Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Использование логопедических сказок в работе с детьми. Познавательно - речевой проект "логопедические сказки" Логопедические рассказы для развития речи

Учителю-логопеду очень важно обеспечить на занятиях положительный настрой и поддержать интерес к изучаемым ранее упражнениям. Здесь на помощь может прийти сказка.

Логопедическая игра-сказка для дошкольников «День Рождения бабушки» предназначена для обработки у детей с нарушениями речи комплексов упражнений, развивающих правильный артикуляционный уклад звуков и для пассивной артикуляционной гимнастики. Подобное закрепление материала во второй половине дня может служить дополнительным коррекционным материалом по развитию связной речи. Данная игра-сказка будет полезна не только учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям дошкольных учреждений, но и родителям, которые заинтересованы в исправлении речевых нарушений у детей. Я надеюсь, что представленный материал поможет эффективно организовать коррекционно-развивающую работу и будет полезен в повседневном нелегком труде этих людей.

Логопедическая игра-сказка «День Рождения бабушки»

Жил да был в волшебном лесу на цветочной полянке маленький шмелек по имени Ширшуля. Он был очень добрым и всем дарил свою удивительную улыбку.

«Улыбочка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться.

Повторить несколько раз.

Однажды ранним солнечным утром в День Рождения своей бабушки Шмеляши, Ширшуля решил преподнести ей подарок.

Он высунул свое жало хоботком, чтобы удобно было собирать пыльцу.

«Хоботок»

Инструкция к выполнению упражнения: вытянуть губы вперед (удерживать их в таком положении несколько секунд).

Чтобы крылышки хорошо летали - сделал зарядку и почистил зубки.

«Лопаточка» и «Иголочка»

Инструкция к выполнению упражнения «Лопаточка»: улыбнуться и открыть рот. Язык положить на нижнюю губу (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Инструкция к выполнению упражнения «Иголочка»: рот открыть и высунуть узкий язык вперед (удерживать его в таком положении несколько секунд).

«Почистим зубки»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться и открыть рот. Языком по кругу провести по верхним и нижним зубам.

Повторить несколько раз.

«Ну, вот я и готов», - подумал Ширшуля. Он взял самую большую плетеную корзинку и полетел собирать одуванчики, напевая свою любимую песенку:

Жу -жу-жу,жу-жу-жу

Я лечу и жужжу…

Погода стояла прекрасная, и желтые головки одуванчиков грелись на солнышке. Но вдруг подул легкий ветерок, и одуванчики начали наклоняться от дуновения вверх и вниз.

«Качели»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх, а потом опустить вниз.

Повторить несколько раз.

Ширшуля так увлекся этим занятием, что не заметил, как набрал полную корзину одуванчиков. Он посмотрел на лесные часики.

«Часики»

Инструкция к выполнению упражнения: рот открыть и улыбнуться. Язык тянуть в правую и левую сторону.

Повторить несколько раз.

Было уже поздно. На полянку надвигались сумерки.

Он так сильно трудился, что замарал крылышки в пыльцу от цветов и не мог лететь. Но шмелек не растерялся и стал прыгать с цветка на цветок, и пыльца осыпалась с крыльев.

«Лошадка»

Инструкция к выполнению упражнения: пощелкать языком.

Повторить несколько раз.

Ширшуля с радостью полетел домой к бабушке. Шмеляша очень обрадовалась и сказала, что это очень полезный подарок и что она сварит душистое варенье. Она накрыла кружевной скатертью стол, поставила старинный самовар, достала желтые чашечки и любимое вкусное варенье Ширшули из одуванчиков.

«Чашечка» и «Вкусное варенье»

Инструкция к выполнению упражнения «Чашечка»: улыбнуться, рот открыть. Язык поднять вверх в форме чашечки (удерживать его в таком положении несколько секунд).

Повторить несколько раз.

Инструкция к выполнению упражнения «Вкусное варенье»: улыбнуться, рот открыть. Языком облизать верхнюю и нижнюю губу.

Повторить несколько раз.

Так они и отпраздновали бабушкины именины, а наш маленький шмелек от усталости свернулся катушечкой и крепко уснул на коленях своей любимой бабушки.

«Катушка»

Инструкция к выполнению упражнения: улыбнуться, рот открыть. Язык выкатить вперед и обратно убрать.

Повторить несколько раз.

9:57, 22 Февраль 2016

(Сказка для автоматизации звука [Р]) Жила-была Лиса, вышла она утром в огород, а он весь крапивой зарос. Тут-то Лиса и вспомнила, что мимо ее огорода Волк ходит, и придумала! Дай думает Лиса, когда Волк будет проходить мимо, приглашу его в гости! Вышла она утром в огород, смотрит, а мимо Волк бежит. Она и говорит ему: «Волчок –...

9:58, 8 Февраль 2015

Задание 1. Комната Мышонка 1. Предложите ребёнку назвать все предметы с звуком [Ш] или [Ж], указывая на них пальцем или кончиком карандаша. Словарь: башмаки, вешалка, дорожка, жираф, игрушки, карандаш, кашпо, клюшка, книжка, книжная полка, лыжи, матрёшка, машина, мишка, мышонок, мышь, неваляшка, окошко, погремушка, подушка, пушка,...

9:50, 8 Февраль 2015

(для закрепления правильного произношения звуков [Ш] и [Ж] в речи ребёнка) Однажды Мышонок Шиш рано утром встал и на цыпочках к окошку подбежал. - Эй, Мышонок, как дела? Чем так недоволен, может быть, простудой болен? - Эх! – с грустью Шиш вздыхает, от досады головой качает. За окном мороз, метель метёт… Ветер дует, снег идёт. А у Жабы...

3:17, 11 Январь 2013

На лесной опушке жили заяц и зайчиха с маленькими зайчатами. Около дома был у них огород, на котором они выращивали овощи со звуками Р и Рь - помидоры, картофель, огурцы, редиска, репа, укроп, петрушка и морковь. Осенью собрал заяц урожай и решил часть овощей продать на базаре, а часть оставить себе. Овощи, в названии которых есть...

18:20, 12 Ноябрь 2012

Ясное Солнышко светило высоко в небе. Птичка Щебетушка пела песенку своим маленьким птенцам, а медвежонок Мишка отправился в лес по сладкую землянику. - Пи-пи-пи, – послышалось рядом. Под кустом сидел маленький Мышонок и жалобно плакал. - Что случилось? – спросил медвежонок Мишка. - Мою норку затопило водой. Где же я теперь...

Цель: развитие интереса к логопедическому занятию и воспитание мотивации к учению, развитие фонематического восприятия, подвижности артикуляционного аппарата, развитие памяти, внимания.

Наглядные пособия: изображение мальчика, карточки артикуляционной гимнастики, изображение сказочного дворца, изображение гнома и королевы волшебной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Садимся на свои места, называя по одному вежливому слову (здравствуйте, спасибо и т.д.). Молодцы!

2. Работа над сказкой.

Сегодня, дети, я расскажу вам сказку. Послушайте внимательно:

Жил-был мальчик Ваня Арбузов. Жил он в городе Москва. Было ему 5 лет. Мальчик был особенный, так как он очень плохо говорил, не умел выговаривать очень много звуков.

Рисунок 1

Однажды мама отвела Ваню к логопеду Прогимназии №1661. Но там Ваня устроил скандал и сказал, что заниматься никогда не будет, потому что он и так очень хорошо говорит. Мама привела Ваню домой и велела сидеть ему в комнате и подумать о своём плохом поведении. А Ваня думать и не собирался! Он взял игрушки и начал играть. Но вскоре Ване надоело играть, мальчик закрыл глаза … и вдруг он очутился перед воротами красивого замка.


рисунок 2

На воротах было написано: «Постучи 3 раза и скажи [дым-дам-дом, ком-дом-гном, рак-мак-дак] быстро и четко!» (Ребята, попробуйте и вы повторить эти слова. Молодцы!) Ваня тоже произнес слова и постучал 3 раза, но ничего не случилось. Повторил еще раз, но ворота не открылись! Потом от обиды Ваня громко заплакал. Вдруг… перед мальчиком появилась прекрасная волшебница (Ваня узнал её, ведь у нее в руках была волшебная палочка).


рисунок 3

Здравствуйте! – сказал Ваня.
- Добрый день! Ваня Арбузов!
- А откуда Вы знаете как меня зовут?
- Я знаю все о детях 5-6 лет.
- Скажите, пожалуйста, а можно ли попасть в этот прекрасный замок? Ведь это Ваш замок?
- Да, это замок Волшебной Речи. А я Королева. В замок попадают дети, которые могут выполнить задание, написанное на воротах. Ты его выполнил?
- Нет, у меня не получилось! – и мальчик горько заплакал.
- А также в замок могут попасть дети, которые хотят научиться хорошо говорить! И это важно! Ты хочешь этого?
- Да! Я хочу заниматься! Я буду очень стараться!
И волшебница дотронулась своей волшебной палочкой до ворот. Ворота распахнулись, и Ваня оказался внутри красивого замка.
- Первое что ты увидишь – это комната Волшебного человечка, живущего в зеркале. Он умеет всё: красиво и правильно говорить, рисовать, петь, танцевать…, он может научить тебя многому!


рисунок 4

Ваня зашел в зеркальную комнату и сразу увидел маленького человечка, который запел:
Привет, мой миленький дружочек,
Я зеркальный человечек!
Сегодня будем мы учиться.
Все звуки чисто говорить.
И можно быстро научиться
Если с гимнастикой дружить!
- Готов ли ты повторять за мной?
- Да! Я готов! – ответил Ваня Арбузов.
- Смотри в зеркало.

Упражнение «Улыбка»

  • Растянуть губы в улыбку
  • Удерживать её под счет до 10.
  • Повторить это упражнение 5 раз.

Упражнение «Почистим зубки»

  • Улыбнуться
  • Показать зубки
  • Приоткрыть рот
  • Кончиком языка поочередно «почистить» нижние и верхние зубки.

Упражнение «Качели»

  • Улыбнуться, приоткрыть рот
  • Показать зубки
  • Кончик языка упереть за верхние зубы
  • Кончик языка упереть за нижние зубы
  • Поочередно менять положение 10 раз.

Упражнение «Лошадка»

  • Вытянуть губы
  • Приоткрыть рот
  • Поцокать «узким» языком (как цокают лошадки)

Хорошо поработал, молодец! Так нужно заниматься дома каждый день, глядя в зеркало. Если ты выполнишь это условие, то через некоторое время ты попадешь во второй замок Волшебной речи! Ты будешь заниматься?
- Обязательно!
- Я дарю тебе вот это прекрасное зеркало за старание. Оно поможет тебе при выполнении гимнастики языка. До свидания, мой мальчик!

Ваня проснулся и увидел, что находится в своей комнате. Он подошел к маме и сказал:
- Прости мамочка. Я плохо себя вел. Давай будем заниматься с логопедом. Я хочу попасть во второй замок Королевы Волшебной Речи.
- Куда? – удивленно спросила мама.
- Я хотел сказать…, что хочу научиться красиво говорить. - И улыбнулся.
- Я рада сынок!
И Ваня начал заниматься!

3. Работа над содержанием сказки

  • Ребята, вам понравилась сказка?
  • Как звали главного героя? (Ваня Арбузов)
  • Какие упражнения для язычка выполнял Ваня? («Улыбка», «Качели», «Лошадка», «Почистим зубки»)
  • Давайте выполним эти упражнения, глядя в зеркало.
  • Хорошо!

4. Подведение итогов

  • Вы хотите заниматься с логопедом и научиться хорошо говорить?
  • Молодцы!

Сказки имеют большую воспитательно-образовательную ценность для детей всех возрастов. Особое значение имеют логопедические сказки.

Логопедические сказки – это такие сказки, которые оказывают существенную помощь в работе с детьми, испытывающими те или иные трудности в речевом развитии. Главная цель использования логопедических сказок – подготовить детей с нарушениями речи к школе. Сказки облегчают решение таких задач, как формирование правильного звукопроизношения, развитие фонематического восприятия и связной речи, обогащение словаря, предупреждение появления специфических ошибок при письме, развитие внимания, мышления, памяти, воображения коммуникативных навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Предварительный просмотр:

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с ним отправимся и мы: будем изображать всех животных, которых язычок встретит.

Вот пришел Язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора, и рот широко открывает. Это был… бегемот. Давай и мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Бегемотики

Рот пошире открываем,

В бегемотиков играем:

Широко раскроем ротик,

Как голодный бегемотик.

Закрывать его нельзя,

Да пяти считаю я.

А потом закроем рот-

Отдыхает бегемот.

О. Перова

Лягушки

Подражаем мы лягушкам:

Тянем губы прямо к ушкам.

Вы сейчас тяните губки –

Я увижу ваши зубки.

Мы потянем – перестанем

И нисколько не устанем.

Слон

Буду подражать слону!

Губы «хоботком» тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Полюбовался Язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и Язычок увидел, что это… змея. Давай изобразим змею!

Змея

Подражаем мы змее,

С ней мы будем наравне:

Высунем язык и спрячем,

Только так, а не иначе.

Понаблюдал Язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам прокатиться: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: «Конечно!» Сел Язычок на лошадку, крикнул «но!» и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Лошадка

Я – веселая лошадка,

Темная, как шоколадка.

Язычком пощелкай громко –

Стук копыт услышишь звонкий.

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я стал лохматый! Наверное, очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться!» Достал Язычок расческу и начал причесываться. Давай покажем как он это делал.

Расческа

С волосами я дружу,

Их в порядок привожу.

Благодарна мне прическа.

А зовут меня… расческа.

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Часики

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

Узнал Язычок который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал из надувать, но, к сожалению, некоторые из них полопались. Покажи, как Язычок надувал шарики.

Шарики

Я надул воздушный шарик.

Укусил его комарик.

Лопнул шарик. Не беда!

Новый шар надую я.

Конец, а кто слушал и делал МОЛОДЕЦ!!!


ФОНЕМАТИЧЕСКИЕ СКАЗКИ

Всем известно, что обучение дошкольников должно проходить в игре. Обучение чтению - не исключение. Но прежде чем учить читать, ребенка следует научить слушать и слышать звуки родной речи.


Эту задачу с легкостью решит любой желающий, если, читая или рассказывая сказку, сначала сам, а затем вместе с ребенком (детьми) будет:
  • четко артикулировать и пропевать звуки (длиннее-короче, выше-ниже) так, как указано в тексте;
  • отхлопывать ритм «песен» каждого звука;
  • «дирижировать» - демонстрировать рукой продолжительность звука, высоту звучания голоса;
  • имитировать игру на музыкальных инструментах, следуя ритмическому рисунку той или иной «песенки»;
  • использовать наглядный материал для «записи» и «чтения песен» звуков.
При этом следует показывать:
  • протяжный звук - ведением руки в воздухе по горизонтальной линии;
  • отрывистый звук - резким разведением (растопыриванием) предварительно сомкнутых пальцев;
  • повышение звука - подниманием руки вверх;
  • понижение звука - опусканием руки вниз.

Звук средней продолжительности



Длительный звук



Краткий (отрывистый) звук



Высокий звук и низкий звук



Пример ритмического рисунка «песни» звука «О»

После чтения сказки детям следует задать вопросы по текcту и предложить выполнить задания, направленные на закрепление и осмысление ее содержания. Примерные вопросы и задания даются после каждой сказки. Ответы детей могут быть полными и краткими. В скобках после вопроса указывается суть возможного ответа. Если ребенок испытывает какие-либо затруднения, взрослому необходимо напомнить ему содержание сказки, прочитав из нее нужный для ответа отрывок.

Сказка «Живые звуки», состоящая из двух частей, может использоваться как полностью, так и фрагментарно, в зависимости от возраста детей, особенностей их развития, объема знаний и умений, этапа работы над звуками, целей занятия.


Первая часть сказки дает возможность :
  • познакомить детей с гласными звуками, или закрепить знание гласных звуков
  • формировать понятие «гласный звук»
  • развивать слуховое внимание
  • развивать фонематический слух (например: после прочтения или рассказа текста предложить вспомнить, какие «песенки» пели звуки, сколько звуков пели ту или иную «песенку», в какой последовательности пели звуки, какие «песенки» могут спеть звуки [у], [и] и так далее)
  • познакомить детей с гласными буквами, или закрепить зрительные образы гласных букв
  • закреплять у детей различие понятий «звук - буква»
Вторая часть сказки, помимо перечисленных выше задач, позволяет :
  • формировать понятие «согласный звук»
  • познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами

СКАЗКА ПЕРВАЯ - О ЗВУКЕ «А»

Жил-был звук «a» .
Он любил петь, широко открывая рот: «a__» .
Иногда звук «a» пел очень тихо: «a, a, a» .
Иногда - очень громко: «a, a, a» .
Когда звуку «a» было грустно, то пел он тихую-тихую, протяжную-протяжную песню: «a__a__a__a__a__a__a__» .
Бывали времена, когда звук «a» играл на барабане: «aaaaa, aaaaa» .
А еще звук «a» пел детям колыбельные песни. Голос его тогда звучал то выше, то ниже, то выше, то ниже и очень-очень плавно:
a
\
A

A
\
a

A
\
a__a__a

A
\
a

A
\
a

A
\
a


Всем вокруг нравился звук «a» за то, что широко открывал рот и пел на разные голоса.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Что любил делать звук «a» ? (Петь).
  • Когда звук «a» пел, как он открывал рот? (Широко). Покажи, как пел звук «a» (Открывал рот).
  • Как умел петь звук «a» ? (Тихо, громко). Спой тихо, спой громко.
  • Какую песню пел звук «a» , когда ему было грустно? (Тихую-тихую, протяжную-протяжную). Спой тихую, протяжную песню звука «a» («a__a__a__a__a__a__a__»).
  • На каком инструменте играл звук «a» ? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «a» играл на барабане («aaaaa, aaaaa»).
  • Какие песни звук «a» пел детям? (Колыбельные). Спой колыбельную звука «a» :
    a
    \
    a

    A
    \
    a__a__a

  • За что всем нравился звук «a» ? (Широко открывал рот и пел на разные голоса).

СКАЗКА ВТОРАЯ - О ЗВУКЕ «У»

Жил да был звук «у» .
У звука «у» была удивительная особенность: когда он пел, то вытягивал губы трубочкой, отчего все его песни становились похожи на гудок: «у, у, у».
Звук «у» умел гудеть как пароход: «у__ у__ у__» .
Умел звук «у» гудеть и как поезд: «у__у__у__у__у__у__» .
Звук «у» умел гудеть и тихо: «у__у__у__» , и громко: «у__у__у__» .
Но больше всего звук «у» любил играть на трубе: «уууууууу у__» .
Заслышав такую мелодию, весь честной народ собирался вместе, люди дружно хлопали в ладоши и подпевали: «уууууууу у__ » .
Веселье продолжалось долго и заканчивалось лишь тогда, когда звук «у» трубил отбой: «у__у__ у у у__» .
Все расходились, а песня звука «у» раздавалась все тише и тише: «у__у__ у у у__» .
Так звук «у» утром помогал вставать, а вечером напоминал, что пора ложиться спать.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Какая особенность была у звука «у» ? (или: Отчего песни звука «у» были похожи на гудок?) (Вытягивал губы трубочкой).
  • Как умел гудеть звук «у» ? (Как пароход, как поезд; тихо, громко). Спой все песни звука «у» .
  • На чем любил играть звук «у» ? (На трубе).
  • Заслышав какую мелодию, все хлопали и подпевали? Спой и прохлопай («уууууууу у__»).
  • Как звук «у» трубил отбой? Спой и прохлопай («у__у__ у у у__»).

СКАЗКА ТРЕТЬЯ - О ЗВУКЕ «О»

Жил-был звук «о» .
Очень звук «о» любил петь.
Пел он много и с душою.
Когда звук «о» пел, рот его становился похож на небольшой вытянутый кружок: «о, о, о» .
Звук «о» был в восторге от всего: «О! Какое красивое облако! О! Какое глубокое озеро! О! Какой зеленый остров!»
Звук «о» мог не только восторгаться всем вокруг, но и петь, подражая курице, зовущей своих цыплят: «о о о_ о о о_ о о о_ » .
В переводе эта песня звучала так: «Ко-ко-ко, ко-ко-ко, не ходите далеко...»
Очень многим нравился звук «о» .
Люди пели вместе с ним хором и восторгались и облаком, и озером, и островом, и при этом у всех поющих рты были похожи на небольшие вытянутые кружочки.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • На что похож рот у звука «о» ? (На вытянутый кружок).
  • От чего был в восторге звук «о» ? (От облака, от озера, от острова).
  • Кому мог подражать звук «о» своей песенкой? (Курице). Спой эту песенку («о о о_ о о о_ о о о_ »).
  • На что были похожи рты у всех поющих со звуком «о» ? (На вытянутые кружки).
  • Придумай мелодию для звука «о» , прохлопай и спой ее.

СКАЗКА ЧЕТВЕРТАЯ - О ЗВУКЕ «И»

Жил-был звук «и» .
Рот у интересного и привлекательного звука «и» всегда широко-широко улыбался, и от этого песни его звучали игриво: «и, и, и» .
Иногда звук «и» играл на свирели.
И тогда вокруг разносились самые разные мелодии, которые звучали и высоко: «и__иии__ » ; и низко: «и и ии ии и__» и протяжно: «и__ и__ и__ » и отрывисто: «ии ии и» .
Но больше всего окружающим нравилось слушать в исполнении звука «и» песню о Чижике-пыжике: «ии ии иии__ ии и ии ии и__» . Когда звук «и» прилежно выводил мелодию на свирели, все ему подпевали прихлопывая, притопывая, любуясь его широкой улыбкой.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Как звучали песни звука «и» ? (Игриво).
  • Почему песни звука «и» всегда были игривыми? (Рот широко-широко улыбался).
  • На каком музыкальном инструменте играл звук «и» ? (На свирели).
  • Как могут звучать мелодии звука «и» ? (Высоко, низко, протяжно, отрывисто). Исполни все мелодии звука «и» («и__иии__ » , «и и ии ии и__» , «и__ и__ и__ » , «ии ии и»).
  • Какую песню в исполнении звука «и» любили слушать окружающие? (Чижик-пыжик.) Спой песню о Чижике-пыжике так, как ее пел звук «и» , мелодию прохлопай («ии ии иии__ ии и ии ии и__»).

СКАЗКА ПЯТАЯ - О ЗВУКЕ «Э»

Жил да был звук «э» .
Звук «э» всегда чем-то интересовался. При этом его рот был приоткрыт, а язык с выгнутой спинкой приподнят: «э, э, э» .
Звук «э» задавал много разных вопросов: «Это что? Это зачем? Это почему?»
Звук «э» был известен и тем, что любил петь протяжные песни: «э__ э__ э__ э__ э__» .
Больше других ему нравилась такая песня: «э э э__ э э э__ э э э э э__э__»
Так и жил звук «э» : задавал вопросы и, получив на них ответы, распевал свои протяжные песни, приоткрывая рот и приподнимая язык.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • В каком положении всегда находился рот и язык у звука «э»? (Рот приоткрыт, язык приподнят).
  • Какие вопросы задавал звук «э» ? (Это что? Это зачем? Это почему?)
  • Какие песни пел звук «э» ? (Протяжные). Спой и прохлопай мелодию протяжной песни («э__ э__ э__ э__ э__»).
  • Исполни песню, которая больше других нравилась звуку «э» (»э э э__ э э э__ э э э э э__э__»).
  • Как пел звук «э» ? (Приоткрывая рот и приподнимая язык).

СКАЗКА ШЕСТАЯ - О ЗВУКЕ «Ы»

Жил-был звук «ы» .
Известен был звук «ы» своим низким голосом.
Звучал его голос низко-низко оттого, что пел звук «ы» , немного улыбаясь приоткрытым ртом, с оттянутым назад языком: «ы, ы, ы» .
Звук «ы» умел петь и протяжно: «ы__ы__ы__» , и отрывисто: «ы ы ы ы ы» .
Иногда звук «ы» играл на барабане: «ыыыыы ы, ыыыыы ы» .
Иногда - пел тихие колыбельные песни: «ы ы ы ы ы__ы ы__, ы ы ы ы ы__ы ы__» .
Звук «ы» жил тихой спокойной жизнью, радовал окружающих красивым, низким бархатным голосом, всегда немного улыбался, оттягивая язык назад.

Вопросы и задания

  • О каком звуке эта сказка?
  • Чем был известен звук «ы»? (Низким голосом).
  • Почему у звука «ы» был очень низкий голос? (Пел с приоткрытым ртом и оттянутым назад языком).
  • Как умел петь звук «ы» ? (Протяжно, отрывисто). Спой протяжную и отрывистую песню звука «ы» , прохлопай мелодии («ы__ы__ы__, ы ы ы ы ы») .
  • На чем иногда играл звук «ы» ? (На барабане). Прохлопай и спой мелодию, которую звук «ы» исполнял на барабане («ыыыыы ы, ыыыыы ы») .
  • Какие песни иногда пел звук «ы» ? (Тихие, колыбельные). Спой колыбельную песню звука «ы» («ы ы ы ы ы__ы ы__, ...»).
  • Как всегда улыбался звук «ы»
  • .

СКАЗКА ЖИВЫЕ ЗВУКИ

Часть первая

Давным-давно жили-были звуки. И было их шесть. У каждого звука был свой характер:
«а» - радостный и веселый,
«у» - угрюмый, задумчивый,
«о» - очень любил всему удивляться,
«и» - игривый, улыбчивый,
«э» - медлительный, рассудительный,
«ы» - самый серьезный и хмурый.



Звуки были разными, но очень дружными, так как все они любили петь. Голоса их звучали красиво, звонко. Умели звуки петь и очень тоненько - высоко: «а, у, о, и, э, ы». И низко: «а, у, о, и, э, ы».

Звуки пели по одному и парами: «ау, ои, эы».


Пели звуки также и по трое: «ауо, иэы».


А ещё звуки могли петь хором: «ауоиэы».



Но однажды задумались звуки:
- Как же так, - говорит «а» , - у всех есть дома, а у нас нет.
- У зверей - у кого дупло, у кого берлога, - поддержал «у» .
- О, и у каждой птички есть гнездо, - подхватил «о» .
- И люди в домах живут, - тихонько заметил «и» .
- Это что же получается, одни мы без постоянного места жительства, - возмутились «э» и «ы» .

Подумали-подумали да и начали дома мастерить. «а» да «и» нашли по три палочки. «а» сделал шалаш с перекладиной. «и» к двум столбикам перекладинку наискосок приладил и остался очень доволен.
«у» и «ы» взяли по две палочки. «у» смастерил себе домик, похожий на дерево с сучком. «ы» к одной палочке пристроил половинку маленького колесика, вторую палочку поставил рядом для надежности.
«о» увидело колесо, оно ему и подошло.
«э» долго смотрел на треснутый ободок от колеса, потом приделал к нему палочку и устроился - домик появился и у него.


Довольные звуки на радостях и названия своим домам придумали, стали их называть буквами. У звука «а» - домик-буква «а», у звука «у» - домик-буква «у», у звука «о» - домик-буква «о», у звука «и» - домик-буква «и», у звука «э» - домик-буква «э», у звука «ы» - домик-буква «ы». С тех пор, глядя на домики-буквы, все узнают, какие звуки в них живут.

Часть вторая

Сидят однажды гласные в своих домах-буквах, распевают песни на все голоса, вдруг слышат что-то странное, непонятное: «й й й й...» . Смотрят - какой-то непохожий на них звук в зеленой рубашке что-то пытается им объяснить, да уж очень кратко говорит: «й... й... й...» . Прислушался «и» и узнал в нем своего дальнего родственника, которого звали «и-кратким», потому что звучит он отрывисто, коротко, и расслышать его не всегда легко.


Слушали-слушали звуки и наконец поняли - это «и-краткий» в хор к ним просится. Вышли гласные, встали в кружок и стали думу думать, как же «и-краткого» петь научить. Все у него хорошо: голос и звонкий, и мягкий, и нежный, а звук тянуть не может...

Для начала домик ему построили - такой же, как у его родственника, звука «и», но с козырьком, для отличия. Домик «и-краткого» назвали буквой «и-краткой».


Обрадовался «и-краткий», благодарит всех за домик-букву: «й й й й...». Поселился «и-краткий», в своем домике-букве, слушает, как гласные поют, и сам пытается им подпевать: «й й й й...».

Слушал-слушал «а» , да и говорит:
- А давай-ка попробуем спеть вдвоем. Ты начинай, а я подхвачу.
«и-краткий» согласился, и они запели:
- «йа, йа, йа».
- У вас здорово получается, - задумчиво протянул «у», - ну а со мной петь будешь? - обратился он к «и-краткому».
- Буду, - ответил тот, не задумываясь.
И тут же все услышали:
-«йу, йу, йу».
- О, как хорошо! Спой теперь со мной, - попросил «О».
- Пожалуйста.
- «йо, йо, йо», - полилась новая песня.
- Э, я не хочу оставаться в стороне, - рассудил «Э», - споем вместе, - предложил он «и-краткому».
Следующая песня звучала так:
- «йэ, йэ, йэ». поет с «у» - получается «йу, йу, йу», поет с «о» - получается «йо, йо, йо», поет с «э» - получается «йэ, йэ, йэ».

Опечалены были только «и» да «ы».
- Мило, очень мило, - вздыхал «и», слушая пение друзей, - хотелось бы мне спеть с «и-кратким», но если я запою, его вообще никто не услышит, мы же родственники.
- Мы с «и-кратким» тоже петь вместе не сможем. Он такой высокий, а я такой низкий, - горевал «ы».

Так сидели они, слушали песни: «йа», «йу», «йо», «йэ», тихонько переговаривались и надумали построить такие домики, где бы «и-краткий» мог выступать с концертами со звуком «а», , со звуком «у», со звуком «о», со звуком «э».

Подумали-подумали да и смастерили четыре домика.
Первый домик назвали буквой «я», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «а».
Второй домик назвали буквой «ю», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «у».
Третий домик назвали буквой «ё», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «о».
Четвертый домик назвали буквой «е», в нем «и-краткий» стал петь со звуком «э».
Так до сих пор и поют в домиках-буквах «я», «согласным», да прибавлять «звонкий, мягкий». Голос-то у «и-краткого» действительно удивительно звонкий и удивительно мягкий.

Пели звуки много - и дома, и на концертах. Выступали гласные звуки всегда в красных рубашках, а «и-краткий» - в зеленой. Глядя на него, все мягкие звуки стали носить рубашки зеленого цвета, а твердые звуки решили ходить в синих рубашках.


Вариант окончания сказки для дошкольников

Так с тех пор и повелось в русском языке: шесть гласных звуков обозначают кружочками красного цвета. Все остальные звуки - согласные. Мягкие согласные обозначаются зелеными кружками. Твердые согласные - синими. Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!


Вариант окончания сказки для школьников

Так с тех пор и повелось в русском языке: гласных звуков шесть.



Гласных букв десять: «а», «у», «о», «э», «ы», «и», «я», «ю», «ё», «е». В четырех буквах-домиках: «я», «ю», «ё», «е» поет «и-краткий» дуэтом, то есть вдвоем с гласными «а», «у», «о», «э».

Все звуки, согласившиеся петь с гласными, называются согласными. Гласные звуки любят красный цвет, согласные мягкие - зеленый, согласные твердые - синий.

Вот и сказочке конец, кто запомнил - молодец!



Материал на данной странице взят из книги Александровой Т.В.
«Живые звуки, или Фонетика для дошкольников» (2005 г.)