Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Особенности различных способов художественной обработки металла. Ювелирные техники работы с металлом Художественная обработка металлов ювелирное дело

Ювелирные украшения пользуются популярностью благодаря их изяществу и красоте. Уникальность украшений из драгоценных металлов порой удивляет потребителя, что способствует популяризации таких изделий.

В производстве используются не только драгоценные металлы, а точнее их сплавы, но и камни, эмаль и ряд других материалов. Всего эксперты выделяют восемь драгоценных металлов:

  • золото;
  • серебро;
  • палладий;
  • платина;
  • родий;
  • осмий;
  • иридий;
  • рутений.

Стоит отметить, что ювелирные изделия из родия не изготавливаются, а данный металл используется исключительно для покрытия.

Важным аспектом является разграничение двух похожих понятий . В переводе на русский они тождественны, однако сущность и значение их - различны. Carat - это единица веса, равная 0,2 грамма; в ней измеряется вес драгоценных камней. Karat же представляет собой меру веса, в которой измеряется количество драгоценного металла в сплаве, то есть своеобразная видоизменённая проба.

Проба - важнейший компонент, характеризующий ювелирное украшения. Как правило, золотые украшения изготавливаются из золота 585 пробы. Это означает, что на один килограмм сплава, используемого при производстве таких ювелирных украшений, приходится 585 грамм чистого золота.

Обработка драгоценных металлов

Довольно длительный и кропотливый процесс, в связи с чем цены на ювелирные украшения, как правило, высоки. Способов обработки драгоценных металлов множество, мы же обратим ваше внимание всего на десять из них, которые наиболее популярны сегодня:

  1. Литьё. Данный способ производства ювелирных изделий заключается в осуществлении нагрева металла и приведения его в жидкое состояние, после чего металл разливается в сформированные литейные формы. После разлива по формам оставляют время на то, чтобы металл остыл и затвердел. Таким образом получают уникальное изделие, полностью повторяющее очертания заливочной формы.
  2. Ковка. При использовании данного способа металл обрабатывается вручную. Ковка редко используется при производстве ювелирных изделий, её основной сферой применения является изготовление решёток, ворот, различных оград.
  3. Канфарение. Данный приём обработки характеризуется нанесением штрихов, точек, насечек и других элементов на поверхность металла. Он позволяет создать определённую фактуру, орнамент на поверхности изделия.
  4. Травление. Этот способ позволяет получить углублённый рисунок, проще говоря рельеф; или же рисунок, который выступает над фоном (барельеф).
  5. Филигрань. Исключительно ювелирная техника, которая позволяет получить ажурный или напаянный на фон металла узор из золотой или серебряной поволоки. Его элементами могут быть различные плетения, дорожки и прочее.
  6. Инкрустация. Ещё один из уникальных исключительно ювелирных способов украшения металлических изделий. Он заключается в создании общего узора из маленьких элементов. Техника невероятно сложная, трудоёмкая и времязатратная.
  7. Золочение. Уникальный способ обработки, используемый в ювелирном и антикварном производстве. Сущность его заключается в покрытии изделий тонким слоем золота, что позволяет его преобразить, придать ему ухоженный вид, а также защитить от последствий коррозии.
  8. Чернение. Используется для украшения изделий рисунками, узорами, шрифтами различной формы. Активно используется в производстве ювелирных изделий из серебра.
  9. Чеканка. Вид холодной обработки металла, позволяющий создавать уникальные тонкие миниатюры для ювелирных украшений.
  10. Гравировка. При использовании данного способа на поверхность металла наносится рисунок, который может быть либо выпуклым, либо углублённым. Гравировка бывает ручная, механическая и лазерная.

Выбор украшений

Давать какие-то определённые советы по этому поводу сложно, поскольку при выборе ювелирных изделий из драгоценных металлов человек, в первую очередь, должен руководствоваться своими вкусами, предпочтениями и убеждениями. Однако существуют определённые моменты, на которые рядовой потребитель может не обратить внимание при выборе ювелирных изделий:

  1. Качество.
  2. Проба.
  3. Ценность.
  4. Соотношение и качества.

Несомненно, каждый из потребителей не может выступать в роли эксперта по ювелирным изделиям, но при выборе отдельных объектов, непосредственно, у прилавка вы можете убедиться в оригинальности изделия, соответствии металла заявленным характеристикам и прочее. Главное, что нужно сделать:

  1. Проверить наличие пробы и убедиться в том, что её числовое значение соответствует установленному образцу.
  2. Посмотреть на изделие на свету (желательно при естественном освещении), чтобы увидеть оригинальный отблеск металла.
  3. Аккуратно провести ногтём по изделию, чтобы убедиться в отсутствии напыления (таким образом часто выдают за золото).

Видео о ювелирных изделиях премиум-класса

Выводы

Украшения из драгоценных металлов - очень популярная группа товаров, реализуемых на современном рынке. Прогресс данной отрасли способствует появлению на рынке новых уникальных экземпляров.

Важно помнить, что основным правилом ювелирного рынка является наличие соответствия между ценой и качеством. Действительно оригинальные, выполненные из драгоценных металлов ювелирные изделия не могут стоить дешево.

Приобретая недорогие ювелирные изделия не надейтесь на то, что они буду качественными и прослужат вам долгое время.

2014-12-03

Ювелирное дело - один из древнейших видов искусства обработки благородных металлов, драгоценных камней и других материалов, получившее широкое распространение среди видов декоративно-прикладных направлений. Сохранившиеся до наших дней ювелирные изделия дают представление о традициях, вкусах и мастерстве ювелиров прошлого.

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы в сочетании с различными драгоценными камнями. Их ценили не только за легкоплавкость, но прежде всего за невероятную цветовую красоту. Золото своим цветом напоминает солнце, а это светило в древних культурах было связано с верховным божеством. Не случайно художественные изделия, выполненные из золота или серебра, это, как правило, священные культовые предметы: амулеты, обереги и другие. Навыки обработки драгоценных металлов уже в ранний период железного века, т. е. 5000 лет назад, послужили зарождению ювелирного искусства. На Древнем Востоке, в Передней Азии и в Египте ювелирное дело достигло полного расцвета, когда наряду с многочисленными украшениями по заказу представителей знати были созданы украшения, являвшиеся произведениями ювелирного искусства, поскольку в древности украшения из драгоценных металлов являлись мерилом богатства и власти господствующих классов, показателем положения на социальной лестнице и места в обществе.

Золотые изделия древних греков предстают уже более сложными конструктивно, более яркими в декоре и затейливыми по форме. Это говорит о том, что греки рано научились технике обработки металла.. Для классического древнегреческого ювелирного искусства (V--IV вв. до н. э.) важнейшим средством художественных эффектов являлся матовый блеск золота. Уже к этому периоду они могли из металла создавать гибкие, легкие, гармонирующие со свободно падающими складками одежды ювелирные украшения. В изменении стиля ювелирного искусства античного периода сыграли свою роль походы Александра Македонского, в ходе которых греки близко познакомились с искусством стран Востока, оказав заметное влияние на искусство скифов и сарматов, которые в свою очередь, согласно религиозным представлениям этого народа несли в себе охранительное начало, а основным их изобразительным мотивом была тема животных. Развился характерный для них «звериный» стиль, выраженный в преобладании животных мотивов.

Несомненного развития обработки драгоценных металлов достигло в эпоху Возрождения. Изделия стали приобретать объемную, многогранную форму; завершенную композицию, отделка изделий приобрела детально проработанный смысл. Мастерами-ювелирами эпохи Возрождения были созданы великолепные изделия: серебряные сосуды с рельефными многофигурными сценами, подвески с эмалью на рельефе, резные камни.

В связи с тем, что человек научился многим видам художественной обработки металла, дальнейшее развитие переходит на внедрение новых технологий, которые стали ускорять процесс обработки.

Таким образом, древние умельцы из поколения в поколение, с каждой эпохой, бережно передавали свои знания, умения и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до современных дней искусство декоративной и художественной обработки металлов и других материалов.

Действительно, где единственная среди множества профессий та, которой стоит посвятить всю свою жизнь и которая соответствует твоим личным особенностям и наклонностям? Сможешь ли ты занять необходимое место в жизни, чтобы не испытывать потом горького разочарования. Наверное, нет людей, которых не волновали бы эти вопросы. Трудные для человека любого возраста, для вас, молодые читатели, они представляют особую сложность. И несмотря на это, ре­шать их надо в вашем возрасте, так как избранная в юности цель стано­вится смыслом всей жизни. Конечно, очень сложен выбор профессии. Сказочному витязю на распутье нужно выбрать одну из трех дорог, вам же одну из сорока тысяч, как утверждают статистики.

Можно, например, стать ученым-физиком, химиком-исследователем, летчиком-испытателем, но можно стать и рабочим. Кем бы человек ни захотел стать, для него самым важным должно быть правильное отноше­ние к делу; оно должно быть активным, целеустремленным. В любой профессии всегда найдется, над чем подумать, что поискать и попробо­вать. Главное - найти любимое дело!

Есть, конечно, среди нас такие, кто давно продумал вопрос о своем будущем, такие, кто имеет твердую цель в жизни и идет к этой цели. Эта книга поможет тому, кто не сделал еще выбора, кто не определил своего призвания.

Возьмите любую вещь домашнего обихода, большую или малую, будь она из дерева, глины или металла, вы непременно заметите, что ее коснулась рука художника; он проявил заботу, чтобы предмет был не только удобным, но и привлекательным по форме, окраске и характеру поверхности. Цель нашей книги - рассказать читателям, в первую очередь молодежи, о народном искусстве, художественных промыслах, о людях, связавших свою жизнь с любимым для них делом. Александр Степанович Грин говорил, что эти люди - романтики, постигшие простую истину, чтобы делать так называемые чудеса своими руками.

Мне довелось побывать на одном из предприятий народных про­мыслов, где издавна занимаются гончарным делом. В мастерской стоял гончарный круг - самый древний станок на земле. Повсюду - на полу, полках - готовые нарядные изделия: керамические вазы, кувшины, куманцы, бочата. Мастер берет комок смоченной водой глины и начинает вращать круг. Точные движения его ловких рук на моих глазах творили истинные чудеса. С кажущейся легкостью из куска бесформенной массы стали появляться пластические очертания будущего сосуда. Кусок глины стал обретать новое состояние, получая задуманную мастером форму. Всего три минуты понадобилось, чтобы изготовить кувшин. Но чудеса продолжались! На подсохшую глину кисточкой мастер стал наносить яркие невиданные цветы и необыкновенных, фантастических птиц с огромными глазами. После пребывания в гончарной печи краски на расписанном кувшине заполыхали то напряженно яркими, то нежными оттенками.

Не это ли чудеса, о которых говорил А. С. Грин, чудеса, сделанные своими руками. Каким тончайшим вкусом и безупречным мастерством надо обладать, чтобы на простейшем станке из простого материала осуществить это необыкновенное превращение.

Народное искусство в своем развитии было тесно связано с вещами быта, которые сопровождали человека в течение всей его жизни. Из простых материалов, несложными инструментами, ручным способом мастер делал сам каждый предмет от начала до конца. Создавали вещи похожие друг на друга, но всегда отмеченные неповторимым своеобра­зием. Народный мастер умел приноровиться к особенностям материала и подчинить его своим задачам.

Любой мотив орнамента на предмете, будь то геометрический или растительный, располагается не случайно, а в строгом соответствии с тем, как построен сам предмет. Произведения народного искусства замечательны прежде всего своей целесообразностью. Они дают нагляд­ное представление о том, что люди, которые их создавали и ими поль­зовались, ощущали во всем меру прекрасного. Забота о целесообраз­ности форм бытового предмета не исключала необходимости в их укра­шении, что и придает красочность и нарядность всему народному искус­ству, начиная от избы и кончая небольшими предметами домашнего обихода.

Народное искусство сложилось в результате работы многих поколе­ний; опыт обработки материала, переходивший от учителя к ученику, приводил к совершенству. Мастерством овладевали целые семьи, дерев­ни, селения. Так зарождались народные художественные промыслы. Здесь мастерство каждого отдельного исполнителя является частицей творческого труда целого коллектива. Но в народе всегда отмечали особо искусных и мастеровитых, их высокохудожественные образцы служили как бы эталоном, которому следовали остальные. О них ходили легенды из поколения в поколение.

В зависимости от местных условий и наличия материала каждый народный художественный промысел имел и поныне имеет свои люби­мые темы, орнаменты, цветовой колорит, особенности формы изделий, свою специфику производства.

Сложен и разнообразен окружающий нас мир предметов, ежедневно, ежечасно появляются все новые и новые формы, используются новые материалы, сменяются моды. И как на этом фоне замечательны своей самобытной красотой предметы народного искусства! Они ценны тем, что сделаны вручную, никогда точно не повторяют одна другую. Своей фор­мой, своеобразием узора, яркими, сочными красками они акцентируют и дополняют обстановку наших квартир, внося в них особый, неповто­римый колорит.

Все шире используется богатейшее наследие народного творчества; стало обычным явлением, когда на предприятиях художественных про­мыслов художник-профессионал работает в содружестве с мастером, а архитекторы все чаще привлекают народных мастеров к оформлению создаваемых ими сооружений. Расширился и спрос на изделия народ­ных промыслов, он уже давно не ограничивается пределами наших рес­публик. Потребность в них огромна не только в нашей стране, но и за ру­бежом.

Обогатились функции изделий, изготовляемых в художественных промыслах, утилитарные в традиционном быту эти предметы становятся сувенирами и декоративными предметами. Произведения художествен­ных промыслов легко вписываются в обстановку современного интерь­ера, так как народное творчество сегодняшнего дня, как и профес­сиональное, отражает сегодняшние вкусы и эстетические потребности. Познакомившись с особенностями народного творчества и образованием художественных промыслов, коснемся истории создания и развития на­родных промыслов, связанных с обработкой металла. Знание историчес­кого прошлого поможет Вам лучше понять истоки этой области искус­ства, объяснить, как появились в нем определенные традиции, художест­венные приемы, сюжеты и темы.

01. Изображение оленя. Золото. Причерноморье. VI век до н. э.

Художественной обработке металла принадлежит исключительное место в истории декоративного искусства. Народные умельцы, используя различные металлы, эмали, самоцветы, применяя многие способы об­работки, сумели создать совершенные по красоте произведения. Металл обладает удивительными свойствами. Его можно плавить, лить, штамповать, волочить, скручивать, гравировать, чернить, делать на нем эмале­вые покрытия и придавать различные оттенки. Поэтому металл издавна привлекал человека своими возможностями. Национальные особенности художественного творчества в области обработки металлов появились еще задолго до образования русского государства. Для изучения рус­ского искусства большое значение имеет творчество тех народов, которые жили рядом с нашими предками, с которыми существовал обмен мате­риальными и духовными ценностями.

В первом тысячелетии до нашей эры обширные территории от пред­горий Алтая и до берегов Черного моря населял народ, который древние греки называли скифами. При раскопках греческих колоний и скифских курганов найдены художественные ценности и одно из самых драгоцен­ных сокровищ - «Скифское золото». Среди них найдены замечательные произведения ювелирного искусства: золотые серьги (подвески), золотой гребень, чеканные сосуды, богато украшенные золотые ножны мечей, роскошные украшения скифских царей и знатных людей того времени и другие драгоценные вещи.

Высокохудожественные произведения, созданные в античный период, говорят о необычайном подъеме декоративного искусства, о высоком уровне художественного мастерства и о разнообразии применявшихся способов обработки и украшения драгоценных металлов.

Племена, населявшие наши земли, - сарматы и затем анты и сла­вяне - до сложения у них государства в своем искусстве многое заим­ствовали у скифов, но создали яркое самобытное искусство. Многочис­ленные раскопки на территории СССР, в курганах Куль-Оба, близ Киро­вограда, в Келермесе на Кубани, в селе Мартыновка к югу от Киева, в Старой Ладоге и других местах, где были найдены образцы произве­дений декоративного искусства из металла, раскрывают нам предысто­рию древнерусского искусства.

В X - XII веках художественная обработ­ка металла получила всестороннее и повсе­местное развитие не только в городах, но и в селах. Повсюду кузнецы были первыми юве­лирами, ковавшими и отливавшими различ­ные предметы украшения. В кузнечном про­изводстве применяли холодную и горячую ковку, литье. Оружие украшали инкрустацией из серебра и золота. Из меди делали украше­ния, подвески к ожерельям и одежде. Из лис­тового металла для многих изделий применя­ли тиснение и чеканку.

02.Турий рог. Серебро. Чеканка, чернь. Деталь орнамента. X век

Особенно велики были успехи киевских мастеров-эмальеров. Эмаль применяли в украшении самых разнообразных предметов из золота, се­ребра, бронзы и меди, чаще всего эмаль использовали в сочетании со сканью, чеканкой и гравировкой. Однако эмаль иногда являлась вполне самостоятельным видом украшения.

03. Предметы Старорязанского клада. XII - XIII века

Русская эмаль этого времени известна в двух ее видах - выемчатая и перегородчатая, одноцветная и многоцветная. Наиболее сложной по исполнению является перегородчатая Многоцветная эмаль. Тонкие золо­тые перегородочки по задуманному рисунку припаивали к золотой пла­стинке, а промежутки заполняли цветной эмалью.

Красочная эмаль, заполнявшая отдельные участки поверхности таких металлических изделий, как серьги, подвески, диадемы, ожерелья, пряж­ки, значительно оживляла последние и придавала орнаменту большую выразительность. Великолепно выполненные роскошные диадемы найде­ны в Киеве и Рязани; они восхищают своей прекрасной техникой исполнения и чистотой тонов эмали и по праву считаются вершиной юве­лирного искусства.


04. Жиковница (дмерная петля) железная

05. Бердыш. Изделие московских ремесленников. XVI - XVII века


Не меньшее мастерство и тонкость художественного вкуса проявили киевские мастера черни. Чернью долгое время заполняли фон изображе­ний, на котором четко выделялись светлые контурные рисунки, выпол­ненные резцом. Несколько позже появляются черневые изображения на светлом золотом или серебряном фоне. Технику черни применяли при украшении различных ювелирных вещей. Чернь использовали и в сочета­нии с другими видами художественной отделки. Так, в Чернигове в курга­не «Черная могила» были найдены два турьих рога, оправленных в се­ребро. Местные мастера наравне с чернью применяли чеканку контурным приемом по тонкому листовому серебру и золоченый фон, обработанный мелкими рельефными шариками.

В Киевской Руси были распространены металлические изделия с украшениями из филиграни (скани) и зерни. Декоративные ажурные детали изготовляли из золотой, серебряной или медной проволоки, мель­чайших зерен, колец и посредством пайки соединяли между собой и основой изделия. Высокое мастерство и знание технологии позволяли мастерам тонкие и сложные узоры деталей и отдельные части предметов соединять почти невидимым припоем. Искусство Киевской Руси знаменует блистательный расцвет русского худо­жественного творчества.

Татарское иго принесло страшное и дли­тельное разорение основным культурным центрам страны. Однако художественная дея­тельность многих городов не была полностью нарушена. В таких городах, как Новгород, Псков, Смоленск, Галич сохранились памят­ники культуры прошлых веков и продолжали развиваться замечательные традиции древне­русского ювелирного искусства.

В XIV - XV веках началось возрождение многих видов художественной обработки ме­талла. Одним из первых возродилось искус­ство скани; оно не требовало сложного обору­дования и поэтому получило широкое рас­пространение во многих городах России. На­ряду с чисто сканными изделиями встречают­ся предметы, где сканный узор местами рас­цвечен мастикой, окрашенной в разные цвета. Особое развитие декоративное творчество получает в Москве: здесь организуются ху­дожественные мастерские, в которых помимо ювелирных украшений со сканным орнамен­том изготовляют парадное оружие, посуду, кубки, церковную утварь. Для производства изделий из драгоценных металлов привле­кают лучших русских мастеров и приглашают художников и ремесленников из других стран. Наиболее выдающимися русскими ма­стерами середины XV века были два замеча­тельных сканщика - Иван Фомин и инок Амвросий.

06. Царь-пушка, Мастер Андрей Чохов. XVI век

В XVI веке ювелирное дело вновь стало занимать одно из ведущих мест. Новый подъем в развитии художественного творчества и мастер­ства не был случайным; XV - XVI века - это пора дальнейшего объеди­нения и укрепления русских земель. По мере роста могущества русского государства и расширения международных связей росла потребность в произведениях прикладного искусства.

Для создания высокохудожественных образцов нужны были мастера ювелирного дела. Учрежденная в начале XVI века при Московском Крем­ле Оружейная палата в середине столетия значительно расширяется. Кроме оружейной, открывают самостоятельные мастерские - палаты, в том числе Кузнечную, Золотую и Серебряную, где работало много ис­кусных мастеров.

Москва становится крупнейшим центром художественной обработки драгоценных металлеа В мастерских Московского Кремля мастерами зо­лотого и серебряного дела созданы разнообразные изделия, предназна­ченные как для царского и патриаршего дворов, так и на продажу.

В это время широкое распространение получают чеканка и тиснение. Чеканные работы отличаются сдержанной простотой форм и выразитель­ной обработкой каждой детали. Растительные узоры - вьющиеся стеб­ли, травки, изящные по форме листочки и цветы образуют спокойный и плавный ритмический строй, придавая всей орнаментальной композиции уравновешенность и декоративную цельность.

В чеканке и тиснении кроме богатого растительного орнамента встре­чаются изображения человеческих фигур, целые сцены, многофигурные композиции. Особенностью этих изображений является мягкость и обоб­щенность форм, отсутствие мелкой деталировки.

Особой тонкостью отличаются изделия с чернью глубокого цвета. На золотых предметах (чашах, блюдах, кубках, стаканах), украшенных чер-невыми рисунками, очень красиво сочетается тонкий черный графичес­кий узор с золотой поверхностью фона; они являются замечательными образцами графики XVI века. Русские мастера-эмальеры осваивают но­вые способы наводки эмали по скани и по чеканному рельефу и успешно применяют при украшении изделий.

XVI век - время расцвета московского золотого и серебряного дела. Не утрачивая прекрасных древних традиций художественного мастер­ства, московские мастера-ювелиры достигают высокого совершенства в технических приемах обработки и украшениях драгоценных изделий.

В XVII веке, помимо Москвы, такие города как Ярославль, Кострома, Нижний Новгород, Великий Устюг, Сольвычегодск становятся значи­тельными центрами художественной культуры. Каждый из этих местных центров имел свои особенности и традиции.

В конце XVI и начале XVII веков постепенно меняется характер укра­шений, они приобретают большую пышность и усложненность. Стремле­ние к пышности проявляется в большом количестве жемчуга и драгоцен­ных камней, изделий из золота и серебра. Эмали приобретают более яр­кий цвет и контрастность. Все это соответствует декоративному убран­ству дворцовых помещений, где яркость, многоцветье, жизнерадостность стали занимать главное место.

Значительное развитие получают гравирование и чернь. В собрании Государственного Исторического музея хранятся работы русских масте­ров-серебряников со сложными сюжетными рисунками, выполненными в технике гравюры. Появились новые декоративные приемы в характере черневых рисунков. Вместо тонких и чистых графических линий, услов­ных плоскостных фигур на золотом фоне предметов появляются крупные резные цветы, плоды, травы, птицы, животные. Они подчеркнуты грави­рованной линией и обработаны мельчайшими бархатистыми штрихами. Наряду с техникой наводки эмали по чеканному и гравированному метал­лу в Москве в это время создают изделия со сканной цветной эмалью.

07. Патиры. Псков. XVII век

08. Ковш царя Михаила Федоровича. XVII век

Помимо Москвы знамениты также эмалевые изделия мастеров, ра­ботавших в Сольвычегодске. Здесь еще в XVI веке было организовано производство изделий с расписными эмалями, в том числе серебряной посуды, основным украшением которой являлась декоративная роспись по эмали. В XVII веке в Сольвычегодске изготовляли простой формы чаши, стопы, блюда и украшали их по светлому фону мотивами растительного орнамента желто-оранжевых, красных, зеленых и синих цветов. На изделиях сольвычегодских мастеров также можно встретить портре­ты и сюжетные изображения, заимствованные из рисунков книг и гра­вюр того времени.

Развитие нового художественного направления в творчестве русских эмальеров завершилось появлением на рубеже XVII и XVIII столетий ми­ниатюры на эмали, которая вскоре стала наиболее популярной разновид­ностью этого искусства.

В конце XVII и начале XVIII веков наблюдается бурное развитие ме­таллургической и металлообрабатывающей промышленности. Мастера художественной обработки металла группируются при крупных заводах на Урале - в Нижнем Тагиле, Кушве, Касли, Кусе и при других чугуно­литейных заводах, где занимаются выпуском художественного литья. В это время складываются основные традиционные промыслы художест­венной обработки металла на территории России. В этот период основаны действующие сейчас фабрики «Северная чернь», Красносельская ювелир­ная фабрика, филиал Бронницкой ювелирно-художественной фабрики в подмосковном селе Синькове. Нельзя не назвать и такие предприятия, как художественная фабрика «Ювелир», приволжская фабрика ювелир­ных изделий «Красная Пресня», Казаковский завод художественных из­делий, «Ростовская финифть», где творческие коллективы мастеров и стилистические традиции сложились после Великой Октябрьской социа­листической революции.

09. Нагрудный знак пушкарей. XVII век

Народные художественные промыслы являются особой отраслью со­временной художественной промышленности, выпускающей изделия бы­тового и сувенирного назначения. Предприятия промыслов объединяют мастеров и художников народного декоративного искусства. На этих предприятиях наряду с применением различных вспомогательных при­способлений и средств малой механизации используется высококвалифи­цированный ручной труд.

10. Я. С. Гореликов. Сталевар и школьник. Чугунное литье. Касли. НИИХП. 1956 г.

В современных промыслах, связанных с художественной обработкой металла, бережно сохраняются и совершенствуются традиционные фор­мы и приемы, относящиеся к далекому прошлому народной культуры, отличающиеся яркой национальной самобытностью.

В первые годы Советской власти художественные промыслы по обработке металла оставались небольшими разрозненными кустарными предприятиями. Позже меняются масштабы производства, некоторые из предприятий становятся крупными производственными объединения­ми с большим числом высококвалифицированных мастеров и художни­ков. При крупных промыслах существуют профессиональные техничес­кие художественные школы. Здесь прививают любовь к рабочей профес­сии, традициям, молодые мастера получают художественное образова­ние, учатся профессиональным приемам, приобретают различные знания.

Для повышения уровня профессиональных знаний, оказания твор­ческой помощи в создании новых образцов изделий молодыми мастерами некоторых промыслов созданы экспериментальные творческие группы и группы индивидуального ученичества. Много замечательных художни­ков и мастеров подготовили профессионально-художественные школы промыслов.

Труд народного мастера высоко ценится в социалистическом общест­ве. Только в Российской Федерации тридцать пять художников про­мыслов были удостоены звания лауреатов республиканской Государ­ственной премии имени И. Е. Репина. А сколько мастеров во всех союз­ных и автономных республиках отмечены почетными званиями народно­го художника, заслуженного мастера народного творчества; нескольким мастерам народных промыслов присвоено Звание Героя Социалистичес­кого Труда.

В 1930 г. создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности, во многом помогающий творческой деятельности промыслов. В лаборатории художественной обработки металла, камня и кости ведется большая экспериментальная работа, которая дает хоро­шие результаты. Научные работники совместно с художниками инсти­тута на основе традиционных форм и приемов того или иного промысла создают новые образцы изделий, помогая сохранению самобытных ос­нов искусства промысла.


История материальной культуры зафиксировала удивительные изделия из металла, выполненные мастерами прошлого: литые колокола и скульптурные монументы, кованые ограды и оружие, сосуды и светильники и многое другое. В каждый такой предмет вложен труд мастера-ремесленника, знающего приемы обработки золота и серебра, бронзы и железа, умеющего подчеркнуть в изделии особенности материала, необходимые для решения художественной задачи.

Современная технология заменила многие ручные приемы обработки металла промышленными способами. Но для изготовления уникальных и малосерийных изделий ручные способы обработки сохраняются и передаются новым поколениям мастеров и художников.

Промыслы художественной обработки металла начали формироваться в России в XVII в. Многие из них существуют и сегодня. Основные способы обработки металла следующие.

Литье - древний и очень распространенный способ изготовления изделий путем заливки расплавленного металла в специальные формы. Остывшую отливку зачищают и дорабатывают.

Ковка - один из способов обработки металлов давлением, связанный с кузнечным ремеслом. В отличие от драгоценных металлов, которые поддаются холодной ковке, железо требует нагревания до температуры более 1000 °С, когда его можно гнуть, деформировать, чтобы получить конструкцию или элементы орнамента заданных формы и размеров.

Ковке близка техника просечки, когда из тонкого листового металла (жести) вырубают ажурные орнаменты.

Чеканка - выбивание рельефа в тонком металлическом листе или пластине. Чеканку выполняют ударами молотка по специальному стальному стержню, получая необходимый объем на пластине или объемный предмет.

Скань (от др. -рус. скать - сучить, свивать) - оригинальная ювелирная техника создания узоров из гладкой или крученой проволоки (свитой в веревочки). Такой орнамент может стать накладным украшением предмета из металла, дерева, камня или из него можно изготовить ажурные вазочки, шкатулки, ювелирные украшения. Скань часто дополняют металлическими шариками (зернью), которые обогащают поверхность орнамента. Напаянная на поверхность предмета из металла скань образует контурный рисунок для перегородчатой эмали или вставки цветного камня.

Финифть, или живописная эмаль, - уникальная роспись металлических изделий эмалевыми красками по белому эмалевому грунту. Уникальность и сложность этой техники декорирования изделий определили ее ограниченное использование в центрах художественной обработки металлов. Стеклообразное покрытие, составляющее основу эмали, обеспечивает тонкий, блестящий слой поверхности расписных и обожженных пластин, закрепляемых в оправу из скани. Прозрачность, чистота и звучность эмалевых красок придают изделиям с финифтью нарядность и декоративность.

Чернение - один из традиционных видов декорирования серебра и золота - основано на вплавлении в резной, гравированный рисунок черни - сплава из серебра, меди, свинца или олова и серы. После обжига излишки черни снимают напильниками, поверхность изделия шлифуют и полируют. Сплав остается в гравюре, контрастно выделяясь на фоне светлого металла.

Великоустюгское черненое серебро. В Великом Устюге уже в XVI в. начали появляться различные ремесла, в том числе по обработке серебра, меди, железа. Славу Великого Устюга на долгое время составило черненое серебро, которое не только приобрело свой художественный почерк, но и оказало влияние на развитие черненого дела в Москве. Великоустюгские изделия XVIII в. - это гравюры на металле, штрихи которой заполнены черным металлическим сплавом. Покрытый позолотой углубленный матовый фон подчеркивал глубину черненого рисунка на коробочках, табакерках, флаконах для духов. Тема оформления соответствовала назначению веши. Так, на табакерках изображали сцены охоты, военные баталии, на шкатулках для женских украшений - мотивы прогулок, торжественных выездов.

К началу XIX в. с переходом искусства к стилю «классицизм» формы изделий становятся проще, рисунок приобретает больше ясности. Мастера редко применяют позолоту, а на свободном поле светлого серебра черненую гравюру выполняют почти как рисунок на бумаге. На табакерки переносят вполне реалистические портреты, планы городов с большим числом надписей.

Современные мастера создают в основном черненые ювелирные украшения. На пластинах разной формы они гравируют розетку, развертывающийся бутон цветка или спиралевидный завиток орнамента, оставляя небольшое свободное поле серебра. Благодаря этому приему даже маленькие серьги приобретают декоративную выразительность, которая подчеркивается позолотой орнамента или обрамлением пластин.

Ростовская финифть. Мастера г. Ростова Ярославской области первоначально расписывали эмалью иконки, кресты, пластины для украшения церковных книг и сосудов (потиров). На эмалевых пластинах изображали фигуры святых, библейские сцены, монастыри.

В XIX в. наблюдается переход к реалистическим изображениям. Большое место в творчестве мастеров занимает портрет, иногда написанный в одной тональности: эмалью коричневого или черного цвета.

Дальнейшее развитие искусства ростовской финифти пошло по пути активного восстановления цветочных и растительных композиций в декоре брошей, пудрениц, маленьких зеркал, туалетных коробочек. Мастера продолжали совершенствовать и сюжетную живопись. Пейзажи Москвы и своего родного города, архитектурные памятники, а затем и композиции тематического содержания все больше закрепляются в творчестве художников.

Совершенствование эмалевой живописи связано с использованием в композиции изделий скани (филиграни). Она стала полноправной и неотъемлемой частью ювелирных украшений. Подвески из скани дополняют серьги и кулоны, скань образует выразительную оправу брошей.

Красносельский ювелирный промысел . Этот промысел в Костромской области - наиболее крупный центр производства ювелирных изделий из цветных металлов разных видов обработки. Промысел получил развитие в конце XIX в.

Современное творчество красносельских ювелиров традиционно ориентировано на изготовление ювелирных изделий, а также посуды: кувшинов, стопок, чашечек. Среди многих работ наибольшей оригинальностью и многообразием орнамента выделяется филигрань. Ее используют для создания крупных кубков и ваз, декоративных тарелок и ювелирных украшений.

Казаковская филигрань . Казаковская филигрань сложилась в середине 1930-х гг. как самобытное направление обработки металла в с. Казаково Нижегородской области. В этой технике создают объемные предметы: подстаканники, конфетницы, тарелки для фруктов. Их конструкцию и орнаментальное убранство составляет ажурная филигрань. В орнаменте казаковской филиграни прослеживаются изменение и развитие рисунка от геометрических зигзагообразных лент к мотивам растительного характера, умело переведенным в декоративные формы. Некоторое подражание кружевоплетению перешло в металлический узор, для которого типична упругость завитков и сочленений, связанная конструктивными тягами. Орнамент отличается чистотой и тщательностью отделки, что позволило дополнить ассортимент изделий коробочками, шкатулками, вазочками, которые украшает также растительный орнамент.

Мстёрский промысел . Мстёрский промысел развился в XIX в. Сначала из металла изготовляли чеканные оклады для икон.

В советское время мастера переключились на изготовление посуды из цветных металлов с последующим ее серебрением и золочением. Для украшения на подносах, подстаканниках, вазочках-конфетницах гравировали орнамент в виде скромных букетиков, веточек, розеток. Участки гравированного рисунка, как правило, золотили и полировали, остальная поверхность металла оставалась матовой.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ЮВЕЛИРНОЙ ТЕХНИКИ:

I. СКАНЬ (ФИЛИГРАНЬ) - ажурные или напаянные на металличес­кий фон узоры из гладкой проволоки, скрученной из двух-трех нитей, затем сплющенной в ленточки.

Различают следующие виды филиграни:

1. Ажурная - кружевной узор с насквозь просматриваемым рисунком.
2. Фоновая - филигрань, напаянная на специально подготовленный фон.

Элементы ажурной и фоновой филиграни:

Гладь - круглая проволока различной длины и сечением от 0,2 до 1,3 мм.
Зернь - мелкие металлические шарики размером от 0,2 до 2 мм.
Колечко - круглый элемент с внешним диаметром не более 3 мм из плоской и круглой глади, круглой или плоской веревочки. В основном используются для набора фона фоновой филиграни.

Филигрань бывает плоской и объемной. Плоская ажурная филигрань

Броши или фигурки животных. Объемная ажурная филигрань - вазы, кубки, шкатулки, а фоновая - кулоны, серьги конусных или цилиндриче­ских форм.

В плоской ажурной филиграни выделяют многоплановую филигрань

Сканная композиция, состоящая из многих узоров, напаянных один на другой и находящихся при этом в различных плоскостях, то есть изде­лие приобретает объем.

II. ЭМАЛЬ - особый сплав стекла, окрашенный в различные цвета окисями металлов. Эмалью покрывают тонким слоем металлические изделия и закрепляют на них обжигом, в результате чего она превраща­ется в блестящую поверхность с устойчивыми яркими цветами.

Виды эмалей:

Выемчатая - эмаль, наносимая в углубления изделий. Углубления под эмаль могут быть подготовлены литьем или штамповкой, чеканкой, гравировкой, травлением. В этом приеме применяются как прозрач­ные, так и непрозрачные эмали.
Перегородчатая - на пластинку устанавливают или напаивают пере­городки из плоской вальцованной проволоки. Пространства между ними заполняются эмалью. Перегородки выгибают в соответствии с контура­ми рисунка, а участки эмали образуют красочные элементы украшения.
Живописная эмаль - пластину основания покрывают тонким слоем прозрачной или непрозрачной эмали. Рисунок наносят тщательно растертыми красками и затем обжигают. После обжига живопись покрывают бесцветной эмалевой глазурью.

III. ЧЕРНЕНИЕ - имеет много общего с эмалированием. Черная смесь серебра, меди, свинца и серы (чернь) при прокаливании вплавляется в углубления рисунка, выгравированного на поверхности изде-лия, и образует плоский цветовой контраст.

ВИДЫ ФИНИШНОЙ ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ:

Золочение и серебрение - это гальваническое покрытие стойкими металлами менее стойких металлов для придания изделиям нарядного вида и защиты от коррозии. Слой золочения или серебрения может быть различным в зависимости от вида изделия и его назначения. Для серег, брошей и медальонов, изготовленных из серебра, толщина золочения составляет 1 мкм, для цепочек - 2 мкм.

Родирование - процесс нанесения слоя родия на серебряные изделия с целью их предохранения от потускнения.
Оксидирование - декоративное покрытие поверхности серебряных и посеребренных изделий или отдельных частей темным налетом с плавным переходом к светлому тону на выпуклых участках.
Алмазная грань - вид декоративной обработки, при которой алмазным резцом наносится регулярный геометрический орнамент.
Полировка - операция чистовой обработки металла. Изделие приобретает зеркальный блеск. Ручная полировка предпочтительнее механической.
Матирование - одна из операций чистовой обработки. В результате обработки изделие приобретает шероховатую поверхность. Сочетание матовой поверхности с зеркальной, придает изделиям особую привлекательность.
Сатинирование - производится круглыми щетками из тонкой латунной или стальной проволоки на вращательном станке. Тонкие продольные риски придают изделию матированную поверхность.
Микрочеканка - производится посредством мелких ударов чеканом по поверхности изделия для придания переливчатого эффекта.
Современная тенденция - использование двух-трех видов финишной обработки поверхности в одном изделии. Такой прием используется для контраста и выразительности.

Драгоценные металлы группы платиновых не распространены в природе в чистом виде. Все металлы проходят сложный технологический процесс обработки, который называется аффинажем.

Аффинаж – металлургический процесс получения драгоценных металлов последствием очистки их от загрязняющих примесей. Процесс аффинажа сложен по своему принципу, поэтому его проводят на специальных предприятиях по всему миру.

Процедура аффинажа состоит из нескольких этапов:
- химическая очистка металла (металлы платиновой группы проходят очистку растворением в минеральных кислотах и дальнейшим выделением из раствора специальными реагентами).
- физическая шлифовка металла.
- дальнейшая обработка металла концентрированными растворами, необходимая для достижения наивысшего качества очищенного металла.

Преимущественно для процедуры аффинажа используют концентраты с приисков драгоценных металлов, а также драгоценные металлы, которые подвергаются вторичной переработке.

Для проведения процедуры аффинажа таких материалов как золото и серебро используют «сухой» и «электролитический» методы аффинажа. Этот метод более простой, так как золото и серебро имеют несложную схему растворения.

Для группы платиновых металлов преимущественно используется «мокрый» метод аффинажа. Суть этого метода заключается в растворении драгоценных металлов или лома этих металлов в царской водке, которая является катализатором и ускоряет процесс выделения чистого металла из шлакового раствора с применением различных реагентов.