Министерство образования и науки
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра социологии и политологии
Контрольно-курсовая
работа по
социологии
духовной жизни
на тему:
«Духовно-нравственное воспитание молодежи»
Выполнил:_____________________ ___________________Студент
гр. 820481 Ануфриева А. Н.
Проверил:_____________________ ____________________
канд. филос. наук, доц. Хавронюк Т.А.
Тула 2011
Введение
В настоящее время Россия переживает
один из непростых исторических периодов.
И самая большая опасность, подстерегающая
наше общество сегодня, - не в развале
экономики, не в смене политической
системы, а в разрушении личности.
Ныне материальные ценности доминируют
над духовными, поэтому у молодых
людей искажены представления?
доброте, милосердии, великодушии, справедливости,
гражданственности и патриотизме.
Высокий уровень преступности вызван
общим ростом агрессивности и
жестокости в обществе. Молодежь отличает
эмоциональная, волевая и духовная
незрелость. Широкий размах приобрела
ориентация молодежи на атрибуты массовой,
в основном западной культуры за счет
снижения истинных духовных, культурных,
национальных ценностей, характерных
для российского менталитета. Продолжается
разрушение института семьи: формируются
внесупружеские, антиродительские и антисемейные
установки. Постепенно утрачиваются формы
коллективной деятельности.
Актуальность проблемы духовно-нравственного
воспитания молодежи очевидна. За молодежью
будущее всего человечества, а значит,
проблемы молодежи необходимо рассматривать
как общечеловеческие проблемы.
Объект:
духовно-нравственное воспитание.
Предмет:
духовно-нравственное воспитание молодежи.
Цель: изучить
особенности влияния на духовно-нравственное
воспитание молодежи.
Задачи:
- изучить
особенности и проблемы душевно-нравственного
воспитания;
- изучить
роль семьи в душевно- нравственном
воспитании;
- актуальность
духовно-нравственного воспитания молодежи
на современном этапе;
- изучить
роль церкви и православной
литературы на духовно- нравственное
воспитание молодежи.
Содержание
Введение
1.1. Сущность
и проблемы
1.2. Роль семьи
в духовно-нравственном воспитании
личности
2.1. Актуальность
духовно-нравственного воспитания молодежи
на современном этапе
2.2. Роль церкви в духовно-нравственном воспитании
молодежи
2.3. Роль православной литературы в духовно-нравственном
воспитании молодежи
Заключение
Список литературы
1.Душевно-нравственное
воспитание
1.1. Сущность
и проблемы
Обращение государства и системы
образования к идее духовно-нравственного
воспитания как основного условия
возрождения современного российского
общества и человека не случайно. Нравственная
деградация, прагматизм, утрата смысла
жизни и культ потребления, подростковая
наркомания и алкоголизм – вот
те характеристики состояния современного
общества и человека, которые свидетельствуют
о духовном кризисе общества и
утрате духовного здоровья личности.
С одной стороны, духовный кризис –
глобальное явление, которое связывают
с преобладающим характером цивилизационного
развития человечества. Современное
постиндустриальное общество, ориентированное
на максимальное потребление материальных
благ и преобразование окружающего
мира для более полного их удовлетворения,
породило особый тип технократической
личности – «кибернетического человека»
(Э.Фромм), интеллектуально развитого и
технически образованного, но неспособного
к подлинно человеческим отношениям и
духовно отчужденного от мира природы
и человеческой культуры. Последствия
данного явления отчетливо проявляются
в системе социальных, межличностных отношений,
в экологическом кризисе, который является
ярким показателем духовной ограниченности
современного технократа, зачастую лишенного
чувства ответственности и осознания
своего человеческого долга перед окружающим
миром.
С другой стороны, духовный кризис, характеризующийся
бездуховностью и безнравственностью
– явление отечественное, которое особенно
стало явным, начиная с 90-х гг. XX века. Это
связано не только с реалиями социальной
жизни, но прежде всего с утратой прежних
основ и ценностей воспитания, порожденной
долгими годами идеологической неопределенности
и аксиологическим кризисом.
Безусловно, поиск тех идеалов
и ориентиров, которые служили
бы основой воспитания, осуществлялся
на протяжении всех этих лет. Неоднократно
проводились различные конференции
и семинары, где обсуждались проблемы
духовно-нравственного воспитания,
существовало множество различных
программ духовно-нравственного воспитания.
В 90-е годы в данный процесс активно
включились различные религиозные
конфессии (например, американская международная
школьная программа «Христианская
мораль и этика – основа общества»,
1992 г.). Радует то, что сегодня, во-первых,
эта проблема перестала быть делом
небольшой группы энтузиастов, что
формирование духовно-нравственной культуры
подрастающего поколения стало
одним из приоритетов государственной
образовательной политики. Во-вторых,
эта проблема перестает быть преимущественно
делом различных, подчас чуждых нам
конфессий и деструктивных сект.
Обнадеживает, что ее разрешение осуществляется
в сотрудничестве, объединении усилий
государства, общественности, системы
образования и православной церкви.
Изначально сущность, основное назначение
воспитания заключается в формировании
духовного стержня человека –
его внутреннего, духовного мира,
который проявляется в системе
его эмоционально-ценностных отношений
к окружающему миру и к самому
себе. Разложив воспитание на отдельные
составляющие (интеллектуальное, эстетическое,
нравственное, трудовое, физическое и
т.д.), педагогическая наука сослужила
плохую службу педагогу-практику, побудив
его поверить в возможность формирования
и развития человека «по частям», в то
время как целостность человека и проявление
его человеческой сущности в любых видах
деятельности возможны только на основе
становления его целостного духовного
мира. 1
В чем же заключается сущность духовно-нравственного
воспитания? И почему мы настаиваем
на единстве духовного и нравственного,
а не обращаемся к одному из этих
понятий?
Существуют разные точки зрения
на этот счет. Одна из них заключается
в том, что в их объединении
проявляется стремление соединить
религиозное и светское понимание
духовности (духовность – понятие
религиозное, нравственность – светское).
По мнению А. Лихачева, «в наше время, когда
говорят о смысловых, идейных
исканиях отдельного человека или целого
культурного течения, но при этом
желают подчеркнуть их автономность
от религиозной сферы, термины "духовный"
и "нравственный" зачастую соединяют,
образуя новое слово: духовно-нравственный.
... Речь в подобных случаях идет все
о том же поиске Истины и Смысла,
который осуществляется и в религии,
но при этом с опорой на интуитивный
поиск самого человека, его совести,
а не на то или иное религиозное
учение или Откровение» 2 .
Согласно другой точки зрения, нравственность
распространяется на повседневную жизнь,
а духовность – на жизнь в ее высшем качестве
– бытии человека. Но думается, что причины
здесь более глубокие. Надо, прежде всего
разобраться, что такое духовность и нравственность?
И всегда ли духовное воспитание может
быть нравственным, а нравственное – духовным?
Духовность, на наш взгляд, – качественная
характеристика сознания и самосознания
личности, отражающая целостность и
гармонию ее внутреннего мира, способность
выходить за пределы себя и гармонизировать
свои отношения с окружающим миром.
Она определяется не столько образованностью,
широтой и глубиной культурных запросов
и интересов, сколько предполагает
постоянный и непрекращающийся труд
души, осмысление мира и себя в этом
мире, стремление к совершенствованию
себя, преобразованию пространства собственного
внутреннего мира, расширению своего сознания.
Это и особый эмоциональный строй личности,
проявляющийся в тонких движениях души,
обостренном восприятии всего, что окружает
человека, в способности к высоким духовным
состояниям и установлению тонких духовных
связей между людьми, в основе которых
– чуткое отношение к человеку, забота
о его духовном росте и благополучии. Недаром
значение слова «дух» – (лат. spiritus) – дуновение,
тончайший воздух, дыхание. 3
Второе понятие, важное для осознания
сущности духовного воспитания, –
«духовная жизнь», или «духовное
бытие» человека. «Духовность» и «духовное
бытие» – взаимопроникающие, но не
синонимичные понятия. Духовное бытие
личности проявляет ее духовность,
а духовность выступает основой
и результатом ее духовного бытия.
Если религиозная
традиция чаще всего рассматривает духовное
бытие как трансцендентный выход человека
за пределы своей реальной жизни, то светская
включает в нее всю сферу духовно-практической
жизнедеятельности личности: поиск и обретение
смысла жизни, своего призвания; духовное
самосовершенствование и обогащение внутреннего
мира посредством приобщения к культуре,
духовного общения между людьми; духовно-практическую
деятельность, направленную на служение
и помощь окружающим.
Было бы неоправданно сводить процесс
становления человека как существа
духовного лишь к способности
совершенствовать свою духовную сущность
на основе выхода за пределы собственного
«я» и подготовки к иной, высшей
цели своего бытия. Духовные искания
могут привести человека как к
просветлению, к совершенствованию
своей человеческой природы, так
и разрушению, фанатизму, отвержению
всего человеческого, нарушению
нравственных связей с близкими и
другими людьми. Не случайно говорят
о двойственном характере духовного становления,
о светлой и темной духовности.
По мнению русских философов (И.
Ильина, В. Соловьева, Г. Федотова и др.),
истинная духовность не существует вне
нравственности. Высшая духовность невозможна
без душевности – эмоциональной чуткости,
отзывчивости, способности к эмоциональному
отклику: жалости, состраданию, любви к
ближнему.
Анализируя
различные философские подходы к определению
сущности человека, Г. Федотов пишет: «Сам
человек становится предметом отрицания,
унижения, подавления в передовых явлениях
современной культуры. Он подавляется
во имя мира идеального (кантианство) и
мира социального (марксизм, фашизм), ради
духа и ради материи, во имя Бога и во имя
зверя. Свободно и окружено почетом тело,
освобождается, хотя и в очень ограниченной
степени, и дух; гибнет только душа. Но
это «только»! Телесный человек живет
звериной жизнью, духовный – ангельской.
Лишь душевный остается человеком... Духовность,
оторванная от разума и чувства, бессильна
найти критерий святости: смотря на многих
современных "духоносцев", трудно
решить, от Бога они или от дьявола? Внеэтическая
духовность и есть самая страшная форма
демонизма». 4 Человек реализует
себя как личность, лишь развивая в себе
душевную духовность: способность к состраданию
и сопереживанию, чуткость и отзывчивость,
совестливость, готовность прийти на помощь
другому человеку, ответственность за
все, что совершается вокруг него.
Необходимо
отметить, что, в отличие от некоторых
других религиозных мировоззрений, православие
выступает во многом как бытийное, реально-практическое
педагогическое мировоззрение и рассматривает
духовность не как отвлеченное, но как
реально-практическое свойство человека,
проявляющееся во внимательном, глубоком,
уважительном отношении к жизни другого
человека, к собственной жизни как к внутреннему
подвигу.
Понимание Другого, взаимодействие
с Другим рассматривается в качестве сущностных
характеристик духовного воспитания как
в светской, так и в православной педагогике,
где постоянно подчеркивается направленность
человеческого бытия на благо ближнего
и на приближение к Богу как абсолютно
значимому Другому. Итак, истинно духовное
воспитание всегда нравственно ориентировано. 5
Рассмотрим сущность и специфику
нравственного воспитания. Можно
ли утверждать, что нравственное
воспитание – это всегда духовное
воспитание личности?
Нравственность рассматривается
как индивидуальная форма существования
морали общества, как внутренний закон
человека, побуждающий его соотносить
свои действия и поступки с общественными
нормами. Нравственное сознание личности
может находиться на разном уровне
развития. В частности, нравственным
считается человек, который руководствуется
принципами «общественного договора»
или Золотым правилом нравственности:
«Поступай с другими так, как
ты хочешь, чтобы другие поступали
с тобой». На наш взгляд, духовные
истоки нравственности лежат не в
прагматичной сфере «общественного
договора», а в сфере любви
к человеку и Богу, благоговения
перед жизнью и другими высшими
ценностями, боязни разрушить свою
человеческую сущность и целостность,
погубить свою душу.
К сожалению, традиционная система
воспитания (в том числе этического
образования) ориентирована на сообщение
нравственных знаний, внедрение в
сознание ребенка определенной системы
норм и принципов, а не на развитие
его духовно-нравственного сознания
и самосознания. В современных
условиях, когда происходит утрата
обществом существовавших ранее норм
и принципов морали, а новые еще не выработаны,
размыты, особенно актуальным становится
формирование у подрастающего поколения
способности к нравственному выбору, базирующейся
на высоком уровне духовного развития
личности.
Итак, «духовно-нравственное воспитание
направлено на "возвышение сердца"
ребенка как центра духовной жизни
(И.-Г. Песталоцци). Оно, – по мнению Т.И.
Петраковой, –представляет собой процесс
организованного, целенаправленного как
внешнего, так и внутреннего (эмоционально-сердечного)
воздействия педагога на духовно-нравственную
сферу личности, являющуюся системообразующей
ее внутреннего мира». Мы бы скорректировали
это определение: не воздействие, а целенаправленное
создание условий для становления духовно-нравственной
сферы личности, поскольку прямое воздействие
не всегда имеет тот результат, к которому
стремится педагог. 6
Решение задач духовно-нравственного
воспитания современной системой образования
связано с разрешением целого
ряда проблем, среди которых наиболее
важными, на наш взгляд, являются следующие.
Проблема первая связана с подготовкой
учителя, способного стать духовным
наставником личности. Существует философский
принцип: подобное создается подобным
– нравственность воспитанника формируется
нравственностью воспитателя, духовность
– духовностью. В состоянии ли современный
учитель с его достаточно прагматичным
мировосприятием и мышлением, зачастую
столь же бездуховный, выполнить ту высокую
миссию, которая перед ним ставится? Очевидно,
не случайно государство обратилось к
церкви, поскольку в ней мы можем найти
подлинно духовных наставников юношества.
Но, как отмечает протоирей о. Виктор Дорофеев
в своей публикации в Интернете, реально
священники не могут участвовать в этом
процессе. Кто реально это может делать,
так это преподаватели общеобразовательных
школ. Необходима подготовка педагогов,
способных вести курсы «Православная
культура» и «Основы нравственности».
Однако возникает опасность сведения
данной подготовки к научению педагога,
в то время как необходимо его воспитание,
преобразование собственного духовного
мира.
Как отмечается в аннотации к
журналу «Духовно-нравственное воспитание»,
педагог должен осознанно стремиться
к собственному духовному росту
и оказывать помощь своим воспитанникам
в духовном взрослении; – глубже
понять себя, свое предназначение –
в семье, роде, профессии, Отечестве;
– найти путь к своему подлинному
«я»; – жить, следуя своей природе;
– различать пласты человеческой
жизни – физический, душевный, духовный,
помочь в этом своим ученикам; –
внутренне приобщиться к национальной
духовной традиции – религии, фольклору,
архитектуре, искусству, литературе, философии;
– осознать серьезность и неповторимость
каждого дня и всякого дела; – обрести
реальную радость бытия. Согласитесь,
что это сложная задача, и не все смогут
с ней справиться.
Введение в стандарт образовательной
области «духовно-нравственная культура»,
с одной стороны, важный шаг, с
другой – возникает возможность
формализма и очередного начетничества
в реализации этого прекрасного
замысла (так, лишь 10 % студентов считают,
что уроки литературы, призванные
быть, по выражению А. Твардовского,
«уроками нравственного прозрения
личности», были для них в школе
таковыми). Необходимо отчетливо понимать,
что решение задач духовно- нравственного
воспитания требует преобразования
педагогической реальности на всех ее
уровнях – не только процесса обучения,
но и системы воспитательной работы
школы, тех отношений, которые в
ней существуют, семейной обстановки
и т.д., то есть создания в школе
и вокруг нее культуросообразной
среды.
Проблема вторая касается содержания
духовно-нравственного воспитания.
Традиционно в качестве содержания
рассматривают систему ценностей,
присвоение которых обеспечивает духовно-нравственное
становление растущего человека. На наш
взгляд, содержанием духовно-нравственного
воспитания является тот духовный и нравственный
опыт, который приобретается ребенком
и «взращивается» педагогом в процессе
педагогического взаимодействия:
· опыт
переживания высоких духовных состояний;
·
опыт осознания своей внутренней
духовной реальности и понимания
самоценности духовного мира другого
человека;
·
опыт определения воспитанником
актуальных для него смысложизненных
и нравственных проблем;
· опыт
индивидуального и совместного смыслопорождения,
смыслообразования и смыслостроительства:
·
опыт разрешения нравственных проблем;
· опыт
содержательного, духовного общения;
·
опыт определения и реализации своих
ценностных приоритетов в искусстве,
в духовно-практической деятельности
(творчество, общение, помощь людям, социальное
служение, благотворительность, добровольчество,
волонтерство и т.д.)
Безусловно, приобретение данного
опыта невозможно без освоения и
соотнесения его с духовным опытом
человека и человечества, воплощенного
в образцах – нравственных и духовных
ценностях, нормах и традициях, жизнеописаниях
и биографиях их носителей.
Проблема третья связана со способами
(методами и формами) духовно-нравственного
воспитания, поскольку ценности человека
– это то, что труднее всего
поддается простой трансляции, передаче
от их носителей-воспитателей воспитанникам.
Логика постижения культуры отличается
от логики «наукоучения». 7
1.2. Роль семьи в духовно-нравственном воспитании личности
Семья есть
основа всякого общества и государства,
и значение семьи справедливо
сравнивают с ячейкой пчелиных сот
в улье: каждый улей с царицей, или
маткой, во главе подобен государству,
каждый отдельный пласт сот подобен
целям обществам селений и
городов, а каждая ячейка подобна
семье. Если ячейки здоровы, имеют достаточный
запас питания, то и весь улей, значит,
силен и благополучен; так и
в государстве: все зависит от
духовного и материального благосостояния
отдельных семей.
Отсюда
понятно, какое важное значение имеет
правильное воспитание, или постановка
всей семейной жизни в обществе.
Доброе
воспитание есть самое ценное, самое
великое сокровище, которое могут
и должны дать родители своим детям:
глупому, невоспитанному ребенку не
впрок и богатство.
Перед родителями
должны стоять две задачи: самим
стать носителями духовно-нравственной
культуры и образа жизни, который
они стремятся привить детям,
и создание и непрерывное поддерживание
в семье такой атмосферы, в
которой формировалось и закреплялось
изначальное стремление ребенка
к добру.
Необходимость
решения этих задач отмечена И.Н.Мошковой:
«Дело в том, что мы все хотим воспитать
в ребенке то, чего сами не имеем; мы требуем
от него соблюдения правил, которых сами
не выполняем; мы ожидаем от него спокойного
и уравновешенного поведения, в то время
как сами постоянно говорим на повышенных
тонах, проявляем нетерпеливость и агрессивность».
И в подтверждение этого звучат слова
А.С.Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете
ребенка только тогда, когда с ним разговариваете,
или поучаете его, или приказываете ему.
Вы воспитываете его в каждый момент вашей
жизни, даже когда вас нет дома. Как вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими
людьми и о других людях, как вы радуетесь
и печалитесь, как вы обращаетесь с друзьями
и врагами, как вы смеетесь, читаете газету
– все это имеет для ребенка большое значение».
Что же сейчас
мешает современной семье вести
духовно-нравственное воспитание своих
детей? Кто виноват в духовной
черствости общества? Почему личный успех,
погоня за удовольствиями и финансовым
благополучием в нашей стране
становятся очень важными и не
это ли начало всех бед?
Мы должны
задуматься о будущем нашей страны,
наших детях, вернуться к истокам,
обратиться к тому лучшему, что было
и есть в нашей культуре. И начать
нужно с укрепления семьи, семейных
традиций. Только семья сможет воспитать
человека ответственного, способного
противостоять ложным ценностям. Только
в любви и согласии, в домашнем
тепле и уюте сможет зародиться наше
будущее.
Воспитать
в человеке Человека – конечная
цель семьи. Идея воспитания во все
времена была связана с мыслью
о том, чтобы человек становился
лучше. Родители хотят видеть своих
детей воспитанными, культурными, добрыми,
мужественными, ответственными, справедливыми,
зрелыми. При этом совершают ужасную
ошибку: «наполняют» детей установками,
правилами, знаниями, заботятся только
о развитии ума, забывая о детской
душе. И совсем забывают о том, что
намного нужнее ребенку – учить
видеть и замечать жизнь вокруг себя.
В этом и заложен глубочайший
смысл и важнейшая проблема воспитания.
Родителям
не обязательно «влезать» в душу
ребенка, достаточно «впускать» его
в свою, позволять наблюдать её движения,
делиться своими переживаниями, иметь
переживания «общие», и тогда семейное
воспитание обретет правильное направление.
Именно в такой семье воспитываются нравственно
красивые, духовно богатые люди, умеющие
быть терпимыми, прощать и понимать близкого
человека, любящие родных, почитающие
стариков.
С детских
лет ребенок должен осознавать свою
принадлежность к семье, к конкретному
роду, вбирать в себя черты, ценности
и смыслы семьи, рода, унаследовать
богатый опыт, всё то лучшее и
интересное, что есть в каждой семье.
Надо учить это видеть! Семейные фотоальбомы,
душевные воспоминания о предках, истории
и легенды семьи, реликвии, передающиеся
из поколения в поколение, письма, знание
родословной, трудовые династии, семейные
традиции, родовой дом, сад, в котором растут
деревья нескольких поколений – это главные
составляющие семейного воспитания. А
еще ребенку необходимо ежедневно видеть
родительскую заботу о старшем поколении
семьи, наблюдать уважение и понимание
в семье, постоянно чувствовать тепло
и любовь родного человека. И если в семье
есть общие увлечения, чувство защищенности,
стремления делать друг другу добро, а
труд и еда делятся поровну - значит крепка
семья, значит не страшны ей любые беды.
Проблема
в том, что нашим детям недостает
духовного общения, они нуждаются
в мудром взрослом, они ждут его
взгляда, который примет, поймет и
простит. И чем раньше ребенок
увидит в родителях наставника, друга,
тем легче ему будет познать
мир с его светлыми и темными
сторонами.
Когда же
нужно родителям начать заботиться
о воспитании характера и наклонностей
своих детей? Ещё с того времени,
когда они находятся в утробе
матери, ибо доказано и наукой, и
усмотрено наблюдательными людьми,
что настроение и поведение матери
во время плодоношения влияет на склонности
ребенка, находящегося в утробе,
- особенно во второй период беременности.
Нужно всегда помнить, что если родители
находятся в тихой, мирной обстановке,
переживают во время беременности матери
хорошие впечатления, то это тихое
светлое настроение ложится в
основу характера будущего ребенка.
Так поступают благоразумные
родители с душой ребенка, подготавливая
её к тому времени, когда она начнет
уже сознанием воспринимать доброе
дело, доброе слово.
Ребенок
– губка, впитывающая все, что
ему скажут родители, все, что он
увидит, на них глядя, наблюдая за их
взрослой жизнью. Что передадут ему
родители, чему научат, к чему приучат,
то и получат в ответ в старости.
Дети
добрые – похвала, утешение и награда
родителей, а дети злые – их наказание,
позор и мучение.
Итак, родителям,
чтобы сохранить в ребенке
«душу живую», необходимо руководствоваться
универсальным дидактическим принципом:
в обучении – от знаний через
чувства к поступкам; в практической
деятельности – от действий через
понимание их смысла к сердечному,
трепетному отношению к окружающим,
семье и своей стране; в общении,
сфере чувств – от душевных движений
к глубокому осознанию непреходящих
ценностей: Веры, Надежды, Любви, Терпения
и Милосердия. 8
2. Духовно-нравственное
воспитание молодежи
2.1. Актуальность
духовно-нравственного воспитания
молодежи на современном этапе
В настоящее
время Россия переживает один из непростых
исторических периодов. И самая большая
опасность, подстерегающая наше общество
сегодня, - не в развале экономики,
не в смене политической системы,
а в разрушении личности. Ныне материальные
ценности доминируют над духовными,
поэтому у молодых людей искажены
представления? доброте, милосердии,
великодушии, справедливости, гражданственности
и патриотизме. Высокий уровень
преступности вызван общим ростом агрессивности
и жестокости в обществе. Молодежь
отличает эмоциональная, волевая и
духовная незрелость. Широкий размах
приобрела ориентация молодежи на атрибуты
массовой, в основном западной культуры
за счет снижения истинных духовных, культурных,
национальных ценностей, характерных
для российского менталитета. Продолжается
разрушение института семьи: формируются
внесупружеские, антиродительские и антисемейные
установки. Постепенно утрачиваются формы
коллективной деятельности.
«Хаос и
неразбериха современной жизни,
развал семей, общественных институтов,
дискредитированные по вине "человеческого
фактора" высокие идеи - все это
следствие утраты ответственности.
Переставая отвечать за содеянное, человек
не имеет возможности реально оценить
глубину нарушений и характер необходимых
исправлений. Разрушается его связь с
окружающим миром... само содержание жизни
в обществе... Нынешнее поколение растет
и с пеленок воспитывается в бесстержневой,
безрамочной атмосфере. Структурность
жизни, ее иерархичность, обычаи, границы
любого рода - внешние рамки, в которых
возможно произрастать росткам ответственности
в современном обществе, безжалостно ликвидированы».
У молодого
поколения в настоящее время
утрачен главный фактор развития
личности - воспитание духа.
Актуальность
проблемы духовно-нравственного воспитания
связана с тем, что в современном
мире человек живет и развивается,
окруженный множеством разнообразных
источников сильного воздействия на
него как позитивного, так и негативного
характера (это в первую очередь
средства массовой коммуникации и информации,
неорганизованные события окружающей
среды), которые ежедневно обрушиваются
на неокрепший интеллект и чувства
молодого человека, на его формирующуюся
сферу нравственности.
Духовность,
нравственность - базовая характеристика
личности, проявляющаяся в деятельности
и поведении.
Какова
же сущность основных понятий и факторы
развития духовно-нравственного воспитания.
В повседневной
жизни мы постоянно используем многие
сочетания со словами «душа», «дух»,
«духовность», которые отличаются неясностью
и случайностью в содержании, однако
в современном научно- педагогическом
знании эти понятия игнорируются
или относятся только к религиозным
воззрениям. Ключевым понятием для
поиска новых идей в духовно-нравственном
воспитании является понятие «духовность».
В педагогических
источниках под «духовностью» понимается
состояние человеческого самосознания,
которое находит свое выражение
в мыслях, словах и действиях. Она
определяет степень овладения людьми
различными видами духовной культуры:
философией, искусством, религией, комплексом
изучаемых в вузе предметов и т.д. 9
Под понятием
духовность традиционно обозначалась
совокупность проявлений духа в мире
и человеке. В социологии, культурологии,
а ещё чаще в публицистике «духовностью»
называют объединяющие начала общества,
выражаемые в виде моральных ценностей
и традиций, сконцентрированные, как
правило, в религиозных учениях
и практиках, а также в художественных
образах искусства. В рамках такого
подхода, проекция духовности в индивидуальное
сознание называется совестью. В этой
связи следует отдельно поговорить о религии
как значимой части духовной культуры.
Происхождение слова религияи его первоначальное
значение до сих пор вызывают споры. Одни
считают, что оно связано с понятиями «благочестие,
предмет поклонения», другие возводят
его к латинскому глаголу «связывать,
соединять» (мир людей и мир сверхъестественный).
Для каждой традиционной национальной
и всей общечеловеческой культуры именно
религия является стержневым, культурообразующим
фактором. Ее культурообразующая роль
заключается в определяющем влиянии на
содержание и формы всех сфер бытования
культуры: духовной и материальной.
К сожалению,
в системе мировосприятия большинства
современных людей представление
о религии отсутствует. Для современного
человека религия перестала быть
значимой частью внутреннего духовного
опыта, основой мировосприятия. В
сознании и жизни большинства
наших современников она вытеснена
в сферу внешних элементов
архаичной, в лучшем случае традиционной,
социальной культуры. Утрата стержневой
роли традиционной религии, изменение
понимания сути духовности в современной
культуре приводят к в
и т.д.................
Современное российское общество переживает духовно-нравственный кризис, следствием которого является то, что совокупность ценностных установок, присущих сознанию (в том числе детскому и молодежному), во многом деструктивна и разрушительна с точки зрения развития личности, семьи и государства. В обществе исчезли представления о высших ценностях и идеалах, оно стало ареной необузданного эгоизма и нравственного хаоса. Духовно-нравственный кризис порождает кризисные явления в политике, экономике, социальной сфере нашей страны.
Утрата стержневой роли традиционной религии, изменение понимания сути духовности в современной культуре приводят к возникновению кризисных явлений в духовно-нравственной сфере. Внерелигиозный контекст не дает возможности четкого различения понятий добра и зла, правды, достоинства, долга, чести, совести; искажает и подменяет традиционные представления о человеке и смысле жизни. В связи с этим в современной культуре изменяется традиционное понимание «нравственности» как благонравия, согласия с абсолютными законами правды, достоинством, долгом, честью, совестью человека.
Недостаток нравственного воспитания подрастающего поколения составляет одно из величайших зол нашего времени, с которым необходимо бороться, иначе человечество дойдет до окончательной гибели и нравственного разложения. Народная пословица говорит: «К чему в юности привык, то в старости сделал». Сама жизнь подчеркивает ее правильность: если человек еще во дни своей юности вступил на путь добродетели, то он твердо будет стоять на нем и в старости.
В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость: ее необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле развития нашего государства. Но сегодня воспитательные функции системы образования сведены к минимуму. Спасением в преодолении кризиса для России может стать восстановление и распространение традиционной духовно-нравственной культуры. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры.
Необходимо совместными усилиями решать проблему «духовно-нравственного воспитания», под которым понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств, нравственного облика, нравственной позиции, нравственного поведения.
В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность иного, более полного и объемного восприятия мира, своего места в нем. Православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека и общества обладают неоценимыми образовательными и воспитательными возможностями. Именно на их основе возможно преодоление современного кризиса культуры, науки, образования, кризиса внутреннего мира человека. Ведь согласно православному мировоззрению, целью человека в его личной жизни, смыслом семейного бытия, общественного служения и государственного существования в России являлось и является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает Православная Церковь.
В этой связи методологической основой духовно-нравственного воспитания детей и молодежи России необходимо становятся традиции православной культуры и педагогики. Реализация духовно-нравственного воспитания возможна в нескольких аспектах: культурно-историческом (на основе примеров отечественной истории и культуры), нравственно-этическом (в контексте нравственного православно-христианского учения о человеке, цели его жизни), этнокультурном (на основе национальных православных традиций русского народа).
В основе национальных ценностей, духовных и нравственных ориентиров лежит наша тысячелетняя культура. Именно воплощением христианских идеалов наших предков являются величественные храмы, иконопись, литература. Поэтому так важно привлечь подрастающее поколение к отечественной духовной традиции. Изучение православной культуры в государственной школе в форме отдельного предмета - это одна из наиболее полных форм освоения учащимися знаний о православной религиозной традиции и, следовательно, наиболее эффективное средство решения проблем духовно-нравственного воспитания. Духовно-нравственный потенциал православной культуры позволяет существенно повысить образовательные возможности социально-гуманитарного образования. Спецификой изучения курса «Основ Православной Культуры» является ориентация содержания данного предмета на учебно-воспитательные задачи, обеспечивающие не только накопление учащимися рациональных знаний о религии, но и приобщение их к имеющим общенациональное значение ценностям православной культуры, формирование и развитие социального опыта учащихся, российской мировоззренческой, культурной и гражданской идентичности. Православное мировоззрение, христианские ценности пронизывают всю российскую культуру, историю, поэтому без изучения «Основ Православной Культуры» невозможно быть культурным и полноценно образованным человеком. Таким образом, изучение курса «Основы Православной Культуры» ориентировано прежде всего на формирование активного нравственного и культурного сознания, активной нравственной позиции учеников.
Учитывая, что школа сама по себе не в состоянии решить вопросы, связанные с воспитанием, мы считаем чрезвычайно важным укрепление института семьи, потому что воспитательная работа должна начинаться в семье, а школа должна только проводить и завершать воспитательную работу. Современное состояние российской семьи является результатом нерешенных проблем подготовки молодежи к семейной жизни. Этому не уделялось достаточно внимания, и многие современные проблемы - распад семей, низкий уровень рождаемости, аборты, брошенные дети - это результат такого подхода. Если оставить всё, как есть - проблемы будут только углубляться. Ведь бóльшая часть того, что дети и молодежь слышат и видят в средствах массовой информации, не только не готовит к семье, но наоборот приобщает детей к греху. Православное учение о семье, о взаимоотношениях людей - вот средство для решения названных проблем. Болезни современного общества сейчас нужно не только лечить, но и заниматься своевременной и эффективной профилактической работой, влияя на семью, организуя досуг молодежи, объединяя подростков и детей для совершения добрых дел.
Не надо думать, что образование заключается в получении человеком какой-то определенной суммы знаний. Нет, образование - это раскрытие полноты образа Божия в человеке через совершеннейшее уподобление Богу. Православная культура - это не что-то, давно бывшее, но живущее и сейчас на земле, сохраненное в Церкви, это основа для подлинного образования. Осуществление образования на основе православной культуры принесет добрые плоды в лице наших подрастающих воспитанников, которые послужат на благо нашего родного края. В заключение я хотел бы обратить ваше внимание на слова Патриарха Алексия II: «Истинная свобода - свобода от греха, вражды, страданий - обретается на пути спасения и нравственного совершенствования, по которому ведет нас Господь Иисус Христос».
Божие благословение да пребывает на всех вас, подвизающихся на поприще образования и воспитания.
Отчет о результатах самообследования (25)
Отчет... ; - конференции: I Всероссийская научно-практическая конференция «Светская и духовная системы образования : взаимодействие и сотрудничество» . В работе конференции приняли участие более...
Духовно-нравственное воспитание и изучение основ мировых религиозных культур в российской школе
Документ... сотрудничеству и межкультурному взаимодействию . Интеграция обучающихся в национальную и мировую культуру – одна из важнейших задач системы образования ... сертификатов о светском и духовном образовании , религиоведческую специализацию в системе подготовки...
- Документ
... взаимодействуют с вполне светскими светской ... 10. Духовно системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...
Религиозная культура в светской школе сборник материалов москва
Документ... взаимодействуют с вполне светскими государствами в изучении соответствующих религий в светской ... 10. Духовно -нравственное воспитание в государственной системе образования . Документы. 1. Договор о сотрудничестве Министерства образования Российской...
Основы духовной культуры
ДокументX-XV веках в системе религиозного и светского образования . Сущность сводилась к... новой духовной системы образования , создающей нового, духовно целостного... сотрудничество в решении возникающих проблем. Супружество – это сложная система взаимодействия ...
#молодежь #нравственность #духовность
Статья посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания молодёжи. В статье дано теоретическое обоснование ключевых понятий проблемы, отражены различные подходы современных теоретиков и практиков к воспитанию личности. Статья адресована педагогическим работникам, исследующим и реализующим идеи духовно-нравственного воспитания студентов.
Ключевые слова: воспитание, духовно-нравственное воспитание молодёжи, нравственность, ответственность.
Основным направлением модернизации высшего образования является организация деятельности вуза как социокультурного института, главная функция которого способствовать удовлетворению интересов и потребностей студентов, развитию их способностей в духовном, нравственно-гуманистическом и профессиональном отношении .
Актуальность исследования проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяется следующими обстоятельствами. Во-первых, в обществе наблюдается деформация системы нравственных ценностей, забвение правил культурного поведения, цинизм . Возможная потеря российским обществом нравственных ценностей и ориентаций, моральных критериев поведения диктует необходимость осознания приоритета духовно-нравственного воспитания молодёжи. Во-вторых, основополагающими направлениями деятельности университетов в процессе обновления современной системы образования в России . Одним из требований ФГОС является обеспечение духовнонравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества.
В-третьих, негативным воздействием информационнокоммуникационных средств. Новые информационные возможности нередко вводят студентов в мир абстракций , препятствующий овладению ими реальным опытом нравственного поведения, проявлению заботы об окружающих людях, достижению гармонии личных и общественных интересов. Идеи реализации духовно-нравственного воспитания находятся в центре внимания многих современных теоретиков и практиков педагогической деятельности. Проблема духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи в истории педагогики и образования не нова. Начало её изучения положено в работах Сократа, Платона, Аристотеля, Леонардо да Винчи и других мыслителей прошлого. Философские основы нравственности и духовности, их сущность, закономерности и условия формирования рассматриваются в трудах К. А. Альбухановой-Славской, Ш. А. Амонашвили, А. С. Аскольдова, Н. М. Борытко, А. И. Введенского, Е. В. Губановой, О. Г. Дробницкого, А. И. Ильина, А. А. Козлова, Л. Д. Кудрявцева, К. К. Платонова, И. С. Соловцовой и др. Психолого-педагогические закономерности, условия и факторы духовно-нравственного развития личности были исследованы в работах исследователей: Ж. Пиаже, Л. Кольберга, Д. Реста, К. Гиллиган, Д. Кребса и др. . Социальная значимость проблемы духовно-нравственного воспитания молодёжи определяет актуальность исследуемой темы. В литературе по данной проблеме наблюдается неоднозначная трактовка понятий «духовность», «нравственность», «мораль», «духовнонравственное воспитание». Как одно из следствий неоднозначности понимания феноменов нравственности и духовности - разные взгляды на технологическую составляющую духовно-нравственного воспитания, на пути, методы и средства его реализации.
Проанализируем различные определения ключевых понятий проблемы. Грамотное, социально ответственное поведение является первостепенной задачей воспитания молодёжи . Социально ответственное поведение тесно связано с понятием нравственности. Нравственность в философском понимании - характеристика поведения и деятельности субъекта (человека, социальной группы) в отношении соответствия нормам, не имеющим правового закрепления.
В этом же соотношении определяется мораль; иногда это понятие разделяется по субъекту: общественная мораль, нравственность индивида. К. К. Платонов видит различие межу нравственными и моральными явлениями в том, что первые - это явления реального мира, а вторые представляют собой психические явления. Личности присущи моральные свойства; она переживает свои и чужие поступки как моральные или аморальные. Но для других людей объективно эти же поступки являются нравственными или безнравственными актами объективного поведения. Нравственность учёными понимается многообразно: как личностное образование, как регулятор поведения субъекта, как совокупность его требований к самому себе, как целостная система ценностей, идеалов и воззрений на должную социальную жизнь. Понятие нравственности тесно связано с понятием «ответственности», «нравственно-экономической ответственности».
Нравственноэкономическая ответственность - это интегративное качество личности, отражающее способность человека понимать соответствие результатов своих действий в процессе экономической деятельности принятым в обществе нравственным нормам, сознательно и самостоятельно принимать обязательства перед обществом и самим собой за результаты экономической деятельности . Как синонимичные понятия «нравственность», «духовность», «моральность» используются в исследовании Н. М. Борытко и И. С. Соловцовой. К развитию теоретических представлений о сущности и содержании духовно-нравственного воспитания выделяют два подхода: нормативный и идеальный. Нормативный подход означает приобщение человека к заданным нормам и ценностям общества, рассматриваемым как обязательными для исполнения. Правила и нормы жизни рассматриваются как причинно-следственные детерминанты поведения, функциональноролевые механизмы взаимодействия. Идеальный подход ориентирован на существующий в обществе идеал (Бог, царь, известная личность в истории или собирательный образ). Идеал предполагает актуализацию культурных, ценностно-смысловых детерминант самоопределения и самореализации личности.
В движении к идеалу реализуются межличностные механизмы взаимодействия, коммуникативные, эмоциональные, смысловые аспекты. Рассмотрим аксиологический и культурологический подходы к духовно-нравственному воспитанию. Аксиологический подход при организации работы по духовно-нравственному воспитанию предполагает реализацию принципа ценностно-смыслового содержания познавательной деятельности. Культурологический подход в духовно-нравственном воспитании предполагает: ознакомление студентов с предметами материальной и духовной культуры; осмысление и переживание нравственной ценности, носителем которых являются объекты окружающей жизни; формирование желания сохранить и приумножить духовно-нравственный ресурс культурных ценностей своей семьи, университета, родного края, общества; формирование стремления следовать нравственным правилам и идеалу в повседневной жизни. Указанный подход предполагает реализацию принципа культуросообразности.
Таким образом, подводя итог, можно сделать вывод о том, что проблема духовно-нравственного воспитания молодёжи актуальна на сегодняшний день. Духовно-нравственное воспитание молодёжи должно быть одним из основополагающих направлений деятельности образовательных организаций. Только в этом случае возможно становление гражданской идентичности молодёжи как основы развития гражданского общества.
Литература:
1. Гордеева Д.С., Демцура С.С., Федорова К.А. Функциональные области финансовой логистики // Фундаментальные проблемы науки: сборник статей Международной научно-практической конференции: в 2-х частях. - Уфа: Общество с ограниченной ответственностью «Аэтерна», 2016. - С. 94-96.
2. Демцура С.С. Экономика знания как стратегическая цель модернизации российской экономики // Наука ЮУрГУ: сборник трудов 67-ой научной конференции. - Челябинск: Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), 2015. - С. 612-620.
3. Дмитриева Е.Ю., Демцура С.С. Сущность и роль человеческого капитала в экономике знаний // Генезис, формирование, развитие и прогнозирование экономических систем в России и за рубежом: сборник научных трудов по материалам I Международной научнопрактической конференции. - Екатеринбург: НОО «Профессиональная наука», 2017. - С. 135-152.
4. Дмитриева Е.Ю., Полуянова Л.А., Демцура С.С. Проблема духовно-нравственного воспитания в современных условиях // Современные концепции развития науки: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. - С. 87-89.
5. Косенко С.С. Формирование нравственно-экономической ответственности старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук. - Челябинск: ЧГПУ, 2006. - 22 с.
6. Саламатов А.А., Косенко С.С. К проблеме содержания школьного экономического образования // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2005. - № 3. - С. 195-200.
7. Веденеева Г.И. Духовно-нравственное воспитание учащихся в процессе познания родного края: монография. - Саратов: Издательство «Вузовское образование», 2015. - 392 с.
А. А. Сугутина Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет Челябинск, Россия
Нравственное воспитание подростков происходит в школе и в семье. Кроме этого, нравственные ценности очень часто подросткам прививает телевизор и улица. Но, к сожалению, не всегда то, чему подростка научили на улице, правильно и полезно для него. Каким должно быть нравственное воспитание подрастающего поколения?
В наше время кинофильмы и телевизионные передачи очень сильно влияют на нравственные ценности подростков. Большинство подростков воспринимают модели поведения, пропагандируемые в фильмах, за истинные и стараются придерживаться их и в своей жизни.
Очень часто в фильмах даже положительные герои ведут асоциальный образ жизни, убивают друг друга, «шагают по головам» ради достижения собственных целей и заботятся только о своем материальном благополучии. По этой причине у некоторых подростков формируется мнение: чтобы хорошо жить, необходимо именно так и поступать.
Кроме телевидения, на подростков очень сильно влияют компьютерные игры, за которыми они проводят много времени. Подросткам доступны ресурсы в интернете, благодаря которым можно найти компьютерные игры на любой вкус. И в большинстве случаев эти игры несут в себе далеко не положительное влияние.
Вот почему родители должны усердно заниматься нравственным воспитанием подростков. Им необходимо помочь подросткам выработать собственные ценности. Еще в юном возрасте родители должны вложить в ребенка понятие о любви, дружбе, помощи, взаимовыручке и благодарности, а также помочь подросткам понять разницу между «правильным» и «неправильным», «хорошим» и «плохим».
Многие подростки, как правило, по-своему проверяют и оценивают запреты и советы родителей, особенно, если родители что-то запрещают или советуют, а сами поступают противоположным образом. Поэтому в первую очередь нравственное воспитание подростков – это пример родителей. Именно родители собственным примером должны показывать ребенку, что в тех или иных ситуациях является правильным.
Благодаря правильному нравственному воспитанию подростки будут делать намного меньше ошибок в жизни, за которые им придется дорого платить. Отсутствие нравственного воспитания приводит детей к неэтичным и аморальным поступкам, иногда даже к преступлениям.
Нравственное воспитание в педагогике
Нравственное воспитание в педагогике является одним из ведущих понятий. Под этим понятием подразумевают процесс формирования у подростков ценностных отношений, нравственных чувств, высокого сознания и поведения в соответствии с принципами гуманистической морали и идеалами. Задачи нравственного воспитания подростков:
- Формирование нравственного сознания системы нравственных понятий, представлений, суждений, эмоционально-интеллектуальных связей, ценностных отношений и переживаний;
- Формирование позиции личности и нравственных чувств;
- Формирование нравственного поведения и способности его оценивать, а также формирование нравственных норм и принципов в мотивы поведения личности, превращение их в личностные качества.
Из всех направлений воспитания в педагогике нравственное, по большей мере, осуществляется стихийно. Более целенаправленно оно осуществляется только в процессах самовоспитания, самосовершенствования, через собственные мысли и поступки подростка. Каковы мысли и поступки подростка, таковы будут и его нравственные качества. К примеру, проявляя мужество в момент опасности, подросток формирует в себе качество мужественности. Таким образом, нравственные поступки являются основой нравственного самовоспитания подростка.
Видео с YouTube по теме статьи: