Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Классный час «Ты то, что ты ешь. Наша школьная жизнь Классный час ты

Конспект классного часа для 7-8 класса на тему «Твое русское имя»

Важнейшим элементом культурной традиции является имя человека. Словосочетание «русское имя» в названии классного часа подразумевает не само имя человека, которое по происхождению может быть греческим, римским, еврейским, а русскую форму полного имени: фамилия, имя, отчество. Мероприятие проводится в форме круглого стола.

Цели : расширить представление детей о культурной традиции; формировать положительное отношение к православным традициям, уважение к нравственным ценностям русского народа; способствовать воспитанию интереса к истории своей семьи, рода; побуждать детей к самосовершенствованию, саморазвитию; помочь детям в социализации, в осознании себя частью русской истории и культуры.

Подготовительная работа: выбрать 6 учеников, которые прочитают или перескажут тексты информационного блока.

Оформление: церковный календарь, фотографии православных храмов, иконы святых.

План классного часа

I. Интерактивная беседа.

II. Игра «Эстафета имен».

III. Информационный блок.

1. Что такое именины?

2. Значение имени.

3. Имена, ставшие знаменитыми.

IV. Заключительная беседа «Дорожи своим именем».

V. Поздравление именинников.

VI. Подведение итогов.

Ход классного часа

I. Интерактивная беседа

Классный руководитель. Я прошу выйти к доске (фамилии трех учеников).

(Три ученика выходят к доске.) Напишите, пожалуйста, на доске свои имена. (Читает имена.) Какие красивые у вас имена! Что вам больше нравится: когда к вам обращаются по имени или по фамилии?

(Дети отвечают.)

Спасибо, (называет учащихся по именам), садитесь, пожалуйста, на свои места.

(Обращаясь к классу.) Ребята, а вам нравится, когда вас называют по имени? Как в нашем классе все обращаются друг к другу?

Примерные ответы детей:

Приятно, когда называют по имени, но так делают только друзья, а остальные обращаются по фамилии.

Многие мальчики присваивают девочкам прозвища, коверкают фамилии.

Девочки тоже любят давать мальчикам клички, дразнятся.

Некоторые учителя называют всех по именам, таких учителей все уважают.

Классный руководитель. К нам обращаются по имени с самого рождения, наше имя - часть нашей личности. Психологи заметили, что самый сладостный звук для человека - это его имя. Все люди любят, когда их называют по имени. Даже пословица такая есть: «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут». Но многие в нашем классе почему-то стесняются это делать.

II. Игра «Эстафета имен»

Классный руководитель. Ребята, ученые заметили, что, когда человека часто называют по имени, он чувствует себя увереннее, спокойнее. Когда к нему редко обращаются по имени, он чувствует себя некомфортно, неуверенно, неуютно. Сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Эстафета имен». Задача этой игры - громко назвать человека по имени. Сначала я обращаюсь по имени к первому ученику за первой партой. Он называет имя своего соседа, сосед называет имя того, кто сидит у него за спиной - так, двигаясь по цепочке, эстафета имен дойдет до последнего ученика. Он называет мое имя, и эстафета заканчивается. Внимание, начали!

(Дети называют друг друга по именам, учитель помогает справиться с заданием.)

Какие у вас были светлые и радостные лица, когда вы слышали свои имена! Я надеюсь, что даже те, кто забыл имена одноклассников, наконец-то их вспомнили и в нашем классе все будут обращаться друг к другу только по имени.

III. Информационный блок

1. Что такое именины?

Классный руководитель. В последнее время взрослые люди все чаще называют друг друга и представляются просто по имени, причем по сокращенному - Катя, Саша, Дима... Конечно, это личное дело каждого, и все-таки не будем забывать, что традиционно в России было принято обращаться к человеку по полному имени и отчеству. В русских дворянских семьях даже детей называли именно так, уважительно. Считалось, что сохранивший отчество, сохранит и Отечество.

Поэтому сегодня мы поговорим о том, что значит наше русское имя и как его беречь. Наш разговор мы начнем с праздника, который называется именинами, или днем ангела. О значении этого праздника расскажут (имена, фамилии).

Ученик 1. С самых древних времен люди придавали огромное значение имени человека. Считалось, что имя определяет судьбу, от имени зависят счастье, успех, здоровье. В Древней Руси имя содержало характеристику человека, которая выделяла его по каким-то признакам из семьи, из рода. Детей называли Мал, Бел, Кудряш, Черныш, Добр, Храбр, Горд, Молчун, Первый, Второй, Ждан, Меньшой, Старшой. Но после принятия христианства эта традиция исчезла.

Ученик 2. Россия - страна многонациональная и многоконфессиональная. Однако если рассматривать русскую православную традицию, то в соответствии с ней родители выбирают имя ребенку в специальном календаре, который называется «святцы». Каждая дата в этом календаре связана с именами святых, память которых празднует в этот день православная церковь. Всего в святцах 2500 святых. Однако имен меньше - 900 мужских и 250 женских.

Ученик 1. Родители смотрят, память какого святого чтят вдень рождения их ребенка. Именем этого святого и называют дитя при крещении. Бывает и по-другому: если в семье очень любят какого-то святого и часто ему молятся, то в знак почтения к нему называют его именем ребенка. Тогда день рождения может не совпадать с именинами.

Ученик 2. Именины - это день, когда в церкви чтят память одноименного святого. День именин еще называют днем ангела. Ангел-хранитель и святой становятся небесными покровителями человека. Православные постоянно обращаются к своим защитникам с молитвами. Чтобы показать любовь к своему святому, православные люди стараются узнать все о его жизни и подвигах. Для православного человека его святой не только покровитель, но и образец для подражания.

2. Значение имени

Классный руководитель. Спасибо. Говорят, что даже само значение имени накладывает свой отпечаток на характер человека. Например, имя «Наталия» означает «естественная», «спокойная». Наталье не к лицу капризничать и кривляться. Имя «Ирина» означает «мир», «тишина». Ирина не будет кричать и скандалить, ей свойственны душевное равновесие и миролюбие. Александр - «защитник людей». Такой не будет унижать слабых, заступится за обиженных. Светлана - одним именем своим дарит людям свет и тепло. Видите, сколько хороших имен. О значении некоторых имен нам расскажут [имена, фамилии учеников).

(К доске выходят 2 ученика.)

Ученик 3. Значение своего имени каждый может узнать из специальных словарей, например «Словаря русских имен» А.В. Суперанской, «Словаря русских личных имен» Н.А. Петровского и других.

Ученик 4. Большинство русских людей сейчас носят христианские имена. Это имена греческого, римского, древнееврейского происхождения. Это имена святых, которые есть в святцах. Вот что мы узнали о значении некоторых имен.

(Ученики по очереди читают список имен своих одноклассников, дают толкования.)

Александр - защитник мужей, мужественный.

Алексей - защитник.

Анатолий - восточный.

Анастасия - воскресшая.

Андрей - мужественный.

Анна - миловидная, грациозная.

Антон - состязающийся, соревнующийся.

Валентин - здоровый.

Валерий - добрый.

Василий - царский.

Виктор - победитель.

Виталий - жизнерадостный.

Галина - тишина, кротость.

Геннадий - благородный.

Георгий - земледелец.

Дмитрий - плодородный.

Евгений - благородный.

Екатерина - чистая, непорочная.

Елена - избранная.

Елизавета - почитаемая Богом.

Зинаида - божественная.

Зоя-жизнь.

Кирилл - маленький господин.

Иван - дар богов.

Ирина - тишина, мир.

Константин - постоянный.

Ксения - гостеприимная.

Лариса - чайка.

Леонид - подобный льву.

Максим - величайший.

Маргарита-жемчужина.

Марина - морская.

Мария - госпожа.

Михаил - подобный Богу.

Наталья - естественная, природная.

Никита - победивший.

Павел-малыш.

Петр - камень.

Раиса - беспечная, легкая.

Роман - римлянин, римский.

Сергей - высокочтимый.

София - мудрая.

Татьяна - устроительница, учредительница.

Федор - дар Бога.

Ученик 3. Среди христианских имен встречаются и славянские, например Владимир, Борис и Глеб. Это имена русских князей, которые стали первыми русскими святыми.

Ученик 4. Со временем к христианским именам славянского происхождения прибавились имена Вячеслав, Мстислав, Ростислав, Святослав, Ярослав.

Ученик 3. Все имена обозначают что-то хорошее. Но чтобы соответствовать тому хорошему, что есть в имени, нужно совершать добрые поступки.

Ученик 4. Об этом говорит и русская пословица: «Не имя красит человека, а человек - имя».

(Ученики садятся на свои места.)

3. Имена, ставшие знаменитыми

Классный руководитель. Спасибо. Действительно, бывает так, что имя человека входит в историю как напоминание о его добрых или злых делах. Об этом нам рассказывают {имена, фамилии).

(К доске выходят 2 ученика.)

Ученик 5. Был когда-то недалеко от Лондона постоялый двор, который содержал ирландец Хулиган. Своим скандальным характером, грубостью и невоспитанностью Хулиган и его семейство причинили людям много неприятностей. Вот и прославили свое имя: хулиганами стали называть всех, кто нарушает общественный порядок.

Ученик 6. Дурную славу своему имени принес и житель города Эфеса Герострат. Чтобы прославить себя, он сжег одно из 7 чудес света - храм Артемиды Эфесской. Так он и вошел в историю: Геростратами называют теперь честолюбцев, которые хотят добиться славы любым путем.

Ученик 5. В Евангелии рассказывается о жестоком древне- иудейском царе Ироде. С этим именем связано убийство младенцев, казнь Иоанна Крестителя, издевательства над Иисусом Христом. С тех пор мучителя, изверга, тирана в народе часто называют «ирод».

Ученик 6. Но все же больше в истории тех, кто прославил свое имя добрыми делами. Все знают сейчас, кто такой меценат. Это человек, который жертвует деньги на развитие науки, искусства. А ведь римский патриций Гай Цильний Меценат жил в I в. до н. э.! Он был покровителем поэтов Вергилия и Горация, которые прославили его имя на века.

Ученик 5. Римский император Гай Юлий Цезарь прославил свое имя, как никто другой. По его имени словом «цезарь» (в русском варианте «царь») стали называть всех римских императоров и вообще монархов.

Ученик 6. Искусные мастера прославили себя своими делами. Есть такая хлопчатобумажная ткань батист - необыкновенно тонкая и прозрачная. Такую умел делать лишь замечательный мастер Батист Шомри, который жил во Франции в XIII в. Имя мастера давно бы забыли, если бы не его прекрасная ткань.

Ученик 5. Слово «гобелен» (стенной ковер с вытканными узорами и плотная декоративная ткань с вытканными узорами) происходит от фамилии красильщиков Гобеленов, живших в X в.

Ученик 6. Многие ученые оставили свое имя в науке: ампер, джоуль, герц, ом - в этих физических единицах увековечили свои имена ученые-физики.

Ученик 5. Немецкий инженер Дизель изобрел двигатель внутреннего сгорания и дал ему свое имя.

Ученик 6. Наган, маузер, кольт - названия всех этих пистолетов произошли от фамилий их изобретателей, так же как и наш самый лучший в мире автомат, который все зовут просто «Калашников» или «калаш».

Ученик 5. А сколько имен на географической карте! Это имена сильных, мужественных людей. Мыс Дежнева, Берингов пролив, море Лаптевых, мыс Челюскина, Хабаровск - тысячи первопроходцев, строителей оставили свои имена на карте.

Ученик б. Хороших имен в истории гораздо больше, чем плохих. Ученик 5. От каждого человека зависит, какую память о себе он оставит.

IV. Заключительная беседа «Дорожи своим именем»

Классный руководитель. Спасибо, это очень ценная и поучительная информация.

Ребята, в соответствии с русской традицией полное имя включает в себя имя святого, которое дано человеку при крещении, имя отца, отраженное в отчестве, и имя семьи, рода, отраженное в фамилии.

Как вы думаете, почему нужно дорожить своим именем?

Примерные ответы детей:

Нужно уважать память святого, имя которого ты носишь.

Нужно дорожить честью своей семьи.

Потому что по твоим поступкам судят о твоей семье.

Чтобы родителям не было за тебя стыдно.

Чтобы твои потомки не стыдились тебя.

Классный руководитель. А как вы понимаете слова: «Человек уронил свое имя»?

Примерные ответы детей:

Совершил преступление, опозорил свою семью.

Обманул, предал.

Совершил что-то такое, из-за чего люди перестали ему доверять. Классный руководитель. Есть такая пословица: «Береги честь смолоду». Как вы считаете, имеет ли она отношение к имени человека?

Примерные ответы детей:

Конечно, имеет. Нужно беречь честь своего имени, своей семьи смолоду, потому что от этого зависит твоя репутация.

Если в молодости вел себя подло, бесчестно, тебя никто не будет уважать и в старости.

Кто в молодости оступился, потом может всю жизнь об этом жалеть.

Классный руководитель. Действительно, дорожить своим имением должен каждый человек, но, к сожалению, многие начинают понимать это слишком поздно, когда имя уже запятнано. Опозорить свое имя легко, а вернуть уважение людей потом бывает очень трудно. Я желаю всем вам беречь свое доброе имя.

V. Поздравление именинников

Классный руководитель. Ребята, мы сегодня говорили об именинах. Давайте посмотрим в церковный календарь: кого мы можем поздравить сегодня с днем ангела?

(Дети называют имена.)

Дорогие наши именинники! От всей души поздравляем вас с днем ангела. Дай Бог вам всем доброго здравия, мира душевного, сил и терпения!

VI. Подведение итогов

Классный руководитель. Что нового вы узнали сегодня? О чем задумались? С чем, может быть, не согласились? Примерные ответы детей:

Узнала о значении своего имени. Мне кажется, оно соответствует моему характеру.

Узнал о том, как люди смогли прославить свое имя.

Узнал о том, чем именины отличаются от дня рождения.

Задумался о том, что значит мое имя, подходит оно мне или нет.

Со всем согласен, своим именем нужно дорожить.

Не согласен, что одним плохим поступком можно опозорить свое имя. Всегда можно исправиться, попросить прощения.

Классный час сопровождается презентацией и тестами.

Цель: Обсудить с детьми понятие «дружба», качества, которыми должны обладать друзья для создания крепкой дружбы, расширить словарный запас нравственных понятий, укрепить дружеское отношение одноклассников в учебном коллективе.

1.Оргмомент

Парты расставлены буквой П.

1)Ребята заходят в класс и становятся в круг. Звучит песня «Дружба»(барбарики) Исполняют и ребята.

2.Постановка темы и цели

— О чем сегодня пойдет речь на кл. часе, вы определите сами, если поработаете в парах. 3

3. Постарайтесь правильно из двух частей собрать пословицы.

На парте в конверте лежат 6 частей пословиц.

Старый друг лучше новых двух.

Друга ищи, а нашел - береги.

Человек без друзей, что дерево без корней.

А) Работают в парах. Дают ответы. Ребята проверяют.

4.Презентация слайд 1

На доске появляются пословицы. Обсуждают, высказывают свои мнения.

— Что общего в этих пословицах? (все о дружбе, о друзьях)

— Мы сегодня поговорим о друзьях.

Ребята, а кто знает, как произошло слово друг?

5.Презентация: Слайды 2,3

Рассказать, как произошло слово ДРУГ.

6 . Выполнение теста №1: каким должен быть друг?

— Какие на ваш взгляд качества должны быть у вашего друга, вы постарайтесь подобрать выполняя работу индивидуально. Соедините 5 качеств с картинкой.(см. приложение)

7.На доске схема из слов. Перечислены качества человека. Слова были наработаны в процессе обсуждений произведений на литературном чтении, обсуждении статей на уроке «окружающий мир», предыдущих классных часах.

8. — А теперь посмотри на себя со стороны и ответь на вопрос: Какой Я?

И запиши 5 черт характера, присущих тебе. Всё на листе 1

9. Встают в круг. Игра «Хвалёнка». Дети встают в круг. Передают мяч по кругу и говорят хорошие слова в адрес соседа, он в ответ благодарит и хвалит себя, называя своё хорошее качество.

Например: Маша, ты отзывчивая.

Спасибо, а я ещё и добрая.

Игра заканчивается хоровой кричалкой.

Слова — кричалка.

В нашем классе все друзья. Раз-два.

Здесь и он, и ты, и я. Раз, два.

Улыбнитесь тем, кто слева,

Улыбнитесь, тем, кто справа.

Мы одна семья.

Объясняем правила.

После игры стоят в круге. Разговариваем стоя. Ребята увидели ваши качества, были совпадения? Такими они представляют вас, как вы написали на листе №1?

10.Подвести итог игры. Вы молодцы, нашли хорошие слова для одноклассников.

Советую вам и в будущем дарить друг другу такие комплименты. Это будет способствовать уважительному отношению между вами и друзей у вас прибавиться.

Садятся за парты.

11.Беседа о качествах, необходимых для дружбы.

— Что на ваш взгляд необходимо для дружбы? Хорошие отношения

— Как нужно относиться к людям, чтобы у тебя появились друзья? Уважительно, доброжелательно.

Кто может быть вашим другом?

На доске появляется пословица «Дерево сильно корнями, а человек — друзьями»

Презентация 4, 5, 6

Дуб - это могучее дерево. У него сильные корни и огромная крона.

Учитель читает слова, звучат имена всех детей в классе.

Коля, Юра, Катя, Аня,

Маша, Ксюша, Дима, Таня,

Даниил, Иван,

Влад и Артём.

Всех ребят мы назовем.

Юра, Оля и Максим-

Всем нам друг необходим.

Наташа, Алиса, Карина, Илья,

Алёша, Алёна - все мы — друзья

Ученики догадываются, что речь идет о них.

Учитель: Ребята, вы еще в 1 классе рисовали свои ладошки, а я их пометила вашей фотографией и сейчас вам подарю. После различных обсуждений, бесед, вы знаете, кто может быть настоящим другом. Если затрудняетесь, то на листе №2 найдете подсказку. (см. приложение), а на пальчиках можете написать своих друзей.

На доске появляется на ватмане ствол дерева, а вместо корней написаны имена ребят.

12.Групповая работа. «Дерево дружбы»

Приклеивают ладошки на ватман, образуя крону дерева.

(Далее идет обсуждение созданного дерева и класс приходит к выводу, чем больше корней, тем лучше чувствует себя дерево, крепче стоит на земле, так же и человек, чем больше друзей, тем более уверенно чувствует себя.

13. Подведение итогов

На доске появляется дерево с 25 корнями.

Это наше «дерево дружбы»

Да, это наш класс. Это «дерево дружбы» нашего класса.

Слайд 7

Молодцы! Спасибо вам за интересную работу! Взявшись за руки, дети стоят и исполняют песню «Дружба».

Если каждый друг по кругу другу протянет руку,

То будет видно в иллюминатор,

Дружба - это экватор.

Если каждый друг планеты другу ромашкой помашет,

То станет ясно,

Дружба эта - планета ромашек. (Обмениваются ромашками)

После классного часа фотографирование друзей у «Дерева дружбы».

Выполненные тесты вкладываются в портфолио.

Приложение 1.Презентация к уроку. Информационные слайды.

228.94kb.

  • Классный час Классный час можно провести 1 апреля или в любой другой день , 50.44kb.
  • , 89.96kb.
  • Ломаева Ольга Николаевна учитель истории моу «Бродовская средняя общеобразовательная , 92.43kb.
  • План мероприятий военно-патриотического воспитания обучающихся моу оош п. Пудожгорский , 56.28kb.
  • И. К. учитель русского языка и литературы моу сош №36 Путилин С. С. студент исторического , 138.66kb.
  • Классный час "Алкоголь это порождение варварства" Цель , 190.5kb.
  • , 48.59kb.
  • Классный час «Откуда ты родом».

    Цель: формирование личности учащихся, ее духовности и нравственности на примере изучения родного края, его природы, лучших традиций и нравов русского народа.

    Задачи: воспитать в учащихся чувство любви к родному краю, чувство гордости за своих земляков, за их ратные подвиги; привить учащимся любовь к природе родного края, бережное отношение к родной земле, ее растительному и животно­му миру; развить у учащихся индивидуальные задатки и способности к творческой деятельности, приобщить их к ценностям русской культуры.

    Ход классного часа

    I. Слово о Родине. Выступления учащихся.

    Сегодня на классном часе мы продолжим знакомство со своим родным краем. Мы послушаем сочинения ребят, стихи, легенды и песни о родном крае.

    Звучит песня «Родина» на слова Савинова (муз. народная):

    Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля. Это русское раздолье, Это русская земля...

    Вижу горы и долины, Вижу степи и луга - Это русские картины, Это Родина моя.

    Слышу пенье жаворонка, Слышу трели соловья... Это русская сторонка, Это - Родина моя!

    Родина! Слово-то какое звонкое и чистое! Как родниковая вода! Крепкое, как алмаз! Дорогое, как Мама!

    Что значит: Родина моя? -
    Ты спросишь. Я отвечу:

    Сначала тропочкой земля
    Бежит тебе навстречу.

    Потом тебя поманит сад

    Душистой веткой каждой.

    Потом увидишь стройный ряд

    Домов многоэтажных.

    Потом пшеничные поля

    От края и до края.

    Все это - Родина твоя,

    Земля твоя родная.

    Чем старше станешь и сильней,

    Тем больше пред тобою

    Она заманчивых путей

    Доверчиво раскроет. ( Н. Полякова)

    Из сочинения учащейся:

    У каждого человека должен быть свой родной уголок на этой Земле - местечко, которое нужно любить и защищать. Для меня - это широкая, богатая, сильная, великолепная страна Россия.

    Я родилась в России и постараюсь прожить здесь всю свою жизнь, несмотря на все трудности и неприятности, которые переживает сейчас моя страна. Я постараюсь сделать все возможное, чтобы все россияне полюбили ее так же горячо, как я.

    «Я из России»- это звучит гордо в любом уголке Земли! Россия широка и необъятна, но есть в ней одно местечко, кусочек природы, который мне очень дорог - это деревня Кузнечная. Природа здесь зимой - «серебро», осенью - «золото», весной и летом - «изумруд». Около деревни протекает небольшая, неглубокая речка Хоршевашка. Речка перегорожена плотиной, и когда подходишь к ней, создается ощущение, что ты стоишь у подножия водопада. Эта картина очень красивая: шум воды, и брызги, которые отражаются в солнечных лучах, становятся похожими на сверкающие бриллианты.

    Когда живешь в деревне, где родился и надолго никуда далеко не ездил, трудно рассуждать о том, что значит для тебя Родина.

    Родина - это все, что дорого каждому человеку: его родная деревня, отчий дом, его друзья и родные, родной язык.

    Все это с детства окружает нас, мы к этому привыкли и - по рассказам других людей, которые потеряли кого-то или поменяли место жительства, уехали за границу - понимаешь, как это трудно. Там все чужое: обычаи, язык, люди, быт, - и как трудно к этому привыкнуть!

    Говорят, что за границей жить лучше, но ведь не все люди приживаются к этой «хорошей жизни». Что-то притягивает их обратно, какая-то невидимая сила. Я думаю, что это Родина - в ее большом смысле.

    Родина - это все, что дорого и любимо каждым человеком, и куда бы ни забросила его судьба, он всегда будет помнить свою Родину и любить ее.

    Классный руководитель: О нашем удивительном городе, о великой Волге и ее притоках сложено много легенд и сказаний, но это отдельная большая тема. А сейчас мне хочется рассказать о боярышнике, растущем в нашем крае.

    Когда и где это конкретно было, трудно сказать, но вот что донесла до нас легенда. Смотрите!..

    ЛЕГЕНДА О БОЯРЫШНИКЕ

    Жила-была молодая красивая девушка, и все ею любовались. А потом встретила она голубоглазого русича, полюбили они друг друга и обручились.

    Но однажды увидел девушку хан, удивился ее красоте и приказал забрать девушку в свой дворец. Бился с ханом русич и погиб, защищая любимую.

    Взяли девушку в полон и стали готовить к встрече с ханом. Несчастная попросила помочь одну девушку, наряжавшую ее, - та отказалась. Попросила другую, третью... - все отказались помочь, страшась хана. И когда ее все же привели к нему, девушка убила себя ножом.

    А на небесах встретились верные души девушки и русича, и в момент их встречи на месте, где они впервые увидели друг друга, вырос прекрасный боярышник.

    Из сочинения учащейся:

    Говорят, человек - это маленькая Вселенная. Значит, как и у любой Вселенной, у него должен быть свой центр. Тот самый, единственный уголок в мире, который является самым дорогим и важным местом для «малой Вселенной».

    Моя Родина - Россия, огромная страна со своими радостями и проблемами. Изначально стоящая на стыке двух великих культур - авангардной западной и традиционной восточной, оказавших на нее свое влияние. Поэтому и история нашей Великой Руси покрыта «выбоинами» и «ухабами»...

    Помимо понятия «большая Родина», у меня есть еще и своя «малая Родина». Малой Родиной для меня стало место моего рождения, старинный город Ядрин. Ядрин-небольшой город, расположенный на берегу реки Сура. Город очень красивый, особенно летом. В нем много старинных зданий, исторических мест, много зелени, цветов. В окружении города очень много красивых озер, перелесков. И в любое время года, гуляя по этим местам, получаешь неописуемое наслаждение.

    И если судьба одарит меня славой и известностью, то я никогда не буду скрывать, откуда я родом, и стыдиться того, что родилась не в столице. А если волею судьбы занесет меня далеко от родного дома, я точно знаю, что буду ужасно скучать по родине и тосковать по родному городу, по своим милым полям, перелескам, по широкой величавой Волге и ее притоку Суре, по друзьям и родным, по своему жаркому солнцу, которое здесь особенное, потому что оно греет мою душу и заставляет ее цвести.

    Все это бесценно, и, даже имея огромные богатства, я не буду счастлива вдалеке от моего родного края. Я не могу представить себя вне его, за его пределами - на чужбине. Ядрин для меня - моя история, моя судьба, моя жизнь.

    Каждый человек на Земле должен помнить и любить - несмотря ни на что - свой родной край, свою родину, будь она большая или маленькая, уважать ее и, если понадобится, защищать. Непременно знать и помнить свои корни, своих предков, культуру родного края, его историю. И, конечно же, безгранично любить - до замирания сердца, до последнего вздоха!

    II. Просмотр презентации «Путешествие по Ядрину» с комментариями учащегося Рябинина Сергея, создавшего эту презентацию.

    III. Конкурс знатоков стихотворений о Родине

    О Родине воспевали, ей посвящали стихи лучшие поэты России. Кому принадлежат следующие строки:

    Россия, нищая Россия, Если крикнет рать святая:

    Мне избы серые твои, «Кинь ты Русь, живи в раю!» -

    Твои мне песни ветровые - Я скажу: «Не надо рая,

    Как слезы первые любви! (А. Блок) Дайте родину мою». (С. Есенин)

    Умом Россию не понять, Спасибо, Родина, за счастье

    Аршином общим не измерить: С тобою быть в пути твоем.

    У ней особенная стать - (А. Т. Твардовский)

    В Россию можно только верить. (Ф. Тютчев)

    Гой ты, родина моя!

    Гой ты, бор дремучий!

    Свист полночный соловья,

    Ветер, степь да тучи! (А.К. Толстой)

    Люблю отчизну я, но странною любовью!

    Не победит её рассудок мой.

    Ни слова, купленная кровью,

    Ни полный гордого доверия покой,

    Ни темной старины заветные преданья

    Не шевелят во мне отрадного мечтанья. (М.Ю. Лермонтов)

    Товарищ, верь: взойдет она,

    Звезда пленительного счастья,

    Россия вспрянет ото сна,

    И на обломках самовластья

    Напишут наши имена! (А.С. Пушкин)

    О, Россия!

    С нелегкой судьбою страна…

    У меня ты, Россия,

    Как сердце, одна. (Ю. Друнина)

    IV. Конкурс знатоков песен о Родине:

    Назовите песни, в которых поется о Родине. Например:

    «Широка страна моя родная»,

    «С чего начинается Родина?»,

    «Отчий дом»,

    «Под крышей дома твоего» и т.д.

    V. Заключение.

    Классный руководитель:

    Я видел Русь в иконах у Рублева:

    Глаза, как окна, свет их нестерпим,

    Я узнавал черты лица родного,

    Как матери родной, был предан им.

    Ни на каких дорогах и дорожках

    Я, сын Руси, забыть её не мог!

    Она в меня легла, как гриб в лукошко,

    Как дерево в пазы и мягкий мох. (В. Боков)

    Этими словами мне хочется закончить нашу встречу с родным краем

    Пройдут и нынешние лихие времена, и люди поймут, что вся наша планета Земля - великая Родина всех народов, а ее природное богатство - основа нашего благополучия, неиссякаемый источник радости.

    VI. Подведение итогов.

    Цель: К концу классного часа каждый учащийся 10 класса осознает свою жизненную позицию (гражданин или обыватель), определит значимость гражданской позиции для всего общества и для людей, его окружающих.

    Информация к размышлению

    На слайде постепенно появляется звездное небо.

    Вот и закончился очередная рабочая неделя. Вы ложитесь спать и мечтаете о том, как завтра с утра вы подольше поспите. С этими приятными мыслями вы засыпаете. И вдруг…

    Звучит громкая ритмичная музыка, в которой отчетливо слышны низкочастотные звуки.

    Вы начинаете ворочаться, прятаться под подушку, закрывать форточку… Попробуйте сейчас закрыть уши так, чтобы не услышать музыку. К сожалению, ничего не помогает. Вы окончательно просыпаетесь, встаете, пьете успокоительные лекарства, но громкие звуки донимают вас повсюду. Вы выглядываете в окно и видите… Как вы думаете, что вы можете там увидеть?

    ДИСКУССИЯ

    Новости

    Среди самой разнообразной информации, падающей на нас из самых разных источников, порой можно услышать и такие новости.

    (Читают учащиеся)

    1. 30 марта управляющая компания «Наш дом» организовала собрание собственников жилья, проживающих по адресу улица Безымянная, дом 35. Несмотря на серьезные вопросы повестки дня, на собрание пришли только 2 пенсионера.
    2. После пожара в доме престарелых в официальные присутственные места явились родственники погибших и требовали материальной компенсации за смерть близких.
    3. В городе N месяц назад была благоустроена придомовая территория: построены песочница и беседка, установлены качели и лавочки, разбит цветник, посажено озеленение. Вчерашний визит в этот двор изумил наших корреспондентов. Оказалось, что одна лавочка сломана, земля в клумбах перерыта, качели исчезли. Кто виноват? Управляющая компания ответ на этот вопрос дать не может.

    Наш новостной выпуск отчасти вымышлен, но только лишь отчасти. Почему такие новости возможны? Кто виноват?

    ДИСКУССИЯ

    Все мы растем и взрослеем в одинаковых условиях. Однако, почему-то одни люди становятся созидателями, другие - разрушителями, а третьи - сторонними наблюдателями.

    Дайте название этим трем группам людей в их взрослой жизни.

    1. Граждане
    2. Правонарушители
    3. Обыватели

    Задумывались ли вы, к какой категории людей относитесь?

    Важно ли это знать?

    Нужно ли вам для себя ответить на вопрос: гражданин вы или обыватель?

    Сформулируйте тему нашего классного часа. Сформулируйте цель нашей работы.

    Кто такой «Гражданин» с правовой точки зрения?

    Что не так с обывателем, если к нему нельзя в полной мере применить понятие «гражданин»?

    ДИСКУССИЯ

    Для того, чтобы вы смогли разобраться кем вы являетесь: гражданином или обывателем, мы проведем небольшой опрос.

    Вам нужно на поставленный вопрос ответить «Да» или «Нет». Все ответы фиксируйте на своих листочках.

    1. При задержке выплаты мне заработной платы, я сразу напишу заявление в Прокуратуру.
    2. Чистота придомовой территории - это забота управляющей компании.
    3. Если скамейка во дворе уже грязная, то на нее можно вставать.
    4. Пустую бутылку из-под газированной воды нужно оставлять на видном месте, чтобы дворники смогли ее вовремя убрать.
    5. При неожиданном отключении света я обязательно позвоню в электросети, чтобы узнать причину.
    6. Субботник - дело добровольное, можно в нем и не участвовать.
    7. В день 8 марта все женщины моего подъезда будут приятно удивлены, если я на стене нарисую красивые цветы и напишу поздравление.
    8. На моей улице в частном секторе уже давно не работают фонари, поэтому, если я в темное время суток у себя во дворе около крыльца буду включать прожектор, то людям светлее будет ходить.
    9. Увидев трехлетнего малыша одного на улице, я обязательно сделаю все, чтобы вернуть его маме.
    10. В газету заметку пусть пишет тот, кто это умеет делать.
    11. Воспользовавшись материалами с какого-то сайта, я обязательно поблагодарю владельца, если будет такая возможность.
    12. Я в социальных сетях никогда не использую свои настоящие данные.
    13. Если ребятишки на улице дерутся, то не нужно встревать. Им обязательно самим необходимо во всем разобраться.
    14. Нет ничего плохого в том, чтобы помочь любому упавшему человеку.

    Подсчет результатов:

    1 балл ставится, если в вопросах 1-4, 6-8, 10, 12, 13 ответили «нет»; в вопросах 5, 9, 11, 14 - «Да».

    Рефлексия

    Закончите предложение:

    Сегодня у узнал(а)…

    Мне понравилось…

    Мне не понравилось…

    Мне бы хотелось…

    Выберите смайлик, соответствующий вашему настроению.

    Спасибо за работу!

    Цель: воспитание потребности в деятельности на пользу людям, стремление совершать добрые дела через формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

    • продолжить формировать у учащихся этические представления, знания о категориях добра и зла, любви, толерантности;
    • способствовать процессу самопознания через создание условий для самовыражения;
    • показать, что, не смотря на то, что все ученики разные, в классе может быть дружелюбная, толерантная атмосфера.

    Форма проведения: игра-дискуссия

    Методы проведения:

    • поисковые
    • дискуссионные
    • игровые (моделирование жизненно-важных ситуаций в сюжетной игре)

    Оборудование: презентация «Дружба – это…», геометрические фигуры, салфетки, карточки, запись фильма «Это мы», фломастеры.

    Виды контроля знаний и обратной связи. Формы организации учебной деятельности: устные ответы учащихся на вопросы, игра, практическая работа (эмоциональный тренинг), индивидуальные задания.

    Результативность классного часа. Классный час мною успешно апробирован в 7-м «Б» классе в октябре 2011 года на общешкольном методическом дне «Нравственный потенциал урока и внеклассного мероприятия», получил положительные отзывы.

    Ход классного часа

    Перед началом классного часа идёт демонстрация презентации «Дружба – это…»

    Учитель: Ребята, уважаемые гости, проходите в класс. У меня к вам убедительная просьба: на столах лежат геометрические фигуры, займите место за тем столом, где лежит фигура, которая нравится вам.

    1. Организационный момент «Минутка радости»

    Учитель: Создадим хорошее настроение. Найдите молча глаза соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.

    2. Сообщение темы

    Начинаем классный час,
    Речь пойдёт здесь лишь о нас.
    Постарайтесь всё понять,
    Что-то новое узнать.

    Тема классного часа «Я и Мы»

    3. Игра «Салфетка»

    Учитель: А начнём наш классный час с простой игры. Перед вами лежит салфетка. Возьмите её, сверните пополам, ещё раз пополам, оторвите верхний правый угол, сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т.д. Покажите, что получилось друг другу. Нет одинаковых узоров на салфетке. Это и хорошо, т.к. все мы разные и одно и то же задание все выполнили по-своему. Именно это делает нас индивидуальностью. Именно наша индивидуальная особенность и делает нас неповторимой личностью.

    4. Упражнение «Давайте пофантазируем…»

    Учитель: А представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)

    – Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
    – Хорошо или плохо, что мы все разные?
    – Как жить в мире, где столько разных людей?

    Ученики: Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.

    Учитель: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Обратимся к надписи: «Не оценивайте людей, а цените!». (Слово «цените» закрыто). Попытайтесь определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а ценить.

    Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.

    5. Практическая работа (эмоциональный тренинг)

    Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку А.Куприна, которая называется «Столетник»

    – Что такое столетник?
    Это травянистое растение, домашний цветок.

    (Учитель демонстрирует цветок для показа детям. По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов).

    – Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами: красный, зелёный, розовый, коричневый, жёлтый

    В одном ботаническом саду жила красавица – роза. Все цветы этого сада восхищались её красотой.

    Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это.


    Дети раскрашивают.

    Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.

    – Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?

    Дети раскрашивают.

    Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.

    – Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

    Дети раскрашивают.

    Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.

    – Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

    Дети раскрашивают.

    Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.

    – Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

    Дети раскрашивают.

    Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.

    – Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

    Дети раскрашивают.

    Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.

    – Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

    Дети раскрашивают.

    Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.

    – Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.

    Дети раскрашивают.

    Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.

    – Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.

    Учитель открывает на доске палитру цветов.

    • красный – чувство возбуждения
    • зелёный – чувство спокойствия
    • розовый – чувство счастья
    • коричневый – чувство угнетённости
    • жёлтый – чувство уверенности

    Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом.

    – Как другие цветы относились к столетнику?
    – Как поменялось отношение в конце к столетнику?

    Учитель: Давайте не будем делать вывод о человеке, не узнав его ближе.

    Быть терпимым – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает. А что сближает нас?

    6. Игра «Я выбираю тебя за то, что…»

    Я начинаю. Я называю кого-то из вас, указываю на то, чем мы похожи, этот человек выходит ко мне и называет другого, с которым он в чём-то схож и т.д., при этом повторяться нельзя.

    Давайте встанем в круг и поговорим, а что ещё нас сближает.

    Смотрите, сколько у нас общего!

    (живём в одном селе, учимся в одной школе, в одном классе, мы все чьи-то дети)

    (У всех нас есть личностные интересы, посещаем одинаковые кружки, есть общие увлечения и т.д.)

    7. Игра «Солнышко»

    (Звучит лёгкая музыка.)

    Каждому из вас я даю листок, на котором нарисовано солнышко. Вы должны записать в середине солнышка такую форму своего имени, которым бы вы хотели, чтобы называли вас. Помогите друг другу закрепить солнышко на спине. Запишите на лучиках добрые, хорошие качества друг другу. Постарайтесь написать всем.

    А теперь возьмите солнышко в руки. У всех написаны добрые слова, прочитайте. Любите получать комплименты? Давайте стараться как можно чаще их дарить друг другу.

    8. Показ фильма

    У нас в классе сложилась добрая традиция. На наших экранах появился двухсерийный художественный фильм «Это мы». Сейчас мы посмотрим вариант будущей 3 серии, куда вошла летняя поездка в город Тобольск, и основные моменты 1 четверти 2011 года

    9. Чтение китайской притчи «Ладная семья»

    10. Заключение

    Учитель: Класс – это маленькая семья. И хотелось, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани.

    11. Рефлексия

    Я предлагаю вам сейчас продолжить фразу «Для меня мой класс …»

    12. Домашнее задание

    Приготовить добрые слова, комплименты для одноклассников, учителей и разместить их на дереве комплиментов в классном уголке, продумать вариант эмблемы толерантности в классный уголок.

    Список использованной литературы:

    1. Беленцова Т. Х. Фестиваль педагогических идей Открытый урок. Статья отнесена к разделу: Классное руководство. Классный час «Урок толерантности» http://festival.1september.ru/articles/599793/
    2. Дереклеева Н.И . Классные часы по теме “Нравственность”. Москва, 2006.