Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Методы работы логопеда с родителями. Современные формы работы учителя-логопеда с родителями по профилактике речевых нарушений у дошкольников

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда будут недостаточны.

Учитель - логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями:

    устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;

    объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;

    создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

    повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;

    оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.;

    обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, родительский опыт, жилищные условия и т.д.

Существует несколько принципов, в соответствие с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи.

1. Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

2. Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями. рекомендации давать в форме пожеланий.

3. Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;

4. Сохранять конфиденциальность информации.

5. Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

6. В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

7. Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

8. Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.

9. Избегать использования в беседе таких слов, как "дефект", "нарушение" и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста, и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их болеенейтральными: "трудности", "проблемы", "недостатки".

10. Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Различные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические (анкетирование и опросы)

К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.

2. Индивидуальные (беседа, консультации и рекомендации):

Индивидуальные практикумы

Индивидуальное консультирование по запросам родителей

Индивидуальные домашние задания

Беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей.

3. Информационные

Тематические консультации,

Информационные стенды, папки-передвижки,

Родительские собрания (проводятся 3 раза в год: в начале учебного года учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за 1-е полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце учебного года подводятся итоги коррекционной работы))

4. Практические:

Тетради домашних заданий

Открытые просмотры занятий,

Групповые открытые занятия с участием родителей

Досуговая деятельность (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,

влияющих на эффективность домашних занятий.

Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.) .

На информационном стенде располагается материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей. Вывешивается лексическая тема с заданиями, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.

Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.

Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей.

К участию в досуговых мероприятиях логопед также привлекает родителей. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе коррекции речи у ребенка.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

Различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Взаимодействие с семьей ребенка, имеющего нарушения речи, является одной из сложных сторон деятельности логопеда школы. Нередко педагоги испытывают трудности в установлении контакта с родителями учащихся. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач обучения, коррекции и воспитания.

Часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано со следующими причинами:

  • Родители не слышат недостатков речи своих детей.
  • Не придают им серьёзного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
  • Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых дефектов у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями.
  • Как правило, они испытывают трудности от того, что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома.

Помощь родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна. Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.

Таким образом, необходимо проводить с родителями просветительскую работу, которая может варьировать в зависимости от конкретных проблем. Приобретённые знания помогут родителям глубже познакомиться с проблемами своего ребёнка, подкрепить интуитивные знания практикой, разрешить сложные ситуации. Ведь ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.

Все формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей условно можно разделить на две группы: это непосредственного воздействия и опосредованного. К первой группе можно отнести такие формы, когда логопед обменивается с родителями необходимой информацией непосредственно в процессе общения (на родительском собрании, при сборе анамнестических данных, во время индивидуальной консультации, на открытых занятиях, семинарах-практикумах и т.д.). Однако в силу особенностей организации рабочего времени учитель-логопед в большинстве случаев видит родителей эпизодически, а необходимость регулярного информирования родителей возникает постоянно. Поэтому в своей работе логопед использует также опосредованные формы воздействия, в частности – оформление информационных стендов для родителей, размещение материала на школьном сайте, обмен мнениями по электронной почте и другое.

Рассмотрим немного подробнее эти формы сотрудничества с родителями.

Первая группа - непосредственного воздействия или традиционные формы работы с родителями:

1. Родительские собрания

Проводятся в течение года, их тематика планируется в зависимости от речевого диагноза и возраста детей. Как показывает практика, представления многих родителей о деятельности логопеда зачастую ограничены. Многие из них считают, что педагог только “ставит” звуки, тогда как целью логопедической работы является развитие речевой сферы в целом. Так, большинство родителей, имеющих детей с ОНР, не осознают тяжести этого речевого нарушения, отмечая, как правило, только дефектное произношение некоторых (не всех) звуков, редко кого из них волнует недоразвитие лексико-грамматической стороны речи, несовершенство связной речи. Поэтому родителям на собраниях предлагается список литературы для ознакомления с некоторыми видами работы по коррекции ОНР, ФФН, дисграфии и дислексии.

На собрании логопед формирует адекватные ожидания родителей в отношении результатов обучения, подчеркивает, что, какие бы значительные позитивные изменения в речи ребенка не происходили на коррекционных занятиях, они приобретут значение для ребенка лишь при условии их переноса в реальную жизненную ситуацию.

2. Консультации.

В течение всего учебного года в разное время проводятся индивидуальные консультации и беседы: планово (1 раз в неделю) и внепланово (в случаях необходимости). Создание единого пространства речевого развития ребенка невозможно, если усилия учителя-логопеда и родителей будут осуществляться независимо друг от друга и обе стороны останутся в неведении относительно своих планов и намерений. Также проводятся консультации для родителей будущих первоклассников своей школы, особенно если в дошкольном учреждении, которое посещает ребёнок, нет логопеда или ребёнок совсем не посещает детский сад.

3. Открытые занятия

Родители посещают индивидуальные и подгрупповые занятия, смотрят, как дети занимаются, что им необходимо закрепить дома, над чем стоит поработать. Часто логопед сам приглашает родителей на такие занятия.

4. Анкетирование.

Одно из первых проводится на родительском собрании в сентябре (см. приложение 1 ). Во-первых, позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей. Во-вторых, позволяют логопеду организовывать свою работу более эффективно, в соответствии с потребностями родителей. В-третьих, это необходимо для дальнейшего заполнения речевых карт.

5. Семинары-практикумы

На таких мероприятиях родители имеют возможность получить для себя новую, полезную информацию. Например, родителям демонстрируются различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков; имеется возможность попрактиковаться в выполнении тех или иных заданий под чутким руководством логопеда: в выполнении артикуляционной гимнастики, дыхательной гимнастики, пальчиковой гимнастики. Рекомендуется (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Как правило, такие практикумы оставляют у родителей положительные эмоции, сближают их с педагогами, позволяют лучше понять специфику работы.

6. Памятки для родителей

Их можно распечатать и раздать на консультациях либо вклеить в тетради детей. (см. приложение 2 )

7. Логопедические тетради

Тетрадь для домашних заданий является связующим звеном в системе “логопед-ребёнок-родитель”. Давая каждому ребёнку своё индивидуальное задание, логопед имеет возможность в полной мере реализовать индивидуальный подход. Ведение домашних тетрадей напрямую оказывает влияние на результативность работы. Это непросто тетради, а тетради-дневники. На первой странице пишется план логопедической работы с ребёнком на учебный год с указанием нарушенных у ребёнка звуков, расписания логопедических занятий и контактный номер телефона. В тетрадях записывается или вклеивается домашнее задание и оценивается работа ребёнка дома. Если домашнее задание выполнено хорошо, ставиться штампик “Молодец!” Детям очень нравится положительная оценка их деятельности, они даже подсчитывают, сколько штампиков “Молодец!”. Конечно же, о своих успехах на логопедических занятиях они с удовольствием рассказывают родителям, которым, в свою очередь, это тоже очень приятно. Но бывают случаи, когда приходится сделать запись о том, что домашнее задание не выполнено. Тогда на помощь приходят классные руководители таких ребят.

8. Специальные “логопедические уголки”, информационные стенды;

Как показывает опыт работы, данная форма работы имеет ряд положительных сторон:

Во-первых, удобство использования, как родителями, так и логопедом. Родители могут получить интересующую их информацию в удобное для себя время. Во-вторых, весь материал, который логопед хочет сообщить родителям, преподносится в краткой, сжатой форме, в виде тезисов, резюме, составляется как памятка. Это облегчает восприятие родителями данной информации, позволяет сэкономить время для объяснения не всегда понятных для родителей теоретических сведений или терминов (например, что такое слоговая структура слова, чем отличаются звуки от букв, как отличать гласные звуки от согласных и т.д.).

В-третьих, при оформлении родительского стенда логопед учитывает степень актуальности, значимости того или иного вопроса для родителей. Зачастую информация, которую логопед сообщает родителям, носит опережающий характер, учитывается опыт работы с родителями детей предыдущих лет обучения. Например, как показывает многолетний опыт работы, в начале первого года обучения целесообразно информировать родителей об основополагающих, базовых понятиях, причем в той же последовательности, какой преподносится материал детям на уроках. Так первые памятки, которые можно предложить родителям, могут быть такими: “Как правильно заниматься с ребенком дома”, “Как правильно проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику” и т.д. Это позволит родителям глубже вникнуть в суть логопедической работы, познакомиться с содержанием занятий в школе.

Обратная связь между логопедом и родителями может осуществляться через учителей, которые сообщают логопеду о наиболее часто задаваемых родителями или непонятных для них вопросах. Тем самым логопед может достаточно быстро отреагировать на возникшую проблему и устранить ее.

Вторая группа - опосредованное воздействие или инновационные формы работы с родителями:

Использование информационно-коммуникативных технологий

Сегодня применение информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе – это одно из приоритетных направлений модернизации образования, позволяющее не только повысить качество обучения, но и достичь нового уровня отношений между участниками учебного процесса на всех этапах педагогической деятельности.

Осуществляется это с помощью применения разнообразных форм взаимодействия с родителями:

  • массовый опрос – сентябрь, май;
  • вебинары – ежемесячно;
  • общение с помощью программы Skype – еженедельно;
  • обновление информации на сайте – ежемесячно;
  • рассылка рекомендаций посредством электронной почты;

Для осуществления данного проекта необходимо изменить условия работы с родителями: технически оборудовать рабочий кабинет логопеда; технически подготовить место работы родителей и логопеда в домашних условиях для использования Интернет-ресурсов. Частично перестроить рабочую неделю логопеда с учетом реализации новых форм взаимодействия с родителями (например, вынести часть непосредственной образовательной деятельности на выходные дни). Изменений требует и само содержание работы с родителями. Так мы все консультации и родительские собрания переводим на проведение вебинаров; сбор анамнеза и заполнение речевых карт осуществляем посредством программы Skype (ту часть, которую необходимо заполнить совместно с родителями); рекомендации логопеда родители получают в электронном виде ежедневно на свой почтовый ящик; взаимодействие с родителями, в большей своей части, осуществляется дистанционно.

Например, логопед создает собственный сайт с организацией форума для родителей с четким разграничениями на сообщества по интересующим темам.

1. Сайт - это определенное место в Интернете, где можно расположить любую информацию, сделав ее доступной из любой точки мира. Содержание логопедического сайта для родителей может составлять следующее: информацию о развитии речи детей в онтогенезе, о причинах нарушения речи, последствиях несвоевременной коррекции, а также, список популярной логопедической литературы, игры, направленные на развитие психических процессов и речевых умений и навыков, приложения в виде иллюстрационного материала, ссылки на сайты с логопедическими играми и многое другое.

Таким образом, при помощи сайта родители имеют возможность получать информацию о школьных мероприятиях, осуществляемых учителем-логопедом, ответы на волнующие их вопросы, оставлять отзывы и комментарии о деятельности специалиста.

2. Форум. В нашем случае форум – это часть сайта. Такое место в Интернете, где собираются люди, которых объединяет одно увлечение или идея, и общаются на интересующие их темы. Они помогают друг другу советами и подсказками, обмениваются жизненным опытом, поддерживают друг друга. В отличие от чата, на форуме обсуждают определенную тему. То есть Логопед имеет доступ ко всем обсуждениям пользователей, тем самым может определить для себя основные направления работы с родителями, понять их.

Таким образом, родители в любой момент могут обсудить какие-либо вопросы, как со специалистами, так и с другими пользователями. В открытом доступе находятся все необходимые материалы и рекомендации специалиста, что не требует траты времени на поиски нужной информации. По самым распространенным и интересующим вопросам организуются вебинары. Накануне родители на форуме обсуждают наиболее актуальную тему, коллегиально решают, что они хотят узнать. Если таких тем нет, то логопед предлагает свои темы, а родители выбирают понравившуюся путем голосования. Затем они получают информационное письмо на свою электронную почту с темой будущего вебинара и инструкцией по подключению, ссылкой. Время проведения интенет-конференции так же решается коллегиально.

3. Вебинар – разновидность веб-конференции, проведение онлайн-встреч или презентаций через Интернет в режиме реального времени. Во время веб-конференции каждый из участников находится у своего компьютера, а связь между ними поддерживается через Интернет посредством загружаемого приложения, установленного на компьютере каждого участника, или через веб-приложение. Вебинары могут быть совместными и включать в себя сеансы голосований и опросов, что обеспечивает полное взаимодействие между аудиторией и ведущим. В некоторых случаях ведущий может говорить через телефон, комментируя информацию, отображаемую на экране, а слушатели могут ему отвечать, предпочтительно по телефону с громкоговорителем. Преимущества проведения вебинаров: никуда не надо ехать, чтобы попасть на тренинг.

4. Программа Skype позволяет совершать конференц-звонки, видеозвонки, осуществлять непосредственное общение с визуальным контролем, а так же обеспечивать передачу текстовых сообщений и передачу файлов. С помощью данной программы родители могут не только обозначить свою проблему, но и продемонстрировать ее (например, при выполнении рекомендаций логопеда). Консультирование с помощью скайпа продуктивнее письменных советов логопедов на сайтах и форумах. Специалист может наглядно показать все тонкости и особенности многих коррекционных (логопедических) приёмов: массаж, артикуляционная гимнастика, пальчиковые игры – упражнения и др. Для многих родителей эта форма работы, взаимодействия с логопедом является наиболее приемлемой и очень желаемой, потому что соответствует следующим их требованиям. Так же Skype помогает осуществлять логопеду контролирующую функцию, например, если ребенок заболел, часто пропускает занятия, или родители неэффективно выполняют рекомендации специалиста.

5. Блог - это веб-сайт, основное содержимое которого составляют регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Блог – удачная площадка в Интернете для совместного сотрудничества. Использование блога в работе логопеда МБОУ помогает создать среду сетевого общения с коллегами, родителями, среду взаимодействия автора (авторов) с читателями. Блог в работе учителя–логопеда помогает сопровождать родителей в области логопедического просвещения. Возможность размещения ссылок, фото, видео, дает логопеду возможность создать электронное портфолио, методическую копилку. В блоге родители получают информацию и практические советы о том, как грамотно проводить упражнения, игры, задания для детей, нуждающихся в постоянной логопедической поддержке. Родители становятся соучастниками процесса воспитания и обучения детей. Каждый родитель может воспользоваться разработанными материалами блога, задать вопрос логопеду и получить ответ. Блог является новым эффективным информационным пространством для организации дистанционной поддержки родителей.

6. Электронная почта - технология и предоставляемые ею услуги по пересылке и получению электронных сообщений (называемых письмами или электронными письмами).

При помощи электронной почты учитель-логопед может без визуального контакта консультировать родителей, отвечать на вопросы, касающиеся коррекционного процесса, давать рекомендации, рассылать приглашения на родительские собрания, тренинги, очные консультации. Кроме того, логопед может отправлять воспитанникам задания для самостоятельной домашней работы: тесты, карточки с заданиями, картинные материалы, памятки и т.п. Особенно актуальны такие задания, когда ребенок болен и не может посещать школу. Таким образом, родители также становятся активными участниками процесса воспитания и обучения детей.

7. Группа в социальных сетях. Практически каждый человек зарегистрирован в различных социальных сетях. Только сеть “ВКонтакте” имеет более 111 млн. пользователей и почти каждый из них интересуется минимум тремя группами. Создание группы в социальных сетях – это сообщества пользователей, объединенных какой-либо идеей или общим интересом. Если родителям неудобно обсуждать свои проблемы и задавать интересующие вопросы на сайте логопеда, то они могут делать это в специально созданной группе в социальных сетях. Пользователи находятся в социальных сетях, когда у них есть свободное время. Следовательно, к новым предложениям они открыты, что делает процесс коммуникации более эффективным.

Подводя итог всему сказанному, отметим, что преимущество новых форм и методов взаимодействия педагогов с родителями неоспоримы и многочисленны.

Во-первых, это положительный эмоциональный настрой логопедов и родителей на совместную работу по обучению детей. Родители всегда уверены в том, что педагоги всегда помогут в решении логопедических проблем и в тоже время не навредят. Логопеды, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется данное взаимодействие.

Во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Логопед, постоянно поддерживает контакт с семьей, знает особенности каждого ребенка и учитывает их при работе, что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности коррекционного процесса.

В-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на сегодняшний день. При реализации новых видов взаимодействия с семьей удается избежать тех недостатков, которые присущи традиционным формам работы с семьей. Анализ результатов своего труда радует и детей и конечно, их родителей. Они начинают сами интересоваться успехами своих детей, предлагают помощь, контролируют и нацеливают на красивую, правильную речь.

Высокие возможности современных компьютеров разрабатывают абсолютно новые и интересные варианты обучения. Данные формы работы позволяют привлечь родителей к активному участию в коррекционном процессе, предполагают установление между педагогами и родителями доверительных партнерских отношений, осознание родителями своей роли в обучении и воспитании ребенка. В итоге достигается главная цель этого взаимодействия – обеспечить максимально благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития ребёнка. А ведь несколько лет назад о таком взаимодействии мы даже не предполагали! Бесспорным преимуществом его является доступность. Родители в любое время дня и ночи могут зайти на нужный сайт, познакомиться с теоретическими основами логопедической работы, с методами, формами работы дома, рабочими материалами, интересными методическими пособиями и многим другим.

Таким образом, какие бы формы работы не выбрал для себя логопед- традиционные или инновационные или и те и другие совместно, зависит от желания педагога и возможностей конкретной школы: главное в коррекционной работе – не отпугнуть родителей, показать им значимость логопедической работы и призвать к активному сотрудничеству.

Раиса Долгих
Взаимодействие работы логопеда в ДОУ с родителями

Полноценное развитие личности ребёнка невозможно без воспитания у него правильной речи.

Речевой функцией ребёнок овладевает постепенно, путём подражания произношению звуков и слов взрослым : правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Это так называемый физиологический период возрастного косноязычия. Чем ранее родители – обратят внимание на правильное звукопроизношение у ребёнка, тем быстрее оно формируется и нормализуется.

Работу логопеда в детском саду невозможно представить без взаимосвязи с родителями . Родители воспитывают ребёнка , учат его в повседневной жизни, мы лишь помогаем им правильно усвоить то, что не может скорректировать родитель .

В работе с родителями мы ставим перед собой следующие задачи :

Через анкетирование и беседы с родителями выявить ранние отклонения в речевом развитии ребёнка, отношение к недостаткам речи своего малыша, потребность в логопедической помощи .

Повысить речевую культуру родителей , для усиления их ответственности и формирования сознательного отношения к коррекции речевых недостатков у детей.

Повысить компетенцию родителей , в коррекции речи детей, с учетом их возраста.

Знакомиться с родителями , мы начинаем в ясельной группе.

Выступаю на родительских собраниях , провожу анкетирование родителей , с целью выявления ранних отклонений в речевом развитии, провожу наблюдения и беседы-знакомства с малышами.

С родителями детей , зачисленных на логопункт , веду индивидуальные папки по коррекции и закреплению правильного произношения дома;в конце каждого листа родители ставят подпись , подтверждая отработанный материал ;

В уголках для родителей выставляется устная информация

через папки - консультации и уголки для родителей «Советы логопеда » .

Практикуем такие формы как, просмотр индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий ; родительские практикумы

по изготовлению дидактических игр по развитию речи из бросового материала

По мере необходимости провожу индивидуальные и подгрупповые консультации.

Цель наших консультаций, привлечь родителей в организацию занятий с детьми дома, обучить коррекционным приёмам с учётом возрастных особенностей детей.

На консультациях мы знакомим с современными нетрадиционными методами коррекционного воздействия (массаж пальчиков зубными щётками, прищепками; использование ватных палочек для постановки звука «С» , «Р» , «Ш» ).

При обследовании ребёнка прошу, чтобы было обязательное присутствие родителей , так родители сами видят недоразвитие речи ребёнка и можно решить вопрос о зачислении ребёнка на логопункт .

Провожу индивидуальные беседы по коррекции и автоматизации дефектного звука, по мере необходимости;

Как результат совместной деятельности проводим совместные праздники, развлечения, театральные представления, на которых дети демонстрируют красивую и правильную речь

(работа по автоматизации и дифференциации звуков, работа над выразительностью);

Наш результат :

Родители стали внимательней относиться к речи своего ребёнка;

Сократились сроки постановки и автоматизации дефектных звуков;

Повысилась заинтересованность родителей логопедической работой ;

Улучшилась речь детей;

Останавливаться на достигнутом – не в моих правилах. Поэтому ищу новые подходы, обмениваюсь опытом и пользуюсь опытом коллег на метод объединениях логопедов , буду рада, если кого-то заинтересует мой опыт работы , и с удовольствием воспользуюсь вашим. Так как знаю из многолетней практики, что, только вооружившись поддержкой родителей можно ожидать хороших результатов.

Скрынникова Наталия Николаевна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МДОУ д/с "Рябинка"
Населённый пункт: город Балашов, Саратовской области
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Взаимодействие учителя-логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Дата публикации: 17.01.2016
Раздел: дошкольное образование

г.Балашов. МДОУ д/с «Рябинка».
Тема: «
Взаимодействие учителя - логопеда и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста ». Составила учитель - логопед: Скрынникова Н. Н.

Тематический план работы на год.

Месяц

Тема
Сентябрь. Цели, задачи, формы и методы работы с родителями. Октябрь. Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно- развивающем обучении Ноябрь. Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Декабрь. Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста Январь. Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Февраль. Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями. Март. Современные формы работы учителя – логопеда с родителями Апрель. Заключение. Май. Разработка анкет.
Актуальность проблемы.

Как показывают современные исследования, целенаправленное включение родителей в единый, совместный с педагогами процесс воспитания, развития и коррекции значительно повышает его эффективность. В настоящее время наблюдается острая потребность работы педагога с семьей. Рост интереса к проблемам семейного воспитания связан с новыми социально-экономическими условиями. А новые условия требуют новых подходов и методов работы с родителями, имеющими детей с речевыми нарушениями. Учитель, воспитатель, психолог, учитель-логопед должны оказывать помощь родителям в развитии и воспитании детей, особенно если у детей наблюдаются проблемы речевого развития. Некоторые родители пытаются повлиять на формирование речи своего ребенка, начиная с ранних лет жизни. Они стараются, чтобы их ребенок слышал правильную, выразительную и отчетливую речь, читают ребенку сказки, стихи, рассказы, развивают кругозор. Но не у всех так получается. Часто семья не в состоянии (в силу разных причин) оказать действенную помощь ребенку в развитии речи и коррекции речевых дефектов. Большинство родителей не понимают реальных причин, из-за которых у их ребенка те или иные речевые нарушения. В таких случаях усложняется процесс воспитания и обучения. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки в воспитании своих детей, беспомощность в устранении речевых нарушений. Родителям не хватает психолого- педагогической грамотности. Создание единого пространства развития ребенка невозможно без объединения усилий педагогов и родителей. Для успешной работы воспитателям и логопеду необходимо поддерживать тесный контакт с семьей ребенка. В коррекционной работе важно сделать родителей не только своими союзниками, но и грамотными помощниками.
1.

Цели, задачи, формы и методы работы с родителями.

Цель совместной работы
– активизировать родителей, привлечь их внимание к тем коррекционным и педагогическим задачам, которые осуществляются в работе с детьми, сделав воспитание ребенка в семье и в детском саду более последовательным и эффективным.

Задачи родителей в коррекционной работе заключаются:
в создании в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей; в проведении целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимой коррекции недостатков в этом развитии. Задачи, которые ставит педагогический коллектив и логопед, работая с родителями в течение учебного года: обеспечение дошкольникам с нарушениями речи комфортных во всех отношениях условий развития, воспитание и обучение, создание среды психолого-педагогической и речевой поддержки ребенка; проведение необходимой работы по профилактике и коррекции недостатков речевого развития у детей, обеспечение их эффективной общей и речевой подготовки к школе; повышение психолого-педагогической культуры и воспитательной компетентности родителей, побуждение их к сознательной деятельности по общему и речевому развитию дошкольников в семье выявить характер семейных взаимоотношений, авторитет родителей; определить их влияние на развитие ребенка и на этой основе скоординировать воспитательно- образовательную работу ДОУ и семьи; целенаправленно воздействовать на родителей с учетом их подготовленности к воспитанию детей; учитывать пожелания родителей, их предложения; познакомить родителей с кругом знаний для успешной подготовки детей к школе.
В работе с семьей используются традиционные и нетрадиционные формы и методы:

групповые собрания;
индивидуальные беседы; консультации; анкетирование; наглядная агитация; открытые занятия с детьми; День открытых дверей; приглашение родителей на празднике; совместные мероприятия; закрытые ящики и информационные корзины. Один из аспектов этого вопроса – поиск действенных путей сотрудничества, в равной степени необходимого как педагогам, так и родителям. Уровень развития ребенка в первую очередь зависит от той атмосферы, которую создают сознательно, а большей частью, и безсознательно взрослые в семье. Степень влияния домашней работы родителей с детьми на время и качество коррекции речи ребенка велика. Ожидания и надежды родителей связаны, как правило, только с работой логопеда. Поэтому необходимо привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевого дефекта у ребенка, так как это во многом облегчает работу специалиста и ускоряет успехи ребенка. Родители в известной мере привыкают к речи своих детей и не замечают в ней недочетов, а поэтому и не помогают им усваивать правильную речь. Логопед должен помочь родителям правильно организовать эту работу. Поэтому необходимо познакомить родителей с индивидуальными особенностями всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить коррекционные мероприятия. Помощь детям тогда будет эффективной, когда к их речи и поведению предъявляют единые требования (и дома, и в детском саду). Это вполне достижимо, если родители будут посещать логопедические занятия и консультации у логопеда. Участие родителей в коррекционном процессе очень полезно как для ребенка, так и для самих родителей. Всесторонняя воспитательно-образовательная работа с родителями, в целях повышения их педагогической культуры, установления единства воздействия на ребенка крайне полезно. От успеха сотрудничества педагогического коллектива и родителей, имеющих ребенка с речевыми нарушениями зависит результат коррекционной работы. Только в тесном контакте с родителями, повышая их
педагогическую культуру и свой педагогический опыт, можно добиться положительных результатов в коррекции речевых недостатков у ребенка и устранении причин трудностей в обучении. Участвуя в образовательно-воспитательном процессе, родители постепенно становятся более активными, начинают ответственнее относиться к выполнению детьми домашних заданий. Только тесный контакт в работе логопеда и родителей может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.
2.

Работа с родителями детей, нуждающихся в коррекционно-развивающем

обучении.
Одной из важнейших задач организации в ДОУ коррекционно-развивающей работы является привлечение родителей к активному сотрудничеству, т.к. только в процессе совместной деятельности детского сада и семьи удается максимально помочь ребенку, который испытывает трудности в своем развитии.
1.^ Коллективные формы общения
В соответствие с годовым планом: - общие родительские собрания (1 раз в год); - групповые родительские собрания с привлечением специалистов (не реже трех раз в год); - «День открытых дверей» (в апреле для родителей, чьи дети, поступают в ДОУ в следующем учебном году). Планируются на основании запросов родителей: - семинары; - тренинги;
- «круглые столы»; - «плановые консультации»; - «тематические доклады» и другие коллективные формы работы с семьей.
2. ^ Индивидуальные формы работы семьей:
- анкетирование и опросы; - беседы и консультирование учителя-логопеда (по запросу родителей и по плану индивидуальной работы с родителями); - «Родительский час» - проводится 1 раз в неделю во второй половине дня.
3.

«Роль семьи в преодолении речевых нарушений у детей дошкольного возраста».
Тысячи семей могли бы помочь своим детям догнать в развитии своих сверстников. Грамотная помощь детям, отстающим в развитии со стороны семьи существенно дополняет комплекс лечебно- педагогических мероприятия в ДОУ. Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребенку и подкрепленные научными знаниями могут в значительной степени последствия той или иной ошибки природы. Многие зарубежные терапевты убеждены, что дети не смогут достичь успехов терапии до тех пор, пока их родители не пройдут эмоциональную переориентацию. Они уверены, что противодействие родителей может уничтожить самые лучшие стремления детей. Родительское отношение определяется как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенности восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков. Детско-родительские отношения в семьях детей с недостатками в развитии представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Не вызывает сомнения тот факт, что социальная адаптация ребенка зависит от правильного родительского (прежде всего материнского) поведения. Недостатки познавательной деятельности уже в раннем детстве препятствуют установлению нормальных взаимоотношений ребенка с родителями, что затрудняет усвоение социального опыта, формирование способов личностного общения, тормозит эмоциональное развитие детей с недостатками интеллекта.
Дети с нарушением в развитии нуждаются в своевременной грамотной диагностики и в коррекционном воспитании. К тому же такие дети часто воспитываются в проблемных семьях, роль микро среды, семьи и типа семейного воспитания в формировании личности ребенка велика. Изучение семей выявляет их экономический, социокультурный уровень, особенности семейного микроклимата, условия воспитания ребенка и ряд других важных для выбора стратегий и тактики работы с семьей и с ребенком. Дефицит общения в семье приводит к незрелости эмоционально волевой сферы ребенка, к отставанию в развитии интеллектуальной деятельности. Или наоборот, чрезмерный родительский контроль подавляет активность и самостоятельность у ребенка, вырабатывает и закрепляет у него инфальтивную систему поведения. Наблюдение и другие специальные исследования выявляют дисгармоничные и искаженное семейное воспитание, разные эмоциональные реакции родителей на отклонения в развитии детей, их трудности. Семья не всегда понимает своеобразия личности ребенка, неадекватно расценивает его психические возможности. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендуемым оздоровительно-воспитательным мерам воздействия, неверие в успех работы с ребенком, сомнения в целесообразности что-то менять. У одних родителей нет ни желания, ни возможности заниматься с ребенком, это как правило, семье с низким социально-экономическим статусом, неблагополучные семьи, с недостаточным культурным развитием. Другие родители имеют выраженное желание работать с ребенком, но при этом не имеют соответствующих материальных и бытовых условий. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, следовать всем указаниям специалистов, имеют соответствующие условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать. У родителей даже в благоприятных семьях порой отсутствуют достаточные знания, умения и навыки, необходимая подготовка для коррекционной работы с ребенком. Перед специалистами стоит задачи найти пути взаимодействия с родителями, расширить их знания, помочь им понять своеобразие личности ребенка и правильно определить пути воспитательного воздействия.
4.

Поиск новых форм взаимодействия ДОУ и семьи в преодолении речевых

нарушений у детей дошкольного возраста
В статье раскрываются цель, направления и формы работы с семьями воспитанников с особыми образовательными потребностями. Семья – это то естественное пространство (речевое, воспитательное, развивающее), которое окружает малыша с момента его появления и которое оказывает решающее влияние на его комплексное развитие. Именно в силу приоритетной роли семьи в процессе воздействия на ребёнка необходимо привлекать родителей в союзники в деле воспитания развития ребёнка. Многоаспектное сотрудничество с семьёй является обязательным, неизменным элементом любой развивающей программы. Педагоги в любой группе должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлежит семье. Один из авторов программы «Радуга» Т.Н. Доронова, на концептуальных основах которой мы строим своё взаимодействие с родителями, так оценивает важность взаимодействия дошкольного учреждения и семьи: «Только общими усилиями семьи и образовательного учреждения можно помочь ребёнку, с уважением и пониманием относясь друг к друг» . Особую значимость приобретает сотрудничество с семьёй в логопедических группах. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребёнка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных её формах.
За последние годы резко возрос процент детей с речевыми нарушениями. Каждый ребёнок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ребёнку преодолеть нарушения развития, при этом он должен справиться со своими трудностями в максимально короткие сроки, чтобы «догнать» в развитии детей, не имеющих отклонений в развитии. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребёнка единого коррекционно-развивающего пространства, поддерживать которое призваны не только логопед и педагоги детского сада, который посещает ребёнок, но и родители ребёнка. Эффективная коррекция речевых и сопутствующих им нарушений в логопедической группе возможна только в результате комплексного подхода, то есть при активной, скоординированной работе логопеда, воспитателей и родителей дошкольника. Так как наилучшие результаты отмечаются там, где педагоги и родители действуют согласованно. Подобное согласованное взаимодействие возникает не сразу. Ему предшествует целенаправленная работа. Девиз нашей работы можно выразить тремя словами: «Принимаем, понимаем, помогаем». Строим своё общение с родителями на принципах доверия, диалога, учёта интереса родителей и их опыта в воспитании. Выстраиваем партнёрские отношения с семьями воспитанников на принципах, заложенных в программе Т.Н. Дороновой: · Взаимоуважения педагогов и родителей; · Уникальности и индивидуальности личности ребёнка, недопустимости сравнения его с другими сверстниками; · Включённости родителей в жизнь группы; · Диалога с конкретным ребёнком и его родителями с учётом предшествующего опыта ребёнка, его интересов, способностей и трудностей; · Уважительного отношения к продуктам детской деятельности, поддержки самостоятельности и инициативности» . Основной целью сотрудничества с семьями воспитанников с ограниченными возможностями здоровья является полноценное развитие ребёнка с особыми образовательными потребностями посредством тесного взаимодействия всех участников коррекционно-образовательного процесса. Сотрудничество с семьями воспитанников с недоразвитием речи осуществляем по нескольким направлениям. 1. Информационно-аналитическое: изучение потребностей родителей в образовательных услугах, с целью определения содержания и форм работы; установление преемственности и единства требований ДОУ и семьи в процессе воспитания детей; 2. Познавательное: повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и обучения дошкольников с особыми образовательными потребностями; вовлечение родителей в содержательную деятельность; 3. Наглядно-информационное: ознакомление родителей с условиями организации образовательной деятельности ДОУ; 4. Досуговое: привлечение родителей к совместной деятельности. Родители становятся не сторонними наблюдателями, а активными помощниками в преодолении речевого недоразвития детей. Используем разнообразные формы совместной работы педагогов и родителей. Выбирая формы работы с семьёй, исходим, прежде всего, из особенностей коллектива (и педагогов, и семей воспитанников) и учёта индивидуальностей его членов.
Формы работы с семьями воспитанников

Традиционные:
· анкетирование по выявлению реальных родительских запросов;
· просмотр занятий и режимных моментов с последующим обсуждением игровых коррекционных приёмов; · индивидуальное и групповое консультирование; · приглашение специалистов ДОУ по интересующим вопросам; · обновление тематических материалов в родительском уголке «Заботливым и умным родителям»; · групповые родительские собрания; · круглые столы «Семья глазами ребёнка», «На пороге школы»; · дни открытых дверей для ознакомления с коррекционно-оздоровительной средой группы «Давайте познакомимся»; · неформальные беседы о детях для коррекции индивидуального развития; · практические тренинги «Учитесь папы, учитесь мамы»; · обмен опытом семейного воспитания «Семейные традиции»; · выставка педагогической литературы.
Инновационные:
· почтовый ящик «Спрашиваете – отвечаем»; · совместные экскурсии в музеи и центры города; · семейные игры типа «Я дарю тебе словечко», «Копилка слов»; · вечер совместного творчества «Делаем игрушки для пальчиковых игр»; · издательская деятельность: изготовление самописных книг, журнала о жизни группы, буклетов, летописи жизни группы; · выставки семейного творчества, коллекций; фотовыставки «Мир увлечений»; · совместное проведение праздников и развлечений; · ярмарки, конкурсы, конференции; · чайные посиделки «Мамины сладости». Применение разнообразных форм сотрудничества с семьями воспитанников создаёт благоприятный психологический климат для раскрытия индивидуальных особенностей детей, повышает культурный и педагогический уровень родителей, способствует укреплению доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами группы. На наш взгляд, родители наших воспитанников: · уважают мнение педагогов группы, прислушиваются к нашим рекомендациям; · проявляют интерес к жизни и занятиям ребёнка в детском саду; · оказывают помощь в организации жизни детей в ДОУ; · активно участвуют в подготовке и проведении праздников и детских досугов; · чаще и больше занимаются совместной деятельностью с детьми дома, играют с ними. Результатом взаимодействия педагогов и родителей является преодоление нарушения речевого развития ребёнка, повышение качества коррекционной работы, коррекция недостатков в сенсорной, эмоционально-волевой и интеллектуальной сфере, которые обусловлены особенностями речевого дефекта дошкольников.
5.
Условия эффективного взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
Взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями»; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным. Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи. Задачи работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями:  Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;  Объединить усилия для развития и воспитания детей;  Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;  Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях. Задачи родителей в коррекционной работе со своими детьми:  Создание в семье условий, благоприятных для общего и речевого развития детей;  Проведение целенаправленной и систематической работы по общему, речевому развитию детей и необходимости коррекции недостатков в этом развитии согласно рекомендациям специалистов. Для эффективного решения данных задач учителю-логопеду необходимо лучше знать каждую семью, учитывая: -роль всех членов семьи в воспитании ребенка; -тип семейного воспитания; -позицию, занимаемую родителями по отношению к ребенку. Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер. Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками: -адаптация к неправильной речи ребёнка; многократные повторения одних и тех же упражнений; -незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков; -недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления; -монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций; -частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт; -незнание индивидуальных особенностей ребёнка. Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их
действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения. Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. Весь коррекционно-педагогичекий процесс взаимодействия с семьей включает три блока: просветительский, консультативный и собственно коррекционную работу. Задачей просветительского блока коррекционной работы с семьей является ознакомление с основными закономерностями развития ребенка, с индивидуально-психическими особенностями, с фактами и причинами, обусловившими нарушение онтогенеза. Консультативный блок представлен индивидуальной формой работ с семьей. Организация индивидуальных консультаций должна помочь родителям найти ответы на имеющиеся вопросы, получить систему рекомендаций по построению благоприятных отношений в семье. Индивидуальные консультации могут проводить психологи, логопеды, медики, педагоги. Возможно консультирование родителей на совместных консилиумах всеми специалистами сразу. Собственно, коррекционная работа направлена на создание в семье оптимальных условий для развития и коррекции речи ребенка. В данном блоке используются различные традиционные и нетрадиционные формы
6.
Классификации форм взаимодействия учителя-логопеда с родителями.
В настоящее время в методической литературе описано множество разнообразных форм взаимодействия логопеда с родителями. По источнику информации, предъявляемой родителям, все формы работы условно можно разделить на 3 группы:
словесные, наглядные и практические.
(Приложение 1) К словесным формам относятся:  Беседы. Их цель – оказание родителям своевременной помощи по вопросам развития и коррекции речи. Во время таких бесед дается установка на сознательное включение родителей в коррекционный процесс.  Индивидуальные консультации– каждый родитель должен как можно больше знать о речевом нарушении своего ребенка и получать необходимые рекомендации о том, как заниматься с ним дома. Привлекая родителей к обсуждению различных проблем, логопед старается вызвать у них желание сотрудничать.  Диалоги за «круглым столом» с приглашением специалистов (психолога, медработника и др.).  Анкетирование по разным видам деятельности, по вопросам нравственного и физического воспитания, по выявлению отношения родителей к речевым дефектам их ребенка. Анализ ответов дает возможность правильно спланировать работу с родителями, наметить темы индивидуальных бесед.  Родительские собрания – здесь закладываются основы сотрудничества и взаимодействия, формируются дружеские, партнерские отношения, происходит обмен мнениями, решение проблем, возникающих в процессе воспитания и развития ребенка. Эти встречи могут проводится в форме классического собрания (донесение информации для родителей, вопросы родителей, ответы педагога), но могут быть и в виде тренингов, конференции, ролевой игры. К наглядным формам работы относятся:  Речевой уголок – он отражает подготовку язычка к артикуляционной гимнастики.  Информационные стенды - представляют собой сменяемый 3 раза в год материал с практическими советами и рекомендациями.  Выставки совместных творческих работ детей и их родителей. К практическим формам работы можно отнести:  Открытые интегрированные занятия.  Занятия-практикумы, на которых взрослые обучаются практическим приёмам работы с ребёнком.  Основной формой взаимодействия с родителями у логопеда является тетрадь для домашних заданий. Она служит для нас «телефоном доверия» - взрослый может написать в ней любой вопрос, сомнение относительно качества выполнений заданий ребёнком.  Групповые и массовые праздники. По количеству участников взаимодействия можно выделить
коллективную и индивидуальную
формы работы с родителями (Приложение 2). Коллективную работу можно представить в нескольких видах:  Выступление на групповых родительских собраниях – по просьбе воспитателей групп.  Консультации, семинары – логопеду важно построить так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем. К индивидуальным формам работы относятся: -Анкетирование; -Беседы; -Индивидуальные практикумы; -Тетради для домашних заданий.
Наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями: анкетирование, собрание, беседы, консультации и т.п., в настоящее время логопедами-практиками все чаще используются нетрадиционные формы, такие как: видеотека, библиотека игр и упражнений. Многие занятия, а так же некоторые консультации и индивидуальные практикумы снимаются на видео. У родителей возникает возможность взять видеокассету с занятиями, консультациями, практикумами по интересующей теме и просмотреть её дома, чтобы практически точно выполнять с ребёнком задания логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы по коррекции и развитию речи детей.
7.Современные формы работы учителя – логопеда с родителями

с использованием ИКТ:
а) газета дошкольного учреждения «Теремок», б) индивидуальные тетради для домашних заданий, 14 в) информационно-просветительская работа на стендах. Преимущества использования ИКТ во взаимодействии с родителями: · индивидуальный подход к родителям детей с нарушениями речевого развития; · возможность показа и использования заданий, фотоматериалов, картинок и необходимой информации родителям детей с нарушениями речевого развития. За последние годы возросло поступление детей в детский сад с задержкой психического и речевого развития. Поэтому, в ноябре 2007 года возникла необходимость создания
ПМП консилиума
, целью которого является: обеспечение диагностико-коррекционного, психолого-медико-педагогического сопровождения воспитанников с отклонениями в развитии и тесного сотрудничества с родителями. Членами ПМПк являются: учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель обследуемого ребенка и медсестра.
На индивидуальных консультациях
родителям выпускников раздаются памятки, в которых отражены критерии уровня готовности детей к школьному обучению. В конце учебного года для выпускников, занимавшихся с логопедом и другими педагогами, и их родителей организуется
праздник
«Выпускной бал», на котором дети танцуют, поют песни, читают стихи и участвуют в инсценировании сказок, что является результатом работы по коррекции и общему развитию речи за учебный год. (Приложение 8) Такие праздники полезны для развития коммуникативных умений и навыков, повышения самооценки, осознания необходимости правильной речи, закрепления пройденного материала. Моя работа направлена на оказание помощи и поддержки не только родителям детей, зачисленных на логопедические занятия, но и всем желающим. Любой родитель может обратиться ко мне за профессиональным советом, консультацией по вопросам развития речи детей, коррекции и профилактики речевых нарушений. Для удобства родителей 3 раза в неделю я работаю во второй половине дня. В графике работы выделено специальное время для консультаций и бесед с родителями.
Наглядная форма работы
очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Большую часть информации, по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей. Внедряя в практику разнообразные формы наглядности, я активизирую родителей в вопросах коррекции речи ребёнка. Для всех родителей на стенде «Логопед рекомендует» представлена информация:  о нормах речевого развития;  о возможных причинах нарушений речи;  о профилактике речевых нарушений;  о видах и проявлениях нарушений речи. Также оформляю памятки для родителей (Приложение 9), которые предлагаются родителям в начале учебного года и размещаются в «Уголке логопеда». Следует обратить внимание родителей на то, что дети имеют разные речевые нарушения и упражнения для выполнения артикуляционной и дыхательной гимнастики предлагаются логопедов в зависимости от нарушений. В старших и подготовительных группах оформлены информационные «Уголки логопеда», на которых периодически меняется материал по темам:  «Рекомендации родителям по проведению артикуляционной гимнастики»;  «Тренируем пальчики – развиваем речь»;  «Игры и упражнения на развитие фонематического восприятия»;  «Значение сформированности устной речи в подготовке к школе»;  «Речевые игры и упражнения на кухне»;  «Как учить звуко-буквенному анализу» и др. Из всех перечисленных форм работы наиболее эффективными считаю словесные и практические, так как они дают возможность непосредственно взаимодействовать с родителями, вызывают у них больший интерес, эмоциональный отклик, желание обращаться за помощью к логопеду.
В конце своей логопедической работы с ребенком прошу родителей заполнить книгу отзывов и анкету, позволяющую уточнить уровень их наблюдательности. (Приложение 10) Некоторые родители очень быстро забывают, с какой речью пришел их ребенок к логопеду, им начинает казаться, что ребенок всегда так говорил. Благодарных родителей очень мало, а это способ напомнить им об изменениях в речи их детей. После того, как все звуки речи уже поставлены и автоматизированы, даю рекомендации родителям по контролю над речью ребенка после прекращения логопедических занятий. Чтобы не было рецидивов, родители должны в течение некоторого времени следить за речью ребенка дома и поправлять ребенка в случае неправильного произношения. Даже при нарушениях звукопроизношения может произойти возврат к старой артикуляции, являющейся более упроченной, чем вновь воспитанная артикуляция. Здесь важно дать понять родителям, что вновь воспитанный навык правильной речи является еще очень непрочным и поэтому для его полноценной автоматизации необходимо определенное время и непрерывная работа по закреплению. Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в произношении, должна рассматриваться как важная часть коррекционной работы. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сама проблема содружества детского сада и семьи не нова. Но сегодня она носит творческий характер через дифференцированный подход к семье и детям. Этому надо учиться. Каждая вышеописанная форма взаимодействия с родителями по-своему приносит «плоды» в работе учителя-логопеда. А самый главный «плод» - это достижения и успехи детей, это взаимопонимание с родителями и радость от общения с ними. Конечно, не все родители сразу идут на контакт с нами, но мы стараемся работать так, чтобы они понимали: педагоги хотят помочь их детям преодолеть трудности, поэтому необходимо стремиться к взаимопониманию и сотрудничеству. Только так мы сможем добиться положительных результатов.
Для достижения оптимальных результатов коррекционно-педагогической работы необходимо выполнять следующие требования: 1. Занятия должны проводиться систематически, как в ДОУ, так и дома. 2. В ДОУ и в семье необходимо осуществлять к ребенку индивидуальный подход. 3. Родители должны неукоснительно выполнять требования логопеда и воспитателей. 4. Речевой материал, который закрепляет малыш дома, необходимо скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в скомпоновать, систематизировать; четко объяснять ему и родителям, как и сколько выполнять упражнения (задания) дома. 5. Постоянно обеспечивать совместную плодотворную деятельность логопеда, воспитателя, родителей и других специалистов. 6. Поддерживать взаимопонимание между родителями и детьми. 7. Учитель-логопед должен использовать в своей работе различные формы взаимодействия с родителями с учетом уровня их образования и интересов. Данная практика взаимодействия с родителями за все годы работы показала себя достаточно эффективной:  дети лучше стали усваивать пройденный материал;  большинство детей с интересом занимаются с логопедом и дома с родителями;  поднялся уровень речевого и эмоционального развития детей;  повысилась активность и компетентность родителей в коррекционно-педагогическом процессе. Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс, их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что это хочет учитель-логопед, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка. На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась определенная система в работе с родителями, создана система взаимоуважения. Использование разнообразных форм работы дало определенные результаты: родители из "зрителей" и "наблюдателей" стали активными участниками встреч и помощниками учителя-логопеда.

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Конструктивное взаимодействие с родителями - один из краеугольных камней успешной деятельности учителя-логопеда. Любая педагогическая система без семьи - чистая абстракция. Важно найти такую форму общения с семьей, при которой возможны взаимопонимание, взаимопомощь в решении сложных задач воспитания, обучения, коррекции.

Семья была, есть и всегда будет не только главнейшим институтом, отвечающим за социальное воспроизводство населения, но и важнейшей средой формирования личности. А полноценное формирование личности невозможно без наличия правильной, грамотно оформленной, красивой речи, без подготовки детей к школьному обучению на высоком уровне.

Поэтому, нам, логопедам, необходимо помочь родителям правильно организовать эту работу, осознать их роль в процессе развития ребенка, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения. Мы должны наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками.

Такую работу я начинаю проводить сразу в начале учебного года. Работаю с родителями по определенной системе, которая уже сложилась в дошкольных учреждениях и включает в себя:

  • родительские собрания;
  • консультации;
  • открытые занятия;
  • беседы;
  • опросы, тестирование, анкетирование;
  • информационные выставки;
  • семинары - практикумы и т. д.;

При составлении перспективного плана взаимодействия с семьей (приложение) на учебный год, я стараюсь учитывать те проблемы, которые возникали в ходе работы в предыдущем учебном году. Из опыта работы, могу сделать вывод, что та структура плана, по которой я работаю уже несколько лет, на мой взгляд, самая удобная. Распределив содержание работы по блокам, и определив разнообразные формы работы с родителями, я сначала последовательно выявляю уровень осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания, а затем постепенно повышаю их уровень компетентности в этом вопросе.

В начале октября провожу первое родительское собрание. Рассказываю о речевых нарушениях у детей, уточняю цели работы логопеда, знакомлю с программой первого периода обучения. Основная задача на начальных этапах работы с родителями - формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к коррекционной работе с их детьми.

Второе собрание обычно провожу в январе, анализирую успехи и неудачи детей, анкетирую родителей, знакомлю с результатами рисунков-тестов и их интерпретацией, вместе с родителями намечаем пути углубления взаимопонимания и эмоционального контакта с детьми.

Третье родительское собрание у нас проходит в апреле-мае. На нем я рассказываю об итогах работы логопедической группы за год, демонстрирую аудиовидеозаписи «дефектной» речи в начале года и чистой речи - в конце года, даю рекомендации на летний период. Традиционными в конце учебного года стали занятия для родителей (приложение), на которых дети могут похвастаться своими достижениями перед родителями, а также порадовать своими успехами педагогов и родителей.

На семинарах-практикумах демонстрирую родителям различные пособия, с помощью которых дети получают необходимую информацию по обучению грамоте, автоматизации звуков и т.д. Рекомендую (по необходимости) изготовить аналогичные для занятий в домашних условиях. Взаимодействуя с родителями, широко использую ИКТ.

Демонстрация видеосюжетов различных занятий в нашем «Видеосалоне» дает возможность оценить успехи и неудачи своих детей, сравнить, сделать выводы, задать вопрос. Размещаю различного рода информацию на сайте дошкольного учреждения, это позволяет расширить круг родителейи быстрее отреагировать на интересующую их информацию.

Понимая, что не у всех родителей есть возможность иметь компьютер, предлагаю вниманию родителей папку под названием «Беседа у логопеда», в ней я даю ответы на вопросы родителей, которые собираю заранее на родительских собраниях, в ходе индивидуальных встреч, либо из проблем, возникающих в ходе работы.

На протяжении долгого времени у меня существует ещё одна «Логопедическая информационная папка». Её задача состоит в том, чтобы вооружить родителей определенными знаниями и умениями. Материал в папке представлен по пройденным темам, чтобы родители имели возможность сориентироваться на каком наглядном материале и каким образом можно закрепить лексику и грамматику по изученной теме, какую использовать литературу.

Для удобства работы и экономии времени я перешла на использование разнообразных карточек с заданиями, которые помещаются в этой же папке, но в специально отведенном для этого кармашке «Карточки для индивидуальной работы с детьми». Материал карточек по обучению грамоте служит ориентиром, тестом на усвоение учебного материала, на определение готовности к обучению в школе. Наряду с этими существует много других карточек: на развитие внимания, памяти, мелкой моторики, на закрепление звукопроизношения и другие.

Для того, чтобы у детей всегда было желание заниматься, своё общение с ними я стараюсь разнообразить различными игровыми приёмами. Например, в приёмной, на стене размещается почтовый ящик «Логопедическая почта» с настоящим замочком и ключиком. У каждого ребенка есть свой конверт, в котором лежит карточка-задание. Дети «посылают» мне письма, т. е. опускают их в ящик. Ребенок-почтальон доставляет почту в сумке ко мне в кабинет.

«Почтальоном» выбирают того, кто лучше всех работал на занятии накануне или кому удалось произнесение отсутствующего звука, ещё и по этому, у детей есть стимул к занятиям. Все без исключения любят быть «почтальонами», им интересно открывать и закрывать почтовый ящик. «Логопедическую почту» использую и в работе с родителями. Они помещают в ящик вопросы, я их обрабатываю, группирую и размещаю информацию, либо планирую консультацию.

Опыт работы показывает: работа с родителями детей, имеющих нарушения в речевом развитии, должна рассматриваться как неотъемлемая часть в работе учителя-логопеда, так как позволяет добиться положительных результатов в более короткие сроки и успешно подготовить детей к школьному обучению.

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) в подготовительной к школе группе «Учите, играя »

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствование грамматического строя речи;
  • закреплять понятия гласный-согласный, твердый - мягкий звук;
  • формирование целостного восприятия печатных букв;
  • обучение правильному употреблению пространственных предлогов;
  • закрепление умения согласовывать существительные с прилагательными;
  • совершенствовать навык печатания и чтения слов;
  • обучение умению соотносить количество букв в слове с соответствующей цифрой;
  • совершенствование навыков звукового анализа и синтеза.

Развивающие:

  • развитие мелкой моторики;
  • развитие слухового и зрительного внимания, мышления, памяти, конструктивного праксиса;
  • развитие общих речевых навыков.

Воспитательные:

  • воспитывать активность, инициативу, самостоятельность;
  • воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Здоровье».

Индивидуальная работа: автоматизация поставленных звуков в предложениях и в речи детей. Правильное употребление грамматических категорий. Развитие самостоятельной связной речи.

Оборудование: раздаточное: филнворды со словами и схемами слов; изображение домов со словом «школа»; двухсторонние «светофорчики» с цифрами, закрепленные на палочке для того, чтобы держать в руке; разноцветные флажки; буквы; маркеры; ручки. Раздаточный материал для родителей.

демонстрационное: ноутбук, телевизор, филнворд,кроссворд (на закрепление правила о правописаниях «ЖИ», «ШИ»), схематическое изображение предложений и звуковые схемы слов.

Логопед: Дети, что мы говорим, когда приветствуем друг друга? (ответы детей). Да, желая друг другу чего-то хорошего, мы говорим: «здравствуйте, приятного вечера, доброго вечера, всего хорошего». Давайте сегодня, поприветствуем, друг друга необычно - каждый своё приветствие пропоет (музыкальное сопровождение под фортепиано), можно я начну: « Здравствуйте, дети!»

Логопед: Чтоб прошло все без заминки, начинаем мы с разминки (упражнение на дыхание) -

Ветер дул, задувал (дуют)

Ветер дует, задувает (дуют с поворотом головы)

Ветер дул, задувал (дуют )

Буквы все перемешал.

Дети по просьбе логопеда выбирают буквы и выстраивают слово, акцентируя внимание на то, что буквы в слове должны быть одного цвета (слова: азбука, звонок). Когда дети «выстроят» слово, они выбирают такое же написанное слово среди других слов.

Логопед просит детей выстроиться следующим образом: справа встанут дети, которые собрали слово, обозначающее книгу, по которой учатся читать. Слева встанут дети, которые собрали слово, обозначающее предмет, который звенит и приглашает учеников на урок.А теперь покажите мне схему слова, к которому подойдут ваши слова. Дети проходят за столы.

Разгадывание филнвордов. Прочитайте слово в прямоугольниках (образец) и скажите: Рядом, с какой цифрой написано слово, которое обозначает дикое животное, это животное хитрое, с рыжим хвостом (лиса) - найдите в таблице с буквами (демонстрация действия логопедом), где спрятано это слово и обведите его (родителям раздаются филнворды для выполнения задания параллельно с детьми).

Логопед: Прочитайте слово в прямоугольнике под цифрой два, кто скажет, что это такое (дети объясняют лексическое значение слова), не называя слова вслух (сок), найдите в таблице с буквами, где спрятано это слово и зачеркните (подчеркните) его.

Логопед: Рядом с какой цифрой написано слово, которое я произнесу по звукам: с л о н (рядом с цифрой 1), найдите в своем филнворде, где спрятано это слово и обведите его.

Логопед: Правда ли что, под цифрой 5 написано слово, обозначающее название дерева (нет), а как сказать правильно (название цветка). Как называется этот цветок, Лена? (мак).

Логопед: Соедините линией все слова с их схемами (если затрудняются - образец).

Физминутка.

Дети встают, берут флажки зеленого и синего цвета. Игра со звуками. Логопед: Какие бывают звуки? (гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие). Сегодня с нами захотел поиграть твердый звук «С» и мягкий звук «СЬ». Я буду произносить слова, если услышите слово с твердым звуком «С», то поднимите синий флажок, а если услышите слово, в котором звук «СЬ», то поднимите флажок зеленого цвета: СЫТЫЙ - СИНИЙ, ПОЛОСА - ГОЛОСА, САША - СЕНЯ, БУСЫ - БУСИКИ, ГУСЯТА - ПОРОСЯТА, ТРОСС - ТРОСТЬ.

Игра со словами.

Логопед: А теперь с нами захотели поиграть слова, на экране телевизора будут появляться картинки (по одной), вы называете слово, которое обозначает картинку и определяете, сколько в слове слогов и поднимаете «сфетофорчик» с нужной цифрой. На экране появляются следующие картинки: ракета, луна, мыло, Чебурашка, машина, кино.

Логопед: Отгадайте, какое слово я задумала: Это большой красивый дом, где учатся дети (школа). Возьмите листочки, где нарисован дом, найдите, где правильно написано слово «школа» и раскрасьте его. Подумайте и ответьте на вопрос: Какой по счету (на вашем листе) дом, где слово «школа», написано правильно? (ответы детей: третий).

Переверните лист и напишите по памяти это слово. Лена, назови первый звук, Вова, назови второй звук и т. д. Игра «Собери предложение». Слова перепутались: учатся школа в дети, как сказать красиво - Дети учатся в школе. Покажите, к какой схеме подходит это предложение.

Следующее предложение: школа строители строить большую, Назовите предложение так, чтобы первое слово в предложении было «строители» - Строители построили большую школу. Покажите, к какой схеме подходит это предложение (демонстрационное пособие).

Поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «большую», поднимите светофорчик с той цифрой, какое по счету слово «школу». Между какими словами находится слово «построили»?

Логопед: Дети, кто помнит сказку о буквах «Ж» «Ш»? (ответы детей) Давайте ее вспомним вместе. На экране телевизора появляется слайд: буквы «Ш», «Ж», логопед начинает рассказывать сказку об эти буквы, затем просит детей (по очереди) продолжить ее. По ходу рассказывания слайды меняются. Кроссворд - подумайте, какое слово подойдет? (дети разгадывают кроссворд). Напишите любое слово, которое вы запомнили из кроссворда.

Итог занятия. Логопед: Во что бы вы хотели поиграть в следующий раз? Что бы вы рассказали о нашем занятии?

Приложение

Демонстрационный и раздаточный материал к занятию:

1. Филнворд, слова и схемы слов.

2. Текст сказки про буквы «Ш», «Ж».

3. Изображение домов со словом «школа»

4. Буквы для «выстраивания» слов.

5. Кроссворд.

6. Двухсторонние «светофорчики» с цифрами.

Перспективный план взаимодействия с семьей на 2011-2012 учебный год

учителя-логопеда МДОУ №10 «Аленький цветочек» комбинированного вида Кирсановой Е.В.

Форма работы

Сроки проведения

БЛОК 1. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ

Задачи: Сбор анамнестических сведений. Выявление уровня осведомленности родителей в области коррекционно-педагогического воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Индивидуальные беседы

Сбор анамнестических данных. Ознакомление с результатами промежуточной диагностики, с основными направлениями дальнейшей коррекционно-педагогической работы.

сентябрь

Темы: «Мой ребенок», «Участники процесса воспитания ребенка», «Социальный опыт моего ребенка», «Причина трудностей первоклассника».

БЛОК 2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ

(совместная деятельность родителей и учителя-логопеда)

Задачи: Повышение коррекционно-педагогической компетенции родителей, привлечение их к активному участию в коррекционно-педагогическом процессе.

Наглядная логопедическая пропаганда

Размещать наглядную информацию для родителей из цикла «На беседу к логопеду»

1 раз в месяц

Родительские собрание

1. Установочное собрание: ознакомление родителей с результатами ПМПК. Рекомендации, ознакомление со спецификой и структурой логопедической работы.

2.Итоговое собрание: итоговый мониторинг коррекционной работы, рекомендации на летний период (раздача индивидуальных «Памяток родителям детей, посещающих логопедическую группу»).

сентябрь

Семинары-практикумы

Практикум 1. Тема: «Развитие грамматических способностей с помощью игры».

Практикум 2. Тема: «Артикуляционная гимнастика».

Практикум 3. Тема: «Что мы знаем и умеем» (подготовка к обучению грамоте).

Практикум 4. Тема: «Развитие речи ребенка - залог успешного обучения в школе».

Тест: «Готов ли Ваш ребенок чтению?».

Тест: «Готов ли Ваш ребенок идти в школу?

Дискуссия: «Фигура учителя для меня и моего ребенка».

Консультации, школа для родителей

Индивидуальные консультации: раскрыть причины возникновения нарушений различных компонентов речи. Индивидуальные рекомендации.

Работа по микрогруппам: консультирование по развитию у детей всех компонентов речи, подготовка к обучению грамоте, развитию графо-моторных навыков.

по мере необходимости,

в течение года

Дни открытых

Непосредственно образовательная деятельность по образовательной области «Коммуникация» (обучение грамоте) с детьми подготовительной к школе группе, индивидуальное коррекционно-логопедическое занятие с детьми с ЗРР для родителей. Речевой утренник для родителей «Праздник красивой и правильной речи». Встречи с родителями, беседы.

По плану МДОУ