Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Конспект нод по фэмп с элементами экспериментальной деятельности в средней группе. Конспект НОД по познавательно-экспериментальной деятельности в средней группе «Лаборатория Волшебной воды Нод средняя группа познание с экспериментальной деятельностью

Конспект НОД по ФЭМП с элементами экспериментальной деятельности в средней группе

Тема : Математическое путешествие.

Цель : упражнять в сравнении двух групп множеств : добавлять или забирать один предмет, чтобы получилось одинаковое количество предметов (поровну) ; закрепить знания о числе и цифре 3; в ориентировании в пространстве; упражнять знания о геометрических фигурах и в составлении геометрических фигур на плоскости стола из счетных палочек и выкладывании фигур из веревочек; анализировать и обследовать их зрительно осязаемым способом; закреплять умение детей назвать порядковые числительные; побуждать детей к экспериментальной деятельности ; классифицировать камни по форме, размеру, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые) ; развивать логическое мышление.

учить детей составлять по размеру геометрические фигуры;

Материал : карта группы с маршрутом движения, набор игрушек для дидактической игры «Больше - меньше» , счетные палочки и веревочки по 30 см на каждого ребенка; фигурки к сказке «Колобок» : колобок, зайчик, волк, медведь, лисичка; различные камни, три коробочки, сундучок.

Ход занятия

Воспитатель : - Дети, сегодня у нас будет необычное занятие. В детский сад пришло письмо для нашей группы (открывают письмо, в котором карта группы и задания ) .

Если мы пойдем по маршруту, который нам предлагает карта и выполним все задания, то в конце маршрута нас ждёт сюрприз (воспитатель даёт детям возможность рассмотреть карту и выяснить в каком направлении нужно идти, чтобы добраться до места, где находится первое задание).

Дети : Надо идти налево.

Задание 1. «Больше - меньше»

На первом столе разложены группы предметов : 3 яблока и 2 груши; 3 животных и 2 птицы; 3 ракушки и 2 камушка. На втором столе : 1 груша, 1 птица, 1 камушек. Дети должны, разложить предметы так, чтобы группы множеств стали равными.

Воспитатель : - Молодцы, ребята! Теперь мы отправляемся к следующему заданию. Посмотрите на карту, куда мы должны идти?

Дети : – Надо идти направо.

Задание 2. «Волшебная коробочка»

Детям предлагается коробочка, в которой находятся плоскостные геометрические фигуры (треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник, счетные палочки и веревочки. Каждый ребенок, несмотря, выбирает себе геометрическую фигуру и начинает её выкладывать (объясняя, что ему надо : счетные палочки или веревочка; и почему) .

Воспитатель : - В какую сторону мы должны пойти, согласно карте, чтобы попасть к третьему заданию?

Дети : - Задание находится за нашими спинами, значит, мы должны пойти назад.

Воспитатель : - Вот мы и нашли третье задание…

Задание 3. «Вспомни сказку»

Детям предлагается вспомнить сказку «Колобок» и назвать, кто из зверей встретился колобку первый, второй, третий, четвертый и выставить их в определенной последовательности. (Дети выставляют фигурки сказочных героев в определенной последовательности).

Воспитатель : Ребята, мы с вами столько прошли, пора бы нам отдохнуть.

Отдыхать умеем тоже.

Руки за спину положим.

Голову подымем выше

И легко-легко подышим…

Раз, два! - выше голова,

Три, четыре - руки шире.

Пять, шесть - тихо сесть.

Раз - подняться, подтянуться,

Два - согнуться, разогнуться

Три - в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять - руками помахать,

Шесть - за стол тихонько сядь.

(Дети выполняют движения соответственно словам текста)

Воспитатель : - А теперь ребята, посмотрите на карту и скажите, куда надо идти, чтобы попасть четвёртому заданию.

Дети : По карте оно перед нами, поэтому мы идем вперед.

Задание 4. «Юные исследователи»

На столе стоит сундучок с разными камешками. Дети их рассматривают. Чем похожи эти камни? Все камни твердые, они стучат. Чем камни отличаются друг от друга? Воспитатель обращает внимание детей на цвет, форму камней, предлагает ощупать их. Отмечает, что есть камни гладкие, есть шероховатые. Воспитатель просит помочь ему разложить камни в три коробочки по следующим признакам : в первую - гладкие и округлые; во вторую - маленькие и шероховатые; в третью - большие и не круглые. Дети работают подгруппами , затем все вместе рассматривают, как разложены камни, считают количество камешков.

Воспитатель : А теперь мы снова пойдем направо, где нас ждёт сюрприз. (Дети находят сундук, закрытый на замок) . – Мы с вами нашли волшебный сундучок, там и находится сюрприз. Но, посмотрите, он закрыт на замок, и чтобы он открылся надо ответить на вопросы. Итак, я начинаю, а вы заканчиваете :

У цапли ноги длинные, а у утки…

Арбуз большой, а яблоко….

Шарф узкий, а одеяло….

Грузовая машина высокая, а гоночная…

Стол высокий, а стул…

Воспитатель : Молодцы, ребята, ответили на все вопросы, и сундучок открылся, получайте призы. (Дети достают из сундучка призы) .

Период среднего дошкольного возраста в психологии считается относительно спокойным: кризис трёх лет позади, ребёнок прислушивается к мнению взрослого, внимательно выслушивает инструкции и старается при выполнении указаний. Уровень развития логического мышления, накопленный опыт чувственных образов, умение проводить простые наблюдения и опыты - основа для работы с маленькими исследователями.

Организация познавательно-исследовательской деятельности средних дошкольников

Развитие исследовательских навыков и умений является важным компонентом образовательного процесса в детском саду. Стремление к опытному познанию окружающего мира проявляется уже у детей ясельного возраста. Младшие дошкольники активно накапливают знания в виде ярких образов, запомнившихся в процессе исследования. К 4–5 годам дети становятся настоящими «почемучками»: задают вопросы обо всём, что вызвало интерес, а получить ответ самостоятельно у них пока не хватает умений.

Чтобы не превратить ребёнка в хранилище знаний, кладовую истин, правил и формул, надо учить его думать. Сама природа детского сознания и детской памяти требует, чтобы перед малышом ни на минуту не закрывался яркий окружающий мир с его закономерностями.

В. А. Сухомлинский

«Сердце отдаю детям»

Организуя занятия по познавательно-исследовательской деятельности, воспитатель учитывает уровень психического развития и мышления детей. Перечислим возрастные особенности средних дошкольников:

  • Повышенная степень любознательности. Ребёнка 4–5 лет легко увлечь каким-либо предметом или процессом, вот почему знания предлагают не заучивать, а побуждают их добывать.
  • Восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим. Средние дошкольники экспериментируют осознанно для выяснения конечного результата опытного действия. В этом возрасте дети делают первые попытки самостоятельного анализа исследования и формулирования выводов.
  • Коммуникативные потребности. У детей появляется желание не только задавать вопросы, но и высказывать собственные предположения. К периоду старшего дошкольного возраста у ребят развивается способность к выдвижению гипотез. Для формирования этого умения в средней группе важно совершенствовать навыки устной речи, проводить развёрнутые беседы познавательной направленности.
  • Хорошая степень развития мелкой моторики. Средние дошкольники отлично управляются со столовыми приборами, застёгивают пуговицы и молнии, играют с небольшими деталями конструктора и бусинами. Для совершенствования работы кистей обеих рук следует задействовать в практических исследованиях разнообразные материалы (песок, глина) и инструменты (увеличительные стёкла, пипетки, лопатки и др.).

В ходе экспериментирования дошкольники учатся логически мыслить и взаимодействовать друг с другом

Цели и задачи

В основе познавательно-исследовательской деятельности лежит богатая развивающая база: детям даются представления о предметах разнопланово (об их свойствах, структуре, качествах), обозначаются возникающие между объектами связи, а фактические сведения всегда добываются практическим путём. Целью организации исследовательской деятельности средних дошкольников является реализация их повышенной любознательности, стремления к опытной активности и самостоятельности. При этом для экспериментирования в детском саду подбираются темы в соответствии с утверждённой образовательной программой, занятия выстраиваются с учётом возрастных особенностей воспитанников и обеспечивается безопасность проведения каждого исследования.

Исследовательская деятельность средних дошкольников осуществляется через изучение предметов и явлений вне прямого восприятия (как это было в младших группах). Система представлений об окружающем мире формируется через определение связей и зависимостей между объектами наблюдений. Педагог создаёт положительную мотивацию воспитанников к реалиям жизни и к последующим исследованиям.

Для организации экспериментирования в средней группе перед воспитателем стоит ряд задач:

  • Расширение кругозора посредством наблюдений в исследовательском процессе.

    Как гласит китайская мудрость, «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму», - в памяти ярче откладываются информационные сведения, полученные в ходе личного опыта, ставшие понятными во время прямого наблюдения.

  • Развитие наблюдательности - главной черты исследовательского типа мышления. Дети должны не просто фиксировать образ предмета. Важно научить их подмечать особенности объектов (внешнего вида или характера взаимодействия с другими предметами и явлениями), которые иногда проявляются в определённых условиях. Создание подобных условий с целью выявления свойств объекта или их изменений - это и есть опытная деятельность.
  • Формирование умения самостоятельно обозначать проблему/вопрос и выдвигать гипотезы для изучения в практической работе. Эта задача является общей для развития у ребёнка исследовательских качеств и для совершенствования речевых навыков. В средней группе проговаривание становится обязательным сопровождением всех этапов экспериментирования.
  • Создание позитивной и дружеской атмосферы в группе, формирование умения работать в коллективе.

В экологическом уголке дошкольники наблюдают за ростом растений и учатся ухаживать за ними

Критерии организации познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Воспитатель средней группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Занятия познавательно-исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, экспериментальной лаборатории, опытном уголке, на территории детского сада во время прогулки). Деятельность детей 4–5 лет по экспериментированию не должна превышать 20 минут.
  • Воспитатель контролирует исследовательскую активность детей на каждом этапе занятия. Он отвечает за безопасность проводимых опытов, оценивает правильность действий воспитанников, стимулирует самостоятельность, поощряет инициативность в работе, помогает в формулировке выводов.
  • Во время занятия каждый ребёнок должен почувствовать себя исследователем, попробовать свои возможности в постановке проблемного вопроса, анализе полученных результатов.

Опыты с водой интересны для детей всех возрастов

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности

Вид деятельности Примеры реализации на занятиях в средней группе
Поисково-познавательная деятельность Реализуется в форме поиска ответа на поставленный вопрос, разрешения какой-либо проблемы. Проведение наблюдений дошкольниками отличается временной непродолжительностью, действиями с привычными предметами и веществами с целью расширения знаний об их свойствах. Этот вид деятельности реализуется в познавательных и эвристических беседах на основе изучения наглядного материала, прослушанного текста или опыта воспитанников, наблюдений за объектами живой и неживой природы.
Познавательно-практическая деятельность Осуществляется в форме направления практической деятельности детей в исследовательское русло. Проведение опытов и экспериментов в игровой форме, использование ТРИЗ-технологий для обогащения детских игр, наблюдений на прогулке.

В ходе беседы по тематике изучаемого объекта дошкольники развивают мыслительные способности

Виды занятий по познавательно-исследовательской деятельности

Формирование исследовательских способностей осуществляется на занятиях НОД (непосредственно образовательной деятельностью), как правило, по теме «Окружающий мир». Ребята расширяют знания о привычных предметах действительности, учатся выявлять их особенности методом экспериментирования. Элементы исследовательской деятельности могут быть использованы в структуре занятий из художественно-эстетической, речевой, физической областей. Ребята опытным путём (при помощи органов зрения и слуха, кинетическим способом) изучают особенности звучания голоса и музыкальных инструментов, качества спортивного инвентаря, - это свидетельство того, что объектом исследования может стать любой предмет или явление.

Общие темы образовательной программы могут быть изучены различными способами. Максимально раскрывается тема, когда ей посвящены разные виды занятий, творческие досуги, прогулки. С целью разностороннего изучения какого-либо вопроса проводятся интегрированные занятия, в которых задействуется целый комплекс действий.

Например, в средней группе интегрированное занятие на тему «Овощи» являет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализовано в формах работы: познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность.

Для изучения качественных особенностей овощей в средней группе можно провести интегрированное занятие

Таблица: формы организации исследовательской деятельности средних дошкольников

Форма организации Особенности организации Примеры тем
Занятие НОД, интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности Проводятся в первой половине дня еженедельно, согласно образовательной программе ДОУ.
  • «Исследование песка и его свойств»,
  • «Магнит»,
  • «Бумага»,
  • «Вода и её формы»,
  • «Воздух»,
  • «Соль».
Игра-эксперимент Эксперименты в игровой форме проводятся во второй половине дня во время тематических досугов и в процессе реализации кружковой деятельности (мини-лабораториях, уголке юного исследователя).
  • «Свет повсюду» (изучение источников света, игры со светом и тенью, театр теней),
  • «Эффект радуги» (опыт по расщеплению света на спектр цветов),
  • «Откуда берётся звук?» (опыт по извлечению звуков из различных предметов, в том числе музыкальных инструментов).
Наблюдение с опытной деятельностью на прогулке Наблюдение является одним из структурных компонентов прогулки, который длится 7–15 минут. На территории детского сада дошкольники исследуют особенности природных явлений, некоторых веществ, представителей растительного и животного мира. На прогулке опытная деятельность осуществляется с природными материалами.
  • «Почему сосулька плачет?»,
  • «Солнечные зайчики»,
  • «Воздух-невидимка»,
  • «Снег и вода»,
  • «Песок и его свойства»,
  • «Почему семена прорастают».
Экскурсии Экскурсии могут быть организованы на территории ДОУ (в пищевой блок, прачечную) и за пределами детского сада (в парк, библиотеку, ботанический сад, на производства).
  • «Как создаётся ёлочная игрушка» (экскурсия на фабрику ёлочных игрушек),
  • «Что такое листопад?» (исследование природного явления в парке),
  • «Как пекут хлеб» (экскурсия на хлебобулочный комбинат),
  • «Как растёт салат» (изучение агрофермы).
Исследовательский проект Проект сочетает проведение различных по направленности (познавательной, творческой, развлекательной) мероприятий в рамках одной темы исследования. Долгосрочные исследовательские проекты рассчитаны на изучение какого-либо процесса (наблюдение за ростом цветка, за изменением растения или положения светил на небе в годичном цикле). Краткосрочные проекты чаще всего приурочивают к значимому событию (Праздник осени, День космонавтики, Неделя экологии). Со средними дошкольниками организуется проектная деятельность в коллективной форме.
  • Долгосрочные исследовательские проекты:
    • «Огород на подоконнике» (знакомство с семенами, почвой, высадка семян, наблюдение за всходами, обучение уходу за растениями - рыхление, полив, световой режим),
    • «Что такое месяц и луна» (наблюдение за фазами луны),
    • «Какой бывает снег» (исследование особенностей снега в течение зимнего периода: виды снежинок, снегопад, метель, вьюга, свойства снега).
  • Краткосрочные проекты:
    • «Помощь зимующим птицам»,
    • «Деревья осенью»,
    • «Хлеб - всему голова».

Фотогалерея: исследовательский проект «Чудесные свойства воды»

Опытная деятельность по изучению свойств воды знакомит ребят с её физическими особенностями Пальчиковая гимнастика в воде понравится маленьким непоседам В рамках проекта ребята играют в тематические подвижные игры «Капельки», «Море волнуется - раз!», «Ручеёк» При изучении свойств мыльной воды можно провести соревнование на самый большой мыльный пузырь Итогом реализации проекта может стать выставка рисунков по теме На итоговом занятии по проекту ребята выполняют творческое задание

Фотогалерея: познавательно-исследовательский проект «Общественное насекомое»

На начальном этапе проекта дети рассматривают картинки с изображениями различных видов муравьёв Проект включает наблюдение за муравьями на территории детского сада В форме игровой деятельности дошкольники повторяют изученный материал В проект включена и творческая деятельность детей - работа с раскрасками В группе можно организовать выставку детских поделок по теме проекта К работе в проекте можно привлечь родителей воспитанников, например, помочь оформить плакат Фотоальбом о проведении проекта станет итоговой работой по теме

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада

Возраст 4–5 лет - время перехода к осознанному экспериментированию. Роль педагога заключается в контроле действий воспитанников - практических и мыслительных. Дети проговаривают составляющие каждого этапа исследования:

  • ставится проблема;
  • выдвигаются варианты её решения (этап целеполагания);
  • озвучиваются гипотезы;
  • гипотезы проверяются опытным путём;
  • анализируются результаты опыта;
  • формулируются выводы.

Гипотеза - это представление, даваемое воображением, чтобы заполнить пустоту, созданную этой потребностью.

Жан Пиаже

https://tsitaty.com/%D0%B0%D0%B2%D1%82%D0%BE%D1%80/%D0%B6%D0%B0%D0%BD-%D0%BF%D0%B8%D0%B0%D0%B6%D0%B5/

Если на каком-либо структурном этапе исследования воспитанники испытывают трудности, воспитатель направляет их к верной формулировке/выводу с помощью наводящих вопросов. Однако присутствие педагога должно ощущаться детьми не только в косвенном или прямом наставлении. Ребёнку важно, чтобы его действия были оценены, поэтому воспитатель поощряет позитивный настрой, готовность к коммуникации в беседах, активное проявление исследовательских способностей.

Непосредственно практические исследования дети 4–5 лет проводят по словесным инструкциям, они хорошо понимают указания взрослого. Постепенно стоит учить работе по простым схемам, в которых показан алгоритм экспериментирования (в картинках). В средней группе включается самостоятельное фиксирование результатов исследования воспитанниками (заполнение карточек опыта, ведение дневника наблюдений).

Мотивирующее начало занятия

Средние дошкольники обладают наглядно-образным типом мышления. Это значит, что лучше дети воспринимают те указания и объяснения, которые зрительно представляют. Переход к словесно-логическому мышлению произойдёт к возрасту 6–7 лет, но наглядность будет оставаться основным приёмом привлечения интереса к образовательной деятельности. Продуктивной также оказывается работа, проводимая с элементами игры, тематической или сюжетной. От того, насколько увлечён поставленным вопросом и темой исследования ребёнок в начале занятия, зависит его активность во время непосредственно опытной деятельности, результат решения поставленной проблемы и степень мотивации к экспериментированию в дальнейшем. Педагог организует начало занятий в разнообразных формах, прогнозирует положительное отношение к используемым приёмам у детей.

Изучение образцов наскальной живописи вызовет интерес дошкольников к занятию «Что мы знаем о простом карандаше?»

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия
Формирование представлений о воде, её свойствах и формах - жидкой и твёрдой (занятие «Путешествие в страну воды и снега»). Занятие построено в форме путешествия-игры.
Воспитатель (возможно использование игрушки в качестве сопровождающего в волшебную страну персонажа - снеговик, полярная сова, белый медведь) приглашает ребят в путешествие по удивительному миру. По мере продвижения вглубь страны (сменяются плакаты с изображениями снежного леса, гор, моря и т. д.) ребятам предлагаются задания:
  • Загадки о дожде, ручейке, сосульках, снежинках.
  • Дидактическая игра «Найди снежинки».
  • Проводится познавательная беседа, основанная на чувственном опыте детей («Какого цвета снежинки?», «На что они похожи по форме?», «Как называется природное явление, когда падают снежинки?», «Пробовали вы ловить снежинки ладонью? Что с ними происходит при касании тёплой кожи?»).
  • Ребята выполняют зарядку «Белый снег пушистый».

В конце путешествия воспитатель говорит, что в волшебной стране и предметы обладают чудесной силой и предлагает опытным путём изучить интересные свойства воды.

Формирование представлений о воздухе как о веществе, знакомство с его свойствами, способами обнаружения, значением для жизнедеятельности людей, животных и растений (занятие «Воздух-невидимка»). Создание проблемной ситуации.
В гости к ребятам приходят 2 сказочных персонажа (роли исполняют воспитанники подготовительной группы). Они рассказывают, что вчера на прогулке у них завязался спор - нужен ли человеку воздух. Один из персонажей утверждает, что воздух жизненно необходим, другой считает, что вовсе нет. Герои просят разрешить их спор.
Знакомство со свойствами грифеля, формирование представлений о жизни первобытных людей (интегрированное занятие «Что мы знаем о простом карандаше?»).
  • Рассматривание рисунков, выполненных простым карандашом: технические схемы, архитектурные планы, набросок изображения для последующей работы красками, карандашные рисунки (пейзаж, портрет, натюрморт).
  • Проведение познавательной беседы:
    • «А вы часто пользуетесь простым карандашом?» (ответы детей предполагаются отрицательные),
    • «Почему вам неинтересно рисовать им?»,
    • «А вы знаете, какими были рисунки первобытных людей на земле?».
  • Создание игровой ситуации. С помощью машины времени ребята переносятся в эпоху первобытных людей (это может быть интересно оформленная рамка или туннель из сетки, ведущие к выставке иллюстраций с изображениями наскальной живописи).
    Ребята рассматривают рисунки, узнают о том, что их выполняли обугленными в пламени костра палочками. Этот способ рисования предлагается попробовать детям и затем сравнить с удобством использования простого грифельного карандаша.

Таблица: картотека тем по исследовательской деятельности в средней группе

Тема исследования Задачи
«Свойство воды растворять» Формирование представлений о растворимости веществ в воде.
«Почва» Совершенствование умения сравнивать (изучение рыхлой и твёрдой почвы).
«Испарение» Формирование представлений о газообразной форме воды.
«Удивительный магнит» Знакомство со свойствами магнита и применением их в жизни человека.
«Солнце движется по небу» Формирование представлений о вращении Солнца вокруг Земли и Земли вокруг своей оси.
«Деревянный мир» Расширение представлений о свойствах древесины и её применении в быту и на производстве.
«Песок и глина» Совершенствования умения сравнивать (свойства и качества глины и песка).
«Весёлый огород» Знакомство с посадкой и уходом за растением, обучение длительному наблюдению.
«Космос»
  • Формирование представлений о Вселенной, солнечной системе;
  • знакомство с созвездиями, Солнцем и Луной.
«Такие разные облака»
  • Изучение видов облаков;
  • совершенствование представлений о силе воздуха.
«Чистая вода» Знакомство со способами очистки воды.
«Таяние снега» Формирование представлений о зависимости природных сезонов от положения Солнца.
«Резина» Знакомство со свойствами резины и её применением в жизни человека.
«Сминаем и разминаем. Свойства ткани» Совершенствование умения выделять особенности предметов методом сравнения.
«Волшебные краски» Формирование представлений об особенностях различных красок (масляной, акварельной, гуаши, акриловой).
«Соль» Расширение представлений о свойствах соли и её использовании.
«Кто нагрел предметы?» Формирование представлений о теплопередаче и теплопроводимости.

Временной план занятия

Занятие НОД или интегрированное занятие с элементами исследовательской деятельности в средней группе длится не более 20 минут. Ход образовательного процесса строится с учётом возрастных особенностей детей, проводятся различные виды работы. Поскольку занятия познавательно-исследовательской деятельностью требуют повышенного внимания и умственного напряжения, в план обязательно включаются спортивные и танцевальные паузы, упражнения и игры на двигательную активность.

Познавательная деятельность требует от дошкольников большого умственного напряжения, поэтому в середине занятия следует проводить физкультминутку

Примерный временной план занятия в средней группе:

  • Организационный момент - 1 минута.
  • Мотивирующее начало занятия - 4 минуты.
  • Построение плана, проговаривание этапов исследования - 2 минуты.
  • Физическая активность - 3 минуты.
  • Практическая часть работы - 9 минут.
  • Формулировка результатов исследования, подведение итогов - 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Построение плана исследования Физическая активность Практическое исследование Подведение итогов
«Работяга муравей» 1 минута. Прослушивание и обсуждение экологической сказки (Лычангина Л. В. «Как муравьишка домой возвращался»).
4–5 минут.
2 минуты. Подвижная игра «Муравьиная тропа».
3 минуты.
Наблюдение за жизнедеятельностью насекомых на муравьиной ферме.
8 минут.
1 минута.
«Что быстрее осядет? Песок, глина, почва, камень» 1 минута. Создание проблемной ситуации: ребятам демонстрируется видеописьмо Подводного царя. Он рассказывает, что в его царстве были запланированы работы по улучшению и украшению местности. План есть, а выполнять его не решаются, потому что не знают, в какой последовательности материалы будут оседать на дно.
4 минуты.
2 минуты. Физкультминутка «Песчинки».
2 минуты.
Опытно-экспериментальная деятельность по изучению свойств песка, глины, земли и камня.
9–10 минут.
1 минута.
«Чистая вода» 1 минута. Создание игровой ситуации: в группе появляется Фея воды и рассказывает, что в волшебной стране всю воду загрязнил злой чародей. Взмахом волшебной палочки Фея переносит ребят на место происшествия.
3 минуты.
2 минуты. Пальчиковая гимнастика в тазах с прохладной и тёплой водой.
2–3 минуты.
Знакомство с методами очистки воды.
9–10 минут.
1 минута.

Таблица: пример конспекта занятия познавательно-исследовательской деятельности в средней группе

Автор Константинова М. Ф., воспитатель МАДОУ Д/с «Валдай», пос. Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район
Тема «Где можно найти воздух»
Цель Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи
  • Развивающие: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
  • Образовательные:
    • расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание);
    • развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты (речевая область);
    • закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область);
    • формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
  • Воспитательные:
    • воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности;
    • вызвать желание помочь Петрушке.
Материалы и оборудование
  • Полиэтиленовые пакеты, плёнка,
  • стаканчики,
  • горох,
  • трубочки для коктейля,
  • чеснок,
  • мыльные пузыри,
  • игрушка Петрушка.
Ход занятия Организационный момент «Солнышко».
В.: Дети, давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение? (Солнышко!).
Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки - это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся в круг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
  • Солнышко, солнышко,
    Мы твои лучи!
    Быть людьми хорошими
    Ты нас научи.

Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте, ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:

  • Он нам нужен, чтоб дышать,
    Чтобы шарик надувать,
    С нами рядом каждый час,
    Но невидим он для нас. (Воздух).

Петрушка: Ребята, я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
В.: А вам интересно узнать, где можно найти воздух? (Ответы детей). Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:

  • На столах ничего не трогать без разрешения.
  • Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
  • Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
  • Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.
  • Помни - некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.

Дети подходят к столам.
В.: Скажите Петрушке, вы видите воздух вокруг нас? (Нет, не видим).Если мы его не видим, то он какой? (Прозрачный, невидимый, бесцветный).
Петрушка: Вот-вот, невидимый, значит, его и нет.
В.: Погоди, Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё-таки есть.
В.: Ребята, давайте докажем Петрушке, что воздух есть. А чтобы он его увидел, его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух? (Ответы детей). Давайте подойдём к столам. Что лежит у меня на столе? (Полиэтиленовые пакеты).

  1. Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
    В.: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они? (Пустые, мятые). Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой стал пакет? (Толстый, надутый). Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно, мы наполнили пакет воздухом и увидели его. (Дети переходят к другому столу).
  2. Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
    В.: Что вы видите в стаканчиках? (Воду). Какая вода? (Прозрачная). Что лежит на дне? (Горошины).
    Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом? (Воздух). Что для этого нужно сделать? (Подуть в трубочки).
    Что происходит? (Появились пузырьки). Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины? (Двигаются). Что же нам помогло оживить горошины? (Воздух).
    Конечно, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка хвалит детей).
    Игра с воздухом «Парашют».
    В.: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты? (Ответы детей). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта? (Парашю)т.
    Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом, конечно, воздух. (Воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки).
    • Дружно мы все стали в круг (Встают),
      Будем делать парашют (Берутся за плёнку).
      Друг за другом мы идём,
      Парашют в руках несём (Идут по кругу).
      Руки вверх мы поднимаем (Поднимают руки),
      Парашют наш надуваем.
      Вот какой наш парашют,
      Лёгким воздухом надут (Опускают на пол)!
      В.: Здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
  3. Опыт №3. Дети подходят к столу, где на тарелочке лежит чеснок.
    В.: Ребята, а у воздуха есть запах? (Нет). Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе. (Чеснок). Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем. (Нюхают). Что можно сказать? (Чеснок пахнет).
    Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху.

В.: А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты? Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают)? Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог занятия).

  • Вокруг нас везде есть воздух.
  • Мы с вами дышим воздухом.
  • Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
  • Воздух заставил двигаться горошины.
  • С воздухом можно играть.

В.: Петрушка, а тебе понравилось у нас?
Петрушка: Да, ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам! На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.
Игра с мыльными пузырями.

Работа кружка по исследовательской деятельности в детском саду

Опытно-исследовательская деятельность вызывает неподдельный восторг у дошкольников. Благодаря экспериментированию в раннем возрасте в детях закладывается и развивается заинтересованность к приобретению знаний, усиливается желание самостоятельного поиска информации. Эти качества готовят хорошую мотивационную и опытную базу к обучению в школе. Функционирование кружка по исследовательской деятельности развивает познавательные способности ребят и расширяет представления об объектах вещественного мира.

Педагог разрабатывает программу, в которой отмечает цели и задачи работы кружка, освещает изученную методическую литературу по теме, составляет календарно-тематическое планирование. Для проведения занятий кружка может быть выделено отдельное помещение (опытная лаборатория) или организован уголок исследовательской деятельности. Воспитатель оформляет стенд с правилами проведения опытов с различными материалами. Воспитанники должны быть ознакомлены с техникой безопасности в лаборатории, проговаривать правила перед выполнением исследований и соблюдать их в процессе.

Проведение любых экспериментов требует соблюдения правил

Уголок или лаборатория должны содержать специальные материалы и инструменты. Они находятся в доступном для детей месте, в подписанных ящиках или коробках. Дети всегда могут взять какой-либо предмет со стеллажа для самостоятельного изучения. В материальной базе кружка могут быть:

  • Природные материалы: песок, камни, глина, грунт, образцы древесины, листья, зёрна.
  • Приборы: магниты, лупа, подзорная труба, весы, микроскоп, термометр, лампы.
  • Сосуды: баночки, мензурки, колбы, стаканчики.
  • Медицинские материалы: резиновые перчатки, пинцет, шприц, ватные диски, марля, пипетки.
  • Вещества: соль, марганцовка, пищевые красители, мука.
  • Фартуки, защитные очки, шапочки.
  • Карточки и журналы для фиксирования результатов исследований.

Во время проведения опытов ребятам могут потребоваться бахилы, шапочки, фартуки или халаты

Занятия в кружке проводятся в форме игр-экспериментов. Результаты работы юных исследований оформляются в тематические мини-выставки в холле детского сада.

В кружке по познавательно-исследовательской деятельности ребята могут познакомиться с удивительным микромиром

Примеры организации познавательно-поисковой деятельности средних дошкольников

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 4–5 лет.

Видео: экспериментально-исследовательская деятельность «Волшебный магнит»

Видео: организация познавательно-исследовательской деятельности детей по теме «Цифра и число 7»

Видео: занятие по опытно-экспериментальной деятельности «Свойства песка»

В некоторых случаях для оптимизации пространства группы исследовательский уголок объединяют с экологическим В лаборатории ребята с увлечением проводят разнообразные опыты Желательно, чтобы материалы для опытов были аккуратно разложены по коробочкам или контейнерам В лаборатории малыши могут проводить опыты с песком и водой

Организация детской деятельности в рамках познавательно-исследовательской направленности является важным механизмом разностороннего развития личности. В процессе экспериментирования дошкольники непосредственно контактируют с изучаемыми объектами, память пополняется чувственным опытом, формируются черты исследовательского типа мышления и анализаторские способности. Изучая особенности природных явлений и объектов, дети начинают лучше понимать всю сложность и красоту окружающего мира.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального, художественно - эстетического направлений развития воспитанников № 000 г. Челябинска

Электростальская ул., 24, г. Челябинск, 454031,тел./,

E-mail: *****@***ru

Всероссийский

фестиваль педагогического творчества

2014/15 учебного года

Педагогические идеи и технологии:

Конспект НОД

в средней группе

Тема: «Опытно – экспериментальная деятельность»

Выполнила:

Альменева Маргарита Фаритовна

Воспитатель

МБДОУ ДС № 000 г. Челябинска

Челябинск

Программное содержание:

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Цель: Расширение кругозора дошкольников по теме «Магнетизм».

Образовательные:

Познакомить детей с физическим явлением «магнетизм». Обратить внимание на понятия магнитные силы , магнитное поле, магнит .

Формировать у детей представление о свойствах магнита. Создать условия для отбора детьми информации о магнитах, помочь детям заметить уникальность его свойств. Создать условия для обобщения и закрепления полученной информации путём проведения опытов и экспериментов с магнитами.

Учить детей искать возможные пути решения проблемных ситуаций во время экспериментальной деятельности, делать выводы, фиксировать результаты этой проверки, делать обобщения в процессе анализа результатов экспериментальной деятельности.

Закреплять умение соблюдать правила безопасности во время опытно-исследовательской деятельности.

Способствовать расширению словарного запаса по теме. Активизировать в речи детей слова и словосочетания: притягивает, намагничивает, отталкивает, магнитные силы.

Развивающие:

Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита.

Развивать грамотную речь, устойчивое внимание, логическое мышление, любознательность, память.

Воспитательные:

Воспитывать желание приходить на помощь другим, способствовать воспитанию уважительного отношения к сверстникам во время групповой формы работы.

Воспитывать чувство коллективизма.

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпеливость, умение доводить начатое дело до конца.

Предварительная работа.

Беседа о явлении магнетизма, видах и свойствах магнита, способах его добычи и использовании в жизни человека.

Просмотр видеоматериалов. Мультсериал «Фиксики». Магнит.

Оборудование и материалы. Магниты. Металлические предметы: скрепки, булавки, кнопки, гвозди. монетки. Таз с водой. Деревянные предметы: карандаш, палочка прямоугольная: Листочек от комнатного растения . Заготовки для схем.

Воспитатель предлагает детям провести эксперименты с магнитами и проверить его свойства.

Дети с воспитателем подходят к столу, где на подносе лежат разные виды магнитов и рассматривают их. Воспитатель объясняет детям, что у каждого магнита два полюса. Плюс и минус т. е одна сторона притягивает, другая отталкивает. Невозможно найти магнит с одним полюсом.

Сортировка предметов.

Опыт «Всё ли притягивает магнит?»

А всё ли притягивает магнит?

У вас на столе лежат предметы вперемешку. Разберите предметы, таким образом, при помощи магнита разделив их на две группы: те, которые притягиваются магнитом, и те, которые не притягиваются магнитом.

Игра-опыт «Не замочив рук»

Действует ли магнит через другие материалы. - А сейчас отправляемся в лабораторию волшебников.
-Слушайте следующее задание. Как достать скрепку из таза с водой, не замочив рук? - Дети пробуют. (Показываю, как это сделать).
- Надо взять магнит. А затем надо вести магнит по внешней стенке таза.
- Расскажите, что вы сделали и что получили. (Скрепка следует за движением магнита вверх).
- Что же двигало скрепку? (Магнитная сила)
- Какой можно сделать вывод: проходят ли магнитные силы через пластмасс?

Игра «Рыбалка»

А через воду магнитные силы пройдут? Сейчас мы это проверим. Мы будем ловить рыбок без удочки, только с помощью нашего магнита. Проведите магнитом над водой. Приступайте.
Дети проводят магнитом над водой, железные рыбки, находящиеся на дне, притягиваются к магниту.
-Расскажите, что вы делали, и что у вас получилось.
-Я провел над тазом с водой магнитом, и рыбка, лежащая в воде, притянулась, примагнитилась.

Воспитатель:
-Ребята, понравилось вам наше путешествие в школе волшебных наук?
- Подскажите мне, где в нашей группе мы можем встретиться с магнитом, где мы можем увидеть его волшебные свойства?
(Магнитная азбука и цифры, магнитная доска, магнитный конструктор, магниты-держатели в уголке природы).
- Ребята, вы хорошо сегодня поработали, многое узнали о магните и стали настоящими волшебниками.

Фотоматериалы

Опыт

«Всё ли притягивает магнит?»

https://pandia.ru/text/80/291/images/image006_58.jpg" alt="F:\группа Бабочки\DSC_0302.jpg" width="621 height=825" height="825">

Игра «Рыбалка»

Опытно – экспериментальная деятельность в средней группе «Свойства и признаки воды»

Программное содержание:

Совершенствовать знания детей о свойствах воды (прозрачная, без запаха и цвета, растворитель, имеет три агрегатных состояния – твердая (снег, лед, жидкая, газообразная)).

Цель исследования:

– способствовать развитию у детей познавательной активности,

Любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи:

Образовательные:

Уточнение и расширение словарного запаса детей о свойствах воды.

Обучение пониманию переносного смысла выражения из загадки.

Обогащение лексики словами признаками, родственными словами.

Развитие диалогической речи у детей.

Развивающие:

Развитие общей и мелкой моторики.

Развитие тактильных ощущений.

Формирование лексико-грамматического строя речи.

Воспитательные:

Формирование познавательного интереса, доброжелательного отношения друг к другу.

Материалы и оборудование: вода, молоко, рисунки по теме «вода», стеклянные емкости, соль, сахар, палочки (чайные ложки)песок, деревянные кубики.

Ход Непосредственно Образовательной Деятельности

Сегодня мы с вами поговорим о воде и ее значении в жизни человека. Скажите, ребята, для чего нужна вода человеку? (ответы детей).

Вода – это жидкое вещество, оно льется, течет. Вода не имеет формы, цвета, запаха и вкуса.

Опыт №1. Прозрачность воды .

Перед детьми стоят два прозрачных стаканчика: один с водой, другой – с молоком. В оба стаканчика положить ложечки или палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком – нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим ложку, а в стаканчике с молоком – нет. Вывод: вода прозрачная, а молоко – нет.

Опыт №2. «Вода – жидкая, не имеет формы».

Дать детям два стаканчик и тарелочку. Предложить аккуратно перелить воду из стаканчика в тарелочку

Воспитатель: Что происходит с водой?

Дети: Она льётся.

Воспитатель: Почему она льётся? Вода льётся, потому что она жидкая. Итак, какая вода? (Жидкая)

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

Дать детям потрогать деревянный кубик.

Воспитатель : Ребята, какую форму имеет кубик?

Дети: Квадратную.

Воспитатель: А вода имеет форму?

Дети: Нет

Словесная игра «Вода, какая…»

В море вода какая? – морская,

В озере – озёрная,

В реке – речная,

В роднике – родниковая,

В болоте – болотная.

А вы знаете, что в морях и океанах вода соленая? Реки на своем пути к морю проходят горы и почвы, где содержатся разные соли, они несут эту соль в море, где она и остается, потому что море никуда не течет. А в реках вода остается пресной и свежей, так как реки постоянно пополняются новой водой из родников, от дождей, а течение уносит соль в море.

Еще одно свойство воды – в ней можно растворять различные вещества. У вас в чашечках есть песок, соль и сахар. Попробуем растворить эти вещества в воде и посмотрим, что же у нас получится. (Дети выполняют опыт.) Расскажите, что вы сделали и что же получилось?

Вывод: соль и сахар быстро растворяются в воде, вода остается прозрачной. Песок тоже растворяется в воде, но вода становится мутной.

Итог: Ребята, вы запомнили свойства воды? Перечислите:

Вода - прозрачная.

Вода – жидкая, не имеет формы

Вода растворитель.

Фотоматериалы

https://pandia.ru/text/80/291/images/image008_38.jpg" alt="F:\группа Бабочки\DSC_0231.jpg" width="337" height="351">

Опыт №1. Прозрачность воды .


Опыт №1. Прозрачность воды .

Опыт №2. «Вода – жидкая, не имеет формы»

Опыт 3. «Вода – растворитель»

Хайдукова Надежда Николаевна,

воспитатель

МБДОУ « ДС « Дельфин» г. Муравленко

стаж работы – 18 лет

Цель: развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование.

Задачи:

Образовательные

1. Формировать представления детей о физическом явлении - магнетизм.

2. Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита через стекло, картон, воду).

3. Пополнить словарь детей терминами: «магнетизм», «полюса магнита».

Развивающие

1. Развивать познавательную активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, умение делать выводы, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

2. Развивать свободное общение с взрослыми и детьми, компоненты устной речи детей в различных формах и видах деятельности.

Воспитательные

1. Развивать художественное восприятие при знакомстве с художественным словом по теме «Магнит».

2. Формировать навыки безопасного обращения с предметами в ходе проведения опытов.

3. Развивать умение детей работать сообща, в парах, умение обсуждать, договариваться.

Оборудование:

Ноутбук, видео запись мультгероя, магниты на каждого ребенка,(8 шт.) сосуды с водой, подносы с песком, магниты на ниточках, герои смешарики из бумаги, стеклянная доска - 4 шт., скрепки, детали железного конструктора, листы картона для гоночной трассы - 4 шт., карточки с условными обозначениями свойств магнита, гоночные машинки из бумаги, двухсторонний скотч, клей – 8 шт., кружки из цветной бумаги для старта и финиша на каждого ребенка.

Звучит торжественная музыка, входят дети. У каждого ребёнка на груди эмблема магнитных игр с именем.

На экране телевизора ведущий приветствует участников.

Ведущий: Приветствуем вас на Магнитных Играх. Представляем участников команды:

На экране появляются герои м/ф «Смешарики».

Воспитатель: Ребята, вы узнали этих мультгероев, кто это?

(Смешарики)

Воспитатель: Со Смешариками вы знакомы, а вас они не знают. Давайте представимся Смешарикам и нашим гостям.(дети по очереди называют свои имена)

На экране появляются символы детей.

Воспитатель: Теперь и мы в команде смешариков. Нам необходимо пройти несколько испытаний, чтобы получить кубок Победителей Магнитных Игр. Чтобы пройти все задания нам помогут свойстваволшебного камня, который спрятан в этой коробочке. Отгадав загадку, вы узнаете название этого камня:

Этот жадный предмет

Всё железо хватает.

Для него нормы нет,

Прилипанием страдает.

(Это магнит.)

Воспитатель: Проверим, верно-ли?

Воспитатель проводит магнитом над коробочкой и к нему притягиваются магниты, лежащие в ней.

Воспитатель: Вы правильно догадались – этот волшебный камень называется магнит. Какими же свойствами обладает магнит, проверим. Возьмите магнит в руки. Осмотрите его, исследуйте, какой он наощупь.

(Тяжёлый, гладкий, холодный, твёрдый, чёрного цвета )

Воспитатель: Отметим на доске свойства, которые мы назвали.

(Из предложенных карточек, дети выкладывают необходимые карточки на магнитной доске)

При необходимости (наличии спорных карточек) ведётся обсуждение

Воспитатель: Магниты-помощники у нас в руках, приступаем к соревнованиям. Наши смешарики готовы. Первое задание – добраться до вершины стеклянной горы.

Воспитатель демонстрирует фигурки смешариков, на спине у каждого металлическая деталь, которую дети пока не видят

Ведущий (на экране монитора): Внимание, внимание необходимо выбрать снаряжение для участников игры. Используйте для этого магнит, он притянет нужное снаряжение.

Воспитатель: Ребята, возьмите в руки магнит и проведите над каждым из предметов.

Дети проводят магнитом над предложенными предметами.

Воспитатель: Максим, какой предмет притянул твой магнит?

(Скрепку)

(Воспитатель задаёт аналогичный вопрос каждому ребёнку)

Воспитатель: Почему магнит притянул именно эти предметы, а другие нет?

(Потому что одни предметы сделаны из металла, а другие нет)

Воспитатель задаёт дополнительные вопросы о свойствах предложенных предметов.

Воспитатель: Почему не прилип ластик?

(ластик резиновый) и.т. п

Воспитатель: Какой сделаем вывод?

(магнит притягивает только железные предметы).

Воспитатель: Свойство магнита притягивать к себе металлические предметы называется магнетизм.

Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.

Воспитатель : Итак, снаряжение смешариков готово к первому заданию.

Воспитатель демонстрирует обратную сторону фигурок смешариков, на спине у каждого металлическая деталь

Воспитатель: Ваша задача – помочь смешарикам взойти на вершину горы от старта до финиша по намеченному пути, используя магнит.

Воспитатель: Как мы это сделаем?

(рассуждения детей, показ выполнения задания одного ребёнка)

Вспомогательные вопросы:Из какого материала снаряжение на спине у смешариков?

(из металла)

Воспитатель: Сможет-ли магнит притянуть смешарика через стекло? Попробуем.

Поставьте смешариков на старт. Внимание, начинаем двигаться к финишу.

Во время подъёма на гору (дети двигают смешариков через стекло,используя магнетизм имитируя восхождение на гору) воспитатель может обратить внимание на название данного вида спорта (альпинизм, альпинисты)

Воспитатель: Молодцы! Первое задание мы прошли.

Воспитатель: Сделайте вывод, как нам помог магнит?

(Притянул смешариков сквозь стекло)

Воспитатель: Внимание, следующее задание. Нам пришло видео сообщение от Пина.(герой смашариков)

(На экране появляется анимационное видео сообщение, в котором Пинсообщает, что начал изобретать машину для автогонок, но ему понадобятся для этого различные детали.Пинпросит смешариков и вас, ребята, найти детали под водой и в песке.

Воспитатель демонстрирует ёмкости с водой и песком, магниты на ниточках. На дне ёмкости с водой просматриваются детали металлического конструктора.

Воспитатель: Нам нужно помочь смешарикам, не замочив и не испачкав своих рук, достать детали. Как мы можем это сделать?

(Дети высказывают свои идеи: опустим магнит на ниточке в воду, проведём магнитом над песком)

Воспитатель может задать вспомогательный вопрос: Как вы думаете, сквозь воду и песок будет действовать магнетизм? Проверим.

Каждый ребёнок пробует выполнить задание с водой и песком.

Воспитатель: Задание выполнено, все детали найдены. Ребята, сделайте вывод, как нам помог магнит выполнить это задание.

(Магнит притянул детали через песок и стекло)

Воспитатель демонстрирует карточку с изображением выявленного свойства и предлагает одному из детей прикрепить карточку с выявленным свойством на доске.

Воспитатель: Теперь нужно добавить недостающие детали к машинкам и подготовить гоночные трассы. Нужно взять полоску двухстороннего скотча, отклеить защитную плёнку и приклеить к машинке, прикрепить к скотчу металлическую деталь. Эта машинка готова. Теперь с одной стороны картона нужно приклеить старт, а с другой финиш. Трасса готова. Предлагаю вам найти себе пару и вместе изготовить машинки и трассу, договоритесь кто, что будет делать.

Дети договариваются о совместном выполнении задания, распределяют между собой работу и изготовляют настольную игру «Автогонки», воспитатель предлагает поиграть в гонки.

Воспитатель: Ребята, Магнитные Игры подошли к концу. Команде смешариков и детей вручается победный кубок.

Воспитатель вносит кубок.

Воспитатель: Скажите, какое задание вам понравилось больше всех? Какие свойства магнита помогли вам выполнить задания? Как свойства магнита могут помочь нам в жизни?

Воспитатель: Смешарикам тоже понравилось с вами играть. Они подружились с вами и решили остаться в нашей группе. Посмотрите, какие чудесные домики я для них приготовила. Теперь можете поиграть с ними.

Воспитатель демонстрирует магнитное панно «Страна Смешариков», которое можно использовать для сюжетных игр.

Литература:

Дыбина О.В, Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников М., 2013.

Исакова Н.В Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность. СПб.,2013

Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
- Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
- Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

Почему выгодно публиковаться у нас?