее перемешать с измельченным в порошок цветным мелом. Техника «вдавливание» 1. Нам понадобится заготовка: цветной рисунок или самая простая аппликация из бумаги. На фото в качестве заготовки используется именно бумажная аппликация силуэт дерева, приклеенный на цветной картон. 2. Затем примазываем круги из пластилина, аккуратно разравнивая края. 3. Предлагаем ребенку декорировать круги крупой (или зернами кофе, орехами, семечками и т.п.) вдавить их в пластилин. 4. Так же делаем ствол дерева. Примазываем коричневый пластилин, формируя силуэт дерева. Если дерево зимнее, пластилиновый ствол можно присыпать крупной солью, а затем вдавить кристаллы соли в пластилин. Пушистая аппликация Аппликация из скрученных салфеток - простой и доступный для любого возраста вид творчества, способствующий развитию мелкой моторики детей. Для работы понадобятся бумажные салфетки различных цветов, контурный рисунок будущей аппликации (для этого удобно распечатать на бумаге для принтера детские раскраски), клей ПВА, цветной картон-основа аппликации. 6

7 Салфетки разрезаются на равные квадратики, затем каждый квадратик с помощью пальцев скручивается в шарик. Полученные шарики наклеиваются по рисунку на клей ПВА. Сначала аппликация выполняется на принтерной бумаге, на которой распечатан рисунок. Готовая аппликация должна хорошо высохнуть, после чего рисунок вырезается и наклеивается на фон - цветной картон. Окончательная отделка панно зависит от фантазии автора: в зависимости от тематики работу можно декорировать природными материалами, нитками, ракушками, стружкой и т.п. Отдельные детали композиции можно выполнить из цветной бумаги - простой или бархатной. Аппликация 3D Трёхмерная графика 3D предназначена для изображения объёмных объектов. Трёхмерная графика это виртуальное, воображаемое трёхмерное пространство, которое отображается на плоской, двухмерной поверхности дисплея или листа бумаги. Суть изображения 3D: мы видим несколько слоев, наложенных друг на друга в определенной последовательности, существующие сами по себе и созданные отдельно друг от друга. Но все-таки изображения в 3D это не полный объем объекта в 360 градусов. И даже не полуобъемное изображение предмета это всего лишь иллюзия предмета, изображенного с помощью нескольких ограниченных плоскостей. Отличия аппликации 3D от объемной: Многослойность. Отличие слоев друг от друга по форме и количеству. Количество слоев не менее 3. Несоприкасаемость слоев друг с другом. Эффект объекта «глубины» или «выпуклости». Модель 3D плоскостная модель. Отсутствие клея (наличие двухстороннего скотча). Работая над аппликациями в технике 3D, необходимо выделить некоторые правила последовательности выполнения работы аппликации: Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями (разные объекты должны находиться на разных уровнях). Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание. Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму (каждый последующий слой должен отличаться от предыдущего меньшим размером). Наклеить второй слой на первый, смещая его на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо по вашему желанию). Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя (слоев должно быть не меньше трех). Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера. Последовательность выполнения: Определить количество предметов, которые будут выделяться слоями. Вырезать первый слой предмета и в неизменном виде наклеить его с помощью одностороннего скотча на основание. Второй слой предмета вырезать, изменяя размер и форму. 7

8 Наклеить второй слой на первый, смещая его в сторону на 1 мм (вверх, вниз, влево, вправо по вашему желанию). Третий и четвертый слои вырезать и наклеить по аналогии второго слоя. Часть предмета, которой надо придать наибольшую выпуклость, должна быть наименьшего размера. Таким образом, нетрадиционные виды аппликации в дошкольном учреждении один из наиболее редко практикующихся видов изобразительной деятельности. Вместе с тем в нетрадиционных техниках аппликации заложены колоссальные воспитательные резервы и огромные педагогические возможности, которые влияют на художественно-эстетическое и образнопространственное восприятие окружающего мира детьми дошкольного возраста, на развитие творчества дошкольников. Сентябрь-октябрь План работы Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации Работа с цветным скотчем Знакомство с материалами, накопление самих материалов. Наблюдения за процессом работы с различными материалами. Беседы: «Пушистая вата»; «Новинки из мусорной корзинки»; «Как мы создадим интересные картины» Коммуникации: рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой. Чтение художественной литературы по теме. Загадывание загадок. Художественное творчество: Аппликация из цветного скотча «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе»; «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени» Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке». Просмотр мультимедиа презентации. НОД «Способы работы с цветным скотчем»; Изготовление поделок. игра «Подбери нужный цвет» Выставка аппликативных поделок из цветного скотча. 8

9 Ноябрь-декабрь «Волшебные нитки» «Работа с различными видами ниток в технике аппликации» Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, «Весёлые уроки» Наблюдения за процессом работы с нитками в технике аппликации. Чтение: художественная и познавательная литература по теме. Загадывание загадок. Художественное творчество: аппликации: «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»; «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке». Д/И «Волшебный клубочек»; «Загадки и отгадки»; «Кто пушистый». Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные» Изготовление совместно с родителями макетов: «Животные наших лесов», «Животные жарких стран» Выставка поделок «Домашние питомцы» Январь-март «Мир макарон» «Применение макарон в технике аппликации» Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ. Наблюдение за процессом работы с макаронами в технике аппликации. Беседы: «Какие бывают макароны»; «Для чего ещё можно применить макароны»; «Наши друзья продукты». Чтение художественной литературы. Загадывание загадок. Речевая логическая задача «Откуда взялись макароны» Инсценировка «Весёлая макарошка» Художественное творчество. Аппликации: «Ласточки в полете», «Снегири»; «Поющий соловей»; «Грачи прилетели» Изготовление поделок. 9

10 Викторина «Наши друзья - продукты». Изготовление альбома «Птицы» Выставка детских работ Апрель - май «Живая скорлупа» «Работа с яичной скорлупой" Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ. Наблюдение за процессом работы с яичной скорлупой в технике аппликации. Беседы: «Откуда взялась скорлупа?» Опыты с яичной скорлупой. Дидактическая игра «Живая и неживая природа» Загадывание загадок. Аппликации: «Комнатный цветок»; «Черепашка»; «Норка для крота»; «Ваза с цветами» Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате». Выставка детских работ. Примерные результаты (рефлексия): Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные. Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными материалами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме. 10

11 Данная программа составлена с учетом: 1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова. 2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил 3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет: Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, с. : ил. 4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М: ТЦ Сфера, с. (Вместе с детьми) Литература: 1. Гусакова М. А. Аппликация: Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, Воспитатель ДОУ 1/ Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. СПб. : КАРО, (Модернизация общего образования). 6. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). Ростов Н/Д: Феникс, Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. М. : ТЦ Сфера, (серия «Вместе с детьми»). 11

12 12


Нетрадиционные способы аппликации, как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста. Объемная аппликация. Вид деятельности под названием "аппликация" известен давно. Испокон веков

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 36 «Яблонька» Консультация для родителей на тему: «Аппликация для детей 4-5 лет» Подготовила: Педагог дополнительного образования

Перспективное планирование занятий по аппликации с использованием нетрадиционных материалов в младшей группе детского сада СЕНТЯБРЬ Тема: «Воздушные шарики для Винни-Пуха» формировать практические навыки

МБДОУ детский сад «Красная шапочка» Мастер-класс для родителей «Нетрадиционные виды аппликации как средство развития творчества дошкольников» Цель мастер-класса: Способствовать формированию у родителей

Пояснительная записка Направление «Художественно-эстетическое развитие» Образовательная область «Художественное творчество» Вид деятельности «Развитие продуктивной деятельности» Срок реализации: 1 год

Воронкова Людмила Владимировна, воспитатель, МАДОУ ДС 21, г. Бердск Развитие творческих способностей дошкольников через аппликацию с использованием нетрадиционных приёмов и материалов «Истоки способностей

«Использование нетрадиционной техники аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста» Подготовила: Губенко Н.В. «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад 249 «Колобок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития и оздоровления всех

Структура программы I. Целевой раздел программы 1. Пояснительная записка 3 1.1. Цели и задачи реализации программы 3-4 1.2. Принципы и подходы к реализации программы 4 1.3. Планируемые результаты освоения

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ЭСТЕТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОВЗ СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Задачи: 1.Учить смешивать краски, получать новые оттенки. 2.Формировать интерес к работе с

ИНСТРУКЦИОННАЯ КАРТА ЗАЙЧИК 1. Переведи контур зайчика на лист плотного тёмно-синего или голубого картона. 2. Свяжи крючком шнурок из ниток серого цвета и приклей его по краю изображения зайчика, прижимая

Рисование манной крупой Мастер-класс «Чудеса из манной крупы» Цель: познакомить детей дошкольного возраста с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы. Задачи: - продолжать учить детей работать

Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Цели и задачи работы: развивать изобразительные навыки детей раннего дошкольного возраста по средствам

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 97 комбинированного вида» «Пластилинография в детском саду. Виды пластилинографии». /консультация для родителей/ Подготовил воспитатель:

Пояснительная записка Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир аппликации» имеет художественную направленность, ориентирована на развитие творческих способностей детей младшего и среднего

1. Листья различных деревьев, кустарников, трав. 2. Гуашь 3. Кисть 4. Бумага для печатения и подстилки 1. Листок кладется на подстилку 2. Покрываем его гуашью тонким слоем 3. Печатаем листочком на бумаге,

Рабочая программа кружка по нетрадиционной технике рисования для младшей и средней групп «Разноцветные ладошки». Пояснительная записка Рисование интересный и полезный вид творчества, в ходе которого разнообразными

Долгушева Светлана Александровна воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка детский сад 5 «Березка» г.о. Краснознаменск Московской области ДОКЛАД ИЗ

Продуктивные виды деятельности как культурная практика. Ручной труд в подготовительной к школе группе Труд - это целесообразная деятельность человека, направленная на видоизменение и приспособление предметов

Рисование нетрадиционными материалами как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста. Дошкольное детство важный период в жизни детей. В этом возрасте каждый ребёнок маленький

Учитель логопед ГБДОУ 97 Центрального района Кашеварова С.А. Санкт Петербург 2015г Цель: познакомить родителей с играми и игровыми заданиями для развития мелкой моторики у детей Правильное развитие и воспитание

Торцевание как вид детского художественного творчества. МБДОУ «Детский сад 15» Шушкова И.Ф. заведующий Филатова Т.Н. заместитель заведующего по воспитательной и методической работе Торцевание это один

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА "Декупаж по мозаике из яичной скорлупы"

Мастер-класс для воспитателей «Игры с крупами - рисуем на крупе» Для детей младшего возраста Игры с крупами и рисование на крупе - это одни из самых интересных занятий, которые отлично развивают пальчики

Использование нетрадиционной техники рисования в изобразительной деятельности детей дошкольного возраста Подготовили: Бузинова И.Ю. Качанова А.В.,Шувалова С.Н. Рисование является одним из самых интересных

План работы кружка в детском саду. Старшая группа Кружок «МАСТЕРИЛКИ» Пояснительная записка. Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением

Перспективный план кружковой работы по изодеятельности «Волшебная кисточка». Воспитатель: Рычкова Т.М. Цель. условий, способствующих, реализации художественноэстетического развития воспитанников, их творческого

Санкт Петербургская академия постдипломного образования. Институт детства. Кафедра дошкольного образования. Зачетная работа По теме: «Нетрадиционные техники рисования для дошкольников». Слушатели КПК «Педагогические

Мастер-класс для родителей и детей 5-6 лет «Осенний пейзаж» Тематическая неделя: «Какая бывает осень»

Консультация для воспитателей На тему: «Пластилиновые буквы» Подготовила воспитатель старшей группы Беспалова Т.В. ПЛАСТИЛИНОВЫЕ БУКВЫ Изготовление поделок из пластилина входит в содержание всех программ

ПЛАСТИЛИНОВЫЕ БУКВЫ Изготовление поделок из пластилина входит в содержание всех программ по организации ручного труда в детском саду. Я предлагаю соединить в одном занятии работу с пластилином и закрепление

Утверждаю Заведующий МБДОУ 350 /О. В. Баландина/ Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида 350 городского округа Самара Тематический план работы кружка

КОНСУЛЬТАЦИЯ «Чем занять ребенка дома, или нетрадиционные техники рисования» Автор: Клан М.А. МБДОУ г. Мурманска 105 МУРМАНСК 2018г. Уважаемые родители! Впереди Новогодние каникулы и у многих из вас появляется

ЗАНЯТИЯ АППЛИКАЦИЕЙ ИЗ НЕТРАДИЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Воспитатель МБДОУ д/с 35 «Улыбка» Турчина Н.К. Аппликация из соломки Солома как поделочный

Полное название Программа краткосрочной образовательной практики программы «Весёленькие гусеницы» ФИО автора Гагарина Татьяна Николаевна Возраст детей 6-7 Количество 4 занятий Максимальное 6 детей количество

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «ШКОЛА 1130» УТВЕРЖДАЮ Директор ГБОУ Школа 1130 Д.И. Бодер 2016г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования детей дошкольного

Подготовила воспитатель первой квалификационной категории Медведева Надежда Владимировна. Мастер-класс для педагогов детского сада «Творчество без границ» Ход мастер-класса: Мне хотелось бы начать мастер-класса

Торцевание: история возникновения. Техника торцевания из гофрированной бумаги и из салфеток: мастер-класс Автор Екатерина Никитина Техника торцевания позволяет создавать чудесные пушистые ковры-картины

Кружок «Разноцветные крупинки» (нетрадиционное рисование цветной манкой) (2015-2016 уч. год) (старшая группа) Руководитель: Охотникова Е.Ю. Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной

1. Пояснительная записка Ручной труд оказывает огромное влияние на развитие кисти руки. Детей привлекают изделия из разных материалов, поэтому в план работы кружка включена работа с природным материалом,

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.ДОЛГОПРУДНОГО АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. ДОЛГОПРУДНОГО ДЕТСКИЙ САД 10 «ЛУЧИК» (АОУ детский сад 10 «Лучик») Принято

Мастер-класс для педагогов и родителей «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей» «Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей

Художественное творчество в летний период. Лето-это самое лучшее время года! Это море солнца, света, тепла... Это радости пора Лето удивительная и благодатная пора, когда детям можно вдоволь гулять, бегать

МБДОУ «Детский сад 7» Принято на заседании педсовета Протокол У от /У * Утверждаю: зав. МБДОУ 7 _С.П. Шуляк Программа кружка «Умелые ручки» Воспитатель кв. категории: Архипова И.Ю. 207-208 гг. Пояснительная

Перспективный план работы с детьми по нетрадиционной технике рисования Перспективный план работы по нетрадиционному рисованию во 2-й младшей группе. Тема Программное содержание Рисование пальцем или ватной

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества детей и юношества городского округа город Нефтекамск Республики Башкортостан Конспект занятия «Аппликация в

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 41общеразвивающего вида Калининского района Санкт-Петербурга «Нетрадиционные техники рисования как средство развития основных

Воспитатель МБДОУ «Центра развития ребѐнка - д/с 30 «Солнышко» г.вязники Шорникова Галина Владимировна Высшая категория Стаж работы 23 года Дошкольное детство это важный период в жизни ребенка. Именно

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 18» Кружок «Умелые ручки» в старшей группе. Руководитель педагог Первой квалификационной категории Широкова Лариса Анатольевна

1 Задачи программы: Обучающие: - дать основные теоретические знания по изобразительному искусству, в том числе по основам перспективы, симметрии, композиции, цветоведения; - развивать умения использовать

Отдел образования администрации Тонкинского района Нижегородской области Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества Мастер-класс Создание

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Родничок» с. Быков Консультация для педагогов по нетрадиционным техникам рисования Тема: «Рисование с детьми 3-7 лет методом тычка»

Дизайн деятельность в детском саду Выполнила воспитатель МБДОУ «Детский сад 35» Дудикова Жанна Юрьевна. 1 слайд Заставка 2 слайд Детский дизайн новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается

Конспект занятия по теме «Составь фигуру из квадрата» объединение «Художественное конструирование и моделирование» Выполнила педагог дополнительного образования Артамонова Е.В. г. Ожерелье 2016г. Тема:

НЕТРАДИЦИОННАЯ ТЕХНИКА В АППЛИКАЦИИ КАК НАГЛЯДНАЯ ДЕМОНСТРАЦИЯ ДОСТИЖЕНИЙ С ЦЕЛЬЮ ПЕРЕДАЧИ ЗНАНИЙ И ОПЫТА ДЛЯ ВОЗМОЖНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Выполнила воспитатель ЛГ МАДОУ «ДСКВ 8 «Рябинка»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад 17 «Ромашка» с.варламово Использование нестандартного оборудования для развития творчества детей на занятиях по изобразительной

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска детский сад 29 «Ёлочка» Доклад на тему: «Пластилинография как средство развития художественного творчества у детей дошкольного

РАЗВИВАЕМ ТВОРЧЕСТВО У ДЕТЕЙ ДОМА НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ Подготовила воспитатель Кроликова Д.Ш., сентябрь 2018 год Рисунок ребенка это показатель его психологического развития. Рисуя, ребенок

Центр на развитие мелкой моторики «Ловкие пальчики» Изготовители: Горбань Нина Алексеевна (Воспитатель высшей квалификационной категории), Шашкова Валентина Васильевна (воспитатель первой квалификационной

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 73 Приморского района г. Санкт-Петербург Конспект Непрерывной образовательной деятельности на тему: «Ваза с фруктами»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей 4 «Звездочка» КЛУБНЫЙ

Пояснительная записка Программа кружка рассчитана на детей 7-10 лет. Продолжительность занятий: 1 час 15 минут. Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по изобразительному

С. Рождествено 2017 Место события: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад 30 комбинированного вида" с. Рождествено Гатчинского района Ленинградской области. Вид проекта:

Пальчиковая страна ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ на март-июнь 2017г Детский клуб «Рюкзачок» Занятия кружка «Пальчиковая страна», студии МАЛЫШ, нацелены на развитие мелкой моторики рук. Уровень развития мелкой

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Красногвардейского

Проект по использованию в изодеятельности разных материалов «Золотая рыбка». Автор проекта Киселева О.Н., воспитатель МКДОУ 63 «Сказка» Продолжительность проекта краткосрочный (ноябрь 2014 г.) Тип проекта

ГБОУ Школа 2045 ГКП корп. 1804а Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Умка» Выполнила: Педагог дополнительного образования: Кузнецова Л.Г. Москва

Принято считать одним из видов детского творчества аппликации. И если ваш ребёнок не любит рисовать или лепить, или у него не получается это делать, то в таком случае стоит отметить, что дети, причем все, очень сильно любят клеить и вырезать. А если учитывать, что на сегодняшний день довольно легко и просто купить или найти в Интернете самые разные наборы для аппликаций, то аппликации становятся самыми любимыми развлечениями для многих детей.

Так что же привлекает ребёнка в этом виде творчества? И почему же ребёнку полезно заниматься такой деятельностью как аппликация?

Во-первых, это многогранность развития ребёнка. С помощью развития аппликацией ребёнок учится узнавать и различать фигуры и цвета. Ребёнок становится более внимательным, аккуратным, точным. Малыш, таким образом, познает окружающий мир, развивает моторику рук, а так же развивает свой творческий подход.

Во-вторых, это коллективность всего процесса. Аппликация может позволить разделить свой творческий процесс с родителями или с другими детьми. И при этом ребёнок с огромным удовольствием подключится к такому процессу. А вот занимаясь аппликацией с другими ребятами, ребёнок в себе развивает такие качества, как интеллект, мышление, организованность. Участие взрослого человека поможет направить детское творчество в нужное, а, главное, в правильное русло, причем так же очень грамотно распределить все обязанности.

В-третьих, это развитие навыков. Ведь аппликация представляет собой сложный процесс, который требует от ребёнка немалого ряда навыков и умений. Такой вид творчества основан на постоянном развитии ребёнка. И при этом такие занятие стимулируют самосовершенствование. И современно ребёнок овладеет новыми приемами наклеивания и вырезания.
Помимо этого, создание аппликаций - целая серия последовательных действий. Ребенок, который постоянно занимается аппликациями, развивает в себе такие навыки, как настойчивость, выдержка, аккуратность.

Нетрадиционные техники аппликации как средство развития творческой активности детей дошкольного возраста

Январь 2017 год

Цель – ознакомление родителей с видами нетрадиционной аппликации и ее значении в развитии дошкольника.

Задачи:
Обучающие задачи:
- познакомить родителей с нетрадиционными техниками аппликации;
- проинформировать о роли аппликации в развитии детей.
Развивающие задачи:
– развивать познавательный интерес, бережное и эстетическое отношение к декоративно-прикладному искусству.
Воспитательные задачи:
– воспитать чуткость к восприятию искусства.

В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Психологи и педагоги считают возможным творческое развитие детей во всех видах деятельности . Большой потенциал для развития творческих способностей ребенка заключен в изобразительной деятельности дошкольника, в частности занятиях аппликацией.
Аппликация – один из самых любимых детьми видов изобразительной деятельности. Специфика этого вида деятельности даёт детям возможность активнее усваивать знания о цвете, строении предметов, их величине, о плоскостной форме и композиции. В аппликации есть возможность передвигать вырезанные формы, сравнивать, накладывая одну форму на другую. Это позволяет быстрее приобрести композиционные знания и умения.
Аппликация содержит большие возможности для развития фантазии, воображения, творческих способностей детей. Так, узор может быть составлен как из готовых геометрических, так и из растительных форм, вырезанных самими ребятами. Использование готовых форм в декоративных работах позволяет дошкольникам сосредоточить все внимание на ритмичном чередовании элементов в узоре, подборе красивых цветовых сочетаний.
Навыки, приобретенные на занятиях аппликацией, дети используют в других видах деятельности, главным образом в конструировании, при изготовлении теневого театра, световых украшений, елочных игрушек.
В настоящее время воспитатели дошкольных образовательных учреждений склоняются к традиционной технике обучения детей аппликации, а именно работе с бумагой. В свою очередь, работа с различными материалами, в различных художественных техниках расширяет возможности ребенка, развивает чувства цвета, гармонии, пространство воображения, образное мышление, творческие способности.
Особенно это важно для детей старшего дошкольного возраста, поскольку у них происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребёнок не наблюдал непосредственно. Детей интересуют связи, существующие между предметами и явлениями. Проникновение ребёнка в эти связи во многом определяет его развитие.
Но в этом возрасте формируются и элементы трудовой деятельности, основной психологический смысл которой состоит в следующем: ребенок должен понимать, что он делает нужное, полезное для других дело.

Цель работы с детьми: создание условий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

Обучающие:
– познакомить дошкольников с нетрадиционными техниками аппликации;
– научить правилам безопасной работы с различными материалами и инструментами;
– обогатить знания детей о временах года;
– формировать у детей осознанное отношение к порядку выполнения работы ;
– развивать познавательную активность детей.
Развивающие:
– развивать композиционные умения;
– развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры;
– развивать самостоятельность, инициативность и творческий подход;
развивать фантазию, творческое мышление и воображение.
Воспитательные:
– воспитывать у детей художественный вкус;
– развивать эстетическое мировосприятие;
– воспитывать аккуратность, трудолюбие, интерес к занятиям;
– воспитывать зрительскую культуру.

Таким образом, значимость занятий нетрадиционными видами аппликации для гармоничного и всестороннего развития детей доказана как научно, так и исторически. Обобщая многолетний педагогический опыт, можно выявить следующие параметры, на которые аппликация оказывает положительное влияние:
- развитие художественного вкуса;
- формирование художественных и графических навыков;
- становление эстетического восприятия окружающего мира;
- развитие воображения, творческих способностей, пространственного восприятия и фантазии;
- воспитание культуры зрителя;
- формирование знаний о мировой художественной культуре;
- развитие мелкой моторики.
Обучая дошкольников различным методам аппликации из разнообразных материалов, можно создать основу для творческого самовыражения ребенка. Дошкольник сам выбирает сюжет для аппликации, материал или сочетание материалов, использует ту или иную технику, которая подходит для наиболее выразительного изображения.
Творчество – очень важный момент в развитии ребёнка. Хорошо, когда ребёнок видит красоту и разнообразие окружающего мира. Но ещё лучше, если он не только замечает эту красоту, но и творит её. Полученный результат эмоционально привлекателен для ребёнка, поскольку ту или иную вещицу он сделал сам. После того, как ребёнок своими руками начнёт создавать красоту, он непременно начнёт с любовью и заботой относиться к окружающему миру.

Существуют следующие техники нетрадиционной аппликации :
Аппликация из круп и семян.
Крупа и семена – прекрасный материал для поделок. Ее легко можно покрасить, и тем самым сделать работу яркой и привлекательной. Гречка, пшено, манка, рис, горох, различные семечки пригодятся для работы.
Крупа – доступный, красивый и безопасный материал для детского творчества. Начинать работать с крупой можно в 1,5-2 года. Даже в таком раннем возрасте дети при помощи родителей способны создавать очень милые аппликации из круп. Аппликации из круп хороши и тем, что для их создания не требуются ни особые материалы или инструменты, ни специальные условия или навыки.

Аппликация из осенних листьев.
Засушенные листья – замечательный материал для художественного комбинирования. Различные формы листьев сами подскажут нам, что из них можно сотворить. Кленовый лист напоминает ежика и осьминога, лист дуба – хвост рыбы, лист тополя или березы – голову лисы, медведя, собачки, кошечки и т. п. Так что предоставьте детям возможность подбирать, прикладывать, составлять и экспериментировать с листьями.

Аппликация из яичной скорлупы.
Аппликация, сделанная из яичной скорлупы относительно дешевый вид рукоделия . Ведь этого материала в каждом доме предостаточно. В работе можно использовать скорлупу, как от вареных яиц, так и от сырых; цвет скорлупы также не имеет значения – белая или цветная.
Чаще всего яичная скорлупа используется для выполнения мозаики в технике кракле, когда отдельные кусочки скорлупы наклеиваются на поверхность. При распрямлении скорлупки разламываются на множество мелких кусочков, которые удерживает тонкая пленочка, находящаяся с внутренней стороны. Кракелюры – трещинки образуют на различном материале причудливые сетчатые узоры, но они почти незаметны. Стоит покрыть скорлупки лаком или краской, как сразу же проявляется рисунок, и обычная скорлупа превращается в великолепный материал для творчества.
Эта техника очень древняя, в восточной лаковой живописи мастера наклеивали яичную скорлупу в тех фрагментах рисунка, где нужно было изобразить скалу или каменную стену, покрытую трещинами, а россыпью мелких цветных скорлупок в точности имитировали цветение весенних садов.
Яичной скорлупой можно задекорировать самые разные предметы – вазы, тарелки, бутылки, шкатулки, рамочки для картин и фотографий. Материал очень пластичный в работе, мелкими кусочками заполняются самые сложные узоры и места в композиции, и сама техника такой мозаики не сложная, но работа очень кропотливая. Оформить можно любую поверхность – от дерева и металла до плотной бумаги и стекла.

Аппликация из ваты.
Аппликация из ваты однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из ваты, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно-белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.
С помощью аппликаций из ваты или же тополиного пуха можно сделать пушистых, объёмных зверей, снег, изобразить пух растений, облака – простор для фантазии весьма широк.
Из маленьких ватных катышков можно выложить пуделя и барашка, из истончённых и разорванных кусков ваты - облака, из ватных дисков можно делать цыплят и цветы, снеговиков.
Помните, что вату можно подкрасить акварелью либо гуашью, и тогда простор для творчества и фантазии увеличится в несколько раз.

Аппликация из ниток.
Удивительный материал – нити! Что только с ними ни делают: шью, вяжут, плетут: ковры, гобелены, панно; вышивают удивительные по красоте картины. Изделия в технике аппликации из ниток выглядят оригинально, приемы работы с ним просты и предоставляют безграничные возможности для творческого самовыражения.
Техника аппликации из нитей очень интересная, увлекательная, доступная людям разного возраста. Освоив элементарные приемы работы в данной технике, на основе полученных знаний можно создавать собственные работы. Проявляя в этих работах креативность, творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к порождению принципиально новых необычных идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления.

Виды аппликации:
– предметная, состоящая из отдельных изображений (лист, ветка, дерево, птица, цветок, животное, человек и т. д.);
– сюжетная, отображающая те или иные события;
– декоративная, включающая орнаменты, узоры, которыми можно украсить различные предметы.

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нано технологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей, потому что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Поэтому необходимо развивать чувство прекрасного, формировать высокие эстетические вкусы, умение понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы.
Одним из приемов, направленных на создание условий для творческого самовыражения ребенка, является организация работы с детьми по изобразительной деятельности с применением способов нетрадиционных видов аппликации. Это привлекает своей простотой, доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов.
Нетрадиционная аппликация играет важную роль в общем психическом развитии ребенка , развивает фантазию, воображение, мелкую моторику рук.
Изучив возможности нетрадиционной техники аппликации, я пришла к выводу, что это способ создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, само выражаться.

Значение занятий аппликацией для развития дошкольника.

Аппликация считается разновидностью художественной деятельности. Дети на занятиях и знакомясь самостоятельно с материалами,техникой и способами обработки бумаги, дошкольник приобретает навыки пластичного изображения предметов, овладевает умением в силуэтной форме, образном и творческом мышлении.
Приобщая ребёнка к миру прекрасного открывает перед ним красоту окружающего мира.Аппликация способствует формированию умственных, творческих способностей у дошкольника,развитию художественного вкуса.
На занятиях дети знакомятся с различными материалами (бумага, ткань, природный материал, кожа,солома) и их свойствами,учатся сочетать цвета, формы, симметрию деталей, различать геометрические фигуры, объединять части в целое, ориентироваться на листе бумаги. У детей развивается глазомерная функция, они учатся оценивать и исправлять путём анализа допущенные ошибки. На занятиях аппликацией у детей развивается речь, они овладевают правильным обозначением направлений (слева, справа,в середине, по углам, снизу, сверху).
В аппликации большую роль имеет цветовое оформление оно привлекает детей яркостью и красочностью.

И очень важно развивать чувство цвета ка наиболее доступное представление о красоте и яркости окружающего мира. Для этого воспитатель постоянно объясняет детям, почему надо брать тот или иной цвет, и с какими цветами лучше сочетается, чтобы передать выразительность содержания.
На занятиях дошкольник овладевает так же и трудовыми умениями,связанных с обработкой материала (вырезание, наклеивание,складывание...), учатся работать с ножницами, кистью, клеем, они стремятся работать аккуратно достигая положительного результата. И это способствует формированию культуры труда (готовят своё рабочее место, отбирают необходимые материалы, планируют последовательность выполнения задания, и после работы привести своё рабочее место в порядок).
У дошкольника формируются такие качества, как точность, быстрота, плавность, развивается координация движения рук. Дошкольники получают возможность проявить самостоятельность и инициативу, испытать чувство радости при достижении положительного результата.
Уровень овладения навыками и умениями, позволяет осуществить и определить степень готовности каждого ребёнка к успешному обучению в школе.
Виды аппликации: предметная, сюжетно-тематическая, декоративная.



Методика обучения аппликации

Обучение аппликации предполагает ознакомление с материалом, приобретение умения вырезывать разнообразные формы, располагать их на листе в определенном порядке и наклеивать в соответствии с образом и сюжетом.

Основные задачи обучения аппликации следующие:

Различать геометрические формы, знать их названия (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник, ромб);

Знакомить с основными, дополнительными цветами и их оттенками, овладевая умением составлять гармоничные сочетания;

Знать величины и количество: большие, маленькие формы; одна форма больше (меньше) другой, одна, несколько, много форм;

Развивать композиционные умения: ритмично располагать одинаковые формы в ряд или чередовать две или несколько форм; строить изображение в зависимости от формы листа -- на полосе, квадрате, прямоугольнике, круге;

Составлять изображение предмета из отдельных частей;

Располагать предметы в сюжетной аппликации.

Усвоение основных приемов вырезывания:

а) разрезание бумаги по прямой, по сгибам и на глаз;

б) вырезывание округлых форм путем закругления углов, симметричных форм из бумаги, сложенной вдвое, несколько раз, гармошкой;

в) вырезывание несимметричных форм -- силуэтное и из отдельных частей;

г) вырезывание по контуру;

д) создание формы путем обрывания (отщипывания) кусочков бумаги.

Усвоение основных приемов наклеивания (пользование кистью, клеем, тряпочкой; умение последовательно наклеивать формы).

Задачами обучения аппликации в старшей группе являются следующие:

Развивать умение вырезывать, пользуясь разнообразными приемами: по прямой в разных направлениях, с закруглениями, из бумаги, сложенной вдвое;

Развивать умение составлять предмет из нескольких частей и компоновать узоры на круге, квадрате, прямоугольнике из геометрических и растительных форм;

Использовать новые цвета (оранжевый, фиолетовый) и различные светлые и темные оттенки цветов, красиво сочетая их в узоре.

Итак, основной задачей в старшей группе является овладение разнообразными приемами вырезывания, которые необходимы для изображения предметов, имеющих различные очертания.

Вначале вырезывание прямоугольных и округлых форм продолжается на тех же темах, что и в средней группе, но с большим количеством деталей (снеговик в шапке, с лопатой в руках, на голове намечаются глаза, нос; самолет со звездами на крыльях и т. п.). Затем вводятся предметы с более мелкими частями (цыплята, кролики и др.).

В подготовительной группе программой предусмотрено усложнение учебных задач по всем разделам:

Осваивать новые приемы вырезывания из бумаги, сложенной в несколько раз, и силуэтнное;

Развивать композиционные умения в выполнении декоративного узора на различных формах, в составлении предметов из нескольких частей и расположении предметов в сюжетной аппликации;

Использовать все цвета спектра и их оттенков.

В обучении детей 6-7 лет основной задачей по всем видам изобразительной деятельности является развитие умения наиболее реалистичные изображения. Потому при обучении аппликации очень важно познакомить детей с всеми главными приемами вырезывания силуэтных симметричных и асимметричных форм.

Силуэтное вырезывание представляет собой наиболее сложный прием. Силуэт образуется посредством выделения линейного контура предмета, который представляет собой границу объемной формы со срезом. При этом линия контура устанавливает правильно ли переданы пропорция и формы объекта. Вместе с тем при воссоздании предмета ребенок вычленяет отдельные его части и последовательно их изображает. В процессе силуэтного вырезывания ребенку необходимо держать в памяти весь образ предмета, наблюдать за правильностью пропорций, форм и конструкции, координировать движения руки с создаваемой формой. В этой сложной работе старшим дошкольникам помогает умение выделять в окружающих предметах основные формы, воспринимать их общие очертания (контур). Потому овладение силуэтным вырезыванием необходимо начинать с самых простых форм (фрукты, ягоды, овощи).

Программой обучения в подготовительной группе предусмотрено выполнение сюжетной аппликации. В ходе этой работы улучшаются композиционные навыки дошкольников, поскольку для создания сюжетного изображения различных предметов необходимо предварительно продумать последовательность их приклеивания. Темами могут быть изображение улицы, аквариума, выполнение иллюстрации к сказкам различным сказкам.

В подготовительной группе продолжается и наклеивание готовых форм. Несмотря на то, что старшие дошкольники уже владеют основными навыками вырезывания, все же для составления узора из геометрических форм им можно выдавать готовые формы различных размеров.

Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание, складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т.д. На занятиях происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная, оберточная, гофрированная, настольная и др.). ее качественными показателями. Ребенок узнает, что бумага бывает не только всевозможных цветов, но разной фактуры: блестящей, гладкой, глянцевой, матовой, шероховатой, ворсистой, тонкой, толстой (на ощупь), плотной или рыхлой (на разрыв), промокаемой или водонепроницаемой. Например, рыхлая бумага - мягкая, легко обрывается пальцами. Таким способом из нее можно получить выразительные аппликации с мохнатыми контурами. Так изображают пушистых цыплят, зайчат, белок, мохнатых медвежат, ажурные снежинки, мягкие венчики одуванчиков, цветков липы, почек вербы и т. д., используя при этом мягкую, податливую для обработки салфеточную, гофрированную бумагу, некоторые сорта оберточной бумаги.

Наиболее интересной и доступной для детей дошкольного возраста является аппликация из бумаги ярких расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками. Поэтому в каждой возрастной группе детского сада в соответствии с программными задачами обучения аппликации необходимо иметь специальные материалы и оборудование для занятий: бумагу для фона и элементов аппликации, ножницы, клей, кисточку, подставку для кисточки, подстилку для намазывания фигур, коробочку для обрезков, чистую салфетку (из расчета на каждого ребенка).

Бумага для фона чаще всего берется плотной, подбирается тон в зависимости от содержания изображения, чтобы подчеркнуть определенную ситуацию. Например, цветы помещают на зеленом фоне поляны или луга, силуэты птиц наклеивают на голубом фоне неба, а рыб - на фоне синей глубины реки или моря.

Элементы аппликации дети вырезают из более эластичной, но упругой бумаги сочных, насыщенных тонов с хорошо обработанной поверхностью.

Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При изготовлении оформления к празднику или вечеру развлечения можно дать и большие ножницы (до 200 мм), так как ими удобнее делать большие надрезы, вырезать крупные элементы. Хранят ножницы в коробках или ставят их в высокие деревянные подставки-стаканы кольцами вверх. При пользовании ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть, после работы убирать на место.

Кисти для намазывания фигур, вырезанных из бумаги, берут в зависимости от размера заготовок. Так, для коллективной аппликации надо иметь кисти двух размеров. Для проклейки больших поверхностей используют широкие плоские кисти - флейцы. После работы кисти тщательно промывают в теплой воде, высушивают и ставят на вертикальную подставку ворсом вверх. В процессе же работы кисточку кладут на горизонтальную подставку, сделанную из плотной бумаги с выемкой.

Наклеивают фигуры картофельным или мучным клеем. Для его приготовления нужна картофельная или пшеничная мука. Ее заливают стаканом воды и подогревают на слабом огне, все время помешивая и не давая закипеть, до тех пор, пока клейстер не станет прозрачным и густым. Его снимают с огня и остужают, потом разливают в чистую фарфоровую или керамическую посуду с невысокими краями.

Фигуры намазывают клеем на чистой подстилке. Это может быть лист белой бумаги небольшого формата. В процессе занятия его надо несколько раз менять, чтобы клейстер не пачкал цветную сторону аппликаций и не оставлял нежелательных пятен.

Бумажные обрезки необходимо складывать в специально сделанные на занятии по конструированию коробочки из плотной цветной бумаги.

При подборе бумаги для аппликаций, выполняемых приемами симметричного вырезания, большое значение имеет такое свойство бумаги, как эластичность. Если заготовка будет ломаться, то на сгибах образуются трещины, что ухудшает эстетический эффект аппликации, делает невозможным исправление ошибок и вызывает у ребенка чувство неудовлетворенности результатом своей деятельности. Поэтому воспитатель подбирает гибкую и упругую бумагу, хорошо поддающуюся обработке, чтобы она легко складывалась без лишнего напряжения, а после вырезания.

Для изготовления аппликационных работ обычно применяют как белую, так и цветную бумагу. Белая плотная бумага из альбомов подойдет для фона. Для фона можно использовать цветную бумагу, бархатную, тонкий картон. Наклеиваемые формы вырезывают из тонкой цветной бумаги, лучше всего глянцевой, поскольку она бывает очень красочных расцветок, что вызывает интерес у дошкольников на занятиях аппликацией.

Для аппликации используются также матовая и бархатная цветная бумага всевозможных цветов и оттенков. В случае отсутствия бумаги нужного оттенка, можно окрасить белую бумагу в нужный цвет.

Формы аппликации должны быть уже тщательно к занятиям подготовлены. Подготовленные геометрические формы должны быть одинаковыми по размерам, что позволит составить из них цельный узор (например, сторона треугольника должна быть равной стороне ромба или квадрата).

На занятиях аппликацией со старшими дошкольниками применяются формы самых разнообразных цветов и оттенков, поскольку в этих группах проводится в основном декоративное наклеивание из геометрических форм по задумкам детей, и им необходимо дать богатый выбор материала.

Помимо цветной бумаги существует множество различных материалов, которые можно использовать при аппликации. Природа нам дает непревзойденное разнообразие красок и безупречность готовых форм. Применение на занятиях аппликацией различных природных материалов поможет обеспечить развитию у детей любви к природе и бережному отношению к ней.

1) крупы и семена. Применение круп и семян для создания аппликационных картин и поделок всегда притягивает детей, да и взрослым доставляет удовольствие работа с таким материалом. Очень красивые работы могут получиться из арбузных, дынных, тыквенных и других семян. Для выполнения аппликаций здесь необходимым материалом является картон, различные семена и крупы, краски, клей ПВА. В дополнение можно также использовать засушенные листочки, фломастеры.

2) Засушенные растения. Аппликация из засушенных растений.

В настоящие время широкую популярность приобрела аппликация из цветов, травы, листьев, так называемая флористика. Работа с природным материалом вполне доступна учащимся и детям дошкольного возраста. Увлекательно, интересно и полезно общение с природой. Оно развивает творчество, мышление, наблюдательность, трудолюбие, художественный вкус. Какую богатую фантазию надо иметь, чтобы из листьев липы сделать яблоки или из осенних листьев осины грибы, из листьев тополя - деревья.

Природа нам дает неповторимое многообразие красок и совершенство готовых форм. Занятия с природным материалом способствует воспитанию у детей любви к родной природе, бережного к ней отношения. Полезны они еще и потому, что сбор и заготовка природного материала происходит на воздухе.

Собранные листья или цветы засушиваем между листьями бумаги, которые ставим под пресс. Через несколько дней растения готовы к аппликации. Можно засушить растения более быстрым способом - прогладив их утюгом, завернув предварительно в салфетку или газету.

3) Солома. Аппликации из соломы необычайно привлекательны, они отливают золотом. Происходит это оттого, что солома имеет глянцевую поверхность и продольно расположенные волокна. Эти волокна максимально отражают свет только в определенном положении. Составленная из форм, находящихся под разными углами по отношению к свету. Аппликация передает неповторимую игру: блестит как золото. Аппликации из соломы прекрасно вписываются в интерьеры современных помещений. Сувениры из соломы - приятный подарок. Это могут быть картины, орнаментальные полосы, закладки для книг, шкатулки, рамки.

Даже подготовительной к школе группы довольно легко справляются с предметной аппликацией из соломки. Для работы следует выбирать предметы прямоугольной формы: дом-квадрат, крыша-треугольник, елка, состоящая из треугольника, лодка с парусом, флажок, грибок - корень из полосы, зауженной кверху, шляпка - половина круга. Заниматься аппликацией из соломы лучше с небольшими группами детей (три - четыре ребенка).

Можно использовать множество других сподручных материалов для производства аппликации: тополиный пух, опилки, кусочки ткани и ниток, бусины и стразы, салфетки, спички, пластилин, фольгу, фантики, ракушки и камешки и др. Работа с самыми различными материалами будет очень интересна детям.

4. Аппликация из ткани.

Вышивка - широко распространенный вид декоративного искусства.

Аппликация из ткани - разновидность вшивки. Вышивание аппликацией состоит в том, чтобы укреплять на определенном фоне из ткани куски другой ткани. Укрепляются аппликации из ткани либо пришиванием, либо приклеиванием. Аппликация из ткани может быть предметной, сюжетной и декоративной; одноцветной, двухцветной и многоцветной.

Выполнение аппликации из ткани требует определенных навыков. Во-первых, надо уметь резать ткань (ткань труднее резать, чем бумагу); во-вторых. Края у ткани могут осыпаться и осложнять работу.

5. Аппликация из тополиного пуха.

Пух тополя, который каждую весну покрывает «белым снегом» газоны, улицы города, залетает в открытые окна домов, вызывая неудовольствие жителей, оказывается, может и восхищать их. Иногда трудно поверить, что картину сделали только с помощью пуха без красок, кисти и клея. Аппликации из тополиного пуха однотонные, они напоминают гризайли. Они нежные, воздушные и изящные.

Аппликация из тополиного пуха, как и аппликация из бумаги, может быть предметной, сюжетной и декоративной. Темы предметной аппликации разнообразны. Выбирая темы для аппликаций из пуха тополя, надо иметь в виду, что легче работать, если мало деталей и если они не мелкие. Животных, птиц, растения надо выбирать с пушистой фактурой: зайчата, котята, утята, цыплята, плюшевые игрушки, головки одуванчиков. Легче делать аппликации с черно - белых рисунков, контрастных фотографий. В сюжетной аппликации удаются зимние пейзажи, березовые рощи, рыбки в аквариуме, особенно вуалехвосты. Декоративные аппликации необычны, оригинальны. Это могут быть орнаменты, узоры на различных формах.

5. Коллаж (от фр. Со11аgе - приклеивание, наклейка) - техника и вид изобразительного искусства, заключается в создании животных и графических произведений путем наклеивания на какую - либо основу, материалов, различных по цвету и фактуре (ткань, веревка, кружево, кожа, бусы, дерево, кора, фольга, металл и др.). В отличие от аппликации коллаж допускает возможность применения объемных элементов в композиции, причем как целых объемов, так и их фрагментов (посуды, спортивного инвентаря, часов, монет, пластинок, обуви, перчаток, вееров шляп и др.).

Причем художник может комбинировать разнообразные художественные техники; сочетать аппликацию и коллаж, вводить коллаж в красочный слой живописного полотна и др. И все это делается для того, чтобы создать неповторимый художественный образ, найти наиболее подходящие средства для воплощения замысла художника.

Применение при аппликации разнообразных материалов различных форм и оттенков будет способствовать проявлению самостоятельности, творчества и воображения. Дошкольники могут выбрать цвет по своему желанию. Особую значимость приобретает подбор различных цветных форм и бумаги на занятиях, цель которых состоит в самостоятельном составлении красивых цветовых сочетаний.

При вырезывании предметов целесообразно на каждого ребенка заранее заготовить набор нужной бумаги. Для детей подготовительной группы весь материал может лежать в одном месте.

Особо стоит отметить, что при изготовлении аппликации во всех случаях необходимо иметь большее количество различного материала.

Клей можно приготовить из картофельного крахмала, поскольку после его высыхания на бумаге не остается следов, что важно аккуратности работы.

Детям раздают кисти для клея, в старших группах иногда используют и волосяные кисти для намазывания мелких деталей. Особые требования предъявляются к ножницам, с которыми работают дети. Ножницы должны быть с закругленными концами и свободно двигающимися рычагами, небольшого размера, чтобы ребенок мог легко ими пользоваться. От этого будет зависеть также и правильность создаваемой формы.

Каждому ребенку дается клеенка для намазывания форм клеем, тряпочка и подставка для кисти.

Все необходимое оборудование необходимо расставить так, чтобы столы во время занятия не были загромождены. К началу занятия на столе выставляется только тот материал, который необходим в самом начале занятия; затем уже, по мере необходимости, приобщаются новые принадлежности, а ненужные убирают. Это необходимо для того, чтобы дети могли свободно работать, чтобы движениям их рук ничего не мешало.

Таким образом, для занятий аппликации требуется довольно большое количество различных материалов и инструментов, которые заранее должны быть подготовлены.