Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Мелкая моторика для детей 6 7 лет. Игры, развивающие мелкую моторику разными способами

За моторику рук отвечают мышцы в кистях. Каждый ответственный родитель знает насколько важно развивать моторику у юных умников дошкольного и младшего школьного возраста. Но не всем известно, каким образом нужно работать со своими детьми. Существует множество систем и упражнений, позволяющих развивать моторику детских рук в соответствии с требованиями по возрасту.

При этом если не работать над проблемной моторикой рук и пальцев, то ребенку будут сложно даваться даже незначительные повседневные задачи. Так, специальные упражнения позволят быстро научиться завязывать на кроссовках шнурки, застегивать на пальто пуговицы. Кроме того, полученные навыки помогут научиться держать в руках кисточку или карандаш более уверенно, что важно в подготовке к первому классу.

Существует еще один важный аспект. Центры, отвечающие за моторику и активную речь, расположены в мозгу в непосредственной близости друг к другу и взаимодействуют между собой. Соответственно, развивая один центр, мы развиваем и соседние, а это только положительно сказывается на общем развитии вашего ребенка.

Как развить моторику пальцев в дошкольном возрасте


Полезно делать легкий массаж пальчиков, что благотворно сказывается на развитии речевых зон. Для детей дошкольного возраста от 5 лет, существует огромное количество заданий, часто в форме стишков. Такие считалочки отлично развивают и память. Также ловкость движений нарабатывается во время самостоятельного одевания, обувания, употребления пищи. Очень важно уделить достаточно внимания развитию мелкой моторики рук и пальцев в процессе подготовки малютки к первому классу, ведь во время учебы он столкнется с повышенной и непривычной нагрузкой. Для занятий следует выбирать упражнения, учитывающие склонности и физическое развитие вашего ребенка, чтобы не переусердствовать с нагрузкой.

Вместе с этим ищут и читают:

Видео: Развиваем моторику весело

Основные задания для развития моторики у крохи


Из большого количества различных упражнений, опишем некоторые более распространенные и эффективные:

  • Пальчиковые гимнастические задания для детей в возрасте от 4 лет – наиболее распространенные упражнения, которые отличаются интересной и увлекательной для ребенка формой, а поэтому позволяют достичь высоких результатов. Со временем в гимнастические игры следует вводить мелкий реквизит, к примеру, кубики.
  • Предпочтение лучше отдавать тем упражнениям, где осуществляется тренировка каждого пальца в отдельности, а также существуют этапы напряжения, расслабления и растяжки. Однако переусердствовать не нужно – нагрузка должна соответствовать уровню физической подготовки ребенка.
  • Будьте внимательны, занимаясь с детьми, которым характерна гиперактивность, – пальчиковая гимнастика очень хорошо влияет на тонус коры мозга. Если же малютка не выказывает особого интереса к занятиям, попробуйте задействовать карточки с изображениями или любой другой методический материал.
  • Регулируйте продолжительность занятий. Для дошкольников и малышей от 4-х лет, время на выполнение упражнений составляет 15 минут.
  • На результативность будет влиять и регулярность выполнения: старайтесь заниматься каждый день. А чтобы крохе не надоело, выбирайте упражнения, которые могут становиться частью развлекательного, процесса образования или домашних дел.

  • Терапия песком. Необычайное влияние песка на психику человека изучено уже достаточно давно, поэтому он очень активно используется в работе многими специалистами. Задания с песком для детей позволяют не только развивать моторику, но и раскрывать свой творческий потенциал. Для организации занятий вам нужна средняя коробка с песком. В ней спрячьте небольшую игрушку, а ребенок пускай ее отыщет. Для усложнения можно использовать несколько небольших предметов.
  • Задания с мелкими детальками. Упражнений для детей с использованием мелких игрушек и предметов великое множество. Отлично здесь помогут пуговицы, бусины, крупа или камешки. Крохе можно предложить покатать предмет между пальцами, угадать его на ощупь, надавить на него подушечками и пр.
  • Еще одним эффективным упражнением для детей является вырезание фигурок ножницами по контуру. Начинать нужно с простых геометрических фигур, постепенно усложняя задачу. Научите ребенка вырезать фигурки, контуры.
  • Оригами, а именно плетение ковриков из бумаги. Такие задания будут хороши не только для моторики рук, но и в целях улучшения памяти. К тому же занимаясь созданием бумажных птичек, самолетиков, бантиков, малыш сможет развить свое творческое воображение и усидчивость. Такое занятие будет интересно ребенку с ранних лет.
  • Также можно заняться с крохой совместной подготовкой дома к празднику, вырезав цветочки, елочки, фигурки или листочки.
  • Кроме бумаги, материалом для плетения ковриков может стать солома, ивовые прутья, шпон, тесьма и ленты. Оригами является очень популярным занятием. Данная техника нередко применяется профессиональными психологами и преподавателями для развития деток с малых лет.
  • Аппликация. Данное занятие направлено на создание разнообразных открыток, картинок и прочих оригинальных композиций. Все, что понадобится для занятий — это клеящий карандаш, цветная бумага, картон и ножницы. Вырезая из бумаги разные фигуры, ребенок будет осуществлять развитие мелкой моторики рук, а комбинация различных материалов поможет ему в полной мере проявить свои творческие способности.
  • Лепка. Это любимое занятие любого ребенка. Даже малыши в возрасте от 2 лет будут с удовольствием лепить, но только под пристальным взглядом родителей. Для того чтобы совместить приятное с полезным, предложите малышу лепку из пластилина, специальной глины или соленого теста. Также можно покрыть пластилином тарелку или бутылку, украсив изделие какими-либо природными материалами: веточками, зернышками, ореховой скорлупой, фисташками. Такие украшения являются довольно крепкими и привлекательными.
  • Популярными стали и такие задания, как шнуровки. Они разделяются на сюжетные, например, тканевые, а также легкие – художественное плетение. Первый вариант представляет собой незаконченную картину, которую необходимо завершить путем присоединения недостающей детали в виде шнурков. Тканевые рисунки чаще всего представлены пазлом, элементы которого соединяются друг с другом посредством шнуровки. А художественное плетение предполагает создание картины на цельном предмете. Основа композиции при этом изготавливается из древесины или других безопасных материалов. Такие игры в обязательном порядке имеют в своем комплекте инструкцию и все необходимые материалы. Рекомендованы для малышей от 3 лет.
  • Раскрашивание шаблонов и рисование. Данный вид деятельности особенно полезен для тех детей, у которых имеются такие отклонения в развитии, как слабый двигательный аппарат ведущей руки. В таком случае у ребенка может наблюдаться слабость в руке, плохое контролирование движений. Лучшим вариантом для укрепления пишущей руки и улучшения мелкой моторики является рисование.

Видео:

С чего следует начать развитие воображения крохи


В процессе рисования ребенку передается интерес к творчеству, развивается воображение, малыш учится различать цветовую гамму. Для развития мелкой моторики рук в ходе занятий могут применяться самые разные техники. Но начать лучше всего с таких заданий:

  • Рисование по точкам.
  • Обводка контура.
  • Рисование без отрыва руки от листа.
  • Завершение рисунка, когда малыш дорисовывает картинку.

Графические упражнения являются обязательной частью программы современных детских садов и начальных классов, потому отлично подходят для детей 5-7 лет. Но для того чтобы ускорить развитие мелкой моторики рук необходимо проводить закрепление полученных знаний на дому. Графические задания улучшают ориентирование крохи на листе бумаги, что является хорошей подготовкой для школьных занятий.

Еще одни интересным занятием будут задания по штриховке, которые ребенок должен выполнить на чистом листе. Следите за тем, чтобы малыш не отрывал руку от бумаги в процессе проведения линии. Несмотря на то что штриховка считается одним из самых легких упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук, она также является очень эффективным. Физическое развитие детей дошкольного возраста является очень важным. Однако о других аспектах также не следует забывать. Если ваш ребенок не посещает дошкольное учреждение, то вы можете развивать мелкую моторику пальцев в домашних условиях. Для этого не нужно быть специалистом в данном деле, достаточно лишь придумать своему малышу увлекательное и полезное занятие. Это может быть, к примеру, просьба перемотать клубок ниток, застегнуть пуговицы, завязать и развязать ленту, перебрать крупу и прочие.

В период старшего дошкольного возраста родители, занимающиеся развитием малыша, сосредотачивают свои усилия на эффективной подготовке к школе. Активно тренируются навыки чтения, письма, счёта, много времени уделяется повторению и изучению тем по окружающему миру. Но нередко на этом фоне теряется столь значимое направление, как работа над мелкой моторикой.

Друзья, чтобы малыш в первом классе не уставал на уроках русского языка, чтобы он уверенно и чётко выводил сначала крючки и закорючки, а позже буквы, слова и целые тексты, вам надо прежде всего тренировать его пальчики и ручки. Это очень и очень важно!

Какие игры и упражнения для развития мелкой моторики будут интересны и полезны ребёнку 6–7 лет? Давайте разбираться вместе!

Игры с мелкими предметами

Прекрасно тренируют мелкую моторику разнообразные игры, в которых требуется перемещать мелкие предметы:

  • домино, лото, мемо и прочие настольные игры с карточками и фишками;

Комбинируйте их в различных вариациях, используйте для организации весёлого детского или семейного праздника, активно внедряйте в развивающие занятия. Примечательно, что таким способом вы стимулируете мелкую моторику, параллельно изучая с ребёнком основы математики, пространственные и временные понятия, цвета, буквы и пр.

Графические упражнения

Выполняя описанные в данном разделе упражнения, ребёнок развивает точность и быстроту мелких движений кистями и пальцами рук, тренирует глазомер, улучшает зрительно-моторную координацию, а вместе с тем стимулирует воображение и речевые навыки.

«Укрась вазу»

Приготовьте шаблон вазы, распечатав и вырезав по контуру раскраску на плотном листе формата А4 или А5.

Используя цветные карандаши, фломастеры или восковые мелки, ребёнок должен украсить вазу геометрическим узором.

Вы можете предложить работу по образцу или позволить малышу проявить фантазию. Можно провести на шаблоне легкие линии пунктиром и организовать упражнение в виде последовательного выполнения словесных команд:

  • в верхней полосе нарисуй три круга;
  • ниже - линию из чередующихся ромбов и треугольников;
  • под ней - линию из квадратов

Можно подготовить шаблоны разных предметов: посуды, мебели, домашнего текстиля, одежды и т. д.

Можно делать узоры не из фигур, а из различных линий, как в образце:

«Графическая меткость»

В эту группу упражнений для тренировки рук мы собрали задания, в которых ребёнку надо провести на бумаге чёткие линии, не отрывая от листа ручку или карандаш (именно карандаш рекомендуется использовать для письменных заданий с дошкольником):

  • лабиринты : провести линию внутри полосы, не задевая границ;
  • соединить линиями пары картинок : зверей и их домики, взрослых животных и детёнышей, предметы и их тени;
  • проследить путь : мышки к сыру, бабочки к цветку, машинки в гараж.

Заранее приготовьте серию карточек с графическими заданиями и предлагайте их ребёнку в рамках ваших развивающих домашних занятий или используйте их, чтобы скоротать образовавшийся в распорядке дня перерыв.


«Рисование по клеточкам»

Задания этой серии прекрасно развивают зрительно-моторную координацию и пространственное мышление.

Возможные варианты:

  • повторение рисунка по образцу;
  • продолжение узора;



Великолепная десятка: как развивать мелкую моторику в быту

В старшем дошкольном возрасте у ребёнка уже должны быть обязанности по дому. Он может и должен помогать вам наводить в комнатах порядок и накрывать на стол, он должен и может самостоятельно одеваться, готовить своё рабочее место для занятий, выполнять гигиенические процедуры. Привлекая малыша к бытовым делам, вы не только формируете в нём трудолюбие и самостоятельность, но и создаёте благоприятные условия для развития мелкой моторики. Какие действия особенно полезны для тренировки пальчиков и ручек?

  1. Чистить руками апельсины и мандарины, сваренные вкрутую яйца и приготовленный в мундире картофель.
  2. Разбирать расколотые орехи, отделяя ядра от скорлупы.
  3. Перебирать крупу для каши.
  4. Участвовать в лепке пельменей, вареников, пирожков.
  5. Собирать рассыпанные по полу мелкие предметы (оброненные нитки, бусины, пуговицы, соринки).
  6. Открывать дверные замки ключом.
  7. Самостоятельно застёгивать/расстёгивать пуговицы, завязывать/развязывать шнурки.
  8. Развешивать постиранное бельё на сушилку, не забыв использовать прищепки по их прямому назначению.
  9. Искать край скотча, изоленты или лейкопластыря в рулоне. Наклеивать и отклеивать наклейки и этикетки.
  10. Затачивать карандаши, используя точилку.

При творческом подходе к воспитанию развивающую ценность приобретает любое ваше совместное с ребёнком занятие: игры, прогулки, чтение любимых книжек, работа по дому… Давайте малышу пищу для ума и работу для рук, наслаждайтесь доверительным общением с наследником, и пусть родительство ваше будет счастливым.

Данный материал будет полезен как для воспитателей, учителей начальных классов, а так же для родителей будущих первоклассников. Процесс овладения письмом - длительный и трудоемкий.

Большинство детей при поступлении в школу испытывают серьезные трудности в освоении навыка письма. Это связанно с неразвитостью двигательных координаций, зрительного восприятия, что приводит к развитию негативного, тревожного состояния ребенка в школе. Работа по подготовке детей к письму начинается задолго до поступления в школу. Предлагаю вашему вниманию несколько методических рекомендаций в игровой форме к упражнениям на развитие руки ребенка, которые я использовала на подготовительных курсах с будущими первоклассниками. Задания способствуют развитию точности, быстроты движения, развивают глазомер, воображение, речь ребенка). Учащиеся с интересом выполняют задания в игровой форме, развивая мелкую моторику руки.

Представленный материал предназначен для детей 6-7 лет.

1. Коврик для куклы

Предложите ребенку сделать коврик для куклы, украшенный геометрическим орнаментом. Например, в середине большой круг, сверху - 4 квадрата, снизу - 4 треугольника, справа - 2 квадрата, слева - 3 прямоугольника.

Варианты заданий:

Составить узор самостоятельно

Раскрасить узор элементами букв, семью цветными карандашами (по указанию учителя, самостоятельно выбрав цвета).

2. Самолеты за облаками

Игра, обучающая ребенка пользоваться карандашом и делать правильный нажим.

Учитель дает задание на заранее подготовленных карточках. Заштриховать облака так, чтобы одно было темное (и через него еле видно самолет), другое - светлое (самолет виден хорошо).

Варианты заданий:

Вместо самолетов могут быть нарисованы лодки на волнах, машины на дорогах и т.д.

3. Тир

Мишени могут располагаться на разных концах листа и на разном расстоянии друг от друга. Карандашная линия, изображающая полет пули, обязательно должна быть прямой. Можно попасть близко от цели, но лучше - в центр.

4. Узнай, кто я?

Игра развивает амплитуду движения, точность

Ребенку дается альбомный лист. Скажите ребенку, что в точках, нарисованных на листе, кто - то прячется. Чтобы узнать, кто это, нужно все точки соединить одной линией (не отрывая руки).

5. Волшебный лес

Игра развивает воображение, речь

Каждый ученик получает карточку, на которой сделаны незаконченные изображения. Детям предлагается дорисовать волшебный лес, а потом рассказать про него интересную историю.

Варианты заданий:

Изобразить волшебное море, волшебную поляну и т.д.

6. Вниз по реке

Игра развивает точность, быстроту движения, глазомер

Ребенку предлагается карточка. Он должен провести свой кораблик так, чобы он не задел берег. Делать это надо, не отрывая карандаш от бумаги, не заезжая за линии, точно следуя за изгибами нарисованной реки.

Варианты заданий:

Дать указания, к какому берегу ближе провести кораблик

Самостоятельно придумать, как изобразить реку.

Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Рассмотрим подробно все эти вопросы.

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть.

У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.

По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года).

Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики

Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы: пальчиковые игры, игры с мелкими предметами, лепка и рисование, массаж пальчиков. Статьи о развитии ребенка по системе Монтессори а также о монессори-играх, также будет интересна.

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

1. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».

2. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

3. Разрывание бумаги

Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.

4. Перелистывание страниц

После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

Игрушки для развития мелкой моторики

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

Упражнения для развития мелкой моторики рук

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.

Маркелова Валентина Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ
Населённый пункт: с.Акшуат Барышского района Ульяновской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет"
Дата публикации: 28.09.2017
Раздел: начальное образование

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Акшуат муниципального

образования «Барышский район» Ульяновской области

Развитие мелкой моторики рук

у детей 6-7 лет

методическая разработка

Маркелова В.Н.

Развитие мелкой моторики рук у детей 6-7 лет. Методиче-

ская разработка. / В.Н. Маркелова /. Ульяновск, с. Акшуат. -

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

В разработке включены материала из опыта работы

Маркеловой Валентины Николаевны, учителя начальных

Барышского

Ульяновской области.

© МБОУ СОШ с. Акшуат Барышского района

Ульяновской области

© Маркелова В.Н.

Введение……………………………………………………4

1. Пальчиковые упражнения………………………………6

2. Кинезиологические упражнения……………………...24

3. Игры ………………………………………………….25

Заключение…………………………………………….….29

Список литературы……………………………………….30

Введение

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как

обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном

возрасте,

правильно

подготовить

случайно

развития

человечества

подчёркивается

возможность

развивать путём жестов тот первичный язык, с помощью

которого

проходило

первобытных

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки

способностей и дарований детей находятся на кончиках их

пальцев».

Представленная

методиче ская

р а з р а б от ка

посвящена

проблеме

подготовки

обучению

раскрывает

наиболее

эффективные

развития мелкой моторики руки.

Актуальность данной работы в том, что подготовка

к письму - один из самых сложных этапов подготовки

систематическому

обучению.

дошкольного возраста слабо развиты мелкие мышцы руки,

несовершенна

координация

движений,

закончено

окостенение

запястий

несовершенна

нервная регуляция движений.

Основной целью дошкольных занятий детей 6-7

интеллектуальным

развитием

развитием

подготовка

овладению

механизмы,

необходимые

овладения

накопления

ребенком двигательного и практического опыта, развития

силы и точности мелкомоторных действий через систему

пальчиковой

гимнастики,

развития

координированности

двигательных действий правой и левой конечностей через

штриховальные

упражнения,

развития

пространственной

ориентировки на листе бумаги.

Чем выше двигательная активность ребёнка, тем

развивается

овладевает

двигательными

умениями

навыками,

развивается

координация

движений.

Формирование

движений

происходит при участии речи. Обычно ребёнок, имеющий

развития

моторики,

логически

достаточно

внимание, связная речь.

1. Пальчиковые упражнения

развитию

моторики

желательно проводить систематически, уделяя ей по 5-10

ежедневно.

Систематические

упражнения

т ренировке

движений

о к а з ы в а ю т

стимулирующее влияние на развитие речи.

Приведём

упражнений,

могут быть использованы с детьми.

1) Пальчиковая гимнастика (на занятиях выполняем

гимнастику с детьми перед началом работы в прописях, на

каждом занятии выбираем 2-3 упражнения)

«Кулачки-ладошки» (пальцы обеих рук с силой

сжимать в кулак и разжимать 10-12 раз)

Упражнение «Домик»

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.(поочерёдное разгибание пальцев

из кулака, начиная с большого)

Раз, два, три, четыре, пять,

В домик спрятались опять. (сгибание пальцев в кулак,

начиная с мизинца).

Упражнение «Семья». (Прикасание каждого

пальца по очереди к большому пальцу).

Раз, два, три, четыре,

Кто живёт в моей квартире?

Папа, мама, брат, сестра

Кошка Мурка, два котёнка,

Мой щенок, щегол и я.

Вот и вся моя семья!

Упражнение «Наперегонки»

Побежали вдоль реки

Дети наперегонки. (шагающие движения кончиками

указательного и среднего пальцев по столу обеими руками)

"Дружба"

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

(пальцы рук соединяются в "замок").

Мы с тобой подружим маленькие пальчики

(ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук).

Раз, два, три, четыре, пять

(поочередное касание одноименных пальцев, начиная с

Раз, два, три, четыре, пять.

(руки вниз, встряхнуть кистями).

Наряду с подобными играми можно использовать

разнообразные упражнения без речевого сопровождения:

"Кольцо"

кончик большого пальца правой руки поочередно

касается кончиков указательного, среднего,

безымянного пальцев и мизинца;

то же упражнение выполнять пальцами левой руки;

те же движения производить одновременно

пальцами правой и левой руки.

"Пальцы здороваются"

Соединить пальцы обеих рук "домиком". Кончики пальцев

по очереди хлопают друг по другу, здороваются большой с

большим, затем указательный с указательным и т.д.

2) Самомассаж кистей и пальцев рук (выполняем после

пальчиковой гимнастики 2-3 упражнения).

Растирание ладоней шестигранным карандашом с

постепенным увеличением усилий.

Растирание ладоней движениями вверх-вниз.

Растирание боковых поверхностей сцепленных

Разминание, затем растирание каждого пальца

вдоль, затем поперек.

Грецкий орех положить между ладонями, делать

круговые движения, постепенно увеличивая нажим

и темп. Можно выполнять упражнение с двумя

грецкими орехами, перекатывая один через другой,

одной рукой, затем другой.

Разминание кисти правой руки пальцами левой и

наоборот, затем поочередное растирание.

3) Пальчиковые игры.

"Пальчиковые

инсценировка

либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.

Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость,

исчезает

скованность

движений,

дальнейшем

облегчит

приобретение

"Пальчиковые

эмоциональны

увлекательны.

"пальчиковых

повторяя

движения

взрослых,

активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются

ловкость,

управлять

движениями,

к о н ц е н т р и р о в а т ь

в н и м а н и е

деятельности. «Рассказывание»

неизменно

вызывает

повышает

эмоциональный тонус.

Тема: «Звук и буква «А». Апельсин

Движения

Мы делили

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

апельсин,

«Круглые» пальцы, как

будто обхватили апельсин.

Много нас,

Развести руки в стороны.

а он один.

Показать один палец.

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

Фигура из пальцев «Ёж».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для стрижа,

Фигура из пальцев «Птица».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для утят,

Фигура из пальцев «Утята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для котят,

Фигура из пальцев «Котята».

Эта долька-

Плавное движение рукой в

сторону, ладонь вверх.

для бобра,

Фигура из пальцев «Бобёр».

А для волка…кожура.

Фигура из пальцев «Волк».

Он сердит на нас- беда!

Пальцы напряжены, сгибаем

и разгибаем их.

Разбегайтесь, кто куда!

«Бежим» по рукам

пальцами.

Чтобы с волком помириться,

Пожимаем себе ладони.

Плавные движения

поочерёдно руками в

стороны, ладонью вверх.

Тема: «Звуки «Б-Бь», буква «Б». Бабочка

И.п.: голова, руки и плечи опущены, спина расслаблена.

Спал цветок и вдруг

проснулся,

Руки через стороны вверх -

Больше спать не захотел.

Руки через стороны вниз -

Шевельнулся, потянулся,

Руки вверх, смотрим на

пальцы, встаём на носочки.

Взвился вверх и полетел.

Плавные движения руками.

Солнце утром лишь

проснётся,

Вверх поднимаем «круглые»

Бабочка кружит и вьется.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «В-Вь», буква «В». Воробей

Воробья врачи спасли,

Фигура из пальцев «Птица».

В вертолёт его внесли.

Круговые движения кистью

сначала одной, потом другой

Вертолёт вертел винтами,

Круговые движения кистями

обеих рук.

Волновал траву с цветами.

Плавные движения руками

над головой.

Тема: «Звуки «Г-Гь», буква «Г». Гуси

Шлёпают гуськом

Гусак с гусаком.

Поочерёдно похлопываем

ладонями по тыльной стороне

Смотрят свысока

Гусак на гусака.

Фигура из пальцев «Гусак».

Ой, щиплет бока

Гусак у гусака.

Щипаем поочерёдно тыльные

стороны кистей.

Тема: «Звуки «Д-Дь», буква «Д». Дождик.

Лейся дождик веселей,

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Мы с тобою дружим.

Обнимаем себя.

Хорошо нам бегать

Босиком по лужам.

Как зелёные лягушки,

Мы попрыгаем по лужам.

Присели и прыгаем, как

Руки прямые вверх.

Напрыгались,

Руки вниз.

Голова, плечи, руки

опущены, спина расслаблена.

Побежим сушиться к маме.

Бег на месте.

Тема: «Звук и буква «Е». Ежиха с ежатами.

Под цветком

Фигура из пальцев «Цветок».

ежиха- мать

Фигура из пальцев «Ёж».

Принялась ежат купать.

Плавные движения руками

перед собой.

Кап- кап капает роса

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

На мордашку,

Погладить себя по щекам.

на глаза.

Погладить себя по глазам.

Не поймёт ежиха- мать,

Развести руки в стороны.

Как им спинки отмывать?

Потираем ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ё». Ёжик в бане.

Ёжик в бане вымыл ушки,

Фигура из пальцев «Ёж», трём

ладонями уши.

Шею, кожицу на брюшке.

Трём ладонями шею, живот.

И сказал еноту ёж:

Фигура из пальцев

«Енот»(собака) и «Ёж».

Ты мне спинку не

Трём ладошки.

Тема: «Звук и буква «Ж». Жук.

Я увидела жука

Фигура из пальцев «Жук».

На большой ромашке.

Рисуем большой круг руками

Подержу его в руках,

Руки вперёд, ладони вверх.

А потом в кармашке.

Руки на пояс.

Ой, упал, упал мой жук

Наклоны вперёд.

Нос испачкал пылью.

Вытираем носик.

Посажу его на сук,

Подняться на носки, руки

Пусть расправит крылья.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звуки «З-Зь», буква «З». Зарядка .

Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Ходьба на месте.

Очень нравится нам

Делать по порядку:

Руки в стороны: согнуть,

выпрямить.

Весело шагать,

Ходьба на месте.

Руки поднимать,

Поднимаем руки вверх 5 раз.

Приседать и вставать,

Приседания 5 раз.

Прыгать и скакать.

Прыжки 5 раз.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Ливень .

Ливень, ливень льёт везде.

Руки опускаем сверху вниз,

«стряхивая» капли.

Рады птенчики в гнезде:

Фигура из пальцев «Птенчики

в гнезде».

Мама дома посидит,

Фигура из пальцев «Птица».

Никуда не улетит.

Плавные взмахи руками.

Тема: «Звук и буква «Й». Кому - что?

Фигура из пальцев «Кошка».

Руки перед собой, ладони

Фигура «Ковшик».

Имитация походки медведя.

сладкого медка,

Рисуем круг руками -

«бочонок».

Руки перед собой, ладони

Плавные движения руками

над головой.

козлёнку,

Фигура из пальцев «Коза».

Руки перед собой, ладони

Показать, как пьём.

Фигура из пальцев «Ёж».

А тебе я книжку дам,

Руки перед собой, ладонями

к себе, большие пальцы

отведены в сторону.

Если прочитаешь сам.

«Игра глазками»: переводим

глаза от одного большого

пальца к другому и обратно,

голову держим прямо.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Хорёк

Этот маленький хорёк

Нагнуться.

Очень шустрый был зверёк.

Выпрямиться, руки на пояс.

Он с утра уже успел

Совершить немало дел:

Руки в стороны, сгибаем и

разгибаем.

По тропинке пробежаться,

Бег на месте.

И на дерево забраться,

Руки перед собой согнуты в

локтях, «взбираемся» на

И по веткам поскакать,

Прыжки на месте.

И от мишки убежать,

Имитация походки медведя.

И в речной воде поплавать,

Руки перед собой: «плывём».

И поглубже понырять,

Приседания.

Шубку вычистить и лапки,

Погладить себя по телу, по

Рыбку к завтраку поймать.

Волнообразное движение

рукой перед собой.

Очень шустрый был зверёк

Руки на пояс.

Этот маленький хорёк.

Присесть.

Тема: «Звуки «Л-Ль», буква «Л». Корабль

Вёз корабль карамель,

Волнообразные движения

перед собой сначала правой,

потом левой рукой.

Наскочил корабль на мель.

Прыжок вперёд.

И матросы три недели

Пальцы широко расставлены,

рисуем на теле полоски -

«тельняшку».

Карамель на мели ели.

Рука согнута в локте перед

собой. Круговые движения

кистью сначала одной, потом

другой руки.

Тема: «Звуки «М-Мь», буква «М». Мороз

Я мороза не боюсь,

Руки на пояс, качаем головой

С ним я крепко подружусь.

Обнять себя руками.

Подойдёт ко мне мороз,

Ходьба на месте.

Тронет руки,

Гладим себя по рукам.

Тронет нос.

Дотронуться до носа.

Значит надо не зевать,

Развести руки в стороны.

Топать, прыгать и скакать.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Н-Нь», буква «Н». Бабушка Ненила

Бабушка Ненила

По воду ходила.

Ходьба на месте.

Полны вёдра набрала

Круг руками снизу вверх.

И домой их понесла.

Круг руками сверху вниз.

Всю посуду перемыла.

Руки прямые перед собой,

движение «тарелочки».

Каши внукам наварила,

Круговые горизонтальные

движения руками перед собой:

«мешаем кашу».

Пол в избе подмела

Наклониться вперёд, движения

руками из стороны в сторону.

И присела у окна.

Присесть.

Тема: «Звук и буква «О». Новый дом

Ох, ох, что за гром!

Руки к щекам, наклоны в

Муха строит

Фигура из пальцев «Муха».

новый дом.

Фигура из пальцев «Дом».

Молоток: стук- стук.

Стучим кулачком по ладошке

одной рукой, потом другой.

Помогать идёт петух.

Руки за спиной, шаги с

высоким подниманием ног.

Тема: «Звуки «П-Пь», буква «П». Чистюли

Ох, испачкалась одежда,

Мы её не берегли.

Руки к щекам, наклоны в

Обращались с ней

небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Руки за спину, топаем ногами.

Надо нам её спасти.

Руки в стороны.

И в порядок привести.

Руки на пояс.

В тазик воду наливаем,

Порошочку насыпаем.

Всю одежду мы замочим,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

Выполняем соответствующие

движения.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

Встали на носочки,

потянулись.

А пока одежда сушится,

Мы попрыгаем,

покружимся.

Прыжки на месте.

Тема: «Звуки «Р-Рь», буква «Р». Семейная зарядка .

Осенью, весною,

Летом и зимой

Мы во двор выходим

Дружною семьёй.

Ходьба на месте.

Встанем прямо по порядку,

Каждый делаем зарядку:

Встали прямо, спина прямая,

свели лопатки.

Мама руки поднимает,

Руки вверх-вниз.

Папа бодро приседает,

Приседания.

Повороты вправо- влево

Делает мой братик Сева.

Руки на поясе, делаем

повороты всем корпусом.

Я сама бегу трусцою

Бег на месте.

И качаю головою.

Наклоны головой в стороны.

Тема: «Звуки «С- Сь», буква «С». Хвастуны

Тень- тень, потетень,

Хлопки руками.

Выше города плетень.

Руки вверх, встать на носки,

потянуться.

Сели звери под плетень,

Присесть.

Похвалялися весь день.

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Похвалялася лиса:

Фигура из пальцев «Лиса».

Всему свету я краса!

Наклон вперёд, развести

руки в стороны.

Похвалялся зайка:

Фигура из пальцев «Заяц».

Поди, догоняй-ка!

Прыжки на месте.

Похвалялися ежи:

Фигура из пальцев «Ёж».

У нас шубы хороши!

Погладить себя по телу.

Похвалялся медведь:

Могу песни я петь!

Имитация походки медведя.

Тема: «Звуки «Т- Ть», буква «Т». Доброе утро

Доброе утро!-

Руки в стороны.

птицы запели.

Фигура из пальцев «Птица».

Добрые люди встали с

Руки вверх, встать на носки,

потянулись.

Прячется вся темнота по

Наклоны в стороны,

прикрываем глаза поочерёдно

правой и левой рукой.

Солнце взошло

Снизу вверх поднимаем

«круглые» руки.

и идёт по делам.

Ходьба на месте.

Тема: «Звук и буква «У». Музыканты

В руки дудочку беру,

Туру- туру- туру!

Имитируем игру на дудочке.

Созываю детвору,

Манящие движения руками.

Туру- туру- туру!

Имитация игры на дудочке.

Поиграю на баяне,

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Потанцуйте, зайки, с нами,

Прыжки на месте.

Гали-гали-гали!

Имитация игры на баяне.

Я на скрипочке играю,

Тили-тили-тили!

Имитация игры на скрипке.

Скачут зайки на лужайке,

Прыжки на месте.

Тили- тили- тили!

Имитация игры на скрипке.

А потом на барабане,

Бам- бам- бам!

Имитация игры на барабане.

В страхе зайки разбежались

по кустам!

Бег на месте.

Тема: «Звуки «Ф- Фь», буква «Ф». Фонтан

Может, здесь, а может, там

Повороты в правую и левую

стороны, отводим руку в

Есть один большой фонтан.

Встать на носки, руки вверх,

потянуться.

Надо долго прошагать,

Чтоб фонтан тот отыскать.

По тексту

И лицо своё умыть,

По тексту

Зубы тщательно почистить,

По тексту

Уши дочиста отмыть.

По тексту

Не забыть себя обрызгать

Руки сверху вниз опускаем,

«стряхивая» капли.

Той волшебною водой.

Руки снизу вверх поднимаем,

«стряхивая» капли.

И тогда,кто был малышкой,

Присесть.

Станет вдруг большой-

Встать на носочки, руки

вверх, потянуться.

Вы всё сделали, как надо.

Руки на пояс.

Сядем, будем ждать чудес.

Присесть.

Ой! Смотрите- ка, ребята,

Вы растёте до небес!

Медленно поднимаемся

вверх, встаём на носочки,

руки вверх.

Тема: «Звуки «Х-Хь», буква «Х». Бедолага

Сердце так и гложет страх!

Ладони приложить к груди на

уровне сердца.

Медленно приседаем.

Встать руки в стороны.

Ох, беда уже близка!

Руки к щекам, наклоны в

Вот и ждёт меня доска!

Рисуем руками

прямоугольник.

Притворюсь-ка я, что глух!

Руками прикрываем уши.

Хоть бы в классе свет потух! Медленно приседаем,

прикрывая глаза руками.

Руки вперёд.

Руки вверх.

Руки в стороны.

«Круглые» руки вверх.

Руки вперёд.

Не вызвали!

Руки вниз, плечи, спина

расслаблены.

Тема: «Звук и буква «Ц». Цветы

Наши нежные цветки

Щепоть руки смотрит вверх,

руки перед собой согнуты в

Распускают лепестки.

Медленно раскрываем

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Плавные движения кистями

вправо- влево.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Медленно соединяем пальцы

в щепоть.

Тихо засыпают,

Опускаем кисти вниз, руки

согнуты перед собой в

Головой качают.

Качаем кистями, руки перед

собой согнуты в локтях.

Тема: «Звук и буква «Ч». Чайник

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,

«Круглые» руки перед собой

разводим в стороны.

Больше греться не хочу.

Руки к щекам, качаем головой.

Крышка громко зазвенела:

Руки вверх, имитация- «звеним

колокольчиком».

«Пейте чай, вода поспела!» Руки в стороны с наклоном

Тема: «Звук и буква «Щ». Щётки

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу зубы,

Правой рукой- имитация

движения «чистим зубы».

Этой щёткой-

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

Наклон вперёд, дотронуться

руками до пола.

Этой щёткой

Плавное движение левой

рукой в сторону, ладонью

чищу брюки,

Гладим руками по ногам.

Все три щётки

Показать три пальца перед

мне нужны.

Ладони приложить к груди.

Тема: «Звук и буква «Ш».

Мы по лесу шли, шли, шли,

Ходьба на месте с высоким

подниманием ног.

Только шишку нашли.

Бег на месте.

И лягушку повстречали.

Фигура из пальцев-

«лягушка».

Лягушка-попрыгушка глазки

на макушке.

Присесть, руки на полу перед

собой, прыгаем как лягушки.

Прячьтесь от лягушки,

комары и мушки.

Бег на месте.

Тема: «Буквы «Ь,Ъ». Ручеёк

Вьётся недалечко

реченька- река.

Плавные, волнообразные

движения перед собой сначала

левой, потом правой рукой.

Маленькая речка,

Меньше ручейка:

Руки согнуты в локтях,

ладонями с силой давим друг

на друга (2 раза).

Ни поплыть,

Руки перед собой - «плывём».

Ни нырнуть,

Присесть

Только ножки

окунуть чуть- чуть!

Потряхиваем поочерёдно

Тема: «Звук и буква «Ы». Пузырь

Надувайся, пузырь,

Раздувайся большой,

Оставайся такой

«Круглые»руки перед собой

разводим в стороны. Вдох

Да не лопайся!

Выдыхаем через нос,

«круглые» руки медленно

скрещиваем перед собой,

постепенно обнимая себя

Тема: «Звук и буква «Э». Я могу!

Кто, скажите, сможет, дети,

повторить движенья эти?

Руки вверх я подниму.

Это тоже я могу!

Вправо- влево разведу.

Это тоже я могу!

И, как птица, полечу.

Это тоже я могу!

Головою поверчу.

Это тоже я могу!

А потом присяду, встану.

Это тоже я могу!

И нисколько не устану.

Это тоже я могу!

Я попрыгаю немного.

Это тоже я могу!

И пешком пойду в дорогу.

Это тоже я могу!

Если надо, побегу.

Это тоже я могу!

Всё на свете я могу!

Дети повторяют движения за

взрослым, сопровождая их

словами: «Это тоже я могу».

Тема: «Звук и буква «Ю». Непоседа

Юра очень утомился-

Руки к щекам, наклоны

головой в стороны.

Целый день юлой крутился!

Кружимся на месте.

Юра только сел на стул,

Фигура из пальцев – «стул»;

присесть, встать.

Ножки свесил

Потряхиваем поочерёдно

И заснул.

Руки вниз, плечи опущены,

спина расслаблена.

Тема: «Звук и буква «Я». Яблоко

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

Руку протяните,

яблоко сорвите.

Подняться на носки, руки

вверх, потянуться.

Стал ветер веточку качать,

Плавные движения руками

над головой.

И трудно яблоко достать.

Развести руки перед собой.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву!

Прыжки с поднятыми руками.

Вот так яблоко!

Рисуем руками круг.

Оно соку сладкого полно.

Поглаживаем руками живот

круговыми движениями.

2. Кинезиологические упражнения

Кинезиология

развитии

умственных

способностей

определенные

двигательные

упражнения.

упражнения

позволяют

н е й р о н н ы е

ул у ч ш и т ь

м е ж п о л у ш а р н о е

взаимодействие,

является

развития

интеллекта.

Кинезиологические

упражнения,

развивающие

межполушарное взаимодействие, можно использовать во

время отдыха на любом занятии.

Упражнения.

1. «Кулак - ладонь» . Обе руки лежат на столе или на

коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно

кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять

Движения

усвоения

ускорять,

сжатия-разжатия

производились

попеременно, не соскальзывая на одновременные.

Вот ладошка, вот кулак.

Всё быстрей делай так.

2. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью

вниз, левая - на другом колене ладонью вверх.

Одновременная смена: теперь правая - ладонью вверх, а

левая - ладонью вниз. По мере усвоения - движения

ускорять.

Мы играли в ладушки-

Жарили оладушки.

Так пожарим, повернем

И опять играть начнем.

3. "Ищет птичка". Поочередное соединение всех пальцев

с большим (перебор пальцев). На каждый ударный слог

пальцы одной руки соединяются с большим в следующем

порядке: 1-2, 1-3, 1-4, 1-5, 1-5, 1-4, 1-3, 1-2.

Затем смена рук.

Ищет птичка и в траве,

И на ветках, и в листве,

Смена рук.

И среди больших лугов

Мух, червей, слепней, жуков!

4. «Лягушка» (кулак - ребро - ладонь). Три положения

руки на столе или на колене последовательно сменяют друг

друга: кулак (ладонью вниз), ладонь ребром, ладонь вниз:

Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),

Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).

5. «Лезгинка». Левая ладонь повернута к себе, пальцы в

кулак, а большой - в сторону. Правая рука прямой

ладонью вниз прикасается к мизинцу левой. Потом -

одновременная смена положений рук.

Вертишейки, вертихвостки

Не хотят носить обноски -

Им бы праздничные блестки

Да высокие прически!

6. «Шапка размышлений».

Данное упражнение позволяет быстро включиться в

работу, улучшает внимание. Растираем ладошки до

образования “ теплого комочка”, одеваем комочек на

голову, и крутим мочки уха. Упражнение выполняется 3

7. «Ленивые восьмерки». Данное упражнение

активизирует структуры, обеспечивающие запоминание.

Дети рисуют в воздухе в горизонтальной плоскости “

восьмерки” по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют эти

движения обеими руками.

3. Игры

1) Игры с бусинами, пуговицами (можно использовать на

игровых занятиях при парной и групповой работе)

Нанизывание: пуговицы, бусы, рожки и макароны,

сушки, картонные кружочки.

Выкладывание картин из пуговиц.

Выкладывание букв, силуэтов.

Сортировка по заданному признаку(по цвету,

размеру, форме).

Цепочки из цветных скрепок.

Заполните просторную коробку пуговицами:

Опустите руки в коробку;

Поводите ладонями по поверхности;

Перетирайте пуговицы между ладонями;

Пересыпайте их из ладошки в ладошку;

Найдите самую большую пуговицу, самую маленькую,

квадратную, гладкую и пр.

2) Игры с пластилином

Картины из пластилина

Объемные изделия

Д о щ е ч к и,

п о к р ы т ы е

п л а с т и л и н о м,

выкладывания

использоваться

различные материалы: горох, фасоль, семена тыквы,

арбуза, вишневые и сливовые косточки, различной

величины пуговицы, палочки.

3) Вырезывание ножницами

Силуэтное вырезывание.

Симметричное вырезывание.

Вырезывание различных фигурок из старых

открыток, журналов.

Вырезывание снежинок.

4) Рисование, раскрашивание

Обводка плоских фигур. Обводить можно все: дно

стакана, перевернутое блюдце, собственную ладонь,

плоскую игрушку и т.д.

Рисование по опорным точкам;

Дорисовывание второй половины рисунка;

Рисунок по образцу, не отрывая руки от бумаги.

5) Работа с бумагой.

Плетение.Развитию точных движений и памяти

помогают плетение ковриков из бумажных полос.

Оригами- складывание корабликов, фигурок зверей

из бумаги.

Игры с бумагой (дать ребенку скомканный лист

фольги и предложить):

Разгладить его пальцами, чтобы он не морщился

Разгладить его одной рукой

Разгладить его двумя большими пальцами, затем

указательным и т.д.

6) Графические упражнения. Штриховка. (можно

использовать при работе с прописями)

Штриховка

важнейших

упражнений.

Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую

уверенность штриха, что когда они приступят к письму в

тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много

писавшего.

Правила штриховки:

Штриховать только в заданном направлении.

Не выходить за контуры фигуры.

Соблюдать параллельность линий.

Не сближать штрихи, расстояние между ними

должно быть 0,5 см.

Выполняется на нелинованной бумаге.

7) Игры с крупами (данные упражнения предлагаю

родителям для занятий с детьми дома)

Прячем ручки в крупу

Пересыпаем крупу

Дождь, град

Покорми птичек

Найди игрушку

Игра «Золушка»

«Отгадай, какая крупа в мешочке»

Нарисуй домик, солнце и т.д.

Развитие мелкой моторики в быту (для занятий дома)

Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.

Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от

скорлупок). Очищать фисташки.

Собирать с пола соринки. Помогать собирать

рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,

бусинки).

Лепить из теста печенье.

Открывать почтовый ящик ключом.

Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться, а

так же разуваться и раздеваться. Учиться

самостоятельно надевать перчатки. Пробовать

зашнуровывать кроссовки.

Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.

Начищать обувь для всей семьи специальной

Заключение

Таким образом, используя предложенные

упражнения и игры на занятиях в школе и дома, родители и

педагоги решают сразу несколько задач:

во-первых, занятия положительно влияют на

общее интеллектуальное развитие ребёнка;

во-вторых, точное динамичное выполнение

упражнений для рук, туловища, головы

совершенствуют движения артикулярных органов:

губ, языка, нижней челюсти;

в-третьих, упражнения и игры готовят к

овладению навыком письма, что в будущем

поможет избежать многих проблем школьного

обучения.

Список литературы

Аксёнова М. Развитие тонких движений пальцев рук у

детей с нарушением речи.// Дошкольное воспитание

№ 9.1990. - с.62.

Безруких М.М., Хохлова Т.Е. Упражнения для занятий

с детьми, имеющими трудности при обучении письму.

Белая А.Е., Мирясова В.И. Пальчиковые игры для

развития речи дошкольников. ООО Издательство

Калинина Н.В., Разинкина А.В. Подготовка

дошкольников к обучению каллиграфии:

воспитателю, родителям.- Ульяновск: ИПК ПРО,

Крупенчук О.И. Развиваем мелкую моторику. ООО

Издательский дом «Литера». Санкт-Петербург, 2002.

Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. Издательский

ДОМ «Кристалл». Санкт-Петербург, 2000.

Узорова О.В., Нефёдова Е.А. «Пальчиковая

гимнастика». Москва, АСТ. Астрель, 2002.