Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Красавицы на руси. Лики женской красоты в русской живописи

Лучшей рекламой сегодня является вскользь оброненное: «Такой косметикой пользовалась сама Нефертити ». В принципе имя можно подставить любое — Клеопатра , Екатерина Великая , королева Марго , Мария Медичи . Но в наших широтах беспроигрышным вариантом будет упомянуть русских боярынь, поскольку они, как известно, «красою лепы, бровьми союзны».

«Иные же жонки лицо своё безобразят, и паки красок накладут — ино червлёно, ино бело, ино сине, что суть подобно мерзкому зверю облизьяну» — такие гневные обличительные речи произносились в середине XVII столетия в «Кружке ревнителей древлего благочестия», идейным вдохновителем которого был небезызвестный протопоп Аввакум . Адресовались они, как легко можно понять, тем самым «боярыням», что, по мнению нынешних косметологов, пользовались только натуральными, природными средствами.

Фрагмент картины Константина Маковского «Портрет З. И. Юсуповой»

Мука для Марфушки

Превознося «старинные бабушкины рецепты», горе-специалисты часто идут на прямой подлог: «Для румян и помады русские красавицы использовали сок малины, вишни, натирали щёки свёклой. Для придания коже белизны брали пшеничную муку или мел». Источник вдохновения этого опуса очевиден — киносказка Александра Роу «Морозко». Именно там Марфушеньку-душеньку пудрят мукой и румянят свёклой, доводя до вида классической матрёшки. Реальность же была куда более грубой, а главное, вредной.

Самое забавное, что все источники сходятся в одном: косметику боярыни любили слишком сильно. Как возмущался декоративной косметикой неистовый старообрядец протопоп Аввакум, уже ясно. Его идейный противник, митрополит Новгородский и Великолуцкий Макарий III , в публицистике силён не был, однако в 1662 году изгнал из храма несколько чрезмерно накрашенных женщин. Иностранцы, вообще не имеющие к православной церкви ни малейшего отношения, парадоксальным образом были на стороне и Аввакума, и Макария: «Женщины в Московии имеют изящную наружность и благовидную красоту лица, но природную красу их портят бесполезные притирания. Они так намазывают свои лица, что почти на расстоянии выстрела можно видеть налепленные на лицах краски. Брови они раскрашивают в чёрную краску под цвет гагата». Это слова англичанина Энтони Дженкинсона , путешествовавшего по России в середине XVI века.

Кстати, иностранцы на первый взгляд подтверждают «натуральность» старомосковской косметики. Вот немец Адам Олеарий : «Они белятся так, что кажется, будто кто-то пригоршней муки провёл по их лицу». Вот барон Иоганн Корб : «Белила их столь грубы, что женщины похожи на булки, сверх меры засыпанные мукой». Вот тот же Дженкинсон: «Всего лучше сравнить их с жёнами мельников, потому что они выглядят, как будто около их лиц выколачивали мешки муки». Велик соблазн предположить, что в качестве пудры и впрямь использовали пшеничную муку.

Понадобился пристальный взгляд специалиста, который к тому же был не чужд литературному труду. Им стал личный врач царя Алексея Михайловича Самуэль Коллинз : «Румяна и пудра их похожи на те краски, которыми мы украшаем летом трубы наших домов. Они состоят из красной охры и испанских белил». Собственно, этим сказано всё. И красная охра, и висмутовые, или испанские, белила широко используются в современной индустрии косметики. Так что никакими особенными рецептами старомосковские красавицы не обладали. Более того, если сравнить косметический ассортимент средней европейской модницы и русской красавицы тех времён, то получится, что они почти идентичны. Французские гонители «искусственной красоты» в 1642 году с негодованием писали о том, что дамские прихоти стали разорять мужчин: «Для туалета одной дамы теперь требуется целая лавка белил, румян, сулемы, квасцов, коровьего помёта, уксуса, духов, миндального масла...» Так что перебора в русской косметике было ничуть не больше, чем в Европе. Отличия в ассортименте тоже минимальны — вместо миндального масла на Руси чаще использовали облепиховое, а также умащали тело «холодцом» — тогда так называли не говяжий студень, а спиртовую настойку мяты, своего рода лосьон.

Фрагмент картины Константина Маковского «За чаем»

Реформы и зубы

Единственное, в чём наши косметические нравы резко отличались от европейских, так это прикладной стоматологией. Иностранцы в ужасе писали: «Русские женщины чернят свои зубы». В сочетании с белилами и румянами чёрная улыбка действительно выглядела устрашающе. Но тому было своё объяснение. Чаще всего кивают на то, что русские переняли этот обычай у татар, а те, в свою очередь, у китайцев и японцев. Действительно, в Азии было принято чернить зубы. Но татарское влияние здесь ни при чём.

«При чём» — некоторый прогресс в области химии, а также стремление русских женщин выглядеть сногсшибательно. Особенно это касалось высшей аристократии. Белизна улыбки почиталась как одна из основных добродетелей невесты. Разумеется, можно было чистить зубы толчёным мелом, но процесс этот был длительным и трудоёмким. А хотелось всего и сразу. И тогда русские аптекари предложили эффективный вариант. Меркуриальные примочки. То есть пасты на основе соединений ртути. Это был прорыв. Зубы становились белоснежными за два-три использования такой пасты. Правда, через полгода, много — год, вся эта красота облезала вместе с эмалью, оставляя грязно-серые, а при условии усердного применения и чёрные пеньки.

А дальше срабатывал механизм женского попугайства. Если у боярыни зубы чёрные, значит, это модно. Значит, любая «жонка» с московского посада замешает нутряное свиное сало с сажей из печной трубы, сдобрит это дело рыбьим клеем и вымажет свои зубы, чтобы хоть таким образом сравняться с боярыней.

Среди реформ Петра I чаще всего вспоминают создание регулярной армии, а также повальное брадобритие у мужчин. Всё верно. Но царь-плотник не оставил своим вниманием и прекрасную половину человечества. Когда говорят, что он запретил чернить зубы, несколько грешат против истины. Он всего-навсего запретил их отбеливать ртутью, силой заставив отказаться от «бабушкиных рецептов». И привил на Руси обычное средство для гигиены рта — тряпочку и щётку с толчёным мелом.


То, что критерии красоты постоянно меняются с течением времени, – факт общеизвестный. Теперешние представления об идеальных параметрах женского тела и моральных качествах кардинально отличаются от тех требований, которые выдвигали к девушкам в прошлые столетия. Идеалом, достойным подражания, на Руси считались «славутницы» (или «славницы»). Кто же попадал под это определение?



Традиционные представления о красоте и о системе женских добродетелей на Руси оставались неизменными в течение столетий. В первую очередь это касается деревенского уклада, сохранившего свою самобытность и незыблемость вплоть до конца XIX в. В частности, долгое время не теряли своей актуальности представления о девичестве и так называемой «славутности».



«Сверхзадачей» любой девушки на Руси было замужество и рождение детей. Период девичества наступал в 13-14 лет, а в 15-16 лет девочки-подростки превращались в зрелых «славутниц». Их основной целью было научиться нравиться окружающим и стать привлекательными для мужчин. По словам И. Шангиной, «в девочке старались воспитать прежде всего «женство» – качество, благодаря которому она сможет выполнить свое предназначение на земле».



Как пишет И. Шангина, «славутность – довольно сложное понятие, включавшее в себя целый набор качеств: приятный внешний облик, обаяние, умение хорошо одеваться, вести себя по правилам, принятым в обществе, и, конечно, «честное» имя. «Славутность» считалась свойством, которое расцветает вместе с девичеством». Среди основных критериев красоты были крепкое телосложение (дородность), высокая грудь, крутые бедра, круглое лицо, длинная коса. Появившаяся позже в дворянской среде мода на субтильных барышень в деревне не прижилась – бледная кожа и хрупкое телосложение воспринимались как признаки болезни или физической незрелости.



«Красавами», «красулями» называли статных, белолицых, румяных, белозубых, чернобровых. Это были не только критерии красоты, но и символы жизненной энергии и здоровья. Особую прелесть девушке придавали длинные густые волосы, заплетенные в толстую косу, и «частая» походка – мелкие шажки с плавным покачиванием бедер и колыханием груди.



Однако внешней красоты было недостаточно, чтобы называться «славутницей». Особенно ценилась «умнота» – умение умно, правильно себя вести. Девушка должна была быть доброжелательной, вежливой, скромной, но и в меру раскованной. Чтобы произвести впечатление на будущего мужа и его семью, славутнице надлежало быть учтивой, ласковой и послушной. При этом излишняя скромность воспринималась так же негативно, как и развязность, ведь чтобы нравиться парням, девушка должна была быть веселой и остроумной, уметь плясать и петь.





Немаловажное условие успеха – безупречная репутация. Утрата девственности до свадьбы означала и утрату славутости. Поэтому блюсти свою честь и доброе имя – обязанность каждой юной девушки. Кроме того, считалось, что от девственной чистоты зависит здоровье будущего потомства.



Девушки несли ответственность не только за собственное доброе имя, но и за репутацию всей деревни. Статус русской деревни определялся наличием в ней девушек, о которых по всей округе идет добрая слава. Чем больше таких «славниц» – тем больше чести всей деревне. Они обычно возглавляли праздничные гулянья молодежи, занимали почетные места на зимних посиделках, их первыми набирали в хоровод, из них составляли первые пары в кадрили.

шокирующие факты о жизни и быте русских женщин в деревне конца XIX века

Красота девушек на Руси прославилась на весь мир. В свое время их считали самыми привлекательными среди всех остальных, причем секреты их красоты пытались узнать многие женщины мира. Какие параметры женского тела и моральных качеств считались идеальными на Руси и кто был идеалом подражания?

Девичья красота. Идеалы Руси

Деревенский уклад требовал от каждой жительницы обладать особыми качествами, которые в современном мире могут посчитаться нецелесообразными. Но девушки Руси сохраняли этих традиции и обычаи вплоть по XIX века.

Главная задача любой женщины Руси – продолжение рода. Именно этот критерий нередко совпадает с правилами жизни мусульманской женщины. Русь же славилась тем, что в достаточно юном возрасте, примерно 13-16 лет, молодые дочери выдавались замуж за мужчин. Основной их задачей было также поддержание порядка в доме, научиться искусству соблазнения своего мужчины. Женственность – качество, которым славились девушки. Они воспитывались в строгости, соответственно законам того времени, но в то же время их основной задачей было угодить своему мужчине.

Приятная внешность, умение правильно одеваться, придерживаться этикета и моральных установок – главные требования к любой женщине. При этом достаточно большой акцент уделялся ее «честному» имени. Ни одна из барышень не имела права разгуливать подолгу со своими подругами, а встречаться с мужчинами и вовсе было запрещено. Если девушка приглянулась молодому парню, то он имел право вступить с ней в любой контакт лишь после обряда венчания.


Существовало несколько правил относительно стандартов красоты на Руси:

    Крепкое телосложение. Худощавые девушки не были в почете, поскольку считалось, что они не смогут родить здорового ребенка. Кроме того, такие барышни нередко не могли выполнять домашнюю работу наравне со своими супругами

    Высокая грудь и круглые бедра. Особенно это ценилось среди молодых девушек, которые еще не рожали детей. Такие женщины считались идеалом красоты, пышная грудь, широкие и упругие бедра, круглое лицо – поражали воображение любого мужчины на Руси

    Несмотря на новомодное веяние в Европе на бледнолицых девушек, здесь не прижились такие стандарты. Потому бледное «аристократическое» лицо воспринималось мужчинами Руси не иначе, как признак болезненности избранницы или ее неспособности заниматься домашним хозяйством. Девушки, которые с утра до вечера проводили время в работе под раскаленным солнцем, просто не могли оставаться светленькими

Кроме того, самыми обаятельными считались чернобровые девушки с пышными и шелковистыми волосами. Нередко они заплетали их в тугие косы, которые не состригали большую часть своей жизни. В те времена не было заведено носить короткие стрижки, потому даже старшие женщины имели густые косы.

Вымышленные правила красоты на Руси

Среди современных исследователей нередко можно услышать о некоторых вымышленных стандартах красоты девушек в былые времена. Причем их опровержение достаточно незатруднительно.

Самые распространенные заблуждения относительно красоты на Руси современности:

    Белые зубы женщины – признак ее здоровья, таких девушек всегда хотели взять в жены любые мужчины

Конечно, этому факту уделялось некоторое внимание, однако не столь большое, как говорят сегодня. Поскольку в те времена не существовало специальных средств для отбеливания зубов, то считалось, что красива та женщина, которая имеет здоровые зубы. Причем их оттенок мог быть от сероватого, до естественного желтоватого. На Руси полагали, что женщина с такими зубами менее подвергается болезням, а ее организм крепкий.

Идеалы красоты, как все мы знаем, непостоянны. Даже сейчас то, что вчера считалось красивым, сегодня уже может никому не нравиться, что уж говорить о временах достаточно отдаленных?

Это касается всего мира, в том числе и России. Давайте посмотрим, как изменялись стандарты красоты в России с древности до наших дней, в какую эпоху что считалось прекрасным, а что нет.

Женская красота в древней Руси

К сожалению, со времен древней Руси до нас не дошло никаких изобразительных памятников, которые бы показали – как выглядела женщина в старину. Картины, скульптуры, барельефы и фрески стали популярны относительно поздно, а до этого все почти покрыто мраком. Однако образцы фольклорного искусства: песни, былины и сказки, - все же показывают, как именно выглядела женщина древней Руси.

У всех древних народов женская красота была связана с материнством – и славяне не были исключением. Поэтому идеал красоты был крепким, дородным, статным, с гордой осанкой и высоким ростом. Есть даже свидетельства, что на Руси женщина могла считаться красавицей, только если ее вес достигал пяти пудов – а это ни много ни мало 80 килограммов! Кстати, идеальное телосложение было одинаковым практически во всех сословиях, от крестьянства до купечества – худоба везде считалась недостатком.

Еще одним поводом для гордости у женщин древней Руси была белая кожа и яркий румянец. В сказках мы можем встретить описание такой внешности в виде идиомы «кровь с молоком» - так описывают практически всех сказочных красавиц. Кстати, именно по этой причине на Руси широко применяли белила (кстати, довольно вредные для кожи и здоровья), и румяна. Бедные девушки за неимением денег на косметику часто румянили лицо обычной свеклой. Также в цене были «ясные очи» и «собольи», то есть очень густые брови.

Волосы обязательно должны были быть густыми и длинными – в дохристианские времена они были показателем магической силы, а позже говорили о здоровье их обладательницы. Обычно волосы убирали в косу – распущенными их только иногда носили молодые незамужние девушки. Кстати, именно от этой традиции пошло выражение «опростоволоситься» - показаться при посторонних с распущенными волосами.

Картина Б.М. Кустодиева. Русская Венера

Идеалы красоты сохранялись практически неизменными с языческих времен, пока Петр I не прорубил окно в Европу. Изменилось все – в том числе и стандарты женской красоты, которые теперь стали более «европейскими».

По-прежнему в цене оставалась женская кожа, а вот прически стали более сложными – более того, стало принято носить парики, а волосы под ними коротко стричь. В целом мода стала искусственной. Например, в купечестве было принято чернить зубы, чтобы показать, что ты богат и можешь позволить себе есть много сахара.

Среди аристократок зубы, конечно, не чернили, но за красотой следили еще более тщательно. Мужчинам того времени нравились родинки на лице женщин, которые называли «мушками». Доходило даже до того, что женщины, у которых этих мушек не было, прикрепляли себе на лицо искусственные.

В целом женщины того времени стремились все меньше походить на своих бабушек и мам, причем не только внешне, но и по поведению. И мужчинам того времени это нравилось.

Довольно долгое время после Петровской эпохи в России сохранялись аристократические идеалы красоты – бледная кожа, корсеты, пышные платья.

Однако после Первой мировой войны и Октябрьской Революции ситуация с критериями женской крвсоты снова радикально поменялось, как в России, так и во всем мире.

1920-е

Революция и Первая мировая война заставили женщин взять на себя многие мужские обязанности, из-за чего стандарты красоты сильно изменились. Раньше красивыми считались изнеженные девушки, но теперь образ идеальной женщины стал гибким, в чем-то даже худощавым, с узкими бедрами и плоской грудью. Девушки стали коротко стричься, но при этом не перестали краситься.

Гораздо меньше стала популярна бледность – ведь теперь женщины была работницей, строителем коммунизма – а раз она много работала, в том числе и на природе, то должна была иметь естественный здоровый загар.

1930-1940-е

В этот период столь кардинальные взгляды на женскую красоту немного смягчились – красивыми вновь стали считаться женщины с выраженной грудью, бедрами и талией. Идеалом красоты в СССР становится киноактриса Любовь Орлова, очень похожая на европейских и американских звезд и отличающаяся от них только большей телесностью, свойственной славянскому менталитету. В цене теперь образ не «девочки» а зрелой, взрослой «бальзаковской» женщины.

Женская красота в годы Второй мировой войны и послевоенного времени

В это тяжелое время женщины также стремились выглядеть красиво, но их образ снова приобрел множество мужских черт. В СССР в это время ценились суровые боевые подруги, женщины решительные, уверенные в себе и сильные. Конечно, платья носились, но только по праздникам – в остальном одежда стала практичнее, а черты идеальной женщины стали более приземистыми, крепкими.

1980-1990-е

После того, как мир оправился от шока Второй мировой, стандарты красоты не спешили изменяться, но все же постепенно двигались к тому, что мы видели сейчас.

До конца 1980-х стройность не была обязательной для красоты. Замужним женщинам после 40 лет вполне допустимо было носить 50-й размер одежды.

Однако в конце 80-х начале 90-х все изменилось. Во всем мире стала модна аэробика, причем ее изобретательница позитивно говорила об СССР, так что у нас аэробикой увлеклись практически все, и худоба быстро вошла в моду. Теперь мужчинам нравились в основном именно худышки, но все-таки с формами, то есть более женственные, чем после Второй мировой.

Современные стандарты красоты

Современные стандарты красоты в России практически такие же, как во всей Европе. Хотя теперь все не так однозначно – мужчинам нравятся женщины абсолютно разной внешности. Но, несомненно, какие-то общие стандарты красоты все-таки есть.

Чтобы узнать, какие именно женщины сегодня нравятся мужчинам, разумнее всего будет спросить у мужчин. Данные многочисленных опросов подтверждают, что мода на чрезмерную худобу уходит в прошлое. Большинство мужчин утверждают, что им намного больше нравятся женщины с формами, чем очень худые модели из глянцевых журналов.

Также в результате опросов было установлено, что идеальный объем бедер для современных русских мужчин – 100 сантиметров, а талии – 70 сантиметров. Самым соблазнительным размером почти единогласно признали 46 – а ведь его знаменитая обладательница Мэрилин Монро худой никогда не считалась. Также оказалось, что мужчинам не так уж нравится полностью плоский живот – немного полный женский животик они считают даже более соблазнительным.

Телеведущая Анфиса Чехова в купальнике

Кроме всего прочего, сейчас в России существует два полностью противоречивых стандарта красоты – одним нравятся «искусственные тела», а другим, наоборот, естественная красота, близкая к стандартам древней Руси. Что победит в итоге, мы, вероятно, увидим уже очень скоро. А может, возникнет что-то третье, и стандарты красоты изменятся еще более радикально? Нам остается только наблюдать.

Полезная статья?

Сохрани, чтобы не потерять!

Описание презентации Лики женской красоты в русской живописи. Пленительные образы по слайдам

Лики женской красоты в русской живописи. Пленительные образы русских женщин нашли отражение в произведениях русской живописи XVIII- XIX вв.

Шедевры русского женского портрета – это сокровенная исповедь души, искренний диалог художника со зрителем. Образ женщины в русской живописи имеет гораздо большее значение, чем замечательное проявление красоты неповторимости женского облика. Русский художник стремился найти женский идеал. Каждый пленительный женский образ, запечатленный в литературных и живописных произведениях, имеет интереснейшую историю. Я помню чудное мгновенье: Передо мной явилась ты, Как мимолетное виденье, Как гений чистой красоты. Анна Петровна Керн

Женские портреты 18 столетия отличает стремление передать гармоническое единство внешности и внутренней красоты. Русские красавицы на полотнах Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, В. Л. Боровиковского смотрят на мир открыто и спокойно. Выразительный взгляд, внутренняя сдержанность и кротость, естественная, природная красота отличают лучшие произведения. Федор Степанович Рокотов (1735 – 1808) Рокотов – один из самых изысканных и тонких живописцев в искусстве эпохи классицизма. Каждый его портрет отличают тончайшие душевные переживания, недосказанность, дающая простор нашему воображению. Портреты Федора Степановича отличались особой душевной тонкостью и многогранностью личности, интимностью, тонкостью и психологизмом, высоким мастерством: парадные портреты Екатерины II, его сына Павла, портрет В. Суровцевой. Выразительны были и камерные портреты. Таинственные полуулыбки героинь рокотовских портретов, их загадочные, удивлённые или слегка прищуренные глаза, легкая живописная дымка («сфумато»), сливающаяся с фоном изображения, из которого выступают неясные очертания пудреных париков и закутанных в атлас плеч, стали отличительными чертами манеры художника, по которой его произведения узнавались и современниками, и нынешним поколением любителей искусства.

«Портрет неизвестной в розовом платье» (1770 -е гг. , ГТГ, Москва Фигура таинственной незнакомки то выступает из темноты, то вновь неожиданно сливается с ней. Лицо, освещенное неярким скользящим светом, отличают внутреннее достоинство и спокойствие. Незабываем «взор очей её прелестных» , гордая осанка и сдержанность. Нежная и одновременно грустная улыбка предполагает откровенное общение. Особое очарование портрету придают разнообразные оттенки розового цвета: от прозрачного и яркого до жемчужного и пепельного. Тончайшие градации розового создают эффект мерцания, трепетания тончайшей световоздушной среды. Такая необычная цветовая гамма призвана усилить эмоциональное воздействие на зрителя.

Портрет Александры Струйской, 1772 г. , ГТГ, Москва Прозрачный, как будто сотканный из воздуха и света портрет Струйской – самая известная работа кисти Федора Степановича Рокотова. Женщина на портрете как будто выступает из темноты, она наполовину поглощена дымкой. Четко прописаны только выразительные глаза – яркие, приковывающие взгляд. Глаза всегда интересны на рокотовских портретах. Они выражают гамму чувств, они всегда особенно ярки и составляют центр портрета. Говорят даже о «рокотовских глазах» как особенной черте творчества художника.

«Портрет» Именно прекрасные глаза героини портрета — живые, немного лукавые и загадочные. послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого: Любите живопись, поэты! Лишь ей, единственной, дано Души изменчивой приметы Переносить на полотно. Ты помнишь, как из тьмы былого, Едва закутана в атлас, С портрета Рокотова снова Смотрела Струйская на нас? Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач. Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. Когда потемки наступают И приближается гроза, Со дна души моей мерцают Ее прекрасные глаза. 1953 год.

Русская живопись начала 19 века сказала новое слово в истории развития женского портрета. Поистине замечательны женские портреты Ореста Адамовича Кипренского (1782 -1836 гг.) В каждом из них перед нами предстает яркая личность. Большинство лиц отличают необычность, подчас загадочность, затаённая печаль сомнения и высокие благородные стремления. Молодые дамы кокетливо милы, обаятельные старушки величаво спокойны и благородны. Созданные Кипренским женские образы «вырастают» до символа нравственной чистоты, они полны романтической мечтательности, благородства и красоты.

Портрет Е. С. Авдулиной, 1822 -1823 гг. Гос. Русский музей, Санкт-Петербург. Портрет Ростопчиной, 1809 г. , ГТГ, Москва

Карл Павлович Брюллов (1799 -1852 гг.) Под его кистью рождаются возвышенно романтические характеры, способные откликнуться на малейшие движения души зрителя. «Всадница» , 1832 г. , ГТГ, Москва

В картине соединились величавость парадного портрета и поэтическая одухотворенность характеров двух героинь – Амацилии и Джованины Пачини. В центре картины на горячем скакуне изображена Джованина, дочь композитора Джузеппе Пачини, автора оперы «Последний день Помпеи» , вдохновившего художника на создание одноименной картины. В горделивой позе восседает она на коне, вставшем на дыбы. Длинная вуаль образует вокруг головы своеобразный ореол. Слева от юной амазонки – её младшая сестра. Живые непосредственные чувства придают полотну особую привлекательность. Мастер смело сочетает сложную гамму контрастных цветов: розовое платье девочки, бархатисто-черный цвет гривы скакуна и белею юбку всадницы. Каждый тон разработан виртуозно, во множестве тончайших деталей

Если для О. А. Кипренского и К. П. Брюллова «крестьянский жанр» был исключением, то в творчестве А. Г. Венецианова и В. А. Тропинина он занимал основное место. Алексей Гаврилович Венецианов (1780 -1847 гг.) Василий Андреевич Тропинин (1776 -1857 гг.)

С полотен Алексея Гавриловича Венецианова на нас смотрят простые русские женщины – крестьянки, занятые привычной работой. В картинах художника передан образ величавой славянки, подчёркнуты её одухотворенность и индивидуальность. В каждой картине чувствуется желание автора увидеть в русской женщине хранительницу традиций, представление об идеале женской красоты, отличного от принятых в то время норм. Босая крестьянка в длинном розовом сарафане и кокошнике ведет под уздцы двух коней. От еще непрогретой земли идет легкий пар и кажется, что она не идет. А плывет в этой дымке, едва касаясь земли. А в стороне от пашни. На траве сидит ребенок, на него с любовью и нежностью смотрит молодая мать. Позади женщины – необъятный простор полей, высокое небо. Подернутое легкими облаками, редкая прозрачная листва тоненьки х деревьев – неоглядная русская даль.