Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Конспект занятия по экологическому образованию в доу. Конспект НОД по экологическому воспитанию в старшей группе «Путешествие в мир живой природы

Данный тематический раздел обобщает опыт дошкольных педагогов в области экологического воспитания детей. Здесь Вы найдёте большое количество опробованных на практике конспектов и сценариев занятий, развлечений, игр, виртуальных путешествий экологической направленности. Они помогут закрепить и уточнить знания детей об окружающей среде, внушить им осознанное, бережное отношение к природным богатствам. В наших силах воспитать новое поколение, культурное и высоконравственное по отношению к родной природе. Поколение людей, которые будут жить в согласии с окружающим миром.

"Азбука экологии для детей" - в этом разделе есть всё для её изучения.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Море, океан, подводный мир. Морские глубины и его обитатели

Показаны публикации 1-10 из 7468 .
Все разделы | Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию

Конспект итоговой НОД по ознакомлению с природным миром «Мы друзья природы» в подготовительной к школе группе Цель : способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений детей о живой и неживой природе. Задачи : 1.Обучающие : - расширять представления детей о лесе и его обитателях; показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса, закреплять умения делать объемную...

Конспект КВН «Природа вокруг нас» с детьми группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста Цель : закрепить полученные знания по теме “Лес – как природное сообщество”. Программное содержание : Обучающие задачи : Активизировать знания о деревьях, повторить их названия, характерные особенности, принадлежность к разным видам : хвойные, лиственные; повторить название лесных...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект ООД по экологическому образованию «Фруктовый сад» с детьми старшей группы

Публикация «Конспект ООД по экологическому образованию «Фруктовый сад» с детьми...» Интеграция областей: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое развитие. Цель: закрепление знаний о фруктах. Задачи: Образовательные: -продолжать упражнять детей в определении овощей по их внешнему виду, в умении называть их; -продолжать формировать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

КОНСПЕКТ КОМБИНИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКОЛОГИИ И ЛЕПКЕ НА ТЕМУ: «Морские обитатели». Старшая группа Автор: Т. В. Колесникова г. Невинномысск. Май 2019 г. ЗАДАЧИ: Продолжать учить детей создавать композицию из объёмных картинок в технике «пластилинографии». Развивать мелкую...

Методическая разработка беседы по экологии. Сказка «Репка на новый лад» для детей младшего дошкольного возраста 3–5 лет Методическая разработка по защите окружающей среды. Сказка "Репка на новый лад". Конспект беседы о защите окружающего мира. Может проводиться в рамках проекта « Защитим природу», как дополнительное мероприятие. Цель: учить детей правильно обращаться с природными ресурсами....


Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Берегите землю» (в рамках экологического проекта) Цель:Создание условий для экспериментальной деятельности детей;развитие познавательной деятельности детей. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со...

Занятия по экологии. Конспекты занятий, НОД по экологическому воспитанию - Конспект занятия по экологическому воспитанию «Путешествие в мир лекарственных растений Южного Урала»

Конспект по экологическому воспитанию Тема: «Путешествие в мир лекарственных растений Южного Урала» Август 2015г. Подготовила: Дунаева Л. K. Цель: - Закрепить умение узнавать и правильно называть лекарственные травы (5- 6 видов. - Расширить знания о пользе и применении...

НОД по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в цветочный город»

Автор: Ширшова Ирина Владимировна, воспитатель МБДОУ "детский сад №11", город Арзамас, Нижегородская область.

Занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста. Поможет вызвать у детей интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Цель: формировать знания детей о комнатных растениях и способах ухода за ними.

Обучающие задачи:
1. Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
2. Обобщить представления о том, что необходимо для роста растений (тепло, свет, земля, вода, воздух).
3. Закреплять знания детей о разных способах ухода за комнатными растениями (полив, рыхление почвы, удаление пыли).
4. Познакомить с новым способом – удобрение почвы.
5. Закрепить названия знакомых детям комнатных растений.

Развивающая задача:
Развивать познавательный интерес детей, наблюдательность, любознательность, речь.

Воспитательная задача:
Воспитывать у детей интерес к комнатным растениям, желание наблюдать и ухаживать за ними.

Методы и приемы: загадка, сюрпризный момент, игра, вопросы поискового характера, разрезная картинка, физкультурная минутка, работа с мнемотаблицами, практическая деятельность.

Предварительная работа
Ежедневно на прогулке наблюдаем и отмечаем состояние погоды. Читали рассказы, стихи; заучивали заклички, потешки, загадывали загадки о весне.
Ежедневно дети наблюдают за ростом и развитием комнатных растений, ухаживают за ними вместе с воспитателем. Составляли небольшие описательные рассказы. Экскурсия в экологическую комнату (многообразие комнатных растений), (на что похожи?). Проводили опыты «Что нужно для роста растений» (свет, тепло, вода).
Ситуации, общение: «От чего заплакала фиалка», «Как живется комнатным растениям в выходные дни», «Как лейка с цветами дружила» и др. Дидактические игры: «Собери цветок из частей», «Угадай по описанию», «На что похоже комнатное растение».
Сажали лук и душистый горошек в группе. Наблюдали за ростом, ухаживали.

Ход занятия

Воспитатель. Отгадайте загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса,
Значит к нам пришла …(весна).

Как вы думаете. Кто я такая? Правильно, весна! А вы будете моими помощниками, веснянками и веснушками. Пройдите на стульчики и принарядитесь. (Девочки одевают веночки, мальчики – кепочки.)

Веснянки и веснушки, скажите мне, а какие изменения происходят на улице весной? Как начинается весна? Посмотрите на эту схему, она вам поможет. (Воспитатель показывает мнемотаблицу, дети отвечают.)

Правильно, зимой было холодно, повсюду лежал снег. А пришла весна и солнышко стало пригревать, снег начал таять, зазвенела капель, побежали ручейки, запели звонко птицы, и уже скоро на деревьях набухнут почки, и появятся первые листочки. Вся природа весной оживает.

А какие изменения происходят с комнатными растениями весной? Правильно, у комнатных растений появляются новые листочки, они начинают расти и цвести. Посмотрите, у меня в горшочке один стебелек. Что нужно растениям, чтобы они росли? (Воспитатель выкладывает разрезную картинку, дети отвечают.) Правильно, всем растениям нужны свет и тепло, вода, земля, воздух.

А сейчас мы поиграем.

Физкультурная минутка.
На окне в горшочках
Поднялись цветочки.
К солнцу потянулись
Солнцу улыбнулись.
К солнышку листочки
Повернут цветочки,
Развернут бутоны
В солнышке утонут.

К нам пришло письмо из Цветочного города, а пишут нам комнатные растения: «Мы заболели, помогите нам!». Отправимся на помощь зеленым друзьям? Согласны? Молодцы! Садитесь в вагончики.

Игра «Вагончики»

Вот мы и приехали в Цветочный город. Посмотрите, какие цветочки. Какое у них настроение? Они заболели и помочь им можете только вы. Но сначала вспомним их имена (герань, бальзамин, бегония).

У каждого цветочка есть своя карточка, в ней говорится о том, как помочь ему. (Воспитатель демонстрирует карточки.)

Как мы будем лечить цветочек? Что для этого нужно сделать? (Дети перечисляют: полить, порыхлить землю, опрыскать.) Какому цветочку мы будем так помогать? Правильно, бальзамину. Почему листочки будем опрыскивать? (мелкие)

Давайте посмотрим на эту карточку. Как будем помогать этому цветочку? (Дети перечисляют: полить, порыхлить землю, удалить пыль с листочков кисточкой.) Какому цветочку будем так помогать? (герани) Почему пыль с листочков будем удалять с помощью кисточки? (мягкие, бархатистые)

Следующая карточка. Как будем помогать? (Дети перечисляют: полить, порыхлить землю, протереть листочки влажными тряпочками.) Какому цветочку будем так помогать? (бегонии) Почему листочки будем протирать влажными тряпочками? (большие, гладкие)

У вас у каждого на груди значки. Веснянки и веснушки с красными значками будут помогать бальзамину, с желтыми – герани, а с зелеными – бегонии. (Дети делятся на подгруппы.) Но перед тем, как приступить к работе, что нужно сделать? (засучить рукава, одеть фартуки)

Молодцы! Посмотрите, какое сейчас настроение у цветочков?

Для того, чтобы вы росли сильными и здоровыми, родители дают вам что? (витамины) Вот и мы сегодня тоже дадим нашим цветочкам витамины, они называются удобрения. А детям можно давать эти витамины? Цветочкам они полезны, а вам вредны! Витамины для цветочков я растворила в воде, возьмите стаканчики и полейте цветы. Мы помогли цветочкам?

Молодцы, веснянки и веснушки! Вы цветочки полили, порыхлили землю, удалили с листочков пыль, дали им витамины. Теперь они будут хорошо расти, цвести и радовать нас. Давайте попрощаемся с цветочками, сядем в вагончики и поедем с вами в детский сад.

Вагончики, вагончики по рельсам тарахтят,
Везут в Цветочный город компанию ребят.

Конспект занятия «Цветковые растения» объединения по интересам «Занимательная биология»


Описание: Материал представляет интерес для педагогов дополнительного образования экологического профиля, воспитателей дошкольных учреждений образования и учителей начальной школы.

Продолжительность занятия: 2 академических часа (по 45 минут)

Место занятия в учебном курсе: занятие с учащимися в объединении по интересам «Занимательная биология», тема «Удивительный мир растений», занятие № 5.

Цель занятия : знакомство учащихся с разнообразием цветковых растений.

Задачи:
Обучающая – познакомить учащихся с формами цветковых растений и их признаками.
Развивающая – заинтересовать изучением растительного мира.
Воспитывающая – воспитывать у учащихся умение работать в коллективе.

Специфика занятия: учебно-развивающее.

Форма организации учебного занятия: индивидуально - групповое, практико-ориентированное занятие.

Методы обучения, используемые на учебном занятии:
- словесный;
- игровой;
- практический.

Материально-техническое обеспечение учебного занятия: игра «Не в бровь, а в глаз», иллюстрации цветковых растений, осенние листья деревьев, картон, клей, краски, кисточки, цветная бумага, альбомные листы, простой карандаш, бумага, ручка.

Предварительная подготовка учащихся к занятию: собрать листья деревьев, подготовить сообщения.

Структура занятия:

1. Организационный этап (5 мин)
2. Ориентировочно-мотивационный этап (15мин)
2.1. Игра «Да-Нет»
3. Операционно-познавательный этап (40 мин)
3.1. Мини-лекция Общая характеристика и разнообразие форм цветковых растений»
3.2. Сообщения учащихся «Удивительные цветковые растения Беларуси»
3.2.1. Ромашка
3.2.2. Дуб
3.2.3. Боярышник
3.2.4. Росянка
3.3. Игра «Не в бровь, а в глаз»
4. Контрольно-коррекционный этап (20 мин)
4.1. Игра «Деревья, кустарники, травы»
4.2. Экологическая мастерская «Фитопечать»
5. Рефлексия (10 мин)
Подведение итогов занятия

1. Организационный этап

Знакомство с темой и целью занятия.

2. Ориентировочно-мотивационный этап

2.1. Игра «Да-Нет»


Педагог задает вопросы, а учащиеся отвечают "ДА" или "НЕТ". По ходу игры педагог дает пояснения.

Вопросы:
Верно ли, что
1. наука, изучающая растения называется ботаникой? (да)
2. у мхов есть корень, стебель, лист, цветок? (нет)
3. у цветковых растений есть корень, стебель, лист, цветок, плоды с семенами? (да)

4. у папоротников есть цветы? (нет)
5. растение – живой организм? (да)
6. водоросли имеют корень, стебель, листья и цветок. (нет)
7. водоросли - жители воды (да)
8. мхи можно встретить во влажных местах (да)
9. представителями хвойных растений являются: сосна, ель, кедр, можжевельник (да)
10. у мхов есть корни (нет)
11. самая малочисленная группа цветковые растения (нет)
12. водоросли используют в пищу (да)
13. листья папоротников похожи на перья (да)
14. растения делят на водоросли, хвощи, плауны, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения (да)
15. лишайники – это симбиоз водоросли и гриба (да)
16. ель – это цветковое растение (нет)
17. морская капуста это водоросль (да)
18. шишка- это плод хвойных растений (да)
19. роза - это цветковое растение (да)
20. сыроежка – это растение (нет)

3.Операционно-познавательный этап

3.1. Мини-лекция «Общая характеристика и разнообразие форм цветковых растений»


Цветковые растения – самая большая группа растительного мира. Их насчитывают более 250 тысяч видов. Они населяют сушу от берегов Арктики до Антарктиды. Цветковыми, эти растения называются, потому что всегда имеют цветы, из которых потом вызревают семена. У цветковых растений есть корень, стебель, листья, цветы, плоды с семенами. Эти растения – самые распространённые в мире.
Ну а мы, а мы с цветками,
Мы цветем, плоды даем,
Мы накормим семенами,
Мы собой украсим дом.
Мы в лесах, лугах и в поле,
Мы в пустыне и в воде.
По цветкам, как по паролю,
Нас узнаете везде.
Цветковые являются самыми молодыми и сложно устроенными с эволюционной точки зрения растениями на Земле. Они смогли расселиться по суше наиболее широко, чем остальные группы растений, приспособиться к различным условиям обитания и способам жизни. В результате цветковые (или покрытосеменные) растения отличаются большим разнообразием. Это разнообразие выражается в различных форме, строении, окраске вегетативных (корней, стеблей и листьев) и генеративных (цветков, плодов, семян) органов растений, продолжительности их жизни. Все эти различия являются следствием адаптации растений к тем или иным условиям обитания.
В мире цветковых растений наиболее полно представлены различные жизненные формы. Выделяют три основные жизненные формы - травы, кустарники и деревья. При этом травы можно считать наиболее прогрессивной ветвью эволюции, так как среди голосеменных (которые являются более древними растениями) их почти нет.
Деревьям свойственны многолетние деревянистые стебли. Главный стебель называется стволом, остальные - ветвями. Совокупность ветвей дерева формирует его крону. Размер деревьев бывает разным. Так, например, вишня представляет собой достаточно невысокое дерево, а вот эвкалипт достигает 100 м. Для сравнения, высота сосен в лесу около 30 м.
Кустарники отличаются от деревьев не только малым размером. Их ствол короткий и начинает ветвиться у самой поверхности почвы, поэтому кустарники состоят в основном из ветвей. К кустарникам относятся не только привычные нам, смородина и крыжовник, но и такие растения как орешник и сирень, которые достигают достаточно больших размеров, в результате чего их можно было бы назвать деревьями.
Травы имеют обычно небольшие размеры и зеленый мягкий стебель. В остальном травянистые растения очень разнообразны: по строению стебля, форме листьев, размеру.
Разнообразие выражается и в продолжительности жизни растений. Среди цветковых существуют однолетние, двулетние и многолетние растения.
Деревья и кустарники всегда являются многолетними. Деревья могут жить сотни, а некоторые виды даже тысячи лет.
Существуют и многолетние травы. В климатических зонах с ярко-выраженной сменой сезонов у них на зиму отмирают надземные части. Но в земле остаются корни и корневища. Весной из подземных почек снова вырастают зеленые надземные части. Примерами многолетних травянистых растений являются одуванчик, крапива, ландыш.
Двулетние травы живут более года, но менее двух лет. В первый год у них растут только вегетативные органы (корни, стебли и листья). На зиму надземные зеленые части отмирают, но за лето в подземных частях многих многолетних растений успевают отложиться запасы питательных веществ (вспомните морковь и свеклу). На следующий год весной зеленые части снова отрастают, и на них развиваются цветки. После их опыления появляются плоды и семена. После того как плоды созревают, двулетние растения отмирают полностью.
Однолетние травянистые растения живут только один вегетационный период. Чаще всего с весны до осени. Однако есть цветковые растения, которые живут всего несколько месяцев и даже меньше. За это время однолетние растения успевают вырасти, зацвести, и на них успевают созреть плоды и семена. Примерами однолетних растений являются горох, пшеница, редис.

3.2. Сообщения учащихся «Удивительные цветковые растения Беларуси»

3.2.1. Ромашка


1 - Ромашки принадлежат к одной из самых крупных семейств растений в мире, составляющего почти 10% всех цветущих растений на Земле.
2 - Ромашки встречаются повсеместно на Земле, кроме Антарктиды.
3 – Английское название ромашки – Дейзи (daisy) от Старого английского "Даес Eage", что означает "глаз дня", за то, они раскрывают свои лепестки на рассвете и закрываются с закатом солнца.
4 - Ромашки символизирует чистоту и невинность.
5 - На протяжении всей истории цветок использовался в медицине, древние лекари считали, что ромашка предохраняет от «дурного глаза».
6 - В Древнем Риме, хирурги приказывали своим рабам, собирать полные мешки ромашки, чтобы извлечь их сок, употребляемый для лечения ран, нанесённых мечом и копьём. Ромашка также популярна в гомеопатии и используется для лечения множества заболеваний, таких, как ревматизм, бронхит и воспаление почек.
9 - Свежие цветочные головки и листья съедобны и могут добавляться в салаты (они «родственники» артишоков имеют высокое содержание витамина С).
10 – Белые ромашки великолепно сочетаются с синими васильками, красными маками, солнечными декоративными подсолнухами, нежными незабудками или оранжевыми ноготками.

3.2.2. Дуб


1. Дуб – символ силы, выдержки и мощи. Они растут веками и становятся свидетелями истории, храня в своих кольцах хроники прошедших лет.
2. Дубы, чаще чем любые другие деревья привлекают на себя удары молнии. Это делало их любимыми деревьями друидов, которые считали молнию знаком вдохновения, называя ее «арвен».
3. Чернила. Одним из самых важных текстов в европейской истории, включая Великую хартию вольностей, теории Ньютона и произведения Моцарта, были написаны с помощью дуба. Точнее чернил, сделанных из галл на дубовых листьях, также называемых чернильными орешками. Лист, покрытый таким веществом, способен выделять черный пигмент, называемый танином.
4. Лечебные свойства. Практически все части дуба, включая листья, кору, ветки и желуди, использовались (а в некоторых местах и продолжают использоваться) для лечения таких заболеваний, как диарея, воспаления, почечные камни и др.
5. Употребление в пищу. В давние времена дубовый плод – молотые желуди - использовались как заменитель кофе, а из дубовых побегов готовили алкогольные настойки и напитки. В еще более давние времена люди собирали желуди, делали из них муку и пекли хлеб.
6. Мы все похожи, но такие разные. Существует более шестисот видов дубовых деревьев, многие из них практически неотличимы друг от друга.
7. Биологическое разнообразие. Дубовые леса и рощи создают удобную и богатую среду обитания для большого количества различных представителей флоры и фауны.
8. Экологичность. Дубовые леса, рощи и насаждения играют важную роль в очистке воздуха от углекислого газа. Они не только перерабатывают, но и сохраняют CO2, что увеличивает способность дубов делать наш воздух чище.

3.2.3. Боярышник


1. Название возникло из-за цвета плодов, которые имеют насыщенный бордово-красный цвет. В целом же, кустарник весьма дружелюбный и даже полезный для человека, если не считать колючек на ветках.
2. Молодые побеги имеют кору коричнево-красного цвета, которая по мере роста веток меняет окрас на более тёмный и грубеет.
3. Боярышник кроваво-красный уникален ещё и тем, что может спокойно расти до 400 лет.
4. Люди используют боярышник кроваво-красный ещё с 16 века. За это время придумано множество различных рецептов и их вариаций, которые помогли избавиться от многих болезней.
5. Более интересное применение боярышнику нашли в Англии. Там на 1 мая незамужние девушки привязывают ветку боярышника к столбу, а утром смотрят, в какую сторону её склонил ветер. Принято считать, что именно оттуда избранница должна ожидать жениха.

3.2.4. Росянка


1. Росянки - одни из наиболее распространенных среди насекомоядных растений.
2. Манящая капля “росы” оказывается на поверку липкой слизью, которая и лишает насекомое возможности спастись. Лист росянки необычайно чувствителен - достаточно легчайшего прикосновения, и все его волоски приходят в движение, изгибаясь к центру в стремлении как можно “щедрее” облепить жертву клейким веществом и переместить ее в самую середину листа - туда, где находятся пищеварительные ворсинки. Постепенно лист росянки смыкается над насекомым, превращаясь в некое подобие крошечного желудка.
3. Процесс пищеварения обычно занимает несколько дней. Железы росянки выделяют жидкость, содержащую органические кислоты (в основном бензойную и муравьиную) и пищеварительные ферменты типа пепсина, расщепляющие белки насекомого до более простых соединений, которые растение способно усвоить.
4. Чарльз Дарвин, проводивший многочисленные наблюдения и эксперименты с росянкой крупнолистной, обнаружил удивительную способность этого растения переваривать даже кусочки кости и хряща.
5. От насекомых же, пойманных росянкой, остаются лишь нерастворимые ферментами хитиновые покровы, которые вскоре смываются с поверхности ловчего листа дождем или уносятся ветром.

3.3. Игра «Не в бровь, а в глаз»


Игра проводится по аналогичному типу предложенному в сборнике «Часы веселых затей» (Минск «Красико-Принт», 2000г. (с. 44-53))

4. Контрольно-коррекционный этап

4.1. Игра «Деревья, кустарники, травы»


Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 16»

Конспект НОД по экологическому образованию в средней группе на тему «Кто живет в лесу?»

Составил: воспитатель

МБДОУ «Детский сад № 16»

Майорова С.Н.

Г. Богородск, 2016 г.

Конспект НОД по экологическому образованию в средней группе.

Тема: «Кто живет в лесу?»

Цель: Закрепление представлений детей о жизни животных леса(медведь, белка, заяц, лиса), их местах обитания, подготовке к зимнему времени года.

Задачи:

Образовательные: Совершенствовать умение детей классифицировать объекты.

Развивающие: Развивать познавательный интерес к природе, творческое воображение, мышление.

Воспитательные: Прививать чувство ответственности за жизнь окружающих животных.

Средства: шапки-масочки: медведя, зайца, белки, лисы; изображения жилищ животных большого размера, д/и «Собери картинку», материалы для аппликации, клей, салфетки, презентация «Назови одним словом», аудиозапись «Звуки природы».

Способы:

Словесные: Вопросы к детям, загадки про лесных жителей.

Наглядные: Рассматривание изображений лесных животных и их жилищ.

Практические: Дыхательная гимнастика, д/и «Назови одним словом», д/и «Собери картинку», п/ и «Зайка серенький сидит».

Игровые: Игровая ситуация.

Словарная работа: Дупло, берлога, нора, логово.

Предварительная работа: Рассматривание диких животных, макета леса.

Ход:

(Дети проходят в комнату экологии, воспитатель надевает каждому ребенку шапочку лесного животного: медведь, белка, заяц, лиса. Звучит музыка леса.)

Воспитатель: Здравствуйте, лесные жители! Медвежата, зайчата, бельчата, лисята!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, послушайте я вам загадки загадаю, а вы попробуйте отгадать их.

Он всю зиму долго спал,

Лапу правую сосал,

А проснулся - стал реветь.

Этот зверь лесной...

(Медведь)

Пушистая и рыжая

На дереве живет.

Сильными зубками

Орешки все грызёт.

(Белочка).

Эта рыжая плутовка
В сказке всех обманет ловко.
Ловит уточек и зайцев!
Ей на зуб не попадайся!

(Лиса)

Что за зверь такой лесной?

В белой шубке он зимой.

Всех боится зверь-трусишка.

Как зовут его?

(Зайчишка)

Воспитатель: Сегодня я пришла к вам в гости на лесную опушку. Вы расскажите мне как вы живете в лесу?

Дети: Расскажем.

Воспитатель:: Тогда, проходите каждый к своему домику. (В комнате расставлены изображения жилищ животных: нора, дупло, берлога, куст. Возле каждого жилища стоят стульчики, дети садятся на них.)

Воспитатель: Белки, как называется ваш домик?

Дети: дупло.

Воспитатель: Зайцы, а где живете вы?

Дети: Мы живем под кустом.

Воспитатель: Лисы, как называется ваше жилище?

Дети: Мы живем в норе.

Воспитатель: Медвежата, где вы живете?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Милые лесные животные, расскажите мне, что вы делаете осенью?

Дети: запасаем пищу, нагуливаем жир и т.д.

Воспитатель: Предлагаю вам показать, как вы готовитесь к зиме. (Возле каждого вида «животных» стоят различные задания следующего плана: белки приклеивают на нарисованную, на дупле нить грибы, медведи ищут ягоды малины по комнате и приклеивают в кузовок, зайцы раскрашивают веточки деревьев, лиса ищет по комнате мышей и приклеивает их к норке)

Дети: выполняют задания и комментируют свои действия.

Воспитатель: Как много у вас забот осенью! Даже нет времени отдохнуть. Предлагаю вам исполнить веселую зарядку (звучит музыка, дети выполняют движения под музыку).

«Подвижная игра Зайка серенький сидит»

(Дети стоят)

Зайка серенький сидит

И ушами шевелит.

Вот так и вот так

Он ушами шевелит.

(Дети присели, ручки подняли, как ушки у зайки и двигают ими)

Зайке холодно сидеть

Надо лапоньки погреть.

Вот так и вот так

Надо лапоньки погреть.

(Дети встают и хлопают в ладоши)

Зайке холодно стоять надо зайке поскакать.

Вот так и вот так

Надо зайке поскакать.

(Дети прыгают на месте)

Волк зайчишку испугал,

Зайка прыг и убежал.

(Дети бегают и садятся на свои стульчики)

Дидактическая игра «Назови одним словом»

Педагог: Посмотрите на экран (включается презентация). Давайте назовем одним словом все, что увидим.

1. бабочка, жук, комар, муха, пчела, стрекоза – это... (насекомые);

2. берёза, дуб, ель – это... (деревья);

3. скворец, снегирь, сова, сорока – это... (птицы);

4. брусника, земляника, малина, смородина – это... (ягоды).

Дыхательная гимнастика.

Воспитатель: Внимание, внимание! Объявляю соревнование среди лесных животных! На столе стоят птички-невилички, надо сделать так, чтобы они полетели. (Дети выстраиваются в две колонны, подходят к столу, каждый ребенок дует на птичку только один раз. Результат: чья птичка улетит дальше.)

Дидактическая игра «Собери картинку»

Воспитатель: Следующее задание, каждая группа лесных животных должна собрать картинку других животных. (Белки собирают изображение зайцев, зайцы – медведей, медведи – лисиц, лисицы – белок). Кто справляется первый, поднимет руки вверх.

Воспитатель: Лесные ребята-зверята, вы очень интересно рассказали мне о себе, показали, чем занимаетесь осенью. А теперь предлагаю вспомнить тех животных, которые сегодня не смогли прийти к нам на полянку. Каких животных не хватает?

Воспитатель: Слушайте загадки.

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?

(Волк)

У него иголочки,

Как в лесу на елочке.

Зверя лучше не тревожь!

Он колючий. Это...

(еж)

Дети: Волка, ежа.

Воспитатель: Верно, посмотрите на картину. У волка жилище – логово. А детеныши – волчата. Еж на зиму зарывается в норку и впадает в спячку. А сейчас лесные животные могут снова превратиться в деток. (Дети снимают маски)

Итог:

Воспитатель: Дети, вам понравилось сегодня у меня в гостях? Если понравилось, то похлопаем сами себе, а если что-то не понравилось, то посидим тихо. Кем вы сегодня были?

Дети: Мы были лесными животными.

Воспитатель: Как называется жилище медведя?

Дети: Берлога.

Воспитатель: Правильно, а белки?

Дети: Дупло.

Воспитатель: А Лисы?

Дети: Норка.

Воспитатель: А кто вспомнит жилище волка?

Дети: Логово.

Воспитатель: А зайца?

Дети: Куст.

Воспитатель: А как зимует ёжик?

Дети: Ёжик зарывается в норку.

Воспитатель: Молодцы всё вспомнили.

Воспитатель: А вы любите животных?

Дети: Любим.

Воспитатель: Животные – это наши братья меньшие. Их нужно любить и беречь! Приносить из леса животных не стоит, ведь вы теперь знаете, что у каждого животного есть дом в лесу и свои родные мамы, папы или детки!


СП – Детский сад «Березка» ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка

Конспект интегрированной образовательной деятельности

по экологическому образованию

Тема «Защитим нашу Землю»

В старшей группе

Разработала

Дмитриева Елена Вячеславовна,

Воспитатель СП – Детский сад «Березка»

ГБОУ СОШ «ОЦ» с.Августовка

г.о. САМАРА, 2016г.

Тема «Защитим нашу Землю»

Тип: Обощающий

Вид: Экологическое образование

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно - эстетическое развитие.

Задачи:

Оразовательные:

1. Расширять представления детей о планете Земля, об окружающей природе.

2. Формировать понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

3. Формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

4. Систематизировать знания детей о способах защиты окружающей среды

5. Закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие .

6 . Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Формировать умение различать вопросы« сколько», « какой», « который» и правильно отвечать на них.

7. Совершенствовать музыкальную память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений (вступление).

8. Формировать желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных аппликаций, закреплять навыки аккуратного наклеивания.

9. Совершенствовать умение детей проводить несложные опыты, логически мыслить, делать выводы.

Речевые:

1. Формировать умение образовывать имена прилагательные от имен существительных.

2. Формировать умение делить двусложные и трехсложные слова на части, развивать умение слышать и слушать произносимые слова.

3. Продолжать развивать умение отвечать на поставленные вопросы, делать выводы; развивать связную речь, умение отвечать на вопрос полным предложением.

Развивающие:

1. Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, существующие в природе, делать логические умозаключения.

2. Развивать наблюдательность, формировать потребность делиться своими впечатлениями.

3. Развивать познавательный интерес к окружающей среде.

4. Развивать творческое воображение, фантазию детей.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение и любовь к окружающей среде, понимание ее значения в жизни человека, желание заботиться о ней.

2. Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

Предварительная работа

Подготовка воспитателя:

Составила конспект, подобрала наглядный и дидактический с материал, подготовила аудиозапись П.И. Чайковского «Шум ветра», «Подснежник», подготовила презентацию для игры «Четвертый лишний», оборудование для опытов.

Подготовка детей: предварительная беседа по теме занятия, беседы о правилах поведения в природе, о воздухе (значение воздуха, причины загрязнения воздуха, пути очищения), о воде (значение воды, причины загрязнения, пути очищения воды), о живой природе (правила поведения в природе)

Материалы и оборудование:

Глобус, письмо, картинки с изображением деревьев леса

(береза, осина, липа, дуб, клен, ель, сосна , рябина, ольха), звукозапись «Шум ветра», « Подснежник» П.И. Чайковский. компьютер , презентация игры « Четвертый лишний»(деревья), мяч; для опытов : стаканчики с водой, трубочки, целлофановый пакет, мыльные пузыри; магнитофон, медальоны для дидактические игры « Паутина жизни»(волк, заяц, пчела, цветок, дерево, вода,воздух, птица, морковь, солнце); изображения цветов различных по цвету и величине, клубок, пособие «Цветик-семицветик», клей карандаш, салфетки, клеенки, изображения природных явлений, для рефлексии эмблемы цветы: василёк, мак.

Формы организации совместной деятельности

Логика образовательной деятельности

Ввод-ная часть

09. 35-09.45

Обращает внимание на состояние погоды за окном: «Ребята, когда вы шли в детский сад, вы, наверное, заметили какое сегодня утро. Воздух прозрачный, светлый и чистый. Солнце нежное и теплое. Небо высокое и лазурное. Какое настроение у вас в это чудесное утро?»

«Да, сегодня солнечный и радостный день.

Доброе утро, всем, кто проснулся.

Доброе утро, кто улыбнулся.

Глазки откройте, на нас посмотрите,

Мы вас всех любим, и вы нас любите.

Доброе утро, Солнце!

Доброе утро, Небо!

Доброе утро, Земля!

Стук в дверь Воспитатель вносит глобус с прикрепленным письмом».

«Внимание! Жители планеты Земля вызывают службу спасения. Сообщаем: наша планета в опасности: отравлен воздух, вода, вырублены леса, уничтожены цветы, многие животные; мы обращаемся ко всем, кто нас слышит. Помогите нам расскажите о нашей беде всем. Может быть, тогда люди услышат нас. Очень надеемся на помощь! »

Воспитатель: «Вы хотите помочь Земле, спасти её от гибели? Превратить в зеленый рай, где щебечут птицы, журчит чистая вода?»

Предлагает детям помочь планете земля: «Тогда давайте докажем, что мы действительно являемся защитниками окружающей среды. Кто знает, кто такие защитники окружающей среды?

Кто знает, что такое окружающая среда?

Чтобы доказать, что мы настоящие защитники окружающей среды, необходимо много знать. Вот сейчас проверим, знаете ли вы всё.

Много на нашей Земле разных чудес: и высокие горы, и глубокие реки, и ледяные моря, и жаркие пустыни. Но, пожалуй, самое большое чудо – это лес. – Но, как же мы попадем в лес, как можно до него добраться?

Давайте превратимся в облака.

В облака мы превратимся,

К лесу ближнему помчимся.

Чтоб увидеть с высоты

Деревья, травы и кусты»

Устанавливают взаимосвязь погоды и настроения.

Отвечают на вопросы: «Хорошее, веселое и радостное»

Наблюдают за действиями педагога,

Дети обнаруживают конверт.

Отвечают на вопросы: «Да, хотим помочь».

Эмоционально откликаются, отвечают на вопросы: «Это люди, которые стоят на защите нашей природы, охраняют окружающую среду.

Это всё то, что окружает людей на Земле, вода и горы, небо и земля, растения и города, фабрики и заводы. Это те места, где мы живем, отдыхаем, работаем».

На автобусе, пешком, на машине.

Дети закрывают глаза и «превращаются» в облака

Устанавливают взаимосвязь погоды и настроения

Развивается наблюдательность, формируется потребность делиться своими впечатлениями.

Формируется интерес к предстоящей НОД Вызвать эмоциональноположительный отклик на игровую ситуацию

Воспитывается бережное отношение и любовь к окружающей среде, желание заботиться о ней .

Основная часть

09.45-09.55

Предлагает присесть на стульчики и рассмотреть иллюстрации с изображением деревьев: «Волшебный лес приготовил для нас испытание. Какие деревья вы знаете?

Как называется лес, в котором растут эти деревья?

Как можно назвать одним словом деревья: ель, пихта, сосна, кедр? И почему?

Ребята, а ещё какой бывает лес? Какие деревья растут в смешанном лесу. Посмотрите, как весело стало на земле с растениями»

1.Ели – ельник (еловый лес).

2.Дубы – дубрава (дубовый лес).

3.Сосны – сосняк (сосновый бор).

4.Осины – осинник (осиновая роща)

Рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы: «Рябина, береза, тополь, осина, клен, ольха.

Лиственный.

Хвойные, потому, что у них вместо листьев – хвоинки.

Смешанный.

Лиственные и хвойные »

Развивается умение устанавливать причинноследственные связи, существующие в природе.

закрепить знания детей о деревьях, растущих в данной местности, уметь классифицировать их, находить внешнее сходство и различие;

Игра «Четвертый лишний»

Группируют предметы методом исключения, по общим признакам

Тренируется внимание, память, умение сопоставлять, выделяя черты схожести и различия предметов. Обогащает знания об окружающем мире. Развивается логическое мышление. Формируется умение объединять предметы по общим признакам.

« Скажи, одним словом»

(игра с мячом )

«Я буду бросать мяч, и называть листья и плоды деревьев, а вы мне говорить, как это называется одним словом

лист березы - березовый

лист осины - осиновый

лист клена – кленовый

лист дуба – дубовый

лист липы - липовый

лист ольхи – ольховый

лист рябины - рябиновый

лист тополя - тополиный

шишка ели - еловая

шишка сосны – сосновая»

Под контролем воспитателя подбирают слова-признаки к словам – предметам.

Формируется умение образовывать прилагательные от существительных, закрепляются навыки словообразования

« Разложи цветы по порядку»,

«Какой по счету»

«Земле нравится, когда в лесу много цветов мы оказались с вами на цветочной полянке

Сколько красивых цветов на полянке! Давайте посчитаем их. (Дети считают.)

Все ли цветы одинаковые?

Правильно, они отличаются по цвету и по размеру. Какой по счёту слева оранжевый маленький цветок? Какой по счёту слева синий цветок? ...красный цветок? Давайте мы сейчас, их разложим в порядке возрастания».

Сравнивают цветы, называют отличительные признаки (величина, цвет), считают цветы слева направо и наоборот. Ответы детей.

Ответы детей.

Совершенствуются навыки счета в пределах10. Формируется умение различать вопросы

« Который», «Какой по счету» и правильно отвечать на них.

Физминутка « Подснежник» с музыкальным сопровождением П.И. Чайковский

Представьте, что вы маленькое семечко, и вы глубоко в земле. А сейчас вы начнете расти, медленно, но уверенно. Раз - мы поднимаемся, два - мы раскрываемся, три - наши листики тянутся к ласковому солнышку. Наши бутончики распускаются. Мы красивые цветы. Мы улыбаемся солнышку. И вдруг подул холодный, порывистый ветер. Он волнует цветочное поле, раскачивает: вперед, назад, вправо, влево, но мы крепко держимся за землю. Никакой ветер не сможет погубить красивые цветы. Так добро побеждает зло! Молодцы! Вы были настоящими цветочками

Продолжим наше путешествие, здесь много еще интересного

Дети сидят на корточках в кругу, голову нагнув к коленям и обхватив её руками.
Выполняют движения в соответствии с характером музыки

Совершенствуется музыкальная память через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведений.Формируется умение представлять себя в роли объекта, использовать различные средства выразительности, соответствующие характеру музыки

«Раздели на слоги» (береза, тополь, ромашка, дуб, роза, туча, вода, солнце, сорока, ворона )

«Возьмите картинки и назовите что на ней изображено.

Слово нужно повторить

И на слоги разделить»

Делят слова на слоги

Формируется умение делить двусложные и трехсложные слова на части.

Звучит шум ветра .(аудиозапись)

« Что это?

Что такое ветер?

Для чего нужен воздух?

Давайте проверим, есть ли воздух на нашей планете?» - предлагает детям провести опыт с воздухом «Что в пакете?»

«Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?

Смотрите, какой он тоненький. Теперь вы наберите в пакет воздух и зажмите его.

Каких размеров стал пакет? Что в пакете?

Теперь разожмите пакет и выпустите из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?

Воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его»

Стакан с водой, трубочка. Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.

«Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?

Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.

Закройте пальчиками свои носики? Ну как можете вы долго не дышать? Чем мы дышим?

Значит наш невидимый друг воздух.

Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?

Давайте и мы мыльные пузыри попускаем.

Да, остался ещё воздух на Земле, но в нем много микробов. Почему иногда очень тяжело дышать на Земле, как вы думаете?

Без чего еще нельзя прожить на Земле?

Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без...»

Ветер.

Это движение воздуха

Воздухом дышит наша Земля, как и все люди, живущие на Земле.

Принимают активное участие в проведении опыта.

Он пуст.

Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке.

В нём нет воздуха.

слоги

Выходят пузырьки.

Высказывают свои предположения о необходимости воздуха для жизни, прогнозируют вывод: «Без воздуха нет жизни на земле»

Мыльные

Дети аргументируют результаты выполнения опытов

Воды

Формируется интерес к познавательно-исследовательской деятельности, учатся делать выводы на основе проведенного опыта.

Игра « Хорошо - плохо»

«Дети, а когда вода – это хорошо?»

«Отлично справились с заданием. Послушаем ответы второй вопрос «Вода – это плохо. Почему?».

Рассуждают на заданную тему, высказывают собственные предположения.

Вода нужна для питья, чтобы готовить еду, умываться, мыть посуду, полы, игрушки, мыть машину стирать одежду. Водой закаляются. Вода нужна для того чтобы поливать цветы, растения в огороде. А ещё в воде живут различные животные и рыбы, возле воды обитают птицы.

Это хорошо!

Если в жару напиться холодной воды, то модно заболеть. Горячей водой можно обжечься. Если не аккуратно обращаться с водой и пролить её на пол, то можно поскользнуться и упасть, большие лужи после дождя. Если часто поливать растения, они могут погибнуть. Если не умеешь плавать, можно утонуть. Бывают наводнения и тогда вода разрушает всё на своём пути не жалея ни кого и ничего.

Совершенствуется умение высказываться сложноподчиненными предложениями, видеть в одном явлении положительные и отрицательные качества. учить детей устанавливать причинно-следственные связи, делать логические умозаключения.

Игра « Паутина жизни»

Дети встают в круг. Все получают нагрудные значки и начинают игру.

Ребенок с нагрудным значком, на котором изображена пчела (любой персонаж), берет клубок ниток.

Воспитатель: что нужно пчеле?

Ребенок (со значком " цветок" ): цветок! Я нужен!

Ребенок -"Пчела" передает клубок ребенку-цветку. Конец нити остается у "Пчелы".

"Цветок"-ребенок: что нужно мне для жизни?

"Вода "- ребенок: я нужна, вода!

К концу игры все дети оказываются опутанными бечевкой, символизирующей многочисленные пищевые и непищевые связи между компонентами леса.

«Ниточки, которые соединили вас, существуют и в природе, только они невидимы. Эти ниточки неразрывно связывают одни природные объекты с другими, поэтому и называются "связями". Точнее "взаимосвязями", потому что эти объекты взаимно нужны друг другу. Взаимосвязи перекрещиваются, перепутываются, получается паутина соединяющая каждого с каждым.

Ребята, потяните за свои ниточки. Крепки связи? "Цветок" отпусти свою ниточку. Что происходит?»

«Так может случиться, если погибнет, хотя бы один вид растений или животных.

Молодцы, ребята! Сматываем клубок ниток.

Рассуждают о необходимости таких факторов для жизнедеятельности.

Паутинка начинает рассыпаться.

Формируется понятие о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

Дидактическая игра

« Если бы я был волшебником»

Дети по очереди дарят лесу подарки, объясняя их значение, передавая волшебную палочку или беря лепестки у цветика- семицветика.

1.Земля я дарю тебе солнышко, пусть оно ярко светит и согревает тебя.

2.Земля, я дарю тебе дождик, пусть он напоит всех твоих жителей.

3.Земля, я дарю тебе траву, чтобы смогли вернуться насекомые и животные.

4.Земля, я дарю тебе деревья, чтобы вернулись птицы.

5.Земля, Земля я дарю тебе цветы, пусть они тебя украшают.

6.Земля, я дарю тебе зверей, ведь ты для них – дом.

7.Земля, я дарю тебе птиц, чтобы они радовали тебя своим пением.

8.Земля, я дарю тебе насекомых, чтобы они украсили тебя своим ярким нарядом.

10.Земля, я дарю тебе ягоды, ведь ими питаются птицы.

11.Земля, я дарю тебе грибы, ведь ими питаются животные.

Формируется умение решать проблемную ситуацию, активизируется творческая фантазия.

«Вот сколько чудесных встреч приготовил нам сказочный лес.

Что же нужно сделать, чтобы на нашей планете не произошло беды?»

«Ребята, вы знаете, что кроме правил дорожного движения, которые мы все соблюдаем, есть правила поведения на планете земля, которые мы тоже должны соблюдать. Нам необходимо научить всех – правильно вести в природе. Давайте защитники окружающей среды вспомним о правилах поведения в природе.

А сейчас мы сделаем с вами запрещающие экологические знаки, чтобы люди знали, что нельзя делать на планете земля. Давайте наклеим запрещающие знаки и развесим их на экологической тропе.

Посмотрите на эти экологические знаки: О чем нас предупреждают знаки?

Что они обозначают?

Беречь, охранять, защищать природу

ответы детей

Под контролем педагога выполняют работу по изготовлению экологических знаков

Формируется желание взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных аппликаций. Закрепляются навыки аккуратного наклеивания.

Подведение итогов

Рефлексия

09.55-10.00

Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодиться в жизни? Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Защитники окружающей среды, кому сегодня было очень интересно спасать нашу землю от загрязнений, возьмите в подарок – красный мак, а кто немного затруднялся или показалось, что это очень трудное дело – возьмите синий василек.

Почему взяли красный мак?

А почему ты взял – синий василёк?

Мне сегодня очень приятно, что вы помогли нашей Земле – спасли её от гибели. И думаю, что в дальнейшем вы будете ежедневно защищать и беречь окружающий нас мир!

Спасибо вам за работу, ребята!

Выбирают картинки с изображением мака или василька

Формируется умение самостоятельно обобщать результаты своей работы, совершенствуются навыки самоконтроля.