Стрижки и прически. Женские, мужские. Лечение. Укладки. Окрашивание

Особенности развития образа я в дошкольном возрасте. Формирование позитивного образа "я" у дошкольника

Психологи признают, что формирование собственного «образа Я» ребенка старшего дошкольного возраста преимущественным образом происходит под влиянием оценки значимых других. Богатство и своеобразие заложенных в личности ребенка реакций, способов деятельности, символических смыслов зависит от разнообразия и широты систем взаимодействия, в которых она участвует.

М. Боришевский определял образ «Я» как «... обобщенный, глобальный механизм саморегуляции поведения на личностном уровне...», и отметил «его роли в обеспечении чувства самоидентичности, идентичности человека». А это «дает человеку возможность осознать необходимые границы между «Я» и «не-Я».

«Образ Я» включает в себя отношение к себе, самооценку, принятие себя и т.д. - совокупность всех представлений субъекта о себе, самоконцепцию.

Отечественная психология «образ Я» характеризует как когнитивный компонент «Я-концепции» - образ собственных качеств, способностей, внешности, социальной значимости и т.п., невозможно в изоляции от социальных миров других людей, и в первую очередь, от родителей. Расширение и обогащение «образа Я» в процессе психического развития тесно связано с рефлексией на собственные эмоциональные переживания и желания, с дифференциацией своих игровых фантазий и реальности, оценки, самооценки и тому подобное. Вербальный канал дает возможность ребенку разделить жизненные переживания. Взаимозависимость между личностью ребенка и другими по мере взросления становится все более вербальной. С появлением личных жизненных переживаний, недоступных другим, происходит осознание того, что внешние проявления идентичности, то, что доступно для наблюдения другими людьми, может существенно отличаться от того, что есть на самом деле .

В старшем дошкольном возрасте процесс формирования личностной идентичности проходит этап дифференциации в сознании ребенка двух планов его образа «Я»: «Я»-Реальные и «Я» идеальное; появляется способность к адекватной самооценке, в основе которой лежит оценка действий ребенка взрослым. К тому же процесс развития личностной идентичности происходит через процесс идентификации с родительской или материнской фигурами.

В пять-семь лет начинают осознаваться внешние детерминированные компоненты идентичности, и к семи-восьми лет можно говорить о наличии у ребенка относительно стабильной, дифференцированной структуры личностной идентичности. Стадии принятия роли другого, других, «обобщенного другого» - этапы преобразования организма и деятельностного «Я» в рефлексивное «Я». Внешний социальный контроль превращается в самоконтроль. Структура завершенного «Я» отражает единство и структуру социального процесса. К концу детства достигается определенная целостность, которая включает в себя все значимые идентификации. Поэтому именно дошкольный возраст еще до завершения формирования основных компонентов личностной идентичности, по нашему мнению, является сенситивным для переструктурирования и ресинтеза Эго, переориентации развития ребенка по линии зрелой, сильной и независимой личности .

Под личностной идентичностью детей старшего дошкольного возраста мы понимаем такой многокомпонентный конструкт, объединяющий:

  • - Репрезентацию «Я»-образ как результат идентификаций;
  • - Различные планы «Я»-образ: «Я» идеальное, «Я»-Реальные; «Я»-в-прошлом, «Я»-настоящее; «Я»-в-будущем физические, интеллектуальные, моральные личности;
  • - В старшем дошкольном возрасте развитие личностной идентичности приобретает форму репрезентации «Я-образа» как результат идентификаций, а также формы активной дифференциации компонентов идентичности: физического, интеллектуального, нравственного, деятельностного, временного и тому подобное. Поскольку развитие личностной идентичности у детей происходит на уровне как неосознанного субъективного переживания, так и осознается благодаря языковым средствам, то нами ставилась задача исследовать как языковые средства описания ребенком себя, так и неосознанные аспекты ее переживания .

Основная сложность выполнения задач нашего исследования заключалась в отсутствии соответствующих стандартизированных методик, которые позволили бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности.

Мы считаем, что оптимальным в контексте нашего исследования является проективные методики, которые на сегодняшний день являются основными методами изучения личности детей дошкольного возраста в силу недостаточно развитой в этом возрасте рефлексии.

Образ «Я» ребенка-дошкольника

Для российской системы образования чрезвычайно актуальны идеи, связанные с развитием личности. Навыки чтения, овладения иностранным языком сами по себе не могут быть целью развития.

Целью является сама личность ребенка. Формирование образа Я будущий школьник» у детей 5-7 лет как педагогическая проблема.// « Начальная школа». №10-2004г. С. 30-31

Во многих психологических работах показано, что в качестве ядра личности выступает образ «Я», связанный в противоречивое единство с задающим направление развитию личности образом-эталоном (В.В. Столин, К.Роджерс, З.И. Рябикина и др.)

По мнению многих психологов Доровской А.И. Сто советов по развитию одаренности детей. Родителям, воспитателям, учителям. М., Рос. пед. агенство., 1997. С. 40, основу самосознания ребенка -дошкольника составляет сочетание четырех Я: физического, социального, реального и идеального. При навязывании взрослыми детям сверхреалистичных, завышенных ожиданий у них возникают внутренние конфликты между социальным и реальным Я.

Самоуважение ребенка (переживание собственной значимости) оказывает превалирующее влияние на его поведение. И если существует значительный разрыв между реальным и идеальным Я, то это приводит к разрушительному воздействию на самоуважение.

Интерес к формированию образа «Я» вызван необходимостью подхода к личности как к целостности. Данный образ является образом самого ребенка, собственной будущности, который появляется и развивается как результат разрешения противоречия между образами «Я - реальное» и «Я-идеальное» (эталоном).

Конечно, образ будущего школьника в сознании детей будет перестраиваться, переосмысливаться и уточняться по ходу их дальнейшего развития. Но, являясь составной частью целостного образа личности дошкольника, образ будущего школьника позволит ребенку осмыслить общественную грань своего бытия, осознать потребность и необходимость учиться.

Такого рода способность, как утверждают многие исследователи, фиксируется у ребенка на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, когда социальные качества личности впервые дают о себе знать как определяющие возрастной облик старшего дошкольника и выступают основным содержанием целостного нововведения, формирующегося на этапе кризиса семи лет (Л.И. Божович, Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин.) Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т.- М., 1984.-Т.4 (Кризис семи лет: 367-386)

Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет).- М., 1960. (Развитие личности ребенка в дошкольном возрасте.: 293-316)

Остановимся немного на кризисе семи лет. Что он представляет из себя и каковы его особенности?

Как и любому другому, кризису семи лет присуще так называемое семизвездие кризиса Попова М.В. Психология растущего человека: краткий курс возрастной психологии.- М.: ТЦ Сфера, 2002. С,55- ребенок начинает манерничать, капризничать, появляется нарочитость, искусственность, вертлявость, паясничание, клоунада в противовес непосредственности и наивности, которые были присущи дошкольнику.

Характерные особенности:

1. Утрата непосредственности.

Утрату непосредственности ребенком Л.С. Выготский Выготский Л.С. Собрание сочинений. М., 1982-1984 связывает с привнесением в поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и поступком, что является противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребенку.

2. Смена основных переживаний ребенка .

От одного способа переживания среды ребенок переходит к другому.

Для кризиса семи лет в сфере переживаний характерны следующие изменения:

1)семилетка открывает сам факт своих переживаний;

2) у ребенка семи лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях;

3) переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердится).

Смысловое переживание возникает потому, что происходит дифференциация внешнего и внутреннего. Таким образом, сам характер переживаний перестраивается.

Как следствие у ребенка возникают:

· новое отношение к себе;

· новые связи между переживаниями;

· борьба переживаний;

· противоречие переживаний;

· изменение содержания переживаний.

Когда ребенок понимает свои переживания, когда возникает внутреннее отношение к тому, что переживается и как, тогда и совершается изменение переживаний. Следовательно, возникает новое единство средовых и личностных моментов, которые делают возможным новый этап развития- школьный возраст.

3. Обобщение переживаний.

Впервые появляется феномен обобщения переживаний, который становится основой логики чувств. Пример: умственно отсталые дети, каждый раз проигрывая, оказываясь в неудаче, тем не менее не испытывают чувства собственной малоценности. Тысяча отдельных неудач, а общего чувства малоценности нет! У нормального же ребенка младшего школьного возраста возникает обобщение чувств, т.е. если с ним много раз случалась какая-то ситуация, то у него возникает аффективная реакция, связанная с переживанием неудачи.

4. Перестройка потребностей, возбуждений, переоценка ценностей.

5. Новое отношение ребенка к среде.

Для ребенка изменение отношений к среде означает, что и сама среда изменилась. А значит, изменился и весь ход развития ребенка. Наступила новая эпоха в развитии, изменяются интересы и цели деятельности.

6. Обобщенное отношение к самому себе.

Появляется понимание своей человеческой ценности и уважение к себе. Возрастает уровень требований к самому себе, к собственному успеху, положению. Происходит активное формирование самоценности.

7. Обобщенное отношение к окружающим.

Перестраивается социальная позиция по отношению к окружающим людям, авторитету матери, отца.

Вся совокупность изменений приводит к явлению, называемому кризисом личности, когда ребенок совершает ряд поступков, мотив которых связан с проявлением его личности, а не с мгновенным желанием, т.е. мотив дифференцирован от ситуации.

Особое звучание данная проблема приобретает сегодня, в условиях реструктуризации системы российского образования. Поэтому идет активный поиск эффективных путей подготовки детей к обучению в школе.

Многие исследования свидетельствуют о том, что трудности в обучении испытывают те дети, которые не готовы к новой социальной роли ученика.

Изменение статуса вчерашнего дошкольника на сегодняшнего первоклассника по-особому переживается и самим ребенком. Поэтому по оценкам специалистов является актуальным формирование у дошкольника образа будущего школьника, который поможет ему адаптироваться к социально значимой позиции ученика в системе общественных и межличностных отношений, научит оценивать свою социальную сущность.

Исследования И.С. Кона, В.В. Столина Кон И.С. Ребенок и общество.- М., Наука, 1988

Столин В.В. Самосознание личности.- М.: Издательство МГУ, 1983. позволяют отметить, что образ «»Я» мотивирует деятельность личности, участвует в целеобразовании, детерминирует отношения с окружающими, может влиять на развитие тех или иных черт и на развитие личности в целом.

Следовательно, образ будущего школьника является социальным образованием и включает в себя следующие компоненты:

1.) когнитивный

(отражает насыщенность и сложность образа, который характеризуется наличием и разнонаправленностью знаний о себе);

2.) мотивационный

(характеризуется представлениями о способах поведения и общения, а также доминирующими мотивами, включает основы школьной мотивации);

3.) эмоционально-оценочный

(отражает особое отношение к себе и к окружающим, характеризуемого саморуководством, ожидаемым отношением других, чувством самоценности, самопринятием).

Вопрос возможности целенаправленного педагогического воздействия на процесс формирования образа будущего школьника рационально решать путем создания психолого-педагогических условий для развертывания процесса актуализации в сознании детей противоречивого единства образа «Я - реальное» и образа « Я- идеальное»- личности будущего школьника.

Успешность вхождения в школьную жизнь зависит во многом от степени позитивности и адекватности образа «Я - будущий школьник».

Важным условием является организационный процесс самопознания, направленный на выявление и осознание детьми сторон своей личности, на углубление и уточнение образа идеального школьника.

Итак, решить проблему подготовки детей к школе возможно лишь, если будет реализована единая линия развития ребенка на этапах дошкольного и школьного детства. Только такой подход может придать педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер, что позволит школе опираться на уровень развития ребенка, сформированный в дошкольном детстве.

Особенности Я-концепции ребенка младенческого возраста

Я-концепция - это обобщенное представление человека о самом себе, его отношение к себе. Представление о себе называют «образом Я», а отношение к се­бе - самооценкой. Таким образом, начало формирования Я-концепции у маленьких детей означает начало формирования у них само­сознания.

В трехмесячном возрасте ребенок начинает проявлять интерес к изучению собственного тела. Он с большим интересом обследует свои руки и пальчики на них, свои ступни, активно используя для этого свой рот. Затем он переходит к освоению движений руками и нога­ми, особенно для передвижения, что происходит в возрасте 6 меся­цев. Таким путем у него возникает телесный Я-образ, к 8 месяцам - внешний Я-образ, созданию которого способствует разглядывание се­бя в зеркале, а после восьми месяцев - различение в нем своего от­ражения от отражения других.

Образ самого себя складывается у младенцев в процессе общения со взрослыми и на основе индивидуального опыта. Уже к трем годам многие дети имеют довольно ясные и точные представления о себе и своих возможностях. Правда, представления о других и о себе еще неустойчивые и нечеткие и могут изменяться под влиянием оценок взрослых.

После 6 месяцев у ребенка на основании отношения к нему роди­телей в Я-концепции формируется и вторая ее составляющая - са­мооценка, в результате чего он может переживать ощущение «Я-любимого», «Я-желанного».

Особенности Я-концепции ребенка раннего возраста

Постоянное общение взрослого с ребенком приводит к тому, что ма лыш 2,5-3 лет начинает осознавать себя как отдельного человека.

Сначала он говорит о себе в третьем лице. Затем начинает использовать местоимение «ты», обращаясь так ко всем людям. И лишь потом ом понимает, что «я» может относиться к нему самому. С этого момента и начинается процесс формирования самосознания. Его начало зависит от того, насколько благополучен климат в семье ребенка. Там, где имеют место грубость, агрессия, ребенок начинает говорить «Я» довольно поздно.

Осознание ребенком своего Я - это решающий момент в развитии его личности. Поэтому очень важно заботиться о том, каким будет это Я, как ребенок будет себя оценивать. Отношение ребенка к самому себе, высокая или низкая самооценка определяются, прежде всего, отношением к нему членов его семьи, особенно матери. Теплое отношение матери к ребенку, принятие его таким, какой он есть, со­здают почву для формирования у него высокой самооценки. Отсюда важно показывать ребенку, что он желаем, любим. Безразличное от­ношение, не говоря уже об отрицательном, отвержение ребенка весь­ма негативно сказываются на развитии его личности. Поэтому даже если родители ругают и наказывают ребенка, они наносят меньший вред, чем при проявлении к нему полного безразличия.

В то же время избыточная любовь и сверх заботливое поведение родителей, как и отвержение ребенка, приводят, как правило, к де­формированному развитию личности, к возникновению у ребенка ком­плекса неполноценности. Дети, которых родители чрезмерно балуют и во всем им потворствуют, становятся неуверенными в своих воз­можностях, поскольку за них все делали другие. Отвергаемые же де­ти понимают, что они нежеланны в семье, и поэтому у них возникает неуверенность в своей полезности.

На втором году жизни продолжает формироваться телесный Я-образ. В 18 месяцев ребенок уже понимает, что он видит в зеркале себя; и не нуждается для осознания этого в подсказках.

К двум годам познание ребенком себя расширяется еще больше. Он уже может, стоя перед зеркалом, любоваться собой. В его созна­ние входят такие понятия, как красота, опрятность, аккуратность, ко­торые он начинает примеривать к себе.

Важное место в формировании Я-концепции в этом возрасте за­нимает имя ребенка. Еще до того, как он начинает говорить, он уже знает свое имя и откликается на него. Позже имя включается в его Я-концепцию. Имя для него - это средство своей индивидуализа­ции, отличия себя от других, символ его самого. Если ребенку нра­вится его имя, то обычно он и сам себе нравится, и наоборот. Для многих детей начало формирования Я-концепции совпадает с моментом обнаружения того, что у них есть имя.

К полутора годам в Я-концепцию включается и осознание ребёнком своей принадлежности к тому или иному полу. Однако даже в два года он не может обосновать эту принадлежность, не связывает ее с биологическими признаками.

К трем-четырем годам он понимает, что это его постоянная характеристика, так как уже знает, что пол не изменяется с возрастом, при смене одежды или рода занятий. Дети старше четырех лет хорошо знают, какие требования предъявляются к мальчикам и девочкам, и планируют свое будущее исходя из принадлежности к тому или иному полу.

Еще одна составляющая Я-концепции - самооценка. У детей этого возраста она формируется под влиянием, как оценок взрослых, так и сверстников, получаемых в процессе игры с ними.

Изнеженность делает характер людей тяжелым, вспыльчивым и очень впечатлительным к мелочам; наоборот, чрезмерно грубое порабоще­ние детей делает их приниженными, ненавидящими людей, так что, в конце концов, они становятся непригодными для совместной жизни ( Пла­тон . Собр. соч.: В 4 т. М.: Мысль, 1994. Т. 4. С. 24).

Ребенок, испытывающий комплекс неполноценности, стремится к его компенсации. Таким компенсирующим приемом является ком­плекс превосходства, т. е. преувеличенное стремление преодолевать, сознание своей неполноценности.

Формирование личности ребенка испытывает влияние и генети­ческого фактора, в частности темперамента.

Большую роль в формировании представлений ребенка о себе, его самооценки («Я хороший» или «Я плохой») играют высказывания взрослых о нем. Чрезмерное подчеркивание негативных сторон, имею­щихся у ребенка, приведет к снижению его самооценки, к занижен­ному уровню притязаний, а чрезмерно высокая оценка - к переоцен­ке своих возможностей, к завышенному уровню притязаний.

Автотранспорт и окружающая среда

Охрана окружающей среды на предприятии характеризуется комплексом принятых мер, которые направлены на предупреждение отрицательного воздействия человеческой деятельности предприятия на окружающую природу, что обеспечивает благоприятные и безопасные условия человеческой жизнедеятельности. Учитывая стремительное развитие научно-технического прогресса, перед человечеством встала сложная задача – охрана важнейших составляющих окружающей среды (земля, вода, воздух), подверженных сильнейшему загрязнению техногенными отходами и выбросами, что приводит к окислению почвы и воды, разрушению озонового слоя земли и климатическим изменениям. Промышленная политика всего мира привела к таким необратимым и существенным изменениям в окружающей среде, что этот вопрос (охрана окружающей среды на предприятии) стал общемировой проблемой и принудил государственные аппараты разработать долгосрочную экологическую политику по созданию внутригосударственного контроля за ПДВ.

“Вклад” автомобильного транспорта в атмосферу составляет 90% по окиси углерода и 70% по окиси азота. Автотранспорт добавляет в почву и воздух тяжелые металлы, другие вредные вещества,

В результате сжигания жидкого топлива в воздух ежегодно выбрасывается, по разным оценкам, от 180 тыс. до 260 тыс. т свинцовых частиц, что в 60-130 раз превосходит естественное поступление свинца в атмосферу при вулканических извержениях (2-3 тыс. т/год). В некоторых крупных американских, европейских и японских городах, переполненных автомобилями, содержание свинца в атмосфере уже достигло опасной для здоровья человека концентрации или приближается к ней. При вдыхании городского воздуха крупные свинцовые аэрозоли задерживаются в бронхах и носоглотке, а те, что имеют диаметр менее 1 мк (их примерно 70- 80%), попадают в легкие, а затем проникают в капилляры и, соединяясь с эритроцитами, отравляют кровь. Причем известно, что “свинцовый воздух” вреднее “свинцовой воды”. Признаки свинцового отравления - анемия, постоянные головные боли, мышечная боль - проявляются при содержании в крови свинца 80 мкг/100 мл. Это опасный рубеж, начало болезни.

Замена подвижного состава на автобусы работающие на метане сокращает вредные выбросы в 10 раз.


Введение…………………………………………………………………………3



Глава I. Теоретические аспекты развития образа «Я»………………….......5

1.1. Характеристика образа «Я».………………………………………..5

1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста………………...9

1.3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе…………………………………………………………………………….13

Глава II. Процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………17

2.1. Диагностика сформированности образа Я у старших дошкольников………………………………………………………………..17

2.2. Анализ полученных данных………………………………………19

Заключение…………………………………………………………….……..25

Литература ………………………………………….……………………….26

Приложения…………………….……………………………………………28

ВВЕДЕНИЕ

Проблема изучения образа-Я старших дошкольников достаточно актуальна в настоящее время. По мнению большинства психологов с формирования представлений о себе начинается приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми.

В старшем дошкольном возрасте происходит базисное становление самооценки. Это уникальный по своей значимости период развития ребёнка, время активного познания окружающего мира, смысла человеческих отношений, осознания себя в системе социального мира. В 6-7 лет ребёнок находится в преддверии новой социальной роли – роли школьника, важными качествами которого являются способность к анализу, самоконтролю, оцениванию себя и других. Поэтому важно определить, какие факторы и как они влияют на процесс формирования образа «Я» детей старшего дошкольного возраста.

В течение всего дошкольного возраста представления ребёнка о себе изменяются. К концу этого возраста у нормально развивающихся детей складываются первичные формы самосознания – знание и оценка ребёнком своих качеств и возможностей, открытие им для себя своих переживаний, что является новообразованием этого возраста. По словам Д.Б. Эльконина, ребёнок в дошкольном детстве проходит путь от выделения себя среди других к самосознанию, открытию своей внутренней жизни.

Современные материалы исследований показывают, что представления ребёнка о себе и его отношение к себе не являются врождёнными, а возникают в ходе общения. Формирование образа «Я» ребёнка зависит от той информации, которую ему предоставляют взрослые и сверстники.

Проблемой изучения формирования образа «Я» у старших дошкольников занимались такие психологи как Р.Бернс, А.Маслоу, З.Фрейд, Л.С. Выготский, Л.И. Божович, А.В. Петровский, В.В. Столин, Д.Б. Эльконин, В.С. Мухина, М.И.Лисина, А.Н.Леонтьев.

Цель исследования: исследование образа «Я» у дошкольников.

Объект исследования: Образ старших дошкольников.

Предмет исследования: Я-образ.

Гипотеза исследования: Предположим Я-образ старших дошкольников имеет свои особенности.

1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме и раскрытие особенностей развития личности дошкольника;

2. Исследование Я-образа;

3. Разработка системы занятий, направленных на формирование адекватного образа «Я».

Для диагностики сформированности образа «Я» у старших дошкольников был проведен эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе Дошкольной группы при МКОУСОШ п.Орлецы, расположенной по адресу: Кировская обл., Нагорский район, п.Орлецы, ул.Мира, 6.

Глава I. Теоретические аспекты развития образа «Я».

1.1. Характеристика образа «Я».

Изучение процесса формирования и развития образа-Я у детей старшего дошкольного возраста необходимо, так как сейчас появляются образовательные программы для дошкольников, в которых представлен материал по самопознанию. Однако методы, предлагаемые авторами для реализации задач самопознания, недостаточно учитывают возрастные особенности дошкольников, связанных с ориентацией ребёнка на себя. Отсюда возникают проблемы межличностного взаимодействия педагога и детей, что и обуславливает актуальность исследования. Так же актуальность обусловлена тем, что в силу своих возрастных особенностей, дошкольнику трудно объяснить своё эмоционально-психологическое состояние, и воспитатель не способен вести с ребёнком диалог по поводу его переживаний.

Я-образ – совокупность образов (чувственных ощущений, восприятий, представлений) и характерных образов своих действий по отношению к самому себе и другим. Образ самого себя складывается у ребёнка в условиях взаимодействия его индивидуального опыта и опыта его общения с другими людьми.

В научной литературе понятие «образ Я» появилось в связи с необходимостью исследования психологических структур и процессов личности. Оно используется вместе с такими понятиями, как «самосознание», «Я-концепция», «самооценка», «Я» и неразрывно с ними связано. Основоположником изучения «образа Я» принято считать У. Джеймса. Глобальное личностное «Я» он рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее и Я-как-объект. Это две стороны одной целостности, всегда существующие вместе. По У. Джеймсу Я - как объект - это все то, что человек может назвать своим. Он выделяет три модальности:

1) физическую личность (включая материальные ценности),

2) социальную личность,

3) духовную личность.

Согласно позиции Д. И. Фельдштейна, в период дошкольного детства ребёнок делает два важных открытия: во-первых, открывает собственное «Я», свои сущностные характеристики и возможности, во-вторых, проявляет себя как субъект межличностных отношений.

В новейшем философском словаре можно найти такое толкование «Я»:

В словаре практического психолога даётся следующее определение:

«Я» (эго) – сфера личности, характерная внутренним осознанием самой себя и осуществлением приспособления личности к реальности.

Итогом становления процесса самосознания ребёнка 6-7 лет является формирование у него образа «Я».

Самосознание человека как система его взглядов строго индивидуально. Люди по-разному оценивают происходящие события и свои поступки.

Одни исследователи рассматривают «Я-концепцию» как механизм становления личности, её самореализации (К. Роджерс, А. Маслоу, Г. Олпорт), другие определяют её развитие в соответствии с возрастными этапами жизненного пути (Э. Эриксон), третьи как способ взаимодействия с внешним миром (Т. Шибутани).

Я-концепция – это совокупность установок на самого себя. В большинстве определений установки подчёркиваются три главных её элемента, её три психологические составляющие:

1.Образ Я - представление индивида о самом себе.

2.Самооценка – аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа «Я» могут вызвать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.

3.Потенциальная поведенческая реакция, то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом «Я» и самооценкой.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений.

Понятие образ Я разделяется на три подструктуры:
- «Я - реальное», включающее в себя содержание наличных, существующих и осознанных ребёнком представлений о собственных качествах и способностях;
- «Я - потенциальное положительное», содержащее мысленный образ желаемого, «идеального себя» с набором положительных, одобряемых качеств, поступков, к которым ребёнок стремится. Данная подструктура у ребёнка 6-7 лет наполняется содержанием под активным влиянием взрослого, в совместной деятельности ребёнка с ним;
- «Я - потенциальное отрицательное» - включает в себя характеристики, которыми дошкольник не желает иметь.

К.Роджерс выделил «я» личности как особую область в поле опыта индивидуума, которая состоит из восприятия и оценки человеком своих собственных черт и качеств. Он первым определил понятие «я-концепция», подразумевая под ним совокупность всех представлений человека о себе.

«Я-концепция» - это система, и если изменить один её аспект, то может полностью измениться природа целого.

У дошкольника в содержание представлений о себе входит отражение им своих свойств, качеств, возможностей. Данные о своих возможностях накапливаются постепенно благодаря опыту разнообразной деятельности. Представления ребёнка о самом себе дополняются соответствующим отношением к самому себе.

Своеобразными признаками образа Я ребенка старшего дошкольного возраста являются: гибкость, чувствительность, тенденция к постоянному изменению, благодаря обогащению социального опыта ребенка, расширению сферы его познания мира, а также положительному самоотношению и адекватной самооценке.

Сформированность образа Я, к концу старшего дошкольного возраста, является первым и необходимым этапом в появлении предпосылок рефлексивного сознания.

Рефлексивное сознание – это определённый уровень развития сознания существа (индивидуума), достигшего способности постигать свой внутренний мир и строить картину своих состояний.

Собственная внутренняя позиция детей старшего дошкольного возраста по отношению к другим людям характеризуется осознанием собственного Я, своего поведения и интересом к миру взрослых.

По мнению К. Роджерса «Я»-реальное - это неустойчивая и постоянно меняющаяся сущность. Но когда его наблюдают в какой-то момент времени, оно кажется неизменным и предсказуемым. «Я» - это организованный и последовательный гештальт, постоянно находящийся в процессе формирования и преобразования по мере изменения ситуаций.

Я-образ-это вместе с тем и идеальное- «Я» субъекта – то, каким он должен был бы, по его мнению, стать, чтобы соответствовать внутренним критериям успешности. Идеальное «Я» выступает как необходимый ориентир в самовоспитании личности. Выявляя характер и действенность этого ориентира, педагог получает возможность существенно влиять на воспитание.

Таким образом на основании работ М.В. Корепановой, Д.И. Фельдштейна, Е.О. Смирновой можно сделать вывод о том, что образ «Я» является механизмом, который обеспечивает целостное и гармоничное становление и развитие ребёнка старшего дошкольного возраста.

1.2. Характеристика старшего дошкольного возраста.

Дошкольный возраст считается начальным этапом формирования личности. У детей возникают такие личностные новообразования, как соподчинение мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения. Особое место в периоде детства занимает старший дошкольный возраст. К этому периоду можно отнести возраст детей от 6 до 7 лет.

В старшем дошкольном возрасте отмечается бурное развитие и перестройка в работе всех физиологических систем организма ребенка: нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной, опорно-двигательной. Ребенок быстро прибавляет в росте и весе, изменяются пропорции тела. Происходят существенные изменения высшей нервной деятельности. По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка в большей степени приближается к показателям мозга взрослого человека. Организм ребенка в период от 6 до 7 лет свидетельствует о готовности к переходу на более высокую ступень возрастного развития, предполагающую более интенсивные умственные и физические нагрузки, связанные с систематическим школьным обучением. Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Старшие дошкольники перестают быть наивными и непосредственными, как раньше, становятся менее понятными для окружающих.

Так же в старшем дошкольном возрасте активно развивается диалоговая речь. Дети все больше интересуются природой: животными, растениями, природными явлениями и т.д.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в психическом развитии ребёнка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. В этом возрасте закладываются основы будущей личности: формируется устойчивая структура мотивов, зарождаются новые социальные потребности (потребность в уважении и признании взрослого, желание выполнять важные для других «взрослые» дела, потребность в признании сверстников, проявляется интерес к коллективным формам деятельности и т.д.). Возникает новый(опосредованный) тип мотивации – основа произвольного поведения, ребёнок усваивает определённую систему социальных ценностей, моральных норм и правил поведения в обществе, в некоторых ситуациях он уже может сдерживать свои непосредственные желания и поступать не так как хочется в данный момент, а так как «надо».

Старший дошкольный возраст – период активного развития и становления познавательной деятельности. Старший дошкольник стремится узнать, как устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить взаимосвязи предметов и явлений, задаёт очень много вопросов о том, как устроен человек, о работе различных механизмов, о явлениях природы и т.п. К концу дошкольного возраста дети отдают явное предпочтение интеллектуальным занятиям перед практическими. Детей привлекают головоломки, задачки, упражнения в которых надо думать. В этот период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через рассвет сюжетно-ролевой игры, ребёнок приходит к овладению более сложными видами деятельности, требующими нового произвольного уровня регуляции, основанного на сознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умения контролировать свои действия и оценивать их результат.

Ребёнок 6-7 лет может сравнить полученный результат с образцом и увидеть расхождения. Для маленького ребёнка важно «что» он делает, а для ребёнка старшего дошкольного возраста – «как» это надо делать и каким способом.

На седьмом году жизни ребёнок начинает осознавать своё место среди других людей, у него формируется социальная позиция и стремление к соответствующей его потребности новой социальной роли.

Ребёнок к концу дошкольного возраста учится таким эмоциям и чувствам, которые помогают ему устанавливать продуктивные отношения со своими сверстниками и с взрослыми. К концу дошкольного возраста у ребёнка формируются основы ответственного отношения к результатам своих действий и поступков. По мере развития ответственности у ребёнка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные мотивы. В зависимости от развитости чувства ответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.

Одним из важнейших достижений старшего дошкольного возраста является осознание своего социального "Я", формирование внутренней социальной позиции, представлений о себе. В старшем дошкольном возрасте происходит развитие самосознания. При этом, взрослый, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ребенку овладеть средствами осознавания и оценивания себя. Источником развития самосознания считается ведущая деятельность.

В этом период происходят значительные изменения структуры и содержания детской деятельности. Начиная с подражания взрослому, через расцвет сюжетно-ролевой игры, ребенок приходит к освоению более сложными видами деятельности, требующими нового (произвольного) уровня регуляции, основанного на осознании целей и задач деятельности и способов их достижения, умении контролировать свои действия и оценивать их результат (труд и учение). Старшему дошкольнику уже доступно принятие учебной задачи, он понимает, что выполняет то или иное действие для того, чтобы научиться выполнять его правильно. Ребенок 6-7 лет может использовать усвоенный способ действия в новых условиях, сравнить полученный результат с образцом, увидеть расхождения.

Большое значение для развития ребенка имеют продуктивные виды деятельности, такие как изобразительная деятельность и конструирование. Они требуют получения определенного продукта, способствуют развитию возможности анализировать объективные свойства действительности, создавать и реализовывать собственные замыслы. Эти деятельности также проходят сложный путь развития в дошкольном возрасте, а уровень такого развития является важнейшей характеристикой общего продвижения ребенка на каждом возрастном этапе.

Дошкольный возраст - это возраст, который характеризуется, прежде всего, развитием игры. Значение игры в становлении «Я»-образа раскрыто в работах Л.И. Божовича, С.Г. Якобсона, Т.Н. Дороновой, Н.В. Нижегородцевой и др. В детской психологии проанализированы самые разные виды игр: манипулятивная, режиссерская, сюжетно-ролевая, игра с правилами, дидактическая. Центральное место среди них занимает сюжетно-ролевая игра.

Игра - это один из видов деятельности, являющийся ведущим у детей дошкольного возраста. И. как деятельность в условных ситуациях направлена на познание и усвоение предметной и социальной действительности через воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки и культуры. И обеспечивает, таким образом, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности. Особую роль в развитии дошкольника играют подвижные игры разной интенсивности, способствующие физическому развитию ребенка, совершенствованию его двигательной сферы.

На развитие личности ребёнка старшего дошкольного возраста влияют окружающие с помощью моральных норм. Взрослые, их отношения, поведение и поступки, являются образцом, с помощью которого дети усваивают эти нормы. Старшие дошкольники знакомятся с жизнью взрослых людей многими способами – слушая рассказы, сказки, наблюдая за их деятельностью. Образцом для них бывает поведение тех людей, которые вызывают любовь и одобрение у них и окружающих.

Ребёнок не только познает себя, но изучает и оценивает внешность других детей. Это очень важно, так как именно в сравнении себя с другими дети учатся более точно воспринимать себя и более адекватно относиться к себе. В дошкольном возрасте формируется самооценка, которая является показателем растущего самосознания ребёнка и его личности в целом. Прежде чем оценить себя, ребёнок должен увидеть какие-либо качества в других. Как правило, дети старшего дошкольного возраста сначала осознают те качества, которые чаще оцениваются окружающими.

В дошкольном возрасте у детей формируется положительный образ «Я» и, как правило, завышенная самооценка.

Позитивная установка ребёнка на самого себя в настоящем и будущем является хорошим условием для его дальнейшего развития.

1.3. Игра как средство развития у дошкольников представлений о себе.

Значительную роль в становлении представлений о себе у ребенка занимает игра. Так, по мнению А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, коллективная ролевая игра в дошкольном возрасте не только расширяет поведенческий репертуар ребенка и служит незаменимой школой общения, но и облегчает ему осознание собственных качеств и потенциальных возможностей.

Как известно, полностью личность ребенка дошкольного возраста открывается в процессе игры, и только игровой процесс является ведущей деятельностью, позволяющей ребенку прочувствовать разные социальные роли. Только в игре, ребенок понимает важность самого себя и его взаимодействия с окружающим миром. Начиная с трехлетнего возраста большую часть времени, ребенок проводит в дошкольном учреждении. Именно здесь в процессе игры он начинает полностью познавать других детей, других взрослых, ещё неизведанный окружающий мир и самого себя. На сегодняшний день, все программы дошкольных образовательных учреждений направлены на всестороннее развитие личности ребенка (включая разделы физического, музыкального, художественного, эстетическогого, экологического, нравственного воспитания и др.)

Главной характеристикой детской игры, как известно, является расхождение реальной и мнимой ситуации. В игре ребенок начинает действовать «не от вещи, а от мысли», не в реальной, а в мыслимой, воображаемой ситуации. Предметы наделяются новыми, совершенно не свойственными им именами и функциями, сами дети меняют свои имена и принимают новые роли. Благодаря этим качествам игры в ней складываются и наиболее эффективно развиваются главные новообразования этого возраста: творческое воображение, образное мышление, самосознание и пр. Главное преимущество игровой деятельности заключается в том, что она имеет ближайшее отношение к потребностно-мотивационной сфере ребенка. Как отмечает Д.Б. Эльконин, в ней происходит «первичная, эмоционально-действенная ориентация в смыслах человеческой деятельности, возникает осознание своего места в системе отношение взрослых и потребность быть «взрослым».

Д.Б. Эльконин, вслед за Л.С. Выготским, неоднократно подчеркивал, что в игре возникает новая форма желания. Ребенок учится желать, соотнося свое желание с идеей, с фиктивным «Я» (т. е. с другим, воплощенным в роли). Если в предметной игре ребенка раннего возраста (как и в случае неразвитой игры дошкольника) главное – обладание предметом и действия с ним, то в ролевой игре аффект переносится с предмета на человека, стоящего до этого за вещью. Благодаря этому взрослый и его действия начитают выступать перед ребенком как образец. Ребенок хочетдействовать как взрослый. Именно под влиянием этого очень общего желания сначала при помощи и подсказке взрослых или старших детей он начинает действовать как будто бы он взрослый. При этом сначала происходит чисто эмоциональное понимание действий другого человека как осуществляющего что-то важное и значимое для других и, следовательно, вызывающего их определенное отношение.

Есть еще один важнейший момент, заключающийся в том, что в игре ребенок осознает свое «Я». По словам Л. С. Выготского, «ребенок учится в игре своему Я».

Как было сказано ранее, игра – это один из видов деятельности, который является ведущим у дошкольников. Именно в игре формируется детское общество, перестраиваются некоторые психические процессы. Игровая деятельность благотворно влияет на развитие памяти, мышления, воображения. В игре происходит проникновение ребёнка в мир взрослых.

Кроме сюжетно-ролевых игр у детей интенсивно развиваются и другие формы игры - режиссерские, игры-фантазии, игры с правилами.

В игре пробуются различные модели поведения, которые применяются затем в реальных ситуациях, что является началом индивидуального опыта дошкольника. Знания, приобретённые ребёнком в индивидуальном опыте, отличаются большой конкретностью. Поэтому представления дошкольника, основанные на таких знаниях, имеют менее выраженную эмоциональную окраску, чем представления, сформированные посредством общения с другими людьми.

Таким образом, формирование образа «Я» и развитие представлений о себе является основой осознания ребёнком себя в этом мире, выделения своей уникальности и связи с другими людьми. Искажение представлений о себе, своих возможностях приводит к трудностям психического и эмоционального развития дошкольников. Поэтому важно в возрасте 6 -7 лет, когда закладываются основы будущей личности, научить ребёнка любить и принимать себя таким, какой есть.

Глава II. Процесс формирования образа Я у детей старшего дошкольного возраста.

2.1. Диагностика сформированности образа–Я у старших дошкольников.

Целью нашего эксперимента является исследование образа «Я» у дошкольников.

Объектом исследования является образ старших дошкольников.

Предметом исследования является Я-образ.

Нами выдвинута гипотеза: предположим Я-образ старших дошкольников имеет свои особенности.

Задачи исследования:

1. Исследование Я-образа;

2. Разработка системы занятий, направленных на формирование адекватного образа «Я».

Для определения сформированности образа – Я у детей старшего дошкольного возраста был проведён эксперимент среди детей старшего дошкольного возраста на базе «Дошкольной группы» при МКОУСОШ п.Орлецы, расположенной по адресу: Кировская обл., Нагорский район, п. Орлецы, ул. Мира, 6.

В исследовании приняли участие 6 воспитанников старшей группы, из них: 3 детей – 6 лет, 3 детей – 6,5 лет, 3 мальчика и 3 девочки. Все дети из семей со сходным социокультурным уровнем.

В эксперименте использовались следующие методики:

1.Методика "Изучение уровня самосознания" (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Подготовка исследования. Подобрать вопросы для внеситуативно-личностной беседы с детьми о желаниях и предпочтениях.

1.Что ты любишь больше всего на свете?
2. Чем бы ты стал заниматься, если бы тебе разрешили делать все?
3. Какое твоё любимое занятие?
4. Расскажи, что ты больше всего не любишь (просто терпеть не можешь).
5. Тебе все нравится в детском саду? Что бы хотелось изменить?
6. Я волшебница и могу выполнить любое твое желание. Что ты хочешь попросить?

Проведение исследования. Эксперимент проводится индивидуально с детьми 6-7 лет. Взрослый задает вопросы, конкретизирует или изменяет их, чтобы ребенку было легче ответить.

Обработка данных. Результаты беседы о желаниях и предпочтениях детей оформляют в таблицу.(Приложение А)

2.Методика «Изучение наличия представлений о себе»(Панасенко К. Е., Коптева О.Д).

Подготовка исследования: объектами внимания при изучении данного критерия являлись детские рисунки: автопортрет, моя семья, мой мир; беседа с детьми: «Расскажи, какой ты».

Проведение исследования. При изучении наличия представлений о себе детям дается серия заданий по описанию самих себя. Ребенку предлагают рассказать по фотографиям и собственным рисункам о себе. Затем, задают вопросы, используя рисунки: «Чем ты похож и чем отличаешься от остальных?».

Обработка данных. Полученные результаты фиксируются в таблице (Приложение Б).

Данная методика позволяет определить наличие сформированности представлений о себе.

3.Методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур.)

Подготовка исследования. Рисуем на листе бумаги лестницу из 7 ступенек (приложение В).

Проведение исследования: Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки. На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки. На какую ступеньку поставил бы ты себя? Нарисуй себя на этой ступеньке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка. А на какую тебя поставят мама, учитель?».

Обработка и анализ результатов:

Обращается внимание, на какую ступеньку ребенок сам себя поставил. Считается нормой, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» и даже «самые хорошие» дети. Положение на любой из нижних ступенек (а тем более на самой нижней) говорит не об адекватной оценке, а об отрицательном отношении к себе, неуверенности в собственных силах. Это серьезное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессии, асоциальности. Данные заносятся в таблицу (Приложение Г).

2.2. Анализ полученных данных.

При проведении методики изучения уровня самосознания «О желаниях и предпочтениях» результаты группы показали, что некоторые вопросы вызвали затруднения у детей: 83% не справились со вторым вопросом, они отвечали «не знаю»; так же возникли сложности при ответе на шестой вопрос, это 33%. 67% ответили, что не любят когда их ругают, так же 67 % сказали, что им нравится в детском саду и они не хотели бы там ничего менять. Большинство опрошенных детей ответили, что им всё нравится в детском саду, а с тем, что их не устраивает, они стремятся справиться самостоятельно. Если у ребенка возраста 6-7 лет нет друзей, нет взаимопонимания со стороны сверстников, тогда любые игровые приемы и даже непринужденное общение со взрослым малоэффективны. Всем детям нужны друзья. Или хотя бы ощущение, что ты кому-то из сверстников интересен.

Рис.1. Анализ методики «О желаниях и предпочтениях».

При проведении методики направленной на изучение наличия представлений о себе были получены следующие результаты: 50% дошкольников подробно рассказывают по собственным фотографиям о себе, правильно описывают себя; 50% дошкольников не совсем подробно, четко, могут рассказать по фотографиям о себе, они частично, не всегда правильно описывают себя. Это говорит о том, что у детей в старшем дошкольном возрасте не всегда имеются полные представления о себе. Образ-Я сформирован не полностью. Они могут описать свою внешность, но описание своего эмоционального состояния вызывает затруднение.

Рис.2. Анализ методики «Изучение наличия представлений о себе».

При проведении методики «Лесенка» направленной на изучение самооценки ребенка, были получены следующие результаты: дошкольники оценивают себя 75% – самый лучший, 25% – хороший, 0% –плохой. На вопрос: «на какую ступеньку тебя поставила бы воспитательница?», дети ответили следующим образом 50%- на 7 ступеньку, 50%- на 6 ступеньку.

Исходя из полученных результатов, мы можем сделать вывод о том, что практически у всех детей, опрошенных нами, достаточно высокая самооценка. Позитивным признаком считается, если дети ставят себя на ступеньку «очень хорошие» или даже «самые лучшие». В любом случае это должны быть верхние ступеньки, так как положение на любой из нижних ступенек (а уже тем более на самой нижней) говорит о явном неблагополучии в самооценке и общем отношении к себе. Это очень серьёзное нарушение структуры личности, которое может привести к депрессиям, неврозам у детей. Как правило, это связано с холодным отношением к детям, отвержением или суровым, авторитарным воспитанием, при котором обесценивается сам ребёнок, который приходит к выводу, что его любят только тогда, когда он хорошо себя ведёт.

Рис.3. Анализ методики «Лесенка», отражающий то, как дети сами себя оценивают.

Рис.4. Анализ методики «Лесенка», отражающий то, как, по мнению детей, их оценивает воспитатель.

Исходя из данных, полученных в ходе проведения эксперимента, можно сделать следующие выводы:

· мы оценили уровень сформированности наличия представлений о себе и самооценки у детей старшего дошкольного возраста – результаты не оказались высокими, большинство детей имеют средний уровень сформированности Я-образа;

· половина опрошенных детей не в полной мере могут рассказать о себе по фотографии, это свидетельствует о том, что представления об образе-Я сформированы не до конца.

Таким образом, можно сделать вывод о необходимости работы по формированию наличия представлений о себе.

Как развивать самосознание ребенка, формировать правильное представление о себе и способность адекватно оценивать себя, свои поступки и действия?

1.Оптимизация родительско-детских отношений: необходимо, чтобы ребенок рос в атмосфере любви, уважения, бережного отношения к его индивидуальным особенностям, заинтересованности в его делах и занятиях, уверенности в его достижениях; вместе с тем - требовательности и последовательности в воспитательных воздействиях со стороны взрослых.

2. Оптимизация отношений ребенка со сверстниками: необходимо создать условия для полноценного общения ребенка с другими; если у него возникают трудности в отношениях с ними, нужно выяснить причину и помочь дошкольнику приобрести уверенность в коллективе сверстников.

3. Расширение и обогащение индивидуального опыта ребенка: чем разнообразнее деятельность ребенка, чем больше возможностей для активных самостоятельных действий, тем больше у него возможностей для проверки своих способностей и расширения представлений о себе.

4. Развитие способности анализировать свои переживания и результаты своих действий и поступков: всегда положительно оценивая личность ребенка, необходимо вместе с ним оценивать результаты его действий, сравнивать с образцом, находить причины трудностей и ошибок и способы их исправления. При этом важно формировать у ребенка уверенность, что он справится с трудностями, добьется хороших успехов, у него все получится.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги всему вышесказанному, хочется в очередной раз подчеркнуть всю значимость дошкольного детства как периода, определяющего весь дальнейший процесс личностного развития человека. Особую роль в данный период приобретает формирование образа-Я.

Приобщение ребёнка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, по мнению большинства психологов, начинается с формирования представлений о себе. Проблема самосознания одна из самых сложных в психологии. Оно формируется в основном под влиянием двух главных факторов: собственной практической деятельности ребёнка и его взаимоотношений с другими людьми.

Как было показано в нашей работе, в дошкольном возрасте дети проявляют интерес к себе - своему телу, внешнему виду, а также особый интерес к окружающим людям и их взаимоотношениям. Сформированные представления о себе влияют на становление отношений ребёнка с людьми и на развитие всех видов детской деятельности.

На протяжении всего дошкольного возраста представления ребёнка о себе существенно меняются: он начинает более правильно представлять себе свои возможности, понимать, как относятся к нему окружающие, чем вызывается это отношение. Становление личности ребёнка происходит успешно при условии активности самого ребёнка, когда он включён в процесс собственного «социального строительства».

Таким образом, развитие представлений о себе является важной основой осознания ребёнком себя в этом мире, выделения своей ценности, уникальности и связи с другими людьми. Включение ребёнка в специально организованный процесс общения с близкими взрослыми и сверстниками создаёт условия для развития представлений о себе. А искажение представлений о себе, своих возможностях, о других людях и о мире приводит к трудностям психоэмоционального развития. Недостатки, отклонения, деформации в развитии самосознания проявляются в противоречивости личности, неустойчивости психических свойств, качеств, состояний, которые затрудняют социализацию и индивидуализацию личности.

Литература:

1. Андреева И.В. Педагогика и психология. – Санкт-Петербург, 2003.

2. Бернс.Р. Развитие Я-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986.

3. Волков Б.С. Возрастная психология. Кн.1. – М., 2005.

4. Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы. – М., 2002.

5. Дудьев В.П. Психомоторика: cловарь-справочник, 2008 г.

6. Корепанова М. В. Теория и практика становления и развития образа Я дошкольника. – Волгоград: 2001.

7. Корнилова А.А. Исследование составляющих "Образа Я" современного студента-бакалавра // Психология, социология и педагогика. 2012. № 5.

8. Крайг Г. Психология развития. – Санкт-Петербург, 2002.

9. Лаврентьева М. В. Общая характеристика развития детей старшего дошкольного возраста.

10. Малютина Е. В. Обзор программ позволяющих сформировать Образ Я ребенка дошкольного возраста в социуме [Текст] / Е. В. Малютина // Молодой ученый. - 2011. - №10. Т.2.

11. Мухина В.С. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. -- М.: Институт практической психологии, 1998.

12. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологическая готовность ребенка к школе. – М., 2002.

13. Новейший философский словарь.

14. Общая психология: Учебник для вузов / под ред. А.Г.Маклакова. – СПб.: Питер, 2008.

15. Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста / Под ред. Д.Б. Эльконина, Л.А. Венгера. - М.: Педагогика, 2006.

16. Психология самосознания: Хрестоматия / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: Издательский дом «Бахарах-М», 2003.

17. Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана. - СПб.: Прайм-Еврознак, 2010

18. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ.М.: Издат. Группа "Прогресс", 1994

19. Урунтаева ГА. Дошкольная психология.- М.: «Академия», 1998.

20. Фельдштейн Д. И. Социальное развитие в пространстве-времени детства. --М.: Московский психо-лого-социальный институт, 1997.

21. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов н/Д.,изд-во "Феникс", 1998

22. Эриксон Э. Детство и общество. С-Пб., Ленато, ACT, Фонд "Университетская книга", 1996

23. Якобсон С. Г., Фещенко Т. И. Формирование Я-потенциального положительного как метод регуляции поведения дошкольников // Вопросы психологии. - 1997. - № 3.

Участники Настя Оля Дима Вероника Артём Саша
Возраст 6 лет 6 лет 6 лет 6,5 лет 6,5 лет 6,5 лет
1 вопрос гулять Танцевать Играть, гулять Играть с друзьями Играть на компьютере Смотреть мультики
2 вопрос Не знаю Не знаю Не знаю Не знаю Купил бы много конфет Не знаю
3 вопрос Играть на телефоне гулять Играть на компьютере рисовать рисовать Кататься на велосипеде
4 вопрос Когда ругают Манную кашу с комочками Когда идет дождь Когда ругают Когда ругают Когда не разрешают долго смотреть мультики
5 вопрос Нет, убрать тихий час Нет, убрать тихий час да да да да
6 вопрос Большой замок для кукол Котёнка Скоростной велосипед Съездить в Казань, в аквапарк. Большую игрушечную машину Покататься на лошади

Приложение А.

Таблица 1. Методика "Изучение уровня самосознания" (Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина).

Приложение Б.

Таблица 2. Методика «Изучение наличия представлений о себе» (Панасенко К. Е., Коптева О.Д).

Участник Возраст Описание себя по фото
Настя 6 лет Я стою в комнате, сзади зеленый цветок. На мне красное платье, на голове 2 розовых банта. У меня зеленые глаза. Мне здесь 5 лет, лицо у меня серьёзное, я не хотела фотографироваться. Фотографировал меня дядя Саша. Я маленького роста, на ногах красные туфельки.
Оля 6 лет Это я на концерте, танцую танец кошечки. На мне костюм кошки, ушки и хвост. Я улыбаюсь, мне нравится танцевать.
Дима 6 лет Я здесь у бабушки, смотрю мультики. На мне спортивный костюм. Рядом сидит кот Тишка. Мне здесь 6 лет.
Вероника 6,5 лет Меня фотографировала тётя Таня, я улыбаюсь. Волосы заплетены в хвостики, я очень довольная, потому что дали новую игрушку-вертолётик. Мне здесь 5 лет. На мне красивое платье в горошек, и синие колготки.
Артём 6,5 лет Я среди своих друзей. На мне клетчатая рубашка и джинсы. Мне здесь 6 лет. На фото я серьёзный. У меня много веснушек, зелёные глаза и неровная чёлка. Я здесь выше остальных. Мы стоим у детского садика.
Саша 6,5 лет Мне здесь 6 лет. Я сижу у папы в машине. На мне синяя футболка с машиной. Я улыбаюсь, потому что у меня хорошее настроение.

Приложение В.

Приложение Г.

Таблица 3. Методика исследования самооценки «Лесенка» (В.Г. Щур).

Развитие самосознания в дошкольном возрасте

  • появляется самооценка, которая зависит от оценки взрослого (чем точнее оценочное воздействие, тем то точнее представление ребенка о результатах своей деятельности) Оценить себя ребенку сложнее, чем сверстника.
  • все более существенную роль играет общение со сверстанном (взрослый - недосягаемый эталон), в котором складывается способность оценивать другого человека. Наиболее восприимчивы к оценке взрослого дети 4-5 лет; в 5-7 лет появляется критичное оценивание; в 6-7 лет - правильное понимание нравственных качеств.
  • в среднем дошкольном возрасте происходит перелом в отношении ребенка не только к сверстнику, но и к самому себе (в Я ребенка выделяются качества, умения, способности, но только в сравнении с другими - сверстниками).

Самооценка имеет завышенный характер. Причиной неадекватной самооценки является то, что ребенку очень трудно отделить свои умения от собственной личности в целом (признать, что сделал что-то хуже сверстников, значит признать, что хуже вообще). Характерно хвастовство как способ показать свое превосходство.

В 6-7 лет отношение к себе снова существенно меняется. ребенок начинает осознавать не только свои конкретные действия и качества, но и свои желания, переживания, мотивы (я хочу, я люблю, я стремлюсь).

  • «Я» ребенка становится открытым для других людей, их радости и проблем. Другой ребенок становится не только средством самоутверждения, предметом сравнения с собой, но и самоценной личностью (охотно помогает, сопереживает).

Ребенок чаще всего оценивает те качества, особенности поведения, которые чаще его оценивает взрослый. Как бы он это не делал - словом, жестом, мимикой, улыбкой. Прежде всего осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени висит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого. Если взрослый равнодушен , не обращает внимания на ребенка, то образ себя у него становится преимущественно негативным, с низкой самооценкой. В результате усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Взрослый должен;

Помотать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности, но и в поведении, отношении к окружающим;

Помогать формировать адекватную, высокую самооценку.

«Строгие взрослые » пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, знанию, тому, что ребенку не удается достичь. Положительные стороны поведения и деятельности они не отмечают, воспринимают как должное. В таком случае дети систематически получают, хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это вводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность, любознательность внутренне ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребенка

«Восторженные взрослые » поощряют преимущественно успехи, положительны стороны, подчеркивают даже самые незначительные достижения. Дети станемте малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому некритичны к себе, а удовлетворены своим положением в группе сверстников или среди посторонних взрослых Желание изменить свое положение приводит к обману, с помощью которого дети стараются заслужить положительное отношение. Строгая реакция взрослого еще больше усугубляет положение.

«Безразличные взрослые » дают несистематические, случайные оценки, кагоры лишают детей твердых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают свое отношение ним.

«Справедливые взрослые » в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверены в себе, что создает благоприятные условия для развития адекватной самооценки.

  • происходит осознание себя во времени (с накоплением к осознанием своего опыта); ребенок просит рассказать, каким он был маленьким. Возникает, по мнению Д.Б.Эльконнна, начальная форма осознания ребенком самого себя («личное сознание»), что обуславливает новый уровень осознания своего места в системе взаимоотношений со взрослым - ребенок понимает, что он еще маленький.

В дошкольном возрасте нередко можно наблюдать складывающиеся проблемные формы межличностных отношений детей, причиной которых выступает: повышенная конфликтность; застенчивость; неуверенность в себе; агрессивность. В основе перечисленных причин лежит фиксация на своих предметных качествах, преобладание оценочного отношения к себе и другим. В отношениях ребенка со сверстниками можно выделить следующие позиции:

  • эгоистическая позиция -ребенку безразличны другие дети, интересны только предметы (игрушки); ребенок допускает грубость, характерна агрессивность;
  • конкурентная позиция - чтобы тебя любили н ценили, нужно быть послушным, хорошим, не обижать других, сверстник выступает как средство самоутверждения и оценивается с точки зрения собственных достоинств;
  • гуманная позиция - отношение к сверстнику как к самоценной личности; ребенок получает радость и удовольствие от оказания помощи.

Развитие мотивационно-потребностной сферы ребенка.

Дошкольный возраст является периодом развития личностных механизмов поведали, которые связаны с оформлением потребностно-мотивационной сферы ребенка.

Поведение ребенка раннего возраста остается целиком во власти внешних впечатлений - переживания и поведение зависал от конкретной ситуации и эмоции. Мотивы равнозначны, их соотношение устанавливается извне, независимо от ребенка и связано с: биологическими потребностями (еда, соя и др.); взрослым, который организует и направляет деятельность.

В дошкольном возрасте появляется устойчивое соотношение мотивов (одни выходят на первый план и подчиняют себе другие). А.Н. Леонтьев подчеркивает, что складывается соподчинение (иерархия) мотивов. Характерен феномен «горькой конфета», когда внутренние переживания собственной неудачи оказываются для ребенка сильнее привлекательного утешительного приза.

Значимые мотивы для дошкольников

1) мотивы, связанные с интересом к миру взрослых

2) поощрение

3) мотивы, связанные с наказаниями

4) мотивы, связанные с запретами

5) игровые мотивы (интерес ребенка к самому процессу игры)

6) мотив сохранения и установления положительных взаимоотношении со взрослыми и детьми. Хорошие отношения со стороны окружающих делают ребенка чувствительным к оценке и вызывают желание выполнять их требования и правила.

7) потребность в признании (мотив, который ориентирует ребенка на достижение того, что является значимым в обществе)

8) мотив личных достижений, самоутверждения. В дошкольном возрасте происходит формирование познавательных и соревновательных мотивов. В основе первых - любознательность, в основе вторых - стремление победить.

9) нравственные мотивы, т.е. выражение отношения к людям, осознание нравственных норм и правил, что имеет важное значение в формировании поведения

10) общественные - желание сделать что-то приятное, полезное, нужное людям.

Собственные обещания ребенка, как правило, не имеют побудительной силы -бесполезно требовать от него обещаний. Нужно иметь в виду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как необязательность.

Соподчинение мотивов является важным новообразованием в развитии личности дошкольника, т.к. придает поведению определенную направленность. Наличие соподчинения мотивов позволяет ребенку отказаться от игрушки ради более важного, но скучного занятия.

Мотивы деятельности приобретают для ребенка определенную систему, поведение из «полевого» (как в раннем детстве) превращается в волевое. Эмоциональное предвосхищение (заранее прочувствование смысла своих действий для окружающих) позволяет ребенку соподчинять отдельные мотивы своих действий и регулировать свое поведение.

В дошкольном возрасте происходит становление этических инстанций и социальных чувств: становление моральной саморегуляции, развитие социальных чувств (Младшие дошкольники оценивают действия по их последовательности, а не по намерениям детей), развитие морального сознания (этической оценки).