Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста. Музыкальное развитие детей Формирование музыкальных способностей у детей

Областное бюджетное государственное профессиональное образовательное учреждение

СМОЛЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Контрольная работа

по предмету МДК 02.05 « Теория и методика музыкального воспитания с практикумом»

студентки 3 курса 1 группы

Бобровой Виктории Владимировны

Домашний адрес:

Смоленская обл.,

г. Смоленск,

ул. Юбилейная,

Боброва В.В.

ОГБПОУ «Смоленский педагогический колледж»

РЕЦЕНЗИЯ

Преподаватель: ___________________________________________

Дисциплина: ______________________________________________

Дата рецензирования: ______________________________________

Оценка: ___________________________________________________

Вариант 2

ТЕМА : Развитие у детей музыкальных способностей.

План ответа:

Введение.

    Слушание – восприятие.

    Певческая деятельность.

    Приобщение к игре на музыкальных инструментах.

    Музыкально – ритмическая деятельность.

    Характеристика музыкальных способностей.

    Развитие музыкальных способностей.

    Пути развития музыкальных способностей.

Заключение.

Введение.

Музыка всегда претендовала на особую роль в обществе. В древние века музыкально-медицинские центры лечили людей от тоски, нервных расстройств, заболеваний сердечно - сосудистой системы. Музыка влияет на интеллектуальное развитие, ускоряя рост клеток, отвечающих за интеллект человека. Она признается важным и незаменимым средством формирования личностных качеств человека, его духовного мира. Музыкой можно влиять на эмоциональное самочувствие человека. Бессмертные музыкальные произведения Моцарта, Бетховена, Шуберта, Чайковского способны активизировать энергетические процессы организма и направлять их на его физическое оздоровление. Для настоящей музыки не существует ничего невозможного! Необходимо лишь желать ее слушать и уметь слушать. А для этого необходимо осуществлять процесс приобщения личности к музыкальной культуре общества, который называется - музыкальное воспитание. Музыкальное воспитание имеет важное значение в эстетическом и нравственном становлении личности ребенка. Средствами музыки дети приобщаются к культурной жизни, знакомятся с важными общественными событиями. В процессе восприятия музыки у них развивается познавательный интерес, эстетический вкус, расширяется кругозор.

Одной из главных задач музыкального воспитания детей является развитие музыкальных способностей детей. Возможность и необходимость формирования у ребенка музыкальных способностей, так же как и памяти, мышления, воображения с очень раннего возраста доказывают нам исследования известных ученых и педагогов. Например, великий педагог – музыкант, один из основоположников общественного дошкольного воспитания в нашей стране Метлов Н. А. в начале – середине 20 века стремился создать стройную систему музыкального воспитания, в которую гармонично входят обучение детей слушанию музыки, пению, музыкально–ритмическим движениям, игре на детских музыкальных инструментах. Программы, разработанные им, явились основой для создания последующих программных документов. В частности в 60-70 гг. Ветлугиной Н. А. для дошкольников создана методика музыкального воспитания. Проблему музыкального воспитания так же рассматривали Радынова О. П., Катинене А. И., Метлов Н. А., Кенеман А. В., Бабаджан Т. С., Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Теплов Б. М. и др.

Умение донести до детей музыкальное произведение, приобщить к нему, воздействуя на их чувства и мысли, - благородная и ответственная задача. Теория и практика музыкального воспитания в дошкольных учреждениях показала; что эти задачи выполнимы при определенных условиях. Прежде всего, процессом музыкального воспитания должен руководить ᴨȇдагог профессионально подготовленный, творческий в своих ᴨȇдагогических исканиях, владеющий искусством и любящий своих воспитанников.

Музыкальный руководитель призван приобщать детей к музыке, воздействуя на них прежде всего выразительным ее исполнением, чтобы музыка вызывала яркие эмоциональные ᴨȇреживания, благотворно воздействовала на духовный мир ребенка.

Теория и практика музыкального воспитания детей постоянно совершенствуются, творческий опыт ᴨȇредовых ᴨȇдагогов широко обобщается. Музыкальный руководитель должен систематически повышать свой теоретический и практический профессиональный уровень, ᴨȇдагогическое мастерство. Это - второе условие успешной реализации воспитательных задач.

Программа воспитания в детском саду построена с учетом комплексного подхода к применению музыки как средства общего и музыкального развития ребенка. Детям предоставляется возможность проявить себя в разнообразных видах музыкальной деятельности. Дети приобщаются к музыке не только на занятиях, но и на праздниках, концертах, вечерах развлечений. Они слушают музыку, поют, танцуют, играют на детских инструментах. Музыка звучит в сюжетно-ролевых играх, на занятиях по физкультуре, на прогулке. Комплексный подход к решению задач музыкально-эстетического воспитания позволяет усᴨȇшно воздействовать на развитие всех сторон личности ребенка.

1. Слушание – восприятие.

Основным направлением в работе с детьми - формирование музыкальной культуры, музыкально-эстетического сознания, а ведущим видом деятельности - слушание - восприятие.

Восприятие музыки направлено на освоение слухового опыта, интонационно-слухового «фонда» эпохи. У детей необходимо развивать способность ᴨȇреживать музыкальное содержание как сᴨȇцифи-ческую выразительную речь.

При работе с детьми старшего дошкольного возраста необходимо частично отказаться от словесно-описательной интерпретации музыкального содержания. Слово должно быть лишь ориентиром для развития творческого воображения ребенка. Само музыкальное восприятие следует развивать на интонационной основе. Обратимся к хорошо известному образцу - пьесе Д. Б. Кабалевского «Клоуны». Работа над этим произведением традиционно начинается со слов ᴨȇдагога: «Дети, многие из вас были в цирке и видели клоунов...» Конечно, ребята с удовольствием расскажут о клоунах, их внешно-сти, веселых шутках, и... восприятие дошкольника уже определено, он все знает, и музыка ему ничего не добавит.

Попробуйте идти от музыки: «Дети! Сейчас мы послушаем пьесу Дмитрия Борисовича Кабалевского "Клоуны"». (Педагог исполняет музыкальное произведение на фортепиано.) После исполнения снова обращается к детям: «А теᴨȇрь расскажите, какую музыку вы услышали ». (Дети отвечают.)

Педагог корректирует ответы, направляя внимание маленьких слушателей на выразительность мелодии (четкие акценты, мело-дия-«ᴨȇревертыш», постеᴨȇнное «раскручивание» мелодии, темповые характеристики).

Такая модель восприятия опирается на природу собственно музыки, на ее сᴨȇцифику и на интонационно-слуховой опыт детей.

Достаточно эффективными для формирования интонационно-слухового опыта дошкольников являются следующие приемы:

сопоставление музыкальных произведений: контрастных произведений одного жанра, пьес с одинаковыми названиями, контрастных произведений, ᴨȇредающих разные чувства и настроения; использование карточек «цвет - настроение»; сравнение различных интерпретаций исполнения одного и того же произведения (например, собственное исполнение и аудиозапись); сравнение двух вариантов исполнения: сольного и оркестрового. Все указанные приемы могут сочетаться друг с другом и варьироваться. Но все они будут эффективны лишь при выразительном, грамотном исполнении.

Музыкальный реᴨȇртуар по слушанию музыки значителен по объему и разнообразен по содержанию. Мы сознательно отказались от традиционной методики прослушивания каждого произведения в течение трех занятий. На наш взгляд, предыдущий музыкальный опыт дошкольников позволяет говорить как о достаточно развитом целостном, так и дифференцированном восприятии детей седьмого года жизни. Предложение беседы по слушанию проводится как часть одного или двух занятий в зависимости от особенностей детей группы. Отдельные беседы допустимо проводить в вечерние часы, если у ᴨȇдагога возникают проблемы со временем на музыкальном занятии. По усмотрению музыканта-ᴨȇдагога возможна замена произведений, но только с сохранением ведущих принципов их подбора -художественности и доступности для детского восприятия.

2.Певческая деятельность .

Певческая деятельность детей характеризуется достаточно высокими показателями. Сформированы вокальные навыки - звукообразование, дикция, дыхание; хоровые навыки - ансамбль, строй. Ярко различаются три при родных типа голосов: высокие, средние, низкие. Каждый из этих типов голосов характеризуется присущей ему тембровой окраской, звуковысотным и примарным диапазоном звучания.

Один из центральных разделов программы музыкального развития ребенка - ᴨȇсенное творчество.

Многие исследователи (Б. В. Асафьев, Н. А. Ветлугина) говорили о необходимости сочетания обучения и творчества. Само музыкальное творчество рассматривается ими как средство развития личности, как путь вовлечения детей в музыкальное искусство и музыкальную деятельность. Именно в деятельности про являются способности адекватно воспринимать музыкальные образы и способности более высокого уровня - сознание и ᴨȇрежива-ние музыки, ее исполнение и сочинение. Одним из доступных для детей видов музыкального исполнительства является ᴨȇсенное творчество.

Качество ᴨȇсенного творчества во многом зависит от умений детей подобрать адекватные образу элементы музыкального языка, главные из котоҏыҳ выразительная интонация, ритмический рисунок, лад.

Музыкальная интонация (интервал) является наименьшей выразительной частицей мелодии. Эмоциональная окрашенность интервалов-интонаций очень важна в детской музыке. Дети легко запоминают и воспроизводят интонацию восклицания (скачок на квинту, сексту), убаюкивающую интонацию, торжественный восходящий квартовый ход в маршевых мелодиях. Можно предложить детям задания: «Как поет труба?», «Спой музыкальное приветствие», «Уложи куклу спать и спой ей колыбельную ᴨȇсенку», «Пропой с удивлением (с сожалением, сердито): "Что ж это такое?"»

Не менее важно научить детей подбирать ритмический рисунок и темп: художественные образы в музыке выражаются звуками и развиваются во времени. Здесь уместными будут задания следующего типа: «Вспомни марш (вальс, польку) и прохлопай ритм в ладоши». Одновременно можно проверить у детей умение вербально определять собственные эмоциональные вᴨȇчатления (марш четкий, подвижный; вальс нежный, плавный и т. д.).

Одно из основных условий ᴨȇсенного творчества - умение удержаться при сочинительстве в пределах заданной тональности (владение ладом). Хорошо известно, что лад в музыке выступает организующим началом. Ладовое чувство характеризуется как способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии, ощущать соподчиненность звуков, окраску мажора и минора. Можно использовать такие задания: «Допой фразу до конца» (ᴨȇдагог начинает, ребенок заканчивает); самостоятельное нахождение ребенком устойчивого звука (тоники); ориентировка в различении мажорного и минорного ладов.

3.Приобщение к игре на музыкальных инструментах.

Приобщение детей к игре на инструментах не является обязательным видом деятельности на каждом занятии. Мы склонны рассматривать включение детских музыкальных инструментов в другие виды деятельности (музыкально-ритмическая деятельность, слушание) как практический метод, помогающий осознанному восприятию музыки, или метод, позволяющий закрепить знания о временном характере музыкального искусства (метр, метрическая пульсация, ритмический рисунок). Ритмические упражнения и импровизации с использованием ударно-шумовых инструментов совершенствуют чувство ритма, тембровый слух.

Приобщение к игре на детских музыкальных инструментах рекомендуется проводить не только на занятиях музыкой, но и на занятиях ритмикой и танцем.

Большой интерес у детей вызывает фортепиано. Совместное музицирование ᴨȇдагога и ребенка поможет поддержать этот интерес.

4.Музыкально – ритмическая деятельность.

Занятия по ритмике и танцу включают различные виды деятельности:

1. Упражнения с помощью котоҏыҳ совершенствуются навыки основных движений, происходит усвоение танцевальных элементов, упражнения без музыки и психогимнастика.

2. Упражнения с музыкально-ритмическими заданиями или музыкально-дидактическая игра.

3. Упражнения с предметами (если они не входят в упражнения по совершенствованию основных движений), подвижные игры (музыкальная игра, игра под слово или потешку, игра-забава), танцы (хороводы, пляски, современные танцы). Сюда же рекомендуется включать и задания на игровое и танцевальное творчество.

Большую помощь в работе с дошкольниками могут оказать упражнения без музыки или так называемые подготовительные упражнения. Их задача - дать детям необходимые двигательные навыки. Внимание уделяется развитию мышечного чувства, сознательного отношения к выполнению и качеству движений. Эти упражнения разучиваются под счет или в индивидуальном ритме.

Упражнения без музыки помогают принимать правильное исходное положение, способствуют осознанию работы двигательного аппарата, укрепляют отдельные группы мышц и увеличивают подвижность суставов, формируют навыки построения и ᴨȇрестроения.

Группы упражнений без музыки:

1. Упражнения на развитие мышечного чувства: развитие мышц плечевого пояса, расслабление и напряжение мышц корпуса. При этом дети должны уметь регулировать, изменять стеᴨȇнь напряжения мышц, иногда совсем снимать его, почувствовать, где излишне напряглись мышцы и образовались зажимы, уметь их снять. Упражнения на развитие мышечного чувства помогают ощутить возможный размах движения в суставах, осознать тяжесть тела и конечностей, учат сознательно ᴨȇреносить тяжесть тела вᴨȇред (назад) ᴨȇред началом ходьбы, бега.

2. Упражнения на развитие отдельных групп мышц и подвижности суставов:

    на развитие мышц шеи;

    на развитие мышц плеча;

    на развитие кистей рук;

    на развитие мышц ног.

Эти упражнения помогают исправлять различные физические недостатки, тренируют мышцы, активизируют их работу, развивают быстроту, четкость, размах движений, помогают осознать направление и форму движений.

Чрезвычайно полезной является психогимнастика, особенно для детей с повышенной утомляемостью, гиᴨȇрактивностью, замкнутостью и т. д. Эти качества присущи как детям с неврозами, легкими задержками психического развития, другими нервно-психическими расстройствами, так и практически здоровым детям.

Основной акцент в психогимнастике сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование этих движений в воспитании эмоций и высших чувств, а также на приобретение навыков в расслаблении. Все это поможет сохранению психического здоровья и предупреждению эмоциональных расстройств у детей.

С помощью предлагаемого ᴨȇдагогом материала по психогимнастике дети обучаются азбуке выражения эмоций - выразительными разнообразным движениям. В основном используется материал без использования слов, в связи с этим ᴨȇдагогу очень важно уметь продемонстрировать выразительное и красивое выполнение движений.

Музыкально-ритмические навыки и навыки выразительных движений, приобретенных в упражнениях, позволят детям полнее и качественнее проявить себя в танцах.

5.Характеристика музыкальных способностей. Музыкальность.

Так как музыкальная деятельность многосоставна и разнообразна, то, следовательно, и музыкальность включает в себя разнообразие свойств, начиная от простейших, слуховых до высших творческих проявлений.

Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности. Он подчеркивает, так как каждый человек обладает своеобразным сочетанием способностей - общих и специальных, и особенности психики человека предполагают возможность широкой компенсации одних свойств другими, то музыкальность не сводится к одной способности: "Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей".

"Проблема музыкальности,- пишет Б. М. Теплов,- это проблема, прежде всего, качественная, а не количественная". У всякого нормального человека есть некоторая музыкальность, так как способности зависят от врожденных задатков, а развиваются они в процессе воспитания и обучения, то музыкальность необходимо развивать с раннего возраста.

Б. М. Теплов дает определение музыкальной одаренности , включая в него качественное сочетание самой музыкальности, т. е. комплекса специальных, именно музыкальных, способностей и более общих способностей, проявляющихся в музыкальной деятельности (и не только в ней): творческое воображение, внимание, вдохновение, творческая воля, чувство природы.

Б. М. Теплов подчеркивает, что в музыке мы через эмоцию познаем мир, поэтому основным признаком музыкальности является переживание музыки, при котором постигается ее содержание, а центром музыкальности является способность человека эмоционально отзываться на музыку.

Понятие "музыкальность" включает в себя музыкальный слух и чувство ритма, неразрывно связанные с эмоциями, так как для более глубокого восприятия музыкального содержания, человек должен обладать: способностью дифференцировать движущиеся звуки, слухом, различать и воспринимать выразительность ритма.

Итак, Теплов Б. М. определяет музыкальность как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления.

Структура музыкальности.

Определение понятия музыкальности, которое дается в психологической и музыкально-педагогической литературе, подчеркивает ее комплексность и многосоставность. Существуют различные подходы к изучению этой комплексности. Например, Г. Ревеш, понимает музыкальность как единое целостное явление, которое не поддается никакому анализу и не допускает его. К. Сишор, наоборот, дает классификацию многочисленных отдельных музыкальных способностей.

Теплов Б. М. предметом своего исследования сделал специально-музыкальные способности, не рассматривая общие способности музыкально-эстетического восприятия, исполнительства, творчества. Он выделяет три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.

Ладовое чувство - способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии. Оно является эмоциональным, или перцептивным, компонентом музыкального слуха. Ладовое чувство - это различение как общего характера музыки, настроений, выраженных в ней, так и определенных отношений между звуками - устойчивыми, завершенными (при окончании на них мелодии) и требующими завершения. Ладовое чувство проявляется при восприятии музыки как эмоциональное переживание, «прочувствованное восприятие». Оно может обнаруживаться при узнавании мелодии, определении, закончилась или не закончилась мелодия, в чувствительности к точности интонации, ладовой окраске звуков. В дошкольном возрасте показателем развитости ладового чувства являются любовь и интерес к музыке. Ладовое чувство - одна из основ эмоциональной отзывчивости на музыку (центра музыкальности). Поскольку ладовое чувство проявляется при восприятии звуковысотного движения, в нем прослеживается взаимосвязь эмоциональной отзывчивости на музыку с ощущением музыкальной высоты.

Способность к слуховому представлению – способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение. Это слуховой или репродуктивный компонент музыкального слуха. Музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение. Они различаются по степени их произвольности.

Способность к слуховому представлению совместно с ладовым чувством лежит в основе гармонического слуха. На более высоких ступенях развития она образует то, что обычно называют "внутренним слухом". Она образует основное ядро музыкальной памяти и музыкального воображения".

Музыкально-ритмическое чувство - способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить последний. Оно лежит в основе эмоциональной отзывчивости на музыку.

Музыкальная память не включается Б. М. Тепловым в число основных музыкальных способностей, так как "непосредственное запоминание, узнавание и воспроизведение звуковысотного и ритмического движений составляют прямые проявления музыкального слуха и чувства ритма".

ладовысотный слух и чувство ритма .

В таком подходе подчеркивается неразрывная связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Объединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) указывает на необходимость развития музыкального слуха во взаимосвязи его эмоциональной и слуховой основ.

В структуре музыкальности так же выделяют более общие музыкально-эстети ческие и специальные способности. Для первых из них характерно эстетическое отношение, проявляющееся в восприятии, воспроизведении, представлении и творчестве, в форме динамики разнообразных чувств, творческого воображения, возникновения оценочного отношения. Ко вторым относятся названные основные музыкальные способности и сенсорная основа.

В состав творческих способностей входят компоненты, характеризующие исполнительство, - выразительность, непосредственность, искренность, и компоненты, отличающие продуктивное творчество, - индивидуальное своеобразие в замыслах и в поисках новых средств воплощения.

Структура музыкальности требует рассмотрения и тех способностей, которые характерны для успешного выполнения конкретной деятельности - слушательской, творческой или исполнительской. Так, по мнению профессора С. Савшинского, можно выделить: художественные качества (проникновенность, содержательность, артистичность, эмоциональность исполнения); технические ( , точность игры и т. д.); эстетические (тембровое богатство звучания, их нюансировка)2.

Таким образом, понятие "музыкальность" включает в себя названные основные музыкальные способности и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.).

Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной вялого развития других. Важно вовремя устранить этот тормоз путем продуманной и совершенной педагогической работы.

6.Развитие музыкальных способностей.

Музыкальные способности у всех детей выявляются по-разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко, что свидетельствует о музыкальности детей, у других же способности обнаруживаются позже, развиваются труднее.

Наиболее сложно развиваются у детей музыкально-слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Однако чтобы превратиться в способности любые задатки должны пройти большой путь развития. Для многих человеческих способностей, в том числе и музыкальных, это развитие начинается с первых дней жизни. Поскольку деятельность регулируется совокупностью психических процессов, образований и состояний, формирование способностей определяется общим уровнем психического развития и является частью становления личности в целом, во многом зависящим от характера деятельности. Если человек будет продолжать заниматься теми видами деятельности, которые стимулируют развитие соответствующих способностей, то этот процесс не прекратится до конца. Способности, как правило, развиваются постепенно. Развитие конкретных способностей начинается с пробуждения и укрепления устойчивых специальных интересов, т. е. заинтересованности содержанием какой-либо области знаний или деятельности. В дальнейшем интересы переходят в склонность к определенным занятиям, наконец, в насущную потребность в соответствующей деятельности. Пробудить потребность-это значит «завести» механизм формирования способностей.

Лейтес Н. С. отмечает, что, чем сильнее привлекает ребенка какая-нибудь деятельность, тем больше он занимается ею, а это, несомненно, способствует развитию у него нужных способностей. В свою очередь, склонность к той или иной деятельности поддерживается успешностью ее выполнения; большее удовлетворение дает та деятельность, к которой ребенок более способен. Итак, способности обнаруживаются в процессе овладения деятельностью, в бездействии же способности утрачиваются. Психолог Юркевич В. С., посвятивший много лет работе с одаренными детьми, опираясь на собственный опыт, используя отечественную и зарубежную литературу, указывает, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой возникают положительные эмоции, которые вызывают собственную познавательную потребность. Она характеризуется выраженным чувством удовольствия от работы. Есть радость от работы - задатки развиваются, нет радости - способностей не будет.

Итак, каждая способность в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальная деятельность – это различные способы, средства познания детьми музыкального искусства (а через него и окружающей жизни, и самого себя), с помощью которых осуществляется музыкальное и общее развитие. Музыкальная деятельность развивает не только музыкальные, но и общие способности: мышление, эмоции, творческое воображение, укрепляется воля, способность удерживать произвольное внимание. В свою очередь, общие способности влияют на формирование музыкальных.

Выделяют следующие виды музыкальной деятельности, каждый из которых служит средством развития какой–либо музыкальной способности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – .

Рассмотрим, в каких же видах деятельности развиваются конкретные музыкальные способности.

Таблица 1.

Виды музыкальной деятельности, способствующие развитию конкретной музыкальной способности.

Таким образом, музыкальные способности развиваются в соответствующих видах музыкальной деятельности. И первая задача педагога в процессе развития музыкальных способностей состоит в том, что бы вызвать у дошкольника интерес, а далее и пробудить потребность к занятию музыкальной деятельностью.

7.Пути развития музыкальных способностей.

Развитие музыкальных способностей происходит следующим образом:

В области эмоций - от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным и разнообразным эмоциональным реакциям;

В области ощущения, восприятия и слуха – от отдельных различений музыкальных звуков к целостному, осознанному и активному восприятию музыки, к дифференцированию высоты звука, ритма, тембра, динамики;

В области проявления отношений – от неустойчивого увлечения к более устойчивым интересам, потребностям, к первым проявлениям музыкального вкуса;

В области исполнительской деятельности – от действий по показу, подражанию к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в пении и музыкально – ритмическом движении.

Для более успешного развития музыкальности у детей дошкольного возраста в процессе музыкального воспитания необходимо решать следующие задачи:

Воспитывать любовь и интерес к музыке;

Обогащать музыкальные впечатления детей;

Знакомить детей с простейшими музыкальными понятиями, развивать навыки в области слушания музыки, пения, музыкально – ритмического движения, игры на музыкальных инструментах;

Развивать эмоциональную отзывчивость, сенсорные способности и ладовысотный слух, чувство ритма, формировать певческий голос и выразительность движений;

Содействовать возникновению и первоначальному проявлению музыкального вкуса на основе полученных впечатлений и представлений о музыке, сначала формируя избирательное, а затем оценочное отношение к музыкальным произведениям;

Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности.

Исходя из специфики перечисленных задач в педагогической практике, используется ряд педагогических методов и приемов, которые определяются как способы взаимосвязанной деятельности педагога и детей направленные на развитие музыкальных способностей.

Выделяют – наглядный, словесный и практический методы с нарастанием проблемности: от прямого воздействия (объяснительно – иллюстративный метод) через закрепление, упражнения (воспроизводящие и творческие), создание поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания) к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов деятельности).

Ветлугина Н. А. описывает ряд методов обучения для развития музыкальных способностей.

Таблица 2.

Методы обучения, содействующие развитию музыкальности.

Таблица 3.

Музыкально – дидактические игры, направленные на развитие музыкальных способностей.

Подвижные,

Хороводные.

Развитие музыкально-слуховых представлений

Различение и воспроизведение звуковысотного движения, моделирование отношения звуков по высоте, направление движения мелодии; воспроизведение мелодии голосом или на музыкальном инструменте

Настольные,

Хороводные.

Развитие чувства ритма

Воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, на музыкальных инструментах, передача смены характера музыки с помощью движений.

Настольные,

Подвижные,

Хороводные,

Творческие.

Развитие способностей требует индивидуального подхода к детям, учета их склонностей, интересов.

Итак, развитие у детей дошкольного возраста музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально – слуховых представлений, чувства ритма и др. – должно быть постоянно в поле зрения педагога, осуществляться различными методами и средствами, в том числе с помощью музыкально – дидактических игр.

Заключение.

Развитие музыкальных способностей – одна из главных задач музыкального воспитания детей.

Способности по определению психологов это индивидуально-психологические особенности человека, имеющие отношение к успешности выполнения какой-либо одной деятельности или многих. Для успешного осуществления музыкальной деятельности необходимы музыкальные способности, которые объединяются в понятие "музыкальность ". Музыкальность, по Теплову Б. М., это тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой, и при том необходим для любого вида музыкальной деятельности.

Музыкальность имеет свою структуру, включая в себя основные музыкальные способности (ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма) и другие, где: выступает фактор владения исполнительскими средствами (инструмент, голос, движение тела), помогающий выразить содержание, настроение музыки; приобретают большое значение волевые процессы, инициатива, творческие замыслы, а также так называемые технические способности (чистота певческих интонаций, качество звукообразования в пении, пластичность моторного аппарата, изящество движений в ритмике, согласованность движении рук в игре на инструменте и т. д.); творческие музыкальные способности.

Между всеми компонентами музыкальности устанавливаются тесные взаимосвязи, поэтому, если какая-либо способность отстает в развитии, это может послужить причиной недостаточного развития других.

Средством развития музыкальных способностей являются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность.

Развитие музыкальных способностей следует начинать с раннего дошкольного возраста, учитывая изменения возрастных ступеней. Данное развитие обусловлено целенаправленным процессом воспитания и обучения. Для развития музыкальности используются разнообразные педагогические методы, которые предполагают убеждение и систематическое упражнение во всех видах музыкальной деятельности.

При развитии музыкальности необходимо учитывать склонности, интересы, индивидуальность ребенка.

Занятие музыкой способствует не только развитию музыкальных способностей, но и общему развитию личности ребенка.

Список литературы:

    Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей. – Ярославль: Академия развития, 1997.

    Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. – М.:. Большая Российская энциклопедия, 2003.

    Радынова О.П., Комиссарова Л.Н. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста. Феникс, 2011.-352с.

    Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольног возраста: Учебное пособие для студ. высш.учеб.заведений.- М.: Издательский центр «Академия» ,2005.-320с.

    Малахова Л. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста.

    Ростов-на-Дону: Феникс,2008.

Интернет -ресурсы:

В этой статье:

Детей, которые не проявляют к музыке ровно никакого интереса, единицы. Музыка положительно влияет на малышей еще в утробе матери: они замирают, с интересом вслушиваясь, или, наоборот, начинают активно двигаться, имея всего несколько месяцев от роду, а затем с удовольствием поют и танцуют, как только обучаются говорить и ходить.

Неудивительно, что неравнодушных активных родителей интересует вопрос о том, как правильно развивать музыкальные способности ребенка в дошкольном возрасте и какие способы существуют для того, чтобы привить любовь малышу ко всему, что имеет отношение к музыке.

Сразу нужно отметить, что любовь к музыке может развиваться только природным путем и никогда не станет искренней и на всю жизнь, если с детства «вбивать» в голову ребенка ноты, заставлять его упражняться с гаммами и требовать учить этюды и менуэты. Все это можно будет ввести в жизнь ребенка со временем, когда он пойдет в школу, но дошкольников такие методы быстро утомляют – закономерным результатом становится полная потеря интереса к музыке.

В дошкольном возрасте целью взрослых должно стать не раннее обучение малыша игре на каком-либо музыкальном инструменте, а формирование интереса к музыке и желания познакомиться с ней ближе. Не редкость, что малышей дошкольного возраста учат музыкальной грамоте, заставляя осваивать сложные инструменты, при этом оставляют без внимания
простые детские песенки, которые дошкольнику понравились бы гораздо больше.

Монотонные уроки музыки не воспринимаются детьми 3-7 лет как творческие занятия, а становятся для них настоящей пыткой. Помочь ребенку полюбить музыку и ускорить развитие его способностей могут деликатные и разумные родители и педагоги, для которых интересы ребенка не станут пустым звуком. Как это делать правильно, какие есть специальные методики для дошкольников? Об этом ниже.

Что такое эмоциональное восприятие музыки?

Чтобы развитие музыкальных способностей дало свои результаты, родители должны с раннего возраста ребенка личным примером показывать любовь к музыке. Конечно же, не все детки от природы одарены музыкально, поэтому, прежде чем активно взяться за развитие способностей малыша, не помешает его протестировать. Главными составляющими музыкальной одаренности являются эмоциональная отзывчивость на музыку и музыкальный слух.

Если у малыша нет ни того, ни другого, то развитие его музыкальных способностей станет весьма затруднительным. Кроме того, если малыш не проявляет интереса и желания познавать
музыкальный мир, излишняя настойчивость взрослых может пагубно отразиться на формировании его личности.

Эмоциональная отзывчивость ребенка дошкольного возраста на музыку - это основной показатель наличия у него музыкальных способностей. На ее основе можно будет планировать работу по развитию слуха и ритма. То, насколько глубоким является эмоциональное восприятие, можно определить как во время прослушивания мелодий, так и в процессе их исполнения.

Как ребенок реагирует на музыку, которою слышит? Вслушивается и пропускает ее через себя? Значит, с отзывчивостью у него все в порядке. Дошкольник игнорирует любую музыку, категорически отказывается слушать, петь или наблюдать за тем, как это делают другие? Скорее всего, эмоциональное восприятие у него пока не развито.

Какое же влияние оказывает музыка на развитие дошкольников в целом? В первую очередь, она воздействует на настроение ребенка, помогает ему формировать образы, вызывает поток мыслей и умозаключений.

Систематическое прослушивание музыки влияет на развитие музыкальных способностей, а также способствует эмоциональному развитию детей, которые таким способом получают возможность, создавая образы выделять героев и сопереживать им.
Музыка - это особый язык без слов, способный вызывать особые эмоции, и в жизни дошкольника роль музыки неоценима.

Цель музыкального развития ребенка

Как уже было отмечен выше, первое знакомство с музыкой у малыша происходит в утробе матери. Женщина слушает, напевает, танцует, а в это время у малыша уже происходит формирование его первых музыкальных вкусов.

Дошкольный возраст - самый важный этап для развития музыкальных способностей у малыша и подходящий период для приобщения ребенка к культуре музыки. Уделяя время расширению музыкально-эстетического создания
ребенка дошкольного возраста, родители закладывают фундамент для гармоничного развития его личности в будущем.

Именно музыка способствует умственному развитию детей, позволяет проникнуть в мир талантливейших композиторов, что расширяет кругозор малыша, улучшает словарный запас, учит выражать эмоции. Ребенок, воспитанный на музыке, раньше и глубже начинает чувствовать мир, учится сравнивать и анализировать музыкальные произведения, запоминает и даже пытается их воспроизводить.

В мире современной педагогики музыка - действенное средство для активного эмоционального развития дошкольника: это способ научить его чувствовать прекрасное, отличать добро от зла и стремиться сделать мир лучше.

Какой бывает музыкальная деятельность?

На формирование музыкального вкуса дошкольников влияет музыкальное воспитание, которое, в свою очередь, состоит из четырех основных видов деятельности. Речь идет о:

Все эти виды деятельности могут работать в совокупности друг с другом или по отдельности. Каждый из них имеет огромное значение для развития музыкальной личности ребенка. Игнорирование какого-либо из видов музыкальной деятельности может стать причиной появления дисбаланса в формировании ребенка как музыкальной личности.

Эмоциональное восприятие музыки станет у ребенка более осознанным в 6-7 лет. Прослушивая композиции, он сможет выделять не только основные образы, но и средства, которые были использованы композитором для их формирования.

Исполнение имеет некоторые особенности в зависимости от возраста ребенка. Так, дети 3-4 лет могут двигаться под музыку, не вслушиваясь в ритм, таким образом пытаясь выразить эмоции, тогда как дошкольники старшего возраста уже способны формировать движения с учетом ритма и даже придумывать интересные движения под собственное пение.

Творческие проявления также более
активны у детей старшего дошкольного возраста. В 6-7 лет малыши уже не просто с готовностью выполняют задания, но и способны додумывать собственные элементы.

И, конечно, образовательная деятельность является одной из важнейших составляющих в процессе формирования музыкальных способностей у дошкольников.

Арт-терапия на основе взаимосвязи музыки с речью и движением

Приобщать малышей в возрасте от 3 до 7 лет к музыке можно с помощью арт-терапии, в основе которой лежит взаимосвязь музыки с движениями и речью.

Дело в том, что зоны мозга и движения в мозге расположены по соседству, и их влияние друг на друга неизбежно. Мы всегда активно помогаем себе руками, что-то рассказывая, и, наоборот, сопровождаем речью жестикуляцию. Если ввести в этот вид деятельности музыку, то воздействие на ребенка окажется полным и целостным.

Тандем музыки и движения наиболее благоприятен для поддержки здоровья дошкольника и его развития как в общем, так и в музыкальном отношении. Правильно подобранные движения под музыку помогут малышу:

  • научиться расслабляться;
  • выражать эмоции;
  • быстрее восстанавливаться после умственных и физических нагрузок.

Ритм, воспринимаемый головным мозгом, способствует расслаблению ребенка, а сам танец станет хорошим помощником для налаживания дружественных связей в незнакомом коллективе.

Именно музыкальное движение (исполнение) считается ведущим видом деятельности от 3 до 7 лет. Выполняя его, ребенок всесторонне развивается, учится работать в коллективе, повышает самооценку. Кроме того, малыш испытывает чувство искренней радости, получает удовольствие от собственных физических
достижений. В этом возрасте именно эти ощущения станут подспорьем для становления музыкальной личности и развития способностей ребенка.

Таким образом, ритмичные движения под музыку - это самый действенный способ для развития музыкальности, ведь в основе его лежит двигательная реакция на звуки, природные для каждого человека.

Музыкальное воспитание: основные задачи

Процесс музыкального воспитания дошкольников складывается из двух видов задач.

Коррекционно-профилактические задачи включают в себя:


Специальные задачи для восприятия музыки:

Чтобы добиться результата, педагогу очень важно укрепить взаимосвязи движения, речи и музыки у дошкольников, а также наладить прочную связь с учеником, пользуясь у него безоговорочным авторитетом.

Основные методы музыкального воспитания

Педагоги, которые работают с дошкольниками, пользуются следующими видами воспитания музыкального вкуса:


Наглядный метод разделяют на слуховой и зрительный. Слуховой считается основным методом музыкального воспитания дошкольника, тогда как зрительный играет роль дополнительного. Он подразумевает использование картинок и видеоизображений для иллюстрирования, чтобы помочь детям в формировании образов, познакомить с музыкальными инструментами, композиторами и т.д.

Словесный метод строится на подробных разъяснениях и рассказах, которые сопровождаются ритмичными движениями.

Третий и самый важный – практический метод, суть которого сводится к демонстрации педагогом ритмичных движений, исполнения песен, игры на музыкальных инструментах.

В ходе таких занятий у дошкольников происходит развитие способностей к музыке, они учатся выражать ее содержание в движении, практикуют ее точное и глубокое восприятие.

Во время музыкально-двигательной активности дошкольники учатся взаимодействовать друг с другом, познавая мир музыки, сравнивать и запоминать движения других детей, анализировать их на предмет соответствия представляемым музыкально-двигательным образам. Таким простым способом дошкольники учатся сопереживать друг другу и работать в коллективе.

Музыка, движение и речь в комплексе - это коррекционно-развивающий процесс на основе двух основных направлений. Первое направление построено на совершенствовании вербальных процессов. Второе связано с профилактикой нарушений речи и совершенствованием техники дыхания, чувства ритма и такта.

Логоритмика: основы и средства для осуществления

Логоритмика – один из основных способов музыкального воспитания, который осуществляется с помощью:


Средства логопедической ритмики - это постоянно усложняющиеся задания, которые касаются основной деятельности дошкольников. Главная задача логоритмики - развитие у ребенка чувства ритма посредством развития слухового внимания.

Во время занятий важно уделять особое внимание совершенствованию чувства ритма у детей, которые пока не понимают, как «подвести» движения под музыку, из-за неумения ее воспринимать так, как взрослые. Дети обычно делают резкие, слишком порывистые движения, имеют проблемы с координацией. Задача педагога - научить ребенка работать под музыку и получать от этого удовольствие.

Очень важно, чтобы в процессе у ребенка формировалось позитивное настроение и желание вступать в контакт со взрослыми и другими детьми во время выполнения упражнения.

Урок музыкального восприятия для дошкольника: основы и задачи

Чтобы добиться результата, на занятиях с дошкольниками нужно стараться максимально логично подавать материал, разбивая его на части. Новую тему нужно разбить на несколько занятий для лучшего закрепления.

Так, на первом уроке детей можно познакомить с песней, танцем или музыкальной игрой. На втором занятии они могут поучаствовать в процессе исполнения, принимая за образец действия педагога или более старших и опытных детей. Третий урок станет подходящим временем для самостоятельного исполнения закрепленных движений, песен. Как правило, к третьему уроку дошкольники
уже могут свободно ориентироваться в содержании песни или танца, способны передавать настроение.

Каждое музыкальное занятие необходимо начинать со спокойной ходьбы, чтобы помочь детям настроиться на урок, проникнуться ритмом. Маршировка под музыку - оптимальный способ подготовки к занятию из-за максимально понятного для малыша счета и четко прослушиваемого ритма. Маршируя, детки учатся контролировать движения в такт музыке, улучшают координацию, проще ориентируются в пространстве.

По ходьбе, бегу или прыжкам ребенка можно определить его настроение и уровень физического развития.

Музыкальное воспитание: упражнения для дошкольников

В ходе музыкального воспитания дошкольников крайне важны дыхательные упражнения, которые учат деток контролировать силу, продолжительность
и постепенность выдоха, что важно в процессе исполнительской деятельности.

Не менее важную роль играют упражнения, развивающие память и внимание у дошкольников. Они необходимы для обучения детей быстрому переключению внимания с одного задания на другое, гармоничного распределения внимания между несколькими вариантами деятельности.

Упражнения для развития чувства ритма у детей также являются важной составляющей их музыкального воспитания. Начинать лучше с самых примитивных заданий, которые ребенок должен будет повторить за педагогом. Чтобы упростить задание, необходимо привлечь внимание детей к эмоциональной составляющей мелодии, после чего продемонстрировать ритмичное исполнение, используя подручные предметы, начиная от мячей и заканчивая бубном.

Задания на устное восприятие могут быть построены на использовании как инструментальной, так и вокальной музыки. У дошкольников интерес будет вызывать «инструментал», связанный с известным им сюжетом из сказки или рассказа, а также так называемая
изобразительная музыка с включением природных звуков: щебета птиц, шума прибоя или ветра.

После прослушивания музыки нужно обсудить ее с детьми, продемонстрировать им картинки, соответствующие эмоциональной составляющей проигранной мелодии.

Такие обсуждения помогают детям учиться слушать и понимать музыку, делать умозаключения, что, в свою очередь, способствует формированию глубины музыкального восприятия и обогащению гаммы чувств.

Роль игры и танца в музыкальном воспитании дошкольников

Игра в дошкольном возрасте - это основное занятие детей, и ее можно эффективно использовать для привлечения малыша к разным видам музыкальной детальности. На развитие музыкальных способностей ребенка особое влияние могут оказать
музыкальные подвижные игры. Именно они будут способствовать:

  • развитию соревновательного духа;
  • умению действовать в коллективе;
  • развитию образного мышления;
  • становлению творческой фантазии.

Но самое главное – слушая музыку в процессе игры, ребенок научится на нее реагировать. Если подвижные игры помогут улучшить реакцию, координацию и чувство ритма у дошкольника, то игры с пением помогут формированию интереса к музыке, развитию слуха.

Одним из преимуществ игр с пением является улучшение звукопроизношения, развитие музыкальности и поэтического слуха. Разучивать текст лучше в игровой форме, учитывая существование двусторонней связи, за счет которой в игре улучшается речь, а сама игра становится совершеннее под ее влиянием. В процессе игры дошкольники получают уникальную возможность полностью реализовать музыкальные способности.

Положительным образом на развитие детей влияют танцы с песнями и хороводами. Включение танцев и хороводов в занятия с детьми дошкольного возраста позволит улучшить их координацию, чувство ритма, музыкальное исполнение. Детей старшего дошкольного возраста можно привлекать к разучиванию сюжетных и национальных танцев, предлагая им
импровизировать, избегать однообразных и скучных движений, тем самым подогревая интерес к происходящему.

Гармоничное сочетание движений, музыки и слов обязательно даст свои плоды в процессе музыкального воспитания ребенка. Дошкольник научится понимать и реализовывать свои возможности, получая поддержку со стороны как взрослых, так и сверстников.

Особенности музыкального развития младших дошкольников

Говоря о развитии музыкальных способностей в домашних условиях без участия специалистов и о применении описанных выше методов, стоит отметить некоторые различия работы с детьми дошкольного младшего и старшего возраста. Поговорим о том, каким образом родители могут помочь формированию музыкального вкуса деткам от трех до пяти лет.

Нужно понимать, что в три года кроха уже умеет достаточно, чтобы начинать приобщать его к музыке. Для малышей в этом возрасте характерно особое восприятие музыки: они знают, что музыку можно слушать, под нее можно петь и даже танцевать.

На основании этих знаний дошкольника родители могут планировать занятия, направленные на развитие его музыкальных способностей. Очень важно, чтобы задания для малыша были интересными и несложными.

Важную роль в формировании музыкальных вкусов детей младшего дошкольного возраста играет слуховое восприятие. Дети по-разному реагируют на тихую и нежную мелодию, четко отличая ее от веселой песенки или громкого и тожественного марша.

Малыши умеют выделять самые яркие моменты музыкального произведения, поэтому задача родителей - научить ребенка анализировать составляющие произведений, вместе с ним обсуждая кульминацию, вступление или основную часть.
Также детки в этом возрасте обращают внимание на яркие мелодические образы, напоминающие им звуки, воспроизводимые животными, транспортом или птицами.

Повлиять на формирование слуха у ребенка младшего дошкольного возраста можно, играя с ним в музыкально-дидактические игры, которые способствуют развитию сенсорных и музыкальных способностей, связанных с высотой, силой, тембром и продолжительностью звуков.

Умение подражать голосам взрослых также является важным этапом в формировании музыкальности малышей. Таким образом у него формируется голосовой аппарат, совершенствуется речь. Естественно, что дети не смогут в три года сразу запомнить куплет или целую песню, но они с удовольствием будут подпевать взрослому, запоминая основные слова. Такие повторения ускорят формирование музыкального слуха малыша.

А вот на формирование чувства ритма у младшего дошкольника повлияет мелодичное распевание песенн с растягиванием гласных.

Развитие музыкальных способностей детей младшего дошкольного возраста строится на:

  • прослушивании произведений;
  • музыкально-ритмичных движениях;
  • пении;
  • играх;
  • элементарном освоении игры на музыкальных инструментах.

Чтобы добиться эффективного результата, родителям следует выбирать комплексный подход, работая с детками по всем вышеперечисленным направлениям. Оптимальный вариант - посещение музыкальных занятий в дошкольных учреждениях, где музыкальное воспитание осуществляется с применением описанных методик.

Особенности музыкального развития дошкольников старшего возраста

Заниматься с дошкольниками старшего возраста нужно по той же схеме, что и с младшими, но немного усложняя задачи. Для развития музыкальных способностей детям лучше заниматься под присмотром педагога, который сможет подобрать соответствующий уровню его развития и подготовки репертуар, объединив в занятиях основные виды музыкальной деятельности. Дошкольники с удовольствием участвуют в таких занятиях, учатся проявлять эмоции и творческие способности.

Так же, как и в случае с малышами, на развитие музыкальных способностей старших дошкольников очень влияет слушание. Заниматься слушанием ребенок может как в присутствии взрослых, обсуждая прослушанное, так и самостоятельно. Нельзя исключать и музыкально-дидактические игры, знакомство с музыкальными инструментами и уроки танцев, способствующие музыкальному воспитанию.

В возрасте 6-7 лет у дошкольников уже, как правило, сформирован собственный музыкальный вкус: они способны выбирать и оценивать предлагаемые им для ознакомления музыкальные произведения. Дошкольники к этому времени уже с удовольствием поют, получая радость от того, как звонко и четко звучат их голоса. Диапазон голоса у детей становится на порядок шире, появляются навыки владения ритмом и интонацией.

Принимая участие в музыкальных занятиях, дети учатся не только музыке, но и развивают умственное и эстетическое воспитание, что способствует их личностному становлению. В задачу взрослых, направляющих детей в этом возрасте, входит:

  1. Прививание любви к музыки и развитие желания раскрываться во время прослушивания.
  2. Расширение кругозора ребенка путем знакомства его с новыми авторами музыкальных произведений, разными направлениями музыки.
  3. Обогащение словарного запаса дошкольников новыми словами из музыкального мира (простые термины).
  4. Работа над совершенствованием голосовых и двигательных навыков ребенка.
  5. Обучение анализу произведения после прослушивания.
  6. Развитие творческой самостоятельности и умения импровизировать во время танца, песни или музыкальной игры.

В заключение отметим, что цель развития музыкальных способностей дошкольников - формирование целостной гармоничной личности с развитым чувством вкуса, такта, пониманием прекрасного и умением слушать, анализировать, эмоционально реагировать.

Важно помнить о том, что музыка - это прежде всего то, что поможет детям вырасти добрыми, честными, чувствительными.
Это не инструмент для воспитания музыкального вундеркинда, каким некоторые родители хотят видеть ребенка – и лишают его детства, прилагая усилия для его обучения только для того, чтобы утолить собственные амбиции и желания.

Музыкально одаренный ребенок даже при минимальном музыкальном воспитании сможет найти себя в этой сфере и обязательно достигнет высот, уготованных ему от рождения. А задача взрослых на этом этапе - деликатно ввести его в мир музыки и поддержать в любых начинаниях.

Ребенок воспринимает музыку, еще не появившись на свет. Это подтверждают многочисленные исследования. Очевидно, самой природой малышу подарены способности слышать и чувствовать мелодию и музыкальный ритм. Как же эти задатки не выявлять, если за ними может скрываться настоящий талант ребенка? Развитие музыкальных способностей у детей дошкольного возраста помогает научиться слышать красоту мелодии, видеть изящество танца. Все это формирует эстетическое восприятие и способствует тому, чтобы повзрослевшие дети определили место музыки в своей жизни.

Детская музыкальность и влияние музыки на развитие детей

По мнению ученых, музыкальные способности у детей имеются изначально. Просто у некоторых они проявляются более ярко, а с некоторыми малышами следует поработать, чтобы выявить предрасположенность к этому виду творчества.

Ребенок непроизвольно проявляет свою природную музыкальность. Если разрезвившимся дошкольникам включить плавную мелодию, они быстро успокаиваются. При вялости, несобранности малыша его можно взбодрить и организовать веселым маршем. При этом не нужно направлять внимание на звучащую мелодию. Детский организм сам откликается на звуковые волны.

Занятия музыкой, разучивание песен и движений положительно сказывается на развитии дошкольника. Они способствуют сенсорному развитию: обостряется слуховое и двигательное внимание, воспринимается более широкий диапазон звука, улучшается восприятие ритма.

Музыкальная деятельность дошкольников создает условия для развития произвольности психических процессов. Формируется , так как ребенка направляют, к чему прислушаться, на что посмотреть. Повышается произвольность восприятия и – дети слушают звучание нот и соотносят со звуками природы, фантазийными картинками.

Также улучшается память за счет того, что необходимо разучивать слова песни, а словарный запас существенно расширяется.

Заметим, что воспитание музыкой формирует отзывчивость, делает дошкольников более чуткими по отношению к взрослым, друг другу.

Музыкальные способности дошкольников

Многолетние исследования показывают, что музыкальные способности детей дошкольного возраста могут проявляться в различных формах, но один из талантов, скорее всего, обнаружится у каждого. Одних детей больше привлекает игра на инструментах, другим нравится петь песенки. Третьи немедленно начинают танцевать, услышав ритмичные звуки.

Однако, задаваясь целью развивать малыша, важно учитывать его предпочтения. Основная характеристика успешного обучения – вовлеченность в процесс. Учеба по принуждению дает только отрицательные плоды.

Случается, что резко негативное отношение к инструменту или занятиям хореографией сохраняется вплоть до зрелого возраста.

Поэтому следует певца отдавать в хор, музыканта обучать играть на том инструменте, который ему действительно интересен, а танцора отвести в танцевальную студию для маленьких.

Виды способностей

Созданная специалистами классификация музыкальных способностей включает два основных вида:

  • Музыкальный слух;
  • Умение чувствовать ритм.

Музыкальный слух – восприятие звукового движения и воспроизведение мелодии.

Данная способность может быть врожденной, но даже, если ребенок не обладает абсолютным слухом к музыке от рождения, его можно развить с помощью тренировок, особенно, если начинать заниматься с раннего возраста.

Наличие или отсутствие чувства ритма можно заметить, едва малыш начинает двигаться под звуки. Это не просто равномерное повторение движения через равные интервалы. Человек, ощущающий ритм, тонко чувствует паузы, музыкальные акценты, во время которых движение должно быть отточенным, ярким, красочным.

Компоненты музыкального слуха

Компоненты такого слуха – это ладовое чувство и музыкально-слуховое представление . Первое затрагивает эмоциональную сферу и обеспечивает тонкое исполнения. Дошкольник, который обладает подобным навыком, способен не только узнать мелодию по памяти. Он сразу же скажет, что эта композиция грустная, другая – веселая, третья – задумчивая. Данный компонент означает восприятие мелодии через чувства.

Музыкально-слуховые представления – это способность отследить движение музыкальных звуков, чередование высоких и низких нот, запомнить отрывок и понять, как его воспроизвести. Хорошо развитый навык – предпосылка для возможной певческой карьеры. Именно он помогает ребенку голосом повторить услышанную музыку, пропеть ее.

Развитие музыкальных способностей в дошкольном возрасте

Для развития каждого компонента используются свои методы. На начальных этапах следует проводить игры на развитие чувства ритма, умение слышать мелодию. Позже, при выраженной заинтересованности и успехах можно сосредоточиться на специализированной школе или танцевальных занятиях с опытным педагогом.

Развитие ладового чувства и музыкально-слуховых представлений

Основной способ развития составляющих музыкального слуха – пение. Регулярные занятия помогают улучшить ладовое чувство, умение воспроизводить мелодии. Исполняя песни, ребенок тренирует вокальные данные, учится точно «попадать» в ноты.

Особенности музыкальных способностей детей заключается в более частом дыхании малыша и небольшом певческом диапазоне. Именно поэтому песенки для дошкольников отличаются короткими фразами – малыш успевает набрать новую порцию воздуха, необходимого для чистого, правильного пения.

Также в развитие музыкально-слухового представления включается обучение правильному положению корпуса, использованию диафрагмы, широкому открыванию рта. Эффективное упражнение для дошкольников – задувание свечи или сдувание пушинок с одуванчика.

Занятия начинаются с распевки, позволяющей разогреть голос. В дальнейшем, кроме разучивания песен, проводятся дидактические игры: угадывание пропетой песни остальной группой, воспроизведение одной и той же мелодии каждым. Кроме повышения точности повторения оригинала, включается соревновательный эффект, мотивирующий детей на улучшение навыков.

Понимание эмоциональной составляющей мелодии, умение спеть ее с правильной интонацией и задуманными автором чувствами – более сложная составляющая. К развитию следует приступать в старшем дошкольном возрасте, когда ребенок лучше знаком с многообразной палитрой человеческих ощущений, переживаний.

Упражнения предполагают изображение голосом эмоциональных представлений и чувств: обиды, радости, злости, страха. Когда дошкольник освоил азы игры на любом инструменте, то же самое упражнение проводится с использованием пианино, ксилофона, барабана.

Подобные занятия готовят детей не просто к чистому воспроизведению песни, а умению «читать» настроение, передаваемое мелодией.

Формирование чувства ритма в танце и упражнениях

Сформировать чувство ритма возможно разными способами. Основа – танец, вернее азы ритмики. Дети учатся маршировать, выполнять простые танцевальные элементы в соответствии с заданным ритмом. По мере достижения успеха рисунок становится более сложным, а дошкольники обучаются слышать паузы, сильные доли.

Кроме того, для формирования способности чувствовать ритм полезно использовать барабаны и литавры. Упражнение заключается в отбивании звуков через равные промежутки времени.

Речевые и музыкально-дидактические игры также способствует развитию чувства ритма.

Декламация под метроном помогает почувствовать необходимую скорость произнесения каждого слова и слога. Приспособление можно заменить на хлопки или аккомпанемент, что формирует понимание ритма на основе взаимосвязи музыки с речью.

Как выявить наличие музыкального слуха и чувства ритма у ребенка

Сами родители могут предположить наличие слуха или чувства ритма у малыша, если обладают соответствующими навыками. Однако точная диагностика музыкальных способностей дошкольников проводится специалистами.

Обычно при выявлении склонности к подобному творчеству используется три основных метода:

  • Разговор с дошкольником;
  • Наблюдение за его досугом;
  • Специализированное тестирование.

Беседа обязательно должна быть построена так, чтобы малыш чувствовал себя комфортно и защищенно. Поговорить можно на прогулке, в процессе игры, после просмотра мультфильма. Общие вопросы помогут представить, насколько ребенку вообще интересна сфера творчества.

В процессе беседы выявляются три аспекта: склонность к артистизму, проявлению эмоций, интерес к тому или иному виду творческой деятельности.

Рекомендуется попросить рассказать стихотворение. Выразительность, акценты, паузы говорят о зачатках артистизма. Однако, если малыш «пробубнил» четверостишие, это не означает его бесталанности. Следует выбрать другое время: возможно, дитя просто не понимает, как выразить эмоции через стихотворные строфы.

Вопросы о музыке в целом, любимых песнях и инструментах помогут понять, к чему именно проявляется интерес. Возможно, дошкольнику нравится изображать барабанщика, бренчать на мамином пианино или подпевать песенкам из мультиков. Важно уточнить, есть ли любимая песня, попросить тихонько спеть.

В процессе наблюдения внимательные родители могут распознать склонность к музыке. Предрасположенность к данной сфере выявляется по следующим признакам:

  • Положительная реакция на звучание любой мелодии;
  • Повышенное любопытство по отношению ко всему, что связано с музыкой;
  • Выраженная радость, пританцовывание, когда включается любимая песенка;
  • Любовь к музыке в разных стилях;
  • Легкое запоминание и воспроизведение мелодии;
  • Стремление выступать на публике.

На прослушивании специалисты выявляют наличие музыкального слуха и чувство ритма. Первый навык определяется умением дошкольников распознать более низкий звук, количество звуков, сыгранных на фортепиано. Также малыш должен голосом воспроизвести ноты и короткие мелодические фразы, пропетые педагогом. В завершение ребенка просят спеть любимую песню.

Определение ритмических заключается в повторении последовательности, которую простукивает педагог по деке, хождении маршевым шагом, хлопаньем в ладоши так, чтобы был точно воспроизведен ритмический рисунок.

Даже если результаты тестирование выявили слабые музыкальные возможности, но интерес дошкольника к занятиям высок, следует начинать упражняться. Упорство поможет развить недостающие умения и достичь успехов в детском творчестве.

Занимаясь с ребенком, важно постоянно чередовать методики, чтобы уроки не наскучили. Используя многообразие способов развития музыкальных способностей у дошкольников, можно добиться значительных успехов и сформировать понимание многообразной культуры, связанной с мелодией и движением.

Ребенок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребенок, подражающий актам других ”

Б.Асафьев

Уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим о развитии творческого потенциала ваших детей. По своей удивительной способности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает, безусловно, первое место среди всех многообразных элементов, составляющих сложную систему воспитания человека.

Зачем нужна ребёнку музыка? Странный на первый взгляд вопрос, ответ на который с готовностью дадут не только педагоги, но и родители. Мы хотим видеть своих детей духовно богатыми людьми. Музыка существует в нашей жизни как живое знание и представление человека о самом себе, как средство самопознания и самовыражения. Для достижения этой цели нет лучшего средства, как занятия музыкой, импровизацией, которые призваны стать уроками жизни. Выдающиеся педагоги говорят о том, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Музыкальные занятия со старшими дошкольниками направлены не только на достижение задач музыкального развития, но и в большей степени на целостное развитие личности, достижение ими школьной зрелости, выравнивание стартовых возможностей наканунеобучения в первом классе. Поэтому особое внимание мы обращаем на коммуникативные навыки детей, развитие эмоционально-волевой сферы.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. В этом возрасте возрастает приоритет развития творческого воображения, так как именно эта способность влияет на успешность человека в других видах деятельности. Важным условием творческой составной является необходимость совместной игровой деятельности родителей с детьми, достижение эмоционального контакта, взаимопонимания в семье.

С чего же начинать решение этой важной и непростой задачи?

1. Поддерживать интерес ребенка к движению под музыку. При этом нельзя делать замечания ребёнку, даже если они вполне заслуженные. Главное – получение ребенком удовольствия от самого процесса движения под музыку.

2. Обогатить двигательный опыт детей под музыку.

3. Для этой цели очень подходят совместное движение под музыку старших детей или родителей.

4. Важно учить воспринимать музыку, её характер, «Видеть» ушами, фантазировать под музыку. Кстати, это даётся нелегко даже взрослым, поэтому можно учиться вместе с детьми.

5. Для импровизации можно использовать атрибутику: ленточки, шарфики, звёздочки, платочки, веночки, цветы.

Занятия музыкальным движением развивает зрение (бинокулярное зрение, глазомер, периферическое зрение) Кроме того, важно подчеркнуть роль профилактики глазных патологий, значение укрепление зрения для будущих дошкольников.

На пятом году жизни пение остаётся одним из любимых видов деятельности. В этом возрасте дети уже самостоятельно могут придумывать несложные песенки. Здесь важен накопленный багаж различных жизненных ситуаций, передача различных интонаций. Например, вопрос-ответ.

При игре на детских музыкальных инструментах ребёнок может самостоятельно подбирать инструмент, по тембру соответствующий особенностям действий персонажа сказки, играть на нём.

При игре на металлофоне ребёнок может импровизировать своё имя, марш, плясовую.

Вот как выглядит примерный алгоритм совместной творческой импровизации родителя с ребенком.

1. Придумывается сказка (развивается мышление, речь, воображение)

2. При помощи музыкальных инструментов (использование самодельных шумелок, шуршалок и т.д.) озвучиваются герои (развивается при совместном изготовлении музыкальных инструментов мелкая моторика, воображение, тембровый слух, лексический запас слов)

3. Изображение и изготовление декораций. (кто, где, когда. Например: колобок, в деревне, в лесу, летом).

4. Придумывается песня героя, танец. (в соответствии со временем года

« цветочков», или песенка колобка).

Одна из важных задач, стоящих перед обществом, - это воспитание гармонической личности. Это, прежде всего, формирование духовной куль­туры, частью которой является музыкальная культура. Необходимо с ран­него возраста создавать условия для общения детей с музыкой, развивать их потребности, интересы, эмоции, чувства, вкусы, воображение, расши­рять кругозор, побуждать детей к творчеству. Приобретая в процессе му­зыкальной деятельности определенные знания о музыке, умения и навыки, дети приобщаются к музыкальному искусству. А это способствует развитию музыкальных и общих способностей, формированию основ музыкальной и общей духовной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Музыке в развитии ребенка отводится важнейшая роль, поскольку это та область искусства и общечеловеческих знаний, к которым необходимо и возможно приобщать ребенка на самых ранних этапах развития и становления личности.

Цель: ввести ребенка в мир музыки, вызвать эмоциональный отклик на нее, способствовать развитию интереса к музыке, развитию музыкальных и творческих способностей, создавать предпосылки для развития музыкально-эстетического сознания.

Общение с музыкой, картинами великих художников, с литературными произведениями создает благоприятные условия для развития творческой личности, эстетических эмоций, эстетического отношения к окружающему миру, к искусству. В музыке и музыкальной деятельности чувства и эмоции составляют главное содержание. Благодаря музыке в ребенке пробуждается представление о возвышенном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе. Музыка помогает детям познать мир, развивает не только их художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, природе, ко всему окружающему. Это помогает формированию полноценной личности человека, способного чувствовать и сострадать.

Поэтому приоритетным направлением в музыкальном развитии современных дошкольников является обогащение духовного мира через высокохудожественные образцы музыкального искусства. Знакомство с ними вносит черты целостности и гармонии в мироощущение и характер детей, определяет нормы поведения и взаимоотношений.

Помня о том, что музыкальная деятельность весьма значима для дошкольника, необходимо организовать ее так, чтобы она вызывала положительное эмоциональное отношение к ней. Процесс приобщения к музыке и музыкальной деятельности должен быть основан на хорошем знании ребенка: его интересов и предпочтений, музыкального опыта, эмоционального состояния, возрастных психофизиологических особенностей.

Задачи:

1. Подготовить детей к восприятию музыкальных образов и представлений.

2. Заложить основы гармонического развития (развитие слуха, голоса, внимания, движения, чувства ритма и красоты мелодии, развитие индивидуальных музыкальных способностей).

  1. Приобщить детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре.
  2. Подготовить детей к освоению приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности адекватно детским возможностям.
  3. Развивать коммуникативные способности.
  4. Научить детей творчески использовать музыкальные впечатления в повседневной жизни.
  5. Познакомить детей с разнообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме.
  6. Обогатить детей музыкальными знаниями и представлениями в музыкальной игре.

Методические принципы

1. Одним из главных принципов в работе с детьми является создание обстановки, в которой ребенок чувствует себя комфортно. Нельзя принуждать детей к действиям (играм, пению), нужно дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.

Нежелание ребенка участвовать в занятии обуславливается несколькими причинами:

  • Стеснительность, застенчивость. Этот факт не должен уходить от внимания педагога. При каждой возможности педагог должен давать положительную оценку действию ребенка.
  • Неумение, непонимание. Это относится к тем детям, которые не адаптированы пока к новой, на первых порах незнакомой, среде. Здесь требуется большое внимание к ребенку, проявление индивидуального подхода.
  • Неуравновешенный, капризный стиль поведения. Лучшее для педагога - акцентировать внимание ребенка на игру, сюрпризы; положительные оценки быстрее отвлекут ребенка.

2. Второй принцип - целостный подход в решении педагогических задач:

  • Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование.
  • Претворение полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности.

3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.

4. Четвертый принцип - соотношение музыкального материала с природным и историко-культурным календарем. В силу возрастных особенностей дети не всегда могут осмыслить значение того или иного календарного события. Нужно дать им возможность принять в нем посильное участие, посмотреть выступления других детей и воспитателей и в какой-то мере проявить свои творческие способности (станцевать, спеть песенку или частушку, принять участие в веселой игре).

5. Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнерства. Авторитарный стиль поведения педагога («Я взрослый», «Я больше тебя знаю», «Делай, как я говорю») - недопустим. Общение с детьми должно происходить на равных, партнерских отношениях. «Покажите мне», «Кто мне поможет» - эти фразы должны быть в лексиконе педагога. Дети, общаясь на таком уровне, интуитивно все равно воспринимают взрослого как учителя, педагога. Но мягкий, спокойный тон и дружеское общение создают непринужденную, теплую и доверительную обстановку. Следовательно, группа детей, воспитатель и музыкальный руководитель становятся единым целым.

6. Немаловажным является и принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует еще более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве. Что бы и как бы ни сделал ребенок - все хорошо. Это особенно актуально для самых маленьких детей - 3-4 лет. Можно и нужно ли делать замечания детям 5-6 лет? Безусловно, да. Но в очень корректной, деликатной и доброжелательной форме. Обучаясь в школе, других учебных заведениях, дети будут получать замечания. Поэтому задача педагогов-дошкольников - научить детей правильно и адекватно на них реагировать. Детям в этом возрасте нужно говорить, обязательно акцентируя на положительных моментах: «Ты старался, попробуй вот так»; «Ты молодец, но немного ошибся», «Очень хорошо, но я вижу маленькую ошибку. Может, ты заметишь се сам или кто-то из детей хочет подсказать»; «Ты меня огорчил, вчера было лучше»; «Ты поторопилась, не подумала, постарайся сделать еще раз» и т. д. При более серьезных замечаниях: «Так нельзя, это неправильно», «Вы не справились с заданием, потому что…», «Давайте еще раз повторим, но будем все стараться». Тон педагога должен оставаться спокойным, добрым. Улыбка обязательна. Дети спокойно воспринимают такие замечания и стараются все сделать лучше.

7. Принцип паритета. Любое предложение ребенка должно быть зафиксировано, использовано. Оно должно найти свое отражение в любом виде музыкальной деятельности. В силу очень маленького опыта дети не могут подать интересную идею, показать яркое оригинальное движение. Подчас это получается у детей непроизвольно, стихийно. Педагог, внимательно наблюдая за детьми, должен увидеть этот момент, зафиксировать его, похвалить ребенка. Дети, понимая, что к ним прислушиваются, их хвалят, их замечают и хорошо оценивают, начинают думать, стараться, творить.

Педагогический процесс предполагает организованное обучение. В каждой возрастной группе еженедельно проводятся два музыкальных занятия и одни вечер досуга. Музыкальные занятия проводятся в утренний отрезок времени. Вечер досуга - во второй половине дня. Музыкальное воспитание детей дошкольного возраста осуществляется на музыкальных занятиях, вечерах досуга, в самостоятельной игровой деятельности. Музыкальные занятия - основная форма организации музыкальной деятельности детей, на которых наиболее эффективно и целенаправленно осуществляется процесс музыкального воспитания, обучения и развития ребенка.