Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Cценарий праздника Иван Купала (для участия всех возрастных групп ДОУ). Летнее музыкальное развлечение на праздник Иван Купала в детском саду

Стародавний фольклорный праздник Иван Купала любят отмечать в детских садах. На страницах этого тематического раздела собран опыт коллег по организации и проведению тематических досугов и развлечений в стилистике этого славянского торжества. На Ивана Купалу есть смысл провести яркий, весёлый, шумный праздник именно на свежем воздухе. Непременно наполненный подвижными играми и активными конкурсами-эстафетами.

Посмотрите, какие решения по проведению такого действа в старославянском стиле нашли Ваши коллеги; каких персонажей для этого привлекли. И не беда, что прыгать через настоящий костёр нам нельзя! Мы сделаем его макет, очень реалистичный. Об этом также говорится в публикациях данного раздела.

Всё о том, как повеселиться с детьми на Ивана Купалу.

Содержится в разделах:
  • Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения

Показаны публикации 1-10 из 168 .
Все разделы | Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды

Тематическая беседа с детьми «День Ивана Купалы в картинах художников» Скачков Сергей Геннадьевич. Праздник Ивана Купалы Ведущая . 7 Июля празднует народ и церковь Рождество Иоанна Крестителя. Тёплая, тёмная Иванова ночь , ночь воды и огня, ночь душистых трав. Канун летнего солнцеворота. Купальская ночь . Заветная, колдовская у всех народов Европы...

Сценарий летнего праздника Ивана Купала для детей старшего дошкольного возраста Купало - главный и очень древний праздник славян , ему много тысяч лет. Без чародейства в те стародавние времена не обходился ни один из праздников , но день летнего солнцеворота (а вернее, ночь на Купалу ) – самая колдовская пора. В эту самую короткую в году ночь солнце...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Презентация «Иван-Купала»

Публикация «Презентация...» Слайд 1. Народные праздники – эти дни мы не найдем в обычном календаре, но народ помнит о них. Ведь эти праздники возникли давно, когда люди ещё не умели объяснить природные явления. Они наблюдали за солнцем, луной, водой и ветром. Считали их живыми и могучими. Нет солнца – нет...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы» Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купалы» Сценарий праздника. Ведущая одетая в русский сарафан: «Здравствуйте, дорогие ребята. Меня зовут тётушка Арина, пригласила я вас сюда неслучайно. Сегодня, 7 июля, отмечается главный летний...

Сценарий развлечения «Иван Купала» в подготовительной группе Спортивный праздник «День Ивана Купалы» Задачи: Создать веселое настроение у детей. Воспитывать волевые качества в подвижных играх, соревнованиях и эстафетах. Развивать физические качества: выносливость, силу, быстроту реакции. Предварительная работа Участок украшается шарами,...


Цель: Привитие интереса детей к старинным русским обычаям. Задачи: Развивать интонационную выразительность речи. Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре. Развивать двигательную активность детей. Виды детской деятельности: двигательная,...

Иван Купала. Отмечаем праздник с детьми, сценарии, обряды - Конспект сценария летнего праздника «Иван Купала» в старшей группе


Конспект летнего развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Праздник Ивана Купала» группа№6 «Радуга» Воспитатель: Скокова Н.В. Дата проведения: 17.07.2016 Цель: - Развивать интерес детей к старинным русским обычаям. - Вызвать эмоциональный отклик детей. - Воспитывать...

Программное содержание:

  • Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Формировать у воспитанников потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.
  • Вызвать эмоциональный отклик детей. Приобщить к обрядовой культуре. Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, двигательная.

Оборудование: ведра – 3шт. по 5л.,3шт по 3л., обручи -3маленьких, 3- средних, 3- больших, 3 гимнастические палки, большая метла, 3 длинные скакалки, 3 поварешки, 3 коробки с карточками различных растений, 15 карточек с изображением цветущего папоротника, венки и деревце «березка» для хоровода, маленькие водяные пистолеты по количеству участников.

Ход

На площадку под музыку « На Ивана на Купала…» выходят » Солнце » и » Вода «

Солнце: Здравствуйте, дети! Узнали нас?

Я — «Золотое яблочко по небу катаюсь,

С утра всем улыбаюсь» Кто я? (ответы детей).

Это я, Солнышко, теплое, яркое.

Вода: А » Я и туча и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стекляшкой быть могу» (ответы детей).

Я — Водица прохладная, в жару самая желанная.

Солнце и Вода: Мы к вам на праздник пришли, кто нам скажет, что это за праздник?

1 ребенок: На Ивана, на Купала, в ночь, на берегу реки

Все усердно заплетают из цветов и трав венки.

2 ребенок: А потом с веселым смехом пустят их по струям вод,

Разожгут огонь до неба и заводят хоровод.

3 ребенок: Сквозь огонь мы смело прыгнем —

Пусть сгорает зло до тла!

4 ребенок: Это праздник лета, солнца,

Праздник лета и тепла!

5 ребенок: Загадав свои желанья, ищем папоротника цвет-

Верим: сбудутся мечтанья, хоть цветка в помине нет!

Музыкальная инсценировка песни « На Ивана на Купала красна девица гадала» стихи и музыка Н.Осошник исп. «Волшебники двора»

Солнце и Вода: Правильно, Иван Купала — это праздник огненного Солнца и Воды прохладной, поэтому мы сегодня здесь, у вас в гостях.

Солнце: На Ивана Купала парни да девушки хороводы водили, да на березке венки завивали, лентами украшали в знак крепкой дружбы.

Вода: Венок завивали — желание загадывали, чтобы родные и близкие здоровы были, да чтобы урожай был богатым.

Хоровод с венками» Ой, Марена, Марена» стихи и музыка А. Лагиной

Солнце: А еще катали колесо, показывали, как я,Солнышко, ярко разгораюсь, теплом своим всех согреваю.

Игра-эстафета» Прокати обруч» .

Катание малого обруча гимнастической палкой по прямой и передача эстафеты (гимнастической палки)следующему игроку.

Вода: В день Ивана Купала все традиции связаны с Водой. Самый знакомый всем обряд, дошедший до наших дней — обливание водой прохожих. Давайте же и мы с вами с водицей прохладной поиграем.

Игра» Перенеси воду поварешкой»

Из ведра набрать поварешкой воду и перенести ее в другое ведерко. У кого больше воды наберется — тот и победил.

Солнце: Самая известная легенда купальского праздника повествует о цветке.

Вода: В праздничную ночь Ивана Купала расцветает цветок и словно светится в ночи, указывая на место, где зарыт клад.

Выбегают девочки — русалочки и мальчики — лешачки исполняют танец » Дикие танцы» стихи и музыка Русланы Лыжичко

После танца на площадке появляются Баба Яга, Кикимора, Леший, Водяной.

Солнце и Вода: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы?

Баба Яга: А отгадайте наши загадки — обманки, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Василиса Премудрая Баба Яга

Кикимора: В дремучем лесу, на болоте

Меня вы непременно найдете.

Не рыбка я, и не лягушка,

Баба Яга моя подружка.

Стройная фигурка,

Зовут меня…

Снегурка Кикимора

Леший: Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Незнайка Леший

Водяной: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки —

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Мороз Водяной

Баба Яга: Кто здесь про цветок волшебный говорил?

Кикимора: Кто про клад вспоминал?

Леший: Ничего мы вам не расскажем!

Водяной: И никакой клад не покажем!

Солнце: Как же вам не стыдно, ведь праздник нынче Иван Купала!

Вода: А на празднике этом все должны веселиться, даже нечистая сила!

Баба Яга: А-а-а, а тогда я первая!

Игра » Бабка Ёжка»

Для этой игры нужна метла (веник). Дети встают в круг. «Бабка-Ёжка» встает в середину круга.

Дети начинают дразнить «Бабку-Ёжку»:

Бабка-Ёжка, костяная ножка.

Печку топила, ногу сварила,

Вышла на крылечко,

Съела человечка.

А потом и говорит.

И «Бабка-Ёжка» говорит:- У меня живот болит.

И начинает метлу крутить по кругу над землей. Дети должны подпрыгивать, чтобы «Бабка-Ёжка» их метлой не задела.

Кого «Бабка-Ёжка» заденет метлой, того она сажает на метлу. Играют до тех пор, пока всех «Бабка-Ёжка» не переловит.

Кикимора: А я, чур, через костер прыгать буду!

Игра «Перепрыгни через костёр».

Кикимора и Леший, Баба Яга и Водяной натягивают прыгалки, а игроки через них перепрыгивают. После всех игроков «нечистая сила» сами перепрыгивают через «костер».

Леший: А я тогда покажу ребятам,как нужно волшебный цветок папоротника искать.

Игра » Найди цветущий папоротник»

Найти в коробке с карточками изображение цветущего папоротника и принести его в свою команду. У кого таких карточек будет больше, тот и победитель.

Водяной: Настала моя очередь играть. Иван Купала — праздник Воды и всего, что с ней связано, поэтому я вам предлагаю искупаться или просто облиться водой, в этот день все должны купаться, брызгаться, обливаться, чтоб здоровья на целый год набраться.

Игра » Брызгалки»

У каждого игрока водяной пистолет(на 10 игроков — 2 ведра емкостью 3 л. с водой). Нужно как можно быстрее набрать воды и облить водой соперников. В лицо брызгать нельзя!За разделительную линию заходить нельзя! Как только вода заканчивается- игра останавливается.

Водяной: А еще у меня для вас подарочек припасен » Сок березовый»- для здоровья крепкого, да настроения веселого. Вот вам подарочек — пейте, здоровья набирайтесь, не ссорьтесь, не ругайтесь. Не нужен никакой клад, коли в доме лад.

Водяной раздает сок детям.

Вода: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Солнце: Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Литература:

А. Ф. Некрылова «Круглый год. Русский земледельческий календарь»,

А. В. Терещенко « Быт русского народа: забавы, игры, хороводы »,

М.Ф. Литвинова « Русские народные подвижные игры »,

С.К. Якуб «Вспомним забытые игры »,

О.Д. Ушакова « Загадки про воду в природе »,

И. Никитин « Загадки-обманки ».

Холодова Галина Вячеславовна, воспитатель, МБДОУ № 54 «Полянка»

Ананкина Алла Михайловна, воспитатель, МБДОУ № 54 » Полянка»
г. Астрахани, г. Астрахань, Россия;

Голядинцева Людмила Владимировна, музыкальный руководитель, МБДОУ № 54 «Полянка» г. Астрахани, г. Астрахань, Россия.

Государственное учреждение образования

«Лидский специальный ясли-сад № 16 для детей с нарушениями зрения»
Сценарий физкультурного праздника

для воспитанников 4 – 7 лет

«Иван Купала»

(народный праздник)
Подготовил:

руководитель

физвоспитания

Абрамчик М.Б.

Июль, 2014г.

Цели и задачи: Способствовать укреплению здоровья дошкольников;
Привлекать детей к занятиям физической культуры и спорту;
Совершенствовать двигательные умения и навыки;
Повышать эмоциональный настрой у детей;
Воспитывать чувства патриотизма, знакомить с народными праздниками, обычаями.
Место проведения: спортивная площадка.
Оформление: гирлянда из цветов, листья папоротника, ветки березы и тематическое оформление.
Оборудование: обруч, четыре ведра (два с водой, два пустых), два коромысла, брызгалки, муляжи костров разных диаметров, цветные ленты, канат, плоский обруч, метла, музыкальное сопровождение, народный костюм, венки из папоротника, угощение, мыльные пузыри.
Участники: дети среднего и старшего дошкольного возраста 2 команды по 5 – 7 человек, малыши.

Ход праздника:
Дети групп собираются на участок. Участок украшен, цветами, ветками березы, листьями папоротника.
Ведущий в венке заходит под русскую народную музыку:
— Здравствуйте, детушки! Здравствуйте, малые!
Смотрю, вы уже все собрались.
Да и я пришла, не опоздала.
К празднику собиралась,
Венок плела, наряжалась.
Ведь праздник сегодня не простой.
Праздник волшебный, цветной.
В честь батюшки нашего главного
Ивана Купала славного!
Сегодня праздник огня, воды и матушки Земли!
Купала — древнейший праздник благодарения солнца, зрелости лета и зеленого покоса. На празднике этом украшением служит береза.
Предлагается детям надеть на голову венки, украсить цветными лентами берёзу. Звучит песня «Во поле береза стояла». Подходят к березе, украшают цветными лентами.
— Ну вот, все готово. Сегодня день полон волшебства. В этот день шепчутся деревья, разговаривают растения. А самое главное чудо – это цветок папоротника. Он расцветает только раз в году. А кто найдет его, тот будет счастлив и найдет клад. Но к этому цветку путь трудный, нужно преодолеть много препятствий. Только самый сильный, смелый и ловкий может отыскать этот цветок. Вот сейчас мы его и определим (победителям в играх даются жетоны).
Первая игра так и называется «Бабка Ёжка» (для детей среднего и старшего возраста).
Проводится игра «Бабка — Ежка».

«Бабка Ежка»
В середину круга встает водящий - Бабка Ежка, в руках у нее «помело». Вокруг бега-ют играющие и дразнят ее:

Бабка Ежка — Костяная Ножка
С печки упала,
Ногу сломала,
А потом и говорит:
— У меня нога болит.
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на базар
Раздавила самовар.

Бабка Ежка скачет на одной ноге и старается кого-нибудь коснуться «помелом». К кому прикоснется - тот и замирает.

Есть ещё одна белорусская народная игра: «Перетягивание (Пацяг) каната». (старший возраст, средний возраст).
Мелом обозначается центр площадки. По обе стороны площадки на расстоянии 5 м наносятся линии, за которыми в колонну по одному выстраиваются две команды игроков, держа в руках канат. По сигналу каждая команда начинает тянуть канат на себя, стараясь перетянуть соперника за заранее обусловленную линию. Кто перетянул, тот и выигрывает. Правила игры: дети не должны мешать другим, вызывать падение игроков.
С детьми младшего возраста проводить игра «Лопни пузырь».
— Ну, молодцы, повеселились, порезвились, а теперь отдохните, а я проверю, умеете ли вы загадки отгадывать. Загадки не простые, а ботанические.
Проводится викторина и загадываются ботанические загадки.
1. Белые горошинки на зелёной ножке. (ландыш)
2. Не огонь, а жжётся. (крапива)
3. Стоит в поле Ивашка – белая рубашка, сердечко золотое, что это такое? (ромашка)
4. Эх, звоночки, синий цвет, с язычком, а звону нет. (колокольчик)
— В старину все на праздник Ивана Купала прыгали через костер, Мы жечь костер не будем. А вот попрыгать с опаской попробуем. Через костер, который не горит, но жжет. Ну кто смелый, да умелый?!
«Крапивушка» — дети прыгают через крапивный костёр.
Прыжки через «костер». Старшая группа прыгает через «костёр» диаметром 45 см., средняя 30-35 см, малыши перешагивают через 15-20 см.
-А теперь и освежиться не мешало бы.
Проводятся водно — спортивные эстафеты.
«Водоносы» — переносят воду в тарелках. (средняя группа)
«Коромысло» — ведро на палочке. (старшая группа)
— Ну вот, наши ребятки оказались такими ловкими, находчивыми, умелыми, преодолели все препятствия. Теперь можно и в дорогу к папоротнику, вдруг он зацвел.
— А вот и цветок, мы до него дошли и он цветет.
Дети любуются.
— А значит, мы будем счастливы и найдем клад. А вот и он (достает коробку). Что в нем, узнаете позже.
Дети возвращаются назад. Раздаётся «клад» — бутылочки с водой.
— Вода имеет сегодня волшебную силу – она целебная. Кто сегодня в воду окунётся – тот болеть не будет целый год.
Предлагается детям облить ножки друг другу из бутылочек с водой. Проводиться подвижная игра «Обливалки».
В конце проводится общая пляска под русскую народную музыку. Иван Купала прощается до следующего года.

Праздник «Незнайка знакомится с днем Ивана Купалы»

Дети разделены на подгруппы: «дельфины», «рыбки», «лягушата». На спортивной площадке для каждой группы по краю поляны расположены бассейны с теплой водой. В одном из бассейнов сидит «русалка», накрытая сетью. В центре площадки - бассейн для взрослых (героев).

Звучит музыка, вбегает Маргаритка, а Незнайка бежит к одному из бассейнов «ловить» рыбу.

Маргаритка.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Маргариткою зовут меня!

Ребята, сегодня у нас необыкновенный день. Я приехала к вам из Цветочного города, чтобы отпраздновать веселый праздник Ивана Купалы!

Незнайка ловит удочкой башмак, корягу, а затем - «русалку».

Незнайка . Ура! Ура! Поймал!

Маргаритка . Что за шум? Что за гам? Кто идет на праздник к нам?

Незнайка . Здорово, ребята! Вот сегодня повезло мне! Посмотрите, какую я рыбу поймал! В Огурцовой реке такую не выловишь!

Незнайка снимает сеть с «русалки», Маргаритка ему помогает. Как только сеть снята, «русалка» прыгает в бассейн и танцует в нем, а вокруг бассейна танцуют «рыбки».

Маргаритка . Незнайка, так это же русалка! В день Ивана Купалы в воде появляется всякая нечисть. Мне бабушка говорила, что в купальскую ночь чудеса творятся, расцветает цветок папоротника. Волшебный он, говорят, кто его найдет, тот счастливым да богатым станет. В этот день прыгали через костры, устраивали шумные игры, гадали, бегали наперегонки и обязательно играли в горелки.

Незнайка. Подождите, а что же мы будем делать с русалкой?

Маргаритка . Пусть она будет гостьей на нашем празднике.

Незнайка . Пора и праздник начинать да в «Горелки» поиграть. Становитесь парами друг за другом, русалочка - водящая.

Игра «Горелки».

Участники выстраиваются парами друг за другом, водящий(ая) ходит перед ними и выкрикивает (или хором):

Гори, гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо - птички летят,

Колокольчики звенят.

Диги-дон, диги-дон!

Убегай скорее вон!

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежит вперед, а водящий(ая) пытается их догнать.

Незнайка . Ребята! Скажите, а кто такой Царь Морской? Русалка зовет его на помощь!

Маргаритка . Так это же её отец. Но, конечно же, какой праздник Ивана Купалы без Царя Морского?! Давайте дружно позовем его!

Дети зовут Царя Морского.

Звучит музыка, выходит Царь Морской к своему трону.

Царь Морской. Грозный я морей властитель, рыб, дельфинов повелитель. Мой дворец на дне морском. Весь усыпан янтарем. С праздником вас, ребята! Ну-ка потешьте мою морскую душу, покажите, как живете вы на суше.

Хоровод «В день Ивана Купалы».

Царь Морской . Что-то ты, дочь моя старшая, задумалась? Может, пожелать чего хочешь?

Русалка (старшая дочь). Да, батюшка, есть у меня желание заветное. Не хочу я нарядов ни золотых, ни парчовых, не хочу я коралловых ожерелий, а хочу я белый жемчуг со дна морского.

Царь Морской . Не печалься, дочь моя старшая, есть у тебя друзья-дельфинята и лягушата. Они тебе и помогут.

Маргаритка . Дельфинята, лягушата, выходите, со дна морского воду отчерпните да жемчуг отыщите!

Дети строятся на эстафету в затылок друг за другом по командам.

Эстафета-1 (участвуют «лягушата»).

Дети — «лягушата» — должны как можно скорее добраться с пустым стаканом до бассейна, отчерпнуть воды в стакан, встречая на пути препятствия (4 обруча, вертикально стоящие, которые держат помощники — «рыбки»). Необходимо вылить воду из стакана в ведро и передать эстафету следующему. Кто быстрее и больше наберет воды из бассейна.

Незнайка. Спасибо большое, лягушата! А теперь настало время дельфинятам достать жемчуг. Смотрите, сколько их много!

Маргаритка в бассейн бросает «жемчуг» - белые шары.

Эстафета-2 (участвуют «дельфины»).

Дети - «дельфины», прыгая из обруча в обруч, добегают до бассейна, берут один «жемчуг» (шарик), возвращаются обратно и кладут «жемчуг» в корзину и т. д.

Русалка (средняя дочь). У меня, батюшка, тоже есть желание. Что-то грустно стало мне без моих друзей и подруг. Хочу, чтобы они на праздник к нам пришли.

Звучит музыка (из мультфильма «Летучий корабль»), появляется Водяной.

Водяной.

Я водяной, я водяной.

Поговорил бы кто со мной!

А то мои подружки -

Пиявки да лягушки!

Фу! Какая гадость!

А мне летать, а мне летать,

А мне летать охота!

Ох, устал я что-то спать,

Захотелось поиграть.

Игра «Водяной».

В конце игры, когда все вновь сделают круг, одна из «русалочек» начинает громко плакать.

Царь Морской . Дочь моя младшая, о чем ты плачешь?

Русалка (младшая дочь). Я тоже хочу рассказать о своем желании детям. Я загадку загадаю, а если ребята ее отгадают, то отгадка оживет:

Пестрая крякушка ловит лягушек,

Ходит вразвалочку спотыкалочкой. (Утка.)

Царь Морской. Молодцы! Я и для вас сотворю чудо (разводит руками).

Маргаритка . В день Ивана Купалы был такой обычай - купаться, чтобы смыть свои болезни и горести, которые накопились за год.

Царь Морской. Река - болото, рыбы - лягушки, были ребята, а стали утята (на последнее слово герои - «утята» - обливают детей водой и приглашают купаться в бассейнах).

Звучит музыка «Утята».

Царь Морской.

Я - мудрый царь, мне очень много лет.

Окончен праздник, не грустите, дети.

Водяной.

В царство нам идти пора,

До свидания, детвора!

Все герои, кроме Незнайки и Маргаритки, уходят.

Незнайка с Маргариткой продолжают играть с детьми в игры на морскую тематику.

Цели:

    Развивать интерес детей к старинным русским обычаям.

    Развивать интонационную выразительность речи.

    Формировать у воспитанниц потребность в двигательной активности и физическом совершенствовании.

    Вызвать эмоциональный отклик детей.

    Приобщить к обрядовой культуре.

    Воспитывать желание принимать участие в праздновании календарного праздника Ивана Купала, воспитывать уважение к традициям своего народа

Виды деятельности : игровая, коммуникативная, познавательная, двигательная.

История празднования Ивана Купала

Д.А.: Ива́н Купа́ла (Ива́нов день, Купальская ночь )- летний . Раньше эта дата была привязана ко дню летнего солнцестояния, к 22 июня, но потом ее постепенно перенесли на более поздний срок на 7 июля.

Но ведь знать традиции своего народа - это ведь хорошо и правильно!

В ночь на 7 июля по старинным поверьям людям ни в коем случае нельзя было ложиться спать. А надлежало как можно более шумно отмечать этот праздник. Ведь шум отпугивает злую "нечисть": чертей, водяных, леших, русалок. Считалось в Древней Руси, что до Ивана Купала в озёрах и реках купаться нельзя. Люди верили, что во всех водоемах живут существа, способные навредить человеку, решившему искупаться. Покидают же они места своего постоянного обитания лишь с приходом Иванова дня. И только после наступления Иванова дня можно было купаться в речках и озерах - темные силы уже не навредят купальщикам. Вода Иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. И именно с купанием и мытьем и связывались традиции.

Принято было пачкать и обливать друг друга помоями - ведь чем чаще человек в этот день будет мыться и чиститься, тем лучше! И никто на это не обижался. Нельзя было обливать беременных женщин, маленьких детей и пожилых людей.

Как считалось раньше, именно в эту ночь зацветает папоротник. И цветет только одну ночь. Тот, кому посчастливилось бы его найти, сулили небывалые удачи в жизни.

Иванов день всегда был наполнен различными обрядами, которые связаны с водой, огнём и травами. Ведь вода считается символ очищения, а огонь - это символ Солнца.

В эту ночь огонь способен очистить человека от многих прегрешений, порчи, сглаза и болезней. И именно поэтому разводились большие костры, вокруг которых водились хороводы. Парни и девушки пели особые купальские песни. Кстати, хоровод символизировал собой движение Солнца. Костры разжигали поздним вечером и жгли чаще всего до утра. А когда костер догорал, то через него все прыгали. Кто выше прыгнет считалось будет удачливым в течение года, а отказавшиеся прыгать считались ведьмами и их хлестали крапивой, дабы изгнать из них нечисть.
В кострах сжигали одежду, снятую с болеющих - чтобы отступили хвори.
А завершался праздник зажжением большого колеса, которое потом скатывали в воду.
Травы, собранные в эту ночь, обладали особыми, магическими и лечебными свойствами. А девушки готовили из них различные "приворотные" и "отворотные" зелья. Этими травами окуривали больных, боролись с нечистью, а также использовали и для других обрядов. Согласно обычаям, на пороге и на подоконниках клали крапиву и полынь, чтобы защитить свой дом от нападения ведьм.

Однако самой главной травой этого дня традиционно является папоротник. С ним связаны древние предания о кладах. Считается, что цвет папоротника появляется в полночь только на несколько секунд в ночь на Ивана Купала. С ним можно найти любые клады, даже те, что находятся очень глубоко под землей. Человек, нашедший цветущий папоротник якобы становился ясновидящим и мог видеть все , как бы глубоко в земле они ни находились и понимать язык животных.

В эту ночь незамужние девушки гадали на семейную жизнь - плели венки, ставили в них зажженные свечи и запускали в воду. Если уплывёт венок далеко, значит не скоро милый замуж позовёт. Коли потонет – не бывать любви, не ходит девка замуж. Ну, а к берегу прибьёт – скоро гостей в дом жди, свататся приедут.

Венок был обязательным атрибутом игрищ. Изготавливали его из диких трав и цветов. Во время праздника венок чаще всего уничтожали: бросали в воду, сжигали в костре, забрасывали на дерево или крышу дома. Иногда венок сохраняли, используя затем для лечения, защиты полей и огородов от «червей».

Театрализованное игровое представление

Перед началом праздника звучат народные песни-зазывалки.

1 ведущий .: Добрый день, гости званные и желанные! Приходите погулять, да Купала повстречать! Песни петь и танцевать! Скоро будем начинать!

В прекрасный добрый летний день
Всех поздравляем мы людей.
И пусть очистит мир Купала,
Чтобы любовь им править стала,

Чтоб папороть цвела роскошно,
Чтоб все решить было возможно,
Чтобы любили все друг друга
И радостью жила округа.

Чтоб мир наполнился добром
И всем уютно было в нем!

2 ведущий .: Собирайся народ в наш купальский хоровод! Хорошо сегодня, братцы, всем нам вместе сил набраться, погулять и посмеяться!

1 ведущий .: Мы на празднике сегодня будем петь и танцевать. Всем сегодня предлагаем пошутить и поиграть!

2 ведущий .: На празднике нашем железный закон: угрюмым и грустным здесь вход воспрещён!

Хоровод 1

1 ведущий .: Праздник красивый, праздник старинный, мы сегодня встречать будем, а называется он ИВАН КУПАЛА.

Музыка: на выход Ивана ( выходит Иван Купала)

Купала: Эй, девчата! Всем привет!

Вы узнали меня? Нет?

Я Купала – озорник,

И скучать я не привык!

Солнце весело сияет,

Нас лучами согревает!

Ведь настал Иван Купала,

Обливай, кого попало! (брызгает из брызгалки под веселую музыку)

Купала садится на пенек и грустит.

2 ведущий .: Что с тобой случилось, Ивашка?

1 ведущий .: Ох, не нравится мне это!

Иван Купала: Как мне не грустить… Девчата наступил праздник Ивана Купала, когда нужно радоваться солнцу и воде, играть в разные игры и веселиться от души. В этот день единственный раз в году расцветает цветок папоротника, который исполняет желания и указывает место, где находится клад, но нечистые силы оборвали мне всю карту и растащили в разные стороны. Эх, теперь не отыскать мне клада.

2 ведущий .: Если все листки собрать, клад мы сможем отыскать?

Иван Купала: Да!

2 ведущий .: То беда – не беда! Лепестки найдем мы?

Воспитанницы: Да!

1 ведущий .:

В гости к нечисти пойдем,

И листки все соберем.

И отыщем Лета клад!

Кто со мною из девчат?

Воспитанницы: Мы! Я! Все!

Музыка: на выход Бабы Яги (появ ляется Баба Яга, танцует, колдует.)

Баба Яга: Чую, чую! Что за вонь? Русским духом пахнет! Апхчи!

Иван Купала: Ой, ой, вот и нечистая сила появилась. Кто вы бабушка?

Баба Яга : А отгадайте загадку - обманку, тогда узнаете:

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной

Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня…

Воспитанницы: Баба Яга!

Баба Яга : Василиса Премудрая . Так давайте выкладывайте, чаво надобно? Травки какой для привораживания, али от хвори?

Иван Купала: Отдавай листок от карты!

Баба Яга : Ишь ты! Ишь ты! Погляди-ка на него, листок от карты ему подавай.

1,2 ведущий .: Да! Отдавай! А не то мы тебя в болоте искупаем (хватают её под локотки и тащат).

Баба Яга: Ой, голубчики, не надо! Всё отдам, отдам! Только выполните мои задания.

Иван Купала: Эх, бабка, опять свои условия диктуешь?

Баба Яга: Это не условие вовсе, а игра такая. А называется она «Бабкина метелка». Все встают вкруг. Под музыку передаем метлу. На ком музыка останавливается и у кого в руках остается метелка, тот на ней по кругу бегает.

Игра «Бабкина метелка»

под музыку

Баба Яга: Ох и молодцы!

Иван Купала: Ну Бабка Ежка, отдавай карту.

Баба Яга: Ишь какой быстрый!? Давайте еще в одну игру сыграем в «Коршуна и наседку». Выбирается коршун и наседка. Все девочки встают за наседкой, держась друг за друга. Коршун пытается схватить последнего цыпленка, наседка защищает, а хвост уворачивается тоже от коршуна.

«Коршун и наседка» (2-3 раза)


Ведущий 1,2: Ну всё, бабулечка, отдавай кусочек карты!

Баба Яга: Отдаю, отдаю! (вынимает из кармана и отдает Ивану)

Иван Купала: Спасибочки, бабулечка, смотри не проказничай более!

Баба Яга: Не буду! Укуси меня пчела! Не буду! Гвоздь мне в лапти.

Иван Купала: Первый кусочек есть, нужно искать остальные.

Баба Яга: А я знаю, у кого еще кусок от карты имеется.

Иван: У кого?

Баба Яга: А разрешите у вас на празднике остаться? Я и скажу.

Ведущий 1,2: Р азрешим.

Баба Яга:

В дремучем лесу, на болоте

Её непременно найдете.

Не рыбка она, не лягушка,

Сестренка моя и подружка.

Стройная фигурка,

Зовут её Снегурка. Хи-хи.

Д.А. : И не Снегурка вовсе, а Кикимора Болотная. Нужно, Ивашка, тебе к болоту идти.

Иван: Ну, вперед, девчата!

«Кикимора»

Эй, Кикимора, красавица болотная!

Кикимора: Что за крики? Кто мешает мне спать? Фу! Сколько здесь противных детишек. Чего пожаловали?

Иван Купала: Кикимора, поклон прими, листочек ты нам верни!

Кикимора: Ха! Листочек нам верни. Скучно мне сидеть одной в тишине речной! Поиграйте - ка со мной!

«Веревочка»: у кого длиннее под музыку

«Лента»: танец под опускающейся лентой под музыку

Кикимора:

Эх меня развеселили,

И немного утомили!

Вот держите вы листок.

Только знай же, мой дружок,

Есть ещё один листок.

Иван Купала: Подскажи Кикимора.

Кикимора: Внутри него водица,

С ним не хотят водиться,

А все его подружки -

Пиявки да лягушки!

Водорослями зарос

Добрый дедушка…

Иван, Ведущие: Мороз. А при чем тут мороз? Это Водяной!.

Иван Купала: Спасибо тебе Кикимора за листок и подсказку.

Кикимора: Иван, а разреши на празднике остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Звучит песня водяного «Я водяной»

ВЕДУЩИЕ 1,2: Здравствуй, дядя Водяной, что сидишь такой хмурной?

Водяной:

Пригласил меня Нептун к дочери на день рожденье,

Приготовил я в подарок открытку – поздравленье,

А лягушки взяли – лапками все замарали.

Ведущий 1: Мы с девчатами не прочь, чтоб твоей беде помочь.

(Дети берут водяные пистолеты, брызгают на мольберт с закрашенной пленкой, смывая краску, под которой открытка для дочери Нептуна) .

Водяной: Ну, спасибо, угодили!

Ведущий 2: Водяной, ответь, дружок, у тебя есть листок?

Водяной: Может, есть, а может, нет! Может это мой секрет!

Иван Купала: А давай уговор – мы с тобой поиграем, а ты нам листок отдашь!

Водяной: А вы мне свои условия не ставьте! А играть я люблю. В мою игру поиграем. Порадуете меня – ваш листок.

«Салочки»: Один из играющих - водящий, ему ловить. Остальные разбегаются. Кого дотронется ладонью водящий, тот присоединяется к нему и ловит остальных вместе с ним. Изловив третьего, они ловят четвёртого, пятого и т.д., пока не переловят всех. Когда все пойманы, игра начинается снова.

«Раз, два, три лови!»

Водяной: Порадовали, порадовали! Держите ваш листок.

Ведущий 1: Ну, спасибо, Водяной, мы прощаемся с тобой.

Водяной: Иван, а разреши на празднике с вами остаться?

Иван: Конечно оставайся!

Водяной: Сейчас скажу! Нет не скажу! Сейчас скажу! Нет не скажу!

Иван: Что ты там бормочешь себе под нос?

Водяной: Уж больно вы мне понравились. По секрету Вам скажу: есть еще один листок. Есть еще в лесу один

Очень важный господин.

Он весь шишками оброс,

На лице лишь виден нос.

Может быть пуглив, как зайка,

А зовут его…

Иван, Ведущие: Незнайка. Да причем тут Незнайка?

Иван Купала: Нет это Леший, у Лешего кусочек карты.

Водяной: Но я вам ничего не говорил.

Иван Купала: Спасибо.

Ищут Лешего (приходят на полянку к Лешему)

Леший:

Кто пришел сюда без спроса?

Быстро пошли вон!

Налетели, словно осы

Ото всех сторон!

Это кто здесь гуляет,

Мои грибочки собирает?

Купала: Это я, Иван Купала.

Леший

Гриб тебе соленый!

Я тебя схвачу,

Домой не пущу,

Под землю утащу!

Леший хватает Ивашку.

Ведущий 2:

Леший, Леший, не серчай,

Как гостей ты нас встречай!

Леший:

Я вам сразу говорю,

Что гостей я не люблю!

Прихворал я, жар, давленье, мнеб немножечко варенья!

Ведущий 2: Хватит охать, причитать.

Угощают вареньем .

Леший:

Ой, спасибо, угодили,

Исцелили, излечили!

Теперь в полном я порядке,

Слушай Лешего загадки!

(Леший загадывает загадки о лесе и его жителях, дети отгадывают)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

Пятачок Кощей Бессмертный

А вот кто-то важный

На беленькой ножке,

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки. (Мухомор.)

Он пришел, наполнил кадки,

Поливал усердно грядки,

С шумом окна промывал,

На крыльце потанцевал.

Побродил по крыше вволю

И ушел по лужам в поле. (Дождь.)

И еще одну загадку я вспомнил.

Всем оно нам нравится,

Без него мы плачемся.

А едва появится -

Взгляд отводим, прячемся:

Уж очень оно яркое

И жаркое-прежаркое. (Солнце.)

Леший:

Ладно, честно заслужили,

Вот – листок держите,

Лес родной, природу нашу

Только берегите!

Иван Купала: Обещаем лес беречь,

До свидания! До новых встреч!

«Песня разбойника»

Разбойники:

Посмотрите, кто идет! Смелый маленький народ!

Иван Купала:

Мы пришли за листками,

Отдавайте лучше сами!

Разбойник 1: Смелости, хоть убавлять!

Разбойник 2: С нами будете играть? (да)

Разбойник 2: Вот каков мой уговор – прыгайте через костер!

(Игра «Костер». Дети прыгают через костер)

Разбойник 1: А теперь внимание – приглашаю вас на состязание!

(Игра «Кто быстрей перельет воду» Дети черпают воду из ведра стаканчиком и переливают ее в банку под музыкальное сопровождение)

Игра «Перегонки»

Разбойник 1: Мы проигрывать умеем –листики держите!

Разбойник 2 : А со спортом, дети, вы всегда дружите!

Иван Купала: Спасибо вам разбойнички. Хотите с нами на празднике оставайтесь?

Разбойники: Конечно хотим, спасибо.

Иван: Где ж последний лепесток?

Разбойник1: Слушай Иван знаем, где последний кусочек от карты.

Иван: Где?

Разбойник2: Глубоко в подводном царстве, у Русалки.

Отправляются к водоему под музыку: «Шум моря»

Иван: Уважаемая Русалка! Разреши нам венки на воду пускать и судьбу свою загадывать!

Русалка: Разрешаю. Погадаю. Несите свои венки.

Д.А: Командиры каждой группы принесите свой венок.

Иван: Что сулит девушкам этого венка в этом году?

Русалочка: Девушкам этого венка сулит в этом году......

1. Счастье, здоровье, удача

2. Повстречаться с добрыми людьми.

3. Везение в учебе

4. Победы в соревнованиях

5. Тяжелые посылки

6. Письма и переговоры.

7. Удача во всех начинаниях

Иван Купала: Русалочка, спасибо за гадание. Говорят Русалочка у тебя есть кусочек карты?

Русалочка : Есть!

Иван Купала: Дорогая Русалочка отдай нам его. Ведь сегодня праздник и сегодня зацветет папоротник., а нам обязательно его надо найти.

Русалочка : А зачем?

Иван Купала: Мы хотим отыскать клад. И тебе долю дадим.

Русалочка: Хорошо, но сначала повеселите меня, сыграйте в мои игры.

Иван Купала: Мы согласны.

«Скакалка», «Рыбак и рыбка»,

«Коса». под музыку

Русалочка: Сегодня нужно хороводы водить, да березки украшать.

Хоровод вокруг берез и завязывание ленточек. «Во поле береза стояла»

Иван: Вот и получилась у нас карта. А теперь приглашаем командиров нам помочь, разгадать, где находится то место, где папоротник цветет. Постарайтесь! Если вы отыщите цветущий папоротник, то мы легко найдем клад.

Под музыку ищут папоротник. В папоротнике записка-загадка, где спрятан клад.

Д.А.:

Посмотрите! Что же это?

Клад, что подарило Лето!

Верило я в ваш успех!

Вы, девчата, лучше всех!

И. Купала:
С праздником вас, люди добрые!
Здоровья вам на годы долгие!
Добра сундуки полные,
Счастья глаза светлые!

Хоровод 2

Ведущий 1: На Ивана, на Купала

Веселее в мире стало!

Солнце, ярче разгорайся,

Всех теплом согреть старайся!

Ведущий 2 : Пусть Купальская вода

Даст здоровья на года!

Дети пьют сок, играет детская дискотека, все танцуют вместе с персонажами и воспитателями.

Д.А.: Спасибо всем за внимание. Наш праздник подошел к концу. До новых встреч!