Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Значение сестринского процесса в педиатрии. Тема: « Сестринский уход за недоношенным ребёнком

Допуск к уходу за детьми грудного возраста.

Основой ухода является соблюдение строжайшей чистоты, а для новорожденного ребенка и стерильности (асептика). Уход за детьми грудного возраста проводится средним медицинским персоналом при обязательном контроле и участии врача. К работе с детьми не допускаются лица с инфекционными заболеваниями и гнойными процессами, недомоганием или повышенной температурой тела. Медицинским работникам отделения грудных детей не разрешается носить шерстяные вещи, бижутерию, кольца, пользоваться духами, яркой косметикой и пр.

Медицинский персонал отделения, где находятся дети грудного возраста, должен носить одноразовые или белые, тщательно выглаженные халаты (при выходе из отделения заменяют их другими), шапочки, четырехслойные маркированные маски и сменную обувь. Обязательно строгое соблюдение личной гигиены.

Уход за кожей и слизистыми оболочками у новорожденного и ребенка грудного возраста. Гигиена.

Ежедневный уход за новорожденным осуществляется медсестрой в детской палате родильного дома или в палате совместного пребывания матери и ребенка. После выписки из родильного дома уход производится мамой в специально отведенном для этого уголке детской комнаты, на пеленальном столике, который должен быть покрыт одеялом, клеенкой, а сверху чистой пеленкой. Необходимо хорошее освещение, температура воздуха - 20–22 о С.

Перед туалетом грудного ребенка обязательно мытье рук теплой водой со щеткой и мылом в течение 2 минут. После выкладывания раздетого ребенка, на предварительно обработанный пеленальный столик его внимательно осматривают, уделяя особое внимание пупочной ранке, а также местам, наиболее опасным в отношении возникновения опрелостей (за ушными раковинами, шея, подмышечные, паховые складки). Глаза промывают кипяченой водой, в направлении от наружного угла к внутреннему. Для каждого глаза используют отдельные стерильные ватные тампоны, сначала влажный, затем сухой.

При наличии конъюктивитов, глаза обрабатываются неоднократно в течение дня раствором фурациллина в разведении 1:5000 или раствором KMnO 4 в разведении 1:8000 (0,8% раствор).

Туалет носовых ходов проводится с целью удаления сухих корочек, слизи, молока, которое может попасть туда при срыгивании. Нос прочищают ватными жгутиками, смоченными в стерильном вазелиновом масле, которые вводят в носовой ход на один – полтора сантиметра вращательными движениями. Чтобы удалить образующиеся в носу младенца корочки, вначале закапывают в каждую ноздрю теплое вазелиновое масло, а через 15 минут очищают нос ватными жгутиками. Очищение носовых ходов проводится поочередно, разными жгутиками. Использовать для туалета носовых ходов спички, палочки и другие предметы с накрученной на них ваткой категорически запрещается. Ушные раковины протирают хорошо отжатой влажной ваткой, смоченной в кипяченой воде. Один раз в две – три недели прочищают наружные слуховые проходы влажными, а затем сухими ватными жгутиками.

Туалет полости рта детям проводится только при наличии специальных показаний (молочница, афтозный стоматит).

Молочница (кандидоз слизистых оболочек) возникает на слизистой оболочке полости рта (щеки, небо, десны, язык) в виде множественных точечных налетов, напоминающих манную крупу или свернувшееся молоко, расположенных на гиперемированном фоне. Налет легко снимается марлевым тампоном, обнажая влажную эрозивную, болезненную поверхность, что затрудняет движения рта при сосании и глотании. Для лечения молочницы используются следующие растворы:1% раствор генцианвиолета, 2% раствор соды, 20% раствор буры с глицерином, нистатин, орошение аскорбиновой кислотой. Обработка пораженных слизистых проводится 3-4 раза в день, перед кормлением. Стерильной палочкой с ваткой, смоченной в одном из растворов, осторожными вращательными движениями, без нажима снимаются элементы молочницы.

Лицо, шею, ручки обмывают кипяченой водой при помощи ватного шарика. Кожа у детей грудного возраста очень нежная и тонкая. Она легко повреждается от самых незначительных воздействий. Через поврежденную кожу свободно проникают микробы, а организм ребенка еще не в состоянии активно противодействовать им. Поэтому даже отдельные гнойнички, покраснения и повреждения кожи могут к генерализации инфекции в короткие сроки. В связи с этим, любые заболевания кожи у детей раннего возраста требуют врачебной консультации. Кожу ребенка внимательно осматривают и протирают стерильной ваткой, смоченной в стерильном вазелиновом или прокипяченном растительном масле. Для протирания кожи также можно использовать детский крем. Особое внимание уделяется естественным складкам, которые протираются в следующем порядке: заушные, шейная, подмышечные, локтевые, лучезапястные, подколенные, паховые, ягодичные.

Опрелости - ограниченные воспалительные изменения кожи, в участках легко подвергающихся трению и мацерации (естественные складки). Опрелости возникают при нарушении ухода за новорожденным: редком подмывании, чрезмерном укутывании, травмировании кожи грубыми пеленками и др. Лечение опрелостей сводится к устранению дефектов ухода. Ребенка надо подмывать после каждого мочеиспускания и стула, белье менять часто, а пеленки не реже чем через час. Назначают общие ванны с KMnO 4 (температура воды 36–38 о С), местные воздушные ванны по 5–10 минут. Очаги поражения припудривают присыпкой из талька с дерматолом (3–5%), смазывают стерильным растительным маслом. При появлении потницы (мелких красных пятнышек, сливающихся в общее покраснение) рекомендуется протирать кожу водкой, разбавленной наполовину водой. Поскольку потница возникает при перегревании, необходимо перейти на свободное пеленание. Обязательны ежедневные ванны с чередой или перманганатом калия. Полезны также воздушные ванны.

Подмывают детей теплой проточной водой при температуре 36-38 о С. Во время подмывания, ребенка держат на весу, в левой руке, а правой подмывают. При сильном загрязнении подмывание проводят намыленной рукой. Девочек при подмывании держат лицом кверху и обязательно подмывают спереди назад, это делается с целью профилактики инфицирования мочевыводящих путей фекальными массами. Затем осторожными промокательными движениями ребенка обсушивают. Подмывают ребенка в конце утреннего туалета и после каждого акта дефекации. Детей с чувствительной кожей, со склонностью к опрелостям рекомендуется подмывать и после каждого мочеиспускания.

Туалет половых органов у девочек проводится при наличии выделений из влагалища. Ватку смачивают в растворе фурациллина 1:5000 или KMnO 4 1:8000, и осторожно протирают половую щель. Скопление смегмы между крайней плотью и головкой полового члена у мальчиков удалять не следует, так как можно повредить слизистую. При опрелости и мацерации полового члена показаны местные ванночки с раствором KMnO 4 1:8000.

Ногти ребенка стригут маленькими ножницами, не реже одного раза в неделю. Ножницы предварительно обрабатывают одеколоном или спиртом. Чтобы сделать процедуру менее неприятной, ее можно уподобить игре - рассказать что-либо о каждом пальчике. На руках ногти срезают дугообразно, на ногах - прямым срезом (для профилактики вросшего ногтя). Ногти стригут над развернутым листом бумаги, чтобы не разбрасывать их, обрезки не должны попадать в лицо ребенка и на кровать. Весьма неприятной процедурой для детей является стрижка волос, поэтому выполнять ее надо осторожно, используя машинку или острые ножницы, после стрижки следует помыть голову детским мылом или шампунем.

Купание ребенка. К ежедневным купаниям новорожденного приступают через 2–3 дня после отпадения пуповинного остатка, после заживления пупочной ранки. Купание рекомендуется проводить перед предпоследним кормлением. Гигиеническая ванна проводится до 6 месячного возраста ежедневно, во второй половине года - через день, с года до двух - два раза в неделю, после двух лет - один раз в неделю. В первый месяц для гигиенической ванны предпочтительно использовать кипяченую воду. Детям с незажившей пупочной ранкой в кипяченую воду добавляют раствор марганцевокислого калия (цвет воды светло-лиловый). С мылом ребенка купают не чаще одного двух раз в неделю. Более частое применение мыла может вызвать раздражение кожи. Продолжительность ванны для детей первого года обычно составляет 5–7 минут, температура воздуха в помещении 20–22 о С, температура воды для детей первого полугодия 36,5–37,0 о С, для остальных - 36 о С.

Детскую ванночку моют горячей водой с мылом и щеткой (в случае, если купание проводится в детском учреждении, то дополнительно ванночку обрабатывают дезинфицирующим раствором) и ополаскивают горячей водой. Перед купанием готовится белье для ребенка. Его необходимо сложить в той последовательности, в какой оно будет использоваться после ванны. Белье рекомендуется подогреть, для чего его можно положить на резиновую или электрическую грелку. Ванночку заполняют водой, так, чтобы ребенка можно было погрузить до плеч. Одну пеленку, свернутую вчетверо кладут на дно ванны. Осторожно погружают ребенка в ванночку, левой рукой поддерживая ягодицы, правой - голову и спину (верхний левый рисунок), при этом голова ребенка находится на предплечье купающего, а спинка - на ладони. Правой рукой можно удержать ребенка и по-другому: кистью купающий охватывает правое плечо ребенка, таким образом, чтобы шея и голова ребенка опирались на его предплечье. После этого, левая рука высвобождается. Свободной левой рукой ребенка моют (верхний правый и нижний левый рисунки), специальной махровой или фланелевой рукавичкой или губкой. Волосистая часть головы (нижний правый рисунок) моется в последнюю очередь, намыливается в направлении ото лба к затылку. Лицо водой из ванны не моют. После окончания купания ребенка вынимают из ванны спинкой кверху, обливают водой на 1–2 0 С ниже, чем вода в ванне. Выкупанного ребенка укладывают на развернутое полотенце или простынку, вытирают промокательными движениями, при этом открытой остается только та часть, которую вытирают, остальные части тела остаются закрытыми для предупреждения охлаждения.

Одежда детей первых месяцев жизни и второго полугодия.

Одежда ребенка должна защищать его от большой потери тепла, но в то же время не вызывать перегревание и не стеснять движений. В связи с этим, для детей грудного возраста используется нижнее белье из гигроскопических хлопчатобумажных тканей, верхняя одежда - из фланели или шерстяных тканей.

В комплект белья на сутки для пеленания ребенка первых 3–4 месяцев входят тонкая распашонка (8–12 шт), теплая распашонка или кофточка (4–6 шт), подгузник (24 шт), пеленка тонкая 80х80 см (24 шт), пеленка фланелевая 100х100 см (12 шт), одеяло байковое (2 шт), одеяло ватное (1шт), клеенка (1–2 шт), тонкий чепчик, шапочка или косынка (1–2 шт).

После трех месячного возраста ребенка не пеленают, а одевают в распашонки на пуговицах, можно с открытыми кистями и в ползунки. В сутки на ребенка положено до 15 ползунков, расчет остального белья за исключением пеленок остается прежним. Количество пеленок после 3 месяцев уменьшается почти втрое. Для прогулок ребенка одевают в соответствии со временем года и температурой воздуха на улице. Последняя четверть года отмечена повышенной двигательной активностью ребенка, в связи с этим ползунки могут частично заменяться на колготки, можно использовать вязаные шерстяные носки, а к году пинетки.

Правила кормления ребенка грудью.

Идеальной пищей для ребенка является грудное молоко его матери, так как имеет родственную связь с его тканями. Грудное молоко имеет все необходимые для питания малыша вещества и микроэлементы в оптимальном соотношении и виде, приспособленном к особенностям пищеварительной системы младенца. Молоко видоспецифично, его состав меняется по мере роста ребенка, в соответствии с изменением его потребностей.

Правила грудного вскармливания:

· Ребенка сразу после рождения кормят по требованию, а не по расписанию с постепенным формированием режима – при достаточной, установившейся лактации у матери.

· Длительность кормления не ограничивают, но не более 15-20 мин., по желанию ребенка его кормят ночью.

· Ребенку нежелательно давать соску или пустышку.

· Нельзя допаивать ребенка в перерывах между кормлениями.

· Необходимо соблюдать правила личной гигиены и точно следовать технологии правильного кормления.

Техника грудного кормления:

· Мать должна вымыть руки с мылом, обмыть грудь кипяченой водой, просушить ее, не растирая область соска и ареолы.

· При проведении кормления поза матери и ребенка должна быть удобной.

· Ребенок не должен изворачиваться, или вытягивать шею, чтобы достать грудь. Нельзя придерживать ребенка за голову. Лицо ребенка обращено к груди, нос на уровне соска, живот к животу матери.

· Грудь необходимо вложить в открытый рот ребенка, так, чтобы захват был полным и глубоким, чтобы сосок и часть околососкового кружка находились в глубине рта, касаясь твердого неба.

Контроль кормления грудью.

Признаки, на основании которых можно заподозрить гипогалактию: малая прибавка веса ребенка за месяц (в среднем ежемесячная прибавка первого полугодия составляет 800 г), не сглатывание ребенком молока после большого числа сосательных движений, редкое (менее 6 раз) число мочеиспусканий за сутки, а также беспокойство и плач после кормления.

Объективно подтвердить гипогалактию можно с помощью проведения контрольного кормления (динамика изменений массы тела до и после кормления ребенка). Контрольное кормление необходимо проводить не менее трех раз в течение суток.

Порядок хранения и употребления сцеженного грудного молока.

В домашних условиях при взятии молока у одной безупречно здоровой женщины, правильном и гигиенически грамотном сцеживании, правильном его хранении можно кормить молоком, не подвергнутым тепловой обработке. Продолжительность хранения молока в затемненном месте при температуре 18–20 0 С составляет до 24 часов, в холодильнике при температуре +4 0 С - 72 часа, в морозильной камере при температуре -18 0 С - до 4 месяцев

Особенности кормления ребенка из бутылочки с соской .

· Смесь или молоко следует давать ребенку подогретыми до температуры 37-40 °С. Для этого перед кормлением бутылочку помещают в водяную баню на 5-7 мин. Водяная баня (кастрюля) должна иметь маркировку "Для подогрева молока". Каждый раз необходимо проверять, достаточно ли смесь согрелась, не слишком ли горячая.

· При кормлении бутылочку надо держать так, чтобы горлышко ее все время было заполнено молоком (профилактика аэрофагии- заглатывания воздуха).

· Положение ребенка - как при кормлении грудью, либо в положении на боку с подложенной под голову небольшой подушечкой.

· Во время кормления нельзя отходить от ребенка, нужно поддерживать бутылочку, следить за тем, как ребенок сосет. Нельзя кормить спящего ребенка.

· После кормления нужно тщательно обсушить кожу вокруг рта ребенка; малыша осторожно приподнять и перевести в вертикальное положение для удаления заглоченного при кормлении воздуха.

Стул у детей грудного возраста .

Возрастные особенности кала у детей представлены в табл.1.

Возрастные особенности кала у детей первого года жизни

Возраст Название Внешние особенности
Цвет Консистенция Запах
1-3 день Меконий Темно-зеленый Густой, гомогенный -
3-5 день Переходной Участки разного цвета - белого, желтого, зеленого Жидкий, водянистый, с комочками (англ. lump, clot), слизью Постепенно становится кислым
С 5-6 дня до 6 мес. Обычный Естественное вскармливание Искусственное вскармливание Золотисто- желтый Светло-желтый Вид жидкой сметаны Кашицеобразный Кислый Гнилостный, резкий
После 6 мес. Обычный (оформленный) Коричневый Плотный (оформленный) Обычный (естественный, природный)

Развитие и предупреждение деформаций скелета у детей грудного возраста.

Деформации скелета возникают, если ребенок длительно лежит в кроватке в одном положении, при тугом пеленании, если мягкая постель, высокая подушка, при неправильной позе ребенка на руках.

Предупреждение деформаций скелета:

· Плотный матрац, набитый ватой или конским волосом.

· Для детей первых месяцев жизни подушка не используется.

· Ребенка в кроватке необходимо укладывать в разных положениях, периодически брать на руки.

· При пеленании необходимо следить, чтобы пеленки и распашонки сбодно облегали грудную клетку. Тугое пеленание и стягивание грудной клетки могут привести к деформации последней и нарушению аэрации легких.

· Учитывая слабость мышечно-связочного аппарата, нельзя сажать детей до 5-месячного возраста. Если ребенка берут на руки, то предплечьем левой руки надо поддерживать ягодицы, а другой рукой - головку и спину.

Практические навыки по теме

1. Прием больного ребёнка в стационар, осмотр кожи и волос для исключения инфекционных заболеваний и педикулёза.

2. Обработка ребёнка при педикулёзе.

3. Наблюдение за внешним видом и состоянием больного ребёнка.

4. Взвешивание, измерение роста, окружности головы и грудной клетки у детей.

5. Смена нательного и постельного белья ребенку.

6. Пеленание детей, подбор одежды и одевание детей разного возраста в зависимости от сезона.

7. Ежедневный туалет новорожденных.

8. Раздача пищи и кормление детей различного возраста, в том числе грудных.

9. Физиологические и лечебные столы для детей разного возраста, правила кормления детей и способы обработки посуды.

10. Кормление детей раннего возраста. Подогревание смесей для вскармливания. Обработка бутылочек, сосок и посуды.

11. Оценить и отметить в истории болезни стул у детей раннего возраста, высадить на горшок.

12. Туалет пупочной ранки.

13. Обработка полости рта детям первого года при молочнице.

Оснащение занятия

1. Учебные таблицы, компьютерные презентации.

2. Фантом грудного ребенка.

3. Пеленки, одеяла.

4. Марлевые салфетки, ватные шарики, палочки с ватой.

5. Весы, ростомер, измерительная лента.

Занятие проводится на базе педиатрического отделения.

Литература для подготовки к занятию

1. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.I. -2007. -53 с.

2. Общий уход за детьми. Учебно-методическое пособие под ред. В. В. Юрьева, Н. Н. Воронович. -СПб:ГПМА. -Ч.II. -2007. -69с.

3. Мазурин А. В., Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми. -М. -1998 -292 с.

4. Запруднов А. М., Григорьев К. И. Общий уход за детьми: учебн. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. -М. : ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 416 с.

5. Шамсиев Ф. С., Еренкова Н. В. Этика и деонтология в педиатрии. -М:Вузовская книга. -1999. -184 с.


Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургская государственная педиатрическая медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

Создание оптимальных условий и организация специального ухода определяются неустойчивым функционированием и в определенной степени незрелостью всех систем организма ребенка, особенно в первые годы его жизни.

Наиболее чувствительными к неблагоприятным воздействиям являются кожные покровы. Анатомические особенности кожи детей раннего возраста характеризуются наличием тонкого и чувствительного рогового слоя эпидермиса, представленного двумя-тремя рядами слабо связанных между собой постоянно слущивающихся эпителиальных клеток. Базальная мембрана очень рыхлая и нежная, что определяет слабую связь между эпидермисом и дермой. Кожа имеет хорошо развитую капиллярную сеть. Потовые железы, сформированные уже к моменту рождения, в течение первых 3-4 мес функционируют недостаточно и имеют недоразвитые выводящие протоки, закрытые эпителиальными клетками. Дальнейшее созревание структур потовых желез, вегетативной нервной системы и терморегулирующего центра центральной нервной системы обеспечивают совершенствование потоотделения.

Функции кожи отличаются большим своеобразием. Защитная функция кожи от неблагоприятных внешних воздействий значительно снижена. Кожа легко ранима из-за слабого развития эпидермиса и низкой активности местного иммунитета. Тонкий роговой слой и хорошо развитая сосудистая система обусловливают повышенную резорбционную функцию кожи. Опасность генерализации инфекции у детей первых лет жизни гораздо больше, чем в более старшем возрасте. Терморегулирующая функция кожи нестабильна: теплоотдача доминирует над теплопродукцией, потовые железы функционируют недостаточно. Это затрудняет поддержание постоянной температуры тела и приводит к необходимости создания для ребенка оптимального температурного режима. Дыхательная функция кожи выражена во много раз сильнее, чем у взрослых. Своеобразное строение сосудов обеспечивает легкую диффузию газов через сосудистую стенку. Кожа содержит большое количество экстрарецепторов. Чрезмерное раздражение кожи при плохом уходе отрицательно сказывается на состоянии здоровья ребенка.

Основа ухода — соблюдение чистоты. Это касается помещения, в котором находится ребенок, предметов ухода за ним и личной гигиены ухаживающего. Необходимо ежедневно проводить влажную уборку, комнату проветривать несколько раз в день. Поддерживается температура воздуха в помещении 20-22 °C, влажность — 40-60%; ребенок плохо переносит сухой воздух, так как при этом повышается потеря воды и легче происходит перегревание.

Ребенок должен находиться в собственной кроватке, боковые стенки которой свободно пропускают воздух.

В кроватку кладут жесткий матрац, который накрывают простынкой, под голову — пеленку, сложенную в несколько раз.

Одежда ребенка. Предпочтительно использовать натуральные, хорошо стирающиеся материалы (хлопчатобумажные ткани, трикотаж, шерсть). Одежда должна защищать ребенка от потери тепла, но в то же время не вызывать перегревания и не стеснять движений. Доношенного новорожденного первые два-три дня пеленают с руками, в последующем руки оставляют свободными. Тугое пеленание не применяется: ребенок должен свободно совершать движения. На ночь после купания лучше пеленать с руками, на голову надеть чепчик или косынку. На 3-4-й неделе жизни, а иногда и раньше ребенку надевают ползунки или комбинезон.

Утренний туалет. Ребенка на пеленальном столике разворачивают и раздевают полностью, тщательно осматривают кожу, особенно складки. Лицо и руки моют кипяченой водой. Глаза промывают смоченной в кипяченой воде стерильной ватой от наружного угла глаза к внутреннему; для каждого глаза используют отдельный тампон. Надо следить, чтобы вода не попала из одного глаза в другой, поэтому, промывая левый глаз, поворачивают ребенка влево и наоборот. При появлении признаков конъюнктивита следует как можно раньше начать его лечение. Полость рта не обрабатывают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется. Однако ее надо ежедневно осматривать. Появление на слизистой рта белых налетов (молочница) требует проведения определенных мероприятий. Ушные раковины и наружные слуховые проходы очищают сухим ватным жгутиком только в пределах видимости. Туалет носа производят смоченным в масле ватным жгутиком или специальной палочкой с намотанной на нее ватой, которую вводят в носовые ходы нежными винтообразными движениями. Складки кожи за ушами, на шее, в подмышечных впадинах, в локтевых сгибах, паховых, подколенных областях обрабатывают ватным тампоном, смоченным маслом. Обработка половых органов девочек проводится ватным тампоном, смоченным маслом, или специальными гигиеническими салфетками в направлении спереди назад. У мальчиков необходимо насколько возможно приоткрыть головку полового члена и обработать ее маслом.

У новорожденного ребенка на протяжении первых 2 нед жизни происходит физиологический процесс заживления пупочной ранки. Ее необходимо 1 раз в сутки обрабатывать 3%-ным раствором перекиси водорода, затем 1%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого.

Уход за кожей включает удаление продуктов жизнедеятельности (мочу и кал), очищение кожи щадящими моющими средствами, защиту кожи от действия раздражающих факторов. Средства детской гигиены разработаны с учетом особенностей кожи (рН-сбалансированные, гипоаллергенные). Они делятся на очищающие (шампуни, пены для ванны, мыло, лосьоны), защищающие (масла, присыпки), питающие (кремы).

Нежная и чувствительная кожа ребенка требует мягкого, но тщательного очищения. Для этого используются щадящие моющие средства. Кожа малыша имеет более низкий порог раздражимости, чем кожа взрослого человека, поэтому не следует применять очищающие средства в большом количестве. Мыло может раздражать кожу из-за щелочных компонентов, а синтетические моющие средства (пены для ванны, шампуни) — вследствие производимого ими обезжиривающего эффекта. Раздражение кожи может быть вызвано не только составом моющего средства и его высокой концентрацией, но и продолжительностью и частотой купания, а также температурой воды, типом используемых полотенец и губок.

Купание. После отделения пуповинного остатка при неосложненном течении процесса эпителизации пупочной ранки новорожденного следует купать ежедневно. Продолжительность гигиенической ванны — 5 мин, температура воды + 36,5...+ 37,0 °С. Пока не заживет пупочная ранка, в воду добавляют раствор перманганата калия до слаборозового цвета (кристаллы предварительно растворяют в отдельной емкости). Для купания можно использовать некипяченую водопроводную воду, как горячую, так и холодную. Купать ребенка с применением моющих средств нужно не чаще 2-3 раз в неделю. В конце купания ребенка обливают водой, температура которой на 1-2 градуса ниже температуры воды в ванне. Подмывать ребенка нужно регулярно, после дефекации — обязательно. Кожу осушают (но не вытирают!) с помощью полотенца или пеленки из мягкой хлопчатобумажной ткани промокательными движениями. После 6 мес купать ребенка можно через день (в жаркое время года — ежедневно в любом возрасте), при температуре воды + 36 °С, продолжительность купания — до 10 мин.

Защита кожи от действия раздражающих факторов осуществляется припудриванием или смазыванием кремом, маслом. Умеренное припудривание кожи ребенка предохраняет ее от натирания подгузником или одеждой. Присыпку сначала наносят на руки, потом на кожу ребенка для ее более равномерного распределения, без комочков. Иногда дети плохо переносят втирание в кожу смягчающих средств (крема, масла), поскольку это может вызывать задержку потоотделения и мацерацию. Избыточное применение масел затрудняет дыхательную функцию кожи. Косметические средства ухода за кожей надо подбирать индивидуально для каждого ребенка. Главным критерием выбора является их хорошая переносимость.

Подгузник — неотъемлемый предмет ухода за ребенком раннего возраста. Здоровый новорожденный мочится 20-25 раз в сутки, стул у него бывает 5-6 раз. Применяют следующие разновидности подгузников: хлопчатобумажные многоразового использования (марлевые или тканевые); одноразовые, внутренний целлюлозный слой которых содержит гельобразующий материал с повышенной влагопоглощающей способностью. Современные одноразовые подгузники быстро впитывают мочу, надежно удерживают ее во внутреннем слое, при этом кожа ребенка остается сухой. Одноразовые подгузники надежно препятствуют загрязнению детской одежды, комфортны для ребенка, практичны и удобны в применении.

В последние годы одноразовые подгузники претерпевают дальнейшее совершенствование: выпускаются подгузники с многоразовыми застежками, с улучшенным внутренним слоем (новый дополнительный слой впитывает влагу быстрее и в большем количестве), так называемые «дышащие» подгузники, наружный слой которых содержит микроскопические поры, способные пропускать воздух к коже и обеспечивающие выход водяных паров из подгузника наружу.

Существует несколько размеров подгузников, относительным ориентиром в их подборе является масса тела ребенка. Рекомендуется менять одноразовый подгузник перед кормлением, после каждого испражнения с обязательным туалетом (подмыванием), перед ночным сном и после побуждения, перед выходом на прогулку. Предположение о возможном неблагоприятном воздействии одноразовых подгузников на развитие половых органов мальчиков не имеет научных оснований. При использовании одноразовых подгузников температура кожи под ними повышается не более чем на 0,5-1,0 °С, что не создает условий для стойкого парникового эффекта. Сперматогенез у мальчиков начинается не ранее 7-8 лет, и, следовательно, у детей раннего возраста не может идти речи о каком-либо процессе его подавления.

Педиатры и физиологи считают возраст 12-18 мес оптимальным периодом для начала выработки туалетных навыков ребенка. У некоторых детей готовность к обучению может сформироваться позднее — в 2-2,5 года. К этому времени ребенок должен уметь ходить, нагибаться и поднимать с пола небольшие предметы, хорошо понимать обращенную к нему речь взрослого, сам говорить отдельные слова, пытаться объяснить родителям, что он хочет.

Готовность ребенка к обучению можно определить по наличию одного или нескольких признаков: ребенок остается сухим в течение не менее 2 ч и просыпается сухим после дневного сна, придерживается регулярного «графика» испражнения, словами, жестами, мимикой, поведением дает понять, что наступило время мочеиспускания или дефекации, умеет выполнять простые словесные указания родителей, испытывает дискомфорт от загрязненных подгузников и выражает желание их сменить.

В последующем уход за ребенком и его воспитание неразрывно связаны. Надо с ранних лет обращать внимание ребенка на его внешний вид, приучать к чистоте и порядку. Во время кормления, туалета, укладывания спать следует нежно обращаться с ребенком, проявляя доброжелательность и спокойствие. Уход за ним должен сопровождаться ласковым разговором, который вызывает положительные эмоции и отвлекает от неприятных ощущений.

К часто встречающимся заболеваниям кожи и слизистых оболочек относят омфалит, везикулопустулез, потницу, конъюнктивит, кандидозный стоматит, пеленочный дерматит.

Омфалит — воспаление пупочной области. При катаральном омфалите отмечается серозное отделяемое из пупочной ранки, небольшая гиперемия и инфильтрация пупочного кольца. Образуются кровянистые корочки, под ними скапливается серозно-гнойное отделяемое в небольшом количестве. Эпителизация пупочной ранки затягивается. Состояние ребенка не нарушено.

При прогрессировании воспалительного процесса появляется гнойное отделяемое из пупочной ранки, отек и гиперемия пупочного кольца, инфильтрация подкожной жировой клетчатки вокруг пупка. Пупочные сосуды становятся утолщенными, хорошо пальпируются. Пупочная область несколько выбухает, кожа вокруг пупка гиперемирована, сосуды передней брюшной стенки расширены. Общее состояние ребенка нарушается: появляется вялость, срыгивания, уменьшается масса тела, повышается температура тела, отмечаются признаки воспалительной реакции со стороны периферической крови.

При наличии выделений из пупочной ранки и затянувшейся отслойке пуповинного остатка на дне пупочной ранки появляются грануляции грибовидной формы (фунгус пупка).

Лечение заключается в ежедневной обработке пупочной ранки 3%-ным раствором перекиси водорода, затем 70%-ным этиловым спиртом, 1-2%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или 3-4%-ным раствором калия перманганата. Хороший эффект оказывает цинка гиалуронат (куриозин). При фунгусе пупка используют раствор серебра нитрата. При нарушении общего состояния и угрозе генерализации инфекционного процесса назначают антибиотики.

Везикулопустулез — воспаление в области устьев потовых желез. На коже ягодиц, бедер, головы, в естественных складках появляются мелкие поверхностно расположенные пузырьки, наполненные сначала прозрачным, потом мутным содержимым. Через 2-3 дня пузырьки лопаются, обнаруживаются небольшие эрозии, покрывающиеся сухими корочками, после отпадения которых не остается рубцов и пигментации.

Проводятся гигиенические ванны с дезинфицирующими средствами (раствор калия перманганата до приобретения водой слаборозового цвета, отвары чистотела, ромашки). Предварительно удаляются гнойники стерильным материалом, смоченным 70%-ным спиртом. Дважды в день элементы обрабатываются 1-2%-ным спиртовым раствором бриллиантового зеленого или мупироцином (бактробан).

Потница — поражение кожи, связанное с гиперфункцией потовых желез, обусловленное перегреванием или недостаточным уходом за кожей. Клинически проявляется обилием мелких красных узелков и пятен на шее, в низу живота, в верхней части грудной клетки, в естественных складках кожи. Общее состояние ребенка не нарушено.

Рекомендуются гигиенические ванны с добавлением раствора калия перманганата до приобретения водой слаборозового цвета; тщательное осушение кожи промокательными движениями; припудривание индифферентными присыпками («детская», тальк с цинком).

Конъюнктивит может быть катаральным и гнойным. Заболевание протекает в основном как местный процесс; инфицирование происходит обычно при прохождении плода через родовые пути. Для заболевания характерны выраженный отек и гиперемия век, может быть гнойное отделяемое. При обильных гнойных выделениях и длительном течении процесса следует выяснить этиологию заболевания по результатам микроскопического и бактериологического исследований.

Назначают промывание глаз слабым раствором перманганата калия 6-10 раз в сутки с последующим закапыванием 20%-ного раствора сульфацил-натрия или раствора антибиотика направленного действия (при уточнении возбудителя).

Кандидозный стоматит (молочница) характеризуется появлением слегка возвышающегося белого налета на слизистой оболочке полости рта. При удалении налета обнаруживают гиперемированную, слегка кровоточащую поверхность. Возбудитель — Candida albicans. Заболевание, как правило, возникает при дефектах ухода.

Лечение предполагает обработку полости рта 2-4%-ным раствором натрия гидрокарбоната, водными растворами анилиновых красителей (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, генциановый фиолетовый), пероральный прием флуконазола (дифлюкана).

Пеленочный дерматит — периодически возникающее патологическое состояние кожи ребенка, провоцируемое воздействием физических, химических, ферментативных и микробных факторов при использовании пеленок или подгузников.

Заболевание начинается с появления умеренного покраснения, нерезко выраженной сыпи и шелушения кожи в области гениталий, ягодиц, нижних отделов живота и поясницы. В дальнейшем, если действие раздражающих факторов не устранено, на коже возникают папулы, пустулы, в кожных складках могут образовываться небольшие инфильтраты; происходит инфицирование Candida albicans и бактериями. При продолжительном течении заболевания образуются сливные инфильтраты, мокнутие, глубокие эрозии.

Для лечения необходимо использовать гигроскопичные одноразовые подгузники, показана их частая смена (в том числе и в ночное время). На пораженные участки кожи наносят специальные кремы «под подгузник», используют крем драполен, мази деситин, бепантен. При кандидозе на пораженные участки кожи наносят крем или присыпки с противогрибковыми препаратами (миконазол, клотримазол, кетоконазол). Если состояние ребенка осложняется зудом, показаны антигистаминные препараты. При тяжелом течении пеленочного дерматита или сочетании его с аллергическим дерматитом местно применяются топические глюкокортикостероиды (адвантан, элоком).

Литература
  1. Занько Н. И. Эффективность новых технологий ухода за кожей детей раннего возраста: автореф. дис. ... канд. мед. наук, М., 2000.
  2. Шабалов Н. П. Неонатология. М., 2006. Т. 1. С. 593-607.
  3. Darmstadt G. L., Dinulos J. G. Neonatal skin care// Pediatr Clin North Am. 2000; 47(4): 757-782.
  4. Madison K. C. Barrier function of the skin: ‘la raison d’etre’ of the epidermis// J Invest Dermatol. 2003; 121: 231-241.
  5. Odio M., Friedlander S. F., Railan D. et al. Diaper dermatitis and advances in diaper technology// Curr Opin Pediatr. 2000; 12(4): 342-346.

Н. А. Белоусова , кандидат медицинских наук
Е. Г. Белоусова
ММА им. И. М. Сеченова, Москва

I .Основные проблемы пациента на фоне асфиксии

п / п

Настоящие

Потенциальные

Приоритетные

Нарушение ритма дыхания

Единичные вдохи;

Апноэ;

Затруднение дыхания;

Редкое

поверхностное

дыхание

Нарушение ритма дыхания

Нарушение сердцебиения

Отсутствие пульса;

Брадикардия;

Тахикардия;

Аритмия

Изменение

мышечного тонуса

Мышечная атония;

Снижение мышечного тонуса;

Тремор подбородка, конечностей;

Судороги

Изменение окраски кожи и слизистых

Бледность кожи;

Цианоз;

Акроцианоз;

Землистый оттенок кожи;

- «мраморность»

II

приоритетной проблеме «Нарушение ритма дыхания»

Ритм восстановится, если:

Провести реанимационные мероприятия асфиксии согласно алгоритму действий;

Создать максимальный покой;

Проводить щадяще назначенные манипуляции;

Согреть новорожденного;

Проводить постоянно подачу кислорода;

Проводить тщательный туалет кожи, слизистых оболочек и пупочной ранки с соблюдением асептики и антисептики;

Осуществлять контроль за массой тела;

Осуществлять регулярно расчет питания;

Кормить ребенка щадящим способом(по назначению врача);

Увеличить частоту кормления до 7-10 раз в сутки;

Производить подсчет пульса, ЧДД, оценивать их характеристику;

Повести беседу с мамой и родственниками о заболевании и тактике в постасфиктическом периоде.

I . Основные проблемы пациента в острый

период внутричерепной родовой травмы

п / п

Настоящие

Потенциальные

Приоритетные

Гипо- и адинамия

Мышечная гипотония;

Подавление или отсутствие физиологических рефлексов;

Кома

Двигательное беспокойство

Двигательное беспокойство

Повышение мышечного тонуса;

Тремор рук и подбородка;

Судорожная готовность, судороги;

Ригидность затылочных мышц

Срыгивание

Рвота;

Анорексия;

Аспирация

II . План сестринских вмешательств по

приоритетной проблеме «Двигательное беспокойство»

Двигательное беспокойство уменьшится, если:

Сообщить врачу, выполнять его назначения;

Обеспечить ребенку полный покой (ежедневный туалет и необходимые манипуляции следует проводить в кроватке, где он лежит);

Создать ребенку положение в постели с возвышенным головным концом;

Обеспечить уход за кожей, слизистыми, проводить смену белья;

Приложить холод к голове;

Следить за общим состоянием, измерять пульс, ЧДД, t тела;

Раннее и длительное применение кислорода;

Кормить ребенка (в зависимости от тяжести состояния) в первые дни через зонд, затем из бутылочки, и только при улучшении общего состояния можно начинать прикладывать к груди под контролем м/с;

Обеспечить комфортные условия в палате, кувезе;

Продлить время глубокого сна;

Ограничить до минимума болезненные манипуляции;

Вводить лекарственные препараты лучше через зонд во время кормления или давать внутрь с ложечки;

Вводить по назначению врача фенобарбитал, бромиды, димедрол;

Вводить при приступе судорог в/м 25% р-р сульфата магния, р-р дроперидола, ГОМК;

Информировать родственников о заболевании и его последствиях.

I . Основные проблемы пациента

на фоне ГБН

п / п

Настоящие

Потенциальные

Приоритетные

Повышение тонуса мышц

Регидность затылочных мышц;

Руки сжаты в кулачки;

Напряжение большого родничка;

Судороги

Повышение тонуса мышц, судороги

Отеки

Скопление транссудата в полостях;

Анасарка (отек кожи);

Нарушение комфортного состояния

Вялость

Сонливость;

Угнетение рефлексов;

Отказ от еды

II . План сестринских вмешательств по

приоритетной проблеме «Судороги»

Судороги у ребенка купируются, если:

Сообщить врачу, выполнять его назначения;

Восстановить дыхание (отсосать слизь изо рта и носа);

Уложить ребенка на ровную поверхность (защитить от механических травм);

Освободить ребенка от стесняющей одежды;

Обеспечить приток свежего воздуха;

Следить, чтобы ребенок не прикусил язык, для этого между коренными зубами закладывают шпатель или ручку ложки, обернутые толстым слоем бинта, или закладывают узел салфетки (платка);

- по назначению врача ввести противосудорожные средства в/в или в/м:

Седуксен, или

Дроперидол, или

25% раствор сернокислой магнезии, или

ГОМК;

Кормить осторожно, малыми порциями (по окончании судорог);

Обеспечить ребенку питание грудным молоком или кисломолочными смесями;

Создать охранительный режим ребенку;

Создать комфортные условия (свежий воздух, проветривание, влажная уборка);

Следить за частотой пульса, ЧДД, измерять АД;

Соблюдать физический, психический покой;

Обеспечить уход за кожей, слизистыми оболочками, смену нательного и постельного белья;

Поить часто, дробно.

I

локализованной гнойной инфекции

п / п

Настоящие

Потенциальные

Приоритетные

Повышение t тела до 38 C

Плохой аппетит, отказ от груди;

Слабость, вялость;

Плохой сон;

Раздражительность;

Плаксивость

Снижение аппетита

Плохая прибавка в весе;

Срыгивание, рвота;

Отказ от груди

Наличие гнойного очага на коже и слизистых

Нарушение целостности кожи и слизистых (эрозии, язвы, мокнутие, некроз);

Инфильтрация;

Инфицирование здоровых участков кожи;

Переход местного воспалительного процесса в генерализованную инфекцию

II . План сестринских вмешательств по

приоритетной проблеме «Наличие гнойного очага на коже и слизистых»

Локализованный гнойный очаг уменьшится, если:

Сообщить врачу, выполнять его назначения;

Изолировать пациента и его маму от здоровых детей, в отдельный бокс, обследовать;

Выделить для их обслуживания специальный персонал;

Обеспечить индивидуальный уход в перчатках, масках, отдельных халатах, предохранительных очках;

Обеспечить пациенту физический, психический покой, охранительный режим;

Соблюдать санитарно-гигиенический режим в палате;

Использовать индивидуальные предметы ухода, медицинское оборудование, инструменты, подвергать их дезинфекции;

- воздействовать на этиологический фактор, предотвращать дальнейшее распространение инфекции:

Проводить наружное лечение с первых дней;

Обрабатывать окружающую внешне здоровую кожу дез. растворами;

Применять наружно антибактериальные средства, вводить антибиотики по назначению врача;

Пиогенные элементы, эрозии обрабатывать 1% раствором анилиновых красок (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий) или дезинфицирующими мазями;

Здоровые участки кожи обрабатывать спиртом, проводить облучение УФО;

Назначить новорожденным и грудным детям ванны со слабым раствором перманганата калия;

- повышать защитные силы организма:

Назначить полноценное питание с ограничением углеводов, повышенным содержанием белков, витаминов;

Назначить иммунопрепараты;

Запретить детям старшего возраста мытье в ванне, бане;

Остричь коротко волосы, ногти;

Использовать стерильные пеленки и белье, замачивать их в растворе хлорамина, доставлять в прачечную отдельно;

Проводить регулярное обследование обслуживающего персонала;

Не допускать к работе сотрудников с гнойными заболеваниями кожи и слизистых;

Обеспечить комфортные условия в палате (проветривание, свежий воздух, влажная уборка);

Проводить беседу с родителями и родственниками о тактике поведения, об элементах ухода.

I . Основные проблемы пациента на фоне

сепсиса

п / п

Настоящие

Потенциальные

Приоритетные

Наличие гнойного очага (чаще в области пупочной ранки)

Повышение t тела;

Снижение аппетита;

Генерализация инфекционного процесса

Наличие гнойного очага - омфалит

Потеря веса

Исхудание;

Слабость, вялость;

Истощение;

Снижение двигательной активности

Повышение t тела до 39 C

Отказ от еды;

Слабость, вялость;

Беспокойный сон;

Раздражительность;

Плаксивость

Срыгивание

Рвота

Жидкий стул;

Обезвоживание;

Отказ от груди;

Потеря веса;

Сухость кожи и слизистых

II . План сестринских вмешательств по

приоритетной проблеме «Наличие гнойного очага - омфалит»

Явления омфалита уменьшится, если:

Сообщить врачу, выполнять его назначения;

Изолировать ребенка в бокс, открытый кувез;

Выделить отдельные предметы ухода;

Обеспечить ребенка рациональным вскармливанием материнским молоком (кормить из бутылочки или прикладывать к груди) ;

Проводить частое проветривание бокса;

Ежедневно облучать бокс бактерицидной лампой и проводить в нем тщательную дезинфекцию;

- проводить несколько раз в день (2-3 раза) туалет пупочной ранки:

Растянуть края ранки;

Промыть 3% раствором перекиси водорода, просушить;

Обработать ранку 1% раствором бриллиантовой зелени;

Оставлять пупочную ранку открытой, чтобы не травмировать пеленками, одеждой;

Запеленать ребенка раздельно: верхнюю половину живота с ручками, а нижнюю половину с ножками;

Информировать маму и близких родственников о заболевании и возможных осложнениях;

Обеспечить ребенка индивидуальными предметами ухода, стерильными пеленками, бельем;

I . Основные проблемы пациента на фоне

гипотрофии

п / п

Настоящие

Потенциальные

Приоритетные

Отсутствие или снижение аппетита

Нарушение двигательной активности;

Слабость, вялость;

Исхудание, потеря массы тела

Срыгивание, рвота

Плохая прибавка в массе

Исхудание;

Отставание в физическом развитии;

Истощение

Неустойчивый стул

Боли в животе;

Мацерация кожи вокруг анального отверстия;

Беспокойство, метеоризм

Срыгивание, рвота

Нарушение комфортного состояния;

Обезвоживание;

Снижение массы тела

II . План сестринских вмешательств по

приоритетной проблеме «Срыгивание, рвота»

Частота позывов на рвоту уменьшится и прекратится, если:

Сообщить врачу;

Приподнять головной коней кровати ребенка;

Повернуть голову ребенка набок, подать лоток, таз;

Промыть желудок ребенку по назначению врача;

Прополоскать рот ребенку, дать выпить небольшое количество кипяченой воды;

Дать выпить (по назначению врача) раствор новокаина 0,25% в возрастной дозировке:

до 3 лет – 1 ч. ложка;

с 3 до 7 лет – 1д. ложка4

старше 7 лет – 1 ст. ложка.

Не кормить ребенка при повторных позывах на рвоту;

Обеспечить ребенка дробным питьем (по назначению врача): раствор глюкосалана, регидрона, смекты, 5% раствор глюкозы, физраствора, сладкий чай, кипяченая вода (из расчета 100-150 мл. на 1кг. веса в сутки);

Вводить противорвотные препараты (по назначению врача);

Обеспечить ребенку уход за кожей, слизистыми, смену белья, ежедневно взвешивать ребенка;

Создать комфортные условия ребенку: t плюс 24-27С, проветривание помещения – 3 раза в день по 20 минут; влажная уборка – 2 раза в день с дез. средствами; обеззараживание рвотных масс;

Обеспечить физический, психологический покой, психологическую поддержку (ширма, отдельная палата, бокс);

Наблюдать и регистрировать частоту, количество, характер, цвет рвотных масс и стула, сообщать врачу;

Проводить подсчет пульса, ЧДД;

Провести беседу с мамой о профилактике аспирации рвотными массами, об элементах ухода;

Выполнять назначения врача.

I . Основные проблемы пациента на фоне

экссудативно – катарального диатеза

п / п

Настоящие

Потенциальные

Приоритетные

Зуд кожных покровов

Присоединение вторичной инфекции;

Плохой сон;

Беспокойство;

Раздражительность;

Плаксивость;

Расчесы кожи, царапины

Зуд кожных покровов

Гиперемия кожи в области щек, естественных складок

Зуд кожи;

Мокнутие кожи;

Нарушение целостности кожи;

Плохой сон;

Шелушение кожи

Гнейс на бровях и волосистой части головы

Беспокойство;

Плохой сон;

Зуд кожи;

Сухая и мокнущая экзема

II . План сестринских вмешательств по

приоритетной проблеме «Зуд кожных покровов»

Зуд кожных покровов уменьшится, если:

Сообщить врачу, выполнять его назначения;

Информировать маму и родственников ребенка о заболевании, возможном прогрессировании болезни и последствиях;

Обучить маму ведению «пищевого дневника»;

Следить за строгим соблюдением чистоты кожи и слизистых оболочек ребенка;

Обучить маму и близких родственников проводить обработку кожи, щек, естественных складок, волосистой части головы;

Организовать охранительный режим ребенку;

Поддерживать t воздуха в комнате, где находится ребенок, в пределах +20-22С;

Проводить ежедневную влажную уборку помещения и проветривание;

Использовать нательное и постельное белье ребенку из хлопчатобумажных тканей;

Стирать белье детским мылом;

Надевать на руки ребенку матерчатые варежки или накладывать на локтевые сгибы шинки из картона (для предупреждения расчесов);

Исключить из пищевого рациона продукты, которые вызывают у ребенка обострение заболевания;

Использовать на первом году жизни кисломолочные смеси, кефир «Биолакт»;

Ограничить в диете соль и жидкость;

Соблюдать тщательный режим дня, обеспечивать длительное пребывание на свежем воздухе, способствовать улучшению и продолжительности сна;

Осторожно проводить закаливающие процедуры;

Использовать мази, болтушки, лечебные ванны, седативные средства (по назначению врача);

Поводить профилактику интеркуррентных (дополнительных) заболеваний, исключить контакт с животными.

ГАОУ СПО ТО « Тобольский медицинский колледж им. В. Солдатова»

ПМ 02. « Участие в лечебно – диагностическом и реабилитационном процессах»

МДК 02.01. « Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях»,

Раздел 2 « Сестринский уход в педиатрии».

Сборник практических манипуляций

Учебное пособие для студентов специальности

34.02.01 « Сестринское дело»

Тобольск, 2014 г.

Составитель:Кутузова Н.В.

преподаватель высшей квалификационной категории

ГАОУ СПО ТО«Тобольский медицинскийколледж им. В. Солдатова»

Рецензенты: Скопич Е.В.

заместитель директора по практическомуобучению ГАОУ СПО ТО

« Тобольский медицинскийколледжа им. В. Солдатова»

Петухова Э.С.

врач-педиатр высшей квалификационнойкатегории,заведующая педиатрическимотделением ГБУЗ ТО « Городская поликлиника»

Учебное пособие предназначено для студентов медицинских колледжей, обучающихся по специальности 34.02.01 « Сестринское дело», составлено в соответствии с ФГОС и требованиями к содержанию образования и уровню подготовки выпускника медицинского колледжа.

Пособие содержит алгоритмы манипуляций по основным разделам программы МДК 02.01. « Сестринский уход при различных заболеваниях и состояниях», раздела 2 « Сестринский уход в педиатрии» и составлено согласно темам календарно-тематического плана.

1. Обработка пупочной ранки при омфалите

2. Кормление новорожденного через зонд

3. Постановки газоотводной трубки новорожденному 4.Постановка очистительной клизмы новорожденному

5.Пункция вен свода черепа катетером «бабочка»

для внутривенного введения лекарственных средств

6. Техника оксигенотерапии с помощью носового катетера

через аппарат Боброва

7. Подготовка кувеза и использование его для выхаживания

недоношенных детей

8. Согревание недоношенных с помощью грелок

Тема: « Сестринский уход задетьми при заболеваниях органовпищеварения»

1. Промывание желудка

2. Проведение фракционного желудочного зондирования

3. Проведение дуоденального зондирования с хронометражем

4. Сбор кала на копрограмму и яйца гельминтов

5. Соскоб на энтеробиоз

6. Подготовка к ФГДС и УЗИ органов брюшной полости

Тема: « Сестринский уход за детьми при заболеваниях органов дыхания»

1. Техника постановки согревающего компресса


2. Техника постановки горчичников детям раннего возраста

3. Техника разведения и внутримышечного введения антибиотиков

4. Подсчёт ЧДД у грудных детей

5. Техника проведения ножных горячих ванн

Тема: « Сестринский уход за детьми при заболеваниях сердца и крови»

1. Подсчёт пульса и ЧСС у детей грудного возраста

2. Измерение АД у детей

Тема: « Сестринский уход за детьми при заболеваниях почек и эндокринной системы»

1.Сбор мочи на анализы у детей раннего возраста

2. Сбор мочи по Зимницкому

3. Сбор мочи по Райзельману

4. Сбор мочи по Нечипоренко

5. Сбор мочи по Аддис- Каковскому

6. Сбор мочи на бактериурию

7. Определение суточного диуреза

8. Подготовка ребёнка к УЗИ почек и мочевого пузыря

9. Техника сбора мочи на сахар

10. Техника сбора мочи на глюкозурический профиль

Тема: «Сестринский уход за детьми при инфекционных заболеваниях»

Общие требования к забору патологического материала для бактериологического исследования

1.Забор материала из зева и носа на дифтерию

2. Забор материала на коклюш

3. Забор кала для бактериологического исследования

Основные принципы иммунопрофилактики

4. Техника постановки АКДС вакцины

5. Техника вакцинации против кори,паротита, краснухи

6. Выполнение прививки против полиомиелита (ОПВ)

7. Проведение оральной регидротации

Тема: « Сестринский уход при заболеваниях новорожденных и детей грудного возраста»

1. Обработка пупочной ранки при катаральном омфалите

Цель: лечение инфицированной пупочной ранки.

Оснащение:

Стерильные салфетки,

Лоток для отработанного материала,

3% раствор перекиси водорода;

70% этиловый спирт;

Стерильная пипетка;

Набор для пеленания, приготовленный на пеленальном столике;

Резиновые перчатки;

Емкость с дезинфицирующим раствором и ветошь,

5% раствор перманганата калия,

Пупочный пластырь.

Обязательное условие: при обработке пупочной ран­ки обязательно растягивать её края (даже при образо­вавшейся корочке).

Этапы Обоснование

Подготовка к процедуре

1. Объяснить маме (родственникам) цель проведения процедуры. Обеспечение права на информацию
2. Подготовить необходимое оснаще­ние. Обеспечение четкости и быст­роты выполнения процедуры.
3. Обработать пеленальный столик дезинфицирующим раствором и по­стелить на него пеленку. Вымыть и осушить руки, надеть пер­чатки.
4. Уложить ребенка на пеленальном столе. Наиболее удобное положение ребенка.

Выполнение процедуры

5. Хорошо растянуть края пупочной ранки указательным и большим пальцами левой руки. Обеспечение максимального доступа к пупочной ранке.
6. Капнуть из пипетки в ранку 1-2 капли 3% раствора перекиси водорода. Удалить образовавшуюся в ранке «пену» стерильной салфеткой движением изнутри кнаружи (сбро­сить салфетку в лоток). Достижение механического очищения пупочной ранки.
7. Сохраняя растянутыми края пупоч­ной ранки, обработать её стерильной салфеткой, смоченной 70% этиловым спиртом, движением из­нутри кнаружи (сбросить в лоток). Обработать кожу вокруг ранки кожным антисептиком с помощью марлевого шарика или салфетки, захваченной зажимом, движениями от центра к периферии(сбросить в ло­ток). Обеспечение дезинфицирующе­го и подсушивающего эффекта. Обработка движениями изнут­ри кнаружи или от центра к пе­риферии предупреждает занос инфекции в пупочную ранку.
8. Обработать (если назначено врачом) пупочную ранку (не затрагивая кожу вокруг ранки) 5% раствором перманганата калия с помощью марлевого шарика (сбросить шарик в лоток) или заклеить специальным пупочным пластырем. Обеспечение дезинфицирую­щего и подсушивающего эф­фекта. «Крепкий» раствор перманганата калия может вызвать ожог кожи.

Завершение процедуры

9. Запеленать ребенка и положить в кроватку. Обеспечение безопасности ре­бенка.
10. Убрать пеленку с пеленального стола и поместить ее в мешок для грязного белья. Протереть рабочую поверхность пеленального стола дезинфицирующим раствором. Снять перчатки, вымыть и осушить руки. Отработанный материал поместить в ёмкость с дезинфицирующим раствором. Обеспечение инфекционной безопасности.

Медицинская сестра педиатрического участка при посещении ребенка на дому придерживается алгоритма проведения патронажа.

Алгоритм проведения патронажа:

  • 1. Выяснить проблемы у матери и у ребенка.
  • 2. Собрать анамнез (генеалогический, биологический, социальный).
  • 3. Провести анализ возрастного режима дня на основании беседы с мамой (число кормлений, количество часов ночного и дневного сна, как организовано бодрствование).
  • 4. Оценить характер питания (вид вскармливания, кратность кормлений, прикормы, аппетит, любимые блюда).
  • 5. Провести объективное обследование:
    • · Ведущие линии НПР, параметры поведения (настроение и живость реакции на окружающее, сон, аппетит, характер бодрствования, отрицательные привычки, индивидуальные особенности);
    • · Состояние кожи и подкожно-жировой клетчатки (цвет, чистота, влажность, эластичность кожи, тургор мягких тканей, толщина подкожно-жирового слоя, у новорожденных отметить состояние пупочной ранки);
    • · Состояние костно-мышечной системы (размеры и состояние краёв большого родничка, количество зубов, порядок их прорезывания, мышечный тонус, двигательные умения);
    • · Определить частоту пульса, дыхания, температуру тела;
    • · Выяснить частоту и характер стула, частоту мочеиспускания;
    • · Оценить реакцию на вакцинацию БЦЖ (пятно, инфильтрат, везикула, язвочка, рубчик).
  • 6. Дать рекомендации матери по:
    • · Соблюдению возрастного режима дня;
    • · Рациональному питанию;
    • · Физическому воспитанию;
    • · Воспитательным мероприятиям;
    • · Подготовке к прививкам;
    • · Профилактике пограничных состояний (рахит, гипотрофия, анемия и т.д.);
    • · Устранению выявленных отклонений.
  • 7. Сделать запись в Ф № 112/у.
  • 8. О выявленных отклонениях в состоянии здоровья ребенка и матери информировать участкового педиатра.