Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Конспект урока изготовление тряпичной куклы. Конспект занятий Путешествие в мир кукол

Тема: Мир кукол

Цель: познакомить ребят с разнообразием видов кукол, активизировать словарь по теме;расширение и систематизация словарного запаса, развитие фонематических представлений; грамматического строя речи .

Оборудование: белая ткань, длинная нитка, цветные карандаши, вата.

Ход занятия

Воспитатель: Здравствуйте ребята, сегодня у нас начинаются занятия по кукловождению. Хотите узнать, о чем оно? (да). Чтобы узнать, о чем оно, давайте прослушаем песенку. (звучит песня про куклу)

Воспитатель: Ребята скажите, о чем пелось в песенке? (ответы детей). Как вы думаете, о чем мы будем сегодня говорить? (о куклах)

Воспитатель: Правильно, о куклах. У вас есть куклы дома? Скажите, пожалуйста, какие они? (активизация словаря именами прилагательными)

Воспитатель: Молодцы! У каждого из вас есть очень красивые и хорошие куклы. Сегодня мы отправимся в кукольный театр. В мире много кукольных театров, но самый известный – это кукольный театр «Образцово», который находится в городе Москве. (показ презентации – шапито на экране)

Воспитатель: В каждом кукольном театре есть разные виды кукол. Хотите узнать какие? (да)

воспитатель раздаёт детям пазлы, один пазл на парту, (дети работают в группе.)

Воспитатель: Что у вас получилось? (куклы). Молодцы! Правильно у каждого из вас получилась своя кукла.

Воспитатель: сейчас поиграем в игру «Опишите куклу» (дети по очереди описывают получившихся кукол)

. (показ в презентации кукол из собранных пазлов)

1 Куклы – варежки

2 Тростевые куклы

3 Конусные куклы

4 Пальчиковые куклы

5 Шагающие куклы

6 Напольные куклы

7 Перчаточные куклы

8 Куклы живой руки

9 Куклы марионетки

10 Матрешки

11 Куклы Бибабо

12 Тряпичные куклы (педагог подробно рассказывает про каждую куклу индивидуально, и картинки кукол появляются на презентации в шапито)

Воспитатель: Молодцы, вы хорошо поработали, давайте отдохнем

Проводится музыкальная физминутка (в сопровождении презентации дети выполняют движения)

Воспитатель: Отдохнули? У каждого из вас на парте лежит белая перчатка. Давайте сделаем из неё куклу Машу. Оденьте её на правую руку. Большой и средний палец – это руки нашей куклы. Указательный палец - Это наша кукла Маша. Давайте ей нарисуем лицо. Глаза – круги, носик – треугольник, ротик – полуовал (выполняют в сопровождении педагога).

Посмотрите, у нас получилось красивая кукла Маша.

Давайте, сейчас выполним пальчиковую гимнастику с куклой Машей.

Проводится физминутка для кистей рук
Стала Маша гостей собирать: Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
- И Иван приди, Кончик полусогнутого указательно­го пальца правой руки
И Степан приди, закрепляет по очереди кончики полусогнутых остальных пальцев Да и Андрей приди, и мягко покачи­вает их. Указательный палец 4 р.качает мизинец левой.
Да и Матвей приди,
А Митрошечка -
Ну, пожалуйста.
Стала Маша гостей угощать: Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху
- И Ивану блин, Левую руку развернуть тыльной стороной ладони кверху:
И Степану блин, большой палец правой руки нажимает на подушечки пальца левой
Да и Андрею блин, начиная с большого
Да и Матвею блин,
А Митрошечке - Большой палец правой руки нажи­мает на мизинец четыре раза.

Мятный пряничек! Хлопки в ладоши - то правая, то левая рука сверху.
Стала Маша гостей провожать:
- Прощевай, Иван! Пальцы руки загибают пальцы левой к ладони, начиная с большого.
Прощевай, Степан!
Прощевай, Андрей!
Прощевай, Матвей!
А ты, Митрошечка, Три первых пальца правой руки лас­ково поглаживают
Моя крошечка, мизинец левой сверху донизу.
Да ты побудь со мной
Еще немножечко!

Воспитатель: Молодцы, наши пальчики отдохнули. Сейчас мы с вами будем делать куклу тряпичную. (процесс изготовления куклы сопровождается показом презентации, также и воспитатель показывает готовую куклу, и показывает как её делать). У каждого из вас на парте лежит длинная нитка, шарик ваты, и ткань.

Когда сделаете куклу, нарисуйте фломастерами лицо вашей куколки. Придумайте имя вашей куклы. Чем вы будете заниматься

Самостоятельная деятельность (индивидуальная помощь).

Обобщение.

Воспитатель: Молодцы. У вас получилась своя тряпичная кукла. На следующем занятии, мы будем учиться водить нашу куклу. А сейчас давайте вспомним:

Воспитатель: - О чем говорили сегодня на занятии?

С какими видами кукол мы познакомились?

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня есть небо, но на нем нет звездочек. Кому понравилось наше занятие – приклейте желтую звездочку, кому не понравилось синюю звездочку.

Татьяна Коршева

Введение

Кукла – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Она обязательный спутник детских игр и самое доступное детям произведение искусства. Что такое кукла ? В словаре русского языка С. И. Ожегова объясняется, что кукла – это детская игрушка в виде фигурки человека. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека , она выполняет разные роли и является как бы партнёром ребёнка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя её осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям. Каждая девочка любит играть в куклы , да и многие взрослые женщины не отказались бы вернуться в детство. Не зря же на Руси существовало поверье : «Чем дольше девочка играет в куклы , тем счастливее она будет». Но в древние времена славянские куклы служили и мощными оберегами и сопровождали наших предков с рождения до смерти.

Была даже такая примета – когда дети много и усердно играют в куклы , в семье прибыль; если же небрежно обращаются с игрушками, в доме быть беде. Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек , так как кукла считалась ещё и символом продолжения рода. На Руси считалось плохой приметой прерывать игравшего ребёнка. Чем дольше дети играли в куклы , тем спокойнее была атмосфера в семье.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни в крестьянских семьях с давних времён была тряпичная кукла . В иных домах их до ста штук накапливалось. Играли в куклы до 7-8 лет все дети , пока ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки – юбки, их роли и сами игры строго разделялись.

Изготовление кукол было сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Все куклы изготавливались без ножниц, иголок и ниток. Использовались не только тряпочки, и глина, дерево, кость, солома и даже творог.

Однако все славянские куклы обереги были похожи в одном : у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевлённым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. Кукла изготовлялась быстро : туго скручивались тряпочки или солома, перевязывались верёвочкой, надевался платочек, и кукла готова .

На Руси, да впрочем, и у всех славянских народов . Было большое многообразие кукол.

Цели :

Развивающая : воспитание в учениках любви к Родине, ее истории и национальной культуре. Приобщение к традициям семейного уклада наших предков.

Дидактическая : Знакомство учащихся с многообразием традиционных русских кукол – оберегов.

Воспитывающая : Развитие творческой фантазии, познавательной активности и художественного вкуса.

Задачи урока :

Сформировать понятие о народной кукле , ее разновидностях и типах.

Научить простейшим приемам изготовления куклы без использования иголки.

Вид урока : комбинированный – Теоретическая часть и практическая работа.

Объект работы : Кукла – пеленашка , выполненная из натуральных тканей без использования иголки.

Материально-техническое оснащение :

Презентация, проектор, экран;

Куклы различных типов ;

Хлопчатобумажная ткань различных расцветок и белая, суровая нить, тесьма или ленточка.

Ход урока:

Теоретическая часть :

Здравствуйте, садитесь.

Сегодня мы познакомимся с замечательным видом народного творчества и на практике освоим приемы работы по изготовлению кукол – оберегов.

С самого раннего детства вас окружают игрушки, большинство из них изготовлены на заводе. Чаще всего такие игрушки изготовлены из синтетических материалов, они имеют стандартную форму и окраску. А вот игрушки, которые мы сейчас увидим, все разные, потому что они сделаны вручную . С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа . Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию : считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой . По старинным поверьям, в кукле без лица (т. е. без души) не может поселиться нечистая. Большинство кукол на Руси были оберегами. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Сейчас мы с вами познакомимся с такими куклами .

Пеленашка - Когда женщина ждала ребенка, изготавливала куклу и клала в люльку , что бы та согревала ее. А когда рождался ребенок, подвешивала пеленашку над люлькой, чтобы малыш смотрел на неё и не плакал, пока мама занята делами по хозяйству.

Неразлучники - Муж и жена - две половинки одного целого. Их дарили молодым на свадьбу. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое, ведь после свадьбы супружеской паре предстояло вместе идти по жизни. Кукол изготовляли подруги невесты из лоскутков белой, красной ткани, используя обрывки разноцветных нитей.

Крупеничка - эту куклу делали полной с большим животом. Она символизировала богатство - хороший урожай хлеба. Поэтому и набивалась кукла пшеницей или гречей .

Вепсская кукла (капустка, рванка) - это обрядовая кукла , символизирующая плодородие и достаток. Она охраняла ребёнка с колыбели. С этой куклой устраивали обрядовые проверки парней : смотрели, как парень берет эту куклу , на что обращает внимание, готов ли к женитьбе.

Закрутка-Кувадка (или Кувадка) – одна из самых простых обережных куколок. Ее делали накануне рождения ребенка (за две недели максимум) и вывешивали в избе, чтобы отвлекать внимание злых духов от роженицы и младенца. Позже кукол стали укладывать в колыбельки. Кувадки и защищали новорожденных, и служили им первыми игрушками.

День и Ночь – связанные одной веревочкой две куколки разных цветов (черная и белая, позже – синяя и белая, подвешивались к потолку. Они упорядочивали семейную жизнь и, заодно, внутренний мир своих обладателей.

Домашняя Масленица– её называли дочкой Масленицы или её младшей сестрой. "Домашняя Масленица ’’символизировала крепкий достаток и здоровое потомство молодой семьи. Она считалась сильным оберегом жилища, выполняя заветы хозяев дома. Хранили эту куклу в красном углу или у входа в жилище. В один из дней праздничной масленичной недели, когда молодые приходили к тёще на блины, эту куклу выставляли в окнах или дворах. По традиции, "Домашней Масленицей’’встречали жениха и невесту.

Мартинички- раньше эти куклы являлись неизменным атрибутом обряда "закликания"весны, в которых в основном участвовала молодежь и дети. Кукол вязали парами : из белых ниток– символ уходящей зимы, из красных– символ весны и жаркого солнца. Такие пары куколок развешивали на ветвях деревьев.

Некоторые обрядовые куклы были лечебные . Это Козьма и Демьян. Изготавливали их из лечебных трав : тысячелистник, ромашка и других трав. Есть такое предание. Жили на Руси два брата – погодки. Эти братья лечили людей и не брали денег и еды за лечение. Но однажды один из братьев взял за работу немного еды. Другой брат очень обиделся на него и просил после смерти похоронить их в разных местах, но народ рассудил по– своему . Ведь еда – это пища для существования, а не деньги, и поэтому их захоронили вместе. За добрые поступки их возвели в ранг святых. Поэтому раньше делали в их честь кукол и сажали в красный угол, чтобы они приносили благо и здоровье в дом.

Десятиручка - кукла , предназначенная молодухе (девушке, недавно вышедшей замуж) . Такую куклу часто дарили невесте на свадьбу, чтобы она всё успевала, и всё у неё в семье ладилось. Традиционно эту куклу делали из травы , соломы, лыка и красиво оформляли.

Лихоманки- куклы особенные ,это своего рода приманки. Их роль – привлечь к себе внимание злодейки-болезни залетевшей в дом. Верили наши бабушки, что залетит злой дух болезни в дом в поисках своей жертвы, увидит ярких нарядных кукол Лихоманок, подумает, что это человек, и вселиться в одну из них. Поэтому кукол Лихоманок делают из ярких, очень бросающихся в глаза тканей.

Слайд № 9, 10, 11.

Практическая часть :

А теперь ребята я вам предлагаю самим сделать куклу пеленашку . Демонстрация схемы изготовления куклы и пошаговая инструкция.

Эта кукляшка - пеленашка делается быстро и очень просто. Отрываем полоску ткани шириной не более 5см. Цвет ткани : от белого, до бежевого,

Пелёночку делаем размером немногим больше самой скатки - лялечки. Подойдёт ситец с мелким рисунком или однотонный. Детали все отрываем, не режем

Укладываем лялюшечку прямо посередине пелёночки.

Верхним срезом пелёночки огибаем голову нашему младенчику. Край можно чуть-чуть подогнуть, чтобы не свисала бахрома. Все складочки на пелёнке формируем симметрично, равномерно.

Заключение :

С обрядовыми куклами никогда не разрешалось играть. В крестьянской семье скапливалось до 500 обрядовых кукол. Хранились они в ларце или туеске подальше от чужих глаз. И если в дом приходила беда, доставали определенную куклу и просили у нее благополучия, а потом снова убирали на место.

Литература

1. Берстенева Е. В, Н. В. Догаева, «Кукольный сундучок» , Белый город, 2010 г.

2. Дайн Г. Л., М. Б. Дайн, «Русская тряпичная кукла » , Культура и традиции, 2007 г.

3. Даль В. И Толковый словарь живого великорусского языка. - М, 2009.

4. Забылин М. «Русский народ » , М, 1992;

5. Котова И. Н., Котова А. С. "Русские обряды и традиции. Народная кукла " - СПб. ,2006;

6. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М, 1996.

7. Ушаков Д. Н. Толковый словарь. - М, 1998.

8. И. Н. Котова, А. С. Котова. «Русские обряды и традиции. Народная кукла » . Санкт-Петербург. «Паритет» . 2003г




Куклы-закрутки

Закрутка — это то же самое, что и столбушка. В основе куклы плотно закрученный лоскут ткани или берестяная трубочка.

Главной особенностью этой куклы является то, что делают ее без иголки. Как и многих других куколок.

Сворачивая и завязывая ткань, мы не делаем ни одного шва и укола иголки, ведь это наша подружка и берегиня, и колоть ее тело иголкой негоже.

Кусочки ткани нужного размера тоже отрываются руками, без помощи ножниц.

Для изготовления туловища куклы берем небольшую плотную ткань размером примерно 20х20 см. Подогнув один край ткани внутрь на 3 см, делаем плотную скрутку-рулик. Это будет тулово нашей куклы. Там, где край ткани подогнут, будет основание. Оно получится толще, для того, чтобы кукла была устойчива.

Теперь примерно на уровне шеи и пояса перевязываем нашу скрутку ниткой или веревочкой.

Далее делаем голову и руки. Берем такой же квадратик ткани, желательно белой, чтобы наша красавица была белолицей. Накрываем скрутку по центру белой тканью и формируем голову. Внутрь можно положить вату или маленький кусочек ткани, чтобы голова получилась круглой, и завязываем ниткой на уровне шеи. Теперь нужно расправить ткань, определить, где будет перед куклы, и убрать лишние складочки назад, округлив голову.

Сейчас делаем руки. Противоположные, свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань сворачиваем внутрь рукава, убирая края в середину. С края отмеряем размеры ладошки куклы и перетягиваем ткань ниткой. Вот и руки готовы.

Оставшиеся уголки ткани подвязываем вокруг туловища ниткой на поясе. В зависимости от натяжения ткани, определяем направление рук. Они могут быть и широко раскинуты, и слегка опущены.

Традиционно у такой куклы лицо не рисовали, они были безликими. Считалось, что, имея выражение лица, кукла приобретала душу и теряла свою таинственность, магичность и обережные свойства. Пусть у нашей куклы всегда будет светлое лицо!

Основа нашей куклы готова. Теперь самая интересная и творческая работа: мы будем свою куклу рядить. Здесь можно проявить всю свою фантазию и мастерство. В доме часто остается много лоскутков и обрезков от тканей, которые можно использовать для костюма нашей куклы. Это может быть и широкая юбка-солнце, и цветной сарафан, и душегрея, и понева.

Волосы и косы можно сделать из шерстяной или хлопчатобумажной пряжи, отмерив нужную длину и количество нитей. Закрепить их на голове можно с помощью ленты или платка. Остальные детали одежды и украшения куклы — дело вкуса хозяйки!

Последовательность выполнения работы:

Заготовить 4 квадрата размером 16*16 см:
1 из однотонной ткани,
3 штуки из разноцветной ткани,
1 деталь треугольной формы с размером катета 13 см (косынка).
Кусочки ватина или синтепона.

Взять квадрат из однотонной ткани положить в центр детали синтепон и сделав шарик закрутить нитками. Из противоположных углов квадрата оформить ручки.

Сделать два шарика из разноцветной тканиэто грудь куклы.

Приложить грудь к заготовленной детали и скрутить нитками.

Оставшуюся деталь сложить в виде треугольника или квадрата и, приложив к спинке куклы закрутить нитками.

Переходим к украшению куклы: на голову повязать косынку, на талию завязать передник (можно использовать тесьму, атласную ленту, кружево бисер, бусинки).

Кукла готова!

Столбушка

Береза — одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев. В традиционных свадебных обрядовых песнях девушка-невеста выводится в образе белой березоньки. В России березой символизируется только женское начало. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть ее основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол.

Исследователи описывают много игр деревенской молодежи, которые называли Столбушками. В некоторых из них непременными атрибутами были вещи или поделки, сделанные девушками во время посиделок перед Рождеством. В основе Владимирской Столбушки — кусок бересты, в основе Курской и Архангелогородской — плотно скрученная столбиком грубая ткань.

Тряпичная кукла-закрутка

Простую тряпичную куклу-«закрутку» можно сделать с детьми, еще не владеющими навыками шитья. Для ее изготовления понадобятся только кусочки ткани и нитки.

Основание куклы — свернутый и скрученный трубочкой кусок любой ткани. Для устойчивости будущей фигурки можно сделать подгиб в нижней части свертка.

Накрыв заготовку сверху квадратом белой ткани, перевязываем ниткой по линии шеи и получаем голову. Чтобы она была покруглее, можно подложить под ткань немного ваты.

Ручки-рукава получатся, если перетянуть нитками противоположные углы квадрата ткани. При этом лучше вначале подогнуть наизнанку край угла ткани, а потом туго перевязать ниткой — получится кисть руки или манжета пышного рукава. Рукам можно придать любое направление.

Оставшиеся два угла квадрата ткани надо расправить и подвязать ниткой на талии. Получится кофточка.

Волосы и косу можно сделать из ниток или эластичного материала (трикотажа). Для этого необходимо обернуть полоской трикотажа кукольную головку, затем свисающие концы разрезать на три ленты и заплести в косу. Прическу на голове можно закрепить ленточкой-повязкой.

Нарядить куклу можно по-разному — в в юбочку или сарафан. Сделать юбку можно, не используя швейную иглу. Для этого надо вырезать ткань в виде круга с отверстием посередине — получится юбка-солнце. Юбку также можно сделать запашной, заложив в складочки полоску ткани и затянув ниткой на талии. В обоих случаях верх юбки надо покрыть широким поясом (тесьма, лента и пр.).

Дополнить костюм могут передник, платок, бусы — все, что подскажет ваша фантазия. Подобную куклу можно одеть в народный костюм своей местности — это особенно интересно!

Принципы изготовления народной игрушки — лоскутной куклы:

Использовать простейшие конструкции кукол.
Употреблять в дело любой имеющийся под рукой лоскут.
Строго следить за правилами экономии материала.
В работе применять прямые и косые кусочки ткани, извлекая красоту из обычных, казалось бы, бросовых обрезков, кромок, обшивок материи.

Начинали делать куклу с того, что свертывали в трубочку-«скалку» лоскут льняной ткани. Это основа куклы. Куском белой ткани обтягивали лицо, перевязывали ниткой - и кукла готова. А потом ей пришивали косу из ниток или льняной кудели, а иногда даже из настоящих человеческих волос. Некоторые из вас, наверное, замечали, как ваша бабушка, причесавшись, не выбрасывает с расчески волосы, а складывает в пакет или мешочек; это отголосок древнего обычая - прятать волосы за зеркальцем или в укромном месте кукле на «косу». Итак, кукла наша с косой. Теперь ее можно наряжать. Из самых красивых и ярких лоскутов ситца, яркого кумача, ткани-китайки шили настоящую одежду, походившую на одежду взрослых. И головной убор кукла носила такой, какой бытовал в этом регионе: кокошник, повойник, кику или повязанный по-особому платок, украшенный лентами, блестками, бусинами.

Если вы рассматривали в музее тряпичные куклы, вы наверняка задавали себе вопрос: «А почему у куклы нет лица?» Безликой (то есть без лика, без лица) кукла долгое время оставалась потому, что люди боялись полностью уподобить ее человеку, поскольку считали, что кукла с «лицом» как бы обретала душу и могла навредить ребенку. Позже этот магический смысл забылся, и кукле стали рисовать или вышивать глаза, нос, рот.

Конечно, как бы ни хороша была тряпичная кукла, все же с настоящей куклой ее не сравнить. Какая девочка не смотрела завороженно у прилавка магазина на пластмассовую или резиновую (словно живую) красавицу куклу с мигающими глазками, чудесными локонами, одетую в пышный шелковый или кружевной наряд. Сейчас куклы «научились» ходить и говорить, их можно мыть, причесывать им волосы, одевать, раздевать, шить и вязать им одежду. Но любовь к лоскутной кукле в народе не прошла — их до сих пор с удовольствием делают многие мамочки, и дети с удовольствием ими играют, поскольку, в отличие от покупной, она одна-единственная и неповторимая на всём белом свете.

Кукла от тряпичной куклы-закрутки до современной претерпела немало превращений. Лицо и руки ей делали из дерева, лепили из бумажной массы - папье-маше, изготавливали из фарфора, глины, пластмассы, пока, наконец, не появилась мягкая, прочная резина. И все-таки доставьте себе маленькую радость, по пробуйте сделать для себя куклу-закрутку.

МОУ «Ерлинская ОШ»

Конспект урока по технологии в 5-м классе

По ФГОС.

Народная тряпичная кукла.

Изготовление куклы «Выхвалка».

Составила: Мачигина И.Л

2016 год.

Раздел: создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия : урок творчества.
Формы работы учащихся: работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение.
Цели урока:

Образовательные - расширять кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями.

Воспитательные - воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, эстетический и художественный вкус, аккуратность.

Развивающие - развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентация, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов, использование игровых моментов.

Задачи.
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Выхвалку».
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.

Межпредметные связи: технология, история, математика.
Оборудование: лоскуты, нитки, тесьма, ленты, ИКТ (презентация), образцы кукол.

Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;

слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;

Анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.

Структура занятия:
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).

3. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи). 4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания).
5. Этап проверки понимания урока.

6.Этап практической работы.
7. Рефлексия.
8.Заключительный этап.

Ход занятия

1.Организационный этап .
Здравствуйте, девочки. Меня зовут Мачигина Ирина Львовна.

(слайд 1) Я работаю в школе, которая находится в старинном селе Ерлино. Сегодня я проведу у вас урок технологии. У вас на столах лежат стикеры, напишите на них свои имена и нам будет легче общаться.
Приглашаю вас по дорожке сказочной в путь-дорогу дальнюю, в старину глубокую! А кого мы встретим на этой дороге, вы узнаете, ответив на мои вопросы.

Словарь С.Ожегова: «Детская игрушка в виде фигурки человека», что это за игрушка?

Словарь В.Даля: «Сделанное из трепья, кожи, бумаги, дерева и пр. подобие человека...»

Ответы детей.

Учитель: правильно, тема нашего урока: «Кукла». Но не простая кукла, купленная в магазине. Посмотрите (открываю сундучок с лоскутами и лентами) какую куклу можно сделать из этих материалов?
Ученицы: ответ, дискуссия.
Учитель: правильно, тряпичную куклу из лоскутков и ленточек (слайд 2).

2.Актуализация субъективного опыта.
Цель: Актуализация субъектного опыта учащихся в решении проблемной ситуации.
Учитель: Михаил Евграфович Салтыков - Щедрин утверждал: « Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа».
Народная кукла – это игрушка или подружка? Подумайте, а потом ответите на поставленный вопрос.
Кукла сопровождала человека от рождения до последних дней жизни. Были куклы для младенцев, дети росли – появлялись новые куклы, собирались замуж или жениться – их сопровождали другие куклы, у женщин, и даже у бабушек были свои куклы. Сегодня мы познакомимся с девичьими куклами и научимся изготавливать одну из них.

3. Этап постановки целей и задач занятия (проблема – формулировка задачи)
Цели этапа:
развивать познавательный интерес к истории народного творчества, к истории русского народа; воспитать любовь к русской культуре и традициям.

Давайте решим, что вы хотите узнать, чему научиться сегодня на уроке. (Цели вывешиваются на доске)
Ответы учениц, постановка цели и задач (слайд 3).

(обучающиеся передают друг другу карточку «Я» и озвучивают свои цели): я хочу узнать традиции русского народа, я хочу научиться делать тряпичную куклу, я хочу узнать способы использования лоскутков…

Учитель: а я хочу на уроке поближе познакомиться с вами и подружиться (урок проходил на базе незнакомой школы).

4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности .

Учитель. (Показ образцов) во время ожидания ребенка женщина делала первую куклу для него (слайд 4) «Кувадка». Их делали несколько и развешивали над колыбелью. И сейчас осталась традиция развешивать игрушки на веревочке над коляской или кроваткой, сейчас это просто игрушки, а кувадки оберегали колыбель и младенца.

Мама ждала рождения дидятки и появлялась другая кукла. (слайд 5) Это «Пеленашка». Она берегла колыбельку пока не появлялся ребенок, потом становилась игрушкой для него.

Затем мама делала «Зайчик на пальчик» (слайд 6). Уходя из дома, родители надевали на пальчик дочке зайчика, чтобы не скучала.

В возрасте 5 лет девочка уже сама мастерила простую куколку «Отдарок» на подарок (слайд 7). Эту куклу она дарила родителям со словами благодарности. Девочки учились уважать родителей, дорожить их вниманием.

В возрасте 7 лет девочке дарили куклу « Каша» (слайд 8). В этом возрасте крестьянские дети уже помогали родителям вести хозяйство. Эта кукла ростом с чугунок, по ножки насыпали крупу, по пояс наливали воды, по шейку получалось каши, своего рода мерный стаканчик. Мама дарила куклу без одежды. А после «первой каши» девочке доверяли сшить ей платье.

В 11-12 лет девочка делала куклу « Выхвалку» (слайд 9). Она была экзаменом по шитью и рукоделию. Каждая девочка хотела быстрее сделать куколку, на которой могла показать знание костюма, чтобы не засидеться с малолетними детьми и вовремя попасть на «посиделки». Эта кукла была проводником из детства на другой возрастной уровень. Первую похвалу своим рукоделиям младшие девочки часто слышали от старших сестёр, у них же учились ролевым играм в куклы, к ним же бежали за утешением и советом. Потом девочки помогали готовить приданое старшим сёстрам, знакомясь с традиционными видами одежды, попутно подбирая что – то и для своего приданого. Традиционная кукла "Выхвалка" для того, чтобы ею хвалиться. Традиция хваления куклами существовала у русских девочек, которые шили их сами. Величина куклы определялась размером ладони девочки. Весной, после Пасхи, девочки гуляли по деревне, хвастались куклами.

Тряпичная кукла «На вывалку» - эта кусок ткани, свернутый в «скалку», и обтянутое белой тряпицей лицо, лицо не рисовали, такая безликая кукла переживала радости и невзгоды с хозяйкой. Делали её без иголки и без ножниц. Нельзя было ни уколоть, ни порезать.

Кукла «Перевертыш» (слайд 10) знакомила девочку с отличиями девичьего и женского костюма, с традициями русского народа.

В каждой семье было около ста кукол, их бережно хранили, девушки забирали их в дом мужа.

Так, кто же она, народная кукла, просто игрушка или подруга, помощница и почему? Ответы детей.

5.Этап проверки понимания
Мы познакомились с девичьими куклами. А какую куклу делали девочки в вашем возрасте? («На выхвалку»)
Учитель: «Глаза боятся, а руки делают». Как вы понимаете эти слова?
Ученица: нужно браться за работу, даже если сначала страшновато.
Учитель: правильно.

Физкультминутка.
(Смена вида деятельности).

Для того чтобы выполнить данную работу рассмотрите инструкционную карту и приступаем к работе (слайд 11) .

Материалы для практической работы накрыты рушниками.

Открывайте наши закрома. Выберите ткань понравившейся расцветки. Обратите внимание, какой формы лоскуток нужен для юбки, а какой для платочка.

6.Этап практическая работа.
Цель этапа:
Изготовить куклу своими руками.
Учиться работать с инструкционной картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход выполнения изделия.
Обсуждение последовательности изготовления куклы.
Индивидуальное изготовление куклы.
Самостоятельная работа.
УДД Личностные (установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью).

Познавательные (искать подходящие способы для решения поставленной цели).

Коммуникативные (уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения).

7.Рефлексия.

Учитель: на столах лежат наборы бусин, украсьте свою куклу зелеными бусами, если у вас все получилось, желтыми – вы испытывали небольшие трудности, красными – урок не понравился.
Цели этапа:
Зафиксировать новое содержание, изучение на занятии;
оценить собственную деятельность на уроке;
поблагодарить одноклассников, которые помогли;
зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной деятельности.

Учитель: девочки, давайте вернемся к теме и цели урока (слайд 13). Как вы думаете, ваша цель достигнута? (ученицы прикрепляют стикеры со своими именами на кластер в кружки с целями, которые они достигли).


Учитель: что вы сегодня узнали нового?

Учитель: скажите, что получилось у вас хорошо, что не получилось?
Учащиеся: (Ответ...)

Учитель: я тоже достигла своей цели, познакомилась с вами и, думаю, мы подружимся.

Учитель: Куклы «Выхвалки» готовы,

Покажите нам обновы,

Похвалитесь рукоделием,

Мастерством своим, умением.

Анализ кукол, оценки.

8.Заключительный этап.

А закончить сегодняшнее занятие я хочу словами Александра Сергеевича Пушкина (слайд 14): «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости», так давайте же будем любить и бережно относиться к культуре нашего народа, к своим родовым корням, ведь только из прошлого произрастает будущее!
Учитель: девочки, спасибо за урок, вы прекрасные мастерицы.

Уборка рабочих мест.

Ресурсы.

2. Декоративно-прикладное творчество. 5-9 классы: традиционные народные куклы. О. Я. Воробьева. –Волгоград: Учитель, 2009г.

3. Мы - славяне! Мария Семенова. «Азбука-классика», 2006г.

4. Русская тряпичная кукла. Галина и Мариня Дайн. Культура и традиции. 2008г.

5. Традиции русской народной культуры. Е.А. Гурбина, М.В. Гурко, С.А. Лёвина. – Волгоград: «Учитель», 2007г.

6. Отрывок из статьи с сайта // http://webdesign. Perm. Ru/014/08/

7. // http:// www. Screen.ru/galleru/Russian/5a.htm.


Предмет: Профессионально-трудовое обучение (швейное дело).

Место урока в структуре образовательного процесса: Урок по учебному плану, 7 класс, Раздел «Рукоделие».

Форма урока: Комбинированный урок

Цели:

  • Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с значением тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу;
  • Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного фольклора и творчества, к истории русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности;
  • Воспитывающая – воспитывать любовь к русской культуре и традициям, формировать эстетический вкус.

Оборудование и методическое оснащение:

  • Мультимедийное оборудование;
  • Презентация Приложение ;
  • Выставка «Тряпичная кукла»;
  • Инструкционная карта по изготовлению куклы «Травница»;
  • Инструменты и материалы для практической работы (ножницы, иглы, ткань, нитки, кружево, синтепон, лекарственные пахучие травы).

Ожидаемые результаты:

  • Усвоение знаний о традициях русского народа;
  • Умение различать обрядовых кукол от игровых и кукол – оберегов;
  • Умение изготавливать тряпичных кукол из подручного материала

Этапы урока:

  1. Орг. момент
  2. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний
  3. Новый материал
  4. Физ. минутка
  5. Практическая работа
  6. Закрепление изученного материала
  7. Анализ и оценка работ, итог урока
  8. Сообщение темы, целей следующего урока

Ход урока

I. Организационный момент.

Проверка списочного состава класса.

Проверка готовности учащихся к уроку.

II. Сообщение темы, целей урока. Актуализация знаний.

Учитель: Вы любите играть в куклы? Играя с куклой, мы и не замечаем, как открываем для себя мир, как получаем новые знания от общения с ней.

Кажется, что кукла, как игрушка, была всегда. И мы не задумываемся, когда она появилась. Какой она была? Из чего и как шили куклу? Какие тайны она хранит?

Вопросов много и, чтобы найти на них ответ, сегодня мы отправимся путешествовать в мир тряпичных кукол, чтобы не только познакомиться с историей кукол, но и научиться делать тряпичных кукол так, как их делали наши прабабушки.

III. Изучение нового материала.

Слайд 2

Учитель: На Руси в куклы играли и девочки, и мальчики (даже цари). Тряпичная кукла была самой распространенной игрушкой. Кукол берегли: вырастает девчонка, становится мамой и передает свою куклу дочке. Тряпичная кукла жила в каждой семье, в некоторых домах их насчитывалось до сотни. Дети делали их сами, они начинали «вертеть», т.е. делать куклу лет с пяти. Играя в куклы, девочки учились шить, вышивать, прясть.

Всех кукол наряжали в красивые платья, которые делались с особым смыслом – каждый наряд означал что-то своё. Но в любом наряде должен был присутствовать красный цвет.

Вопрос к учащимся: А кто знает, что символизирует, означает красный цвет?

Красный цвет – цвет солнца, здоровья, радости, тепла, так же считали, что красный цвет оберегает от сглаза и бед.

Вопрос к учащимся: Посмотрите внимательно на этих кукол, при их рассмотрении, кто-нибудь заметил одну особенность этих кукол? Чем они похожи? Что их объединяет?

Все куклы делались безликими, т.е. не имели лица, считалось, что в безликую куклу не может вселиться злой дух и навредить владельцу куклы.

Слайд 3

Народные куклы делились на три группы:

  • Куклы-обереги;
  • Обрядовые куклы;
  • Игровые куклы.

Вопрос к учащимся: Кто может объяснить значение этих кукол? А хотите подробнее узнать об этих куклах?

Учитель: В этом мне помогут мои помощницы – девочки, которые знают все о тряпичной кукле и научились их изготавливать.

Слайд 4

1-я ученица: Куклы-обереги передавались от матери к дочери, они были наделены особой силой, энергией семьи и помогали своим новым хозяевам во время невзгод, спасали от нечистой силы, приносили в дом счастье.

    Кукла на счастье
    Свое назначение она получила благодаря своей длинной косе – символ женского начала. Считается, что если носить такую куклу с собой – тебе будет сопутствовать успех и найдешь свое счастье.

    Пеленашка
    Самый первый оберег младенца. Его делали перед появлением малыша с мыслями и молитвами о нем. Такая кукла оберегала сон малыша.

    «Кубышка-травница»
    Эта кукла наполнялась душистой лекарственной травой. Её подвешивали в комнате над кроватью, чтобы травяной дух отгонял злых духов болезни.

Слайд 5

2-я ученица: Обрядовых кукол очень почитали, ставили их в избе в красный угол. Они имели религиозное значение.

    Считалось раньше, что кукла «Плодородие» помогала иметь достаток и хороший урожай. Так же эту куклу называли Московка, Седьмая Я (семья). Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу.

    Неразлучники
    Это свадебная кукла. Мужская и женская фигура символично объединены общим плечом, чтобы дела вместе делались, и друг на друга положиться можно было.

    Сёмик и Семичиха
    Народные обрядовые куклы, олицетворяли собой хозяйственность, гостеприимство, порядочность. На праздник Троицы их вручали самым гостеприимным хозяевам.

Слайд 6

3-я ученица: Игровые куклы предназначались для забавы детям. В старину, в русской деревне, любимой игрушкой была кукла, сделанная из тряпок.

Куклам приписывались различные волшебные свойства: считалось, что они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. Многие куклы – талисманы бережно хранились в семье, передавались из поколения в поколение вместе с традиционными приёмами их изготовления.

Слайд 7

Учитель: Наши девочки тоже увлекаются изготовлением тряпичной куклы, посмотрите сколько их. И сегодня мы предлагаем вместе с нами изготовить куклу «Кубышку – травницу».

IV. Физ. минутка.

Но вначале я предлагаю немного размяться. Мои помощницы проведут физ. минутку, а вы повторяйте движения за ними.

Все движения разминки
повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.
Эх! Руками машем вместе.
Эхе-хе! Прогнули спинки,
Посмотрели на ботинки.
Эге-ге! Нагнулись ниже
Наклонились к полу ближе.
Повертись на месте ловко.
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок?
Завтра будет вновь урок!

V. Практическая работа.

Слайд 8

Учитель: Для изготовления куклы нам понадобится ткань, нитки, кружево, лекарственная трава, инструменты: ножницы, игла. А так же инструкционная карта последовательного выполнения нашей куклы, которая поможет в её изготовлении.

Но прежде чем приступить к работе, а вы будете работать с колющими и режущими инструментами, что мы должны вспомнить? Верно, правила безопасной работы с ножницами и иглой.

Слайд 9

Вводный инструктаж по технике безопасности.

Слайды 10–15

Подробная технологическая карта изготовления «Кубышки-травницы».

Учитель

  • делит учащихся на группы для коллективной работы;
  • инструктирует учащихся о ходе работы при помощи слайда презентации, на котором изображены этапы последовательного выполнения задания;
  • прикрепляет к каждой группе помощниц, которые распределяют индивидуальные задания для каждого ученика;
  • проводит текущий инструктаж в процессе выполнения практической работы.

Слайд 16

Последовательный план изготовления тряпичной куклы.

VI. Закрепление изученного материала.

Учитель :

  • Как называется кукла, которую мы сегодня научились изготавливать? («Кубышка-Травница»)
  • Для чего она служила, какое было её назначение? (Она оберегала от болезней).
  • А с какими ещё тряпичными куклами вы сегодня познакомились? (Обрядовыми и игровыми).
  • Рассмотрите экспонаты нашей выставки и укажите, какие относятся к обрядовым, а какие к игровым и оберегам.

Слайд 17

VII. Анализ и оценка работ учащихся. Итог урока.

Учитель подводит итог урока, совместно с учащимися делает вывод, выставляет оценки.

Вывод: Если зайти в магазин детских игрушек, то, конечно, разбегается взгляд от обилия красивых кукол. Но самой любимой куклой всегда будет только та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией, в ней будет что-то такое, от чего теплеет взгляд. Такая кукла станет необычным подарком для ваших близких.

Вопросы:

  1. Скажите, пожалуйста, вам понравилось изготавливать тряпичную куклу?
  2. Вы сможете сделать такую куклу самостоятельно?
  3. Пригодятся вам в дальнейшем знания по изготовлению тряпичной куклы?

VIII. Сообщение темы, целей следующего урока.

Источники:

  1. www.rukukla.ru
  2. festival.1september.ru/articles/571614/
  3. www.gazetairkutsk.ru/2009/12/22/id5745/
  4. www.livemaster.ru/olleethnic
  5. www.supersadovnik.ru/hmforum/post.aspx?id=15668&pg=26
  6. www.gorodd-kirov.ru/maminu-ctrani4ki
  7. www.liveinternet.ru/users/lenkins72/post90701793/
  8. www.liveinternet.ru/users/2930900/post111936532/
  9. ikt45.ucoz.ru/load/obsluzhivajushhij_trud/prezentacii/prezentacija_tvorcheskogo_proekta_quot_kukla_quot_perevertysh_quot/9-1-0-17
  10. www.gnozis.info/?q=node/4127
  11. www.livemaster.ru/olya-russ
  12. www.livemaster.ru/kukolki-nest
  13. www.livemaster.ru/tinchenok
  14. www.livemaster.ru/ellenn
  15. www.livemaster.ru/natalika
  16. www.livemaster.ru/nartrad
  17. www.livemaster.ru/berkman
  18. www.treeland.ru/article/eko/needlework/ictoria_narodnoi_kukly.htm
  19. www.livemaster.ru/ellina
  20. www.livemaster.ru/dobraiaigrushkа
  21. www.deliya-toys.ru
  22. www.oberejie.ru [email protected] 2005-2009 гг.